Типы права и основные правовые семьи. Правовые семьи современности, их признаки и общая характеристика

Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:

  • 1. Романо-германская правовая семья;
  • 2. Англосаксонская правовая семья;
  • 3. Семья социалистического права;
  • 4. Религиозная правовая семья;
  • 5. Традиционная правовая семья (обычное право);
  • 6. Правовая семья стран Дальнего Востока;
  • 7. Смешанные правовые семьи.
  • 1. Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая система объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая система возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права -- нормативный акт. Ей присуще чёткое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой системы характерно наличие писаной конституции.

В рамках романо-германской правовой системы выделяют следующие группы:

  • - группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, право латиноамериканских стран);
  • - группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции, Японии);
  • - группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).

Некоторые исследователи выделяют самостоятельную группу славянского права, которое по их мнению имеет свой уникальный исторический путь развития, отличающийся от европейских правовых традиций. Славянское право во многом основано на рецепции римского права с учётом своих национально-культурных особенностей. Первоначально оно формировалось под сильным воздействием византийского права, в дальнейшем более тесно сблизилось с романо-германским правом, основанном по образцу ведущих европейских государств, также особую роль в нём сыграло социалистическое право.

2. Англосаксонская правовая семья.

Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т. д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. В основе этой правовой системы -- принцип stare decisis (лат. стоять на решённом), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту. Основным источником права в Англо-саксонской правовой системе является обычай (подтверждённый судебным прецедентом), законодательство рассматривается как разновидность договора. Таким образом, в отличие от романо-германской системы, судебные решения играют большую роль в собственно формировании права, тогда как романо-германская система оставляет за судами функцию толкования и применения права.

В США имеется тенденция к смешению принципов англосаксонской и романо-германской правовых систем: первая широко распространена на низовом уровне, но по мере повышения уровня юрисдикции имеется тенденция к кодификации права (см. Кодекс Соединённых Штатов). В Канаде частное право является прецедентным, тогда как уголовное -- кодифицированным.

3. Семья социалистического права

Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд.

4. Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система -- это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха). В Европе религиозное право не прижилось даже в Средние века, поскольку авторитет Церкви относился исключительно к духовной сфере; вопросы же наказания и гражданского права относились к исключительной прерогативе местных правителей. В допетровской Руси Церковь не имела судебной власти, однако в отдельных случаях церковное покаяние (уход в монастырь) с согласия Церкви могло служить заменой отдельных форм уголовного наказания.

Тем не менее, религиозное право во всех случаях было не абсолютной, а лишь преобладающей нормой. В еврейском праве действовала норма «дина демалхута дина» (Закон царства -- закон), означавшая, что закон государства, на территории которого проживала данная еврейская община, должен беспрекословно исполняться.

В современном Израиле, Галаха не является доминирующей правовой нормой. Основой правовой системы Израиля служат законы государства. Хотя некоторые процессы, связанные с семьёй и браком могут вестись как в государственном, так и в религиозном (раввинатском) суде, сфера её применения всё больше и больше сводится к ритуальным аспектам в рамках отдельных общин.

В исламском обществе шариат мог сочетаться с местными обычаями (адат), а также с законодательством местных правителей.

5. Традиционная правовая семья (обычное право)

Традиционные правовые системы до сих пор встречаются в некоторых странах Центральной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Для них характерно то, что внутри племенной общины или этнической группы регулирование общественных отношений происходит посредством многочисленных обычаев и традиций. Они являются для них не писаными нормами поведения, которые складывались в течение длительного времени и вошли в привычку в результате многократного применения. Повиновение нормам обычного права происходит добровольно и основано на уважении духов предков или духов природы.

Обычное право регулирует, как правило, поведение коллектива, а не отдельной личности, поэтому оно является правом групп и сообществ, и не является правом индивидов (то есть это не субъективное право). Оно влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Например, вступление в брак является не союзом между мужчиной и женщиной, а соглашением между различными племенами и кланами.

Правосудие осуществляют старейшины, жрецы или вожди, в том числе судебное разбирательство может осуществлять сам потерпевший. При совершении тяжкого преступления допускается месть по принципу «око за око».

6. Правовая семья стран Дальнего Востока

Национальные правовые системы стран Дальнего Востока имеют множество сходных черт. В их основе лежат философские учения, главным образом идеология конфуцианства (для Китая также даосизм и легизм), которая особое внимание уделяет роли семьи в обществе, где абсолютной властью обладает непосредственно глава семьи, а младшие всегда подчиняются старшим. Особое место отводится моральным нормам и традициям, а все конфликты должны решаться предпочтительно внесудебным путём, когда стороны спора достигают примирения посредством соглашений и компромиссов. В суд принято обращаться только при исчерпании всех иных способов примирения. В целом правопорядок рассматривается как достижение гармонии между людьми, а также между человеком и природой.

В последнее время правовые системы стран Дальнего Востока трансформировались и стали тяготеть к европейским правовым традициям. Под влиянием романо-германского права появилось множество сходных ему правовых институтов. В Китае и КНДР также особое место занимают институты, присущие социалистическому праву. На Японское право некоторое влияние оказало право Соединённых Штатов.

7. Смешанные правовые семьи

Смешанные правовые системы бывают следующих видов:

  • - дуализм романо-германского и англосаксонского права (правовые системы Кипра, Израиля, ЮАР, Таиланда, Мальты, а также административных единиц таких как Луизианы, Квебека, Шотландии);
  • - дуализм англосаксонского и религиозного права (правовые системы Пакистана, Нигерии, Индии, Малайзии, где действуют в том числе законы шариата);
  • - дуализм романо-германского и религиозного права (правовые системы Египта, Алжира, Марокко, Сирии, Иордании);
  • - дуализм романо-германского и обычного права (правовые системы Мадагаскара, Руанды, Республики Конго, Мали, Эфиопии).

В правовых системах государств Африки (африканское право) тесно между собой переплетаются основные черты обычного права, мусульманского права, а также права бывших колонизаторов -- романо-германское или англосаксонское.

В литературе также встречается утверждение о существовании так называемой «кочующей» правовой семьи, когда в правовую систему определённого государства привносятся некоторые правовые традиции чужестранцев и связано это зачастую с миграционными процессами и глобализацией. Такие социальные группы не ассимилируются в национальную правовую систему страны проживания, а живут по правилам своей коренной правовой семьи и национальной культуры (например, диаспора турок в Германии, арабов во Франции, эмигрантские кварталы в Великобритании).

Право- это система общеобязательных формально определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Различные взгляды на типологию права, исторические типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, выделенные на основе формационного подхода. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки, и в этом случае под типом права понимаются взятые в единстве наиболее существенные, типичные его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, которая выступает как исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замена их новым экономическим строем. Изменение экономического базиса влечет за со бой изменение права и государства. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской теории права и государства. Исторический тип связывается с установлением закономерной зависимости сущности права от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе развития. Тип права определяется на основании того, какой экономический базис это право защищает, интересам какого класса оно служит. При таком подходе право приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве орудия диктатуры экономически господствующего класса. Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии права, выделяет три типа эксплуататорского права: рабовладельческое, феодальной, буржуазное. Последний исторический тип – социалистическое право, который теоретически в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественной коммунистическое самоуправление. В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических и научно-исторических, религиозных, территориально-юридических и иных признаков.

Правовая система общества; понятие и структура. Классификация правовых систем. характеристика основных правовых семей народов мира: Романо-германской, англо-саксонской, религиозной, традиционной. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Элементами правовой системы являются: собственно право как система обязательных норм, которые выражены в законе и иных правовых источниках, правовая идеология, судебная (юридическая) практика. В основу классификации правовых систем положены различные факторы, так как существует многообразие позиций, точек зрения. Одной из самых распространенных классификация является классификация Рене Давида. Она основана на сочетании двух критериев: идеологию, в том числе включающую религию, экономическую и социальную структуру и юридические техники, которые в качестве основной составляющей включают источники права. Давид выдвинул идею трихотомии, то есть выделения трех основных семей: романо-германскую, англо-саксонскую и социалистическую. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название – религиозные и традиционные системы. Цвангерт и Коту выдвинули другую классификацию. В основу её положен критерий правового стиля, который, по их мнению, состоит из пяти факторов: происхождения и эволюции правовых систем, своеобразия юридического мышления, специфических правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, Идеологических факторов. На основе этих факторов они предлагают выделять «правовые круги»: романский, германский, англо-саксонский, социалистический, право ислама, индуистское право. А. Саидов полагает, что только глобальной марксистско-ленинской типологии и внутри типовой классификации правовых систем дает возможность составить цельную правовую карту мира. Он выделяет внутри буржуазного права восемь правовых систем: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, семью общего права, мусульманскую, индуистскую, дальневосточную. Социалистическая многофакторная классификация построена на основе трех критериев: исторического генезиса правовых систем, системы исторического права и структуры правовой системы. В связи с этими критериями выделяются следующие правовые системы: Романо-германская, семья общего права, мусульманская, латиноамериканская, индусская, дальневосточная, обычное право. Романо-германская (семья континентального права) сложилась в Европе в начале XII века на базе кодификации императора Юстиниана. В XIX веке основным источником права становится закон, возникают писанные и неписанные Конституции. Внутри Романо-германской семьи выделяют романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Италия, Португалия, Испания) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария) группы. В англо-саксонской системе основным источником права служат нормы, сформулированные судьями и выраженные в судебных прецедентах. В нем различается группа английского права и группа права США. В первую группу входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия. В английском праве основным источником является судебный прецедент, а в праве США, наряду с процедурными источниками, существует немало кодексов. Мусульманское право – это система правовых норм, выраженных в религиозной форме и основывающихся на мусульманской религии – исламе. Он возник в период разложения родо0-племенного строя и зарождения государства на западе Аравийского полуострова. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна – главные религиозные книги мусульман, в основе которых лежит «божественное откровение» и закрепляются основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций соответствует определенный исторический тип права.

Исторический тип права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации.

Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя. Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства.

Правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

  • - обе системы юридически закрепляли сословно-классовое не равенство;
  • - обе системы были тесно связаны с религией. Религиозные нормы служили источником правовых норм;
  • - правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики - казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;
  • - обе системы не знали деления права на отрасли;
  • - за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право, оно отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью.

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов.

Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе.

Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

  • - основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения;
  • - феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии;
  • - феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права;
  • - феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е., отсутствие единой системы права в масштабе всей страны;
  • - феодальное право сохраняло тесную связь с религией;
  • - феодальное право не знало деления на отрасли права.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права.

Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии.

В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день.

Для буржуазного права характерны:

  • - светский характер - это право, которое не связано с религией;
  • - высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
  • - разделение права на частное и публичное;
  • - признание закона основным источником права.

Основной задачей буржуазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Социалистическое право представляет собой на этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа.

В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

Конкретно-историческую совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства) называют национальной правовой системой. Совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами, объединяют в правовые семьи.

Выделяют следующие основные правовые семьи:

  • 1. Романо-германскую (континентальную) правовую семью;
  • 2. Англо-саксонскую правовую семью (семью общего права);
  • 3. Семью социалистического права;
  • 4. Мусульманскую правовую семью;
  • 5. Африканскую правовую семью.

К романо-германской правовой семье относят национальные правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых систем.

Выделяют две группы правовых систем: группу романского права и группу германского права.

Для романо-германской правовой семьи характерно:

  • - Деление права на частное, которое определяет отношение между частными людьми, и публичное, определяющее компетенцию и порядок деятельности государственных органов;
  • - Подразделение на отрасли права;
  • - Устойчивая иерархия источников (форм) права, основным источником является закон (Конституция);
  • - Систематизация законодательства в основном в виде его кодификации.

Англо-саксонская правовая семья включает в себя две группы: группу английского права и группу права США. Основным источником права в англо-саксонской семье является судебный прецедент, англо-саксонское право - это право судебной практики, в рамках которой суды не только применяют, но и создают нормы права.

В отличие от романо-германской правовой семьи в англо-саксонском праве разделение системы права на отрасли является менее четким: более важное значение предается правовым институтам.

В самой Англии нет ни конституции как единого документа и основного закона государства, ни кодексов европейского типа, а нормативные акты под влиянием судебной практики содержат нормы казуистического характера.

Отсутствует деление права на частное и публичное, его заменяет деление на общее право и право справедливости.

Право США имеет ряд особенностей: принятие Конституции, запрещение ссылаться на английские судебные решения, разработка в ряде штатов кодексов, однако судебная практика сохранила свое значение в США.

Социалистическая правовая семья значительно схожа с континентальным правом. К ней принадлежали правовые системы СССР и стран, составлявших социалистический лагерь в Европе, Азии, Латинской Америке. Социалистическая правовая семья имеет ряд особенностей:

  • - Господство публичного права над частным;
  • - Подчиненное положение закона в правовой системе по отношению к партийно-административным решениям;
  • - Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм.

Мусульманская правовая семья охватывает более 50 государств. Мусульманское (исламское) право представляет собой совокупность норм религиозного характера, основанных на исламе. Основными источниками мусульманского права являются Коран (священная книга ислама), Сунна (сборник преданий о жизни пророка Мухаммеда), Иджма (свободный комментарий средневековых правоведов), Кияс (правила применения шариата к новым жизненным ситуациям). При отсутствии в Коране или Сунне правил поведения в некоторой конкретной ситуации, их поиск осуществляется на основе рационального толкования предписаний ислама - иджтихада, его имеют право давать только специальные мусульманские правоведы - муджтахиды. Судьи же при рассмотрении дела обычно не обращаются к Корану или Сунне, а ссылаются на мнение муджтахида.

Африканская правовая семья на протяжении многих веков объединяла правовые системы обычного права на африканском континенте и действовавшие в рамках отдельных племен.

После колонизации Африки здесь распространились правовые системы колониальных держав. В результате возникла тройственная система колониального права, состоявшая из права метрополий, законов, изданных колониальными администрациями, и обычного права.

Все, что рассматриваться в данном курсе, имеет отношение, прежде всего, к романо-германской правовой семье, так как наше национальное российское право является ее составной частью.

Понятие правовой системы. В каждой стране в силу целого комплекса причин существует своя национальная правовая система. Правовая система представляет собой совокупность конкретно-исторических, внутренне согласованных юридических средств, с помощью которых власть оказывает воздействие на общество.

Элементами правовой системы являются:

    правовая доктрина или философия (в Европе в основе правовой доктрины лежат права личности и идея свободы, на Востоке – обязанности личности и добро);

    нормативный элемент (нормы права, принципы, институты);

    организационный элемент (правовые учреждения);

    правовая культура.

Понятие «правовая семья». Правовых систем в мире столько, сколько государств. В начале XX в. ученые начали их систематизировать. Предлагались различные признаки: этические, расовые, географические, религиозные, различия в юридической технике и т.д. В результате возникло множество классификаций, и споры по поводу ключевых признаков идут по сей день. Но все едины во мнении, что, как минимум, существуют две правовых семьи:

    романо-германская (или континентальная) семья;

    англосаксонская (или система общего права).

Существуют также правовые системы традиционной правовой семьи. Правда, в один ряд с романо-германской и англосаксонской ее поставить нельзя, так как в них доминирует не право, а обычай, традиции и религия.

Здесь следует сделать оговорку: ни романо-германской, ни англо-саксонской семей в чистом виде не существуют. Каждая из этих семей что-то берет из другой. Например, современный американский штат Луизиана до 1803 г. был французской колонией. В результате в этом штате сохранилась французская правовая специфика, хотя американская правовая система является частью англосаксонской правовой семьи. Такая же специфика характерна для канадской провинции Квебек (французский анклав в англоговорящем окружении). А в праве ЮАР лежат одновременно датские и английские основы, поскольку когда-то эти земли осваивали переселенцы из Дании и Великобритании.

Романо-германская правовая семья . Основы романо-германской системы сформировались в Римской республики, и были восприняты народами Центральной Европы в ходе завоевания римских территорий германскими народами в V–VI в. В настоящее время романо-германская правовая семья действует в латинских странах (Италия, Испания и Португалия), на территории бывших германских варварских государств (современные Франция, Германия, страны Скандинавского полуострова) и во всех странах, которые когда-то были колониями этих европейских стран (то есть в Латинской Америке и значительной части Африки).

В своем развитии эта семья прошла несколько этапов.

Первый этап – римский. Он начался с появления в 449 г. до н.э. «Законов XII таблиц» – первого в Риме письменного сборника законов. И завершился в VI в. н.э. в виде законов императора Юстиниана. В течение этого тысячелетия римляне захватили гигантские территории Европы, Ближнего Востока и Африки. В результате этого, а также вследствие торговой деятельности римских граждан их право было распространено далеко за пределы их государства.

Второй период – глоссаторский. После падения в V в. Западной Римской империи римское право было фактически забыто. Но в XII–XIII в. в Италии и Северной Германии началась активная торговля, и оно было востребовано так называемыми глоссаторами. Глоссы представляли собой комментарии непонятных мест и терминов на полях древних латинских юридических книг.

Третий период истории данной правовой системы начался в XIII в. и закончился в XVIII в. Особенностью этого периода явилось, во-первых, изменение взгляда на человека в ходе Возрождения. Отныне он стал рассматриваться как центр мироздания, основная ценность общества. Во-вторых, сначала в ходе борьбы церкви с государством, а потом во время протестантских войн XVI в. право отделилось от религии.

В XIX в. начался четвертый – современный период. Для него характерна кодификация, т.е. отраслевая специализация. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

Основными признаками романо-германской семьи являются:

    единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимает закон. Он образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики;

    главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

    высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов. В большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуаль-ные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы;

    имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права;

    деление системы права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права – особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения, основанные на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д. Частное право регулирует отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие;

    правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.

Англосаксонская правовая семья. Эта семья сформировалась в Англии, а затем, в ходе завоевания англичанами колоний, распространилась в странах Азии, Африки и Америки.

В своем развитии она также прошла несколько этапов. Римляне, правившие на Британских островах первые пять веков нашей эры конечно, принесли на острова свои правовые нормы. Однако в IV–V вв. на Британские острова с материка вторглись более отсталые англосаксы со своим традиционным правом. Единое государство они создали лишь в IX в., но единое англосаксонское «право» начало формироваться спустя столетия.

    Первый период – это период «общего права». Он начался в 1066 г. (когда в Англию из Франции вторглась армия герцога Вильгельма Завоевателя) и закончился 1485 г. (когда в Англии после периода феодальной раздробленности сложилось единое государство). В течение этих пятисот лет постоянных судов в графствах не было. Судьи из Лондона ездили по стране и судили местное население на основе местных обычаев. Со временем из них были отобраны лучшие, так сложилось «общее право». Основным источником права в этот период были судьи Верховных судов, которые создавали прецедент – решение, которому должны были следовать нижестоящие суды.

    Между тем социальные отношения в XIV–XV вв. усложнялись, жесткие рамки прецедентов стали мешать. С конца XV в. канцлер от имени короля стал разрешать споры не на основе прецедента, а на основе совести. Так, параллельно с общим правом стало формироваться «право справедливости».

    С 1832 г. начался современный период. В тот год в Англии была проведена парламентская реформа, в результате которой число избирателей значительно возросло. Новые депутаты значительно активизировали работу парламента, а в результате парламент как источник права приблизился по своему значению к суду.

Итак, для англосаксонской семьи характерны следующие признаки:

    существуют два вида норм права: законодательные и прецедентные. Законодательные – представляют собой правила поведения общего характера, прецедентные – являются судебным решением по конкретному делу. Основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

    прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, отчего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем;

    судьи, в отличие от законодателя, не создают решений общего характера, рассчитанных на будущее. Они решают конкретный спор. Такой подход делает нормы «общего права» более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права германо-романских систем, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным. В Англии неприменение прецедента может повлечь освобождение от должности. В США, правовая система которых входит в англосаксонскую правовую семью, этому правилу следуют не так жестко. Прецеденты, которые, по мнению судьи, не относятся к делу, он не должен применять. Однако если судья установит, что прецедент имеет обязывающую силу, ему необходимо следовать, даже если это противоречит личному убеждению судьи;

    когда издается закон, он вступает в свою силу только тогда, когда его начинают применять суды. Судья вправе при рассмотрении дела даже не применять соответствующий закон, а вынести по данному вопросу собственное решение. Иногда случается, что судьи отказываются следовать новому закону и продолжают работать в старом порядке;

    главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

    отсутствуют кодифицированные отрасли права.

Русское право . До IX–X вв. Киевская Русь была социально однородна, и необходимости в праве не было. В качестве социальных регуляторов выступали обычаи и языческая религия. Судя по сказкам и былинам, эта необходимость внутри общества не возникала и через 100 лет, и через 200. Так, у греков была богиня Фемида (правосудие), одну из ее дочерей звали Эвномия (благозаконие), другую – Дика (справедливость). У римлян – были богиня Юстиция (правосудие) и Эквитас (справедливость). А все древнерусские языческие боги были не социальными, а аграрно-природными. В нашей мифологии присутствовала Доля (непреодолимая сила, судьба). В возможность социальных изменений во времена Киевской Руси люди не верили. Понятия «норма», «порядок» и т.д. в Киевской Руси так и не появились.

Тем не менее, в ходе крещения на Русь из Византии вместе с христианскими миссионерами пришло и византийское право, а оно было преемницей римского права.

Хотя по своим основным юридическим классификационным признакам российское право относится к романо-германской правовой семье (кодификационный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства закона и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судопроизводства), вопрос о принадлежности российской правовой системы к определенной семье является сложным.

Впервые он был поставлен в середине XIX в. и с тех пор в науке сложились разные точки зрения на определение места российского права в правовых семьях:

    по мнению евразийцев, обособляющих Россию как от Запада, так и от Востока, российская правовая система представляет собой специфическую систему;

    по мнению основателей теорий цивилизаций А.Д. Тойнби, К. Ясперса и их сторонников, корни российской цивилизации уходят в древнеримское право;

В начале 1990-х гг. XX в. советское право вернулось в романо-германскую правовую семью, о чем свидетельствуют наличие двухуровневой системы законодательства (федерального и субъектов Федерации), схожий объем полномочий Конституционного Суда и т.д. По всей видимости, по мере своего развития российское право будет еще больше сближаться с романно-германским правом. Однако это не дает повода для отождествления или же растворения российского права в романо-германском праве.

2.1. Национальные правовые системы и правовые семьи. Каждое государство имеет не только собственное право, но и собственную правовую систему. Правовую систему каждого отдельно взятого государства принято именовать национальной правовой системой . В современном мире насчитывается более двухсот национальных правовых систем, т. е. ровно столько, сколько государств. Каждая национальная правовая система по-своему оригинальна, специфична, имеет свои неповторимые черты, так как в ней отражаются социально-экономические, политические, культурные и иные особенности общества, страны, в которой существует и функционирует данная правовая система. Вместе с тем правовые системы различных государств могут иметь определенные общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Такие группы правовых систем принято именовать правовыми семьями или семьями правовых систем . В научной литературе нет единых критериев для выделения тех или иных правовых семей. За основу могут приниматься идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии. Однако чаще всего во внимание принимаются общность источников, структуры и исторического пути формирования права. Вследствие этого под правовой семьей многие понимают совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью источников, структуры и исторического пути формирования права .

Исходя из общности источников, структуры и исторического пути формирования права, а также некоторых других критериев, различные исследователи выделяют разное число правовых семей. Так, известный французский ученый, один из крупнейших исследователей в области компаративистики (сравнительного правоведения) Р. Давид выделял три правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, к которым, по его мнению, примыкает остальной юридический мир под названием «религиозные и традиционные системы». Германские исследователи К. Цвайгерт и Х. Кетц, исходя из такого критерия, как «правовой стиль», который складывается из нескольких факторов (происхождения и эволюции правовой семьи, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, идеологии), различают семь правовых семей (по терминологии авторов – «правовых кругов»): романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, исламскую и индусскую. Нет по данному вопросу единства мнений и среди российских исследователей. Не вдаваясь в подробности, представляется возможным выделить в современном мире четыре основных правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую, религиозно-традици­онную и социалистическую. В свою очередь, в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить такие правовые семьи (подсемьи), как романскую, германскую, скандинавскую, славянскую и латиноамериканскую, а в рамках религиозно-традиционной семьи – религиозную, к которой относятся мусульманская, индусская и иудейская правовые системы, и традиционную. В дальнейшем более подробно мы остановимся только на романо-германской, англосаксонской и мусульманской правовых системах и рассмотрим исторические пути их формирования, структуру и источники.

2.2. Типы права. С понятием «правовая семья» известным образом связано и такое понятие, как «тип права». В советской теории государства и права правовые семьи принято было выделять в рамках типов права, которые именовались историческими типами права. Так, в рамках буржуазного типа права выделялись романо-германская и англосаксонская правовые семьи, а в рамках социалистического типа права – советская правовая семья, правовая семья стран народной демократии и правовая система республики Куба, которая считалась самостоятельной правовой семьей, несмотря на то, что была представлена в единственном числе. В кого типа права – о нская правовые семьи, а в рамках социалистикак исторический, причем высший и последний тип праваторически настоящее время соотношение между типами права и правовыми семьями рассматривается несколько иначе. Обусловлено это тем, что современная российская теория государства и права исходит из множественности критериев в типологии права и возможности использования разных подходов, в то время как типология права, которая давалась советской теорией государства и права, носила односторонний характер, поскольку основывалась лишь на одном критерии – способе производства материальных благ.

В современной типологии права, как и в типологии государства, используется, прежде всего, формационный подход, разработанный, как известно, советской теорией государства и права. Согласно этому подходу выделяются рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический типы права, каждый из которых существует в рамках соответствующей общественно-экономической формации и обусловлен определенным способом производства материальных благ. В современной теории государства и права отдельные авторы наряду с названными типами права выделяют также восточный тип права, рассматривая его в качестве исторически первого типа права.



В то же время по мнению проф. О. Э. Лейста, «типизация права по формациям уязвима тем, что описывает более черты того общества, в котором действует право, чем качества самого права, действующего в том или ином обществе». «Действительная типизация правовых систем, – считал он, – это не их перечень с добавлением наименований общественно-экономических формаций, а исследование качеств этих правовых систем в их обусловленности особенностями обществ». Исходя из этого, т. е. качественных особенностей права той или иной общественно-экономической формации, О. Э. Лейст выделяет три типа (исторических типа) права: сословное право, формальное право и социальное право.

По О. Э. Лейсту сословное право соответствовало азиатскому способу производства, рабовладельческому и феодальному обществам. Оно отражало и закрепляло структуру обществ, состоявших из классов-сословий, и выступало как право-привилегия, по содержанию разное для разных сословий, а нередко – и для социальных групп внутри сословий. Формальное (абстрактно равное) право – это право буржуазного общества. Оно является правом всеобщего равенства, формальных прав и абстрактной свободы и качественно отличается от сословного права. С приходом формального права отменяются сословные привилегии, учреждается равенство всех людей перед законом, закладываются основы гражданского общества. Социальное право – это право, которое возникает в XX в. Оно сохраняет общечеловеческие ценности равного права, но преодолевает формализм буржуазного права при помощи общегосударственной системы гарантий, особенно льгот и правовых преимуществ для социально обездоленных слоев общества. «Социальные и демократические движения новейшего времени, – пишет О. Э. Лейст, – достигли заметных успехов в переходе от существовавшей долгие века системы привилегий господствующих высших сословий за счет низших к системам льгот и привилегий для низших слоев общества за счет имущих классов».

В современной отечественной теории государства и права используется также типология права, в основе которой лежит типология правовых систем . При таком подходе каждая правовая семья, выделяемая в процессе типологии правовых систем, рассматривается и как соответствующий тип права. Поэтому выделенные выше в качестве основных романо-германская, англосаксонская, религиозно-традиционная и социалистическая правовые семьи могут рассматриваться и как соответствующие типы права.