Что такое 2 пояс водоохранной зоны. Прибрежная защитная полоса

В последнее десятилетие на берегах наших водоемов в городах и селах страны было построено множество объектов частной недвижимости. Но при этом совершенно не соблюдались законодательные нормы, по большому счету, они никого не интересовали. А ведь строительство в таких местах является незаконным. Более того, прибрежные районы водоемов имеют особый статус. Неспроста ведь эти территории охраняются законом, наверное, есть в них что-то важное, особенное… Давайте поговорим об этом более подробно.

Что такое водоохранная зона

Вначале следует немного разобраться в терминологии. Водоохранная зона, с точки зрения законодательства, – это земли, примыкающие к водоемам: рекам, озерам, морям, ручьям, каналам, водохранилищам.

На этих участках установлен особый режим деятельности для предотвращения засорения, загрязнения, порчи и истощения водных ресурсов, а также для сохранения привычной среды обитания животного и растительного мира, биологических ресурсов. На территории водоохранных зон устанавливают специальные защитные полосы.

Изменение законодательных норм

В 2007 году вступил в силу новый Водный кодекс России. В нем, по сравнению с предыдущим документом, кардинально изменили режим водоохранной зоны (с правовой точки зрения). А точнее, были сильно уменьшены размеры прибрежных территорий. Чтобы понять, о чем идет речь, приведем пример. До 2007 года наименьшая ширина водоохранных зон для рек (важна протяженность реки) составляла от пятидесяти до пятисот метров, для водохранилищ и озер – триста, пятьсот метров (в зависимости от площади водоема). Кроме того, размеры этих территорий четко определялись еще и по таким параметром, как вид угодий, прилегающих к водному объекту.

Определением точных размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос занимались исполнительные органы власти РФ. Они в определенных случаях устанавливали размер территории от двух до трех тысяч метров. А что же мы имеем на сегодняшний день?

Водоохранные зоны водных объектов: современные реалии

Теперь же ширина прибрежных районов установлена самим законом (Водным кодексом РФ ст.65). Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы для рек длиной более пятидесяти километров ограничены территорией не более двухсот метров. И органы исполнительной власти на данный момент не имеют права устанавливать свои нормы. Мы явно видим, что водоохранная зона реки, пусть даже самой большой, составляет не более двухсот метров. А это в несколько раз меньше прежних нормативов. Это что касается рек. А как обстоят дела с прочими акваториями? Здесь ситуация еще печальнее.

Водоохранные зоны водных объектов, таких как озера, водохранилища, уменьшились в размерах в десять раз. Вдумайтесь только в цифру! В десять раз! Для водоемов, площадь которых свыше полукилометра, ширина зоны теперь составляет пятьдесят метров. А ведь изначально было пятьсот. Если же акватория менее 0,5 км, то водоохранная зона Новым кодексом вообще не установлена. Это, видимо, следует понимать как то, что ее просто нет? Логика в данной ситуации совершенно не ясна. Размеры размерами, но любой водоем имеет свою экосистему, вторгаться в которую не следует, иначе это грозит нарушением всех биопроцессов. Так разве можно оставлять пусть даже небольшое озеро без защиты? Исключением стали только те водные объекты, которые имеют важное значение в рыбном хозяйстве. Мы видим, что водоохранная зона претерпела не самые лучшие изменения.

Серьезные запреты в старой редакции Земельного кодекса

Ранее законом определялся специальный режим на территории водоохранной зоны. Он был составляющей частью в едином механизме комплекса мер по улучшению гидробиологического, санитарного, гидрохимического, экологического состояния озер, рек, водохранилищ и морей, а также благоустройства окружающих территорий. Этот специализированный режим состоял в том, что запрещалась практически любая деятельность в водоохранных зонах.

В таких местах не разрешалось разбивать дачные участки и огороды, устраивать стоянки автотранспортных средств, удобрять почву. А самое главное - запрещалось строительство в водоохранной зоне без согласования с компетентными органами. А также под запрет попадала и реконструкция зданий, проведение коммуникаций, добыча полезных ископаемых, земельные работы, обустройство дачных кооперативов.

Что раньше запрещалось – теперь разрешено

Новый же кодекс содержит всего лишь четыре запрета из десяти, ранее имевших место:

  1. Не разрешается удобрение почвы сточными водами.
  2. Такая территория не может становиться местом размещения могильников скота, кладбищ, захоронения ядовитых, химических и радиоактивных веществ.
  3. Не допускается проведение авиационных мер борьбы с вредителями.
  4. Прибрежная полоса водоохранной зоны - не место для движения, парковки или стоянки машин и другой техники. Исключением могут быть только специализированные участки с твердым покрытием.

Защитные полосы ограждены сейчас законодательно только от распашки земель, от обустройства пастбищ для скота и лагерей.

Другими словами, законодатели дали добро размещать в прибрежной полосе дачные кооперативы, мойку машин, ремонт, заправку автомобилей, предоставлять территории под строительство и т. д. По сути, разрешается строительство в водоохранной зоне и на береговой линии. Более того, даже исключено из закона обязательство согласования всех видов деятельности с компетентными структурами (такими как "Росводоресурс"). Но самым непонятным является то, что с 2007 года разрешили приватизировать землю в таких местах. Т. е. любая природоохранная зона может перейти в собственность частных лиц. А далее с ней смогут сделать все что угодно. Хотя ранее в ст. 28 ФЗ был прямой запрет на приватизацию этих земель.

Итоги изменения Водного кодекса

Мы видим, что новое законодательство гораздо менее требовательно к охране прибрежных территорий и водных ресурсов. Изначально такие понятия, как водоохранная зона, ее размеры и размеры защитных полос, были определены еще законами СССР. Они основывались на географических, гидрологических, почвенных нюансах. Учитывались также возможные ближайшие изменения берега. Преследовалась цель сохранить водные ресурсы от загрязнения и возможного истощения, сохранения экобаланса прибрежных зон, поскольку они являются местом обитания животных. Водоохранная зона реки была установлена единожды, и правила действовали на протяжении нескольких десятилетий. Они не менялись до января 2007 года.

Не наблюдалось никаких предпосылок для упрощения режима водоохранных зон. Экологи отмечают, что единственная цель, которая преследовалась законодателями при внесении таких кардинальных изменений, - это просто дать возможность узаконить стихийную массовую застройку береговой территории, которая нарастала в последние десять лет. Однако все то, что было незаконно построено в период действия старого закона, не может быть узаконено с 2007 года. Это возможно лишь в отношении тех сооружений, которые возникли, начиная с момента вступления в силу новых норм. Все то, что было ранее, естественно, подпадает под более ранние нормативные акты и документы. А значит, не может быть узаконено. Вот такая коллизия возникла.

К чему может привести либеральная политика

Установление такого мягкого режима водоемов и их береговых зон, разрешение строить сооружения в этих местах будет пагубно влиять на состояние близлежащих территорий. Водоохранная зона водохранилища призвана оградить объект от загрязнения, от негативных изменений. Ведь это может привести к нарушению очень хрупкого экологического баланса.

Что, свою очередь, повлияет на жизнь всех организмов и животных, обитающих на этой территории. Прекрасное озеро в лесу может превратиться в заросшее болото, быстрая река - в грязную затоку. Да мало ли таких примеров можно привести. Вспомните, как много раздавалось дачных участков, как люди с благими намерениями пытались облагородить землю… Только вот незадача: возведение тысячи дач на берегу огромного озера привело к тому, что оно превратилось в жуткое вонючее подобие водоема, в котором и купаться-то уже нельзя. А лес в округе изрядно поредел после участия людей. И это еще не самые печальные примеры.

Масштабы проблемы

Водоохранная зона озера, реки или другого водоема должна находиться под пристальным вниманием закона. Иначе проблема одного загрязненного озера или хранилища может перерасти в глобальную проблему целого региона.

Чем больше водоем, тем более сложной является его экосистема. К сожалению, нарушенный природный баланс невозможно восстановить. Будут гибнуть живые организмы, рыбы, растения и животные. А изменить что-либо будет уже невозможно. Стоит, наверное, задуматься над этим.

Вместо послесловия

В нашей статье мы рассмотрели актуальную на сегодня проблему водоохранных объектов и важность соблюдения их режима, а также обсудили последние изменения Водного кодекса. Хотелось бы верить, что смягчение норм в отношении охраны водоемов и прилегающих территорий не приведет к катастрофическим последствиям, и люди будут разумно и бережно относиться к окружающей среде. Ведь тут многое зависит от нас с вами.

В последнее время возле берегов рек, водохранилищ и других водоемов все чаще появляются всевозможные объекты недвижимости, строительство большинства из которых не соответствует основным требованиям российского законодательства. Именно поэтому многих россиян интересует вопрос, касающийся возможности расположения объектов в прибрежных зонах. Согласно законодательству, любой наш соотечественник имеет право не только приобретать земельные участки в водоохранной зоне, но и застраивать их по собственному усмотрению, соблюдая при этом все установленные государством ограничения и не нарушая закона.

Что такое водоохранная зона?

Как утверждает статья №65 Водного кодекса РФ, водоохранной зоной называется территория, которая напрямую прилегает к береговой линии акватории водного объекта, где устанавливается особый режим деятельности (хозяйственной или любой другой), а также использования и охраны естественных ресурсов в целях предотвращения их злонамеренного или случайного загрязнения и сохранения существующих объектов флоры и фауны указанных водоемов.

Где нельзя начинать строительство?

Именно поэтому перед тем, как начинать строительство, следует четко представлять самому себе, можно ли это делать в водоохранных зонах и какими могут оказаться последствия, если такая недвижимость будет построена со значительными нарушениями закона. Ведь ситуация может быть такой, что оформить разрешение на строительство будет совершенно невозможно. Или еще того хуже: придется сносить только что построенный дом.

Перед тем, как заводить речь об ограничениях строительства, необходимо уяснить, где точно ни при каких условиях нельзя начинать строительство. Никоим образом нельзя это осуществлять у самой кромки водоема. Ситуация такова, что согласно законодательству любые строительные работы на расстоянии менее 20 метров от берега полностью запрещены. Мало того, ограничение беспрепятственного доступа граждан на прибрежную территорию возведенными заборами и прочими преградами, может привести к весьма неприятным последствиям.

Другие ограничения по строительству в границах водоохранных зон.

За границами городов и деревень ширина водоохранной зоны водоемов, как и ширина их прибрежной защитной полосы должна устанавливаться только в зависимости от утвержденной законодательством береговой линии.

В пределах водоохранных зон водоемов вводятся береговые защитные полосы, в месте которых устанавливаются дополнительные ограничения разнообразных видов деятельности.
Ширинаводоохранной зоны рек или ручьев вводится в зависимости от их истока протяженностью:

  • до 10 км - в размере полусотни метров;
  • от 10 до 50 км -100 м;
  • от 50 км и больше -200 м.

Ширина прибрежной защитной полосы у озер и различных водохранилищ, площадь которых составляет не более 0,5 квадратных км, будет равна 50 метров. Следует отметить, что у морей ширина таких зон обязана составлять 500 метров, что существенно больше, чем у любых другихестественных и искусственных водоемов.

Для рек и остальных водных объектов, длина которых составляет немногим менее 10 км, водоохранная зона полностью совпадает с береговой защитной полосой. При этом радиус данной зоны для истоков рек и ручьев должен быть установлен размером 50 метров.

Кроме того, в пределах водоохранных зон категорически запрещается:

  • использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  • размещать кладбища, места, где могут храниться отходы потребления промышленной и хозяйственной деятельности;
  • распахивание земель, размещение отвалов размываемых грунтов, а также организовывать пастбища для животных;
  • движение и стоянка транспорта, в том числе и вынужденная.

В границах водоохранных зон допускается и даже разрешается проектирование, проведение строительства, реконструкция, ремонт, эксплуатация хозяйственных и иных объектов в случае оборудования данных объектов постройками, которые способны обеспечить охрану рек, водохранилищ и т.д. от загрязнения и истощения вод в полном соответствии с водным законодательством и природоохранными законами.


Принятие Водного кодекса в целом является позитивным шагом законотворческой деятельности. Основной задачей Водного кодекса была и есть охрана водоемов от загрязнения, в первую очередь создаваемых промышленными предприятиями, хозяйственной деятельностью различных организаций и частных лиц. Вроде бы тут все хорошо и этому надо только радоваться. Но оказывается на все так просто. Некоторые статьи закона прямо или косвенно отразились на любительском рыболовстве . Как? Давайте попробуем разобраться в этом.

Рассмотрим одну из статей Водного кодекса, которая вызвала многочисленные споры, массу дискуссий и недоумений, до что там недоумения, порой просто негодование. Это глава 6 «Охрана водных объектов », статья 65, часть 15, пункт 4. Вот что там сказано:

"В границах водоохранных зон запрещаются движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие."

Есть рыболовы, которые ходят на рыбалку пешком. Их этот пункт, конечно, не касается, Но, все-таки, подавляющее большинство любителей рыбалки приезжают на рыбалку на личном автотранспорте . И вот тут возникает масса вопросов.

Во-первых, как нести на такое расстояние снаряжение до береговой линии , ведь ширина водоохранной зоны в основном составляет, в зависимости от водоема, от 50 до 200 метров. Современная рыбалка предполагает довольно увесистый набор снастей и прочих средств, необходимых для рыбалки . Не все же молоды, не все же спортсмены. А после рыбалки надо еще улов тащить, и, как правило, в гору. А еще и мусор надо прихватить. Многие жалуются, что не могут спокойно рыбачить , если не видят рядом с собой свою машину . Были же случаи, когда снимали колеса, проникали в салон. Охраняемых стоянок на водоемах, вдали от цивилизации, нет.

Если вы внимательно прочитаете статью 65 Водного кодекса , то поймете, что движение по дорогам и стоянка на дорогах в водоохранных зонах не запрещены. Тогда возникает вопрос: что же такое дорога с точки зрения Закона. Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», принятый 15 ноября 1995 года, с изменениями от 28.12.2013, статья 2 гласит:

"Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии."

Из перечисленного в последнем предложении нас интересует только обочина. Другими словами говоря, если в пределах водоохранной зоны проходит дорога , в т. ч. грунтовая, то по ней можно двигаться и оставлять машину на обочине. Специально оборудованная стоянка на берегах водоемов в подавляющем большинстве случаев отсутствует. Поэтому кроме обочины стоять автотранспорту больше негде. А если ваш автомобиль движется вне дороги и остановился на травке возле самого берега, то тут налицо явное нарушение Закона.

Вот еще одна статья Водного кодекса , касающаяся любительского рыболовства . Это статья 6 «Водные объекты общего пользования», часть 8, которая гласит:

"Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств."

В ней тоже упоминаются механические транспортные средства , т.е. еще раз сказано, что использовать автомобильный транспорт в пределах береговой полосы нельзя.

ТЕРМИНЫ

Теперь необходимо определиться с терминами: что такое береговая линия , что такое береговая полоса , что такое и что такое .

Береговая линия – это граница водного объекта. Она определяется для:

1) моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива;

2) реки , ручья, канала, озера , обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом;

3) пруда , водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды;

4) болота - по границе залежи торфа на нулевой глубине.

Береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначенная для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 м.

Водоохранная зона - это территория, которая примыкает к береговой линии морей, рек , ручьев, каналов, озер , водохранилищ и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Прибрежная защитная полоса – территория в границах водоохранной зоны , на которой вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

ШИРИНА

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от их протяженности от истока до устья: - до 10 км – 50 м; - от 10 до 50 км – 100 м; - от 50 км и более – 200 м.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища , за исключением озера , расположенного внутри болота, или озера , водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км, устанавливается в размере 50 м. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается отдельно (Федеральный закон от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал").

Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 м (от береговой линии ) для обратного или нулевого уклона, 40 м для уклона до 3 град и 50 м для уклона 3 и более градуса.

Для проточных и сточных озер , расположенных в границах болот и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы составляет 50 м. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера , водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), составляет 200 м независимо от уклона прилегающих земель. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны , прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии .

ПРОТЯЖЕННОСТЬ

Если с понятиями «береговая линия » и «береговая полоса » все понятно - они по определению простираются на протяжении всего водоема , то возникает вопрос: Водоохранная зона – она где? Везде, на протяжении всего водоема , или нет? В водном кодексе указана только ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы , т.е. расстояние от берега . А какова их протяженность?

Протяженность водоохранной зоны , как и береговой линии , равна протяженности водоема . А протяженность прибрежной защитной полосы различна для разных водоемов . Как узнать границы прибрежной защитной полосы ?

ГРАНИЦЫ

Границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и водных объектов".

В Постановлении сказано, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта, описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков . Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, вносятся в государственный водный реестр.

Они же (органы государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

Как простой человек, не имеющий доступ к картографическим материалам, с описанием границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек, может узнать границы водоохранной зоны или прибрежной защитной полосы ? Не иначе, как по наличию .

Немало дискуссий вызвала часть 18 статьи 65 Водного кодекса , в которой идет речь об установлении на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков . В статье указано, что, установление специальных информационных знаков осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Т.е. тут надо знать Постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", которое определяет Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов. В этом постановлении описываются образцы информационных знаков .

Что касается информационных знаков о наличии водоохранной зоны и ее ширине, тут среди рыболовов развернулась жаркая дискуссия. Мол, если нет знака, то нет и запрета. Это не так. В отличие от дорожных знаков, наличие знака на водоеме возможно, но необязательно. Отсутствие информационных знаков , к сожалению, не освобождает от ответственности, так же как и незнание законов. Гражданин обязан самостоятельно исполнять требования норм природоохранного законодательства.

В части 5 статьи 6 «Водные объекты общего пользования» сказано, что информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления не только посредством специальных информационных знаков , но и через средства массовой информации. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ

Какое наказание предусмотрено Законом за нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса ?

За нарушение п. 4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса (движение и стоянка транспортных средств в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ) предусмотрено административное наказание по ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях в виде штрафа – от 3000 до 4500 рублей на каждого правонарушителя.

ПРЕПЯТСТВИЕ СВОБОДНОМУ ДОСТУПУ К ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ

Кстати, нередко можно увидеть заграждения , установленные теми или иными лицами самовольно .

Вот выдержки из статьи 6 «Водные объекты общего пользования» Водного кодекса .

Водоемы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса ) предназначается для общего пользования.

За это нарушение , предусмотренное статьей 8.12.1. КоАП РФ «Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе », накладывается штраф на граждан в размере от 3000 до 5000 руб.; на должностных лиц - от 40000 до 50000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40000 до 50000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 200000 до 300000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

МОЖНО ЛИ РЫБАЧИТЬ В ПРИБРЕЖНОЙ ЗАЩИТНОЙ ПОЛОСЕ?

Не редко у рыболовов возникает и такой вопрос: Запрещена ли рыбалка в водоохранной зоне или прибрежной защитной полосе ?

Нет, не запрещена . Чтобы это понять, вернемся к статье 65 главы 6 «Охрана водных объектов» Водного кодекса .

Там указано, что в водоохранных зонах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, и что в границах прибрежных защитных полос вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Что такое хозяйственная деятельность, думаю, понятно, а что такое «иная деятельность» требует разъяснения. Любительское рыболовство не подпадает под понятие «иная деятельность». Иная деятельность – это, прежде всего, деятельность, т.е. это понятие экономическое. А рыбалка – это отдых, а не деятельность. Другими словами говоря, рыбалка в прибрежных защитных полосах не запрещена . Ограничен лишь въезд на автотранспорте .

ВЫПАС И ВОДОПОЙ НА БЕРЕГУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ

Кстати, нередко можно встретить на берегу выпас и водопой сельскохозяйственных животных .

Кроме того, что выпас животных причиняет определенные неудобства отдыхающим и, в частности, рыболовам, это еще и запрещено все той же статьей 65 Водного кодекса , часть 17 которого гласит:

"В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн."

МОЖНО ЛИ МЫТЬ МАШИНУ НА БЕРЕГУ?

Мыть автомобили рядом с водоёмами или в природоохранных зонах запрещено на территории всей России, разнятся только штрафы в регионах. Также это действие попадает под восьмую главу КоАП: «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Использование водоохранной зоны регулируется законодательством, частное строительство разрешено осуществлять с соблюдением установленных норм. Собственник земельного участка, расположенного возле различных водоемов, имеет право на застройку, соблюдая ограничения по строительству.

Водоохранная зона водного объекта имеет особый правовой статус, во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется первоначально ознакомиться с действующим регламентом.

Понятие водоохранной зоны

Действующий Водный кодекс РФ определяет понятие охраняемой территории. В ст. 65 указано, что это прилегающая к берегу водоема земля может быть использована для хозяйственных, строительных и культурных целей исключительно с соблюдением особых условий.

Закон защищает водоемы от загрязнения и причинения ущерба, гарантирует сохранность находящихся там животных и растений. Охраняя существующий природный баланс, ВК РФ определяет правила пользования, наказание за нарушение принятых постановлений и регламент использования водоохранной зоны.

Во избежание неприятностей, могущих появиться после завершения строительства и при оформлении свидетельства на право собственности, следует предотвратить нарушения закона. Получая разрешение на застройку или оформляя домовладение придется столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Оптимальным вариантом является предварительное согласование и получение разрешения, чем уплата значительных штрафов за доказанные нарушения.

Наиболее серьезным является вариант, когда застройщик получает предписание на снос возведенного здания, отменить которое бывает крайне сложно. По закону, запрет на строительство в прибрежной зоне относится к 20 м от кромки воды. Ближе расположенный дом или хозяйственные постройки могут быть снесены по судебному постановлению.

Непозволительно устанавливать заборы и прочие ограждения, препятствующие доступу третьих лиц к водоему. Огородив часть береговой зоны и создав дополнительные неудобства для граждан, владелец участка будет вынужден снести его и заплатить штраф.

Не стоит забывать, что ликвидационные работы оплачивает нарушитель, средства с виновного взыскиваются по исполнительному производству.

Ограничения по строительству в водоохранной зоне

Защита водоохранной зоны производится согласно установленным нормативам. Утвержденная береговая линия является отправной точкой для всех измерений, касающихся разрешения на застройку. Использование береговой полосы имеет ограничение по осуществлению различных видов деятельности и зависит от удаленности от истока водоема.

Например, ширина полосы, на которой не позволено строиться, составляет для рек:

  • если от истока менее 10 км, то 50 м следует отступить от кромки воды;
  • если 10-50 км, то строительство нельзя осуществлять ближе 100 м;
  • если более 50 км, то требуется отступить 200 м.

Расчет отступа от воды в случае озер и иных замкнутых водных хранилищ осуществляется в зависимости от периметра береговой линии и площади поверхности объекта. Например, если озеро по размеру составляет менее полукилометра, то водоохранная зона расположена на 50 м. Такой регламент касается искусственных и природных водных ресурсов. Для морского берега удаленность для застройки существенно выше и установлена в 500 м.

Если река имеет незначительную протяженность, менее 10 км, то водоохранная зона совпадает с берегом. Исключение сделано для осуществления деятельности непосредственно возле истока ручья или небольшой реки. Отступить от берега придется на 50 м, иначе будет нарушен запрет на строительство вблизи водного объекта.

К прочим ограничениям использования в хозяйственной деятельности и проживании возле водоохранной зоны относится следующее:

  • недопустимость использования сточных вод для мелиорации и иных сельскохозяйственных потребностей. Поскольку земельный участок расположен в непосредственной близи от водоема, то после полива и орошения сточные воды попадают в водоем;
  • в зоне недопустимо образование захоронений животных, кладбищ или хранения промышленных отходов, особенно повышенной токсичности;
  • запашка участков не разрешается. Береговая линия не должна подвергаться воздействию тяжелой техники, образованию земляных завалов и иных действий, приводящих к размыву грунтов;
  • в защитной зоне нельзя пасти скот и устраивать летние загоны;
  • передвижение всех видов транспорта, образование стихийной или плановой стоянки запрещена.

При всех существующих ограничениях, строительство с соблюдением установленных правил разрешается по закону. При этом потребуется оформление дополнительных разрешений и введение в проектную документацию оборудования и устройств для защиты близлежащего водного объекта.


[Водный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 65]

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах»).

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

16.1. В отношении территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


1 комментарий к записи “Статья 65 Водный кодекс РФ. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы”

    Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

    Комментарий к статье 65

    1. Общий обзор статьи. Статья включает 18 частей, устанавливающих особенности таких элементов правового режима водоохранных зон и защитных прибрежных полос, как особенности объекта-носителя режима, режимные ограничения и границы их действия в пространстве.
    Часть 1 содержит определение и цели установления специального режима осуществления деятельности в границах водоохранных зон.
    Часть 2 предусматривает специфическую разновидность зонирования водоохранных зон (в виде прибрежных защитных полос), а также возможность введения дополнительных ограничений в границах прибрежных защитных полос.
    Части 3 — 10 устанавливают требования к размерам водоохранных зон и правила определения их границ. При этом часть 7 содержит отсылочную норму к Федеральному закону от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» .
    ———————————
    СЗ РФ. 1999, N 18. Ст. 2220.

    Части 11 — 14 устанавливают требования к размерам прибрежных защитных полос и правила определения их границ.
    Часть 15 содержит перечень режимных ограничений в границах водоохранных зон, а часть 16 устанавливает допустимые виды воздействия в их границах, а также условия правомерности такого воздействия.
    Часть 17 содержит перечень дополнительных режимных ограничений в границах прибрежных защитных полос, возможность которых предусмотрена частью 2 комментируемой статьи.
    В соответствии с частью 18 правом устанавливать порядок установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос наделяется Правительство РФ. Соответственно, Правительство РФ вправе самостоятельно определять субъектов, обязанных устанавливать такие границы на местности.
    2. Цели, сфера действия и адресаты предписаний.
    Целью статьи является обеспечение повышенной защиты водных объектов от неблагоприятного воздействия посредством введения дополнительных ограничений и запретов на территориях, прилегающих к таким объектам.
    Сфера действия статьи чрезвычайно широка, поскольку касается всех водных объектов на территории Российской Федерации.
    Поэтому адресатами статьи является неопределенно широкий круг лиц, постоянно или временно использующих территории, прилегающие к водным объектам. Специальным адресатом статьи является Правительство РФ, которое, в свою очередь, вправе определять круг лиц, обязанных устанавливать границы предусмотренных статьей зон на местности. В соответствии с пунктом 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов к ним относятся органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное агентство водных ресурсов и его территориальные органы.
    ———————————

    3. Основные понятия. Ими являются термины, значение которых было раскрыто выше («береговая линия», «море», «река», «канал», «ручей», «озеро», «водохранилище» — см. комментарий к ст. 5; «акватория», «водный объект», «истощение вод» — см. комментарий к ст. 1; «среда обитания животного и растительного мира» — см. комментарий к ст. 3). Специфическими для комментируемой статьи являются такие понятия, как «водоохранная зона», «прибрежная защитная полоса», «полоса отвода канала», «населенный пункт», «ливневая канализация», «набережная», «парапет», «водный объект, имеющий особое ценное рыбохозяйственное значение».

    3.1. Водоохранная зона. Слово зона (от греческого swvn — пояс) обозначает участок, область, пояс или полосу, обладающие определенным качественным признаком.
    ———————————
    Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская Энциклопедия, 1972. Т. 9. С. 572.

    Установление различного рода зон в экологическом законодательстве является одним из способов территориальной охраны путем выделения участков с особыми условиями пользования (см., например, ст. ст. 48 и 49 Федерального закона N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»). Зонирование применяется для установления различных правовых режимов для участков пространства, которые до установления зон имели однородный правовой режим (например, выделение функциональных зон внутри национальных парков). Сутью зонирования в природоохранных целях является, как правило, установление в пределах зон ограничений деятельности более жестких, чем в прилежащих к ним участках пространства (например, санитарно-защитные зоны, охранные зоны особо охраняемых природных территорий и т.п.). Установление зон означает установление пространственных и временных рамок действия ограничений хозяйственной или иной деятельности.
    ———————————
    См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» / Под ред. О.Л. Дубовик. М., 2011.
    Поскольку природные комплексы весьма различны по набору компонентов (горы, леса, тундры и т.п.), то здесь имеется в виду однородность по определенному юридическому признаку, а не однородность вообще. — Прим. авт.

    Соответственно, различного рода зоны (а также и пояса), установленные в природоохранных целях, являются частным случаем особо охраняемых территорий. Следовательно, необходимыми элементами правового режима природоохранных зон являются режимные ограничения (режим особой охраны), пространственные и, при необходимости, временные границы действия ограничений.
    ———————————
    Об особо охраняемых территориях см. подробнее: Генеральная Ассамблея ООН. Шестьдесят вторая сессия. Пункт 79 (а) предварительной повестки дня. Мировой океан и морское право. Доклад Генерального секретаря. Добавление. A/62/66/Add.2 (русский). С. 41 — 42; Учебно-практический комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2006. С. 481 — 482; Каленченко М.М. Правовой режим территориальной охраны морской среды / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Городец, 2009. С. 57 — 65.

    В соответствии с частью 1 комментируемой статьи водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии определенных водных объектов (морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ) и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Специальный режим деятельности устанавливается в следующих целях:
    — предотвращение загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов;
    — предотвращение истощения их вод;
    — сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
    Водоохранные зоны устанавливаются только для водных объектов, прямо предусмотренных комментируемой статьей, а именно: моря, водотоки (реки, ручьи, каналы) водоемы (озера, водохранилища, пруды). Действие комментируемой статьи, очевидно, не распространяется на болота, природные выходы подземных вод, ледники и снежники, а также подземные водные объекты.
    Режимные ограничения в водоохранных зонах предусмотрены частью 15 комментируемой статьи и включают в себя запреты на:
    1) использование сточных вод для удобрения почв;
    2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
    3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
    4) движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

    Сводная информация о правилах определения
    ширины водоохранных зон

    Водный объект

    Водоохранная
    зона, м Граница отмеряется Прибрежная защитная
    полоса (м) при
    за пределами
    населенных
    пунктов
    в населенном
    пункте нулевом
    или
    обратном
    уклоне
    =3

    Море
    500 линии
    наибольшего
    прилива парапета
    (при наличии
    ливневой
    канализации),
    а при его
    отсутствии —
    от береговой
    линии

    50
    Озеро 50 береговой
    линии
    Водохранилище
    не на
    водотоке 50

    Водохранилище
    на водотоке равняется
    ширине
    водоохранной
    зоны водотока
    Озеро,
    водохранилище,
    имеющие особо
    ценное рыбо-
    хозяйственное
    значение установлены в
    соответствии
    с законодатель-
    ством о
    рыболовстве

    200 независимо от
    уклона
    Канал равняется ширине
    полосы отвода
    30
    40
    50
    Исток
    водотока в радиусе
    50 м не определено в радиусе 50 м
    Водоток
    длиной, км <10 =50 береговой
    линии парапета (при
    наличии
    ливневой
    канализации),
    а при его
    отсутствии —
    от береговой
    линии
    30
    40
    50
    Река, ручей 50 00 00
    Водоток в
    границах
    болот
    50
    50

    ———————————
    Водоохранные зоны не устанавливаются для рек (их частей), помещенных в закрытые коллекторы.
    Для любых озер, водохранилищ, за исключением водохранилищ, расположенных на водотоках. Для озер, водохранилищ площадью менее 0,5 кв. км водоохранная зона, очевидно, не устанавливается.
    Ширина прибрежной защитной полосы равняется ширине водоохранной зоны и составляет 50 м независимо от уклона.

    Отметим, что границы водоохранных зон могут совпадать в пространстве с особо охраняемыми территориями, предусмотренными земельным, водным законодательством, законодательством о животном мире, водных биологических ресурсах и сохранении среды их обитания.
    Например, в соответствии с Правилами установления рыбоохранных зон, границы последних совпадают с границами собственно водоохранных зон. Однако в соответствии с пунктом 14 указанных Правил определены также правила установления ширины рыбоохранных зон прудов, обводненных карьеров, имеющих гидравлическую связь с реками, ручьями, озерами, водохранилищами и морями (50 м). Устанавливать рыбоохранные зоны и обозначать их на местности уполномочено Росрыболовство. Правила обозначения на местности утверждены соответствующим приказом Росрыболовства. Рыбоохранные зоны в отличие от водоохранных зон создаются не по умолчанию (в силу закона), а на основании издания соответствующего акта уполномоченным органом.
    ———————————
    Постановление Правительства РФ от 06.10.2008 N 743 «Об утверждении Правил установления рыбоохранных зон» // СЗ РФ. 2008. N 41. Ст. 4682.
    Приказ Росрыболовства от 15.12.2008 N 410 «Об утверждении Порядка установления на местности границ рыбоохранных зон» // БНА РФ. 2009. N 5.
    См., например: Приказ Росрыболовства от 20.11.2010 N 943 «Об установлении рыбоохранных зон морей, берега которых полностью или частично принадлежат Российской Федерации, и водных объектов рыбохозяйственного значения Республики Адыгея, Амурской и Архангельской областей» (не опубликован).

    В связи с особым значением озера Байкал как объекта Всемирного наследия, его правовой режим и статус регулируется Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» и принятыми в его исполнение нормативными правовыми актами. К указанным нормативным актам и отсылает часть 7 комментируемой статьи в части установления ширины водоохранных зон данного водного объекта. Согласно части 1 ст. 2 указанного Закона, в Байкальскую природную территорию включается озеро Байкал, его водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории РФ, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него. Природопользование в границах Байкальской природной территории осуществляется в соответствии с зонированием на центральную экологическую зону (наиболее жесткие ограничения), буферную экологическую зону и экологическую зону атмосферного влияния.
    ———————————
    СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2220.

    В центральную экологическую зону входят собственно озеро Байкал с островами, его водоохранная зона, а также прилегающие к озеру Байкал особо охраняемые природные территории. Нам не удалось обнаружить каких-либо специальных предписаний относительно ширины водоохраной зоны, поэтому они определяются согласно общим правилам комментируемой статьи, то есть составляет 50 м. При этом перечень режимных ограничений в центральной экологической зоне (в том числе) озера Байкал утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» и является более жестким, чем предусмотрено комментируемой статьей. Кроме того, действие в пространстве предусмотренных указанным Постановлением ограничений гораздо шире, чем действие в пространстве ограничений, предусмотренных режимом водоохраной зоны.
    ———————————
    СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3687.

    3.2. Прибрежная защитная полоса. По смыслу частей 1 и 2 комментируемой статьи прибрежной защитной зоной является часть водоохраной зоны, в границах которой введены дополнительные ограничения, по сравнению с водоохраной зоной.
    Ограничения в границах прибрежной защитной полосы предусмотрены частью 17 комментируемой статьи и включают в себя такие запреты, как запрет на:
    — распашку земель;
    — размещение отвалов размываемых грунтов;
    — выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
    В соответствии с пунктом 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в «пределах береговой полосы», установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
    Сводная информация о правилах определения ширины прибрежных защитных полос представлена в нижеследующей таблице.
    3.3. Полоса отвода канала. На сегодняшний день существуют строительные правила, устанавливающие порядок определения и ширину мелиоративных каналов в зависимости от множества факторов. В большинстве случаев, фактическая ширина полос отвода существующих каналов установлена в соответствии с проектной документацией и очень сильно варьирует в зависимости от типа устройства канала (в выемке, полувыемке, насыпи или полунасыпи) и его пропускной способности. Например, нормы отвода земель для мелиоративных каналов СН 474-75 устанавливают порядок определения ширины для мелиоративных каналов с пропускной способностью не более 10 куб. м/с.
    ———————————
    См., например: Нормы отвода земель для мелиоративных каналов СН 474-75.

    В качестве приблизительных ориентиров для каналов с пропускной способностью не более 10 м 3/с можно использовать следующие данные.

    Ширина полосы отвода для мелиоративных каналов

    Мелиоративные каналы,
    проходящие по:
    Ширина по дну, м Ширина полосы отвода в
    бессрочное пользование, м
    min max min max
    выемке

    полувыемке

    полунасыпи

    насыпи 0,4

    Как следует из таблицы, ширина водоохраной зоны таких каналов будет составлять от 17 до 45 м. В случае определения ширины водозащитной прибрежной полосы по правилам части 11 комментируемой статьи, ее ширина будет составлять от 30 до 50 м. В такой ситуации может водозащитная прибрежная полоса может полностью совпадать с водоохраной зоной либо превышать ее по размерам.
    Ширина полос отвода земель для каналов с пропускной способностью воды более 10 куб. м/с, каналов, разрабатываемых взрывным методом, а также проходящих в районах, подверженных оползням и селям, и в населенных пунктах должна определяться проектами, утвержденным в установленном порядке.
    3.4. Населенный пункт. Это населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок городского типа, село и пр.). Обязательный признак населенного пункта — постоянство использования его как места обитания, круглогодично или сезонно.
    ———————————
    Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 861.

    3.5. Ливневая канализация. Под канализацией понимается отведение бытовых, промышленных и сточных вод. Полный перечень терминов и определений, относящихся к канализации закреплен ГОСТ 25150-82 , однако понятие собственно «ливневая канализация» в нем не раскрывается. Для уяснения содержания этого понятия обратимся к Территориальным строительным нормам Московской области. По смыслу раздела 4 указанных Территориальных строительных норм, под ливневой канализацией может пониматься отвод поверхностного стока трех видов (дождевого, талого и поливомоечного), образующегося на застроенных территориях в результате выпадения атмосферных осадков и эксплуатации дорожных покрытий. Такая канализация должна предусматривать также возможность приема дренажных вод из сопутствующих дренажей, теплосетей, общих коллекторов подземных коммуникаций, а также незагрязненных сточных вод промышленных предприятий.
    ———————————
    ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения. М.: Издательство стандартов, 1974. С. 3.
    ГОСТ 25150-82. Канализация. Термины и определения.
    Территориальные строительные нормы. Дождевая канализация. Организация сбора, очистки и сброса поверхностного стока (ТСН ДК-2001 Московской области (ТСН 40-302-2001) (введен в действие распоряжением Минмособлстроя от 30.07.2001 N 120 «О введении в действие Территориальных строительных норм Московской области (ТСН ДК 2001 МО)»).

    3.6. Набережная. Это ограждающее или защитное сооружение вдоль береговой полосы. С точки зрения гидротехники набережные являются волноотбойными стенами, сооружаемыми для защиты от волнения береговых уступов, в том числе земляного полотна приморских железных и автомобильных дорог. Такие стены иногда называют подпорно-волноотбойными. Волноотбойные стены допускается, по возможности, возводить под защитой пляжа шириной, достаточной для гашения расчетных волн, в комплексе с бунами или волноломами. При проектировании волноотбойных стен следует учитывать рекомендации действующих строительных норм и правил по проектированию подпорных стен.
    ———————————
    ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения. М.: Издательство стандартов, 1974. С. 13.
    СП 32-103-97. Проектирование морских берегозащитных сооружений. М.: Трансстрой, 1998.

    Набережные, как берегоукрепительные, защитные, регуляционные и оградительные сооружения, проектируются с учетом возможности их использования в народнохозяйственных и социальных целях (в качестве причальных, транспортных и других инженерных сооружений, для массового отдыха населения и спортивно-оздоровительных мероприятий) .
    ———————————
    См.: СНиП 2 июня 01-86. Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования. М.: Государственный строительный комитет, 1987.

    3.7. Парапет. Слово «парапет» (франц. parapet, итал. parapetto) в русском языке обозначает невысокую сплошную стенку, проходящую по краю крыши, террасы, балкона, вдоль набережной, моста (в качестве заграждения); на гребне плотины, мола, дамбы, в судоходных шлюзах. В строительстве может также обозначать отдельный элемент указанных конструкций. Для целей комментируемой статьи под парапетом следует понимать ограждение, проходящее вдоль набережной.
    ———————————
    Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 964.
    См., например: ГОСТ 23342-91. Изделия архитектурно-строительные из природного камня. Технические условия. М.: Издательство стандартов, 1992. 9 с.

    3.8. Уклон берега водного объекта. Понятие «уклон» весьма широко распространено в технических, естественных науках, нормативных актах в сфере технического регулирования. В геодезии им оперируют для описания рельефа местности. С точки зрения геодезии уклон (также наклон) — это показатель крутизны склона, то есть «отношение превышения местности к горизонтальному протяжению, на котором оно наблюдается». Например, уклон, равный 0,015, соответствует подъему 15 м на 1000 м расстояния.
    ———————————
    См., например: ВСН 163-83. Учет деформаций речных русел и берегов водоемов в зоне подводных переходов магистральных трубопроводов (нефтегазопроводов). http://www.complexdoc.ru/ntdtext/487968 ; ВСН 3-80. Инструкция по проектированию морских причальных сооружений.
    Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. С. 1372.

    При проектировании объектов инфраструктуры информация об углах уклона (продольных и поперечных) в месте их предполагаемого расположения должна включаться в состав проектной документации (п. 34 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию).
    ———————————
    Постановление Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» от 16.02.2008 N 87 // СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 744.

    Угол уклона измеряется при проведении топографических работ, как правило, методом тригонометрического (геодезического) нивелирования. Следует полагать, что для целей данной статьи учету подлежит угол поперечного уклона.
    3.9. Водный объект, имеющий особое ценное рыбохозяйственное значение. Рыбохозяйственный фонд внутренних пресноводных водоемов России включает 22,5 млн. га озер, 4,3 млн. га водохранилищ, 0,96 млн. га сельскохозяйственных водоемов комплексного назначения, 142,9 тыс. га прудов и 523 тыс. км рек. К тому же Российская Федерация также располагает протяженной линией морского побережья (около 60 тыс. км) .
    ———————————
    См.: пункт 2.1 Стратегии развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Минсельхозом РФ 10.09.2007).

    В целях воспроизводства, сохранения и рационального использования водных биоресурсов объекты рыбохозяйственного значения в соответствии с пунктом 2.1.2 Типовых правил охраны поверхностных вод подразделяются на три категории: высшую, первую и вторую.
    ———————————
    Типовые правила охраны поверхностных вод (утв. Госкомприроды 21.02.1991).

    К высшей категории относятся места расположения нерестилищ, массового нагула и зимовальных ям особо ценных и ценных видов рыб и других промысловых водных организмов, а также охранные зоны хозяйств любого типа, осуществляющих искусственное разведение и выращивание рыбы, других водных животных и растений.
    К первой категории относят водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода.
    Ко второй категории относят водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей.
    ———————————
    Подробнее см.: Халчанский С.А. Комментарий к статье 51 // Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.Л. Дубовик. М.: Эксмо, 2007. С. 282 — 283.

    4. Развитие законодательства. Установление водоохранных зон (полос) в целях, аналогичных предусмотренным частью 2 комментируемой статьи, было предусмотрен статьей 91 Водного кодекса РСФСР 1972 г. Содержание ограничений данным Кодексом не предусматривалось, поскольку права по определению порядка их установления и использования были делегированы Совету Министров РСФСР, если иное не было не предусмотрено законодательством Союза ССР. В соответствии со статьей 99 указанного Кодекса в целях поддержания благоприятного водного режима рек, озер, водохранилищ, подземных вод и других водных объектов, для предупреждения водной эрозии почв, заиления водоемов, ухудшения условий обитания водных животных, для уменьшения колебаний стока и т.п. предусматривалось также установление водоохранных зон лесов.
    Водным кодексом РФ 1995 г. (ст. 111) были разграничены понятия водоохранных зон и прибрежных защитных зон. Содержание этих понятий по смыслу ВК РФ 1995 г. соответствует современному пониманию с учетом того, что комментируемый Кодекс более четко определяет особенности их правового режима. Особенно это касается режимных ограничений, которые в действующем ВК РФ закреплены законодательно, а не подзаконными актами Правительства РФ.
    В комментируемую статью изменения вносились однажды, но затронули сразу несколько частей. Так, в соответствии с пунктом 19 статьи 1 Федеральный закон от 14.07.2008 N 118-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 65 были внесены следующие изменения: изложено в новой редакции предложение 1 части 3; часть 6 дополнена новым предложением; в части 14 слово «поселений» заменено словами «населенных пунктов»; из части 16 исключено слово «размещение»; часть 18 изложена в новой редакции.
    ———————————
    СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418.

    Суть изменений, внесенных в часть 3, заключалась в необходимости отражения особенностей морей как специфических водных объектов. В предыдущей редакции граница охранных зон и полос для всех водных объектов за пределами населенных пунктов определялась по береговой линии. В соответствии с действующей редакцией граница охранных зон (полос) морей отмеряется от линии максимального прилива.
    До внесения изменений в часть 6, ширина охранных зон (полос) водохранилищ была фиксированной и составляла 50 м. В соответствии с действующей редакцией ширина такой зоны (полосы) водохранилища должна соответствовать ширине аналогичных зон для водотока, на котором организовано водохранилище. Например, если Куйбышевское водохранилище (р. Волга) до внесения изменений имело водоохранную зону шириной 50 м, то теперь она должна составлять 200 м в силу части 4 комментируемой статьи.
    Изменение в части 14 (замена слова «поселение» словами «населенный пункт») признано разграничить такие понятия, как «место, где проживают люди» (населенный пункт) от «одной из территориальных единиц местного самоуправления» (поселение).
    ———————————
    См.: ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

    Исключение из части 16 комментируемой статьи слово «размещение» также связано, по нашему мнению, с приведением нормативных правовых актов в соответствие с Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, в котором закреплены и систематизированы правила территориального зонирования.
    ———————————
    СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.

    В оригинальной редакции части 18 комментируемой статьи содержалась отсылка к земельному законодательству в части определения порядка закрепления границ охранных зон (полос). В действующей редакции полномочия по установлению порядка закрепления границ делегированы Правительству РФ.
    5. Связь с другими статьями. Положения комментируемой статьи применяются постольку, поскольку это не противоречит правилам охраны от загрязнения болот (ст. 57), ледников и снежников (ст. 58), охраны подземных водных объектов (ст. 59), охраны лесов (ст. 63), а также положением статьи 49 комментируемого Кодекса относительно охраны водных объектов, содержащих лечебные водные ресурсы, зон специальной (ст. 34) и санитарной охраны (ч. 2 ст. 43) источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения (см. комментарий к ним).
    6. Порядок установления границ. В соответствии с частью 18 комментируемой статьи полномочиями по определению порядка установления на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос наделено Правительство РФ. В соответствии со своими полномочиями Правительство РФ приняло соответствующие Правила.
    ———————————
    Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» // СЗ РФ. 2009. N 3. Ст. 415.

    Согласно Правилам, установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос (п. 2).
    В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, установление границ водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта на местности включает в себя:
    а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы;
    б) описание границ зоны (полосы), их координат и опорных точек;
    в) отображение границ на картографических материалах;
    г) установление границ на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
    Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр (см. комментарий к ст. 31).
    Полномочиями по установлению границ на местности наделены органы государственной власти.
    Во-первых, Федеральное агентство водных ресурсов в отношении всех объектов, соответствующие полномочия в отношении которых не были переданы органам государственной власти субъектов РФ. В частности, это моря и (или) их части, водохранилища, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации согласно перечню.
    ———————————

    Во-вторых, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в объеме предоставленных им полномочий.
    Указанные органы государственной власти обязаны обеспечивать размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии (п. 6 Правил). Образцы специальных знаков утверждены Приказом Минприроды РФ от 13.08.2009 N 249 «Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» .
    ———————————
    БНА РФ. 2009. N 43.

    Собственники земель, землевладельцы и землепользователи земельных участков, на земельные участки которых распространяется режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос, обязаны обеспечивать беспрепятственный доступ представителей уполномоченных органов государственной власти в целях осуществления размещения на соответствующих земельных участках специальных информационных знаков и поддержания их в надлежащем состоянии.
    ———————————
    Выделено нами. Из формулировки пункта 7 указанных Правил («земельных участков, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов») предполагается, что на земельных участках расположены указанные зоны (полосы). Однако физически указанные зоны (полосы) на участках не находятся. Земельные участки, на которых действуют режимные ограничения, могут входить в состав земель различных категорий с собственным правовым режимом. Предусмотренные комментируемой статьей ограничения являются юридически установленными правилами, действующими в определенных границах, независимо от правового режима земель и земельных участков. Подробнее см.: Крассов О.И. Земельное право: Учеб. М.: Юристъ, 2007. С. 120 — 122.

    Перечень водоемов, границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливаются Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами.
    ———————————
    Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р «Об утверждении Перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. N 2. Ст. 335.

    N Наименование водохранилища Место расположения
    1. Белгородское водохранилище Белгородская область
    2. Богучанское водохранилище Красноярский край, Иркутская область
    3. Борисоглебское водохранилище Мурманская область
    4. Братское водохранилище Иркутская область
    5. Бурейское водохранилище Хабаровский край, Амурская область
    6. Вазузское водохранилище Смоленская область, Тверская область
    7. Вельевское водохранилище Новгородская область
    8. Верхневолжское водохранилище Тверская область
    9. Верхне-Рузское водохранилище Московская область
    10. Верхне-Свирское водохранили-
    ще (речная часть) Ленинградская область
    11. Вилюйское водохранилище Республика Саха (Якутия), Иркутская область
    12. Волгоградское водохранилище Волгоградская область, Саратовская область
    13. Волховское водохранилище Ленинградская область, Новгородская область
    14. Воткинское водохранилище Удмуртская Республика, Пермский край
    15. Вышневолоцкое водохранилище Тверская область
    16. Горьковское водохранилище Ивановская область, Костромская область,
    Нижегородская область, Ярославская область
    17. Егорлыкское водохранилище Ставропольский край
    18. Зейское водохранилище Амурская область
    19. Иваньковское водохранилище Московская область, Тверская область
    20. Икшинское водохранилище Московская область
    21. Иовское водохранилище Республика Карелия, Мурманская область
    22. Иремельское водохранилище Республика Башкортостан, Челябинская
    область
    23. Ириклинское водохранилище Оренбургская область
    24. Иркутское водохранилище Иркутская область
    25. Истринское водохранилище Московская область
    26. Кайтакоски водохранилище Мурманская область
    27. Камское водохранилище Пермский край
    28. Клязьминское водохранилище Московская область
    29. Княжегубское водохранилище Республика Карелия, Мурманская область
    30. Колымское водохранилище Магаданская область
    31. Краснодарское водохранилище Республика Адыгея, Краснодарский край
    32. Красноярское водохранилище Республика Хакасия, Красноярский край
    33. Кубанское (Большое)
    водохранилище Карачаево-Черкесская Республика
    34. Куйбышевское водохранилище Республика Марий Эл, Республика Татарстан,
    Чувашская Республика, Самарская область,
    Ульяновская область
    35. Курское водохранилище Ставропольский край
    36. Лесогорское водохранилище Ленинградская область
    37. Майнское водохранилище Республика Хакасия, Красноярский край
    38. Михайловское водохранилище Курская область, Орловская область
    39. Можайское водохранилище Московская область
    40. Нарвское водохранилище Ленинградская область
    41. Нижнекамское водохранилище Республика Башкортостан, Республика
    Татарстан, Удмуртская Республика
    42. Новосибирское водохранилище Алтайский край, Новосибирская область
    43. Ново-Троицкое водохранилище Ставропольский край
    44. Нязепетровское водохранилище Челябинская область
    45. Озернинское водохранилище Московская область
    46. Пестовское водохранилище Московская область
    47. Правдинское водохранилище
    (ГЭС-3) Калининградская область
    48. Пролетарское водохранилище Республика Калмыкия, Ставропольский край,
    Ростовская область
    49. Пронское водохранилище Рязанская область, Тульская область
    50. Пяловское водохранилище Московская область
    51. Раякоски водохранилище Мурманская область
    52. Рублевское водохранилище Московская область
    53. Рузское водохранилище Московская область
    54. Рыбинское водохранилище Вологодская область, Тверская область,
    Ярославская область
    55. Саратовское водохранилище Самарская область, Саратовская область,
    Ульяновская область
    56. Саяно-Шушенское водохрани-