Обьединение разных работ в одну закупку. Особенности проведения закрытых аукционов Лоты не могут выделяться при проведении

1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).

3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 настоящего Федерального закона).

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Положения статьи 24 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Особенности осуществления закупок в соответствии с решением правительства Российской Федерации
    1. Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.
  • Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    11) статьи 24, пункт 1 статьи 27 и часть 4 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2009 года N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 19, ст. 2283);

Процедура проведения закрытого аукциона предусмотрена в ст. 84, 86-92 Закона о контрактной системе (рис. 14.2).

Рис. 14.2.

Особенности проведения закрытого аукциона заключаются в отличиях от электронного аукциона, поскольку сама электронная форма не применима к закрытым способам закупки:

  • основания проведения закрытого аукциона прямо установлены в ст. 84 Закона о контрактной системе;
  • при осуществлении закупки путем проведения закрытого аукциона могут выделяться лоты;
  • рассмотрение заявок производится в один этап, который не может превышать 10 дней с даты окончания срока подачи заявок (ст. 89 Закона о контрактной системе);
  • «шаг аукциона» не зависит от участников закрытого аукциона и устанавливается в размере 5% НМ ЦК;
  • возможность составления победителем закрытого аукциона протокола разногласий к проекту контракта законом не предусмотрена;
  • контракт заключается на бумажном носителе;
  • протоколы, составленные при проведении закрытого аукциона, заявки на участие в закрытом аукционе, документация о закрытом аукционе, изменения, внесенные в документацию о закрытом аукционе, и разъяснения такой документации хранятся заказчиком в течение трех лет (ч. 13 ст. 90 Закона о контрактной системе).

Сроки проведения закрытого аукциона и порядок взаимодействия заказчика с ЕИС зависят от объекта закупки:

  • 1) в случае если закрытый аукцион проводится на закупку продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте контракта (п. 2 ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе):
    • - извещение о проведении закрытого аукциона составляется и размещается в ЕИС не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов (ч. 4 ст. 86 Закона о контрактной системе);
    • - документация о закрытом аукционе в ЕИС не размещается, а предоставляется заинтересованным лицам на основании их письменного запроса, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие соответствие данных лиц требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе, и наличие у них доступа к сведениям, составляющим государственную тайну;
    • - срок для направления документации о закрытом аукционе таким лицам составляет не более трех дней с даты получения запроса;
  • 2) в остальных случаях проведения закрытых аукционов (п. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе):
    • - извещение о проведении закрытого аукциона не требуется;
    • - заказчик не позднее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов направляет лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе, и которые способны осуществить поставку продукции, являющейся предметом закрытого аукциона, приглашения принять участие в таком аукционе (ч. 5 ст. 86 Закона о контрактной системе);
    • - в приглашениях заказчик указывает свое наименование, почтовый адрес, объект закупки, способ получения документации, срок, место и порядок предоставления документации (ч. 6 ст. 86 Закона о контрактной системе);
    • - документация о закрытом аукционе в ЕИС не размещается;
    • - по заявлению участника, которому направлено приглашение, заказчик в течение двух рабочих дней с даты получения заявления обязан предоставить такому участнику документацию о закрытом аукционе (ч. 3 ст. 87 Закона о контрактной системе);
    • - заказчик не позднее чем за пять дней до даты вскрытия конвертов направляет в соответствующий контрольный орган перечень всех лиц, которым направлена документация о закрытом аукционе по их запросам, и копии всех приглашений принять участие в закрытом аукционе (ч. 7 ст. 86 Закона о контрактной системе).

На этапе подготовки к проведению процедуры и определении участников закрытого аукциона заказчик осуществляет следующие действия.

  • 1. Разрабатывает документацию, в которой указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом аукционе, дату рассмотрения заявок, «шаг аукциона», место, дату и время проведения закрытого аукциона.
  • 2. Вносит изменения в документацию при необходимости. Внесение изменений возможно не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закрытом аукционе. В течение двух рабочих дней с даты принятия указанного решения изменения направляются всем участникам закрытого аукциона, которым была предоставлена документация (срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы с даты направления изменений до даты окончания срока подачи заявок данный срок составлял не менее чем 10 дней).
  • 3. Определяет перечень информации и документов, предоставляемых участником, и требования к форме подачи, оформлению заявки (ч. 2 ст. 88 Закона о контрактной системе). Перечень информации и документов, которые должны быть предоставлены участником в составе заявки, аналогичен требованиям, предъявляемым к заявке на участие в открытом конкурсе (кроме требований об указании цены контракта, предлагаемой участником, и сведений о квалификации участника). Заявка подается в виде единого документа на бумажном носителе, все листы которого должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка подается в запечатанном конверте и должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью участника (для юридического лица) и подписана участником или уполномоченным участником лицом.

Этап вскрытия конвертов и проведения торгов заявок характеризуется следующими особенностями.

  • 1. Порядок вскрытия конверта и порядок оформления результатов этой процедуры не урегулирован и осуществляется по усмотрению заказчика.
  • 2. Процедура торгов проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии (аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии большинством голосов путем открытого голосования членов аукционной комиссии).
  • 3. Участник (его представитель) участвует в торгах путем поднятия пронумерованных карточек, в случае если они согласны заключить контракт по объявленной цене контракта (цене контракта, сниженной на «шаг аукциона»). Сделавшим предложение заключить контракт по сниженной цене считается участник, который поднял карточку первым. После этого все участники имеют возможность поднять карточку для установления более низкой цены контракта.
  • 4. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников не поднял карточку, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5% НМЦК, но не ниже 0,5% НМ ЦК (ч. 4 ст. 90 Закона о контрактной системе).
  • 5. Аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления цены контракта при минимальном «шаге аукциона» (0,5% НМЦК) ни один из участников не поднял карточку.
  • 6. Протокол закрытого аукциона подписывается заказчиком, всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения закрытого аукциона (ч. 8 ст. 90 Закона о контрактной системе).

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Согласно части 4 статьи 49 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, или, если в извещение о проведении открытого конкурса такие изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в отношении конкретного лота должен быть продлен.

Учитывая изложенное, лоты могут выделяться только при проведении конкурсов и закрытых аукционов. Заказчик принимает решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе продлевается таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней.

Согласно части 4 статьи 86 Закона N 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что эти сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за тридцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе.

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В. Чемерисов

Обзор документа

В силу Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Разъяснено, что лоты могут выделяться только при проведении конкурсов и закрытых аукционов. Заказчик принимает решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. Срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.

При проведении закрытого аукциона на закупку товара, работы или услуги, сведения о которых составляют гостайну, при условии, что эти сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, извещение о проведении закрытого аукциона размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов.

До нас (бюджетное учреждение) доведены дополнительные лимиты финансирования на замену охранно-пожарной сигнализации (ОКПД2 43.21.10.140) и работы по замене электропроводки и светильников (ОКПД2 43.21.10.110). Данные виды работ попадают в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, следовательно проводим электронный аукцион (сумма в обоих случаях превышает 500 т.р.). Законом 44-ФЗ на прямую не регламентируется выделение лотов в отношении электронного аукциона, понимаю, что технически это не осуществимо на электронной площадке. Но мы желаем объединить эти виды услуг в одну закупку и разделить по лотам. Не запрещает ли закон нам это сделать?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

В соответствии с ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, НМЦК и ее обоснование в соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Также обращаем внимание, что в Руководстве пользователя ЕИС, например, при описании порядка размещения информации о закупках, определении поставщиков для которых осуществляется путем проведения открытого конкурса предусмотрен порядок формирования лотов после выбора вкладки "Список Лотов".

Однако данным Руководством пользователя ЕИС при описании порядка размещения информации о закупках, определении поставщиков для которых осуществляется путем проведения электронного аукциона не предусмотрен порядок формирования лотов и соответствующая вкладка "Список Лотов" отсутствует.

Таким образом, Закон № 44-ФЗ однозначно указывает на выделение лотов в отношении таких способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) как конкурс (выше перечислены виды), закрытый аукцион и не предусматривает выделение лотов в отношении электронного аукциона и технически это не осуществимо на ЕИС.

< Положениями Закона № 44-ФЗ не установлена возможность выделения лотов при проведении таких способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как электронный аукцион, запрос котировок и запрос предложений.

В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона № 44-ФЗ лоты могут выделяться только при проведении конкурсов и закрытых аукционов. >

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают возможности выделения лотов при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

  • On 01.05.2018
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи, ФАС, Электронные закупки, Электронный аукцион

Продолжаем рассказывать о том, какие изменения ждут сферу госзаказа в связи с переходом к электронным закупкам. В прошлой статье мы рассказали . Сегодня речь пойдет о том, что нового вводится в отношении лотов.

Поправки, которые вносятся в 44-ФЗ для перевода торгов в электронной формат, утверждены законом № 504-ФЗ от 31 декабря 2017 года . Этот закон не водит какого-либо нового определения понятия лот, однако серьезно изменяет сферу его применения.

Что подразумевается под лотом

Надо сказать, что закон 44-ФЗ не дает четкого описание лоту, поэтому принято ориентироваться на практику закупок по 223-ФЗ. С учетом этого, под лотом подразумевается обособленная часть потребностей заказчика , характеризующаяся следующими признаками:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  • она имеет собственные правила описания;
  • в ее отношении участники подают отдельные предложения;
  • в ее отношении заключается самостоятельный контракт.

Выделение лотов до 1 июля

Сейчас разрешено выделять лоты в конкурентных процедурах, которые проводятся в виде конкурсов и закрытых аукционов . Подразумеваются все типы конкурсов - открытый, а также закрытый конкурс. Об этом сказано в части 6 статьи 24 закона 44-ФЗ.

Выделение лотов после вступления в силу изменений

В новой редакции части 6 статьи 24 сказано, что выделять лоты можно в конкурентных закупках, за исключением запросов котировок и предложений, электронных процедур и закрытых электронных процедур . По сути, это означает, что лоты остаются только для «бумажных» процедур, а таких в итоге будет проводиться совсем немного. Таким образом, в большинстве случаев те потребности, которые раньше можно было удовлетворить через одну закупку, придется разбивать на разные процедуры.

Требования к лотам

В том случае, если все-таки будут формироваться лоты, должны исполняться следующие требования:

  • для каждого лота должна быть рассчитана и обоснована НМЦК, установлены сроки и иные условия поставки;
  • обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта устанавливается заказчиком в документации для каждого лота отдельно;
  • ТЗ составляется отдельно на каждый лот;
  • по одному лоту поставщик подает одну заявку, также по одному лоту заключается один контракт;
  • отказ от проведения закупки, признание ее несостоявшейся допустимо по каждому лоту;
  • контролирующие органы или суд могут признать недействительной закупку отдельного лота;
  • жалоба в ФАС или суд подается по одному лоту.

Отдельно поясним про обжалование в отношении лота . Предположим, участник подал жалобу на техническое задание закупки, в которой выделяются лоты. В этом случае, как было указано выше, ТЗ составляется по каждому лоту отдельно. Далее возможны 2 варианта:

  1. Если жалоба будет касаться только положений документации, относящихся к этому лоту , при наличии оснований процедура закупки будет приостановлена лишь по нему. Это значит, что закупка остальных лотов будет продолжена.
  2. Если будет подана жалоба по каким-то общим требованиям, относящимся ко всем лотам , будет остановлена вся процедура. В данном случае лоты будут рассматриваться как одно целое.

Что ожидается на практике

Надо признать, что в отличие от закупок по 223-ФЗ, лотирование в госзакупках не получило тотального распространения. Поэтому по большому счету после вступления в силу новой редакции 44-ФЗ в части выделения лотов на практике много изменений не ожидается.

Заказчику же стоит запомнить, что если после 1 июля 2018 года он все-таки выходит на проведение процедуры в бумажном виде, то имеет возможность выделять в закупке лоты . Однако следует учесть требования для их формирования, приведенные нами выше.