223 фз обеспечение исполнения контракта. Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется

08.11.2018

спикер: Татьяна Леонтьева

Специальный счет. Электронные процедуры в 2019 году по-новому.

С 1 октября 2018 года для обеспечения заявок поставщики, по решению Правительства РФ, должны использовать спецсчета. Это означает, что для процедур, объявленных после 1.10.2018 необходим спецсчет.

Информация о специальных счетах изложена в следующих нормативно-правовых актах:

  1. Требование о необходимости обеспечения заявок через спецсчета изложено в ст. 44 Федерального закона № 44-ФЗ .
  2. Перечень банков, где можно открыть спецсчет, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 1451-р. В него вошло 18 банков.
  3. Порядок открытия и ведения спецсчета банком закреплен Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 626.
  4. В Постановлении Правительства РФ от 10.05.2018 № 564 закреплен порядок списания платы с победителя закупочной процедуры, в том числе и путем использования спецсчета.

Специальный счет необходим для проведения следующих процедур по 44-ФЗ:

  1. Отрытый конкурс в электронной форме
  2. Конкурс с ограниченным участием в электронной форме
  3. Двухэтапный конкурс в электронной форме
  4. Электронный аукцион
  1. Конкурсы в электронной форме
  2. Аукционы в электронной форме
  3. Запросы предложений в электронной форме
  4. Запросы котировок в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики по желанию смогут проводить открытые закупки в электронной форме. Для определения поставщика могут использоваться следующие методы:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме;
  • запроса котировок в электронной форме.

С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика.

С 1 октября 2018 года начали функционировать 9 электронных площадок, отобранные Правительством РФ, которые уже заключили соглашения с банками об использовании спецсчетов:

  1. Электронные площадки, прошедшие отбор в рамках 44-ФЗ
  2. Специальная площадка для нужд гособоронзаказа (АСТ ГОЗ)

Список площадок для закупок по 44-ФЗ:

  1. АО "ЕЭТП"
  2. АГЗРТ
  3. Сбербанк-АСТ
  4. РТС-Тендер
  5. Национальная электронная площадка
  6. Российский аукционный дом
  7. ЭТП ГПБ
  8. ТЭК-Торг
  9. АСТ ГОЗ (Гособоронзаказ)

Специальный счет НЕ нужен:

  1. Участникам «бумажных» закупочных процедур
  2. Участникам, которые не планируют работать по 44-ФЗ
  3. Участникам, которые планируют участвовать в электронных запросах котировок и запросах предложений (для запросов предложений по результатам несостоявшихся конкурсов и аукционов п.8 ч.2 ст. 83 и п.5ч.2ст.83.1 Минфин рекомендует устанавливать требования об обеспечении заявок см. Письмо Минфина России от 2 октября 2018 г. N 24-06-08/70718)

Для того, чтобы открыть специальный счет у участника закупки должен быть заключен договор банковского счета с одним из уполномоченных банков.

Здесь могут быть два варианта:

    У компании или предпринимателя нет счета в уполномоченном банке;

    В этом случае компаниям и предпринимателям нужно обратиться в один из уполномоченных банков для заключения договора специального счета.

    У компании или предпринимателя уже есть счет в уполномоченном банке, но он не является специальным.

    Во втором случае достаточно заключить с банком дополнительное соглашение к имеющемуся договору банковского счета об его использовании в качестве специального (п. 5 Требований к договору спецсчета, утвержденных Постановлением № 626).

Перечень банков Правительство утвердило Распоряжением от 13 июля 2018 г. N 1451-р. На сегодняшний день в него включены 18 банков:

  1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»
  2. Публичное акционерное общество «Банк ВТБ»
  3. Акционерное общество «Газпромбанк»
  4. Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк"
  5. Акционерное общество "АЛЬФА-БАНК"
  6. Публичное акционерное общество «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»
  7. Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие»
  8. Акционерное общество «Райффайзенбанк»
  9. Публичное акционерное общество «РОСБАНК»
  10. Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов»
  11. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»
  12. Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ»
  13. Публичное акционерное общество «БАНК «САНКТ- ПЕТЕРБУРГ»
  14. Публичное акционерное общество «Совкомбанк»
  15. Публичное акционерное общество «РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК»
  16. Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»
  17. Акционерное общество «ОТП Банк»
  18. Акционерное общество «ЮниКредит Банк»

В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков. Требования к условиям таких соглашений установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626 вступившим в силу с 1 июля 2018 года.

Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Средства подлежат внесению на специальные счета, открытые участниками закупок в банках, которые включены в установленный Правительством РФ перечень.

Задумано Реализовано

Введение специальных счетов преподносилось как благо для бизнеса:

  1. Денежные средства на одном счёте, а не раскиданы по площадкам.

Начисление процентов на денежные средства на спец счета, в том числе и на заблокированные

Обеспечение заявок для участников было бесплатно (кроме убытка в виде замороженных средств на площадке).

  1. На сегодняшний день банки с участников взымают оплату: за открытие счёта, за ведение счёта, за каждую операцию блокирования. В разных банках тарифы разные.
  2. Участники не получали процентов от площадок за пользование денежными средствами. В настоящий момент большинство банков предлагают 0,1% (Сбербанк, Открытие, Райффайзенбанк).

В качестве участников закупок могут выступать физические лица. Банки отказывают в открытии счета физическим лицам.

После 31.12.2018 поставщики, не прошедшие регистрацию в ЕИС, не смогут открыть спецсчет. После регистрации в ЕИС, поставщик будет в течение 1 рабочего дня аккредитован на всех отобранных электронных площадках.

Банк проверит, зарегистрированы ли вы в ЕИС, после этого открывает спецсчет и уведомляет об этом ЭП.

Обеспечение заявки и контракта по-новому 44-ФЗ

Обеспечение заявки может предоставляться в виде: денежных средств или банковской гарантии по выбору участника закупки.

При проведении электронных закупок банковскую гарантию в составе заявок предоставлять не нужно. Оператор проверяет самостоятельно ее наличие в реестре банковских гарантий. По 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Новый порядок обеспечения заявок. Алгоритм обеспечения:

Когда участник подает заявку, он тем самым дает свое согласие на блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки на своем специальном счете. Но, если в реестре БГ уже внесена информация о наличии банковской гарантии, обеспечивающей данную заявку, то средства не блокируются.

Банки будут начислять проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, который заключается с участником закупки (по факту это 0,1%).

«Таким образом, не позднее 2 октября 2018 г. операторы электронных площадок, разместив перечень уполномоченных банков на своих сайтах, проинформируют участников закупок об уполномоченных банках, наличие специального счета в которых позволит принять участие в электронной процедуре, проводимой на соответствующей электронной площадке.

Минфин России считает возможным рекомендовать участникам закупок заблаговременно ознакомиться с указанной информацией на сайтах электронных площадок с целью определения возможности участия в закупках, проводимых на соответствующей электронной площадке, и заблаговременного открытия специального счета в уполномоченном банке, установившем информационное взаимодействие с соответствующей электронной площадкой.

При этом Минфин России отмечает, что обеспечивает ежедневный мониторинг выполняемых уполномоченными банками и операторами электронных площадок работ по установлению взаимодействия информационных систем, а также сообщает о готовности принятия мер, направленных на исключение банков из числа уполномоченных банков в случае, если фактическое информационное взаимодействие не будет установлено в полной мере к 1 ноября 2018 г.

Статус интеграции АО «ЕЭТП» с Банками по состоянию на 5 октября 2018 г.

  • «Банк ВТБ»
  • «Сбербанк России»
  • «Альфа-Банк»
  • «Московский Кредитный банк»
  • «Финансовая Корпорация Открытие»
  • «Райффайзенбанк»
  • «Промсвязьбанк»
  • «Банк «СанктПетербург»
  • «Совкомбанк»
  • «Российский национальный коммерческий банк»
  • «Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»
  • «Всероссийский банк развития регионов»
  • «Акционерный Банк «Россия»

В статье 44 вступили в силу изменения с 01.07.2018. Теперь обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах устанавливается только в конкурсах и аукционах при НМЦК свыше 5 млн. рублей, если Правительство не установит иное.

Однако, согласно постановлению от 12 апреля 2018 года №439 при НМЦК более 1 млн рублей заказчик будет обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсе и аукционе.

"О начале функционирования электронных площадок, специализированной электронной площадки, применении Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ и 223-ФЗ"

«На основании изложенного, учитывая, что Закон N 44-ФЗ не содержит запрет на установление заказчиком требования обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, заказчик:

1) вправе не превышает один миллион рублей;

2) обязан установить требование обеспечения заявок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает один миллион рублей.

Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 440. Кроме того, существуют дополнительные требования к банковским гарантиям:

1. Постановление Правительства РФ от 15.01.2018 № 11 с 18.03.2018.

В банковской гарантии должно быть условие о праве заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта.

Таблица сформирована по материалам Института Госзакупок.

2. Постановление Правительства РФ от 15.01.2018 № 11 с 18.03.2018

Бенефициар одновременно с требованием по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, направляет гаранту документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).

Ранее: документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).


Изменился порядок удержания денежных средств в случае, когда в течение одного квартала на одной электронной площадке три заявки участника закупки были отклонены по вторым частям.

Если 3 раза в течение квартала на одной площадке отклонены вторые части заявки в конкурсе или аукционе одного УЗ, обеспечение заявки перечисляется в доход соответствующего бюджета (Ранее только для электронных аукционов и на счет заказчика)

Письмо Минфина России от 27.08.2018 № 24-03-07/60842 по вопросу открытия специальных счетов бюджетными учреждениями

Минфин России в связи с поступающими вопросами и вступлением в силу положений Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сообщает позицию в отношении открытия специальных счетов, на которых учитываются средства бюджетных учреждений, направленных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

№ 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) установлено, что при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Учитывая, что Законом № 44-ФЗ предусмотрено открытие специального счета, бюджетные учреждения вправе открывать специальные счета для обеспечения заявок на участие в электронных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом, по мнению Минфина России, с учетом целевого характера расходования финансовых средств, бюджетные учреждения вправе учитывать на специальных счетах финансовые средства только в объеме необходимом для обеспечения заявки, поданной для участия в конкретной электронной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Дополнительно Минфин России сообщает, что в настоящее время осуществляется подготовка изменений в Закон № 44-ФЗ в части исключения обязанности бюджетного учреждения предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке.

Принятие данных изменений планируется реализовать до конца 2018 года.

Обеспечение заявки и контракта нововведения: 223-ФЗ

Обеспечение заявки в рамках 223-ФЗ регулируется ч.25 — 27 ст.32 № 223-ФЗ. Согласно статье обеспечение заявки не устанавливается, если НМЦД не превышает пять миллионов рублей. Если НМЦД превышает пять миллионов рублей, то заказчик вправе установить требование к обеспечению. Размере обеспечения составляет не более 5 % НМЦД. Кроме того, в качестве обеспечения могут быть денежные средства, банковская гарантия и любой иной способ по ГК РФ.

Закупка в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП регулируется ч.10 — 11 ст.34 № 223-ФЗ. Требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения должны быть предусмотрены в Положении о закупке.

Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:

  • проведения конкурса в электронной форме
  • аукциона в электронной форме
  • запроса котировок в электронной форме
  • запроса предложений в электронной форме

Для осуществления таких закупок необходима аккредитация и использование спец счета аналогично заказчикам по Закону № 44-ФЗ.

Важно знать, что возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

  1. Уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
  2. Непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 223-ФЗ, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

Обеспечение исполнения контакта по 223-ФЗ. Алгоритм:

1. Выберите один из двух способов внесения обеспечения исполнения контракта 223-ФЗ: перечислите необходимую сумму на счет заказчика или предоставьте гарантию из банка. Если вы выбрали в качестве способа обеспечения заявки предоставление банковской гарантии, обратите внимание на требования к этому документу:

  • гарантия должна быть безотзывной;
  • гарантия должна быть выдана финансово устойчивым банком;
  • срок действия гарантии должен быть больше периода действия заявки.

Ряд заказчиков при заключении договора просят подписать согласие на невозврат обеспечения контракта по 223-ФЗ.

Допустимые пределы обеспечения обязательств по договору устанавливают в положении о закупке, конкретные показатели для отдельной процедуры прописывают в закупочной документации. Если в условиях предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ чаще всего равен предоплате.

Обеспечение контракта по 223-ФЗ можно установить в денежном выражении при любой закупке. Закон оставляет это на усмотрение заказчика. Условия юридическое лицо может прописать в своем положении о закупке. Также допустим вариант, при котором размер обеспечения договора по 223-ФЗ при электронном аукционе и других способах закупок указывается только

в документации, а в положении не содержится.

В соответствии с Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352 заказчики, работающие по 223-ФЗ, предоставляет субъектам малого бизнеса преимущества. Для малых и средних предприятий по 223-ФЗ обеспечение исполнения договора не может превышать 5 процентов от цены договора (при этом если договором предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен быть больше суммы аванса).

Внести средства возможно двумя способами:

  • предоставить банковскую гарантию;
  • перечислить деньги на счет заказчика.

Также для субъектов МСП установлен особый порядок возврата обеспечения. Он отличается в зависимости от результата закупки.

Обеспечение заявки возвращается в течение 7 дней, если:

  • Участник на стал победителем закупки. В такой ситуации семь дней отсчитываются с момента подписания протокола;
  • Участник стал победителем закупки. В таком случае деньги перечислят в течение семи дней со дня заключения договора. Те же сроки действуют, если договор по каким-то причинам не был заключен.

По 223-ФЗ обеспечение исполнения контракта возвращается, если договор не был заключен из-за внешних причин, не зависящих от сторон, или поставщик исполнил все свои обязательства.

Сравнения, выводы

Вопросы

- Могу ли я использовать расчетный счет компании, если он открыт в одном из 18 отобранных банков? - Да, но нужно заключить дополнительное соглашение с банком к существующему расчетному счету, чтобы он получил статус специального. Некоторые банки рекомендуют открыть отдельный счет, чтобы не смешивать обычные финансовые операции с операциями по спецсчету. Эти вопросы необходимо выяснить отдельно в каждом банке. - Можно ли использовать 1 спецсчет для всех площадок? - Да, можно. Гораздо удобнее открыть и контролировать 1 спецсчет для всех ЭТП. - Плата за участие в торгах будет сниматься со спец.счета? - Да, такой вариант предусмотрен. Всего существует два алгоритма: Вы можете перечислять самостоятельно, либо денежные средства будут сниматься с вашего специального счета. - Когда поставщики смогут проводить регистрацию в ЕИС? - После 1 января 2019 года.

Что нужно знать про обеспечение договора по 223-ФЗ, какие изменения вступили в части обеспечения договора, узнайте в нашей статье.

Что такое обеспечение договора по 223-ФЗ

Это условие, которое ставит заказчик в тендере, это определение обоснование того, что поставщик добросовестный, и выполнит договор качественно и в срок.

Обеспечение договора может перечисляться либо на счет заказчика в денежном эквиваленте, либо поставщик может предоставлять банковскую гарантию. Способ обеспечения договора поставщик определяет сам.

Все зависит от общей суммы договора, если сумма не большая, то поставщик в основном предоставит деньги. А если сумма договора большая, то поставщик скорее всего предоставит банковскую гарантию, потому что мало у кого есть в наличии такие огромные деньги.

Когда нужно предоставлять

В законе не регламентируется, когда нужно указывать требование об обеспечении договора. Поэтому заказчики на свое усмотрение ставят это условие. Причем весь порядок, сумму обеспечения и когда заказчик должен вернуть это обеспечение должно быть прописано в документации о тендере.

Если поставщик предоставит обеспечение в виде денег

Он переводит нужную сумму денег, которая указана в документации на расчетный счет заказчика.

Важно! В документации о тендере заказчик обязательно должен указать реквизиты расчетного счета куда нужно будет перевести деньги, в случае если поставщик выберет такой способ обеспечения. В противном случае поставщик не сможет перечислить деньги и возникнет конфликтная ситуация.

Субъекты малого предпринимательства и субъекты малого и среднего предпринимательства, далее – СМП и МСП соответственно, обеспечивают контракт или договор деньгами – вносят средства на счет заказчика или предоставляют гарантию банка. Размер обеспечения победитель закупки и заказчик оговаривают в контракте или договоре. Когда исполните контракт, заказчик обязан вернуть деньги.
Читайте, как перевести средства и получить гарантию и что делать, если заказчик не вернул деньги.

После того как поставщик перечислит деньги, ему необходимо будет на ЭТП прикрепить платежное поручение. Это будет залогом того, что он выполнил все условия, которые необходимо сделать до подписания договора по 223-ФЗ. И подписать там договор.

При этом, если поставщик не будет исполнять договор, заказчик вправе будет удержать у себя эти деньги и пользоваться ими в своих целях. А вот если поставщик всё исполнит в срок и качественно, то заказчик должен будет вернуть обеспечение договора в те сроки, которые указаны в документации и договоре.

Если поставщик предоставит обеспечение в виде банковской гарантии

Также поставщик может выбрать способ обеспечения договора с помощью предоставления банковской гарантии.

Важно! Если поставщик предоставит банковскую гарантию, срок её должен заканчиваться на месяц позже, чем исполнение договора.

Банковская гарантия – это письмо от банка, что он поручается за этого поставщика. И в случае необходимости, если поставщик нарушит условия договора, банк выплатит всю сумму по банковской гарантии заказчику. Чтобы поставщик предоставил заказчику банковскую гарантию, ему необходимо с банком заключить соглашение о сотрудничестве. И открыть в этом банке специальный счет.

Какой может быть размер обеспечения договора по 223-ФЗ

Размер также не указан в законе. Заказчик определяет этот размер сам. Обычно он может составлять от 10 до 30 %, но если договор очень крупный, то заказчик может поставить обеспечение и больше 30%.

При этом в некоторых договорах есть и условие авансирования. Если такое условие есть, то заказчик указывает в договоре, что размер обеспечения будет равен размеру аванса.

Как и когда нужно вернуть обеспечение

Сроки возвращения обеспечения договора по 223-ФЗ также должны быть закреплены в документации о тендере, а еще лучше определить такие сроки на уровне положения о закупке. Чтобы не путаться и не ошибиться заказчику. Ведь за нарушение сроков отправки обратно поставщику обеспечения договора также положены штрафы.

Заказчик устанавливает такой срок так, как считает нужным. Он может быть и 10 дней, и 15 дней, и 30 дней, и 15 рабочих дней и т.д. Самое главное, что вернуть обеспечение договора можно только в том случае если поставщик исполнить все свои обязательства по договору.

А вернуть обеспечение нужно не в тот момент, когда заказчик исполнит, а в тот момент, когда именно поставщик исполнит договор. При чем некоторые заказчики требуют от поставщиков письму уведомления о том, что договор поставщиком исполнен и они просят вернуть обеспечение в таком-то размере на такой-то счет.

Эта мера не обязательна, но многие поставщики, сталкиваясь один раз с ней, начинают делать это по отношению ко всем заказчикам.

Нововведения в законодательстве

Сейчас в части обеспечения договора появилась возможность поменять изначальный способ обеспечения на другой. Для того чтобы заменить способ обеспечения договора поставщик должен направить письмо заказчику и предоставить одновременно новое обеспечение договора.

Банковская гарантия представляет собой способ исполнения обязательств по исполнению условий договора. В случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком условий договора финансовые риски берет на себя банк-гарант.

Рассмотрим подробнее банковскую гарантию в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - закон о закупках, 223-ФЗ).

Закон 223-ФЗ более лоялен по отношению к заказчику и исполнителю в отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о контрактной системе, 44-ФЗ), поскольку он регламентирует лишь основные условия закупок, предоставляя заказчику самостоятельно определять конкретные параметры в соответствии с его положением о закупках. Есть три основных отличия по условиям получения банковской гарантии в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ:

  • По 44-ФЗ банковская гарантия обязательно должна быть включена в Единый реестр банковских гарантий (ЕРБГ). Без наличия банковской гарантии в реестре заказчик не имеет права принимать такую банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта. 223-ФЗ позволяет предоставлять банковскую гарантию, не внесенную в реестр.
  • В соответствии с 44-ФЗ банковская гарантия не может быть получена в любом банке. Банк-гарант должен, во-первых, входить в официальный перечень банков Министерства финансов РФ , которые соответствуют требованиям законодательства. Во-вторых, у банка-гаранта должны быть собственные средства в размере не менее 1 млрд рублей, лицензия на соответствующую деятельность и срок деятельности не менее 5 лет. 223-ФЗ не выдвигает требований к банку-гаранту относительно нахождения в реестре банков Минфина. Правда, сами заказчики зачастую требуют (что вполне логично), чтобы банк, в котором будет получена банковская гарантия, находился в этом перечне (топ-10, топ-50).
  • 44-ФЗ обязывает заказчика при стоимости контракта выше 50 млн рублей требовать обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта. По 223-ФЗ заказчик не обязан обосновывать НМЦ.

В сфере действия 223-ФЗ банковские гарантии делятся на три вида:

  • Банковская гарантия для обеспечения заявки на участие в закупке - в качестве подтверждения серьезности намерений поставщика, а также как гарантия того, что поставщик не отзовет заявку раньше срока, не изменит цену и т.п.
  • Банковская гарантия для возврата аванса . Банк-гарант обязуется выплатить заказчику денежные средства, выданные исполнителю в качестве аванса, в случае отказа исполнителя от выполнения своих обязательств по договору после получения авансовых средств.
  • Банковская гарантия для обеспечения исполнения договора . Заказчик получает определенную сумму от банка-гаранта, если исполнитель не выполнил или же выполнил ненадлежащим образом свои обязательства по договору.

Несмотря на то, что требования к банковской гарантии по 223-ФЗ достаточно мягкие, все же имеются определенные обязательные пункты :

  • банковская гарантия по 223-ФЗ обязательно должна быть безотзывной;
  • банковская гарантия по 223-ФЗ должна иметь срок действия;
  • заказчику следует в положении о закупке указать, в течение какого срока он должен одобрить или отвергнуть банковскую гарантию;
  • в банковской гарантии должны быть четко прописаны суммы, подлежащие выплате банком-гарантом заказчику в случае невыполнения исполнителем условий договора;
  • в банковской гарантии должны быть прописаны все обязательства участника закупки.

Даже если заказчик не требует в обязательном порядке банковскую гарантию, имеет смысл обеспечить свои обязательства именно таким способом. На это есть ряд причин:

  • получить банковскую гарантию обойдется дешевле, нежели взять кредит на эту же сумму. Плюс к тому возможно получение и кредита, и банковской гарантии, в то время как получить два кредита невозможно;
  • достаточно большое количество банков предоставляет отсрочку платежа, не увеличивая стоимость самой банковской гарантии;
  • получив банковскую гарантию, можно спокойно распоряжаться авансовыми платежами, не опасаясь за последствия;
  • при наличии банковской гарантии риски по сделкам сводятся к минимуму.

Сумма банковской гарантии определяется для каждой компании в индивидуальном порядке и зависит от общей суммы договора. Несмотря на то, что банк-гарант определяет размер банковской гарантии самостоятельно, верхний порог ее по закону не может превышать 10% от объемов капитала банка.

Стоимость банковской гарантии напрямую зависит от размера комиссии банка (в среднем, 2-10% от объема гарантийной суммы). Также определяют наличие или отсутствие ее обеспечения, срок ее действия, предмет. Если оформить залог на имущество организации или открыть счет в банке-гаранте, то стоимость банковской гарантии может быть уменьшена. Залогом может являться, например, депозит.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что банковская гарантия представляет собой надежный способ обеспечения заявки, возврата аванса или исполнения контракта, приемлемый как для исполнителя, так и для заказчика.

На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление . Действующая редакция Закона не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

Требования об обеспечении, его размер и способы предоставления, а так же сроки и порядок предоставления должны быть закреплены в Положении о закупках. Размер обеспечения устанавливается, как правило, в процентном отношении от общей суммы заказа и закрепляется в извещении о начале выбора поставщика. Обычно заказчиками в Положении о закупках устанавливаются требования об обеспечении сделок, аналогичные требованиям, изложенным в .

Следует отметить, что в отличие от норм Закона 223-ФЗ, положения Закона 44-ФЗ в отдельных случаях напротив - требуют установление обеспечения по контракту.

Требования к обеспечению контракта по 223-ФЗ

Так, данным законом предусматривается право заказчика устанавливать либо не устанавливать обеспечение контракта, если выбор поставщика осуществляется:

  • путём запроса котировок (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • запроса предложений (в отношении соответствующих операций с учётом ограничений по сумме);
  • у единственного поставщика (в отношении соответствующих операций).

По сделкам, не попадающим под условия, определяемые в Законе 44-ФЗ, заказчик в общем случае обязан устанавливать требования об обеспечении исполнения условий сделки. Заключение контракта при этом происходит только после предоставления исполнителем соответствующих гарантий.

Таким образом, участникам аукционов в рамках 223-ФЗ необходимо в составе аукционной документации уделить внимание вопросу предоставления соответствующих обеспечений и подготовки всех необходимых документов.

Залог денежных средств мало приветствуется у большинства исполнителей (участников торгов), т.к. это связано с неэффективным отвлечением денежных средств из компании. Поэтому банковская гарантия, посредством которой банк берёт на себя ответственность за выполнение поставщиком условий контракта, представляется более привлекательным инструментом.

1. Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33

2. Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2 , , , 10 части 2 статьи 83 , пунктами 1 , и 4 части 2 статьи 83.1 , пунктами 1 , (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), - , - , , - , , - , - , , , , - (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - , не предусмотрена выплата аванса), , 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

6. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 7 - 7.3 (в ред. ФЗ от 27.12.2018 N 502-ФЗ) применяются к закупкам, извещения о которых размещены, приглашения направлены после 01.07.2019, а по соглашению сторон - к отношениям по контрактам, извещения о закупках по которым размещены, приглашения направлены до 01.07.2019.

7. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 настоящей статьи.

7.2. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с частью 27 статьи 34 настоящего Федерального закона контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.

7.3. Предусмотренное частями 7 и 7.1 настоящей статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

8. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта, включая положения о предоставлении такого обеспечения с учетом положений