Внутренняя и внешняя миграция рабочей силы. Причины международной миграции рабочей силы

Международная миграция рабочей силыэто перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему в целях поиска работы.

Эмиграция – это выбытие за границу.

Иммиграция – прибытие из-за границы.

На сегодняшний день в мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1. по направлениям: из развивающихся в бывшие социалистические страны и промышленно развитые, в рамках промышленно развитых стран и т.д.

2. по территориальному охвату: межконтинентальная, внутриконтинентальная.

3. по уровню квалификации мигрантов: высоко- и низкоквалифицированные.

4. по времени: безвозвратная, временная, сезонная, маятниковая.

5. по степени законности: легальная, нелегальная.

Использование иностранной рабочей силы уже давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Наглядны следующие цифры: во Франции иммигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении; в Бельгии – половину горняков; в Швейцарии – 40% всех строительных рабочих и т.д. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляющих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важнейшего валютного источника. Так, если в Египте эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х гг. давала прибыль в 970 млн. долл., а туризм – 600 млн., то денежные переводы иммигрантов – 3,1 млрд. долл. А в такой стране, как Йемен, сумма эмигрантских переводов превосходила в тот же период поступления от экспорта более чем в 30 раз.

Основными центрами миграции являются:

· Страны Западной Европы, где иностранную рабочую силу стали использовать на постоянной основе. Только в ЕС насчитывается 13 млн. иммигрантов и членов их семей, в том числе около 8 млн. (или 61%) из стран, не являющихся членами ЕС. До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%.

· США, трудовые ресурсы которых исторически сложились именно за счет иммигрантов. Сейчас приезжая рабочая сила постоянно составляет около 5%, а в прибрежных районах и больше (считая тех, кто не успел ассимилироваться).

· нефтедобывающие страны Ближнего Востока. Сюда к началу 80-х гг. оказалось стянуто около 3 млн. иностранных рабочих. Об интенсивности миграционного процесса свидетельствует значительный удельный вес иностранной рабочей силы в ее общей численности. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) она составляла около 90%, в Катаре – свыше 80%, в Саудовской Аравии и Бахрейне – практически по 40%, в Омане – 34%. Главным экспортером рабочей силы в регионе был Египет, доля которого в общем количестве иммигрантов, въезжающих в страны Арабского Востока, достигла 75%. Оставшиеся 25% распределялись между Йеменом, Ираком, Ливаном, Сирией, Иорданией, Палестиной, также Пакистаном, Индией, Бангладеш и Филиппинами.


· Латинская Америка, где в основном Аргентина и Венесуэла принимают рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов достигает здесь 3 млн., подавляющее большинство которых составляли латиноамериканцы. Наиболее распространенной формой является сельская сезонная миграция.

НТР формирует особый рынок высококвалифицированной рабочей силы, для него характерны высокое творческое содержание, самомотивация, основывающаяся на высоком уровне образования, высокая стоимость рабочей силы, приспособляемость ее к новым профессиональным условиям.

До последнего времени основными поставщиками кадров высокой квалификации в США и западноевропейские страны были Индия, Пакистан и Египет. Эта тенденция в ближайшем будущем может существенно измениться: произойдет переориентация в связи с изменением ситуации в восточноевропейских странах и в бывшем СССР.

Миграция рабочей силы – явление сложной и неоднозначное, так как может оказывать положительное и отрицательное влияние на экономическое и социальное развитие стран, принимающих и отдающих.

1. Последствия миграции рабочей силы для стран иммиграции (куда прибывают мигранты, т.е. принимающей страны).

Позитивные для экономики в целом:

· вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике;

· иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

· достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, например, США за период с 1965 по 1990 гг. на сфере образования и науке сэкономили не менее 15 млрд. долл.;

· иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для экономики.

Позитивные для отдельной фирмы:

· иностранная рабочая сила оплачивается ниже, чем национальная, следовательно, фирма снижает издержки на заработную плату.

Негативные :

· ухудшается ситуация на рынке труда в связи с ростом предложения рабочей силы и ограничением рабочих мест;

· происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочей силы на рынке труда;

· провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.

2. Последствия для стран эмиграции (откуда уезжает рабочая сила, т.е. отдающей страны):

Позитивные для экономики в целом:

· эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда;

· из-за границы в страну возвращаются обученные и более квалифицированные рабочие;

· переводы валютных средств из-за рубежа являются важным источником дохода страны. Например, Югославия получает ежегодно 7 млрд. долл. От экспорта рабочей силы;

· при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы. Кроме того, в последнее время наблюдается тенденция к приобретению за рубежом оборудования, которое ввозится в страну и направляется на организацию предпринимательских коллективов.

Негативные :

· страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;

· теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку;

· происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет 50-60млрд. долл. В результате того, что 1/3 российских ученых работает за рубежом.

Экспортом рабочей силы занимаются развитые страны, такие как Португалия, Греция, Италия и т.д.

Существует четыре прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

– налоги с прибыли фирм-посредников;

– непосредственные переводы иммигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

– личное инвестирование иммигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, покупка земли, недвижимости, приобретение ценных бумаг);

– капиталы от стран-импортеров рабочей силы, идущие часто на воспроизводство трудовых ресурсов, в социальную сферу.

  • ? Понятие и виды миграции рабочей силы
  • ? Причины миграции рабочей силы
  • ? Последствия миграции рабочей силы для страны-экспортера и страны- импортера
  • ? Территориальный аспект миграции
  • ? Проблема утечки умов
  • ? Регулирование миграции рабочей силы
  • ? Международная организация труда (МОТ)

Понятие миграции рабочей силы

Под миграцией рабочей силы понимается организованное или стихийное ее перемещение внутри страны и через государственные границы к месту постоянного проживания или работы. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени- служащие, специалисты и ученые.

Миграцию можно разделить на окончательную (безвозвратную), временную (возвратную), сезонную (в определенный период времени или на определенный срок), маятниковую (например, приграничную). Выделяют также внутреннюю и внешнюю (международную) миграцию. Внутренняя - предполагает перемещение рабочей силы между населенными пунктами внутри страны, например из одного региона в другой. Внешняя миграция связана с движением людей через государственные границы из одной страны в другую. Она влияет на численность населения, изменяя его на величину миграционного сальдо (разность между числом эмигрантов и иммигрантов).

По данным ООН, например с 1990 по 2005 г., мигрантов в мире стало больше на 36 млн, тогда как за предыдущие полтора десятилетия их число выросло на 41 млн. Впрочем, по признанию экспертов ООН, снижение числа мигрантов происходит за счет развивающихся стран, где показатель ежегодного прироста сократился с 2,5% в год в 1975-1990 гг. до 0,6%. Это, однако, означает не падение интенсивности миграционных потоков, а рост числа тех, кто возвращается из чужих стран домой: например, за 1990-2004 гг. развивающиеся страны репатриировали 21 млн беженцев. В развитые же страны приток мигрантов не ослабевает: как и прежде, их их число растет в среднем на 2,9% в год.

Сегодня в развивающихся странах живет 61 % всех мигрантов в мире (в 1990 г. - 53%), каждый третий мигрант проживает в Европе, каждый четвертый - в Северной Америке. Общее число мигрантов в 2006 г. ООН оценило в 191 млн, из них 12,1 млн, т.е. больше 6%, проживали в России. По этому показателю наша страна отстает только от США, где проживают 38,4 млн мигрантов (20% от общемирового числа). За Россией следуют Германия - 10,1 млн и Украина - 6,8 млн беженцев.

Большим числом проживающих мигрантов Россия обязана не только своим расположением на перекрестке миграционных потоков из Азии в Европу, но также «правильной адекватной работой», которую проводит в этой области российское руководство.

Особенности современной международной миграции рабочей силы:

  • преобладание трудовой миграции в общих миграционных потоках;
  • расширение географии, масштабов миграции;
  • усиление роли демографического фактора (избыток рабочих рук в одних странах и недостаток - в других);
  • рост числа нелегальных переселенцев.

Активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 1960-х гг. в рамках построения моделей экономического роста. Ее основная цель состояла в доказательстве того, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста. По данным МОТ, в 2013 г. общее число мигрантов превысило 240 млн человек.

Международную миграцию определяют следующие нижеперечисленные группы факторов.

1. Экономические обусловливают переселение работников (и их семей) в страны с наиболее высоким уровнем благосостояния населения. Этот процесс облегчается развитием транспорта.

Основными экономическими факторами, определяющими миграцию рабочей силы, являются:

  • быстрый рост населения планеты и высокая безработица, прежде всего в слаборазвитых странах;
  • вывоз капитала и создание крупных предприятий, где в значительном количестве требуются рабочие руки;
  • более благоприятные условия труда и его оплаты в тех или иных странах, в том числе вследствие их успехов в экономическом развитии;
  • возможности более полной реализации своих способностей.
  • 2. Культурно-национальные и религиозные факторы определяют перемещение мигрантов в страны проживания коренной национальности и определенного вероисповедания, например немцев Поволжья - в Германию, евреев - в Израиль и т.п.
  • 3. Прочие факторы связаны с влиянием на миграцию трудовых ресурсов и населения чрезвычайных ситуаций: войн, землетрясений, наводнений и пр. Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно становится объектом государственного регулирования.

Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации, мигранты подразделяется на пять основных типов:

  • 1) лица, работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные сельскохозяйственные рабочие, а также неквалифицированные или малоквалифицированные лица, занятые на подсобных работах;
  • 2) профессионалы с высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта. К этой группе относят, например, представителей профессорско-преподавательского состава вузов;
  • 3) нелегальные мигранты, в том числе иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью. Миллионы представителей этой группы постоянно пребывают в США, Японии, странах Европы, Южной Америки и Африки;
  • 4) переселенцы, т.е. лица, переезжающие на постоянное место жительства (прежде всего в промышленно развитые страны);
  • 5) беженцы, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы для их жизни и деятельности.

Выделяют следующие виды миграции:

  • 1) семейная - предполагает существование лиц, которые могут дать поручительство за въезжающих (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты и др.);
  • 2) экономическая - требует наличия квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. Существуют четыре вида такой иммиграции:
    • частнопредпринимательская (лицо имеет опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал);
    • миграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и способностью найти работу;
    • миграция по приглашению работодателя;
    • миграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;
  • 3) гуманитарная, связанная с получением статуса беженца, и др. В результате развития процессов трудовой миграции во многих

развитых странах складываются два рынка труда: на одном идет продажа национальной рабочей силы, на другом - иностранной.

Привлечение в страну рабочей силы из-за рубежа имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным относятся:

1) повышение конкурентоспособности продукции вследствие уменьшения издержек производства, обусловленного более низкой ценой иностранной рабочей силы.

Большинство иммигрантов заняты на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ, имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие;

2) заполнение вакансий в непрестижных сферах экономики, в том числе в военизированных (мигранты могут призываться на военную службу), обеспечивающее нормальный ход процесса воспроизводства.

Во Франции иностранцы составляют 25% занятых в строительстве, 35% - в автомобилестроении, в Бельгии - 50% горняков, Швеции - 40% всех строительных рабочих;

  • 3) создание возможности структурной перестройки экономики и ее динамичного развития за счет перемещения высококвалифицированной национальной рабочей силы в новые перспективные отрасли с дальнейшим повышением ее квалификации;
  • 4) сохранение требуемых народно-хозяйственных пропорций путем поддержания существующих отраслей;
  • 5) использование иностранной рабочей силы в качестве амортизатора в случае роста безработицы (ее увольняют в первую очередь);
  • 6) увеличение налоговых поступлений. Иммигранты обычно приезжают в раннем трудоспособном возрасте, вступая в период активной выплаты налогов. Принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые, не платя прямых налогов, при покупках вносят в казну такие косвенные налоги, как акцизы;
  • 7) экономия затрат на первичное образование и получение квалификации, которые в основном несут государства, откуда осуществляется миграция, на оказание социальных услуг (нелегалы их не могут получить);
  • 8) улучшение демографической ситуации в принимающей стране с низким уровнем рождаемости. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии - 24%, а в Люксембурге - 38%.

В целом считается, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны.

Отрицательные последствия иммиграции:

1) постепенное попадание многих отраслей экономики принимающих стран в зависимость от иностранных рабочих, особенно в строительстве, угледобыче и пр.

Исследования, проводившиеся в Дюссельдорфе в связи с возможным отъездом иностранцев, показали, что результатом может быть резкое уменьшение объема строительных работ, закрытие многих детских садов, школ, прекращение уборки мусора;

2) создание дополнительной нагрузки на экономику, связанной с необходимостью принимать меры общественной безопасности, расширять предоставление некоторых видов социальных услуг, развивать транспорт и пр.

Рассматривая безвозвратную трудовую миграцию как негативное следствие либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности.

Страны - экспортеры рабочей силы, наряду с потерями от миграции, имеют от нее и некоторые выгоды. Прежде всего это многомиллиардные доходы, источниками которых являются:

  • налоги с прибыли фирм-посредников;
  • налоги с переводов мигрантов на родину;
  • личное инвестирование мигрантов.

Возвращаясь домой, мигранты, проработавшие за границей, как правило, в течение двух-трех лет, привозят с собой немалые ценности и сбережения. Кроме того, они приобретают новые профессиональные знания, опыт, квалификацию, готовность к активному участию в новых формах экономической жизни.

1. Причины и последствия международной миграции рабочей силы.

3. Миграционная политика

1. Рынок труда, как и любой рынок, развивается на основе взаимодействия спроса и предложения. Их динамика меняет распределение рабочей силы по секторам, отраслям, уровень безработицы и заработной платы. Поиск работы или более выгодных условий делают трудовые ресурсы мобильными. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран.

Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год.

Мировой рынок труда – механизм взаимодействия спроса на труд и предложения его на мировой арене.

Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

Миграционное сальдо - разность эмиграции из страны и иммиграции в страну.

"Утечка мозгов" - международная миграция высококвалифицированных кадров.

Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Различают легальную и нелегальную миграцию.

Причины, которые заставляют рабочую силу перемещаться можно разделить на внеэкономические и экономические.

Внеэкономические причины:

Войны, которые заставляют людей бежать от военных действий (беженцы);

Политические и религиозные преследования;

Стремление открыть и освоить новые пространства (великие географические открытия);

Желание воссоединения семей;

Природные (стихийные) бедствия.

Экономические причины:

Поиск новой работы при отсутствии возможности трудоустроиться в собственной стране;

Поиск более оплачиваемой работы;

Поиск более творческой работы.

Причины экономического характера, связаны с неравномерным развитием отдельных стран. Более развитая страна создает больше рабочих мест, поэтому в ней легче найти работу. В развитой стране выше жизненный уровень и выше уровень оплаты труда. Такая страна обладает высоким научно-техническим потенциалом и предъявляет спрос на квалифицированную рабочую силу. Поэтому квалифицированные кадры перетекают на более развитый рынок.

Перемещение рабочей силы ведет к изменениям в предложении труда. В принимающей стране будет наблюдаться рост объёма предложения. Считается, что если страна уже отягощена безработицей, то приток мигрантов будет способствовать её росту. Некоторые аналитики это оспаривают. Исследования показывают, что мигранты обычно заполняют вакансии, которые не пользуются спросом коренного населения. Безработица может гнездиться в одних секторах рынка труда, а мигранты – направляться в другие.


В стране-доноре приток мигрантов приведет к уменьшению предложения рабочей силы. Если в стране наблюдается безработица, то отток рабочей силы сократит её уровень.

2. Существуют следующие направления миграционных потоков:

Из развивающихся стран в высокоразвитые страны;

Между развитыми странами, вызванные неравномерным развитием отраслей по странам;

Внутри Западной Европы из стран с относительно меньшим уровнем доходов в более богатые страны, например, из Португалии, Италии и Испании в Германию, Англию.

В последнее время образовались новые миграционные потоки из стран Восточной Европы и СНГ.

Экономический эффект международной миграции кадров

Для страны-реципиента Для страны-донора

Положительные эффекты:

Снижение издержек и повышение конкурентоспособности товаров;

Увеличение ёмкости национального рынка;

Облегчение структурных перестроек;

Содействие сбалансированию экономики;

Приток квалифицированной рабочей силы;

Принимающая сторона использует готовую рабочую силу, не вкладывая средств на её обучение;

Возможность использования достижений чужой культуры. Положительные эффекты:

Снижение безработицы и соответственно уровня социального напряжения;

Расширение ёмкости внутреннего рынка за счет валютной помощи эмигрантов своим родственникам;

Бывшие мигранты по окончании контракта, вернувшись на родину, становятся проводниками новых знаний и навыков.

Отрицательные эффекты:

Увеличение предложения труда и снижение его оплаты;

Возрастают дифференциация доходов населения и социальная напряженность, появляется основа для национальных и религиозных противоречий;

Особенно высоки издержки нелегальной миграции из-за её неконтролируемости, укрепления ею криминальных структур, социальной нестабильности;

Возможны угрозы образования замкнутых сфер этнической экономики;

Возможны всплески расизма и ксенофобии Отрицательные эффекты:

- «утечка интеллекта» и квалифицированных кадров;

Ухудшение возрастного состава занятой рабочей силы, поскольку эмигрантами становятся преимущественно молодые и здоровые

Массовые миграционные потоки могут создать серьезные проблемы как для принимающей страны, так и для страны-донора. Принимающая страна боится ущемить интересы местного населения, а страна-донор боится утечки квалифицированных кадров, оттока молодой рабочей силы. Для того, чтобы избежать негативные эффекты и получения наибольшей выгоды за счет миграции рабочей силы страны проводят специальную миграционную политику.

Миграционная политика – государственное регулирование миграционных потоков в стране, условий занятости и социальной защиты иностранной рабочей силы на отечественном рынке.

Государство-реципиент осуществляет селективную политику, направленную на привлечение исключительно выгодной для себя рабочей силы, отсекая остальные притоки. Принимающая страна выдвигает требования к мигрантам по квалификации, полу, возрасту, законопослушности, устанавливает квоты на въезд в страну.

Государство-донор стремиться, в своей политике ослабить помощью мигрантов давление безработицы и дефицит валютных ресурсов.

Миграционная квота – ежегодно устанавливаемый допустимый размерпритока мигрантов в страну.

Инструменты миграционной политики принимающих стран.

Определение миграционных квот;

Использование льгот для отдельных мигрантов (для бизнесменов, предполагающих открыть свое дело, дефицитной квалифицированной рабочей силы);

Определение перечня запретных отраслей и специальностей для иностранцев;

Определение географических и национальных приоритетов для принимаемых миграционных потоков;

Введение ограничений личностного характера по состоянию здоровья, возраста, законопослушности;

Стимулирование процесса реэмиграции.

Инструменты миграционной политики для страны-донора:

Определение режима эмиграционной политики (либерального, либо ограниченного).

Выдвижение требований к эмигрантам вернуться на родину по мере получения ими зарубежного образования;

Стимулирование или административное требование перевода валютных средств эмигрантов на родину.

Взаимосвязь миграционных политик стала причиной их международного регулирования. Оно осуществляется как на двухсторонней основе, так и на основе правовых норм и стандартов, отработанных международными организациями. Международное право предусмотрело разделение ответственности между странами. Страна-реципиент отвечает за прибытие и использование мигрантов, а страна-донор – за регулирование оттока рабочей силы и защиту интересов своих граждан за рубежом.

МОТ, действующая в рамках ООН, отрабатывает режим использования труда мигрантов.

МОМ (Международная организация по миграции) – балансирует межстрановую миграцию и является одновременно информационным центром по данным вопросам.

Темы семинарских занятий:

3. Россия в мировом рынке труда.

Пропорционально увеличению мировой популяции растет и миграция рабочей силы – в 2015 году количество международных мигрантов, то есть тех, кто покинул свою страну с целью трудоустроиться в ином государстве, выросло втрое в сравнении с 1970 годом. Причем с каждым годом наблюдается рост этого показателя примерно на 2–3%. Легальная и контролируемая миграция трудоспособного населения рассматривается как положительное социально-культурное явление.

Ключевые термины и характеристики современной миграции рабочей силы

Процесс миграции человеческих ресурсов подразумевает перемещение индивидуума из страны, в которой он родился, на территорию иного государства. В том случае, если человек переселяется для более выгодного трудоустройства, говорят о трудовой миграции или миграции рабочей силы. Субъектами ее являются и жители страны, переезжающие в другой регион, и иностранцы, которые могут трудоустраиваться как легально, так и нелегально.

Различают такие виды миграции рабочей силы:

  • сезонная – выполнение мигрантом сезонных работ в другом государстве (например, сейчас популярна сезонная );
  • безвозвратная – выезд за рубеж на ;
  • временно-постоянная – выполнение профессиональной деятельности на территории принимающей страны в течение ограниченного срока (работа по контракту или реализация проекта);
  • маятниковая – ежедневное пересечение границы другого государства и возвращение обратно по работе;
  • – незаконное трудоустройство в другой стране;
  • «утечка мозгов» – массовая односторонняя миграция специалистов высокой квалификации (ученых, инженеров).

Страну, которая принимает жителя иного государства и предоставляет ему рабочее место, принято называть реципиентом. Иммиграция рабочей силы – это процесс въезда иностранных граждан для трудоустройства. Страна, которая поставляет рабочую силу, – это донор. Соответственно, трудоспособные граждане, выезжающие из страны-донора, являются эмигрантами. Частные подробности терминологии по этому вопросу описаны в материале « ».

На сегодня миграция рабочей силы характеризуется:

  • ростом нелегального трудоустройства,
  • усилением материальных мотивов;
  • увеличением научно-технических кадров в качестве субъектов миграции;
  • возрастанием сезонных мигрантов;
  • увеличением миграции трудовых ресурсов внутри стран.

Масштабы рабочей миграции растут из года в год, при этом возраст трудоспособных мигрантов постепенно «молодеет».

Современные трудовые мигранты – это молодежь 20–25 лет, особенно из постсоциалистических стран, которая активно ищет для себя лучшие варианты трудоустройства за рубежом в различных сферах (в основном , Польше).

Причины современной трудовой миграции

На сегодняшний день чаще всего мигрируют те, кто недоволен уровнем экономики страны и своим материальным положением в ней. Еще одним распространенным, экономически обусловленным фактором усиления рабочей миграции является затяжная безработица в слаборазвитых странах. Таким образом, основная причина, толкающая людей на переезд людей за рубеж, – поиск работы с целью повышения уровня жизни.

При этом миграционный поток направляется в страны с развитой промышленностью и экономикой. На рабочие места, подразумевающие тяжелый физический труд и не пользующиеся популярностью у местных жителей, всегда найдутся желающие из числа трудовых мигрантов, прибывших из менее развитых государств.

Основные направления международной миграции рабочей силы проходят как из развивающихся стран в более развитые, так и наоборот. Сюда же относят и перемещения граждан внутри развитых и развивающихся стран, и миграцию из бывших социалистических республик.

Что касается причин процесса трудовой миграции между или внутри развитых стран, здесь на первый план выходят неэкономические факторы:

  • престижность компании или работы;
  • возможность карьерного роста;
  • повышение квалификации;
  • культурные потребности.

Отъезд специалистов высокой квалификации из развитых стран в развивающиеся обычно обусловлен возникновением новых возможностей в работе и / или карьерным ростом. Но просто так поехать на работу за границу нельзя. Обязательно оформляется .

Популярные центры притяжения трудовых мигрантов

На сегодня трудовая миграция населения приобрела глобальный характер. Количество стран, вовлеченных в миграционный процесс, неуклонно растет. Из крупнейших центров притяжения трудовых мигрантов, неизменно популярных, можно выделить следующие:

  • Североамериканский регион, в особенности США и Канада;
  • Южная Америка;
  • Западная Европа – Франция, Германия;
  • Северная Европа – Швеция, Великобритания;
  • Юго-восточная и Западная Азия.

К современным реципиентам, привлекающим мигрантов, относят и новые индустриальные страны, за сравнительно короткое время перешедшие от отсталой экономики к высокоразвитой:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Венесуэла.

Специальности субъектов трудовой миграции

Структура мигрирующей рабочей силы определяется двумя моментами:

  1. Наличием рабочих мест для высококвалифицированных кадров и ученых в промышленно развитых странах. Цель – стимуляция качественного миграционного потока и, как следствие, более успешный научно-технический прогресс.
  2. Широкими возможностями для трудоустройства мигрантов рабочих специальностей – строителей, шахтеров, автомехаников, работников сферы торговли и услуг.

Такая структура мигрировавших трудовых ресурсов определяет выгоды и убытки стран-доноров и стран-реципиентов.

Последствия трудовой миграции для стран-доноров и стран-реципиентов

В мировом масштабе миграция рабочей силы – это выгодно, поскольку позволяет людям приносить максимальную пользу на мировом рынке труда, независимо от страны рождения. Вместе с тем принимающие и экспортирующие мигрантов страны испытывают в связи с миграцией трудовых ресурсов как положительное, так и негативное влияние.

Последствия трудовой миграции для страны-реципиента:

  • Плюсы:
    • поступление квалифицированной рабочей силы приводит к росту производства и ускорению темпов роста экономики;
    • за счет въезда квалифицированных специалистов и ученых достигается экономия на тратах, которые были бы потрачены на образование и подготовку профессионалов;
    • специалисты высокой квалификации, владеющие языком принимающей страны, сразу стают налогоплательщиками, что также выгодно для государства-реципиента;
    • экономия и повышение конкурентоспособности продукции за счет более дешевой иностранной рабочей силы;
    • мигранты служат своеобразным амортизатором на случай возникновения безработицы, поскольку являются первыми претендентами на увольнение;
    • улучшение демографической ситуации страны.
  • Минусы:
    • социальные конфликты;
    • обострение межгосударственных проблем;
    • рост преступности.

В стране-доноре, отдающей рабочую силу, наблюдаются следующие эффекты:

  • Преимущества миграции:
    • снижается уровень безработицы;
    • отсутствие затрат на повышение квалификации кадров, ознакомление их с передовыми технологиями и обучение профессиональным навыкам;
    • пополнение бюджета за счет перевода денежных средств от эмигрантов.
  • Минусы экспорта трудовых единиц:
    • уменьшение количества налогоплательщиков;
    • отток высококвалифицированной рабочей силы, замедляющий научно-технический прогресс.

Регулирование трудовой миграции нацелено на усиление положительных и уменьшение отрицательных эффектов процесса, и состоит в разумном управлении и контроле въезда-выезда из страны трудоспособного населения. Так, одним из способов регулирования миграции является введение ограничений на въезд трудовых мигрантов.

Например, прием мигрантов на работу в 2019 году в Российской Федерации будет сокращен. Планируется привлечь больше специалистов из области горных, горно-капитальных, ремонтно-строительных работ, чтобы удовлетворить спрос работодателей при подготовке к чемпионату мира по футболу FIFA и выполнении других проектов.

Подведем итоги

Миграция рабочей силы на сегодня достигла глобальных размеров – в ней задействовано большинство стран мира. Процесс этот обусловлен различными причинами, чаще всего связанными с внутренним социально-экономическим состоянием отдельных стран и международной экономики в целом. Приток и отток трудовых ресурсов имеют положительные и отрицательные последствия на государственном уровне. В мировом масштабе явление трудовой миграции способствует более эффективному развитию национальных экономик и укреплению межнациональных связей.

Миграции в мире XXI века, их масштабы и последствия: Видео

Миграция рабочей силы – это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).

Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:

    международная переселенческая миграция

    международная трудовая миграция.

Исторически первоначально преобладала переселенческая миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

При исследовании миграции условно выделяют три направления движения населения: во-первых, миграцию рассматривают как многообразие пространственного перемещения людей независимо от его характера и целей; во-вторых, пространственные перемещения между населенными пунктами влекут за собой постоянную или временную смену места жительства и работы; в-третьих, процесс миграции населения ведет к территориальному перераспределению. В настоящее время именно третий вид миграции, как правило, приводит к тому, что жители из одного государства с достаточно высокой плотностью населения перемещается на территорию другого государства, где плотность населения ниже и существует избыток рабочих мест. Таким образом, любое территориальное перемещение, совершенное между разными населенными пунктами либо государствами, вне зависимости от продолжительности, регулярности и целевой направленности представляет собой миграцию.

Термин «миграция» (от лат. migratio) означает перемещение или переселение 2. Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического состояния общества.

Миграция рабочей силы – это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну, и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны.

Международная миграция рабочей силы – процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда. Как процесс представляет собой единство иммиграции, эмиграции, реэмиграции.

Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда.

Под влиянием научно-технической революции и увеличением неравномерности в уровнях развития стран, увеличиваются масштабы миграции специалистов в развитые страны.

Участники современных миграционных процессов подразделяются на следующие категории: мигрант, эмигрант, иммигрант. К категории мигрантов относятся лица, совершающие миграцию, т.е. переселение, как внутреннее, так и внешнее. Эмигрантом считается человек, выезжающий на постоянное место жительства в другое государство, покинувший страну своего гражданства или постоянного проживания.

К иммигрантам относятся граждане одного государства, поселяющиеся на постоянное или длительное время на территории другого государства. Всю миграцию, как правило, делят на внутреннюю и внешнюю. Под внутренней миграцией подразумевают территориальные перемещения жителей внутри страны. Внешняя миграция предполагает прибытие и убытие граждан иностранных государств и лиц без гражданства.

В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:

    переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

    работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

    профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

    нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;

    беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.

Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций. Функции – это те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Естественно, что функции миграции выражают ее сущность, обусловливают свойства этого явления.

Функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые – общие функции миграции, вторые – специфические функции той или иной общественно-экономической формации.

Первой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.

Вторая функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей.

Миграция в различных социально-экономических условиях выполняет специфические присущие этим условиям функции, наиболее важными из которых являются экономическая и социальная. Экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной – приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.

Социальная функция миграции – это стремление благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить свои потребности. Она способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

Процессы глобализации в сфере экономики, растущее перемещение капитала, расширение экономических, торговых, финансовых связей между странами, бурно происходящая интернационализация производства сопровождаются углубляющейся интеграцией национальных рынков труда, активизацией процессов в сфере международной трудовой миграции.

Одна из распространенных точек зрения относительно расширения и привлечения и использования иностранной рабочей силы сопровождается усилением трудностей в сфере занятости, главным образом в связи с ростом нелегальной трудовой иммиграции.

Другая версия теории делает упор на то, что активизация внешней трудовой миграции в Россию – это нормальное явление в условиях выздоравливающей экономики, обеспечивающее большую сбалансированность на рынке труда.

Таким образом, на сегодняшний день все большее число стран вовлекается в орбиту мировых миграций и участвует в международном обмене трудовыми ресурсами. Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства, нормой существования большинства государств.

Причины международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:

    различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;

    различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами;

    несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;

    состояние национального рынка труда.

К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер2.

Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только «не умереть с голода». Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.

В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране иммиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.

В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.