Региональный оператор твердые коммунальные отходы. Что такое ТКО и как с ними обращаться? VI

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

2. Утвердить прилагаемую форму типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

3. Подпункт "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 35, ст. 4037) дополнить словами ", транспортирования твердых коммунальных отходов".

Правила
обращения с твердыми коммунальными отходами

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).

2. В настоящих Правилах применяются следующие понятия:

"бункер" - мусоросборник, предназначенный для складирования крупногабаритных отходов;

"вывоз твердых коммунальных отходов" - транспортирование твердых коммунальных отходов от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;

"контейнер" - мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов;

"контейнерная площадка" - место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;

"крупногабаритные отходы" - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах;

"мусоровоз" - транспортное средство категории N, используемое для перевозки твердых коммунальных отходов;

"потребитель" - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

3. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

4. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет cбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641".

6. Региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.

7. В случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.

8. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается на срок, не превышающий срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

II. Порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов

9. Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

10. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

11. В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

12. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.

Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

13. Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

14. Лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

К транспортированию в рамках данных Правил запрещаются опасные вещества, отнесенные к опасным грузам в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов. Региональному оператору запрещается осуществлять сбор и транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом твердых коммунальных отходов.

15. Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных

16. В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

17. Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

18. Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

19. В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.

Осуществление такого разделения твердых коммунальных отходов не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

20. Сбор отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

21. Запрещается организовывать места сбора отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора.

22. Сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.

23. В целях обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

24. По договору на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.

25. Существенными условиями договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;

в) периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;

г) места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

д) предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;

е) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

ж) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

з) права и обязанности сторон по договору;

и) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;

к) ответственность сторон.

26. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

27. Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 г.

28. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не вправе передавать твердые коммунальные отходы лицам, не указанным в договоре на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

29. При транспортировании твердых коммунальных отходов запрещается их уплотнение сверх предельно допустимого значения уплотнения, установленного договором на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

30. В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

III. Порядок осуществления обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов

31. При выборе технологий обработки твердых коммунальных отходов приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки твердых коммунальных отходов.

32. При выборе технологий обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов приоритетными являются технологии, обеспечивающие получение конечного продукта, доступного для применения в других технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью.

33. При осуществлении обработки твердых коммунальных отходов необходимо обеспечить извлечение отходов I и II классов опасности с целью исключения их попадания на объекты захоронения твердых коммунальных отходов.

34. В целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

35. По договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется передавать твердые коммунальные отходы такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов по регулируемым тарифам.

36. Существенными условиями договора на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов являются:

а) предмет договора;

б) требования к составу твердых коммунальных отходов, передаваемых оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, способу складирования твердых коммунальных отходов;

в) планируемая масса твердых коммунальных отходов, направляемых на объект, используемый для обработки, обезвреживания, захоронения;

г) место приема (передачи) твердых коммунальных отходов;

д) способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;

е) сроки и порядок оплаты услуг по договору;

ж) права и обязанности сторон по договору;

з) порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

и) ответственность сторон.

37. Расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц.

38. Региональный оператор оплачивает услуги операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в следующем порядке:

а) 35 процентов стоимости услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, 50 процентов стоимости указанных услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения текущего месяца;

б) оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактически оказанных услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов за истекший месяц меньше объема, определенного договором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

39. В целях обеспечения утилизации твердых коммунальных отходов потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации твердых коммунальных отходов с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации твердых коммунальных отходов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

IV. Основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора

40. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по следующим основаниям:

а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641";

б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;

в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

г) нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.

41. Юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано:

а) исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора;

б) в течение 10 рабочих дней со дня определения нового регионального оператора передать ему все сведения и документы, необходимые для организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая реестр договоров и копии заключенных договоров в сфере обращения с отходами.

Форма типового договора
на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156)

ТИПОВОЙ ДОГОВОР

на оказание услуг по обращению

с твердыми коммунальными отходами

___________________________ "____" ___________ 20__ г.

(место заключения договора)

(наименование организации)

именуемое в дальнейшем региональным оператором, в лице ________________,

________________________________________________________________________

(наименование должности, фамилия, имя, отчество физического лица)

указать нужное)

с одной стороны, и ____________________________________________________,

(наименование организации, фамилия, имя,

отчество физического лица)

именуемое в дальнейшем потребителем, в лице ____________________________

(фамилия, имя, отчество,

_______________________________________________________________________,

паспортные данные - в случае заключения договора физическим лицом,

наименование должности, фамилия, имя, отчество - в случае

заключения договора юридическим лицом)

действующего на основании _____________________________________________,

(положение, устав, доверенность -

указать нужное)

с другой стороны, именуемые в дальнейшем сторонами, заключили настоящий

договор о нижеследующем:

I. Предмет договора

1. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными

отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные

отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и

обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание,

захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а

потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене,

определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого

тарифа на услугу регионального оператора.

2. Объем твердых коммунальных отходов, места сбора и накопления

твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и

периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация в

графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых

коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых

домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.

3. Способ складирования твердых коммунальных отходов -

________________________________________________________________________,

(мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры,

расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости

(указать какие), предоставленные региональным оператором, -

указать нужное)

в том числе крупногабаритных отходов -

(в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на

специальных площадках складирования крупногабаритных отходов -

указать нужное)

4. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными

отходами "____" ____________ 20__ г.

II. Сроки и порядок оплаты по договору

5. Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один

календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по

цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке

единого тарифа на услугу регионального оператора: _____________________.

(размер оплаты указывается

региональным оператором)

6. Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах

и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными

отходами в следующем порядке:

35 процентов стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными

отходами в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го

числа текущего месяца, 50 процентов стоимости указанных услуг в месяце,

за который осуществляется оплата, вносится до истечения текущего месяца;

оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по

обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее

внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в

расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за

месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем

фактически оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными

отходами за истекший месяц меньше объема, определенного настоящим

договором, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего

платежа за следующий месяц.

Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает

коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми

коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством

Российской Федерации.

7. Сверка расчетов по настоящему договору проводится между

региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по

инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами

соответствующего акта.

Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и

направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2

экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма,

факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть

"Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления

адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчетов в

течение 3 рабочих дней со дня его получения или представить

мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта

акта сверки расчетов.

В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня

направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается

согласованным и подписанным обеими сторонами.

III. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных

площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории,

прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов

8. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными

отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с

момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления

твердых коммунальных отходов.

складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту

погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой

территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в

многоквартирных домах, несет

_______________________________________________________________________.

(собственники помещений в многоквартирном доме, лицо,

привлекаемое собственниками помещений в многоквартирном доме

по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества

в таком доме, иное лицо, указанное в соглашении, -

указать нужное)

для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к

месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего

имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет

_______________________________________________________________________.

(собственник земельного участка, на котором расположены такие

площадка и территория, иное лицо, указанное в соглашении, -

указать нужное)

IV. Права и обязанности сторон

11. Региональный оператор обязан:

а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте,

которые определены в приложении к настоящему договору;

б) обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание,

захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

в) предоставлять потребителю информацию в соответствии со

стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми

коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством

Российской Федерации;

г) отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам,

связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока,

установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения

обращений граждан;

д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных

контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином

законном основании, в порядке и сроки, которые установлены

законодательством субъекта Российской Федерации.

12. Региональный оператор имеет право:

а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых

твердых коммунальных отходов;

13. Потребитель обязан:

а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах

сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором

на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в

соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;

б) обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных

отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или)

массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением

утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых

коммунальных отходов";

в) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и

сроки, которые определены настоящим договором;

г) обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в

контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему

договору;

д) не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых

коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках,

складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;

е) назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным

оператором по вопросам исполнения настоящего договора;

ж) уведомить регионального оператора любым доступным способом

(почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма,

информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим

подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты

потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.

14. Потребитель имеет право:

а) получать от регионального оператора информацию об изменении

установленных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными

отходами;

б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.

V. Порядок осуществления учета объема

и (или) массы твердых коммунальных отходов

15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы

твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого

учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными

505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы

твердых коммунальных отходов", следующим способом:

_______________________________________________________________________.

(расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых

коммунальных отходов, количества и объема контейнеров для

складирования твердых коммунальных отходов или исходя из

массы твердых коммунальных отходов - нужное указать)

VI. Порядок фиксации нарушений по договору

16. В случае нарушения региональным оператором обязательств по

настоящему договору потребитель с участием представителя регионального

оператора составляет акт о нарушении региональным оператором

обязательств по договору и вручает его представителю регионального

оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель

составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных

лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3

рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием

устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного

потребителем.

Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения

акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с

с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое

возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.

В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные

потребителем, региональный оператор предлагает иные сроки для устранения

выявленных нарушений.

17. В случае если региональный оператор не направил подписанный акт

или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта,

такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.

18. В случае получения возражений регионального оператора

потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с

возражениями внести соответствующие изменения в акт.

19. Акт должен содержать:

а) сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);

б) сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые

коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное

наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым

обладает сторона, направившая акт);

в) сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;

г) другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы

фото- и видеосъемки.

20. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным

оператором обязательств по договору в уполномоченный орган

исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

VII. Ответственность сторон

21. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по

настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

22. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения

потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный

оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере

1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации,

установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы

задолженности за каждый день просрочки.

23. За нарушение правил обращения с твердыми коммунальными отходами

в части складирования твердых коммунальных отходов вне мест сбора и

накопления таких отходов, определенных настоящим договором, потребитель

несет административную ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

VIII. Обстоятельства непреодолимой силы

24. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение либо

ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, если оно

явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.

При этом срок исполнения обязательств по настоящему договору

продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали такие

обстоятельства, а также последствиям, вызванным этими обстоятельствами.

25. Сторона, подвергшаяся действию обстоятельств непреодолимой

силы, обязана предпринять все необходимые действия для извещения другой

стороны любыми доступными способами без промедления, не позднее 24 часов

с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы, о наступлении

указанных обстоятельств. Извещение должно содержать данные о времени

наступления и характере указанных обстоятельств.

Сторона должна также без промедления, не позднее 24 часов с момента

прекращения обстоятельств непреодолимой силы, известить об этом другую

IX. Действие договора

26. Настоящий договор заключается на срок ________________________.

(указывается срок)

27. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех

же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна

из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении

нового договора на иных условиях.

28. Настоящий договор может быть расторгнут до окончания срока его

действия по соглашению сторон.

X. Прочие условия

29. Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются

действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны

уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их

наличии).

30. В случае изменения наименования, местонахождения или банковских

реквизитов сторона обязана уведомить об этом другую сторону в письменной

форме в течение 5 рабочих дней со дня таких изменений любыми доступными

способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления

адресатом.

31. При исполнении настоящего договора стороны обязуются

руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе

положениями Федерального закона "Об отходах производства и потребления"

и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере

обращения с твердыми коммунальными отходами.

32. Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, имеющих равную

юридическую силу.

33. Приложение к настоящему договору является его неотъемлемой

Региональный оператор Потребитель

__________________________________ ___________________________________

"____" ______________ 20___ г. "____" ______________ 20___ г.

Приложение
к типовому договору на оказание
услуг по обращению с твердыми
коммунальными отходами

Информация
по предмету договора

I. Объем и место сбора и накопления твердых коммунальных отходов

II. Информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов)

Обзор документа

Утверждены правила обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Речь идет о сборе, транспортировании, обработке, обезвреживании и захоронении отходов.

Установлены основания, по которым юрлицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО.

Также утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Определены существенные условия такого договора и порядок его заключения.

Обращение с ТКО на территории субъекта Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор в течение месяца со дня наделения его соответствующим статусом обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного или жилого дома предложение о заключении указанного договора и его проект.

Договор заключается на срок, не превышающий срок, на который юрлицу присвоен статус регионального оператора.

Уточнено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат в т. ч. автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО.

Вывоз ТБО законодательство отныне относит к сферам, где он будет коммунальной услугой, а не частью действий по бытовому обслуживанию. Попробуем разобраться, какими правовыми нормами регулируется данная услуга.

Изменения в законе о вывозе ТКО в 2019 году

Основные изменения в порядке обращения с отходами произошли еще в 2017 году, когда появилось собственно понятие твердых коммунальных отходов (ТКО) и было дано распоряжение регионам определить региональных операторов по обращению с ТКО.

Обратите внимание! В ходе 2018 и с начала 2019 года опять появились новые правила в области обращения с ТКО:

  1. С 01.01.2018 введены электронные аукционы, проводимые региональными операторами. По результатам аукционов формируются цены на сбор и транспортировку ТКО (постановление Правительства РФ от 20.10.2017 № 1280).
  2. С 05.01.2019 г. предусмотрен переходный период для переоборудования мест размещения отходов — не имеющие специальной документации старые свалки могут эксплуатироваться без нее до 1 января 2023 года.
  3. В ст. 29.1 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ с 01.01.2019 г. был добавлен пункт 6. Он позволяет региональным властям, если не удалось провести конкурс по выбору регионального оператора, назначить таковым другого регионального оператора, действующего в данном субъекте РФ, либо другую организацию с лицензией на вывоз отходов.
  4. В 2019 г. в отношении определения нормативов и лимитов отменен различный подход к малому и крупному бизнесу. Теперь применимость конкретного правила к предприятию определяется отнесением его к той или иной категории, определяемой по степени негативного воздействия на окружающую среду (см. ст. 4.2 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Так, предприятие I категории определяет нормативы на основании комплексного экологического разрешения.

С кем заключается договор о сборе и вывозе ТКО

Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 9 закона № 89-ФЗ для обращения с отходами нужно иметь лицензию. Ее может получить как организация, так и ИП.

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, уточняется, что договор заключается с потребителями, к которым относятся:

  • собственник помещения в МКД, в т.ч. нежилого;
  • собственник жилого дома/домовладения;
  • арендатор/наниматель жилья.

Договор также может быть заключен с организациями, представляющими интересы указанных потребителей:

  • управляющей компанией;
  • товариществом / кооперативом собственников жилья;
  • организацией, в т. ч. некоммерческой, представляющей интересы собственников частных домов.

Другими собственниками ТКО могут быть ИП и фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

На собственников ТКО, в свою очередь, возлагается обязанность по заключению договора с мусоровывозящей организацией (см. письмо Минприроды «О реализации положений Закона № 89-ФЗ» от 29.11.2018 № 12-50/09872-ОГ).

Важно! Вывозить отходы своими силами собственники отходов — юрлица (и предприниматели) вправе, только если имеют лицензию на вывоз отходов.

Обратите внимание! На общедомовые нужды услуги по обращению с ТКО не предоставляются (п. 148 (29) правил № 354).

Кто может стать региональным оператором

Согласно п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ статус регионального оператора присваивается организации, выигравшей конкурс, организованный органом исполнительной власти субъекта РФ по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (далее — Правила).Участвовать в конкурсе может только юридическое лицо (п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ). Для этого юрлицо должно соответствовать следующим требованиям:

  • быть зарегистрированным в РФ;
  • иметь лицензию на все виды деятельности, связанные с отходами;
  • не иметь долгов перед ФНС и не находиться под процедурами конкурсного производства или ликвидации;
  • предоставить безотзывную банковскую гарантию, действующую 1 год со дня подписания соглашения с последующей пролонгацией;
  • нанять в качестве руководителей или членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера людей, не имеющих неснятой/непогашенной судимости.

Участник конкурса отправляет письменную, запечатанную в конверт заявку, в которой содержатся:

  • свежая выписка из ЕГРЮЛ;
  • приказ о назначении заявителя на должность, дающий ему право действовать от имени и в интересах организации, - т. е. документ, подтверждающий правомочность;
  • копии учредительных документов, заверенные подписями руководства;
  • решение об одобрении крупной сделки, если таковое должно быть по закону или учредительным документам, и т. д.

Порядок вскрытия конвертов, их рассмотрения, оценки, сопоставления подробно регламентирован в Правилах.

Выигрывает конкурс фирма, приславшая заявку с наиболее выгодными условиями исполнения соглашения.

Договор о вывозе ТКО для жильцов частного сектора

В настоящее время региональные операторы в субъектах РФ определены.

Обратите внимание! Согласно письму Минстроя от 30.12.2016 № 45067-АЧ/04 в одном субъекте РФ может быть избрано несколько региональных операторов, которые могут сами оказывать весь комплекс услуг либо привлекать на помощь других операторов. В любом случае эти организации должны заключить договоры с потребителями — жильцами МКД или частных домов.

Договор заключается в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (п. 148 (1) правил № 354).

Форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — правила № 1156).

В нем должны указываться:

  • время и место его заключения;
  • наименование регионального оператора, Ф.И.О. его официального представителя с указанием должности;
  • Ф.И.О. потребителя, его паспортные данные;
  • предмет договора: услуги, оказываемые региональным оператором, обязанность потребителя по их оплате, объем, способ и периодичность вывоза ТКО, способ складирования ТКО (мусоропроводы, контейнеры и т. д.),
  • дата начала оказания услуг;
  • срок и порядок оплаты по договору;
  • права, обязанности, ответственность сторон и т. д.

Договор заключается в 2 экземплярах.

Порядок обращения с ТКО

В правилах № 1156 поименованы услуги по обращению с ТКО и приведены существенные условия договоров на их оказание. Это услуги:

  • по сбору и транспортированию отходов;
  • обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Особенности предоставления названных услуг в соответствии с правилами №1156 отражены в нашей таблице.

Услуги по сбору и транспортированию отходов

Услуги по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО

договором определяется место сбора и складирования отходов в соответствии со схемой, утв. органом исполнительной власти

приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки ТКО

региональный оператор вывозит, в том числе, крупногабаритные отходы в соответствии с законодательством и по заявкам потребителей

при обработке ТКО отходы I и II классов опасности извлекаются, не допускается их попадание на объекты захоронения ТКО

ответственность за обращение с ТКО несет региональный оператор с момента погрузки отходов в мусоровоз

операторы, обезвреживающие и утилизирующие ТКО в зоне работы регионального оператора, заключают с последним договор и т. д.

субъекты РФ могут вменить потребителям обязанность по разделению ТКО по видам и их раздельному складированию

Обратите внимание! Согласно п. 39 правил № 1156 договор на утилизацию ТКО можно заключать не только с региональным оператором, но и с имеющими такую лицензию ИП и организациями.

Итак, законодательство о вывозе ТБО в 2018 - 2019 годах содержит целый ряд новаций, в его развитие и закрепление принимаются нормативные акты на всех уровнях. Внедрение новой системы сбора, транспортировки, утилизации ТКО происходит в настоящее время и будет продолжаться до конца 2019 года.

За нарушение обязательных санитарных требований и граждане, и организации, неправильно хранящие, вывозящие и размещающие отходы, будут оштрафованы -


С 2017 года в России кардинально меняется схема обращения ТКО — твердых коммунальных отходов. Появляются региональные операторы по обращению с ТКО, за вывоз мусора приходится платить по нормативам, собственникам частных домов надо будет заключать отдельные договоры на вывоз мусора. Мы собрали все самые важные вопросы читателей сайта по новым правилам вывоза мусора и ответили на них.

Материал подготовлен с учетом актуальных редакций Жилищного кодекса РФ (ЖК), постановлений Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (ПП №354) и №1156 от 12.11.2016 (ПП №1156) .

С какой даты нужно платить за обращение с ТКО по новым правилам?

Схема с региональным оператором начинает применяться по всей России неравномерно. Все регионы должны ввести новую схему к 1 января 2019 года. Регион может сделать это и раньше, если утвердит единый тариф на услугу по обращению с ТКО и заключит соглашение с региональным оператором. На новую схему уже перешли, например, в Астраханской, Ивановской областях, Краснодарском крае. После утверждения тарифов на уровне региона и выбора регионального оператора в квитанциях появится отдельная строка за обращение с ТКО. Поэтому вполне возможно, что вы уже платите за обращение с ТКО, а ваши родственники из другого региона еще нет.

Кто теперь должен заключать договоры на вывоз мусора?

  • собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК);
  • собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.). Исключение: собственники машино-мест (п.148(1) ПП №354);
  • управляющие компании / ТСЖ / жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);
  • собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК).

Я ни с кем не заключал договор на вывоз мусора, но мне шлют квитанции. Законно ли это?

Да, это законно. Либо договор уже заключила за вас УК, либо вам придется это сделать самостоятельно. Есть 3 варианта:

  1. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом и платите за мусор им.
    Вам не нужно заключать отдельный договор на обращение с ТКО. Его заключает ваша управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив). УК выставляет вам квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО, вы платите УК, УК рассчитывается за оказанные услуги с региональным оператором ТКО.
  2. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом, но платите региональному оператору.
    Если общее собрание собственников решило платить напрямую поставщикам коммунальных услуг, тогда квитанции за обращение с ТКО вам будет выставлять региональный оператор. Вы должны будете оплачивать их напрямую региональному оператору. Договор на обращение с ТКО в этом случае тоже заключает УК.
  3. В вашем доме непосредственное управление / у вас частный дом.
    В этом случае вы сами должны будете заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и платить ему напрямую по выставленным квитанциям. Отказаться от заключения договора нельзя.

Я арендую нежилое помещение в многоквартирном доме под магазин. Кто должен заключать договор на обращение с ТКО — я или собственник помещения?

В п. 148(1) ПП №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственнику нужно обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО и оформить с ним отдельный договор. Будете ли вы как арендатор компенсировать собственнику расходы на вывоз мусора в дополнение к арендной плате, зависит от условий вашего договора аренды.

На заметку: УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставлять такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

Я снимаю квартиру. Хозяйка требует, чтобы я оплачивала вывоз мусора. Права ли она?

Все зависит от того, как вы договорились с хозяйкой. Перечитайте свой договор с собственницей квартиры. Если по договору вы обязаны компенсировать хозяйке расходы на оплату всех коммунальных услуг, тогда платить придется, т.к. обращение с ТКО теперь является коммунальной услугой. Если вы прописали в договоре, что жилец платит только за электричество и воду, тогда вы можете отказаться от оплаты вывоза мусора и попытаться убедить хозяйку, что она не права. Увы, есть шанс, что после этого вам придется искать другое жилье:(

Что конкретно включается в услугу по обращению с ТКО?

В услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входят сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО. Конкретный порядок и особенности оказания услуг по обращению с ТКО смотрите в ПП №1156 и договоре с региональным оператором.

Как часто должны вывозить мусор от многоквартирных домов?

В холодное время года (среднесуточная температура +5 °C и ниже) — не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше +5 °C) — 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года — не более чем на 24 часа. Эти нормативы указаны в приложении 1 к ПП №354.

Откуда берутся нормативы и тарифы на услугу по обращению с ТКО?

Расценки на коммунальные услуги по обращению с ТКО у регионального оператора не могут быть больше единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Этот тариф утверждается на уровне региона. Норматив накопления ТКО также устанавливаются региональными властями или органами местного самоуправления, если регион передал им такие полномочия. Примеры утвержденных нормативов: Краснодарский край , Санкт-Петербург . Правила установления регионами нормативов прописаны в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.2016 .

УК выставила счет за вывоз мусора на общедомовые нужды. Разве так можно?

Нет, нельзя. В пункте 148(29) ПП №354 прямо указано, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

Управляющая компания составила акт о том, что в моей квартире живут 2 человека, хотя никто не прописан. Теперь начисляют плату за вывоз мусора от 2 человек. Что делать?

Как и в случае с другими коммунальными услугами, УК действительно может составлять такие акты об установлении числа временно проживающих в квартире и на основании этого акта потом начислять плату за услугу по обращению с ТКО (пп.в п.148(23), п.148(35) ПП №354 от 06.05.2011). Плата за вывоз мусора рассчитывается от числа временно и постоянно проживающих жильцов. Временным считается проживание более 5 дней подряд.

  • Напишите в УК заявление о перерасчете платы, если вы можете документами доказать, что на самом деле в квартире живет гораздо меньше людей. Принесите в УК свой договор с жильцами, которым сдаете квартиру: в нем прописывается не только имя того, кто снимает жилье, но и всех, кто с ним живет. Также поможет копия временной регистрации по другому адресу.
  • Следите, чтобы у УК всегда была актуальная информация от вас о реальном количестве жильцов. Если вы не сообщите УК правильные данные сами, их сообщат соседи. Сомневаемся, что эта информация будет соответствовать действительности.
  • Не прописывайте в квартиру фиктивных жильцов — они жить не будут, а вам придется платить за вывоз мусора за каждого из них.

У меня в квартире никто не прописан. Нужно ли платить за вывоз мусора?

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148(36) ПП №354). Еще в вашем регионе могут принять решение о расчете платы за обращение с ТКО от площади. В этом случае платить за вывоз мусора придется независимо от числа прописанных / проживающих. Непроживание в квартире не освобождает от обязанности платить за коммунальные услуги, но иногда позволяет сделать перерасчет платы за коммуналку в связи с временным отсутствием.

Можно ли не платить за вывоз мусора, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

К сожалению, для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка. Пожалуй, проще всего будет все-таки заключить договор с региональным оператором.

Важно: при обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы. Так написано в пунктах 16-17 ПП №1156.

Есть ли способы сэкономить на плате за обращение с ТКО?

  • Организовать раздельный сбор мусора.
    Для домов, которые используют раздельные накопление и сбор мусора, плата за обращение с ТКО рассчитывается не по нормативам, а в зависимости от объема вывезенных контейнеров. Благодаря раздельному сбору ТКО, вы сможете платить за реальное количество мусора, а не по абстрактным нормативам.
  • Сообщать в УК / региональному оператору об изменении числа жильцов.
    В постановлении №354 сказано, что потребитель обязан сообщать об уменьшении или увеличении числа временно и постоянно проживающих граждан в течение 5 рабочих дней. Если в вашем регионе плата за обращение с ТКО рассчитывается от числа жильцов, не забывайте сразу же сообщать в УК или региональному оператору о том, что теперь вас в квартире живет меньше.
  • Оформлять перерасчет при длительных отъездах в отпуск или на дачу.
    При временном отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) подавайте заявление о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО. Это возможно по п.148(44) ПП №354.
  • Жаловаться на некачественный вывоз мусора.
    Когда услугу по обращению с ТКО оказывают плохо, мусор вывозится значительно реже, чем по нормативам и условиям договора, можно писать претензию и требовать уменьшения платы за эту услугу. По п.148(45) ПП №354 можно получить вплоть до 100% освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО. За каждые сутки отклонения от нормативов можно добиться снижения рассчитанной за месяц платы за обращение с ТКО на 3,3%.

О других способах сэкономить на вывозе мусора или получить льготу по оплате обращения с ТКО пишет наш Кот-юрист в заметке
Не хочу переплачивать за мусор, есть ли льготы?

Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?

  • Управляющей компании / ТСЖ / кооперативу — если договор на услуги по вывозу ТКО с региональным оператором заключали они. Претензии по содержанию и чистоте контейнерных площадок, мусоропровода, мусороприемной камеры нужно также писать в УК.
  • Региональному оператору ТКО — если у вас заключен договор напрямую с ним. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).

Что можно сделать, если у нас регулярно затягивают с вывозом мусора?

Если все претензии на некачественное оказание услуг и перерасчет платы уже написаны, но реакции ноль, вы смело можете жаловаться на бездействие УК в жилищную инспекцию. Жалобу на УК можно отправить с помощью сайта РосЖКХ . УК могут выписать штраф до 50 тысяч рублей по статье 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов).

Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?

  • Росприроднадзор — на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также проблемы, связанные с экологией и охраной окружающей среды.
  • Властям региона — на нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО. Жаловаться нужно в тот орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором. Текст соглашения должен быть выложен на сайте регионального оператора. Например, в Краснодарском крае такое соглашение от имени региона заключало краевое Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
  • Роспотребнадзор — на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
  • В региональную энергетическую комиссию — на нарушения в области тарифов на услуги регионального оператора.
  • Прокуратура — если не знаете, куда жаловаться, или жалобы в предыдущие ведомства не помогли.

За хапремонт не платил, и за вывоз мусора не буду, все мошенники!

Не хочется вас огорчать, но за отсутствие договора на вывоз мусора собственников частных домов могут штрафовать (от 1 до 2 т.р. по статье 8.2 КоАП РФ). Долги по коммунальным услугам взыщут по суду и спишут с вашей карточки в Сбербанке — с процентами и госпошлиной, как было и по капремонту. Так что платить придется все равно. А пока попробуйте написать депутату Госдумы от своего региона. Возможно, у вас много общего, и он тоже не любит платить за вывоз мусора.

Большинство подзаконных нормативных актов, которые необходимы для реализации , внесенных в регулирующее порядок обращения с отходами производства и потребления законодательство ( ; далее – Закон № 458-ФЗ), уже приняты. В частности:

  • (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156);
  • (утв. постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881);
  • (утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505);
  • (утв. постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 484);
  • (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2016 г. № 197) и др.

Однако регионы пока не успевают на практике внедрять нововведения в предусмотренные законодательством сроки. Так, территориальные схемы, которые должны были быть приняты в каждом регионе до 26 сентября текущего года (), на сегодняшний день утверждены только в 65 субъектах РФ, сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис в ходе организованной газетой "Ведомости" конференции "Управление отходами: захоронить нельзя переработать", состоявшейся 7 декабря. Соответственно, не определены и региональные операторы, которые по новым правилам непосредственно отвечают за сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов (ст. 24. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ " "; далее – закон об отходах производства и потребления). "Поэтому принято решение, что эту реформу нужно запускать поэтапно. Предельный срок – 2019 год", – подчеркнул заместитель министра.

Как отметил Андрей Чибис, реформа поможет решить две важнейшие проблемы: образование нелегальных свалок и вывоз мусора из малонаселенных пунктов. В настоящее время управляющие компании многоквартирных домов (МКД) платят перевозчикам за фактический увоз мусора, и в эту плату включена стоимость услуг полигона. В результате вместо того, чтобы отвозить отходы на легальные полигоны и платить им за размещение, перевозчики везут их либо на нелегальные полигоны (по более низким тарифам), либо "в ближайший овраг". По новым правилам перевозчики, с которыми региональный оператор заключит договоры, будут получать деньги только после доставки отходов в надлежащее место переработки или хранения. Таким образом, появится гарантия и для инвесторов, которые смогут направлять средства на создание новых мощностей: современных полигонов, сортировочных станций и т. д., зная, что отходы туда точно поступят.

Проблема вывоза мусора с экономически не эффективных территорий связана с тем, что в таких муниципальных образованиях, как, например, сельские поселения, нет собственных мест размещения и захоронения отходов, а обязанности населения платить за вывоз мусора не установлено, поэтому перевозчиков привлечь туда крайне сложно, подчеркнул Андрей Чибис. Теперь же региональный оператор в течение месяца с момента получения этого статуса обязан будет направить по всем адресам МКД, жилых домов, юрлиц предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО ().

Несоответствие статистических данных о размещенных на полигонах отходах и реальных объемах мусора создает сложность для разработки грамотных территориальных схем, отметил Министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган . По его словам, ежегодно из Москвы и области вывозится 8,4 млн тонн отходов, а размещается на официальных полигонах примерно 3,8 млн тонн. Таким образом, оборот серого рынка нелегальных полигонов составляет около 8 млрд руб. При этом сортируется и используется во вторичном обороте только 5% отходов. Если ситуация останется такой же, то через 20 лет объем свалок достигнет 200 млн тонн (в Подмосковье захоранивается 20% всего мусора в России), подчеркнул министр. Поэтому территориальная схема региона предусматривает необходимость переработки не менее 50% вывозимых отходов, и такого показателя региональный оператор, с которым заключат контракт, должен будет достичь за пять лет.

По оценкам министерства, реформа обойдется Подмосковью в 150 млрд руб. Однако устанавливать высокие тарифы для населения недопустимо, поэтому нужно искать альтернативные источники финансирования. В частности, предлагается ввести так называемый зеленый тариф, предполагающий продажу электроэнергии, вырабатываемой при переработке отходов. Рост же тарифа на жилищно-коммунальные услуги для граждан составит не больше 6%, заключил Александр Коган.

Основные вопросы и ответы по деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

С какой даты нужно платить за обращение с ТКО по новым правилам?

Схема обращения с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором начинает применяться по всей России неравномерно. Все регионы должны ввести новую схему к 1 января 2019 года. В Республике Крым региональный оператор приступает к исполнению своих обязанностей также с 01 января 2019 года. Первые платежи потребители услуги регионального оператора должны оплатить уже в феврале 2019 года по выставленным счетам за январь.

Кто теперь должен заключать договоры на вывоз мусора с региональным оператором?

  • собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК РФ);
  • собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.). Исключение: собственники машино-мест (п.148(1) ПП №354);
  • управляющие компании / ТСЖ / жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);
  • собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК).

Если ни с кем не заключать договор на вывоз мусора, но пришлют квитанции. Законно ли это?

Да, это законно. Есть 3 варианта:

  1. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом и платите за мусор им.
    Вам не нужно заключать отдельный договор на обращение с ТКО. Его заключает Ваша управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив). УК выставляет Вам квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО, вы платите УК, УК рассчитывается за оказанные услуги с региональным оператором ТКО.
  2. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом, но платите региональному оператору.
    Если общее собрание собственников решило платить напрямую поставщикам коммунальных услуг, тогда квитанции за обращение с ТКО вам будет выставлять региональный оператор. Вы должны будете оплачивать их напрямую региональному оператору. Договор на обращение с ТКО в этом случае заключается каждым собственником с региональным оператором.
  3. В вашем доме непосредственное управление / у вас частный дом.
    В этом случае вы сами должны будете заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и платить ему напрямую по выставленным квитанциям. Отказаться от заключения договора нельзя.

Аренда нежилого помещения в многоквартирном доме под магазин (офис). Кто должен заключать договор на обращение с ТКО - арендатор или собственник помещения?

В п. 148(1) ПП №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственнику нужно обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО и оформить с ним отдельный договор.

На заметку: УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставлять такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

Что конкретно включается в услугу по обращению с ТКО?

В услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входят сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО. Конкретный порядок и особенности оказания услуг по обращению с ТКО смотрите в ПП №1156 и договоре с региональным оператором.

Как часто должны вывозить мусор от многоквартирных домов?

В холодное время года (среднесуточная температура +5 °C и ниже) - не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше +5 °C) - 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года - не более чем на 24 часа. Эти нормативы указаны в приложении 1 к ПП №354.

Откуда берутся нормативы и тарифы на услугу по обращению с ТКО?

Расценки на коммунальные услуги по обращению с ТКО у регионального оператора не могут быть больше единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Этот тариф утверждается на уровне региона Комитетом по ценам и тарифам Республики Крым. Норматив накопления ТКО также устанавливаются распоряжением Совета министров Республики Крым.

Может ли УК выставить счет за вывоз мусора на общедомовые нужды?

Нет, не может. В пункте 148(29) ПП №354 прямо указано, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

Управляющая компания составила акт о том, что в квартире живут 2 человека, хотя никто не прописан. Теперь начисляют плату за вывоз мусора на 2 человек. Что делать?

Как и в случае с другими коммунальными услугами, УК действительно может составлять такие акты об установлении числа временно проживающих в квартире и на основании этого акта потом начислять плату за услугу по обращению с ТКО (пп.в п.148(23), п.148(35) ПП №354 от 06.05.2011). Плата за вывоз мусора рассчитывается от числа временно и постоянно проживающих жильцов. Временным считается проживание более 5 дней подряд.

В квартире никто не прописан. Нужно ли платить за вывоз мусора?

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148(36) ПП №354). Непроживание в квартире не освобождает от обязанности платить за коммунальные услуги, но иногда позволяет сделать перерасчет платы за коммуналку в связи с временным отсутствием.

Можно ли не платить за вывоз мусора, если его нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

К сожалению, для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка. Пожалуй, проще всего будет все-таки заключить договор с региональным оператором.

Важно: при обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы. Так написано в пунктах 16-17 ПП №1156.

Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?

  • Управляющей компании / ТСЖ / кооперативу - если договор на услуги по вывозу ТКО с региональным оператором заключали они. Претензии по содержанию и чистоте контейнерных площадок, мусоропровода, мусороприемной камеры нужно также писать в УК.
  • Региональному оператору ТКО - если у вас заключен договор напрямую с ним. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).

Отказ от оплаты за вывоз мусора

Не хочется Вас огорчать, но за отсутствие договора на вывоз мусора собственников частных домов будут штрафовать (от 1 до 2 т.р. по статье 8.2 КоАП РФ). Долги по коммунальным услугам взыщут по суду и спишут с вашей банковской карточки - с процентами и госпошлиной. Так что платить придется все равно. Кроме того, ужесточается административное законодательство за отказ от заключения договора на вывоз мусора в Республике Крым.

1. Каковы функции регионального оператора?

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в зоне деятельности регионального оператора на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор работает самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет на основании конкурсного отбора.

Среди основных обязательств регионального оператора, закрепленных в соглашении об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым:

  • обеспечить переход на новую систему регулирования деятельностью по обращению с ТКО с 1 января 2019 года;
  • заключить необходимые для оказания услуги договоры с потребителями (населением) и операторами, осуществляющими транспортирование, захоронение отходов;
  • оказывать услугу в соответствии с критериями качества услуги, заявленными на конкурсном отборе;
  • обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок ТКО, указанных в соглашении.

2. В какие сроки начнет работать региональный оператор?

В соответствии с федеральным законодательством об отходах производства и потребления с 1 января 2019 года на всей территории Российской Федерации региональные операторы должны приступить к выполнению своих обязанностей. При готовности региона, региональный оператор может приступить раньше обозначенного срока. Датой начала работы в Республике Крым определена дата 1 января 2019 года.

3. Кто должен заключать договор с региональным оператором?

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.

Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий, когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор (оператор) осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.

Текст типового договора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 и опубликован на сайте регионального оператора. По итогам первого месяца работы региональный оператор направляет жителям квитанции на оплату услуги. При отсутствии письменных обращений о непредоставлении услуги квитанция подлежит оплате в полном объеме.

Жителям многоквартирных домов (МКД) коммунальная услуга по обращению с ТКО может быть оказана на основании прямого договора с каждым из жителей (если такое решение принято на общем собрании жильцов) либо через управляющую МКД организацию (УК, ТСЖ, ЖСК). При наличии управляющей организации она обязана заключить договор с региональным оператором.

4. Нужно ли расторгать действующий договор на вывоз ТКО?

Все договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. В Республике Крым – до 1 января 2019 года.

До указанной даты вывоз ТКО с контейнерных площадок организуют управляющие организации, заключенные договоры между управляющей организацией и транспортировщиком действуют до заключения договора с региональным оператором.

6. Как изменится оплата за вывоз мусора для жителей?

С момента утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора услуга по вывозу становится коммунальной услугой в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Единый тариф устанавливается Комитетом по ценам и тарифам Республики Крым. Плата будет выделена отдельной строкой в платежных документах (квитанциях) при расчетах за коммунальные услуги.

В новой системе оплата будет начисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема), установленного распоряжением Совета министров Республики Крым. Исходя из положений Правил предоставления коммунальных услуг под проживающим следует понимать постоянно или временно проживающего в помещении потребителя. Число таких проживающих определяется точно так же, как и для расчета платы за другие виды коммунальных услуг, в том числе по заявлениям постоянно проживающих в помещении потребителей, на основании акта об установлении количества проживающих, а также – при отсутствии проживающих – по числу собственников помещения. Ранее оплата за вывоз и утилизацию ТКО зачастую начислялась исходя из площади квартиры.

7. Будут ли предоставляться льготы на оплату услуги по вывозу ТКО?

Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг.

8. Кто ответственен за содержание контейнерных площадок?

Организация по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключенного договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории.

Там, где собственник не определен и отсутствует управляющая организация, обязанность по содержанию и обустройству возлагается на органы местного самоуправления.

9. Надо ли заключать договор, если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности?

Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения. Обязанность юридических лиц заключить договоры на вывоз твердых коммунальных отходов определена федеральным законодательством.

10. Какие отходы относятся к твердым коммунальным?

Понятие твердых коммунальных отходов приведено в Федеральном законе об отходах № 89-ФЗ. К ТКО относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО относятся также аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей.

11. Как подтвердить длительное отсутствие по месту проживания и не получения коммунальной услуги?

Перерасчет за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

При возникновении оснований для перерасчета, собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору или управляющей организации подтверждающие документы.

12. На селе большой объем образования отходов от животноводства, растениеводства, строительных отходов. Будет ли региональный оператор организовывать обращение с данными видами отходов, и если да, то на каких условиях?

Законодательством не запрещено региональному оператору заниматься обращением с иными видами отходов. Стоимость услуги определяется соглашением сторон отдельного договора, который может быть заключен с Региональным оператором.

ГУП РК «Крымэкоресурсы» – Региональный оператор по обращению с ТКО