Заявление. Совет при президенте российской федерации по развитию гражданского общества и правам человека Заявление об определении места отбывания наказания

ГУФСИН по (наименование округа,адрес)

Начальнику УФСИН

(наименование,адрес,Ф.И.О.)

от Ивановой Ирины Ивановны,

проживающей по адресу:

З А Я В Л Е Н И Е

Мой сын, Иванов Иван Иванович, г.р., ранее проживавший по адресу: (указать), был осужден (наименование суда) по ст. …….. УК РФ к ……. годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК ……….. режима. Коллегией (наименование суда) приговор был оставлен без изменений.

В настоящее время Иванов И.И. находится в учреждении ФБУ ИК № … , расположенном по адресу: (указываете адрес)

Обращаюсь к Вам с просьбой о направлении моего сына в исправительное учреждение для отбывания наказания по месту его постоянной регистрации, т.е. в ближайшие регионы от (указываете область).

Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ, а также согласно Приказа Министерства Юстиции РФ N 235 от 1 декабря 2005 г. «Об утверждении инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и

обследование в лечебно- профилактические и лечебные исправительные учреждения», осужденные к лишению свободы должны направляться для отбывания наказания в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживали. При невозможности размещения в пределах данного субъекта федерации осужденные направляются в соответствии с распоряжениями ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Прошу Вас рассмотреть мою просьбу о направлении Иванова И.И. из учреждения ФБУ ИК-… (наименование области,городп) в любое учреждение, не удаленное от (место проживания просительницы) далее чем на

300-400 км для дальнейшего отбывания наказания, по следующим основаниям:

1. У Иванова И.И. из близких родственников имеется только мать, я – Иванова……, г.р.

(прилагаю справку о составе семьи). Я являюсь инвалидом …. группы (либо страдаю такими-то

заболеваниями), о чем прилагаю медицинскую справку. Я работаю (наименование учреждения и должности). Моя

заработная плата составляет 5000 рублей в месяц. На эти деньги я не смогу каким-либо образом поддерживать сына, если он будет находиться на значительном от меня расстоянии. Не смогу приезжать к нему на положенные свидания, передавать положенные передачи.

Кроме этого, я занята по работе … дней в неделю. От моей занятости напрямую зависит и моя зарплата, которая и так очень мала. Чтобы съездить к сыну в удаленный регион, мне придется отпрашиваться с работы на

несколько дней, что приведет к тому, что мне месяц придется жить на хлебе и воде.

2. Мой сын, Иванов И.И. страдает тяжелым хроническим заболевание печени (гепатит С), при котором он ежегодно должен проходить курс лечения.

Кроме этого, у сына имеется заболевание (указывается психическое заболевание), в связи с чем он состоит на учете с психо- неврологическом диспансере г…... Полагаю, что Вы понимаете, что я, являясь матерью, буду тяжело переживать за его здоровье, не имея возможности чем-то помочь ему в силу отсутствия

материальных средств и невозможности навестить его, если он будет находиться далеко от меня.

Учитывая вышеизложенное, убедительно прошу Вас не отказать в моей просьбе, а именно принять решение о направлении осужденного Иванова А.И. из учреждения ФБУ ИК-… (наименование области) в любое учреждение, не удаленное от (наименование области) далее чем на 300-400 км для дальнейшего отбывания наказания в

Приложение:

1. Справка о составе семьи Иванова И.И.

2. Справка о состоянии здоровья матери Иванова И.И. – ФИО.

3. Справка о заработной плате матери Иванова И.И. – ФИО.

4. Справка о состоянии здоровья Иванова И.И.)…

5. Если есть иные документы, необходимо подробно расписать их.

Определение места отбывания наказания осужденного.
МАКСИМАЛЬНАЯ стоимость пакета УСЛУГИ: - 2750 руб ..
Заявку заполните, которая ниже.
т. 8-977-547-29-21 ежедневно с 9.00 до 22.00 (Московское время)
Работаем качественно, на каждое действие отчет.
Помните!!!
-Если Вы обратились самостоятельно с Заявлением "Об определении места отбывания наказания осужденного"
в адрес:
1. СИЗО... начальник СИЗО не уполномоченого распределять, Ваше обращение это "муссорная корзина",
он не будет Ходатайствовать перед вышестоящими структурами.
2. УФСИН региона, в этом случае вам нужно получить от УФСИН региона доказательство Вашего
обращения, иначе Ваше обращение останется без внимания.
3. ФСИН РФ, структура которая уведомляет регионы о местах в КОЛОНИЯХ, обращение должно быть,
вами вручено с доказательством о вручении.
Помните об этом и не говорите что вы об этом небыли предупреждены.
Услуга , ОТПРАВИТЬ ОСУЖДЕННОГО ближе к месту проживания родственников осужденного или
в регион -колонию с щадящим режимом содержания,
-в колонию где рабтает УДО или ст. 80 УК РФ.(то есть где можно освободится).
Этой услугой чаще всего пользуются:
- Все РОДСТВЕННИКИ , которые хотят что бы осужденного(ую) направили в нужный им регион.
С нашим Электроным Заявлением, у вас больше ШАНСОВ, достичь положительного результата.
Наше ЗАЯВЛЕНИЕ с юридическим сопровождением имеет гараздо больше шансов на успех.
- Родственники ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, которые осуждены в России.
(как правило осужденны иностранных граждан направляют отбывать наказание по всей территории РФ).
- Родственники осужденных которым вынесен ОСОБЫЙ РЕЖИМ содержания.
- Родственники осужденных, которые проживают в других регионах РФ, то есть не в регионе по месту
регистрации осужденного, но хотят чтобы осужденный отбывал наказание в регионе проживания РОДИТЕЛЕЙ
или в регионе проживания ЖЕНЫ, (возможно будущей жены) и т.д.
- В других иных случаях.

Указывайте в своей Заявке услугу:
- Вручить Заявление ФСИН РФ, ваше обращение будет вручено СУДЕБНЫМ КУРЬЕРОМ в ФСИН РФ
+ вручение в Эл. виде.
- Уведомить ОСУЖДЕННОГО(осужденный получит копию обращения+форму заявления)
- Уведомить УФСИН региона (будет вручено не только в Эл. виде но и в письменной форме)

- Только в нашем Заявлении мы указываем ДОРОЖНУЮ КАРТУ, то есть примерный расчет
расходов на дорогу при посещении ИК.
Таким образом только нашу ЗАЯВКУ об определении места отбывания наказания можно успешно оспорить.
Обязав ФСИН РФ, направить осужденного ближе к месту постоянного проживания родственников осужд.
ДА, наша услуга ПЛАТНАЯ, да возможно ДОРОГО...?

Заявка ниже. (внимательно заполняйте-указывайте свой верный Эл. адрес).
администрация сайта.

___________________________________________________________________________________________

Эконом вариант:
Как оставить ЗАЯВКУ об определении места отбывания наказания осужденного, первый вариант:
- Откройте на нашем сайте раздел УЗНИК исправительные учреждения:
- далее, откройте ФО, к примеру Центральный:
- далее, откройте регион к примеру Москва:
- далее, откройте СИЗО, к примеру СИЗО-1:
- далее, откройте Готовую форму Заявления:
Остается вам ЗАПОЛНИТЬ-ОТПРАВИТЬ-ОПЛАТИТЬ, после чего в ваш адрес поступит в установленные сроки
официальное уведомление об убытии осужденного с СИЗО и в какой регион направлен.
__________________________ другой инструмент, для усиления ЗАЯВКИ которая внизу.______________________________________

Куда ОТПРАВЯТ ОСУЖДЕННОГО отбывать наказание...? Теперь Зависит и от вас родственников.

Регион России для этого вида услуги не имеет ЗНАЧЕНИЯ, так как РАСПРЕДЕЛЕНИЕ происходит через центральный аппарат ФСИН РФ-Москва.
Есть вопросы, задайте их нашему Юристу, вам обязательно ответят и пояснят.

ЗАЯВКА.

________________________________________________

Куда ОТПРАВЯТ ОСУЖДЕННОГО отбывать наказание...?
Теперь ЗАВИСИТ и от вас родственников!
Заказывайте услугу через наш сайт
по ссылке:
_Заполните ЗАЯВКУ,обязательно укажите с вручением в письменной форме
в адрес ФСИН РФ-Москва.
Определением места отбывания наказания занимается только ФСИН РФ.
_
Особенно это правило относится к осужденным у которых место его регистрации
не совпадает с регистрацией его родственников.
Или режим содержания особый или строгий -рецедив.
- В тех случаях, если Вам отказывают в направлении осужденного в указанный вами регион,
и Вы воспользовались нашей услугой, мы подаем в суд о переводе осужденного в тот регион
в о КОТОРОМ было ЗАЯВЛЕНО.
Помимо этого мы оказываем услугу по сопровождению осужденного к месту его отбывания
с дальнейшим юридическим сопровождением, медедицинская страховка, юридического закрепление.
- Есть вопросы обращайтесь т. 8-915-085-43-58 Юрий Усов.
__________________________________________________________________________________

ЭКОНОМ ВАРИАНТ, подавайте Заявление ЗАРАНЕЕ в любое время, тем самим вы ЗАЯВИТЕ о своем намерении
УФСИН региона.
- Подавайте ЗАЯВЛЕНИЕ через нашу площатку, это позволит ЗАФИКСИРОВАТЬ ваше Заявление.
- Подавайте ЗАЯВЛЕНИЕ, в любое время, подавайте Заявление через наш сайт:
- до вынесения Приговора.
- В день вынесения Приговора.
- В день подачи Апелляции(ели подаете).
- Подавайте Заявление, несколько раз, то есть еженедельно, что бы службы ФСИН, ваши обращения Зафиксировали.
- У нас это не дорого но эффективно.
Поданые Заявления через наш сайт, не возможно оставить без рассмотрения, не возможно не ответить.

ЗАЯВЛЕНИЯ об определении места отбывания наказания осужденного.
- Подайте ЗАЯВЛЕНИЕ по нашей готовой форме, которая размещена на странице СИЗО нашего сайта УЗНИК,
на странице СИЗО в котором находится подсудимый.

ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ЭКОНОМ варианта :

1. Найдите Федеральный округ в котором находится СИЗО в котором содержится осужденный.

2. Откройте Ф.О к примеру Центральный ФО.

3. Откройте ОБЛАСТЬ, к примеру Москва.

4. Откройте СИЗО в котором содержится осужденный. к примеру СИЗО-1 Москва

5. Найдите ЗАЯВЛЕНИЕ готовую форму для ЗАПОЛНЕНИЯ. Об определении места отбывания наказания осужденного. Пример в СИЗО-1

5.1. Вам остается лишь заполнить готовую форму, отправить-оплатить. (прикрепляйте копию своего паспорта-лицевая разворот).

5.2. В заявлении УКАЖИТЕ РЕГИОН в который рекомендованно отправить осужденного.

Ваше ЗАЯВЛЕНИЕ поданое через наш сайт, поступит в СИЗО и УФСИН с исходящим номером,
это гарантия что с ним ознакомятся и учтут ваши пожилания.

В тех случаях. когда подана Апелляция, рекомендуем в день Апелляционного расмотрения
ПОВТОРИТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ отметив ДУБЛИРОВАТЬ.

Ваше ЗАЯВЛЕНИЕ, поданное через наш сайт, не только рассмотрят но и учтут требование ФЗ
об уведомлении Вас по убытию осужденного с СИЗО, чего не учтут при подаче через сайт ФСИН РФ.
P.S. Поданое ЗАЯВЛЕНИЕ с нашего сайта, является процессуальным документом.
К сожалению Ваши заявления поданные с других сайтов и в том числе с сайта ФСИН РФ,
могут рассматриваться ФОРМАЛЬНО без удовлетворения.

В случае, направления осужденного в другой регион без пояснений, вы можете легко оспорить в ФСИН РФ, предъявив наше Заявление
(которое хранится в нашей базе 3 месяца)и тем самим вернуть осужденного в указанный вами регион.

Определение места отбывания наказания.

Статья 73. Места отбывания лишения свободы

[Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 73]

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

4. Определение места отбывания наказания.

В связи с тем, что указанный вопрос приобрел в России в настоящее время системную проблему, особенно в городе Москве, возникла необходимость в размещении письменной консультации на сайте.

Сразу хочу отметить, что этот вопрос очень четко и ясно отражен в российском законодательстве и проблема возникает исключительно из-за того, что руководители следственных изоляторов то ли по малограмотности, то ли в силу злого умысла постоянно вводят людей в заблуждение, ссылаясь на то, что родственников уведомят о месте нахождения осужденного уже после прибытия их в точку назначения, то есть к месту отбывания наказания. Это и так и не так. В этих ответах звучат ссылки на другие нормативные акты, регулирующие другой юридический аспект отношений, и уклоняются такими ответами от исполнения других норм закона. Однако, по порядку.

  1. ? Обязаны ли руководители следственных изоляторов уведомлять родственников осужденных, куда будет отправлен тот или иной осужденный отбывать наказание

Ответ на этот вопрос дают два Федеральных закона. Процитирую их.

Часть 1 статьи 394 Уголовно-процессуального кодекса РФ гласит:

«Статья 394. Извещение об обращении приговора к исполнению.

  1. ». После вступления в законную силу приговора, по которому осужденный, содержащийся под стражей, приговорен к аресту или лишению свободы, администрация места содержания под стражей в соответствии со статьей 75 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации извещает одного из близких родственников или родственников осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания

Часть 2 статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указывает:

« Статья 75. Направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания.

1. Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами.Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. Администрация следственного изолятора обязана поставить в известность одного из родственников по выбору осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания » .

Правила ч. 1 ст. 394 УПК применяются в случаях, когда был постановлен обвинительный приговор, причем не любой, а приговор по которому лицо, содержащееся под стражей, было приговорено к аресту или лишению свободы.

Эти правила обязывают администрацию места содержания под стражей (т.е. администрацию следственного изолятора, по общему правилу п. 2 ст. 75 УИК) известить одного из близких родственников или родственников (п. 4, 37 ст. 5УПК) осужденного о том, куда он направляется для отбывания наказания.

Указанное уведомление обязательно направляется названным лицам и в том случае, когда лицо, впервые осужденное к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которому наказание назначено в исправительной колонии общего режима, с его согласия оставлено в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ч. 1 ст. 74 УИК). Осужденный сам определяет, кому из родственников необходимо направить уведомление. Представитель администрации следственного изолятора обязан встретиться с осужденным и выяснить этот вопрос.

Таким образом, как минимум два федеральных закона обязывают администрацию следственных изоляторов уведомлять родственников осужденных, куда будет отправлен тот либо иной осужденный для отбывания наказания.

Это - обязанность администрации следственного изолятора , за неисполнение которой должностные лица подлежат ответственности.

Уведомление должно последовать до отправления осужденного к месту отбывания наказания. И в течение этого времени (с момента вынесения обвинительного приговора и до отправления к месту отбывания наказания) осужденному предоставляется свидание, дополнительное к тем, которые указаны в Федеральном законе от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О порядке содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений », для того, чтобы были решены бытовые, социальные и иные вопросы. О праве на это свидание указано не только в ч.1 ст.75 УИК РФ, но и в ст.395 УПК РФ:

«Статья 395. Предоставление родственникам свидания с осужденным

До обращения приговора к исполнению председательствующий в судебном заседании по уголовному делу или председатель суда предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним ».

Судья не вправе отказать в таком свидании при обращении родственников осужденного.

  1. Почему руководители следственных изоляторов, отказывая известить, куда направляется осужденный, указывают на то, что родственников известят о месте отбывания наказания после прибытия этого осужденного в точку назначения?

Думаю, что руководители следственных изоляторов, привыкшие пренебрежительно относиться как к самим осужденным, их правам, так и к родственникам осужденных, умышленно вводят их в заблуждение, ссылаясь уже на иные нормы закона, которые действительно обязывают руководителей уже исправительных колоний (не следственных изоляторов) уведомить в течение 10 дней одного из родственников осужденного о его прибытии к месту отбывания наказания. В частности, об этом четко указано в Федеральном законе - ст.17 Уголовно-исполнительного кодекса РФ :

« Статья 17. Уведомление о месте отбывания наказания

О прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней со дня прибытия направить уведомление одному из родственников осужденного по его выбору ».

Таким образом, Закон обязывает администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, сообщить одному из родственников осужденного о его прибытии к месту отбывания наказания.

Не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в исправительное учреждение по его письменному заявлению одному из родственников осужденного по его выбору направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления осужденным выездов за пределы исправительного учреждения, свиданий, телефонных разговоров.

О прибытии осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших до ареста за границей, уведомления еще и направляются в посольства или консульства, представляющие интересы этих лиц в Российской Федерации.

Рассматриваемая позиция Законанаправлена на сохранение и поддержание связи осужденного со своей семьей, что в дальнейшем поможет ему социализироваться в обществе.

Не соблюдение властями России положений ст.ст.394-395 УПК РФ и ст.ст.17 и 75 УИК РФ является нарушением ст.8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

  1. ? Как быть, если администрация следственного изолятора не исполняет требования Федеральных законов и не желает уведомлять родственников осужденного о том, куда его направляют для отбывания наказания

Так как надзирающие прокуроры и руководители ФСИН России укрывают факты нарушения законности со стороны администраций следственных изоляторов и не привлекают должностных лиц к ответственности, рекомендуется избирать следующий путь. Вначале, до того, как кассационное определение о вступлении обвинительного приговора в силу поступит в СИЗО, направить на имя начальника следственного изолятора от имени кого-то из родственников или адвоката заявление.

При этом нужно указать адрес, по которому должно быть отправлено уведомление. Такие же заявления можно написать в УФСИН (ГУФСИН) субъекта РФ и в ФСИН РФ.

Желательно направить такое заявление заранее в тех целях, что ответ будет дан конкретным должностным лицом, действия которого можно будет обжаловать в случае отказа, ибо суды зачастую отказывают в принятии жалобы, ссылаясь на то, что не указано конкретное должностное лицо следственного изолятора в качестве ответчика.

Если уведомление не поступит, то нужно обращаться с жалобами на неисполнение администрацией СИЗО требований Федеральных законов в территориальный суд, вышестоящим руководителям ФСИН РФ и в соответствующие надзирающие прокуратуры вплоть до Генеральной прокуратуры РФ.

Есть еще одно мнение, изложенное в официальном Комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, науч. ред. В.Т. Томин, М.П. Поляков, 3-е изд., перераб. и доп, "Издательство Юрайт", 2009 г., где указывается:

«Следует отметить, что, если родственники не получили от администрации следственного изолятора сообщения о том, куда он направлен для отбывания наказания, они имеют право (устно либо письменно) обратиться за получением такой информации в суд, вынесший приговор, либо к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией мест содержания под стражей ».

На моей практике многочисленных подобных обращений никогда ни суд, вынесший приговор, ни надзирающий за СИЗО прокурор не уведомили кого-либо о том, куда отправлен осужденный.

Следует отметить, что затронутый вопрос очень актуален. В Москве, например, руководители следственных изоляторов в очень-очень редких случаях уведомляют родственников, куда будет отправлен осужденный. В остальных случаях они секретят эту информацию даже от близких родственников, что недопустимо по закону. Необходимо обжаловать факты неисполнения руководителями следственных изоляторов требований федеральных законов, требовать ответственности должностных лиц, и тогда вопрос будет улажен, проблема пе6ерстанет существовать. К сожалению, мы вынуждены понуждать чиновников к исполнению закона, чего в нормальном обществе быть не должно.

Если российские суды откажут в удовлетворении жалоб о признании действий должностных лиц администрации следственных изоляторов, выразившихся в не уведомлении родственников осужденного, куда направляется он для отбывания наказания, незаконными , то после суда кассационной инстанции можно обратиться с жалобой в Европейский суд по правам человека.

Iuris effctus in executione consistit (эффективность закона - в его исполнении, лат.).

Адвокат, к.ю.наук, М.И.Трепашкин

Заполненный образец документа

ГУФСИН по (наименование округа,адрес)
Начальнику УФСИН
(наименование, адрес, Ф.И.О.)
от ________________________ (ФИО полностью),
проживающей по адресу: ___________

заявление.

Мой муж, ________________________ (ФИО полностью), ____________(дата рождения), уроженец __________________ (место рождения), ранее проживавший по адресу: _________________________, был осужден ___________________ (наименование суда) по ст. …….. УК РФ к ……. годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК ……….. режима.

Коллегией (наименование суда) приговор был оставлен без изменений.
В настоящее время мой муж ____________находится в учреждении ФБУ ИК № … , расположенном по адресу: ______________________________________________________
Обращаюсь к Вам с просьбой о направлении моего мужа в исправительное учреждение для отбывания наказания по месту его постоянной регистрации, т.е. в ближайшие регионы ___________________________________________________________________________.

Согласно ч. 1 ст. 73 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны направляться для отбывания наказания в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они постоянно проживали. При невозможности размещения в пределах данного субъекта федерации осужденные направляются в соответствии с распоряжениями ФСИН России в исправительные учреждения, расположенные на территории другого ближайшего субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.
Прошу Вас рассмотреть мою просьбу о направлении моего мужа _____________________из учреждения ФБУ ИК-___________________________в любое учреждение, не удаленное от ___________________(место проживания заявителя) далее чем на___________км для дальнейшего отбывания наказания, по следующим основаниям:

1. У моего мужа есть ребенок ___________________ (ФИО, дата рождения).

2. Я получаю небольшую заработную плату и не могу ездить на свидания к мужу в другие субъекты РФ.

Учитывая вышеизложенное, убедительно прошу Вас не отказать в моей просьбе, а именно принять решение о направлении осужденного ________________из учреждения ФБУ ИК____________ (наименование области) в любое учреждение, не удаленное от (наименование области) далее чем на ______ км для дальнейшего отбывания наказания.

Приложение:
1. Копия свидетельства о заключении брака;

2. Копия свидетельства о рождении;

3. Справка о заработной плате.

«_____» ________________ ________ г. _____________________ ________________

Правовую основу порядка и места отбывания назначенного по приговору суда уголовного наказания в виде лишения свободы составляют положения Главы 11 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

В частности, в ст. 73 УИК РФ отмечено: "1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы".

Более детально процедура распределения осужденных по исправительным учреждениям ФСИН РФ прописана в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения
(утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), а именно:

Пункт 5: Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора в законную силу. Направление осужденных осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены.

Осужденные, не имеющие места жительства, как правило, направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения тех субъектов Российской Федерации, на территории которых они осуждены.

Отправка осужденных в исправительные учреждения на территории других субъектов Российской Федерации (по месту жительства) производится администрацией следственных изоляторов только после того, как через территориальные органы ФСИН России убедится в наличии исправительного учреждения соответствующего вида.

В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации;

Пункт 6: При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Таким образом, в действующем уголовно-исполнительном законодательстве РФ существует презумпция отправления осужденных для отбывания лишения свободы по месту жительства или месту вынесения приговора.

На практике у самих осужденных и их родственников возникают серьезные трудности в части поддержания семейных связей, обусловленные произвольными действиями должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний РФ, к исключительной компетенции которой относится решение вопроса об избрании конкретного исправительного учреждения.

Не всегда выбор местонахождения колонии совпадает с местом жительства осужденного - тем самым создаются препятствия, во всяком случае, в осуществлении личных контактов - посредством свиданий с родственниками, большинство из которых не может себе позволить оплачивать дальние переезды.

В соответствии с пунктами 2, 5 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 года № 21, правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов. Любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально-значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности,защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой цели). Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 25.07.2013 года (дело "Ходорковский и Лебедев против России") в пунктах 836, 837, 850 сформулировал следующие значимые подходы (ориентиры).

В качестве исходного пункта Европейский Суд признает, что власти обладают широкой дискрецией в вопросах исполнения наказаний. Однако Конвенция не может остановиться у тюремных ворот, и нельзя полагать, что заключенный лишается всех своих прав, гарантированных статьей 8 Конвенции, только по причине его статуса «лица, лишенного свободы после осуждения». Европейский Суд не закрывает глаза на ограничения, которые выходят за рамки того, что обычно считается приемлемым в деле обычного заключенного.

Например, существенной частью права заключенного на уважение его семейной жизни является содействие тюремной администрации в поддержании контактов с близкими родственниками. Ограничения контактов с другими заключенными и членами семьи, установленные тюремными правилами, рассматривались Европейским Судом как "вмешательство" в права, защищенные статьей 8 Конвенции. Так, помещение осужденного в конкретную тюрьму может вызвать вопрос в соответствии со статьей 8 Конвенции, если его последствия для личной и семейной жизни заявителя выходят за рамки "обычных" тягот и ограничений, присущих самому понятию лишения свободы.

Как Комиссия по правам человека указала в деле "Уэйкфилд против Соединенного Королевства", "Статья 8 Конвенции обязывает государство содействовать заключенным в максимально возможной степени для создания и поддержания связей с людьми в целях способствования социальной реабилитации заключенных. В этом контексте расположение места, где содержится заключенный, имеет значение".

Кроме того, право на уважение семейной жизни возлагает на государства позитивное обязательство содействия заключенным в поддержании эффективного контакта с близкими родственниками. В контексте лишения свободы Комиссия по правам человека признала, что возможность близких родственников посещать заключенного составляет существенный фактор в сохранении семейной жизни.

Европейский Суд сознает трудности, сопутствующие управлению тюремной системой. Европейский Суд также учитывает ситуацию в Российской Федерации, где исторически исправительные колонии строились в отдаленных и пустынных районах, далеко от густонаселенных регионов Центральной России.

Существуют другие аргументы в пользу предоставления властям широких пределов усмотрения в этой сфере. Однако пределы усмотрения не являются неограниченными. Распределение тюремного населения не должно полностью относиться на усмотрение административных органов, таких как Федеральная служба исполнения наказаний.

Интересы осужденных в поддержании, по крайней мере, некоторых семейных и социальных связей также должны в какой-то степени приниматься во внимание. Законодательство Российской Федерации основано на схожих посылах, поскольку дух и цель статьи 73 УИК РФ направлена на сохранение социальных и семейных связей заявителем с местом, где они проживали до осуждения.

Вместе с тем практическое исполнение этого закона в Российской Федерации могло привести к непропорциональному результату, как показывает дело заявителей. В отсутствии ясного и предсказуемого метода распределения осужденных среди исправительных колоний система не "обеспечила меру правовой защиты против произвольного вмешательства со стороны публичных органов" В делах заявителей это повлекло результаты, несовместимые с уважением личной и семейной жизни заявителей.

Если говорить о правовых механизмах восстановления нарушенного государством права на уважение частной и семейной жизни, то наиболее действенным является подача искового заявления в суд общей юрисдикции, оформленного в соответствии с требованиями статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Предметом иска может служить требование о признании незаконным избрания для отбывания наказания в виде лишения свободы конкретного исправительного учреждения без учета дальности его расположения от места жительства как самого осужденного, так и его родственников, с которыми он желает и имеет право поддерживать семейные связи. Параллельно следует заявить и требование о переводе осужденного в иное, соответствующее назначенному по приговору суда виду исправительное учреждение, расположенное либо в том субъекте РФ, где первый проживал до осуждения, либо в любом из ближайших к нему субъектов РФ.

В идеале подаче иска должно предшествовать обращение самого осужденного или его близких родственников в территориальный орган ФСИН РФ, где был вынесен приговор, и собственно в Федеральную службу исполнения наказаний, с заявлением о предоставлении сведений об основаниях принятого решения о направлении осужденного отбывать наказание в иной регион РФ, а не по месту жительства.

Сделать это нужно для того, чтобы убедиться, что такое решение руководством регионального Управления ФСИН РФ или федеральным ведомством принималось с учетом общих правил, закрепленных в УИК РФ, а также обусловлено социально-значимой и законной целью.

Отсутствие мотивированного ответа на данное заявление будет служить поводом для последующего обращения к суду с просьбой истребовать доказательства, на которых сторона истца основывает свои требования, в виду невозможности получить доступ к ним самостоятельно (ст.ст. 56, 57 ГПК РФ).

При этом при подготовке текста искового заявления следует иметь в виду, что согласно, пункту 13 упомянутой ранее Инструкции (утв. приказом Минюста РФ от 1 декабря 2005 г. N 235), "Перевод осуществляется:

В исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по указаниям руководства ФСИН России (в случае рассмотрения вопроса в центральном аппарате), территориальных органов ФСИН России;

в исправительные учреждения, расположенные в других субъектах Российской Федерации, - по решению ФСИН России.

Решение о переводе осужденного принимается на основании мотивированного заключения территориального органа ФСИН России, утвержденного начальником либо его заместителем по безопасности и оперативной работе. В случае, если это связано с болезнью осужденного*, решение выносится при наличии медицинских заключений, утвержденных начальником территориального органа, представляемых, соответственно, медицинскими отделами (службами) территориальных органов ФСИН России, медицинской службой ФСИН России, справки оперативного управления (отдела) и письменного согласия осужденного"

Таким образом, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что заключение территориального органа ФСИН РФ, утвержденное решением Федеральной службы исполнения наказаний РФ, не отвечает требованиям соблюдения разумных пропорций между достижением социально-значимых целей удаленного размещения осужденного и его правом на сохранение семейных связей, можно рассчитывать на вынесение судом положительного решения по гражданскому иску.

Примером является дело жителя Симферополя (Республика Крым) Геннадия Афанасьева.

9 марта 2016 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми признал право Афанасьева на отбывание наказания с учетом положений статьи 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Право на уважение семейной жизни).

На ФСИН России возложили обязанность решить вопрос о месте дальнейшего отбывания Афанасьевым уголовного наказания с учетом мотивированного заключения, представленного территориальным органом ФСИН РФ, и положений статьи 8 Конвенции.

Скачать иск Афанасьева можно

Скачать решение Сыктывкарского городского суда по иску Афанасьева можно