Протокол изъятия упк рф. Что делать, если в вашей компании проводится выемка

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

При расследовании преступлений применяется множество самых разнообразных следственных действий, каждое из которых четко регламентируется законом. Выемка документов не является исключением, но есть множество нюансов и мелочей, зная которые можно в полном объеме понимать сущность явления. В статье 183 Уголовно-процессуального кодекса обозначено, каковы основания и порядок производства такого следственного действия.

Общая характеристика выемки

Выемка документов - это действия следователя или дознавателя, которые заключаются в изъятии из помещений, территорий или местности документов, которые имеют значение для уголовного дела. Особенность заключается в том, что предварительный поиск не требуется, должностные лица уже знают, где находятся документы, и просто изымают их. Разрешение на производство этого следственного действия дается вышестоящим должностным лицом или уполномоченным органом, только с ним можно приступить к процессу выемки. Изъятие может проводиться как в добровольном порядке, так и с применением принуждения, об этом делается пометка в протоколе, но на факт изъятия это обстоятельство влияния не оказывает.

Основная задача действия заключается в изъятии у конкретного лица в точном месте документа, который необходим следствию. Обращаем внимание, что в Уголовно-процессуальном кодексе выемка документов не обозначена отдельной статьей, есть общие положения о выемке, в которых также говорится о предметах, не только о документах.

Условия выемки

В статье 183 указываются условия, при которых должна производиться выемка по общему правилу. Есть те, что не подчеркивают суть выемки как следственного действия, а есть другие - они отличают ее от иных следственных действий. Общие условия выемки:

  1. Действие должно быть необходимым, то есть документ должен быть важен и достать его иным путем невозможно.
  2. Изымать можно только те документы, которые имеют отношение к конкретному уголовному делу. В постановлении на проведение следственного действия необходимо мотивированно объяснить, зачем оно нужно, ссылаясь на обстоятельства уголовного дела.

Условия, отличающие выемку от иных действий

Данные условия, в отличие от предыдущих, являются также и основаниями выемки документов. Зачастую данное действие путается с обыском, в котором тоже изымаются документы и предметы. Отличие кроется в следующих положениях:

  1. Место, в котором находится объект, должно быть четко известно. Суть действия сводится к тому, что должностные лица прибывают в конкретное помещение, знают, где лежат документы, изымают их и покидают территорию.
  2. Следствию должно быть известно лицо, у которого содержатся документы, необходимые для изъятия. Данное условие схоже с предыдущим.

Разрешение на производство

Как говорилось ранее, выемке предшествует составление постановления следователя. В нем объясняется, какие конкретно документы нужно изъять, почему они так важны для дела, для какого дела конкретно они важны, у кого будет производиться выемка. Наличие такого документа - общее правило, из которого есть исключения. Если речь идет о прибытии в жилище, необходимо разрешение суда. То есть если следователь отправляется в жилое помещение, в котором живут люди, ему нужно взять разрешение суда. Именно его следователь показывает жильцам. Закон разрешает проводить выемку в ломбарде только с разрешения суда, но это больше касается предметов, поэтому не будем уделять большое внимание этому положению.

Документы, содержащие тайну

Выемка документов в рамках уголовного дела может затрагивать государственную или какую-либо другую тайну, которая охраняется в особом порядке. Сюда же относятся документы, в которых есть сведения о вкладах, счетах граждан, отчетности кредитных организаций и банков. Выемка документов, передаваемых через почту или телеграф, также производится в особом порядке.

  • В первую очередь следователь составляет ходатайство, в котором указывает основания проведения выемки, важность и необходимость документов, которые будут изъяты в процессе. Необходимо ссылаться на нормы закона, а также на фактические обстоятельства дела, по которому идет расследование.
  • Подача ходатайства в суд и рассмотрение. На этом этапе суд оценивает необходимость проведения выемки, особенно, если речь идет о тайне. По результатам рассмотрения выносится решение.
  • Суд выносит решение и в том случае, если дано разрешение на производство выемки, следователь с ним отправляется на место.

Элементы выемки

Существует несколько элементов, которые должен совершить следователь или дознаватель при реализации следственного действия. Если один из элементов будет нарушен или отсутствует вовсе, доказательства, полученные в процессе, можно признать недопустимыми, и в суде эта линия обвинения разрушится.

  1. Прибытие в место или к лицу, у которого находится документ. Изъятие всех необходимых документов. Нельзя брать что-то, что не указано в разрешении на проведение выемки, все производится строго по порядку.
  2. После того как документ изъят, необходимо показать его понятым. При необходимости они могут пролистать бумаги, если их много. Выемка документов производится зачастую при участии и других лиц, например, того, у кого изымают. Дознаватель или следователь должны всем участникам показать документы.
  3. Составление протокола, в котором обозначаются все детали и описываются изъятые документы, обозначается, добровольно или принудительно производилось действие. Также фиксируются данные лица, у которого изъяты бумаги, описывается упаковка и факт изъятия.
  4. После того как объект упакован правильно и опечатан, необходимо поставить свои подписи дознавателю или следователю рядом с печатью. Ставятся и подписи лица, у которого произведена выемка, а также понятых. Заполняется в котором опять же ставятся подписи всех участников.

Протокол

Как мы отметили, по результатам проведения выемки документов и предметов составляется протокол. В зависимости от сути и деталей следственного действия уточняется название документа. Например, если речь идет конкретно о документах, в шапке пишется "протокол производства выемки документов". Далее ставится место и дата составления документа, звание и должность следователя, также фамилия и инициалы. После чего указываются данные понятых и иных участников процесса. Делается ссылка на постановление, которое разрешило проводить выемку, не забываем и про норму закона, который разрешает проведение следственного действия. После чего следователь подробно описывает, что, в каком порядке и как было изъято. Необходимо описать документы и отметить, что все они упакованы и опечатаны. После чего все участники ставят свои подписи. Протокол выемки документов считается готовым, его можно впоследствии вшивать в материалы дела.

Налоговая проверка

Не только следователи и дознаватели имеют право на проведение следственных действий, сотрудники налоговых органов вправе изымать документы. Не будем подробно описывать разновидности налоговой проверки. Нас интересует исключительно выездная, ведь в рамках нее возможна выемка документов. В процессе выездной проверки сотрудники налогового органа выезжают на место нахождения налогоплательщика. Решение о проведении такой проверки составляет руководитель налогового органа, подписывает постановление. Именно оно является основанием проведения проверки. Если речь идет о выемке, нужно составлять отдельное постановление о производстве выемки, которое также подписывается руководителем. В налоговой проверке выемка документов - явление довольно частое, но действия эти совершенно разные, поэтому разрешение требуется отдельное. В противном случае последует признание доказательств недопустимыми, а значит, обвинение будет сведено к нулю.

Основания выемки документов налоговыми органами

В системе налоговых органов действует Письмо ФНС, которое вышло еще 17 июля 2013 года № АС-4-2/12837. В нем установлены четкие случаи, когда может проводиться выемка документов налоговыми органами.

  1. Если у сотрудников есть основания полагать, что налогоплательщик скрывает, уничтожает, заменяет или исправляет подлинные документы, выдавая на проверку фальшивые акты и отчеты. Из-за этого не может проводиться полноценная выездная проверка, а значит, сотрудники могут провести выемку, чтобы с помощью экспертов определить, подделка это или нет, на основании чего действовать дальше.
  2. Если проверяемая организация отказывается предоставить документы, которые запрашивают сотрудники налоговой службы. То есть добровольная передача документов не состоится, значит, необходимо провести выемку в принудительном порядке.
  3. Если проверяющим нужно получить документы для проведения экспертизы, приобщения к материалам уголовного дела.

Все эти основания перечислены в Письме и являются законными основаниями выемки документов налоговой службой.

Составляется ли в таком случае протокол?

Несмотря на то что компетенция налоговых органов совершенно отличается от органов внутренних дел, по результатам проведения выемки необходимо составить протокол. В процессе нужно задействовать также понятых, составить протокол по тем же положениям, что были описаны выше. Документ нужно подписать всем участникам налоговой проверки и выемки.

В том случае, если изымаются документы, с них делаются копии, которые передаются проверяемой организации. Если невозможно изготовить и передать копии, то налоговый орган берет на себя обязательство вернуть все документы через 5 рабочих дней с момента выемки.

Выемка с электронных носителей

Время идет, и современные технологии не остаются в стороне, многая информация хранится не в бумажном варианте, а в электронном. Законодатель предусмотрел это обстоятельство. В статье 183 Уголовно-процессуального кодекса указано, что в таком случае нужно обязательно привлечь специалиста. Если владелец информации подает ходатайство, нужно сделать копии всех документов, подлежащих изъятию под контролем специалиста. Копирование производится на дополнительный электронный носитель, который предоставляется владельцем информации. Закон запрещает проведение копирования, если оно может создать препятствия расследованию или уничтожению, повреждению информации. Если проведено копирование, об этом делается пометка в протоколе, который составляется следователем. Порядок, основания и условия производства выемки документов в электронном варианте остаются неизменными и не отличаются от общего порядка.

Заключение

Такое следственное действие, как выемка документов, является важным и становится все более популярным с течением времени, когда уровень экономических преступлений постоянно повышается. Законодателю необходимо более подробно и детально регламентировать порядок выемки электронных документов. Мы помогли вам разобраться в основаниях, условиях, порядке и особенностях производства выемки как сотрудниками органов внутренних дел, так и налоговых органов. Несмотря на различную сферу работы, и те и другие уполномочены совершать выемку.

Сергей Лимонов, руководитель юридической службы ПАСМИ, руководитель группы компаний «Право в экономике»

В случае если в вашей компании производится выемка предметов или документов (вами определено, что это именно выемка, а не иное следственное или процессуальное действие, — например, обыск, обследование помещений, осмотр места происшествия и прочее), необходимо помнить, что уголовно-процессуальный закон четко регламентирует порядок проведения этого следственного действия. Выемка может проводиться в рамках возбужденного уголовного дела (ст. 183 УПК РФ), либо на стадии доследственной проверки сообщения о преступлении в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Так, ч. 1 ст. 144 УПК РФ предусматривает, что следователь/дознаватель «при проверке сообщения о преступлении вправе (….) истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом».

Ожидать прибытия адвоката никто из сотрудников правоохранительных органов не будет, - к сожалению, законом не предусмотрено приостановление следственного действия для соблюдения прав лиц, участвующих в следственных действиях

Изъятие документов и предметов, в свою очередь, предусмотрено ст. 183 УПК РФ, в которой содержится перечень обстоятельств, способных послужить к производству этого следственного действия, а также определяется алгоритм проведения выемки с отсылкой на ст. 182 УПК РФ. В любом случае, если в вашу организацию прибыли сотрудники правоохранительных органов со словами: «Мы хотим произвести у вас выемку», чтобы четко отреагировать на такую ситуацию и избежать дальнейших недоразумений, необходимо руководствоваться следующим:

1) Внимательно ознакомиться с предъявленным вам постановлением ; в случае, если сотрудники правоохранительных органов отказываются предоставить вам возможность изготовить копию постановления – переписать весь текст документа.

2) Обратить внимание в тексте на следующее: кем вынесено постановление (следователь, дознаватель или судебное решение); когда, в отношении кого и по какой статье возбуждено уголовное дело; какое отношение ваша организация имеет к расследуемому факту (основание производства выемки); указано ли в тексте на конкретный перечень предметов и документов, подлежащих изъятию; имеется ли связь между информацией, содержащейся в предполагаемых к выемке документах, с расследуемыми фактами совершенного преступления.

3) Сотрудник правоохранительного органа предложит вам расписаться в постановлении о производстве выемки («Ознакомлен. ФИО. Дата и время»). В случае установления вами существенных противоречий в тексте этого документа – попросите разъяснить вам смысл постановления и, как изъятые у вас документы помогут в расследовании указанного уголовного дела . При получении невразумительного ответа, вместе с отметкой об ознакомлении, необходимо в самом постановлении, ниже под текстом, изложить свои мотивированные замечания.

4) Связаться по телефону с юристом/адвокатом, чтобы проконсультироваться и договориться о сопровождении процесса производства выемки . При этом нужно понимать, что ожидать прибытия адвоката никто из сотрудников правоохранительных органов не будет, - к сожалению, законом не предусмотрено приостановление следственного действия для соблюдения прав лиц, участвующих в следственных действиях. Однако, существует вероятность, что именно юристу/адвокату, понимающему суть данного мероприятия и специфику работы правоохранительных структур, удастся выстроить последующую работу, сопряженную с изъятием документов, таким образом, что вашей организации будет предоставлено дополнительное время для подготовки запрашиваемых документов (то есть, вы сможете дополнительно оценить содержание документов, которые будут изъяты и приобщены к уголовному делу, правильность их оформления, наличие всех необходимых реквизитов, соотношение их с обстоятельствами уголовного дела с учетом информативности и прочее).

5) Подготовить запрашиваемые документы, при этом не допуская сотрудников правоохранительных органов в другие помещения вашей организации , так как выемка предусматривает добровольное изъятие документов, указанных в постановлении (в противном случае предметы и документы изымаются принудительно, то есть в ходе обыска). Желательно выделить отдельный кабинет, где будут находиться все участники следственного действия.

6) После того, как документы будут готовы, следует обратить внимание на протокол выемки, который составляется сотрудником правоохранительного органа. Важно, чтобы все передаваемые документы были подробно описаны в протоколе. Любые замечания на действия сотрудников следует заносить в протокол выемки , в противном случае ссылка на неправомерность действий правоохранителей в дальнейшем, при отсутствии указания об этом в протоколе – не будут рассматриваться всерьез судом или надзорным органом.

7) Также необходимо помнить, что в случае, когда изъятию подлежат электронные носители информации, закон обязывает должностных лиц прибегать к помощи соответствующего специалиста, — при этом вы имеете право предоставить электронный носитель для того, чтобы вся необходимая информация, содержащаяся на изымаемом электронном носителе, была скопирована специалистом . Этот процесс также подлежит отражению в протоколе выемки.

В случае изначально агрессивного поведения правоохранителей, нарушения ими вышеперечисленного порядка производства следственного действия, - нужно грамотно и четко фиксировать все подобные факты в протоколе выемки, а в дальнейшем обжаловать неправомерные действия сотрудников в прокуратуру и суд.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 183 УПК РФ

Статья 183 УПК РФ. Основания и порядок производства выемки (действующая редакция)

1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.

2. Выемка производится в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

3. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

3.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ.

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ.

5. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа производит выемку принудительно.

6. В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 183 УПК РФ

1. Выемка - это следственное действие, состоящее в процессуальном принудительном изъятии (фиксации) имеющих значение для дела определенных предметов и документов, когда точно известно их местонахождение.

2. Основаниями для производства выемки служат доказательства, указывающие, во-первых, на индивидуальные признаки подлежащего изъятию предмета, во-вторых, на точное его местонахождение в чьем-либо владении. Таким образом, в отличие от обыска при производстве выемки отсутствуют поисковые действия.

3. Порядок производства выемки такой же, как и обыска. При этом следует соблюдать общие правила производства следственных действий. См. ком. к ст. ст. 164 - 170. Обычно выемка не требует специального дополнительного разрешения (санкционирования). Однако из этого правила имеется широкий круг исключений.

4. По судебному решению также производятся выемка в жилище - п. 5 ч. 2 ст. 29 УПК (об этом см. ком. к ч. 3 ст. 182) и выемка документов, содержащих почтово-телеграфные отправления (ст. 185 УПК) и иные сообщения (электронной почты). Это вытекает из прямого действия ст. 23 Конституции РФ. Об этом см. ком. к ст. 185.

5. Государственная тайна согласно ст. 2 ФЗ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и ОРД, распространение которых может нанести ущерб безопасности России. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 11.06.2011). Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, целесообразно проводить в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения, отвечающего за соблюдение этой тайны. Данное требование в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 167) в действующем законе стало рекомендацией.

6. Законодательство не дает определения иной охраняемой федеральным законом тайны. На основании ст. ст. 5 и 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сделать вывод, что это информация, доступ к которой ограничен федеральными законами, - информация ограниченного доступа. Это обширный перечень сведений. Выемка всех из них согласно п. 7 ч. 2 ст. 29 и ч. 3 ст. 183 УПК (в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ) должна производиться по судебному решению. Федеральными законами предусмотрены следующие виды тайн (информации ограниченного доступа):

1) тайна частной жизни, личная, семейная тайна (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ);

2) адвокатская тайна (ч. 3 ст. 8 ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации");

3) аудиторская тайна (ст. 9 ФЗ от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности");

4) банковская тайна (ст. 857 ГК; ст. 183 УК; ст. 26 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности");

5) врачебная тайна (ст. 13 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ч. 2 ст. 15 СК; ст. 9 ФЗ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании");

6) коммерческая, производственная тайна или секрет производства (ст. 1465 ГК; ст. 183 УК; ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне". О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, см. ст. 5 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 05.12.1991 N 35);

7) налоговая тайна (ст. 102 НК РФ; ст. 183 УК);

8) профессиональная тайна (подлежит защите в случаях, если ФЗ предусматривает конфиденциальность такой информации; ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");

9) тайна архива (ст. 25 ФЗ от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации");

10) тайна голосования на выборах или референдуме (подп. "г" п. 10 ст. 30 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; ст. 141 УК);

11) тайна завещания (ст. 1123 ГК);

12) тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи (ст. 12 ФЗ от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи");

13) тайна исповеди (ст. 3 ФЗ от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях");

14) тайна источника информации средства массовой информации или редакционная, журналистская тайна (ст. 41 ФЗ "О средствах массовой информации"). Об этом см. ком. к ст. 144;

15) тайна кредитной истории (ч. 4 ст. 7 ФЗ от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях");

16) тайна объектов транспортной безопасности (ч. 4 ст. 5, ч. 3 ст. 9, ч. 4 ст. 11 ФЗ от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности");

17) тайна персональных данных граждан (ст. 7 ФЗ от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; ст. 86 ТК; ст. 12 ФЗ от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния");

18) тайна предварительного расследования (ч. 9 ст. 166, ст. 161 УПК);

19) тайна сведений о лице, в отношении которого применены меры государственной защиты (ст. ст. 9, 21 ФЗ от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства");183 УПК РФ), осмотр документов и предметов (ч.2 ст. 176 УПК РФ) относятся к следственным действиям, а составленные по их результатам протоколы (ст. 180, ч.2 ст. 183 УПК РФ) являются доказательствами по делу. Протоколы следственных действий, которые государственный обвинитель намеревался представить присяжным заседателям, не были признаны недопустимыми доказательствами...

  • Решение Верховного суда: Определение N 74-АПУ16-8СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Таким образом данное следственное действие произведено законно и требования ст. 183 УПК РФ нарушены не были...

  • Решение Верховного суда: Определение N 56-АПУ16-19СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция

    Оценка же достоверности данных показаний относится к исключительной компетенции присяжных заседателей. Выемка копии паспорта, хранящейся у нотариуса, была проведена в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона (ст. 183 УПК РФ) на основании судебного решения...

  • +Еще...

    Производство выемки регламентировано ст.183 УПК РФ, в которой указано, что в случае необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, следователь производит выемку.
    Различие между обыском и выемкой состоит в том, что при выемке заранее известен искомый предмет и его местонахождение.
    Действия следователя сводятся обычно к тому, что он предлагает лицу или руководителю учреждения выдать определенный предмет, а в случае отказа производит принудительное изъятие.
    В некоторых случаях выемку оформляют не специальным постановлением, а протоколом добровольной выдачи. Такая практика не отвечает требованиям закона.
    Основаниями для выемки являются установленные при расследовании данные о наличии у конкретного лица или в той или иной организации определенных предметов, которые могут иметь значение вещественных доказательств, либо документов, содержание которых имеет значение для дела.
    При выемке присутствует тот же круг лиц, что и при обыске. Основные рекомендации, относящиеся к обыску, могут быть успешно использованы при подготовке к выемке. При выемке следователь вправе вскрывать запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно открыть их. Если в установленном месте требуемых предметов не оказалось, то искать их в других местах нельзя, поскольку это уже будет не выемка, а обыск. В таком случае при наличии достаточных оснований выносится постановление и производится обыск.
    Личный обыск лиц, находящихся в помещении, где происходит выемка, если он необходим, производится без специального на то постановления.
    Выемка не является частью обыска, а представляет собой самостоятельное следственное действие. Предложение следователя перед началом обыска о выдаче орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, не является выемкой — это один из моментов обыска.

    ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЫСКА И ВЫЕМКИ

    По окончании обыска или выемки независимо от их результатов на месте обыска или выемки составляется протокол.
    Если протокол составлен недоброкачественно, допущены процессуальные нарушения, то самый успешный обыск или выемка потеряют свое доказательственное значение.
    В соответствии со ст. УПК РФ протокол обыска и выемки является основным процессуальным средством фиксации их результатов.
    В протоколе подробно излагаются сведения о найденных предметах и месте их обнаружения. При этом следует точно указать общие и частные признаки изымаемых предметов: название, размер, форма, цвет или оттенок, качество, вес, количество, маркировочные обозначения, особенности, номера, отличительные знаки, отметки, упаковка, отмечаются повреждения; если изымаются однородные предметы, указывают их количество прописью; по возможности определяется и их стоимость.
    При изъятии ценных бумаг, облигаций, сберегательных книжек, аккредитивов, сохранных свидетельств фиксируются все реквизиты этих документов. Иностранная валюта и советские деньги заносятся в протокол с указанием общей суммы, а тех случаях, когда они представляют интерес как индивидуально-определенные, в протоколе следует указать серию и номер каждой купюры.
    Если обыскиваемый заявляет, что изымаемые предметы сделаны из благородных металлов, нужно максимально подробно описать предмет, указав, что он изготовлен из металла определенного цвета и пробы на нем нет.
    Если на изделиях из драгоценных металлов есть пробирные знаки, их следует описать и зарисовать. Для клеймения изделий из драгоценных металлов применяются пробирные знаки, для маркировки некоторых антикварных изделий из фарфора, фаянса и майолики используются определенные обозначения.
    Если приходится вскрывать какие-либо хранилища, то в протоколе следует указать, чем это было вызвано. В случае обнаружения тайников требуется детально описать их конструкцию, размеры, содержимое.
    В протоколе указывается, какие предметы выданы добровольно или изъяты при обыске из числа тех, хранение которых запрещено или же на которые требуется специальное разрешение, а также какие ценности изъяты для возмещения ущерба, нанесенного преступлением, и возможной конфискации имущества.
    Если в процессе обыска следователь или специалист-криминалист, принимавший участие в обыске, применял технические средства, с помощью которых были обнаружены искомые предметы, в протоколе об этом следует указать.
    В заключительной части протокола указывается, что было изъято, как упакованы и чем опечатаны изымаемые предметы, кому и что передано на ответственное хранение.
    Протокол обыска и выемки составляется в трех экземплярах через копировальную бумагу, причем второй экземпляр вручается обыскиваемому под расписку, а третий вместе с изъятыми предметами сдается в камеру хранения вещественных доказательств. Наряду с составлением протокола обыска для фиксации его результатов могут быть составлены планы, схемы и использована фотосъемка.
    Фотосъемка, применяемая в процессе обыска, производится по правилам судебной фотографии. При этом следует сфотографировать место, где было обнаружено искомое, и найденные предметы.
    Рекомендуется фотографировать тайники, а также предметы, которые были оставлены на ответственное хранение. Это затруднит впоследствии их замену. Если применялась фотосъемка, в протоколе обыска должен быть указан объект съемки, его местонахождение, каким аппаратом и кем была произведена съемка. Фотоснимки наклеиваются на таблицы, под фотоснимками дается пояснительный текст. Негативы приобщаются к фототаблицам. Фототаблицы подписываются следователем или специалистом, проводившим фотографирование, и приобщаются к протоколу обыска.