Результаты проведенной оценки уязвимости утверждаются. Что такое оценка уязвимости транспортных средств и порядок ее проведения

2. Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Оценка уязвимости акватории морского порта проводится в целях определения степени защищенности от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в отношении судов, находящихся в акватории морского порта, возможности незаконного нахождения или перемещения судов, принятия мер капитаном морского порта по обнаружению судов, их идентификации, установления с ними радиосвязи, прекращения их незаконного нахождения, перемещения в акватории морского порта.

Оценка уязвимости акватории морского порта включает в себя оценку охраны акватории морского порта и проводится с учетом требований, установленных главой XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (принята Постановлением Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года"), Международным кодексом по охране судов и портовых средств и Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

3. В ходе проведения оценки уязвимости осуществляется:

3.1. В отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за исключением акватории морского порта:

3.1.1. Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования).

Результатом изучения является описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны транспортной безопасности, ее частей и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, которые определяются в случае проведения оценки уязвимости организациями, указанными в части 2 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - специализированные организации), по согласованию с субъектом транспортной инфраструктуры либо в отношении транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры.

3.1.2. Изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства.

Результатом изучения является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

3.1.3. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (далее - модель нарушителя).

Результатом изучения является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя.

3.1.4 . Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.

Результатом определения рекомендаций является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

3.2. В отношении акватории морского порта:

3.2.1. Описание границ акватории морского порта (включая места якорных стоянок) в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации границами морского порта, в том числе географические особенности расположения акватории морского порта.

3.2.2. Описание подходов к морскому порту в соответствии с обязательными постановлениями в морском порту.

3.2.3. Описание районов акватории морского порта, запрещенных или ограниченных для судоходства в соответствии с обязательными постановлениями в морском порту, другими нормативными правовыми актами, извещениями мореплавателям.

3.2.4. Установление возможности обнаружения и идентификации судов на поверхности воды акватории морского порта с помощью инженерно-технических средств, установленных в морском порту.

3.2.5. Описание технических возможностей и зон действия инженерно-технических средств (Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), автоматическая идентификационная система (АИС), средства визуального наблюдения, система управления движением судов (СУДС), УКВ радиосвязь), с помощью которых возможны обнаружение и идентификация судов, а также установление радиосвязи с ними.

3.2.6. Определение интенсивности судоходства в акватории морского порта.

3.2.7. Описание погрузочно-разгрузочных операций, осуществляющихся в акватории морского порта в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 апреля 2009 г. N 68 "Об утверждении Правил оказания услуг по организации перегрузки грузов с судна на судно" (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2009 г., регистрационный N 14146) с изменениями , внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 мая 2016 г. N 122 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2016 г., регистрационный N 42438).

3.2.8. Описание системы мер, принятых субъектом транспортной инфраструктуры на акватории морского порта по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", и определение границ зоны транспортной безопасности, ее частей, которые определяются в случае проведения оценки уязвимости специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности по согласованию с капитаном морского порта.

3.2.9. Описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в акватории морского порта.

3.2.11. Результатом оценки уязвимости акватории морского порта являются материалы проведенной работы, предусмотренной подпунктом 3.2 настоящего Порядка, и рекомендации:

о необходимости дополнения технических или организационных мер в отношении акватории морского порта или ее отдельных частей;

и/или о достаточности технических и организационных мер обеспечения транспортной безопасности для акватории морского порта или ее отдельных частей;

и/или об отсутствии необходимости принятия дополнительных мер обеспечения транспортной безопасности в отношении акватории морского порта или ее отдельных частей.

4. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями, а транспортных средств - специализированными организациями либо субъектами транспортной инфраструктуры.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств проводится в соответствии с Перечнем потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России N 52, ФСБ России N 112, МВД России N 134 от 5 марта 2010 г. (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2010 г., регистрационный N 16782), а также с применением модели нарушителя.

5. Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.

6. Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде документа с графическими планами-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляры на бумажном носителе, третий - на электронном носителе) и направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган) для рассмотрения и принятия решения об утверждении.

Допускается представление результатов проведенной оценки уязвимости, оформленной в двух экземплярах (первый экземпляр представляется на бумажном носителе, второй экземпляр, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью, - на электронном носителе).

7. При оценке уязвимости группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств, находящихся в собственности одного юридического (физического) лица или использующихся им на ином законном основании, по его ходатайству результаты оценки уязвимости одного транспортного средства распространяются на всю группу.

Перечень транспортных средств, входящих в указанную группу, представляется субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган перед проведением оценки уязвимости транспортного средства.

8. Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.

8.1. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).

8.2. Первый экземпляр результатов проведенной оценки уязвимости, утвержденный руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенный гербовой печатью, направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры, второй и третий экземпляры остаются в компетентном органе, из которых формируются документальная и электронная базы.

При представлении результатов проведенной оценки уязвимости в двух экземплярах первый экземпляр результатов проведенной оценки уязвимости, утвержденный руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенный гербовой печатью, направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры, второй экземпляр, из которого формируется электронная база, остается в компетентном органе.

8.3. Решение об отказе в утверждении результатов проведенной оценки уязвимости направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа вместе со вторым экземпляром.

При представлении результатов проведенной оценки уязвимости в двух экземплярах решение об отказе в утверждении результатов проведенной оценки уязвимости направляется (вручается) специализированным организациям либо субъектам транспортной инфраструктуры в случае проведения оценки уязвимости транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа вместе с первым экземпляром.

9. В случаях, определенных требованиями по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта 1 , утвержденными в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в установленные данными требованиями сроки проводится дополнительная оценка уязвимости.

При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

Для акватории морского порта дополнительная оценка уязвимости проводится в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства, требований по обеспечению транспортной безопасности, а также при изменении границ акватории морского порта в части, касающейся произошедших изменений.

______________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (ч. 1), ст. 837; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27 (ч. 1), ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901, N 30 (ч. 1) , ст. 4569, 4590; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4041, 4058; 2014, N 6, ст. 566; 2015, N 27, ст. 3959, N 29 (ч. 1), ст. 4356; 2016, N 26 (ч. 1), ст. 3870, N 28, ст. 4558.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 г. N 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 31, ст. 5012);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 г. N 924 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, и внесение изменений в положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 39, ст. 5648);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. N 410 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2236);

постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 495 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 19, ст. 2835);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 886 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5345).

Время чтения: 5 минут

Оценка уязвимости транспортных средств автомобильного транспорта была учреждена в 2007 году в связи с требованиями ФЗ №16 «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. Она предусматривает комплекс действий, направленных на анализ уровня безопасности транспортных средств от влияния внешних угроз, в том числе террористического характера. Кроме автомобилей, такая же процедура осуществляется в отношении мостов, вокзалов, метро, аэродромов и т. п.

Зачем нужна

Оценка уязвимости ОТИ и ТС необходима, чтобы определить уровень угрозы, с которой можно столкнуться во время эксплуатации любого вида транспорта. Основной акцент при этом делается на террористических угрозах.

Тщательный анализ характеристик транспортных средств поможет выявить их слабые места и позволит провести необходимые мероприятия для превентивной защиты.

Таким образом предполагается повысить уровень безопасности во время езды.

Какие объекты анализируются

Действующие законодательные акты предусматривают оценку безопасности:

  • объектов транспортной инфраструктуры, которые связаны с автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. Это мосты, путепроводы, вокзалы, аэродромы, терминалы и т. п.;
  • автомобильного, воздушного, морского и железнодорожного транспорта – автомобилей, локомотивов, вагонов, самолетов, автобусов, трамваев, грузовиков, вертолетов, транспорта для перевозки опасных грузов и т. д.

Без оценки безопасности осуществлять перевозку грузов запрещено. Получить разрешение можно только после проверки уязвимости транспортного средства, а также разработки спецплана по безопасности, который необходимо утвердить в соответствующем органе, отвечающем за безопасность транспорта.

Кто проводит оценку уязвимости ОТИ и ТС

Проведение оценки уязвимости транспортных средств возложено на специальные организации, которые прошли аккредитацию в органах транспортной безопасности. Речь идет о Росавтодоре, Росавиа, Росжелдоре, Росморречфлоте. Каждая из этих организаций оценивает компанию по своему направлению деятельности, после чего с ней заключается публичный договор. Порядок оценки разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти, ответственный за безопасность на дорогах.

В соответствии с законодательством пройти процедуру оценки безопасности должны субъекты инфраструктуры:

  • перевозчики людей, багажа, грузов;
  • юрлица, на балансе которых находятся транспортные средства.

На это отводиться до 3 месяцев с момента внесения автомобиля в Реестр категорированных объектов автотранспорта. Вся полученная в ходе исследования информация имеет ограниченный доступ.

Результаты проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС

Результаты оценки оформляются в виде текстового документа с план-схемами в трех экземплярах – два в бумажном формате, третий в электронном. Документ содержит следующую информацию:

  • основные технические, конструктивные и технологические параметры средства передвижения или объекта инфраструктуры;
  • перечень критических мест;
  • список потенциальных угроз;
  • план-схемы зон транспортной безопасности;
  • расчет количества потенциальных жертв и величины ущерба при наличии угрозы;
  • модели нарушителей;
  • оценка действующих мероприятий по обеспечению безопасности исследуемого объекта;
  • указываются, какие дополнительные меры можно применить, чтобы повысить уровень безопасности.

Порядок проведения оценки уязвимости

Как уже омечалось, оценка уязвимости осуществляется специальными компаниями, которые прошли аккредитацию в профильных ведомствах Министерства транспорта.

Этапы оценки транспортных средств

Оценка автомобилей, автобусов, грузовиков предусматривает следующие этапы:

  1. Техническая проверка транспортного средства, а также изучение особенностей его эксплуатации.
  2. Выявление слабых мест в конструкции машины, нарушений целостности или повреждений, которые могут стать причиной нанесения вреда жизни и здоровью людей.
  3. Изучение систем безопасности, которыми изначально оснащены транспортные средства.
  4. Результаты проверки систематизируются, затем подробно описывается комплекс принятых мер. При этом определяется, насколько каждая из них соответствует действующему законодательству в сфере безопасности.
  5. Изучается возможность нарушения целостности автомобиля мошенниками.

На основании анализа транспортного средства формируется модель потенциального нарушителя, а также определяется комплекс действий, с помощью которых он сможет вмешаться в работу автомобиля.

Проанализировав результаты проверки, специалисты составляют список мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности транспортного средства. Следует отметить, что оценка уязвимости идентичных машин, которые находятся в собственности одного физ- или юрлица, осуществляется на основании исследования только одного транспортного средства.

Проверка объектов транспортной инфраструктуры

Транспортная инфраструктура оценивается аналогично транспорту. Но в связи с технологическими особенностями все же имеет ряд отличий:

  • обязательно делается оценка рельефа;
  • проводятся гидрологические и геологические исследования;
  • изучается близлежащая местность.

Что предусматривает согласование оценки уязвимости

На основании результатов исследования оценочная компания составляет специальное заключение. Но перед тем как документ обретет юридическую силу, его необходимо согласовать, а затем утвердить в федеральном контролирующем органе. Если проводилась проверка автомобилей – в Росавтодоре, вертолетов – в Росавиа, железнодорожных локомотивов – в Росжелдоре.

На этап согласования отводиться 30 дней. В течение этого срока исследование рассматривается в профильном транспортном ведомстве, затем утверждается или нет.

После завершения согласования и утверждения оценки владелец ТС обязан в течение 3 месяцев разработать план транспортной безопасности и согласовать его в Росавтодоре.

Учитывая сложившуюся практику, согласование оценки занимает около года. Это связано с низким качеством исследований, неправильным оформлением бумаг, недостатком в профильных организациях компетентных специалистов. По статистике, на 85% полученных заявок приходится 1 отказ.

Когда нужна дополнительная оценка уязвимости

Иногда возникает необходимость провести дополнительную оценку уязвимости. Речь идет о:

  • технических, конструктивных или других изменениях автомобиля или объекта инфраструктуры;
  • появлении новых источников угрозы, которые могут привести к вмешательству в целостность конструкции ТС;
  • изменении требований безопасности к ТС или объектам инфраструктуры.

Дополнительная оценка уязвимости утверждается на федеральном уровне в течение трех месяцев.

Какие сроки проведения и стоимость оценки

На проведение исследований аккредитованной компании отводится месяц. Столько же времени предоставляется на оценку безопасности объекта инфраструктуры или транспортного средства в случае изменений конструкции или технологических параметров. В этом случае отсчет 30 дней начинается с момента внесения изменений.

Стоимость исследования зависит от тарифов оценочной компании, объекта оценки, времени на подготовку отчета. Например, компания «СБ-Урал» сделает оценку автобуса в течение 20 дней за 35 тысяч рублей, автовокзала – за 125 тысяч рублей. Но обычно стоимость услуг договорная, и компании редко размещают прайсы на свои услуги в открытом доступе.

О государственном контроле и ответственности за соблюдение требований транспортной безопасности

Обязанность контролировать выполнение ФЗ-16 возложена на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор). Это ведомство уполномочено проводить плановые и неплановые проверки транспортной инфраструктуры и средств передвижения.

Если во время проверки было обнаружено нарушение законодательства, это послужит основанием для наложения административного штрафа:

  • на физлицо – 3 000-5 000 руб.;
  • на должностное лицо – 20 000-30 000 руб.;
  • на предпринимателя – 30 000-50 000 руб.;
  • на юрлицо – 50 000-100 000 руб.

При повторном нарушении размер штрафа возрастает:

  • для физлиц – 5 000-10 000 руб.;
  • для руководства компаний – 30 000-50 000 руб.;
  • для предпринимателей – 50 000-70 000 руб.;
  • для юрлиц – 100 000-200 000 руб. или запрет на ведение деятельности до 90 дней.

Если субъект умышленно нарушил законодательство, размер санкций возрастет и составит:

  • для физлиц – 20 000-30 000 руб. с конфискацией транспорта/объекта инфраструктуры или арест на 10 суток;
  • для руководителей предприятий– 50 000-100 000 руб. или арест на 10 суток;
  • для предпринимателей – 100 000-150 000 руб. с конфискацией ТС или прекращение деятельности на 90 суток;
  • для юрлиц – 200 000-500 000 руб. также с конфискацией или запрет на ведения бизнеса на 90 суток.

Кроме административного штрафа, к нарушителю могут применить наказание в соответствии со ст.263.1 Криминального кодекса, которая предусматривает:

  • Причинение тяжелого вреда здоровью или крупного ущерба (более 1 млн рублей) – 800 000 руб. или ограничение свободы на 1 год.
  • Смерть человека – принудительные работы до 5 лет с запретом занимать определенные должности до 3 лет или лишение свободы до 7 лет.

Если нарушение допустило лицо, ответственное за транспортную безопасность, наказание будет более жестким.

Заключение

Оценка уязвимости средств передвижения и объектов транспортной инфраструктуры необходима для повышения уровня транспортной безопасности. Регулируется этот процесс ФЗ-16 «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. Прходят процедуру юр- или физлица, владеющие ТС, которые используются для перевозки пассажиров, багажей, опасных грузов.

Оценка уязвимости проводится в течение месяца после присвоения категории ТС или объекту инфраструктуры, а также в случае изменения их свойств и технических параметров. Работы по оценке осуществляют специальные организации, которые имеют соответствующее разрешение, выданное профильными транспортными ведомствами. Исследование обязательно должно быть согласовано и утверждено на федеральном уровне. Заявителю необходимо в течение 3 месяцев разработать и внедрить план транспортной безопасности и утвердить его в Росавтодоре.

За нарушение требований ФЗ-16 на владельцев ТС или инфраструктуры накладывается административный штраф. Если же нарушение транспортной безопасности привело к тяжелым последствиям, наступает криминальная ответственность.

Оценка уязвимости ТС: видео

Регистрационный N 17321

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (часть 1), ст. 837; 2008, N 30 (часть 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Министр И. Левитин

Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

1. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок) разработан в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" 1 .

2. Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

3. В ходе проведения оценки уязвимости осуществляется:

3.1. Изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования).

Результатом является описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны безопасности и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства.

3.2. Изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства.

Результатом является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

3.3. Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (далее - модель нарушителя).

Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя.

3.4. Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства.

Результатом является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности.

4. Оценка уязвимости проводится организациями, определенными частью 2 статьи 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", на основании методик проведения оценки уязвимости с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства и с применением модели нарушителя.

5. Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.

6. Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются указанными в пункте 4 настоящего Порядка организациями в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляры на бумажном носителе, третий - на магнитном) и направляется в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.

7. При оценке уязвимости группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств, находящихся в собственности одного юридического (физического) лица или использующихся им на ином законном основании, по его ходатайству результаты оценки уязвимости одного транспортного средства распространяются на всю группу.

Перечень транспортных средств, входящих в указанную группу, представляется субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган перед проведением оценки уязвимости транспортного средства.

8. Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.

8.1. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).

8.2. Первый экземпляр результатов проведенной оценки уязвимости, утвержденный руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенный гербовой печатью, направляется (вручается) организациям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, второй и третий экземпляры остаются в компетентном органе, из которых формируются документальная и электронная базы.

8.3. Решение об отказе в утверждении результатов проведенной оценки уязвимости направляется (вручается) организациям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка в письменной форме с указанием причин отказа вместе со вторым экземпляром.

9. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7 (часть 1), ст. 837; 2008, N 30 (часть 2), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры - определение степени защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости ОТИ проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Оценка уязвимости ТС проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Общие положения проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, закреплены в Приказе Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «Об утверждении порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Данный материал подготовлен в соответствии с методическими рекомендациями проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (далее - методика), рекомендованными уполномоченными органами исполнительной власти и имеет обобщенный характер.

Первый этап проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, подразумевает под собой изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры, порядка функционирования. Данный этап должен включать в себя выполнение следующих пунктов:

Общая характеристика ОТИ;

2)Описание ОТИ;

3)Организация эксплуатации (порядок функционирования) ОТИ;

4)Определение конфигурации и границ зоны свободного доступа, зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов.

Для подготовки указанных разделов Результатов проведенной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с рекомендациями Федеральных агентств, необходимо получить исходные данные от собственника объекта. В качестве исходных данных могут быть использованы:

  • проектная документация;
  • договоры аренды земли, зданий, помещений;
  • свидетельства о регистрации прав на собственность;
  • локальные нормативно-правовые акты организации;
  • договоры на эксплуатацию и обслуживание технических систем объекта;
  • документы системы контроля и управления качеством;
  • другие документы, содержащие текстовые и графические материалы, описывающие сам объект, его назначение, производственные процессы.

Сотрудники специализированных организаций обязаны:

    изучить:

    геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ;

    генеральный плана ОТИ, технический паспорт ОТИ, план территории ОТИ, состав ОТИ (зданий, сооружений и территории);

    функциональные особенности элементов ОТИ (назначение зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений, оборудования, а так же режимов их работы и эксплуатации;

    документацию инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газо - обеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) (с опросом ответственных лиц);

    эксплуатацию (порядка функционирования) инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газо - обеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) с фотосъемкой отдельных участков;

    обследовать:

    отдельные элементы зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений ОТИ с фотосъемкой отдельных участков;

    периметр ОТИ и ограждения периметра ОТИ с фотосъемкой отдельных участков;

    прилегающую к ОТИ территорию, пути подъезда, подхода, места стоянок и остановки автотранспорта, выявить естественные препятствия и возможные места укрытия потенциальных нарушителей с фотосъемкой отдельных элементов;

    ближайшие к ОТИ здания и сооружения, оказывающие влияние на уязвимость ОТИ с их фотосъемкой;

    перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площади, площади для высадки пассажиров, остановочные пункты (при их наличии), площадку отстоя ТС, стоянку транспортных средств, в том числе и стоянки личных легковых автомобилей с их фотосъемкой;

    технологические участки инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ, где имеется наибольшая вероятность совершения АНВ в деятельность ОТИ с фотосъемкой отдельных элементов;

    точки доступа к внешним коммуникациям ОТИ с фотосъемкой отдельных участков;

    технологические операции (в том числе режим работы и возможная численность пассажиров, персонала и посетителей на ОТИ в различное время суток);

    производственный цикл ОТИ, особенности и временные показатели производственно- технологических процессов, места скопления людей (персонала ОТИ, пассажиров, посетителей и т.п.);

    основные технические системы, обеспечивающие выполнение технологических операций (в т.ч. характеристика транспортных средств, обслуживаемых ОТИ);

    контрольно-пропускные пункты (постов) обеспечения транспортной безопасности с их фотосъемкой (обследуется при их наличии);

    пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности с его фотосъемкой (обследуется при их наличии);

    определить:

    зоны транспортной безопасности ОТИ, наземных, подземных и надземных переходов, перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, технологического сектора зоны транспортной безопасности с фотосъемкой отдельных участков;

    сооружения, помещения и технологическое оборудование ОТИ, при воздействии на которые нарушитель может реализовать наибольшую по потерям потенциальную угрозу, т.е. определить критические элементы.

На основании собранных исходных данных необходимо подготовить ряд схем (в соответствии с представленным ниже списком), они должны быть обязательно включены в отчет в раздел «Приложения»:
1. Ситуационный план ОТИ, на котором должны быть нанесены:

Границы ОТИ (территория, здания и сооружения ОТИ);

Перроны отправления, перроны прибытия, посадочные площадки, площадки для высадок пассажиров, а также остановочный пункт (при его наличии)

Ограждение периметра территории ОТИ;

Подъездные пути к ОТИ;

Примыкающие к ОТИ здания и сооружения.


2. Поэтажная план – схема здания ОТИ, где нанесены:

Границы зоны транспортной безопасности (перевозочный и технологический сектора зоны транспортной безопасности) и критические элементы;

Места размещения, имеющихся на ОТИ инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности;

Места размещения постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности и КПП;

Места размещения постов подразделений транспортной безопасности, сотрудников полиции.

3. Схема размещения инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ.

4. Схема размещения инженерно-технических систем, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ

Второй этап проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры включает в себя изучение систем принятых на объекте транспортной инфраструктуры мер по защите от актов незаконного вмешательства, таких как:

    Организационная система;

  1. Инженерно-техническая система обеспечения транспортной безопасности;

  2. Силы охраны;

  3. Определение соответствия системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ предъявляемым требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Выполнение первых трех пунктов формализовано, результаты заносятся в таблицы, формат и содержание которых определены в методиках. Их смысл сводится к балльной оценке соответствия системы мер по защите от АНВ к данной категории объектов в четырех-бальной системе (чем выше балл, тем больше соответствие оцениваемого параметра к требуемому). При этом требуемая система мероприятий будет соответствовать требованиям по обеспечению транспортной безопасности для данной категории объектов, утвержденным приказами Минтранса.

При выполнении четвертого пункта, по результатам заполнения таблиц, можно сделать вывод о степени соответствия системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ требованиям по обеспечению транспортной безопасности для данной категории объектов. Методиками определен ряд формул для оценки степени соответствия существующей системы мер к требуемой (процентное отношение суммарного количества баллов по всем проверяемым параметрам при максимальной оценке к суммарному количеству баллов которыми оценивается реальное состояние).

Третий этап работ при проведении оценки уязвимости это изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельности ОТИ с использованием «модели нарушителя».

Состав работ на данном этапе приблизительно следующий:

1) Анализ целей нарушителей, возможные способы реализации угроз в отношении критических элементов и последствий по степени опасности;

2)Анализ угроз по степени опасности;

3) Разработка модели нарушителя;

4)Определение эффективности действующей системы обеспечения безопасности ОТИ (данные определяются с помощью компьютерного моделирования и практических учений);

5)Выводы по оценке уязвимости ОТИ при существующей системе обеспечения транспортной безопасности. Результатом является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя. Определение степени защищенности ОТИ.

Модель нарушителя - это результат аналитической обработки перечня угроз в отношении исследуемого ОТИ, именно на основании модели нарушителя можно определить необходимость пересмотра категории безопасности объекта.

Разработка модели нарушителя формализована методикой, в которой определен формат таблиц и диаграмм для представления результатов работы в отчете по оценке уязвимости. Перечень угроз определен тройным приказом Минтранса, ФСБ, МВД России .

На этом этапе необходимо провести следующие работы:
1) Определение рекомендаций к организационной системе;
2) Определение рекомендаций к инженерно-технической системе;
3) Определение рекомендаций к силам охраны.

Цель выполнения этого этапа – определить задачи для разработки плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. На основании результатов предыдущих трех этапов работы становятся видны тонкие места и бреши в системе безопасности ОТИ - несоответствия существующей системы обеспечения безопасности по отношению к требуемой в соответствии с приказами Минтранса России, утверждающими требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Время чтения: 3 минут

С 2007 года для отдельных категорий транспортных средств (ТС) и многочисленных объектов транспортной инфраструктуры (далее – ОТИ) в Российской Федерации действуют особые правила эксплуатации согласно положениям ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ. Эти требования касаются защищённости ТС и ОТИ от внешних воздействий, которые могут повлечь нарушение их работы, причинить вред гражданам и организациям. Процедуру оценки уязвимости транспортных средств, в том числе автомобильного транспорта, проходят все средства перевозки, а также вокзалы, мосты, аэродромы, особые участки дорог, метро и другие ОТИ.

Для чего нужна оценка уязвимости

Из-за напряжённой геополитической обстановки в мире и внутри РФ, в связи с участившимися в середине двухтысячных годов случаями терроризма руководство нашей страны занялось кардинальным пересмотром системы предупреждения подобных ситуаций, в том числе путём разработки и внедрения новых механизмов безопасности.

По задумке законодателей, проведение оценки уязвимости транспортных средств и ОТИ должно стать эффективным превентивным методом борьбы с любыми потенциальными опасностями, которые могут угрожать жизни и здоровью человека, сохранности имущества граждан и юрлиц.

Чтобы разобраться в тонкостях оценки уязвимости, понять, кому и зачем она нужна, обратимся к Закону о транспортной безопасности, который является основным нормативным актом, регулирующим эти вопросы. Итак, оценка уязвимости ОТИ и ТС – комплекс мероприятий, направленных на диагностирование уровня защиты этих объектов от потенциальных внешних опасностей в виде актов незаконного вмешательства. Оценка уязвимости является одним из важных элементов системы обеспечения транспортной безопасности, которая действует в нашей стране.

Обязанность проводить оценку уязвимости ОТИ и ТС возложена законом на:

  • перевозчиков, то есть тех лиц, которые на профессиональной основе занимаются перевозками людей, животных, багажа, грузов, в том числе опасных;
  • организации, на чьём балансе находятся те или иные ОТИ.

Правом заниматься оценкой уязвимости транспорта и транспортной инфраструктуры обладают только учреждения и организации, специально уполномоченные на это Министерством транспорта России. Как правило, это частные компании, получившие соответствующие разрешения. Контроль деятельности таких фирм, а также общий надзор в области транспортной безопасности осуществляют Минтранс и подведомственные ему агентства. В частности, вопросами безопасности автомобильного транспорта и автодорог занимается Федеральное дорожное агентство или Росавтодор.

Как выполняется оценка уязвимости

Процедуры проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС детально регламентированы в тексте приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87. Пункт 3.1. приказа содержит подробный перечень работ, которые входят в оценку.

Оценка транспортных средств

Оценка уязвимости ТС включает в себя следующие процедуры:

  • исследование транспортного средства с точки зрения технического и технологического устройства, а также изучение его эксплуатации; по итогам работ специалист определяет, какие конструктивные элементы ТС являются критическими для безопасности – иными словами, где есть слабые места;
  • исследование тех систем безопасности, которые уже есть в конструкции ТС в качестве защитных мер от внешних воздействий. По итогам следует подробное описание этих мер и оценка того, насколько они соответствуют законодательно установленным требованиям к безопасности;
  • изучение тех методов воздействия на транспортные средства, которыми могут воспользоваться потенциальные злоумышленники для нарушения целостности систем ТС. Результат работ – создание так называемой модели нарушителя, то есть детальное описание всех возможных способов незаконного вмешательства в работу ТС;
  • на основании всех перечисленных действий специалист формирует перечень рекомендаций по улучшению и оптимизации мер безопасности.

Оценка объектов транспортной инфраструктуры

Процедура оценки объектов транспортной инфраструктуры включает в себя те же этапы с незначительными отличиями: исследуя технические и технологические особенности ОТИ, специалист в обязательном порядке учитывает особенности рельефа, геологические и гидрологические показатели, окружение объекта и другие важные детали, связанные с его расположением на местности.

В остальном оценка уязвимости ОТИ и ТС проходит одинаково. Заключение о проведённой оценке оформляется в виде двух идентичных документов на бумаге и одного в электронном виде – на магнитном диске.

Сроки проведения и стоимость оценки

Оценка уязвимости проводится в срок не более 1 месяца. В случае если в ОТИ или ТС произвели конструктивные, технологические либо иные изменения, которые повлияли на характеристики этих объектов, не позднее месяца со дня наступления таких изменений необходимо провести дополнительную оценку уязвимости.

Стоимость оценки зависит от тарифов, установленных оценочным организациям приказами Федеральной службы по тарифам: она определяет почасовые ставки за работы по оценке уязвимости для каждого субъекта РФ. Размер тарифов можно уточнить на сайте ФСТ России.

Согласование оценки уязвимости

После того как специализированная организация составила заключение об оценке уязвимости ОТИ или ТС, его необходимо согласовать и утвердить в контролирующем органе.

Заключения, вынесенные в отношении автотранспорта и автомобильных ОТИ, рассматривает Росавтодор. Срок согласования – не более 30 дней.

На основании утверждённой оценки уязвимости в течение трёхмесячного срока перевозчики и владельцы ОТИ обязаны составить план обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ) и также согласовать его с Росавтодором. Реализация ПОТБ на практике должна произойти не позднее 6 месяцев с даты утверждения оценки уязвимости.

Александр Старовойтов о транспортной безопасности: Видео