Извещение о дорожно транспортном. Как правильно заполнять "Извещение о ДТП"

При попадании в происшествие на автомобиле каждый автовладелец вынужден внести сведения в так называемое извещение об аварии. Это необходимо, чтобы в дальнейшем владелец пострадавшего авто мог получить выплату от страховой компании ОСАГО. Заполнение рассматриваемого нами документа не является юридическим актом признания вины каждого участника аварии, это скорее необходимая бюрократическая процедура. Как заполнить извещение о ДТП без ошибок читайте ниже в представленной статье.

Согласно букве закона, обязанность по внесению данных в страницы рассматриваемого нами уведомления ложится на плечи невольных организаторов дорожно-транспортного происшествия.

Чаще всего попадание в ДТП подразумевает наличии одного или сразу нескольких исходов, например, причинение вреда:

  • средствам передвижения, а также иному имуществу лиц;
  • здоровью и жизни участников аварии и посторонних лиц.

При этом не имеет значения, оформлялись ли документы при помощи представителей Государственной инспекции безопасности дорожного движения, или же без их участия.

После того, как документ был заполнен, его в обязательном порядке нужно передать в обработку компании, отвечающей за страхование транспортного средства. Сделать это необходимо не позднее чем с момента аварии пройдут пять полных рабочих дней.

Как заполнить извещение о ДТП для страховой

  1. Лучше всего использовать для заполнения документа шариковую ручку. Дело в том, что гелевые пишущие принадлежности не дают достаточной силы нажима, кроме того, чернила из такой ручки легко размываются при попадании влаги.
  2. При заполнении документа пишите с нажимом, надавливая на ручку, чтобы самокопирующаяся лицевая сторона перевелась на лист полностью и была читабельной. Это нужно, чтобы страховая компания от обоих автовладельцев, попавших в аварию, получила одинакового вида бумагу.
  3. Чтобы передать сведения в ОСАГО о произошедшем на автодорожном полотне случае, нужно использовать искомый бланк уведомления, имеющийся у каждого из водителей, ставших участниками столкновения. На каждом листе протокола имеются столбцы:

В которую из этих колонок будут вносить сведения все пострадавшие в аварии водители, не имеет никакого значения. Важна лишь полная достоверность предоставляемых на проверку данных.

Лицевая сторона извещения о ДТП: образец Обратная сторона извещения о ДТП: образец

Теперь, когда мы представили основные сведения, касающиеся технической стороны заполнения документа, перейдем к рассмотрению инструкции по заполнению интересующей нас официальной бумаги.

Инструкция и образец заполнения извещения о ДТП

Рассмотрите представленные листы со сведениями внимательно. Далее в этом разделе последует пошаговая инструкция по внесению в бумагу нужных страховщику сведений, с которой вы сможете сверять графы из представленного образца.

Шаг №1 – заполняем лицевую часть документа

Искомая сторона бланка представлена строками и ячейками, специально подготовленными для указания:

  • места, где случилось ДТП;
  • времени и дня, когда произошло искомое событие;
  • данных обо всех водителях и транспортных средствах, принявших участие в аварии;
  • информации о компании-страховщике;
  • перечня понесенных убытков, точнее, внешних поломок транспортного средства;
  • прочая информация, имеющая не менее серьезное значение.

Лицевая часть бумаги заполняется каждым участником ДТП, при этом внесение сведений производится самостоятельно, когда речь идет о повреждениях транспортного средства, личных данных и прочих индивидуальных сведений от каждого водителя.

Однако, имеются в столбцах и общие для водителей пункты, заполнение которых им придется согласовывать между собой.

Пройдемся по каждому из пунктов по порядку.

Первая графа передней части бланка подразумевает вписывание следующих данных, касающихся локации произошедшей аварийной ситуации:

  • город нахождения транспорта;
  • конкретная улица;
  • здания, например, жилые строения, расположенные ближе всего к зоне ДТП;
  • перекрещивание дорог или улиц, когда ситуация застигла водителей врасплох на перекрестке;
  • если ДТП случилось за пределами населенного пункта, необходимо будет указать название дороги, направленность движения автомобиля и конкретный километраж автодорожного полотна.

Второй пункт требует от водителей указания:

  • даты происшествия;
  • времени, когда случилась неприятность на дороге, лучше всего показать его точно, но можно и приблизительно, с разницей в несколько минут.

Третья графа подразумевает внесение сведений о пострадавших в искомом дорожно-транспортном происшествии автотранспортных средствах передвижения.

Четвертый пункт предназначен для вписывания информации о людях, получивших ранения в результате столкновения, а также погибших участниках
ДТП.

Пятая по счету графа требует указания данных о том, проходило ли освидетельствование водителей автотранспортных средств на предмет:

  • алкогольного;
  • наркотического опьянения.

Шестая графа введена для внесения данных о материальном ущербе, нанесённом транспортным средствам и иному имуществу граждан.

Седьмой по счету пункт отдан под личные данные свидетелей дорожно-транспортного происшествия, к которым относятся:

  • имена, отчества, фамилии;
  • адрес проживания;
  • номер сотового или стационарного телефона.

Если свидетелей у аварии не было, необходимо в искомой графе указать, что оные отсутствуют.

Восьмая ячейка бумаги заполняется последовательностью цифр, представляющих нагрудный значок сотрудника Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Эти сведения вносятся только тогда, когда авария оформлялась с участием представителей этой службы.

Девятый пункт делится на две части, одна заполняется владельцем автомобиля «А», вторая водителем автомобиля «В». Каждому из них нужно указать:

  • марку машины;
  • конкретную модель авто;
  • другую информацию о средстве передвижения.

Десятая строка уходит на внесение данных о собственниках попавших в ДТП транспортных средств.

Обратите внимание, что речь идет именно о законном владельце машины, а не том человеке, который являлся ее водителем непосредственно в момент происшествия.

В одиннадцатом пункте необходимо вписать данные именно водителя, управлявшего автомобилем в тот день и час, когда произошла непредвиденная ситуация на дороге. Страховую компанию, получающую заполняемые листы, интересуют в этом случае следующие данные:

  • дата появления на свет;
  • место проживания;
  • сведения из водительского удостоверения;
  • в том случае, когда управляющий автомобилем человек оказывается не его владельцем, необходимо также указать документ, на основании которого он сел за руль агрегата.

Двенадцатый пункт предназначен для внесения данных о страховой компании, то есть, придется записать в документ:

  • полное название страховой компании;
  • номер страхового полиса и срок его акутальности;
  • если искомое автотранспортное средство дополнительно застраховано по программе «Комплексное Автомобильное Страхование, Кроме Ответственности» (КАСКО), необходимо поставить отметку в ячейке, утверждающей, что «машина застрахована от ущерба».

Как только лицевая сторона извещения окажется заполненной, участники аварии разрывают его и получают два одинаковых листа. Очень важно, чтобы каждый из них был подписан обоими водителями. Как только части листа разъединены, корректировка содержащихся в документе сведений становится невозможной.

Не имеет значения, кто их водителей возьмет себе «оригинал» — верхнюю сторону, заполняемую ручками, а кто «копию», созданную с помощью самокопирующего слоя, оба бланка будут считаться равнозначными.

Шаг №2 – вносим сведения на обратную сторону

Задняя сторона документа нужна, чтобы указать дополнительные сведения о происшествии дорожно-транспортного характера. Производится внесение данных в нее самостоятельно, без участия второго водителя.

  1. Первый пункт оборотного листа посвящен транспортному средству, владелец или водитель которого проводит заполнение бумаги.
  2. Под вторым номером требуется указать обстоятельства, сопутствующие ДТП, например:
    1. название близлежащих улиц;
    2. направленность движения машин;
    3. положение средств передвижения и тому подобное.
  3. Третий пункт вещает о том, кто управлял машиной во время аварии – владелец или допущенный к управлению водитель.
  4. Четвертая графа требует указания данных об иных средствах передвижения, ставших участниками дорожно-транспортного происшествия, если изначально их было более двух.
  5. Пятая ячейка нужна для внесения сведений об ином имуществе граждан, поврежденном в ходе возникновения происшествий на дороге.
  6. Шестая строка дает глобальное описание транспортному средству, участвовавшему в аварии, а именно, свидетельствует о сохранении им работоспособности и возможности к передвижению.
  7. Седьмой пункт – примечания, в которых следует указать о том, имелся ли на автомобиле видеорегистратор, и если да, к документу для страховой компании нужно будет также приложить видеозапись.

Если на обратной стороне интересующего нас документа вам не хватит места для описания событий, добавьте к бланку чистый лист формата «А4». Внутри основного документа сделайте пометку о том, что к нему идет приложение. Важно также написать, кем искомое дополнение составлено.

Видео – Как правильно заполнить извещение о ДТП

Дополнительная информация

Итак, из предыдущего раздела мы вынесли большой объем информации, который теперь можем обобщить в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Состав извещения об аварии

Давайте рассмотрим важную дополнительную информацию, которую нужно учитывать при заполнении уведомления об аварии.


Подведем итоги

Извещение о дорожно-транспортном происшествии – документ, который придется заполнить каждому водителю, попавшему в аварию, при этом степень урона от нее не играет роли. Внутрь искомого документа вносятся различные данные, с помощью которых компетентные структуры затем восстанавливают событийность интересующего их случая, и по получаемым деталям определяют, кто из водителей виноват, кто прав, и за какие повреждения каждый из них может получить денежную компенсацию, затем уходящую на ремонт.

При заполнении искомой бумаги нужно быть крайне внимательным, ведь именно от этого зависит, как быстро вы восстановите верного «железного коня» и вновь выедете на дорогу.

Заполнить извещение можно и без участия сотрудников ГИБДД

При получении полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании, сотрудник, представляющий страховщика должен выдавать такой бланк в любом случае. Если этого не было сделано, по тем или иным причинам, необходимо попросить – напомнить представителю страховой компании о его обязанности.

Но бывает так, что автовладелец в момент оформления полиса не знает о необходимости иметь под рукой документ, о котором идет речь. А потом узнает, что бумага может понадобиться. Где в таком случае ее брать?

Если «озарение» пришло до ДТП, то можно заехать в свою страховую и взять бланк у страховщика. Если же происшествие на дороге уже случилось, то ситуация осложняется.

Конечно, если офис страховщика рядом, то можно, оставив автомобиль, обратиться в организацию за документом. Но такую ситуацию, если честно, сложно представить. Человек, находясь в стрессовом состоянии, куда-то бежит, оставляя свою поврежденную машину на дороге или на обочине. А что, если офис страховщика находится далеко? Это же придется потратить много времени.

Есть альтернативный вариант: вызвать аварийных комиссаров и купить у них вместе с их услугами. Эти люди зарабатывают себе на хлеб, оформляя ДТП. Необходимые бланки у них есть. Проблема только в том, что за услуги аварийных комиссаров нужно будет внести им определенную плату. Но есть и другие варианты, о которых речь еще будет вестись в настоящей статье.

Нюансы оформления, если полис ОСАГО электронный

Если полис ОСАГО покупался через интернет, то есть два варианта:

  1. Заехать в офис СК и взять чистые бланки.
  2. Оформлять извещение о ДТП в электронном виде.

Законодательство разрешает заполнения извещения через интернет, данное правило регламентируется Указанием Банка России от 08.10.2019 N 5283-У . Так называемые е-ОСАГО, а теперь и е-Извещение, могут значительно упростить всем жизнь:

  • нагрузка на страховщиков становится меньше, потому что документ подготавливает сам автовладелец;
  • нет необходимости возить с собой бланки;
  • нет необходимости ехать в СК и лично отвозить документ;
  • если в процессе заполнения допущена ошибка, можно набрать информацию заново.

Можно ли распечатать извещение самому?

Действующее законодательство устанавливает, что бланк Извещения должен иметь определенную форму. Но требования о том, что его нужно обязательно получить у представителя СК нет. Конечно, те экземпляры, которыми обладает страховщик, имеют определенное преимущество. Дело в том, что в СК бланки Извещения изготовлены на специальной бумаге. Говоря просто – на копирке.

Закон устанавливает, что у каждого участника происшествия должен остаться экземпляр Европротокола. Таким образом, если бланк получен у страховщика, то его не нужно заполнять дважды – экономится время ( ?). Стороны оформляют один лист, а на второй вся информация копируется автоматически. Но это единственное преимущество. Европротокол можно распечатать и из интернета и возить с собой.

Совет: стоит имеет под рукой не только чистый бланк Извещения, но и его заполненный образец, чтобы в случае ДТП не возникло никаких сложностей с оформлением.

Где взять документ?

В принципе, можно сделать это, где угодно. Главное, чтобы форма бланка была той, которая предусмотрена действующим законодательством. Если это так, то страховщик не может предъявить претензию относительно того, что документ получен не у него.

Если же форма или содержание Европротокола не соответствуют установленным требования, то с печатью могут возникнуть проблемы. Поэтому лучше использовать авторитетные источники.

Справочно-правовые системы

Существуют две крупные компании (Консультант и Гарант), которые занимаются тем, что публикуют на страницах своих сайтов тексты правовых актов, образцы и бланки различных документов.

Чтобы получить бланк Извещения, нужно зайти на один из этих сайтов и ввести в поиске: «Бланк Европротокола» или «Бланк Извещения о ДТП». Нет сомнений в том, что в результатах поиска найдется необходимый документ. Его нужно распечатать в нескольких экземплярах – чтобы подстраховаться – не у всех получается с первого раза правильно при ДТП ( ?). Далее эти листы бумаги необходимо положить в машину и возить с собой всегда.

РСА

Российский союз автостраховщиков – это организация, которая, во многом, контролирует и регулируют деятельность страховых компаний, занимающихся ОСАГО и КАСКО в России.

На официальном сайте РСА можно найти массу полезных советов и документов, которые могут пригодиться водителям. Есть там и бланк Извещения о ДТП. Его можно скачать по этой ссылке .

Сайт страховой компании

Чтобы получить документ, о котором идет речь, как и в случае с полисом, вовсе не обязательно ехать в офис страховщика. Достаточно зайти на официальный сайт.

На сайтах, как минимум, крупнейших компаний имеется раздел, где можно скачать нужный бланк. Например:

В принципе, не обязательно заходить на сайт именно той компании, в которой был приобретен полис. Как отмечалось, бланк имеет установленную форму, поэтому каких-то различий быть не должно.

Таким образом, отсутствие бланка на руках – это не беда. Его всегда можно получить одним из вышеуказанных способов. Проще всего, конечно, когда у человека под рукой есть компьютер и принтер. Тогда, даже не возникнет необходимости выходить из дома.

Лучше позаботиться о получении документа, о котором шла речь в настоящей статье, заранее. Потому что искать бланк после того как произошло ДТП – не лучший вариант. Если происшествие случилось, то возникает масса других забот и проблем. Осуществлять поиски бумаги не будет ни желания, ни времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Документ под названием «Извещение о ДТП» знаком, наверное, подавляющему большинству водителей. Счастливчики избежали опыта более плотного контакта с ним; менее же удачливые некогда сталкивались с необходимостью корпеть над отнюдь не живописными полями данного бланка.

Конечно, инструкции по оформлению «Извещения» находятся в открытом доступе и, как правило, прикладываются к самой бумажной форме. Но, во-первых, стрессовое состояние после дорожного инцидента не способствует внимательному изучению и без того нудноватых указаний. Во-вторых, сами эти указания не идеальны.

Водитель забора

Начнём с пункта 3.10 Правил ОСАГО , обязывающего претендующего на выплату потерпевшего приложить к заявлению Извещение о дорожно-транспортном происшествии. Не важно, оформлен ли инцидент в ГИБДД или нет. Никаких исключений позиция Правил не содержит.

Откуда взять Извещение, например, собственнику повреждённого в ДТП забора?

Ну хорошо – у водителя, только что совершившего аварию, есть бланк. Или в любом офисе страховой компании (мол, все замрите, я за бланком и обратно). Но далее закономерен вопрос, должен ли владелец повреждённого имущества (не авто) заполнять форму. Пункт 3.5 Правил ОСАГО чётко указывает, что делать это обязаны водители транспорта. Собственник забора таким в рассматриваемой ситуации не является, как и забор – транспортным средством. Получается, заполнять бланк Извещения ему не нужно. А в страховую компанию предъявлять – нужно.

Если следовать формальной логике, решением выглядит оформление единственным имеющимся водителем своего бланка (только со своей стороны) и передача «заборовладельцу» одного из двух его экземпляров. Что делать последнему, если виновник ничего не заполнил, ничего не отдал или просто уехал – остаётся загадкой. Справедливости ради отметим, что страховщики редко проявляют въедливый формализм в отношении такого рода случаев. Однако фактически выгодоприобретатель оказывается зависим от политики конкретной организации.

Каждому водителю – по печати!

Именно так можно понять формулировку в инструкции на сайте РСА, касающуюся юридических лиц. Впрочем, будем откровенны – это не единственная её возможная трактовка. Документ гласит:

«Если на обратной стороне извещения вам не хватает места, ... сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на основном бланке извещения следует сделать отметку «с приложением», а также не забыть указать, к чему это приложение и кем оно составлено, поставить свою подпись (для юридических лиц – заверить печатью )».

Возникает целый перечень вопросов:

  1. Что нужно заверить печатью – само Извещение или Приложение? Или и то, и то?
  2. Чья должна быть печать – собственника или, например, арендатора транспорта?
  3. Откуда у обычного водителя взяться печати предприятия? Или оформление Извещения должно происходить в бухгалтерии организации, где она хранится?
  4. И кстати – мелочь, но заодно – почему страховщики не выдают эти самые «чистые листы бумаги», которые нужно прикладывать «к основному бланку»?

В стремлении к истине вопросы были заданы оператору контакт-центра РСА. Девушка несколько раз просила подождать на линии – видимо, поиск ответов потребовал коллегиальных обсуждений. В итоге, не найдя каких-либо пояснений в текущих нормативных установках, представитель Союза «дал уклончивый ответ» – наверное, последовав примеру персонажа одного известного анекдота. А при возникновении спорных моментов было рекомендовано направлять сканированную копию извещения специалистам РСА.

За виртуальное извещение – виртуальная выплата?

Остановимся теперь на пункте 1.4 Правил ОСАГО, который гласит:

«Одновременно со страховым полисом страхователю бесплатно выдаются... два бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.»

И всё хорошо, если бы не электронные полисы , текущая доля которых перевалила за 15% от общего количества. Как именно выдаются бланки Извещения страхователю, оформившему ОСАГО дистанционно? Правильно – никак. Ссылка на электронный вариант бланка или версия последнего в формате pdf-файла по e-mail не в счёт: заполнение виртуальной формы затруднительно, да и такой вариант не устроит страховую компанию. А самостоятельная распечатка для многих связана с финансовыми и временны́ми затратами, хоть в основном и незначительными.

Увы, пока не было замечено страховщиков ОСАГО, вдогонку к е-страховкам направляющих курьера с бланками Извещений о ДТП.

Посему пользователи удалённых каналов приобретения соответствующей услуги фактически остаются один на один с неудобствами, которые Правилами не предусмотрены. Кто-то распечатывает бланки собственными силами, кто-то охотится за ними по офисам продающих компаний, а кто-то вспоминает об этих «бумажках» лишь после аварии.

Мелочь или прецедент?

Понятно, что затронутые недочёты некритичны. Тем не менее, факт их наличия после почти уже полутора десятков лет жизни ОСАГО является любопытным показателем. Получается, что РСА, Центробанк и законодательные органы не смогли за этот срок «нарисовать» чёткую безошибочную схему «на все случаи жизни». В то же время автолюбителям страховые компании далеко не всегда прощают ошибки при использовании Извещения о ДТП.

Извещение о ДТП по ОСАГО – это документ, в котором содержится описание обстоятельств, причин и деталей дорожно-транспортного происшествия. Оно заполняется водителями, как в присутствии инспектора ГИБДД, так и самостоятельно. Эта бумага нужна для того, чтобы потерпевший мог получить компенсацию ущерба по ОСАГО от страховой компании.

Что такое извещение о ДТП по ОСАГО

Извещение заполняется на месте аварии – в него заносится информация о том, кто из водителей является виновником, а кто – потерпевшим. Подача уведомления о ДТП в страховую компанию осуществляется в 5-дневный срок с момента аварии, и именно на его основании принимается решение о выплате страховой компенсации пострадавшей стороне.

Бланки уведомления о ДТП выдаются страховой компанией при каждом переоформлении полиса ОСАГО, поэтому желательно всегда возить с собой хотя бы один экземпляр этого документа. Особенно щепетильно нужно относиться к заполнению извещения – помарки и неточности могут стать причиной отказа в выплате страхового возмещения.

Полезно знать! По сути, извещение о ДТП – это единственный документ, который заполняется при самостоятельном оформлении ДТП. Одно из самых часто встречающихся его названий – «Европротокол».

Когда потребуется извещение

Необходимость, а также особенности составления и передачи страховщику европротокола определяются ФЗ № 40 «О страховании владельцев ТС» и «Правилами обязательного страхования владельцев ТС».

Извещение о ДТП необходимо заполнять во всех случаях, независимо от того, участвует ли в оформлении ГИБДД или нет – это упростит процедуру получения выплаты от страховой. Стоит отметить, что в некоторых случаях водители могут обойтись без помощи дорожного инспектора. В ст. 11.1 ФЗ № 40 приведены следующие обстоятельства, при которых ДТП можно зафиксировать без подключения ГИБДД, а именно:

  • если в аварии нанесён ущерб только транспортным средствам и (или) их прицепам;
  • только при оформлении ДТП, произошедшего по причине столкновения двух транспортных средств;
  • никто из водителей, пассажиров или пешеходов не травмирован в результате происшествия;
  • оба водителя имеют общий взгляд на причины столкновения и сходятся во мнении в вопросе, кто из них является виновным в ДТП;
  • оба водителя имеют действующий полис ОСАГО.

После заполнения и подписания этого важного документа обеими сторонами, оба экземпляра извещения о ДТП направляются в страховые компании, где застрахованы каждый из участников ДТП, в течение 5 дней. Потерпевший должен приложить к своему экземпляру заявление о прямом возмещении ущерба.

В каких случаях участие сотрудника гибдд обязательно

Заполнением европротокола можно обойтись далеко не всегда, именно поэтому ФЗ № 40 регламентирует приведенные выше случаи, в которых разрешается зафиксировать обстоятельства ДТП самостоятельно. Пункт 2.6 ПДД РФ содержит следующее:

  • если в результате аварии причинён вред жизни и здоровью, то без вызова ГИБДД не обойтись.

Важно! Наличие малейшего синяка или царапины у одного из участников аварии – это повод обратиться к сотрудникам дорожной инспекции для должного оформления ДТП. Часто бывает, что человек находится в состоянии шока и утверждает, что он в полном порядке, а спустя пару часов ему приходится обращаться за медицинской помощью. Это может стать причиной отказа в выплате страховки ввиду неправильного оформления дорожного происшествия.

Другие веские причины для участия дорожного инспектора:

  • участники не могут прийти к обоюдному согласию, так как имеют разные взгляды на причины, обстоятельства и исход ДТП. Этот случай не всегда является основанием для выезда патрульной инспекции. Чаще всего, сотрудник ГИБДД даёт рекомендации относительно сбора доказательств обоим водителям в телефонном режиме и приглашает их в отделение для выяснения деталей;
  • участниками дорожно-транспортного происшествия являются более 2-х транспортных средств;
  • в аварии поврежден не автомобиль, а иное имущество (здание, столб, дорожный знак и т.д.);
  • потерпевший считает, что для восстановления ТС потребуется более 50 тыс. руб.;
  • один из участников аварии не имеет действующей страховки ОСАГО или владеет полисом КАСКО, условия которого требуют освидетельствование сотрудников ГИБДД.

Подробную схему действий – как вести себя при ДТП можно посмотреть ниже. Эта инструкция даёт каждому водителю понять, в каких случаях необходимо вызывать патруль, а когда можно обойтись без него.

Где взять бланки

Как уже было сказано, бланки извещения о ДТП в количестве 2-х экземпляров выдаются при оформлении полиса ОСАГО. Желательно всегда иметь их при себе. Что же делать, если водитель забыл взять их с собой либо вообще их не имеет, так как оформил страховой договор в онлайн-режиме?

  1. Чтобы получить бланки европротокола, достаточно заехать в офис своего страховщика в любое время – там никогда не откажут выдать лишний бланк.
  2. Страховые компании стараются оставлять пустые бланки извещений на заправках и на почте.
  3. Если документа не оказалось при ДТП, а он нужен именно сейчас, можно попросить его у проезжающих мимо водителей.
  4. Бланк извещения можно скачать из интернета и распечатать.

Заполнять распечатанный из интернета бланк не слишком удобно, и в два раза дольше. Документ, который выдаётся страховщиком, имеет самокопировальную основу, поэтому составление европротокола на таком бланке происходит быстрее и с меньшей вероятностью ошибиться.

Правила заполнения извещения о ДТП

Водители заполняют бланк европротокола одновременно. Конечно же, имеется в виду, что они вписывают данные поочередно – каждый заполняет свою часть извещения. В документ заносятся следующие сведения: о страховых компаниях, о дате и месте аварии, данные о страховках участников, обстоятельства ДТП и описание полученных повреждений. На обратной стороне водители могут дополнительно описать детали происшествия.

Образец заполненного извещения и особенности его заполнения

Документ лучше заполнять шариковой ручкой – карандаш легко стереть, а гелевые чернила размазываются и плохо пропечатываются на самокопировальную бумагу. На все вопросы, приведенные в документе, необходимо дать ответы: поставить птичку или крестик в соответствующей ячейке и нарисовать прочерк или перечеркнуть строки, которые не имеют отношения к происшествию в данном конкретном случае.

Образец заполнения извещения о ДТП:

После заполнения извещения оба водителя должны поставить свои подписи и отделить верхний экземпляр от самокопировальной бумаги. Оба этих листа имеют одинаковую силу, поэтому абсолютно не играет роли, кому какой экземпляр достанется. Затем каждый из водителей заполняет обратную сторону европротокола, и делает это без чьего-либо участия. Сделать дополнительное описание обстоятельств аварии можно дома, но рекомендуется не затягивать с этим и заполнить оборот прямо на месте ДТП.

Заполняем лицевую сторону

Первые 6 пунктов на лицевой стороне извещения – это информация о месте и дате ДТП, количестве раненых людей, поврежденных ТС и т.д. С заполнением этих и последующих пунктов, как правило, вопросов не возникает. Обратить внимание нужно на заполнение следующих граф:

  • п. 7 – свидетели. Это важный аспект, который очень помогает в кратчайшие сроки получить страховую выплату, особенно если виновник скрылся с места происшествия. Если есть пассажиры или очевидцы, нужны их данные – ФИО и контакты;
  • п. 13 – указать место первоначального удара, отметив его стрелкой на рисунке;
  • п. 14 – характер и перечень поврежденных деталей и элементов. В этом пункте необходимо максимально ёмко и в то же время кратко описать полученный ущерб. Также рекомендуется прописать, что водитель не исключает возможность образования скрытых повреждений;
  • п.16 – нужно отметить, при каких обстоятельствах произошло ДТП (выполнял разворот, выезжал со стоянки и т.д.)

Внизу листа максимально чётко изображается схема ДТП и ставятся подписи обеих сторон под той информацией, что заполнил каждый из водителей, и посреди листа – с целью подтверждения отсутствия разногласий.

Заполнение листа на обороте

На обороте каждый из водителей описывает своё виденье происходящего, отмечает, может ли машина передвигаться своим ходом, какое ещё имущество повреждено, указывает дополнительную информацию о страховке других участников аварии (если их больше чем двое).

Внизу документа заполняются примечания, ставятся дата, подпись и ФИО заполняющего его водителя.

Что дальше делать с извещением

Согласно закону, подача заполненного обеими сторонами уведомления происходит в течение 5 дней после происшествия. Если виновник не сделает этого, его страховая компания откажется оплачивать ущерб и обяжет его оплачивать ремонт авто потерпевшего из своего кармана.

Если же обстоятельства ДТП были зафиксированы сотрудниками ГИБДД, то передавать данные виновник не обязан.

На заметку! Максимально возможный размер компенсации от страховой компании составляет 50 тыс. рублей.

Часто задаваемые вопросы

  1. Как быть, если второй водитель отказывается заполнять европротокол?

В этом случае потерпевший должен вызвать ГИБДД и заполнить документ самостоятельно, вписав в него номер и марку машины второго участника аварии. То, что один из участников не хочет заполнять документ, никак не отразится на выплате возмещения.

  1. Нет бланка извещения. Что делать?

Не играет роли, чей бланк заполнять. Его может предоставить, как виновник, так и пострадавший. Если же ни у кого из них не оказалось европротокола, его можно попросить у проезжающих водителей. А вот в том случае, когда взять бланк извещения о ДТП у кого-либо не представляется возможным, остаётся либо разъехаться по домам, либо звонить в Госавтоинспекцию.

  1. Если один из участников ДТП погиб на месте, стоит ли заполнять протокол за него?

Нет, в этом случае на место выезжает ГИБДД, а европротокол за погибшего не заполняется.

  1. Что делать, если в протоколе не хватило места?

Эту проблему решить очень просто – можно воспользоваться обычным листом бумаги и дописать важную информацию на нём. Затем на бланке требуется поставить галочку в ячейке «с приложением». После на самом дополняющем документе надо указать, к чему относится это приложение, и кто его заполнил.

Ждем ваших вопросов.

На нашем сайте работает автоюрист, который может помочь с оформление извещения и защитой ваших интересов в суде. Просто запишитесь на бесплатную консультацию прямо сейчас в специальной форме на сайте.

Просьба оценить пост и поставить лайк.

Извещение о ДТП по ОСАГО составляется всеми участниками дорожно-транспортного происшествия для компенсации страховой компанией (СК) ущерба, понесенного автомобилем пострадавшего. Необходимо не только четко знать, как оформляется бланк, но понимать последствия, к которым может привести халатное отношение к этому вопросу.

Заполнение бланка о ДТП для получения компенсации по ОСАГО — обязанность водителей, после чего он предоставляется страховой компании, независимо от количества столкнувшихся транспортных средств, степени их повреждений и наличия либо отсутствия пострадавших людей. Так как ДТП затрагивает интересы как минимум трех сторон (двух водителей и страховой компании), к правильности заполнения бланка предъявляются жесткие требования. Если порядок заполнения не соблюдается, СК может отказать в компенсации ущерба. Поэтому имея хороший пример заполнения извещения о ДТП по ОСАГО, можно гарантировать успешное сотрудничество со страховщиком.

Обратите внимание

Извещение о ДТП в страховую должна подавать как потерпевшая, так и виновная сторона. Ст. 14 п. 1 пп. ж указывает, что страховщик вправе потребовать от виновника возместить сумму, выплаченную потерпевшему, в случае, если виновник не направил своему страховщику заполненный вместе с потерпевшим бланк извещения в течение пяти рабочих дней.

Что представляет собой документ и зачем он необходим

На руках у страхователей (водителей) находятся бланки строгой отчетности со своим индивидуальным номером и полями, в которых указывается персональная информация участников ДТП, его обстоятельств и схема. Такой документ, а также инструкцию по его заполнению каждый водитель получает вместе со страховым полисом. Бланк оформляется на месте происшествия. При этом может использоваться комплект документов любого водителя. Никакие другие носители информации для оформления ДТП (печатные или сделанные от руки) не принимаются.

Извещение о ДТП на бланке строгой отчетности, заполненное надлежащим образом, предоставляется страховой компании. На основании этого документа страховщик получает необходимую информацию, чтобы убедиться в наступлении страхового случая, который подлежит компенсации в соответствии с договором ОСАГО.

Если бланк утерян , нужно обратиться в страховую компанию, которая выдаст дубликат. Когда факт отсутствия извещения обнаружен во время аварии, действуют следующим образом:

  • Всю информацию о ДТП заносят на листке бумаге.
  • Получают дубликат документа в СК.
  • Переносят в официальный бланк (пример заполнения такого извещения приведен ниже) данные, указанные водителями сразу после аварии.
  • Получают подпись второго участника аварии.

Хорошо, когда такое извещение, как и пример его заполнения, водитель всегда имеет при себе. Это упрощает процедуру оформления документа и получения подписи другого участника ДТП, который находится на месте в момент аварии.

Благодаря наличию бланка, который правильно заполнен всеми сторонами происшествия, достигаются две важные цели:

  • Можно получить страховое возмещение, не прибегая к судебным тяжбам.
  • Это позволяет защитить себя от действий потенциально недобросовестного второго водителя. Например, ситуация якобы была урегулирована участниками на месте. Пострадавший получил от виновника компенсацию за причиненный ущерб и уехал. Оставшийся водитель вызывает сотрудников ГАИ и заявляет, что виновник ДТП скрылся с места происшествия. Факт отсутствия второй стороны налицо. Доказать же самостоятельное урегулирование отношений и получения компенсации не так просто. В результате невиновной стороне грозит лишение водительских прав.

Правильно заполненное извещение о ДТП для получения выплат по ОСАГО предохраняет от таких сложностей.

Кто заполняет бланк и в каком случае

Бланк извещения двусторонний. Причем первая часть самокопирующаяся. Когда произошло ДТП, она заполняется и подписывается обоими водителями. Обратная сторона — каждым из них по-отдельности. Обращаться в страховую компанию за компенсацией будет пострадавший. Участие второго водителя в заполнении извещения обязательно. Это исключит указание потерпевшим несуществующих повреждений, что необоснованно увеличит сумму возмещения. Если она превысит установленный законом лимит в 400 000 рублей, виновной стороне придется доплачивать разницу стоимости ремонта.

Общие правила заполнения бланка

Форма извещения о ДТП должна заполняться с учетом нижеприведенных требований:

  • Документ не может быть порванным или неаккуратно заполненным. Поврежденные носители страховой компанией не принимаются.
  • Для заполнения извещения о ДТП используют только шариковую ручку с синими чернилами.
  • Данные вносятся печатными буквами и должны хорошо читаться.
  • Для каждого участника происшествия предусмотрена своя колонка — «А» и «В». Неважно, какой водитель будет использовать ту или иную сторону.
  • Лицевая часть согласовывается и дважды подписывается обоими участниками аварии: один раз под своими персональными данными и информацией об автомобиле, второй — ниже схемы ДТП для подтверждения правильности совместно составленного описания обстоятельств произошедшего.
  • Пустые графы заполняются длинным прочерком или буквой Z.
  • После проставления «галочек» в специально отведенном для этого разделе (п. 16) указывают их количество, что исключает неправомерные исправления бланка третьими лицами.
  • Если присутствует представитель ГАИ, он заверяет документ.
  • После составления документ проверяют на ошибки, затем копию и оригинал разъединяют друг с другом. С этого момента вносить в бланк исправления запрещено.

В качестве примера заполнения извещения о ДТП можно использовать образцы, находящиеся на стендах в офисе страховой компании, или скачать материалы из свободного доступа.

Последовательное заполнение извещения о ДТП по ОСАГО

Лицевая сторона

Поля лицевой части бланка извещения заполняются следующим образом:

  • п.1. Место ДТП. Здесь возможны три варианта. Когда столкновение произошло на одной из улиц в населенном пункте — указывается точный адрес (город, улица, номер строения); если авария случилась на перекрестке — обозначается пересечение соответствующих улиц; для ДТП, произошедшего вне населенного пункта — указывается область расположения трассы, ее название, километр и направление движения.
  • п.2. Дату ДТП и время события вписывают цифрами.
  • п.3. Количество поврежденных ТС — в этом поле учитываются все участники столкновения.
  • п.4. Этот пункт заполняется исходя из наличия и количества раненных и погибших.
  • п.5. Проводилось ли освидетельствование на опьянение — ставится галочка.
  • п.6. Указываем наличие или отсутствие материального ущерба, который понесли другие (кроме «А» и «В») транспортные средства.
  • п.7. Вписываются ФИО, адреса и контактные телефоны свидетелей ДТП. При их отсутствии словами указывается, что их не было.
  • п.8. Если оформление ДТП проводилось не по Европротоколу, а с привлечением представителя дорожной инспекции — указывается номер его нагрудного знака.

В разделе, предусмотренном для информирования о транспортных средствах и их собственниках (п. 9-12 ), вписывают марки, VIN-коды и номера машин на основании свидетельств о регистрации ТС. При этом указываются фактические собственники автомобиля. (Для информации о водителях, управляющих ТС в момент ДТП, предусмотрен специальный раздел).

Далее указывается страховая компания одного и второго водителя с занесением серии и номера полисов, а также срока их действия. Указывается номер водительского удостоверения и категория. Здесь же проставляется отметка о наличии либо отсутствии страховки по КАСКО.

В специально отведенном для этого месте (п. 13 ) указывают стрелкой место получения первого удара.

п. 14 извещения предназначен для краткого описания характера повреждений, степень которых обозначается одним из трех вариантов: царапина, деформация или разрыв. Например, поцарапано крыло, деформирован бампер и так далее. В этом пункте важно описать все явные повреждения деталей автомобиля. При отсутствии описания СК имеет право отказать в возмещении, мотивируя это тем, что повреждения были получены в другое время. Невидимые глазу повреждения описываются при осмотре ТС экспертами, поэтому нет нужды в их перечислении.

Схема ДТП, которую от руки рисуют в п. 17 Извещения, должна давать четкое понимание возникшей ситуации. Она включает в себя не только направление движения ТС в момент получения удара, но также дорожные знаки, элементы дорожной разметки и расстановку светофоров, а также тормозные пути, пройденные автомобилями, и другую потенциально важную информацию.

При рассмотрении дела страховой компанией, когда есть расхождение между схематическим изображением и отмеченными «галочками» обстоятельсвами ДТП в строках п. 16, «галочкам» отдается приоритет . Поэтому задача водителей — проследить, чтобы графическая информация не расходилась с текстовыми данными.

В п. 16 должны быть правильно отображены маневры ТС перед столкновением. Речь о том, чтобы, например, не путать стоянку с остановкой, а обгон со сменой полосы с простым обгоном. Правильное указание таких данных сокращает время на рассмотрение дела страховой компанией и влияет на конечный результат. Если вариантов п. 16 недостаточно для описания всей произошедшей ситуации, в п. 15 , который предусмотрен для замечаний, все это можно указать. Здесь же можно отметить свое несогласие с пояснениями второго водителя или обозначить факт его отказа подписывать извещение. На этом оформление первой части бланка закончено.

Обратная сторона

Вторая сторона может заполняться водителем в спокойной обстановке дома. На ней, указав в п. 1 под какой буквой («А» или «В») на первой стороне обозначена его машина, он приводит такие данные:

  • В п. 2 дает подробное описание ситуации.
  • п. 3 предназначен для указания того, управлял ли машиной в момент аварии собственник или другое лицо.
  • Когда участниками ДТП стали более двух машин, приводятся их идентификационные данные — государственный номер, марка, модель, информация о страховой компании и полисе.
  • В п. 5 перечисляются повреждения другого имущества (кроме ТС) с указанием его собственника.
  • Когда транспортное средство на ходу это отмечают в п. 6. В противном случае там же указывают его местонахождение.
  • Если есть еще сведения, которые водитель считает нужным отобразить, это делается в п. 7 «Примечания».

Не более чем за 5 дней, начиная со следующего дня после аварии, бланк передается в страховую компанию.

Воспользовавшись приведенным примером для заполнения извещения о ДТП можно правильно оформить собственный бланк. Это позволит за минимальное время получить от страховой компании установленную законодательством компенсацию по ОСАГО.

Если же вы столкнулись с занижением страховой выплаты либо с полным отказом в возмещении ущерба, звоните в Хонест. Наши специалисты подскажут, как действовать.