Откуда берутся пробелы в знаниях учащихся? Учебно-методический материал на тему: Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя - ученик, а её предмет – формирование умений и навыков учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

Из энциклопедического словаря: «Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека ».

4 слайд

Описание слайда:

Ещё Аристотель говорил, что благо везде и всюду зависит от двух условий: правильного определения конечной цели всякого рода деятельности и выбора соответствующих средств и способов её достижения. Чтобы успешно провести урок, сначала надо определить конечную цель деятельности учителя по организации урока – чего он хочет добиться, потом установить средства – что поможет достижению цели, а затем определить способ – как действовать, чтобы достигнуть цели. Как здание начинает возводиться с фундамента, так и мышление школьника можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.

5 слайд

Описание слайда:

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников. Ученики на уроке выставляются как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию успеха или неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

6 слайд

Описание слайда:

Главная задача Учителя создать каждому ученику ситуацию успеха. успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении предмета даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.

7 слайд

Описание слайда:

Причины пробелов пропуски занятий по болезни; слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний; задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу; педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.; неблагополучная семья; проблема «улицы»; прогулы;

8 слайд

Описание слайда:

Особенности неуспевающих учащихся низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития отсутствие познавательного интереса не сформированы элементарные организационные навыки учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника дети, в основном, из асоциальных семей отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

9 слайд

Описание слайда:

Задачи создать благоприятную атмосферу на уроке; своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов; изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры; освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха; ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни

10 слайд

Описание слайда:

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

11 слайд

Описание слайда:

Чтобы повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности; Проветривать кабинет; Проводить физминутки; Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности

12 слайд

Описание слайда:

Виды работ со слабоуспевающими учениками: Карточки для индивидуальной работы; Задания с выбором ответа; Карточки – тренажеры; Творческие задания; Карточки-с образцами решения.

13 слайд

Описание слайда:

Алгоритм работы учителя по фиксации и устранению пробелов отражает такую последовательность действий. 1. После проведения любого контроля знаний (самостоятельная работа, контрольная работа, зачет) составляется таблица индивидуальных проблем каждого обучающегося по той или иной теме. Это помогает систематизировать работу по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и работу над ошибками. Например:

14 слайд

Описание слайда:

Контрольная работа: Цилиндр, конус. 1. Высота конуса 2см, а образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 60º. Найдите площадь полной поверхности и объем конуса. 2. В цилиндре с высотой 8см площадь осевого сечения 112см2. Найдите а) радиус цилиндра; б) площадь полной поверхности; в) объем цилиндра; *г) площадь сечения цилиндра, параллельного оси и отстоящего от нее на 4см.

15 слайд

Описание слайда:

Анализ работы (делается по горизонтали). Задача № 1. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. определении элементов конуса: а) вершины, б) образующей, в) высоты, г) радиуса, д) осевого сечения; 3. определении тангенса, синуса, косинуса; 4. нахождении неизвестного члена пропорции; 5. написании формул: 6. выполнении арифметических операций. Задача № 2. Ошибки при: 1. выполнении чертежа; 2. нахождении элементов цилиндра: а) образующей, б) высоты, в) радиуса, г) осевого сечения, д) сечения цилиндра плоскостью, параллельной оси, 3. определении формулы площади прямоугольника; 4. решении линейных уравнений вида: ах = в; 5. написании формул: 6. записи теоремы Пифагора и нахождении неизвестного катета.

16 слайд

Описание слайда:

1. В таблице регистрации пробелов список обучающихся группы располагаю по вертикали, по горизонтали перечисляю наиболее часто встречающиеся ошибки, трудно усваиваемые понятия, способы действия и т. д. 2. Обнаруженный по результатам проверок знаний обучающихся пробел фиксирую в соответствующей клетке таблицы знаком минус (« - »). 3. Копию таблицы можно поместить на стенде в кабинете. 4. Копию таблицы каждый обучающийся переносит в свою рабочую тетрадь, где для этого специально отведены последние листы. 5. Обучающийся выходит отвечать к доске с рабочей тетрадью, и ему задаются дополнительно к ответу один-два вопроса на формулировку или применение правила, вызвавшего затруднение. 6. Если пробел ликвидирован, то в таблице пробелов знак «-» заменяется на знак «+». 7. Работа по устранению пробелов в знаниях проводится на консультациях и дополнительных занятиях. Время пребывания на этих занятиях для каждого обучающигося различное. Оно определятся количеством пробелов и успешностью их устранения. 8 . Часто создаётся группу обучающихся с идентичными пробелами. 9. На каждом уроке проводятся разминки - «пятиминутки» для актуализации опорных знаний по предмету и повторения необходимых формул, теорем, которые будут использованы при изучении нового материала

17 слайд

Описание слайда:

2. Ликвидация пробелов в знаниях проводится дифференцированно, с учетом индивидуального темпа усвоения и индивидуальных способностей каждого. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, воспитанию активности и самостоятельности, развитию познавательных способностей.

18 слайд

Описание слайда:

Примеры дифференцированных заданий. 1. Задания с алгоритмом выполнения (для более сильных обучающихся). №1. Найдите угловой коэффициент касательной к функции у = х3 – 4х2 + 5 в точке х0=0,5. План РЕШЕНИЯ: 1. Вспомните, чему равен угловой коэффициент касательной к графику функции. 2. Найдите производную функции. 3. Вычислите значение производной функции в точке х0 = 0,5. 4. Запишите ответ.

19 слайд

Описание слайда:

2. Задания с образцами решения (для слабых обучающихся) 3 . Задания со вспомогательными вопросами. Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь обучающимуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания или акцентировать внимание обучающигося на нужном материале. Пример. Задание. Доказать признак параллельности прямой и плоскости. Вопросы к доказательству. 1. Какую плоскость надо построить? Сколько таких плоскостей можно провести? Почему? 2. Каково взаимное положение данной и построенной плоскостей? 3. Каким методом доказывается теорема? В чем его сущность? 4. Как будет расположена прямая по отношению к линии пересечения плоскостей? Что отсюда следует? 5. Какое противоречие с условием получено? 6. Сделать вывод. Это же задание для более сильных обучающихся. Вопросы к доказательству. 1. Какое дополнительное построение надо выполнить? 2. Каким методом доказывается теорема? 3. Что получено в результате предположения? 4. Сделать вывод.

20 слайд

Описание слайда:

3. Проблемы с успеваемостью появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов. Можно выделить два варианта этой работы. 1. Поэлементное закрепление включено в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом урока. 2. Независимо от того, проводилось ли сопутствующее закрепление материала при его изучении, необходимо использовать специально спроектированный этап своевременной «доводки» понимания и отработки умений по использованию полученных знаний в разных задачах.

21 слайд

Описание слайда:

Закрепление может проводиться: 1. Обобщенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Данный повтор не включает иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное. 2. Записью основных изученных положений, составлением опорной схемы, Выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном. 3. Подведением итогов по изученному материалу обучающимися, тогда учитель планирует цели закрепления системой требований. 4. Составлением плана изученного материала или повторением изученного по плану, заданному перед началом знакомства с материалом. 5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением типовых, постепенно усложняющихся задач. 6. Комментированием образцов готовых решений. 7. Решением в общем виде с комментированным анализом каждого действия и преобразования. 8. Переформулировкой определений, пересказом информации, составлением планов и алгоритмов деятельности.

Описание слайда:

Несколько полезных советов для нас учителей при работе со слабоуспевающими: -помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая, Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается, Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит. Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе. На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания. Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях - это не вина, а беда многих наших учеников(громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале.

24 слайд

Описание слайда:

Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приоб рести в годы детства, отрочества, ран такой же мере потом.

Н. Г. Чернышевский. !

В русской педагогике и психологии идеями развивающего обуче ния посвятили свои работы Л. С. Выготский, М. А. Данилов, Н.А. деятельности.

Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями. Но усвоить новые знания нель в знаниях. Много сил и времени педагогам и мастерам ПУ прихо дится потратить, чтобы из бывших троечников сделать умелых рабочих. В нашей стране накоплен немалый опыт по повышению ка

1. Известно, что знание особенностей личности учащихся позволяет педагогу развить и совершенствовать возможности уча щихся, способствует лучшему их проявлению. Великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его точнее во всех отношениях». 3

проблемы возникли у детей в школе при изучении математики (здо черты характера и т.д.). Специфика профессионального теоретическом обучении, при овладении трудовыми умениями и на

Поэтому для успешной работы по ликвидации пробелов в знани ях, необходимо более глубоко изучить учебные возможности каждо сложно.

действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою ответ ственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

коллектива.

Преподаватель каждого предмета, вместе с мастером производст обобщает свои наблюдения.

На втором заседании (ноябрь) методической комиссии воспита курса, дает характеристику каждому учащемуся и этим характеристики дополняются преподавателями других, дисциплин.

Только после этого можно наметить меры, направленные на предупреждение неуспеваемости и осуществить индивидуальный под ход к каждому ученику.

Таким образом, система мер борьбы за качественную ус

-

Опыт

предусмотреть еще ряд мер:

    определение знаний, умений учащихся по материалу 4-9 классов;

    определение типичных для предмета и для конкретной учебной группы пробелов в знаниях и умениях;

3) школу и выявление базовых знаний и умений по предмету, необходимого для успешного овладения этим предметом в дальнейшем;

4) использование для восполнения пробелов не отдельных

5)

6) создание уверенности у слабоуспевающих учащихся в сво их силах.

Учащиеся, в большинстве своем, обнаруживают пробелы в зна ниях математики, на первой проверочной работе за курс девятилет ней школы.

Анализируя содержание учебного материала девятилетней шко

3.

    Степени и корни;

    Функции и графики;

    Проценты.

На протяжении многих лет моей работы итоги первой прове

Чтобы было удобно контролировать, как продвигается работа по ликвидации пробелов, ведется специальная тетрадь, в которую зано сится, результаты первой контрольной работы и отличаются пробелы в знаниях каждого ученика по каждому заданию. Результаты зачетной контрольной работы, которые тоже заносятся в тетрадь, по кажут, как продвинулась работа по ликвидации про белов. Работа продолжается до тех пор, пока пробелы не будет лик видированы.

Для работы над пробелами проводится серия уроков повторе

Например, на уроке по теме «действие над числами с различны ми знаками», учащимся демонстрируется настенная опорная табли

-54 + 20; -6 + 8; " -2 + (-26); -3-15; -3 * (-7); -20: 4; -30: (-15) и т.д.

Учащиеся пытаются сформулировать правило, по которому решается каждый пример.

Затем дается четкая формулировка сложения, вычитания, деления, умножения чисел с разными знаками. Примеры с опорной таб лицы заносятся в справочный материал, для которого в общей рабо

После повторения основных правил, проводится математиче ский диктант на 2 варианта.

критерию». 1

После проверки проводим анализ диктанта и останавливаемся

объяснить их.

Учащиеся предупреждаются, что в начале следующего урока бу оценку, которая выставляется в журнал. Это предупреждение явля

Кроме диктанта, можно провести по этому виду задания - тес

В первом столбике записаны примеры, во втором - ответы. Учащиеся должны записать только код решения в двух экземплярах: в тет ради и на листочках, которые сдаются. Ответы проецируются на экран. оценку ниже «четыре» проводится дополнительная работа по опорной таблице. В конце урока проводится еще раз математиче ский диктант.

При повторении других тем, стараюсь подобрать такие приме числами с разными знаками».

При повторении остальных тем: «действия с дробями», «реше ние уравнений», «решение неравенств» и т.д. для контроля за усвое нием данного материала широко используются тесты. В своей ста тье «приемы составления тестовых заданий» В. Е. Карчевский, на

каждого ученика». 1

Можно в своей работе применять тесты четырех типов: закры тие, открытые, на соответствие и на установление пра вильной последовательности.

В заданиях закрытого типа дается несколько ответов, из кото рых надо выбрать правильный.

В заданиях открытой формы необходимо вставить или допол нить словом или группой слов конкретное предложение для его за

Эти множества могут иметь заголовки, а их элементы перенумерованы цифрами с лева и буквами справа. Каждому элементу левого столбца соответствует хотя бы один элемент правого столбца.

В заданиях на установление верной последовательности учаще муся предлагается какая либо последовательность в случайном порядке. Он должен слева от каждого действия вместо прочерка по ставить его порядковый номер в верной, по мнению учащегося, по следовательности.

Эффективным при повторении является проведение математи ликвидировать их.

«Большую роль в предупреждении неуспеваемости и ликвида ции пробелов в знаниях учащихся играет домашнее задание и само стоятельная работа».

Регулярное, добросовестное и правильное выполнение учащим ся домашних заданий путем самостоятельной работы является од нового материала.

Цели домашних заданий:

было продуманным и целенаправленным, определяется объем и содержание его уже в процессе тематического планирования.

Домашнее задание должно планироваться так, чтобы оно выте

настенные таблицы.

Особенно важны эти таблицы потому, что с их помощью ребята органов чувств. При работе с опорными плакатами учитель объясня ет новый материал, сопровождая объяснения записями основных моментов новой темы, пользуясь условными обозначениями. В качестве опорного материала обычно выступают формулы, графики, схемы и др. Они даются в определенной последовательности, выра записи и зарисовки представляют собой не простую их совокуп ность, а объединены выбранным способом умозаключений, и обес печивает более осмысленное восприятие учебного материала слабо успевающими учащимся.

преподавателя, способствует более продуктивному восприятию, бо

  • «действия с дробями»;

    «решение неравенств»;

-

на развитие учебных возможностей. Работа с каждым слабоуспе причины отставания в учении.

недостаточное развитие навыков мышления и учебного труда, то операций и умений учится; если ведущая причина слабой успевае

Например, выполнение заданий по аналогии, с помощью алгорит

Кроме этого «большую пользу в этой работе приносят специ альные карточки обучающего характера по основным разделам учебной программы».

образец решения примера по нему и запись решения другого приме ра с пропусками, чтобы учащийся попробовал свои силы, заполняя пропуски. В конце карточки предлагается пример для самостоя тельного решения. Такие карточки можно использовать на дополни тельных занятиях, на консультациях или для работы дома. Они по зволяют каждому ученику работать в своем, привычном темпе, по степенно, определенными дозами повторяя забытый материал, вос полняя пробелы.

(тех, кто по разным причинам испытывает сильное волнение, смущение и не может заставить себя говорить на уроке).

ющими учащимися. Преподаватель, побеседовав с заботами, трудностями. Проникновение во внутренний мир ученика способст друг к другу. Особенно это важно в установлении доброжелатель

Завершением серии уроков повторения является зачет и

Цели этого зачета следующие:

с разными знаками», «действия с дробями». Внедрить тестовый кон

развить математическое мышление, поставить учащихся пе ред необходимостью знаний этих тем для практических целей и изу чении более сложных тем;

способствовать воспитанию личности и ее качеств, обеспе

Из методов обучения на этих уроках применяются: диалогический, частично- поисковый, репродуктивный.

действия над числами с разными знаками, действия с дробями, ре

С помощью проектора ответы проецируются на доску, учащие ся оценивают свою работу и сообщают оценки, которые вносятся в ведомость. Затем предлагаются карточки -- задания: пользуясь дан

а)

б)

в) , второй дроби;

г)

д)

умножения и деления дробей.

оценки заносят в ведомость.



записывается в виде:

а) ь 2 +4ас ;

б) ь2 - 4ас ;

в) 2 -4ас ; - г) Ь 2 - 4ас

2. Если Д > 0, то уравнение имеет:

а) один корень;

б) два корня;

в) не имеет корней.

3.

а) х 1,2 б) х 1,2

г) х 1,2



4.

а) х = а/в;

в) Х = в/а;

г) Х= в - а

5. Если Д = 0, то уравнение: а) не имеет корней;

б) имеет два корня;

в) имеет один корень.

Четвертый вид задания - тест на установление правильной последовательности решения линейного неравенства.

В заключении учащимся предлагается составить несколько за

Задача №1

Задача №2

сделать учащимся дома.

выставляется в журнал.

Результаты этой работы, как и первой заносятся в специальную тет радь.

темам, где допущены ошибки, до тех пор, пока пробелы не будут ликвидированы.

«Профессиональное обучение как одно из ведущих звеньев под готовки молодежи к труду не ограничивается задачами только обучающего характера, оно призвано не только вооружить учащихся практическими умениями и навыками и соответствующими знания ми, но и воспитать у них добросовестное отношение к труду, раз

Ответственные задачи, связанные с формирования у них сознательного отношения к труду». Это отно шение является сложным образованием. Оно характеризует сознательную общественную направленность личности и включает в себя таки ценные качества, как ответственность, добросовестность, трудолюбие, готовность выполнять любую нужную работу, коллективизм, бережливость, настойчивость. Успех работы преподавателя вообще и по данной проблеме особенно зависит в большой степени от того, насколько основательно изучил преподаватель психологические особенности каждого учащегося в отдельности и данной группы в целом. А так же насколько педагогически правильно и оперативно он

закономерность воспитания».

угаснет потому, что они всегда чувствуют себя добывателями зна его думать, приучить его к мысли как к труду. Еще Гете И. В. ска

Литература

    Т.Н. Алешина «Урок математики» Москва «Выс шая математика» 1991 г.

    г. Астрахань, учебно-методический каб П.У. «Методические рекомендации по ликвидации и предупре

    М. В. Волович «Математика без перегрузок» Моск ва «Педагогика» 1991 год.

    Москва 1964 год.

    1986 год.

    «Просвещение» 1992 год.

7.

10.

    В.А. Онищук «Урок в современной школе» Моск ва «Просвещение» 1986 год

    В. Ф. Шаталов «Опорные сигналы по физике» Киев 1989 год.

    М. Р. Щукин «Психологические основы индивиду ального подхода к учащимся» Москва «Высшая шко ла» 1990 год.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Начальные классы

Описание:

Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приоб­ рести в годы детства, отрочества, ран­ ней юности. То, что ты не приобрел в юные годы, никогда не приобретешь в такой же мере потом.

Н. Г. Чернышевский. !

Одна из задач профессиональной школы повышение качества образования и воспитания учащихся.

В русской педагогике и психологии идеями развивающего обуче­ ния посвятили свои работы Л. С. Выготский, М. А. Данилов, Н.А. Менчинская, И. Я. Лернер и др. По мнению психолога Н.А. Мен чинской, понятие «Умственное развитие» характеризуется двумя показателями: наличие знаний и владение методами умственной деятельности.

Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новы­ми знаниями, навыками и умениями. Но усвоить новые знания нель­ зя, если нет базовых знаний. Поэтому возникает острая проблема предупреждения неуспеваемости учащихся и ликвидации пробелов в знаниях. Много сил и времени педагогам и мастерам ПУ прихо­ дится потратить, чтобы из бывших троечников сделать умелых ра­бочих. В нашей стране накоплен немалый опыт по повышению ка­ чества общеобразовательной подготовки выпускников средних ПУ.

1. Известно, что знание особенностей личности учащихся позволяет педагогу развить и совершенствовать возможности уча­ щихся, способствует лучшему их проявлению. Великий русский педагог К.Д. Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет вос­питать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его точнее во всех отношениях». 3

Решение этих задач требует усиления внимания к психолого- педагогическому изучению учащихся. Изучение учащихся можно начать с изучения аттестатов за 9 -летнюю школу. Уже это дает возможность выделить слабых и более сильных учеников. Посетить

родительские собрания и в беседе с родителями выяснить, какие проблемы возникли у детей в школе при изучении математики (здо­ ровье, недобросовестное отношение к своим учебным обязанностям, черты характера и т.д.). Специфика профессионального обучения заключается в том, что учащиеся, испытывающие затруднения в теоретическом обучении, при овладении трудовыми умениями и на­ выками достигают заметных успехов.

Поэтому для успешной работы по ликвидации пробелов в знани­ ях, необходимо более глубоко изучить учебные возможности каждо­ го учащегося. Преподавателю одного предмета сделать это очень сложно.

Еще А.С. Макаренко писал: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою ответ­ ственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспи­татели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого пла­на работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Значит, необходимы коллективные усилия всего педагогического коллектива.

Преподаватель каждого предмета, вместе с мастером производст­ венного обучения ведет наблюдения за учащимися первого курса, обобщает свои наблюдения.

На втором заседании (ноябрь) методической комиссии воспита­ тельного цикла мастер с классным руководителем групп первого курса, дает характеристику каждому учащемуся и этим характери­стики дополняются преподавателями других, дисциплин.

Только после этого можно наметить меры, направленные на пре­дупреждение неуспеваемости и осуществить индивидуальный под­ ход к каждому ученику.

Таким образом, система мер борьбы за качественную ус­ певаемость включает три основных этапа:

- изучение учащихся и выяснение их учебных возможностей;

- ликвидация причин слабой успеваемости;

- контроль и учет появившихся изменений.

Опыт передовых преподавателей ПТУ показывает,

что организовать ликвидацию пробелов в знаниях можно, если предусмотреть еще ряд мер:

1) определение знаний, умений учащихся поматериалу 4-9 классов;

2) определение типичных для предмета и для конкретной учеб­ной группы пробелов в знаниях и умениях;

3) анализ содержания учебного материла за девятилетнюю школу и выявление базовых знаний и умений по предмету, необхо­димого для успешного овладения этим предметом в дальнейшем;

4) использованиедлявосполненияпробеловнеотдельных приемов, а разнообразных их сочетаний;

5) строгий учет ликвидируемых пробелов;

6) создание уверенности у слабоуспевающих учащихся в сво­ их силах.

Учащиеся, в большинстве своем, обнаруживают пробелы в зна­ ниях математики, на первой проверочной работе за курс девятилет­ ней школы.

Анализируя содержание учебного материала девятилетней шко­ лы, можно выделить базовые знания, необходимые для успешного овладения предметом. Например, по алгебре в процессе повторения школьного курса (12 часов) можно остановиться на таких темах:

1. Рациональные числа и действия над ними;

2. Действие над обыкновенными и десятчными дробями;

3. Решение линейных, квадратных уравнений;

4. Решение неравенств (линейных, квадратных);

5. Степени и корни;

6. Функции и графики;

7. Проценты.

На протяжении многих лет моей работы итоги первой прове­ рочной контрольной работы почти всегда стабильны. Но нужно и отметить, что с каждым годом знания учащихся за школьный курс ухудшаются. Сейчас почти никто не пишет работу на «5», на курсе (это три группы) на «4» две - три работы, половина всех учащихся пишут на «3», остальные на «2».

Чтобы было удобно контролировать, как продвигается работа по ликвидации пробелов, ведется специальная тетрадь, в которую зано­ сится, результаты первой контрольной работы и отличаются пробе­лы в знаниях каждого ученика по каждому заданию. Результаты за­четной контрольной работы, которые тоже заносятся в тетрадь, по­ кажут, как продвинулась работа по ликвидации про­ белов. Работа продолжается до тех пор, пока пробелы не будет лик­ видированы.

Для работы над пробелами проводится серия уроков повторе­ ния, дополнительных занятий, консультаций.

Например, на уроке по теме «действие над числами с различны­ ми знаками», учащимся демонстрируется настенная опорная табли­ ца с элементарными примерами:

-54 + 20; -6 + 8; " -2 + (-26); -3-15; -3 * (-7); -20: 4; -30: (-15) и т.д.

Учащиеся пытаются сформулировать правило, по которому ре­шается каждый пример.

Г.Г. Левитас «Современный урок математики » стр. 19 Москва «Высшая школа» 1989 год.

Затем дается четкая формулировка сложения, вычитания, деле­ния, умножения чисел с разными знаками. Примеры с опорной таб­ лицы заносятся в справочный материал, для которого в общей рабо­ чий тетради отводится четыре первых листа.

После повторения основных правил, проводится математиче­ ский диктант на 2 варианта.

«Учащиеся сами оценивают свою работу по предложенному критерию». 1

После проверки проводим анализ диктанта и останавливаемся на примерах в которых были допущены ошибки.

Для работы дома учащимся предлагается к каждому примеру, который решается на уроке, подобрать и решить свои два, уметь объяснить их.

Учащиеся предупреждаются, что в начале следующего урока бу­ дет проведена аналогичная работа (математический диктант), на оценку, которая выставляется в журнал. Это предупреждение явля­ ется стимулом для серьезного выполнения домашней работы.

Кроме диктанта, можно провести по этому виду задания - тес­ тирование. Применяется тест на соответствие.

В первом столбике записаны примеры, во втором - ответы. Учащие­ся должны записать только код решения в двух экземплярах: в тет­ ради и на листочках, которые сдаются. Ответы проецируются на экран. По известному критерию учащиеся оценивают свою работу и оценки выставляются в журнал. Предварительно они предупреждаются, что листочки с работами будут перепроверены. Для тех, кто выполнил работу на оценку ниже «четыре» проводится дополнительная работа по опорной таблице. В конце урока проводится еще раз математиче­ ский диктант.

При повторении других тем, стараюсь подобрать такие приме­ ры, что бы возникла необходимость вспомнить тему «действия над числами с разными знаками».

При повторении остальных тем: «действия с дробями», «реше­ ние уравнений», «решение неравенств» и т.д. для контроля за усвое­ нием данного материала широко используются тесты. В своей ста­ тье «приемы составления тестовых заданий» В. Е. Карчевский, на­ пример пишет «использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний.

Тесты оптимально соответствуют полной самостоятельности каждого ученика». 1

Можно в своей работе применять тесты четырех типов: закры­ тие, открытые, на соответствие и на установление пра­ вильной последовательности.

В заданиях закрытого типа дается несколько ответов, из кото­ рых надо выбрать правильный.

В заданиях открытой формы необходимо вставить или допол­ нить словом или группой слов конкретное предложение для его за­ вершения в виде верного высказывания.

Задание на соответствие предполагает наличие двух множеств, между элементами которых необходимо установить соответствие. Эти множества могут иметь заголовки, а их элементы перенумеро­ваны цифрами с лева и буквами справа. Каждому элементу левого столбца соответствует хотя бы один элемент правого столбца.

В заданиях на установление верной последовательности учаще­ муся предлагается какая либо последовательность в случайном порядке. Он должен слева от каждого действия вместо прочерка по­ ставить его порядковый номер в верной, по мнению учащегося, по­ следовательности.

Эффективным при повторении является проведение математи­ ческих диктантов. Постоянное проведение диктантов в начале урока дисциплинирует учащихся, позволят выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их.

«Большую роль в предупреждении неуспеваемости и ликвида­ ции пробелов в знаниях учащихся играет домашнее задание и само­ стоятельная работа».

Регулярное, добросовестное и правильное выполнение учащим­ ся домашних заданий путем самостоятельной работы является од­ ним из решающих условий достижения высокого качества заданий, поскольку гарантирует соответствующую подготовку к усвоению нового материала.

Цели домашних заданий:

- закрепление и осмысление изученного на уроках материала;

- совершенствование знаний и умений путем упражнений;

- развитие умений самостоятельной учебной деятельности.

Чтобы не было перегрузок у учащихся, а домашнее задание было продуманным и целенаправленным, определяется объем и со­держание его уже в процессе тематического планирования.

Домашнее задание должно планироваться так, чтобы оно выте­ кало из материала предыдущего урока, было продолжением его и целенаправленно готовило учащихся к усвоению нового материала.

В процессе повторения большую помощь оказывают опорные настенные таблицы.

« Данные таблицы следует вывешивать в кабинете всякий раз, когда будет необходимость вспомнить снова этот материал». Особенно важны эти таблицы потому, что с их помощью ребята имеют возможность воспринимать учебную информацию и на слух, и глазами. Как известно, эффективность восприятия повышается, если в этом процессе принимают участие одновременно несколько органов чувств. При работе с опорными плакатами учитель объясня­ ет новый материал, сопровождая объяснения записями основных моментов новой темы, пользуясь условными обозначениями. В ка­честве опорного материала обычно выступают формулы, графики, схемы и др. Они даются в определенной последовательности, выра­ жающей, как правило, логику рассуждений. Именной этот факт, что записи и зарисовки представляют собой не простую их совокуп­ность, а объединены выбранным способом умозаключений, и обес­ печивает более осмысленное восприятие учебного материала слабо­ успевающими учащимся.

«Опорные конспекты, составленные учащимися с помощью преподавателя, способствует более продуктивному восприятию, бо­ лее интенсивной выработке у учащихся навыки мышления»

Для своей работы я изготовила опорные таблицы по темам:

- «действия с дробями»;

- «решение квадратных уравнений»;

- «решение неравенств»;

- «действия над числами с разными знаками»;

Уже на уроках повторения видно, после проведения тестирования, диктантов, кому из учащихся необходима дополнительная помощь. Для оказания такой помощи проводятся консультации и дополнительные занятия. Дополнительные занятия и консультации должны иметь четко выраженную направленность на развитие учебных возможностей. Работа с каждым слабоуспе­ вающим учеником должна строится в зависимости от установленной причины отставания в учении.

Если, например, основной, доминирующей причиной, является недостаточное развитие навыков мышления и учебного труда, то одна из главных задач педагога заключается в развитии основных операций и умений учится; если ведущая причина слабой успевае­ мости кроется в отсутствии воли, то формирование волевых качеств становится центральным в воздействиях педагога и т. д.

Очень помогают в этой работе различные карточки-задания. Например, выполнение заданий по аналогии, с помощью алгорит­ мов, задания с задания с выбором правильного решения, задания для программированного контроля, карточки для фронтальной работы на уроке, дифференцированные задания и т. д.

Кроме этого «большую пользу в этой работе приносят специ­ альные карточки обучающего характера по основным разделам учебной программы».

Каждая карточка содержит краткий теоретический материал, образец решения примера по нему и запись решения другого приме­ ра с пропусками, чтобы учащийся попробовал свои силы, заполняя пропуски. В конце карточки предлагается пример для самостоя­ тельного решения. Такие карточки можно использовать на дополни­ тельных занятиях, на консультациях или для работы дома. Они по­ зволяют каждому ученику работать в своем, привычном темпе, по­ степенно, определенными дозами повторяя забытый материал, вос­ полняя пробелы.

Преподаватели на дополнительных занятиях могут принимать зачеты у слабоуспевающих учеников по отдельным вопроса темы, а так же заслушивать устные ответы не которых отстающих учеников (тех, кто по разным причинам испытывает сильное волнение, сму­щение и не может заставить себя говорить на уроке).

Дополнительные занятия и консультации обладают еще одной особенностью, имеющей большое значение при работе со слабоуспева-

ющими учащимися.Преподаватель,побеседовавс отдельными учениками, может узнать их поближе, проникнуться их заботами, трудностями. Проникновение во внутренний мир ученика способст­ вует сближению его с учителем, взаимопониманию и расположению друг к другу. Особенно это важно в установлении доброжелатель­ ных отношений с «трудными» учениками.

Завершением серии уроков повторения является зачет и зачетная контрольная работа. Зачет можно провести в виде смотра знаний по основным темам повторения.

Цели этого зачета следующие:

закрепить знания учащихся по темам «действия над числами с разными знаками», «действия с дробями». Внедрить тестовый кон­ троль при закреплении этих тем;

развить математическое мышление, поставить учащихся пе­ ред необходимостью знаний этих тем для практических целей и изу­ чении более сложных тем;

способствовать воспитанию личности и ее качеств, обеспе­ чивающих успешность исполнительской деятельности (трудолюбие, дисциплинированность, внимательность, ответственность).

Учащиеся должны осознавать, что от усвоения этих тем зависит качество усвоения более сложных тем.

В оснащение урока входит: интерактивная доска, опорные таблицы, тесты , карточки -- тесты, математические диктанты, справочный материал, ведомость (список группы).

Из методов обучения на этих уроках применяются: диалогиче­ский, частично- поисковый, репродуктивный.

По опорным таблицам и справочному материалу в тетрадях учащиеся формулируют.основные правила

действия над числами с разными знаками, действия с дробями, ре­ шения линейных и квадратных уравнений и неравенств.

После повторения теории, приступаем к практической части. Проводится математический диктант на два варианта.

С помощью проектора ответы проецируются на доску, учащие­ ся оценивают свою работу и сообщают оценки, которые вносятся в ведомость.Затем предлагаются карточки -- задания: пользуясь дан­ ным алгоритмом выполнить действия с дробям:

а) приводим дроби к общему знаменателю;

б) к каждой дроби записываем дополнительные множители;

в) дополнительные множители умножаем на числитель первой и
, второй дроби;

г) складываем (вычитаем) полученные значения в числителе;

д) полученная дробь является ответом.

- Первый и четвертый пример выполняет первый вариант, второй
и третий пример - второй вариант.

Дается так же аналогичная карточка с алгоритмом решения для умножения и деления дробей.

Консультанты (4 человека) собирают работы, проверяют и оценки заносят в ведомость.

Следующий этап - решение квадратных уравнений.
Учащимся предлагается карточка - тест (на два варианта):
1. Дискриминант квадратного уравнения

записывается в виде:

а) ь 2 +4ас ;

б) ь2 - 4ас ;

в)+Ь 2 -4ас ; - г)Ь 2 - 4ас

2. Если Д > 0, то уравнение имеет:

а) один корень;

б) два корня;

в) не имеет корней.

3. Корни квадратного уравнения вычитаются по формуле:

а)х 1,2 б)х 1,2

г)х 1,2

4. Корень уравнения вида ах = Ь находим по формуле:

а)х = а/в;

в) Х = в/а;

г) Х= в - а

5. ЕслиД = 0, то уравнение: а) не имеет корней;

б) имеет два корня;

в) имеет один корень.

На доске записан код ответов, по которому учащиеся оценивают свою работу. Дубликаты работы на листочках сданы учителю. Оценки за эту работу так же выставляются в ведомость.

Четвертый вид задания - тест на установление правильной по­следовательности решения линейного неравенства.

На карточке записаны этапы решения линейного неравенства в беспорядке. Учащиеся должны установить точный порядок.

Эта работа так же оценивается и оценка вносится в ведомость.

В заключении учащимся предлагается составить несколько за­ дач (по теме повторения) с которыми мы встречаемся в жизни. - Например, с выделением целой части из неправильной дроби.

Задача №1 Рыбак преодолел путь от населенного пункта до речки за 128 мин. Сколько часов он потерял на дорогу?

Задача №2 Продавец за покупку с 50 рублей дал сдачу 432 коп. Сколько это составляет рублей?

Таких задач можно составить множество, что и предлагается сделать учащимся дома.

В конце урока сообщается итоговая оценка за работу, которая выставляется в журнал.

Итог всей работы повторения - зачетная контрольная работа. Работа проводится по карточкам, у каждого учащегося свой вариант. Результаты этой работы, как и первой заносятся в специальную тет­ радь.

Из этих записей видно, какой прогресс достигнут в ликвидации пробелов в знаниях. В основном 85-90% учащихся справляются с этой работой с остальными же опять приходиться работать по тем темам, где допущены ошибки, до тех пор, пока пробелы не будут ли­квидированы.

«Профессиональное обучение как одно из ведущих звеньев под­ готовки молодежи к труду не ограничивается задачами только обу­чающего характера, оно призвано не только вооружить учащихся практическими умениями и навыками и соответствующими знания­ми, но и воспитать у них добросовестное отношение к труду, раз­ вить интеллектуальные качества, углубить интерес к выбранной профессии.

Ответственные задачи, связанные с воздействием на личность учащихся, решают педагоги в процессе формирования у них сознательного отношения к труду». Это отно­ шение является сложным образованием. Оно характеризует сознательную общест­венную направленность личности и включает в себя таки ценные качества, как ответственность, добросовестность, трудолюбие, го­товность выполнять любую нужную работу, коллективизм, береж­ливость, настойчивость. Успех работы преподавателя вообще и по данной проблеме особенно зависит в большой степени от того, на­сколько основательно изучил преподаватель психологические осо­бенности каждого учащегося в отдельности и данной группы в це­лом. А так же насколько педагогически правильно и оперативно он осуществляет педагогическую дифференциацию учащихся.

«Ежедневно, на каждом уроке ученик должен что-то добывать своими усилиями -- это не только правило дидактики, но и важная закономерность воспитания».

У лучших учителей желание питомцев узнать и знать никогда не угаснет потому, что они всегда чувствуют себя добывателями зна­ ний, переживают чувство гордости оттого, что они думая, работают. Что бы ученик никогда не потерял интерес к знаниям, надо научить его думать, приучить его к мысли как к труду. Еще Гете И. В. ска­ зал: «Мышление - это самый сложный труд. Будь мыслителем. Будь искателем и пытливым добывателем знаний. Живи в мире мыслей, постигай идеи. Кто остерегается идей, теряет в конце концов и понятия».

Литература

1. Т.Н. Алешина «Урок математики» Москва «Выс­ шая математика» 1991 г.

2. г. Астрахань, учебно-методический каб П.У. «Ме­тодические рекомендации по ликвидации и предупре­ ждению пробелов в знаниях учащихся».

3. М. В. Волович «Математика без перегрузок» Моск­ ва «Педагогика» 1991 год.

4. И. В. Гете «Избранное философское произведение» Москва 1964 год.

5. Т. Б. Гребенюк «Предупреждение неуспеваемости
учащихся средних ПТУ»Москва «Высшая школа» 1986 год.

6. А. П. Карпов «Даю уроки математики Москва
«Просвещение» 1992 год.

7. Журнал «Математика в школе» № 2 1995 год.

8. Г.Г. Левитас «Методы преподавания» Москва «Высшая школа» 1989 год.

9. Р.Д. Лукин «Устные упражнения по алгебре» Моск­ ва «Просвещение» 1989 год.

10. А. С. Макаренко Соч. второе издание т.5

11. В.А. Онищук «Урок в современной школе» Моск­ ва «Просвещение» 1986 год

12. Москва «Высшая школа» 1990 год.

13. В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего
человека» Москва «педагогика» 1990 год.

14. В. Ф. Шаталов «Опорные сигналы по физике»Ки­ев 1989 год.

15. М. Р. Щукин «Психологические основы индивиду­ ального подхода к учащимся» Москва «Высшая шко­ ла» 1990 год.

Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся - неотъемлемая часть деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы - залог высоких результатов обучения.

Учитель-практик знает, сколь кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Нельзя умалять роли и пускать эту работу на самотек, что называется, от случая к случаю. Необходимо проводить мероприятия по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса - процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков и пробелов в знаниях учащихся - одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

  • формирование прочных знаний;
  • обучение приемам самоконтроля;
  • формирование потребности в самоконтроле;
  • воспитание ответственности за выполненную работу;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Задачи, решаемые в ходе работы

Контролирующая . Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным, установление эффективности используемых методов, форм и средств обучения.

Обучающая. Совершенствование знаний и умений, их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения становятся более ясными и точными.

Диагностическая. Получение информации об ошибках и пробелах в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая. Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая. Стимулирование познавательной активности учащихся. Развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая . Получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду, потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяю на этапы: выявление ошибок; фиксирование ошибок; анализ допущенных ошибок; планирование работы по устранению пробелов; устранение пробелов ЗУН; меры профилактики.

I этап. Выявление ошибок

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконт-роля.

Письменные работы провожу регулярно. Строго слежу за самостоятельностью выполнения. Наиболее эффективными (для выявления ошибок) формами письменных работ считаю:

    в начале и конце учебного года - тестирование с последующим составлением матрицы данных (см. табл.1, в которой четко видны ошибки каждого в отдельности и класса в целом) (копии таких матриц выдаю на каждый стол для индивидуальной самостоятельной работы по анализу ошибок);

    в течение учебного года - традиционные контрольные и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;

    для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («Закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки» (для проверки усвоения знаний с числами и многочленами), минитесты («Согласен с утверждением - ставь “+”, иначе - “–”»). Задания такого типа позволяют быстро и, главное, своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.

Устная проверка ЗУН направлена на выявление типичных ошибок конкретной темы и общеучебных умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяю вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным, предельно сжатым и точным. Выделю два условия качественного выявления знаний:

Ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

Прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

Приемы устной проверки использую на различных этапах урока.

Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной, психолого-педагогической точки зрения. Формы: «Найти и объясни ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителем), «Проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников помогает учителю осуществлять проверку знаний учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм. «Задай вопрос», «Найди дыру в решении (как в математическом бое) и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений - вот далеко не все формы взаимоконтроля. Положительно еще и то, что взаимопроверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся, повышается интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

На этом этапе анализируется правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок

Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и выработать прочные умения и навыки даже после классической цепочки: учитель показал - ученик сам порешал - учитель указал на ошибки - ученик выполнил работу над ошибками. Приступая к изучению новой темы, школьник часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов в обучении математике. Необходимо вести строгий учет ошибок в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не из легких, оно требует терпения и времени. Но цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников. Рациональными формами фиксирования ошибок, на мой взгляд, являются следующие:

    Матрица данных - таблица, в которую заносятся результаты проверки теста. Она позволяет увидеть картину «справляемости» по классу в целом и каждого ученика в отдельности (табл.1).

    Тетрадь учета ошибок (она может быть выполнена в электронном виде) cодержит список класса и мониторинг «справляемости» со всеми письменными работами. На каждого ученика заводится отдельная страница (или часть ее), куда заносится информация о конкретных ошибках, ведется учет усвоения знаний. Наглядно видно, у кого какие проблемы, кто чего не сдал (табл.2).

    По ходу урока, при выполнении домашних работ настоятельно рекомендую ученикам, если что-то не смогли сразу понять, ставить пометки на полях (типа «?»), чтобы потом подумать или воспользоваться помощью учителя, одноклассника. Нацеливаю учеников на то, чтобы не оставляли «непонятных» участков без внимания.

III этап. Анализ допущенных ошибок

Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником - в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся, изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап. Планирование работы по устранению пробелов в знаниях

Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

    Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

    Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.

    Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

Таблица 1

Матрица данных

Класс

Часть 1

Часть 2

Итого

Отметка

№ задания

Сумма баллов

Сумма баллов

Верный ответ

1. Иванов И.

2. Петров П.

10. Якушев Ю.

Средний балл

Итоговый тест по алгебре в 8-м классе состоял из двух частей. Часть 1 содержала 17 заданий с выбором ответа. Каждое верно решенное задание оценивалось 2 баллами. Часть 2 содержала 7 заданий с развернутым решением. Каждое задание оценивалось своим максимально возможным числом баллов.

V этап.

Устранение пробелов в знаниях

    Анализ работы в классе.

    Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.

    Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).

    Задания на повторение во время фронтального опроса и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI этап. Меры профилактики

Трудно лечить болезнь, лучше ее не допустить. Ошибки - тоже своего рода недуг. Свести их к минимуму способствуют следующие профилактические меры.

    Тексты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно сформулированными, хорошо читаемыми.

    Активная устная отработка основных ЗУН, регулярный разбор типичных ошибок.

    При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий позволит свести ошибочность к минимуму.

    Подбор заданий, вызывающих интерес, формирующих устойчивое внимание.

    Прочному усвоению (а значит, отсутствию ошибок) способствуют правила, удобные для запоминания, четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.

К примеру, изучая формулы приведения , предлагаю ребятам запомнить всего три слова, но строго в таком порядке:

1) четверть; 2) знак; 3) название.

Следуя этому алгоритму, ошибок не будет. Предположим, что нужно упростить выражение sin(π – x ). Рассуждения строим так:

1) четверть: π – x , значит, II четверть;

2) знак: во II четверти у синуса знак «+»;

3) название: не меняем, так как p находится на горизонтальной оси, положение которой соответствует отрицательному качанию головой.

Итак, sin (π – x ) = sin x .

    Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.

Таблица 2

Фрагмент тетради учета ошибок

10 класс
Ученик Аронов С.
Раздел программы:
«Тригонометрические функции»

Элемент содержания

Усвоение знаний

Числовая окружность

Определения тригонометрической функции

Радианная мера

Основные формулы

Формулы приведения

Свойства функций

Графики тригонометрических функций

Почему детям трудно в школе?

С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.

На первые же проявления школьных трудностей следует обратить внимание, потому что с них начинается серьезное отставание ребенка в учебе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Если при этом его наказывают – и педагог, и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - усугубляют неуверенность ребенка. Не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценку не ругаю, но сидеть-то на уроке спокойно может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что ругаете, в чем упрекаете – за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял учебное задание. Смысл один: меня ругают – значит, я плохой, ни на что не гожусь.

1. Слабый уровень развития способностей

У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учится на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог. Он проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.

2. Пробелы в знаниях по учебным предметам

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

3. Завышенные требования к успеваемости

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?

Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учится хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может привести к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствиям.

Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.д.

4. Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям

Здесь важно отметить, что есть дети, которые не умеют и дети, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.)

Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения. Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога.

5. Конфликты в школе (с детьми или учителями)

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.

У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.

Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.).

6. Отсутствие интереса к обучению

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.

Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи.

Что же могут родители, если школьные трудности все же появились?

Первое – не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче в школе.

Второе – настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).

Третье – ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачу. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

Четвертое – забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

Пятое – не обсуждайте проблемы ребенка с педагогом в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.

Шестое – интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил … Все нервы вымотал …» обычно такие занятия заканчиваются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то бывает и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый человек, а виноват – ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка – очень редко …

Почему-то родители считают, если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает – больше читать; если плохо считает – больше решать примеров. Но ведь это утомительное, не дающее удовлетворения занятия убивает радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него. Никогда не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, убедитесь, что все ему понятно.

Не менее важно решать, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягкие – но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бывают через край … Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряет терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

Ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» ученик устал, и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должны превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!

Не стремитесь любой ценой и не жалея времени сделать все сразу.

Седьмое – постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

Восьмое – самое важное при оказании помощи ребенку – это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. А если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно; это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в кино …

Девятое детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, не собраны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.

Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше.

Пожалуй, самое трудное время – вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть … Можно предоставить ему некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до пол десятого). Очень важен полный (без каких либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно в каникулы.

Десятое , и последнее – своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если вы самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, логопеду, неврологу, детскому психиатру). Они помогут установить причину школьных трудностей, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации. И выполняйте все их рекомендации!

  • JavaScript ,
  • ReactJS ,
  • Разработка веб-сайтов
    • Перевод

    Вчера я разговаривал с другом, который ищет разработчика на открытую вакансию. Он выразил некоторое разочарование, которое я тоже испытываю в последнее время:

    У меня проблемы с поиском фронтенд-разработчика, в основном, по WP, Foundation, CSS, JS, на низкоуровневую позицию. Не могу понять, в чём дело. Ни у кого из кандидатов нет «базовых знаний» ничего из перечисленного. Но они могут делать сайты на React или других JS-фреймворках, или на базе WP-шаблонов. Но если я говорю, что нужно сделать простые изменения в CSS, смотрят пустыми глазами… Или какую-нибудь мелочь на чистом JS, ничего.
    Нет недостатка в учебных лагерях, курсах, полно ресурсов для изучения фронтенд-разработки. Но я собеседовал кучу ребят из этих учебных лагерей и думаю, что там серьёзно недооценивают важность CSS и основ JavaScript.

    Конечно, есть ограничения на то, сколько можно усвоить за 12 недель обучения. Но огромная часть проблемы в том, что наша индустрия восхищается новым, одержима самыми последними и прекрасными SPA-фреймворками, в то же время обесценив CSS и «старые» имплементации.

    Восхищение новым

    Наша индустрия восхищается новыми подходами к разработке. Чем ещё можно объяснить непрерывное стремление выбросить все наработки и «переделать с нуля» каждый раз, когда появляется новый, лучший и более сложный фреймворк? Каждый раз мы утверждаем, что это приведёт к более чистой, простой, идеально абстрагируемой архитектуре, и каждый раз всё заканчивается изобретением велосипедов, воссозданием багов и открытием заново всех пограничных ситуаций, которые снова приводят к такому же безобразному коду.

    Это не означает, что никогда ничего не стоит переписывать или что новое никогда не бывает лучшим. Просто мы пали жертвами культа бесплатных вещичек и идеи идеальной абстракции. Каждая новая архитектура идеальна до тех пор, пока не сталкивается с жёсткими условиями реального мира. К сожалению, люди - довольно хаотичные существа, и весь наш софт создан для решения человеческих проблем. Поэтому каждая программа в реальном мире заканчивает дырявыми абстракциями, неуклюжими пограничными ситуациями и новыми компромиссами.

    Эта гонка по бесконечной переделке и концентрации только на последнем и самом лучшем часто приводит к отказу от прежних решений тех проблем, которые в итоге появляются заново. Также она приводит к тому, что мы применяем новые инструменты в абсолютно неподходящих областях, просто потому что они новые.

    Одержимость самыми последними и прекрасными SPA-фреймворками

    Публикуя список рассылки по фронтенд-разработке, я каждый день вижу эту проблему во время текущего бума SPA. Читаю огромное множество статей, где авторы пишут о разных технологиях, и поверьте, почти все в мире JavaScript пишут об одном или другом из этих фреймворков как будто это абсолютно новая и уникальная инновация. Хотя это отличные инструменты, но каждый из них создан для решения конкретной проблемы. Они основаны на схожем базисе и делают разный выбор в зависимости от задач, для которых оптимизированы.

    Можно взять React для примера, потому что он так сильно продвигается в последние несколько лет…

    Не поймите меня неправильно, я люблю React. Это феноменально мощный инструмент. Он делает не только возможным, но и простым создание интерфейсов, которые казались нереальными, когда я начинал веб-разработку. Однако новички в индустрии приходят и видят всю эту шумиху вокруг React и предполагают, что это единственная истина, как следует писать на JavaScript. Сделать новое веб-приложение? Используй React! Нестандартный шаблон для блога? React! Переделать старый сайт? Переходи на React!

    Это катастрофический подход к использованию технологии! И не слушайте меня, послушайте одного из самых видных разработчиков в сообществе React, Дэна Абрамова! Когда Кори Хаус попросил высказаться о недостатках React, Дэн дал наиболее подробное описание:


    «Его производительность хуже шаблонов, если много вещей исключительно быстро обновляются одновременно. Например, приложения для биржевой торговли»


    «Ради выразительных возможностей языка приносится в жертву память. Приложения React обычно делают больше краткосрочных размещений в памяти под большой нагрузкой»


    «Он в основном спроектирован исходя из потребностей Facebook. Так что если ваши приложения сильно отличаются от того, что делает Facebook, то React может не подойти для ваших нужд»

    Это только часть, но открытость Дэна подтолкнула Кори к ответу:
    «Должен сказать, я поражён, что лучший список причин не использовать React пришёл именно от вас, Дэн. Действительно восхищаюсь столь откровенным и подробным ответом»

    Очевидно, у Дэна нет иллюзий о том, что React идеален для всего; он хорошо знаком с компромиссами, на которые пошли разработчики! Но такая большая часть сообщества спешит перейти на SPA-фреймворки для всего подряд и полностью игнорируют факт, что эти инструменты решают конкретные области задач. Да, это феноменальные инструменты и огромное удовольствие с ними работать… но часто они абсолютно не подходят для решения задач в других областях.

    Превознося фреймворки над всем остальным, мы не замечаем решений, которые гораздо более подходят для этих областей.

    Обесценивание CSS

    В индустрии появилась тенденция унижать HTML и CSS как «не настоящую разработку» и нечто низшего уровня. Думаю, это идёт от того, что логику стали превозносить над графическим/пространственным мышлением… CSS и HTML воплощают иерархические, графические и пространственные отношения, в то время как JavaScript фокусируется в первую очередь на логике.

    Но замечательная особенность логических языков/выражений состоит в том, что часто они могут включать другие типы отношений… что позволяет выражать пространственные отношения на логическом языке. Однако мы в индустрии часто неправильно интерпретируем такую большую широту возможного выражения как то, что выражение на этом языке строго превосходно.

    Это НЕ так!

    На самом деле, если посмотреть на примеры из математики и физики, то часто наоборот! В этих областях, если вы начинаете с логической модели, то часто отчаянно пытаетесь найти пространственную или графическую модель, которую можно здесь применить.

    Причина в том, что эти пространственные модели зачастую раскрывают гораздо более интуитивные или лаконичные способы представления проблем - и они приводят к важным озарениям и выводам, которые мы затем кропотливо пытаемся перевести обратно в логическую форму.

    CSS представляет невероятно мощный фреймворк для выражения графических и пространственных отношений, иногда исключительно сложных!

    Сохранение сложности

    Это приводит меня к моему ключевому тезису о разработке ПО - сохранение сложности .

    В любой решаемой проблеме есть некий присущий уровень сложности, и эта сложность должна быть где-то учтена.

    Это всплывает во многих случаях, но в данном примере речь идёт о сложности выражения графических и пространственных отношений. Различные элементы на странице пространственно взаимосвязаны друг с другом невероятно сложным образом на разных уровнях, особенно с учётом манипуляций и перемещений этих элементов. Эта сложность должна быть где-то учтена, а в случае CSS браузер делает почти всю работу за вас!

    Существует *невероятно много* кода JavaScript, написанного просто потому что разработчик недостаточно хорошо знает CSS.


    «Это правда. Я работала над проектом, где 2000 строк JS делали то, что уже реализовано в position: absolute , просто потому что разработчики не понимали этого»

    Что делать?

    Я не пытаюсь сказать, что нам не следует использовать или учить людей новейшим и самым лучшим инструментам. SPA-фреймворки вроде React, Angular, Vue и Ember позволяют создавать в вебе невероятно мощные интерфейсы, которые просто были невозможны всего несколько лет назад. Эти инструменты действительно изменили представление о том, что возможно сделать в онлайне.

    Но я считаю, что следует искоренить элитизм SPA и вновь подчеркнуть важность фундаментальных знаний и выбора правильного инструментария.

    Создатели этих фреймворков редко заявляют, что они хороши для всего подряд, но мы в индустрии настолько их возвысили, что новички полностью пропускают изучение базовых основ и предполагают, что только этот сложный инструментарий - единственный «правильный» способ решения их проблем.

    Если все новые разработчики будут с презрением смотреть на CSS, то мы придём к тому, что 2000 строчек JavaScript будут пытаться заново реализовать position: absolute; .

    Если все новые разработчики решат, что новый код HTML и JavaScript можно писать только через SPA, то мы придём к исключительно перепроектированным, глючным и тормозным блогам, маркетинговым сайтам и всему остальному, что сейчас хорошо реализовано на старых технологиях.

    Нам следует серьёзно поговорить о том, какие навыки мы ожидаем от разработчиков в нашей отрасли и чему мы их обучаем. Вполне нормально начать обучение новичка в каком-нибудь учебном лагере, но есть серьёзный разрыв между современными выпускниками этих лагерей и тем, что требует индустрия. Может быть нереально ожидать соответствие этим требованиям после 8-12 недель обучения, но нужно хотя бы направить их по правильному пути.

    К учебному плану основ

    Я не составлял учебник основ веб-разработки, но несколько вещей определённо включил бы туда. Они перечислены ниже со ссылками на бесплатные и платные ресурсы для более глубокого изучения, но что бы ВЫ включили в список? Напишите в комментариях.

    CSS

    1. Базовая блочная модель в CSS (box model). Это главная из основ, которую вы ОБЯЗАНЫ понять. В качестве бесплатного ресурса можно порекомендовать Шея Хоу из его бесплатного курса Learn to code HTML & CSS . С платной стороны, особенно если вы легче воспринимаете аудиовизуальный контент, у моего друга Джеймса Стоуна есть неплохой видеокурс по блочной модели в CSS .
    2. Специфичность CSS . Это ещё одна важная основа, которую нужно понять, если собираетесь заняться веб-разработкой. Без прочного понимания специфичности вы непрерывно будете пытаться заставить свой код CSS работать так, как нужно. В Smashing Magazine есть отличный обзор для начала .
    3. Flexbox . Спецификации Flexbox произвели революцию в методах вёрстки, и вам непременно нужно воспользоваться преимуществами этой технологии. Лучший ресурс по Flexbox, который я видел, - этот справочник от CSS Tricks . Если ищете видеокурс по Flexbox, посмотрите