Новый порядок 2 мировая война. Оккупационный режим в странах Европы в период Второй Мировой войны

Цели и задачи урока:

  • Охарактеризовать особенности оккупационного режима и движения сопротивления на оккупированных территориях, его политическую ориентацию и формы борьбы.
  • Пояснить причины перехода военной инициативы в советским войскам в 1943 году.
  • Работать с новыми историческими понятиями: “Новый порядок”, “Движение Сопротивления”, “Коллаборационизм”, “Холокост”.
  • Развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обосновывать свою точку зрения.
  • Совершенствовать умения учащихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рассмотрения исторических событий.
  • Формировать умения и навыки работы с обобщающими таблицами и схемами; систему работы с картами, атласами, историческими первоисточниками, учебником.
  • Воспитывать в учениках толерантность, уважение к людям разных национальностей, увлечение историей, умение находить в событиях из прошлого связь с историей своей семьи.

Оборудование урока:

  • Мультимедиа-проектор для показа подготовленной презентации (смотри Приложение 1 ).
  • Карта “Вторая Мировая война”.
  • Учебник по всемирной истории для 11 класса.
  • Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  • Раздаточный материал для учащихся (смотри Приложение 2 ).
  • Задания для групповой работы (по двум вопросам).
  • Тестовые задания для итогового контроля знаний учащихся.

Основные термины и понятия:

  • “Новый порядок”,
  • “Движение Сопротивления”,
  • “Коллаборационизм”,
  • “Холокост”.

Тип урока: Комбинированный урок усвоения новых знаний с элементами критического мышления учащихся в процессе групповой работы с историческими источниками.

Структура урока:

1. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока.

2. Проверка предыдущего домашнего задания (на основе беседы по вопросам).

3. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся (вступительное слово учителя).

4. Изучение нового материала по следующему плану:

План изучения нового материала:

  1. Работа над историческими понятиями (“Новый порядок”, “Движение Сопротивления”, “Коллаборационизм”, “Холокост”).
  2. “Новый порядок”.
  3. Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.
  4. Движение сопротивления.
  5. Холокост.

5. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся с последующей взаимопроверкой в парах и анализом путем беседы по вопросам).

6. Объяснение нового домашнего задания.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.

Ход урока

I. Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.

Эпиграф урока:

“Но повсюду клубится за нами,
Поколеньям другим не видна,
Как мираж, как проклятье, как знамя,
Мировая Вторая война”
Юлия Друнина

II. Проверка предыдущего домашнего задания.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Какие страны оккупировали Германия, Италия и Япония на протяжении 1939 – 1942 гг.?
  2. Какие цели ставили перед собой агрессоры, захватившие территории других стран?

III. Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вступительное слово учителя:

Совершая агрессию в Европе, Азии и Африке, страны фашистского блока проводили жестокую оккупационную политику, которая включала в себя нещадную эксплуатацию и ограбление подневольных народов, ужасные разрушения, террор и массовое истребление населения. Претенденты на мировое господство, взяв за основу расовую теорию, провозглашали “Новый порядок”, суть которого сводилась к ликвидации всех прав человека и демократических свобод, к грубому насилию и бесправию, геноциду “неполноценных народов” – славян, евреев, ромов (цыган).

IV. Изучение нового материала.

1. Работа над историческими понятиями (учащиеся работают в тетрадях).

“Новый порядок” – террористический режим фашистов на оккупированных территориях.

“Движение Сопротивления” – антифашистское движение в оккупированных странах.

“Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и физическое уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

2. “Новый порядок”.

Рассказ учителя:

Нацистский “новый порядок” в Европе представлял собой:

  • Безграничное оккупационное управление на захваченных территориях.
  • Воцарение марионеточных правительств (правительство Виши во Франции и Квислинга в Норвегии).
  • Создание профашистских правительств (Чехословакия – правительство Венеша, Хорватия – правительство Усташи).
  • Проведение политики “союзнических” отношений с фашистскими режимами.
  • Ликвидация реальной независимости страны.
  • Политика геноцида.
  • Устранение всех демократических свобод и завоеваний.
  • Экономическая эксплуатация населения и природных богатств страны.
  • Использование экономического потенциала страны в личных целях.

3. Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.

Рассказ учителя:

План “Ост” был подан Гитлеру 25 мая 1940 года. Он сразу же утвердил его как директиву. Этим планом предусматривалось колонизация Советского Союза и стран Западной Европы, уничтожение миллионов людей, превращение в рабов рейха русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов и другие народы Западной Европы, которые останутся в живых.

Планировалось выселить за 30 лет 65% населения Западной Украины, 75%населения Белоруссии, 80-85% поляков с территории Польши, значительную часть населения Литвы, Латвии и Эстонии – всего 31 миллион человек. Позднее немецкое правительство увеличило число лиц, которые подлежали выселению из Западной Европы до 46-51 миллиона человек. Намечалось на свободные земли переселить 10 миллионов немцев, а местных жителей, которые остались (по подсчетам гитлеровцев – около 14 миллионов человек), постепенно “онемечить”. Документы нацистского рейха свидетельствуют, что СССР подлежал расчленению и ликвидации. На его территории предполагалось создать четыре рейхс-комиссариата – немецкие колониальные провинции “Остланд”, “Москва”, “Украина”, “Кавказ”, управление которыми должно осуществляться специальным “восточным министерством” под руководством А. Розенберга.

Смысл “нового порядка”, как нацисты называли установленный ими режим, сводился к ликвидации независимости и суверенитета всех демократических и социальных завоеваний, безграничной экономической эксплуатации и своеволию оккупантов.

Экономики всех захваченных стран были поставлены на службу захватчикам. Промышленность работала по заказу оккупантов. Сельское хозяйство снабжало их продовольствием, рабочая сила использовалась на строительстве военных объектов.

Миллионы жителей Европы были насильственно угнаны на работы в Германию. Ближе к концу войны нехватка рабочей силы стала настолько острой, что нацисты стали использовать даже труд детей. Для удерживания покорности населения широко использовалась система доносительства и массовых экзекуций. Символом этой политики стало полное уничтожение жителей сел Орадур во Франции, Лидице в Чехословакии, Катынь в Белоруссии, в Российской Федерации гитлеровцы уничтожили более 10 миллионом мужчин, женщин и детей. Нацистский режим демонстрировал всему миру свою античеловеческую сущность.

История никогда не простит фашизму эти нечеловеческие злодеяния, которые именовались “Новым порядком”

Назовите составные части “Нового порядка”.

Работа с документом №1:

Из Комюнике Французского Национального комитета про зверства гитлеровцев от 23 июня 1942 года.

“3 октября 1941 года Германия начала использовать во Франции свои обычные методы насилия. Сейчас нет возможности установить, сколько французов стали жертвами этих методов… Среди методов насилия, которые используют немцы, можно выделить:

1. Массовые казни заложников. После первой казни заложников в Нанти в октябре 1941 года по всей оккупированной территории Франции ширится практика казни от пятидесяти до ста французов-заложников за каждого убитого немца.

2. Насильственное сопровождение французскими гражданскими лицами немецких военных эшелонов. После случая, который произошел возле Каена с одним из немецких эшелонов, груженным оружием, было решено, что с этого дня французов будут насильно размещать в каждом немецком поезде. Так погибло тридцать французов, когда один из эшелонов сошел с рельсов возле города Вира.

3. Массовые выселения… Тысячи людей, которые находились в концентрационных лагерях парижского района, прежде всего евреи, были отправлены группами по пятьсот человек на территорию Польши и оккупированной России.

4. Репрессии относительно семей так называемых “саботажников”.

Вопрос к документу:

Какие методы насилия использовали гитлеровцы относительно гражданского населения Франции?

4. Движение Сопротивления.

Рассказ учителя:

Движение Сопротивления – это борьба демократических сил в оккупированных странах против захватчиков, которую можно разделить на два основных направления – национальное и коммунистическое. В то время как в странах Западной Европы оба эти направления соприкасались, в Центральной и Юго-Восточной Европе представители этих течений не только боролись с фашистами, но и воевали между собой.

Формы этого движения были разнообразными. В одних случаях это были собрания и передача союзникам ценной информации, в других – саботаж, срыв военных поставок, нарушение ритма военного производства, диверсии. В эти же годы появляются первые партизанские отряды в Польше, Югославии, Албании, Греции. Одним из первых актов европейского движения сопротивления стало восстание в варшавском гетто в 1943 году. Почти месяц плохо вооруженные жители гетто, обреченные на уничтожение, сражались с немецкими войсками.

На территории, оккупированной Японией, положение было почти таким же. Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Бирма, Индонезия и Филиппины до войны не имели независимости. Японская оккупация означала лишь смену метрополии. Более того, какое-то время народы этих стран надеялись, что из рук Японии они получат независимость; в качестве оправдания своих завоеваний она выдвинула лозунг “Азия для азиатов”. Так что иллюзия быстро развеялась. Японский оккупационный режим оказался наиболее жестоким, чем колониальный. Антияпонское сопротивление возникло в Бирме, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах.

Аналогично сложилась ситуация и в оккупированной Советской Украине, когда лидеры Украинского Национального движения ожидали с приходом нацистов получить из их рук независимость, создать свое государство. 30 июня 1941 года в оккупированном немцами Львове был провозглашен “Акт о независимости Украины” и создано украинское правительство во главе с Я. Стыцко.

На этот шаг оккупанты отреагировали быстро и жестко – арестовав всех членов этого правительства и отправив их в концентрационные лагеря, где они пробыли до конца войны.

Работа с таблицей:

“Национально-освободительное движение в странах Европы”.

Страна Течения движения сопротивления
Национальное Коммунистическое
Франция Организация “Свободная Франция” во главе с генералом Шарлем де Голлем.

Создание в стране разветвленной агентурно-диверсионной сети.

Ноябрь 1942 г. – договор Шарля де Голля с компартией о совместных действиях.

Май 1943 г. – создание национально-освободительного фронта.

Июнь 1943 г. – создание Французского Комитета Национального освобождения (ФКНО), который провозгласил себя правительством.

Коммунистическая партия Франции (КПФ).

Создание партизанских отрядов (маки).

Сентябрь 1943 г. – создания Партизанского комитета освобождения.

Особенность французского движения сопротивления: совместная работа всех течений
Югославия Организация четников генерала Д. Михайловича. (чета – отряд) Народно-освободительная армия под командованием И. Броз Тито
Особенность югославского движения сопротивления: противоборство между течениями внутри движения.
Польша Эмигрантское правительство в Лондоне и подчиненная ему Армия Крайова под командованием генерала Бур-Комаровского. Польская рабочая партия и созданная ею Армия Людова
Особенности польского движения сопротивления: значительный авторитет среди населения Армии Крайовой, руководимой из Лондона эмигрантским правительством, и Армии Людовой, созданной польской рабочей партией. Существование существенных разногласий между двумя направлениями движения сопротивления.

Чем национально-освободительное движение в Польше отличалось от подобных движений в Югославии и Франции?

Рассказ учителя:

Наибольшего размаха партизанское движение достигло на территории Украины, Белоруссии, в западных районах России.

“Национально-освободительное движение на территории бывшего СССР”.

Условия Партизанские отряды Подпольные организации Формы борьбы
Начало 30-х гг. – создание в западных районах СССР тайных партизанских баз на случай войны.
  • 1937 – 1939 гг. – полная ликвидация секретных баз.
  • Подозрительное отношение Л.Берия к народному партизанскому движению.
  • Стихийные, народные, околовластные (просоветские).
  • Чекистские, созданные из работников органов контрразведки.
  • Национальные (Украинская повстанческая армия) – антисоветские
Просоюзнические; на Украине еще и антисоветские – ОУН(Б) – с 1942 г.
  • Диверсии на коммуникациях
  • Разгром вражеских штабов, комендатур и прочее.
  • Разрушение линий связи, дорог, мостов.
  • “рельсовая война”.
  • Убийства калаборационистов

Коллаборационисты – представители местного населения, которые сотрудничали с оккупационными властями.

Патриотическое и антифашистское Движение Сопротивления играли очень важную роль в победе над фашизмом. И, несмотря на то что его участники выбирали различные формы и способы борьбы против врага, их деятельность существенно ослабляла врага и приближала Победу.

Работа в группах № 1: (класс делится на 4 группы).

Задание для группы № 1.

“Национально-освободительное движение во Франции”.

Задание для группы № 2.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Италии”.

Задание для группы № 3.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Югославии”.

Задание для группы № 4.

По материалу учебника заполните таблицу “Национально-освободительное движение в Польше”.

После обсуждения материала таблиц, заполненных учениками, проводится первичная проверка их знаний по изучаемой теме по следующим вопросам:

  1. В чем состоял план “Ост”?
  2. Обозначьте особенности “Нового порядка” в оккупированных странах Европы.
  3. Чем объясняется участие в Движении Сопротивления представителей гражданского населения независимо от их политических и религиозных убеждений?

5. Холокост.

Рассказ учителя:

Слово “холокост” обозначает катастрофу или уничтожение еврейского народа в годы Второй Мировой войны. Напомню, что “Холокост” (от английского holocaust) – систематическое преследование и уничтожение людей по признакам их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетическому типу как неполноценных, вредных. (Тотальный геноцид (уничтожение) нацистами евреев на оккупированных территориях).

“Новый порядок” предполагал осуществление особой расовой политики, жертвами которой стали евреи, ромы (цыгане), а, со временем, и славянское население Восточной Европы.

В 1942 году правительство Германии принимает решение о начале физического уничтожения всех евреев в Европе. 25 января 1942 года в городе Ванзее под Берлином состоялось совещание “об окончательном решении еврейского вопроса”. Гейдрих рассказал на этом совещании про точное количество евреев, которые подлежат уничтожению в Европе, назвав 33 страны.

В Польше были созданы сеть “фабрик смерти” – концентрационных лагерей, наибольшими из которых были Освенцим (на территории этого польского города было расположено два “лагеря смерти” – Аушвиц и Беркенау) – с мая 1940 г. до января 1945 г. в нем было уничтожено более 4 миллионов людей, Майданек – здесь погибло более полутора миллионов заключенных, Треблинка, Собибур, Хелмо, Белжец. На территории Германии возникли лагеря Дахау, Бухенвальд, Заксенхаузен и Равенсбрюк. Так же на территории Австрии появился лагерь Маутхаузен.

Всего в концентрационных лагерях оказалось около 18 миллионов человек, более 12 миллионов из которых были уничтожены. Среди погибших евреи составляли 6 миллионов человек. Только в “Бабьем яру” в Киеве нацисты уничтожили за 2 дня 195 тысяч человек, 150 тысяч из которых были евреями. Кровавые погромы проводили специально созданные зондер-команды.

Работа с документом № 2: (проводится в группах, класс делится на 5 групп).

Задание для группы № 1.

Вопрос к группе:

Задание для группы № 2.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Что вы думаете о социальном статусе семьи автора этих строк?

Задание для группы № 3.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Как вы бы чувствовали себя, оказавшись в такой ситуации?

Задание для группы № 4.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

В какой стране и в какие годы, на ваш взгляд, происходили описанные события?

Задание для группы № 5.

Прочитайте отрывок из дневника еврейской девушки (Анны Франк) времен оккупации. Обсудите документ и дайте ответ на вопрос после его текста.

“Один из полицейских был очень разражен и сказал: “…Никто из еврейских детей больше не имеет права держать велосипед. И на хлеб евреи тоже не имеют права; они должны не есть все, а оставить пищу для солдат”. А потом они пришли и забрали столовое серебро, ковры, картины, венецианское зеркало, мой фотоаппарат…”

“…Пришел к нам крестьянин из Крайно и рассказал, что дочь нашего судьи застрелили, потому что она шла после семи вечера по улице…”

Вопрос к группе:

Какие мысли возникли у вас после прочтения дневниковой записи?

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся (проводится путем тестирования учащихся с последующим анализом при беседе по вопросам).

1. Расположите в хронологической последовательности:

А) Курская битва.
Б) Создание штаба партизанского движения.
В) Сталинградская битва.
Г) Создание антигитлеровской коалиции.
Д) Утвержден план “Ост”.
Е) Трагедия в Бабьем Яру.

А
Б
В
Г
Д
Е

2. Соотнесите понятия:

1
2
3
4

3. Как назывался план наступления на Москву войсками нацистской Германии?

А) Буран.
Б) Тайфун.
В) Прорыв.

4. Сколько дней длилась героическая оборона Одессы?

А) 70 дней.
Б) 71 день.
В) 73 дня.

5. Какой город в СССР первым был удостоен звания “Город-герой”?

А) Севастополь.
Б) Москва.
В) Одесса.
Г) Ленинград.
Д) Сталинград.

Проверка теста осуществляется путем взаимопроверки в парах с помощью учителя.

После проверки теста проводится заключительная беседа с учащимися по следующим вопросам:

  1. Что такое Движение Сопротивления? Какой характер оно имело?
  2. Какие слои населения и почему принимали участие в Движении Сопротивления?
  3. Назовите страны, в которых Движение Сопротивления приняло массовый характер?
  4. Как в начале XXI века чтят жертв холокоста?

VI. Объяснение нового домашнего задания.

  • Отработайте текст соответствующего параграфа учебника.
  • Подготовьте сообщения о соотношении сил на советско-германском фронте к осени 1942 года.
  • Ответьте на вопрос: Что вам говорит название волжского города – Сталинград?

При желании каждый учащихся может сопроводить свое сообщение компьютерной презентацией.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.


В течение первого периода войны фашистские государства силой оружия установили свое господство почти над всей капиталистической Европой. Кроме народов Австрии, Чехословакии и Албании, ставших жертвами агрессии еще до начала второй мировой войны, под игом фашистской оккупации к лету 1941 г. оказались Польша, Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия, Люксембург, значительная часть Франции, Греция и Югославия. В это же время азиатский союзник Германии и Италии - милитаристская Япония оккупировала обширные районы Центрального и Южного Китая, а затем и Индокитая.

В захваченных странах фашисты установили так называемый «новый порядок», воплощавший главные цели государств фашистского блока во второй мировой войне - территориальный передел мира, порабощение независимых государств, истребление целых народов, установление мирового господства.

Создавая «новый порядок», державы оси стремились мобилизовать ресурсы оккупированных и вассальных стран с тем, чтобы, уничтожив социалистическое государство - Советский Союз, восстановить безраздельное господство капиталистической системы во всем мире, разгромить революционное рабочее и национально-освободительное движение, а вместе с ним все силы демократии и прогресса. Именно поэтому «новый порядок», опиравшийся на штыки фашистских войск, поддерживали наиболее реакционные представители господствующих классов оккупированных стран, проводившие политику коллаборационизма. У него находились сторонники и в других империалистических странах, например профашистские организации в США, клика О. Мосли в Англии и т. п.

«Новый порядок» означал прежде всего территориальный передел мира в пользу фашистских держав. Стремясь максимально подорвать жизнеспособность захваченных стран, немецкие фашисты перекраивали карту Европы. В состав гитлеровского рейха были включены Австрия, Судетская область Чехословакии, Силезия и западные области Польши (Поморье, Познань, Лодзь, Северная Мазовия), бельгийские округа Эйпен и Мальмеди, Люксембург, французские провинции Эльзас и Лотарингия. С политической карты Европы исчезли целые государства. Одни из них подверглись аннексии, другие расчленялись на части и прекращали существование как исторически сложившееся целое. Еще до войны было создано марионеточное словацкое государство под эгидой фашистской Германии, а Чехия и Моравия превращены в германский «протекторат».

Неаннексированная территория Польши стала именоваться «генерал-губернаторством», вся полнота власти в котором находилась в руках гитлеровского наместника. Францию разделили на оккупированную северную зону, наиболее развитую в промышленном отношении (при этом департаменты Нор и Па-де-Кале подчинялись в административном отношении командующему оккупационными войсками в Бельгии), и неокку-пированную - южную, с центром в городе Виши. В Югославии были образованы «независимые» Хорватия и Сербия. Черногория стала добычей Италии, Македония была отдана Болгарии, Воеводина - Венгрии, а Словения поделена между Италией и Германией.

В искусственно созданных государствах гитлеровцы насаждали покорные им тоталитарные военные диктатуры, такие, как режим А. Паве-лича в Хорватии, М. Недича в Сербии, Й. Тиссо в Словакии.

В странах, подвергшихся полной или частичной оккупации, захватчики, как правило, стремились сформировать марионеточные правительства из коллаборационистских элементов - представителей крупной монополистической буржуазии и помещиков, предавших национальные интересы народа. «Правительства» Петэна во Франции, Гахи в Чехии были послушными исполнителями воли победителя. Над ними обычно стоял «имперский комиссар», «наместник» или «протектор», который держал в своих руках всю власть, контролируя действия марионеток.

Но создать марионеточные правительства удалось не всюду. В Бельгии и Голландии агентура германских фашистов (Л. Дегрель, А. Муссерт) оказалась слишком слаба и непопулярна. В Дании в таком правительстве вообще не было нужды, так как после капитуляции правительство Стау-нинга послушно выполняло волю немецких захватчиков.

«Новый порядок» означал, таким образом, порабощение европейских стран в различных формах - от открытой аннексии и оккупации до установления «союзнических», а фактически вассальных (например, в Болгарии, Венгрии и Румынии) отношений с Германией1.

Не одинаковы были и насаждаемые Германией в порабощенных странах политические режимы. Одни из них являлись открыто военно-диктаторскими, другие, следуя примеру германского рейха, маскировали свою реакционную сущность социальной демагогией. Например, Квислинг в Норвегии объявлял себя защитником национальных интересов страны. Вишистские марионетки во Франции не стеснялись кричать о «национальной революции», «борьбе против трестов» и «отмене классовой борьбы», в то же время открыто сотрудничая с оккупантами.

Наконец, имелось некоторое различие в характере оккупационной политики немецких фашистов по отношению к разным странам. Так, в Польше и ряде других стран Восточной и Юго-Восточной Европы фашистский «порядок» сразу проявил себя во всей своей античеловеческой сути, поскольку польскому и другим славянским народам предназначалась участь рабов германской нации. В Голландии же, Дании, Люксембурге и Норвегии гитлеровцы на первых порах выступали в качестве «нордических братьев по крови», стремились привлечь на свою сторону некоторые слои населения и социальные группы этих стран. Во Франции оккупанты первоначально проводили политику постепенного вовлечения страны в орбиту своего влияния и превращения ее в своего сателлита.

Однако в собственном кругу главари немецкого фашизма не скрывали, что такая политика является временной и продиктована лишь тактическими соображениями.

1 Н. Мюллер. Вермахт и оккупация (1941 - 1944). Перевод с немецкого. М., 1964, стр. 38.

Гитлеровская верхушка считала, что «объединение Европы можно осуществить... только с помощью вооруженного насилия»1. Гитлер намеревался заговорить с правительством Виши другим языком, как только закончится «русская операция» и он высвободит свой тыл.

С установлением «нового порядка» вся европейская экономика была подчинена германскому государственно-монополистическому капитализму. Из оккупированных стран в Германию вывозилось огромное количество оборудования, сырья и продовольствия. Национальная промышленность европейских государств была превращена в придаток немецко-фашистской военной машины. Из захваченных стран в Германию гнали миллионы людей, где их заставляли работать на немецких капиталистов и помещиков.

Установление господства немецких и итальянских фашистов в порабощенных странах сопровождалось жестоким террором и массовыми убийствами.

По образцу Германии оккупированные страны стали покрываться сетью фашистских концентрационных лагерей. В мае 1940 г. начала действовать чудовищная фабрика смерти на территории Польши в Освенциме, которая постепенно превратилась в целый концерн из 39 лагерей. Здесь вскоре построили свои предприятия немецкие монополии «ИГ Фарбениндустри», Круппа, Сименса, чтобы, используя даровую рабочую силу, получить, наконец, некогда обещанные Гитлером прибыли, каких «не знала история»2. По свидетельству узников, продолжительность жизни заключенных, работавших на заводе «Бунаверк» («ИГ Фарбениндустри»), не превышала двух месяцев: через каждые две-три недели проводился отбор и всех ослабевших отправляли в печи Освенцима 3. Эксплуатация иностранной рабочей силы превратилась здесь в «уничтожение путем работы» всех неугодных фашизму людей.

Среди населения оккупированной Европы фашистская пропаганда усиленно насаждала антикоммунизм, расизм и антисемитизм. Под контроль германских оккупационных органов были поставлены все средства массовой информации.

«Новый порядок» в Европе означал жестокое национальное угнетение народов оккупированных стран. Утверждая расовое превосходство германской нации, фашисты обеспечивали немецким меньшинствам («фолькс-дойче»), проживавшим в марионеточных государствах, например в Чехии, Хорватии, Словении и Словакии, особые эксплуататорские права и привилегии. Фашисты переселяли немцев из других стран на присоединенные к рейху земли, которые постепенно «очищались» от местного населения. Из западных районов Польши было выселено 700 тыс.4, из Эльзаса и Лотарингии к 15 февраля 1941 г.-около 124 тыс. человек5. Выселение коренных жителей проводилось из Словении и Судетской области.

Фашисты всячески разжигали национальную рознь между народами оккупированных и зависимых стран: хорватами и сербами, чехами и словаками, венграми и румынами, фламандцами и валлонами и т. д.

С особой жестокостью фашистские оккупанты относились к трудящимся классам, промышленным рабочим, видя в них силу, способную к сопротивлению. Поляков, чехов и других славян фашисты хотели превратить в рабов, подорвать коренные основы их национальной жизнеспособности.

1 Н. Р i с к е г. Hitlers Tischgesprache im Fuhrerliauptquartier 1941 -1942, S. 420.

2 Германская история в новое и новейшее время. Т. II. М., 1970, стр. 258.

3 Германский империализм и вторая мировая война. Материалы научной конференции комиссии историков СССР и ГДР в Берлине (14-19 декабря 1959 г.). М., 1963, стр. 453.

4 «Internationale Hefte der Widerstandsbewegung». Wien, 1963, № 8-10, S. 108.

5 E. Jackel. Frankreich in Hitlers Europe. Die deutsche Frankreichspolitik im zweiten Weltkrieg. Stuttgart, 1966, S. 231.

«Отныне,- заявил польский генерал-губернатор Г. Франк,- политическая роль польского народа закончена. Он объявляется рабочей силой, больше ничем... Мы добьемся того, чтобы стерлось навеки само понятие «Польша»1. По отношению к целым нациям и народам проводилась, политика истребления.

На присоединенных к Германии польских землях, наряду с изгнанием местных жителей, проводились политика искусственного ограничения роста народонаселения путем кастрации людей, массовое изъятие детей для воспитания их в германском духе2. Поляков даже запрещалось именовать поляками, им давались старые племенные названия - «кашубы», «мазуры» и т. п. Планомерное истребление польского населения, особенно интеллигенции, осуществлялось и на территории «генерал-губернаторства». Например, весной и летом 1940 г. оккупационные власти провели здесь так называемую «акцию АБ» («чрезвычайную акцию по умиротворению»), в ходе которой уничтожили около 3500 польских деятелей науки, культуры и искусства, а также закрыли не только высшие, но и средние учебные заведения3.

Изуверская, человеконенавистническая политика проводилась и в расчлененной Югославии. В Словении гитлеровцы уничтожали очаги национальной культуры, истребляли интеллигенцию, служителей культа, общественных деятелей. В Сербии за каждого немецкого солдата, убитого-партизанами, подлежали «беспощадному уничтожению» сотни мирных жителей.

Обрекался на национальное вырождение и уничтожение чешский народ. «Вы закрыли наши университеты,- писал национальный герой Чехословакии Ю. Фучик в 1940 г. в открытом письме Геббельсу,- вы онемечиваете наши школы, вы ограбили и заняли лучшие школьные здания, превратили в казармы театр, концертные залы и художественные салоны, вы грабите научные учреждения, прекращаете научную работу, хотите сделать из журналистов убивающие мысль автоматы, убиваете тысячи работников культуры, уничтожаете основы всей культуры, всего того, что создает интеллигенция»4.

Таким образом, уже в первый период войны расистские теории фашизма обернулись чудовищной политикой национального угнетения, разрушения и истребления (геноцида), проводимой по отношению ко многим народам Европы. Задымившиеся трубы крематориев Освенцима, Майданека и других лагерей массового уничтожения людей свидетельствовали о том, что изуверские расовые и политические бредни фашизма осуществляются на практике.

Социальная политика фашизма была крайне реакционной. В Европе «нового порядка» трудящиеся массы, и прежде всего рабочий класс, подвергались самым жестоким гонениям и эксплуатации. Сокращение заработной платы и резкое увеличение рабочего дня, отмена завоеванных в длительной борьбе прав на социальное обеспечение, запрещение забастовок, собраний и демонстраций, ликвидация профсоюзов под видом их «унификации», запрещение политических организаций рабочего класса и всех трудящихся, в первую очередь коммунистических партий, к которым нацисты питали звериную ненависть, - вот что нес с собой фашизм народам Европы. «Новый порядок» означал попытку германского государственно-монополистического капитала и его союзников сокрушить руками фа-

1 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сборник материалов в трех томах (далее - Нюрнбергский процесс (в трех томах).. Т. 3. М., 1966, стр. 125.

2 «Internationale Hefte der Widerstandsbewegung», 1963, № 8-10, S. 108.

3 Ibid., S. 109.

4 Ю. Ф у ч и к. Избранное. Перевод с чешского. М., 1973, стр. 232.

шистов своих классовых противников, разгромить их политические и профсоюзные организации, искоренить идеологию марксизма-ленинизма, все демократические, даже либеральные взгляды, насадив человеконенавистническую фашистскую идеологию расизма, национального и классового господства и подчинения. В дикости, изуверстве, мракобесии фашизм превзошел ужасы средневековья. Он был откровенным циничным отрицанием всех прогрессивных, гуманных и моральных ценностей, которые выработала цивилизация за свою тысячелетнюю историю. Он насаждал систему слежки, доносов, арестов, пыток, создавал чудовищный аппарат репрессий и насилия над народами.

Смириться с этим или вступить на путь антифашистского сопротивления и решительной борьбы за национальную независимость, демократию и социальный прогресс - такова была альтернатива, вставшая перед народами оккупированных стран.

Народы сделали свой выбор. Они поднялись на борьбу против коричневой чумы - фашизма. Основную тяжесть этой борьбы мужественно взяли на себя трудящиеся массы, в первую очередь рабочий класс.

Перекраивая карту Европы во время Второй мировой войны, немцы весьма избирательно подходили к ее населению. Если одних сразу отправляли в концлагеря, то другим до поры до времени позволяли наслаждаться жизнью.

«Новый порядок»

Уже в первые недели оккупации Европы нацисты стали устанавливать в ней «Новый порядок», который предусматривал различные формы зависимости: от вассальной (Венгрия или Румыния) – до открытой аннексии (части Польши и Чехословакии). В конечном итоге политические и географические границы Европы должны были раствориться в Великой Германии, а некоторые народы – стерты с лица земли.

Нацистский вариант Евросоюза предусматривал различные отношения к порабощенным странам. Это объяснялось их «этнической чистотой», культурным уровнем и степенью сопротивления, оказанной оккупационным властям. При таких условиях преимущественно славянское население Восточной Европы заметно проигрывало западным соседям.

Если, к примеру, не аннексированные территории Польши были объявлены немецким «генерал-губернаторством», то Южная Франция самоуправлялась коллаборационистским режимом «Виши». Однако далеко не всегда в Западной Европе нацистский режим имел успех. В Голландии и Бельгии германская агентура оказалась слишком слаба, а поэтому немецкие ставленники Муссерт и Дегрель у населения популярностью не пользовались.

В Норвегии по статистике только 10% жителей поддерживали оккупационные власти. Возможно, именно из-за упорства скандинавов рейх создал специальную программу по «улучшению генофонда», в рамках которой несколько тысяч норвежских женщин родили детей от немецких солдат.

Европа без войны

Если западные территории СССР превратились в сплошное поле боя, то жизнь значительной части Европы мало чем отличалась от мирного времени. В европейских городах работали кафе, музеи, театры, увеселительные заведения, люди ходили за покупками и отдыхали в парках. Единственно, что бросалось в глаза это присутствие германских военнослужащих и вывески на немецком языке.
Особенно в этом плане был показателен Париж, который немцы ценили из-за возможности спокойного отдыха и веселого досуга.

По Риволи щеголяли модницы, а кабаре без выходных развлекали местную и заезжую публику. Более сотни парижских заведений были специально открыты для обслуживания солдат вермахта. «Я никогда не была так счастлива», – признавалась хозяйка одного из борделей.
В целом немецкая политика во Франции была гибкой и поощряющей. Интеллектуальной и творческой элите здесь давался простор для деятельности, определенные поблажки предусматривались для различных французских учреждений. Так, если из других стран немцы в огромном количестве вывозили ценности и антиквариат, то, к примеру, Лувр оставлял за собой право запрещать вывоз любого произведения искусств в Германию.

Без всяких ограничений работала французская киноиндустрия. За годы оккупации во Франции было выпущено 240 полнометражных и 400 документальных фильмов, а также много мультипликационных лет, что превзошло продукцию самой Германии. Заметим, что именно во время войны расцвел талант будущих звезд мирового кино – Жана Маре и Жерара Филиппа.

Были, конечно, определенные трудности, связанные с военным временем. К примеру, многим парижанам за маслом и молоком приходилось ездить в деревни, часть продовольственных товаров выдавалась по талонам, а некоторые рестораны обслуживали только немцев, также был введен запрет на свободную продажу радиоприемников. Впрочем, эти ограничения не шли ни в какое сравнение с жизнью в большинстве городов Восточной Европы.

Рабочие будни

Европа как сырьевой придаток Германии работала в полную силу с первых дней войны – практически все ее ресурсы были переключены на поддержание мощи Третьего рейха и на обеспечение тыловой базы в противостоянии с СССР. Австрия давала железную руду, Польша – уголь, Румыния – нефть, Венгрия – бокситы и серный колчедан, Италия – свинец и цинк.

Большую роль в этом играли и человеческие ресурсы. В одной из конфиденциальных записок немецкого должностного лица содержались требования «для большинства видов работ, являющихся простыми, второстепенными и примитивными» активно использовать «вспомогательные народы», преимущественно славянского происхождения.

Чтобы удовлетворять нужды вермахта во многих уголках Европы открываются филиалы немецких компаний – «Круппа», «Сименса», «ИГ Фарбениндастри», переориентируются местные заводы, такие как «Шнейдер-Крезо» во Франции. Однако если условия рабочих Западной Европы были вполне сносными, то их восточные коллеги трудились на износ, чтобы дать обещанные Гитлером прибыли, которых «не знала история».

Например, средняя продолжительность периода работы сотрудника на польском заводе «Бунаверк» не превышала двух месяцев: каждые три недели проводился осмотр рабочих, по итогам которого ослабевших и больных отправляли в крематорий, а их место занимали новые жертвы этого чудовищного конвейера смерти.

Гетто

Еврейские гетто это один из уникальных пластов жизни европейцев в годы фашистской оккупации и одновременно пример удивительной приспособляемости и выживаемости в исключительно неблагоприятных условиях. Лишив евреев не только всех ценностей и сбережений, но и минимальных средств к существованию, немецкие власти изолировали их в закрытых частях некоторых крупных европейских городов.

Собственно жизнью это трудно назвать. Евреев обычно селили по несколько семей в одну комнату – в среднем плотность населения в «расчищенных» под гетто кварталах в 5-6 раз превышала прежние показатели. Евреям здесь запрещалось практически все – вести торговлю, заниматься ремеслами, учиться и даже свободно передвигаться.

Тем не менее, через лазы в заборах подростки проникали в город и добывали столь необходимые жителям «карантинной зоны» еду и лекарства.
Самым крупным гетто стало Варшавское, где проживало не менее полумиллиона человек. Его жители, несмотря на запреты, ухитрялись не только выживать, но и получать образование, вести культурную жизнь и даже устраивать досуг.

Именно Варшавское гетто оказалось очагом самого крупного антифашистского сопротивления в Польше. Немецкие власти на подавление восстания варшавских евреев затратили едва ли не больше усилий, чем на захват самой Польши.

Концентрационные лагеря

В оккупированных странах по немецкому образцу новые власти создали сеть концентрационных лагерей, количество которых, учитывая современные данные, превышало 14 000 пунктов. Здесь в невыносимых условиях содержалось около 18 млн. человек, из которых 11 млн. было уничтожено.

Для примера возьмем Саласпилсский лагерь (Латвия). Заключенные ютились по 500-800 человек в тесных бараках, их суточный рацион состоял из 300-граммового кусочка хлеба, смешанного с опилками и чашки супа из овощных отходов. Рабочий день обычно длился не менее 14 часов.
Но немцы создавали и образцово-показательные лагеря, которые должны были явить миру германскую «прогрессивность и гуманность». Таким был чешский «Терезиенштадт». В лагере в основном содержалась европейская интеллигенция – врачи, ученые, музыканты, художники.

Для некоторых заключенных создавали семейные бараки. На территории лагеря функционировали молельные дома, работали библиотеки и театры, проводились выставки и концерты. Однако судьба многих жителей «Терезиенштадта» оказалась печальна – их жизнь закончилась в газовых камерах Освенцима.

Фашистский «новый порядок» на оккупированной территории.

В Беларуси под нацистскую оккупацию попало около 7 млн. человек или почти 70 % всего населения. Это не была оккупация в общепринятом значении этого понятия, изложенного в 4-й Гаагской конвенции 1907 г. На захваченной территории Беларуси нацисты отбросили все международные правовые нормы оккупации и установили т.н. «новый порядок», который отличался исключительной жестокостью и зверствами по отношению к населению – массовыми репрессиями и уничтожением граждан, разрушением и разграблением народного хозяйства, культурных ценностей. Никаких законов, охраняющих от произвола оккупантов и их пособников не существовало. Население было лишено элементарных гражданских и человеческих свобод, были введены чрезвычайное положение, система заложников.

Повсеместно для граждан в возрасте от 18 до 45 лет (для граждан еврейской национальности от14 до 60 лет) была введена трудовая повинность. Рабочий день даже на вредных производствах длился 14-16 часов в сутки. Лиц, уклонявшихся от работы, отправляли в каторжные тюрьмы или на виселицу.

Снабжения населения продовольствием со стороны оккупационных властей не было. В особенно трудных экономических условиях оказались городские жители. Ряд городов охватил голод. На оккупированных территориях повсеместно были установлены штрафы, телесные наказания, натуральные и денежные налоги. К неплательщикам налогов захватчики применяли различные репрессии вплоть до расстрела. Часто взимание налогов превращалось в крупные карательные операции.

Оккупационный режим – результат планомерного осуществления государственной политики фашистской Германии. Его идеологической основой были «теории» нацистов о «расовом превосходстве» немецкой нации над другими народами, о необходимости расширения «жизненного пространства» для немцев и «права» на мировое господство «Третьего Рейха» - Великой Германской империи.

Оккупационная политика в отношении Советского Союза и Беларуси была заранее разработана гитлеровцами. План «Барбаросса» (1940 г.) определял стратегию и тактику нападения на СССР; генеральный план «Ост» - программу колонизации территории, германизации, выселения и уничтожения народов Восточной Европы; «Инструкция об особых областях» к директиве № 21 плана «Барбаросса» (13.03.1941) – децентрализацию и расчленение территории СССР; «Директивы по управлению экономикой в оккупированных восточных областях» - наиболее эффективные методы экономического грабежа.

Целью оккупационной политики гитлеровцев было планомерное уничтожение народов. Согласно плану «Ост» в Беларуси предусматривалось уничтожить и выселить на восток 75 % населения, непригодного по так называемым расовым и политическим признакам; 25 % белорусов подлежали онемечиванию и использованию в качестве сельскохозяйственных рабов. План был рассчитан на 30 лет. Чтобы сократить срок, фашисты стремились, как можно больше уничтожить людей в ходе войны. Этому служила система концентрационных лагерей, тюрьмы, карательные экспедиции и др. На оккупированной территории Беларуси гитлеровцы создали более 260 концентрационных лагерей. Чтобы ускорить «естественное вымирание», узников держали под открытым небом, морили голодом, заставляли работать до изнеможения, зверски мучили, намеренно заражали инфекционными болезнями, проводили на людях запрещённые международными законами медицинские опыты. Процесс уничтожения населения они механизировали – людей отравляли газами в камерах, в специальных автомобилях, так называемых душегубках. Жестоко расправлялись гитлеровцы с советскими военнопленными. К военнопленным верховное командование приказывало относить «всех лиц, которые встречаются в непосредственной близости от районов военных действий…, всех трудоспособных мужчин в возрасте 16 – 55 лет.

Главным средством насаждения и поддержания «нового порядка» был массовый террор, который осуществляли войска СС (охранные отряды) и СА (штурмовые отряды), полиция безопасности и служба безопасности СД, ГФП (тайная полевая полиция), охранная полиция, полиция поддержания порядка, уголовная полиция, контрразведывательные органы «Абвера», жандармерия, специальные полицейские подразделения, а также вооружённые силы вермахта, охранные войска. Директива фельдмаршала Кейтеля «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и особых полномочиях войск» (13.05.1941) снимала с военнослужащих армии ответственность за любые преступления на оккупированной территории Беларуси. В циркуляре Гитлера от 27.06.1941 г. оккупационным властям запрещалось заниматься судопроизводством и ставилась задача навести ужас на население любыми средствами. Из членов СС, СА, СД, ГПФ, гестапо, уголовной и охранной полиции были созданы особые оперативные группы, которые подразделялись на специальные команды, оперативные команды. Перед ними ставилась задача сокращения населения путём массового уничтожения.

Оккупанты принесли белорусскому народу неисчислимые беды и потери. Чем обернулся «новый порядок» видно из документов Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и учёту причиненного ими ущерба. За годы оккупации фашисты уничтожили в Беларуси более 3 млн. советских граждан, в том числе и военнопленных; вывезли в Германию на каторжные работы около 400 тыс. человек. Не менее 100 тыс. из них после войны так и не вернулись домой. Из 9 200 населённых пунктов, разрушенных и сожжённых оккупантами в Беларуси, 628 уничтожены со всеми жителями, 4 667 – с частью населения. После освобождения в республике насчитывалось 60 тыс. детей-сирот.

За годы оккупации Беларусь потеряла половину своего национального богатства. Почти полностью были уничтожены энергетические мощности, 90% станочного парка, на 40% сократились посевные площади, без жилья осталось около 3 млн. человек. Полностью были уничтожены 6 177 и частично 2 648 школьных зданий, 40 ВУЗов, 24 научных учреждения, 4 756 театров и клубов, 1 377 больниц и амбулаторий, 2 188 детских учреждений, более 10 тыс. промышленных предприятий. Разграблены 10 тыс. колхозов, 92 совхоза.

В течение первого периода войны фашистские государства силой оружия установили свое господство почти над всей капиталистической Европой. Кроме народов Австрии, Чехословакии и Албании, ставших жертвами агрессии еще до начала второй мировой войны, под игом фашистской оккупации к лету 1941 г. оказались Польша, Дания, Норвегия, Бельгия, Голландия, Люксембург, значительная часть Франции, Греция и Югославия. В это же время азиатский союзник Германии и Италии — милитаристская Япония оккупировала обширные районы Центрального и Южного Китая, а затем и Индокитая.

В захваченных странах фашисты установили так называемый «новый порядок», воплощавший главные цели государств фашистского блока во второй мировой войне — территориальный передел мира, порабощение независимых государств, истребление целых народов, установление мирового господства.

Создавая «новый порядок», державы оси стремились мобилизовать ресурсы оккупированных и вассальных стран с тем, чтобы, уничтожив социалистическое государство — Советский Союз, восстановить безраздельное господство капиталистической системы во всем мире, разгромить революционное рабочее и национально-освободительное движение, а вместе с ним все силы демократии и прогресса. Именно поэтому «новый порядок», опиравшийся на штыки фашистских войск, поддерживали наиболее реакционные представители господствующих классов оккупированных стран, проводившие политику коллаборационизма. У него находились сторонники и в других империалистических странах, например профашистские организации в США, клика О. Мосли в Англии и т. п. «Новый порядок» означал прежде всего территориальный передел мира в пользу фашистских держав. Стремясь максимально подорвать жизнеспособность захваченных стран, немецкие фашисты перекраивали карту Европы. В состав гитлеровского рейха были включены Австрия, Судетская область Чехословакии, Силезия и западные области Польши (Поморье, Познань, Лодзь, Северная Мазовия), бельгийские округа Эйпен и Мальмеди, Люксембург, французские провинции Эльзас и Лотарингия. С политической карты Европы исчезли целые государства. Одни из них подверглись аннексии, другие расчленялись на части и прекращали существование как исторически сложившееся целое. Еще до войны было создано марионеточное словацкое государство под эгидой фашистской Германии, а Чехия и Моравия превращены в германский «протекторат».

Неаннексированная территория Польши стала именоваться «генерал-губернаторством», вся полнота власти в котором находилась в руках гитлеровского наместника. Францию разделили на оккупированную северную зону, наиболее развитую в промышленном отношении (при этом департаменты Нор и Па-де-Кале подчинялись в административном отношении командующему оккупационными войсками в Бельгии), и неоккупированную — южную, с центром в городе Виши. В Югославии были образованы «независимые» Хорватия и Сербия. Черногория стала добычей Италии, Македония была отдана Болгарии, Воеводина — Венгрии, а Словения поделена между Италией и Германией.

В искусственно созданных государствах гитлеровцы насаждали покорные им тоталитарные военные диктатуры, такие, как режим А. Павелича в Хорватии, М. Недича в Сербии, И. Тиссо в Словакии.

В странах, подвергшихся полной или частичной оккупации, захватчики, как правило, стремились сформировать марионеточные правительства из коллаборационистских элементов — представителей крупной монополистической буржуазии и помещиков, предавших национальные интересы народа. «Правительства» Петэна во Франции, Гахи в Чехии были послушными исполнителями воли победителя. Над ними обычно стоял «имперский комиссар», «наместник» или «протектор», который держал в своих руках всю власть, контролируя действия марионеток.

Но создать марионеточные правительства удалось не всюду. В Бельгии и Голландии агентура германских фашистов (Л. Дегрель, А. Муссерт) оказалась слишком слаба и непопулярна. В Дании в таком правительстве вообще не было нужды, так как после капитуляции правительство Стаунинга послушно выполняло волю немецких захватчиков.

«Новый порядок» означал, таким образом, порабощение европейских стран в различных формах — от открытой аннексии и оккупации до установления «союзнических», а фактически вассальных (например, в Болгарии, Венгрии и Румынии) отношений с Германией.

Не одинаковы были и насаждаемые Германией в порабощенных странах политические режимы. Одни из них являлись открыто военно-диктаторскими, другие, следуя примеру германского рейха, маскировали свою реакционную сущность социальной демагогией. Например, Квислинг в Норвегии объявлял себя защитником национальных интересов страны. Вишистские марионетки во Франции не стеснялись кричать о «национальной революции», «борьбе против трестов» и «отмене классовой борьбы», в то же время открыто сотрудничая с оккупантами.

Наконец, имелось некоторое различие в характере оккупационной политики немецких фашистов по отношению к разным странам. Так, в Польше и ряде других стран Восточной и Юго-Восточной Европы фашистский «порядок» сразу проявил себя во всей своей античеловеческой сути, поскольку польскому и другим славянским народам предназначалась участь рабов германской нации. В Голландии же, Дании, Люксембурге и Норвегии гитлеровцы на первых порах выступали в качестве «нордических братьев по крови», стремились привлечь на свою сторону некоторые слои населения и социальные группы этих стран. Во Франции оккупанты первоначально проводили политику постепенного вовлечения страны в орбиту своего влияния и превращения ее в своего сателлита.

Однако в собственном кругу главари немецкого фашизма не скрывали, что такая политика является временной и продиктована лишь тактическими соображениями. Гитлеровская верхушка считала, что «объединение Европы можно осуществить... только с помощью вооруженного насилия». Гитлер намеревался заговорить с правительством Виши другим языком, как только закончится «русская операция» и он высвободит свой тыл.

С установлением «нового порядка» вся европейская экономика была подчинена германскому государственно-монополистическому капитализму. Из оккупированных стран в Германию вывозилось огромное количество оборудования, сырья и продовольствия. Национальная промышленность европейских государств была превращена в придаток немецко-фашистской военной машины. Из захваченных стран в Германию гнали миллионы людей, где их заставляли работать на немецких капиталистов и помещиков.

Установление господства немецких и итальянских фашистов в порабощенных странах сопровождалось жестоким террором и массовыми убийствами.

По образцу Германии оккупированные страны стали покрываться сетью фашистских концентрационных лагерей. В мае 1940 г. начала действовать чудовищная фабрика смерти на территории Польши в Освенциме, которая постепенно превратилась в целый концерн из 39 лагерей. Здесь вскоре построили свои предприятия немецкие монополии «ИГ Фарбениндустри», Крупна, Сименса, чтобы, используя даровую рабочую силу, получить, наконец, некогда обещанные Гитлером прибыли, каких «не знала история». По свидетельству узников, продолжительность жизни заключенных, работавших на заводе «Бунаверк» («ИГ Фарбениндустри»), не превышала двух месяцев: через каждые две-три недели проводился отбор и всех ослабевших отправляли в печи Освенцима. Эксплуатация иностранной рабочей силы превратилась здесь в «уничтожение путем работы» всех неугодных фашизму людей.

Среди населения оккупированной Европы фашистская пропаганда усиленно насаждала антикоммунизм, расизм и антисемитизм. Под контроль германских оккупационных органов были поставлены все средства массовой информации.

«Новый порядок» в Европе означал жестокое национальное угнетение народов оккупированных стран. Утверждая расовое превосходство германской нации, фашисты обеспечивали немецким меньшинствам («фольксдойче»), проживавшим в марионеточных государствах, например в Чехии, Хорватии, Словении и Словакии, особые эксплуататорские права и привилегии. Фашисты переселяли немцев из других стран на присоединенные к рейху земли, которые постепенно «очищались» от местного населения. Из западных районов Польши было выселено 700 тыс., из Эльзаса и Лотарингии к 15 февраля 1941 г. — около 124 тыс. человек. Выселение коренных жителей проводилось из Словении и Судетской области.

Фашисты всячески разжигали национальную рознь между народами оккупированных и зависимых стран: хорватами и сербами, чехами и словаками, венграми и румынами, фламандцами и валлонами и т. д.

С особой жестокостью фашистские оккупанты относились к трудящимся классам, промышленным рабочим, видя в них силу, способную к сопротивлению. Поляков, чехов и других славян фашисты хотели превратить в рабов, подорвать коренные основы их национальной жизнеспособности. «Отныне, — заявил польский генерал-губернатор Г. Франк, — политическая роль польского народа закончена. Он объявляется рабочей силой, больше ничем... Мы добьемся того, чтобы стерлось навеки само понятие «Польша». По отношению к целым нациям и народам проводилась политика истребления.

На присоединенных к Германии польских землях, наряду с изгнанием местных жителей, проводились политика искусственного ограничения роста народонаселения путем кастрации людей, массовое изъятие детей для воспитания их в германском духе. Поляков даже запрещалось именовать поляками, им давались старые племенные названия — «кашубы», «мазуры» и т. п. Планомерное истребление польского населения, особенно интеллигенции, осуществлялось и на территории «генерал-губернаторства». Например, весной и летом 1940 г. оккупационные власти провели здесь так называемую «акцию АБ» («чрезвычайную акцию по умиротворению»), в ходе которой уничтожили около 3500 польских деятелей науки, культуры и искусства, а также закрыли не только высшие, но и средние учебные заведения.

Изуверская, человеконенавистническая политика проводилась и в расчлененной Югославии. В Словении гитлеровцы уничтожали очаги национальной культуры, истребляли интеллигенцию, служителей культа, общественных деятелей. В Сербии за каждого немецкого солдата, убитого партизанами, подлежали «беспощадному уничтожению» сотни мирных жителей.

Обрекался на национальное вырождение и уничтожение чешский народ. «Вы закрыли наши университеты, — писал национальный герой Чехословакии Ю. Фучик в 1940 г. в открытом письме Геббельсу, — вы онемечиваете наши школы, вы ограбили и заняли лучшие школьные здания, превратили в казармы театр, концертные залы и художественные салоны, вы грабите научные учреждения, прекращаете научную работу, хотите сделать из журналистов убивающие мысль автоматы, убиваете тысячи работников культуры, уничтожаете основы всей культуры, всего того, что создает интеллигенция».

Таким образом, уже в первый период войны расистские теории фашизма обернулись чудовищной политикой национального угнетения, разрушения и истребления (геноцида), проводимой по отношению ко многим народам Европы. Задымившиеся трубы крематориев Освенцима, Майданека и других лагерей массового уничтожения людей свидетельствовали о том, что изуверские расовые и политические бредни фашизма осуществляются на практике.

Социальная политика фашизма была крайне реакционной. В Европе «нового порядка» трудящиеся массы, и прежде всего рабочий класс, подвергались самым жестоким гонениям и эксплуатации. Сокращение заработной платы и резкое увеличение рабочего дня, отмена завоеванных в длительной борьбе прав на социальное обеспечение, запрещение забастовок, собраний и демонстраций, ликвидация профсоюзов под видом их «унификации», запрещение политических организаций рабочего класса и всех трудящихся, в первую очередь коммунистических партий, к которым нацисты питали звериную ненависть, — вот что нес с собой фашизм народам Европы. «Новый порядок» означал попытку германского государственно-монополистического капитала и его союзников сокрушить руками фашистов своих классовых противников, разгромить их политические и профсоюзные организации, искоренить идеологию марксизма-ленинизма, все демократические, даже либеральные взгляды, насадив человеконенавистническую фашистскую идеологию расизма, национального и классового господства и подчинения. В дикости, изуверстве, мракобесии фашизм превзошел ужасы средневековья. Он был откровенным циничным отрицанием всех прогрессивных, гуманных и моральных ценностей, которые выработала цивилизация за свою тысячелетнюю историю. Он насаждал систему слежки, доносов, арестов, пыток, создавал чудовищный аппарат репрессий и насилия над народами.

Смириться с этим или вступить на путь антифашистского сопротивления и решительной борьбы за национальную независимость, демократию и социальный прогресс — такова была альтернатива, вставшая перед народами оккупированных стран.

Народы сделали Свой выбор. Они поднялись на борьбу против коричневой чумы — фашизма. Основную тяжесть этой борьбы мужественно взяли на себя трудящиеся массы, в первую очередь рабочий класс.