Раскол израиля после соломона - истории земли. История еврейского народа

В данной статье освещается история образования Древнего государства – Израиль. Оно формировалось в результате завоевания Палестины израильскими племенами. В данном случае речь идет только об исторически известных фактах. За бортом статьи остаются мифы и легенды, связанные с бегством евреев из египетского плена, личность Моисея, сорокалетнее скитание израильтян по пустыне. Все эти вопросы требуют особого к себе внимания, поэтому не являются предметом описания в данной, конкретной статье.

________________________________________________________________________________

Израильское государство: образование, развитие и распад

В XIII веке до н.э. на территории Палестины появились объединенные родственные израильские племена, среди которых особо выделились племя иудеев. Иудеи, осевшие на юге Палестины, в горной области к западу от Мертвого моря, раньше всех обособились от основного ядра израильских племен. Иудеи захватили саму большую и наиболее плодородную часть Палестины.

Израильские племена довольно легко, быстро завоевали Палестину, поскольку коренное население этой страны – ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничанием египетских поработителей, непрерывными войнами, бесконечными набегами других племен.

Иудеи всю захваченную землю разделили на наделы, которые были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земель они повсеместно превращали в рабов. Некоторая часть ханаанеев сохранила за собой участки земли и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения. Эта часть ханаанеев вскоре ассимилировалась с иудеями.

В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелью, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать. Хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны. На севере развивалось пашенное земледелье, садоводство, стало процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваивались рудники. Изделия из железа становились необходимостью в хозяйстве, стали предметами торговли.

Именно тогда сформировалось Израильское государство, которое до XI века до н.э. управлялось советом старейшин. Судебную власть в государстве осуществляли специально выбранные должностные лица. «Судьями» могли стать просто удачливые военные вожди. Важную роль на начальном этапе развития Израильского государства играло народное собрание. Очень долго сохранялись сельские общины, которые одновременно контролировали рабов и завоеванное ханаанейское население Палестины. Одним из важнейших внешних факторов, которое ускорило образование Израильского государства, стало вторжение в XIII - XII вв. до н.э. филистимлян - одного из многочисленных «народов моря».

Сначала филистимляне силились вдоль побережья Средиземного моря, а затем начали проникать вглубь Палестины. Во второй половине XI века до н.э. они завоевали некоторые крепости иудеев, в числе которых был Лахиш, где археологи обнаружили значительное количество керамики филистимлян. Так, как филистимляне оказались более сильными, то они смогли нанести израильтянам ряд серьезных поражений и покорить некоторые города, в том числе и главное святилище Израиля – город Силом. Эти внутренние и внешние факторы ускорили процесс формирования Израильского государства, которое завершается в конце XI века до н.э.

Первым царем всего Израиля становится Саул – вождь племени вениаминитов, избранный на народном собрании. При его правлении все израильские племена, в том числе иудеев были подчинены новому государственному образованию, что позволило Саулу одержать неоднократные победы над филистимлянами. Однако вскоре начались неудачи, результатом которых стало поражение от филистимлян в битве при горе Гильбоа примерно в 1004 году до н.э. Это поражение привело к гибели Саула и его старших сыновей. Саулу отсекли голову, после чего враги носили ее «по всей земле филистимлян», а обезглавленное тело было повешено на стене крепости Бет-Шеана, находящегося в глубине Израиля.

Следующим царем Израиля становится один из военачальников Саула из племени иудеев - Давид (конец XI в. - 950 год до н.э.). При его правлении столицей государства и религиозным центром иудаизма становится Иерусалим. Согласно Библии, Давид был арфистом при дворе царя Саула. Он победил филистимлянского великана Голиафа. Этот эпизод не раз становился предметом выражения мужества, гуманистических идеалов в искусстве, особенно в Эпоху Возрождения. Наиболее знаменита в этом плане скульптура Микеланджело «Давид».

Здесь библейский персонаж изображен не после победы, а в миг принятия решения сразиться с Голиафом. «Давид Микеланджело – это Давид в решительную минуту, когда он изготовился ринуться в битву, еще храня на лице следы противоречивейших чувств: страха, неуверенности, отвращения, сомнений: показан человек, который замыслил положить среди холмов Иерусалима свой собственный путь, человека, не заботившегося ни о победном блеске оружия, ни о богатых наградах за подвиг...» (И. Стоун «Муки и радости» М. 1991 г.).

Победив Голиафа, Давид стал полководцем у Саула, другом его сына Ионафана и мужем его дочери Мелхолы, но был изгнан царем, который завидовал его талантам. После смерти Саула Давид правил иудейским племенем, а сын Саула, Иевосфей – остальным Израилем.

После убийства Иевосфея его приближенными Давида избрали израильским царем. В его правление евреи, бывшие конфедерацией племен, стали единым оседлым народом. Давид перенес столицу из Хеврона в Иерусалим и сделал его религиозным центром иудаизма, перевозя туда главную святыню – «Ковчег завета». В войне с соседями Давид расширил территорию Израиля и принес стране процветание. Последние годы его царствования были омрачены заговорами сыновей и соперничеством родственников при дворе. Одним из мятежей руководил его любимый сын Авессалом, погибший в бою с войском отца.

Давиду унаследовал Соломон, ставший последним царем объединенного Иудейско-израильского государства. Соломон, чью мудрость восхваляла библейская легенда, продолжил вести политику своего отца. Кроме того, при правлении Соломона вся торговля в Азии была стянута в его государстве. Чтобы иметь независимость в торговле от Финикии, Соломон завел собственный флот, корабли которого отправлялись в далекие плавания и привозили золото, редкие произведения. Однако восточная роскошь, которым окружил себя царь, требовала огромных расходов, что сказывалось на увеличении налогов, ставших одной из причин распада Израильско-иудейского государства. Блистательное царствование Соломона завершилось грозными признаками внутреннего разложения. После смерти царя единое Израильско-Иудейское царство распалось на два самостоятельных государства – Израиль и Иудея. Это событие произошло около 925 года до н.э.

О царе Соломоне в различных источниках, в том числе древнеегипетских папирусах, в арабских хрониках, и конечно же в Библии содержаться множество легенд и мифов. Достоверно же о периоде правления Соломона известно, что он унаследовал трон своего отца в то время, когда Израиль укреплялся в качестве политической силы, и под его властью нация достигла существенного благосостояния. Чтобы обеспечить мир в регионе, Соломон заключил союзы с Египтом и Финикией, однако это вызвало неудовольствие, так как вело к официальному разрешению иностранных религиозных культов в Иерусалиме.

Соломон провел ряд реформ, одним из которых была административно-территориальная реформа. Он разделил страну на административные районы, чтобы облегчить управление, а также ввел систему принудительного труда для осуществления беспрецедентной программы строительства. В числе прочего были построены города, дворцы и примерно в 970 году до н.э. был построен первый храм в Иерусалиме, известный как храм царя Соломона. Именно в этом храме по легенде хранился Ковчег завета – главная святыня иудеев и израильтян.

Отчасти из-за высоких налогов, назначенных ради поддержания придворной роскоши, северные племена после смерти Соломона, отделились и объединились под властью Иеровоама. Соломон прославился не только как государственный деятель, но и как философ. Именно поэтому ему приписывают часть библейских писаний, включая Книгу притчей Соломоновых, Песнь песней, Екклесиаст и Книгу премудростей Соломона.

С эпохой правления Соломона связана история царицы Савской. Царица Савская упоминается в Библии без имени. В Коране, в персидских и арабских сказках она известна под именем Билкис. В Эфиопии ее называют Македа – Царица Юга. Царица Савская занимает в литературе и традициях важное место, что ее потомками считали себя эфиопские цари, и продолжают считать себя местные иудеи. Древнейшим источником о царице Савской считается третья Книга царств Ветхого Завета. Она прибывает в Иерусалим, для того, чтобы испытать мудрость царя Соломона, и загадывает ему загадки. Библия, не говорит какие, а упоминает лишь о том, что Соломон все их разгадал.

Сейчас почти точно известно, что владения царицы Савской находились в юго-западной части Аравийского полуострова, там, где сейчас находится государство Йемен. В легендах государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. В результате встречи Соломона и царицы Савской был заключен взаимовыгодный договор, по которому царица подарила Соломону 120 талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней. Соломон же в свою очередь разрешил прохождению караванов через вассальную ему территорию в Египет, Сирию, Финикию.

Что касается самой царицы Савской, то по легенде она была умной и красивой женщиной. Она умела составлять эссенции из трав, цветов и корней, понимала толк в астрологии, укрощении диких зверей, составлении любовных заговоров. Греческие и римские легенды приписывали ей неземную красоту и величайшую мудрость, искусство интриг для удержания власти. В своем государстве царица Савская была не только правительницей, но и верховной жрицей. Арабы добавляли, что царица Савская была мастерицей в приготовлении лакомых блюд, а путешествовала на слонах и верблюдах, окруженная многочисленной свитой и личной гвардией, состоявшая из светлокожих высокорослых гигантов. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Ей были знакомы не только языческие идолы, но и боги – предшественники Гермеса, Афродиты, Посейдона. Ее царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом, обнесенный орнаментированной стеной из цветных камней был еще одним чудом древнего мира. Однако останки дворца так и не найдены до сих пор, так как нет точного упоминания места нахождения дворца. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны царицы Савской. По одной из версии, она находилась на стыке границ Намибии, Ботсваны и Анголы, по другой - на юге востоке современного Заира. Древние письменные источники сообщают, что он была из рода египетских царей, и что ее отцом был Бог, которого она страстно желал видеть. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и процветающего государства.


Легенды рассказывают о страстном и полном романтизма любви Соломона и царицы Савской. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что царица Савская беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Вот почему, в эфиопских преданиях Соломон и царица Савская считаются родоначальниками трех тысячелетней династии императоров Абиссинии. Билькис, Лилит, Альмака, Царица Южная, Царица Савская – как только еще не называли эту женщину. В преданиях народов Земли вряд ли можно найти более загадочной женщины.

После распада единого иудейского и израильского государства, в Иудеи продолжала править династия Давида, тогда как в Израиле происходила быстраясмена династий, пока в 875 году до н.э. военачальник Омри основал саму значительную и влиятельную из всех известных династий, которая просуществовала около 50 лет. Именно при этой династии Израиль испытывал пору расцвета, и в а в ассирийских анналах IX века до н.э. Израиль назывался «домом Омри». Омри сделал своей столицей город Самарию, который построил в центре государства, посреди плодородной долины, расположенной в очень выгодном в стратегическом отношении месте, на высоте, которую в случае опасности можно было превратить в крепость.

Некогда сильное Израильско-Иудейское государство, после того, как оно было разделено на два самостоятельных царства, настало время их ослабления, в результате которого в 722 году до н.э. под ударами ассирийцев пала Самария. Израиль перестал существовать, потому что ассирийцы взяли в плен десятки тысяч людей, лишая их своей земли, а на их место поселили жителей других частей своей большой державы. После гибели Ассирии в конце VII века до н.э., ее территории были завоеваны Вавилоном, который в 597 году до н.э. подчинил себе Иудею. Окончательное падение Иудейского царства произошло в 586 году до н.э., когда Вавилонский царь Навуходоносор II разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи.

При Александре Македонском и его наследниках значительные еврейские общины образовались в эллинистических государствах, а Иудея, сохранив некоторую автономию, входила в состав владений Селевкидов, Птолемеев. Во II в. до н. э. Иуда Маккавей, подняв восстание против Селевкидов, осквернивших религиозные святыни, создал теократическое государство со столицей в Иерусалиме. Его наследники, Хасмонеи, в результате междоусобной борьбы потеряли власть. В I в. до н. э. с помощью римлян троном овладел Ирод I Великий, после его смерти Иудея стала римской провинцией. Антиримское восстание 66 – 73 гг. (Иудейская война) закончилось взятием и разрушением Иерусалима.

Израильское царство

специальное название для северного государства, образовавшегося после распадения еврейского народа на два царства - Иудейское и И. Разделение состоялось вскоре после смерти Соломона при сыне его Ровоаме. Причиной отпадения северных колен было как недовольство огромными налогами, которые взимались для удовлетворения неумеренной роскоши царей, так и религиозный их упадок, под влиянием окружающих языческих народов. На этой основе и образовалось отчуждение между севером и югом. К северному или И. царству отошло десять колен, след. более 2/3 всего населения, занимавших, к тому же, лучшую и плодороднейшую часть страны. Но за царством Иудейским осталась столица и в нем храм, главная национальная святыня. Вот почему царство И. при его кажущемся большем могуществе продержалось менее царства Иудейского и вообще отличалось меньшей устойчивостью в своей внутренней и внешней жизни. Оно просуществовало 257 лет и имело 20 царей (Иеровоам, Нават, Вааса, Ила, Замврий, Фагиний и Амврий, Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иахаз, Иоас, Иеровоам II, Захария, Селлум, Менаим, Факия, Факей и Осия), по большей части ничтожных, своим желанием играть несоответствующую политическую роль навлекавшие на свой народ всевозможные бедствия. Ложная политика привела царство И. в столкновение с могущественной Ассирией, цари которой безнаказанно грабили его, пока Салманассар не взял столицы И. царства, Самарии (722 г. до Р. Хр.), после чего лучшая часть народа уведена была в плен и царство И. прекратило свое существование.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Израильское царство" в других словарях:

    Ивр. ממלכת ישראל‎ Царство XI век до н … Википедия

    ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО, государство около 928 722 до нашей эры в Северной Палестине. Смотри также Палестина … Современная энциклопедия

    Государство ок. 928 722 до н. э. в Сев. Палестине. Образовалось после распада Израильско Иудейского царства, объединив, по преданию, 10 из 12 израильско иудейских племен. Столицы: Сихем (современный Наблус), после 876 Самария. Завоевано… … Большой Энциклопедический словарь

    Израильское царство - ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО, государство около 928 722 до нашей эры в Северной Палестине. Смотри также Палестина. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Карта юга Ближнего Востока, ок. 830 года до н. э. Израильское царство (ивр. ממלכת ישראל‎) древнее еврейское царство. Согласно Библии, основано в XI веке до н. э. царём Саулом (Шаулем). Содержание 1 Происхождение названия … Википедия

    Образовалось вследствие возмущения десяти колен, в царствование Ровоама, сына и преемника Соломона, подданному которого, Иеровоаму, еще при жизни Соломона было предсказано это событие пр. Ахиею (3Цар.11:31 ,40). Соломон хотел было умертвить… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Раннерабовладельч. гос во в Сев. Палестине. Образовалось ок. 935 до н. э. после распада Израильско Иудейского гос ва. Основателем И. ц. был Иеровоам I, к рому удалось, в результате восстания против сына Соломона Ровоама, образовать отдельное гос… … Советская историческая энциклопедия

    Государство около 928 722 до н. э. в Северной Палестине. Образовалось после распада Израильско Иудейского царства, объединив, по преданию, 10 из 12 израильско иудейских племён. Столицы: Сихем (современный Наблус), после 876 Самария. Завоёвано… … Энциклопедический словарь

    Израильское царство - – часть разделившейся еврейской монархии после смерти Соломона при его преемнике – сыне Ровоаме. Еврейская монархия распалась на Израильское царство, находившееся на севере, и Иудейское, расположенное на юге. Населения в Израильском… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    - (около 928 722 до н. э.) древнее государство в Северной Палестине (См. Палестина). Образовалось после распада единого Израильско Иудейского царства. Основателем И. ц. был Иеровоам I, правивший в 928 907. И. ц. объединяло, по преданию, 10… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Царь Саул , Пронин В.. Согласно Ветхому Завету царь Саул основал объединенное Израильское царство и создал регулярную еврейскую армию. По легенде, он был избран на царство народом, вопреки воле верхушки жречества и…

На протяжении двух веков евреи жили на вновь обретенной земле как союз свободных племен (колен), они почитали своим царем только Всевышнего. Однако позднее, в конце XI в. до н.э., возникает еврейская монархия, достигшая своего расцвета при царях Давиде, который делает Иерусалим монаршей столицей, и Соломоне, который строит храм на месте несостоявшегося жертвоприношения Исаака. Деяния этих царей описаны в Библии. Пожалуй, Давид и Соломон — самые знаменитые цари всех времен и народов.

После смерти Соломона (928 г. до н. е. единое еврейское государство распадается на два царства: южное – Иудея (со столицей в Иерусалиме) и северное Израиль. Израиль был сокрушен армией в 722 году до н. э. Иудея просуществовала до 586 г., когда армия взяла Иерусалим и разрушила храм Соломона. Евреи были угнаны в рабство. Для многих народов древности такая ситуация стала концом исторического существования. Для евреев она оказалась лишь переходным этапом. В изгнании они не слились с окружающими народами, не забыли свою землю — напротив, их любовь отлилась в слова, которые и сегодня повторяют на всех языках мира (наполняя их собственным национальным и религиозным содержанием): «Если я забуду тебя, Иерусалим, пускай забудет меня десница моя.»

Этой страстной и упорной надежде на возвращение дано было осуществиться. В 538 г. до н. э. царь Кир, покоривший Вавилон, издает указ, разрешающий евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм (что и было сделано). На протяжении последующих веков Страна Израиля в качестве провинции входила в состав Персидской империи, империи Александра Македонского и образовавшихся на ее обломках эллинистических империй Птолемеев и Селевкидов.

В результате победоносного восстания против селевкидского царя Антиоха IV Епифана, который осквернил Храм, превратив его в место языческих жертвоприношений, Страна Израиля вновь обретает независимость. Своего политического расцвета восстановленное еврейское государство достигает в I веке до н. э. при царе Александре Яннае, когда его границы более или менее совпадали с нынешними границами Израиля.

Однако возрожденное царство просуществовало недолго, тень орла уже накрыла Ближний Восток. Римские войска вошли в Страну Израиля в 63 г. до н. э. по приглашению одной из враждующих сторон во время междоусобной войны. И задержались здесь на много веков. Вначале Иудея еще сохраняет формальную независимость, но после смерти царя Ирода (4 г. до и, э.) становится римской провинцией.

Царь Ирод прославился своим деспотизмом, удивлявшим современников, которых вообще-то трудно было этим удивить, он снискал ненависть народа, хотя и заслужил славу одного из величайших строителей своего (и не только своего) времени, Именно он расширил и украсил Храм, превратившийся благодаря этому в одно из самых величественных сооружений древнего мира.

Западная Стена, называемая в нееврейской литературе Стеной Плача, перед которой постоянно собираются молящиеся евреи и туристы со всех концов света (тем более, когда существуют удобные автобусные туры в Иерусалим из Египта, Иордании, многих других мест Ближнего Востока), дает представление о масштабах строительства царя Ирода. Стена сложена из гигантских каменных блоков с фирменным иродовым ободком.

Туристы засовывают в щели между древними плитами бумажки, на которых написаны послания, обращенные к Всевышнему. Считается, что Он где-то здесь, совсем рядом и непременно «прочтет». Чтобы отправить такое необычное послание, необязательно приезжать в Иерусалим: предприимчивая израильская фирма принимает «молитвенные факсы», а ее сотрудники каждый день засовывают их в щели Западной Стены.

Всемирная известность царя Ирода связана не со строительством. Его имя приобрело нарицательный характер благодаря тому, что он стал персонажем Нового Завета. В Евангелиях рассказывается, что, желая убить младенца Иисуса, царь повелел истребить всех младенцев Бет-Лехема (Вифлеема). Поскольку Ирод умер в 4 г. до н. е., Иисус не мог родиться позже этого времени — (если считать эпизод, описанный в Евангелии, исторически достоверным).

Иисус проповедовал в Галилее и Иудее и вступил в конфликт с еврейским религиозным истэблишментом. По политическому обвинению он был судим римским прокуратором (осуществлявшим полноту власти в провинции) Понтием Пилатом и приговорен им к смерти через распятие (обычная римская казнь тех времени). Римские солдаты привели приговор в исполнение.

Христиане называют Иисуса «Христом» — это перевод «Машиах» (Мессия), что значит «Помазаник». Согласно еврейской традиции Машиах должен избавить народ Израиля от угнетения и основать царство мира, добра и справедливости для всего человечества. Христиане почитают Иисуса Мессией и воплощенным Богом, мусульмане – пророком, евреи отказывают Иисусу и в том и в другом.

Иисус был евреем, евреем были и ближайшие ученики Иисуса, христианство возникло в еврейской среде и было сначала одним из религиозных направлений внутри иудаизма, однако со временем пути иудаизма и христианства разошлись. Еврейское священное писание стало и священным писанием христиан. Они назвали его «Ветхий Завет».

Христианская Библия состоит из двух частей; она включает в себя помимо Ветхого Завета еще и Новый Завет — ряд книг, в которых еврейская жизнь (история, география, экономика, психология, богословие, обычаи, политика) занимает огромное место. Без понимания реалии этой жизни Новый Завет (а следовательно, христианская мысль и христианская культура в целом) может быть понят лишь очень односторонне.

Продолжение следует.

Первую обще еврейское государство создал, как об этом узнаем из Библии, израильский обладатель - Саул, которого помазал на царство

верховный жрец и судья Самуил. Саул созвал еврейское ополчение для борьбы с филистимлянами. Перед началом боя состоялся традиционный поединок между представителями воюющих сторон. На этот поединок филистимляне выставили вооруженного до зубов великана Голиафа, евреи же - вооруженного лишь пращею иудейского юношу Давида. Пока Голиаф пытался понять, почему этот нелепый солдат решился выйти на верную смерть, ловкий юноша попал камнем из пращи в его медный лоб... филистимляне так ошеломила неожиданное поражение Голиафа, что они бросились бежать. Это неординарное победа над грозным врагом окрылила и сплотила еврейские колена. А вскоре иудеи также признали Саула своим царем. Так возникло, согласно ветхозаветной традиции, Израильско-иудейское царство.

Саул получил несколько ханаанейских городов, отразил нападение кочевников, однако не справился со своими подданными. Против него поднял мятеж, поддержанный иудеями, военачальник Давид - библейский победитель Голиафа. Вскоре первый еврейский царь и трое его сыновей погибли в бою с филистимлянами, причем не без помощи Давида, который перешел на сторону врага. Давид узурпировал царский трон, распространив через семь лет свою власть и на израильские колена.

В 995 г. до н. Э. е. Давид овладел Иерусалимом и сделал его своей столицей. Он присоединил к столице гору Сион - и с тех пор до наших дней Иерусалим и гора Сион (их стали называть городом Давида), по словам историка, "были и остаются духовным (хотя и не всегда политическим) центром для основной массы еврейства". Постепенно Давид покорил остальные ханаанейских городов, а также распространил свою власть не по иорданские царства Эдом, Моав и Аммон. Он создал царскую гвардию (кстати, не из евреев, а с филистимлян и критян), чиновничий аппарат, разделил страну на административные округа, с большим трудом переписал и обложил населения (евреи чувствовали суеверный страх перед учетом людей и скота, способным якобы накликать беду). Чтобы сплотить свой народ, установить в государстве мир и согласие, Давид соединил с племенным еврейским культом Яхве местные ханаанейские культы, вернул в столицу похищен в израильских племен филистимлянами ковчег завета - деревянный сундук, в которой, по убеждению евреев, поселился Бог их. Значение религии в политической жизни еврейских колен благодаря этой акции Давида еще больше возросло, происходило сращивание религиозной системы с государственными структурами. В царствование Давида евреи монополизировали посредническую миссию в торговле между Вавилоном и финикийские города, Египтом и Малой Азией. Давид сохранил народное ополчение, однако начало формирования профессионального войска, к которому он вербовал воинов-чужеземцев (они нередко добровольно записывались в армию, чтобы получить право на поселение в Палестине).

После смерти Давида еврейский трон унаследовал его младший сын Соломон, который в борьбе за власть не остановился перед убийством родного брата. В царствование Соломона Израильско-Иудейское царство достигло вершины в своем развитии.

Соломон воздвиг вокруг Иерусалима, Асор, Мегиддо, Газера и других палестинских городов мощные стены, построил в столице (руками финикийских мастеров) величественный королевский дворец и небольшой, украшенный ливанским кедром, медью, драгоценными камнями и золотом храм богу Яхве, куда поместил ковчег завета. Иерусалим, таким образом, стал не только политической, но и религиозной столицей евреев. Соломон позаботился о росте посреднической роли евреев в международной торговле, превратив Мегиддо у торгового посредника между Египтом и Азией. Он построил торговый флот, который раз в три года уходил в составе флотилии финикийского царя Ахирама к аравийской страны Офир за золотом и экзотическими товарами. По данным, приведенным в Библии, золотые прииски Офир (недавно выяснено, что они содержались между Меккой и Мединой, в урочище Махдад-Дхахаб, название которого переводится как "колыбель золота") дали обоим обладателям 31 тонну этого благородного металла (И Царь., 9, 26-28).

В царствование Соломона вырос международный авторитет древнееврейского государства. Соломон заключил выгодный союз с Египтом, женившись на египетской принцессой и получив за ней палестинское м. Гезер, переданное ему от филистимлян его тестем - фараоном Шешонк. Израильско-Иудейское царство, таким образом, получило выход к Средиземному морю. Еврейский царь завоевал соседнее княжество Эдом (греческое название - Идумея). О Соломоне заговорили при царских дворах, к нему прибыла с визитом царица далекой аравийской страны Саввы.

Ветхозаветные историописець утверждал, шо царица Савская отправилась в неблизкий мир исключительно для того, чтобы испытать Соломона своими загадками (И Царь., 10,1-10). Так или иначе, а ее интригующий визит в Иерусалим хоть и не изменил ход мировой истории, все же не остался незамеченным. Во-первых, если верить легенде, Соломон сумел, не нарушая дворцового этикета, опровергнуть злу сплетню, будто у царицы Савской мохнатые, как у козы, ноги. Во-вторых, через девять месяцев после его визита у царицы Савской родился сын, от которого вели свою родословную эфиопские императоры-Негус (последний негус Хайде Салас И считался 225-м потомком сына Соломона и царицы Савской).

Библия, теша национальное самолюбие евреев, изображает Соломона богатым и мудрым из смертных: "Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудрости. И вся земля хотела видеть Соломона, чтобы послушать мудрости, Бог в Его сердце "(И Царь., 10, 23-24). Однако исторический Соломон был далек от такого идеала, ведь имел властительную и легкомысленную характер. Он купался в роскоши, транжирив государственные средства направо-налево, завел (видимо, чтобы соседние обладатели лопнули от зависти) огромный гарем (700 женщин и 300 наложниц). Царское окружение, состоявшее почти исключительно из Соломоновых родственников, не могло пожаловаться на отсутствие аппетита - съедал ежегодно почти 12 млн. Литров муки, 11 тыс. Голов крупного рогатого скота и 36,5 тыс. Мелкой, не считая "оленя, и серны, и антилопы и откормленных птиц "(I Цар., 5, 1-3). Чтобы прокормить толпу, Соломон разделил земли Израиля на 12 округов, обязав их населения по очереди доставлять нужное количество продуктов к царскому двору. Своих соплеменников-иудеев он освободил от этого побора.

Как уже отмечалось, между древними евреями никогда не было согласия. До царствования Давида, по словам историка, "Израиль был сборищем племен, враждовавшие между собой", и лишь в конце его владычества "стали сильным и, как тогда казалось, единственным народом". В результате непродуманной налоговой реформы Соломона, дискриминационной по израильтян, традиционная напряженность в отношениях между израильтянами и иудеями достигла критического предела - израильтяне, которых насчитывалось 500-700 тыс, то есть в 2-3 раза больше, чем иудеев, восстали. Соломон подавил это выступление, а вождь повстанцев Иеровоам вынужден был спасаться бегством в Египет. Однако Соломон умер и царем стал его молодой, неопытный сын Ровоам, израильтяне вновь начали проявлять свое недовольство, причем и на этот раз их выступление возглавил Иеровоам, которого поддерживал египетский фараон Шешонк. Израильские колени потребовали, чтобы царь восстановил в государстве справедливость, однако Ровоам обратился к угроз, пообещав согнуть мятежников в бараний рог (И Царь., 12, 14). В ответ на этот амбициозный выпад израильтяне избрали своим царем Иеровоама (925 г. до н. Э. Е.). Вскоре Иерусалим был полностью ограблен египетскими войсками. Израильско-иудейское царство окончательно распалось на два государства, причем политическим центром Иудейского царства остался Иерусалим, столицей же Израильского царства сначала стал Сихем, а около 875 г. до н. Э. е. (за владычество Омри) - Самария. В обоих еврейских государствах сохранились заложенные Давидом и Соломоном формы политического управления, однако в Иудее политическая обстановка была сравнительно стабильной, а в Израиле, наоборот, характеризовалась хаотичностью. Так, если в Иудейском царстве непрерывно царствовала династия Давидидив, то за 230 лет существования Израильского царства там сменилось 9 династий, причем добрая половина израильских царей погибла насильственной смертью.

Почему древним евреям не удалось создать сильного государства? Среди причин быстрого распада Израильско-Иудейского царства историки чаще всего называют неодинаковость демографической ситуации в Израиле и Иудее, существенные различия в социально-экономическом развитии обоих регионов, различные географические условия для развития торговли в этих регионах (Иудея была удалена от торговых трактов).

Первую обще еврейское государство создал, как об этом узнаем из. Библии, израильский обладатель -. Саул, которого помазал на царство

верховный жрец и судья. Самуил. Саул созвал еврейское ополчение для борьбы с филистимлянами. Перед началом боя состоялся традиционный поединок между представителями воюющих сторон. На этот поединок филистимлян ни выставили вооруженного до зубов великана. Голиафа, евреи же - вооруженного лишь пращой иудейского юноши. Давида. Пока. Голиаф пытался понять, почему этот нелепый солдат решился выйти на верную смерть, д. итний юноша попал камнем из пращи в его медный лоб. Филистимляне так потрясла неожиданное поражение. Голиафа, что они бросились бежать. Это неординарное победа над грозным врагом окрылила и згуртува а еврейские колена. А вскоре иудеи также признали. Саула своим царем. Так возникло, согласно ветхозаветные традиции,. Израильско-Иудейского царстваке царство.

Саул получил несколько ханаанейских городов, отразил нападение кочевников, однако не справился с собственными подданными. Против него поднял мятеж, поддержанный иудеями, военачальник. Давид - библейский победитель голые афа. Вскоре первый еврейский царь и трое его сыновей погибли в бою с филистимлянами, причем не без помощи. Давида, который перешел на сторону врага. Давид узурпировал царский трон, распространив через семь лет свою власть и на израильские коленіна.

в 995 г до н е. Давид овладел. Иерусалимом и сделал его своей столицей. Он присоединил к столице гору. Сион - и с тех пор до наших дней. Иерусалим и гора. Сион (их стали называть городом. Давида), по словам ис сторика,"были и остаются духовным (хотя и не всегда политическим) центром для основной массы еврейства"Постепенно. Давид покорил остальные ханаанейских городов, а также распространил свою власть не за. Иордан царства. Эдом,. Моав и. Аммон. Он создал царскую гвардию (кстати, не из евреев, а с филистимлян и критян), чиновничий аппарат, разделил страну на административные округа, с большим трудом переписи в и обложил населения (евреи чувствовали суеверный страх перед учетом людей и скота, способным якобы накликать беду). Чтобы сплотить свой народ, установить в государстве мир и согласие,. Давид соединил и с племенным еврейским культом. Яхве местные ханаанейских культы, вернул в столицу похищен в израильских племен филистимлянами ковчег завета - деревянный сундук, в котором, по убеждению евреев поселился. Бог. Значение религии в политической жизни еврейских колен благодаря этой акции. Давида еще более возросло, происходило сращивание религиозной системы с государственными структурами. В царствование. Дави да евреи монополизировали посредническую миссию в торговле между. Вавилоном и финикийскими городами,. Египтом и. Малой. Азией. Давид сохранил народное ополчение, однако начал формирование профессионального войска к которому он вербовал воинов-чужаков (они нередко добровольно записывались в армию, чтобы получить право на поселение в. ПалестинеПалестині).

После смерти. Давида еврейский трон унаследовал его младший сын. Соломон, который в борьбе за власть не остановился перед убийством родного брата. В царствование. Соломона. Израильско-Иудейское царство достигло ло вершины в своем развитииу.

Соломон воздвиг вокруг. Иерусалима,. Асор,. Мегиддо,. Газер и других палестинских городов могучие стены, построил в столице (руками финикийских мастеров) величественный царский дворец и небольшой, украшенный и ливанским кедром, медью, драгоценными камнями и золотом храм богу. Яхве, куда поместил ковчег завета. Иерусалим, таким образом, стал не только политическим, но и религиозной столицей евреев. Соломон позаботился пр в рост посреднической роли евреев в международной торговле, превратив. Мегиддо у торгового посредника между. Египтом и. Азией. Он построил торговый флот, который раз в три года уходил в состав и флотилии финикийского царя. Ахирама в аравийской страны. Офир за золотом и экзотическими товарами. По данным, приведенным в. Библии, золотые прииски. Офир (недавно выяснено, что они помещались между. Меккой й и. Мединой, в урочище. Махдад-Дхахаб, название которого переводится как"колыбель золота") дали обоим обладателям 31 тонну этого благородного металла (И. Царь, 9, 26-286-28).

В царствование. Соломона возрос международный авторитет древнееврейского государства. Соломон заключил выгодный союз с. Египтом, женившись на египетской принцессой и получив за ней палестинское м. Гезер, переданное е м от филистимлян его тестем - фараоном. Шешонка. Израильско-Иудейское царство, таким образом, получило выход к. Средиземному морю. Еврейский царь завоевал соседнее княжество. Эдом (греческое название -. Идумею ея). О. Соломона заговорили при царских дворах, к нему прибыла с визитом царица далекой аравийской страны. Сав. Сави.

ветхозаветные историописець утверждал, что царица. Савская отправилась в неблизкий свет исключительно для того, чтобы испытать. Соломона своими загадками (И. Царь, 10,1-10). Так или иначе, а ее интригующий е изыти в. Иерусалим хоть и не изменил ход мировой истории, все же не остался незамеченным. Во-первых, если верить легенде,. Соломон сумел, не нарушая дворцового этикета, опровергнуть злую сплетню, будто в царицы. Савской волосатые, как у козы, ноги. Во-вторых, через девять месяцев после его визита у царицы. Савской родился сын, от которого вели свою родословную эфиопские императоры-негуса (последний негус. Хайде. Салас. И считался 225-м потомком сына. Соломона и царицы. Савскойкої).

Библия, радуя национальное самолюбие евреев, изображает. Соломона богатым и мудрым из смертных:"И превзошел царь. Соломон всех царей земли богатством и мудростью и вся земля ля хотела видеть. Соломона, чтобы послушать мудрости,. Бог в. Его сердце"(И. Царь, 10, 23-24). Однако исторический. Соломон был далек от такого идеала, ведь имел властительную и ветреную характер. Он купался в роскоши, транжирив государственные средства направо-налево, завел (видимо, чтобы соседние властители лопнули от зависти) огромный гарем (700 женщин и 300 наложниц). Царское окружение, состоявшее м айже исключительно. Соломоновых родственников, не могло пожаловаться на отсутствие аппетита - съедала каждый почти 12 млн литров муки, 11 тыс. голов крупного рогатого скота и 36,5 тыс мелкой, не считая"оле ния, и серны, и откормленных гусей"(И. Царь, 5, 1-3). Чтобы прокормить толпу,. Соломон разделил земли. Израиля на 12 округов, обязав их население поочередно доставлять нужное количество п родуктив к царскому двору. Своих соплеменников-иудеев он освободил от этого поборього побору.

Как уже отмечалось, между древними евреями никогда не было согласия. До царствования. Давида, по словам историка,"Израиль был сборищем племен, враждовавших между собой", и лишь в конце его владычества я"стали сильным и, как тогда казалось, единым народом"В результате непродуманной налоговой реформы. Соломона, дискриминационной по израильтян, традиционная напряженность в отношениях между израильтянами т а иудеями достигла критического предела - израильтяне, которых насчитывалось 500-700 тыс., то есть в 2-3 раза больше, чем иудеев, восстали. Соломон подавил это выступление, а вождь повстанцев. Иеровоам вынужден был спасать ся бегством в. Египет. Однако когда. Соломон умер и царем стал его молодой, неопытный сын. Ровоам, израильтяне снова стали проявлять свое недовольство, причем и на этот раз их выступление возглавил. Иеровоам м, которого поддерживал египетский фараон. Шешонк. Израильские колена потребовали, чтобы царь восстановил в государстве справедливость, однако. Ровоам обратился к угрозам, пообещав согнуть мятежников в бараний рог (И. Царь, 12, 14). В ответ на этот амбициозный выпад израильци избрали своим царем. Иеровоама (925 г до н э). Вскоре. Иерусалим был вдребезги ограблен египетскими войсками. Израильско-иудейское царство оста точно распалось на два государства, причем политическим центром. Иудейского царства остался. Иерусалим, столица. Израильского царства сначала стал. Сихем, а около 875 г до н э (за владычества. Омри) -. Самария. В обоих еврейских государствах сохранились заложены. Давидом и. Соломоном формы политического управления, однако в. Иудее политическая обстановка была сравнительно стабильной, а в. Израиле, наоборот, характериз увалася хаотичностью. Так, если в. Иудейском царстве непрерывно царствовала династия. Давидидив, то за 230 лет существования. Израильского царства там сменилось 9 династий, причем добрая половина израильских их царей погибла насильственной смертностиильницькою смертю.

Почему древним евреям не удалось создать сильного государства? и. Иудеи, существенные различия в социально-экономическом развитии обоих регионов, различные географические условия для развития торговли в этих регионах (Иудея была удалена от торговых трактов.