Погорельцы в нижнем белье и с собакой: эксклюзивный репортаж с пожара на улице Будённого. "Чикаго в огне"

«С детства я мечтал вырасти и стать пожарным», — говорит чикагский спасатель Фред Талавера. TUT.BY посетил легендарное чикагское пожарное депо №18, сотрудники которого тушат пожары, вытаскивают людей из покореженных машин, достают котиков с деревьев, собачек с крыш, а в свободное от вызовов время снимаются в горячем сериале про самих себя.

Мы продолжаем рассказывать о нашем на автомобиле в совместном с «Корона Техно » проекте.

«Осторожно, готовят мужчины»

Наш проводник по части — Фред Талавера , отработавший в бригаде уже 11 лет. За его плечами десятки спасенных людей, питбуль и щенок. Фред встречает нас у входа и ведет в гараж.

— Стать пожарным было нелегко. Я пришел уже в зрелом возрасте, и мне приходилось бороться за право стать спасателем с молодыми ребятами. Получилось успешно пройти подготовку и поступить на службу. В то время подготовка занимала шесть месяцев, сейчас — девять, — объяснил собеседник.


Фред Талавера

Наш путь к сердцу депо лежит через коридор, стены которого украшены агитплакатами, фотографиями и календарем с полуголыми накачанными спасателями и парамедиками. Моделей для съемок собрали из разных бригад. Все свои, доморощенные, дадут фору любому атлету.

В знаменитой пожарной части часто проводятся экскурсии. На одной из них детям предложили кратко объяснить, кто в их понимании «герой». И сделали из этого целую экспозицию.


«Герой спасает людей и защищает наш город. Они не дают случиться плохим вещам»

По дороге замечаем комнату отдыха и совещаний. У левой стены помещения большой обеденный стол, а за ним барная стойка, которая отделяет кухню.

— Эту комнату нам обустроила съемочная группа сериала «Чикаго в огне». Им нужна была такая комната для съемок, — пояснил еще один наш экскурсовод — пожарный Джесси Ренгэл .


Табличка на стене: «Осторожно, готовят мужчины»

В коридорах можно встретить старое оборудование, которое раньше использовалось пожарными. Также ребята собирают нашивки и эмблемы частей со всего мира. Белорусских или российских среди них мы не нашли.

«О, ребята, вы же пожарные Чикаго»

Пожарное депо № 18 стало самым известным в США в 2012 году, когда телекомпания NBC начала здесь снимать телесериал «Чикаго в огне» (в другом переводе «Пожарные Чикаго») — эдакая мужская версия «Анатомии Грэй». Пилотная серия телешоу собрала высокие рейтинги, и его сразу продлили на первый сезон. Сериал успешно продержался в эфире пять лет, а с сентября этого года пойдет на шестой срок.

Телекомпания не только снимает шоу на территории депо, но также задействует в съемках реальных пожарных, использует те же самые номера расчетов и их геральдику.


На одной из стен есть фотографии со съемок сериала

— Когда начинаются съемки, тут собирается 50-60 человек. При этом мы продолжаем выполнять свою работу. Поначалу было сложно, но потом привыкли. Ну и съемочная группа покупает нам обед, — смеется Фрэд. — В съемках на эпизодических ролях часто участвуют наши пожарные и спасатели.

Создатели сериала любят использовать реальную амуницию и пожарных. Кроме того, это позволяет им экономить средства на массовке и дополнительном оборудовании — мы все приносим свое. Деньги от аренды площадки идут не в депо, а в городской бюджет. Также для нас это очень хороший способ популяризации своей работы. Мы выезжаем на вызов, и нам говорят: «О, ребята, вы же пожарные Чикаго».

— Я снимался в каждой серии, — улыбается Джесси. — Роли маленькие, но люди иногда меня узнают на улице, просят сфотографироваться, оставить автограф.


Джесси Ренгэл

Привлечение к съемкам спасателей и пожарных добавляет сериалу реалистичности. Хотя до документального фильма ему еще далеко, отметил Фред.

— Например, мы с ребятами работали в эпизоде, где нужно было достать из автомобиля жертву аварии. Мы действовали в кадре так, как работали бы в реальной жизни. Конечно, есть моменты и чересчур голливудские, когда смотришь и думаешь: «Ни за что бы мы так не делали». Если от этого абстрагироваться, то сериал хороший. Один из наших прошлых начальников сейчас участвует в его создании в качестве эксперта. Он рассказывает сценаристам реальные истории, которые происходили в городе, случаи спасения, а затем их добавляют в сюжет, — объяснил Фред.


Диспетчерский пункт, где принимаются и отслеживаются вызовы. Отсюда же по громкой связи бригады вызываются на пожары и другие происшествия. Это место также задействовано в съемках

Шест, которого в части никогда не было

Сериал дает хорошее представление о том, как устроено депо №18. Гараж выполняет функцию не только места хранения автотранспорта, но и спортзала. Помимо автоцистерны и автомобиля парамедиков здесь располагаются турники, тренажеры, гантели и переносное баскетбольное кольцо.

Здесь же можно заметить и неотъемлемый атрибут всех старых пожарных частей — шест. Правда, в депо № 18 его никогда не было. Пожарный шест в гараже появился исключительно для съемок сериала — один его конец упирается в крышу, другой — в пол.


Тот самый шест — посередине

— Много лет назад центр Чикаго был преимущественно двухэтажным. При этом на первом этаже размещались лошади и пожарные повозки, а на втором — комнаты для пожарных. Там пожарные шесты использовались по назначению. Наш — исключительно для съемок сериала, — рассказал Джесси.

«Мы должны быть готовы к выезду в течение 45 секунд»

Рядом с автоцистерной стоят пожарные сапоги со спущенными штанами на подтяжках. В таком положении их оставляют, чтобы как можно быстрее надеть по тревоге.


Подготовленные пожарные штаны и сапоги. На внутренней стороне голенищ большими буквами написана фамилия пожарного (чтобы не перепутать)

— Мы должны быть одеты и готовы к выезду в течение 45 секунд после сигнала тревоги. Молодые ребята в этот норматив укладываются. У старичков, как я, это занимает немного больше времени, — смеется Фред. — Пожарные депо разбросаны по городу так, чтобы до самой дальней точки твоего района дорога занимала не более трех минут.

Чаще всего пожарные чикагского депо №18 сталкиваются с медицинскими вызовами: ухудшение состояния, неудачное падение, несчастные случаи. На каждый поступающий вызов к месту отправляются автоцистерна и автомобиль парамедиков.

— Иногда также выезжает полиция, если по этому адресу фиксировались случаи нападения или агрессивного поведения. Бывает, что едет только автоцистерна. Но каждый спасатель знает, как оказывать первую помощь. Нас обучают делать всё, что делают парамедики. У нас точно такой же набор медикаментов и оборудования. Единственное, что мы не можем — это транспортировать потерпевших, — поделился собеседник.

В автоцистерне и автолестнице ездят пять человек. Двое, включая водителя, — спереди, трое сзади. На пожары выезжают 2 автоцистерны, 2 автолестницы, автомобиль начальника и парамедики.


Сотрудница части проверяет автомобиль между вызовами. В части его заправляют, а также заряжают электронные системы

— Мы приезжаем, и если пожар подтверждается, то к нам подключаются еще столько же автомобилей и людей. Таким образом, на одном пожаре может работать от 50 человек и более 10 единиц техники. Много вызовов на пожары приходит из-за человеческой невнимательности. Кто-то засунул башмаки сушиться в печку, повесили полотенце на обогреватель. Иногда в старых зданиях случаются пожары из-за неисправной проводки. Много вызовов приходит от пьяных людей, которые засыпают с сигаретой в руке или ставят пиццу готовиться в духовке, а сами засыпают, — рассказал Фрэд.

Пожарной машине могут не уступить на дороге

Американские гидранты, которыми щедро усеяны улицы больших и малых городов, — это не дань традиции, а насущная необходимость. Как пояснил Фред, вместимость одной автоцистерны — 500 галлонов воды (или почти 1900 литров).

— Этого недостаточно для того, чтобы потушить пожар в доме. Для тушения авто — может хватить, но не для здания. Мы приезжаем на вызов, подключаем автоцистерну к гидранту, и он постоянно подкачивает воду. Вода из рукава подается со скоростью 250 галлонов в минуту. То есть без гидранта автоцистерна опустеет за две минуты. Именно поэтому парковка возле гидрантов строжайше запрещена, а машины нарушителей обязательно будут эвакуированы.

С предоставлением преимущества спецтехники на дорогах Чикаго ситуация примерно такая же, как и в Беларуси.

— Для водителей уступить дорогу пожарному автомобилю с включенной сиреной это, скорее, право, а не обязанность. Наши водители рискуют, когда отступают от правил дорожного движения во время вызова. Был случай, когда парамедика отправили в тюрьму из-за того, что он проехал с включенной сигнализацией на красный свет. Он выехал на перекресток, врезался в другой автомобиль, водитель которого потом скончался. В результате его признали виновным и назначили лишение свободы. Поэтому даже с сиреной мы стараемся ездить аккуратно: притормаживать на перекрестках, смотреть, нет ли другого транспорта.

«Пожары в небоскребах намного сложнее, чем в обычных зданиях»

Деловой центр Чикаго заполнен небоскребами. Пожарами в высотных зданиях занимается отдельный отряд спасателей.

— Пожары в небоскребах намного сложнее, чем в обычных зданиях, — объяснил Джесси.

В Чикаго и некоторых крупных городах США для тушения пожаров в небоскребах используется специальная установка, которая называется Hero pipe («труба героя»). Ее изобрел капитан пожарного расчета Майкл Уилгат. Идея пришла ему в голову во время тушения пожара в небоскребе. Он заметил, что гидравлическая автолестница не доставала до окон горящих многоэтажек, и спасателям было очень сложно ликвидировать пожар.

Тогда капитан взял кредит и в своем гараже начал разрабатывать прототип устройства, которое бы успешно справлялось с пожарами в высотках. Через восемь лет работы первая модель была готова.


Изобретение Уилгата — слева

Изобретение Уилгата состоит из двух частей: основания и трубы в форме перископа, к которой крепится пожарный рукав. С помощью опор устройство фиксируется под этажом возгорания, конец трубы устанавливается напротив окна горящего помещения, а затем туда подается вода под напором до 2300 литров в минуту. Изобретение капитана было успешно испытано и поставлено на вооружение пожарным в Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Майами. Как пишут в местной прессе, стоимость одной такой установки — 50 тысяч долларов.

— Патентом на это изобретение владеет наш капитан. Это его бизнес. Сколько он на этом заработал, не знаю, но он точно отбил свои расходы на дизайн и на разработку, — сообщил Фред.

«Когда я начал работать, получал 49 тысяч долларов в год»

Костюмы американских спасателей снабжаются приборами персональной защиты. Если в течение 30 секунд прибор не фиксирует движения, он начинает громко пищать и посылает на пульт диспетчера сигнал о тревоге. Это позволяет установить местонахождение травмированного или потерявшего сознание спасателя даже в условиях нулевой видимости.

— На нас очень много защиты. Если вы правильно надели обмундирование, то риск вреда здоровью минимизируется, но он всё равно постоянно присутствует. Иногда люди покупают дома и вносят изменения в оригинальный проект, а потом из-за таких изменений здание становится слабее и при пожаре может просто сложиться.

Как рассказал Фред Талавера, учитывая риск, зарплата пожарного немного выше средней по городу по специальностям, для которых не требуется получения диплома о высшем образовании.

— 11 лет назад, когда я начал работать, получал 49 тысяч долларов в год. Потом, в зависимости от выслуги, у меня повышалась зарплата. Сейчас я зарабатываю около 90 тысяч долларов. Для повышения по службе в нашей работе не обязательно иметь высшее образование. Потому что всё, чему мы учимся, мы постигаем с опытом. Даже начальником пожарного депо можно стать без диплома.

В свободное от вызовов время пожарные наводят порядок на территории части, тренируются, проверяют свое снаряжение, следят за исправностью гидрантов, которых в Чикаго почти 50 тысяч.

— Их нужно проверять дважды в год, — вздохнул Джесси.

После работы спасатели также много времени проводят вместе. Руководство регулярно устраивает барбекю, отдых на природе, командообразующие тренинги.

— Мы живем одной большой семьей. Мы проводим вместе несколько дней в неделю. Мы вместе работаем, отдыхаем, занимаемся спортом. Постоянно друг с другом, как на работе, так и дома, — пояснил Фрэд.

— Хорошие отношения в коллективе очень важны, — вторит ему Джесси. — Мы рискуем своей жизнью, заходим в горящие здания, которые могут обрушиться. В такие моменты очень важно знать, что твой напарник тебя поддержит.

«Чикаго в огне»

В гараже раздается сигнал тревоги. Диспетчер вызывает на место автоцистерну. Четверо ребят выбегают из дверей, «прыгают» в сапоги, набрасывают куртки, шлемы и загружаются в машину. С ними уезжает и Фред. Под звуки сирены и мигание синих проблесковых маячков автоцистерна выезжает из ворот гаража.

В сериале «Чикаго в огне» бравые парни наверняка выехали бы на какой-нибудь пожар в многоэтажке. Они бы бесстрашно взобрались по лестнице горящего здания и на руках вынесли из огня ребенка. Прохожие бы им рукоплескали, а измученный спасатель снял шлем, провел мускулистой рукой по измазанному сажей лбу и сказал бы на камеру: «Не надо благодарности. Я просто делаю свою работу».

Видео снято на Samsung Galaxy S8

В реальности это был вызов к прохожему, которому стало плохо на улице. Бравые ребята никого из огня не выносили, но оказали пострадавшему первую помощь, передали медикам и вернулись в депо ждать следующего вызова. Не такого зрелищного, как в кино, но не менее важного.

Во время нашего заезда в Чикаго мы встретились не только с пожарными, но и с учителем, который в свое время успел поучиться в белорусской и американской школах. Он рассказал нам о главных различиях в подходе к школьному образованию в США и Беларуси. Читайте об этом в нашем следующем репортаже. А все материалы цикла «Большое путешествие TUT.BY» вы можете найти .

Мы отправились на пепелище в городе Орлове, чтобы поговорить с огнеборцами, погорельцами и директором местного водоканала о том, почему 26 мая в их городе произошла эта страшная трагедия.

Примерно в 80 километрах от Кирова, вдоль высокого берега Вятки раскинулся небольшой городок Орлов, многие до сих пор по-советски называют его Халтурин. На удивление ровный асфальт федеральной трассы «Вятка» после поворота у указателя «Орлов» сменяется на привычную кировскую грунтово-асфальтовую дорогу, на некоторых ямах седану отечественного производства откровенно не хватает клиренса.

Проезжаем город поперёк, наша цель – самый берег Вятки и улица с говорящим названием Набережная. Именно здесь 26 мая произошёл сильный пожар, который почти полностью уничтожил целый квартал.

На пепелище встречаем семью – пожилого отца и двоих его сыновей.


Вместе с ними обожжённая, но чудом спасшаяся из огня кошка.



Жили все здесь, но в разных квартирах, старший брат – Андрей – рассказывает, что ад начался с пожара в сарае. Пожарные приехали быстро, хозпостройку, казалось бы, потушили, но сильный ветер вновь раздул огонь, а воды в цистернах пожарных машин уже не было.

Погорельцы говорят, что из-за сильного ветра языки пламени устремлялись не в небо, а летели горизонтально. Дома вспыхнули буквально в считанные минуты – один за другим. Справиться с огненной стихией орловские пожарные уже не могли. Напор воды в водопроводе оказался мал, а других источников воды поблизости не было.

По словам Андрея, первой к месту подоспела подмога из Котельнича. Расчёты пожарных также выехали из Мурыгино и Кирова. Спасатели начали искать воду. Но на крутом берегу Вятки подходящий подъезд к реке даже полноприводным «Уралам» удалось найти нескоро. Когда спасительную дорогу нашли, на реке запустили специальную передвижную насосную станцию, несколько сотен метров от воды до пожара преодолели привезёнными с собой пожарными рукавами. Но драгоценное время было потеряно – четыре двухэтажки уже сгорели дотла.







Пожар произошёл в рабочее время, многих дома не оказалось, люди даже не смогли спасти запертых в квартирах домашних любимцев. Не удалось вынести документы и заработанные сбережения.

Локализовать пожар удалось только спустя четыре часа тушения – к полудню. Тогда группировка пожарных насчитывала 32 машины и почти сотню огнеборцев. Тушить продолжали до вечера. Местная жительница, чей дом чудом не сгорел, вспоминает, что в самом начале пожара местные пожарные бились с огнём самоотверженно, но из-за старой техники и отсутствия воды сделать ничего не могли. Техника в Орлове, говорит она, вовсе не та, что показывают в новостях по телевизору.

Мы решили лично съездить и посмотреть на орловские пожарные машины. Пожарная часть, по местным меркам и полностью разбитым дорогам, не близко – километра 1,5 или минут 5 езды, если не жалеть машину. Старое здание и гараж на 3 автомобиля.




Вместе с нами к части подъезжает пожарная машина – с вызова. Приехавший пожарный и мужчина, что открывал ворота, при виде незнакомца с фотоаппаратом перекидываются лишь парой фраз: «Ну как? – Не подтвердилось». Через створ ворот в гараже видно три пожарные машины. Две из них – ЗИЛ-130.


Этот автомобиль серийно начали выпускать ещё в 1962 году, а закончили в середине девяностых. В этой пожарной части одна машина старше 40 лет - 1976 года выпуска, второй 30 лет - 1987 года выпуска. Третий автомобиль более новой, но по нынешним меркам тоже морально и технически устаревшей модели - ЗИЛ-131, его возраст тоже преодолел отметку в четверть века - машину выпустили с конвейера в далёком 89-м. Скорее всего, эти автомобили в условиях суровой русской зимы, разбитых дорог и ежедневной службы выработали свой ресурс уже несколько раз. Вот, кстати, один из ветеранов в бою, на том самом пожаре.

Отметим, во многих городах ЗИЛ-130 занял своё почётное место в музеях и в качестве памятников. Кировские пожарные, например, в 2015 году установили «стотридцатку» с символичным бортовым номером «01» на постаменте в 1-й пожарной части, которая на Розы Люксембург.


Командир пожарной части рассказал, что в тот день - 26 мая - делали всё возможное. На пожар обе машины, а позже и третья, приехали с водой, но она быстро кончилась. Объясняет, что в цистерне около 2 тысяч литров воды, в секунду один пожарный рукав расходует около пяти литров. Тушат обычно в два рукава, получается, что воды в одной машине хватает меньше чем на 5 минут. Вот люди незнающие и говорят, что опять без воды приехали.

– В общем, все силы, которые были у нас, сразу в бой бросили. Очень много баллонов газовых было, в гараже одном взорвался баллон с кислородом. Попытались подключиться к гидранту - напора нет, выкачали колодец старый, водоём там на улице был, но воды недостаточно оказалось. Параллельно стали в Киров звонить, вызывать подмогу, - сообщил командир орловской пожарной части Валентин Березин.

Все местные сети водоснабжения находятся в пользовании частной организации ООО «Орловский водоканал». Один из местных жителей, который раньше работал в организации, на условиях анонимности рассказал, как обстоят дела на водонасосной станции:

– На насосной станции уже два года никто не работает. Всех сократили. Раньше был насос, повышающий давление во время пожара, дополнительно был глубинный в помощь основным, и дополнительные скважины, питающие основной резервуар на 140 кубов. После сокращения штата глубинник демонтировали, одну из скважин забросили, а вместо пожарного насоса поставили маленький – ради экономии. Сейчас работает всё в автоматическом режиме по определённому графику, то есть, чтобы экстренно запустить насос, нужно время. Ёмкость наполняется одним родником, дающим 18 кубов в час. И поднять давление в системе сейчас нечем...

Директор ООО «Орловский водоканал», которого местные жители в шутку называют «хозяином воды», рассказал, что пожарного насоса сейчас действительно нет и повысить давление в системе практически невозможно - почти все трубы в городе сгнили:

– Стоял насос пожарный – мощный, но его мы убрали. Всё равно его нельзя было включать - трубы гнилые все и их рвало сразу от высокого давления. В день пожара вся система водоснабжения работала исправно. Давление на Набережной низкое из-за технической особенности – это тупиковая ветка. Я уже не раз обращался в администрацию района, говорил, что надо эту проблему решать. Всю переписку отправил в Следственный комитет.

Точку в вопросе, по чьей же вине получилось так, что 70 человек остались без жилья, ставить будет Следственный комитет по Кировской области. По факту пожара возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Следователи разбираются в обстоятельствах произошедшего.

Неравнодушные жители области начали собирать вещи для погорельцев. Основная точка сбора - местный Центр социального обслуживания населения.



Несколько помещений полностью заполнены вещами: одеждой, обувью, постельным бельём, посудой.







Даже в рабочее время люди с гуманитарной помощью идут большим потоком. Директор Центра Елена Береснева рассказывает, что одежды собрали уже достаточно, сейчас стараются собрать бытовую технику и деньги.

Тем временем старший из братьев-погорельцев, Андрей, вспоминает, что в сожжённом и разбитом Грозном видел такое каждый день, но никогда не думал, что в родном Орлове, спустя больше двадцати лет, увидит подобное. Теперь от боевого прошлого не осталось ни фотографий, ни документов, только кепка-афганка, в которой и помогал тушить пожар.




Региональное правительство пообещало со дня на день выплатить погорельцам компенсацию – 2 тысячи рублей от города Орлова, 5 тысяч от Орловского района и 20 тысяч рублей от области. Братья не могут ответить на вопрос, куда потратить такую сумму.

Погорельцы пока остановились у родственников, в будущем планируют своими силами строить новый дом. Инициативные жители Орлова в соцсетях на полном серьёзе предложили или скинуться на новую пожарную машину, или хотя бы заменить спецоборудование на более новое.


Фото: МЧС России по Кировской области, vk.com/ автор - Артём Уланов.

Все мы хорошо представляем себе работу пожарных расчетов при тушении пожаров, а вот как проходят будни борцов с огнем в "свободное от пожаров" время, думаю мало кто знает. Вместе с Колей Рыковым nikolapic мы провели целый день в компании пожарно-спасательного отряда №207, который расположен в небоскребе «Северная башня» на Тестовской улице. Это не совсем обычный пожарный отряд - в зоне его ответственности находится весь комплекс зданий «Москва Сити».

1. Герой сегодняшнего репортажа - Сергей Зайцев.

Сергею 31 год. Он решил пойти в спасатели после увольнения из службы в армии, где Сергей служил четыре года миротворцем в зоне грузино-абхазского конфликта.

2. Сергей живет в Серпухове и на дорогу до работы у него уходит до двух часов. Рабочая смена начинается в 8:30. График работы: сутки-четверо.

3. После переодевания в служебную форму, все сотрудники отправляются на медицинский осмотр. Эта важная и обязательная процедура, которая не является формальностью (как в случае получения справки в бассейн).

4. Дальше начинается прием, проверка исправности и пригодности дыхательных аппаратов на сжатом воздухе ДАСВ и сжатом кислороде ДАСК. Это оборудование позволяет защитить органы дыхания и зрения пожарных от вредного воздействия непригодной для дыхания токсичной и задымлённой газовой среды при тушении пожаров.

5. Проверка ДАСК на тестере, который позволяет проверить аппарат на герметичность, наличие утечек и правильность подачи кислорода. По ответственности данная процедура сравнима с укладкой парашюта.

6. Вес этих рюкзаков внушительный - 15-16 кг.

9. После проверки дыхательных аппаратов начинается приём ПТВ (пожарно-технического вооружения) и АСО (аварийно-спасательного оборудования).

10. На все перечисленные процедуры с момента прихода на работу уходит всего 30 минут.

11. На вооружении отряда имеется девять пожарных автомобилей (автоцистерны, аварийно-спасательные, контейнеровозы, автолестницы и подъемники). Для тушения высотных пожаров и эвакуации людей используется пожарная автолестница высотой 50 метров и телескопический подъемник высотой 90 метров. Спасательные люльки этих устройств рассчитаны на трех человек и могут выдерживать нагрузку до 270 килограммов.

12. Спецтехника АКВ - автоконтейнеровоз. Данный автомобиль имеет три вывозимых модуля: ДУ (большой вентилятор дымоудаления); база газодымозащиты и контейнер для тушения небоскребов, который использовался для ликвидации пожара на башне «Восток» комплекса «Федерация». Внутри такого контейнера прячутся 10 тележек, на каждой из которых расположены мотопомпы, магистральные и рабочие рукава, разветвления и так далее. Смысл в том, что полностью развернутый контейнер обеспечивает подачу воды от головного насоса на расстояние до двух километров по горизонтали или по вертикали до крыши любого небоскреба в Сити.

13. В 9:00 развод. Идет построение двух смен - сменяющейся и заступающей. В это время проходит доклад старшего смены за прошедшие сутки обо всех происшествиях, проверках и проведении занятий.

14. Затем идет постановка задач и доведение приказов вышестоящего руководства. Проводится инструктаж.

17. Ежедневно на дежурство выходит 9 расчетов, в среднем от 2 до 6 человек в каждом.

18. С 10.00 начинаются занятия по различным предметам, таким как пожарная подготовка, альпподготовка, физподготовка, тактико-специальная подготовка, теоретическая подготовка. Согласно расписанию по всем предметам спасатели регулярно сдают экзамены и нормативы. В связи со спецификой обслуживаемого участка Москва-Сити, спасатели изучают строение зданий делового центра, планировки помещений, размещение противопожарных систем.

21. Кухня. Отдельного повара в части нет, все спасатели сами готовят себе еду.

22. Дежурство - это лотерея - можно целый день «проспать» на лекциях по безопасности труда, бегать по части с рукавами, отрабатывая нормативы и учебные тревоги, а может случиться так, что придется кататься с пожара на пожар без перерыва на кофе-брейк.

Например в этом феврале было затишье, по паре выездов в день. А случалось, что за одну смену расчеты выезжали на 17 вызовов.

24. Помещение диспетчерской службы. При поступления сигнала от 101 диспетчер по громкой связи вызывает тот или иной расчет. Объявляется адрес и по какому поводу выезд: пожар (квартира, гараж, выселенный дом, помойка, склад и т.д.), ДТП, обрушение, сбор ртути, помощь 03.

25. Когда звучит сигнал тревоги, до этого спокойные и размеренные ребята, словно спринтеры срываются со своих мест и как в кино спускаются по трубе в гараж, где со скоростью ветра облачаются в боевую одежду спасателя.

26. Время от момента подачи сигнала, до момента когда автомобиль выезжает из депо, не должно превышать одной минуты, а прибытие к месту ЧС - не более 5 минут.

28. Посадка в автомобиль осуществляется на улице.

35. Сергей любит свою работу, находит ее интересной, почетной и социально необходимой.

36. Спасибо за ваш труд, ребята!

Фотографии пожара в репортаже взяты из моего архива.
Выражаю благодарность пресс-службе МЧС и всем сотрудникам ПСО №207 за помощь в проведении съемки и подготовке материала.

Фотографы: Дмитрий Чистопрудов и Николай Рыков,

В пятницу, 12 мая, примерно в 13 часов в соседнем с редакцией доме на ул. Лопатина,70 случился пожар. Горела квартира на третьем этаже второго подъезда. Очевидцем стал наш корреспондент. На тот момент пожарные расчёты уже действовали вовсю.

Но пожар только разгорался. В подъезд шёл шланг, в окнах подъезда виднелись пожарные. Из одного окна, по всей видимости, спальной комнаты, било пламя, из распахнутого окна на кухне валил дым. Из того же окна высовывался мужчина, что-то кричавший пожарным.
Лестница, которую пожарные пытались разложить, дабы мужчина смог по ней спуститься, никак не желала раскладываться на всю длину. Жители дома, оповещённые о пожаре, в большинстве своём уже самостоятельно покинули свои квартиры и названивали по телефонам. Вскоре был размотан ещё один шланг, и в комнату, из которой били языки пламени, ударила струя воды. Увы, пожар к тому времени разгорелся настолько, что занялся чердак. Пожарный расчёт, действовавший в подъезде, вынес и вывел на улицу ещё троих человек.
Пожарные сняли с автомобиля другую лестницу, взамен той, которая не желала раскладываться. Поднявшийся по ней пожарный помог мужчине выбраться из задымленной кухни, но, видимо, надышавшись к тому времени угарным газом, мужчина не смог самостоятельно спуститься. Пожарному пришлось удерживать его на карнизе. Его коллеги разложили вторую лестницу, дабы помочь спуску.


Пламя в квартире удалось сбить, но чердак уже полыхал. Он был настолько задымлён, что густые клубы дыма стали бить из чердачных окон первого подъезда. Обеспокоенные жители стали требовать от пожарных, чтобы те активнее принялись за тушение чердака. Ещё один из автомобилей подъехал к первому подъезду, но струя из очередного шланга едва доставала до крыши.
Вскоре на месте пожара появились более современные пожарные автомобили. Увы, пожарный гидрант обнаружился лишь в соседнем дворе. Его поиск и присоединение шлангов заняли ещё некоторое время. Хотя пожар был практически потушен, гидрант был необходим – запас воды в машинах не бесконечен, а чердак и комнату следовало ещё пролить, дабы огонь не вспыхнул вновь.
К тому времени на месте происшествия появилось городское начальство, включая главу города А. Зотова, его зама Ю. Морозова и директора городского УГОЧС И. Догонина. Они о чём-то переговаривались между собой, по всей видимости, оценивая масштабы происшествия и меры ликвидации последствий.
Воспользовавшись тем, что жители дома пришли в себя и немного успокоились, автор этих строк взял у них небольшой комментарий по поводу происшествия.
– Лестницу долго собирали, да и шланг их больше похож на садовый.
– Много времени прошло с того момента, как приехала машина, до начала тушения пожара. Машина, работающая с большими шлангами, приехала позже других, а запас воды в первых кончился быстро.
– Долго искали гидранты. А виноват в пожаре сосед, похоже, что курил в постели...

Впрочем, официальные причины пожара пока не установлены. И мы лишь привели мнения людей, перенёсших стрессовую ситуацию. Главное в том, что профессионалы спасли несколько человеческих жизней. Всё остальное… Управляющая компания уже решает вопрос об экспертизе, которая должна определить необходимый объём работ для восстановления кровли. Забегая вперёд скажем, материальная поддержка погорельцев, увы, не адекватна потерям.
По данным МЧС, площадь пожара составила 20 кв.м. Эвакуировано 15 человек, 4 человека спасено. К ликвидации последствий пожара привлекалось 36 человек и 11 единиц техники, в том числе от МЧС России 16 человек и 5 единиц техники.

.

Самара горит. Причем, не только летом. С февраля по июль этого года только лишь пожарная часть №1 183 раза выезжала тушить жилые дома в Ленинский, Железнодорожный и Октябрьский районы. А сколько было других возгораний в прочих частях города!

“Другой город” провел сутки пожарной части №1, чтобы не понаслышке узнать о нелегкой работе огнеборцев. Тушить пожары нам не довелось, но рабочая картина сложилась.


Как всё устроено

Рабочий день в пожарной части начинается в 8 утра. В это время происходит смена караулов — один заступает на дежурство, другой сдает смену и уходит домой отдыхать. Караул — это команда пожарных из 20 человек со строгой иерархией и обязанностями каждого члена команды. Всего в пожарной части четыре караула, которые дежурят, сменяя друг друга.

Новая смена принимает пожарную технику, аварийно-спасательное оборудование, порядок в помещениях части. После чего заступает на сутки. А дальше как повезет. Дежурство — это лотерея — можно целый день “проспать” на лекциях по безопасности труда, бегать по части с рукавами, отрабатывая нормативы и учебные тревоги, а может случится так, что будешь кататься с пожара на пожар без перерыва на кофе-брейк.

По словам старшего диспетчера центрального пункта пожарной связи третьего отряда ФПС Светланы Маньковой, все звонки по номерам 01 или 112 из города попадают на телефоны диспетчеров. Диспетчер, принимая звонок, работает по алгоритму — выясняет, кто звонит, что произошло и где. Количество звонков в выходные и праздничные дни доходит до 4-5 тысяч за сутки.

— Мы тесно взаимодействуем со всеми оперативными службами города, — говорит диспетчер. — Можем вызвать скорую, наряд полиции, аварийно — газовую службу, поисково-спасательный отряд, сообщить о ДТП или другом происшествии. Сведения о пожаре по прямому телефону мы сообщаем в диспетчерскую пожарной части, в зоне ответственности которой произошел пожар. И дальше «держим руку на пульсе» — если есть необходимость - высылаем усиление из других частей.


Нет дыма и огня

День, который я провел в пожарной части, обошелся без происшествий и пожаров. За сутки пожарным случилось выехать всего лишь раз на ДТП, просто потому, что того требует инструкция, — при крупном ДТП велика вероятность возгорания. Так что у меня было время пообщаться с сотрудниками МЧС и поосмотреться.

Главное помещение пожарной части — гараж. В карауле на ходу четыре пожарные машины. Если не вдаваться в технические подробности — это автоцистерна, автолестница, пожарно-насосная машина с набором рукавов на 500 метров и автомобиль первой помощи.

— Пахнет копченным, — делюсь впечатлениями из отсека для пожарной команды.
— Это уже проветрилось, после пожара тут дурман такой стоит, что нечем дышать, особенно если пожар был вонючий — вещи домашние горели или матрасы, — поясняет водитель машины Иван Самохин.

По словам Самохина, с каждым годом передвигаться по городу сложнее. В любую точку зоны ответственности огнеборцы должны прибыть не позднее чем через 10 минут после получения сигнала. Иногда это физически невозможно, потому что, выезжая из части, сразу попадаешь в пробку — из-за того, что перекрыли Московское шоссе, автомобильный поток хлынул как раз по Чернореченской.

— Действуя на свой страх и риск, часто приходится нарушать правила дорожного движения, ответственность за ДТП в этом случае будет нести водитель пожарной машины, — рассказывает водитель. — Автолюбители, как правило, относятся с пониманием, но бывают неприятные исключения, когда намеренно не пропускают нашу машину. Возможно, эти люди думают, мы так развлекаемся — ездим по городу с сиреной и мигалками.


- Какие требования предъявляются к кандидатам в пожарные? — задаю вопрос заместителю начальника части по кадрам Александру Никитину.

— Кандидат должен отслужить в армии, получить хотя бы среднее образование и не иметь судимости. Нужно сдать школьный норматив по физической подготовке, пройти медкомиссию (требования строже чем к будущим полицейским) и психологический отбор. После чего свежеиспеченного пожарного отправляем в учебную часть на трехмесячные курсы. Бывает, что новобранец, прошедший медкомиссию, психологический отбор, курс обучения в учебном центре после первого “боевого” пожара пишет рапорт об увольнении, потому что не может работать пожарным. У кого-то нервы сдают, кто-то не выдерживает физических нагрузок. Мы таких отпускаем.

- Сколько получают новобранцы?
— После курсов от 20 тысяч рублей, получив допуск к работе в средствах защиты органов дыхания еще надбавка в районе 4 тысяч рублей, потом идут надбавки за звание, стаж, сложность и напряженность, и так далее. Лейтенанты-выпускники институтов МЧС получают от 30 тысяч рублей.

Есть у пожарных какие-нибудь льготы?
— Через пять лет службы можно подать документы на жилищную компенсацию. Все пожарные застрахованы от несчастных случаев, но лучше, чтобы эти случаи не происходили, и пожарные благополучно доживали до пенсии, которая наступает через 20 лет календарной службы. Причем в этот период засчитывается служба в армии, учеба в институте, то есть реально что к 38 годам пожарный может выйти на пенсию.


Пожарный Петр Киян

Адреналиновая зависимость

Кто-то рождается пожарным, а кто-то становится. В «пожарку» все приходят разными путями, но удовольствие от работы получают примерно одинаковое.

Пожарный Петр Киян искал работу после службы в армии. Поработал в разных организациях менеджером, продавцом консультантом, понял что к прилавку и продажам душа не лежит. Позвонил в МЧС, спросил про вакансии, подал документы, прошел комиссию, и через три месяца вышел на работу.

- Не ошибся с выбором? - задаю Петру вопрос в лоб.
— Нет, не ошибся. Пожар — это постоянный поставщик адреналина. Бывает, что устанешь к вечеру от работы, выезжаешь на очередной вызов, видишь огонь, и откуда-то берутся силы. Боюсь, у меня уже адреналиновая зависимость. Меня радует наш коллектив, если кто-то еще помнит значение этого слова. Я успел поработать в разного рода конторах, но нигде не было коллектива — просто группы чужих друг другу людей, которые собрались вместе, чтобы зарабатывать деньги. Ни с одним из моих бывших коллег я бы на пожар не поехал. Планирую поступить в институт МЧС и сделать карьеру офицера.

- Возможно, у тебя были какие-то ожидания относительно профессии, насколько они оправдались?
— В сознании людей пожарный — это такой супер-герой, который без страха входит в горящую избу, одной рукой тушит пожар, в другой руке несет котенка с большими глазами. В реальности все выглядит слегка иначе. Пожарный — это человек, который должен “просчитать”, спрогнозировать развитие ситуации. В нашей профессии риск, конечно, присутствует, но это разумный риск. В противном случае, ты входишь в горящий дом, на голову падает горящая балка, — ты никого не спас и себя похоронил. Поэтому безбашенные у нас отсеиваются.


Самое страшное в работе пожарного — боевое крещение первым ЧП. Если справился и понравилось, значит, пойдет работа.

— Я хорошо помню свой первый пожар, — вспоминает Данияр Таргинов. — Только выпустился из учебки и получил допуск к работе с дыхательным аппаратом, как произошел пожар в одном известном кафе на Ново-Садовой, которое частично сгорело в феврале этого года. Приезжаем первыми, из-под крыши валит дым. Надеваем аппараты заходим звеном в кафе, проводим разведку здания. Людей в кафе не было, но в подсобном помещении находим баллоны с пропаном, и выносим их на улицу. Они полные, килограмм по 60 каждый.

Через какое-то время у меня подходит к концу воздух в аппарате. Когда остается минут на десять, аппарат начинает громко свистеть. Я начинаю слегка нервничать. На чердаке один пожарный провалился ногой в прогар, и на меня посыпались красные угли. Я пугаюсь еще больше.

Кругом черный дым, ничего не видно. Мы идем на свет и попадаем в соседний зал кафе с большими витринами. Выйдя из дыма, я наконец-то увидел улицу, наши машины, пожарных из других расчетов. Тут я физически почувствовал, что воздуха в аппарате совсем не осталось, перестал что-либо понимать и просто “вышел” в эту витрину.
Сейчас мы все смеемся, когда вспоминаем этот случай, а тогда мне честно было не до смеха.


Пух, борщ и «белочка»

С начальником караула Александром Калашниковым поднимаемся на пожарную каланчу. Говорят, раньше открывался вид на Заволжье, а теперь ничего дальше спальни в окне соседнего дома не разглядишь. В башне каланчи просушивают пожарные рукава после каждого выезда. Пока мы поднимаемся, Александр рассказывает о самых распространенных причинах пожара:

Невнимательность

— Приезжаем по адресу, задымление квартиры. Хозяйки дома нет. Разбиваем окно, проникаем в помещение. Дым идет с кухни — на плите стоит раскаленная кастрюля, тлеют её содержимое и полотенца. Оказалось, что хозяйка — молодая девушка, поставила на плиту борщ подогреваться и ушла в парикмахерскую. Борщ подогрелся до парообразного состояния, а все, что не смогло испариться, стало тлеть. Еще минут двадцать, и могло бы случиться возгорание, но дама отделалась легким испугом — разбитое окно, помятые цветы, неприятный запах в квартире и испарившийся борщ.


Нечеловеческая глупость

— Или вот еще случай, который может показаться невероятным — на чердаке старого кирпичного дома одни не совсем трезвые люди решили пожарить шашлыки. Дом каменный, перекрытия деревянные. Через полчаса жильцы почувствовали неприятный запах дыма и вызвали пожарных. Жильцам дома и любителям жаренного мяса очень повезло — мы приехали, когда перекрытия только “занялись” — стали разгораться. Разобрав часть крыши, успели локализовать пожар в этом квадрате. Приехали бы на 15 минут позже — мы б его (пожар) не поймали.

Пиромания

— Завелся как-то по весне у нас на Чернореченской пироман. Поджигал один и тот же мусорный бак, вызывал пожарных, и стоял в сторонке, наблюдал за нашими действиями. За пару месяцев нам этот бак стал как родной - тушили раз десять. За руку его никто не ловил, поэтому сделать ничего мы не могли, просто ездили и тушили. Но вот весна прошла, и бак больше никто не поджигает. Или парня отпустило, или родственники упекли его в желтый дом на .


Белочка

— Работаем недавно на Осипенко по задымлению квартиры. Слышим, что в помещении кто-то есть, но дверь не открывают. Срываем дверь с петель, - из квартиры вылетает металлический лом, потом тумба, потом еще что-то. Все это сопровождается неразборчивой руганью. Слава Богу, никого из сотрудников не зацепило. Оказалось, что в квартире живет спившийся десантник, давно потерявший связь с землей и реальностью, который не в первый раз поджигает свою квартиру. Так и проливали через порог до приезда наряда полиции. Мы, конечно, каждый день подвергаем себя опасности, но погибать от руки безумного человека никому не хочется.

Проводка и неисправные электроприборы

— Перед началом отопительного сезона, когда уже холодно, но еще не топят, люди включают большое количество отопительных приборов, проводка не выдерживает и происходит ее возгорание. В это время возрастает количество пожаров. Такая же тенденция наблюдается после окончания отопительного сезона и во время сильных морозов. Особенно страшно, если это происходит ночью. Спящему человеку достаточно три-четыре раза вдохнуть угарного газа и он уже не проснется. По статистике, люди чаще задыхаются, чем сгорают.

Поджоги

— Мы не занимаемся определением причин пожаров — это задача специалистов испытательной пожарной лаборатории, но иногда для того, чтобы понять, что это поджог не нужно быть экспертом — достаточно лишь знать, как пахнет бензин. Иногда об этом можно догадаться по косвенным признакам. Допустим, пожар был своевременно обнаружен, мы приехали в течение 10 минут, а уже занимается кровля. Скорее всего, это поджог, но никто вам в слух об этом не скажет.

Тополиный пух

— Самая жаркая пора для пожарных — это, конечно, начало июня, когда летит тополиный пух. Для того чтобы поджечь пух — не обязательно его поджигать. Достаточно окурка, и пожар вам обеспечен. В «пуховый период» нас переводят на двухсменный режим работы — дежурство через сутки, ежедневно совершаем по 10-25 выездов за смену, и это при том, что наш район не самый тополиный.

За разговорами день без пожаров быстро сменяется вечером. Отбой у пожарных с 23 часов и до 6 утра — если нет пожаров, весь караул за исключением начкара и помощника отправляется в спальное помещение. Я же иду в учебный класс смотреть матч Аргентина — Голландия и молюсь, чтобы во время трансляции не случилось пожара. Возможно, кто-то там наверху услышал молитвы: ночь так же прошла спокойно, как и день. Но завтра будет новый день. И, возможно, будет битва.