Что такое юность: определение, возрастные границы. Понятие возраста

Первые попытки описания психического развития относятся к очень давним временам. Возрастную периодизацию развития предлагали Пифагор, Гиппократ и Аристотель, философы Китая и Индии. В результате многочисленных попыток создания возрастной периодизации появилось множество различных классификаций, но и на сегодняшний день единой классификации, к сожалению, так и не существует. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
Ниже приведены наиболее распространенные из современных классификаций возрастных периодов.

Периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965 г.):
Новорожденный до 10 дней.
Грудной возраст 10 дней – 1 год.
Раннее детство 1–2 года.
Первый период детства 3–7 лет.
Второй период детства 8-12 лет для мальчиков, 8-11 – для девочек.
Подростковый возраст 13–16 лет для мальчиков, 12–15 – для девочек.
Юношеский возраст 17–21 год для юношей (мужчин), 16–20 – для девушек (женщин).
Средний (зрелый) возраст:
первый период 22–35 лет для мужчин, 21–35 – для женщин.
второй период 36–60 лет для мужчин, 36–55 – для женщин.
Пожилой возраст
61-74 года для мужчин, 56–74 – для женщин.
Старческий возраст 75–90 лет для мужчин и женщин.
Долгожители старше 90 лет.

Периодизация Дж. Биррена (Birren, 1980):
Первая фаза младенчество, до двух лет.
Вторая фаза дошкольный возраст, 2–5 лет.
Третья фаза детство, 5-12 лет.
Четвертая фаза юность, 12–17 лет.
Пятая фаза ранняя взрослость, 17–25 лет.
Шестая фаза зрелость, 25–50 лет.
Седьмая фаза поздняя зрелость, 50–75 лет.
Восьмая фаза старость, от 75 лет и далее.

Периодизация Д. Бромлей (Bromley, 1966) выделяет пять циклов развития: утробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.
Так, цикл «утробный» состоит из четырех стадий:
зигота, эмбрион, плод, момент рождения.

Цикл «детство» состоит из трех стадий:
младенчество (от рождения до 1 8 месяцев),
дошкольное детство (18 месяцев – 5 лет),
раннее школьное детство (5-11–13 лет).

Цикл «юность» состоит из двух стадий: старшее школьное детство (11–15 лет), поздняя юность (15–21 год).

Цикл «взрослость» состоит из четырех стадий:
ранняя взрослость (21–25 лет),
средняя взрослость (25–40 лет),
поздняя взрослость (40–55 лет),
предпенсионный возраст (55–65 лет).

Цикл «старость» начинается в 65 лет и включает в себя три стадии:
отставка (65–70 лет),
старый возраст (70 лет и старше),
«финиш», включающий в себя период старческих болезней и умирания.

Стадии развития личности по Э. Эриксону (1996):
раннее младенчество от рождения до одного года;
позднее младенчество 1–3 года;
раннее детство 3–5 лет;
среднее детство 5-11 лет; половая зрелость,
подростковость и юность 11–20 лет;
ранняя взрослость 20–40-45 лет;
средняя взрослость 40–45 – 60 лет;
поздняя взрослость свыше 60 лет.

Международная классификация (Квинн, 2000):
младенческий возраст от рождения до трех лет;
раннее детство 3–6 лет;
детство 6-12 лет;
подростковый (юношеский) возраст 12–18 лет;
молодость 18–40 лет;
зрелый возраст 40–65 лет;
пожилой возраст от 65 лет и далее.

Периодизация Г. Крайг (Крайг, 2003):
младенческий возраст от рождения до двух лет;
раннее детство 2–6 лет;
среднее детство 6-12 лет;
подростковый и юношеский возраст 12–19 лет;
ранняя взрослость 20–40 лет;
средняя взрослость 40–60 лет;
поздняя взрослость от 60 лет и далее.

В данном справочнике за основу принята следующая периодизация жизненного цикла, в соответствии с которой написаны соответствующие главы:
детство;
отрочество;
зрелость (взрослое состояние);
поздняя взрослость, пожилой возраст, старость.

В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей (Столяренко, 1999; Реан, 2003).

Детство включает четыре стадии:
1. новорожденность и младенчество от рождения до одного года;
2. раннее, или «первое», детство 1–3 года;
3. дошкольное, или «второе», детство 3–6 лет;
4. младшее школьное, или «третье», детство 6-11–12 лет.

Отрочество (подростковый) подразделяется на два периода:
1. младший подростковый (пубертатный) 11–12-14-15 лет;
2. юношеский (ювенильный) 16–20 лет.

Зрелость (взрослость) подразделяется на два периода:
1. ранняя взрослость 20–40 лет;
2. средняя взрослость 40–60 лет.

Поздняя взрослость (пожилой возраст) 60 лет и более.

Извини что не кратко, но всё же.
Детство - этап развития человека от рождения до начала полового созревания. Хотя временные рамки последнего индивидуальны, непостоянны во времени и зависят от принятой системы возрастной периодизации, верхняя граница детства определяется как примерно 11-13 лет. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство. Его нарушение, например изоляция от человеческого общества, способно привести к необратимым психическим нарушениям. Детство длится примерно одну десятую жизни человека и из характера ребёнка можно понять, какой характер будет у него, когда он вырастет.
Детство принято подразделять на четыре периода:
младенчество, от рождения до одного года
раннее детство, от года до 3 лет
дошкольный возраст, от 3 до 6-7 лет
младший школьный возраст с 6-7 до 10 лет.
Юность - период развития человека, предшествующий зрелости. Одним из вариантов определения юношеского возраста выступает период от 11 лет до 21 года. Многие периодизации проводят верхнюю границу юности в районе 22-23 лет.
В границах юности могут выделяться ранняя юность (старший школьный возраст) , и поздняя юность, соответствующая периоду жизни после окончания школьного обучения.
Происходящее изменение хронологических границ юности, ее удлинение, связано, с одной стороны, с ускороением физического и полового созревания (акселерация) , и с другой стороны, с удлинением периода обучения. Новые поколения молодежи позже, чем в прошлом, начинают самостоятельную жизнь.
Молодость - возраст между отрочеством и зрелостью. Молодость - это время для усвоения мудрости.
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если принимать ее по минимуму, продолжительность зрелости составляет около четверти века. Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т. е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пределах - от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет. Также зрелость - стадия онтогенеза живого существа, когда оно достигает относительной взрослости, достаточной для способности полового размножения. Общесоматическая и половая зрелость человека как индивида определяется биологическими критериями. Однако нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие человека имеет свои критерии умственной зрелости, зависит от конкретной системы образования в определенную историческую эпоху. Иными словами, умственная зрелость как одно из качеств психического развития личности и ее критерии носят исторический характер. В еше большей степени к социальному формированию относятся многочисленные проявления гражданской зрелости, с наступлением которой личность становится юридически дееспособной, приобретает гражданские права (например, избирательное право) и т. д. Гражданская и личностная зрелость варьирует в зависимости от общественно-экономического устройства социума, национальных особенностей и традиций и никак не зависит от физического развития человека. Существенное значение в общественной жизни имеет определение трудовой зрелости (полного объема трудоспособности) , критерии которой во многом зависят от состояния физического и умственного развития человека.
Старость - возрастной период в жизни организма, неизбежно наступающий за зрелостью и характеризующийся существенными обменными, структурными и функциональными изменениями в органах и системах, ограничивающими приспособительные возможности организма. В соответствии с возрастной классификацией старыми следует считать людей в возрасте 75-90 лет (свыше 90 лет - долгожители).

Глава 1. Детство

Детство, детский возраст- период жизни человека от рождения до отрочества (от рождения до 11-12 лет). В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

В первое десятилетие жизни психика ребенка в своем развитии проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Это движение обусловлено прежде всего онтогенетическими особенностями возраста - детство по своей сущности ориентировано природными предпосылками на интенсификацию развития. Однако не следует думать, что саморазвитие определяет это движение. Природные предпосылки, лишь соединяясь с социальными условиями, продвигают каждого ребенка в детстве с одного возрастного этапа на другой.

В период детства интенсивно развивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие. В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни.

Пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексировать и на всю совокупность жизненных явлений. Конечно, он по-прежнему нуждается в содружестве взрослого, но он уже предпринимает успешные попытки к самостоятельному проникновению в глубинную сущность природы и человеческих отношений.

В детстве для ребенка нет ничего естественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для ребенка семья - источник трепетных эмоциональных переживаний. Поэтому, что бы ни толковали специалисты-футурологи об институте семьи, пока семья существует - для проживших в ней детские годы нет ничего священнее и прекраснее. В ретроспективе жизни каждый человек, обладавший в детстве семейным очагом, бескорыстной любовью близких, с сердечной приязнью, благодарно вспоминает эту счастливую пору.

Именно в детстве начинают складываться те глубинные различия между детьми, которые во многом предопределяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей, а следовательно, и выбор жизненного пути.

Возрастные этапы психического развития нетождественны биологическому развитию. Возрастная периодизация имеет исторические основания. Каждое общество определяет границы детства, исходя из традиционно сложившихся возрастных периодов человека.

Общество предъявляет свои требования к детству как периоду развития ребенка в контексте особого внимания к нему самого общества и семьи. Хотя общественные институты ориентированы на нужды человека каждого возрастного периода, детство в современных цивилизованных странах выступает как период, требующий от общества особого внимания в сфере охраны здоровья, физического, умственного и духовного развития, а также обеспечения социальной защиты ребенку. Эта ответственная позиция государства и общественности связана не только и не столько с культурой гуманистических ожиданий, но и с насущной необходимостью готовить смену поколений именно в сенситивный период детства. Отсюда задача охраны материнства и детства, обеспечение детей дошкольного возраста государственными детскими садами и частными заведениями, обеспечение условий для начального обучения.

В действительности в индивидуальной жизни каждого ребенка высвечивает своя особая социальная ситуация: одних она обволакивает чистой любовью, развивает душевные и умственные способности; для других выступает в виде отчужденных условий существования со всеми вытекающими из этого плачевными последствиями. Однако как бы ни складывались индивидуальные условия развития ребенка, он проходит путь, приближенный к некоторым общим тенденциям развития во все основные периоды детства. Обратимся к рассмотрению этапов наиважнейшего возраста, определяющего во многом строй души, умственную культуру и даже дальнейшую судьбу человека.

1.1. Раннее детство (от 1 до 3-х лет)

Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей.

Раннее детство – плохо изученный период. Известны только описательные, причем, только отрицательные его характеристики. Ребёнок – раб зрительного восприятия (Штерн). Предметы притягиваю ребёнка (Левин).

Ребенок не может открывать общественно выработанных способов употребления вещей.

На вещи не «написано» для чего она служит.

Орудие вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого орудия.

В орудие и способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнуты этим предметом.

Ребенок прослеживает действия взрослого, появляются пробующие действия. У маленьких детей наблюдается пробы.

В этот период характерно решение интеллектуальных задач, развивается речь. Начинается общение со взрослыми.

Кризис 3-х лет

Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых.

Упрямство – реакция не на предложение, а на собственное решение.

Симптом обесценивается. Дети начинают любимых мам, бабушек, пап, называть ругательными словами.

1.2. Дошкольный возраст

Социальная ситуация совместной деятельности ребёнка со взрослым решается формой идеальной совместной жизни со взрослыми. Основной деятельностью является игра.

Единицы, компоненты игры:

Роль взрослого человека, которую ребёнок берет на себя.

Мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни.

Игровые действия. Игра имеет громадное значение для развития личности ребёнка. Перенос знаний в игре – путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре – школа произвольного поведения. В игре ребёнок «вращается», меняет свою позицию. Необходимо, чтобы ребёнок учился по программе, составленной взрослым. Мышление в этот период наглядно-образное.

Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий.

Кризис ребенка 7-ми лет – потеря ребёнком непосредственности.

1.3. Младший школьный возраст

Ведущая деятельность – учебная. Будучи общительным, по своему смыслу, содержанию форм, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, её продукты есть продукты индивидуального усвоения. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать своё поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им. Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое мышление. После младшего школьного возраста наступает критический период 11-12 лет, а затем подростковый возраст и ранняя юность.

Юность

Юность (Период жизненного самоопределения и самоопределения, пора завершения учебы и вступления в самостоятельную жизнь)

В юношестве выделяют две фазы: одна на границе с детством (ранняя юность), другая - на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.). Для второй - участие в производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и нравственных качеств своей личности.

Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить в след за изучением анатомо-физиологических изменений вопрос об представлении, о себе в этом возрасте.
Юность - важный этап развития умственных способностей: существенно развивается теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях: для студентов характерны нестандартный подход к уже известным проблемам, умение включать частные проблемы в более общие и т.п. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, которые предполагают проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Также характерной чертой студентов младших курсов является склонность преувеличивать свои интеллектуальные способности, уровень знаний и самостоятельности. Важнейшим условием повышения самоорганизации и активности учащейся молодежи является регулируемая интеллектуальная нагрузка, осуществляемая на высоком, но доступном для студента уровне.

Особенности интеллектуальной сферы личности прямо связаны со всеми другими ее подструктурами и личностью в целом. Развитие мышления создает предпосылки для формирования мировоззрения, устойчивость и мотивированность которого обеспечивает продвижение в личностном плане. В результате интеграции и дифференциации мотивов и ценностных ориентаций происходит формирование жизненных планов, профессиональное самоопределение и становление активной жизненной позиции молодого человека.

Период взрослости - наиболее продолжительный период онтогенеза. Выделяют три стадии взрослости:
- ранняя взрослость (молодость - от 20-23 до 30 лет)
- средняя взрослость (зрелость - от 30 до 60-70 лет)
- поздняя взрослость (старость - после 60-70 лет)

Признаки взрослости (по Г. Крайг):
- новый развития, в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
- способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
- преодоление зависимости и способность брать ответственность;
- некоторые черты (твердость, надежность, честность и т.д.)
- социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Молодость (от 20-23 до 30 лет) - примерно это период жизни от окончания юности до 30 лет. Молодость - это время создания семьи. Для этого возраста характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Молодость можно считать возрастом сензитивным к созданию семьи. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее - его духовный рост, развитие .

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Вторая сторона социальной ситуации развития - это овладение выбранной профессией.

Центральными возрастными новообразованиями молодости можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

Дружба и любовь в этот период выходят на новый качественный уровень. Дружба, в отличие от простых приятельских отношений, предполагает ту или иную духовную близость.

Главные стороны жизни в молодости по-разному развиваются и имеют разное содержание при различных линиях онтогенеза.

При эгоистической направленности личности в создании семьи доминирует эгоистический мотив (материальный достаток, престиж, власть и т.д.) Профессия, как правило, не является ценностью сама по себе, а выступает средством реализации этого эгоистического . В связи с отсутствием глубокого интереса к своему делу становятся невозможными проявления .

При духовно-нравственной и сущностной направленности личности проявляется стремление к сущностному содержанию главных сторон жизни. В дружбе, например, определяющим является именно созвучие двух людей, сущность их отношений.

Кризис 30 лет называют кризисом смысла жизни, который возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Он выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным; происходит переоценка ценностей, влекущая за собой самоанализ и критический пересмотр собственной личности. Весь кризис в целом знаменует переход от молодости к зрелости.

Зрелость (от 30 до 60-70 лет) - самый длительный для большинства людей период жизни. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает вершина, высшая ступень.

В теории Э. Эриксона зрелость - это возраст «совершения деяний», наиболее полный расцвет. Главные линии развития - это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей, идей) и неуспокоенность - стремление стать лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким.

Работа и забота - добродетели зрелых людей. В ( , ) центральное значение придавалось процессу самоактуализации взрослого человека. По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не ограничиваются удовлетворением элементарных потребностей, но привержены высшим ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот.

Для ранней взрослости свойственно усиленное развитие психических функций. Стабилизация наблюдается в период 33-35 лет. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации. Установка на совершенствование своей , поиск информации способствует развитию образного, практического, вербально-логического мышления.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования, вид и характер профессиональной деятельности.

Возраст считается второй важнейшей демографической характеристикой. В демографии возраст – это период от рождения человека до того или иного момента его жизни. Измеряется возраст в годах, в месяцах (на 1 году), неделях (на первом месяце жизни), днях (на первой неделе) и часах (в первые сутки).

Демографические события всегда наступают в том или ином возрасте. При этом частота их наступления меняется с возрастом, т.е. является его функцией. Поэтому в демографии возраст используется как важнейшая характеристика любых демографических событий. Говорят о возрасте смерти (и о среднем возрасте умерших), о возрасте вступления в брак (и о среднем возрасте вступления в брак), о т.н. детородном возрасте и т.д.

Кроме того, возраст является дифференцирующим признаком для выделения возрастных статусов.

Возрастным статусом (ребенка, подростка, молодого человека, взрослого, пожилого и т.д.) называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от возраста . Но, даже не смотря на то, что возраст обычно определяется исходя из даты рождения, возрастной статус представляет собой более широкое понятие. Кроме того, в любом обществе устанавливается возрастные роли, или совокупность ожиданий, связанная с возрастным статусом. Например, предполагается, что влечение к людям противоположного пола должно проявляться уже у подростков; ожидается, что дети в возрасте от 5 до 16 лет должны ходить в школу; считается, что активная трудовая деятельность человека продолжается с 19 или 20лет (в зависимости от требований квалификации) до 60 лет. Понятно, что для людей, принадлежащих к разным возрастным категориям, общество устанавливает разные нормы.

Примерами формальных возрастных норм являются:

– вступать в брак с 18 лет

– покупать спиртные напитки с 18 лет или 21 года

– выходить на пенсию с определенного возраста

– избираться президентом (с 35 лет) и пр.

Наглядным примером формальных возрастных норм может служить переход школьников из одного класса в другой в соответствии с их возрастом (если их способности в основном не ниже и не выше среднего возрастного уровня).

Другие возрастные нормы менее четко определены; они относятся к числу неформальных. Точно не установлен возраст окончания школы, вступления в брак, рождения детей и начала трудовой деятельности. Однако в нашем обществе сложились вполне определенные представления о том, когда должны происходить эти события. Например, предполагается, что после окончания средней (т.е. в возрасте примерно 17 лет) люди незамедлительно должны искать работу или продолжать учебу в колледже (вузе). В самом деле, исследования наводят на мысль, что существуют «социальные часы» или своего рода «расписание», подсказывающее людям, складывается ли их жизнь по общепринятой схеме. Вероятно, они чувствуют тревогу, отстав от этого расписания.


Представление о «социальном расписании» складывается под сильным воздействием возрастных норм. В социальных стереотипах заложен глубокий смысл: если женщина не вышла замуж к определенному возрасту (например, к 30 годам), над ней нависает необходимость как можно скорее вступить в брак, чтобы не «остаться старой девой». Стереотип «бездельника» оказывает давление на мужчину, который не торопится выбрать для себя подходящую работу и создать семью. И когда нам говорят: «Ведите себя как положено в вашем возрасте» – мы все (дети, подростки, взрослые) чувствуем, что идем не в ногу со всеми и должны изменить свое положение.

Представления о возрастных периодах конвенциональны и сформировались совсем недавно. Сейчас принято выделять такие этапы: младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, пожилой возраст, старость.

Понятие о других этапах жизненного цикла «выдуманы» относительно недавно. Раньше не придавалось особого значения этапу, который мы называем юностью, а взрослый возраст не разделялся на отдельные стадии. Он продолжался до тех пор, пока человек не мог уже нормально работать из-за болезни или старческой немощи. Пожилой возраст, в прошлом означавший неспособность работать наравне с другими, стал повсеместно ассоциироваться с выходом на пенсию.

Современные представления о возрастных периодах в жизни человека резюмируются в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Демографическая классификация возраста