Характеристика работ рихтовщика грузовых автомобилей. Бизнес-план малярно-кузовного цеха: необходимое оборудование и расчет затрат для старта

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Старорусский филиал

Кафедра естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Технологические процессы в сервисе»

на тему: Ремонт кузовов и кабин

Допущен к защите______________

Дата__________________________

Подпись руководителя __________

Оценка _______________________

Выполнил: студент 3 курса,

группы 31, дневного отделения

специальности 100101

Прокофьев Александр Сергеевич

Руководитель: Светлова

Галина Алексеевна

Старая Русса, 2008
СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение …………………………………………………………………….3

2. Оценка востребованности услуг автосервиса …………………………….4

3. Определение востребованности и экологической опасности услуг на автомобильном транспорте ……………………………………………………….5

4. Технология выполнения и контроль качества работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля……………………………………………6

4.1 Дефекты кузовов и кабин…………………………………….……………6

4.2 Технологический процесс ремонта кузовов и кабин ……………………7

4.3 Ремонт оборудования и механизмов кузова и кабин …………………..12

4.4 Ремонт неметаллических деталей кузовов………………………………13

4.5 Сборка и контроль кузовов и кабин ……………………………………..14

5. Заключение …………………………………………………………………16

6. Список используемой литературы ………………………………………..17

ВВЕДЕНИЕ

В связи со значительным ростом количества автомобилей в нашей стране, в настоящее время вопросу подготовки специалистов по ремонту и обслуживанию автомобилей уделяется повышенное внимание.

В последние годы интенсивно осуществляется организационно-техническая перестройка авторемонтных предприятий, что обусловлено изменениями социально-экономических условий хозяйствования в нашей стране. Получают дальнейшее развитие фирменные структурные системы по обслуживанию и ремонту автомобилей отечественного и зарубежного производства.

За последние десять лет произошли серьёзные изменения в развитии индустрии технического обслуживания и ремонта автомобилей. Разработаны и используются на практике технологические процессы, основанные на результатах исследований в области фундаментальных наук и высоких технологий обработки металлов и сборки автомобильных узлов и агрегатов. Появились новые материалы и способы воздействия на материал объектов ремонта, что способствовало появлению новых технологических процессов, обеспечивающих заданные свойства объекта ремонта.

Для реализации новых технологических процессов требуется принципиально новое оборудование, инструмент и средства контроля, что влечёт за собой существенное переоснащение предприятий по техническому обслуживанию, ремонту и диагностике автомобилей.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования знаний персонала предприятий по обслуживанию современного оборудования и обучение специалистов среднего звена с учётом внедрения в производство современной обрабатывающей, сборочной и диагностической техники.

Оценка востребованности услуг автосервиса

Легковые автомобили

Код услуги Наименование услуги (работы) Количество заявок Востребо-ванность, ранг услуги
Штук Процент от общего числа
017101 72 4,75 9
017103 Уборочно-моечные работы 5 0,33 20
017104 66 4,35 11
017105 Смазочно-заправочные работы 15 0,99 17
017106 Регулировка фар 4 0,26 21
017107 94 6,20 5
017110 88 5,80 6
017201 Замена агрегатов 255 16,82 1
017202 Ремонт двигателей 60 3,96 13
017203 Ремонт коробки передач 41 2,70 14
017204 100 6,60 4
017205 Ремонт тормозной системы 64 4,22 12
017207 Ремонт кузовов 149 9,83 2
017208 12 0,79 19
017209 Подготовка к окраске и окраска 64 4,22 12
017210 Защита от коррозии и шума 21 1,38 16
017211 126 8,31 3
017212 77 5,08 7
017216 Ремонт сцепления 4 0,26 21
017218 28 1,85 15
017219 13 0,86 18
017601 Регламентные работы по системам питания ГБА 3 0,20 22
017603 Переоборудование автомобилей на газовое топливо 3 0,20 22
017613 75 4,95 8
017615 Предпродажная подготовка 70 4,62 10
017618 4 0,26 21
017623 3 0,20 22
СУММА 1516 100,00

Определение востребованности и экологической опасности услуг на автомобильном транспорте

Замена агрегатов, узлов Ремонт кузовов Шиномонтажные работы, балансировка колёс Ремонт рулевого управления и подвески Регулировка углов установки управляемых колёс автомобиля Электротехнические работы на автомобиле Ремонт местных повреждений или камер Установка дополнительного оборудования Регламентные работы (по видам технического обслуживания) Предпродажная подготовка Контрольно-диагностические работы Ремонт тормозной системы Ремонт двигателей Ремонт коробки передач Ремонт топливной аппаратуры бензиновых двигателей Защита от коррозии и шума Смазочно-заправочные работы Ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей Ремонт радиаторов и арматурные работы Уборочно-моечные работы Ремонт, установка, тонирование и бронирование стёкол Ремонт системы выпуска отработавших газов

Технология выполнения и контроль качества работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля

Дефекты кузовов и кабин

Характерными дефектами деталей кузовов, кабин и оперения (рис.1.) являются коррозионные повреждения, механические повреждения (вмятины, обломы, разрывы, выпучины и т.д.), нарушение геометрических размеров, трещины, разрушения сварных соединений и др.

Коррозионные разрушения - это основной вид износа металлического кузова и кабин. Здесь имеет место электрохимический тип коррозии, при котором происходит взаимодействие металла с раствором электролита, адсорбируемого из воздуха. Особенно сильно развивается коррозия в труднодоступных для очистки местах, где периодически попадающая в них влага сохраняется длительное время, и, в связи с повышением температуры окружающей среды, происходит интенсификация реакции окисления. Коррозионные разрушения встречаются также в результате контакта стальных деталей с деталями, изготовленными из дюралюминия, пластмассы, влажной древесины и других материалов.

Трещины возникают в результате усталости металла, нарушения технологии обработки металла, применения низкого качества вали, дефектов сборки узлов и деталей, недостаточной прочностиконструкции узла, а также в подверженных вибрации местах.

Разрушения сварных соединений происходят в результате некачественной сварки, воздействия коррозии, вибрации и нагрузок при нормальной эксплуатации автомобиля либо в результате аварийных повреждений.

Механические повреждения (вмятины, перекосы, разрывы и т. д.) являются следствием перенапряжения металла в результате ударов и изгибов, а также вследствие непрочного соединения деталей.

Рис.1. Характерные повреждения:

а.) цельнометаллический кузов автомобиля :

1 - передний и задний проемы ветровых сте­кол; 2 - дверные проемы; 3 - стойки под крышу; 4 - передние и задние лонжероны; 5 - левый и правый пороги основания; 6 - днище; 7- левый и правый задние брызго­вики; 8 - нарушение геометрических размеров; 9 - верх и низ соответственно левого и правого задних брызговиков; 10 - левый и правый передние брызговики.

б.) кабина грузового автомобиля :

1 - разрушение сварочных швов; 2 - разрывы; 3 - вмятины и выпучины; 4 - прогиб и перекосы стоек; 5 - пробоины; 6 - коррозия; 7- трещины.

Технологический процесс ремонта кузовов и кабин

Технологический процесс ремонта кузовов и кабин в сборе включаетразборку, полное или частичное снятие старой краски, дефектовку, ремонт составных частей или их замену, сборку, окраску и контроль качества.

Разборку кузовов и кабин выполняют в два этапа. Это демонтаж всех деталей и сборочных единиц, установленных с внутренней и наружной сторон кузовов и кабин, с последующей разборкой корпуса для ремонта после удаления старого лакокрасочного покрытия и выявления всех его дефектов. Так как в большинстве случаев цельнометаллические корпуса кузовов и кабин являются неразъемными (соединены сваркой), то полную разборку корпуса на панели и детали не производят. Ее выполняют только до такой степени, чтобы имелась возможность произвести дефектацию и при необходимости заменить или отремонтировать элементы корпуса, образующие каркас.

В зависимости от экономической целесообразности ремонта кузовов и кабин применяют различные способы устранения имеющихся на их поверхностях дефектов.

Наибольшую трудоемкость и стоимость ремонта кузовов и кабин составляют работы по устранению дефектов на их цельнометаллических сварных корпусах. Ремонт корпуса кузова, имеющего различные дефекты, предусматривает правку панелей, удаление поврежденных участков корпусов, устранение трещин и разрывов, крепление ДРД на места удаленных панелей, проковку и зачистку старых швов, окончательную правку и рихтовку поверхностей.

Неровности в панелях выравнивают напылением порошковых пластмасс или эпоксидными композициями. Для выравнивания вмятин в труднодоступных местах применяют Инструмент различной формы (рис.2). В отверстие внутренней панели вставляют отогнутый конец оправки и ударами молотка по ее рукоятке выравнивают помятую поверхность. Для устранения неглубоких пологих вмятин в ней сверлят отверстие диаметром 6 мм, в которое вставляют стержень с изогнутым концом и вытягивают вогнутую часть панели до нормального ее положения. Затем отверстие заделывают припоем или эпоксидной композицией.

Рис. 2. Набор инструментов для удаления вмятин:

1...6 - молотки;

7 и 8 - киянки;

9...16 - оправки (ложки).

Правка панелей с аварийными повреждениями предусматривает работы по вытягиванию, выравниванию, выдавливанию и выколачиванию деформированных частей кузова или кабины для придания им первоначальной формы и размеров. При выполнении этих операций необходимо, чтобы растягивающее усилие было приложено под тем же углом, под которым была приложена сила, вызвавшая повреждение. Чтобы растяжение было регулируемым, напротив точки приложения растягивающей силы должна быть приложена противодействующая сила. При выполнении этих работ необходим контроль над процессом растяжения, а также за возможными попутными деформациями, вызванными растягивающим усилием.

Правку аварийных кузовов и кабин выполняют на стендах (рис. 3) с использованием комплекта приспособлений (рис. 4). Усилия растяжения и сжатия создают рабочими цилиндрами 1, 3 (рис. 3), в которые жидкость поступает от насоса. Для правки кузов 4 устанавливают на подставки 6, которые закреплены на фундаментной раме 2. На подставки опираются силовые поперечные трубы, которые губками зажимов закрепляют за ребра жесткости порогов кузова. Крепление последнего к раме выполняют расчалочными приспособлениями 5. Предварительной правкой устраняют глубокие вмятины (рис. 4, б), изгибы (рис. 4, в) и перекосы (рис. 4, г ). Так как в процессе правки могут образоваться трещины или разрывы, которые в дальнейшем необходимо устранить, правку проводят перед сварочными работами.

Удаление поврежденных участков кузовов и кабин выполняют газовой резкой, электрифицированным фрезерным инструментом или пневматическим резцом. Преимущества пневматического резца – это высокая производительность труда (0,08…0,1 м/с) по сравнению с газовой резкой (0,02м/с) и лучшее качество кромок в местах вырезки. Дефектные участки размечают с помощью шаблонов и мела, а затем удаляют. При удалении дефектных участков кузова или кабины необходимо предохранять корпус от искажений геометрии из-за ослабления его жесткости и под действием собственной массы.

Трещины и разрывы в корпусе кузовов и кабин устраняют полуавтоматической дуговой сваркой в среде углекислого газа или газовой сваркой. При ремонте отдают предпочтение сварке в среде углекислого газа, так как производительность этого процесса и качество сварного шва выше. Сварку осуществляют полуавтоматами, питающимися от источников постоянного тока обратной полярности силой 40А и напряжении 30В, используя для этого электродную проволоку Св-08ГС или Св-08Г2С диаметром 0,7мм. Для ограничения распространения трещины в процессе сварки ее концы необходимо засверлить сверлом диаметром 8 мм.

Газовой сваркой устраняют трещины и разрывы в панелях, изготовленных из листовой стали толщиной 0,5...2,5мм, горелками ВСМ-53 или ГС-53 с наконечниками № 1 (для листов толщиной в 5...1,5мм) и № 2 (для листов 1,0...2,5мм). Для этого используют проволоку Св-08 или Св-15 диаметром (0,5h + 1) мм, где h - толщина свариваемого металла. Чтобы деталь при нагреве не потеряла ивою форму, вначале производят сварку в отдельных точках с интервалом 10...30мм, а затем по мере необходимости отдельные участки проваривают сплошным швом от концов трещины к середине.

Рис.3.Стенд для правки кузова легкового автомобиля:

1,3 - рабочие цилиндры;

2 - рама; 4 - кузов;

5 - расчалочное приспособление;

6 - подставка.

Изготовление дополнительной ремонтной детали начинают с правки стального листа, его раскроя и резки заготовок по разметке. После его деталь загибают или формуют на специальном оборудовании, готовые детали обрезают, сверлят, правят и зачищают. Материалом для изготовления ремонтной детали является тонколистовая холоднокатаная малоуглеродистая сталь толщиной 0,7...1,5мм.

Рис. 4. Приспособления для выполнения правки деформированного участка кузова:

а - комплект приспособления для устранения перекосов и перегибов; б , в иг - использование приспособлений при правке; 1 - оправка для вытягивания вогнутых деталей; 2 и 3 - самозакрепляющиеся гидравлические зажимы; 4 - оправка с зубцами для захвата выпрямляемой панели; 5 - насос; 6 - двойной захват; 7 - натяжной цилиндр с вытягивающим устройством; 8 - натяжной цилиндр с захватами; 9 - правильное устройство.

Проковка и зачистка сварных швов необходима для упрочнения места сварки и придания ему требуемого профиля. Ее выполняют пневматическим молотком при помощи комплекта поддержек и бойков. После проковки места сварки зачищают абразивным кругом, установленным в пневматических или электрических переносных машинках.

Окончательная правка и рихтовка панелей кузовов и кабин предназначена для обеспечения точности сборки и удаления мелких вмятин и выпучин, оставшихся на поверхностях. Рихтовку выполняют пневматическим рихтовальным устройством или вручную. Устраняют повреждения сваркой.

Ремонт оборудования и механизмов кузова и кабин

К арматуре кузовов и кабин относятся стеклоподъемники, замки, ограничители дверей, петли дверей, капота и т.п.

Стеклоподъемники могут иметь следующие дефекты: трещины и обломы деталей; перекос и деформацию обойм, рамок и направляющих; ослабление заклепочных соединений; повреждение рези­новых уплотнителей; коррозию деталей. Стеклоподъемники и механизмы крепления стекол подвергаются разборке, мойке, дефектации, ремонту и сборке. При дефектации выбраковываются: детали с обломами; пружины, потерявшие упругость; обоймы с изношенными стеклами, не поддающимися обжатию; заклепки, не поддающиеся подтяжке; поврежденные резиновые уплотнители и другие детали с износами на поверхностях, влияющими на нормальную работу механизма. Трещины на деталях устраняют заваркой с последующей зачисткой сварочных швов, погнутость деталей - правкой в холодном состоянии.

Замки дверей могут иметь следующие дефекты: трещины и обломы, повреждения резьбовых отверстий, коррозию на поверхностях детали, ослабление пружин и заклепок крепления деталей, износы поверхностей деталей. Ремонт замков заключается в их разборке, промывке в керосине, дефектации, восстановлении поврежденных деталей, сборке и регулировки. Выбраковке подлежат детали, у которых наблюдаются глубокие следы коррозии, изношенные поверхности и обломы, пружины, потерявшие упругость. Трещины в корпусе замка заваривают. Обломанные винты в резьбовых отверстиях удаляют. Поврежденную резьбу в отверстии заваривают, зачищают место сварки заподлицо с основным металлом, сверлят отверстие и нарезают резьбу в соответствии с размером на рабочем чертеже. Незначительные налеты коррозии на поверхностях деталей очищают шабером или шлифовальной бумагой и смывают керосином.

Петли дверей могут иметь дефекты: трещины и обломы, износ отверстий и осей, погнутость. Изношенные оси петель двери заменяют новыми. Трещины и износ отверстий устраняют заваркой с последующей механической обработкой. Изношенные отверстия под ось петли развертывают под ремонтный размер, а погнутость петли устраняют правкой.

Ремонт неметаллических деталей кузовов.

При производстве автомобилей широко применяются неметаллические материалы: дерево, пластмассы, синтетические кожи стекло, резина и др. Большинство деталей из этих материалов при ремонте восстановлению не подлежат, а заменяются новыми, изготовленными на ремонтном предприятии или заводе-изготовителе.

Деревянные детали платформы и кузова изготавливают из пиломатериалов хвойных пород (сосна, ель), имеющих влажность не выше 18 %. Основными дефектами являются поломки, трещины, отколы, износ отверстий. Детали, имеющие разрушенные шипы или гнезда под шипы, заменяют новыми. Деревянные детали платформы кузова ремонтируют наращиванием их по длине или заменой негодных досок. Доски или бруски разрезают на заготовки определенных размеров, строгают со всех сторон, торцуют концы, нарезают проушины, пазы, сверлят отверстия и т. п. Для склеивания деревянных деталей применяют фенолформальдегидные клеи типа ВИАМБ-3 и казеиновый. Последовательность выполнения работ: поверхность, предназначенную для склеивания, обрабатывают так, чтобы детали плотно прилегали друг к другу и обеспечивали получение равномерной по толщине клеевой пленки; клей наносят кистью на склеиваемые поверхности (время выдержки на воздухе для клея ВИАМБ-3 составляет 4...15 мин); сборка выдержка деталей под давлением 0,2...0,3 МПа при температуре 16...20°С в течение 5 ч; отверстия из-под выпавших сучков, болтов, шурупов заделывают деревянными цилиндрическими вставками из той же породы дерева, что и ремонтируемая деталь на клею, а трещины заполняют мастиками, шпаклевкой по дереву, смоляным клеем или же постановкой на клею деревянных вставок, плотно подогнанных по месту разделанной трещины.

Обшивку текстильных материалов или кожзаменителей при ремонте легковых автомобилей заменяют новой, так как в процессе эксплуатации материал стареет, теряет эластичность и другие физико-механические свойства.

Стекла кабин и кузовов могут иметь риски, царапины, помутнения, желтизну, радужность, выработку от щеток и другие дефекты. Лобовые и боковые стекла с желтизной, радужностью и выработкой от щеток выбраковываются. Риски и царапины устраняют шлифовкой с последующей полировкой. Стекло, подлежащее восстановлению, очищают от грязи, пыли и жировых загрязнений. Отмеченные мелом участки стекла шлифуют войлочной обивкой круга, на которую наносят слой пасты, представляющей собой водный раствор пемзы, с частотой вращения круга 300...400 мин-1 до полного выведения рисок, царапин и следов помутнения. Затем со стек­ла смывают остатки пасты. Полируют стекло водным раствором крокуса или полирита с частотой вращения круга 700...800 мин-1 до получения необходимой прозрачности. После обработки стекло обезжиривают.

Сборка и контроль кузовов и кабин.

Сборку кузовов и кабин при ремонте автомобилей выполняют в такой последовательности:

1.) До окраски на них устанавливают все детали и сборочные единицы, подлежащие окраске вместе с кузовом (двери, капот, оперение, крышка багажника и пр.), выдерживая требуемые зазоры между сопрягаемыми деталями;

2.) после нанесения лакокрасочных покрытий выполняется установка потолка, боковин и панелей внутренней отделки дверей, стекол, сидений, шумо- и теплоизоляционных прокладок, уплотнителей дверей, электрооборудования, панели приборов, деталей системы вентиляции и обогрева салона и др.

Контролю подлежат: геометрические отклонения размеров расположения групп отверстий, связанных между собой функционально, используя для этого контрольно-измерительную оснастку; проемы кузовов и кабин и места сопряжений контролируют шаблонами по форме сопрягаемой детали; герметичность и пыленепроницаемость кузова и кабины. Проверку герметичности собранного кузова производят в дождевальных установках при давлении воды 2 кгс/см2 в течение 6 мин, при этом фиксируют проникновение воды и образование конденсата в приборах освещения и сигнализации. Плотность прилегания двери к ее проему определяют путем натирания уплотнителей мелом. При захлопывании двери на кузове или кабине должен остаться равномерный отпечаток мела. Регулировка плотности прилегания уплотнителей двери достигается перемещением защелки замка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведём итоги.

В своём курсовом проекте я провёл оценку востребованности услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, в ходе которой я нашёл и выделил пять наиболее востребованных услуг автосервиса. Ими оказались:

· замена агрегатов и узлов;

· ремонт кузовов;

· шиномонтажные работы и балансировка колёс;

· ремонт рулевого управления и подвески;

· а также регулировка углов установки управляемых колёс автомобиля.

Также, мною была определена экологическая опасность услуг на автомобильном транспорте, в ходе которой были найдены и выделены следующие наименее безопасные услуги автосервиса:

· электротехнические работы на автомобиле;

· установка дополнительного оборудования;

· ремонт коробки передач;

· ремонт радиаторов и арматурные работы;

· и ремонт, установка, тонирование и бронирование стёкол автомобиля.

Это ещё раз подтверждает, что спецификой работ, выполняемых на автосервисном предприятии, является существенное влияние качества большинства оказанных услуг на экологическую опасность отремонтированного транспортного средства, а также влияние вида работ на загрязнённость атмосферы рабочей зоны.

Я доволен дисциплиной и выполненной работой, поскольку она дала мне полезные знания в области общих закономерностей и конкретных особенностей разработки, материального обеспечения и использования технологических процессов обслуживания и ремонта автотранспортных средств!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.) Технологические процессы в сервисе. Методические указания по выполнению контрольной работы и курсового проекта для студентов специальности «Сервис» специализации «Автосервис». – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2006г. – 23с.

2.) Технологические процессы ремонта автомобилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М.Виноградов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с.

3.) Интернет-ресурсы: BankReferatov.Ru.

Что такое правка и рихтовка

Рихтовать (от нем. richten) – это технический термин, означающий выпрямлять, выверять, править.

Рихтование – придание первоначального вида.

Правка кузова автомобиля, даже при небольших повреждениях формы листовых элементов – трудоемкий процесс и без специального инструмента здесь не обойтись.

Упругость листовой стали

При изготовлении кузова легкового автомобиля сваривают множество деталей из листовой стали. Одни из них, например панели крыши или дверей, мало изогнуты, другие, такие как пороги дверей или лонжероны, имеют гораздо более сложную конфигурацию. Если рукой нажать на середину панели крыши, она прогнется без особо большого усилия, но лишь до определенной глубины. После прекращения нажатия произойдет упругое восстановление первоначальной формы крыши. Ее края, напротив, деформировать таким способом не удастся.

Сказанное можно объяснить следующим.

Листовая сталь кузова сохраняет приданную ей форму благодаря наличию в ней внутренних напряжений. До тех пор пока эти напряжения будут превышать приложенное извне усилие, всегда будет наблюдаться упругое восстановление первоначальной формы: следовательно, материал, в данном случае панели крыши, обладает упругостью. Приложение более высокого усилия, превышающего величину внутренних напряжений, вызовет необратимую деформацию материала, и после прекращения воздействия силы лист сохранит новую форму.

Впрочем, материал при этом не разрушится, а новая форма также будет обладать упругостью. Теперь, правда, будет не так легко изменить эту вновь приобретенную форму или вернуть листу прежнюю конфигурацию, поскольку внутренние напряжения стали выше. Таким образом, за счет придания листовой стали той или иной формы ее жесткость повышается. Именно по этой причине края панели крыши невозможно деформировать рукой. Способность листа деформироваться и связанное с ней повышение жесткости имеют допустимые пределы. Если часто или слишком сильно деформировать материал, произойдет его разрушение.

Вышеизложенное можно резюмировать так:

    листовая сталь кузова сохраняет упругость до тех пор, пока прилагаемое к ней усилие не превысит допустимой величины;

    листовая сталь после превышения предела упругого сопротивления начинает деформироваться пластично;

    любое пластическое деформирование приводит к увеличению жесткости листа и возникновению в нем дополнительных внутренних напряжений;

    часто повторяемое пластическое деформирование приводит к разрушению материала.

Оборудование, оснастка и инструмен­ты для правки кузовов в зависимости от характера воздействия на поврежденное место делят на следующие виды:

    оборудование для правки деформированных участков кузо­ва силовым воздействием;

    ручные инструменты, предназначенные для фор­мообразования (рихтовки) листового ме­талла и выравнивания поверхности, а так­же обеспечения высоких механических свойств обработанной поверхности удар­ным воздействием.

Оборудование для правки силовым методом

К оборудо­ванию для правки деформированных уча­стков кузовов силовым воздействием от­носят винтовые и гидравлические устрой­ства, а также универсальные стенды и ус­тройства для правки и контроля.

Винтовые и гидравлические устройст­ва обеспечивают восстановление геомет­рических параметров кузовов по проемам.

Рис. 1. Винтовое приспособление

Винтовое приспособление (Рис. 1,а) для правки различных деформаций в ку­зовах на базе домкрата состоит из силово­го устройства 1, переработанного так, что усилие правки передается на подвижной упор через коническую пару. Неподвиж­ная втулка является направляющей, через которую насадки 4 – 6 передают усилия правки на деформированный участок. Концевая упорная насадка 3 имеет форму, позволяющую быстро и надежно устанав­ливать силовое устройство в деформиро­ванном месте кузова. Набор насадок по­зволяет собрать силовое устройство необ­ходимой длины и обеспечива­ющее рабочий ход до 290 мм. Двусторонний крюк и набор цепных за­хватов создают усилия растяжения – сжатия до 10 кН.

Комплект винтовых растяжек предназначен для устранения переко­сов проемов кузова и правки различных деформаций (Рис. 2). В комплект входят: винтовая растяжка 1, являющаяся силовым устрой­ством, шарнирные упоры 2, набор удлинителей 3, цилиндрический упор 4, переход­ник 5, сферический упор 6, опорная пята 7, струбцина 8, проставка 9 и угловые пе­реходники 10.

Рис. 2. Винтовая растяжка

Набор удлинителей и проставок раз­личной длины позволяет собрать силовое устройство необходимого размера. Вра­щая винт, имеющий рабочий ход до 140 мм, выполняют правку поврежденных элементов кузова. Максимальное усилие, развиваемое винтом, составляет 15 кН.

Оснастка для правки по­врежденных участков кузова состоит из гидравлического устройства и набора при­способлений (Рис. 3). Гидравлическое устройство включает в себя ручной плунжерный на­сос, силовой цилиндр и шланг высокого давления.

При выполнении работ силовой ци­линдр соединяют с инструментом, соот­ветствующим характеру и расположению устраняемого повреждения, и устанавли­вают в распор между поврежденными эле­ментами кузова и местом опоры. Усилие на штоке гидроцилиндра обеспечивается до 70 кН при максимальном давлении ра­бочей жидкости 60 000 кПа и наибольшем усилии на рукоятке гидронасоса 0,4 кН.

В местах, где домкрат разместить нельзя, пользуются гидрораспорным приспособлением.

Рис. 3. Гидросиловой инструмент: 1 - насос в сборе; 2 - шланг с наконечниками; 3 - силовой цилиндр; 4, 5, 6 и 7 - удлинители; 8 - ниппель 75 мм; 9 и 10 - муфты; 11 - наконечник рифленый; 12 - наконечник клиновой; 13, 14 и 15 - наконечники резиновые; 16 - разжимное приспособление; 17 - упор шарнирный в сборе; 18 - упор прямой; 19 - выдавливатель; 25 - держатель; 21 и 22 - подкладки; 23 - вороток; 24 - палец шестигранный

Универсальные стенды и устройства для правки и контроля обеспечивают уст­ранение перекосов, скручиваний и изги­бов методами силовой правки, а также контроль основных геометрических пара­метров кузовов.

Устройство для правки (Рис. 4) состоит из основной балки 7 прямоугольного сечения, на одном из концов которой шарнирно закреплен качающийся рычаг.

Устройство имеет длину 3000 мм, шири­ну 635 мм, высоту 1500 мм и массу 185 кг. Легкость перемещения устройства и уста­новки под аварийный автомобиль обеспе­чивают колеса 5 и 8 (одно неповоротное диаметром 170 мм и два поворотных диа­метром 190 мм), закрепленные на основ­ной балке на кронштейнах.

Устройство работает по векторному принципу приложения сил. Для правки кузова необходимо: выставить аварийный кузов на козлы-подставки; закрепить си­ловую поперечину 4 в нужном месте за ребра жесткости порогов кузова; устано­вить устройство под кузов автомобиля в направлении полученного удара; опереть упором 3 в силовую поперечину 4; править деформированные элементы кузова с использованием цепных строп 10 – 12 и за­жимных приспособлений 13 – 16.

Рис. 4. Устройство для правки кузова

В зависимости от характера работ упор 3, закрепленный на кронштейне 6, можно устанавливать на основной балке на раз­личной длине. На Рис. 5 показаны ва­рианты закрепления устройства на авто­мобиле, приемы фиксации зажимных и расчалочных приспособлений, приемы правки деформированных участков ку­зова.

Устройство имеет следующие досто­инства: универсальность применения для правки кузовов различных марок легко­вых автомобилей; возможность приложе­ния ратягивающей силы в сторону, проти­воположную силе, вызвавшей поврежде­ние в любом из направлений в пределах 360°; небольшие габаритные размеры и отсутствие необходимости закрепления за специальным рабочим местом; возмож­ность выполнения процесса по транспор­тировке устройства, его крепления к авто­мобилю, переналадке и правке деформи­рованных элементов кузова одним рабо­чим. Конструктивная простота и применение металлопроката позволяет изготовить устройство в условиях неболь­ших мастерских.

Рис. 5. Способ закрепления кузова и принцип работы устройства для правки

_________________________________________________

(полное наименование предприятия с указанием подчиненности)

УТВЕРЖДЕНО

Приказ _______________________

(должность работодателя и

_____________________________

наименование предприятия)

_________________ № _________

(число, месяц, год)

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________

ДЛЯ РИХТОВЩИКА КУЗОВОВ

1. Общие положения

1.1. Действие инструкции распространяется на все подразделения предприятия.

1.2. Инструкция разработана на основе ДНАОП 0.00-8.03-93 "Порядок разработки и утверждения собственником нормативных актов об охране труда, действующих на предприятии", ДНАОП 0.00-4.15-98 "Положение о разработке инструкций по охране труда", ДНАОП 0.00-4.12-99 "Типовое положение об обучении по вопросам охраны труда", ДНАОП 0.00-1.28-97 “Правила охраны труда на автомобильном транспорте”, НАПБ А.01.001-95 "Правила пожарной безопасности в Украине".

1.3. По данной инструкции рихтовщик инструктируется перед началом работы (первичный инструктаж), а потом через каждые 6 месяцев (повторный инструктаж).

Результаты инструктажа заносятся в «Журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда». В журнале после прохождения инструктажа должны быть подписи инструктирующего и рихтовщика.

1.4. Собственник должен застраховать рихтовщика от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В случае повреждения здоровья рихтовщика по вине собственника, он (рихтовщик) имеет право на возмещение причиненного нему вреда.

1.5. За невыполнение данной инструкции рихтовщик несет дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.

1.6. К самостоятельному выполнению рихтовальных работ допускаются лица не моложе 18 лет, которые прошли медицинский осмотр и специальное обучение для работы на станках, вводный инструктаж по охране труда, инструктаж на рабочем месте и инструктаж по пожарной безопасности.

1.7. При работе на станках рихтовщик должен быть проинструктирован по безопасным приемам работы на каждом станке. В этом случае инструктаж на рабочем месте проводится через каждые 3 месяца.

Инструкция по безопасной эксплуатации станков должна быть вывешена на рабочем месте.

1.8. Рихтовщик должен:

1.8.1. Выполнять правила внутреннего трудового распорядка.

1.8.2. Пользоваться спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты.

1.8.3. Помнить о личной ответственности за выполнение правил охраны труда и безопасность сослуживцев.

1.8.4. Выполнять только ту работу, по которой он проинструктирован и которая поручена нему руководителем работ.

1.8.5. Не допускать посторонних лиц на свое рабочее место.

1.8.6. Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим от несчастных случаев.

1.8.7. Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.8.9. Не выполнять указания, которые противоречат правилам охраны труда.

1.9. Основные опасные и вредные производственные факторы, которые действуют на рихтовщика.

1.9.1. Загромождение рабочего места.

1.9.2. Отсутствие специальных устройств, инструмента, приспособлений.

1.9.3. Разлетающиеся части абразивных кругов.

1.9.4. Острые кромки, края, заусеницы заготовок, деталей и изделий.

1.9.5. Термические факторы (ожоги рук при вырезании газовым резаком поврежденных мест).

1.9.6. Повышенные уровни шума при рихтовке кузовов, кабины и их деталей.

1.10. Места выполнения кузовных работ должны быть оснащены оборудованием, приспособлениями и инструментом в соответствии с нормативно-технологической документацией.

1.11. Рихтовщик обеспечивается спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты: костюм хлопчатобумажный, ботинки кожаные, рукавицы комбинированные, очки защитные; на наружных роботах зимой дополнительно: костюм хлопчатобумажный на утепленной прокладке.

1.12. Верстак, ножницы и прочее должны быть обеспечены специальными устройствами, надежно защищающими рабочего, и находиться вокруг людей от стружки и т.п.

1.13. Ручной инструмент должен соответствовать следующим требованиям:

1.13.1. Ударные инструменты (молоток, кувалда и прочее) должны иметь слегка выпуклую, неперекошенную и несбитую, без трещин поверхность бойка, быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания клиньями, не иметь наклепа.

1.13.2. Рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность овального сечения с утолщением свободного конца, длиной не менее 250 мм и изготавливаться из древесины твердых и вязких пород (кизил, бук и т.п.).

1.13.3. На режущих кромках кровельных ножниц не должно быть выкрошенных мест, вмятин. Режущие кромки должны быть остро заточены.

1.13.4. Болт-ось, скрепляющая половинки ручных ножниц, должна позволять регулирование нормального зазора между ними для резания металла без заусениц.

1.14. При работе электрогазорежущим инструментам, электрифицированным инструментом и пневмоинструментом рихтовщик должен иметь соответствующее удостоверение, дающее право на выполнение этих работ и проинструктирован по безопасной работе ними.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь, получить задание от руководителя работ.

2.2. Состояние спецодежды должно исключать возможность захвата ее движущимися частями машин и станков (чтобы не было свисающих концов).

2.3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений. Проверить состояние станочного оборудования. Наличие на нем защитного заземления и ограждения.

2.4. Расположить инструмент, приспособления, материалы в удобном и безопасном для использования порядке.

2.5. Проверить достаточность освещенности рабочей зоны.

2.6. Убрать из рабочей зоны ненужные предметы, материалы.

2.7. Проверить прочность крепления тисков.

3. Требования безопасности во время выполнения работы

3.1. Ремонтируемые кузова и кабины должны устанавливаться и надежно закрепляться на специальных подставках (стендах).

3.2. Детали, подлежащие обработке, должны устанавливаться в специальные оправки. Запрещается править детали на весу.

3.3. Перед правкой крыльев и других деталей из листовой стали их следует очистить от ржавчины металлической щеткой возле местной вытяжки.

3.4. При резании на механических ножницах и изгибании на гибочных станках работать разрешается только с металлом, толщина которого не превышает величину, допустимую для данного оборудования.

3.5. При необходимости косого среза листового металла следует начинать резать с той стороны, где угол между линией разреза и краем металла более близок к прямому углу.

3.6. Резать металл ножницами следует так, чтобы на краях заготовки не оставалось не срезанных заусениц.

3.7. При изготовлении деталей и заплат из листовой стали острые углы, края и заусеницы должны быть зачищены.

3.8.1. При вырезании газовой сваркой поврежденных мест поддерживать вырезаемые части руками.

3.8.2. Работать зачистной машиной без защитного кожуха.

3.8.3. При резании листового металла на механических ножницах подавать металл, удерживая руки напротив режущих роликов.

3.9. При обслуживании и ремонте кузовов автобусов, фургонов, кабин на высоте более 1 м необходимо применять помосты, переносные лестницы-стремянки.

Работать на случайных подставках или с приставных лестниц запрещается.

3.10. При подъеме по стремянке рабочему запрещается держать в руках инструмент, материал и прочие предметы. Для этого должна использоваться сумка или специальный ящик. Запрещается проводить одновременно работу на стремянке, помостах и внизу под ними.

3.11. При вырезании опорных частей кузова под них должны быть установлены надежные упоры.

3.12. Рабочие, которые работают совместно со сварщиком, а также выполняют работы зачистными машинами, должны пользоваться защитными очками.

3.13. Переносить, править и резать детали из листового металла разрешается только в рукавицах.

3.14. В процессе работы обрезки металла необходимо складывать в специально отведенное место (ящик).

3.15. При вырезании деталей и заплат больших размеров на механических ножницах необходимо применять поддерживающие приспособления.

3.16. Во время резания листового металла на механических ножницах подавать металл необходимо таким образом, чтобы руки не находились напротив режущих роликов.

3.17. Перед подачей воздуха для работы пневматического резака его необходимо установить в рабочее положение.

3.18. При работе с абразивным кругом на гибком вале следует применять защитный кожух

3.19. При рихтовке деталей на роликовых станках надо быть осторожным, чтобы пальцы рук не попали в пространство между роликами станка.

3.20. При выравнивании поверхностей деталей непосредственно на автомобиле с предварительным нагревом поврежденных мест необходимо убрать около ремонтируемого места материалы и детали, которые могут вспыхнуть.

3.21. При прокатке листа металла при помощи ручных или механических вальцовочных станков необходимо остерегаться зажатия пальцев рук между листом металла и неподвижными частями станка.

3.22. При работе с электроинструментом необходимо пользоваться диэлектрическими рукавицами.

3.23. Подключать ручной электрифицированный инструмент к электросети только при помощи вилки, которая имеет заземляющий контакт.

3.24. При переносе пневмо- или электроинструмента необходимо держать его за рукоятку корпуса, а воздушный шланг, электропровод или кабель - свернутым в кольцо.

3.25. Замену режущего инструмента выполнять только при отключенном от сети пневмо- или электроинструменте.

3.26. При обработке заготовки или детали надо убедиться в том, что они надежно закреплены и не смогут провернуться во время обработки.

3.27. При работе пневмо- и электроинструментом необходимо остерегаться захвата инструментом спецодежды.

3.28. Подсоединяя шланг к воздушной сети, надо убедиться в том, что он надежно закреплен на штуцере.

3.29.1. Ставить лист металла на ребро.

3.29.2. Пользоваться сверлами со сбитыми конусами.

3.29.3. Переносить инструмент, держа его за шланг, электропровод, кабель или режущую часть.

3.29.4. При вырезании поврежденных мест поддерживать руками вырезаемые части.

3.29.6. Смахивать металлические обрезки руками и сдувать металлическую пыль сжатым воздухом.

4. Требования безопасности после окончания работы

4.1. Отключить от источника питания электрифицированный инструмент, пневмоинструмент и используемое при работе оборудование.

4.2. Инструмент, оборудование, приспособления привести в надлежащее состояние и убрать в отведенное для них место.

4.3. Прибрать рабочее место от мелких металлических отходов специальной щеткой.

Использованный обтирочный материал сложить в металлический ящик с крышкой.

4.4. Снять спецодежду, спецобувь, средства индивидуальной защиты и сложить их в отведенное для них место.

4.5. Вымыть лицо, руки горячей водой с мылом. При возможности принять душ.

Запрещается мыть руки керосином, бензином и вытирать их обтирочным материалом со стружкой.

4.6. Доложить руководителю работ обо всех недостатках, которые имели место во время работы.

5. Требования безопасности в аварийной ситуации

5.1. Аварийная ситуация и несчастные случаи могут возникнуть в случае: поражения электрическим током, разрыва абразивных кругов, падения предметов, получения ожогов, разрыва шлангов, порезов и прочее.

5.2. При возникновении аварийной ситуации надо немедленно отключить оборудование от сети питания. Оградить опасную зону. Не допускать в нее посторонних лиц.

5.3. Сообщить о том, что произошло, руководителю работ.

5.4. Если имеются пострадавшие, оказать им первую медицинскую помощь. При необходимости вызвать «скорую медицинскую помощь».

5.5. Оказание первой медицинской помощи.

5.5.1. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения - оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал.

При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и непрямой (внешний) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживление начинать необходимо немедленно, после чего вызвать «скорую медицинскую помощь».

5.5.2. Первая помощь при ранении.

Для оказания первой помощи при ранении необходимо раскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, который помещается в нем, на рану и завязать ее бинтом.

Если индивидуального пакета каким-то образом не оказалось, то для перевязки необходимо использовать чистый носовой платок, чистую полотняную тряпку и т.д. На тряпку, которая накладывается непосредственно на рану, желательно накапать несколько капель настойки йода, чтобы получить пятно размером больше раны, после чего наложить тряпку на рану. Особенно важно применять настойку йода указанным образом при загрязненных ранах.

5.5.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ударах.

При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, фанерной пластинкой, палкой, картоном или другим подобным предметом. Поврежденную руку можно также подвесить с помощью перевязки или платка к шее и прибинтовать к туловищу.

При переломе черепа (бессознательное состояние после удара по голове, кровотечение из ушей или изо рта) необходимо приложить к голове холодный предмет (грелку со льдом, снегом или холодной водой) или сделать холодную примочку.

При подозрении перелома позвоночника необходимо пострадавшего положить на доску, не поднимая его, повернуть потерпевшего на живот лицом вниз, наблюдая при этом, чтобы туловище не перегибалось, с целью избежания повреждения спинного мозга.

При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть ее полотенцем во время выдоха.

5.5.4. Оказание первой помощи при тепловых ожогах.

При ожогах огнем, паром, горячими предметами ни в коем случае нельзя вскрывать образовавшиеся пузыри и перевязывать ожоги бинтом.

При ожогах первой степени (покраснение) обожженное место обрабатывают ватой, смоченной этиловым спиртом.

При ожогах второй степени (пузыри) обожженное место обрабатывают спиртом или 3%-ным марганцевым раствором.

При ожогах третьей степени (разрушение кожаной ткани) рану накрывают стерильной повязкой и вызывают врача.

5.5.5. Первая помощь при кровотечении.

Для того чтобы остановить кровотечение, необходимо:

Поднять раненную конечность вверх;

Кровоточащую рану закрыть перевязочным материалом (из пакета), сложенным в клубок, придавить его сверху, не касаясь самой раны, подержать на протяжении 4-5 минут. Если кровотечение остановилось, не снимая наложенного материала, сверх него положить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты и забинтовать раненное место (с некоторым нажимом);

В случае сильного кровотечения, которое нельзя остановить повязкой, применяется сдавливание кровеносных сосудов, которые питают раненную область, при помощи изгибания конечности в суставах, а также пальцами, жгутом или зажимом. В случае сильного кровотечения необходимо срочно вызвать врача.

5.5. Если произошло возгорание, приступить к тушению имеющимися средствами пожаротушения. При необходимости вызвать пожарную часть.

5.6. Выполнять указания руководителя работ по устранению аварийной ситуации.

________________________ ________________ _________________

(должность руководителя (личная подпись) (фамилия, инициалы)

подразделения

/организации/ - разработчика)

СОГЛАСОВАНО:

Руководитель (специалист)

службы охраны

труда предприятия ______________ _______________

Юрисконсульт ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

Главный технолог ______________ _______________

(личная подпись) (фамилия, инициалы)

На предприятиях автомобильной промышленности и транспортных цехах различных отраслей народного хозяйства с помощью специального инструмента рихтует (выправляет) под окраску облицовочные детали и узлы автомобилей. Подготавливает поверхности сварных мест кузова для лужения. Шлифует поверхности до зеркальной чистоты, лудит и оплавливает детали и узлы кузовов. Выявляет дефекты на поверхности деталей и узлов кузовов, проводит их восстановительный ремонт и рихтовку. Ведет процесс отделки проемов дверей. Навешивает и подгоняет дверцы по проемам автомобилей. Выравнивает поясные линии автомобильных кузовов. Рабочее место: работа в помещении и на открытом воздухе. Режим труда: сменный. Профессиональные вредности: загазованность помещения, пары масла, кислот и химикатов в замкнутом объеме мастерской.

Должен знать

Технологию и методы рихтовки облицовочных деталей и узлов автомобилей; правила регулирования рихтовочного инструмента, газовых горелок; способы оплавки, лужения и шлифовки деталей и узлов; свойства рихтовочных паст, припоев, пластмасс. Должен уметь: рихтовать под окраску облицовочные детали и узлы автомобилей, подготавливать поверхности сварных мест кузова для лужения, шлифовать поверхности до зеркальной чистоты, лудить и оплавлять детали и узлы кузовов, выявлять дефекты на поверхности деталей и узлов кузовов, проводить их восстановительный ремонт и рихтовку.

Профессионально важные качества

  • физическая сила;
  • хорошо развитый глазомер и образная память;
  • точность движения кистей и пальцев рук.

Медицинские противопоказания

  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • аллергическими заболеваниями;
  • бронхиальной астмой;
  • выраженными дефектами зрения и слуха.

Пути получения профессии

Родственные профессии

Автомеханик, слесарь по ремонту машин и оборудования, слесарь-ремонтник.

Рихтовочные ремонтные операции входят в набор самых распространенных услуг автосервисов. Связано это с тем, что кузов машин страдает так же часто, как происходит износ внутренней начинки. При этом восстановление металлических конструкций представляет определенные сложности для исполнителя. Самостоятельная рихтовка оправдывает себя как способ экономии денег, но требует наличия соответствующих навыков у владельца. Впрочем, используя подходящий современный инструмент, некоторые виды таких работ вполне может осилить и непрофессионал.

Общие принципы и технология рихтовки

Потребность в рихтовочных мероприятиях возникает в тех случаях, когда автомобиль по той или иной причине получает внешнее повреждение кузова. При этом речь не идет о легких царапинах лакокрасочного покрытия, хотя и его восстановление предполагается в комплексе подобных работ. Основная же задача заключается в исправлении металлического корпуса или отдельных его частей, которые были деформированы. С помощью гидравлических установок, пневматического оборудования и ручных инструментов производится эффективная рихтовка кузова своими руками. Технология предполагает механическое воздействие на проблемную зону таким образом, чтобы геометрия кузова приняла изначальную форму. В зависимости от характера повреждения следует выбирать соответствующий угол воздействия на вмятину и начальный участок восстановления.

Необходимое оборудование

В отличие от большинства ремонтных работ, которые выполняются самими владельцами автомобилей, рихтовку желательно производить на площадке специального стенда - стапели. Благодаря такому оснащению гаража можно справиться даже с восстановлением капота, сложенного гармошкой. Достигается этот эффект благодаря силовому приводу стенда, который может быть представлен гидравликой или пневмогидравликой. Для частных нужд вполне хватает первого варианта, при котором можно рассчитывать на обеспечение усилия в несколько тонн. Пневмогидравлическое усилие само по себе сложнее организуется в техническом плане, хотя и рабочий эффект обеспечивает гораздо более высокий. В любом случае рихтовка кузова на стенде будет существенным преимуществом для гаражного мастера независимо от характера выполняемых операций. Однако стоят стапели недешево и, разумеется, требуют специального места в помещении.

Инструмент для рихтовки

Все-таки большая часть рихтовочных действий будет производиться в масштабах небольшого ремонта. Но даже косметическая коррекция кузова требует использования специального инструмента. В данном случае это будет набор молотков, отличающихся функциональными насадками. В частности, на рынке можно приобрести фирменные кейсы от изготовителей автоинструмента, в которых находятся молотки с плоскими, острыми и выпуклыми бойками. Кроме того, в наборы включаются молотки-гладилки и приспособления с насечками. Весь этот инвентарь окажет помощь в процессе выполнения ремонта. Конечно, применением одних молотков рихтовка кузова редко обходится. Также мастер должен иметь на вооружении специальные напильники, споттер для выполнения точечной сварки, наковальни и слесарные крючки. У каждого из перечисленных инструментов своя задача, выполнение которой облегчает общий процесс восстановления конструкции автомобильного кузова.

Вакуумная рихтовка без нанесения краски

Часто встречаются ситуации, когда изменение геометрии поверхности металлической основы кузова влечет за собой и необходимость повреждения лакокрасочного покрытия. Но с помощью вакуумного пневматического инструмента стала возможна и рихтовка кузова без покраски посредством специальных присосок. Аппарат накладывается на поверхность с повреждением, фиксируется с присосками, после чего плавно восстанавливает линию конструкции.

Но у такого метода есть два существенных недостатка. Во-первых, он работает только в случаях небольших повреждений. Во-вторых, он не обеспечивает полного сглаживания, а лишь минимизирует глубину образовавшейся вмятины. Также стоит отметить и альтернативный вариант - это механическая рихтовка, при которой будет неизбежностью. В данном случае на первом этапе используется физическое выравнивание ручным инструментом, после чего участок шлифуется, грунтуется и обрабатывается лакокрасочным покрытием.

Техника вытягивания вмятин

Это еще один способ исправления вмятин, который основывается на принципе минимального контакта рабочего инструмента с поверхностью. В этом случае используется зацеп, который вытягивает вмявшийся участок, фиксируясь в одной точке. Для захвата специально проделывается отверстие, в которое интегрируется метиз. В дальнейшем операция производится с помощью инерционного молотка. Такая рихтовка кузова может показаться неудобной и трудоемкой, но на практике она эффективнее других методов позволяет справиться с большими площадями вмятин. Причем оправдывается даже создание технического отверстия для зацепа. После выполнения выравнивания дыра шлифуется и шпаклюется специальными растворами.

Коррекция дефектов выстукиванием

В плане качества результата это один из наиболее действенных способов восстановления кузова. Более того, эта же операция является завершающей по отношению к вышеупомянутым процедурам, исправляющим большие дефекты. Выстукивание производится с обратной стороны металлического листа, который был предварительно снят с корпуса. Чаще всего такая рихтовка кузова автомобиля своими руками выполняется молотками с разными насадками. В этом процессе особенно важна деликатность воздействия на материал и внимательность к деталям. Дело в том, что малейшее отклонение от изначальной геометрической линии может и в будущем обернуться проблемами в процессе установки проблемного куска на место. Затем демонтированный участок приваривается и покрывается лакокрасочным материалом.