Международные клубы кредиторов. Парижский и лондонский клубы кредиторов Инициатива в отношении бедных стран

В мире функционируют два важных организации, которые занимаются реструктуризацией внешних долгов стран-должников - это Парижский и Лондонский клуб кредиторов.

Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставляемые членам клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая клубом практика ограничивает также сумму компромисса страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн долларов, или 10% от общей суммы требований к данной страны-кредитора (в зависимости от того, что больше). Парижский клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывает экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ, Парижский клуб совместно с правительством данной страны производит соглашение о реструктуризации ЕЕ внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платежного баланса, не сокращая при этом объем импорта товаров и капиталов.

В рамках Парижского клуба страны, испытывающих трудности в выплате долгов другим и частным учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само название "Парижский клуб" не совсем точное, хотя это - неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное - нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.

Парижский клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с политикой конфиденциальности, проводимой им: кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового состояния того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Однако при более 50 лет своего существования клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа: проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемых для просмотра графиков платежей по обеспечению государством экспортных кредитов. В последующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктуризации долгов на сумму более 350 млрд долл. Свой вклад вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантирована государством кредитов.

Особенность структурной организации Парижского клуба заключается в том, что он представляет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции. Создан не как орган, постоянно действующий, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках клуба может участвовать любое государство-кредитор, является держателем обязательств по долгам, по которым необходим пересмотр условий погашения. Большую часть ссуд и кредитов развивающихся, а также государств Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском клубе нужно назвать МВФ, Всемирный банк, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, конечно, саму страну-должника, обращается с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, а их должники также обращаются в Парижский клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в административно-организационном плане, поскольку должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым отдельно. Кроме того, кредиторы придают большое значение принципа равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными в том, что от них льготы относительно условий погашения долга не будут использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включая коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".

Основная специфика их деятельности заключается в завуалированной деятельности, поскольку и клубы, и страны-должники стараются не афишировать свои трудности в финансовой сфере, связанные с выплатой долговых обязательств.

- (The Paris club) — неформальное объединение государств кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с Лондонским клубом. Однако, Лондонский… … Экономико-математический словарь

парижский клуб - Неформальное объединение государств кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с Лондонским клубом. Однако, Лондонский клуб – это объединение… … Справочник технического переводчика

- (Group of Ten, G10; The Paris Club) Десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для Международного валютного фонда (МВФ) (International Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Канада, Франция,… … Словарь бизнес-терминов

- (Paris club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

- (Group of Ten, G10; The Paris Club) Десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для Международного валютного фонда (МВФ) (international Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Великобритания,… … Финансовый словарь

- (Paris Club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Финансы. Толковый словарь. 2 е изд. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Финансовый словарь

- (Paris club) См.: Группа десяти (Group of Ten). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

Парижский клуб - неформальное объединение официальных западных кредиторов, занимающееся урегулированием внешней задолженности (государственной или гарантированной государством). Основан в Париже в 1956 году. Урегулирование задолженности в рамках клуба… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

ПАРИЖСКИЙ КЛУБ - PARIS CLUBНазвание, данное специально проводимым встречам представителей правительств стран кредиторов, к рые с 1956 г. организуются по мере надобности для переговоров по долгам стран кредиторов или гарантированным ими. Долги коммерческим банкам… … Энциклопедия банковского дела и финансов

ПАРИЖСКИЙ КЛУБ - (англ. Рaris Сlub; фр. Club de Paris) – неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств участников в отношении долгов третьих стран. Орг ция сформировалась на основе нерегулярных совещаний… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Серия "Русский детектив" (комплект из 17 книг) , . Серия "Русский детектив" издательства "Терра - Книжный клуб" читайте лучшие произведения отечественных классиков детективного жанра, а также созданные современными авторами книги - острые,…
  • Роман Виолетты. Парижские сладости , . Есть темы, которые не принято обсуждать публично. О них говорят украдкой и лишь с самыми доверенными людьми. Одна из таких тем - взаимоотношения и страсть. Так, Кристиан, главный герой

(англ. Paris Club; фр. Club de Paris) – неформальное объединение экономически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран.

Парижский клуб или Парижский клуб кредиторов — неформальное объединение государств-кредиторов, представителями которых являются, как правило, министры финансов и руководители центральных банков. По своим целям и задачам сравним с . Однако, Лондонский клуб – это объединение частных инвесторов, главным образом, банков, а Парижский - неформальная группа официальных кредиторов, роль которых состоит в поиске скоординированных и надежных решений платежных проблем испытываемых странами-должниками. Парижский клуб предоставляет соответствующее решение долговых проблем при условии проведения реформ, направленных на стабилизацию и восстановление макроэкономической и финансовой ситуации.

Организация сформировалась на основе нерегулярных совещаний представителей развитых стран-кредиторов при возникновении проблем с погашением странами-должниками.

Парижский клуб (Group of Ten, G10; The Paris Club) — десять относительно богатых промышленных стран, которые в 1962 г. согласились предоставить средства для (International Monetary Fund, IMF). Это Бельгия, Великобритания, Западная Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония. Они создали и ввели в обращение специальные права заимствования (Special Drawing Rights). Швейцария, хотя она и не является членом МВФ, стала членом общего соглашения о займах МВФ (General Arrangements to Borrow), заключенного странами G10 для расширения кредитных возможностей Фонда.

Регулярный характер деятельности и постоянное место расположения Парижский клуб приобрел с 1978 г. во время переговоров по проблеме задолженности наименее развитых стран, происходивших в Париже под эгидой ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).

Парижский клуб не имеет фиксированного состава участников, хотя определен состав стран, имеющих право участвовать в заседаниях Парижского клуба и апеллировать к нему при возникновении разногласий со странами-должниками. Вхождение страны в это объединение с определенной долей условности может быть названо членством в Парижском клубе. Каждое его заседание посвящается одному конкретному должнику. На нем присутствуют представители страны-должника, стран-кредиторов этого должника, а также Международного валютного фонда (МВФ) и ЮНКТАД.

Большинство членов Парижского клуба – развитые страны, однако в ряде случаев в заседаниях клуба принимали участие развивающиеся страны-кредиторы, например Бразилия.

На своих заседаниях Парижский клуб принимает решения о мерах, позволяющих выйти из сложившейся ситуации, таких, как пролонгация (см. ) и реструктуризация (см. ), предоставление дополнительных кредитов, определение возможностей погашения долгов, выработка рекомендаций в адрес страны-должника. Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Урегулирование задолженности в рамках клуба осуществляется в форме отсрочки тех платежей, срок которым наступает в ближайшие год-полтора. Условия отсрочки не содержат льготного элемента. В рамках клуба достигается относительно равномерное распределение между странами-кредиторами убытков, связанных с неплатежеспособностью стран-заемщиков.

Парижский клуб поддерживает отношения с рядом других мировых финансовых институтов. Эти организации ведут в определенной степени согласованную политику по отношению к странам-должникам.

Россия неоднократно принимала участие в заседаниях Парижского клуба в качестве и должника, и кредитора. В 1997 г. Россия получила членство в Парижском клубе, а следовательно, и возможность активного участия в его деятельности. Членство России в Парижском клубе способствует долгосрочной реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР, а также возвращению России части задолженности других государств за счет равномерного распределения бремени реорганизации долга между всеми членами Парижского клуба. Кроме того, членство в Парижском клубе дает России дополнительные рычаги экономического воздействия на страны-должники.

В современных условиях Россия сотрудничает с тремя группами кредиторов: официальными кредиторами, в основ­ном входящими в Парижский клуб; коммерческими банка­ми (Лондонский клуб); коммерческими фирмами и банками, входившими ранее в Токийский клуб.

Совокупный долг этим трем группам составляет почти 70 млрд долл. без учета про­центов.

Парижский клуб - неформальное объединение эконо­мически развитых стран мира, координирующее финансовую политику государств-участников в отношении долгов третьих стран. Он сформировался на основе совещаний представителей развитых стран-кредиторов при возникновении проблем с по­гашением государственного долга странами-должниками. Ре­гулярную деятельность начал с 1978 г.

Парижский клуб не имеет фиксированного состава участ­ников, но определен состав стран, имеющих право участвовать в его заседаниях. Каждое заседание посвящается одному кон­кретному должнику. На заседании присутствуют представите­ли страны-должника, стран - кредиторов этого должника, а также Международного валютного фонда. Большинство членов Парижского клуба - развитые страны, но в ряде случаев в за­седаниях клуба принимали участие развивающиеся страны- кредиторы (например, Бразилия).

Россия неоднократно принимала участие в заседаниях Парижского клуба как в качестве должника, так и кредитора. В 1997 г. она получила членство в Парижском клубе, что спо­собствует долгосрочной реструктуризации внешней задолжен­ности бывшего СССР и возвращению задолженности других государств за счет равномерного распределения бремени реор­ганизации долга между всеми членами Парижского клуба.

Парижский клуб в своей работе руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей; обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную эко­номическую политику; равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два прин­ципа - это условия, которые страна-должник обязана вы­полнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий по­гашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным.

Наличие непосредственной угрозы прекращения плате­жей по погашению задолженности. Для пересмотра условий погашения кредита должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженнос­тей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии ее пла­тежного баланса на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как пра­вило, относятся к кредитам или особым финансовым услови­ям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в националь­ной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной страны, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валю­ты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необхо­димой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить
долг иностранному кредитору) не считается наличием непос­редственной угрозы прекращения выплат по погашению за­долженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

Выполнение должником определенных условий при проведе­нии экономической политики. Смягчение условий погашения за­долженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должник восстановил кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолжен­ностей лишь при условии принятия странами-должниками про­грамм макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение.

У должников, испытывающих финансовые трудности, за­частую накапливаются большие суммы неплатежей по пога­шению задолженности не только перед официальными и част­ными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следо­вательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает членов Париж­ского клуба возможности урегулировать финансовые отноше­ния с такими странами.

План преобразований МВФ, который излагается в письме- обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как пра­вило, следующие требования: ограничение роста денежной массы; сокращение дефицита государственного бюджета; кон­троль над предоставлением кредитов; совершенствование по­литики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем деваль­вации); устранение контроля над ценами; совершенствование торгового баланса; ограничение вмешательства государства в экономику.

На практике программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование,
здравоохранение и т. п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров (услуг) первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабиль­ности, правительства стран-должников нередко были вынуж­дены прибегать к репрессивным мерам против собственного на­рода.

Бывают и исключения из этого правила: если страна- должник не является членом МВФ, она обсуждает необхо­димые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертов для оценки реальной экономической обстановки. Та­кие группы были направлены в 1994 г. в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же под­ход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия, ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кре­диты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

Равномерное распределение бремени непогашенных дол­говых обязательств среди кредиторов. Данное правило обес­печивает равномерное распределение среди кредиторов задач по решению проблем, связанных с пересмотром условий пога­шения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы члены Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до оп­ределенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предостав­ляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий пога­шения задолженностей содержится требование в адрес стра­ны-должника о необходимости добиваться аналогичных ус­
тупок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов.

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших за­трат, однако для представителей стран-должников эта про­цедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но ино­гда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для до­стижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а иногда и не дают желаемого результата.

Лондонский клуб - это неформальная международная ор­ганизация, которая объединяет банки, предоставившие креди­ты правительствам или юридическим лицам отдельных стран, испытывающим трудности с их возвращением. Клуб сформи­рован в конце 1970-х гг. в Лондоне в связи с неспособностью не­которых стран отвечать по своим обязательствам.

Лондонский клуб включает ведущие индустриально раз­витые страны. На регулярных заседаниях принимаются реше­ния по урегулированию проблем непогашения задолженности. Лондонский клуб активно сотрудничает с Парижским клубом и Международным валютным фондом.

Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков по­гашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства страны-кредитора). Он является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны “треть­его мира”.

Лондонский клуб, как и Парижский, стремится облегчить бремя развивающихся стран по непосредственному обслужи­ванию долга. Ни один из этих клубов не является международ­ной организацией. Их “членский состав” нестабилен, и они не имеют официального мандата.

Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консульта­
тивный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом долге.

Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых обязательств, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, меж­ду Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пере­сматривает долги официальным кредиторам. Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и организация носят гораздо более свободный ха­рактер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулиру­ющие проведение заседаний Лондонского клуба, значительно различаются в зависимости от страны. Такая гибкость подхо­да затрудняет задачу описания процедур Лондонского клуба. При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков пога­шения долга в Лондонском клубе коммерческие банки, несу­щие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют Банков­ский консультативный комитет (БКК) для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране. В реструктуризации долга Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, но в состав данного руководящего комитета входит не более 15. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно полу­чить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непо­гашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

Таким образом, реструктуризация долга в Лондонском клубе может стать утомительной, длительной и дорогостоящей
процедурой для страны-должника. И наоборот, переговоры в Парижском клубе проводятся быстрее и почти без издержек для страны-должника.

Как правило, Лондонский клуб не пересматривает про­центные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату как основной суммы долга, так и процентов. Коммер­ческие банки предоставляют стране новый заем в качестве час­ти пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком займе обычно основаны на величине их рисков в стра- не-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В соглашениях о пересмотре долга содержится набор альтернативных финансовых возможнос­тей, который включает инструменты сокращения долга. Лон­донский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения долга, не требуя от страны-должника заклю­чения с МВФ соглашения о резервных кредитах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продол­жительностью более 1 года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли более 2-3 лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличивает продолжительность периодов консо­лидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

Региональные финансовые организации Евросоюза. Ре­гиональные валютно-кредитные и финансовые организации Западной Европы преследуют цели обеспечения “гармонич­ного развития” ЕС, проведения согласованной политики по от­ношению к развивающимся странам, ассоциированным с ЕС. К основным региональным организациям ЕС относятся Евро­пейский центральный банк (ЕЦБ), созданный в июле 1998 г., Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, основан в 1958 г.), предоставляющий кредиты на срок от 7 до 20 лет, развиваю­щимся странам - до 40 лет, Европейский фонд ориентации и гарантии сельского хозяйства (основан в 1962 г.).

Европейский фонд регионального развития (основан в 1975 г.) осуществляет региональную политику в целях выравни­вания диспропорций в развитии отдельных регионов стран ЕС.

Европейский социальный фонд (основан в 1960 г.) оказы­вает финансовую поддержку социальной политике ЕС: финан­сирование программ снижения уровня безработицы, профес­сионального обучения и создания информационных систем о наличии вакансий рабочих мест.

Помимо перечисленных структурных фондов в ЕС функ­ционируют следующие целевые фонды:

Европейский фонд сплочения (основан в 1993 г.) участву­ет в финансировании проектов по охране окружающей среды в рамках общей экологической политики ЕС.