Условные обозначения деревьев на топографических картах. Обозначения и условные знаки (география)

Для обеспечения требования наглядности топографических материалов и понимания содержания планов и карт разработана специальная система графического обозначения предметов местности, которая называется условными знаками. Условные знаки подразделяют на площадные, линейные, внемасштабные, пояснительные и специальные.

П л о щ а д н ы е (контурные или масштабные) знаки применяют для заполнения контуров природных и сельскохозяйственных угодий, длина и ширина которых выражается в масштабе карты. Границы контуров показывают точечным пунктиром, внутри которых изображается условный знак, напоминающий предмет на данной площади. Например, лес изображается кружками, пески – точками и т. д.

Л и н е й н ы м и условными знаками показывают объекты линейного характера (дороги, реки, ЛЭП и др.), длина которых выражается, а ширина не выражается в масштабе карты. У линейных знаков приводятся различные числительные характеристики, дополняющие сведения о предмете. Например, на шоссе показаны ширина проезжей части и общая ширина дороги.

В н е м а с ш т а б н ы е условные знаки служат для изображения объектов, размеры которых не выражаются в масштабе карты (мосты, колодцы, километровые столбы и т. д.).

П о я с н и т е л ь н ы е условные знаки представляют собой подписи, дающие характеристики и названия объектов, например длину и ширину мостов, породу лесных насаждений и др. Эти знаки проставляют на основных площадных, линейных и внемасштабных условных знаках.

С п е ц и а л ь н ы е условные знаки применяют соответствующие ведомства при составлении специальных карт и планов этой отрасли, например трубопроводы коммуникаций (теплотрасса, водопровод и т. д.).

Кроме условных знаков для большей наглядности изображения различных элементов топографических карт используют цвет :

Для рек, озер, каналов, заболоченных участков – синий;

Для лесов и садов – зеленый;

Шоссейных дорог – красный;

Железные дороги и остальная ситуация – черный;

Коричневым цветом показываются горизонтали, характеризующие рельеф местности.

Помимо цветов используются также тип шрифта, толщина букв, их высота и наклон при обозначении. Условные знаки для разных масштабов сведены в специальные сборники, издаваемые службами геодезии и картографии. Они обязательны для всех ведомств и организаций, занимающихся составлением планов, карт, топографической съемкой местности.

Знание условных знаков необходимо для того, чтобы понимать содержание топографических материалов, уметь их “читать” и для получения нужных сведений. Для лучшего ознакомления с условными знаками на учебных топографических картах приведены основные их образцы.

3.6 Рельеф местности и его изображение на планах и картах.

Горизонтали и их свойства. Способы построения горизонталей

по отметкам точек

Рельефом называют совокупность неровностей земной поверхности. Знание рельефа местности необходимо при проектировании и строительстве железных и автомобильных дорог, осушительных и оросительных систем, промышленных предприятий и т. д. Существует несколько способов изображения рельефа на топографических картах и планах. Наиболее старый способ – это изображение рельефа ш т р и х а м и, наносимым на карту по особой шкале. Рельеф местности может быть также изображен п о д п и - с я м и отметок ряда точек или о т м ы в к о й к р а с к а м и различного тона. Однако наилучшим способом оказалось изображать рельеф г о р и з о н т а - л я м и в сочетании с некоторыми условными знаками и подписями отметок характерных точек. Горизонталь – это линия, соединяющая точки земной поверхности с одинаковыми высотами.

Чтобы правильно изобразить рельеф, необходимо знать его основные формы. Существует п я т ь о с н о в н ы х ф о р м рельефа (рисунок 3.5):

Возвышенность (рисунок 3.5, а);

Котловина (рисунок 3.5, б);

Хребет (рисунок 3.5, в);

Лощина (рисунок 3.5, г);

Седловина (рисунок 3.5, д).

На рисунке 3.5 эти формы рельефа показаны в разрезе. Рассмотрим сущность изображения рельефа горизонталями. На рисунке 3.5, а показана возвышенность (холм, гора), наивысшую точку которой называют вершиной, низ – подошвой, а боковые поверхности – скатами. Для изображения возвышенности горизонталями представим себе, что эту возвышенность пересекают ряд равноотстоящих друг от друга плоскостей, параллельных основной уровенной поверхности. Линии пересечения этими плоскостями земной поверхности и будут являться горизонталями. Спроектировав их отвесными линиями на плоскость, получим на ней изображение возвышенности.

Для наглядности некоторые горизонтали подписывают, кроме того у них ставят черточки-бергштрихи, показывающие направление ската местности.

Расстояние между двумя соседними секущими плоскостями называют высотой сечения рельефа h. На картах и планах высота сечения рельефа характеризуется разностью высот двух смежных горизонталей. Например, на рисунке 3.5, а высота сечения рельефа h = 5 м.

Расстояние между горизонталями на плане или карте называется заложением. На рисунке 3.5, а заложение d = АС. Зависимость между высотой сечения рельефа h, заложением d, углом наклона υ, уклоном i и линии местности АВ можно получить из треугольника АВС (рисунок 3.5, а):

i = h / d = tg υ. (3.6)

Уклон и угол наклона линии местности являются основными характеристиками крутизны скатов. Чем больше угол наклона, тем круче скат местности. Из формулы (3.6) следует, что чем меньше заложение d или чем чаще горизонтали на плане, тем скат местности круче.

Изображение горизонталями котловины, лощины, хребта и седловины показано на рисунке 3.5. Котловина (впадина) – замкнутое углубление поверхности (см. рисунок 3.5, б). Самую низкую часть впадины называют дном, боковые поверхности – скатами, а линию слияния с окружающей местностью – бровкой.

б)

в)

г)

Рисунок 3.5 – Основные формы рельефа

Хребет – вытянутая в одном направлении возвышенность с двумя скатами (см. рисунок 3.5, в). Линию встречи скатов в верхней части называют водоразделом (водораздельной линией).

Лощина – вытянутое в одном направлении понижение с двумя скатами (рисунок 3.5 г). Линию встречи скатов в нижней их части называют водосливом или тальвегом (водосливной линией).

Седловина – понижение между двумя возвышенностями (см. рисунок 3.5 д). Наиболее низкую точку между возвышенностями называют перевалом.

Бергштрихи на картах и планах обычно показывают по водораздельным и водосливным линиям. Подписи на горизонталях делают так, чтобы основание числа показывало направление ската. Горизонтали вычерчивают коричневым цветом. Каждую десятую или пятую из них вычерчивают утолщенной линией.

Из сущности горизонталей вытекают их свойства:

Горизонталь – это замкнутая кривая линия, все точки на которой имеют одинаковую высоту, кратную высоте сечения рельефа;

Горизонтали на плане не могут раздваиваться и обрываться; если горизонталь не замыкается в пределах плана, она замыкается за его пределом;

Горизонтали не должны пересекаться между собой, так как они получаются пересечением земной поверхности плоскостями, лежащими на разных высотах;

Чем чаще горизонтали на плане, тем уклон местности больше, или чем меньше заложение, тем скат круче;

Водораздельные и водосливные линии и направления максимального уклона горизонтали пересекают под прямым углом.

Высота сечения рельефа устанавливается в зависимости от масштаба плана и характера рельефа местности так, чтобы горизонтали не сливались между собой. В Республике Беларусь приняты следующие высоты сечения рельефа при масштабах съемки:

1:500 – h = 0,25; 0,5 м;

1:1000 – h = 0,25; 0,5; 1 м;

1:2000 – h = 0,5; 1; 2 м;

1:5000 – h = 0,5; 1; 2; 5 м;

1:10000 – h = 1; 2,5; 5 м.

Для более полного изображения и удобства чтения рельефа на картах и планах подписывают отметки характерных точек рельефа (вершин холмов, дна котловин, перевалов и т. д.). Например, на рисунке 3.5, б подписана отметка дна котловины 98,7 м.

Способы построения горизонталей по отметкам точек. Для проведения горизонталей на плане нужно нанести характерные точки, снятые на местности, и выписать их высоты. Те точки, между которыми земная поверхность не имеет переломов, т. е. имеет постоянный уклон, соединить линиями. Далее на каждой линии интерполированием находят точки пересечения ее горизонталями и отмечают высоты этих горизонталей. Соединив затем плавными кривыми линиями точки с одинаковыми высотами, получают изображение рельефа местности на плане. Таким образом, задача построения горизонталей на плане в основном сводится к умению находить проекции точек пересечения горизонталями линий, отметки концов которых известны, при этом высота сечения рельефа должна быть уже установлена. Эта задача называется и н т е р п о л и р о в а н и е м горизонталей, т. е. нахождением промежуточных значений высот горизонталей по отметкам точек. Интерполирование можно производить аналитическим или графическим способом.

Аналитический способ. По известным высотам точек А и В и расстоянию d между ними (рисунок 3.6, а) необходимо найти величины расстояний d 1 и d 2 от точки А до точек М 0 и N 0 c отметками Н м и H N , равными отметкам горизонталей.

Рисунок 3.6 – Аналитический способ интерполирования

Из подобия треугольников АВВ О, АММ О и ANN O находим:

d 1 = dh 1 / h; d 2 = dh 2 / h,

где h = H B – H A ; h 1 = H M – H A ; h 2 = H N – H A .

На плане откладывают отрезки d 1 и d 2 и получают точки M O и N O , у которых подписывают их отметки. Следует отметить, что интерполирование горизонталей проводят только по линиям с равномерным скатом. На рисунке 3.6, б показан случай неправильной интерполяции между точками А и С с неравномерным скатом местности. Как видно из рисунка, вместо действительного положения точки В будет получена точка В " и соответственно вместо Н В будет получена неверная высота Н В " .

Графический способ. Интерполирование этим способом выполняют с помощью миллиметровой или прозрачной бумаги. При наличии миллиметровойбумаги ее прикладывают к линии плана АВ. По отметкам концов АВ строят профиль этой линии. Проектируя затем на линию плана точки пересечения линии профиля с линиями миллиметровой бумаги, принятыми за секущие плоскости, получают искомые точкиМ и N. При наличии прозрачной бумаги (восковки, кальки), на ней предварительно наносят ряд равноотстоящих друг от друга параллельных линий, которым придают отметки секущих плоскостей. Восковку накладывают на план так, чтобы конечные точки линии плана заняли положение, соответствующее их отметкам между линиями восковки (рисунок 3.7). Далее точки пересечения линии плана с линиями восковки перекалывают на план. Это и будут искомые точки на плане.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

И ЭКСКУРСИЙ» г. БРЯНСКА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

РАЗРАБОТАЛА: педагог д/о

Стасишина Н.В.

г. Брянск - 2014 год

План - конспект

занятия по теме

«Условные знаки топографических карт».

Цель занятия: Дать представление об условных знаках топографических карт.

Задачи занятия:

Ознакомить занимающихся с понятием условные знаки и его разновидностями;

Привлечь кружковцев к систематическим занятиям спортом;

Развивать навыки коллективной работы и совместного поиска решений;

Продолжить способствовать развитию логического мышления, памяти и

внимания учащихся;

Оборудование: 1. плакаты с условными знаками.

2. карточки с тестовыми заданиями.

Тип занятий: Изучение нового материала.

Литература: 1. Алешин В.М. «Туристская топография» - Профиздат, 1987 г.

2. Алешин В.М., Серебреников А.В., «Туристская топография» - Профиздат, 1985 г.

3. Власов А, Нгорный А. - «Туризм» (учебно-методическое пособие), М., Высшая

школа,1977 г.

4. Воронов А. - «Справочник туриста по топографии» - Краснодар., Кн.изд-во, 1973

6. Куприн А., «Топография для всех» - М., Недра, 1976 г.

План занятия

    Подготовительная часть. (3)

    Объяснение новой темы: (45)

Изложение новой информации.

3. Закрепление изученного материала. (8)

4. Подведение итогов занятия. (2)

5. Организационный момент. (2)

Ход занятия.

1. Подготовительная часть:

Учащиеся занимают места за партами, готовят письменные принадлежности

Педагог объявляет тему, цели и задачи занятия, объясняет требования и план занятия, проводит проверку присутствующих.

Обратить внимание

на готовность к

занятию, форму

одежды занимающихся.

2. Объяснение новой темы:

Изложение новой информации:

Сегодня на занятии мы рассмотрим новую тему:

«Условные знаки топографических карт».

На карте нанесено много названий, напечатанных обычными сло­вами, там есть цифры, линии и множество значков разных цветов, размеров и форм. Это топографические условные знаки, которыми обозначены на карте местные предметы.

Что же такое условные знаки?

Условные знаки – это символы, с помощью которых действительная местность изображается на карте.

Топографы придумали специальные условные знаки, чтобы они по возможности были похожи на сами местные предметы, а по размерам соответствовали им в масштабе карты. Так, например, лес на топо­графических картах изображается зеленым цветом (ведь он и на са­мом деле зеленый); дома и другие строения изображаются прямо­угольниками, так как если на них смотреть сверху, они действитель­но почти всегда имеют форму прямоугольников; реки, ручьи, озера изображаются голубым цветом, так как вода, отражая небо, тоже ка­жется нам голубой. Но не всегда можно точно по форме, цвету и раз­меру изобразить каждый местный предмет на карте. Возьмем, к при­меру, шоссейную дорогу, ширина которой 20 м. На стотысячной кар­те (в 1 мм 100 м) такую дорогу надо было бы изобразить линией тол­щиной в одну пятую часть миллиметра, а на карте масштаба 1:200000 эту линию пришлось бы делать еще тоньше - 0,1 мм. Ма­ленькие по размерам, но важные местные предметы изображают на топографических картах особыми внемасштабными знаками, то есть такими знаками, которые не соответствуют действительным разме­рам местных предметов, уменьшенным соответственно масштабу той или иной карты. Например, маленький родничок на берегу реки изо­бражают на карте синим кружком диаметром в целый миллиметр; кроме того, шоссейные и другие крупные дороги делают на картах цветными, чтобы они, как говорится, бросались в глаза каждому, кто взял в руки топографическую карту. Например, асфальтовое шоссе на карте изображают ярко-красной линией.

Условные знаки, используемые при составлении спортивных карт для соревнований по спортивному ориентированию, несколько отличаются от топографических. Главное их назначение - дать спортсме­ну ту информацию о местности, которая необходима ему при выборе пути движения. Это знаки, показывающие проходимость леса, болот, тропинок и т.д. Так, для удобства чтения на бегу на спортивной карте, в отличие от топографической, закрашивается не лес, а от­крытое пространство - поля, луга, поляны в лесу. Все топографические условные знаки можно разделить на четыре вида:

1) линейные - это дороги, линии связи, линии электропередач, ру­чьи, реки и т.п. То есть это знаки таких местных предметов, которые сами по себе имеют форму длинных линий;

Тему записать на доске.

Занимающиеся записывают себе в тетрадь новую тему.

2) фигурные - это знаки башен, мостов, церквей, паромов, электростанций, отдельных строений и т.п.;

3) площадные - это знаки лесов, болот, населенных пунктов, па­шен, лугов - то есть местных предметов, занимающих значительные площади поверхности земли. Площадные знаки состоят из двух

элементов: контура и знака, заполняющего контур;

4) пояснительные - это знаки характеристики леса, названия насе­ленных пунктов, железнодорожных станций, рек, озер, гор и т.д.,

это ширина шоссе, длина, ширина и грузоподъемность мостов, глу­бина бродов на реках и тому подобное.

Почти все линейные и фигурные знаки являются внемасштабными, а площадные, как правило, точно соответствуют истинным размерам местных предметов. Знаки легче изучать и запоминать, знакомясь с ними по группам, которые образуются по типу местных предметов:

группа № 1 - дороги и дорожные сооружения;

группа № 2 - населенные пункты, строения;

группа № 3 - гидросеть (то есть вода на земле);

группа № 4 - растительность;

группа № 5 - рельеф;

группа № 6 - пояснительные и специальные туристские знаки.

Группа № 1. Дороги и дорожные сооружения

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографиче­ских знаков.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные доро­ги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грун­товые автомобильные дороги.

Шоссейными называются дороги, имеющие твердое искусственное покрытие - каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бе­тонное. Знак шоссе является внемасштабным. У каждого знака шос­ сейной дороги на карте дается дополнительный знак - буквенно- цифровая характеристика, состоящая из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Первая цифра обозначает ши­рину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забето­ нированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами. Буквой обозначается материал, которым по­крыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон - бу­ква «Б», а если шоссе покрыто бу лыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К».

Следующий тип автомобильных дорог - грунтовые, земляные дороги, не имеющие ис­кусственного покрытия. Все грунтовые доро­ги подразделяются на три вида: простые грун­товые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные до­роги и так

называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно – УГД). Улучшенная грунтовая дорога - это тоже дорога земляная, но имеющая слегка вы­пуклую форму для лучшего стока воды, кюве­ты по обочинам и гравийную или щебневую отсыпку, утрамбованную катком.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами со­ бой от постоянной ходьбы людей. В густонаселенной местности не редко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Такое мно­ жество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направ­ лении. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов. Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги - тонкая черная прерывистая штриховая линия, но каждый штрих имеет меньшую длину.

Железные дороги раньше изо­ бражали двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся по­ переменно черными и белыми ша шечками. Сейчас знак представляет собой сплошную толстую черную линию. Два ко­ ротких штриха поперек знака же­ лезной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Если у поперечного штриха имеется еще ко­ роткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это зна чит, что дорога электрифицирована.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек вну­три белого прямоугольника ставится на той стороне железной доро­ги, где расположено здание вокзала (пристанционное строение).

Мосты. На простых грунтовых дорогах, как правило, строят дере­вянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные). На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бы­вают металлическими, а через маленькие речки - бетонными. Топо­графические знаки мостов - это знаки фигурные и внемасштабные.
Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки раз­рываются (рис. 37). Пояснительным зна­ком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста. Например: ДЗ =
(24 - 5)/10. Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, - де­рево (если мост бетонный, ставится буква

«К»). Коэффициент 3 - это высота моста над поверхностью воды в ре­ке. В числителе дроби первая цифра, 24 ,- длина моста в метрах, вто­рая цифра, 5, - его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 пока­зывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой макси­мальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень ма­ленькие - только для пешехода. Такие мостики (жители часто назы­вают их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на бе­рег. Топографический знак пешеходного моста очень прост.

Очень часто дороги пересекаются не­большими сухими

овражками, лощина­ми, по которым ручьи текут только вес­ной, когда тает снег. При строительстве дороги поперек оврага делается насыпь, под которой укладывается бетонная тру­ба для

Занимающиеся записывают себе в тетрадь.

Условные знаки зарисовывают себе в тетради

шоссе

Простая грунтовая дорога

Проселочная дорога

Улучшенная грунтовая дорога

Железная дорога

Мост

Пешеходный мост

стока воды. У таких труб есть свой топографический знак.

Группа №2. Населенные пункты, отдельные строения

Вэтой группе пятнадцать важнейших топографических знаков. Са­ми населенные пункты - деревни, аулы, хутора, поселки, города - сложные образования, состоящие из различных строений и сооруже­ний. Поэтому нет простого топографического знака населенного пунк­та - он складывается из топографических знаков различных местных предметов, составляющих то, что называется населенным пунктом.

Отдельные жилые и нежилые строения изображаются внемасштабным черным пря­моугольничком. Если же строение очень большое по площади, а карта крупно­масштабная, то строение изображается фигу­рой черного цвета, подобной по форме и раз­мерам (в масштабе карты) самому строению. То есть это уже знак масштабный. Нередко на некотором удалении от деревни или поселка стоит жилой дом со своим огоро­дом, садом, хозяйственными постройками.

Для такого отдельного двора, или хутора, существует специальный топографический знак.

В населенных пунктах различают кварталы с преобладанием деревянных (не огнестойких) и каменных (огнестойких) строений. Топографи­ческий знак квартала населенного пункта ог­раничивается тонкими черными линиями. Внутри его дается фон либо желтого цвета (ес­ли в квартале преобладают деревянные строе­ния), либо оранжевого цвета (если в квартале преобладают каменные огнестойкие строения). По фону располагаются черного цвета прямо­угольнички - внемасштабные знаки отдель­ных домов, строений или масштабные знаки отдельных крупных строении. Рядом со знаками некоторых строений дается их характе­ристика. Например: «ШК.» - школа, «БОЛЬН.» - больница, «ЭЛ-СТ.» - электростанция, «САН» - санаторий.

Топографический знак забора (ограждения) - самая тонкая черная линия на карте. Такой знак часто встречается на картах в виде лома­ной замкнутой линии, что обозначает какую-то огороженную забо­ром территорию.

Если на мелкомасштабной карте изображается промышленное пред­приятие, то приходится применять внемасштабный знак завода (фаб­рики) с трубой (имеется в виду труба высокая, могущая служить ори­ентиром, видимым на достаточно большом расстоянии) или без трубы. Рядом со знаком дается сокращенный пояснительный знак, характе­ризующий вид продукции, выпускаемой предприятием. Например: «кирп» - кирпичный завод, «мук.» - мукомольная фабрика, «бум.» -бумагоделательная фабрика, «сах.» - сахарозавод и т.п.

Если же промышленное предприятие занимает большую площадь, то применяются обычные масштабные знаки, показывающие все или почти все строения и сооружения на его территории: забор, здание заводоуправления, це­ха, склады и др., при этом здесь же помеща­ется и зачерненный на­половину

по диагонали внемасштабный знак завода.

труба под дорогой

Отдельные строения

Хутор

Городская застройка

Заводы и фабрики

Внутри населенного пункта может находиться церковь, памятник или монумент, кладбище . Кладбище может быть маленьким и большим, с деревьями и без деревьев. Поэ­ тому для изображения кладбища применяется как масштабный, так и внемасштабный знак. В походах и путешествиях можно встретить даже в глухом лесу отдельный двор, где живет

лесник и его семья. Дом лесника имеет свой то­пографический знак - обычный немасштабный знак отдельного строения с надписью «лесн.».

Важными ориентирами могут служить хоро­шо видимые издалека различные постройки ба­ шенного типа - водонапорные башни, пожар­ные вышки, силосные башни. Они обозначают­ся одним внемасштабным знаком, рядом с кото­рым часто дается пояснение, что это за башня.

Хорошими ориентирами являются также и высокие, стоящие чаще всего на вершинах хол­мов деревянные вышки с наблюдательной пло­щадкой на самом верху, куда ведет лестница. Это так называемые пункты триангуляции (их коротко называют тригопунками). Рядом со знаком тригопункта на карте всегда стоит ка­кое-нибудь число, которое обозначает высоту основания вышки над уровнем Балтийского мо­ря в метрах и сантиметрах.

Знак, напоминающий кирпичики, уложенные друг на друга, - торфоразработки, то есть место, где добывают торф.

И последние из этой группы очень важные местные предметы, топографические знаки которых необходимо знать, это линии связи и линии электропередачи (ЛЭП).

Линии связи обозначаются на всех кар­тах, независимо от характера связи, тон­кой черной линией с черными точками на ней. Знак линии связи рисуется на карте так, как идет на местности сама линия связи.

Линии электропередач (ЛЭП) бывают на деревянных столбах или на металлических и бетонных опорах. Знак ЛЭП состо-2т из тонкой черной линии, на которой с интервалом в один сантиметр располага­ются точки или черточки со стрелками.

Если ЛЭП проложена на деревянных столбах, то ставятся точки, если на металлических или бетонных опорах - корот­кие утолщенные черточки.

Группа №3. Гидрография

В этой группе 8 основных знаков, которые необходимо знать.

В пешеходных путешествиях туристы постоянно «общаются» с по­верхностными водами земли - ставят лагерь на берегах рек и озер, прокладывают маршруты вдоль рек, переходят их вброд, преодолевают болота, канавы, пользуются родниками, чтобы приготовить на костре пищу.

Один из основных топографических знаков этой группы - знак ре­ки - может быть и масштабным и внемасштабным (по ширине реки). Знак широкой, большой реки состоит из двух элементов - контура береговых линий реки (а также береговой линии островов, если они есть), которая рисуется тонкой синей линией, и заполняющего знака - голубого фона, изображающего поверхность реки, то есть про­странства занятого водой.

Церковь

памятник

дом лесника

башня

тригопункт

торфоразработки

Линия связи

Линии электропередачи

Большая река

Внемасштабный знак малой реки или ручья представляет собой простую тонкую синюю линию, которая, однако, постепенно утол­щается от истока к устью.

Бывают ручьи, которые «живут» только весной и в начале лета, а потом в них вода исчезает. Это пересы­ хающие ручьи и речки. Знак таких ручьев и рек - тонкая синяя, но не сплош­ная, а прерывистая линия

Информацию, куда течет река и какова скорость течения, тоже даст топографическая карта пояснительным знаком гидрографии - чер­ной стрелкой, показывающей направление течения реки, и цифра­ми, ставящимися в середине стрелки и показывающими скорость те­чения в метрах в секунду.

Море, озеро, пруд изображаются так же: тонкой синей линией показываются конту­ры берегов, а зеркало воды - голубым фоном.

В густонаселенной местности колодцы, расположенные в населенных пунктах, по­казываются только на очень крупномас­штабных картах (на планах местности). Знак колодца - синий кружок с синей точ­кой в центре.

Водные источники (родники, ключи) тоже показываются на топографических картах только тогда, когда они не пересыхающие и значительные по количеству воды. Знак ис­точника (родника) - синий кружочек. Если из родника вытекает постоянный ручей, то он показывается соответствующим знаком. Если же вода вскоре опять уходит в землю, знак ручья не показывается.

Болота бывают двух типов: проходимые и труднопроходимые (или даже совсем не­проходимые), через которые двигаться опасно и лучше обходить стороной. Соот­ветственно есть и два знака болот: короткие синие горизонтальные штришки, сгруппи­рованные в форме ромбов неправильной формы - это проходимое болото, а вот сплошные горизонтальные синие штрихи - болото непроходимое. Границы болот оконтуриваются черной пунктирной линией.

И последний знак этой группы - канавы, знаки у которых - тонкие синие линии. Этот знак похож на знак обычного ручья, но по форме резко отличается от него: ли­ния ручья всегда плавно-извилистая, а у канав линии ломаные с длинными ровны­ми без изгибов участками.

Группа № 4. Растительность

Вэту группу входят 15 топографических знаков, большинство из которых являются площадными и, следовательно, масштабными знаками.

Первый знак - это границы угодий, то есть площадей, занятых той или иной естественной или искусственной растительностью. У вся­кого леса есть опушка, у поля, луга, болота - край. Это и есть их гра­ницы, которые на топокартах показываются мелкой пунктирной ли­нией черного цвета. Но границы угодий не всегда показываются пун­ктирной линией: если прямо по опушке леса или по краю пашни, лу­га идет дорога, то знак этой дороги заменяет знак границ, то есть са­ма дорога уже отграничивает лес от поля, поле от луга, луг от болота ит.д. Если огород или кладбище огорожены забором, то забор и яв­ляется границей.

Когда проведены границы угодий пунктиром (или каким-то дру­гим знаком) - то есть даны их контуры, с обеих сторон от границы да­ется заполняющий знак - фон и другие значки, которые показыва­ют, чем именно занят контур, какая в нем растительность.

Знак леса - зеленый фон. Если лес старый (как говорят - спелый), то фон делается темно-зеленым, а если лес молодой (поросль леса) - свет ло зеленым. Так же изображаются и парки в населенных пунктах.
Важно знать не только то, что это лес, но и какой он - какие в нем про израстают породы деревьев, как густо они растут.
Для этого есть специальные пояснительные знаки
- характеристики древостоя. Эти знаки представ ляют собой изображения маленьких деревцев, подписей и цифр около них. Если в данном лесу (или части леса) преобладают хвойные деревья, на зеленом фоне рисуются маленькие елочки , а если преобладают лиственные породы - маленькие березки, у которых правая сторо на кроны делается зачерненной. Если же лес смешанный - рядом рисуются и елочка и березка. Сокращенной подписью слева знаков указывается, какие породы хвой ных и лиственных деревьев здесь преобладают.

Дробь справа от этих значков означает следующее: в числителе дро­би дана средняя высота деревьев в этом лесу в метрах, в знаменателе - средняя толщина стволов на уровне головы человека в метрах, а ко­эффициент, стоящий за дробью, - среднее расстояние между деревь­ями (то есть густота леса).

В лесах встречаются просеки - длинные лесные коридоры. Такие просеки прорубаются (просекаются) специально и для того, чтобы лес лучше проветривался и освещался солнцем. Чаще всего просеки делаются взаимно перпендикулярными: одни идут с севера на юг, другие пересекают их с запада на восток. Просеки бывают разной ширины: от 2-3 до 10-12 м, а иногда встречаются очень широкие - до 50 и больше метров. Такие большие просеки делаются для про­кладки через леса газопроводов, нефтепроводов, шоссейных и желез­ных дорог, линий высоковольтной электропередачи.

Просеки делят лес на кварталы, и каждый лесной квартал имеет свой номер. На перекрестках просек стоят квартальные столбы, на гранях которых написаны краской эти номера. Не по каждой просе­ке идет дорога, бывают очень сильно заросшие просеки, по которым пробираться даже труднее, чем прямо по лесу. Но топографический знак просеки точно соответствует знаку простой грунтовой дороги - тонкая черная штриховая линия. Здесь же ставится цифра, показы­вающая ширину ее в метрах.

Для молодой поросли леса кроме светло-зеленого фона применяется дополнитель­ный заполняющий знак: по фону рядами идут маленькие черные кружочки, но их ряды располагаются под 45° к рамкам кар­ты.

Фруктовые сады тоже изображаются зе­леным фоном с рядами маленьких черных кружочков, но здесь ряды их идут под 90° к рамкам карты.

Лесная вырубка показывается на белом фоне. Заполняющим контур вырубки зна­ком являются расположенные в шахмат­ном порядке черные вертикальные штрихи с коротким черным горизонтальным штришком в нижнем конце.

Знак редколесья тоже, как правило, рас­полагается на белом фоне в виде черных кружков с хвостиком внизу, который на­правлен всегда на восток.

На крупномасштабных топографических картах показываются отдельные группы кустарников в виде черного кружка с тремя утолщенными черными точками по внеш­нему краю. Это знак внемасштабный. Если же кустарники занимают на ме­стности значительные площади террито­рии, они уже показываются контуром (пун­ктир), который внутри заполняется светло-зеленым фоном, а по фону разбросаны в произвольном порядке кружочки с тремя точками.

Узкие полосы леса изображаются на кар­тах без зеленого фона в виде цепочки чер­ных кружков. Это внемасштабный знак лесополосы. Если же полоса леса достаточно широка для данного масштаба карты, то она изображается обычным зна­ком леса. Встречаются и узкие полосы кустарников (живая изгородь). Они изобража­ются внемасштабным знаком - цепочкой мелких черных кружков, чередующихся с утолщенными точками.

Вдоль дорог нередко встречаются специ­ально высаженные деревья, образующие как бы зеленый коридор вдоль дороги (аллею). Этообсадки, которые на картах пока­зываются мелкими черными кружочками по бокам дороги.

Отдельно стоящие деревья (не в лесу, а в поле), если они большие и имеют значение ориентиров (то есть хорошо видны со всех сторон на достаточно большом расстоянии), тоже обозначаются на топографических картах своим внемасштабным знаком.

Луга имеют свой знак: внутри контура, ог­раничивающего луг, в шахматном порядке ставятся маленькие черные кавычки. Луга могут занимать очень большие пространства, могут тянуться узкими лента­ми в пойме рек. Маленькие поляны в лесу - это тоже луга. Знак проходимого болота поч­ти всегда сочетается со знаком луга, потому что такое болото всегда покрыто травой.

По краям деревень располагаются огоро­ды. Знак огорода в недавнем прошлом пре­терпел серьезное изменение: старый знак представлял собой косую штриховку сплошными и штриховыми линиями черно­го цвета, идущими то в одном, то в другом направлении. Новый знак огорода - серый фон.

Последний знак этой группы, знак пашни,

Это белый фон в черном пунктирном кон­туре.

Группа № 5. Рельеф

Поверхность нашей планеты очень редко бывает ровной. На любой равнине всегда есть хоть небольшие возвышения и понижения: холмы, курганы, впадины, овраги, ямы, обрывы по берегам рек. Все это вместе взятое представляет собой рельеф данной местности. Рельеф - это совокупность неровностей земной поверхности. Все неровности легко поделить на два типа - выпуклости и вогнутости. Выпуклости принято считать положительными формами, а вогнутости - отрицательными формами рельефа. К положительным формам рельефа от­носятся: гора, холм (бугор), хребет, возвышенность, курган, дюна песчаный подвижный холм); к отрицательным - котловина, низ­менность, долина, ущелье, овраг, балка, промоина, яма. Формы: рельефа всегда чередуются в пространстве: всякая положительная форма плавно или резко переходит в отрицательную, а отрицатель­ная резко или плавно переходит в соседнюю положительную.

Принято делить равнинную местность по характеру рельефа на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность. Степень пересеченности зависит как от частоты чередова­ния выпуклостей и вогнутостей (подъемов и спусков), так и от их высоты и крутизны: там, где сильнее «изрезанность» рельефа, то есть где чаще встречаются овраги, холмы, котловины, промоины и где они особенно высоки (глубоки) и склоны их круче, - там местность считается сильнопересеченной.

У каждой формы рельефа есть три части (элемента): вершина или злато (у положительных форм), дно (у отрицательных), подошва (у положительных), край или бровка (у отрицательных) и склоны или стенки у тех и других.

Склоны - общий элемент и отрицательных, и положи­тельных форм рельефа. Они бывают крутые, обрывистые (резкие) и пологие (плав­ные). В зависимости от того, какие в данной местности преобладают склоны у воз­вышенностей и низменно­стей, мы говорим: здесь мяг­кий и плавный рельеф или - здесь резкий, жесткий рельеф.

Существуют два основных способа пере­дачи форм рельефа на картах: плавные, мягкие формы изображаются так называе­мыми горизонталями - тонкими линиями коричневого цвета, а резкие, жесткие фор­мы - особой линией с зубчиками. Эти зуб­чики, как всякие треугольники, имеют основание и вершины. Куда напра­влены вершины зубцов, туда склон опус­кается - идет вниз почти отвесным обры­вом. Чтобы на карте легко было отличить обрывистый склон естественного происхо­ждения от искусственных обрывов, зубча­тые линии обрывов делают двух цветов - коричневого (естественные обрывы по до­линам рек, овраги и т.п.) и черного (искус­ственные насыпи, дамбы, склоны карье­ров и т.п.). Рядом со знаками обрывов ста­вится цифра, показывающая длину обры­ва в метрах.

Ямы и курганы могут быть естественны­ ми и искусственными. Они могут быть очень глубокими (высокими), но малень­кими по площади, и тогда их приходится изображать на картах внемасштабными знаками. Если же они имеют значитель­ ные размеры по площади, то их показыва ют масштабными знаками (рис. 74). Цифра, стоящая рядом со зна­ком кургана и ямы, тоже обозначает их глубину и высоту.

Насыпи и выемки вдоль дороги тоже изображаются на картах зуб­чатой линией, но уже черного цвета, так как они - искусственные со­оружения. Там, где зубчики направлены своими острыми концами в стороны от полотна железной дороги или шоссе, дорога идет по насы­пи, а где они направлены наоборот, к полотну дорог, - по выемке. Цифры обозначают наибольшую высоту этих склонов.

У знака карьера, как правило, на картах дается сокращенная под­пись, уточняющая, что именно в этом карьере добывают.

Более сложной жесткой формой рельефа являются овраги , которые образуются в рыхлых осадочных породах под действием раз­мыва грунта потоками дождевой воды и при снеготаянии. Овраги - яв­ление «живое», они рождаются, растут и постепенно умирают. Пока овраг «молодой» (его называют промоиной), у него склоны очень кру­тые, но постепенно они осыпаются - выполаживаются, зарастают дер­ном, кустами, овраг перестает расти и превращается в балку (ложби­ ну, лощину). У оврага есть вершина, дно и устье. От одного оврага в стороны могут отходить боковые овражки со своими вершинками - их называют отвертками оврага. Но и отвершки в свою очередь могут размножаться, образуя замысловатое разветвление.

Малая река

Пересыхающая река

Море, озеро

колодец

родник, ключ

просеки

Фруктовый сад

вырубка редколесье

кустарники

Обсадка

Луга

Жесткие формы рельефа

Ямы и курганы

Насыпи и выемки

Карьер

Два типичных представителя мягких форм рельефа - антиподы холм (бугор) и котловина (впадина). Зубчатой линией их не пока­жешь на карте, так как склоны у них пологие, плавные.

Если горизонтально «разрезать», рассечь фигуру холма на ровные «дольки», то весь склон холма опояшется несколькими замкнутыми линиями «порезов» - горизонталями. А если затем начертить эти ли­нии на бумаге, то получится фигура, дающая представление о релье­фе (рис. 78). Только нужно короткими штришками на горизонталях показать, в каком направлении склоны идут вниз, так как точно та­кая же фигура получится, если рассекать горизонтальными плоско­стями и котловину. Такие штрихи, показывающие направление вниз от горизонтали, называются бергштрихами или скатоуказателями (по-немецки «берг» - гора).

Этот способ изображения мягких форм рельефа на картах так и на­ зывается - способ горизонталей. За начало секущих рельеф горизон­ тальных плоскостей принята плоскость уровня Балтийского моря. Следующая секущая плоскость проводится, например, на 10 м выше уровня Балтийского моря, за ней еще через 10 м по высоте - вторая секущая плоскость, затем, выше ее на 10 м, - третья (уже на высоте 30 м над уровнем моря) и т.д. Это расстояние (h ) между секущими рельеф плоскостями называется высотой сечения рельефа и бывает разным: 2,5 м, 5 м, 10 м, 20 м и т.д.

Каждая секущая плоскость даст на карте свою замкнутую линию сечения рельефа - горизонталь, а все вместе они дадут полный рису­нок горизонталей - общую картину рельефа местности. Но так как горизонталей на карте получится очень много, то, чтобы в них не за­путаться, чтобы легче было их различать и прослеживать, решили некоторые из горизонталей немного выделить - каждую пятую по счету делать потолще. Тогда горизонтали на карте, как говорится, лучше читаются. Таким образом, при высоте сечения, например, в 5 м утолщенной горизонталью будет горизонталь, расположенная на 25 м выше уровня Балтийского моря; следующая утолщенная - на 50 м выше уровня моря и т.д.

Кроме того, на некоторых горизонталях в удобных местах коричне­вым цветом ставятся цифры, которые обозначают высоту этой горизонтали в метрах над уровнем моря, или, как принято в то­пографии называть эту величину, отметку горизонтали. Сама цифра отметки той или иной горизонтали в дополнение к бергштрихам по­могает понять, в какую сторону склон идет вниз: где у этой цифры низ, туда и склон понижается, а где верх - туда идет подъем. Отмет­ки, кроме того, ставятся и на вершинах гор, холмов. Бок холма, кото­рый круче, на карте изобра­зится горизонталями, распо­ложенными близко друг к другу, а другая, пологая сто­рона холма, наоборот, изобра­зится разреженными горизон­талями.

Между вершинами двух со­седних холмов, имеющих общую подошву, всегда есть по­нижение. Такое понижение называется седловиной. А под седловиной на
склонах холмов чаще всего возникают промоины и овра­ги - жесткие формы рельефа всегда сложно сочетаются с
мягкими.

Группа № 6. Специальные знаки

Подписи наименований на картах стараются разместить так, чтобы они не закрывали важные предметы, и, вместе с тем, все-таки прихо­дится делать, например, разрыв в знаках дорожной сети там, где на знак дороги накладывается подпись населенного пункта или назва­ние какого-нибудь другого местного предмета.

Подписи названий населенных пунктов делаются всегда горизон­тальными (направление запад - восток) разными шрифтами - у од­них пунктов буквы надписи пожирнее и повыше ростом, у других по­тоньше и имеют небольшой наклон. Через такую разницу шрифтовчитателю карты сообщается определенная информация: примерное
количество жителей в населенном пункте. Где больше жителей, там и подпись покрупнее. Под каждым названием населенного пункта стоят цифры, которые обозначают количество строений (дворов) в этой деревне или поселке. Рядом с этими цифрами кое-где стоят буквы

«СС», обозначающие, что в этом населенном пункте находится сельский совет, то есть местный орган власти.

На своих самодельных картах и схемах туристы часто вводят особые условные знаки, показывающие пройденный туристской группой маршрут и его направление, маршруты переездов, места ночевок и дневок, места дневных привалов на обед, достопримечательные места на маршруте.

3. Закрепление изученного материала .

1. Что такое условные знаки?

2. На сколько групп можно разделить топографические условные знаки?

3. Перечислите эти группы?

4. Перечислите, что относится к линейным?

5. Перечислите, что относится к площадным видам?

6. На сколько групп разделены топографические знаки?

4. Подведение итогов занятия.

Педагог делает выводы, оценку деятельности занимающихся, даёт установку на следующее занятие.

5. Организационный момент.

Педагог рассказывает дальнейшие планы на предстоящую неделю.

Условные обозначения карте или плане являются своего рода их азбукой, по которой их можно прочесть, узнать характер местности, наличие определенных объектов, оценить ландшафт. Как правило, условные знаки на карте передают общие черты с существующими в реальности географическими объектами. Умение расшифровывать картографические обозначения незаменимо при совершении туристических походов, особенно в далекую и незнакомую местность.

Все обозначенные на плане объекты можно измерить в масштабах карты, чтобы представлять их реальные размеры. Таким образом, условные знаки на топографической карте – это ее «легенда», их расшифровка с целью дальнейшего ориентирования на местности.Однородные предметы обозначаются одинаковым цветом или штрихом.

Все очертания объектов, расположенных на карте, по способу графического изображения, делятся на несколько видов:

  • Площадные
  • Линейные
  • Точечные

Первый вид составляют объекты, занимающие большую площадь на топографической карте, которые выражены областями, заключенными в границы в соответствии с масштабами карты. Это такие объекты, как озера, леса, болота, поля.

Линейные обозначения – это очертания в виде линий, их можно заметить в масштабах карты по длине объекта. Это реки, железные или автомобильные дороги, линии электропередач, просеки, ручьи и т.п.

Точечные очертания (внемасшатабные) обозначают предметы маленьких размеров, не способные выражаться в масштабах карты. Это могут быть как отдельные города так и деревья, колодцы, трубы и прочие мелкие единичные объекты.

Условные обозначения наносятся для того, чтобы иметь как можно более полное представление об указанной местности, но это не говорит о том, что идентифицированы абсолютно все малейшие детали реального отдельно взятого района или города. План указывает лишь те объекты, которые имеют большое значение для народного хозяйства, службы МЧС, а также военнослужащих.

Виды условных знаков на картах


Условные обозначения, используемые на картах военных

Чтобы опознавать знаки карты, нужно уметь их расшифровывать. Условные символы делятся на масштабные, внемасштабные и пояснительные.

  • Масштабные символы указывают на местные объекты, способные своими размерами выражаться в масштабах топографической карты. Их графическое обозначение проявляется в виде мелкого пунктира или тонкой линии. Область внутри границы заполняется условными значками, которые соответствуют наличию реальных объектов на этой местности. По масштабным знакам на карте или плане можно измерять площадь и размеры реального топографического объекта, а также его очертания.
  • Внемасштабные условные обозначения указывают на предметы, которые не могут быть отображены в масштабах плана, о размерах которых нельзя судить. Это какие-то отдельные строения, колодца, вышки, трубы, километровые столбы и прочее. Внемасштабные обозначения не указывают размеры объекта, расположенного на плане, поэтому сложно определить реальную ширину, длину трубы, элеватора или отдельно стоящего дерева. Целью внемасштабных обозначений является точное указание конкретного объекта, что всегда важно при ориентировании во время путешествия в незнакомой местности. Точное указание местоположения указанных объектов осуществляется главной точкой условного знака: это может быть центр или нижняя средняя точка фигуры, вершина прямого угла, нижний центр фигуры, ось условного обозначения.
  • Пояснительные знаки служат для раскрытия информации масштабных и внемасштабных обозначений. Они дают дополнительную характеристику объектам, расположенным на плане или карте, например, указание стрелками направления течения реки, обозначения породы леса специальными знаками, грузоподъемности моста, характер покрытия дорог, толщина и высота деревьев в лесу.

Кроме этого, топографические планы помещают на себе другие обозначения, служащие дополнительной характеристикой для некоторых указанных объектов:

  • Подписи

Некоторые подписи используются полностью, некоторые – в сокращенном виде. Полностью расшифровываются наименования населенных пунктов, названия рек, озер. Сокращенные подписи используются для указания более подробных характеристик некоторых объектов.

  • Цифровые условные обозначения

Применяются для обозначения ширины и длины рек, автомобильных и железных дорог, линий передач, высоты точек над уровнем моря, глубины бродов и т.д. Стандартное обозначение масштаба карты всегда одинаковое и зависит лишь от размера этого масштаба (например, 1:1000, 1:100, 1:25000 и т.д.).

Для того чтобы как можно проще ориентироваться по карте или плану, условные знаки обозначаются различными цветами. Чтобы отличать даже малейшие объекты, используется более двадцати различных оттенков, от интенсивно окрашенных областей до менее ярких. Чтобы карта легко читалась, внизу нее приводится таблица с расшифровкой цветовых обозначений. Так, обычно водные объекты обозначаются синим, голубым, бирюзовым цветом; лесные объекты зеленым; рельеф местности – коричневым; городские кварталы и малые населенные пункты – серо-оливковым; шоссе и автодороги – оранжевым; государственные границы – фиолетовым, нейтральная область – черным. Причем, кварталы с огнестойкими строениями и сооружениями обозначаются оранжевым цветом, а кварталы с неогнестойкими сооружениями и улучшенными грунтовыми дорогами – желтым цветом.


Единая система условных обозначений карт и планов местности имеет в своей основе следующие положения:

  • Каждый графический знак всегда соответствует какому-либо определенному типу или явлению.
  • У каждого знака существует свой четкий рисунок.
  • Если карта и план отличаются масштабом, объекты не будут различаться своим обозначением. Разница будет только в их размерах.
  • Рисунки реальных объектов местности обычно указывают на ассоциативную связь с ним, поэтому воспроизводят профиля или внешний вид этих объектов.

Для установления ассоциативной связи знака и объекта существует 10 типов формирования композиций:


Условные знаки, которые мы видим на современных картах и планах, появились не сразу. На древних картах объекты изображались при помощи рисунков. Только начиная с середины 18 века рисунки стали заменять такими изображениями, какими объекты выглядят сверху, или обозначать объекты специальными знаками.

Условные знаки и легенда

Условные знаки - это символы, обозначающие на планах и картах различные объекты. Древние картографы стремились передать с помощью знаков индивидуальные особенности объектов. Города изображали в виде стен и башен, леса - рисунками разных пород деревьев, а вместо названий городов наносили маленькие знамёна с изображением гербов или портретов правителей.

В настоящее время картографы используют очень разнообразные условные знаки. Они зависят от степени подробности, охвата территории и содержания картографического изображения. Знаки планов и карт крупного масштаба делают похожими на изображаемые объекты. Дома, например, обозначают прямоугольниками, лес закрашивают зелёным цветом. По планам можно узнать, из какого материала сделан мост, из каких пород деревьев состоит лее и получить много других сведений.

Значения показаны в легенде. Легенда изображение всех условных зпаков, которые использованы на данном плане или карте, с объяснением их значений. Легенда помогает читать план и карту, то есть понимать их содержание. С помощью условных знаков и легенды можно представить и описать объекты местности, узнать их форму, размеры, некоторые свойства, определить географическое положение.

Пo назначению и свойствам условные знаки планов и карт подразделяют на три вида: линейные, площадные и точечные.

Линейные знаки изображают дороги, трубопроводы, линии электропередачи, границы. Эти знаки, как правило, преувеличивают ширину объекта, но точно указывают его протяжённость.

Площадные (или масштабные) знаки служат для изображения объектов, размеры которых можно выразить в масштабе данной карты или плана. Это, например, озеро, участок леса, сад, поле. По плану или карте с помощью масштаба можно определить их длину, ширину, площадь. Площадные знаки, как правило, состоят из контура и заполняющих контур знаков или цветовой окраски. Все водные объекты (пресные озёра, болота, моря) на любых планах и картах имеют голубой цвет. Зелёным цветом на планах и картах крупного масштаба обозначают территории с растительным покровом (леса, кустарники, сады).

Точечные (или внемасштабные) знаки это точки или особые значки-рисунки. Они отображают небольшие объекты (колодцы, водонапорные башни, отдельно стоящие деревья па планах, населённые пункты, месторождения на картах). Из-за маленького размера такие объекты выразить в масштабе невозможно, поэтому определить их размеры по картографическому изображению нельзя.

Многие объекты, которые на картах обозначены значками, на планах отображают площадными условными знаками. Это, например, города, вулканы, месторождения полезных ископаемых.

На планах и картах много собственных географических названий, пояснительных подписей и цифровых обозначений. Они дают дополнительную количественную (длина и ширина моста, глубина водоёма, высота холма) или качественную (температура, солёность вод) характеристику объектов.

Картография как наука возникла еще в бронзовом веке. Археологические раскопки продемонстрировали то, что самые старые образцы создавались на территории Египта, древнего Вавилона, Малой Азии (современной Турции), Маршалловых островов и Италии. Без схематического начертания местности невозможно точное передвижение и реализация военной тактики. Несмотря на абсолютно разное представление о форме планеты, жители Древнего мира, Средневековья, эпохи Ренессанса, Нового века и современности старались зафиксировать как можно достовернее все особенности ландшафта. Древние люди допускали в картографии много географических неточностей, а создание схем можно было приравнивать к искусству – они исполнялись настоящими мастерами и дополнялись множеством художественных элементов. Например, города прорисовывались в виде башен замков с фамильными гербами, леса представлялись несколькими породами деревьев, торговые порты обозначались видом судов, популярных в регионе (Рисунок 1).

Рисунок 1. Используемые до прошлого века карты

Более схожие с современные образцы появились только после XVIII века, когда человечество получило полное представление о географии планеты, расположении всех рек, морей, океанов.

Однако наиболее точные планы стали доступны к середине ХХ века.

В повседневности знание того, что означают условные знаки географических карт, поможет быстро добраться до любой точки назначения. В условиях дикой природы и выживания, заблудившись в лесу, но имея при себе карту, можно сохранить жизнь и легко выбраться. Несмотря на популярность GPS-навигаторов, электронная техника всегда может подвести, неправильно определить координаты или разрядиться. Бумажные аналоги находятся под рукой и приходят на помощь в любых ситуациях. Их легко использовать не только для того, чтобы узнать свое месторасположение в дикой или населенной местности, но и для прокладывания более короткого автомобильного маршрута. Без использования схем сложно представить работу военных, лесников, рыбаков, инженеров-геологов и строителей. Какие существуют виды условных знаков на картах и как определять их точное значение, рассмотрим далее.

Условные знаки географических карт

Условные знаки на карте представлены в виде упрощенных графических символов, обозначающих объекты ландшафта, например, горные кряжи, озера, лесопосадки, тропинки, автострады, общественные и жилые здания, границы между населенными пунктами. Значки различаются в зависимости от типа применения. Например, для городских планов они будут одними, а для загородных – совершенно другими.


Рисунок 2. Основные группы знаков

Выделяют следующие группы знаков (Рисунок 2):

  1. Научные или справочные. Включают типы почв, подробности ландшафта и грунта, расположенные на территории ископаемые, типы водоемов и деревьев, распространенных животных, птиц и рыб, здания, муниципальные и социально-культурные памятники, транспортные развязки и многое другое. Предназначение таких схем – детальное отображение всех важных особенностей ландшафта для точной ориентировки. Также используются в ознакомительных целях;
  2. Учебные. Разрабатываются для обучения детей дошкольного и школьного возраста. Зачастую интерактивные и интуитивно понятные;
  3. Туристические. Без них невозможно представить багаж любого путешественника. Содержат точные детали ландшафта. Однако больше внимания уделено тропинкам в лесах и горах, переходам по пересеченной или заболоченной местности. В эту группу входят и городские варианты, которые наглядно объясняют новый город. С их помощью легко посетить все экскурсионные места, не заблудившись в переплетении жилых кварталов и многочисленных улиц.

Чем более новая схема, тем больше она соответствует реальному расположению всех объектов. Зачастую представлена в цветном виде для более легкой ориентировки.


Рисунок 3. Пример легенды у разных карт

Структура всех географических карт – и устаревших, и современных – делится на две основных части:

  • Схематически отображенный ландшафт. Расцветки вызывают правильные ассоциации с реальными составляющими рельефа: лесопосадки зеленые, водоемы голубые или синие, возвышенности коричневые, автострады красные или оранжевые, а железнодорожные колеи черные. Иногда указываются детали, например, материал моста или тип леса. Впрочем, на каждом плане отображено гораздо больше знаков, многие из них могут казаться на первый взгляд непонятными;
  • Легенда (Рисунок 3). Легендой называют разъяснения к каждой отдельно взятой схеме. Общей стандартизации в картографии нет, но расшифровка обозначений и содержание должны присутствовать в обязательном порядке, иначе она считается недействительной. Найти легенду можно на свободных полях. Иногда для нее выделяется отдельное место. Даже если вы забыли, что означают пиктограммы на плане, обратившись к легенде, можно интуитивно разобраться.

Вопреки сложившимся стереотипам, для чтения географической карты не нужно обладать специализированными навыками, и справиться с этой задачей может даже школьник. Столкнувшись с новой схемой, достаточно ознакомиться с легендой и приступать к ориентировке.

Виды условных знаков на картах

Условные знаки географических карт необходимы для отображения на плане местности схематических объектов, их особенностей и характеристик. Делятся на три разновидности, которые определяются масштабностью: линейные, площадные и точечные. Каждая из них включает в себя схожие по особенностям объекты: индустриальные постройки и административные объекты (мосты, железнодорожные переправы, границы между областями и странами) или детали природного ландшафта. Каждая группа обозначается простым и легко запоминающимся значком. Например, хвойные леса представлены схематичным символом сосны (Рисунок 4). Он достоверно отображает род предмета и универсален для большинства планов местности, что обеспечит удобную и мгновенную ориентировку в любых условиях.


Рисунок 4. Виды знаков на картах

Основные требования к значкам, по которым можно осуществить подбор подходящей географической карты:

  1. Удобочитаемость и узнаваемость;
  2. Отсутствие перегруженности элементов;
  3. Легкость в запоминании;
  4. Компактность и достоверность.

Что включают в себя условные знаки топографических карт, мы рассмотрим далее.

Линейные знаки

Линейные условные знаки на карте изображают объекты, имеющие определенную протяженность (Рисунок 5).

Среди них:

  1. Дороги (автострады, трассы, шоссе, тропинки). Разделяются на грунтовые и асфальтированные. Современные и пригодные для автомобильной езды выделяются оранжевым. Серым или черным представлены не асфальтированные участки дороги или тропы;
  2. Железнодорожные и трамвайные колеи. Разделяются по количеству путей (одна или несколько пар рельс), ширине (узкая или стандартная), а также общему состоянию (рабочие, закрытые и в режиме стройки). Обозначаются горизонтальной линией, на которую нанесены перпендикулярные черточки в порядке: одна колея – одна черта. На линию наносится прямоугольник, который обозначает здание вокзала или платформу;
  3. Мосты. Различаются в зависимости от материала (железобетонные, деревянные, каменные и другие), количества ярусов, динамики (цельный, раздвижной или подъемный). Понтонные (плавучие) обозначаются отдельными символами;
  4. Газо- или нефтепроводы;
  5. Линии электропередач;
  6. Вышки сотовой или радиосвязи;
  7. Реки любой длины или ручьи, каналы;
  8. Любые ограждения или стены,
  9. Границы между населенными пунктами и странами.

Рисунок 5. Пример линейных знаков

Представлены цветными тонкими, полужирными и жирными линиями (прямыми, кривыми). Стоит отметить, что точной является только их длина в миллиметрах с переводом в масштабе.

На географических картах отсутствует правильное обозначение ширины линейных знаков.

Преувеличенная ширина упрощает процесс чтения. К данной группе относятся также изолинии (изогипсы), необходимые для объемного обозначения форм и особенностей территории.

Площадные знаки

Площадные (они же масштабные) условные знаки на карте местности нужны для правильной передачи формы и очертаний, рельефа, размеров и расположения крупных географических объектов (Рисунок 6). Также носят название «контурные». В их число входят как отдельные участки местности, так и целые города. Имеют достоверную длину и ширину в двухмерной плоскости, представленную в уменьшенном масштабе (например, 1:10000) и максимально приближенные к действительности формы. Их структура делится на контур и цветной фон, штриховку или сетку одинаковых символов, обозначающих свойства объекта.