Коммерческая свадебная фотография. Коммерческая репортажная фотография

Коммерческая фотография - это ремесло фотографа. Здесь нет того простора, который дают творческие и художественные съемки: фотограф зажат в узкие рамки задачи, поставленной заказчиком. Но именно этим и интересна коммерческая фотография. Она требует от фотографа максимального профессионализма и понимания того, что и как он делает.

Здесь мне хотелось бы рассказать об основах коммерческой репортажной съемки - от общения с заказчиком и построения съемочного процесса до советов по работе на мероприятии и нюансов подачи материала клиенту. Те детали, которые нужны начинающему фотографу как базис, на который будут ложиться знания, приходящие с опытом.

Итак, что такое коммерческий репортаж?

Можно выделить три основных направления в коммерческих репортажных съемках:

  • Съемка корпоративных праздников, презентаций и прочих подобных мероприятий

Каждое из этих направлений имеет свои особенности и нюансы в работе. О них мы поговорим ниже, а пока попробуем ответить на очень важный вопрос: в чем же главное различие репортажной фотожурналистики и коммерческих репортажных съемок? Есть три основных отличия.

  1. Задача фотографа

В репортажной фотожурналистике фотограф показывает свое видение ситуации. Его задача состоит в том, чтобы сделать кадр, который максимально полно отразит картину происходящего. Кадры должны «цеплять» зрителя. И зачастую это достигается акцентированием внимания на социальных проблемах и эксплуатацией «вечных тем»: старики, дети, насилие…

Главная задача коммерческого фотографа - снять так, как это хочет видеть клиент. Ваши фотографии должны излучать позитив. Снимаете ли вы корпоратив, свадьбу или делаете репортаж со съемок клипа, ваша задача - сделать яркие кадры, показать сочные цвета, радость и веселье. Весь негатив должен исключаться на стадии отбора материала. Будь то чрезмерно пьяный офисный клерк или повалившиеся декорации. Заказчик этих вещей видеть не должен. Запомните: главный message ваших кадров - «праздник удался».

В фотожурналистике качеством фотографии можно поступиться ради смысловой нагрузки кадра. Достаточно посмотреть на многие фотографии-лауреаты премии World Press Photo, и вы убедитесь в этом. В коммерческом репортаже это практически исключено. Ваши фотографии должны быть сделаны на высочайшем уровне репортажного качества. Единственное, ради чего возможно пожертвовать качеством, - эмоциональная составляющая кадра. Если вам удалось поймать потрясающе эмоционально-позитивный момент, тогда можно простить огрех по резкости или композиции. Но это должен быть исключительный случай.

  1. Количество

Если для журнального репортажа фотограф предлагает к публикации 30–40 кадров, из которых редактор потом выбирает 5–10, то при коммерческой съемке ваш «стандарт» - 200–300 кадров, а если позволяют условия (например, много гостей, разнообразная программа мероприятия) - то 400–500. И все эти кадры должны быть одинаково качественными. Именно стабильность качества фотографий - обязательное требование к коммерческой съемке.

Думаю, вы уже поняли, что коммерческая репортажная фотография - это совершенно обособленный жанр, имеющий массу своих особенностей и нюансов в работе. Именно о них и поговорим подробнее.

Итак, попробуем разобраться с тремя основными направлениями репортажной съемки.

Свадебный репортаж

По сути, на свадьбе есть три основных действующих лица:

  • молодожены;
  • гости;
  • артисты.

Ваша задача - не просто отснять этих людей, но и запечатлеть их общение, взаимодействие. Если вы снимаете маму/папу/дедушку/шурина невесты в момент произнесения тоста - кроме крупнопланового портрета обязательно сделать общий план гостя и молодоженов, в идеальном варианте - кадр, где они обнимаются, улыбаются, дарят подарки, цветы или чокаются бокалами.

Кстати, о бокалах. Иногда случается так, что гости за столом не очень активно общаются между собой или вообще уткнулись в свои тарелки. Тогда стоит подойти и попросить их дружно поднять бокалы и, чокаясь, улыбнуться. Не забываем о главном правиле - «праздник удался».

Если вы снимаете выступление артиста, обязательно запечатлейте реакцию молодоженов и гостей на представление - улыбки, заинтересованные взгляды, аплодисменты.

Корпоративная съемка

Во время съемки корпоратива важно помнить самое главное: корпоративный праздник - это имиджевое мероприятие для служащих компании. А значит, вы должны запечатлеть все имиджевые атрибуты на этом празднике - «звездных» артистов, красивые декорации, оригинальные развлечения, предложенные гостям. В общем, показать все то, на что были потрачены деньги компании. Старайтесь строить композицию так, чтобы по возможности запечатлеть в кадре логотип компании и название самого мероприятия.

Сделайте несколько абстрактных кадров: красивая деталь интерьера, гастрономические изыски на столе или интересное световое шоу. Такие кадры хорошо подходят для оформления буклетов и статей внутрикорпоративного журнала.

Ну и, конечно, не забываем о позитиве - ваши фотографии должны показывать, что сотрудникам компании весело, они радуются празднику и жизни в целом, а деньги компании потрачены не зря.

Репортаж со съемок фильмов, клипов и ТВ-передач

Самая большая сложность работы фотографа на съемочной площадке - сделать интересный репортаж , не помешав самому съемочному процессу. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

    Перед началом съемки обговорите с оператором «мертвые зоны», то есть места, откуда вы можете спокойно снимать без риска оказаться в кадре.

    Обязательно обговорите возможность использования вспышки. Как правило, использовать вспышку на съемочной площадке нельзя по понятной причине - отсвет будет заметен в кадре. Поэтому самый лучший вариант для фотографа - это съемка во время репетиций. Очень часто и киношники, и телевизионщики репетируют сцену перед съемкой на камеру, а значит, вспышка никому не помешает и вы сможете спокойно работать.

    Не стоит забывать о золотом правиле фотографов: хорошая репортажная фотография должна отвечать на три вопроса - «Что? Где? Когда?». Поэтому старайтесь выстраивать кадр так, чтобы в нем присутствовали атрибуты съемочной площадки - камеры, микрофоны и пр.

    Кроме фотографий самого съемочного процесса обязательно сделайте фотографии «бэкстейджа» - работы визажиста с актерами, постановки света, общения режиссера со съемочной группой.

С направлениями съемки мы разобрались. Теперь поговорим о том, как следует организовывать общение с заказчиком, о каких нюансах не стоит забывать во время съемки и в каком виде лучше преподнести готовый материал клиенту.

Что следует обсудить с клиентом заранее?

  • Гонорар

Точные цифры называть бессмысленно - каждый сам назначает себе цену. Важно понять, из чего складывается бюджет съемки:

  • Ваша работа

Как правило, фотограф назначает сумму за определенное количество часов работы (например, 3, 5 или 7) и сумму за каждый последующий час съемки.

  • Оборудование

Если для съемки вы считаете необходимым использовать дополнительное оборудование - еще одну камеру, различный дополнительный свет и прочее, обязательно укажите это в смете. Не забывайте: все должно стоить своих денег. Любое дополнительное оборудование - это в любом случае дополнительные расходы для вас. Берете ли вы его в прокат или работаете со своим - вы тратите или свои деньги, или ресурс работы своего оборудования. И ваш заказчик должен это понимать. Также это касается работы ассистента. Если на съемке вам необходим ассистент - обязательно укажите его гонорар в смете.

  • Дополнительные услуги «на выходе»

Ретушь фотографий, виньетирование, печать и другие дополнительные услуги. Цена этих работ должна быть обязательно обговорена с клиентом и присутствовать в смете.

  • Количество людей на мероприятии

Предельное количество людей, которое качественно и разнообразно сможет снять один фотограф, - 200 человек. Если людей на мероприятии больше, второй фотограф просто необходим.

  • Индивидуальные моменты съемки

Это вещи, которые, как правило, обговариваются на месте, непосредственно перед началом мероприятия. Так, например, среди гостей могут быть VIP-персоны, снимать которых нельзя, или наоборот - нужно делать кадры именно с ними. Всегда обговаривайте этот момент с организаторами. Хороший организатор сам вам скажет об этом, но далеко не все организаторы - профессионалы в своем деле, да могут и просто забыть. А в минус это в любом случае пойдет вам. Некоторые выступления артистов нельзя снимать со вспышкой. Например, жонглеров вспышка сильно отвлекает. Поэтому такой момент также стоит обговорить заранее. По приезде на мероприятие важно определить, с кем именно из организаторов вы работаете. Иногда во время съемки возникают сложные, спорные моменты, и вам надо точно знать, к кому обращаться за решением вопросов.

Работа на мероприятии

На мероприятие всегда приезжайте заранее, оптимально - за полчаса. Этого времени вам вполне хватит, чтобы осмотреть место проведения и «пристреляться» к освещению. А заодно выяснить у организаторов точный план мероприятия и моменты, которые особенно важны для заказчика.

Работая на празднике, всегда помните, что люди пришли отдыхать и веселиться. Работайте ненавязчиво, никогда не нарушайте интимности беседы гостей. Лучше всего искать ситуации, когда гости сами рады сфотографироваться. Например, если вы видите дружеские объятия старых знакомых - предложите им сделать фотографию. Уверен, они будут только рады.

На репортажных съемках (особенно при плохих условиях освещения) зачастую встает проблема: шумы или резкость/яркость картинки. В случае с коммерческими съемками пожертвовать придется шумами. Во-первых, шумы проще убрать при обработке фотографий, нежели, например, избавиться от «шевеленки», а во-вторых, шумы - это вторичная вещь, которую замечает клиент. Если картинка сочная, яркая, резкая, все отлично, клиент будет доволен.

Отдельная тема - это работа со вспышкой. Вспышка - один из необходимых инструментов работы репортажного фотографа. 90% съемок проходят с использованием вспышки - или как основного источника света, или как дополнительного заполняющего света.

Идеальные условия для работы со вспышкой - низкие, белые потолки. Тогда переотраженный свет вспышки от потолка равномерно ложится по всему кадру. Но на практике подобные условия встречаются не часто, поэтому были придуманы две очень удобные и нужные вещи - отражатель и рассеиватель.

Отражатель нужен для отражения и равномерного распределения света, когда для этого нет естественных условий. Но у отражателя есть один серьезный минус: при съемке с близкого расстояния на голове человека может появиться пересвет, поэтому отражатель лучше всего использовать не в прямой близости от объекта съемки. Рассеиватель на вспышку действует по принципу софтбокса - рассеивая свет, он размягчает его, и это дает возможность снимать «в лоб». Для съемки в темных помещениях - совершенно незаменимая вещь. Как правило, каждый фотограф выбирает то, что ему удобнее использовать в работе, но лучше всего иметь с собой оба этих аксессуара.

Также для работы со светом вспышки можно использовать цветофильтры для «утепления» картинки и «кальку» для дополнительного рассеивания и смягчения света - это поможет избежать сильных пересветов.

Материал «на выходе»

Очень важно не только отснять качественный материал, но правильно преподнести его клиенту.

Начнем с обработки

Качественная обработка - это то, что поможет вашим фотографиям выделиться среди материала массы других фотографов.

Каковы главные требования к обработке репортажных фотографий?

  • Натуральные цвета

Прежде всего это касается цвета кожи. Для получения реалистичных, красивых цветов нужно правильно выбрать RAW-конвертор, который сможет выдавать картинку, наиболее схожую с реальностью. На данный момент это программа Capture One, так как ICC-профили, которые она использует, наиболее адекватно передают цвета.

  • Резкость

Ваши фотографии должны быть максимально резкими. Как правило, при обработке можно «вложить» побольше резкости, так как надо помнить, что эти фотографии, скорее всего, пойдут в печать в небольших форматах (10 x 15, 15 x 22), а значит, небольшая чрезмерность в резкости будет незаметна, зато картинка будет «звенеть».

  • Сочная, яркая картинка

Фотографии должны по-настоящему радовать глаз, а значит, быть светлыми, яркими, цвета должны быть сочными и насыщенными. Старайтесь немного увеличивать контраст на фотографиях, и в большинстве случаев вы получите более «вкусную» картинку. При работе с цветами и цветовой температурой есть один важный нюанс: всегда делайте картинку «теплой». Психологически «теплые» цвета - желтый, оранжевый и т. п. - воспринимаются позитивнее, нежели «холодные» - синий, зеленый и прочие. Всегда учитывайте это при обработке фотографий.

Одна из главных особенностей обработки репортажного материала - это работа с большим объемом фотографий. А чтобы добиться качества при больших объемах материала, нужно делать пакетную обработку фотографий. Это значит, что мы устанавливаем общие настройки для всех фотографий и запускаем «обработку». Как правило, всю обработку можно сделать в том же Capture One, но для некоторых случаев лучше еще дополнительно использовать Photoshop, чтобы уже обработанный материал «прогнать» через, например, фильтры увеличения резкости в Photoshop с помощью «экшнов».

У большинства корпоративных, свадебных и других репортажных съемок есть одна общая особенность. Фотографии на них делаются исключительно «на память», а значит, печататься они будут форматом не больше 15 x 22 см. Что нам это дает? Чем меньше фотография, тем меньше видны шумы и огрехи по резкости, и, соответственно, можно сделать картинку ярче и насыщеннее, не опасаясь появления лишних шумов. Важно только обговорить этот момент с заказчиком: иногда клиенту нужны фотографии в максимальном разрешении.

Подача материала клиенту

Очень важно правильно преподнести ваши фотографии заказчику. Конечно, вы можете просто записать фотографии на диск и передать клиенту. Ничего страшного в этом нет. Но если вы хотите «завязаться» с клиентом и в дальнейшем получать от него заказы - надо поработать над «фантиком». Сделайте обложку коробки диска и напечатайте картинку на сам диск. Необязательно создавать шедевры дизайнерского искусства. Сделайте просто приятную, симпатичную обложку, и заказчик это оценит. Более того, из этого можно получить также и финансовую прибыль. Просто при передаче диска клиенту скажите, что за дополнительную плату вы сможете сделать еще несколько копий такого диска. Как показывает практика, многие клиенты соглашаются.

Хотя в последнее время некоторые агентства, с которыми я работаю, стали выставлять подобную обложку как обязательное условие при сдаче материала. Но эти агентства готовы платить гонорары, при которых они могут ставить такие условия.

Существует два простых правила, которые следует соблюдать, отдавая диск клиенту:

    Пронумеруйте фотографии. Названия файлов фотографий в виде DSC 4007 выглядят некрасиво и неудобно.

    На диске сделайте две папки: одну для полноразмерных фотографий, а другую для превью. Дело в том, что большой объем полноразмерных фотографий просматривать на обычном компьютере не очень удобно, а превью можно посмотреть быстро и комфортно. А если понадобится - то и намного быстрее переслать по интернету. Помните, комфорт работы клиента с вами напрямую влияет на дальнейшие заказы съемок.

Возможно, некоторые вещи, о которых я написал, могут показаться незначительными и не стоящими внимания. Но именно от этих мелочей, от внимания к клиенту, от вашего профессионализма в самых незначительных вещах и зависит ваша конкурентоспособность. Сейчас на рынке репортажной фотографии работает масса фотографов. Но проблема в том, что именно в среде коммерческих репортажных съемок особенно часто встречаются фотографы, далекие от профессионального уровня работы, что не мешает им брать с заказчика приличные гонорары.

Единственный способ, которым возможно «вытеснить» таких «профессионалов» с рынка, это показать заказчику действительно качественную работу. И мой опыт общения с клиентами показывает, что постепенно это происходит. Клиент «растет», он начинает видеть уровень работы фотографа, понимает, что хорошая работа должна стоить своих денег. И это не может не радовать.

Иметь возможность заняться съемкой для коммерческой компании - это восхитительно. Наконец-то появился кто-то, понимающий важность высококачественной фотосъемки и желающий повысить свои доходы за счет грамотного маркетинга! И эти люди пришли за помощью именно к вам! Хоть идея делать потрясающие фотографии с выездом звучит увлекательно, есть много простых вещей, на которые можно не обратить внимание и в итоге всё обернется катастрофой. Чтобы избежать полного провала во время своей первой коммерческой съемки, помните об этих вещах.

Мой первый опыт

В течение перерыва на ужин (как ни странно, люди не любят, когда их фотографируют во время еды), я разговорился с несколькими людьми, которые сидели со мной за одним отдаленным столом. Я спросил: «Что вы сделали такого, что вас отсадили за стол для детей?» Оказалось, эти люди забронировали столик слишком поздно и этот был единственным оставшимся. По мере разговора я узнал, что они работают на компанию, которая занимается домашним экстерьером (что-то вроде тех фирм, которые производят наружное освещение).

Они спросили, часто ли я занимаюсь съемкой мероприятий, и я ответил, что редко это делаю, но вызвался помочь поработать на балу для Habitat for Humanity. Я сказал им, что намного лучше снимаю недвижимость, архитектуру и пейзажи. Это привлекло интерес моих собеседников, ведь они как раз искали фотографа для презентации нового проекта наружного освещения. Я дал свою визитку и сказал, что буду рад обсудить дальнейшие детали.

Через несколько недель мне позвонили, сказав, что просмотрели портфолио и оценили мои работы, поэтому они хотят сотрудничать. Словами не передать, насколько я был взволнован. Из-за восхищения я совсем забыл о своем усердии и в итоге получился провал.

Мы начали разговор с обсуждения расценок (обычно каждый хочет узнать это как можно скорее). Спустя время, я сотни раз читал, что тот, кто первым предлагает цену, проигрывает. У фотографов, графических дизайнеров и других людей с креативными профессиями есть куча трюков, чтобы заставить клиента первым назвать цену, чтобы потом иметь возможность обойти ее. Считается, что если вы (фотограф) первыми назовете свою цену, то потенциально потеряете тысячи долларов.

Я с этим несогласен. Мне не нравится играть в кошки-мышки, я предпочитаю сразу переходить к обсуждению. Последнее, что мне нужно - чтобы кто-то думал будто я пытаюсь их надурить. Такой клиент вряд ли снова захочет с вами работать. Вместо этого, я предоставляю свой прайс-лист, основанный на уровне навыков и ценности времени. Если расценки ниже ожидаемых, отлично, они сэкономили пару сотен. В случае, когда моя цена слишком высока и клиент отказывается, ничего страшного. Я не собираюсь снижать цену своего времени и вряд ли захочу работать с человеком, который не может позволить себе оплатить мои услуги или думает, что они стоят дешевле, чем на самом деле. Я просто даю цену и если это срабатывает, то все довольны.

Хотя здесь все зависит от вас. Я предложил цену, основанную на 1-годовой лицензии, чтобы не спугнуть потенциального заказчика ($30-30/снимок). Это также часто встречается, ведь многие люди не понимают, что для хорошей фотографии нужно больше времени и усилий, чем требуется на спуск затвора (вопреки убеждениям некоторых iPhone-тографов). Я решил не повторять свою прошлую ошибку и не завышать цены в 10 раз, так как меня никто не знает и ни один клиент не сможет заплатить такую высокую цену. Мне показалось, что $35 - довольно неплохая цифра.

Мы сошлись на $30/снимок, после чего я спросил, как много фотографий им нужно. Они сказали: «Около 40 или 50», после чего я уточнил: «То есть, вы хотите приобрести 40 или 50 готовых, обработанных фотографий?» Ответ был положительным. Давайте достанем калькулятор и посчитаем, 30 долларов умножить на 45 фотографий - это $1350. Отлично! Я сказал им, что меня все устраивает. Мы назначили дату и время для съемки и всё. Никакого контракта, никаких дальнейших вопросов. Ожидание кругленькой суммы - это всё, что мне было нужно для отличных фотографий. Что еще я должен был узнать? Просто щелкни несколько фотографий ламп наружного освещения и сделай их красивыми, правильно?

Нет. Я не исследовал местность (даже не посмотрел в Google картах), не спросил, кто будет главным во время съемки, будет ли там арт-директор, будут ли люди, какой стиль им нужен и не задал ни одного (теперь уже) очевидного вопроса. Тогда мне казалось, что при съемке не будет ничего такого. Это же наружное освещение , что сложного может быть?

На деле оказалось, что все довольно сложно. Стиль съемки предполагал барбекю на свежем воздухе и в качестве моделей выступали работники компании. Поскольку они были сотрудниками, я решил, что релиз модели не понадобится, хотя в любом случае было бы неплохо попросить их подписать какую-нибудь бумажку.

Самое важное, что я узнал - если при съемке нет арт-директора, который будет водить вас за ручку, вы становитесь арт-директором . Очень сложно расставлять и организовывать людей, в то же время занимаясь освещением и композицией. Выполнение обеих ролей заставило меня предельно постараться, ведь, по правде говоря, я намного лучший фотограф, чем арт-директор. Я мог бы просто сказать: «Давайте сменим дату, я не знал, что придется фотографировать людей». Но разница между профессионалом и любителем в том, что первый получает результат вне зависимости от обстоятельств.

Наверняка Гордон Рамзи, всемирно известный повар, смог бы приготовить первоклассный ужин с тем, что есть у меня на кухне, используя МОИ кастрюли и сковородки. Он профессионал и никогда не жаловался бы, что не может работать без своей продвинутой кастрюли. Вместо этого, он сказал бы: «Отлично, эти макароны с сыром и хот-доги станут лучшим ужином в твоей жизни. Нужно просто добавить немного рубленного чеснока в масло…» или что-то вроде того.

Поэтому раз я (будущий) профессионал, то вместо поиска отговорок буду получать результат (иногда). Также я хочу впечатлить клиентов, чтобы они захотели работать со мной в будущем. Я сделаю отличные снимки в неидеальной ситуации, а клиенты получат фотографии, которые им понравятся.

Здесь снова все пошло не по плану. Я пришел, понимая, что им нужно примерно 45 фотографий. Мне казалось, что там будет огромный двор с прудом или бассейном, а также большой внутренний дворик со встроенным барбекю и захватывающим экстерьером. На деле мне пришлось столкнуться с весьма небольшим пространством, в котором поместился костер и несколько стульев. Сделать 45 фотографий в таких условиях - настоящее испытание.

Я еще раз переспросил, хочет ли клиент получить 45 готовых, отредактированных фотографий, на что он ответил: «Ага. Мы думаем было бы неплохо, чтобы вы предоставили нам где-то 60 штук, чтобы мы могли отобрать 40 или 45 из них». Я снял всего 100 фотографий, отобрал из них 60, а в итоге они купили 19. Девятнадцать. Один и девять.

Если бы мы заключили контракт, они были бы вынуждены купить как минимум 40 фотографий, тем самым я был бы застрахован (и получил бы ожидаемую сумму). Но тогда я об этом не подумал и остался менее, чем с половиной. Конечно, я не виню заказчиков; многие фотографии были лишними, так как с таким маленьким участком трудно отыскать разнообразные композиции.

В тот день я совершил очень много ошибок. Теперь я хочу помочь всем, кто работает с коммерческой съемкой, обойти мои грабли, чтобы каждая сторона не только получила ожидаемое, но также осталась довольна процессом работы.

Договор

Первый и самый важный пункт - составить договор. Он защитит интересы обеих сторон (вас и клиента) до, в течение и после съемки. В нем должно быть указано кто, что, где, когда, почему и как будет снимать.

Например, если вас нанимает горсовет для съемки нескольких мест вашего прекрасного городка, контракт должен включать:

  1. Объем работ (что должно быть, а чего избегать; определенные места, парки, постройки и т.д.)
  2. Время и/или дата, когда должна проводиться съемка
  3. Крайний срок, до которого вы должны предоставить сырые фотографии
  4. Как много коррекций будет входить в стоимость
  5. Крайний срок для готовых фотографий
  6. Как и когда будет произведена оплата
  7. Как и когда будут предоставлены готовые фотографии
  8. Как клиент может использовать фотографии и насколько долго распространяются эти права (для публикации в сети, местной печатной периодике, рекламных щитах, государственной рекламе и т.д.)

Потенциально контракт может охватывать намного больше. Он будет настолько простым или сложным, насколько требуется, чтобы каждый понял свои обязанности. Если вы фотографируете людей, понадобится релиз модели для каждого.

Я знаю, вы очень восхищены, ведь у вас есть клиент, готовый заплатить, и это восхищение зачастую начинает брать верх над логикой. Есть куча вещей, которые нужно узнать до начала съемки. Зачастую клиент даже не понимает, чего он хочет, или понимает, но не может это сформулировать. Поэтому задавая подобные вопросы, вы поможете ему (и себе заодно) быстрее пройти путь, узнав всё необходимое.

Вот несколько важных вопросов, которые стоит задать своим клиентам. Не обязательно использовать этот список в приведенном порядке. Рассматривайте его как руководство, чтобы понять, чего на самом деле хочет клиент.

  1. Что для вас наиболее важно?
  • Какой объект самый важный?
  • На чем бы вы хотели акцентировать внимание?
  1. Какова целевая аудитория?
  • Демография (возраст, пол, семейное положение, доход, место жительства и т.д.)
  • Как/когда вы хотите, чтобы они пользовались продуктом/услугой
  1. Относится ли продукт/услуга к премиум классу (находится в высоком ценовом диапазоне)?
  2. Какое «ощущение» вы хотите передать? (время суток, сезон, местность, занятие и т.д.)
  3. Хотите ли вы как-нибудь вовлекать людей?
  4. Есть ли у вас опыт предыдущей работы или примеры других компаний, которые вам понравились?

Давайте детальнее рассмотрим каждый вопрос, чтобы понять, почему они полезны и какую информацию можно из них получить.

Что для вас наиболее важно?

Человек обратился к вам, так как у него есть определенная мысль касательно представления своего продукта или услуги и он уверен, что вы сможете воплотить это в жизнь. К сожалению, телепатию пока не изобрели, поэтому нельзя подсмотреть картинку из головы клиента. Как я упоминал ранее, зачастую человек сам не знает, чего хочет, а разговор поможет направить его в правильное русло. Вам нужно знать, есть ли конкретная часть продукта или услуги, на которую заказчик желает обратить внимание. Если он шеф-повар милого ресторанчика, возможно, ему захочется подчеркнуть цветовой контраст коронного блюда. Теперь вы будете знать, на что бросить свои силы.

Будет ли присутствовать художественный директор?

Арт-директор - это человек, который берет на себя ответственность за позирование моделей, расстановку растений, перемещение мебели, выбор цветов, места для съемки, фона и т.д. Если художественного директора во время съемки нет, ВЫ выполняете его роль. Для некоторых людей это вполне нормально. Другие, включая меня, хуже справляются с подобной задачей. Я не знаю, как идеально поставить ту странную штуку на заднем плане или как убедиться, правильно ли уложены волосы у девушки в розовой майке. Я более обеспокоен стопами экспозиции и наличием нежелательных теней от вспышек.

Если вам некомфортно быть одновременно фотографом и арт-директором, наймите себе помощника. При работе с людьми лучше иметь рядом человека, который знает толк в позировании. В коммерческой съемке, возможно, еще лучше, когда есть второй фотограф, способный проследить за правильностью фотографий.

Если же художественный директор будет присутствовать, большинство вопросов ниже лучше адресовать ему. Вы будете работать рука об руку и должны знать всю специфику. С пониманием задачи намного проще следовать инструкциям арт-директора и интерпретировать его слова. Это такая же разница, как между заучиванием нескольких фраз на иностранном языке и знанием грамматики, сопряжения глаголов и структуры предложений. Появляется намного больше смысла, если знать все детали.

При работе с крупным брендом задавать подобные вопросы, скорее всего, не придется. Они уже точно знают, чего хотят. Если ваш первый клиент оказался именно такого уровня, мои поздравления!

Какова целевая аудитория?

Очень важно это знать. Будет ли реклама направлена на домохозяек или одиноких бизнесменов? Знание потенциальных покупателей продукта/услуги поможет понять, как, когда и где фотографировать. Если целевая аудитория - занятые женщины, вряд ли разумно будет делать сцену, где два друга сидят на лавочке в парке.

Как будет использоваться продукт? Например, мои клиенты хотели устроить съемку барбекю на свежем воздухе. Они не объяснили этого мне, а я не спросил, чего они хотят. В конце концов, вышло так, что несколько людей сидят возле костра. Честно говоря, это выглядело немного неловко. Имей я предусмотрительность спросить об этом (и знай я, что буду арт-директором), можно было бы устроить настоящее барбекю. Кто-то жарил бы стейки и сосиски, несколько людей играли бы в активные игры, а другие наслаждались бы пивом у костра. А я мог бы все это запечатлеть, учитывая, что главным субъектом должны быть уличные лампочки.

Можно было бы устроить нечто вроде свадебного приема или вечеринки в честь дня рождения; нечто, для чего требуется уличное освещение. Чем больше я об этом думаю, тем яснее понимаю, что никто не купит уличное освещение для барбекю с парочкой друзей. Если бы нужно было сделать фото для компании по производству уличных каминов, такие идеи подошли бы отлично. Планируя фотографии, не забывайте о целевой аудитории клиента и то, как продукт/услуга будет использоваться.

Относится ли продукт/услуга к премиум классу?

Это также важный пункт. Если это дорогой, премиальный продукт, люди ожидают получить соответствующие результаты. Вы не станете фотографировать Мерседес на фоне фастфуда. Для фона лучше выбрать вход в элитный ночной клуб. Знание класса, к которому относится рекламируемая вещь поможет в планировании съемки и, если ваш клиент еще не думал об этом, он сможет понять, как продукт должен повлиять на целевую аудиторию.

Какое «ощущение» вы хотите передать?

Это хорошо звучит в контексте первого вопроса, помогая клиенту подумать о желаемом стиле съемки. Для вас это упростит планирование, а также позволит выбрать время суток и окружение. Заказчик может начать бросаться словами наподобие уютный, теплый, привлекательный, дружелюбный, веселый, романтический, сексуальный, заманчивый или семейный. Теперь ваша работа (как арт-директора, если его нет) - придумать способ выразить эти чувства через фотографии.

Теплый? Шарфы, пар и камины.

Дружелюбный? Люди, которые смеются и хорошо проводят время.

Веселый? Небольшая тусовка с едой и напитками.

Семейный? Очевидно, что здесь должна быть семейная сцена: мама, папа, дети и домашний любимец.

Восхитительный? Банджи-джампинг, скалолазание, слэклайн, прыжки с парашютом (как круто было бы получать деньги за то, что фотографируешь подобные вещи и сам в этом участвуешь?).

Романтичный? Свечи, лепестки цветов и закаты.

Хотите ли вы как-нибудь вовлекать людей?

Первая реакция на этот вопрос во многих случаях будет: «Нет, нам не нужны модели». Но наличие людей может сделать фотографию характернее и выгодно выделить ее на фоне остальных. Найдите фотографию северного сияния, которую снял Max Rive и поймете, о чем я.

«Нет» не всегда означает «абсолютно нет». На деле, так как вы являетесь креативным человеком, предлагать подобные вещи - ваша задача. Просто поместив группу смеющихся и болтающих людей на размытом фоне, вы превратите скучный снимок с лампочками в то, что захочет испытать каждый. Если клиент не против работы с моделями, можете предложить самостоятельно решить этот вопрос, только убедитесь, что затраты будут компенсированы. Поиск и работа с моделями может быть трудной задачей. Поэтому выступая посредником, не стесняйтесь просить доплату.

Есть ли примеры с прошлого опыта?

Если заказчик уже имеет опыт съемки подобных вещей, было бы неплохо увидеть примеры. Если нет, попросите его показать фотографии конкурентов или выбрать примеры из социальных сетей, чтобы вы могли легче понять, какой результат ему нужен.

Приступая к работе, не имея никакого представления о месте или ожиданиях заказчика, вы сильно снижаете свои шансы получить успешные фотографии. Возможно, получится создать хороший результат, но с примерами сделать это проще.

При работе с привязкой к месту, заранее обследуйте его. Я мог хотя бы заглянуть в Google Карты, а не надеяться на свою фантазию, представляя себе «прекрасный задний двор». Знание местности поможет продумать углы, точки обзора, освещение и композицию. Также, если требуется определенное количество преждевременного планирования, убедитесь, что взимаете за это дополнительную плату или включите его в свой контракт.

Знаю, может показаться будто здесь слишком много вопросов, но вот один секрет: чем больше вы спрашиваете, тем выше уверенность клиента в том, что вы знаете свою работу. И, в качестве бонуса, он с большей вероятностью захочет снова воспользоваться вашими услугами, потому что вы задали все эти полезные вопросы (это выглядит будто вы точно знаете всё).

Еще один совет для успешной коммерческой съемки: никогда не отправляйте заказчику доказательства или черновые фотографии без водяного знака. Есть вероятность (в идеале очень небольшая), что он захочет украсть снимки (клик правой кнопкой мыши > Сохранить как. Или можно просто сделать скриншот, если ему все равно или он не знает о существовании высокого разрешения). Затем клиент скажет, что передумал, изменил направление, приостанавливает проект или просто недоволен результатом и спокойно использует ворованные фотографии. Это случается чаще, чем вам кажется, но не настолько.

Когда нужно было сделать мои школьные выпускные фотографии, мама записала меня в одну из тех халтурных студий, сотрудничающих со школами. Она заплатила $45 за саму съемку, я отправился в студию, где они щелкнули 4 или, может, 5 разных поз. Через время на почту пришли предварительные фотографии: сырые, без водяных знаков, распечатанные на матовой бумаге формата 4х6 с подписью внизу «Предварительный результат - не копировать». Она просто отрезала эту часть, а затем выбрала по одной фотографии с каждой позой и повесила в рамочку на стене. Знаю, это очень неприлично. Но в ее понимании это именно то, за что она заплатила. Она думала, что отдала деньги за фотографии и поскольку не нуждалась в других копиях, ее все утроило. Это просто пример того, что многие люди не понимают законов об авторских правах и вы сами должны обеспечить сохранность своих фотографий. Всегда помещайте водяной знак на изображения пока клиент не заплатит деньги за итоговый результат.

Второй совет: я не рекомендую выполнять другую работу для заказчика пока он не заплатит за предыдущую. Очень часто фотографы застревают в цепочке съемки и/или редактирования, пока их кормят обещаниями заплатить. Была даже статья, в которой мастер фоторетуши предупреждал других о фотографе, который заказывал услуги, но никогда не платил. Временами он тянул даже больше года, постоянно находя оправдания: то он сам ждет оплаты, то его мать заболела и ему нужно за ней ухаживать, то еще что-то. Главное - он всегда просил «дать пару дней». Позвольте каждому раздумывать и не рассчитывайте, что вас сразу оторвут с руками, но также не идите на поводу, делая работу, за которую не платят.

Выводы

Коммерческая работа восхитительна. Это отличный способ расширить свои навыки и портфолио, а также заняться работой, которая возможна только в таких условиях. Чтобы сделать этот процесс приятным и поразить клиента, убедитесь, что сохраняете профессионализм, задавая много вопросов, и защищайте интересы обеих сторон при помощи контракта.

Есть ли у вас опыт коммерческой работы? Расскажите о первой съемке в комментариях!

Коммерческая фотография — это хлеб фотографа, его ремесло. Такое фото не имеет пространства, которое даёт творческая и художественная съемка: фотограф зажат в узких рамках задачи, установленной заказчиком. Но именно благодаря этому так интересна коммерческая фотография. Она требует профессионализма фотографа на самом высоком уровне и осознания того, что и как он делает. Здесь хотелось бы поговорить об основах коммерческой фотографии — начиная с общения с заказчиком и постановки съемочного процесса и заканчивая советами в работе. То есть именно о тех деталях, которые вам нужно знать, как начинающему фотографу и на которые вы будете опираться в дальнейшем, пока не получите столь необходимый в этом деле опыт.

Итак, что такое коммерческая фотография?

Существуют три основных направления в коммерческой съемке.
Свадебное фото
— Съемка корпоративных мероприятий, презентаций и других подобных мероприятий
— Съемка фильмов, видео и ТВ-шоу

Каждое имеет свои особенности и отличия в работе. Мы поговорим о них позже, а теперь давайте попробуем ответить на один, достаточно важный вопрос: в чем главная разница репортажной фотожурналистики и коммерческой съемки? Таких отличий три:

1) задача фотографа
В репортаже фотограф показывает свое видение ситуации. Его задачей является сделать кадр, который полностью показывает картину. Кадры должны захватить зрителя. И это часто достигается с акцентированием большого внимания к социальным проблемам и с эксплуатацией «вечных тем»: пожилые люди, дети, насилие … Основная цель коммерческого фотографа — снять то, что хочет видеть клиент. И снять так, как он того хочет. Ваши фотографии должны светиться позитивом. Снимаете ли вы корпоративную вечеринку, свадьбу, или делаете отчет о съемках клипа, ваша задача получить яркие фотографии, показывающие яркие цвета, радость и веселье. Весь негатив должен быть убран на этапе выбора материала. Клиент из этих вещей не должен увидеть ни в коем случае. Помните: основная идея вашей съёмки — «Фестиваль получился».


В фотожурналистике можно пожертвовать качеством кадра ради его смысловой нагрузки. Достаточно взглянуть на многие из фотографий-победителей World Press Photo, и вы увидите это. Коммерческая фотография практически лишена этого. Ваши фото должны обладать максимальным уровнем репортажного качества. Единственное, ради чего можно жертвовать качеством — эмоция в кадре. Если у вас получится поймать уникальный, позитивно — эмоциональный момент, то в таком случае качество отойдёт на второй план. Но это скорее исключение.

3) Количество
Если журнальный фотограф предлагает публиковать 30-40 кадров, редактор выбирает 5-10, то в коммерческой съёмке «стандарт» — 200-300 кадров, а в некоторых случаях и 400-500. И все кадры должны быть высокого качества. Именно такое повсеместное качество является одним из требований в коммерческой съёмке.

Думаю, вы поняли, что коммерческая фотография — это отдельный жанр, который имеет много особенностей и отличий в работе
. Именно о них мы и поговорим.

Итак, давайте разберемся с тремя главными направлениями в репортажной фотографии.

Свадебное фото

На самом деле, свадьба имеет три основные группы действующих лиц: молодые, гости, артисты.

Ваша задача не просто снимать этих людей, но и постараться отразить их общение, понимание друг друга. Если вы снимаете родных и родственников молодых во время тоста — помимо крупнопланового портрета следует сделать также и общий план, включив в него гостя и молодожёнов. В идеале, это должен быть кадр, где они обнимаются, дарят подарки и цветы, или чокаются бокалами.
Кстати, о последних. Иногда бывает, что гости за столом ведут себя не слишком активно, предпочитая уткнуться носом в тарелку и ни на что, не обращая внимания. В таком случае следует подойти к ним и попросить, чтобы они подняли бокалы, улыбнулись и чокнулись для истории. Не забывайте о главном правиле «Фестиваль удался».
Если вы снимаете выступления артистов, помните, что важно запечатлеть эмоции от его выступления на лицах молодых и гостей — улыбки, заинтересованные взгляды, аплодисменты.

Корпоративные фотографии
Во время съемок следует помнить самое главное правило: корпоративный праздник — это PR событие для сотрудников компании. Это значит, вы должны захватить все атрибуты имиджа на этом празднике — приглашённых артистов, декорации и развлечения. В общем, все, на что были потрачены средства компании. Попробуйте построить композицию так, чтобы отразить в рамках кадра логотип компании и название мероприятия.
Снимите несколько абстрактных кадров: красивые детали интерьера, гастрономические изыски праздничного стола, интересное световое шоу. Такие кадры хороши для дизайна брошюр и статей внутрикорпоративного журнала.
И, конечно же, не забывайте о положительных эмоциях — ваши фотографии должны показать, что сотрудники компании веселы, довольны праздником и жизнью в целом. В общем, покажите, что деньги компанией потрачены не зря.

Съемка фильмов, видео и ТВ-шоу
Самая большая трудность в работе фотографа на съемочной площадке, это сделать интересные кадры, не нарушая при этом съемочный процесс. Вы должны придерживаться следующих правил:
Перед съемками, обсудите с оператором «мертвые зоны» — места, где вы сможете спокойно работать, не опасаясь того, что попадёте в кадр.
Обязательно обговорите использование вспышки. В большинстве случаев, использование вспышки на съёмочной площадке запрещено, ведь её отсвет будет заметен в кадре. Так что оптимальный для вас вариант — съемка во время репетиции. Очень часто кинематографисты и тележурналисты проводят репетиции перед съемкой, а значит вспышка, не сможет повредить, и вы сможете отснять все нужные вам кадры.

Не забывайте о золотом правиле репортажного фотографа: хорошая съёмка должна отвечать на три вопроса — «Что? Где? Когда?».
Стройте кадр таким образом, чтобы в нём были видны элементы съёмочной площадки — краны, микрофоны, камеры и т. д.
Помимо фотографий съемочного процесса не забудьте и о съёмке «бэкстейджа» — работе визажиста, установке света, процессу общения режиссёра с группой.

Иметь возможность заняться съемкой для коммерческой компании - это восхитительно. Наконец-то появился кто-то, понимающий важность высококачественной фотосъемки и желающий повысить свои доходы за счет грамотного маркетинга! И эти люди пришли за помощью именно к вам! Хоть идея делать потрясающие фотографии с выездом звучит увлекательно, есть много простых вещей, на которые можно не обратить внимание и в итоге всё обернется катастрофой. Чтобы избежать полного провала во время своей первой коммерческой съемки, помните об этих вещах.

Мой первый опыт

В течение перерыва на ужин (как ни странно, люди не любят, когда их фотографируют во время еды), я разговорился с несколькими людьми, которые сидели со мной за одним отдаленным столом. Я спросил: «Что вы сделали такого, что вас отсадили за стол для детей?» Оказалось, эти люди забронировали столик слишком поздно и этот был единственным оставшимся. По мере разговора я узнал, что они работают на компанию, которая занимается домашним экстерьером (что-то вроде тех фирм, которые производят наружное освещение).

Они спросили, часто ли я занимаюсь съемкой мероприятий, и я ответил, что редко это делаю, но вызвался помочь поработать на балу для Habitat for Humanity. Я сказал им, что намного лучше снимаю недвижимость, архитектуру и пейзажи. Это привлекло интерес моих собеседников, ведь они как раз искали фотографа для презентации нового проекта наружного освещения. Я дал свою визитку и сказал, что буду рад обсудить дальнейшие детали.

Через несколько недель мне позвонили, сказав, что просмотрели портфолио и оценили мои работы, поэтому они хотят сотрудничать. Словами не передать, насколько я был взволнован. Из-за восхищения я совсем забыл о своем усердии и в итоге получился провал.

Мы начали разговор с обсуждения расценок (обычно каждый хочет узнать это как можно скорее). Спустя время, я сотни раз читал, что тот, кто первым предлагает цену, проигрывает. У фотографов, графических дизайнеров и других людей с креативными профессиями есть куча трюков, чтобы заставить клиента первым назвать цену, чтобы потом иметь возможность обойти ее. Считается, что если вы (фотограф) первыми назовете свою цену, то потенциально потеряете тысячи долларов.

Я с этим несогласен. Мне не нравится играть в кошки-мышки, я предпочитаю сразу переходить к обсуждению. Последнее, что мне нужно - чтобы кто-то думал будто я пытаюсь их надурить. Такой клиент вряд ли снова захочет с вами работать. Вместо этого, я предоставляю свой прайс-лист, основанный на уровне навыков и ценности времени. Если расценки ниже ожидаемых, отлично, они сэкономили пару сотен. В случае, когда моя цена слишком высока и клиент отказывается, ничего страшного. Я не собираюсь снижать цену своего времени и вряд ли захочу работать с человеком, который не может позволить себе оплатить мои услуги или думает, что они стоят дешевле, чем на самом деле. Я просто даю цену и если это срабатывает, то все довольны.

Хотя здесь все зависит от вас. Я предложил цену, основанную на 1-годовой лицензии, чтобы не спугнуть потенциального заказчика ($30-30/снимок). Это также часто встречается, ведь многие люди не понимают, что для хорошей фотографии нужно больше времени и усилий, чем требуется на спуск затвора (вопреки убеждениям некоторых iPhone-тографов). Я решил не повторять свою прошлую ошибку и не завышать цены в 10 раз, так как меня никто не знает и ни один клиент не сможет заплатить такую высокую цену. Мне показалось, что $35 - довольно неплохая цифра.

Мы сошлись на $30/снимок, после чего я спросил, как много фотографий им нужно. Они сказали: «Около 40 или 50», после чего я уточнил: «То есть, вы хотите приобрести 40 или 50 готовых, обработанных фотографий?» Ответ был положительным. Давайте достанем калькулятор и посчитаем, 30 долларов умножить на 45 фотографий - это $1350. Отлично! Я сказал им, что меня все устраивает. Мы назначили дату и время для съемки и всё. Никакого контракта, никаких дальнейших вопросов. Ожидание кругленькой суммы - это всё, что мне было нужно для отличных фотографий. Что еще я должен был узнать? Просто щелкни несколько фотографий ламп наружного освещения и сделай их красивыми, правильно?

Нет. Я не исследовал местность (даже не посмотрел в Google картах), не спросил, кто будет главным во время съемки, будет ли там арт-директор, будут ли люди, какой стиль им нужен и не задал ни одного (теперь уже) очевидного вопроса. Тогда мне казалось, что при съемке не будет ничего такого. Это же наружное освещение , что сложного может быть?

На деле оказалось, что все довольно сложно. Стиль съемки предполагал барбекю на свежем воздухе и в качестве моделей выступали работники компании. Поскольку они были сотрудниками, я решил, что релиз модели не понадобится, хотя в любом случае было бы неплохо попросить их подписать какую-нибудь бумажку.

Самое важное, что я узнал - если при съемке нет арт-директора, который будет водить вас за ручку, вы становитесь арт-директором . Очень сложно расставлять и организовывать людей, в то же время занимаясь освещением и композицией. Выполнение обеих ролей заставило меня предельно постараться, ведь, по правде говоря, я намного лучший фотограф, чем арт-директор. Я мог бы просто сказать: «Давайте сменим дату, я не знал, что придется фотографировать людей». Но разница между профессионалом и любителем в том, что первый получает результат вне зависимости от обстоятельств.

Наверняка Гордон Рамзи, всемирно известный повар, смог бы приготовить первоклассный ужин с тем, что есть у меня на кухне, используя МОИ кастрюли и сковородки. Он профессионал и никогда не жаловался бы, что не может работать без своей продвинутой кастрюли. Вместо этого, он сказал бы: «Отлично, эти макароны с сыром и хот-доги станут лучшим ужином в твоей жизни. Нужно просто добавить немного рубленного чеснока в масло…» или что-то вроде того.

Поэтому раз я (будущий) профессионал, то вместо поиска отговорок буду получать результат (иногда). Также я хочу впечатлить клиентов, чтобы они захотели работать со мной в будущем. Я сделаю отличные снимки в неидеальной ситуации, а клиенты получат фотографии, которые им понравятся.

Здесь снова все пошло не по плану. Я пришел, понимая, что им нужно примерно 45 фотографий. Мне казалось, что там будет огромный двор с прудом или бассейном, а также большой внутренний дворик со встроенным барбекю и захватывающим экстерьером. На деле мне пришлось столкнуться с весьма небольшим пространством, в котором поместился костер и несколько стульев. Сделать 45 фотографий в таких условиях - настоящее испытание.

Я еще раз переспросил, хочет ли клиент получить 45 готовых, отредактированных фотографий, на что он ответил: «Ага. Мы думаем было бы неплохо, чтобы вы предоставили нам где-то 60 штук, чтобы мы могли отобрать 40 или 45 из них». Я снял всего 100 фотографий, отобрал из них 60, а в итоге они купили 19. Девятнадцать. Один и девять.

Если бы мы заключили контракт, они были бы вынуждены купить как минимум 40 фотографий, тем самым я был бы застрахован (и получил бы ожидаемую сумму). Но тогда я об этом не подумал и остался менее, чем с половиной. Конечно, я не виню заказчиков; многие фотографии были лишними, так как с таким маленьким участком трудно отыскать разнообразные композиции.

В тот день я совершил очень много ошибок. Теперь я хочу помочь всем, кто работает с коммерческой съемкой, обойти мои грабли, чтобы каждая сторона не только получила ожидаемое, но также осталась довольна процессом работы.

Договор

Первый и самый важный пункт - составить договор. Он защитит интересы обеих сторон (вас и клиента) до, в течение и после съемки. В нем должно быть указано кто, что, где, когда, почему и как будет снимать.

Например, если вас нанимает горсовет для съемки нескольких мест вашего прекрасного городка, контракт должен включать:

  1. Объем работ (что должно быть, а чего избегать; определенные места, парки, постройки и т.д.)
  2. Время и/или дата, когда должна проводиться съемка
  3. Крайний срок, до которого вы должны предоставить сырые фотографии
  4. Как много коррекций будет входить в стоимость
  5. Крайний срок для готовых фотографий
  6. Как и когда будет произведена оплата
  7. Как и когда будут предоставлены готовые фотографии
  8. Как клиент может использовать фотографии и насколько долго распространяются эти права (для публикации в сети, местной печатной периодике, рекламных щитах, государственной рекламе и т.д.)

Потенциально контракт может охватывать намного больше. Он будет настолько простым или сложным, насколько требуется, чтобы каждый понял свои обязанности. Если вы фотографируете людей, понадобится релиз модели для каждого.

Я знаю, вы очень восхищены, ведь у вас есть клиент, готовый заплатить, и это восхищение зачастую начинает брать верх над логикой. Есть куча вещей, которые нужно узнать до начала съемки. Зачастую клиент даже не понимает, чего он хочет, или понимает, но не может это сформулировать. Поэтому задавая подобные вопросы, вы поможете ему (и себе заодно) быстрее пройти путь, узнав всё необходимое.

Вот несколько важных вопросов, которые стоит задать своим клиентам. Не обязательно использовать этот список в приведенном порядке. Рассматривайте его как руководство, чтобы понять, чего на самом деле хочет клиент.

  1. Что для вас наиболее важно?
  • Какой объект самый важный?
  • На чем бы вы хотели акцентировать внимание?
  1. Какова целевая аудитория?
  • Демография (возраст, пол, семейное положение, доход, место жительства и т.д.)
  • Как/когда вы хотите, чтобы они пользовались продуктом/услугой
  1. Относится ли продукт/услуга к премиум классу (находится в высоком ценовом диапазоне)?
  2. Какое «ощущение» вы хотите передать? (время суток, сезон, местность, занятие и т.д.)
  3. Хотите ли вы как-нибудь вовлекать людей?
  4. Есть ли у вас опыт предыдущей работы или примеры других компаний, которые вам понравились?

Давайте детальнее рассмотрим каждый вопрос, чтобы понять, почему они полезны и какую информацию можно из них получить.

Что для вас наиболее важно?

Человек обратился к вам, так как у него есть определенная мысль касательно представления своего продукта или услуги и он уверен, что вы сможете воплотить это в жизнь. К сожалению, телепатию пока не изобрели, поэтому нельзя подсмотреть картинку из головы клиента. Как я упоминал ранее, зачастую человек сам не знает, чего хочет, а разговор поможет направить его в правильное русло. Вам нужно знать, есть ли конкретная часть продукта или услуги, на которую заказчик желает обратить внимание. Если он шеф-повар милого ресторанчика, возможно, ему захочется подчеркнуть цветовой контраст коронного блюда. Теперь вы будете знать, на что бросить свои силы.

Будет ли присутствовать художественный директор?

Арт-директор - это человек, который берет на себя ответственность за позирование моделей, расстановку растений, перемещение мебели, выбор цветов, места для съемки, фона и т.д. Если художественного директора во время съемки нет, ВЫ выполняете его роль. Для некоторых людей это вполне нормально. Другие, включая меня, хуже справляются с подобной задачей. Я не знаю, как идеально поставить ту странную штуку на заднем плане или как убедиться, правильно ли уложены волосы у девушки в розовой майке. Я более обеспокоен стопами экспозиции и наличием нежелательных теней от вспышек.

Если вам некомфортно быть одновременно фотографом и арт-директором, наймите себе помощника. При работе с людьми лучше иметь рядом человека, который знает толк в позировании. В коммерческой съемке, возможно, еще лучше, когда есть второй фотограф, способный проследить за правильностью фотографий.

Если же художественный директор будет присутствовать, большинство вопросов ниже лучше адресовать ему. Вы будете работать рука об руку и должны знать всю специфику. С пониманием задачи намного проще следовать инструкциям арт-директора и интерпретировать его слова. Это такая же разница, как между заучиванием нескольких фраз на иностранном языке и знанием грамматики, сопряжения глаголов и структуры предложений. Появляется намного больше смысла, если знать все детали.

При работе с крупным брендом задавать подобные вопросы, скорее всего, не придется. Они уже точно знают, чего хотят. Если ваш первый клиент оказался именно такого уровня, мои поздравления!

Какова целевая аудитория?

Очень важно это знать. Будет ли реклама направлена на домохозяек или одиноких бизнесменов? Знание потенциальных покупателей продукта/услуги поможет понять, как, когда и где фотографировать. Если целевая аудитория - занятые женщины, вряд ли разумно будет делать сцену, где два друга сидят на лавочке в парке.

Как будет использоваться продукт? Например, мои клиенты хотели устроить съемку барбекю на свежем воздухе. Они не объяснили этого мне, а я не спросил, чего они хотят. В конце концов, вышло так, что несколько людей сидят возле костра. Честно говоря, это выглядело немного неловко. Имей я предусмотрительность спросить об этом (и знай я, что буду арт-директором), можно было бы устроить настоящее барбекю. Кто-то жарил бы стейки и сосиски, несколько людей играли бы в активные игры, а другие наслаждались бы пивом у костра. А я мог бы все это запечатлеть, учитывая, что главным субъектом должны быть уличные лампочки.

Можно было бы устроить нечто вроде свадебного приема или вечеринки в честь дня рождения; нечто, для чего требуется уличное освещение. Чем больше я об этом думаю, тем яснее понимаю, что никто не купит уличное освещение для барбекю с парочкой друзей. Если бы нужно было сделать фото для компании по производству уличных каминов, такие идеи подошли бы отлично. Планируя фотографии, не забывайте о целевой аудитории клиента и то, как продукт/услуга будет использоваться.

Относится ли продукт/услуга к премиум классу?

Это также важный пункт. Если это дорогой, премиальный продукт, люди ожидают получить соответствующие результаты. Вы не станете фотографировать Мерседес на фоне фастфуда. Для фона лучше выбрать вход в элитный ночной клуб. Знание класса, к которому относится рекламируемая вещь поможет в планировании съемки и, если ваш клиент еще не думал об этом, он сможет понять, как продукт должен повлиять на целевую аудиторию.

Какое «ощущение» вы хотите передать?

Это хорошо звучит в контексте первого вопроса, помогая клиенту подумать о желаемом стиле съемки. Для вас это упростит планирование, а также позволит выбрать время суток и окружение. Заказчик может начать бросаться словами наподобие уютный, теплый, привлекательный, дружелюбный, веселый, романтический, сексуальный, заманчивый или семейный. Теперь ваша работа (как арт-директора, если его нет) - придумать способ выразить эти чувства через фотографии.

Теплый? Шарфы, пар и камины.

Дружелюбный? Люди, которые смеются и хорошо проводят время.

Веселый? Небольшая тусовка с едой и напитками.

Семейный? Очевидно, что здесь должна быть семейная сцена: мама, папа, дети и домашний любимец.

Восхитительный? Банджи-джампинг, скалолазание, слэклайн, прыжки с парашютом (как круто было бы получать деньги за то, что фотографируешь подобные вещи и сам в этом участвуешь?).

Романтичный? Свечи, лепестки цветов и закаты.

Хотите ли вы как-нибудь вовлекать людей?

Первая реакция на этот вопрос во многих случаях будет: «Нет, нам не нужны модели». Но наличие людей может сделать фотографию характернее и выгодно выделить ее на фоне остальных. Найдите фотографию северного сияния, которую снял Max Rive и поймете, о чем я.

«Нет» не всегда означает «абсолютно нет». На деле, так как вы являетесь креативным человеком, предлагать подобные вещи - ваша задача. Просто поместив группу смеющихся и болтающих людей на размытом фоне, вы превратите скучный снимок с лампочками в то, что захочет испытать каждый. Если клиент не против работы с моделями, можете предложить самостоятельно решить этот вопрос, только убедитесь, что затраты будут компенсированы. Поиск и работа с моделями может быть трудной задачей. Поэтому выступая посредником, не стесняйтесь просить доплату.

Есть ли примеры с прошлого опыта?

Если заказчик уже имеет опыт съемки подобных вещей, было бы неплохо увидеть примеры. Если нет, попросите его показать фотографии конкурентов или выбрать примеры из социальных сетей, чтобы вы могли легче понять, какой результат ему нужен.

Приступая к работе, не имея никакого представления о месте или ожиданиях заказчика, вы сильно снижаете свои шансы получить успешные фотографии. Возможно, получится создать хороший результат, но с примерами сделать это проще.

При работе с привязкой к месту, заранее обследуйте его. Я мог хотя бы заглянуть в Google Карты, а не надеяться на свою фантазию, представляя себе «прекрасный задний двор». Знание местности поможет продумать углы, точки обзора, освещение и композицию. Также, если требуется определенное количество преждевременного планирования, убедитесь, что взимаете за это дополнительную плату или включите его в свой контракт.

Знаю, может показаться будто здесь слишком много вопросов, но вот один секрет: чем больше вы спрашиваете, тем выше уверенность клиента в том, что вы знаете свою работу. И, в качестве бонуса, он с большей вероятностью захочет снова воспользоваться вашими услугами, потому что вы задали все эти полезные вопросы (это выглядит будто вы точно знаете всё).

Еще один совет для успешной коммерческой съемки: никогда не отправляйте заказчику доказательства или черновые фотографии без водяного знака. Есть вероятность (в идеале очень небольшая), что он захочет украсть снимки (клик правой кнопкой мыши > Сохранить как. Или можно просто сделать скриншот, если ему все равно или он не знает о существовании высокого разрешения). Затем клиент скажет, что передумал, изменил направление, приостанавливает проект или просто недоволен результатом и спокойно использует ворованные фотографии. Это случается чаще, чем вам кажется, но не настолько.

Когда нужно было сделать мои школьные выпускные фотографии, мама записала меня в одну из тех халтурных студий, сотрудничающих со школами. Она заплатила $45 за саму съемку, я отправился в студию, где они щелкнули 4 или, может, 5 разных поз. Через время на почту пришли предварительные фотографии: сырые, без водяных знаков, распечатанные на матовой бумаге формата 4х6 с подписью внизу «Предварительный результат - не копировать». Она просто отрезала эту часть, а затем выбрала по одной фотографии с каждой позой и повесила в рамочку на стене. Знаю, это очень неприлично. Но в ее понимании это именно то, за что она заплатила. Она думала, что отдала деньги за фотографии и поскольку не нуждалась в других копиях, ее все утроило. Это просто пример того, что многие люди не понимают законов об авторских правах и вы сами должны обеспечить сохранность своих фотографий. Всегда помещайте водяной знак на изображения пока клиент не заплатит деньги за итоговый результат.

Второй совет: я не рекомендую выполнять другую работу для заказчика пока он не заплатит за предыдущую. Очень часто фотографы застревают в цепочке съемки и/или редактирования, пока их кормят обещаниями заплатить. Была даже статья, в которой мастер фоторетуши предупреждал других о фотографе, который заказывал услуги, но никогда не платил. Временами он тянул даже больше года, постоянно находя оправдания: то он сам ждет оплаты, то его мать заболела и ему нужно за ней ухаживать, то еще что-то. Главное - он всегда просил «дать пару дней». Позвольте каждому раздумывать и не рассчитывайте, что вас сразу оторвут с руками, но также не идите на поводу, делая работу, за которую не платят.

Выводы

Коммерческая работа восхитительна. Это отличный способ расширить свои навыки и портфолио, а также заняться работой, которая возможна только в таких условиях. Чтобы сделать этот процесс приятным и поразить клиента, убедитесь, что сохраняете профессионализм, задавая много вопросов, и защищайте интересы обеих сторон при помощи контракта.

Есть ли у вас опыт коммерческой работы? Расскажите о первой съемке в комментариях!

С повсеместным развитием и ростом популярности интернет-продаж появилась необходимость подачи товаров наиболее соблазнительным и "вкусным" способом. Все чаще производители обращаются к профессиональным фотографам, чтобы сделать свою продукцию привлекательнее, а следовательно - коммерчески успешнее.

Дэвид Батлер (David Butler) - профессиональный фотограф и художник компьютерной графики, специализируется на съемке высококачественных, дорогих коммерческих продуктов и натюрмортов. Он ведет интересный блог, где подготовил пять подробных лайфхаков для коллег и тех, кто хочет повысить свое мастерство в съемки предметов для продажи.

У продукта есть собственная история, но верно ли вы ее рассказываете?

Каждая деталь в кадре должна что-то сообщать аудитории и играть на ощущениях. Для фотографа это, конечно, означает муки выбора - света, тональности, точки фокуса и прочих нюансов. Первое: нужно подучить теорию цвета и использовать ее в своих целях. Цвет сам по себе может быть прекрасным инструментом, так как способен создать гармонию, чувство доверия и единения аудитории с изображением, дать ощущение роскоши, напряжения или брызжущей энергии.

Это удивительный визуальный инструмент коммуникации. Одни и те же тона могут передавать разные эмоции в паре с разными оттенками.

Например, изображения в красно-белой или красно-черной гамме совершенно разные: первое наполнено счастьем, свежестью и чистотой, а второе таинственно, соблазнительно и чуть рискованно.

Работа со светом - второй важный момент. Невероятный дар природы может быть лучшим другом или злейшим врагом фотографа. Однако, коммерческая съемка чаще всего происходит в студии, а там можно контролировать свет. Дэвид чаще всего устанавливает один базовый источник, а затем выстраивает от него всю схему.

В сложной схеме легко увязнуть, так что не стоит слишком перегружать ее. Если работать с каждым источником по отдельности, легко обнаружить нежелательные блики, тени, отражения и видеть, как именно тот или иной источник влияет на общую картинку.

Работа с коммерческим продуктом - процесс больше технический, чем художественный, в особенности, если речь идет о многостраничных каталогах. Тем не менее, и в такой "прозаичной" съемке возможно достичь артистичности. Если речь идет о свете, нужно точно понимать, что он делает, и ответить на вопросы:

  • достаточно ли очевиден брендинг, есть ли фокус на необходимых деталях, хорошо ли виден логотип;
  • акцентирует ли свет цвет, форму продукта, материалы, или они замаскированы;
  • какое настроение передает снимок (например, на двух фотографиях ниже оно совершенно различно, а объект один).

Естественное освещение против искусно выстроенного

Единого руководства, как правильно - не существует. Правило простое: пользуйтесь тем, что подходит в конкретной ситуации. У естественного света много преимуществ: это простое, незатратное решение, а продукты выходят красиво и органично подсвеченными. Он эффективен в съемке для социальных медиа, электронной коммерции, различных СМИ. Однако, у естественного освещения есть и недостатки:

  • меньшая степень контроля (естественный свет изменчив и непостоянен, и вам придется жонглировать настройками камеры);
  • работа с естественным светом может увеличить время экспозиции или привести к более высоким значениям ISO, а значит - к шуму и зерну, поэтому может потребовать штатив;
  • могут появиться проблемы с отражениями или из-за смешивания источников света;
  • если вам нужно отснять целый каталог, готовьтесь к тяжелой борьбе при согласовании оттенков в конечных снимках.

Итог: если вы фотографируете изящный женский кошелек в теплом свете ясного утра, он, скорее всего, будет выглядеть отлично. Тем не менее, если вам надо снять целую серию таких кошельков, но солнце будет постоянно менять свое положение, а значит изменится тип, температура и яркость освещения. К вечеру придется добавлять искусственный рассеянный свет. Ну, а затем еще потратить прорву времени при постредактировании, чтобы привести все к единообразию. Просто предупреждаем.

Вот пример того, как освещение изменяет общее ощущение от фотографии - в естественном свете все выглядит знакомым, а студийный подчеркивает тона и текстуры.

Напротив, всегда одинаковый. Последовательно соблюдение единых правил освещения - ключевой момент для коммерческого фотографа по многим причинам. Если вы снимаете каталог, важно, чтобы цветовой баланс был везде точным, и достичь этого можно только с постоянным источником. Кроме того, если сессию придется повторить, вы сможете это сделать без труда, просто просмотрев настройки камеры и освещения. Искусственный свет делает фотографа в какой-то степени более свободным, независимым, он может работать без оглядки на время суток.

Еще одна причина использовать искусственное освещение - полнота контроля над ним. Есть множество приборов, аксессуаров, что делает процесс съемки гибким, но регулируемым. С другой стороны, у такого способа есть и недостатки:

  • дороговизна - чтобы приобрести все, что нужно, придется вложиться в оборудование, и чем выше профессиональный уровень фотографа, тем, как правило, выше и уровень затрат;
  • потребность в свободном пространстве - а в работе нередки ситуации, когда потолок слишком низкий, а места для всех световых конструкций явно недостаточно;
  • необходимость в постоянном самообучении - вам придется потратить время, чтобы разобраться со всеми приспособлениями.

То, что вы умеете делать что-то эффектное, не означает, что это нужно делать

На изображении слева - пример брызг и всплесков, символизирующих чистоту, и сообщающих о ней потребителям. Справа всплеск снят только потому, что фотограф умеет это делать. Не становитесь жертвой тенденций, используя популярные эффекты фильтров, техники или другие «модные сенсации». Если это очевидно нужно - вперед, но вписывается ли прием в идентичность бренда и концепцию продукта? Кроме того, с фильтрами «смазывается» тяжелый труд и мастерство фотографа.

Стилизация - потенциально полезный прием, но непростая задача. Для нее нужен натренированный глаз и изрядное терпение. Нужно помнить о нескольких моментах:

  • меньше - больше: отрицательное пространство может стать хорошим, сдержанным фоном для дизайнерских элементов;
  • реквизит - это средство, а не герой съемки. Не загромождайте кадр, не создавайте беспорядка, следите за этим;
  • помните о фактуре поверхностей. Игра с ними - отличный способ говорить с аудиторией и выделять продукт на снимке;
  • заручитесь поддержкой стилиста, который разбирается в бренде - это уменьшит стресс и сэкономит время;
  • не забывайте о том, что этикетки и логотипы бренда должны быть разборчивы.

Рассказывайте историю с помощью визуальных инструментов

Дэвид Батлер говорит, что всегда держит в голове историю и особенности бренда во время всего процесса работы. Он стремится захватить детали, как фотограф-портретист - в каждой строчке, изгибе, миллиметре текстуры должны прослеживаться цель и характер. Глядя на хороший снимок коммерческого продукта зритель практически ощущает, как шипит и пахнет газировка или мягко тикают наручные часы.

Снимайте, редактируйте, печатайте, опять редактируйте и снимайте

Дэвид считает, что классический процесс печати готового результата, который занимает пару дней, а потом еще пару для уточнения настроек, - ошибочно воспринимают как что-то слишком устаревшее для современного быстрого мира. Да, это непрактично, но необходимо и полезно, даже если снимок не предназначен для коммерческой публикации. Просмотр напечатанных фотографий - особый опыт, непохожий на просмотр кадров на цифровом дисплее или мониторе. Прикрепив рабочее изображение к стене и отступив от нее на шаг назад, можно увидеть упущения, которые были незаметны ранее. Если вы снимаете для крупноформатного каталога, такие вещи имеют огромное значение. Галерея изображений также позволяет увидеть кадры, выбивающиеся из общей концепции - и улучшить результат вашего труда, насколько это возможно.