Техническая служба как система управления. Задачи службы технической эксплуатации Задачи службы технической эксплуатации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Техническая служба ГПС МЧС России представляет собой систему управленческих, производственно-технических и оперативных подразделений, организуемых с целью технического и материального обеспечения оперативно-служебной и хозяйственной деятельности ГПС МЧС России.

Основными задачами технической службы ГПС МЧС России являются:

1. Обеспечение технической готовности пожарной техники, средств связи, находящихся на вооружении органов управления, подразделений ГПС;

2. Материально-техническое обеспечение деятельности органов управления, подразделений ГПС;

Организация эксплуатации пожарной техники.

Реализация потенциальных свойств изделий пожарной техники, в частности таких, как функциональные показатели и эксплуатационная надёжность, осуществляется с использованием методов и средств технической эксплуатации. Для решения стоящих перед технической эксплуатацией задач необходимы знание закономерностей изменения технического состояния тех или иных видов пожарной техники, их зависимость от параметров внешней среды и условий эксплуатации.

Важное значение для решения проблем управления техническим состоянием пожарной техники имеет принятая система её обслуживания и ремонта, регламентирующая режимы и другие нормативы по содержанию изделий в технически исправном состоянии. Совершенствование технологических процессов технического обслуживания и ремонта, широкое внедрение в них диагностирования технического состояния изделий пожарной техники, являются существенными элементами обеспечения высокой боевой готовности и эксплуатационной надёжности техники.

1. Теоретическая часть

1.1 Организация технической службы пожарной охраны

Техническая эксплуатация пожарных автомобилей определяет пути и методы наиболее эффективного управления их техническим состоянием. Цель технической эксплуатации - максимальная реализация потенциальных свойств пожарных автомобилей при движении в оперативном режиме и обеспечении боевой работы личного состава на месте пожара.

Поддержание парка пожарных автомобилей в исправном состоянии является одной из основных задач технической службы пожарной охраны. Техническая служба представляет собой систему управленческих, производственно-технических и оперативных подразделений, организуемых с целью технического и материального обеспечения оперативно-служебной и хозяйственной деятельности пожарной охраны.

Техническая служба пожарной охраны решает следующие задачи:

Обеспечение боевой готовности пожарной техники, находящейся на вооружении пожарных подразделений;

Предупреждение дорожно-транспортных происшествий;

Проведение мероприятий по технике безопасности, охране труда и окружающей среды, производственной санитарии и пожарной безопасности при эксплуатации пожарной техники;

Материально-техническое обслуживание;

Организацию и проведение мероприятий по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов;

Обобщение, распространение и внедрение передового опыта, проведение рационализаторской и изобретательской работы в подразделениях пожарной охраны.

Непосредственная реализация задач по поддержанию парка пожарных машин в исправном состоянии средствами технической эксплуатации осуществляется отрядами и частями технической службы, которые организуют свою деятельность в соответствии с «Положением об отрядах (частях) технической службы» и «Наставлением по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России» .

1.2 Техническое обслуживание и ремонт ПА

Эксплуатация пожарного автомобиля неразрывно связана с необходимостью поддержания его технически исправного состояния путем проведения работ, которые можно разделить на две группы :

Техническое обслуживание (ТО);

Техническое обслуживание пожарных автомобилей

Техническое обслуживание - комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в боевой готовности.

ТО должно обеспечивать:

Постоянную техническую готовность пожарного автомобиля к использованию;

Надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы;

Безопасность движения;

Устранение причин, вызывающих повышение скорости изнашивания детали и как следствие - возникновение отказов и неисправностей;

Минимальный расход топливосмазочных и других эксплуатационных материалов;

Уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.

Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню и месту выполняемых работ подразделяют:

Ежедневное ТО при смене караула (ЕТО);

ТО на пожаре (учении);

ТО по возвращении с пожара (учения);

ТО после первых 1000 км пробега (по спидометру);

Первое ТО (ТО-1);

Второе ТО (ТО-2);

Сезонное ТО (СО).

Ежедневное ТО при смене караула предназначено для осуществления контроля, направленного на обеспечение безопасности движения пожарного автомобиля, поддержания его внешнего вида; оценки общего технического состояния специальных агрегатов и пожарно-технического вооружения (ПТВ); заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью. ЕТО проводят в пожарной части при смене караулов.

Техническое обслуживание на пожаре (учении) служит для обеспечения безотказной работы двигателя и пожарного оборудования при выполнении боевой работы; проводится водителем пожарного автомобиля в объеме перечня работ.

Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) в часть предназначено для восстановления работоспособности пожарного автомобиля после проведенных работ, подготовки его для выполнения последующих оперативных заданий. ТО проводят водитель и личный состав караула под руководством командира отделения согласно перечню основных работ.

Техническое обслуживание после первых 1000 км проводят для новых пожарных автомобилей с целью обеспечения исправной работы агрегатов и систем автомобиля в начальный период эксплуатации и проверки правильности приработки деталей. ТО проводят закрепленные за автомобилем водители на посту, ТО пожарной части.

Первое и второе ТО предназначены для снижения интенсивности изменения параметров технического состояния базового шасси и специальных агрегатов пожарного автомобиля, предупреждения и выявления отказов и неисправностей, экономии топливно-энергетических ресурсов, уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду путем своевременного выполнения контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, электротехнических, шинных и других работ.

ТО-1 организует начальник пожарной части или его заместитель и проводят его на посту ТО пожарной части закрепленные за автомобилем водители под руководством старшего водителя и личный состав отделения в объеме основного перечня работ.

ТО-2 в отряде (части) технической службы на отдельном посту ТО проводят рабочие этих подразделений с участием водителей пожарного автомобиля в соответствии с планом-графиком ТО в объеме основного перечня работ.

Сезонное ТО предназначено для подготовки пожарного автомобиля к эксплуатации в зимний и летний период. Выполняют его два раза в год и, как правило, совмещают с проведением очередного ТО путем соответствующего увеличения периодичности и трудоемкости работ в зависимости от времени года. Сезонное обслуживание проводят силами отряда (части) технической службы с участием закрепленных за автомобилями водителей в объеме перечня основных работ.

Ремонт пожарных автомобилей

В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:

Для автомобилей (текущий ремонт (ТР), средний ремонт (СР), капитальный ремонт (КР);

Для агрегатов (текущий, капитальный).

Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняют восстановлением или заменой отдельных агрегатов, узлов и деталей, а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ для обеспечения работоспособного состояния.

Текущий ремонт агрегата заключается в частичной разборке, замене или ремонте отдельных изношенных и поврежденных механизмов, деталей и проведении необходимых регулировочных, крепежных и других работ.

Средний ремонт пожарного автомобиля предназначен для восстановления работоспособного состояния с помощью более сложных и трудоемких операций. При этом предусматривают, как правило, замену двигателя, требующего капитального ремонта, ремонт или замену отдельных агрегатов, окраску кузова и проведение других ремонтных работ.

Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании автомобиля в соответствии с техническими условиями на производство капитального ремонта .

2. Исходные данные

Исходные данные представлены в таблицах.

Номер зачетной книжки - 210080.

Исходные данные для расчета ЦРБ (П)

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

Численность населения города, NH, тыс. чел.

Протяженность территории города, L, км

Число пожарных частей (включая ведомственные), NПЧ

Количество пожарных автомобилей в пожарном депо

Распределение основных ПА (города) по маркам с учетом резерва (100%) АЦ - 2,0-4 (5301)

АЦ-5-40 (43101)

АПП-3909 мод. 6-ДД

АНР-40-1000 (433360)

Исходные данные для расчета ПО(Ч) ТС

Исходные данные для расчета ПО(Ч) ТС

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ

Минимальный общий пробег ПА Lmin, км: основных

специальных

вспомогательных

Максимальный общий пробег ПА Lmax, тыс. км: основных

специальных

вспомогательных

Количество капитальных ремонтов: коробок отбора мощности (КОМ)

3. Расчет и проектирование пожарно-технических центров, пожарных частей технической службы

3.1 Расчет годовой производственной программы

Расчетное значение периодичности капитального и среднего ремонтов, а также ТО-2 определяется по формуле:

пожарный производственный охрана

где Ti - расчетное значение межремонтных пробегов, км;

Tiн - нормативное значение межремонтных пробегов, км;

0,8 - коэффициент для III категории эксплуатации;

1 - коэффициент для умеренного климата.

Периодичность ТО-2 равна:

для основных автомобилей:

для специальных ПА:

Для вспомогательных ПА:

Приведем значения ТО-2 нормативные и скорректированные, а также коэффициенты корректировки в таблице 2.

Таблица 2 - Периодичность ТО-2

Значение периодичности капитального и среднего ремонтов для основных пожарных автомобилей равно:

Периодичность КР и СР для специальных автомобилей:

Для вспомогательных пожарных автомобилей количество средних ремонтов не рассчитывается, так как их режимы эксплуатации не отличаются от автомобилей народного хозяйства. Тогда значение КР для специальных автомобилей:

Нормативные значения периодичности капитальных и средних ремонтов для основных, вспомогательных и специальных ПА, а также коэффициенты корректировки и скорректированные значения приведены в таблице 3.

Таблица 3 - Значения пробегов до КР и СР

Базовое шасси ПА

ЗИЛ (осн.)

УАЗ (осн.)

ЗИЛ (всп.)

УАЗ (всп.)

При расчете годовой производственной программы определяется число капитальных и средних ремонтов, технических обслуживаний №2.

Число капитальных ремонтов вычисляется:

где NКР - число капитальных ремонтов;

Lср - средний пробег автомобиля, км:

NПА - число пожарных автомобилей соответствующей марки шасси;

ТКР - скорректированный пробег автомобиля до первого капитального ремонта, км.

Средний пробег основных ПА равен:

Средний пробег специальных ПА:

Средний пробег вспомогательных ПА:

Количество капитальных ремонтов для:

основных автомобилей, АЦ на шасси ЗИЛ:

специальных на шасси КаМАЗ:

Вспомогательных на шасси ВАЗ:

Расчеты занесем в таблицу 4.

Число средних ремонтов в гарнизоне рассчитывается:

где NСР - число средних ремонтов;

ТСР - скорректированный пробег автомобиля до среднего ремонта, км.

Количество средних ремонтов для:

основных автомобилей на шасси ЗИЛ:

специальных на шасси КаМАЗ:

Данные расчетов занесем в таблицу 4.

Число технических обслуживаний ТО-2 рассчитывают по формуле:

где NТО-2 - число технических обслуживаний;

ТТО-2 - скорректированный пробег автомобиля до технического обслуживания, км.

Если полученное значение NТО-2 больше количества ПА, то его округляют до целого числа и принимают для дальнейшего расчета. Если же оно меньше, то используется формула:

Число ТО-2 для основных автомобилей на шасси ЗИЛ:

ТО-2 для специальных автомобилей:

ТО-2 для вспомогательных автомобилей:

Полученные данные приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Количество КР, СР и ТО-2

Базовое шасси

основные

специальные

вспомогательные

4. Определение общей годовой трудоемкости основных работ

Годовой объем работ складывается из объемов работ по ТО-2, КР, СР и ТР и самообслуживанию ПТЦ и ПО(Ч) ТС.

Нормативы трудоемкости приведены в для третьей категории эксплуатации и умеренной климатической зоны.

Расчетную трудоемкость соответствующего вида ремонта вычисляют по формуле:

где ti - расчетная трудоемкость соответствующего вида ремонта, чел.-ч;

tiн - нормативная трудоемкость, чел.-ч (приведен в таблицах 2,4,5,6 );

Коэффициент для заданной по условию категории эксплуатации;

Коэффициент для заданного по условию климата;

КЭ - коэффициент, учитывающий сроки эксплуатации (приведен в п. 1.6 ). Примем, что пожарные автомобили находятся в эксплуатации от 10 до 15 лет.

Для автолестниц высотой более 30 метров, а также импортных пожарных автомобилей нормативы трудоемкости умножаются на коэффициент, равный 2.

Для АЦ - 2,0-4 (5301) трудоемкость:

Текущего ремонта:

среднего ремонта:

капитального ремонта:

Полученные результаты приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Значения трудоемкостей ТО-2, КР, СР и ТР

Базовое шасси

КЭtТО-2tТРtСРtКР

Примечание.

* - нормативные значения трудоемкостей взяты для близких марок шасси;

** - значения трудоемкостей для автолестниц высотой более 30 м умножаются на коэффициент 2.

Вычисление годовой трудоемкости каждого вида ремонта определяют для каждой марки шасси ПА по формуле:

где Пi - годовая трудоемкость каждого из ремонтов и ТО-2, чел.-ч;

Ni - число ремонтов;

ti - скорректированная трудоемкость ремонта и ТО-2, чел.-ч.

Для автомобиля АЦ - 2,0-4 (5301) годовая трудоемкость:

среднего ремонта:

капитального ремонта:

Результаты расчета занесем в таблицу 6.

Таблица 6 - Значения годовых трудоемкостей КР, СР, ТО-2

Тип и марка ПА

Основные

АЦ - 2,0-4 (5301)

АЦ-3-40 (4326)

АЦ-5-40 (43101)

АПП (3909) мод. 6-ДД

АНР-40-1000 (433360)

АПТ-40 (53213)

Специальные

АКП-35 (53213)

АСА-20 (43101)

Вспомогательные

Годовая трудоемкость текущего ремонта определяется:

где ПТР - годовая трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч;

Lср - средний пробег автомобиля, км;

NПА - число пожарных автомобилей;

tТР - скорректированная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч.

Годовая трудоемкость текущего ремонта для АЦ - 2,0-4 составляет:

Расчеты представлены в таблице 7.

Таблица 7 - Значение трудоемкостей текущего ремонта

Тип и марка ПА

Количество ПА

Основные

АЦ - 2,0-4 (5301)

АЦ-3-40 (4326)

АЦ-5-40 (43101)

АПП (3909) мод. 6-ДД

АПТ-40 (53213)

АНР-40-1000 (433360)

Специальные

АКП-35 (53213)

АСА-20 (43101)

Вспомогательные

Годовая трудоемкость ремонта агрегатов ПА для оборотного фонда вычисляют по формуле:

где Пi агр - годовая трудоемкость i-го агрегата, чел.-ч;

Ni агр - число ремонтов i-го агрегата;

ti - трудоемкость ремонта i-го агрегата, чел.-ч.

Значения трудоемкости ремонта ПА по агрегатам и узлам представлена: ремонт КОМ п. 5 таблица 8 ; ремонт насоса п. 16 таблица 8 .

Для автоцистерн на шасси ЗИЛ скорректированная трудоемкость ремонта КОМ составляет:

Годовая трудоемкость ремонта КОМ:

Полученные результаты занесены в таблицу 8.

Таблица 8 - Значения годовых трудоемкостей ремонта агрегатов

Базовое шасси

tКОМ н, чел.-ч

tнасос н, чел.-ч

tКОМ, чел.-ч

tнасос, чел.-ч

ПКОМ, чел.-ч

Пнасос, чел.-ч

Так как в годовом план-задании в соответствии с предусматривается резерв времени в объеме 20% от общей годовой трудоемкости, то расчетная общая годовая трудоемкость (П) определяется по формуле:

где УПi - суммарная трудоемкость работ по ТО-2, СР, КР и ТР и КР агрегатов;

ПСАМ - объем работ по самообслуживанию (принимается 10 - 15% от общей трудоемкости).

5. Режим работы пожарных отрядов (частей) технической службы, фонды времени и количество производственных рабочих

В пожарно-технических центрах, пожарных отрядах (частях) технической службы режим работы планируется по рабочей неделе в одну смену. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными средняя продолжительность смены составляет 8 часов.

Годовой фонд рабочего времени определяется:

где Фд - годовой фонд рабочего времени;

Дни в году;

А - число выходных дней в году;

Б - число праздничных дней в году;

С - продолжительность отпуска в году (принимаем 28 дней);

Д - продолжительность рабочего дня в часах (принимаем 8 ч);

Е - продолжительность предпраздничных дней в году;

К - сокращение длительности рабочего дня в предпраздничные дни (принимаем 1 ч);

З - коэффициент, учитывающий невыходы рабочего по болезни (принимаем 0,96).

Праздничные дни: новогодние каникулы - 8 дней, 23 февраля, 8 марта, 1 мая - 5 дней, 9 мая - 4 дня, 12 июня, 11 октября (День республики), 4 ноября, 2 дня - религиозные праздники.

Общее количество рабочих дней: 244.

Количество производственных рабочих определяется:

где mр - число рабочих;

П - общая годовая трудоемкость работ, чел.-ч;

Фд - годовой фонд рабочего времени;

Следовательно, необходимое число производственных рабочих 258 человек. Численность вспомогательных рабочих принимают в размере 10 - 15% численности основных производственных рабочих. Таким образом, численность вспомогательных рабочих составит примерно 26 человек.

6. Расчет количества постов. Определение площадей производственных зон и участков

Состав производственных зон и отделений (участков) принимают исходя из технологических процессов технического обслуживания и ремонта ПА и ПО с учетом типовых проектов ПТЦ, ПО(Ч) ТС.

Производственное здание ПТЦ, ПО(Ч) ТС должно включать посты ТО-2 и посты всех видов ремонта.

Исходной величиной для расчета числа универсальных постов ТО-2 служит такт поста, вычисляемый по формуле:

где фТО-2 - время простоя ПА под обслуживанием на данном посту, ч;

tТО-2срв - скорректированная средневзвешенная трудоемкость ТО-2, ч;

tп - время на установку ПА на пост и съезд с поста, ч (принимаем 0,16 ч).

Средневзвешенная трудоемкость равна:

где ПТО-2i - трудоемкость ТО-2 по маркам ПА, чел.-ч;

NТО-2 - общее количество технических обслуживаний;

Количество обслуживаний в сутки определяется по формуле:

где Nс - число обслуживаний в сутки;

NТО-2 - количество ТО-2 за год;

Ритм производства:

где R - ритм производства ч-1;

Nс - количество обслуживаний в сутки;

Количество универсальных постов ТО-2 определяется:

где ХТО-2 - число универсальных постов ТО-2;

фТО-2 - время простоя ПА под обслуживанием на данном посту, ч;

R - ритм производства, ч-1;

зп - коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем 0,85);

Число постов всех видов ремонта рассчитывается:

где Хi - количество постов каждого из ремонтов;

Пi - общая годовая трудоемкость работ по каждому из видов ремонта, чел.-ч;

ц - коэффициент, учитывающий неравномерность поступления ПА на пост ремонта (принимаем 1,3);

Кр - коэффициент, учитывающий долю объема работы, выполняемой на постах ремонта (принимаем 0,55);

Др - количество рабочих дней в году;

С - число смен (принимаем 1);

Тсм - продолжительность работы зоны (принимаем 8 ч);

Рп - количество рабочих, одновременно работающих на посту (принимаем 5 чел.);

зп - коэффициент использования рабочего времени поста (принимаем 0,9).

Количество постов для ТО-2:

основных автомобилей:

Округлим до 4;

Специальных автомобилей:

округлим до 1;

вспомогательных автомобилей:

Необходимо совместить посты ТО-2 специальных и вспомогательных автомобилей.

До 60 - 70% текущих ремонтов проводится непосредственно на постах технического обслуживания пожарных частей. Поэтому количество постов текущего ремонта составляет лишь 30 - 40% от расчетного числа.

Все полученные данные сводятся в таблицу 9.

Таблица 9 - Количество постов ТО-2, КР, СР и ТР

Вид обслуживания

Назначение ПА

Количество ПА

Расчетная трудоемкость П, чел.-ч

Количество постов

Техническое обслуживание ТО-2 (универсальные посты)

Капитальный ремонт

основные

специальные

вспомогательные

Средний ремонт

основные

специальные

вспомогательные

Текущий ремонт

основные

специальные

вспомогательные

Примечание. * - количество постов составляет 30-40% от расчетного значения.

Площадь зон технического обслуживания и ремонта ПА рассчитывают по формуле:

где FТО,Р - площадь зон технического обслуживания и ремонта ПА, м2;

fа - площадь, занимаемая ПА, м2 (принимаем 2,5Ч7);

Хп - число постов;

К0 - коэффициент, учитывающий свободные зоны и проходы (принимаем 4).

Количество постов для ТО-2 17, тогда общая площадь, занимаемая зоной ТО-2 составляет:

Полученные результаты занесены в таблицу 10.

Таблица 10 - Площади зон ТО и ремонтов

Окончательно площадь зон определяется по результатам общей компоновки производственных зданий.

Площадь производственного участка рассчитывается:

где Fу - площадь производственного участка, м2;

fоб - площадь, занимаемая оборудованием на рассчитываемом участке, м2;

Кп - коэффициент плотности расстановки оборудования (принимаем 3,5).

Пост мойки.

На посту мойки находится следующее оборудование: моечная установка, ее габариты приведены в приложении Г.

Посты ТО-2.

Находится следующее оборудование: маслораздаточный бак, V=223 л; солидолонагреватель; слесарный верстак; осмотровая канава; подъемник канавный; насосная станция подъемника П128М; солидолонагнетатель пневматический, передвижной. Габариты и характеристика оборудования приведены в приложении Г.

Посты ремонта. Оборудование: осмотровые канавы; слесарный верстак; гайковерт; тележка; насосная станция подъемника П128М; кран-балка, верстак.

Агрегатно-механический участок. Оборудование: точильно-шлифовальный станок Ш=400 мм; пресс гидравлический, 10т; настольно-сверлильный станок, Ш=12 мм; стенд для разборки и регулировки сцеплений; слесарный верстак; стенд для разборки и сборки двигателей; стенд для разборки и сборки коробки передач; ванна для мойки деталей, V=60 л; станок для шлифовки фасок клапанов; установка для промывки каналов блоков и коленчатых валов двигателей (тупиковая); станок для расточки тормозных барабанов; токарно-винторезный станок, 630х1400; вертикально-сверлильный станок, Ш 25 мм; кругло-шлифовальный станок, 200х500; плоско-шлифовальный станок, 200х630; горизонтально-фрезерный станок, 320х1250; станок для заточки инструментов; установка для мойки деталей; универсально-фрезерный станок 200х800; станок для шлифовки фасок клапанов и торцов толкателей.

Электротехнический участок. Оборудование: верстак, контрольные испытательные стенды (мод. 532М. Э-211), габариты 950х800.

Участок кузовных работ. Оборудование: тележка 1700х1000; приточно-вытяжная вентиляция, компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); верстак с вытяжным устройством; ванна для испытания топливных баков автомобиля; станок точечной сварки; наковальня; горн кузнечный; пневматический молоток; машина для резки, гибки и отбортовки листового материала; генератор ацетиленовый; стол для газосварочных работ; ножницы комбинированные; ванна для проверки радиаторов, 1100х800.

Участок обслуживания топливной аппаратуры. Оборудование: верстак с вытяжным устройством; прибор для проверки карбюраторов и топливных насосов; стенд для испытания масляных насосов и фильтров; стенд для испытаний и регулировки топливной аппаратуры.

Отбойно-столярный участок. Оборудование: слесарный верстак; циркулярная пила; станок деревообрабатывающий комбинированный; машина швейная.

Пост окраски. Оборудование: компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); краскопульты; система вентиляции; АУПС.

Участок обслуживания аккумуляторов. Оборудование: слесарный верстак; зарядное устройство; приточно-вытяжная вентиляция; ванна для промывки аккумуляторных батарей; стеллаж для аккумуляторных батарей; ванна для слива электролита; верстак с вытяжным устройством; стенд для проверки аккумуляторных батарей; электродистиллятор.

Шиномонтажный участок. Оборудование: компрессор (Q=0.6м3/мин, Р=12 кгс/см2); слесарный верстак; стенд для монтажа и демонтажа шин; электровулканизационный аппарат; ванна для проверки герметичности камер; стеллаж для колес и покрышек; тележка для снятия и транспортировки колес.

Участок испытаний двигателей и агрегатов. Оборудование: стенд для испытания коробки передач; стенд для испытания герметичность блоков цилиндров; обкаточно-тормозной стенд двигателей; прибор для проверки карбюраторов и топливных насосов; монорельс с талью.

Например, пост мойки. В моечном отделении находится моечная установка и пожарный автомобиль. Габариты моечной установки 835х315 мм, тогда площадь, ею занимаемая, 0,26 м2. Расчетная площадь равна 3,5*0,26=0,92. Также на посту мойки должен помещаться автомобиль, тогда площадь составляет 0,92 + 17,5 = 18,42 м2.

Аналогично подсчитываются площади других участков. Полученные результаты приведены в таблице 11.

Таблица 11 - Значения площадей участков

Наименование участка

Площадь, занимаемая ПА, м2

Площадь, занимаемая оборудованием, м2

Значение принятого коэффициента

Расчетная площадь, м2

Площадь, принятая после планировки, м2

Пост мойки

Посты ремонта

Агрегатно-механический участок

Электротехнический участок

Участок кузовных работ

Топливно-ремонтный участок

Обойно-столярный участок

Пост окраски

Аккумуляторная

Шиномонтажный участок

Испытательная

7. Общая компоновка производственных зон ПТЦ, ПЧ ТС и технологическая планировка участков

Планировка производственного корпуса зависит от состава помещений, технологии проведения работ, а также противопожарных и санитарно-технических требований, предъявляемых к отдельным зонам и участкам.

Наибольшее распространение получили здания прямоугольной формы. Длина здания определяется:

где Lз - длина здания, м;

Fз - площадь здания производственного корпуса, м2;

Вз - ширина здания, м.

Площадь здания равна сумме площадей всех постов, находящихся в производственном корпусе. Тогда:

При стандартной длине плиты 6000 мм примем длину здания 90 м. Тогда площадь здания после уточнения его длины составит:

Высоту производственного корпуса определяют характером выполняемых работ, габаритами пожарных автомобилей и принятым видом грузоподъемных устройств.

Планировка производственного корпуса представлена в приложении А.

8. Техническое обслуживание пожарной техники в ПЧ и работа с эксплуатационной документацией

8.1 Технологическое проектирование пожарного депо

В состав объектов пожарной охраны входят пожарные депо, которые предназначены для охраны городов и предприятий.

Хранение и обслуживание пожарных автомобилей и пожарного оборудования производится в пожарных депо.

Состав площади помещений пожарных депо установлены в приложение 4 и приведены в таблице 12.

Таблица 12 - Состав и площади помещений пожарных депо

Наименование помещений

Площадь помещений для II типа пожарного депо на 4 автомобиля, м2

1. Помещения пожарной техники и техобслуживания:

а) помещения пожарной техники

б) пост техобслуживания с осмотровой канавой

в) мастерская

г) кладовая для инструмента и запасных частей

д) пост мойки

е) кабинет безопасности движения

ж) кабинет начальника дежурной смены

з) учебный класс

2,5 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности дежурной смены

и) комната инструктажа населения

2. Вспомогательные помещения:

а) восстановительный пункт и гардеробная спецобмундирования:

гардероб

4 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности личного состава

термокамера

душевые и уборные

Предусматриваются согласно действующим нормам

кабинет психологической разгрузки

б) комната приема пищи

1,4 м2 на сотрудника, из расчета 75%-й численности личного состава дежурной смены

в) комната разогрева пищи

г) склад вещимущества с комнатой для коменданта

д) зал собраний

1,6 м2 на сотрудника, из расчета 100%-й численности личного состава

е) комната при зале собраний

ж) спортивный зал

3. Служебные квартиры (количество)

Площадь и высоту помещений след...

Подобные документы

    Назначение, структура и основы организации пожарных отрядов и частей технической службы. Расчет режима работы, фондов времени и количества производственных рабочих. Анализ существующих систем эксплуатации пожарных рукавов. Компоновка производственных зон.

    курсовая работа , добавлен 18.08.2014

    Организация технической службы пожарной охраны, ее техническое обеспечение и предъявляемые требования, цели и функции деятельности, нормативно-правовое обоснование. Расчет производственной программы и этапы проектирования пожарно-технических центров.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Тактико-технические характеристики основных, специальных пожарных автомобилей гарнизона. Расчет, проектирование пожарных отрядов технической службы. Этапы эксплуатации пожарных рукавов. Определение производственных площадей базы, их компоновочные решения.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2013

    Концепция развития противопожарной службы Свердловской области и общественных объединений пожарной охраны на территории области на период до 2020 года. Развитие технической службы Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Географическая и социально-экономическая характеристика г. Чита. Оценка параметров пожарной обстановки в городе. Математическое моделирование оперативной деятельности пожарной охраны. Совершенствование организации и управления противопожарной службы.

    дипломная работа , добавлен 10.07.2012

    Защита жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций и государства от пожаров. Соблюдение законности при осуществлении деятельности в области пожарной безопасности. Единые правила установления требований пожарной безопасности к объектам.

    реферат , добавлен 29.01.2015

    Строительство пожарной охраны в середине XIX-начале XX в. Основные направления деятельности пожарных обществ. Приоритеты России в области создания пожарно-технической продукции. Административно-полицейские функции в Москве в конце XVI-начале XVII в.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Ознакомление с основами несения службы дежурным караулом пожарной части. Описание правил выезда по тревоге, проведения занятий с личным составом дежурного караула, инструктажей по мерам безопасности. Изучение документов планирования боевой подготовки.

    отчет по практике , добавлен 05.06.2015

    Организация советской пожарной охраны в годы Великой Отечественной войны. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Общие принципы обеспечения пожарной безопасности и требования к ней.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2014

    Меры по повышению эффективности пожарной безопасности. Описание современных средств и технологий по пожарной безопасности. Регламентирующая документация в области пожарной безопасности. Организация работы ведомственной пожарной охраны в аэропорту.

Система технического обслуживания, ремонта элементов конструкций зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направляемых на обеспечение сохранности зданий и объектов . Система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию. Это позволяет нормально эксплуатировать здания, проводить своевременно обследования, на основе оценки их технического состояния назначать ремонты. Техническое обслуживание должно осуществляться в течение всего срока эксплуатации объекта и включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности, наладке, регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания (объекта) в целом или его элементов, систем, а также обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Решение проблемы обеспечения жилыми и промышленными зданиями, сооружениями зависит не только от объемов строительства, но и от сроков службы эксплуатируемых зданий и сооружений. Долговечность может быть гарантирована лишь поддержанием зданий в надлежащем состоянии в процессе эксплуатации, т.е. соблюдением правил и норм их технической эксплуатации .

Задачи эксплуатации зданий можно определить как комплекс мероприятий, обеспечивающих комфортное и безотказное использование элементов и систем, составляющих здания, для определенных целей в течение нормативного срока службы.

Эксплуатацию здания можно разделить на две составляющие: обслуживание зданий и техническую эксплуатацию.

Каждое здание представляет собой сложный, дорогостоящий объект, состоящий из многих конструктивных строительных элементов и инженерного оборудования, которые длительное время должны выполнять определенные функции. Потеря эксплуатационных функций ведет к снижению комфортности жилья, условий труда, нарушению условий технологического процесса и т.д. Под воздействием природных и человеческих факторов, производственных процессов окружающая среда постоянно изменяется. В период использования здания, развития инженерной мысли требования к зданию меняются, условия эксплуатации усложняются и становятся отличными от ранее принятых проектных требований.

Для поддержания необходимого состояния здания следует знать закономерности разрушения и износа строительных конструкций и инженерных систем (тепло-, газо-, водо-, электроснабжения и вентиляции), что позволит своевременно производить восстановление, планово-предупредительный капитальный ремонт, а также осуществлять надлежащее техническое обслуживание.

Задачи специально создаваемых служб технической эксплуатации зданий состоят в том, чтобы обеспечивать соблюдение соответствия воздействия действующих нагрузок и различных сред на строительные конструкции в пределах величин, оговоренных в проекте и нормативных документах, своевременно выявлять и устранять неисправности строительных конструкций, т.е. осуществлять комплекс мероприятий, способствующих безотказному использованию помещений здания для определенных целей в течение нормативного срока службы.

Рост городских территорий, оборудование зданий сложными инженерными системами требует создание специальных служб по эксплуатации зданий и оборудования. Структура этих служб с течением времени меняется. В настоящее время созданы жилищно-эксплута- ционные, эксплутационно-ремонтные, специальные управляющие компании. Усложнение оборудования за счет использования средств автоматизации, например при контроле лифтов, освещения лестничных клеток, расхода воды в системе отопления и т.п., потребовало создания объединенной диспетчерской службы микрорайона.

Пожарные автомобили, как и другие машины, при эксплуатации изменяют свои показатели назначения. Это естественный процесс и его нельзя устранить. Однако, зная причины и условия, оказывающие влияние на их изменения, становится возможным их затормозить. Это составляет основу обеспечения долговечности машин.

Обеспечивая управление долговечностью и надежностью механизмов и машин, обобщая его опыт, становится возможным обосновывать требования к пожарным машинам, т.е. совершенствовать их.

Наконец, решая задачи технического обслуживания пожарных машин, обеспечивается их постоянная техническая готовность и боеспособность пожарных частей.

Решение изложенных задач составляет основу технической службы.

14.1 Техническая служба как система управления

Назначение и особенности технической службы. Параметры тактико-технических характеристик пожарных автомобилей могут быть реализованы при тушении пожаров только при условии, что непрерывно будет поддерживаться и обеспечиваться их техническая готовность.

Техническая готовность ПАопределяется исправным техническим состоянием всех механизмов и систем, заправкой емкостей огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами, укомплектованностью исправным ПТВ и соответствием внешнего вида, окраски и надписей установленному образцу.

Организация эксплуатации, по определению, направлена на эффективное использование пожарной техники, обеспечение ее технической готовности посредством технического обслуживания и ремонта механизмов и систем пожарных машин.

Работа подразделений ГПС и деятельность органов управления требует снабжения их пожарно-технической продукцией (пожарные машины, ПТВ, запасные части и т.д.), огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами. Для хозяйственной деятельности подразделений ГПС необходимо их обеспечение строительными материалами, металлом и т.д. Снабжение всей продукцией возложено на органы материально-техни-ческого обеспечения (МТО).

Руководство поддержанием и обеспечением технической готовности, МТО и организацией эксплуатации ПТ возложено на техническую службу.

Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвязано (рис. 14.1). Все они подчинены основной цели – обеспечению и поддержанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.

Рис. 14.1. Задачи технической службы

Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.

Силы ТСсоставляют две группы личного состава ГПС. Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих подразделений технической службы (к ним относятся производственные технические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.

Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечивающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся служащие отделов пожарной техники и вооружения ГУГПС, отделов ПТ УГПС (ОГПС), руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.

Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы.

Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы. Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.

Средства технической службы(рис. 14.2) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в пожарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1 на рис. 14.2). В состав ТС входят также:2 – отдельные посты ТО;3 – рукавный пост;4 – пост диагностики;5 – гарнизонная база МТО и6 – пункт отгрузки запасных частей.

Рис. 14.2. Состав технической службы:

1 – участки ПО(Ч)ТС; 2 – отдельный пост ТО; 3 – рукавный пост ТО; 4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база материального обеспечения; 6 – пункт отгрузки запасных частей

Анализируя ТС, следует отметить ряд ее особенностей. Наиболее важно то, что силы и средства рассредоточены. Силы, в основном, сосредоточены в пожарных частях. Средства же, обеспечивающие техническую готовность, находятся в частях технической службы. Второй особенностью является то, что и силы, и средства ТС рассредоточены территориально. Все это усложняет организацию функционирования ТС и управление ею. Задачи управления возложены на отдел (отделение) пожарной техники УГПС (ОГПС).

Техническую службу возглавляет начальник, в подчинении которого находится отдел пожарной техники.

Объем задач технической службы.Специфика эксплуатации, напряженность работы систем и механизмов оказывают большое влияние на интенсивность их изнашивания и техническую готовность ПА. Ее поддержание и восстановление требует очень больших трудовых затрат. Они во много раз превышают затраты на ТО и Р тех грузовых автомобилей, на шасси которых они обустроены. Так, трудоемкость ТО-2 пожарных автоцистерн на различных шасси находится в пределах 60 – 78 чел.-ч, а грузового автомобиля – в пределах 12 – 14 чел.-ч, т.е. в 5 – 5,5 раз меньше. Норматив трудоемкости текущего ремонта ПА в 2 – 3 раза превышает норматив текущего ремонта грузового автомобиля.

Трудовые затраты на ТО и Р пожарных машин распределены по подразделениям пожарных частей и технической службы. Они выполняют различные объемы работ по обслуживанию ПА.

В соответствии с задачами, решаемыми ТС, рассмотрим три направления ее функционирования.

Основной задачей обеспечения боевой готовности ПА является поддержание их технической готовности, осуществляемой в пожарных частях, и организация эксплуатации ПА, как показано на рис. 14.3. Подразделение МТО осуществляет только организаторские функции.

Рис. 14.3. Объем задач, решаемых ТС

Перечень работ по обеспечению и поддержанию технической готовности ПА рассмотрим на примере четырех позиций, указанных по каждому направлению функционирования.

Трудоемкость поддержания технической готовности пожарной автоцистерны очень велика. При трудоемкости ЕТО, равной 1 – 2,3 чел.-ч, а обслуживания после пожара – около 1,8 чел.-ч при количестве выездов на пожары от 100 до 300 определим трудоемкость П поддержания технической готовности одной автоцистерны в год, чел.-ч. Она вычисляется по формуле

(14.1)

где n g – количество дней в году, когда проводится ЕТО (365 дней);Т ЕТО – трудоемкость ЕТО, чел.-ч;n п – количество пожаров в году;Т пп – трудоемкость обслуживания после пожара.

При изложенных выше условиях она равна П = (550 – 1350) чел.-ч в год. Этот объем работы выполняется в пожарных частях.

Обеспечение технической готовности ПА осуществляется проведением ТО-1, ТО-2 и ТО со. Количество ТО-2 в году одно, ТО-1 – девять, а ТО со – два. Трудоемкость ТО-2 автоцистерны на различных шассиТ ТО-2 = 60 – 78 чел.-ч. ВыразимТ то-1 через трудоемкость ТО-2. ПримемТ то-1 = (1/3 – 2/3)Т то-2 ,Т со = 0,2Т то-2 . Тогда запишем, что трудоемкость обеспечения технической готовности в течение года, чел.-ч, равна

где K ТР – трудоемкость ТР, равная 20 %, т.е.К ТР = 1,2. При этом изП 2 объем работ, приходящийся на ТО-1, равен (216 – 560) чел.-ч будет частично выполняться в пожарных частях.

Суммарные затраты труда на ТО одной автоцистерны в год составляют (780 – 2100) чел.-ч. В среднем можно считать, что общий пробег АЦ в год составляет около 10000 км. Тогда удельная трудоемкость технического обслуживания составит (78 – 210) чел.-ч на 1000 км пробега АЦ. При этом удельная трудоемкость поддержания технической готовности составит (53 – 135) чел.-час на 1000 км пробега АЦ, а ее обеспечения (25 – 79) чел.-ч на 1000 км.

Рассредоточение сил и средств технической службы по различным подразделениям ГПС, большие затраты труда на техническое обслуживание пожарных автомобилей требуют тщательной организации проведения всех работ. Это, в свою очередь, сопряжено с рациональным управлением технической службой.

Управление технической службой целесообразно анализировать, используя элементы системного анализа. Для этой цели ТС рассмотрим, как систему. Она охватывает как объем решаемых задач, так и исполнительный орган (отдел пожарной техники), как показано на рис. 14.3. Будем считать, что система ТС состоит из трех подсистем: поддержание технической готовности, материальное обеспечение и обеспечение технической готовности. Для решения основной задачи – поддержания технической готовности АЦ, достаточно в каждой из подсистем выделить по четыре элемента. Содержание каждого из них расшифровано на рис. 14.3.

Управление технической готовностью подразделений ГПС осуществляется взаимодействием всех элементов. Степень полноты взаимодействия будет, естественно, различна. Однако так как число всех элементов равно n = 12, то таких взаимодействий будет

.

Естественно, что управлять функционированием ТС при таком количестве взаимосвязей очень трудно. В рассматриваемом случае система как целое состоит из трех подсистем. Если их три, тогда число связей равно j = 3. Если в каждой подсистеме будет по четыре элемента, то число связей в каждой из них составит j = 6. Общее же число связей будет равно j = 21. Это в три раза меньше, чем в случае, когда ТС не анализировалась как система.

Членение системы на подсистемы условно. Оно использовано только в целях наиболее полного представления о содержании и объеме работ, выполняемых органами технической службы.

Выделение в каждой из подсистем элементов также условно. Каждый из них прямо или косвенно влияет на решение основной задачи ТС – обеспечение технической готовности пожарных машин ВПЧ.

Рассматриваемая система рациональна. Она удовлетворяет ряду принципов системности.

Наиболее важным является принцип максимизации математического ожидания, который требует, чтобы система обладала наибольшей эффективностью в штатном режиме. Система ТС формировалась многие годы, ее функционирование непрерывно совершенствуется рядом приказов, указаний и т.д. На практике она обеспечивает поддержание пожарных машин в технической готовности, обеспечивающей успешное тушение пожаров.

Система ТС удовлетворяет и принципу явлений с малой вероятностью. Она рассчитана на обеспечение боевых действий по тушению ординарных пожаров, а при возникновении крупных пожаров или катастроф она не требует перестройки. Для их ликвидации используются специальные ПА, сконцентрированные в ПО(Ч)ТС, на пожарах организуются штабы управления и подразделения тыла.

В ней реализуется и принцип централизации управления. На практике в гарнизонах ГПС существует иерархическая система управления, осуществляемая начальниками технической службы, отдела техники и пожарных частей.

В этой системе реализуется принцип субоптимизации. Действительно, независимая оптимизация любой из подсистем не приводит к оптимизации всей системы. Так, если в подсистеме МТО будет оптимизировано только обеспечение ОВ и не оптимизировано обеспечение горючесмазочными материалами, то может случиться, что не будет обеспечена ТС пожарных автомобилей в ПЧ.

В системе технической службы реализуется также и принцип централизации в системе руководства и принятия решений. Управление ТС централизовано. Отдел пожарной техники и вооружения ГУГПС осуществляет руководство деятельностью отделов техники республик. Эти, в свою очередь, руководят отделами пожарной техники краев и области и т.д.

Начальниками УГПС (ОГПС) в районах и городах назначаются начальники технической службы. Их обязанности и права регламентированы Наставлением по технической службе. В их подчинении находятся начальники отделов пожарной техники, пожарно-технических центров, пожарные отряды (части) технической службы. По вопросам технической службы начальнику технической службы подчиняются и начальники подразделений ГПС.

Рис. 14.4. Функции отдела пожарной техники УГПС (ОГПС)

Органом управления ТС являются отделы (отделения) пожарной техники УГПС (ОГПС). В отделах пожарной техники руководство ТС организуется по основным направлениям ее функционирования. Основной перечень работ по организации работы ТС и контроля ее осуществления представлены на рис. 14.4. По каждому из направлений деятельности ТС отдел техники осуществляет руководство поддержанием и обеспечением технической готовности пожарной техники.

Кроме функций управления и контроля осуществления основных задач ТС, отделом пожарной техники проводится аналитическая работа. Она включает анализ состояния технической готовности и обобщение опыта эксплуатации ПТ, состояние обеспеченности подразделений ГПС пожарно-технической продукцией, разрабатывает мероприятия по освоению и изысканию средств для МТО.

Рациональная организация и систематический контроль деятельности в подразделениях по вопросам обеспечения их технической готовности дает возможность проводить боевые действия по тушению пожаров.

Назначение и особенности технической службы. Параметры тактико-технических характеристик пожарных автомобилей могут быть реализованы при тушении пожаров только при условии, что непрерывно будет поддерживаться и обеспечиваться их техническая готовность.

Техническая готовность ПА определяется исправным техническим состоянием всех механизмов и систем, заправкой емкостей огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами, укомплектованностью исправным ПТВ и соответствием внешнего вида, окраски и надписей установленному образцу.

Организация эксплуатации, по определению, направлена на эффективное использование пожарной техники, обеспечение ее технической готовности посредством технического обслуживания и ремонта механизмов и систем пожарных машин.

Работа подразделений ГПС и деятельность органов управления требует снабжения их пожарно-технической продукцией (пожарные машины, ПТВ, запасные части и т.д.), огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами. Для хозяйственной деятельности подразделений ГПС необходимо их обеспечение строительными материалами, металлом и т.д. Снабжение всей продукцией возложено на органы материально-техни-ческого обеспечения (МТО).

Руководство поддержанием и обеспечением технической готовности, МТО и организацией эксплуатации ПТ возложено на техническую службу.

Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвязано (рис. 14.1). Все они подчинены основной цели – обеспечению и поддержанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.

Рис. 14.1. Задачи технической службы

Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.

Силы ТС составляют две группы личного состава ГПС. Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих подразделений технической службы (к ним относятся производственные технические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.

Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечивающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся служащие отделов пожарной техники и вооружения ГУГПС, отделов ПТ УГПС (ОГПС), руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.

Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы.

Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы. Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.

Средства технической службы (рис. 14.2) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в пожарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1 на рис. 14.2). В состав ТС входят также: 2 – отдельные посты ТО;
3 – рукавный пост; 4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база МТО и
6 – пункт отгрузки запасных частей.



Рис. 14.2. Состав технической службы:

1 – участки ПО(Ч)ТС; 2 – отдельный пост ТО; 3 – рукавный пост ТО;
4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база материального обеспечения;
6 – пункт отгрузки запасных частей

Анализируя ТС, следует отметить ряд ее особенностей. Наиболее важно то, что силы и средства рассредоточены. Силы, в основном, сосредоточены в пожарных частях. Средства же, обеспечивающие техническую готовность, находятся в частях технической службы. Второй особенностью является то, что и силы, и средства ТС рассредоточены территориально. Все это усложняет организацию функционирования ТС и управление ею. Задачи управления возложены на отдел (отделение) пожарной техники УГПС (ОГПС).

Техническую службу возглавляет начальник, в подчинении которого находится отдел пожарной техники.

Объем задач технической службы. Специфика эксплуатации, напряженность работы систем и механизмов оказывают большое влияние на интенсивность их изнашивания и техническую готовность ПА. Ее поддержание и восстановление требует очень больших трудовых затрат. Они во много раз превышают затраты на ТО и Р тех грузовых автомобилей, на шасси которых они обустроены. Так, трудоемкость ТО-2 пожарных автоцистерн на различных шасси находится в пределах
60 – 78 чел.-ч, а грузового автомобиля – в пределах 12 – 14 чел.-ч, т.е. в
5 – 5,5 раз меньше. Норматив трудоемкости текущего ремонта ПА
в 2 – 3 раза превышает норматив текущего ремонта грузового автомобиля.



Трудовые затраты на ТО и Р пожарных машин распределены по подразделениям пожарных частей и технической службы. Они выполняют различные объемы работ по обслуживанию ПА.

В соответствии с задачами, решаемыми ТС, рассмотрим три направления ее функционирования.

Основной задачей обеспечения боевой готовности ПА является поддержание их технической готовности, осуществляемой в пожарных частях, и организация эксплуатации ПА, как показано на рис. 14.3. Подразделение МТО осуществляет только организаторские функции.

Рис. 14.3. Объем задач, решаемых ТС

Перечень работ по обеспечению и поддержанию технической готовности ПА рассмотрим на примере четырех позиций, указанных по каждому направлению функционирования.

Трудоемкость поддержания технической готовности пожарной автоцистерны очень велика. При трудоемкости ЕТО, равной 1 – 2,3 чел.-ч, а обслуживания после пожара – около 1,8 чел.-ч при количестве выездов на пожары от 100 до 300 определим трудоемкость П поддержания технической готовности одной автоцистерны в год, чел.-ч. Она вычисляется по формуле

(14.1)

где n g – количество дней в году, когда проводится ЕТО (365 дней);
Т ЕТО – трудоемкость ЕТО, чел.-ч; n п – количество пожаров в году;
Т пп – трудоемкость обслуживания после пожара.

При изложенных выше условиях она равна П = (550 – 1350) чел.-ч в год. Этот объем работы выполняется в пожарных частях.

Обеспечение технической готовности ПА осуществляется проведением ТО-1, ТО-2 и ТО со. Количество ТО-2 в году одно, ТО-1 – девять,
а ТО со – два. Трудоемкость ТО-2 автоцистерны на различных шасси
Т ТО-2 = 60 – 78 чел.-ч. Выразим Т то-1 через трудоемкость ТО-2. Примем
Т то-1 = (1/3 – 2/3)Т то-2 , Т со = 0,2Т то-2 . Тогда запишем, что трудоемкость обеспечения технической готовности в течение года, чел.-ч, равна

где K ТР – трудоемкость ТР, равная 20 %, т.е. К ТР = 1,2. При этом из П 2 объем работ, приходящийся на ТО-1, равен (216 – 560) чел.-ч будет частично выполняться в пожарных частях.

Суммарные затраты труда на ТО одной автоцистерны в год составляют (780 – 2100) чел.-ч. В среднем можно считать, что общий пробег АЦ в год составляет около 10000 км. Тогда удельная трудоемкость технического обслуживания составит (78 – 210) чел.-ч на 1000 км пробега АЦ. При этом удельная трудоемкость поддержания технической готовности составит
(53 – 135) чел.-час на 1000 км пробега АЦ, а ее обеспечения
(25 – 79) чел.-ч на 1000 км.

Рассредоточение сил и средств технической службы по различным подразделениям ГПС, большие затраты труда на техническое обслуживание пожарных автомобилей требуют тщательной организации проведения всех работ. Это, в свою очередь, сопряжено с рациональным управлением технической службой.

Управление технической службой целесообразно анализировать, используя элементы системного анализа. Для этой цели ТС рассмотрим, как систему. Она охватывает как объем решаемых задач, так и исполнительный орган (отдел пожарной техники), как показано на рис. 14.3. Будем считать, что система ТС состоит из трех подсистем: поддержание технической готовности, материальное обеспечение и обеспечение технической готовности. Для решения основной задачи – поддержания технической готовности АЦ, достаточно в каждой из подсистем выделить по четыре элемента. Содержание каждого из них расшифровано на рис. 14.3.

Управление технической готовностью подразделений ГПС осуществляется взаимодействием всех элементов. Степень полноты взаимодействия будет, естественно, различна. Однако так как число всех элементов равно n = 12, то таких взаимодействий будет

.

Естественно, что управлять функционированием ТС при таком количестве взаимосвязей очень трудно. В рассматриваемом случае система как целое состоит из трех подсистем. Если их три, тогда число связей равно j = 3. Если в каждой подсистеме будет по четыре элемента, то число связей в каждой из них составит j = 6. Общее же число связей будет равно j = 21. Это в три раза меньше, чем в случае, когда ТС не анализировалась как система.

Членение системы на подсистемы условно. Оно использовано только в целях наиболее полного представления о содержании и объеме работ, выполняемых органами технической службы.

Выделение в каждой из подсистем элементов также условно. Каждый из них прямо или косвенно влияет на решение основной задачи ТС – обеспечение технической готовности пожарных машин ВПЧ.

Рассматриваемая система рациональна. Она удовлетворяет ряду принципов системности.

Наиболее важным является принцип максимизации математического ожидания, который требует, чтобы система обладала наибольшей эффективностью в штатном режиме. Система ТС формировалась многие годы, ее функционирование непрерывно совершенствуется рядом приказов, указаний и т.д. На практике она обеспечивает поддержание пожарных машин в технической готовности, обеспечивающей успешное тушение пожаров.

Система ТС удовлетворяет и принципу явлений с малой вероятностью. Она рассчитана на обеспечение боевых действий по тушению ординарных пожаров, а при возникновении крупных пожаров или катастроф она не требует перестройки. Для их ликвидации используются специальные ПА, сконцентрированные в ПО(Ч)ТС, на пожарах организуются штабы управления и подразделения тыла.

В ней реализуется и принцип централизации управления. На практике в гарнизонах ГПС существует иерархическая система управления, осуществляемая начальниками технической службы, отдела техники и пожарных частей.

В этой системе реализуется принцип субоптимизации. Действительно, независимая оптимизация любой из подсистем не приводит к оптимизации всей системы. Так, если в подсистеме МТО будет оптимизировано только обеспечение ОВ и не оптимизировано обеспечение горючесмазочными материалами, то может случиться, что не будет обеспечена ТС пожарных автомобилей в ПЧ.

В системе технической службы реализуется также и принцип централизации в системе руководства и принятия решений. Управление ТС централизовано. Отдел пожарной техники и вооружения ГУГПС осуществляет руководство деятельностью отделов техники республик. Эти, в свою очередь, руководят отделами пожарной техники краев и области и т.д.

Начальниками УГПС (ОГПС) в районах и городах назначаются начальники технической службы. Их обязанности и права регламентированы Наставлением по технической службе. В их подчинении находятся начальники отделов пожарной техники, пожарно-технических центров, пожарные отряды (части) технической службы. По вопросам технической службы начальнику технической службы подчиняются и начальники подразделений ГПС.


Рис. 14.4. Функции отдела пожарной техники УГПС (ОГПС)

Органом управления ТС являются отделы (отделения) пожарной техники УГПС (ОГПС). В отделах пожарной техники руководство ТС организуется по основным направлениям ее функционирования. Основной перечень работ по организации работы ТС и контроля ее осуществления представлены на рис. 14.4. По каждому из направлений деятельности ТС отдел техники осуществляет руководство поддержанием и обеспечением технической готовности пожарной техники.

Кроме функций управления и контроля осуществления основных задач ТС, отделом пожарной техники проводится аналитическая работа. Она включает анализ состояния технической готовности и обобщение опыта эксплуатации ПТ, состояние обеспеченности подразделений ГПС пожарно-технической продукцией, разрабатывает мероприятия по освоению и изысканию средств для МТО.

Рациональная организация и систематический контроль деятельности в подразделениях по вопросам обеспечения их технической готовности дает возможность проводить боевые действия по тушению пожаров.

Техническая служба как система управления

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЗАДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ГПС

Тема № 1: Техническая служба пожарной охраны.

Раздел 4: Эксплуатация пожарной техники.

Пожарные автомобили, как и другие машины, при эксплуатации изменяют свои показатели назначения. Это естественный процесс и его нельзя устранить. Однако, зная причины и условия, оказывающие влияние на их изменения, становится возможным их затормозить. Это составляет основу обеспечения долговечности машин.

Обеспечивая управление долговечностью и надежностью механизмов и машин, обобщая его опыт, становится возможным обосновывать требования к пожарным машинам, т.е. совершенствовать их.

Наконец, решая задачи технического обслуживания пожарных машин, обеспечивается их постоянная техническая готовность и боеспособность пожарных частей.

Решение изложенных задач составляет основу технической службы.

Назначение и особенности технической службы. Параметры тактико-технических характеристик пожарных автомобилей могут быть реализованы при тушении пожаров только при условии, что непрерывно будет поддерживаться и обеспечиваться их техническая готовность.

Техническая готовность ПА определяется исправным техническим состоянием всех механизмов и систем, заправкой емкостей огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами, укомплектованностью исправным ПТВ и соответствием внешнего вида, окраски и надписей установленному образцу.

Организация эксплуатации, по определению, направлена на эффективное использование пожарной техники, обеспечение ее технической готовности посредством технического обслуживания и ремонта механизмов и систем пожарных машин.

Работа подразделений ГПС и деятельность органов управления требует снабжения их пожарно-технической продукцией (пожарные машины, ПТВ, запасные части и т.д.), огнетушащими веществами и эксплуатационными материалами. Для хозяйственной деятельности подразделений ГПС необходимо их обеспечение строительными материалами, металлом и т.д. Снабжение всей продукцией возложено на органы материально-техни-ческого обеспечения (МТО).

Руководство поддержанием и обеспечением технической готовности, МТО и организацией эксплуатации ПТ возложено на техническую службу.

Техническая служба ГПС – вид службы, организуемой в ГПС в целях технического обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.

Решение задач, возлагаемых на техническую службу (ТС), взаимосвязано (рис. 14.1). Все они подчинены основной цели – обеспечению и поддержанию технической готовности пожарных машин в подразделениях ГПС.


Рис. 14.1. Задачи технической службы

Реализация основной цели ТС осуществляется ее силами и средствами.

Силы ТС составляют две группы личного состава ГПС. Первая из них включает водителей и мотористов подразделений ГПС, рабочих подразделений технической службы (к ним относятся производственные технические центры (ПТЦ), пожарные отряды (части) технической службы (ПО(Ч)ТС). Они непосредственно выполняют все работы по техническому обслуживанию и ремонту пожарных машин. Этим осуществляется как поддержание, так и обеспечение технической готовности пожарных машин.

Во вторую группу сил ТС входит начальствующий состав, обеспечивающий организацию, управление и контроль функционирования ТС. К ним относятся служащие отделов пожарной техники и вооружения ГУГПС, отделов ПТ УГПС (ОГПС), руководящий состав подразделений ТС и пожарных частей, ответственные за техническую готовность ПА в подразделениях ГПС.

Функционирование ТС обеспечивают около 20 % всего личного состава ГПС. Из них около 20 % составляют работники первой группы.

Эти силы рассредоточены в различных подразделениях ГПС и входят в состав технической службы. Состав ТС, кроме ее сил, характеризуют и средства технической службы.

Средства технической службы (рис. 14.2) включают все оборудование, приборы и инструменты, сосредоточенные на постах ТО в пожарных частях отрядов ГПС. В состав ТС входит также все станочное оборудование, стенды, инструмент и приборы, которыми укомплектованы участки пожарных отрядов (частей), т.е. по обслуживанию и ремонту ПА (1 на рис. 14.2). В состав ТС входят также: 2 – отдельные посты ТО;
3 – рукавный пост; 4 – пост диагностики; 5 – гарнизонная база МТО и
6 – пункт отгрузки запасных частей.