Что характеризует общество как динамичную систему? Основы вопроса. Общество как сложная система

    С давних пор люди, живя а коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились ее организовать, обеспечить ей стабильность.

    Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом.

    Человек – существо общественное, не может жить изолированно.

Общество - это совокупность отношений между людьми, разумно организованная жизнь и деятельность их больших групп.

Система (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕСТВА:

    Народ- это историческая форма общности людей, связанных с условиями производства материальных и духовных благ, языком, культурой и происхождением.

    Нация - историческая форма организации жизни какого-либо одного народа (или нескольких близких). Это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экон. связей, языка, культуры.

    Государство- это основанная на праве и законе форма организации жизни народа или нации. Осуществляет управление населением определенной территории.

    Природа- это совокупность естественных условий существования человеческого общества(находятся в тесной взаимосвязи).

    Человек- это живое существо, которое оказывает максимальное воздействие на природу.

Общество – совокупность отношений между людьми, складывающиеся в процессе их жизнедеятельности.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни .

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод)

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    Экономическая сфера- это совокупность общественных отношений, которые возникают в процессе производства материальных ценностей и существуют по поводу этого производства.

    Политико-правовая сфера- это совокупность общественных отношений, которые характеризуют отношения власти(государства) к гражданам, а также отношения граждан к власти(государству).

    Социальная сфера- это совокупность общественных отношений, организующих взаимодействие между различными социальными группами.

    Духовно-нравственная, культурная сфера- это совокупность общественных отношений, которые возникают в духовной жизни человечества и функционируют как ее основа.

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Институт семьи – первичный социальный институт, связанный с воспроизводством человека как биолог. Вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. Родители-дети, любовь и взаимопомощь.

Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни).

Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:

    динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).

    комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).

    самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).

    интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).

    самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

II. Общество в широком смысле этого слова:

1. Любая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

2. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Сфера общества – это определённая область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.

4 сферы (подсистемы) общества:

1.Экономическая – включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.

2.Социальная сфера – включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества, а также деятельность по обеспечению социальных гарантий.

Элементы социальной сферы: конкретные люди, занимающие то или иное положение в обществе; общности людей, классы, сословия, нации.

3.Политическая сфера связана с понятием власти.

4.Духовная сфера – включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. (Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, философия)

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Система – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих определённую целостность.

Общество как система:

1. наличие сфер и социальных институтов, различных способов взаимодействия людей;

2. взаимодействие элементов, связь всех сфер жизни общества;

3. меняет свои формы, развивается, сохраняя при этом свою сущность;

4. самодостаточность(способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования);

5. самоуправляемость (общество изменяется и развивается в результате внутренних причин и механизмов)

Черты общества как динамичной системы:

1. способность к саморазвитию,

2. постоянные изменения,

3. возможность деградации отдельных элементов

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.

Что общего у общества и природы?

1. Изменяются во времени.

2. Имеют признаки системности.

3. Подчиняются объективным законам развития.

3. Имеют сложное строение.

Чем общество отличается от природы?

1. Является творцом культуры

2. Является частью материального мира

3.Является этапом исторического развития человечества.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Общественные науки Объект науки
Политология Политическая система
Социология Общество как система
Этика Нормы морали
Эстетика Законы искусства
История Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
Экономика Экономическая сфера
Антропология Происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас
Демография Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция
Психология Поведение человека, процессы восприятия, мышления, сознания
Культурология Культура как целостность
Правоведение Государственно-правовая действительность
Философия Отношение человека к миру
Этнография Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание №1

Согласны ли Вы с высказыванием философа Сенеки? Аргументируйте свою точку зрения, используя термины и понятия из курса обществознания.

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

Задание №2

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков

«Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________________ (3) общества. __________________ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________________ (5), а также управление совместной _______________ (6) людей».

А)целостность

Б)система

В)общество

Г)социальные блага

Е)производство

Ж)культура

З)социальные институты

И)деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в тетрадь по обществознанию.

номер вопроса 1 2 3 4 5 6
вариант ответа

Общество как сложная динамическая система 1 страница

Системе (греч.) – целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство.

Общество – понятие многогранное (филателисты, охрана природы и т.п.); общество как противопоставление природе;

общество – устойчивое объединение людей, не механическое, а имеющее определенную структуру.

В обществе действуют разные подсистемы. Близкие по направлению подсистемы принято называть сферами человеческой жизни:

· Экономическая (материально – производственная): производство, собственность, распределение благ, денежное обращение и т.д.

· Правовая политика.

· Социальная (классы, социальные группы, нации).

· Духовно – нравственная (религия, наука, искусство).

Существует тесная взаимосвязь всех сфер человеческой жизни.

Общественные отношения – совокупность различных связей, контактов, зависимостей, возникающих между людьми (отношение собственности, власти и подчинения, отношение прав и свобод).

Общество – сложная система, которая объединяет людей. Они находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Науки, изучающие общество:

1) История (Геродот, Тацит).

2) Философия (Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель).

3) Политология (Аристотель, Платон): теория о серединном государстве.

4) Правоведение – наука о законах.

5) Политическая экономия (возникла в Англии от Адама Смита и Давида Ренардо).

6) Социология (Макс Вебер (антимаркс), Питирим Сорокин).

7) Лингвистика.

8) Социальная философия – наука о глобальных проблемах, стоящих перед обществом.

9) Этнография.

10) Археология.

11) Психология.

1.3. Развитие взглядов на общество:

Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения.

В мифах выделяется:

· Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).

· Теогония (происхождение богов).

· Антропогония (происхождение человека).

Развитие взглядов на общество древнегреческих философов:

Платон и Аристотель стремятся разобраться в сущности политики и определить лучшие формы государственного правления. Знание о политики определяли как знание о высшем благе человечества и государства.

/См. идеальное гос-во по Платону/

Взгляды меняются в эпоху средневековья под влиянием Христианства. Ученые смутно представляли природу общественных взаимоотношений, причины расцвета и упадка государств, связь между устройством общества и его развитием. Все объяснялось божьим промыслом.

Возрождение (XIV – XVI века): возвращение к взглядам древних греков и римлян.

XVII век: переворот во взглядах на общество (Гуго Гроций, обосновавший необходимость решения вопросов между народами при помощи права, в основе которого должна лежать идея справедливости).

XVII – XVIII века: ученые создают концепцию общественного договора (Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо). Попытались объяснить возникновение гос-ва и современных форм человеческого состояния. Все они обосновали договорной характер возникновения гос-ва.

Естественное состояние по Локку отличается общим равенством, свободой распоряжаться своей личностью и собственностью, но в естественном состоянии нет механизмов в разрешении споров и наказании нарушителей. Гос-во возникает из необходимости защиты свободы и собственности. Локк первым обосновал идею разделения властей.

Руссо считает, что все беды человечества родились с возникновением частной собственности, т.к. она привела к экономическому неравенству. Общественный договор оказался обманом для бедных. Экономическое неравенство усугубилось политическим неравенством. Руссо предложил подлинный общественный договор, в котором народ выступает суверенным источником власти.

С XVI века возникает утопический социализм, его первый этап продлился по XVIII век (Мор, Кампанелла, Стенли, Мелье). Развивали социалистические и коммунистические идеи, подчеркивали необходимость общественной собственности и социального равенства людей.

Социализм – всеобщее равенство людей.

2) Труженики (индустриалы);

при этом в обществе он сохраняет право частной собственности.

Шарль Фурье: общество представляет ассоциацию, где существует свободный труд, распределение по труду, всестороннее равенство полов.

Роберт Оуэн: будучи состоятельным человеком, попытался перестроить общество на новых началах, но разорился.

В 40-ые годы XIX века начинает развиваться марксизм, основоположниками которого были Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые считали, что новое коммунистическое общество возможно создать только путем революции.

До этого все выступления рабочих за свои права заканчивались поражением (луддиты (разрушители машин), лионские ткачи (1831 и 34 гг.), селезские ткачи (1844 г.), чартистское движение (требовали всеобщего избирательного права)). Причина поражений была в отсутствии четкой организации и отсутствии политической партии, как организации, защищающей интересы рабочих на политическом уровне. Программу и устав партии поручили написать Марксу и Энгельсу, которые создали манифест Коммунистической Партии, в котором обосновывали необходимость свержения капитализма и установление коммунизма. Учение в ХХ-ом веке было развито Лениным, защищавшим в марксизме учения о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции.

1.4. Общество и природа:

Человек – часть природы, т.е. общество, как часть природы, неразрывно с ней связано.

Значение «природа» употребимо для обозначения не только естественных, но и созданных человеком условий для существования. Во время развития общества менялись и представления людей о природе и взаимосвязь человека с природой:



1) Античность:

Философы трактуют природу, как совершенный космос, т.е. противоположность хаосу. Человек и природа выступают как единое целое.

2) Средневековье:

С утверждением Христианства природа мыслится как результат творения бога. Природа занимает более низкое место, чем человек.

3) Возрождение:

Природа – источник радости. Возрождается античный идеал гармонии и совершенства природы, единения человека с природой.

4) Новое время:

Природа – объект экспериментирования человека. Природа инертна, человек должен ее покорить и подчинить. Укрепляется идея, высказанная Бэконом: «Знание – сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, она утрачивает священный характер, происходит разрыв связей между человеком и природой. На современном этапе возникает необходимость в новом мировоззрении, объединяющем лучшие традиции европейских и восточных культур. Необходимо понимание природы как уникального целостного организма. Отношение к природе необходимо строить с позиции сотрудничества.

1.6. Сферы жизни общества и их взаимосвязь:

1.7. Развитие общества, его источники и движущие силы:

Прогресс (движение вперед, успех) – представление о том, что общество развивается от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее упорядоченного к более организованному и справедливому.

Регресс – представление о таком развитии общества, когда оно становится менее сложным, развитым, культурным, чем было.

Стагнация – временная остановка развития.

Критерии прогресса:

1) Кондорсе (XVIII век) считал критерием прогресса развитие разума.

2) Сен-Симон: критерий прогресса – нравственность. Общество должно быть таким, где все люди по отношению друг к другу – братья.

3) Шеллинг: прогресс – постепенное приближение к правовому устройству.

4) Гегель (XIX век): усматривает прогресс в сознании свободы.

5) Маркс: прогресс – развитие материального производства, что позволяет овладеть стихийными силами природы и добиться социальной гармонии и прогресса в духовной сфере.

6) В современных условиях прогресс – это:

– продолжительность жизни общества;

– образ жизни;

– духовная жизнь.

Реформа (изменение) – изменение какой – либо области жизни, проведенное властью мирным путем (социальные изменения общественной жизни).

Виды реформ: – экономические,

– политические (изменения Конституции, избирательной системы, правовой сферы).

Революция (поворот, переворот) – коренное, качественное изменение основных каких-либо явлений.

Модернизация – приспособление к новым условиям.

Что движет человеческой историей (?):

1) Провиденциалисты: все в мире идет от бога, по божественному провидению.

2) Историю творят великие люди.

3) Общество развивается по объективным законам.

а) Часть ученых придерживается позиции, что это теория социального эволюционизма: общество, как часть природы развивается прогрессивно и идет однолинейно.

б) Другие придерживаются теории исторического материализма: движущей силой развития общества является признание первичности материальных потребностей людей.

С точки зрения Вебера, источником и движущей силой развития общества является протестантская этика: человек должен трудиться, чтобы стать избранным богом к спасению.

1.8. Формация:

В зависимости от того, что является главным источником развития общества, существуют разные подходы к рассмотрению истории.

1) Формационный подход (основатели Маркс и Энгельс). Общая экономическая формация – это определенный этап развития человечества. Маркс выделял пять формаций:

а) Первобытно – общинная.

б) Рабовладельческая.

в) Феодальная.

г) Капиталистическая.

д) Коммунистическая.

Марксизм рассматривает человеческую жизнь с точки зрения материалистического решения основного вопроса философии.

Материалистическое понимание истории:

Общественное сознание

Общественное бытие

Общественное бытие – материальные условия жизни людей.

Общественное сознание – вся духовная жизнь общества.

В общественном бытие Маркс выделял способ производства материальных благ

Производительные Производственные

силы отношения

Производительные силы включают в себя средства производства и людей, с их умениями и навыками.

Средства производства: – орудия труда;

– Предмет труда (земля, ее недра, хлопок, шерсть, руда, ткань, кожа и т.д. в зависимости от рода деятельности);

Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства, они зависят от формы собственности на средства производства.

От того, кому принадлежат средства производства зависят не только производственные отношения, но и процесс обмена, распределения и потребления благ.

Производственные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, а от производственных отношений зависит социальная структура общества. Закон соответствия производственных отношений к характеру и уровню развития производственных сил был сформулирован Марксом:

Производственные отношения
Производственные отношения

Производственные отношения


1 – определенному уровню производственных сил должны соответствовать определенные производственные отношения, так при феодализме собственность на землю в руках феодала, крестьяне пользуются землей, за что несут повинность (орудия труда примитивны).

2 – производственные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения.

3 – наступает момент, когда производственные силы требуют изменений производственных отношений.

4 – форма собственности меняется на новую, что приводит к изменениям во всех сферах жизни общества.

Маркс, исследуя способы пр-ва материалистических благ, сделал вывод, что люди создают не только материальные блага, но и воспроизводят свою социальность, т.е. воспроизводят общество (социальные группы, общественные институты и т.д.). Из вышесказанного Маркс определил 5 способов производства, сменявших друг друга (то же, что и 5 формаций /см. выше/).

Отсюда было выведено понятие общественно-экономической формации (ОЭФ):


* – политика, право, общественные организации, религия и пр.

Смена ОЭФ с точки зрения марксизма – это естественный процесс, который определяется объективными законами общественного развития.

Закон классовой борьбы (который является движущей силой истории):

Маркс и Энгельс, анализируя буржуазное общество, пришли к выводу, что капитализм достиг своего предела и не может справиться с производственными силами, которые вызрели на основе буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом в развитии производственных сил, поэтому гибель капитализма неизбежна. Он должен погибнуть через классовую борьбу пролетариата с буржуазией, в результате которой должна установиться диктатура пролетариата.

1.9. Цивилизация:

/Происходит от латинского civil – гражданский./

Понятие стало употребляться с XVIII века.

Значения: 1) Синоним «культурный»

2) «Ступень исторического развития человечества, следующая за варварством»

3) Определенная стадия в развитии локальных культур.

По Вальтеру:

Цивилизованным называется общество, основанное на началах разума и справедливости (цивилизация = культура).

В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества. А с конца века появляются новые теории цивилизационного развития. Автором одной из них был Данилевский, обосновавший теорию, согласно которой не существует Всемирной Истории, есть лишь теория локальных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. Он выделил 10 цивилизаций и сформулировал основные законы их развития, по которым каждая цивилизация имеет циклический характер:

1) Стадия зарождения

2) Период оформления культурной и политической независимости

3) Стадия расцвета

4) Период упадка.

Шпенглер: («Закон Европы»):

Цивилизация проходит рождение, рост и развитие.

Цивилизация – отрицание культуры.

Признаки цивилизации:

1) Развитие индустрии и техники.

2) Деградация искусства и литературы.

3) Огромное сплочение людей в больших городах.

4) Превращение народов в безликие массы.

Выделяет 21 локальную цивилизацию и пытается выделить связи различных цивилизаций друг с другом. В них он выделяет меньшинство людей, не вовлеченное в экономическую деятельность (творческое меньшинство, или элита):

– профессиональные солдаты;

– администраторы;

– священники; они – носители основных ценностей цивилизации.

При начале разложения она характеризуется недостатком творческих сил у меньшинства, отказом большинства от подражания меньшинству. Связующим звеном в истории, обеспечивающим новый творческий импульс в цивилизационном развитии, является универсальная церковь.

Питирим Сорокин:

Цивилизация – система взглядов по поводу истины, красоты, добра и объединяющей их пользы.

Выделяет три типа культур:

1) Культура, основанная на системе ценностей, связанных с представлением о боге. Вся жизнь человека связана с его приближением к богу.

2) Культурная система, основанная на рациональных и чувственных аспектах.

3) Чувственный тип культуры, основанной на идее о том, что объективная реальность и ее смысл чувственны.

Цивилизация - это устойчивое культурно–историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием общих этнических признаков и соответствующих географических и временных рамок.

Выделяемы цивилизации:

– Западная

– Восточно – Европейская

– Мусульманская

– Индийская

– Китайская

– Латиноамериканская

1.10. Традиционное общество:

Обычно таковым считается восточное общество. Основные черты:

1) Неразделенность собственности и административной власти.

2) Подчинение общества государству.

3) Отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан.

4) Полное поглощение личности коллективом.

5) Деспотическое государство.

Основные модели стран современного Востока:

1) Японская (Южная Корея, Тайвань, Гонконг): западно-капиталистический путь развития. Характерно: - в экономике свободный конкурентный рынок

Государственное регулирование хозяйства

Гармоничное использование традиций и новаций

2) Индийская (Таиланд, Турция, Пакистан, Египет, группа нефтедобывающих государств):

Западноевропейская экономика сочетается с глубоко не перестроенной своей традиционной внутренней структурой.

Многопартийность.

Демократические процедуры.

Европейский тип судопроизводства.

3) Африканские страны: отличаются отставанием и кризисами (большинство африканских стран, Афганистан, Лаос, Бирма).

В экономике значительную роль играют западные структуры. Весомую роль занимает отсталая периферия. Скудность природных ресурсов. Неспособность к самообеспечению, низкий уровень жизни, характерно стремление к выживанию)

1.11. Индустриальное общество:

Характеристика западной цивилизации:

Истоки идут из Древней Греции, давшей миру частнособственнические отношения, полисную культуру, демократические структуры устройства государства. Эти черты развивались и в Новое время с формированием капиталистической системы. В конце XIX века весь неевропейский мир был разделен между империалистическими державами.

Характерные признаки:

1) Образование монополий.

2) Слияние промышленного и банковского капиталов, образование финансового капитала и финансовой олигархии.

3) Преобладание вывозов капиталов над вывозом товаров.

4) Территориальный раздел мира.

5) Экономический раздел мира.

Западноевропейская цивилизация – индустриальное общество. Для него характерны:

1) Высокий уровень промышленного производства, ориентированного на массовое производство товаров потребления длительного пользования.

2) Влияние НТР на производство и управление.

3) Радикальные изменения всей общественной структуры.

60 – 70-ые годы XX века:

Западная цивилизация переходит в постиндустриальную стадию, что связано с развитием экономики услуг. Становится доминирующим слой научно-технических специалистов. Происходит возрастание роли теоретического знания в развитие экономики. Бурное развитие индустрии знаний.

1.12. Информационное общество:

Сам термин пошел от Тоффлера и Белла. В качестве доминирующего рассматривается четвертичный информационный сектор экономики, следующий за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Ни труд и ни капитал являются основой постиндустриального общества, а информация и знание. Компьютерная революция приведет к замене обычной печати электронной литературой, замена крупных корпораций меньшими экономическими формами.

1.13. НТР и ее социальные последствия:

НТР – составная част НТП.

НТП – процесс последовательного взаимосвязанного прогрессивного развития науки, техники, производства и сферы потребления.

НТП имеет две формы:

1) Эволюционную

2) Революционную, когда происходит скачкообразный переход к качественно новым научно-техническим принципам развития производства (НТР). НТР подразумевает и социально-экономические изменения.

НТР на современном этапе охватывает:

1) Социальное устройство. Появление слоя работников с высокой квалификацией. Возникает необходимость нового учета качества труда. Увеличивается значение работы дома.

2) Хозяйственная жизнь и труд. Все большую значимость начинает играть информация, которая включается в себестоимость продукции.

3) Область политики и образования. С помощью информационной революции и расширения возможностей человека возникает опасность контроля над людьми.

4) Влияние на духовно-культурную сферу общества. Способствует культурному развитию и деградации.

1.14. Глобальные проблемы (дополнение к докладу):

Термин появился в 60-е годы ХХ века.

Глобальные проблемы – совокупность социо-природных проблем, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Возникают как объективный фактор развития общества и требуют объединенных усилий всего человечества для их решения.

Три группы проблем:

1) Суперглобальные проблемы (общемировые). Предотвращение мировой ракетно-ядерной войны. Развитие экономической интеграции. Новый международный порядок на условиях взаимовыгодного сотрудничества.

2) Ресурсные (общепланетарные). Общество и природа. Экология во всех проявлениях. Демографическая проблема. Энергетическая проблема, продовольственная. Использование космоса.

3) Общечеловеческие (субглобальные) проблемы гуманитарного ряда. Общество и человек. Проблемы ликвидации эксплуатации, нищеты. Образование, здравоохранение, права человека и т.д.

2. Человек:

2.1. Человек:

Одна из основных философских проблем – вопрос о человеке, его сущности, назначении, происхождении и месте в мире.

Демокрит: человек часть космоса, «единого порядка и стоя природы». Человек – микрокосм, часть гармоничного мира.

Аристотель: человек – живое существо, наделенное разумом и способностью к общественной жизни.

Декарт: «Мыслю, значит существую». Специфика человека в разуме.

Франклин: человек – животное, производящее орудия.

Кант: человек принадлежит двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.

Фейербах: человек – венец природы.

Рабле: человек – животное, которое смеется.

Ницше: главное в человеке не сознание и разум, а игра жизненных сил и влечений.

Марксистская концепция: человек – продукт и субъект общественно-трудовой деятельности.

Религиозное представление: 1) божественное происхождение человека;

2) признание души, как источника жизни, как того, что выделяет человека из царства животных;

3) человек – обладатель бессмертной души от бога, в отличие от животных.

Научные представления о происхождении человека:

1) Биология, анатомия, генетика.

2) Теория естественного отбора.

3) Влияние труда.

/4) Космическое происхождение (теория палеовизита)/

Проблема происхождения человека остается тайной.

2.2. Природные и социальные факторы о становлении человека:

Антропогенез – процесс становления и развития человека. Связан с социогенезом – становлением общества.

Современный тип человека появился 50 – 40 тыс. лет назад.

Природные факторы, повлиявшие на выделение человека:

1) Изменение климата.

2) Исчезновение тропических лесов.

Социальные факторы:

1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в соответствии со своими потребностями).

2) Развитие речевого общения в процессе труда (развитие мозга и гортани).

3) Регулирование семейно-брачных отношений (экзогамия).

4) Неолитическая революция (переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию, от присваивающего к производящему).

Человек, по своей сути – существо биосоциальное (био – часть природы, социо – часть общества). Как часть природы, принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид. Проявляется биологическая природа в анатомии и физиологии. Человек, как социальное существо, неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком только вступая в контакт с другими людьми.

Отличия человека от животных:

1) Способность изготавливать орудия труда и использовать их, как способ производства материальных благ.

2) Человек способен к социальной целенаправленной творческой деятельности.

3) Человек преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные ценности.

4) Человек обладает высокоорганизованным мозгом, мышлением и членораздельной речью.

5) Человек обладает самосознанием.

2.3. Личность и социализация личности:

Личность (от лат. «персона») – маска, в которой выступал античный актер.

Личность – понятие, обозначающее человека в системе общественных отношений.

Личность – субъект социальной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств, качеств и т.д.

Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.

Индивидуальность:

Индивид – один из людей.

Индивидуальность (биолог.) – специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

----| |---- (психология) – целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

Эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

Революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля , К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы , проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.