Происхождение медицинских символов. Общие медицинские эмблемы

Еще во времена, когда общественный строй человечества был крайне примитивным и находился в зачаточном состоянии, были сделаны первые шаги к созданию современного символа медицины. В древних верованиях главным символом врачевания стали змеи, им приписывалась двойственность. С одной стороны, эти создания были коварны и хитры, а с другой, являли собой мудрость, знания, бессмертие и правильное питание. Интересно, что все эти качества, в основном, относились к простым ужам, которых также называли «Эскулаповы ». В домах древних греков и римлян эти создания чувствовали себя достаточно уютно, за ними ухаживали, кормили, они свободно могли передвигаться по дому. Известно, что ужи часто вылизывали раны. Несколько позже, к символике змеи стали добавлять и чашу, изредка посох, вокруг которого обвивалась рептилия. Так и зародился символ медицины чаша со змеей.

Немалую роль в формировании символа чаши со змеей сыграли древнегреческие мифы. К примеру, великий врачеватель Асклепий (в римской мифологии Эскулап) всегда изображался рядом со змеями. Согласно легенде, он был вызван царем Миноса, чтобы оживить его сына. В дороге Асклепий заметил, что из трости, которая служила ему опорой, начинает вылезать змея. Им овладел страх, и он быстро убил её. Спустя мгновение, из травы выползла другая змея, с пучком некоей травы в пасти, с помощью которой она сумела оживить погибшего сородича, и они уползли. Медик воспринял это как знак и принялся искать эту траву. Обнаружив её, он сумел впоследствии успешно воскресить сына царя. Это стало причиной, из-за которой сам Зевс принял решение убить его, поскольку опасался, что из-за него люди станут бессмертными. Таким образом, змея крепко пустила корни в древней культуре. Первые изображения со змеей, обвивающей чашу, начали появляться еще XI до н. э. Использовалась и другая, не менее известная символика, например:

  • змея, обивающая посох (благодаря мифам об Асклепии);
  • змея, обвивающая треножник Аполлона;
  • пентаграмма, впоследствии признанная христианами как ересь и замененная изображением руки с растопыренными пальцами.

Также змеи стали символом вечной молодости, благодаря своей способности «линять», убирая старую кожу. Даже в древней Африке эти рептилии считались лечебными и ассоциировались с колдунами, так как лишь они знали, как подчинить их своей воле.

Чаша всегда воспринималась людьми как нечто доброе и спасительное, поскольку в ней можно было хранить пресную воду. Особенно это оказалась актуально для засушливых земель, где из-за редких дождей вода нередко принималась за дар небес. Даже в христианстве есть отражение этого - кубок причастия, чаша, способная избавить человека от его грехов.

Любопытный факт, что изначально чаша не была отдельным атрибутом врачевания и, согласно мифологии, принадлежала Гигее, дочери Асклепия. В одной руке она всегда держит змею, а в другой - чашу. Впоследствии этот символ объединили в один, что породило многочисленные споры среди историков.

Трактовка чаши сильно разнится, в зависимости от источника, она может являться как хранилищем для яда, используемого для лечения, так и служить напоминанием о том, что врач должен быть мудрым и черпать свое знание из чаши мирового познания, что, на самом деле, аллегория на человеческий разум, объявший весь мир.

В «Гиппократова чаша» появилась лишь в XIII веке, став официальным символом медицины. Тем не менее, никаких документов, способных подтвердить это, до наших дней не сохранилось.

Самую позитивную трактовку своему символу дали студенты-медики. Согласно их версии, врач хитер, словно змея, а также всегда рад выпить, о чем и символизирует чаша.

Заключение

В современном мире символ медицины - чаша со змеей, довольно часто используется фармацевтическими компаниями, однако его можно увидеть и в военной медицине. Это один из самых узнаваемых символов современности. Его появление вполне логично, во многом благодаря культуре древних греков и римлян, распространившейся практически на всю Евразию. Благодаря этому, древняя медицина смогла подняться довольно высоко, а целители стали пользоваться еще большим уважением.

Наиболее распространенный символ медицины - чаша со змеей. История его возникновения уходит в тысячелетнюю историю древних цивилизаций Востока, Египта и Греции, Нового света.

В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой - бессмертия, мудрости и знаний. Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов. Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с VIIIв. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) - суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх. В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса - царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей.

Эмблемой врачевания в античном мире стала не ядовитая змея, а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит название "Асклепиев уж" (coluber flavescens aesculapii). Именно этих змей находят до сих пор на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников в тех странах, где такая змея обычно не водится: в Швейцарии (в Валиссе и Нижнем Тессине), в Австрии (у Бадена около Вены), в Германии (у Шлагенбада). Их завезли сюда римляне.

Ужи, а не ядовитые змеи жили в центрах культа Асклепия (Эскулапа) в Греции и Риме. Данные многочисленных античных авторов указывают на то, что змеи ползали по абатону во время "священного сна", часто вылизывали больные места (глаза, раны и др.), и считалось даже необходимым, чтобы больные притрагивались к ним, так как в их облике якобы представал сам бог Асклепий. Первоначально в Греции Асклепий изображался в виде змеи и только позже принял облик человека. В одном из мифов в облике змеи выступает даже мать Асклепия, т.е. происходило постепенное очеловечивание животных, в то время как сами они превращались в атрибуты очеловеченных божеств. Согласно одной их гипотез о происхождении имени бога врачебного искусства Асклепия, оно произошло от названия особого рода змей - «аскалабос». Позже эти змеи, безвредные для человека, стали называться «асклепиевыми ужами». Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в эмблеме чаши со змеёй змея символизирует мудрость, знания, бессмертие и вообще все добрые начала. Тем не менее, отдельные авторы считают, что в эмблеме чаши со змеёй последнее олицетворяет зло. "Изображение змей в медицинской эмблеме, очевидно, символизирует собой начало, приносящее людям страдание, болезнь и смерть, так как змея обозначает все то, против чего борется медицина", - пишет, например, В. М. Тарасонов. Подобное мнение, на мой взгляд, нелогично, так как трудно себе представить, чтобы символом такого гуманного дела, как лечение, было избрано зло, чтобы змея – злой гений была использована как единственное украшение на крышках бронзовых карманных аптечек римских врачей, чтобы бога врачевания Асклепия, изображавшегося в виде змеи, представляли в образе зла, и т.п.

Что же означает в эмблеме чаша? На этот счёт существуют различные мнения. Одни учёные полагают, что это сосуд для воды, другие – сосуд для лекарственного яда, т.е. противоядия, третьи – сосуд со специальным жертвенным составом (меликратоном) и т. п.

Предположения некоторых исследователей о том, что чаша представляет собой сосуд для хранения воды, которая имела жизненно важное значение для людей, а её добывание требовало большой мудрости, малоубедительны. Это объяснение правомерно лишь по отношению к безводным местностям, пустыням, где, действительно, вода представляла исключительною ценность для жизни и где особо почитались люди, умевшие находить воду. Однако человек издревле селился на берегах рек, озер, морей, где добывание воды не требовало никакой мудрости.

Гораздо убедительнее точка зрения, что чаша – это сосуд с противоядием. Древние греки термином "фармакос" называли и яды, и лекарства. Змеиный яд собирался и хранился в специальных чашах. Лекарства в древности были очень сложного состава, иногда включали свыше 70 ингредиентов, и в качестве противоядия в них входил змеиный яд.

В Древнем мире хорошо знали действие змеиного яда и противоядия. Аристотель – воспитатель Александра Македонского – занимался изучением ядов животного происхождения. Никандр Колофонийский (200-230гг.н.э.) в своём произведении "Териак" описал яды животных, в том числе и змеиный, и указал способы лечений отравлений ими. Последняя александрийская императрица из рода Птолемеев – гордая Клеопатра VII Филопатор (правила в 51-30гг. до н.э.), написавшая ряд работ по венерологии и женским болезням, испытывала змеиный яд на рабах, а затем приняла его сама, испугавшись возможности пленения после победы римлян над её возлюбленным Антонием. Гораций сказал по этому поводу, что змеи оказали услугу римлянам.

Известно предание о понтийском царе Митридате VI Эвпаторе (120-63г.г. до н.э.), который из-за боязни, что его отравят, приучал себя к принятию яда в возрастающих дозах. Когда после поражения в войне с Римом он принял яд, желая покончить с собой, то яд не подействовал. Пришлось приказать рабу убить себя. Противоядие, приготовленное Митридатом, состояло из 54 различных компонентов. Оно помогало и при укусе змей. Когда Помпей победил Митридата, он прежде всего стал искать рецепт этого противоядия, получившего позже название "митридатикум".

Средство попало и в руки императора Нерона, также боявшегося отравления ядом. Он поручил своему первому придворному врачу Андромаху исследовать состав лекарства. Андромах усовершенствовал рецепт "митридатикума", изъяв оттуда ряд старых и введя новые ингредиенты и доведя их общее число до 74. Он, в частности, увеличил количество опиума и добавил масло гадюки. Последнее он ввёл исходя из принципа "подобное лечится подобным". Андромах преподнёс Нерону новый рецепт "митридатикума" под названием "териак", сопроводив его поэмой из 180 строк, которая позже была включена крупнейшим врачом Рима Галеном в работу "О противоядиях" и упоминалась им в ряде писем.

"Митридатикум-териак" просуществовал в фармакопеях Европы вплоть до XIX в., хотя ещё в период средневековья подвергался критике. Так, в работе "Искусство лечения болезней ожиданием" (1689г.) английский автор Гидеон Гарвей писал: "Лев, медведь, тигр, кошка, волк, собака и сотня других диких зверей вдобавок, собранные вместе, не могли бы произвести в воздухе такого шума, как все неукротимые элементы "мидриатикума-териака" производили в желудке, если бы опиум, находящийся среди них, не успокаивал бы их бешенства и не сдерживал бы их ненормальность".

Использование змеиного яда в лечебных целях получило особенно большее распространение в эпоху средневековья, о чём свидетельствуют рукописные и печатные фармакопеи от начала книгопечатания в XV в. и до конца XVIII в. При дворе французского "короля-солнца" Людовика XIV "митридатикум" пользовался большим успехом. Также рекомендовался суп из змей, чтобы стать сильным, а полные люди, чтобы похудеть, принимали порошок из змей. Часто мясо змей давали курам и уткам, а затем готовили из них пищу: печень и жир змей ели в сыром виде с целью "очищения крови".

Крупнейший французский хирург XVI в. Амбруаз Парэ написал "Трактат о ядах", в котором высказал ценные теоретические соображения в этой области. На памятнике ему в его родном Лавале высечены слова: " Хирург с мрачным лицом насыщает ядом больного".

В настоящее время змеиный яд вновь получил применение в медицине в виде многих препаратов. В Средней Азии и других местах до сих пор существует древняя профессия собирателей змеиного яда.

Таким образом, вполне вероятно, что чаша в медицинской эмблеме в какой-то мере отражала увлечение ядами и противоядиями. Однако сводить значение чаши в эмблеме медицины только к сосуду для хранения яда – вряд ли правильно. По моему мнению, значение чаши как символа имеет тесную связь с мировоззрением далёкого прошлого и было обусловлено условиями их жизни, их наивным пониманием сущности природных явлений и зависимостью от них. С развитием рабовладельческого строя чаша превращается из символа мудрости высших сил природы в символ почитания мудрости жрецов, фараонов и царей, действующих на земле как бы от имени и по поручению богов, передавших судьбы людей в их руки. Греческая чаша без ножки (фиала) использовалась в различных ритуалах. Именно с нею чаще всего изображена Гигиея и очень редко Асклепий. Она изготовлялась из дорогих материалов и украшалась изнутри лепестками лотоса, который являлся символом жизни.

Ф. Р. Бородулин – один из первых советских историков медицины, обратившийся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеёй, как медицинской эмблемы, пишет: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.

В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. По моему мнению, вероятнее всего, чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.

Древние мифы были своеобразной формой осмысливания мира и его глубокого познания человеком. С веками многие представления менялись. Но смысл основных медицинских эмблем сохранился до сих пор.

После падения Римской империи, в период средневековья, изображения чаши и змеи долгое время не употреблялись. Они в модифицированном виде были возрождены в некоторых странах в XVII-XVIII вв., но уже не как символ Гигиеи, а как общемедицинский символ. Профессор факультета фармации Парижского университета Ж. Диллеман, занимающийся историей военно-медицинских и фармацевтических эмблем, высказал мнение, что идею соединения змеи и чаши в одной эмблеме в её современном виде подали в начале XIII в. аптекари Падуи.

В России эта эмблема под названием "Гиппократова чаша" стала основным медицинским символом также в XVIII в., однако никаких официальных государственных документов об этом не обнаружено. Она стала помещаться на различных медицинских изданиях, например, на изданных в 1828г. И. В. Буяльским "Анатомо-хирургических таблицах", большой формат которых позволил дать гравюрные изображения человеческих органов в натуральную величину; на памятниках, на памятных медалях (в честь 50-летия деятельности русского анатома П. А. Загородского, 150-летия со дня рождения русского хирурга Н. И. Пирогова и др.), жетонах, значках, также на книжных знаках (экслибрисах) медиков и фармацевтов.

Нередко эмблему "чаша со змеёй" художники изображают произвольно, не учитывая исторически сложившейся традиции. Они изображают змею и слева, и справа от чаши. Такое изображение возможно лишь в том случае, если эмблема располагается в центре какого-либо предмета (титульного листа, вывески, печати и т. п.). Если же эмблема расположена на краю предмета, змея должна быть обращена головой в центр поля предмета: на эмблеме, помещённой слева, головка змеи должна быть обращена вправо и наоборот.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Недаром именно это изображение было принято в середине XX в. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций (ООН) на своей I Всемирной ассамблее в Женеве. В 1948 г. здесь была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Медицина

У этого термина существуют и другие значения, см. Медицина (значения). Статуя Асклепия (Эскулапа), греческого бога медицины, держащего символический посох Асклепия со спиральной змеёй

Медици́на (лат. medicina от словосочетания ars medicina - «лечебное искусство», «искусство исцеления», и имеет тот же корень, что и глагол medeor, «исцеляю») - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью диагностики, лечения и профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни, а также облегчения страданий от физических и психических недугов.

При необходимости противопоставления «народной», «нетрадиционной» медицинам и прочим «практикам» уточняют - общепринятая медицина (либо конвенциональная , от англ. conventional - обычный, традиционный; общепринятый).

Символы

В современном мире наибольшее символическое значение для обозначения медицины получили четыре варианта.

Один из внешних символов медицины с конца XX века - шестиконечная «Звезда жизни». Более древним символом медицины является посох Асклепия, который, согласно преданию, принадлежал великому целителю. Третий популярный знак - красный крест и красный полумесяц; его слава тесно связана с деятельностью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Четвертый символ медицины - чаша с обвившейся вокруг неё змеёй - связан с Авиценной, который в лечении применял яд змей и древнегреческой богиней здоровья Гигиеей, изображавшейся с чашей и со змеёй.

История

Основная статья: История медицины Череп периода энеолита со следами трепанации, найденный в местечке Чалагантепе (Агдамский район). 5-е тысячелетие до н. э. Музей истории Азербайджана, Баку Изображение на деревянных досках Хеси-Ра, философа, архитектора, придворного библиотекаря и, вероятно, первого официально упомянутого врача в истории Знаменитый греческий врач - Гиппократ Древнеримский катетер

Древний мир

Основная статья: Доисторическая медицина

Первоначально возникновение заболевания рассматривались как некое внешнее и совершенно враждебное человеку живое существо, которое каким-либо образом проникает в его тело и способно вызвать болезненное состояние. Таким образом, абсолютная беспомощность человека той эпохи перед силами природы в сочетании с непониманием сущности и законов окружающего мира способствовали возникновению ложных представлений о существовании злых духов, способных вселяться в организм человека, а также привели к разработке и применению целого ряда магических средств и приёмов лечения (заклинания, заговоры, молитвы и так далее), которые являлись, по сути, зачатками психотерапии. Зарождение и развитие зна́харства и шама́нства на ранних этапах существования человека привело к возникновению понятия лечения как такового. В странах Древнего Востока получила развитие так называемая жреческая, или храмовая, медицина. Значительных успехов достигла медицина в развитых античных государствах: есть исторические документы, донесшие до нас свидетельства современников-очевидцев и труды древнегреческого врача Гиппократа, римского естествоиспытателя Клавдия Галена, александрийских врачей Герофила и Эрасистрата. Кроме того, письменные памятники Древнего Востока (древнеегипетские медицинские папирусы; Хаммурапи законы; Ману законы и Аюрведа в Индии и другие) свидетельствуют, что в древних государствах законодательным путём были регламентированы условия деятельности врачей вплоть до размеров гонораров за лечение и установления различных степеней ответственности за нанесение ущерба больному.

Таким образом, в древнем мире врачи и жрецы, наряду с мистическими, магическими формами врачевания, использовали рациональные лечебные приёмы и целебные средства народной медицины. Немаловажное значение уделялось диететике, гигиеническим предписаниям, массажу, водным процедурам, гимнастике. Известны дошедшие до наших дней свидетельства успешного (следы восстановления костной ткани в области рукотворных трепанационных отверстий, наличие костных мозолей на сломанных костях и так далее) применения хирургических методов лечения: трепанация черепа, кроме того, описано применение в случае патологических родов или гибели роженицы во время кесарева сечения, а в случае внутриутробной гибели плода - эмбриотомии и так далее. Древнекитайская медицина использовала более 2 000 лекарственных средств, среди которых особое место занимали женьшень, ртуть, корень ревеня, камфора и другие. Несколько тысячелетий насчитывает своеобразный метод иглотерапии. Относительно высокого уровня достигли в Древней Индии анатомия и хирургия.

Древний Египет

Врач, который лечит пациента

Древнеегипетская медицина представляла собой смесь суеверных, доисторических воззрений со строго проверенными наблюдениями и выводами. Врач должен был следовать лишь тем правилам, которые жрецы изложили в особых сочинениях. Все открытия в медицине приписывались богам и богиням: Осирису, Исиде, Гору, Баст и Тоту. Врачебное дело находилось в руках жрецов - пастофоров. Они принимали больных в храмах. Преподавание медицины производилось в особых школах.

Гигиена в Египте играла видную роль: были точно определены образ жизни граждан, их пища, сон, обмывания. Многие из подобных правил были заимствованы евреями и вошли в их священные книги. Каждые 3 дня (по другим данным - 3 месяца) предписывалось принимать слабительные и рвотные для очищения тела, в определённые промежутки времени назначался пост. Здоровье поддерживалось также играми. Особые счётчики вели записи о рождаемости и смертности, с обозначением причин болезней. Погребение производилось на кладбищах, в горах; для трупов фараонов возводились особые пирамиды. Трупы свободных граждан подвергались бальзамированию, в трёх видах, сообразно общественному положению умершего.

Привычные современному человеку понятия Анатомия и физиология практически отсутствовали в древнеегипетской медицине, а представление о них было идеалистическим. Согласно этим взглядам, телом управляют 4 духа (деканы). До 50 лет тело увеличивается в весе ежегодно на 1/2 лота (примерно 6,5 граммов), а позже начинает уменьшаться, отчего и происходит смерть.

Египтянам были известны свойства 700 средств природного происхождения. Были известны опиум и гашиш. По сравнению с современной медициной, внутренних средств было не очень много. Они употреблялись всегда свежими и подогретыми, а также замешивались с тестом и давались в виде хлеба. Чтобы ввести лекарство детям, кормилица принимала его и оно с молоком поступало к младенцу. Кроме лекарственных средств применяемых внутрь (через рот) существовал весьма разнообразный выбор: клизмы, тампоны, окуривания, мази, припарки. Зубы пломбировались, недостающие заменялись искусственными, которые привязывались золотыми проволоками к соседним зубам. По мнению Георга Эберса, заклинания имели значение лишь для низших сословий.

Средние века

Абу Али Ибн Сина - один из наиболее известных средневековых врачей Основная статья: Средневековая медицина

Накопление практических медицинских наблюдений продолжалось и в средние века. Возникли специальные учреждения для лечения больных и раненых, монастырские больницы для гражданского населения (VII век). Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией населения, способствовали возникновению опустошительных эпидемий и обусловили в Европе создание карантинов.

В VII веке в исламских странах начинают активно развиваться науки: учёные исламского мира в числе прочего продолжают развивать медицинские знания древних цивилизаций. Халифы покровительствуют наукам и учёным. Харун ар-Рашид устраивает в Багдаде школы, больницы и аптеки. Его сын Аль-Мамун основывает в Багдаде Академию, призывает к себе учёных из всех стран. Школы устраиваются во многих местах: в Куфе, Басре, Бухаре и других городах.

В 873 году при Ахмаде ибн Тулуне была создана первая крупная государственная больница, предназначенная исключительно для бедных слоёв населения. При поступлении в больницу одежда и деньги сдавались на хранение управителю, а при выписке из больницы пациент получал в качестве последнего рациона одну курицу и один хлеб. Больница включала также отделение для умалишённых.

Арабы находились в условиях, по-видимому, особенно способствовавших развитию медицины, так как ислам призывает искать лекарства от болезней и превозносит тех, кто лечит людей. Арабские учёные-медики переводили и изучали сочинения древних медиков. Ибн Зухр (Авензоар) является первым известным врачом, осуществлявшим анатомирование и посмертное вскрытие человека[источник не указан 1529 дней ]. Знаменитейшие из арабских медиков: Аарон, Бактишва (несколько врачей-несториан), Гонен, Ибн аль-Вафид (англ.)русск. (Абенгефит), Ар-Рази, Али ибн Сахль Раббан аль-Табари (Гали-Аббас), Ибн Сина (Авиценна), Альбукасис, Ибн Рушд (Аверроэс), Абдул-Латиф аль-Багдади.

Византийская и арабская медицина обогатила мировую медицинскую науку новыми описаниями симптомов болезней и лекарственных средств. Значительную роль в развитии медицины сыграл среднеазиатский учёный Ибн-Сина (Авиценна).

Медицина в средневековой Западной Европе

Гравюра, изображающая врачей и пациентов Салернской врачебной школы XI-XII век

В средневековой Западной Европе, по сравнению с античностью, эмпирическая наука находилась в упадке, приоритет имели теология и схоластика. Сосредотачивалась наука в университетах. Начиная с IX века, в университетах на территории современной Германии, Англии и Франции, наряду с другими науками преподавалась, в том числе, и медицина. Лечением занимались монахи и светские люди. Самой знаменитой из врачебных школ в Европе в средние века была Салернская. Сочинения этой школы были приняты, как образцовые, в других училищах. Наиболее известной была гигиеническая поэма «лат. Regimen Sanitatis ». К Салернской школе принадлежали врачи духовного и светского звания, а также женщины. Они заведовали больницами, сопровождали армии в походах и состояли при королях и принцах. Только с XIII века у немногих представителей медицины того времени обнаруживается стремление изучать природу болезней путём наблюдений и опытов. Таковы Арнольд из Виллановы и Р. Бэкон. В XIV веке начинается разработка анатомии как науки на основании вскрытий и М. де Луцци (англ.)русск. (1275-1326) издаёт сочинение, содержащее точные изображения органов. Тем не менее, до XV века арабы доминировали в европейской медицине, так что даже сочинения Галена в Европе распространялись в переводах с арабского.

Средневековая Русь

На Руси наряду с монастырской медициной продолжала развиваться народная медицина. В XI-XII веках в Переяславе и Киеве, в XIII веке во Львове были созданы больницы. Лекарственным делом в России издавна занимались врачи-эмпирики («ликовци»), аптекари («зелийникы»), костоправы, цирюльники.

Эпоха Возрождения

Значительный шаг в развитии медицины был сделан в эпоху Возрождения (XV-XVIII веках). Швейцарский врач Парацельс выступил с пропагандой медицины, основанной на опыте и знаниях, ввел во врачебную практику различные химические вещества и минеральные воды. А. Везалий описал строение и функции тела человека. Английский врач У. Гарвей создал учение о кровообращении.

В области практической медицины важнейшими событиями XVI века были создание итальянским врачом Дж. Фракасторо учения о контагиозных (заразных) болезнях и разработка первых научных основ хирургии французским врачом А. Паре.

Новое время

Врач, который посещает своих пациентов в 1682 году Операция в семнадцатом веке нашей эры

Рост промышленного производства привлек внимание к изучению профессиональных заболеваний. На рубеже 17-18 веков итальянский врач Б. Рамаццини положил начало изучению промышленной патологии и гигиены труда.

С развитием медицины зарождаются в разных странах медицинские учебные заведения. В 18 в. в Российской империи была создана Академия наук (1724 г) и медицинскую коллегию (1763 г) - административные центры в области медицины, а также открыто несколько медицинских школ.

В 1773 году открыт Медицинский коллегиум во Львове, который в 1784 объединился с медицинским факультетом Львовского университета, 1787 - открыта Елизаветградская медико-хирургическая школа. Одним из основных источников, комплектовали слушателей медицинских школ, была Киевская академия, где в конце XVIII века начали преподавать медицину (в 1802 был открыт медицинский класс - первым его преподавателем стал А. Ф. Масловский).

Во второй половине XVIII века - первой половине XIX века были заложены основы военной и морской гигиены. Немецкий учёный Р. Кох стал одним из основоположников микробиологии. Основы экспериментальной фармакологии и токсикологии заложил французский физиолог и патолог К. Бернар. Труды немецкого физиолога Г. Гельмгольца, чешского биолога Я. Пуркине способствовали прогрессу офтальмологии.

В это время увеличивается количество медицинских учебных заведений.

Направления и области медицины

Профилактическая медицина

Основная статья: Профилактическая медицина

Ранее эта область называлась Санитария и гигиена . Имеет целью предупреждения заболеваний, как в отношении одного индивидума, так и в отношении групп, популяций людей.

Выявление и лечение больных людей и предотвращение повторного заболевания одного и того же пациента.

  • Диетология изучает влияние еды и питья на здоровье и болезни, особенно при определении оптимального питания. Диетолог назначает терапевтическую диету при сахарном диабете, сердечно-сосудистых заболеваниях, лишнем весе и расстройствах пищеварения, аллергии, недоедании и опухолях. (иногда ошибочно путают с гигиеной питания).
  • Терапия
  • Хирургия
  • Психиатрия изучает психические заболевания, причины их возникновения, методы диагностики, профилактики и лечения.
  • Педиатрия
  • Геронтология изучает процессы старения живых организмов, в том числе и человека.
  • Кардиология
  • Неврология изучает структуру и функции нервной системы, закономерности развития и возможные патологии, причины заболеваний, методы их предупреждения и лечения.
  • Эндокринология изучает гормоны и их влияние на тело
  • Офтальмология изучает заболевания глазного яблока, его придатков (веки, слезные органы, слизистая оболочка), костных структур и клетчатки, окружающей глаз.
  • Стоматология
  • Урология

Фармакология (фармацевтика)

Основная статья: Фармакология
  • Фармакоэпидемиология
  • Фармация
  • Фармакология биохимическая
  • Клиническая фармакология
  • Молекулярная фармакология
  • Фармакогеномика
  • Экспериментальная фармакология

Медико-биологические отрасли

  • Анатомия изучает физическое строение организмов. В отличие от микроскопической анатомии - цитологии и гистологии - анатомия изучает макроскопические структуры.
  • Биохимия изучает химические процессы, происходящие в живых организмах, особенности структуры и функции их химических компонентов.
  • Биомеханика изучает структуры и функции биологических систем с помощью механических методов.
  • Биологическая статистика - это применение статистики к биологическим полям в самом широком смысле. Знание биостатистики имеет важное значение в планировании, оценке и интерпретации медицинских исследований. Также биостатистика является основой для эпидемиологии и доказательной медицины.
  • Биофизика - это междисциплинарная наука, которая использует методы физики и физической химии для изучения биологических систем.
  • Цитология занимается микроскопическим исследованием отдельных клеток.
  • Эмбриология изучает раннее развитие организма.
  • Генетика изучает гены и их роль в биологической наследственности.
  • Гистология изучает структуры биологических тканей с помощью световой микроскопии, электронной микроскопии и иммуногистохимии.
  • Иммунология изучает иммунную систему, которая включает в себя врождённый и адаптивный иммунитет.
  • Инфектология изучает инфекции.
  • Комбустиология изучает ожоги и их лечение.
  • Медицинская физика изучает применение принципов физики в медицине.
  • Микробиология изучает микроорганизмы, в том числе простейшие, бактерии, грибы и вирусы.
  • Молекулярная биология изучает молекулярные основы процесса репликации, транскрипции и трансляции генетического материала.
  • Нейробиология включает в себя те дисциплины науки, которые связаны с изучением нервной системы. В основном, нейробиология сфокусирована на физиологии головного мозга и спинного мозга. Некоторые связанные клинические специальности включают в себя неврологию, нейрохирургию и психиатрию.
  • Патология как наука изучает причины болезней, их ход, прогрессию и разрешение.
  • Фотобиология изучает взаимодействие между неионизирующими излучениями и живыми организмами.
  • Физиология изучает нормальное функционирование организма и лежащие в его основе механизмы регулирования.
  • Радиобиология изучает взаимодействие между ионизирующими излучениями и живыми организмами.
  • Токсикология изучает опасные эффекты лекарств и ядов.
  • Сексопатология изучает сексуальное поведение человека.

Отдельные области медицины

  • Авиационная медицина
  • Арктическая медицина
  • Военная медицина
  • Космическая медицина
  • Медицина катастроф
  • Подводная медицина
  • Спортивная медицина
  • Судебная медицина
  • Медицина труда
  • Хрономедицина

Теоретическая медицина

В медицине выделяют теоретическую медицину или биомедицину - область биологии, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики, коррекции и лечения с теоретических позиций.

Теоретическая медицина исследует теоретические основы лечения, предлагает пути развития практической медицины. Теоретическая медицина основана на логическом медицинском мышлении, подтвержденным научными теоретическими знаниями. Обобщение различных подходов дает теоретической медицине возможность создавать медицинские гипотезы, которые будут являться неотъемлемой частью практического мышления (из тезисов Райтера Д. В.). Теоретическая медицина - это первый шаг практики (проф. Соловьев В. З.).

Как правило, теоретическая медицина не затрагивает практику медицины в такой степени, в какой она занята теорией и исследованиями в медицине. Результаты теоретической медицины делают возможным появление новых лекарственных средств, более глубокое, молекулярное понимание механизмов, лежащих в основе болезни и процесса выздоровления, тем самым создавая фундамент для всех медицинских приложений, диагностики и лечения.

Практическая медицина

В медицине выделяют также практическую, или клиническую, медицину (медицинскую практику) - практическое применение накопленных медицинской наукой знаний, для лечения заболеваний и патологических состояний человеческого организма.

Доказательная медицина

Основная статья: Доказательная медицина

В современной медицинской науке всё шире применяются критерии доказательной медицины, которая требует строгих доказательств эффективности тех или иных методов лечения, профилактики или диагностики путём методологически корректно выполненных РКИ (рандомизированных контролируемых испытаний) - двойных слепых плацебо-контролируемых клинических испытаний. Любые другие методы, не получившие подтверждения эффективности в РКИ, отвергаются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их кажущейся эффективности в открытых исследованиях, когда некоторые участники исследования знают, какое именно воздействие получает пациент.

Поскольку вероятность многих заболеваний увеличивается с возрастом, интенсивно развиваются с позиций доказательной медицины такие разделы, как геронтология и гериатрия, изучающие проблемы замедления старения, антивозрастной терапии и профилактической медицины в пожилом и старческом возрасте.

Коды в системах классификации знаний

  • УДК 61
  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ) (по состоянию на 2001 год): 76 МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
  • Ветеринария

Где и когда впервые появился медицинский символ - змея, обвивающая чашу с ядом?

Eva love

Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблеездравоохранения в 1948 г. и состоит в сущности из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей) . Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы (змея) .






Фома

Чаша со змеей
Это наиболее распространенная в нашей стране медицинская эмблема.
Первые изображения чаши со змеей относятся к 800-600 гг. до н. э. При этом вначале змея и чаша фигурировали раздельно и были атрибутами дочери Эскулапа, богини здоровья Гигеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.
Точного и узаконенного символа медицины в виде изображения змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. По данным академика Е. Н. Павловского, такое появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея.
Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, что она олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все добрые начала.
Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф. Р. Бородулин. Он высказался так: "Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы". То есть, в наше время чаша в медицинской эмблеме представлена как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.
В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в 18 веке, хотя никаких официальных государственных документов, подтверждающих это, не обнаружено.
Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей (двумя змеями) была введена еще при Петре I. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 (1922?) году. Этот знак эмблема сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов.
Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности. Во всяком случае, именно это считается абсолютным основанием для отказа в регистрации этого символа в качестве товарного знака фармацевтических фирм.
Видимо стоит упомянуть и две очень распространенные шутливые интерпретации эмблемы «Чаша со змеей» . Первая – девиз медиков: «Хитер, как змей, и выпить не дурак» . Вторая – общенародная с многочисленными вариациями: «Тёща ест мороженное».

Тайна чаши со змеей
В Европе же змея не просто символизировала лекаря, как в Африке - колдуна, она символизировала мудрость и знание. А так как первыми учеными на Земле были медики, то изображение рядом с ними змеи объяснимо.
Но тут возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, почему именно змея стала символом мудрости и знаний? Ведь змеи, как и все рептилии, значительно уступают высокоразвитым животным.
Во-первых: является ли змея символом знаний вообще или каких-то определенных знаний? Например, если, допустим, первыми учеными на Земле были бы не медики, а физики, то стала бы змея их символом? Или ее все-таки связывали именно с лечением, врачеванием?
И наконец, третий, весьма существенный вопрос: почему змея всегда изображается рядом с чашей?
Надо сказать, что вопросы эти представляют не только академический интерес. Они в какойто степени проливают свет на историю медицины, и не случайно этими вопросами занимались многие серьезные ученые, в том числе и выдающийся российский медик академик Е. Н. Павловский.
Долгое время некоторые историки науки трактовали символ медицины - змею, обвивающую чашу, - как утверждение целебного свойства змеиного яда. В частности, российский исследователь П. Е. Заблудовский считает, что изображение чаши рядом со змеей появилось на рубеже нашей эры и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Однако, по данным академика Павловского, такое изображение появилось лишь в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание.
Возможно, истина лежит посредине. Действительно, точного и узаконенного символа, то есть змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было. Более или менее определенным этот символ стал благодаря Парацельсу.
Кстати, символ был совсем не таким, каким мы знаем его сейчас: современная эмблема медицины - змея, обвивающая ножку чаши и склоняющая голову над самой чашей, - утверждена нашей стране в 1924 году, а затем уже широко распространилась и за пределами нашей страны. Сама же змея сопровождает медиков издавна.
Легендарный греческий врач Асклепий (у римлян - Эскулап) всегда изображался со змеей, ибо именно благодаря змеям, как рассказывает миф, он стал сначала просто великим врачом, а потом - врачом-богом, покровителем медицины.
Вот что говорится в мифе.
Уже прославленный, Асклепий был приглашен критским царем Миносом, чтоб воскресить его умершего сына. Врач шел, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но едва он это сделал, как появилась вторая змея, несшая во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Видимо, Асклепию уже было предначертано судьбой стать богом, поэтому он, обладая нечеловеческой прозорливостью, тут же все понял, нашел траву, которую принесла змея, собрал ее и, прибыв на Крит, воскресил ею сына царя Миноса.
Так гласит легенда и так объясняется, почему в храмах, посвященных Асклепию, и на скульптурах самого бога медицины всегда присутствуют змеи. Правда, они обвивают либо посох Асклепия, либо его самого, а не чашу. Единственная дошедшая до нас скульптура, найденная при раскопках Помпеев, изображает Асклепия, держащего в одной руке посох, обвитый змеей, в другой - чашу. Зато дочь Асклепия - богиня здоровья Гигея (отсюда - "гигиена") - начиная с VI века до нашей эры постоянно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой. Так, быть может, змея в те времена была не символом излечения, а просто символом здоровья? Тогда почему же она у Гигеи всегда рядом с чашей? Нет, просто символом здоровья она не могла быть, тем более что древние очень хорошо знали, насколько опасны эти существа.

Анюта

Символ медицины – змея, обвивающая чашу, появился в XVI веке благодаря знаменитому врачу и алхимику Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание. Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Считают, что она либо олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, либо означает, что в этом сосуде и хранили змеиный яд. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ медицины, был утвержден в нашей стране Реввоенсоветом в 1924 году, а затем широко распространился и за ее пределами.

Svetlana korolskaya

И еще:
В первобытном обществе, когда складывались тотемизм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром,
змея была одним из основных тотемных животных.
С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. (коварства и зла.НО также - бессмертия, мудрости и знаний.)
Характерно, что в античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж.
Именно ужики – эскулаповы змеи – жили в центрах культа бога врачевания Эскулапа в Греции и Риме. Записи античных авторов-медиков указывают,
что ужи ползали по дому во время "священного сна", часто вылизывали больные места – глаза, раны. Римляне очень любили этих змей, содержали их при банях и купальнях.
Полагают, что в некоторые страны Европы эскулапова змея попала благодаря римским завоевателям

Змеи в символах и гербах

Продолжаю тему Год Змеи.

Змея - древнейший символ, многозначный и универсальный.
Змеи являлись носителями и доброго, и злого начала- символом мудрости и защиты, целительства и бессмертия, но и символом смерти и коварства .
В древнегреческой мифологии покровитель врачебного искусства Эскулап (Асклепий) изображался с посохом, вокруг которого обвилась змея, символ здоровья и бессмертия .

Кадуцей -жезл Гермеса (Меркурия), покровителя торговли, обладавшего способностью примирять стал символом торговли и премирия. Вокруг кадуцея обвиваются две змеи.

Важнейшеезначение в Средние века приобрела эмблема Уроборос - змея, свернувшаяся в кольцо и кусающая себя за хвост, - символ вечности.

А свернувшаяся кольцами змея отождествляется с круговоротом явлений, цикличностью времени.
…………..

Есть на земле города, где покровительница года Змея запечатлена на гербах , а значит, эти города находится под ее защитой, и весь год Змеи будут притягивать благополучие и успех.
Гербы разнообразные и очень интересные.
Мексика
Герб Мексики изображает сидящего на кактусе- опунции мексиканского беркута, держащего в клюве змею.

Ниже символически изображено озеро с островом (Тескоко), еще ниже - ветки дуба (республика) и лавра (слава). У ацтеков символы имели религиозные ассоциации. Смысл герба - победа добра над злом.

Герб Мартиники 1766 года

Французский щит из 4 лазурных полей, разделён серебряным крестом. На каждом поле изображена змея (местная гремучая змея) в форме зеркально перевернутой буквы «L». Форма змей объясняется тем, что тогда Мартиника находилась в зависимости от Сент-Люсии, пока та не стала британским владением.

Милан
Старинный герб Милана , принадлежавший двум герцогским родам, правившим городом - Висконти и Сфорца - знаменитое геральдическое изображение.
Герб рода Висконти, Бисцион изображает лазурного змея , держащего в пасти человека.
Согласно легенде, в крестовом походе в 1187 году герцог миланский Оттоне Висконти встретился в поединке с сарацинским принцем. Мавр имел на щите изображение змеи, глотающей ребенка. Оттон победил сарацина, забрал его щит и избрал своим гербом.
По другой версии, дракон в V веке опустошал окрестности Милана, пока не был убит герцогом Умберто Висконти.

Еще толкования этого образа:
На гербе изображензмей , глотающий сарацина (мавра). Символизирует силу и победы города.
Или: на гербе змей, из пасти которого появляется младенец, что символизирует пробуждающуюся силу в сочетании с мудростью.
Когда в 1395 году Висконти стал герцогом, он добавил к бисциону чёрных орлов (герцогство являлось частью Священной Римской империи). Герб стал представлять щит, два золотых поля которого занимали орлы и два серебряных - змеи.

Династия Висконти угасла в середине XV века. На дочери последнего Висконти Бьянке женился Франческо Сфорца, миланский престол перешел династии Сфорца в 1450г.
А герб стал гербом города Милана .
Теперь у Милана другой герб - красный крест Св. Георгия на серебряном поле.
А изображение змея с ребенком использует в своем символе автомобильная фирма Alfa Romeo, созданная в Милане.

Фирма использует сочетание обоих миланских гербов. Это круг, разделенный пополам, в левой половине размещен крест, в правой - змей.
Пружаны
Дочь герцога Сфорца
, ставшая через замужество Великой Княгиней Литовской, привезла герб Бисцион в белорусские Пружаны .
В 1588 году владелица Пружан, Королева и Княгиня Великого княжества Литовского Анна Ягелонка (вдова Стефана Батория, она владела Пружанами после смерти матери - королевы Бона Сфорца), даровала Пружанам Магдебургские привилегии со статусом города, печатью и гербом.

Герб менялся, были варианты с ёлкой и двуглавым орлом, но теперь городу вернули старый герб.
Камник - старинный словенский город в 23 км от Любляны, названием обязан каменоломням и шахтам.
В центре города на холме высятся руины Малого замка XI века. Легенда связывает Малый замок с заколдованной графиней Вероникой - полуженщиной - полузмеей , которая стережет сокровища, спрятанные в замке.

В гербе города - на лазоревом поле дракон поддерживает белую башню с иллирийскими звездой и месяцем, а в башне мы видим женщину - змею.
Гаага, Нидерланды .
Белый Аист, держащий змею
С XV века символом города является аист.


Значение - очиститель от скверны (поглотитель змей, лягушек, червей и прочей «болотной нечисти») и отсюда - охранитель домашнего очага.
Змея на гербе германской общины Шланген - говорящий герб. (Schlangen - означает змеи)

........................
Города России
Ессентуки
Знаменитый курортный город.
Белый крест на гербе - элемент герба Ставропольского края - (Ставрополь - с греческого "город креста").
Поверх креста на гербе золотая чаша, обвитая змеей , с водяными струями, бьющими из чаши; Чаша со змеей символизирует город-курорт, струи символизируют целебные источники: Ессентуки-4, Ессентуки-17, Ессентуки-20.

Над чашей - летящий золотой орел с булавой - символ казачества и власти. Красный цвет фона связан с кубанскими казаками, а лазоревый - с терскими.
Улан-Удэ - столица Бурятии
В золотом поле - рог изобилия, поверх которого Меркуриев жезл с двумя обвивающими егозмеями (кадуцей).

Щит увенчан золотой короной о пяти зубцах, на центральном зубце соёмбо -бурятский символ вечной жизни (солнце, луна, очаг) - круг, сопровождённый внизу полумесяцем, вверху - пламенем о трёх языках, ниже короны - национальный орнамент.
Соль-Илецк -город Оренбургской области.
В XVIII веке здесь была основана крепость Илецкая Защита. Защиту границы символизирует в гербе серебряная башня с зубцами.

В арке башни - змея , обвившаяся вокруг золотой чаши с солью. Чаша и змея символизируют лечебные свойства местных озёр, а серебряные ромбы - кристаллы соляных копей.
Новозыбков – город в Брянской области.
На гербе - золотой жезл Меркурия, обвитый змеями .

Жезл скрещен с зеленым снопом конопли. Не подумайте плохого, в XIX веке Новозыбков был крупным торговым центром, и здесь выращивали коноплю - для изготовления пеньки и конопляного масла.

Тура – город в Эвенкийском районе Красноярского края. Герб довольно экзотичный.
В серебряном поле противоборствуют лазоревый змей и чёрный мамонт.

По мифическому сюжету из эвенкийского эпоса о борьбе Сэли (мамонта) и Дябдара (змея). Там, где проползал, извиваясь в схватке, змей, образовались реки. Там, где ступал тяжёлый мамонт, возникли впадины - озёра и поднялись горы. А Сэли и Дябдар провалились под землю, став духами-охранителями входа в Нижний мир.
Так Земля обрела свой нынешний облик, а на слиянии двух рек - Нижней Тунгуски и Кочечума, возникло эвенкийское стойбище, теперь - городок Тура.
Герб поселка Вольгинский Владимирской области.
Поселок был организован в 1973 году неподалеку от завода для производства средств защиты животных от болезней, рядом с НИИ ветеринарной микробиологии.

На гербе - серебряная фигура, напоминающая очертаниями пробирку, и лазоревая чаша, увитая двумя золотыми змеями -символ врачевания и аптекарского дела. Синий цвет чаши указывает на ветеринарную направленность, а две змеи символизируют и разработку ветеринарных препаратов, и производство фармацевтической продукции.

Город Змеиногорск основан на Алтае в 1736г
На гербе изображены две коронованные змеи, над ними скрещенные кирки, выше - сияющий кристалл.

Герб, напоминает о том, что поселение возникло при руднике.
Пушкин (Царское село)
Герб Царского Села
, официальной загородной резиденции императоров.
На нем по велению Екатерины Великой нарисовали змею, заглатывающую свой хвост. Этот символ мудрости и вечности в 2010 году вернули на городской герб города Пушкина.

Щит четверочастный. В первой и третьей части - в красном поле золотой коронованный вензель императрицы Екатерины I. Во второй и четвёртой частях - в пурпурном поле орел времен Екатерины II, держащий в правой лапе факел с пламенем; в левой лапе -якорь. На груди орла - овальный щит c крестом, окаймленный золотой змеей , проглатывающей свой хвост.
Город Находка
В рассеченном лазоревом и зеленом щите – вписанный золотой якорь, обвитый наподобие кадуцея парой золотых змей .

Якорь – символ порта и мореходства; две скрещенные змеи – символ мудрости, бдительности. А кадуцей и крылышки - символ Гермеса (Меркурия) бога вестей и торговли;
Интересный факт
Змея в России украшала царские печати и деньги. Изображение орла, поймавшего змею, было на денежных знаках генерала Юденича, командовавшего белой армией на северо-западе России.

Города Украины
В гербе города Змиева изображена золотая коронованная змейка.

Харьков
На гербе Харькова Рог изобилия и Кадуцей.

Евпатория
Змея обвивает жезл и чашу, напоминает о здравницах Евпатории

................

Флаг Сицилии
На флаге Сицилии в центре изображение трискелиона (трёх ног, выходящих из общего центра), головы Медузы Горгоны (со змеями вместо волос ), а также трёх змей либо трёх колосьев пшеницы. Три ноги символизируют три крайние точки острова Сицилия.

Тринакрия,
другое название трискелиона (от греч. « треугольник»), является первым названием острова. Цвета флага обозначают города Палермо и Корлеоне.
…………….
Эмблемы со змеей

Змея как символ встречается не только на гербах и флагах стран и городов, но в эмблемах различных организаций.
Ведь Змея может быть символом мудрости и защиты, медицины и обновления .
Противоречивость символа можно объяснить противоречивостью свойств самой змеи: ее яд и убивает и лечит;она может лежать неподвижно, но способна совершить стремительный бросок. Она сбрасывает кожу и омолаживается – значит может жить очень долго, вечно.
Змея - эмблема мудрости – так считали в странах Азии и Африки, где наблюдали жизнь змей, и умели приручать их, добывали от них целебный яд.
Отсюда и античное представление о змее как о символе медицины.
Ценят в змее и ее охранную способность . На Востоке змеи стерегут дом, а на Западе охраняют драгоценности и деньги. (В одном из шведских городов двухметровый удав днем спит, а ночью бдит, поджидая воров).
Эмблема медицины
Вспомним бога медицины Асклепия, вокруг посоха которого обвилась змея , служившая эмблемой здоровья и бессмертия. И "отец медицины" Гиппократ имел подобный посох.

Змея, обвившая чашу , изливающая в нее свой яд на пользу человека- также стала эмблемой медицины.
Этот знак как символ военной медицины , был утвержден у нас Реввоенсоветом в 1924 году. Знак сохраняется в России до сих пор в качестве эмблемы военно-медицинского состава и медицины в целом.
Дочь Эскулапа Гигея , богиня здоровья, часто изображалась, держащей в руке чашу со змеей .


Скульптура Гигеи у Военно-Медицинской Академии в Петербурге. Люблю эту скульптуру.
….
В странах Европы, где змей немного, испытывали страх перед ядовитыми змеями, считали их воплощением опасности.
Европейцы ассоциировали змею с библейской легендой о змии-дьяволе, считали ее символом зла и коварства. Также и в Америке эмблема змеи означает зло.
В этом качестве змея присутствует на гербе Мексики, где орел пожирает змею, то есть добро побеждает зло. А змея обвивающая меч - символ хитрости и коварства.
Но в большинстве эмблем змея – доброе начало , символ мудрости, здоровья, защиты.
Кадуцей -жезл Гермеса (Меркурия) –символ торговли и премирия.
В оккультизме – символ ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом.
Используется в ряде стран (например, в США) как символ медицины , (ошибочно), по причине его сходства с посохом Асклепия.
Эмблема военных медиков США

........
В эмблему Федеральной Таможенной службы входит кадуцей, перекрещённый с факелом.

Средневековую эмблему победы над злом в виде Божьей десницы, простертой из облака и разрубающей мечом змею, использовали органы советской военной контрразведки «Смерш ».
Огненная змея Аспид является символом кузнецов.

В Новейшее время родились еще несколько «змеиных» эмблем международных организаций.
Эмблема ВОЗ

По аналогии с медицинской эмблемой составлена эмблема Службы защиты растений - змея, обвившая колос .

Так же в новой эмблеме Защитников окружающей среды от атомных взрывов змея, обвивающая чашу и растущую из нее зеленую ветвь на фоне ядерного гриба, служит напоминанием о том, что люди должны быть мудрыми, не допустить атомной катастрофы.
………………….
Источники
http://ru.wikipedia.org/wiki/Змея_в_геральдике
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/pohl/08.php
……………..

Какое живое создание ассоциируется с медициной? Конечно же змея, обвивающая чашу. Между тем, ядовитое пресмыкающееся не всегда было единственной врачебной эмблемой. Было и до сих пор есть множество альтернативных символов.

Великие и ужасные


Змеиная ипостась древнеегипетской богини Изиды

Змеям поклонялись во все времена и во всех уголках Земли. В мифах Вавилона и Ассирии в доисторические времена царствовали именно эти пресмыкающиеся. Змееголовые боги были во многих пантеонах, ну а уж чешуйчатая спутница была одним из самых частых спутников высших сил.

«Есть великий змей; он царь земли эфиопской; ему кланяются все правители и приносят ему в дар прекрасную деву. Разукрасив ее, они приводят пред этого змея и оставляют одну, и пожирает ее этот змей... Длина этого змея 170 локтей, а толщина — 4; зубы его длиною в локоть, а глаза подобны пламени огненному, брови его черны, как ворон, а весь вид похож на олово и медь... На нем рог в три локтя. Когда он двигается, шум слышен на семь дней пути».

Из абиссинской легенды


Змей считали бессмертными - ведь они способны периодически сбрасывать кожу, то есть обновляться. Многие мифы сходятся в том, что изначально этот дар предназначался людям, но либо пронырливые пресмыкающиеся украли его, как в шумерских легендах, либо человек сам отказался от тяжелого бремени вечной жизни в пользу ползучих гадов, как в греческом мифе.

В античном мире змеи были очень тесно переплетены с медициной. Так, именно змея, согласно греческой мифологии, навела Асклепия на мысль о возможности воскрешать мертвых. Однажды он был приглашен во дворец критского правителя Миноса, чтобы воскресить умершего царевича. На своем посохе Асклепий неожиданно увидел змею и убил ее. Тотчас появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Будущий бог воспользовался этой травой и воскресил умершего.

Змея обвивает тело Изиды, покровительницы врачевания в Древнем Египте, кобра - одна из ипостасей богини. Этот же символ украшал полевую аптечку военного врача римской армии. С одной стороны, люди хотели таким образом умилостивить грозные силы природы, с другой, используя зловещий вид змеи, отпугнуть болезни.

Судьбоносный сосуд

Другая составляющая традиционной медицинской эмблемы - чаша - тоже имеет древнее происхождение. В пустынной местности было чрезвычайно важно поймать ниспосланную с небес живительную влагу, для этого использовались в том числе и большие металлические чаши. Именно такую держит в руках, обращаясь за помощью к богам, больной, изображенный на древнеегипетской стеле.

Вода была обязательной составляющей любого лечения. Целебные заговоры и заклинания нередко вырезали или чеканили непосредственно на сосудах. До наших дней сохранились выражения «чаша жизни», «чаша терпения», «испить чашу до дна», «дом полная чаша», которые показывают, насколько эта вроде бы повседневная утварь была важна для предков.

Разные чаши несли в себе разный символический смысл. Например, двудонная, или двойная отражает двойственность природы человека, позитив и негатив, небесную и земную составляющую, возвышенные и низменные устремления. Именно поэтому в медицине укоренилась чаша без второго дна, греческий фиал без подставки. Именно ее часто изображают в руках дочерей (а по другой версии - и вообще жен) Асклепия - Гигиеи и Панакеи.

Чаша имеет непосредственное отношение и к змеям: их яд собирали и хранили в основном в такой посуде. В ней же смешивали териаки - античные и средневековые универсальные противоядия. Вплоть до XX века медные или латунные чаши использовали аптекари.

Один из редких вариантов эмблемы - змея, обвивающая рукоять зеркала. Она как бы охраняет гладь человеческого сознания, хранящего в себе отражения предыдущих тысячелетий. Видимо, поэтому такой необычный символ выбрало для себя Международное общество истории медицины в 1980 году.

Символ, да не тот

Если приглядеться к эмблеме Всемирной организации здравоохранения, которая была утверждена на I ассамблее в Женеве в 1948 году, можно заметить, что змея там обвивает вовсе не чашу, а посох. Почему так произошло? Откуда вообще взялся этот атрибут?

Это посох Асклепия. Тот самый, которым была убита одна змея и на который вскарабкалась вторая, пришедшая ее воскресить. В этот символ заложено большое количество других значений. Например, чаще всего его изображают в виде сучковатой палки, которая означает связь с землей и природой. Кроме того, посох - символ странствий, а именно в путешествиях древние врачи приобретали свои знания и навыки. Кроме того, если доктор опирался на что-то при своей ходьбе, значит, он был умудрен не только годами, но и опытом. И именно такому врачу доверяли больше всего.

В Средние века и в эпоху Возрождения посох трансформировался во врачебную трость, а в некоторых случаях - и во врачебный меч, который был, например, у Парацельса. Нередко в верхней ее части находилось секретное лекарство, уникальное противоядие или просто уксус, использовавшийся для предотвращения заражения от пациента. Традиция исчезла лишь к середине XX века, а посох стал символом медицины в Европе.

Кстати, на посохе Асклепия может быть не одна змея, а две. Но гораздо интереснее история другой эмблемы, когда посох покороче, змей всегда две, а наверху еще крылышки. Кадуцей, жезл глашатаев, а также непременный инструмент бога Гермеса (Меркурия), способный примирять даже самых ярых противников. Общемедицинским символом кадуцей стал в эпоху Возрождения.

Есть версия, это связано с тем, что в XVI столетии стала развиваться алхимия, покровителем которой считался Гермес. Основной целью алхимических опытов в то время был уже не поиск философского камня, а получение лекарств. На сосудах с лекарственными препаратами алхимики обычно ставили печать с изображением Гермеса. В качестве эмблемы врачей кадуцей закрепился, например, в Соединенных Штатах Америки. Но есть и другая версия: кадуцей просто ошибочно принимали за еще один посох Асклепия, благо они похожи. Мало ли ошибочного закрепляется в нашей жизни? Вот жезл Гермеса - примерно из той же оперы.

Ну а классическая змея с чашей прижилась в основном на территории бывшего СССР. В современной России не обошлось без модификаций, например, на действующей эмблеме Военно-медицинской академии изображены две змеи, обвивающие чашу в противоход друг другу (см.рис.выше).

И другие


Асклепий и петух. Статуя Асклепия с лежащей у ног собакой в асклепионе

Долгое время полноправными и равноценными символами медицины считались сова, петух, ворон и собака. Всех их в разное время изображали рядом с Асклепием. Сова и ворон считались символом мудрости, без которой врачу никак не обойтись. Собака - олицетворение верности и преданности, стремления служить и охранять. Ворон из этой компании продержался дольше всех, средневековые алхимики помечали его изображением свои лекарства.

Интересная трактовка роли петуха: прежде всего, он был просто жертвенной пищей, кровь его предназначалась Асклепию, а мясо, которому приписывались целительные свойства - больным. С приходом христианства появилось еще одно толкование: крик петуха прогоняет нечистую силу, приветствует наступление утра, когда большинству пациентов становится легче.

«Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»

Амвросий Медиоланский (III в.)


Часто петуха изображали в паре со змеей, в этом случае они олицетворяли два ключевых качества врача: бдительность и осторожность. Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепионах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы никогда не были в числе жертвенных животных.

В XIII веке изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде женщины (предположительно - Гигиеи), увенчанной лаврами. В одной руке ее был посох, обвитый змеей, а в другой - петух.

Кресты и звезды

Красный крест и синюю шестиконечную звезду можно считать уже современным пополнением арсенала медицинской атрибутики. Историю первого символа, думаю, знают все, так что напомню лишь вкратце: в 1863 году в Женеве был создан комитет по уменьшению страданий солдат во время войн, в качестве эмблемы, недолго думая, участники учредительной конференции выбрали инвертированный флаг Швейцарии. Красный крест, изначально ассоциировавшийся только с МККК, прижился и стал, пожалуй, самым распространенным обозначением всего медицинского: он есть на специализированных медицинских машинах, на дверях медицинских учреждений, даже на аптечках в компьютерных играх, да много еще на чем.

Однако это слегка совсем вообще неправильно с точки зрения права. Красный крест - официальное и охраняемое изображение, принадлежит только МККК, причем применяют его исключительно в военное время. Его могут носить военные медики, военные священники, им помечают средства для ухода за ранеными, включая палатки госпиталей, также он используется для обозначения международного или национального представителя организации. И всё. МККК через национальные комитеты пытается вразумлять организации и людей, использующих красный крест направо и налево, иногда даже до суда доходит, так, у Джонсон&Джонсон в свое время в принудительном порядке отобрали товарный знак в виде красного креста.

Впрочем, у этой правовой коллизии есть и обратная сторона: охраняемое изображение - красный крест на белом фоне. Если изменить цвет фона или креста - всё, берите, кто хотите, используйте, где хотите. Так появился зеленый крест фармацевтов, синий крест ветеринаров и т.п. По большому счету, даже классический красный крест, но на синем, желтом, фиолетовом, любом другом фоне - уже вполне себе легальный логотип.

Очень короткое лирическое отступление: если уж совсем корректно, то красные (хотя и не только красные) кресты рисовали на своей одежде еще тамплиеры и госпитальеры, причем именно последним мы обязаны появлением госпиталей. Изначально они были своеобразными пристанищами, гостиницами что ль, но постепенно так стали говорить именно о военных (сначала), а потом - и о гражданских лечебницах. Другое дело, что госпитальерские кресты отличались от швейцарского, который взял себе МККК, но это уже совсем другая история.

Во время русско-турецкой войны (1876-1878 гг) появился еще один официальный символ - красный полумесяц, вариант для мусульманских стран. Израильтяне пытались продвинуть красный могендовид, но МККК не понравилась эта идея. После долгих споров в 2005 году на специальной конференции двумя третями голосов был принят внерелигиозный символ МККК - красный кристалл, равносторонний ромб на белом фоне.

Дело в том, что к тому моменту накопилась огромная масса заявок на международное признание национальных и/или религиозных эмблем красного цвета: тут и сиамское красное пламя, и персидское красное солнце, и красное колесо со свастикой, и красный ливанский кедр, и красный суданский носорог, и красная сирийская пальма и даже красная звезда, заявленная от Зимбабве. МККК посчитал, что подобное разнообразие разрушает саму идею универсального единого символа, который может использоваться как охранительный на любой войне. Хватит трех, сказал МККК: крест - христианам, полумесяц - мусульманам, остальные перебьетесь кристаллом, нечего сущности преумножать.

МЧС-ники пилюлю проглотили, кресты сняли, а на их место поставили синюю звезду о шести лучах, причем лучи эти - основные задачи, которые решают спасатели и парамедики: обнаружение, связь со специалистами, реагирование, помощь на месте, помощь при транспортировке, доставка в ЛПУ. Звезда была запатентована в 1977 году, за основу при ее разработке был взят логотип Американской медицинской ассоциации. В 1997 году срок патентной защиты истек, и сегодня очень многие «Скорые» по всему миру несут на своих бортах «Звезду жизни» - от Перу до Польши и от Швеции до Италии. Примечательно, что внутри синей звезды - правильный посох, классический, длинный, с одной змеей и без крыльев.

Медицинских эмблем существует немало. Кубок, обвитый змеей - российский медицинский символ. А вообще, образ змеи эксплуатировался народами мира интенсивно. Например, в Египте она являлась профессиональным знаком врачей. Египетскую богиню врачевания Изиду обвивает змея, олицетворяющая здоровье. О целебных свойствах пресмыкающихся рассказывают легенды и сказки Древнего Вавилона и Африки.

Происхождение же чаши как символа медицины объясняют традицией приготовления лекарства в ритуальном сосуде или тем, что в засушливых пустынных районах Востока в сосуд собирали драгоценную влагу, льющуюся с небес и несущую жизнь.

Кто объединил чашу и змею в единое целое − неизвестно. Найденные изображения змеи и чаши относятся к 600 г. до н. э. На них греческая богиня здоровья Гигея, дочь Эскулапа, кормит змею (ужа) из чары, она держит ее в одной руке, а змею в другой.

Именно ужи считались обладателями магической целебной силой и проживали в лечебном центре бога врачевания Эскулапа. В античном мире они воплощали доброе начало, гарантировали благополучие жилищу и здоровье живущим в нем людям.

Символ российской военной медицины

Впоследствии эта эмблема была забыта и только в XVI веке, по данным академика Е. Н. Павловского, появилась змея, обвившаяся вокруг чаши, благодаря знаменитому в ту пору лекарю Парацельсу.

Значение этого знака и содержимое кубка до сих пор вызывает споры. Логично предположить, что в чаше хранится змеиный яд, который, как известно, обладает целебными свойствами. Поэтому эта эмблема и считается наиболее приемлемой для фармакологии.

Змея являет собой символ мудрости и бессмертия. Есть мнение, что это врачу о том, что надо быть разумным, а мудрость черпать из чаши познания природы. Одним из первых, задумавшимся о содержимом кубка, был историк и врач Ф, Р. Бородулин. Он высказал предположение, что чара есть символ разума, объемлющего знания мира.

В России кубок, обвитый змеей, появилась при Петре I как отличие военной медицины. Этот символ также был начертан на , пожалованном вместе с дворянством Асессору фармации Люблинскому Аптекарю Карлу Фридриху сыну Гинчу императором Николаем I за верность престолу.

Молодая советская власть приняла эстафету от царского правительства и символ военной медицины - змея, обвившая кубок и склонившая над ним голову - был утвержден в 1924 году Реввоенсоветом. Этот знак и сегодня является общей эмблемой российской военно-медицинской службы.

Военно-медицинские эмблемы

Среди всех эмблем медицины самыми "молодыми" можно считать военно-медицинские эмблемы, так как в древности их вообще не существовало. В античные времена, оказывая помощь раненым, врачи и их помощники ничем внешне не отличались от остальных воинов. В эпоху средневековья с образованием в ряде стран регулярных армий появились внешние знаки различия солдат и офицеров разных родов войск, поэтому возникла необходимость и в отличии медицинских чинов. Поскольку уже существовали медицинские знаки отличия, то не имело смысла создавать какие-либо новые. Поэтому в большинстве стран в качестве военно-медицинских эмблем были использованы общемедицинские эмблемы в различных модификациях. Но в некоторых странах все-таки для этого были созданы специальные отличительные знаки. Однако история военно-медицинской эмблематики изучена крайне недостаточно.

Змея - первая и основная эмблема медицины - является основным элементом военно-медицинских эмблем большинства стран Земного шара. На знаках различия военно-медицинских работников СССР и США также имеется змея, но изображена по-разному.

До Великой Октябрьской социалистической революции русские военные врачи носили на мундирах вышеописанные докторский или лекарский знаки, основным профессионально-отличительным элементом которых было изображение чаши и двух змей. На погонах этого отличительного знака не было. Военные врачи не были офицерами, они были военными чиновниками. В 20-е годы Военно-медицинская академия в Петрограде модифицировала лекарский знак. Изображение чаши и двух змей осталось, а на месте императорского орла был изображен земной шар с серпом и молотом в лучах восходящего солнца. Этот серебряный знак существовал очень короткое время и является большой редкостью в настоящее время.

Как уже говорилось выше, в СССР официально была принята медицинская эмблема с изображением чаши, обвитой змеей. До введения в 1943 г. погон эту эмблему размером 13×18 мм военнослужащие Красной Армии носили в петлицах, а затем, с введением погон эмблему стали носить на погонах. В настоящее время эмблема сохранилась на погонах только медиков военно-морской службы. Все другие военные медики носят эмблему "чаша со змеей" только на петлицах мундиров. На нагрудных четырехугольных ромбовидных белых эмалевых знаках врачей, окончивших Военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова, имеется стандартное изображение герба СССР на фоне красной звезды. Раньше были надписи "ВМА" (Военно-медицинская академия) или "ВМОЛА" (Военно-медицинская ордена Ленина академия). В Ленинграде после Великой Отечественной войны существовала самостоятельная Военно-Морская медицинская академия (ныне вошедшая в состав Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова). На знаках этой академии была надпись: "ВМ Мед. Академия". Военные врачи, окончившие военные факультеты медицинских институтов, получали право ношения знаков с надписью "Военфак Мединститута". На этих знаках под гербом не было изображения чаши со змеей. Размер их 25×45 мм. С 1960 г. отменены все надписи на академических знаках, и они стали едиными для всех военных академий.

Отличительным знаком медицинской службы армии США в настоящее время является жезл Гермеса-Меркурия золотого цвета, размером 25×30 мм. Впервые эта эмблема появилась как отличительный знак медицинского корпуса (созданного в 1818 г.) в 1856 г. С 1826 г. американские медицинские офицеры носили в качестве знака отличия эмблему с изображением посоха Асклепия. Эмблема была неудачной, змея - слишком большой.

Изображение жезла Гермеса-Меркурия в качестве знака отличия армейского медицинского корпуса США было окончательно принято в 1902 г. Знаком отличия медицинской службы военно-морских сил США является эмблема с изображением дубового листа и желудя, введенная в 1886 г. и существующая поныне.

Военно-воздушные силы США стали существовать как самостоятельные в армии с 1947 г., а в 1949 г. была создана их медицинская служба. Ее знаком отличия с 1956 г. стала эмблема, представляющая собой серебряные крылья со щитом в центре, на котором изображен посох Асклепия. В США в настоящее время раздаются голоса за отмену жезла Гермеса-Меркурия как медицинской эмблемы. Но большинство поддерживает старый лозунг американских военных врачей "Служить с жезлом Меркурия", так как считают, что "это наша история и мы дорожим ею".

Изображение посоха Асклепия используется в качестве отличительного знака военно-медицинской службы многих стран. Великобритания официально приняла это изображение в качестве медицинской эмблемы королевской службы в 1898 г. Эмблему носят на фуражке и кителе, причем имеют право носить ее только офицеры-врачи, так как фармацевтам королевской медицинской службы не присваиваются офицерские звания.

Во Франции, Бельгии, Румынии, Колумбии, Греции, Ливане и Мексике в качестве военно-медицинской эмблемы принята змея, обвившаяся вокруг посоха, увенчанного зеркалом. Голова змеи расположена так, будто она рассматривает свое отражение.

В Германии врачи стали получать офицерские звания только с 1808 г. Приказом высшего кабинета от 23 апреля 1868 г. им было предписано ношение знака отличия с изображением позолоченного посоха Асклепия. Этот знак украшал эполеты парадной формы и погоны повседневной. В настоящее время военные медики ГДР носят на погонах знак с посохом Асклепия, а медики морской службы - нашивку на рукаве также с посохом золотистого цвета. Военные врачи, окончившие военно-медицинскую секцию Университета в Грейф- свальде (ГДР), носят на мундирах треугольные знаки, обращенные острием вниз, зеленого цвета, на которых в центре, в круге, помещено изображение профиля Эрнста-Морица-Арндта (его имя носит университет) и надпись вверху знака "Военно-медицинская секция". В ФРГ на знаке отличия медицинской службы изображен посох Асклепия в короне из ветвей клена и лавра.

Посох Асклепия в различных модификациях является эмблемой военно-медицинских служб Австралии, Австрии, Голландии, Дании, Индии, Ирака, Италии, Канады, Польши, Щвеции, Швейцарии (одна из трех принятых эмблем), Эфиопии и многих других стран.

Чаша, обвитая змеей, кроме СССР, является военно-медицинской эмблемой в Болгарии, Венгрии, Монголии, ЧССР, Иране (две змеи), Швейцарии (одна из трех принятых эмблем) и в других странах.

Горящий факел, обвитый змеей, служит военно-медицинской эмблемой в Южной Корее, Иордании и Царагвае (факел обвит двумя змеями).

В Бразилии военно-медицинская эмблема представляет собой изображение вертикально расположенного меча, обвитого змеей.

Некоторые страны используют в качестве военно-медицинских эмблем знаки, не имеющие отношения к медицинской символике. Например, в Сальвадоре таким знаком являются две перекрещенные винтовки, а в Испании - серебряный Мальтийский крест.