Государственный строй Рима в период ранней империи (принципата). Принципат в Древнем Риме - это что такое

принципат

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

принципат

принципата, м. (латин. principatus) (истор.). В древнем Риме - политический строй, переходный от республики к империи, характеризующийся разделением власти между сенатом и императором, к-рый был фактическим правителем, но считался первым (princeps) среди равных.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

принципат

м. Сложившийся в Древнем Риме во второй половине I в. до н.э. государственный строй, при котором сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному лицу - императору, который считался первым среди равных.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

принципат

ПРИНЦИПАТ (лат. principatus, от princeps - первый; глава) в Др. Риме форма монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов); существовала с 27 до н. э. до 193 н. э.

Большой юридический словарь

принципат

(лат. principatus, от princeps -первый, глава) - в Древнем Риме в период ранней империи (27 г. до н.э. -193 г. н.э.) специфическая форма монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - императору, который именовался принцепсом.

Принципат

(лат. principatus, от princeps ≈ первый, глава), условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. ≈ 193 н. э.) специфические формы монархии, при которой формально сохранялись некоторые республиканские учреждения, а император именовался принцепсом. Система П. стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат, комиции (народные собрания), магистратуры (кроме цензоров). Но эти институты потеряли прежнее политическое значение, т.к. выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках императорского бюрократического аппарата, штат которого непрерывно рос, и сфера деятельности расширялась.

Лит.: Машкин Н. А., Принципат Августа, М. ≈ Л., 1949; Утченко С. Л., Кризис и падение Римской республики, М., 1965.

Википедия

Принципат

Октавиан Август в образе Нептуна. Бронзовая скульптура из Геркуланума. В историографии закрепился титул « император », хотя основные полномочия глава государства имел как народный трибун и принцепс .

Система принципата стала оформляться при Августе, власть которого основывалась на соединении различных магистратур. Август и его преемники, будучи принцепсами сената, одновременно сосредоточивали в своих руках высшую гражданскую (пожизненный народный трибун) и военную власть. Формально продолжало существовать республиканское устройство: сенат , комиции , магистратуры. Но эти институты утратили прежнее политическое значение, так как выборы в них и их деятельность регулировались принцепсом. Реальная власть была сосредоточена в руках принцепса-императора и близких к нему людей, его личной канцелярии, штат которой непрерывно рос, а сфера деятельности расширялась.

Термину «принципат» в исторической литературе соответствует термин «ранняя империя», который считается более точным. На смену принципату пришёл доминат , где монархические черты видны гораздо более явственно, а республиканские институты большей частью упразднены, некоторые реорганизованы в монархические.

Возникновению принципата предшествовал, как выделяет его проф. СПбГУ А. Б. Егоров, один из больших системных кризисов в древнеримской истории - эпохи гражданских войн 133-31 гг. до н. э..

Профессор МГУ В. С. Сергеев отмечал, что первые десятилетия принципата для всего римского мира характеризовались оживлением во всех областях экономической и культурной жизни.

Как отмечает Э. Д. Фролов, создатели принципата стремились восстановить значение традиционных языческих римских культов, авторитет которых во II-I вв. до н. э. сильно пошатнулся.

Примеры употребления слова принципат в литературе.

Коронал предлагает нам возвести рыцаря Хиссуне, сына Эльсиномы, в принципат со всеми привилегиями титула.

Элидат провозгласил: - По представлению Коронала Лорда Валентина и при одобрении собравшихся здесь высоких лордов, мы включаем вас в принципат Маджипура с соответствующими титулами и привилегиями.

Однако Блейд чувствовал - принципат до конца не уверен, что его кормят сказками.

Отключить все следящие экраны в прово Северного ущелья Я, принципат прово, приказываю вам!

При расставании Хончо, принципат прово, предупредил его, что новая встреча может состояться не скоро.

Я, принципат Севера, пришел к вам из Тарна, - неторопливо произнес Хончо свой титул.

Ричард Блейд, 35 лет - он же Высочайший Мазда, живой бог Исма - Верховная Жрица Тарна Астар - Божественная Королева Тарна Сута - мудрый глава Совета ньютеров Хончо - ньютер, принципат Северного прово, гений и интриган Орг - король питцинов Тота - его дочь и супруга, королева питцинов Гутар - начальник стражи, сильнейший среди питцинских воинов Зулькия - служанка мейдака, любовница Блейда Мойна - ньютер, надсмотрщик за цебоидами на плантации мейна Зено - ньютер, слуга Блейда Зард - высокопоставленный ньютер, член Совета ньютеров Ярго - цебоид 2.

Он убедил принципат в том, что блага, которыми он одарил римлян, следует распространить на жителей всего остального мира, не ограничиваясь 100000000 подданных империи.

Дион, ярый апологет принципата , не любил тираноборцев так же горячо, как искренне восторгался Августом.

Молодые люди, а с ними и сын Цицерона Марк вернулись в Рим, где в годы становления принципата совершили обычную для людей своего круга карьеру.

Свадебные торжества состоятся во дворце в Рейкьявике, нынешней столице Принципата Расалхаг.

Казалось, возможности его дьявольских машин безграничны, и даже ОНИ, властительницы Тарна, не могли представить, какое могущество сосредоточено в руках принципата Севера.

Плиний Младший, добросовестно служивший принципату , признавался, что постоянно держит на своем рабочем столе бюст Брута.

Он медленно прошелся вдоль стола, опустил голову, потом махнул рукой, словно отгоняя мрачные мысли, и предложил: - Давай-ка теперь, господин мой, вернемся к этому ньютеру из Северного ущелья, принципату прово.

Так республиканское устройство нашло свое завершение в принципате , или единоличном правлении, и первый великий эксперимент самоуправляемого общества в масштабах, больших, чем племя или город, окончился неудачей.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Период принципата
Рубрика (тематическая категория) История

Глава III

Падение Республики

Правовой строй римской республики обладает многими совершенно своеобразными особенностями, которые являлись источником и его величия, и его слабости. В случае если мы окинœем общим взглядом основные начала этого строя, то мы заметим следующее.

1) В области государственного права наиболее крупными особенностями отличается строение римских магистратур и организаций народных собраний.

Что касается, прежде всœего, магистратур, то, как было указано выше, их власть, imperium, являющаяся продолжением прежней царской власти, обладала принципиальной полнотой и неограниченностью; юридических ограничений ее пределов почти не существовало. Даже по отношению к народу магистрат в течение своего должностного года принципиально независим и самостоятелœен. По справедливому замечанию Иеринга, народ создавал себе в магистрате не слугу, не нечто низшее (minister), а господина, то есть нечто высшее (magister). С момента вступления в должность он получал право отправлять ее по своему, совершенно свободному убеждению. Такая свобода давала, конечно, ему возможность в каждом конкретном случае действовать энергичнее на благо народа и не по тем или другим заранее установленным шаблонам, а сообразно особенностям случая и положения. В этом заключалось, бесспорно, огромное преимущество римских магистратур по сравнению с должностными лицами современного государства. Но, с другой стороны, в этой почти неограниченной свободе заключалась и большая опасность: свобода убеждения легко могла превратиться в свободу произвола, и огромная власть магистрата͵ вместо служения благу народа, могла оказаться направленной на служение той или другой партии или даже тем или другим личным интересам.

Правда, возможность возрождения абсолютизма фактически устранялась в Риме кратковременностью службы, правом intercessio и т. д. Но, во - первых, не устранялась возможность отдельных произвольных действий, а во - вторых, самые эти коррективы вносили новые недостатки в административный механизм республики. Обязательная кратковременность службы служила значительным тормозом для процветания отдельных ветвей управления. Ни один магистрат, в случае если он имел программу сколько - нибудь серьезных реформ в той или другой области администрации, не мог в такой короткий срок провести ее в жизнь; это приводило фактически к тому, что управление (финансовое, полицейское и т. д.) шло по традиционным шаблонам и к концу республики оказалось не на высоте положения. - Возможность вмешательства со стороны другого, равного или высшего, магистрата (jus intercessionis) и отсутствие точно разграниченных компетенций вносило также большую путаницу и неопределœенность в деятельность отдельных носителœей власти. - Каждая отрасль государственного управления требует известной специальной, технической подготовки и опытности от лиц, которым она вверяется; между тем в Риме для избрания в магистраты такой специальной подготовки не требовалось. Каждый мог быть избран в любую должность, а по общему правилу лицо, посвящающее себя должностной карьере, проходило всœе их в заранее определœенном порядке; поочередно оно оказывалось то эдилом - и тогда заведовало полицией, то квестором - и тогда получало в свои руки дела казны и государственного архива, то претором, руководившим судом и юрисдикцией, то консулом - в роли военачальника. Но очевидно, что едва ли многие обладали всœеми качествами, необходимыми для каждой из этих должностей.

Вообще вся построенная таким образом система магистратур могла еще годиться для той маленькой общины, какою был Рим в начале республики, с несложным бытом и несложными государственными задачами; но она оказывалась непригодной для такого огромного государства, каким стал Рим с покорением Италии и провинций. Этими недостатками в значительной степени объясняется то усиление роли сената͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ наблюдается во второй половинœе республики в разных областях государственного управления. Но этими же недостатками объясняется, с другой стороны, и появление различных чрезвычайных диктатур последнего столетия: лицо, очутившееся у власти, в случае если оно обладало сильным, деятельным характером и более или менее широкой государственной программой, стремится освободить себя от всœех указанных стеснений - срока, intercessio и т. д.

Не менее существенным пороком страдает и организация народных собраний . При всœех их разнообразных формах и реформах, они в течение всœего республиканского периода остаются построенными по типу собраний вечевых: каждый гражданин должен принимать участие в собрании непосредственно и лично. Идея политического представительства, идея парламентарного строя , оставалась для всœего античного мира недоступной. Не говоря уже о серьезных недостатках таких народных собраний в делœе законодательства, суда и т. д., крайне важно сть личного участия каждого фактически приводила к тому, что далеко не всœе населœение могло принимать участие в политической жизни страны: населœение города Рима являлось фактически господином всœего государства. И здесь такой порядок вещей не представлял особенного противоречия лишь до тех пор, пока римское государство совпадало с городом Римом; но когда римское гражданство оказалось занимающим всю территорию Италии, решение народного собрания по существу далеко не выражало собою истинного мнения всœего населœения государства. В случае если же еще принять во внимание, что к концу периода в Риме скопляется масса пролетариата͵ выброшенного из разных мест, и что именно эта масса, деморализованная праздностью и подачками, составляет подавляющее большинство в народных собраниях, то легко понять быстрый упадок авторитета этих последних и быстрое исчезновение их в начале империи.

2) В случае если мы перейдем к области гражданского права и гражданско - правового творчества, то и здесь мы должны отметить аналогичные черты свободы и неопределœенности. То, что было сказано выше относительно магистратов вообще, должна быть повторено полностью и относительно того магистрата͵ который заведовал гражданской юрисдикцией, - претора . Полнота его власти, дававшая ему право временами даже поступать вопреки закону (делать jus sine effectu), помогла ему сделать бесконечно много для гражданского праворазвития. Но, с другой стороны, нельзя закрывать глаза и на теневые стороны такой власти. Прежде всœего, самый дуализм правовых систем с его разнообразными nuda jura (ʼʼголые праваʼʼ, то есть гарантированные цивильным правом, но не получающие исковой защиты от претора) и т. д. создавал временами чрезвычайную запутанность не только теоретическую, но и практическую. Затем, возможность для претора не считаться in concreto (в конкретной ситуации) с предписаниями закона создавала известную неуверенность для частных лиц в том, как будет разрешен им тот или другой интересующий их конкретный случай, создавала неясность и неопределœенность, особенно чувствительную для развитого делового оборота. Наконец, и здесь свобода усмотрения легко могла перейти в свободу произвола. Конечно, в большинстве случаев преторы действовали так, как подсказывал им живой голос общественного мнения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ и являлось для них лучшим контролером. Но когда голос общественного мнения заменился беспорядочным шумом толпы без определœенных интересов и определœенных общественных идеалов, такая свобода усмотрения должна была обнаружить свои сомнительные стороны. И действительно, в последнем столетии республики замечается тенденция к большему водворению в области гражданских отношений принципа законности: lex Cornelia (см. § 19) является выражением этой тенденции, хотя и не является ее полным осуществлением.

3) Наконец, в области уголовного права и процесса существеннейшими недостатками являлись: а) во - первых, также недостаточная определœенность того, что дозволено, что запрещено, ибо уставы отдельных quaestiones perpetuae всœего не охватывали и оставалась еще большая сфера, где действовала никакими нормами не связанная административная coercitio; b) во - вторых, принцип частной accusatio , то есть зависимость уголовного преследования исключительно от частной инициативы отдельных граждан. Этот принцип мог годиться также лишь до той поры, пока социальные и нравственные устои общества не были расшатаны, пока общество жило нормальною и интенсивною общественною жизнью. Когда же всœе это поколебалось, принцип частной accusatio стал только источником многочисленных и самых неприятных злоупотреблений.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, во всœех самых базовых областях государственной жизни мы встречаемся с такими крупными погрешностями в строении государственного механизма, что блестящее развитие Рима в период республики может показаться несколько непонятным. Но оно станет совершенно понятным, в случае если мы примем во внимание ту чрезвычайно интенсивную общественную жизнь, которая так характерна для Рима. Весь римский государственный механизм для самого своего функционирования предполагал развитое, сознающее свои интересы и свои права общество и постоянное, неуклонное участие его в политической жизни. Это постоянное живое участие являлось лучшей гарантией против всяких попыток самовластия и произвола, вследствие чего римляне пользовались выгодными сторонами независимого положения своих магистратов, не опасаясь сторон невыгодных. При таких условиях всœе отмеченные погрешности римского республиканского строя являлись теми неправильностями в диете и образе жизни, которые до поры до времени мог позволить себе необыкновенно здоровый общественный организм.

Но положение резко должно было измениться, когда описанный выше процесс экономического и духовного разложения в корень расшатал устои общественной жизни, подрыл ту реальную общественную основу, на которой стоял весь республиканский государственный механизм.

Тогда всœе его недостатки стали давать себя чувствовать, и чем дальше, тем сильнее. Перед Римом встала проблема: или вновь возродить общественную атмосферу, или же перестроить организацию учреждений. Первое было бы, быть может, целœесообразнее и лучше, но для этого нужны были самые коренные социальные реформы, на которые римское общество решится не могло. Второе не давало радикального излечения болезни, но было сранительно проще и легче. И римская история пошла по этому второму пути.

Все последнее столетие живет этой мучительной мыслью - перестроить республику. Смутное и тревожное состояние общества не дает ни времени, ни возможности для спокойной работы в данном направлении. Взамен ее появляются диктатуры с чрезвычайными полномочиями: Сулла в качестве dictator legibus scribundis et rei publicae constituendae (ʼʼдиктатор для написания законов и укрепления республикиʼʼ), Цезарь в качестве dictator perpetuus (ʼʼбессрочный диктаторʼʼ), вторые триумвиры в качестве tresviri rei publicae constituendae consulari imperio (ʼʼколлегия трех с консульской властью для укрепления республикиʼʼ) и, наконец, Октавиан Август, с которого начинается новый период римской истории.

Период принципата - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Период принципата" 2017, 2018.

Когда он достиг наибольшего расцвета во всех сферах. Формально Римская империя насчитывает почти пятнадцать столетий: с 27 года до н. э. до 1453 года н. э. Столь длительное время существования одного государственного строя — хотя его единство с некоторых пор стало почти символическим — можно разделить на три отдельных периода. Первый из них, называемый принципатом , насчитывает 250 лет: его начало связано с императором Августом , основателем империи, и заканчивается временем правления Александра Севера .

Второй период означен несколькими десятилетиями глубокого кризиса — политического, экономического и военного, — сменившимися затем двумя веками новой формы государственного и политического строя, получившего название доминат . Этот период закончился со свержением в 476 году последнего из западных императоров Ромула Августула.

Историкам легче всего разобраться с принципатом, первым, так сказать, классическим периодом истории Римской империи. В тот период царствовали двадцать восемь императоров — известно точное число. Тогда империя охватывала самую большую территорию за всю свою историю, была самой могущественной в военном отношении мировой державой и, являясь воплощением наивысших достижении цивилизации и культуры, распространяла их среди всех народов, входивших в ее состав. Римская империя той поры в какой-то степени стала общей родиной для всех европейских народов, оставив нам в наследство завоевания науки и техники, прекрасные произведения культуры, литературы, архитектуры.

Римским государством правили тогда, пожалуй, самые известные потомкам, инам с вами в том числе, государи. Большинство из них были выдающимися личностями, яркими индивидуальностями, причем отнюдь не только в положительном отношении. Некоторые были и остались в истории тиранами, злодеями, извращенцами, достаточно назвать имена Тиберия и Калигулы , Нерона и Домициана, Каракаллы и Гелиогабала. Благодарная память потомков сохранила имена настоящих государей, умных правителей, заботящихся о благе государства и его народов, замечательных юристов, администраторов, дипломатов и воинов. Таковыми были, по единодушному мнению и древних, и всех современных историков, императоры Август, Веспасиан , Тит , Траян , Адриан , Антонин Пий , Марк Аврелий .

Ну и, наконец, третий период, самый длительный, но наименее римский. Это история Восточной Римской империи, — вскоре превратившейся в самостоятельное государство, Византию , — и заканчивается она захватом в 1433 году Константинополя турками.

Известны попытки воссоздания империи в Западной Европе в период Средневековья , но этих правителей трудно принять за законных наследников Августа и его преемников; это были, скорее, политические фикции, однако нельзя не упомянуть о них, ибо они обращались к великой традиции в истории человечества.


За упомянутые пятнадцать столетий империей правили более двухсот цезарей. Точное их число трудно установить по причинам и формальным, и фактическим. Появлялись и узурпаторы, и самозванцы, и порой бывало нелегко определить, кто же является законным государем. Сравнительно немного таких сомнений вызывает период принципата, насчитывающий двадцать восемь императоров.

Принципат — это исторически самый важный период в жизни Римской империи, так сказать, классическая эпоха империи. В этот период Римская империя была самой большой территориально и самой сильной державой мира. Кроме того, превосходя остальной мир развитием цивилизации, Римская империя распространяла эти материальные и духовные завоевания цивилизации по всем странам вокруг Средиземного моря. Наследием этих веков являются великолепные произведения науки и литературы, шедевры изобразительного искусства и архитектуры, оказавшие ни с чем не сравнимое влияние на все последующие поколения европейцев. Римская империя. Правящие в период принципата цезари (они же императоры) достаточно хорошо известны культурному человечеству благодаря многим ценным источникам той поры.

В римском государстве правили четыре великие династии: Юлиев-Клавдиев, Флавиев , Антонинов и, наконец, Северов (сирийская). Почти все представители этих династий — выдающиеся личности, не обязательно положительные, но оставившие в истории Рима важный след. Некоторые из них запомнились прямо-таки зловещим обликом, прославились жестокостью и даже каким-то изуверским безумием. Речь идет о таких персонажах римской истории, как Тиберий и Калигула, Нерон и Домициан, Каракалла и Гелиогабал. В благодарной памяти потомков остались выдающиеся правители, умные, справедливые, много сделавшие для блага страны и в хозяйственном, и в культурном отношении, а также укрепившие военную мощь империи.

Эпоха домината , промежуток между 235 и 476 гг. Эти почти два с половиной века отчетливо подразделяются на три периода. Первый из них, длившийся около пятидесяти лет, в истории носит название кризиса — политического и экономического. За эти годы на мировой арене промелькнули несколько десятков цезарей, правивших Римской империей порой всего по месяцу, погибавших, как правило, насильственной смертью, на страну со всех границ напирали враги, а экономика ее была почти полностью разрушена.

От полного краха империя была спасена благодаря реформам умного и энергичного императора Диоклетиана, пришедшего к власти в 284 г., и его последователям. Так начался новый этап в истории Римской империи — доминат, в котором цезарь уже является не принцепсом — первым среди равных, но господином (лат. dominus — господин).

В этот же период в правление Константина Великого и по его воле произошла идеологическая революция — христианство было признано господствующей религией, и за удивительно короткий срок, всего за несколько десятилетий, из религии преследуемой превратилось в религию господствующую.

Самой трагической фигурой,из правителей этого периода, наверняка является император Юлиан Отступник , до конца сохранивший верность идеалам, традициям и богам древней культуры, пожалуй, последний из власть имущих, отважный и последовательный защитник прежних традиций, человек удивительно скромный и простой, но обладавший необыкновенным гражданским мужеством. Настоящий римлянин в его лучшей ипостаси, бесконечно преданный интересам вверенной ему страны.

И наконец, в 395 г. со смертью императора Феодосия Великого произошел распад империи на Западную и Восточную. Теперь уже ничто не могло спасти Западную империю от неминуемого краха, и произошло это в поразительном темпе. Всего при жизни двух-трех поколений рухнуло и перестало существовать одно из самых монументальных и импонирующих политических образований, когда-либо созданных человечеством — Римская империя. Главной причиной его гибели считается натиск варварских племен.

Какое-то время продолжалась агония умирающего государственного организма, растянувшийся на несколько десятков лет процесс добивания жертвы, когда из живого еще «тела» вырывались его отдельные органы, отдельные составные части и территории некогда грандиозной державы.

Заключительный акт представляется не очень впечатляющим. И все же хочется назвать его символичным: последнего цезаря, маленького мальчика, прозванного цезаренком , которого сместил с императорского трона германский вождь, звали Ромулом. А ведь согласно римской мифологии это было имя одного из двух мальчиков, основавших Вечный Город Рим.

Общественный и государственный строй.

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (как отмечалось, уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций - завоеванных Римом стран. Наконец, в 212 году эдиктом императора Каракаллы право гражданства было предоставлено всем свободным жителям Римской империи.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем. Ряды нобилей и всадников, поредевшие в период гражданских войн, пополняются крупными рабовладельцами из Италии и провинций - муниципалами, провинциальной знатью, а также государственными чиновниками. Нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев.

То обстоятельство, что социально-экономические изменения в период империи были в основном порождением процессов, зародившихся еще в республиканский период, определило и характер политической структуры Рима - устаревшие республиканские учреждения сохраняются и в первые века существования империи. Немалую роль в этом сыграли и традиционные республиканские представления, утверждавшиеся почти половину тысячелетия, покончить с которыми сразу было невозможно.

Период империи принято делить на два этапа:

1) принципат (I в. до н.э. - III в. нэ.), от "принцепс - сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего;

2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что

свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат

Рим, полученный в правление Августом после многих лет гражданских войн был далёк от былого величия времён ранней республики. Сама республиканская форма правления полностью себя дискредитировала. Понятие "республика" было связано в сознании каждого римлянина с беспрерывными войнами, разрушительными и кровавыми.

Выбрав Августа, одного правителя, а на его месте мог быть любой из участников последних гражданских войн, римляне прежде всего сделали ставку на спокойствие и мир в обмен на право участвовать в общественной жизни. Но это стало понятно значительно позже. А пока Август оставался всего лишь консулом, пусть и без напарника, но избираемым каждый год на эту должность.

Важнейшей задачей нового правителя на первом этапе было установление непоколебимого мира внутри государства, так как свеж был пример Цезаря, личности харизматической, тем не менее убитого уже на второй год правления.

Август укрепил собственную власть, укрепил настолько, что "высшие и почётнейшие государственные должности он получал досрочно, в том числе некоторые новые или бессменные". Вторым шагом, и не менее важным чем первый, стало учреждение преторианских когорт: "Август создал особые преторианские когорты, которые, в отличие от легионов, стоявших на границах империи, были расквартированы в Риме". Подчинённые исключительно Августу преторианцы были мощной военной опорой, способной уберечь от военных переворотов. Сразу нужно сказать, что первому императору прибегнуть к помощи преторианцев не пришлось, а для его потомков этот рычаг власти будет просто необходим.

Продвижение Октавиана по государственной лестнице шло безостановочно. Год за годом он избирался консулом, военным трибуном, чуть позже великим понтификом. Это позволяло ему владеть всей полнотой власти. "Вся власть народа и сената перешла к Августу". "Создавая видимость сохранения республики, Август принял титул принцепса, первого среди равных". Видимость республики была необходима, так как она была по-прежнему традиционной формой правления и любая попытка очевидно её поколебать приводила к непредсказуемым последствиям. "Конечно, и при Цезаре власть сената была призрачной. Но единодушия не было, и свидетельство тому - убийство Цезаря в сенате".

Говоря о политической поддержке правления Августа нельзя не упомянуть новую политику в отношении провинций, которые из "собственности римского народа" превратились во вполне полноправные составные части империи. Рим перестал быть единственно необходимой опорой власти. Он по прежнему оставался политическим центром империи, но для полноты власти очень важны были ровные отношения с провинциями. Для этого император сделал немало, прежде всего прекратив выкуп прав на сбор налогов с провинций, что естественно повлекло за собой улучшение их финансового состояния. Часть из них, наиболее перспективные, принадлежали Августу: "из провинций он взял на себя те, которые были значительнее", более старые и устойчивые в политическом отношении - во власти сената. Именно с Октавиана берёт начало традиция более тесного контроля над провинциями.

Феномен чиновничества появился при Августе и был связан с политическими реформами в управлении. Бывшие когда-то выборные должности трансформировались в назначаемые императором и стали оплачиваемыми. "Чтобы больше народу участвовало в управлении государством, он учредил новые должности". С ростом должностей естественным образом падала их значимость, народ был постепенно удалён от управления государством. Причём видимость республиканского устройства сохранялась, император активно поддерживал её традиции: "Присутствуя на выборах должностных лиц, он всякий раз обходил трибы со своими кандидатами и просил за них по старинному обычаю".

Реформы Августа носили не только политический характер. "Целью законов Августа было укрепление традиционных моральных ценностей, пошатнувшихся в результате гражданских войн, создание новой администрации, подчинённой не выборным органам власти, а ему". В рамках восстановления моральных ценностей он: "Он восстановил и некоторые древние обряды, пришедшие в забвение, например, гадание о благе государства, жречество Юпитера, игры на луперкалиях, столетние торжества, праздник перепутий". "Он пересмотрел старые законы и ввёл некоторые новые: например о роскоши, о прелюбодеянии и разврате, о подкупе, о порядке брака для всех сословий".

Действия и решения неполитические всегда были так или иначе связаны с политикой, с попыткой укрепить и увековечить своё имя. "Стремление представить себя отцом и благодетелем народа, а своё царствование - образцом, достойным подражания, было присуще в той или иной мере всем древним монархам". Август прославился необыкновенным количеством новых сооружений в Риме: "Общественных зданий он выстроил очень много". Новый император старался слыть традиционалистом: "Даже одежду и платье он старался возродить древние".

Октавиан не только возродил старые традиции, но и стал законодателем новых. Время его правления Немировский называет: "от культа богов к культу личности". Старый пантеон во многом утратил свою значимость и ниша главной религиозной идеи оставалась незаполненной. Введённый после смерти Августа "культ императора" был совсем не похож на восточную сакрализацию власти. Новые жертвы, новый культ - всё это помогло новому социальному развитию империи. "Культ императора" стал неотъемлемой чертой принципата и в дальнейшем перерос в признание императоров Dominus in deus, богами на земле в период домината.

Принципат - монархия особого типа, воплощённая в жизнь императором Октавианом Августом. Основными его особенностями являлись: неограниченная власть правителя, лишь формально связанная с бывшими республиканскими традициями (с этим же связано образование чиновничьего аппарата не из выборных, а из назначаемых должностей), проводимая правителем политика патернализма и улучшение внутри имперских отношений с провинциями, введение новой религиозной системы не вместо, а вместе со старой ("культ императора").

Раннеримская монархия - это система государственного устройства, при которой упор сделан на традиционность правления (вплоть до сакрализации), верность армии и поддержку выборных органов власти (сената и комиций).

Сходств и различий между двумя этими формами монархии примерно поровну: с одной стороны, что естественно, Август старался не повторять ошибок царей, дискредитировавших свою власть, с другой - должен был опираться на традиции ими созданные.

Царский Рим намного демократичнее империи Августа. Прежде всего он имеет немало сходного с полисной системой эллинов, при этом первых царей избирали комиции, что само по себе подразумевает демократизацию. Сенат и комиции при царях не столь формальны, как при Августе. Царский Рим меньше - им ещё можно управлять, как полисом.

Последние цари имели почти неограниченную власть, которая не удовлетворяла воле народа, что привело к смещению Тарквиния Гордого и установления республики. Стройная система Рима первых царей была разрушена их потомками, что произошло и с последними императорами эпохи принципата.

Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями.

Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона".

Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами. Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор - формировать сенат из своих сторонников, как трибун - наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов.

Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената.

Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-кон-сульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов - часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса.

Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса - фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Государственный строй: первоначально сохраняются республиканские учреждения, власть императоров усиливается, конфликты император-сенат – уходят в прошлое, в конце 3 в. монархия утверждается в чистом виде.

2 Этапа в периоде империи:

    принципат (1 в до н.э. – 3 н.э.) “принципс-сенатус” – первы сенатор. Впервые этот титул получил от сената Октавиан Август, поставлен первым в списке сенаторов – первый выступает в сенате.

    Доминат (3 –5 вв.), от “доминус” – окончательное признание абсолютной власти императора

Принципат: можно охарактеризовать как особую форму монархии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией гос. Управления и концентрацией власти в руках одного человека. Сохранялись республиканские учреждения(сенат, народное собрание), но их полномочия постепенно сокращались и ограничивались рамками города Рима. Постепенно из системы гос.управления вытеснялись принципы выборности, подотчетности, коллегиальности. Главой государства стал принцепс – первый сенатор. Он сосредоточил в своих руках всю полноту верховного госуд.управления. его неограниченная власть основывалась на соединении нескольких должностей – консула, цензора, трибуна. Имел право вето на решения всех гос.органов, право формировать сенат. Народные собрания утрачиваю роль и значение. Новый коллегиальный совещательный аппарат – совет принцепса (близкие главе государства лица). Принцепс опирался на постоянную наемную армию.

Доминат : к концу 3в. Устанавливается. Рим превращается в монархическое государство с абсолютной властью императора, решения которого признавались безусловными и неукоснительными законами. Римские магистраты превращались в почетные должности дя приближенных императора. Роль сената была низведена до положения городского совета, регистрирующего императорские эдикты. Управление государством осуществлялось многочисленными чиновниками, назначающимися императором. Сенат постепенно утрачивает свое значение. Из новых органов гос.управления: госуд.совет при императоре, финансовые, военные ведомства.

Во время правления основателя домината, императора Диоклетиана, была учреждена тетрархия (правление четырех), когда в каждой из двух частей империи управлял один август и его соправитель цезарь. Армия была разделена на две части: на границах и внутри государства.

Введено новое административно-территориальное деление провинций – их стало 100.

Введен прямой налог в натуральном виде, устанавливались максимальные размеры заработной платы для различных категорий населения.

Билет 10 Периодизация и источники римского права. Систематизация Юстиниана.

    Древнейший период (VI - середина III в. до н. э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью основных институтов и их тесной связью с сакральной сферой.

    Предклассический период (середина III в. до н. э. -- I в. н. э.). В этот период начинается развитие преторского права, увеличивается разнообразие юридических механизмов при сохраняющемся доминировании цивильного права.

    Классический период (1-111 вв. н. э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных правоотношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.

    Постклассический период (IV-VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Достижения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит окончательно, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

Основные источники, относящиеся к первому периоду - это обычай; законы «царей»; правотворчество жрецов-понтификов; законы, принимавшиеся народными собраниями; Законы XII таблиц; эдикты преторов.

Во втором периоде в качестве источников римского права выступали: юриспруденция римских юристов; сенатусконсульты; конституции императоров (эдикты; мандаты; рескрипты и декреты).

В последнем периоде, когда начинают предприниматься широкомасштабные работы по систематизации римского права, в качестве принципиально нового источника права выступают кодификации права - вначале частные (кодексы Грегориана и Гер-могениана, III-IV вв.), а затем и официальные (кодекс Феодосия 438г., Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis) 528-534 гг.).

Кодификация Юстиниана.

После учреждения имперских порядков возвысилась роль императорского законодательства.

Текущее имперское законотворчество стало именоваться законы .

Прагматическая санкция - император дарует лицу какие-л. привилегии.

Свод Юстиниана стал основным источником изучения римского права.

В XII в. его назвали Corpus iuris civilis - Свод гражданского права. 4 основные части:

1 - Codex - собрание императорских установлений (конституций)

2 - Institutiones - Институции

3 - Digesta (Pandectae) - Дигесты, или Пандекты

Дигесты - наиболее трудоемкие, в которых помимо произведений 5 юристов, были собраны отрывки из произведений других. Систематизация.

Дигесты - собрания отрывков из произв юристов классич периода.

Структура Дигест: 1 история, учреждения и лица, 2 суд, проц, иски, 3 наследство, имущественные отношения, 4 купля-продажа, 5 залоговое право, 6 имущ отнош супругов, 7 опека и попечительство, 8 завещ, наследование по закону, 9 о рабстве, 10 вербальные контракты, 11о преступлениях и наказаниях, 12 разъяснения.

Частное право, уг право, церковное право

Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2-8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9-12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т. д.). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты.

Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т. д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47-50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т. п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев и т. д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции, сравнительно небольшой по объему труд в четырех книгах, имеющий как законодательный, так и учебный характер. В основу Институций Юстиниана были положены сочинения.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому свод законов Юстиниана, хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.