Список литературы, необходимый для успешной сдачи огэ и егэ.

Основной государственный экзамен (ОГЭ) по литературе 2018 года принесет с собой некоторые изменения в итоговую аттестацию от Федерального Института Педагогических Измерений (ФИПИ) при поддержке Рособрнадзора и Минобразования. Выпускающиеся из школы девятиклассники, желающие связать свою жизнь с миром художественных произведений, должны быть готовы к новым критериям оценивания, усовершенствованию инструкций и качественной доработке уже существующих заданий.

В 2018 году ученикам 9 классов, скорее всего, понадобится сдать в общей сложности 5 предметов вместо 4: 2 обязательных (математика и русский язык) и 3 выборочных, к которым относится и ОГЭ по литературе. В 2020 году экзаменов может стать уже 6, ведь сегодня об этом всерьез задумываются представители Министерства образования, заинтересованные в мотивировании школьников и побуждении их к добросовестному изучению курсов средней школы.

Впредь результаты работ, написанных по выбору, будут учитываться при формировании аттестата, – с таким нововведением образовательная система познакомилась уже в этом году. Ребятам понадобится успешно пройти все экзаменационные испытания (оценка «удовлетворительно», или «3», и выше). Тем, у кого не получится сдать ОГЭ с первого раза, Министерство образования предоставит дополнительную попытку, однако это положение будет актуально только для 2 аттестаций. Ученикам, которые не сумеют воспользоваться данной возможностью и не справятся хотя бы с одной из повторных работ, не вручат заветный документ о завершении курса средней школы. Они будут оставлены в стенах учебного заведения еще на один год.

Подготовка к ОГЭ по литературе 2018 может начинаться в разное время в зависимости от того, желает ли учащийся написать тест в досрочном или же общем формате, главное отличие которых заключается в датах проведения экзаменов. Так, «досрочники» обычно проходят аттестацию, начиная со второй декады апреля. Старт тестирований для основного потока школьников наступает в мае/июне, а период пересдач – в сентябре. В 2018 году преждевременная сдача литературы приурочена к 27 апреля (пятница). Превалирующая часть выпускников отправится на написание работы только 7 июня (четверг).

Общие сведения об экзаменационной аттестации по предмету выглядят следующим образом:

  • время проведения – 235 минут (3 часа 55 минут);
  • минимальный первичный балл, соответствующий «тройке», – 7;
  • количество заданий – 4.

Подробнее о пересдаче

Согласно приказу Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», на повторный допуск к сдаче ОГЭ в текущем учебном году смогут надеяться лишь определенные категории обучающихся. Речь идет о подростках, которые:

  1. Получили неудовлетворительные оценки не более чем по 2 предметам.
  2. Подали апелляцию в связи с нарушением правил проведения мероприятия и были признаны правыми.
  3. Не пришли на экзамен или не завершили написание теста по уважительной и документально подтвержденной причине (болезнь и т.п.).
  4. Сдали аннулированную впоследствии работу в случае, если в этом оказались повинны третьи лица, нарушившие порядок проведения аттестации. Это могут быть руководители пунктов проведения экзаменов (ППЭ), представители госкомиссий, технические специалисты, служители правопорядка, медработники, ассистенты, помогающие детям с ограниченными возможностями здоровья, и другие персоны.

Образовательная организация извещается об итогах написания работы не более чем через 10 суток после проведения контрольной проверки. Изменение результата или полное аннулирование теста проводится в 12-дневный срок. Подростку, допущенному к повторной сдаче ОГЭ, будет необходимо вновь явиться в ППЭ (возможно, новый) с документом, подтверждающим личность.

Структура КИМов

Контрольно-измерительные материалы представляют собой билеты, которые предполагают письменный или устный ответ на поставленный вопрос. В настоящий момент такая система проверки знаний считается налаженной и отработанной, поэтому вносить существенные корректировки в бланки работники ФИПИ не собираются. И все же о некоторых новых положениях педагогам, ученикам и их родителям стоит знать и помнить:

  1. Со следующего года инструкции, выдаваемые экзаменуемым вместе с заданиями, будут более детальными, обстоятельными, последовательными и четкими. Так выпускники смогут яснее понимать то, что от них требуется, а потому лишних организационных вопросов на экзамене удастся избежать.
  2. Критерии оценивания развернутых ответов впредь будут приводиться с опорой на стандарты ЕГЭ.
  3. Наивысший балл, который можно будет получить за написание работы, повысится с 23 до 29.

Важно! Составить представление об ОГЭ по литературе 2018 года ребята смогут благодаря открытому банку заданий, а также демоверсиям, спецификациям и кодификаторам, представленным на официальном сайте ФИПИ. Найти их можно в соответствующих разделах на странице fipi.ru/oge-i-gve-9 (меню слева).

КИМ состоит из 2 частей. Первая включает в себя фрагменты произведений (прозаического и стихотворного), из которых ученик должен выбрать один для последующего разбора. Суть работы заключается в написании развернутых аргументированных ответов на 3 поставленных вопроса. В первых заданиях понадобится грамотно, стройно и цельно изложить свои мысли в 3-5 предложениях, а в последнем – еще и привести сравнительный анализ двух разных отрывков в 5-8 предложениях.

Вторая часть потребует от учащегося написания сочинения объемом не менее 200 слов на одну из 4 поставленных тем. При этом здесь организаторы ОГЭ-2018 разрешают подросткам использовать полные тексты произведений (в т.ч. и лирических) из имеющегося в официальных источниках списка литературы для аргументации своей позиции и цитирования. Книги будут располагаться на отдельном столе экзаменатора и находиться в свободном доступе.

В критериях оценивания учитываются:

  • содержательное соответствие ответа заданию (понимание приведенных фрагментов без искажения авторской точки зрения);
  • степень анализа образов, деталей, микротем, мотивов и т.д.;
  • фактологическая, логическая и речевая точность;
  • умение сопоставлять произведения и работать с текстами;
  • соответствие сочинения теме и ее раскрытие;
  • владение теоретико-литературными терминами;
  • композиционная цельность и логичность;
  • соблюдение речевых норм (максимально возможное количество ошибок, не влекущее за собой потерю баллов по этому пункту, – не более 2).

За каждое из заданий можно получить:

  • №1 и №2 – по 5 баллов;
  • №3 – 6 баллов;
  • №4 (сочинение) – 13 баллов.

Итоговые результаты соотносятся с оценкой, которая затем проставляется в аттестат:

  • 0-9 баллов соответствуют оценке «двойка»;
  • 10-17 – «тройка»;
  • 18-24 – «четверка»;
  • 25-29 – «пятерка».

Как подготовиться

Для того чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе 2018 года, нужно оттачивать собственную грамотность и заниматься неустанным анализом и интерпретированием произведений, входящих в официальный список ФИПИ, обязательный к прочтению выпускникам 9-ых классов.

Видео-советы «бывалых «: какие книги читать в первую очередь:

Текстовый фрагмент (или стихотворение, или басня) сопровождается системой письменных заданий (по три задания для каждого варианта), направленных на анализ проблематики художественного произведения и основных средств раскрытия авторской идеи. Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание (1.1.3 или 1.2.3) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).

Часть 2 экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем (на создание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут). В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений (их количество может быть увеличено по усмотрению экзаменуемого). Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов (если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной).

Сочинение оценивается максимально 12 баллами.

Шкала перевода баллов в оценки:

«2» – от 0 до 6

«3» – от 7 до 13

«4» – от 14 до 18

«5» – от 19 до 23

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трех указанных типов заданий, требующих развернутого ответа в разном объеме.

За выполнение каждого из двух заданий базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) экзаменуемый может получить максимум 3 балла (2 балла по содержательному критерию и 1 балл за речевое оформление ответа).

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трем критериям: «Умение сопоставлять художественные произведения»; «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; «Следование нормам речи». Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). Максимально за выполнение задания 1.1.3 или 1.2.3 экзаменуемый может получить 5 баллов.

Выполнение задания части 2 (сочинение) оценивается по пяти критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» (максимально – 3 балла); «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» (максимально – 2 балла); «Обоснованность привлечения текста произведения» (максимально – 2 балла); «Композиционная цельность и логичность изложения» (максимально – 2 балла); «Следование нормам речи» (максимально – 3 балла). Таким образом, за сочинение экзаменуемый может получить максимально 12 баллов. Первый критерий является главным: если по нему эксперт ставит 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов). При оценке сочинения учитывается также его объем. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут.

ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ОГЭ И ЕГЭ!

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Слово о полку Игореве»

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII В.

Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

А.С. Грибоедов пьеса «Горе от ума»

В.А. Жуковский стихотворение «Море», баллада «Светлана»

А.С. Пушкин романы: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье...»), "… Вновь я посетил..."

М.Ю. Лермонтов поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени», «Песня про… купца Калашникова», стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пёстрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»

Н.В. Гоголь пьеса «Ревизор», поэма «Мертвые души», повесть «Шинель».

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

А.А. Фет стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…»,«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо», стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...»,«Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

М.Е. Салтыков-Щедрин сатирические сказки: («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

И.А. Гончаров роман «Обломов»

Н.С. Лесков одно произведение (по выбору экзаменуемого) например, повесть «Левша» или «Леди Макбет Мценского уезда».

А.Н. Островский пьеса «Гроза»

Ф.И. Тютчев стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,«Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»),«Природа – сфинкс. И тем она верней...»

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

А.П. Чехов пьеса «Вишневый сад», рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Нес теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

М. Горький пьеса «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»

С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

А.А. Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»

М.А. Шолохов роман «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»

М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)

А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»

А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Проза второй половины XX века : Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX века : Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ века : А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей .

В первой части работы предполагается анализ текста художественного произведения, размещенного в самой экзаменационной работе, во второй части предлагаются темы сочинений.

При оценке выполнения всех типов заданий учитывается речевое оформление ответов.

Первая часть состоит из двух альтернативных вариантов (нам необходимо выбрать один из них). Первый вариант предлагает анализ фрагмента эпического, драматического или лироэпического произведения, а второй – анализ лирического стихотворения или басни.

Каждое из первых двух заданий предполагает письменный ответ в примерном объеме 3–5 предложений и оценивается максимально 3 баллами.

Третье задание первой части предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе. Примерный объем 5–8 предложений.

На выполнение заданий части 1 работы экзаменуемому рекомендуется отвести 120 минут.

Вторая часть экзаменационной работы содержит четыре темы сочинений, требующие развернутого письменного рассуждения.

Первая тема относится к произведению, из которого взят фрагмент для первого варианта первой части, а вторая - к творчеству поэта, чье лирическое стихотворение или басня включено во второй вариант первой части.

Задания 2.3 и 2.4 формулируются по творчеству других писателей, чьи произведения не были включены в варианты части 1 (древнерусская литература; литература XVIII, XIX и ХХ вв.). Задания 2.3, 2.4 не связаны с проблематикой произведений, приведенных в первой части экзаменационной работы. Экзаменуемый выбирает одну из четырех предложенных ему тем.

В сочинении по лирике экзаменуемый должен проанализировать не менее двух стихотворений.

На написание сочинения учащемуся предлагается отвести 115 минут.

Максимальный балл ОГЭ по литературе (ГИА 9 класс) в 2018 году - 33

Проходной балл ОГЭ 2018 по литературе в профильные классы - 22

Минимальный балл (оценка 3) - 12

Шкала перевода баллов ОГЭ 2018 по литературе в оценки

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 22 баллам.

Разработанные специалистами ФГБНУ "ФИПИ" шкалы перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале для проведения ОГЭ носят РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Оценивание выполнения заданий экзаменационной работы производится на основе специальных критериев, разработанных для трёх указанных типов заданий, требующих развёрнутого ответа в разном объёме.

Задания базового уровня сложности (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) проверяются по трём критериям:

Критерий 1 «Соответствие ответа заданию»,

Критерий 2 («Привлечение текста произведения для аргументации»,

Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.1, 1.1.2; 1.2.1, 1.2.2) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимально 2 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в «Протокол проверки ответов на задания» по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Выполнение задания повышенного уровня сложности (1.1.3 или 1.2.3) оценивается по трём критериям:

Критерий 1 «Сопоставление произведений»;

Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»;

Критерий 3 «Логичность и соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение каждого из заданий (1.1.3 или 1.2.3) выставляется 8 баллов (по критериям 1, 3 – максимально по 2 балла, по критерию 2 – 4 балла). Если по Критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в протокол проверки ответов выставляется 0 баллов. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 работа не оценивается, в протокол проверки ответов по критерию 3 выставляется 0 баллов.

Выполнение задания части 2 (2.1–2.4) оценивается по пяти критериям:

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие»,

Критерий 2 «Привлечение текста произведения для аргументации»,

Критерий 3 ««Опора на теоретико-литературные понятия»,

Критерий 4 «Композиционная цельность и логичность»,

Критерий 5 «Соблюдение речевых норм».

Максимально за выполнение задания 2 выставляется 13 баллов (по критериям 1, 2, 4 – максимально по 3 балла, по критериям 3, 5 – по 2 балла). Критерий 1 является главным. Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» выставляется 0 баллов.

При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.