Святослав храбрый - князь и полководец. Святослав штурмом взял Саркел

Святослав Игоревич (др-рус. Свѧтославъ Игоревичь). Родился в 942 году - умер в марте 972 года. Князь новгородский в 945-969 годах, князь киевский с 945 по 972 год, полководец.

Согласно древнерусским летописям, Святослав был единственным сыном киевского князя Игоря и .

Год его рождения точно не известен. По Ипатьевскому списку, Святослав родился в 942 году, однако в других списках Повести временных лет, например Лаврентьевском, такой записи нет. Исследователей настораживает пропуск такой важной информации переписчиками, хотя она и не противоречит другим сообщениям.

В литературе как год рождения Святослава упоминается также 920, но это противоречит известным сведениям о правлении Святослава.

Святослав - первый достоверно известный киевский князь со славянским именем , в то время как его родители носили имена с предположительно скандинавской этимологией.

В византийских источниках X века его имя записано как Сфендославос (др.-греч. Σφενδοσθλάβος), откуда историки, начиная с Татищева, делают предположение о соединении скандинавского имени Свен (дат. Svend, др.-сканд. Sveinn, совр. швед. Sven) со славянским княжеским окончанием -слав.

Однако со Свент- начинаются в иноязычной передаче и другие славянские имена на Свят-, например, имя Святополка (в источниках др.-в.-нем. Zwentibald - Звентибальд, или лат. Suentepulcus - Свентипулк), князя Великой Моравии в 870-894 годах, или киевского князя 1015-1019 годов Святополка Владимировича (лат. Suentepulcus у Титмара Мерзебургского).

Согласно этимологическому словарю Фасмера, начальная часть этих имён восходит к праслав. *svent-, который после утраты носовых гласных даёт современное восточнославянское свят - святой. Носовые гласные сохранились до настоящего времени в польском языке (польск. święty - святой).

В прошлом отмечалось, что первая часть имени Святослава по значению соотносится со скандинавскими именами его матери Ольги и князя (др.-сканд. Helgi - святой, др.-сканд. Helga - святая), а вторая - имени Рюрика (др.-сканд. Hrorekr - славой могучий), что соответствует раннесредневековой традиции учитывать при имянаречении имена других членов княжеской семьи. Однако более современные исследователи ставят возможность такого перевода имён с одного языка на другой под сомнение. Женский вариант имени Святослав - Святослава - носила сестра датского и английского короля Кнуда I Великого, мать которой была родом из польской династии Пястов.

В 1912 году на территории Десятинной церкви в Киеве Д. В. Милеев проводил раскопки. При этом была найдена свинцовая вислая актовая печать, на которой, помимо изображения княжеского двузубца, сохранилось греческое написание имени Святослав.

Первое упоминание Святослава в синхронном историческом документе содержится в русско-византийском договоре князя Игоря от 944 года.

Князь Игорь Рюрикович, по летописной версии, был убит в 945 году древлянами за взимание с них непомерной дани. Его вдова Ольга, ставшая регентшей при трёхлетнем сыне, пошла на следующий год с войском в землю древлян. Сражение открыл четырёхлетний Святослав: «...[бросил] копьём в древлян, и копьё пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав ещё дитя. И сказали Свенельд [воевода] и Асмуд [кормилец]: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем» (Повесть временных лет).

Дружина Игоря победила древлян, Ольга принудила их к покорности, а затем ездила по Руси, выстраивая систему правления.

Согласно летописи, Святослав всё детство находился при матери в Киеве, что противоречит замечанию византийского императора Константина Багрянородного (около 949): «Приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии».

В Немогарде Константина обычно видят Новгород, которым сыновья киевских князей традиционно владели и впоследствии. Константин упоминает имя Святослава без титула также при описании визита Ольги в Константинополь (957).

Княгиня Ольга крестилась в 955-957 годах и пыталась обратить в христианство и сына. Но Святослав до конца остался язычником, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины. Летописец цитирует апостола Павла: «Для неверующих вера христианская юродство есть».

Во время посольства Ольги в Константинополь в её делегацию входили и «люди Святослава», получившие на первом приёме даров даже меньше, чем рабыни Ольги, а в протоколе второго приёма вообще не упомянутые. А. В. Назаренко предполагает, что одной из целей переговоров Ольги был брак Святослава с греческой царевной и что после отказа в таком браке «люди Святослава» были оскорблены и покинули Константинополь уже после первого приёма, а Святослав решил остаться в язычестве.

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом о послах Ольги, «королевы Ругов», к королю Германии Оттону I Великому по вопросу крещения Руси. Однако в 962 году миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу из-за сопротивления Святослава.

О первых самостоятельных шагах Святослава «Повесть временных лет» сообщает с 964 года: Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли [посланников, как правило, перед объявлением войны] со словами: «Иду на вы!» .

Внешность князя Святослава

Лев Диакон оставил колоритное описание внешности Святослава при его встрече с императором Цимисхием после заключения мира: «Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он хмурым и суровым. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только заметной чистотой».

Некоторые детали описания внешности Святослава Львом Диаконом допускают неоднозначное толкование. Так, вместо лат. barba rasa - безбородый, допустим перевод с редкой бородой, а клок волос может свисать не с одной, а с двух сторон головы. Именно таким - с редкой бородой и двумя косами - предстаёт Святослав на страницах «Истории» С. М. Соловьёва.

Плоский нос, а не курносый указан в первом переводе на русский Поповым Д.

Примечателен комментарий М. Я. Сюзюмова и С. А. Иванова касательно описания внешности, приведённого Диаконом: «Лев Диакон так описывает мирные переговоры, как будто сам был их очевидцем. Но вряд ли это так. Он, возможно, правильно - по рассказам очевидцев - рисует наружность Святослава, но повествование его не вызывает доверия из-за особого пристрастия подражать древним авторам. В данном случае, как показал Газе (489), описание наружности Святослава напоминает описание Приском Аттилы».

Хазарский поход князя Святослава

В «Повести временных лет» отмечено, что в 964 году Святослав «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей». Не исключено, что в это время, когда главной целью Святослава было нанесение удара по хазарам, он не подчинил вятичей, то есть ещё не обложил их данью.

В 965 году Святослав атаковал Хазарию: «В лето 6473 (965) пошёл Святослав на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу ему со своим князем каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хазар, и град их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов» (Повесть временных лет).

Современник событий Ибн-Хаукаль относит поход к чуть более позднему времени и сообщает также о войне с Волжской Булгарией, известия о которой не подтверждены другими источниками: «Булгар - город небольшой, нет в нём многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус... И ал-Хазар - сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нём многочисленные сады…, но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма» (Новосельцев А. П.).

По одной версии, Святослав вначале взял Саркел на Дону (в 965 году), затем вторым походом в 968/969 году покорил Итиль и Семендер. По другой версии, имел место один большой поход 965 года, русское войско двигалось вниз по Волге и взятие Итиля предшествовало взятию Саркела. Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появилось славянское поселение Белая Вежа. Возможно, тогда же под власть Киева перешли Северный Крым и Тмутаракань. Есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле до начала 980-х годов.

Под 966 годом, уже после разгрома хазар, в «Повести временных лет» сообщается о повторной победе над вятичами и наложении на них дани.

Болгарские походы князя Святослава

В 967 году между Византией и Болгарским царством разгорелся конфликт, причину которого источники излагают по разному.

В 967/968 году византийский император Никифор Фока отправил к Святославу посольство. Главе посольства Калокиру было передано 15 кентинариев золота (примерно 455 кг), чтобы направить русов в набег на Болгарию. Согласно наиболее распространённой версии, Византия хотела сокрушить Болгарское царство чужими руками, а заодно ослабить Киевскую Русь, которая после присоединения Хазарии могла обратить свой взгляд на крымские владения империи.

Калокир договорился со Святославом об антиболгарском союзе, но вместе с тем попросил помочь ему отнять у Никифора Фоки византийский престол. За это, по версии византийских хронистов Иоанна Скилицы и Льва Диакона, Калокир пообещал «великие, бесчисленные сокровища из казны государственной», и право на все завоёванные болгарские земли.

В 968 году Святослав вторгся в Болгарию и после войны с болгарами обосновался в устье Дуная, в Переяславце, куда к нему была выслана «дань с греков». В этот период отношения Руси с Византией были скорее всего напряжёнными, но итальянский посол Лиутпранд в июле 968 года видел русские корабли в составе византийского флота, что выглядит несколько странно.

К 968-969 годам относится нападение на Киев печенегов. Святослав с конной дружиной возвратился на защиту столицы и отогнал печенегов в степь. Историки А. П. Новосельцев и Т. М. Калинина предполагают, что нападению кочевников способствовали хазары (хотя есть причины полагать что Византии это было не менее выгодно), а Святослав в ответ организовал второй поход против них, в ходе которого и был захвачен Итиль, а противники Святослава в Хазарии окончательно разгромлены.

Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега - на древлянское, Владимира - на новгородское. После этого, осенью 969 года киевский князь снова пошёл на Болгарию с войском. «Повесть временных лет» передаёт его слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии серебро и кони; из Руси же меха и воск, мёд и рабы» .

Летописный Переяславец точно не идентифицирован. Иногда его отождествляют с Преславом или же относят к дунайскому порту Преславу Малому. По версии неизвестных источников (в изложении Татищева) в отсутствие Святослава его наместник в Переяславце, воевода Волк, был вынужден выдержать осаду со стороны болгар.

Византийские источники скупо описывают войну Святослава с болгарами. Его войско на ладьях подошло к болгарскому Доростолу на Дунае и после сражения захватило его. Позднее была захвачена и столица Болгарского царства, Преслав Великий, после чего болгарский царь заключил вынужденный союз со Святославом.

Война князя Святослава с Византией

Столкнувшись с нападением Святослава, болгары попросили помощи у Византии. Император Никифор Фока, сильно обеспокоенный вторжением русов, решил закрепить союз с Болгарским царством династическим браком. Невесты из царской болгарской семьи уже прибыли в Константинополь, когда в результате переворота 11 декабря 969 года Никифор Фока был убит, а на византийском троне оказался Иоанн Цимисхий (брачные планы так и не осуществились).

В том же 969 году отрёкся от престола в пользу сына Бориса болгарский царь Пётр I, и из-под власти Преслава выходят западные комитаты. Пока Византия медлила оказать прямую вооружённую помощь болгарам, своим давним недругам, они заключили союз со Святославом и в дальнейшем сражались против Византии на стороне русов.

Иоанн попробовал убедить Святослава покинуть Болгарию, обещая дань, однако безуспешно. Святослав решил прочно обосноваться на Дунае, расширив таким образом владения Руси. На границы Болгарии Византия спешно перебрасывала войска из Малой Азии, размещая их по крепостям.

Весной 970 года Святослав в союзе с болгарами, печенегами и венграми напал на владения Византии во Фракии. Численность союзников византийский историк Лев Диакон исчислял в более чем 30 000 воинов, в то время как византийский полководец Варда Склир имел под рукой от 10 до 12 тысяч солдат. Варда Склир избегал сражения в открытом поле, сохраняя силы в крепостях.

Войско Святослава дошло до Аркадиополя (в 120 км от Константинополя), где и произошло генеральное сражение. По сообщениям византийских источников, были окружены и перебиты все печенеги, а затем были разгромлены основные силы Святослава. Древнерусская летопись излагает события иначе: по сведениям летописца, Святослав одержал победу, вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань, в том числе и на погибших воинов. По версии Сюзюмова М. Я. и Сахарова А. Н., сражение, о котором рассказывает русская летопись и в котором русские одержали победу, было отдельным от битвы под Аркадиополем. Оно также произошло в 970 году, византийским войском командовал не упоминаемый при Аркадиополе патрикий Пётр, а противостояла ему та часть русского войска, которая не сражалась вместе с союзниками под Аркадиополем.

Так или иначе, летом 970 года крупные боевые действия на территории Византии прекратились, Варда Склир с войском был срочно отозван в Малую Азию для подавления восстания Варды Фоки. Набеги русов на Византию продолжались, так что после успешного подавления восстания в ноябре 970 года Варда Склир снова перебрасывается на границы Болгарии.

В апреле 971 года император Иоанн I Цимисхий лично выступил против Святослава во главе сухопутной армии, отправив на Дунай флот из 300 кораблей, чтобы отрезать путь отступления русам. 13 апреля 971 года была захвачена болгарская столица Преслав, где в плен попал болгарский царь Борис II. Части русских воинов во главе с воеводой Сфенкелом удалось прорваться на север в Доростол, где находился Святослав с основными силами.

23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках, у русов погибли вожди Икмор и Сфенкел, у византийцев пал военачальник Иоанн Куркуас. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. Святослав с войском должен был покинуть Болгарию, византийцы обеспечивали его воинов (22 тысячи человек) запасом хлеба на два месяца. Святослав также вступал в военный союз с Византией, восстанавливались торговые отношения. На этих условиях Святослав ушёл из Болгарии, сильно ослабленной войнами на её территории.

Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области.

Князь Святослав (документальный фильм)

Гибель князя Святослава

По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги».

Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 года он решил повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. В схватке Святослав погиб: «Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришёл в Киев к Ярополку» (Повесть временных лет).

Гибель Святослава в бою с печенегами подтверждает и Лев Диакон: «Сфендослав оставил Дористол, вернул согласно договору пленных и отплыл с оставшимися соратниками, направив свой путь на родину. По пути им устроили засаду пацинаки - многочисленное кочевое племя, которое пожирает вшей, возит с собою жилища и большую часть жизни проводит в повозках. Они перебили почти всех [росов], убили вместе с прочими Сфендослава, так что лишь немногие из огромного войска росов вернулись невредимыми в родные места».

Некоторые историки предполагают, что именно византийская дипломатия убедила печенегов атаковать Святослава. В книге Константина Багрянородного «Об управлении империей» говорится о необходимости союза [Византии] с печенегами для защиты от росов и венгров («Стремитесь к миру с печенегами»), а также, что печенеги представляют серьёзную опасность для русов, преодолевающих пороги. На основании этого подчёркивается, что использование печенегов для устранения враждебного князя произошло в соответствии с византийскими внешнеполитическими установками того времени.

Хотя «Повесть временных лет» называет в качестве организаторов засады не греков, а переяславцев (болгар), а Иоанн Скилица сообщает, что византийское посольство, напротив, просило печенегов пропустить русов.

«Повесть временных лет» объясняет гибель Святослава его отказом матери, которая хотела крестить его (т. е. нарушением традиционного правового принципа подчинения родительской власти): «Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям. Если кто матери не послушает - в беду впадет, как сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет».

Сыновья князя Святослава

Известны сыновья Святослава Игоревича:

Ярополк Святославич, князь киевский;
Олег Святославич, князь древлянский;
, князь новгородский, князь киевский, креститель Руси.

Имя матери Ярополка и Олега история не сохранила, в отличие от матери Владимира Малуши (в официальном браке с ней Святослав не состоял, она была лишь наложницей).

Иоанн Скилица также упоминает «брата Владимира, зятя василевса» Сфенга, который в 1016 году помог византийцам подавить восстание Георгия Цула в Херсонесе. В древнерусских летописях и других источниках имя Сфенга не встречается. По гипотезе А. В. Соловьева, здесь имеется в виду не брат, а сын Владимира и внук Святослава Мстислав.

Образ князя Святослава в искусстве

Впервые личность Святослава привлекла внимание русских художников и поэтов во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, действия которой, как и события кампаний Святослава, развернулись на Дунае. Среди созданных в это время произведений следует отметить трагедию «Ольга» Я. Б. Княжнина (1772), в основу сюжета которой положена месть Ольги за убийство древлянами её мужа Игоря. Святослав предстаёт в ней в качестве главного героя. Соперник Княжнина Н. П. Николаев также создал пьесу, посвящённую жизни Святослава.

В картине И. А. Акимова «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» показан конфликт между военной доблестью и верностью семье, отражённый в русских летописях: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих».

В XIX веке интерес к Святославу несколько уменьшился. Повесть А. Ф. Вельтмана «Райна, королевна болгарская» (1843), посвящённая болгарским походам, была издана Иоакимом Груевым на болгарском языке в 1866 году в Вене, Добри Войников на её основе поставил в Болгарии драму «Райна-княгиня», а выполненные художником Николаем Павловичем иллюстрации к «Райне...» (1860-1880) вошли в классику болгарского изобразительного искусства.

Чуть ранее эпизод со Святославом был включён Вельтманом в роман «Светославич, вражий питомец. Диво времён Красного Солнца Владимира» (1837).

Около 1880 года К. В. Лебедев написал картину, проиллюстровавшую описание Льва Диакона встречи Святослава с Цимисхием.

В начале XX века Е. Е. Лансере создал скульптуру «Святослав на пути к Царь-граду».

В 1910 году в память о гибели Святослава Игоревича у днепровского порога Ненасытецкого был установлен памятный знак. Он представляет собой чугунную мемориальную плиту (площадью ок. 2 м²), укреплённую на массивном гранитном валуне. Валун увенчан вазой, установленной на стилизованной античной колонне. Это один из редчайших сохранившихся дореволюционных памятников, посвящённых Древней Руси.

Святославу посвящены стихотворения Велимира Хлебникова, Валерия Брюсова, исторический роман «Святослав» (1958) украинского писателя Семёна Скляренко и повесть «Чёрные стрелы вятича» В. В. Каргалова. Образ Святослава создан Михаилом Казовским в его историческом романе «Дочка императрицы» (1999).

В романах Александра Мазина «Место для битвы» (2001) (окончание романа), «Князь» (2005) и «Герой» (2006) подробно описан жизненный путь Святослава, начиная от сражения с древлянами в 946 году, и заканчивая смертью в сражении с печенегами.

В романе Сергея Алексеева «Аз Бога Ведаю!» подробно описан жизненный путь Святослава, его борьба с Хазарским каганатом и смерть на Днепровских порогах.

Образ Святослава популярен в неоязыческой литературе и искусстве. В 2003 году в издательстве «Белые альвы» вышла книга Льва Прозорова «Святослав Хоробре. Иду на вы!». В последующие годы книга неоднократно переиздавалась.

Святославу Игоревичу посвящён музыкальный альбом «За солнцем вслед» (2006) паган-метал-группы Butterfly Temple. Группы «Иван-царевич» и украинская паган-метал-группа Dub Buk выпустили альбомы с одинаковым названием - «Иду на вы!». Альбом посвящён победе Святослава над Хазарским каганатом. Образ Святослава используется в песне «Ранним утром» группы «Калинов Мост». Группа «Реанимация» посвятила песню гибели князя под названием «Погибель Святослава». Также паган-метал-группа Pagan Reign посвятила образу Святослава песню «Былина о Святославе».

Портрет Святослава используется в эмблеме ультрас киевского футбольного клуба «Динамо», название «Святослав» носит также печатное издание болельщиков киевского «Динамо».

Режиссёром Юрием Ильенко в 1983 г. снят художественный кинофильм «Легенда о княгине Ольге», в роли Святослава - Лесь Сердюк.

Среди харизматических личностей, которыми так богата история человеческой цивилизации, были те, кто совмещал в себе черты правителя и полководца. Именно о таких сложена русская поговорка: «Кому война – кому мать родна». Их сложно представить дожившими до глубокой старости, убеленными сединами. Они, как правило, погибают в героическом неравном бою и остаются навеки молодыми, полными сил. Таков и русский князь Святослав Игоревич.

Святослав, сын Игорев, первый князь славянского имени, был еще отроком. Бедственный конец родителя, новость державы, только мечом основанной и хранимой; бунт древлян; беспокойный дух войска, приученного к деятельности, завоеваниям и грабежу, честолюбие полководцев варяжских, смелых и гордых, уважавших одну власть счастливой храбрости: все угрожало Святославу и Руси опасностями. Но провидение сохранило и целость державы и власть государя, одарив его мать свойствами души необыкновенной. Такой была княгиня Ольга.

Биография князя Святослава

Уже первые годы жизни Святослава были омрачены страшной трагедией: его отец, князь Игорь , был убит древлянами во время сбора дани. Согласно легенде, он был привязан к двум деревьям, стволы которых сначала согнули, а потом отпустили.

Вдова Игоря, княгиня Ольга, стала, по сути, регентшей при малолетнем сыне. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа.

Четырехлетний Святослав, по преданию, открыл сражение тем, что бросил копьё в направлении древлян. Юный князь воспитывался боярином Асмудом: Свенельд повелевал войском. Вплоть до совершеннолетия Святослава Ольга управляла Русью единолично. Большая часть сознательной жизни самого Святослава прошла в военных походах.

Возмужав, Святослав создал дружину из лучших воинов своего окружения, У него и потом не будет войска, соединяющего представителей различных племён. А будет немногочисленная, но отборная дружина, способная переносить с ним тяготы походной жизни, бесстрашно и доблестно участвовать в бою. Не брал князь с собой в поход ни шатра, ни постели, ни котлов для приготовления пищи, ни больших продовольственных запасов. Он так же, как и его воины, питался кониной и мясом диких животных, испечённых на углях костра. А спал он на потнике, положив под голову седло. Так что обоза он не имел, и передвигаться ему было легко. «Он ходил на неприятеля с быстротой барса», – отмечалось в летописи. Но никогда Святослав не нападал внезапно, предупреждал: «Иду на вас!»Его фраза «Иду на вы!» стала крылатой. В отличие от матери он не пожелал перейти в христианскую веру, оставшись язычником. Был дважды женат и имел троих сыновей. Последний, Владимир , получивший прозвище Красно Солнышко, станет крестителем Руси.

Внутренняя и внешняя политика князя Святослава

В середине X в. далеко не все восточные славяне были под властью киевского князя. Начинала налаживаться система налогов, но были племена, которые не окончательно примирились со своим данническим положением. Некоторые из них платили дань не Киеву. Защитить Русь от внешних врагов, укрепить единство Руси стало одной из главных задач молодого Святослава.

В это время восточнославянское племя вятичей платило дань хазарам. Святослав пошёл на хазар и взял их главный город на Дону – Белую Вежу. Затем В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, О. П. Федорова… «Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия (сборник)» 78 он победил ясов и косогов в Прикавказье, волжских булгар. Спустившись по Волге, дружина Святослава взяла древнюю столицу хазар – Итиль и город Семендер. Освобождённые от хазар вятичи стали платить дань киевскому князю. Хазария потерпела тяжкое поражение. Святослав же в это время был на Дунае. Выйдя к Азовскому морю, он основал в районе Кубани крепость Тмутаракань (она находилась на Таманском полуострове), ставшую впоследствии столицей древнерусского Тмутараканского княжества. Объединение восточнославянских племен завершилось. А Русь могла уже установить контроль за торговыми путями по Волге и Дону. С. М. Соловьёв считал, что после этого «начинаются подвиги Святослава, мало имеющие отношение к нашей истории». Некоторые историки Русской церкви неодобрительно говорят о последующих заграничных походах этого князя: «Рыскал по чужим землям».

Но с большим уважением о нём как о защитнике Русского государства будет отзываться первый киевский митрополит русского происхождения Иларион (XI в.). С не меньшим почтением о его заслугах в разгроме хазар напишет покойный ныне митрополит Ладожский и Петербургский Иоанн. А историк Н. М. Карамзин в своих заметках «О случаях и характере истории, которые могут быть предметом художеств» восклицал: «Никто из древних князей российских не действует так сильно на моё воображение, как Святослав, не только храбрый витязь, не только ужас греков… но и прямодушный витязь…» Почему Святослав оказался далеко за пределами своего государства? Только ли желание ратных подвигов отдалило его от Киева? Существует предположение, что на самом деле всё было гораздо сложнее. По утверждению Л. Н. Гумилёва, Святослава уже тогда тяготило общение с матерью и особенно с её христианским окружением. А после победы над иудейской Хазарией число христиан в Киеве росло. Но при этом нельзя отрицать любовь и уважение Святослава к матери. Хотя действительно нелегко было ужиться этим двум родным незаурядным личностям с сильным характером. А между тем патрикий Калокир как посол греческого императора Никифора предложил Святославу захватить беспокоившую греческие границы Болгарию и сделать её частью Русского государства. Святослав охотно согласился с этим предложением – к тому же Русь, окружённая со всех сторон врагами, тоже нуждалась в сильном союзнике, например в лице Византии. Другое дело, как потом оправдывались их взаимные надежды на поддержку предполагаемого союзника…

Византия к тому времени постоянно подвергалась нападению со стороны арабов, булгар. Ольга когда-то посылала русских воинов в Византию, и они помогли разбить арабов и вернуть грекам Крит. Вот тогда-то будущий посланник Никифора к Святославу Калокир, общаясь с русскими союзниками, выучил их язык. Договаривался он потом со Святославом по-русски. В этом, конечно, было своё обаяние, а главное – проявление уважения к Киеву. Святослав довольно быстро завладел Болгарией. Ему понравилась эта земля и своим мягким теплым климатом, и своей природой, а главное, наверное, тем, что она давала князю- победителю ощущение покоя вдали от сложных отношений в Киеве. Он надолго остался в болгарской столице городе Переяславце. По преданию, однажды он получил послание киевлян, недовольных его долгим отсутствием. Они упрекали его в том, что ему не жалко Отчизны, матери-старухи, детей своих малых. И действительно, однажды, пока он был в Болгарии, только случай спас Киев, а заодно и престарелую Ольгу с внуками от осаждавших город печенегов. Её воевода Претич обманул печенежского князя, окружившего Киев, сказав ему, что приближается Свято- слав со своей дружиной. Святослава враги боялись. Печенеги не только отошли от Киева, но в знак примирения печенежский князь обменялся оружием с Претичем. Кстати, описание древним автором подробностей этого обмена дало возможность историкам определить и сравнить типы вооружения русских и печенегов. Печенег подарил саблю, стрелы, лук, коня – азиатское вооружение. Русский же воевода дарит ему броню, щит, меч – но тому времени это было военное снаряжение европейского типа. А Святослав, узнав о происходящем на родине, немедленно прибыл в Киев. Он наподдал печенегам, загнав их в степь, а матери признался, что хочет перенести столицу государства в завоёванные им придунайские земли, в Переяславец. Ольга не одобрила этого решения Святослава. Кроме того, она опять попыталась обратить его в христианскую веру, но и на этот раз убедить его не смогла. Тогда она упросила его остаться в Киеве хотя бы до её смерти, которая явно приближалась. Святослав выполнил просьбу матери. Святослав с помощью оружия пытался создать государство на землях придунайских славян. Там и появилась новая столица Переяславец. А территорию Руси, созданную ещё при Олеге, передал в управление своим ещё довольно юным сыновьям. После смерти Ольги, которую похоронили по её просьбе по христианскому обряду, старшему сыну, Ярополку, достался Киев, а младшему, Олегу, – земля древлян. А в Новгород был отправлен младший сын Святослава Владимир, мать которого, Малуша, Ольгина ключница, была когда-то взята в плен при покорении древлян. В летописи утверждается, что сыновья Святослава Ярополк и Олег не любили Север и отказались ехать в Новгород. Не последнюю роль в этом решении братьев сыграло бунтарство и своеволие новгородцев. Мысль же просить себе князем Владимира внушил новгородцам брат Малуши Добрыня.

Летопись сохранила не только эти конкретные имена, но и лаконичное требование новгородцев. Они обратились к Святославу: «Дай нам Владимира»; иначе они грозились призвать князя из других земель. В результате Владимир ещё отроком отправился в Новгород в качестве князя вместе со своим дядей Добрыней, который, по выражению одного из историков Русской церкви, «как грубый язычник, давал полную волю страстям своего воспитанника». Н. М. Карамзин с горечью отмечал: «Святослав первым ввёл обыкновение давать сыновьям особые уделы: пример несчастный, бывший виной всех бедствий России». С. М. Соловьёв по этому поводу делал следующий вывод: «Святослав своей землёй считал только одну Болгарию, приобретённую им самим. Русскую же землю считал, по понятиям того времени, владением общим, родовым». Интересна точка зрения Л. Н. Гумилёва, также попытавшегося объяснить мотивы очередного заграничного похода Святослава. Он считал, что Свято- слав не просто покинул Киев, а был вынужден «…уйти в дунайскую оккупационную армию, которой командовали верные его сподвижники». Слишком сильна была в Киеве оппозиция (христианская оппозиция, по мнению Гумилёва). Нельзя исключить и другое предположение. Святослав не собирался делить государство на несколько частей – просто в разные рай- оны были направлены представители единой власти. Не мог же Святослав предвидеть свою скорую гибель.

Святослав вернулся в Болгарию, подавив её сопротивление в кровопролитных битвах. Новый император Византии Иоанн Цимисхий был встревожен намерениями Святослава закрепиться в придунайских городах. Он боялся иметь рядом с собой такого сильного соседа. Император через своих посланников напомнил Святославу о его договоре с покойным Никифором: уйти из Болгарии. Святослав ответил решительным отказом, да ещё и пригрозил гре- кам выгнать их в Азию. Началась война, события которой отразили и византийские, и славянские источники. Правда, они значительно противоречат друг другу. Составитель летописи Нестор отмечал успехи Святослава, византиец – победы греков. Поднесение греками князю Святославу оружия в дар. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV в. В ходе этой войны дружина Святослава вступила во Фракию и опустошила её селе- ния до самого Адрианополя8 . В этих боях отличился своим полководческим талантом пред- водитель греческого войска Барда Склир и его брат патриций Константин. Часть дружины Святослава была уничтожена, а оставшиеся воины были окружены силами, превосходившими их почти в десять раз. Нестором описана реакция Святослава на эти события. Он спокойно и мужественно отнёсся к случившемуся и убеждал своих соратников: «Бегство не спасёт нас. Волею или неволею должны мы сразиться. Не посрамим Отечество, но ляжем здесь костьми: мёртвым не стыдно. Станем крепко. Иду перед вами, и когда положу свою голову, тогда делайте что хотите». Русский летописец считал, что не победили греки в этой битве, но и у русских потери были весьма ощутимы. Вскоре Святослав направился к Константино- полю – греки откупились золотом. Когда они его принесли, – отмечает летописец, – Свято- слав отнёсся к этому равнодушно. Когда же принесли оружие, Святослав принял его с благодарностью. Он взял предложенную императором дань. Каждый воин получил свою часть добычи, а доля убитых принадлежала их родственникам. Византийский источник содержит интересные сведения о встрече императора и князя, инициатором которой был Святослав. Цимисхий явился на коне, окружённый «златоносными всадниками в блестящих латах». А Святослав в простой белой одежде прибыл в ладье. Он сам грёб веслом. Греки подробно описывали его внешность. Он был среднего роста, строен и голубоглаз, имел широкую грудь и мощную шею. Лицо обрамляла негустая борода. Очевидно, заметные усы и один длинный клок волос на голове между теменем и затылком – «знак благородства», а также серьга с двумя жемчужинами и рубином в мочке уха Святослава дали основание грекам отметить, что вид он имел «дикий». Дотошный в описании подробностей внешности князя, византийский документалист не забыл отметить также, что нос у Святослава был плоский, а брови густые. Описание похоже на досье, составленное криминалистом.

Послесловие

Карамзин называл князя Святослава "русским Македонским", историк Грушевский - "казаком на престоле". Святослав первым предпринял активную попытку обширной экспансии земель. О его подвигах до сих пор ходят легенды…

Художественная литература

Стрелы Перуна

С. Пономарев

Настоящая книга - вторая часть трилогии, посвященной истории Киевской Руси. Впервые роман был опубликован Куйбышевским книжным издательством в 1989 году, а уже через год стал библиографической редкостью. Первая часть трилогии дважды выходила в свет, второй раз - значительным тиражом. События романа "Стрелы Перуна" также относятся ко времени правления великого князя Киевского Святослава Игоревича - середине 60-х годов X века. Автор в художественной форме динамично раскрывает сложную картину роста и становления единого Русского государства, его дипломатии и военных столкновений с могущественным Хазарским каганатом, непростых взаимоотношений с Византией и Волжско-Камской Булгарией. Теги:

Гроза над Русью

Станислав Пономарев

Роман "Гроза над Русью", посвященный драматическим событиям борьбы киевского князя Святослава Игоревича с Хазарским каганатом, издавался в Самарском книжном издательстве пробным тиражом и разошелся с книжных прилавков в считанные часы. Новое издание предпринимается с целью удовлетворить спрос любителей древней российской истории на книги тольяттинского писателя.

Святослав Храбрый известен из летописей как правитель Руси в 945-972 годах. Он отличился как смелый полководец. Биография Святослава полна интересных фактов, которые мы рассмотрим.

Происхождение

Древнерусские летописи повествуют, что Святослав Храбрый - это сын княгини Ольги и князя Игоря. Нет точной информации о дате его рождения. В одних источниках указан 942 год, в других - 920.

В истории Древней Руси Святослав Храбрый считается первым вождем, имеющим славянское имя. У его прародителей скандинавское происхождение.

В некоторых источниках имя князя упоминается как Сфендославос. Специалисты предполагают, что скандинавское имя Свен слилось со славянским окончанием -слав. Но не все ученые согласны с подобной трактовкой, ведь многие славянские имена имеют приставку Свент-, которая после потери звуков дает славянский слог «свят», что означает «святой».

Детские годы

В исторических летописях первое упоминание о Святославе имеется в 944 году. Это договор князя Игоря с Византией. По сообщению летописных документов, князя Игоря убили в 945 году за сбор огромной дани. Ольга, имевшая малолетнего ребенка, выступила против древлян.

Поход оказался успешным, и Ольга, одержав победу, покорила древлян и стала править ими.

Летописи информируют, что Святослав все детство был с матерью в Киеве. Ольга в 955-957 годах стала христианкой и пыталась крестить сына. Мать рассказывала ему о счастье быть христианином. Святослав не препятствовал другим обращаться, но сам относился с неуважением к христианству и считал, что дружина не поймет его.

Возмужав, князь возгорелся желанием отличиться как полководец. Он был поистине благороден и всегда сначала объявлял войну народам, затем нападал.

Некоторые специалисты считают, что делегация Ольги в Константинополь была предпринята с целью договориться о браке Святослава и царевны из Греции. Получив отказ, мужчина был обижен и твердо решил остаться язычником.

Взрослая жизнь

О взрослой жизни Святослава летопись говорит с 964 года. В это время юноша возмужал. Правление Святослава Игоревича началось с того, что он выгнал всех христианских священников, приехавших по настоянию матери Ольги. Для Святослава, не желавшего принять христианство, это было принципиальным шагом.

Киевский князь собрал дружину воинов и активно участвовал в походах. «Повесть временных лет» говорит, что он не брал с собой котлов и возов, но резал куски мяса и готовил на углях, а спал под открытым небом, клав под голову седло.

Святослав Храбрый походы начал в 964 году, сначала он пошел на вятичей, живущих на Оке и Волге, затем на Хазарию. Ему удалось победить хазар.

Исторические источники сообщают различные сведения о взятии Хазарии. Одни говорят, что сначала Святославу удалось взять город Саркел, затем Итиль. Другие считают, что в ходе большого военного похода Святославу удалось покорить Итиль, а потом и Саркел.

Князь Святослав смог разрушить Хазарский каганат, позднее он закрепил отвоеванные земли за собой. Вместо Саркела была образована Белая Вежа.

После взятия Хазарии в 966 году Святослав взял верх над вятичами вторично и наложил на них дань.

Антиболгарский союз

В 967 году Византия и Болгария вступили в конфликт. Византийский правитель послал делегатов к Святославу с просьбой о походе в Болгарию. Именно так Византия хотела взять Болгарию и ослабить Русь. Калокир, глава делегации, подписал со Святославом антиболгарский союз и выразил желание занять престол в Византии. Взамен он пообещал русскому князю несметные богатства.

В 968 году Святослав вышел на Болгарию, а после военных действий остался в устье Дуная, куда ему присылали греческую дань.

В 968-696 годах Киев атаковали печенеги, и Святослав туда возвратился. В то же время умерла Ольга, Святослав распределил бразды правления между сыновьями. Затем он пошел с походом на Болгарию, сокрушил ее. Болгарам пришлось просить покровительства у Византии, которая медлила оказывать помощь. В итоге болгарский царь подписал со Святославом союз, и позднее Болгария уже воевала вместе с русами против Византии.

Нападение на Византию

После установления партнерства с болгарами, Святослав оставался на Дунае. Так он расширил собственные земли.

В 970 году Святослав напал на византийские территории во Фракии. Он вместе с войском дошел до окрестностей Константинополя, где состоялся итоговый бой. Его результаты историки трактуют по-разному. В одних документах говорится, что были сокрушены союзные войска Святослава, а затем и его силы. В других сообщается, что Святославу удалось одержать победу, но он отошел, собрав дань.

В любом случае, сражения в Византии закончились к лету 970 года, хотя набеги русов не закончились.

Сокрушение Болгарии

В 971 году император Иоанн I Цимисхий выступает против Святослава, отправляет флот на Дунай, чтобы отрезать русов.

Вскоре взята болгарская столица Преслав, царя взяли в плен. Российские воины прорываются в Доростол, там же располагается и Святослав. Смелость Святослава нарастает вместе с опасностями. По свидетельствам византийских историков, русы вели себя отважно. Когда они не могли спастись, сами наносили себе удары в сердце. Их жены вели себя как настоящие амазонки, участвуя в сражениях. Попадая в плен, русские сохраняли самообладание, ночью сжигали погибших братьев и закаляли над ними пленников, а младенцев пускали в воды Дуная.

Иоанн подходит к Доростолу, русы уходят крепость, осаждаемую в течение трех месяцев. Удача оставляет русских. Отечество их очень далеко, соседние народы на стороне греков. Войско Святослава ослабло от ран и голода, в то время как греки ни в чем не имеют нужды.

Святослав собирает дружину. Одни хотят бежать ночью, другие предлагают о мире. Но князь решает испытать судьбу, чтобы не впасть в презрение у соседних народов. Войско вступает в бой. Князь подбадривает воинов и отдает приказ запереть ворота города, чтобы никто не сбежал.

Сражение начинается утром, к полудню греки изнемогают и начинают отступать. Вскоре бой возобновился. Цимисхий был изумлен мужеством врага и надумал прекратить войну. После этого бой продолжается. Греки очень желали гибели Святослава. Витязь Анемас сокрушил князя и сбросил его с коня, но шлем не дал Святославу погибнуть.

Святослав, потерявший многие силы и будучи тяжело раненным в итоговом бою, решает требовать мира. Иоанн Цимисхий обрадован и принимает условия русов, в свою очередь Святослав покидает Болгарию и заключает союз с Византией. После утверждения мира император обеспечивает россиян продуктовыми запасами и провожает. Военные ресурсы Святослава после сражений резко сократились, армия ослабла.

Историки тех времен анализируют войну как успешную для греков, Святослав же не требовал ничего для России. Восточная Болгария присоединяется к Византии, только западным территориям удается сохранить независимость.

Дружбу Святослава и Цимисхия можно оценивать по-разному. Святослав с небольшим войском отошел в свое отечество. А Цимисхий отправил послов к печенегам, которые были недовольны примирением россиян и греков. Возможно, сами греки известили печенегов о возвращении ослабленной русской армии. Печенеги поджидали русских у порогов Днепра.

Гибель

После объявления мира Святослав подошел к Днепру. Воевода его предупредил, что рядом печенеги. Но Святослав не испугался и решил перезимовать на Днепре. Изнурительный голод и нужда сопровождает русов в это время.

Весной Святослав Храбрый отправляется в опасный путь домой. В очередной схватке он был смертельно поражен. На него напал князь печенегов Куря, отсек голову и пил из черепа Святослава. Лишь немногим русским удалось спастись. Так скончался мужественный полководец, обладавший изумительным великодушием. На месте кончины в Запорожье (Украина) поставлен памятник Святославу Игоревичу. На монументе воин изображен с мечом.

Историки считают, что печенежские воины штурмовали Святослава по настоянию византийцев. Византия стремилась к дружбе с печенежскими народами для охраны от русов и венгров. Сокрушение Святослава нужно было грекам. Хотя летопись инициаторами засады называет болгар, а не греков.

«Повесть временных лет» указывает причины кончины Святослава в том, что он не подчинился матери, которая мечтала сделать из сына христианина. В любом случае, пример Сфендослава - это образ гениального полководца и пример великого государя Русской земли, пленившего многих современников силой своего характера. Святослав Игоревич, биография которого нами рассмотрена, и после смерти своим образом еще долгое время ужасал соседние народы.

О внешности

Греческий писатель того времени, Лев Диакон, ярко рисует киевского князя. Сфендослав был сдержанного роста, имел густые брови и голубые глаза, усы, на лысой голове свивал клок волос, что указывало на знатное происхождение. Выражение лица князя было суровым. В ухе красовалась золотая серьга с камнями. Одежды были белыми и чистыми.

Некоторые источники называют князя безбородым, другие - с редкой бородой. Иногда он описывается с одним клоком волос, а также с двумя косами. Нос князя по описаниям того времени, то курносый, то плоский.

Потомки

История знает детей Святослава Игоревича, это:

  • Ярополк, правивший Киевом;
  • Олег, князь древлян;
  • Владимир, крестивший Русь.

Иногда упоминается Сфенг, которого А. В. Соловьев считает не сыном, а внуком Сфендослава.

Итак, политика Святослава Игоревича резко отличалась от правления его матери Ольги. Правитель больше внимания уделял внешним войнам. Он победил Хазарский каганат и предпринял несколько успешных походов против болгар.

Святослав Игоревич (ум. в 972 или 973), великий князь Киевский (ок. 945-972), полководец. Почти всю жизнь провел в походах. Одержал много побед в войнах с разными противниками. Нанес смертельный удар по Хазарскому каганату. Погиб в бою с печенегами, возвращаясь с Балканского полуострова. Святославу было 3 года, когда погиб его отец князь Игорь, а сам он умер в возрасте 30 лет. Малый срок отпустила ему судьба. Но успел он сделать в своей короткой жизни немало. Некоторые ученые, впрочем, считают (например, В. Н. Татищев), что Святослав родился в 920г.

Жизнь поставила перед ним сложнейшие задачи. Молодое русское государство, еще не окрепшее, находилось в кольце сильных врагов. И они не церемонились со славянами.

Религиозные проблемы упирались в необходимость смены язычества на иную религию. Экономика славянских племен находилась в сильной зависимости от торговли, а та, как говорилось выше, - от надежности основных торговых магистралей той эпохи, то есть от рек Днепр, Волга и от Восточноевропейской степи. Надежность этих магистралей зависела от военной силы киевских князей, которая в свою очередь находилась в прямой зависимости от политической стабильности в многоплеменной стране. Все - в клубке. Каждую проблему нужно было решать, помня о том, что неудача в решении одной из них, тут же скажется на решении всех.

Молодой, воинственный (не зря его прозвали «Воителем») Святослав, если говорить откровенно, был силен только в военной сфере. Но - очень силен! Не будет преувеличением, если скажем, что Святослав по своим воинским дарованиям не уступал даже самым великим полководцам всех времен. Мы, не красного словца ради, называем его первым великим русским полководцем. Вот как писал о нем летописец: «И легко ходя, аки пардус, воины многы творяще. Ходя, воз по себе не возящее, ни котла, ни мяс не варя, но по тонку изрезав конину, или зверину, или говядину, на углях испек, ядяше. Ни шатра имеяше, но подклад (потник) постилаше и седло в головах. Тако же и прочие вой его бяху вси».

«Древняя летопись, - написано в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, - сохранила для потомства еще прекрасную черту характера его: он не хотел пользоваться выгодами нечаянного нападения, но всегда заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им: иду на вас!».

Но не эти характеристики явились причиной того, что мы назвали Святослава одним из лучших полководцев всех времен и стран, а те походы и военные операции, которые он успел осуществить за свои короткий жизненный путь.

Хорошо известна легенда о том, как Ольга, подойдя к Искоростеню, приказала посадить сына на коня и дать ему копье. Это случилось в 946г. Он рос в среде дружинников и сызмальства познавал секреты воинского искусства из первых рук - от лучших воинов страны. В 22-летнем возрасте он уже сформировался и как личность, и как полководец. И Святослав решился на крупномасштабный поход.

Мы уже говорили, что некоторые славянские племена платили дань хазарам, другие поставляли им воинов для борьбы с племенами и народами, окружавшими Нижнюю Волгу. Хазарские каганы платили хорошо, но все же без большой охоты шли к ним воины, потому что условия договора были слишком суровыми: если войско побеждало, то воины получали большую сумму денег; если же проигрывало, то всех оставшихся в живых хазары казнили. Победа или смерть? Деньги или жизнь? Наниматься или не наниматься в войско на таких суровых условиях? Нанимались, однако. Но далеко не всем нравилась такая зависимость от хазарских каганов. Да и платить дань каганам не очень-то хотелось.

Святослав решил покончить с этим. Он знал, что из Киева в Итиль можно попасть двумя путями: южным - через степь, где кочевали печенеги, или по Волге на ладьях. Печенеги, хоть и воевали с хазарами, могли предать руссов. По реке идти тоже было опасно: подвластные хазарам народы Средней Волги (в том числе вятичи), платившие дань кагану, могли помешать Святославу. Полководец выбрал второй путь.

Войско стремительным броском преодолело большое расстояние, прошло по реке Десна через подвластные Киеву земли северян, вышло к Оке, затем к Волге. Воины построили быстроходные ладьи и поплыли к Каспию. Немного известно о том походе Святослава, но можно с уверенностью сказать, что организован он был прекрасно: ни союзникам хазар, ни их данникам, ни отрядам печенегов, снующих по степи, не удалось предупредить повелителей Итиля об опасности.

Святослав Игоревич. Рисунок XIX в

Столица Хазарии, располагавшаяся на островах между Ахтубой и Волгой, была разгромлена. Святослав пошел дальше. В том долгом походе он победил булгар, буртасов и хазар, разрушил крепость Саркел на Дону, прошел до современного Керченского пролива, на Северном Кавказе взял и сжег хазарскую крепость Семендер на Куме... Он нанес одним походом смертельный удар по всему Хазарскому каганату, который вскоре прекратил существование. Святослав победил ясов (осетин) и черкесов, взял Таманский полуостров (Тмутаракань) и вернулся в Киев героем.

В следующем году руссы в результате стремительного и тщательно подготовленного похода разгромили вятичей на Оке и камских булгар.

Этими победами Святослав подготовил тылы для борьбы с Византией. Планы у него были грандиозные: он хотел завоевать Болгарское царство на Балканах, выйти к Константинополю, овладеть им и перенести политический центр государства руссов в Переяславец на Дунае.

В этом, на наш взгляд, проявилась политическая близорукость Святослава. Хорошо известно, что в Киеве во время военных походов сына правила княгиня Ольга. Трудностей у нее было много. Решать их должен был великий князь, то есть Святослав. Но он рвался в походы, забывая, что Византия - не Хазарский каганат, что победить такое государство в одиночку невозможно.

В 967г. в Киев прибыл византийский посол Калокир и передал Святославу предложение Византийского императора Фоки заключить военный союз против Болгарии и осуществить совместный поход на Балканы. Казалось, это решало многие проблемы, связанные с вторжением на Балканы. Сначала можно было одержать победу над болгарами, усилиться за счет их войска, а затем уж было думать и о войне с Византией.

Хазарский воин

В 968г. руссы спустились на ладьях по Днепру в Черное море и вошли в устье Дуная, где их встретило сильное войско болгар, втрое превышавшее по численности дружину руссов. Святослав атаковал врага сходу - с ладей. Армада небольших судов подошла к берегу. Руссы со щитами и мечами в руках прыгали в воду, тесно смыкали ряды и угрюмой стеной шли по холмистому берегу на врага.

Болгары испугались, бежали, пытались укрыться в крепости Доростол, но атакующие выбили их оттуда и пошли дальше. Захватив около сотни городов и селений, они осели в Переяславце на Дунае. Там и стал княжить Святослав, не желая возвращаться в родной Киев, где ждали его нудные разговоры с матушкой - говорить полководец любил только в бою.

В Константинополе почувствовали беду, стали готовиться к войне с руссами. С одной стороны, руссы сделали большое дело для ромеев, ослабив болгар, которые расширили владения на Балканах за счет Византийской империи чуть ли не до Афин! Сорок лет повелители Константинополя не воевали с Болгарским царством, не нарушали мирный договор. Этот мир был на пользу болгарам. Они, успешно воюя на Балканском полуострове, усиливались. Руссы за несколько последних десятилетий нанесли им первое серьезное поражение. Но с другой стороны, сами руссы усилились, война с ними была неизбежна. Император Никифор прекрасно это понимал.

Святослав уже подготовился к походу на Константинополь, но вдруг из Киева прибыл гонец и сказал: пока он воюет на чужбине и не думает о родной стране, Киев осадили печенеги! Святослав поднял дружину, поскакал на Русь, прогнал печенегов. И княжить бы ему в родном городе вместе с матерью, порядок наводить, так нет же - тянуло князя в Болгарию. Хороший он был полководец, но политик... Ни одному русскому князю не приходила такая мысль в голову: править Русью из Константинополя. Святославу эта идея вскружила голову.

Печенег

Он потерял всех сторонников в Киеве, в 969 г. вновь пошел на болгар, разбил их и осел в Доростоле.

В Византии теперь правил Иоанн Цимисхий - мудрый полководец и хитрый политик. Он затеял переговоры со Святославом, понимая, что войско ромеев не готово к войне с руссами, и даже предлагал большую дань, лишь бы не воевать. Святослав отказался от даров, увеличил войско за счет болгар, венгров и даже печенегов. Он знал, что этим самым ослабляет армию, разбавляет ее хоть и сильными, но ненадежными воинами, готовыми в любую минуту переметнуться к врагу или, в лучшем случае, разбежаться по домам. Но с одной дружиной руссов он не победил бы византийцев, которые для борьбы с ним даже отозвали свои войска из Малой Азии. Об этом не думал до походов на Балканы великий полководец.

Иоанн Цимисхий, готовясь к войне, организовал из лучших солдат и командиров полк «бессмертных» (своего рода гвардию), укрепил флот, установил на корабли орудия, метающие снаряды с «греческим огнем». Это грозное оружие уже несколько раз спасало ромеев в борьбе с противниками.

В приграничные районы Цимисхий отправил сильный отряд Варды Склира. Полководец наладил разведку, в стан Святослава постоянно засылались лазутчики, знавшие язык руссов. Варда Склир знал, что делалось в армии врага. И все же Святослав неожиданно для противника очутился у Адрианополя - крупного византийского города, вынудил противника бежать и укрыться в крепости. Варда Склир не сильно переживал из-за этой неудачи. Разведчики докладывали, что печенеги и венгры не хотят воевать, и время стало его союзником.

Разработав нехитрый план, очень напоминавший методы ведения боев арабами и степняками, он вывел полки из крепости, сосредоточил на флангах, в укрытиях полки засады и послал в бой конницу, сгруппированную в центре. Задача у конников была сложная, хотя внешне все могло выглядеть просто. Византийские всадники с длинными копьями наперевес бросались на позиции Святослава, делали все, чтобы смять, опрокинуть стоявших здесь печенегов, но те проявили неожиданное упорство и мужество, выстояли и сами кинулись в атаку. Ни военачальник печенегов, ни Святослав не поняли, что это - ловушка! Радостные печенеги скакали во всю прыть, и вдруг их опрокинул ураганным фланговым ударом засадный полк, поддержанный стрельбой лучников. Печенеги сопротивлялись недолго, а потом бросились бежать - под надежное укрытие руссов.

Битва Святослава у Адрианополя. 970 год. Гравюра

Б. Чорикова XIX в.

Руссы отразили натиск первого засадного полка, сами пошли вперед. И по ним, уже с левого фланга, нанес мощный удар второй засадный полк. Прятавшиеся в лесу византийские воины с нетерпением следили за сражением, хотели помочь своим, но, исполняя волю полководца, покорно ждали своего часа. И теперь они под звуки труб и удары барабанов помчались на врага. Святослав и в этой критической ситуации оказался на высоте - организовал оборону. Руссы выстояли, не дали атакующим смять себя, спасли бой. Лишь под вечер угас воинский пыл ромеев и руссов. Ничья. Цимисхий вновь предложил Святославу дань и мир. На этот раз князь согласился и с богатой добычей ушел в Переяславец.

Мирный договор с Византией был подписан, но изменить свои планы князь руссов не мог. И не только потому, что ему нравилось воевать. Была еще одна, более важная причина, которая вынудила Святослава продолжать войну - слабость. А разве только сильные воюют?! Если бы Святослав был уверен в своих силах, то он оставил бы на некоторое время воен-ные дела на юге, вернулся бы в Киев, передохнул, укрепил власть, пополнил дружину руссами и славянами (они все-таки были куда надежнее всяких печенегов, венгров, болгар), а уж потом и пошел бы на Константинополь. Пришел в любое удобное для себя время и взял его - если ты уверен в своей силе!

Кончина Святослава Игоревича. Литография XIX в.

Но в том-то и дело, что болгары, печенеги и другие народы, окружавшие Киевскую Русь, не хотели подчиняться ей, не считали себя слабее (да так оно и было) Святослава и его дружины. Более того, они сами мечтали покорить Русь или хотя бы отхватить у нее какую-нибудь благодатную область.

Святослав был не так силен, чтобы не воевать! И он не мог возвращаться домой с потрепанным войском без славной победы. В этом случае вятичи, болгары камские и печенеги перестали бы платить дань, а то и пошли бы войной на Киев. Святослав боялся ослабления Киевской Руси, ему нужна была на Балканах победа, чтобы там, в Киеве, его, сильного, боялись. Но Цимисхий не хотел отдавать победу Святославу. Он вооружил огромное войско и осадил Доростол, где укрывалась дружина руссов. Император действовал разумно и надежно. Сначала он разбил на высоком холме лагерь для своего войска, обезопасив себя от атак противника. Затем приказал окружить город, подвести к нему по реке корабли с «греческим огнем».

Началась упорная осада Доростола, которая продолжалась с 23 апреля по 22 июля 971г. Ни голод, ни большие потери в ежедневных стычках не сломили дух руссов. Несколько раз они по ночам прорывались из окружения, доставляли в Доростол продовольствие. Четыре раза за это время Иоанн Цимисхий и Святослав выводили полки на решающее сражение, надеясь одной битвой разгромить врага и одержать победу в войне. Но опять были ничьи, которые устраивали ромеев; руссы же с каждым днем слабели от недоедания и постоянного тяжелого воинского труда. В Доростол летели камни из метательных машин, снаряды с «греческим огнем», стрелы, дротики, копья. Святослав не сдавался, хотя победа удалялась от него с каждым днем.

Цимисхий разделил войско на две части, скрытно отвел группу Варды Склира в тыл руссам. Первый отряд, которым руководил сам император, начал сражение, проиграл схватку, отступил. Руссы ринулись в атаку. Остановить их было невозможно. Но вдруг Святослав услыхал сзади крик врагов, оглянулся и увидел неистовый галоп конницы и серую, мрачную тучу - бурю, надвигавшуюся на поля Доростола.

Руссы оказались в западне. Биться на два фронта не хватало сил. Прорваться в Доростол не позволяли противник и ураганный ветер с песком и пылью. Казалось, пришел конец дружине Святослава. Но и эту безнадежную битву он не проиграл! Руссы смело пошли навстречу ураганному ветру и воинам Варды Склира. Пыль и песок, шум ветра и крики ромеев, скрежет мечей и шум в головах от усталости и голода, боль в свежих и старых ранах - ничего не могло остановить их: они прорвались к Доростолу! И вновь врагу не удалось победить!

Утром Святослав осмотрел воинов, понял, что продолжать борьбу больше невозможно, и сам предложил Цимисхию начать переговоры. Руссы обязались не воевать с византийцами, выдать им пленных. Император пропускал Святослава и его дружину с добычей на родину. Основные условия мира оговорили, и настала время встречи двух полководцев.

Решено было это сделать на берегу Дуная. Святослав прибыл к месту встречи в ладье, Цимисхий - на коне в окружении свиты. Не поднимаясь, они утвердили условия мира и вернулись к своим. Ладьи руссов проследовали в полной тишине по коридору между рядами кораблей врага, оснащенных машинами с «греческим огнем», и поплыли вдоль берегов Черного моря к Днепру. Святославу советовали проделать обратный путь на конях, он отказался.

На Днепровских порогах дружину Святослава подкараулили печенеги, устроили засаду, разгромили руссов. Они давно искали случай разделаться с удачливым и талантливым в боях сыном Ольги. В этот раз им повезло. Печенеги уничтожили почти всю дружину Святослава, лишь горстка воинов вырвалась из окружения, добралась до Киева.

Печенеги взяли знатную добычу: много золота, серебра, богатой одежды. Но главная ценность боя - голова убитого Святослава - досталась хану печенегов Куре. Он приказал сделать из черепа князя чашу, но много вина из нее Куря не выпил.

У Святослава было трое сыновей. Старшему, Ярополку, он, отправляясь во второй поход на Балканы, поручил Киев. Другому сыну, Олегу, отдал землю древлян. А новгородцы вытребовали себе у Святослава его побочного сына от Малуши - ключницы Ольгиной, дочери любчанина Малька.

Тем самым Святослав стал первым русским князем, который ввел обычай давать сыновьям особенные уделы. Н. М. Карамзин называет это действо «примером несчастным, бывшим виною всех бедствий России». О том, повинен ли Святослав в разразившейся через 100 лет после его кончины распри на Руси, можно бы и не говорить, если бы подобные мнения не мешали даже мудрым людям (каким, несомненно, являлся великий русский историк) точнее оценивать исторические факты и историологические события. Исторический факт может быть и субъективным, и объективным. Историологическое событие может быть только объективным. Называть Святослава основателем удельной системы и, как следствие этого, обвинять его во всех бедах, которые случились на Руси во времена междоусобицы XI-XV вв., никак нельзя по той простой причине, что так называемый «период удельной (феодальной) раздробленности» в истории Русского государства (и других стран мира) был по своей историологической сути даже не событием, пусть и очень крупным, но явлением. А явления (например, Великое переселение народов III-VII вв. ни заказать, ни спровоцировать никто не может. Об этом нужно помнить всем, кто хочет по достоинству оценить того или иного политического, либо военного деятеля.

«Святослав, образец великих Полководцев, не есть пример Государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага, и характером своим пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка» (Н. М. Карамзин).

Великий князь Святослав Игоревич.

Давно канула в лету эпоха дохристианской Руси, однако в памяти народной до сих пор живут имена героев тех далеких лет и их ратные подвиги. Одним из выдающихся людей того времени и величайшим русским полководцем был Святослав Игоревич, Великий князь Киевский.

Конец I тысячелетия нашей эры в какой - то мере можно назвать переломным для русской земли. С запада уже началось распространение христианства, тогда как Русь до той поры все еще оставалась языческой, на востоке и юге русское государство постоянно находилось под угрозой хазарских и печенегских набегов. Вот в такое неспокойное время и появился на свет князь Святослав. Отцом его был Игорь, Великий князь Киевский и Новгородский, сын основателя династии Рюриков, матерью - княгиня Ольга. Согласно Ипатьевского списка, рождение князя Святослава Игоревича относится к 942 году, однако другие летописные источники называют 930 год.

На сегодняшний день память о Великом князе Святославе увековечена не только в художественных изображениях и скульптурах, но и в рисунках на различных предметах одежды и сувенирах, в частности, в нашем интернет военторге Военпро вы можете с изображением Великого князя Святослава.

В 945 году древлянами был убит отец князя Святослава, Игорь, и формально Святослав становится Великим князем, однако в связи с малолетством князя Святослава фактической правительницей Руси становится его мать, княгиня Ольга. Впрочем, она продолжала управлять государством и после его совершеннолетия ввиду полного отсутствия у князя Святослава Игоревича интереса к хозяйственной и административной деятельности.

С малых лет Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал постигать азы воинского искусства. Его учителями становятся варяг Асмуд, по свидетельству некоторых летописцев приходившийся юному князю Святославу дядькой, и воевода Киева Свенельд. Вместе с Асмудом еще в детстве князь Святослав участвовал в экспедициях к эстам, самоедам, финнам, вероятно, принимал участие и в морских походах русичей. Стратегию и тактику ведения боев князь Святослав Игоревич изучал под руководством воеводы Свенельда.

Походы князя Святослава

Едва возмужав, начинает собирать князь Святослав дружину. В то же время мать князя Святослава, княгиня Ольга, принимает христианство, и пытается склонить к принятию православной веры и сына, который категорически отказывается от крещения. До конца жизни князь Святослав Игоревич поклонялся языческим богам, в частности, Перуну, покровителю князя и княжеской дружины, и Хорсу, олицетворению Солнца. Ввиду этого мы предлагаем вашему вниманию Великого на фоне символического изображения Солнца.

К двадцати годам князь Святослав Игоревич становится опытным и умелым воином, под стать ему подобралась и дружина, и с этого момента начинаются самостоятельные походы князя Святослава, причем целью их была отнюдь не нажива, что был редкий случай для того времени.

Великий князь Киевский Святослав Игоревич стал успешным «собирателем земель», значительно расширив границы Древнерусского государства, которое за годы правления князя Святослава стало самым крупным в Европе и одним из самых больших в мире. Русским историком Н. Карамзиным князь Святослав Игоревич был охарактеризован как «Александр Македонский древнерусской истории».

Хазарский поход Святослава

В 964 году дружина князя Святослава выступила в восточном направлении с целью послабления влияния Хазарского каганата. Начало разгрома Хазарского каганата было положено в 964 году, 3 июля. Впоследствии эта дата стала считаться Днем памяти князя Святослава Храброго.

Однако здесь необходимо заметить, что вышеприведенные данные, описанные в «Повести временных лет», несколько отличаются от других летописных источников, авторы которых относят хазарский поход Святослава к более позднему времени (965 или 966 годы).

При подготовке наступления на хазаров, Святослав отказался от фронтального натиска через междуречье Волги и Дона, вместо этого он предпринял грандиозный для того времени обходной маневр. Для начала князем Святославом были покорены славянские племена вятичей, зависимые от хазар. Следующим ходом князь Святослав Игоревич разгромил буртасов и волжских булгар, так же подчинявшихся Хазарскому каганату, тем самым обеспечив безопасность северного фланга своего войска. Не ожидавшие нападения князя Святослава с севера, хазары были полностью дезорганизованы, что дало возможность князю Святославу Игоревичу взять их столицу - Итиль.

Далее наступая на хазар, Святослав разгромил их важнейший опорный пункт - крепость Семендер и поставил на ее месте русский форпост Белая Вежа. Так же во время похода князем Святославом были покорены племена касогов, поле чего на Таманском полуострове им было основано Тмутараканское княжество.

Разгром Хазарского каганата Святославом положил начало доминированию Киевской Руси на востоке Европы. Значимость победы Святослава над хазарами обусловлена еще и тем, что через земли хазар и волжских булгар в то время проходил важнейший торговый путь - Великий шелковый и после разгрома Святославом Хазарского каганата русские купцы получили возможность беспошлинно торговать с восточными государствами, что благоприятно сказывалось на экономике Киевской Руси.

Однако военная деятельность князя Святослава на этом не закончилась. После закрепления на восточном направлении устремления князя Святослава Игоревича обратились к Западу, в сторону Дуная. Летописи говорят, что с того времени перед началом нападения соперники князя получали послание от Святослава: «Иду на вы!».

На сайте нашего интернет военторга вы можете купить различные предметы с изображением князя Станислава Великого на фоне его оберега - символа Солнца, в частности, и с изречением «Солнце за нас!».

Болгарские походы князя Святослава

В 967 г. Византийская империя заключила с Киевом антиболгарский договор, и дружина князя Святослава выступила в поход к дунайским берегам. Однако не только союзный договор подстегивал устремления князя Святослава Игоревича в западную сторону. Во время хазарского похода Святослава многие хазары укрылись у болгар, бывших их союзниками, таким образом, и хазарский фактор сыграл немалую роль в болгарском походе князя Святослава Великого.

В одной битве князь Святослав добился господства над Восточной Болгарией и обосновался в Переяславце. Здесь следует отметить, что, по свидетельству летописцев, после разгрома болгарского войска дальнейшие отношения князя Святослава Игоревича с болгарами были самыми дружественными, по - видимому из-за того, что в Болгарии в то время еще не было распространено христианство и дружина князя Святослава видела в болгарах своих единоверцев и братьев по крови.

Однако мирная жизнь князя Святослава Великого продолжалась недолго. В скором времени из Киевской Руси Святославу пришло известие о нападении на Киев печенегов. В то время в столице Руси оставалась княгиня Ольга и сыновья князя Святослава, воспитанием которых она занималась.

Получив известие о нашествии печенегов, Святослав со своей личной дружиной поспешил на помощь Киеву, оставив в Переяславце воеводу Волка. По пути к дружине князя Святослава присоединилось большое количество «воев» (так во времена Киевской Руси называли всех лиц, владеющих оружием). При подходе князя Святослава Игоревича к Киеву печенеги бежали, но уйти им удалось недалеко.

После основательной трепки, заданной им Святославом, печенеги принесли извинения и запросили мира.

Тогда же князь Святослав Храбрый узнает от печенегов, что подстрекателем в этом набеге выступал уже сильно потрепанный Хазарский каганат, и тогда же он второй раз отправляется в поход на хазар. Второй хазарский поход князя Святослава завершился полным разгромом каганата, его столица была разрушена.

И, как и после любой своей победы, князь Святослав со дружиною благодарил своих богов, принесших им удачу, а у нас на сайте среди различных товаров с изображением князя Святослава Великого вы можете приобрести .

По возвращении князя Святослава Игоревича в Киев умирает его мать, Ольга, являвшаяся фактической правительницей Киевской Руси во время отсутствия сына. Государственное правление князь Святослав решил по-новому: княжить в Киеве он посадил сына Ярполка, на древлянское княжение был посажен сын Святослава Олег, на новгородское - Владимир. Сам же князь Святослав Храбрый в 969 году вновь пошел с войском на Болгарию, откуда поступали тревожные известия. Болгарский царь Петр, заключавший перемирие со Святославом Великим, отрекся от престола, новый царь Борис II разорвал мирное соглашение с русами и начал боевые действия против оставшихся в Болгарии русских гарнизонов. Воевода Волк, остававшийся в Переяславце, не смог противостоять превосходящему противнику и спустился на ладьях по Дунаю, где объединился с войском шедшего ему на подмогу князя Святослава Игоревича. Переяславец был взят вторично, но на этот раз битва была кровопролитной.

После взятия Переяславца князь Святослав Великий двинулся вглубь Болгарии и, практически не встретив сопротивления, вошел в ее столицу - Преслав, где болгарский царь Борис признал себя вассалом князя Святослава Великого.

В это же время в Византии, бывшей ранее союзником князя Святослава Великого, происходит смена власти, и новая большая война становится неизбежной.

Для тех, кому интересна история земли русской, наш военторг Военпро приготовил большое количество сувениров, в том числе и с изображением князя Святослава Игоревича. В частности, у нас можно приобрести с портретом Святослава Великого на фоне солнечного Коловрата.

Война князя Святослава с Византией

Весной 970 г. князь Святослав Игоревич, заключив союз с болгарами, венграми и печенегами, начал наступление на византийские владения во Фракии. Генеральное сражение произошло в 120 км от столицы Византии - Константинополя. В этой битве князь Святослав понес большие потери, однако ему удалось подступить вплотную к городу, после чего Святослав Великий отступил, взяв при этом большую дань. После этого в течение года военные действия не предпринимались ни одной из сторон, пока в 971 году, в апреле, Иоанн I Цимисхий, ставший незадолго до этого византийским императором, не начал боевые действия против князя Святослава Игоревича. Практически сразу византийцам удалось захватить болгарскую столицу Преслав, после чего Иоанн I начал осаду Доростола, где находились основные силы русского войска во главе с князем Святославом.

В течение трех месяцев осады продолжались непрерывные стычки, пока 21 июля не состоялось еще одно генеральное сражение, в котором Святослав Храбрый был тяжело ранен. В ходе боя ни одна из сторон не достигла желаемых результатов, однако после него князь Святослав Игоревич вступил в мирные переговоры с византийцами.

В результате между князем Святославом Игоревичем и византийским императором был заключен почетный мир, согласно которому русичи получали огромные репатриации с условием отказа от болгарских владений.

После заключения мира Святослав Великий с войском покинул пределы Болгарии. Благополучно достигнув устья Днепра, князь Святослав Игоревич предпринял попытку подняться до порогов на ладьях, однако это ему не удалось, и войско князя Святослава осталось зимовать в устье реки. Весной 972 г. князь Святослав Игоревич вновь тронулся в путь, однако бывшие союзники - печенеги поджидали его возле днепровских порогов. Завязался бой, во время которого Святослав Великий погиб.

Древнерусский князь Святослав Игоревич

Уже в течение многих веков историки занимаются изучением личности Святослава Великого, и надо сказать, что мнения о нем неоднозначны, однако вклад этого талантливого полководца в историю развития русского государства несомненен, и не зря Святослав Храбрый входит в первую десятку великих полководцев мира.

Исследования продолжаются и по сей день - в 2011 на дне Днепра был найден старинный меч, предполагают даже, что владельцем меча был сам князь Святослав. В пользу этого предположения говорит богато отделанная рукоять меча. После реставрации «меч Святослава» хранится в музее г. Хортица.

Однако личность Святослава Великого интересует не только ученых мужей, память о князе Святославе живет и в сердцах простых людей, о чем говорят памятники Святославу Храброму. Их несколько - памятник князю Святославу установлен в Киеве, а на территории России скульптурное изображение Святослава Храброго можно увидеть на барельефе в Великом Новгороде, а близ Белгорода в память о Святославе Великом в 1040 летнюю годовщину победы над хазарами была установлена конная статуя князя Святослава работы скульптора Клыкова.

Жизни и подвигам князя Святослава Великого - последнего языческого князя Руси, посвящено множество художественных полотен, о нем снимаются фильмы и пишутся песни.

Наш же интернет военторг Военпро предлагает вам оригинальные сувениры с изображением легендарного князя, среди которых есть и «князь Святослав».

С полным ассортиментом товаров на тему Древних русичей, славян, родноверия и солнечного Коловрата вы можете ознакомиться, пройдя по .