Государственные институты Киевской Руси и социальная структура. Сосредоточение всей внешней политики, руководства ею в руках одного лица - великого князя - создавало благоприятные условия для укрепления тактики осторожности, обеспечивало величайшую тайну,

ВВЕДЕНИЕ

Древнерусское государство оставило огромный след в развитии нашего народа. Это подтверждает немалое количество былин, посвященных именно этому периоду истории. И это не может быть случайностью. Народ, переживший на протяжении своей истории много тяжелых и радостных событий, прекрасно их запомнил, оценил и передал на память следующим поколениям.

Киевская Русь 9-12 веков - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов - русских, украинцев и белорусов, - а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах народов и государств Запада, Востока и отдаленного Севера.

От сравнительно небольшого союза славянских племен Среднего Поднепровья Русь выросла до огромной державы, объединившей как все восточнославянские племена, так и ряд литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Древнерусское государство было обороноспособным и грозным для своих соседей. Оно было самым крупным государством из всех славянских и неславянских современных ему государств.

ОБЩЕСТВЕННАЯ СТРУКТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Киевская Русь являлось сложным общественно-политическим образованием. Население было объединено в племена - племенное деление сохранилось практически до развала Киевской Руси. Признаками племенной организации являются народные дружины (в отличие от дружины князя), собственного племенного управления, например царь Мал у древлян. Эти народные дружины собирались князем для совместных походов, а после них расходились по своим племенам. Городовые области были территориальными общинами с демократическими органами управления: вече, выборные старцы, тысяцкие (командовавшие тысячей), сотсткие, десятские. Князь имел собственную дружину, которая делилась на, старшую и младшую. Старшая дружина состояла из бояр, княжих мужей; младшая - из отроков, гридей, слуг. Бояре могли обладать собственными дружинами и имели право покинуть князя по собственному желанию. Старшая дружина составляла совет князя, куда входили и выборные старцы, тысяцкие, сотские и десятские. В период сильной княжеской власти вместо выборных военных руководителей князь сажал своих наместников, однако когда междоусобицы поколебали власть княжеского рода, на первое место в руководстве вышли снова органы самоуправления.

Таким образом, Киевская Русь, с точки зрения семейной организации, была родоплеменным союзом; с точки зрения структуры - была союзом территориальных общин, с точки зрения политической формы - она была военной демократией. Военная демократия это переходная форма от рода к государству. От родовой организации сохраняется демократические формы самоуправления, вплоть до выборности князей, когда вече могло отказать в престоле над собой тому или иному князю, и пригласить на престол того, которого желают. Но в то же время уже существует военно-административный класс, который стоит над народом и из которого происходит формирование органов государственного управления. Характерной особенностью княжеской власти в Киевской Руси был очередной порядок замены свободных княжеских столов. Очередной порядок заключался в том, что великим князем становился старший из братьев, который рассылал младших братьев и племянников в качестве наместников по городам. В случае смерти князя его место занимал ближайший по старшинству брат (но не сын умершего), оставлявший ради этого свое прежнее место княжения. Так последовательно представители княжеского рода перемещались с престола на престол по направлению к великокняжескому. Каждый князь был временщиком на очередном престоле, неизменным оставался княжеский род в качестве наемного руководителя у территориальных общин. Своим родовым устройством княжеская власть ближе к аристократическим родам гомеровской Греции, чем к европейской феодальной организации.

Взаимные обязательства у племен и князя были следующие. Племена уплачивали дань, князья охраняли границы государства, организовывали торговые караваны и обеспечивали их безопасность, строили и укрепляли города, вели войны или организовывали на оборону народное ополчение. Но эти взаимные, разумные, отношения имели тенденцию превратиться в систему эксплуатации населения княжеским родом. Вот как об этом говорит Ключевский в «Лекциях по истории Руси» по поводу легенды о призвании Рюрика новгородцами: «Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призванию новгородцы «оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его». Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, «храброго Вадима», и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Чрез несколько лет ещё множество новгородских мужей бежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определённый корм за свои сторожевые услуги. Но наёмные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооружённой рукою. Почувствовав свою силу, наёмники превратились во властителей, а своё наёмное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада». Этот пример, и вся история Киевской Руси, показывает, как наемная власть превращается из слуг народа в его самых жестоких эксплуататоров. Не раз славянские племена восставали против непомерной дани. В 9 и 10 веках князьям четыре раза пришлось покорять вятичей, трижды - древлян, дважды - родимичей. В 11-12 веках форма эксплуатации была доведена до последней черты - до прямого обращения в рабство князьями своих бывших нанимателей.

Киевская Русь образовалась вдоль водного торгового пути «из варяг в греки». Первым князьям, вероятно, собираемая день и международная торговля не давали значительного богатства. Дружина Игоря жаловалась на свою бедность, приглашая его идти на древлян, Святослав Игоревич был достаточно скромен в потреблении и равнодушен к богатству. Но вот сын Святослава Владимир святой (креститель) (княжил с 980 г. по 1015 г.) уже имел 800 наложниц и вырастил 12 детей, а при Ярославе Владимировиче (правление - 1019-1054) Киев достигает своего расцвета. В период развития Киевской Руси боярское сословие было военно-торговым классом, и основной доход имело от службы князю и торговли. Эксплуатация рабского труда не имела для него экономического значения. Но в Византии рабство сохранялось, и был большой спрос на рабов, поэтому торговля рабами начинает преобладать на Руси с 10 века и военные походы князей на соседние племена становятся источником ходового товара. Во времена Владимира и Ярослава работорговля, вероятно, была главным источником их богатства, так как собственные территориальные приобретения этих князей были не столь значительными, как у предшественников, и один рост числа данников не мог привести к столь быстрому росту их богатства.

Достигнув расцвета при Владимире и, особенно, при Ярославе Мудром, Киевская Русь вступила в эпоху своего разложения и упадка. Рост богатства привел к увеличению численности правящего класса - представителей княжеского рода. Действовавший прежде очередной порядок замещения вакантных столов стал давать сбои, так как привел к появлению конфликтов между многочисленными членами рода за киевский и иные престолы. Уже Владимир святой, а затем его сын Ярослав Мудрый занимали великокняжеский престол в результате междоусобной борьбы с братьями. При них эти войны прекращались, но после смерти Ярослава Мудрого междоусобица стала хроническим явлением. Не раз собирались князья на съезды, чтобы прекратить династическую войну. Владельческие земли старались закрепить за отдельными ветвями рода в наследственную собственность - в отчину, а между собой стали заключать договоры, разграничивающие права на владения, в результате чего образовалось несколько самостоятельных земель: Киевская, Турово-Пинская, Полоцкая, Волынская и Галицкая к западу от Денпра; Переяславская, Чернигово-Северская, Смоленская, Ростово-Суздолькая и Муромо-Рязанская к востоку от Днепра и земля Новгородская на севере. Ничего не помогало, за двести лет междоусобий Киев, за который больше всего было войн, сначала перестал быть великокняжеским в 1169 г., несколько раз подвергся разграблению, а последний удар был нанесен татарами в 1240 г., после чего Киев превратился в маленький областной городок в 200 домов, центр одноименной области. Только когда в борьбу между князьями вступили народные массы, стал устанавливаться новый порядок, который и привел к прекращению междоусобных войн.

Таким образом, в конце 11 века Русь вступила в заключительный период своего развития, в период разрушения старых общественных отношений и перехода к новой общественной формации. Этот период характеризуется не только распадом Руси на отдельные волости, но и стремительным накоплением огромного богатства правящим классом, расцветом его культуры. Вот как описывает Ключевский богатства правящей элиты: «В больших городах Киевской Руси XI и XII вв. в руках князей и бояр заметно присутствие значительных денежных средств, больших капиталов.

Княжеские междоусобицы и вызванное ими ослабление Руси привело к усилению нашествий половцев. От половцев больше всего страдало сельское население, составляющее основной производительный класс общества, для которого не всегда были доступны стены городских замков. Благодаря усилению эксплуатации указанными способами уменьшилась численность населения, значительно возросла миграция за счет переселения крестьян в область Галиции и на северо-восток страны. Убыль населения привела вскоре к экономическому упадку Киевской Руси. В довершение ко всему раздробленная Русь стала легкой добычей сначала Золотой орды, затем Литовского княжества.

Распад Киевской Руси на множество волостей, разрозненных и враждебных друг другу, создал различные условия их существования. По-разному сложилась и судьба этих волостей, их история в общей истории Руси. Но вот изменения, которые происходили в Ростово-Суздальском крае, определили в последующем все устройство России, и ее историческую судьбу.

Основная волна переселенцев направилась в лесистую и труднодоступную для кочевников и враждовавших княжеских дружин Ростовово-Суздальскую землю. В этом новом краю пришельцы стали размещаться по берегам многочисленных рек и речушек, густой сетью, покрывавших его. Они занялись земледелием, охотой, рыболовством, промыслами. Землю под пашню в этом краю можно было отвоевать только у леса, поэтому основной формой ее обработки стало подсечно-огневое земледелие. При подсечно-огневом земледелии участок леса вырубают, выкорчевывают или выжигают, и используют под посевы в течение нескольких лет. Когда почва теряет плодородие, пашню оставляют и переходят на новый участок (починок), то есть данная форма земледелия требует полуоседлого образа жизни. Этот полуоседлый образ жизни крестьян на долгие годы, вплоть до начала 17 века, определил договорной характер отношений между хлебопашцем и землевладельцем, и отмер только с установлением крепостничества.

Подсечно-огневое земледелие разрушает родовую организацию, так как ведение совместного хозяйства многочисленным коллективом становится невозможным, род распадается на отдельные патриархальные семьи, которые состояли из главы семьи с женой и их потомков мужского пола с женами и детьми. Полуоседлая жизнь таких семей должна была со временем перемешать между собой различные племена, поэтому не удивительно, что с 11 века прекращается упоминание первоначальных племенных названий, происходит образование единого русского народа.

Эти новые условия жизни населения определили и характер политического устройства Суздальской Руси, его удельный характер. Политическими органами Киевской Руси были княжеский род с аппаратом управления - боярским сословием и вечевое собрание. С распадом единого государства в отдельных его частях, волостях, завязалась борьба этих трех элементов за политическое господство. В результате борьбы в Новгороде возобладала вечевое собрание, в Галиче - боярской сословие, в Ростово-Суздальской земле - княжеская власть, но характер этой власти изменился. Вот как это произошло.

Таким образом, основное производительное население, которое теперь было рассредоточено по сельской местности, выступило на стороне одной из властей - княжеской, обеспечив ей победу, а также определило ее наследственный характер в собственных интересах. Временщик, каким был князь при очередном порядке смены престолов, был заменен князем-хозяином, который должен был, как частный собственник, заботится о своей вотчине, строя ее для себя и своих детей. В усобице погибла не только коллективная форма правления княжеского рода, но и вечевая организация власти. Если в Киевской Руси трудящееся население было сосредоточено в городах и могло участвовать в вечевых сходках, то при рассредоточенном населении вече превращалось в аппарат аристократической власти, прикрытый авторитетом демократии. Таким образом, в классовой борьбе выкристаллизовалась новая политическая власть - князь собственник, удельный князь, соответствующая интересам крестьянской массы, форма власти пришла в соответствие с формой производства.

Гармония между производством и властью не замедлила сказаться на богатстве и силе княжества, в решительном преобладании Суздальской области над остальными областями Русской земли. Князь Андрей и Всеволод заставили признать себя великими князьями всей земли, правили южной Русью с берегов далекой Клязьмы. Всеволод самовластно хозяйничал Новгородом Великим и Галицией.

Владимирская область, возникнув на основе удельного права, вновь стала достоянием рода и очередного порядка при сыновьях Всеволода. Но в пригородах продолжали возникать удельные княжества, пока одно из них - Московское не превратилось в единодержавное государство, преодолев окончательно и очередной, и договорной, и удельный характер владения в период княжения Василия Темного с 1425 по 1462 г. Необходимо отметить и такой факт, что татаро-монгольской иго не остановило, а способствовало установлению нового общественного порядка, так как своей авторитарной властью татары подавляли деятельность вечевого управления, препятствовали, зачастую, возникновению междоусобных войн, а также способствовали возвышению и обогащению Москвы, возложив на ее князей сбор дани в пользу татар - татарского выхода.

Социальная структура Киевской Руси.

    Сформировать представление и овладеть знаниями об основных социальных слоях Киевской Руси, их правах и обязанностях, отношениях к собственности;

    Умение оперировать полученными знаниями, сравнивать и анализировать полученные факты с изучаемыми ранее (социальная структура Западной Европы) и современной действительностью;

    Приобщение учащихся к социальной и культурной истории России для глубокого понимания современной истории государства.

Понятия: мужи (бояре) – высший слой свободных людей в древней Руси;

люди – средний класс;

смерды – ограниченно-свободные люди;

закупы – общинники, шедшие за «купу» (ссуду) в долговую кабалу, проценты которой отрабатывались работой на поле ссудившего;

рядовичи – люди, заключавшие договор (ряд) жить и работать на господина на определенных условиях;

холопы (челядь) – рабы на Руси;

вервь – территориальная община свободных земледельцев;

вира (вергельд) – плата за жизнь (штраф);

вотчина – наследственные земельные держания.

Источники к уроку: текст Русской Правды

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка темы урока, целей урока.

II. Повторение. Фронтальный опрос.

    Что такое социальная сфера жизни общества, изучение каких вопросов жизни человека она охватывает? (положение человека в обществе, деление общества по признакам экономического, юридического, политического разделения)

    Какие группы населения Средневековья в Западной Европе вы знаете? (феодалы, духовенство, крестьянство, горожане)

    Что такое сословие? (группы людей, обладающие правами и обязанностями, передающимися по наследству)

    Какие сословия вы можете назвать? (дворянство, духовенство и городское сословие)

    Какие еще общности людей в средние века в Европе вы можете назвать? (крестьянская община, цеха ремесленников, рыцарские ордена, монашеские ордена)

    Какие слои общества в нашей современной жизни вы можете назвать?

    По каким признакам разделяются люди в наше время?

III. Новая тема.

1. Краткое ознакомление с уже изученными категориями населения: князь и дружина, сельские общинники, горожане-ремесленники, купцы, их основные занятия.

Работа с учебником и Русской Правдой

    Заполнение таблицы параллельно с изучением текстов. (приложения 1)

    Рассматриваем проблемы критериев социальной стратификации (по Правде Ярославичей):

    Статус государственного мужа

    Наличие собственности

    Личная свобода

2. Положение нового социального слоя на Руси – духовенства , появившегося с принятием христианства:

    митрополит - глава церкви с резиденцией в Киеве (собор Святой Софии), присылавшийся из Константинополя;

    епископы – церковные наместники, подчиненные митрополиту;

    белое духовенство – священники, служившие в городских и сельских церквях;

    черное духовенство – монашество;

    изгои – люди, находящиеся под защитой церкви, потерявшие свой прежний статус.

3. Земельные отношения .

Собственниками земли на Руси были многие слои населения, так как земля могла покупаться и продаваться без запретов – сословной замкнутости еще не было (в отличие от Западной Европы, где вся земля принадлежала к X в. феодалам):

    князья (присваивали земли, завоевывали, захватывали свободные земли);

    церковь (земли дарились князем в собственность);

    бояре и дружинники (давалась за службу в наследное держание – вотчина или отчина);

    свободные общинники (собственность общины, делилась на участки между общинниками);

    смерды (постоянные пользователи государственной (князя или города) земли, которую не могли продать, завещать и т.д., платили дань государству за землю и несли повинности).

4. Положение женщины в Киевской Руси .

Краткое сообщение о жизни женщины. Ученики вспоминают сведения о положении женщины из пройденного материала.

IV. Обобщение.

Документы и вопросы к нему.

    «Если …. убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд».

Вопросы:

    Определите документ, из которого взят этот отрывок.

    О ком идет речь в документе?

    Назовите другие источники холопства в Древнерусском государстве

    В XII-XIII в. государственный сектор экономики на Руси продолжал оставаться ведущим, но развитие иного (параллельно существовавшего) сектора вело к усилению самостоятельности членов старшей дружины князя – бояр. Это вело к распаду дружины. Часть ее членов превращалась в самостоятельных феодалов. Другая часть становилась членами организации, безоговорочно повинующейся князю и ставшей преемницей младшей дружины.

Вопросы:

    Как называлась эта организация?

    Как назывались члены этой организации?

V. Заключение.

    В X – XII вв. в Киевской Руси начали складываться основные слои общества, разделяемые по экономическому и политическому признаку.

    В этот период, по сравнению с Западной Европой, не сложилось еще юридической обособленности социальных групп, общество было мобильным.

    Хозяйство было рыночным (денежным), а не натуральным. Поэтому говорить о том, что в Киевской Руси к XII в. начали складываться феодальные отношения, не представляется точным. Политические строй и экономика Киевской Руси были схожи с Византийским укладом, где преобладали рыночные отношения под покровительством государства.

VI. Домашнее задание: § 9, составить текст с использованием понятий по теме.

Приложение 1

Социальная стратификация Киевской Руси

Свободные

Зависимые

Мужи – высший слой свободных людей – бояре.

Духовенство.

Люди – средний класс.

Ограниченно-свободный слой.

Челядь (холопы) – лично-зависимое население.

1. Служилая аристократия - дружина князя (старшая).

2. Аристократия по праву - потомки племенной аристократии, люди, разбогатевшие на торговле.

1. Белое духовенство – церковные служители церковных приходов.

2. Черное духовенство – монахи.

1. Свободные сельские жители, организованные в верви (общины).

2. Городские жители: «житьи люди», имевшие собственность в виде промышленных предприятий и «молодшие люди» - ремесленники, наемные рабочие.

3. Купечество – торговые люди.

4. Отроки, гридня - младшая дружина.

1. Смерды - сельские жители, подчиненные княжеской власти или городу – государственные крестьяне.

2. Рядовичи – люди, заключившие договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на условиях.

3. Закупы – общинники, шедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), ведя при этом собственное хозяйство.

Военнопленные и добровольно продавшиеся в рабство от нужды.

Не имели гражданских прав, собственности (кроме одежды и личных принадлежностей).

Использовались хозяевами как слуги и полевые работники.

Могли выкупиться, бежать или их отпускал хозяин.

«за голову боярина княжеского, или граждан именитых взыскать 80 гривен или двойную виру»

«за княжеского отрока или гридня …, за всякого людина – 40 гривен или виру»

«за холопа нет виры, но кто убил его безвинно, должен платить господину …. 5, 6, 12 гривен » (в зависимости от занятия раба).

Основным со­циальным институтом Древней Руси эпохи первого единого государства оставалась территориальная община, точнее, тот ее вариант (по-видимому, древнейший), который историки XIXвека назвали захватной общиной. На юге ее чаще называли вервь, на севере – мир, в источниках встречается и другой термин (правда, для более позднего периода) – волость. Основные признаки захватной общины:

общее пользование непахотной землей и пусто­шами; земли, окружавшие общину – леса, луга, рыбные ловли, другие угодья – считались собственностью общины, и ими могли безвозмездно пользоваться все общинники; к землям общего пользования относились и заброшенные, а также выморочные пахотные земли;

захватный порядок наделения пахотной землей; это означает, что количество земли, находящейся в обработке у одной семьи, а также ее местоположение определялись самими общинниками; другими словами, общинники захватывали и распахивали столько земли, сколько хотели;

индивидуальное наследственное пользо­вание пахотными наделами; каждая семья имела в обработке собственный участок земли, обрабатывала его самостоятельно, участок этот передавался внутри семьи по наследству, т.е. соответствовал западноевропейскому аллоду ;

свободное отчуждение земли внутри общины; поземельные отношения внутри общины (между членами одной общины) были совершенно свободными, и, на первый взгляд, напоминали отношения частной собственности: наделы могли свободно продаваться, покупаться, передаваться по наследству, делиться между наследниками, отдаваться в приданое, дариться и т.д.; однако любая сделка, касающаяся земли, заключаемая не с членом данной общины, должна была быть общиной санкционирована;

свободный выход из общины; общинники вольны были свободно менять место жительства;

самоуправление; община в вопросах поземельных отношений, охраны правопорядка и т.п. была совершенно самостоятельна; все спорные вопросы решались самими общинниками на сходах, координировали деятельность общинников и выступали посредниками в отношениях с государством выборные лица, в частности – старосты; на территориях вотчин самоуправление общины было ограничено владельцами вотчин;

коллективная ответственность (круговая порука); различают коллективную ответственность по государственным сборам и повинностям и коллективную ответственность за преступления (например, когда община должна была представить преступника, если на территории общины было совершено уголовное преступление, или когда община расплачивалась за не пойманного преступника); остается дискуссионным вопрос о том, предоставлялась ли в вотчинах земля общине в целом или каждому общиннику в отдельности.


Вопрос о древности русской общины. Среди русских историков XIX в. господствовало мнение, что община на Руси появилась сравнительно поздно. Так, П. Милюков утверждал, что русская община образовалась под правительственным влиянием в XV-XVI вв. Такие выводы делались на основании узкого понимания общинного землевладения (именно его наличие признавалось основным признаком общины) как порядка, основанного на строгой регламентации общиной частного землепользования. Н. Павлов-Сильванский , утверждая, что основная характеристика общины – это самоуправление, значительно удревнил историю русской общины, видя ее еще до образования государства у восточных славян. Большой вклад в изучение общины внесли советские ученые, стремившиеся привести отечественную историю в соответствие с марксистской доктриной, что предполагало наличие на Руси институтов, тождественных европейским, в том числе – феода и марки . Они доказали существование в Древней Руси территориальной общины. На современном этапе развития исторической науки можно считать доказанным, что т.н. русская община, характеризующаяся переделами земли и уравнительностью наделов, появилась действительно сравнительно поздно, но ей предшествовала захватная община, представляющая собой первый этап развития русской общины.

Большая часть общинников, которые жили на общинных, т.е. фактически государственных землях, назывались люди или мужи . Они платили дань государству, а также выполняли различные государственные повинности – предоставление лошадей, участие в ополчении, строительство мостов и крепостей и т.д. Общинники, жившие на территории вотчин, назывались смердами (значение термина до сих пор спорно), они платили феодальную ренту, но зато не платили дань государству и, возможно, не исполняли некоторые повинности. В остальном положение людей и смердов ничем не различалось. Поэтому вотчины привлекали людей, что, в свою очередь, приводило к увеличению феодального землевладения. Городские жители (и люди, и смерды) назывались посадскими .

Смерды . С.М. Соловьев считал, что смерды – это все жители Руси, не имеющие отношения к князю, т.е., по сути, подавляющее большинство населения. Вместе с тем, С.М. Соловьев отмечал, что термином «смерд» иногда обозначали вообще любой слой населения, если хотели подчеркнуть низшее его положение по отношению к высшей категории. Так, смердами называли сельских жителей в противовес городскому населению.

В ХХ в. среди историков так и не сложилось единого мнения по поводу того, кто такие «смерды». По «Русской правде» штраф за убийство смерда составлял всего 5 гривен, т.е. значительно меньше, чем за убийство «мужа» (40 гривен) и столько же, сколько полагалось выплатить хозяину убитого холопа. С другой стороны, величина штрафа означала ценность данной категории для князя, но ничего не говорила о социальном статусе человека. Так, за убийство княжьего тиуна полагалась вира (штраф) в 80 гривен, хотя известно, что тиуны по своему положению были близки к рабам. Существует мнение, что смерды – это полузависимое население, которое несло повинности в пользу князя и платило ему дань. Согласно другой точке зрения, смерды – это обложенное данью население недавно присоединенных земель. В исторических трудах советского периода официального толка смердами называются крестьяне (как свободные, так и зависимые).

Членами общин было подавляющее большинство населения, но государство не могло возникнуть без появления внеобщинных категорий. Все внеобщинные категории населения можно условно разделить на лично свободные и лично зависимые .

князья и члены их семей; киевский князь – глава государства – назывался великим князем, остальные – удельными князьями; князьями на Руси могли являться только потомки Рюрика;

бояре; источники с известной долей условности позволяют выделить княжеских бояр (военная аристократия, в большинстве своем – потомки варягов) и земских бояр (земельная аристократия, потомки славянской племенной знати); из княжеских бояр назначались посадники – правители отдельных городов и частей Руси;

духовенство.

Погребения как источник социальной истории Древней Руси. Образованию государства предшествует выделение надобщинных категорий населения. На основании анализа погребальных памятников IX-X вв. можно сделать вывод о наличии в это время значительного расслоения общества. Ранее, там, где были коллективные родовые усыпальницы, появляются индивидуальные или парные погребения под небольшой курганной насыпью. Это означает, что отдельные семьи повсеместно выделились как производственные единицы, разорвав древние родовые связи. Теперь же появляется большое количество дружинных курганов, в которых зарыты оружие и дорогие вещи. Наибольший интерес представляют курганы, находящиеся вокруг больших городов, будущих княжеских столиц – Киева, Чернигова, Смоленска, Суздаля и др. Городские кладбища насчитывают иногда по нескольку тысяч могильных насыпей. По богатству положенных с покойниками вещей и по размерам курганов можно разделить их на три группы: курганы простых дружинников, бояр и князей. В курганах двух последних групп встречаются наборы разнообразного оружия и доспехов, серебряные и золотые вещи, дорогие привозные сосуды, остатки сожжённых рабынь и рабов. Для княжеских курганов характерно наличие предметов языческого культа - жертвенных ножей, идолов, священных турьих рогов. Отсюда видно, что князья совмещали функции светских владык и верховных жрецов. Интересную картину представляют, например, черниговские курганы. В окрестностях древнего города Чернигова имеется несколько отдалённых друг от друга дружинных кладбищ, на которых находятся погребения рядовых воинов, и несколько крупных боярских курганов с захороненными в них ценными вещами. Очевидно, часть дружины и боярства жила в самом городе близ князя, а некоторые бояре со своими воинами проживали в загородных сёлах, возможно, являвшихся их вотчинами.

Лично зависимое население делилось на несколько групп:

закупы – лица, отрабатывающие ссуду; после отработки они снова становились свободными;

рядовичи – лица, заключавшие договор (ряд) об условиях работы; по социальному положению рядовичи были близки к рабам, т.к. находились на полном содержании хозяина, работали на него и не отвечали за себя, материально же они, надо полагать, зачастую были обеспечены лучше, чем обычные общинники: ведь к рядовичам относились управители княжеских и боярских вотчин (огнищане ), чиновники различных рангов (тиуны ) (но также и наймиты (наемные рабочие), младшие дружинники (вои, детские, гридни, отроки ));

холопы – фактически рабы, потерявшие свободу за долги или в результате военного плена, а также добровольно отдавшиеся в рабство; среди холопов выделяются страдные холопы, боевые холопы, челядь (домашняя прислуга). В составе челяди у князей мы видим не только бессловесных рабов, выполняющих черную роботу, но и ключников (заведующих ключами от различных хранилищ), вирников (сборщиков штрафов), дворецких (управляющих двором). Холопы, как и рядовичи, в отличие от свободных общинников и закупов не имели собственного хозяйства, а находились на содержании хозяина.

Вероятно, зависимое население было зависимо не только от князей, вотчинников и монастырей, но и от общинников либо общины.

Социальное неравенство жителей Руси закреплялось «Русской правдой».

«Русская правда» известна в трех редакциях – Краткой, Пространной и Сокращенной. Каждая редакция состоит из нескольких частей, возникших не одновременно.

Древнейшей редакцией является Краткая Правда(середина XI в.). Краткая правда содержит нормы, регламентирующие отношения в пределах княжеского и боярского хозяйства. Именно поэтому она уделяет много внимания холопам, рядовичам и другим зависимым категориям населения. Появление Правды стало реакцией на возникновение отношений, связанных с внеобщинными категориями населения и, соответственно, не регламентирущихся традицией. Краткую Правду принято делить на Правду Ярослава (первые 17 статей по разбивке М.Н. Тихомирова ; в самих текстах деления на статьи нет) и Правду Ярославичей. Из состава Правды Ярослава иногда выделяются первые 10 статей, которые, по мнению М.Н. Тихомирова, составляли Древнейшую Правду. Считается, что она была составлена в Новгороде около 1016 г. В 1036 г. на ее основе была создана Правда Ярослава. После его смерти, при Изяславе Ярославиче, около 1072 г., Ярославичи дополнили ее еще рядом статей (до ст. 26). Новую редакцию Правды связывают с городскими восстаниями 1068-1071 гг., поскольку в нее вводятся повышенные денежные штрафы за убийство княжих людей. Остальные статьи Краткой Правды принято считать дополнительными.

Вторая редакция – Пространная Правда – была составлена в первой половине XII в. Известно более ста ее списков в составе различных позднейших юридических сборников. Все списки Пространной Правды объединяются в три извода : Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический, Карамзинский. Пространная Правда имеет самостоятельную основу, расширенную текстами Краткой Правды (в переработанном виде) и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха 1113 г. Пространная Правда чаще всего рассматривается как памятник новгородского гражданского законодательства.

Сокращенная Правдасохранилась в двух списках XVII в. и датируется концом XV в. Большинство исследователей видят в этом памятнике простое сокращение текста Пространной Правды. М.Н. Тихомиров же считал, что Сокращенная Правда передавала ранний текст, который лег в основу Пространной.

По мнению большинства исследователей, Краткая, Пространная и Сокращенная Правды являются связанными между собой самостоятельными источниками.

Итак, основным социальным институтом Киевской Руси являлась территориальная захватная община, однако еще до образования государства появились внеобщинные категории населения. После формирования государственной власти процессы, связанные с этими категориями получил дальнейшее развитие, что отразилось в древнерусском законодательстве.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

2.1 Социальная структура Древней Руси

Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду - "купу" (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название - закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников.

Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани - "полюдье"). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую ("детьцкие", отроки, милостники). "Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров". Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве. Выражалось это в следующем.

Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем - тысяцким (само ополчение называлось "тысяча"). Верховным органом власти в русских землях X-ХП вв. было народное собрание "старшего города" - вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: "Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте... Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" (договор) с народным собранием - "вече". А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива; Состав веча был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической жизни"

Мнение Л.И. Семенниковой о народном характере веча разделяют многие ученые, в том числе И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко. В то же время в науке бытует взгляд на вече как на узкосословный орган власти, куда простой люд не мог попасть (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др). Иная точка зрения сводится к следующему: вече стало пережитком на Руси уже к XI в. и собиралось в исключительных случаях, а в качестве высшей формы власти оно вплоть до XV в. существовало только в Новгороде, Пскове и отчасти в Полоцке.

Вече играло заметную роль в политической жизни Древней Руси, поэтому политический строй того времени можно назвать вечевой демократией.

Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей "посадить на стол", обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.


3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем (а скорее был "первым среди равных"). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью - оборона города от внешних врагов. Среди других функций - судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение, что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но, тем не менее, обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников - наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей различных военных отрядов; тысяцких - высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей - данников, судебных чиновников - вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин - мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI-XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.


Социальная структура общества в Киевской Руси

После образования в v веке средневековых стран в них стала формироваться социальная структура общества, характерная для феодального народа. (на примере королевства франков)

Король - возглавил государство , уничтожив 40 королей родственных племён, входивших в королевство франков и стал передавать власть по праву престолонаследия.

Феодалы – землелевладельцы появились после раздачи земель королевской властью управленьческой элите племён. Феодалы вместе с рыцарством составляли первое сословие.

Духовенство оформилось после проведения процедуры крещения 40 франских племён. Они состовляли второе сословие.

Государственные чиновники – назначались королевской властью для управления созданными админестративно территориальными округами.

Рыцарство – стало военной опорой власти. Рыцарь получал служебный земельный надел.

Горожане – жители торгово-промышленных городов, совместно выступавшие за решение своих проблем, они оформились в особое третье сословие.

Свободные крестьяне

Крепостные крестьяне – крестьяне, жившие на земле феодалов лично и поземельно зависившее от них.

Примерный механизм складывания

крепостного права в Западной Европе

1. Превращение общинных земель в частную собственность франков обусловило дробление наделов по мере разрастания семей и их утрату большинством малоземельных франков за долги. В результате произошло перераспределение земель бывших общинников в пользу духовных и светских феодалов.

2. Потерявшие свои земли крестьяне вынуждены были отдавать себя под покровительство (патронат, коммендацию) крупных землевладельцев, получая за это землю во временное пользование на условиях отработки. Это сопровождалось складыванием поземельной, а затем и личной их зависимости от феодалов.

3. Аналогичные последствия вызывали вступления малоземельных крестьян в прекарий (дословно - участок по просьбе) к церкви - с передачей своей земли. Продолжая работать на ней, крестьяне продолжали пользоваться своей бывшей землей и дополнительными участками , предоставленными церковью.

4. Часть крестьян, потерявших землю, продавала себя в рабство.

Знакомство с материалами учебников позволяют сделать вывод, что в Киевской Руси существовала достаточно сложная система общества.

Великий князь – по праву завоевания и передачи власти по наследству являлся главой государства. Великие киевские князья

860-882 Аскольд и Дир, князья Киевские- титулом Великий князь не обладали.

882-912 Олег Вещий

912-945 Игорь Рюрикович

945-957 Ольга

957-972 Святослав Игоревич

972-978 Ярополк Святославич

978-1015 Владимир Святославич (Святой, Креститель, Красное Солнышко) и др.

Удельные князья - первоначально они были вассалами Киевского князя, но после Любечского съезда князей некоторые из них захватили управлемые территории в свою собственность.

Бояре – это старшие дружинники князя , которые вместе с ним принимали решения, выполняли волю князя по управлению государством. После Любечского съезда князья, вышедшие из под киевского контроля, стали платить боярам за службу не серебром, а землей.Так бояре превратились в землевладельцев – феодалов.

В дружине были также младшие войны – отроки и гриди . Они сопровождали князя в качестве свиты и телохранителей, выполняли различные поручения , но не участвовали в советах.

Духовенство – сословие служителей церкви. Появилось после крещения Руси в 988 году. Делилось на белое духовенство (священников) и черное духовенство – монахов.

Горожане – люди, жившие в городах

Смерды – свободные крестьяне-общинники, жившие на землях Киевского государства, платившие ему дань и выполнявшие другие повинности.

Холопы- , фактически они были рабами в древнерусском обществе. Они не имели собственности, за его действия нёс ответственность господин. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступления , через женитьбу или замужество на холопе или холопке.

закупы - общинники, оказавшиеся в долговой зависимости за ссуду, процент из которой они отрабатывали у феодала, давшего им купу (деньги, землю, скот или любое другое имущество) и рядовичи - общинники, взявшие в долг и договорившиеся отрабатывать его своим трудом.

На Руси оформление крепостного права было очень длительным по ряду причин. Во-первых, при отсутствии частной собственности крестьян на землю, они долго оставались без необходимости брать её у феодалов. Во-вторых, сословие феодалов – бояр землевладельцев появилось только в конце XI века. Таким образом, структура общества на Руси сильно отличалась от структуры общества в Западной Европе.