Правил князь ярослав мудрый. Годы правления ярослава мудрого

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ

Ярослав Мудрый

Ярослав (978-1054 гг.) - сын Владимира Святославовича, крестителя Руси, и Рогнеды,- княжны полоцкой.
Жена - королевна Швеции, в крещении Ирина.
Сыновья: Владимир, Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав, Игорь. дочери: Анна, Анастасия, Елизавета.
При крещении был наречён Георгием.

Ок. 987 - ок.1010 гг. - князь ростовский .

Ростовский период

В «Повести временных лет» за 6496 (988) год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 г. достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 г.
В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол. Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала.
Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 г. «кормилец и воевода именем Буды (или Будый)». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения.


Памятный знак на легендарном месте основания Ярославля

Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу. Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованное в 1877 г. Согласно исследованиям историка и археолога Н.Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX вв., однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М.А. Ленивцевым в 1827 г.
Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города.
В 1958-1959 гг. ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 г. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля.


Памятник Ярославу Мудрому в Ярославле

Ярославль. Рубленный город. Окольный (Земляной) город. Исторический культурный слой, 11-13, 14-17 вв. Легенда об основании Ярославля повествует о существовании на этом мете более древнего поселения.

После того, как Ярослав Мудрый утвердился на великом княжении в Киеве, он принимает меры по обеспечению безопасности путей в Ростов и Белоозеро. После подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. он «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.

Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. «Повесть временных лет» дату смерти Вышеслава не сообщает, однако на основании анализа ряда поздних источников. В «Степенной книге» (XVI век) сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» (1000 год). Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой. Другую версию привёл в «Истории Российской» В.Н. Татищев. На основании какой-то не дошедшей до нашего времени летописи (вероятно новгородского происхождения) он помещает сведения о смерти Вышеслава в статье за 6518 (1010/1011) год. Эта дата в настоящее время принята большинством историков.

Ярослав Сменил Вышеслава в Великом Новгороде.

Новгородский период

1010 - 1034 гг. - князь новгородский .

После смерти Вышеслава старшим сыном Владимира считался Святополк, однако великий князь по каким-то причинам предпочёл оставить его в Турове. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава.
Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Однако новгородский князь всё равно имел подчинённое положение к великому князю, выплачивая ежегодно дань в 2000 гривен (2/3 собранной в Новгороде и подчинённых ему землях). Однако 1/3 (1000 гривен) оставалась на содержание князя и его дружины, размер которой уступал только размеру дружины киевского князя.

Период новгородского княжения Ярослава до 1014 г. так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород. Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 г. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода.
Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, ее звали Анна.

Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной ее стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав. Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором М.М. Герасимовым.

Восстание против отца

В 1014 г. Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, великому киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение (он пробыл там до смерти отца). И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца.

Для того, чтобы противостоять отцу, Ярослав по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Однако Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, был уже стар и не спешил предпринимать какие-то действия. Кроме того, в июне 1015 г. вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно.
В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи:
... начали варяги насилие творить на мужатых жёнах.

В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе 1015 г.
Уже после этого Ярослав получил от сестры Предславы письмо, в котором она сообщала о смерти отца и о случившихся после этого событиях. Это известие заставило Ярослава заключить мир с новгородцами, пообещав заплатить виру за каждого убитого. И в дальнейших событиях новгородцы неизменно поддерживали своего князя.

Борьба за киевский престол

15 июля 1015 г. в Берестове умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмнуюваряжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.

1016 - 1018 гг. - великий князь Киевский .

В 1016 г. Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами. Из летописей:
И отпусти их всех домой,… и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите.

Победа под Любечем не окончила борьбу со Святополком: вскоре тот подступил к Киеву с печенегами, а в 1018 г. польский король Болеслав Храбрый, приглашённый Святополком, разбил войска Ярослава на берегах Буга, захватил в Киеве сестёр, жену Анну и мачеху Ярослава и, вместо того чтобы передать город («стол») мужу своей дочери Святополку, сам сделал попытку утвердиться в нём. Но киевляне, возмущённые неистовствами его дружины, начали убивать поляков, и Болеслав должен был поспешно оставить Киев, лишив Святополка военной помощи. А Ярослав, после поражения вернувшись в Новгород, приготовился бежать «за море». Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились. Весной 1019 г. это войско во главе с Ярославом осуществило новый поход на Святополка. В битве на реке Альте Святополк был разбит, его знамя захвачено, сам он ранен, но бежал. Конунг Эймунд спросил у Ярослава: «прикажете ли убить его, или нет?», - на что Ярослав дал свое согласие:
Ничего этого я не сделаю: ни настраивать никого не стану к (личному, грудь на грудь) сражению с Князем Святополком, ни порицать кого-либо, если он будет убит.

1019 - 1054 гг. - великий князь Киевский .

В 1019 г. Ярослав женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга - Ингигерде, за которую прежде сватался конунг Норвегии Олаф Харальдсон, посвятивший ей вису и впоследствии женившийся на её младшей сестре Астрид. Ингигерду на Руси крестят созвучным именем - Ирина. В качестве дара от мужа Ингигерда получила город Альдейгаборг (Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингигерды).

В 1020 г. племянник Ярослава Брячислав напал на Новгород, но на обратном пути был настигнут Ярославом на реке Судоме,разбит здесь его войсками и бежал, оставив пленных и награбленное. Ярослав преследовал его и заставил в 1021 г. согласиться на мирные условия, назначив ему в удел два города Усвят и Витебск.
В 1023 г. брат Ярослава - тмутараканский князь Мстислав - напал со своими союзниками хазарами и касогами и захватил Чернигов и всё Левобережье Днепра, а в 1024 г. Мстислав победил войска Ярослава под руководством варяга Якуна под Лиственом (возле Чернигова). Мстислав перенёс свою столицу в Чернигов и, направив послов к бежавшему в Новгород Ярославу, предложил разделить с ним земли по Днепру и прекратить войны:
Садись в своем Киеве, ты - старший брат, а мне пусть будет эта сторона.

Ростово-Суздальская Земля

Первым ростово-суздальским князем был сын Владимира Ярослав Мудрый ок. 987 - ок.1010 гг.
Свидетельством сопротивления язычников проникновению новой религии является целый ряд (1024, 1071, 1091) восстаний под руководством волхвов, вспыхнувших по всей Северо-Восточной Руси.

В 1024 г. жители Суздаля терпели сильный голод, пользуясь этим несчастьем, языческие волхвы произвели возмущение между суздальцами, уверив их, что голод происходил от того, что старые женщины «си держатъ гобило», вследствие чего началось избиение женщин. Это зверское избиение женщин скоро приняло такие громадные размеры, что для прекращения возмущения потребовалось вмешательство великокняжеской власти. Великий князь Ярослав сам лично явился в Суздаль и частично словами увещания, частично казнями главных виновников – волхвов, востановил мир и порядок в Суздальской земле. В 1071 году два волхва в Ростовской земле, также в голодную пору, убивали «лучших женъ, уверяя, что оне въ самихъ себе содержатъ жито, медъ и рыбу».
В северо-западной части Суздальского кремля обнаружены следы укреплений древнерусского города (детинец), состоявших из вала и трех линий рвов глубиной 1.0-3.2 м., шириной 1.0-7.3 м. Еще в древности вал был снивелирован, а рвы засыпаны, видимо во время подавления восстания смердов. Площадь детинца раннего Суздаля составляла ок. 1.5 га. Фрагменты лепной и гончарной керамики, а также другие найденные предметы датируют время возникновения детинца Х в.
После подавления восстания волхвов в Суздале в 1024 г. он (князь Ярослав Мудрый) «устави землю ту» погостами и опорными пунктами. По внутреннему краю Медвежьего оврага были поставлены деревянные укрепления – Рубленый город с двумя воротами по откосам мыса, Волжскими и Подзеленскими.
После пожара 1024 г., отраженного в летописях, площадь кремля увеличилась примерно в 7-8 раз, с восточной напольной стороны он был защищен валом высотой до 4 м. с внутривальными конструкциями из дерева и рвом перед ним. В нач. 12 в. уже вся территория кремля была обнесена валом.


Бюст Ярослава Мудрого из Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

По завещанию Ярослава Мудрого Ростов наряду с другими городами Северо-Восточной Руси стал владением его сына, переяславского князя Всеволода Ярославича, куда тот посылал наместников.

К кон. XI в. Суздаль становится крупным административным, религиозным, ремесленным и торговым центром. В самом узком месте излучины Каменки были возведены новые вал и ров. Укреплённая территория города достигла 14 гектаров. Городская застройка располагалась рядами на обрыве реки.
См. Суздальский Кремль.

В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Киевской Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 г. - Всеслав Брячиславич.
В 1038 г. войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 г. на Литву, а в 1041 г. водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 г. его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Примерно в это время (1038-1043) от Кнуда Великого к Ярославу бежал английский принц Эдуард Изгнанник. Кроме того, в 1042 г. князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго - Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава - Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключен параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира - Гертруде, в знак союза с Польшей.


Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Новгороде (5-главный) - строился с 1046 г. по 1050 г.

В 1046 г. великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 г. вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 г., однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 г. или 1052 г. епископом Лукой.

В 1048 г. в Киев прибыли послы Генриха I Французского - просить руки дочери Ярослава Анны.

Мудрость Ярослава

Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии - премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.
«Ум у него был добрый и на рати был он храбр» (летопись).


Князь Ярослав Мудрый зачитывает закон народу

Ярослав сам читал книги, преимущественно при нём начало распространяться христианство, умножаться монахи. К его времени относится первый писаный устав гражданский – «Русская Правда» Ярослава Мудрого (свод всех законов, по которым предки управляли землёй Русской).

Смерть Ярослава

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде.

В 1051 г. по приказу Ярослава собор русских епископов избрал монаха Илариона митрополитом Киевским и всея Руси, тем самым подчеркнув независимость Киевской митрополии от Константинопольского патриархата. Митрополит Иларион называл Ярослава «русским каганом».
Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 г. в Вышгороде на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену и на два года старшего сына Владимира.

В надписи на стене Софийского собора, датированной 1054 годом говорится о смерти «царя нашего». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия академик Б. Рыбаков объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету - с полуночи, в быту - с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счету это была ещё суббота, а по другому, церковному, - уже воскресенье.
Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. В.К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 г.


Саркофаг Ярослава Мудрого

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 гг. и проводили не всегда квалифицированные исследования. Рост князя был 172-175 см. Известно также, что он был хромым: по одной из версий - от рождения, по другой - в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.
По сообщению журнала Newsweek при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 г. было установлено, что в нём находится только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды. В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 г. при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Почитание в христианстве


Ярослав Мудрый

Благоверный князь Ярослав Мудрый почитается христианами сразу после смерти, впервые как Святой упоминается у Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называетсвятым. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви; 9 марта 2004 г. в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого. Непризнанная Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2008 г. канонизировала Ярослава Мудрого как святого благоверного князя.

Первые ростовские епископы Федор и Иларион мало преуспели во внедрении христианства в Ростово-Суздальской земле и покинули Ростов, не стерпев закоренелого язычества его населения. Третьим епископом был знаменитый проповедник христианства святой Леонтий, погибший от рук язычников. Его сменил святой Исайя, бывший ранее игуменом Дмитриевского монастыря в Киеве. Житие епископа Исайи (ум. 1090 г.) сообщает, что он, приехав из Киева в Ростов, обошёл «все грады и веси по области Ростовской и Суздальской, и ещё где обретоша идолы и капища, разоряше их и огню предаваше».
Волна восстаний, охватившая всю Суздальскую округу, прокатилась через весь XI век. В 1071 г. большое восстание охватило Белоозеро, затем перекинулось в Ростов. Это обстоятельство привело к укреплению старого поселения Суздаля земляным валом с тыном из крупных дубовых бревен. С наружной стороны этот вал частично огибала река Каменка, а со стороны плато был вырыт глубокий ров. С этой крепостью в дальнейшем и связывается название города Суздаля.
По смерти Ярослава Ростово-Суздальскую землю получил во владение Князь Ростислав Владимирович (1052-1057 гг. - князь ростово-суздальский).

В 1057 г. Ростово-Суздальскую Землю получает во владение младший Ярославич – Всеволод Ярославич (1057 - 1093 гг. - князь ростово-суздальский), князь Переяславля Русского. При нем Ростово-Суздальская Земля становится волостью его сына Владимира Мономаха, а впоследствии – безраздельным владением Мономашичей.

Дмитриевский Печерский монастырь

В период проникновения христианства около Суздаля на высоком берегу реки Каменки возник монастырь. Он был основан монахами Киево-Печерского монастыря. В нем была построена церковь в честь Димитрия Солунского, отчего монастырь и получил свое название Димитриевский Печерский монастырь. Летописные источники упоминают монастырь Димитрия (см. Дмитриевский Печерский монастырь Суздаля) в Суздале под 1096 годом.


Новгородская берястяная грамота, в которой упоминается Суздаль. XII в.

Поблизости от въездных ворот археологи раскопали остатки богатых усадеб скандинавских дружинников, предположительно находившихся на службе у суздальского тысяцкого Георгия Шимоновича. Георгий, сын Шимона Африкановича, выходца из скандинавии, служившего ещё Ярославу Мудрому, был также воспитателем малолетнего князя Юрия Владимировича. Находки клада золотых браслетов, византийской актовой печати, предметов воинского снаряжения, монет и дорогих украшений свидетельствуют о богатстве владельца усадьбы, его принадлежности к дружинному сословию и княжеской администрации. Усадьбы дружинников погибли от пожара в 1096 г. при вторжении черниговского князя Олега Святославича в Ростово-Суздальскую землю.






Находки из усадеб Суздальского Кремля. XI в.

Амфора с надписью «ОЛЕ». XI в.

В летописном рассказе под 1096 годом говорится, что Олег Черниговский овладел Суздалем «городом» и, отступая под напором дружины Мстислава Новгородского, сына Владимира Мономаха, сжег Суздаль, в котором остался только «двор монастырский Печерского монастыря и церковь яже там есть св. Дмитрия, юже бе дал Ефрем и с селы». Битва на реке Колочке окончилась победой Мстислава. Полоненные Олегом суздальцы были освобождены.

Торговые связи Суздальской земли

Международные связи Суздаля X-XIII вв. были разносторонними: внешнеполитическими, военными, династическими, культурными и торговыми. В силу своего географического положения Суздальская земля была посредником в торговле между Северо-Западной Европой и Востоком.
Восточная торговля велась по Волжско-Каспийскому пути. Из стран сказочно богатого Востока (Ирана, Сирии, Египта, Индии, Средней Азии, арабской Испании) в Суздаль при посредничестве Волжской Болгарии поступали болгарская керамика, серебро в монетах и изделиях, шёлковые ткани, самоцветные камни, жемчуг, раковины каури, стеклянные бусы. Расписная поливная и стеклянная посуда, пряности и благовония. В Суздале найден иранский полихромный кувшин с арабской надписью: «Аллах – опора».
Из Византии привозили узорные шелка – «аксамиты», золотые ленты, стеклянные украшения и посуду, драгоценные камни, оливковое масло и виноградное вино в амфорах.
Южная торговля осуществлялась при посредничестве Киева. Оттуда в Северо-Восточную Русь также поступали изделия из стекла и шиферные пряслица (грузики для веретена).
Из Прибалтики доставлялся янтарь, из Северной Европы ввозилось оружие и цветные металлы (медь, олово, свинец), из Западной Европы - серебро, церковная утварь, витражи, изделия из резной кости.
Посредником в западной и северной торговле был Новгород, куда из Суздальской земли везли зерно, воск, мёд, пушнину и предметы восточного импорта.
Суздальская Русь издавна поддерживала тесные контакты со многими странами мира и была вовлечена в систему общеевропейских культурных связей, что оказало большое влияние на формирование её яркой и своеобразной культуры. Князь Владимир I Святой. Основание города Владимира.
Основание города Суздаля. . 1096 - 1113 гг. и 1135 - 1138 гг.- князь ростово-суздальский.
Князь Юрий Долгорукий. 1113 - 1149 гг. или 1096 - 1149 гг. - ростово-суздальский. С 1125 г. столица – Суздаль.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Год рождения Ярослава точно не известен, но по общепринятому мнению он появился на свет в 978, хотя некоторые историки это отрицают. Отцом Ярослава был Владимир Святославич, матерью – Рогнеда Рогволодовна.

Еще в юношестве (987 год) в биографии Ярослава Мудрого был получен титул Ростовского князя. Считается, что в это время был основан город Ярославль. После смерти Вышеслава в 1010 году Ярослав стал Новгородским князем.

Если рассматривать краткую биографию Ярослава Мудрого, то вскоре последовал период войн с братом Святополком. Состоялось несколько битв за Киев (со Святополком, Болеславом). После этого в 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским.

Борьба за Киевскую Русь началась между Ярославом и Мстиславом. В 1034 году Новгородским князем стал Владимир – сын Ярослава. Лишь после внезапной смерти Мстислава Ярослав вернулся в Киев из Новгорода. В 1036 году он окончательно обосновался в Киеве. После этого в биографии князя Ярослава Мудрого было совершено несколько удачных военных походов (на печенегов, ятвягов). 37 лет Ярослав оставался Великим князем. Он основал несколько монастырей, соборов (например, Юрьев монастырь, Киево-Печерский монастырь, собор Святой Софии). Скончался Ярослав Мудрый в феврале 1054 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

И полоцкой княжны Рогнеды. Еще в юности, в 987 году, отцом он был назначен Ростовским князем, а в 1010 году после смерти Вышеслава, старшего сына Владимира Святославича, Ярослав становится Новгородским князем.

После смерти князя Владимира началась борьба между братьями за киевский престол. Сначала Киев захватил Святополк , убив братьев, князя ростовского Бориса, смоленского Глеба и древлянского Святолава. Победив Святополка, Ярославу пришлось вести борьбу с братом Мстиславом, тмутараканским князем. В этой борьбе победил Мстислав, но в 1036 году он умер, тогда вся Русская земля соединилась в руках Ярослава.

Ярослав Владимирович Мудрый был женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. В древнерусских летописях упоминается два имени жены Ярослава, Ирина и Анна. Видимо, Ингигерда получила имя Ирина при крещении, а имя Анна она приняла при постриге в монахини.

В годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) Киевская Русь достигла своего расцвета и стала одним из сильнейших государств в Европе. Для укрепления своих владений Ярослав Мудрый построил несколько новых городов, Киев был обведен каменной стеной, а главные городские ворота названы «Золотыми».

Внешняя политика Ярослава Мудрого была достойна сильного монарха, направлена на укрепление международного авторитета Руси. Он совершил несколько удачных военных походов против финских народов, Литовского княжества, Польши. В 1036 году Ярослав одержал окончательную победу над печенегами, самую долгожданную для отечества. А на месте сражения построил церковь святой Софии.

Во время правления князя Ярослава состоялось последнее столкновение Руси с Византией, в результате чего был подписан мирный договор, подкрепленный династическим браком. Его сын Всеволод женился на греческой принцессе Анне.

Династические браки способствовали укреплению мира и дружбы между государствами. Князь Ярослав Мудрый имел трех дочерей и шесть сыновей. Старшая дочь Елизавета была супругой норвежского принца Гаральда. Вторая дочь Ярослава Мудрого Анна сочеталась браком с французским королем Генрихом I. Анастасия вышла замуж за венгерского короля Андрея I. Трое сыновей Ярослава Мудрого, Святослав , Вячеслав и Игорь, были женаты на немецких принцессах.

Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на повышение грамотности населения. Для этого он построил училище, где обучали мальчиков церковному делу. Ярослав заботился о просвещении, потому поручал монахам переводить и переписывать греческие книги.

Деятельность Ярослава Мудрого была очень продуктивной. Он построил множество храмов, церквей, монастырей. Во главе церковной организации был избран первый митрополит Иларион, русский по происхождению. С постройкой храмов появляются зодчество и живопись, переняты из Греции церковные напевы. Киевская Русь при Ярославе Мудром заметно преобразилась.

Для укрепления влияния церкви была возобновлена церковная десятина, введенная ранее князем Владимиром, т.е. десятая часть установленного князьями размера дани отдавалась на нужды церкви.

Княжение Ярослава Мудрого оставило свой след в истории России еще одним великим делом – изданием «Русской правды», первого сборника законов. Кроме того при нем появился свод церковных законов «Номоканон», или в переводе «Кормчая книга».

Таким образом, реформы Ярослава Мудрого охватывали широкий круг проблем – политических, религиозных, образовательных.

Ярослав умер в 1054 году в 76 лет.

Он получил прозвище Мудрый за любовь к книгам, церкви, за свои богоугодные деяния, Ярослав не приобретал оружием новые земли, но возвратил утраченное в междоусобицах, много сделал для укрепления русского государства.

Но Ярослава прозвали Мудрым только в 60-е годы 19 века. В те времена его называли «Хромцом», т.к. Ярослав хромал. В ту эпоху считалось, что физический недостаток являлся признаком особой силы и ума. Хром – значит мудр. И возможно «Мудрый» - это отголосок прозвища «Хромец», а его деяния только утвердили это.

Ярослав Мудрый (Ярослав Владимирович ) - князь ростовский , князь новгородский , Великий князь Киевский , сын Владимира Святославовича и княжны Рогнеды: родился в 978 году (по другим данным в 979 году) и был крещен под именем Георгий.

В 1017 году Святополк вернулся с поддержкой в виде печенегов. Печенеги оказались не так полезны, как хотелось бы, и в 1018 году Святополк появился снова с помощью в лице польского короля Болеслава I и его войска. В этот раз Святополку улыбнулась удача, и он взял Киев, разбив накануне Ярослава. Но тут показал себя Болеслав, который вдруг сам решил править в Киеве. С помощью киевлян Святополк изгнал Болеслава, который кстати умудрился похитить сестер и жену Ярослава Анну. Анна после этого пропала бесследно. Когда в 1043 году (через 25 лет) Казимир I Восстановитель вернул князю Ярославу 800 русских пленных, которых захватил Болеслав в 1018 году, Анны среди них не было.

В битве на реке Альте Святополк был-таки разбит. Ярослав пощадил его, но он чуть позже все равно умер во время бегства.

В 1019 году Ярослав взял в жены дочь шведского короля Олафа - Ингигерду, которой при крещении дали имя Ирина.

Основные события Киевского периода правления Ярослава Мудрого.

1036 год - победа над печенегами и заложение в честь этого события Собора Святой Софии в Киеве.

1038 год - поход в Восточную Пруссию.

1040 год - поход на Литву.

1041 год - поход в Мазовию (район современной Варшавы).

1042 год - помощь Казимиру I в борьбе за польский трон.

1043-1044 года - два похода на Византию (с переменным успехом), завершившиеся подписанием мирного договора.

1045 год - князь Ярослав и княгиня Ирина отправились в Новгород, где заложили каменный Собор святой Софии.

1047 год - разрыв договора с Польшей.

Ярослав Мудрый правил 37 лет и умер 20 февраля 1054 года в Вышгороде. Похоронен он был в Софийском соборе Киева. Останки князя, возможно в 1943 году, были вывезены немцами при отступлении из Киева, а может быть в другое время, в любом случае генетическая экспертиза 2009 года показала, что в саркофаге останки двух скелетов (женских) - из разных эпох, а местонахождение праха Ярослава не известно.

После своей смерти Ярослав Мудрый оставил 6 сыновей и 3 дочери. А также - первый свод русских законов (нормативно-правовой акт) под названием «Русская правда ».

Русская правда Ярослава Мудрого представляла собой основы правовой системы из уголовного права (с описанием штрафов, наказаний и видов «виры » - выплат пострадавшим), частное право (где подробно описывались ростовщические операции и нормы наследственного права) и процессуальное право (где впервые были описаны понятия досудебного расследования, заявления, вещественных доказательств, свидетелей, княжьего суда, взыскания долга и т.д.), торгового права.

Украинская православная церковь Киевского патриархата в 2008 году канонизировала Ярослава Владимировича как святого благоверного.

Князь Ярослав Мудрый был одним из самых выдающихся государственных деятелей эпохи средневековья. Родился будущий правитель всей земли русской приблизительно в 988 году. Получил отличное домашнее образование, знал несколько языков. Несмотря на небольшое увечье, князь показал себя отличным воином, храбрость и отвагу которого ставили в пример. В зрелые годы показал себя мудрым политиком и отличным дипломатом. В годы его правления Киевская Русь пережила небывалый расцвет в культуре, образовании, письменности и архитектуре.

Киев после смерти Владимира

Смерть Владимира Великого стала причиной жестокой борьбы за власть между его сыновьями. В 1015 г. киевский престол занял Святополк. Князь Новгорода Ярослав выступил против него и разгромил в бою под Любичем. Святополк запросил помощи у тестя - польского короля Болеслава Храброго. Тот согласился и, возглавляя многочисленную рать, вторгся в пределы Руси. В бою под Волынью, в 1018 г. Ярослав потерпел поражение и отошел к Новгороду. Власть в Киеве снова принадлежала Святополку. Но бесчинства войска польского, грабежи и мародерства возмутили киевлян, и те подняли восстание. Болеслав Храбрый вернулся в Польшу, присоединив к своему королевству червенские города - небольшую территорию в Волыни с городами Шеполь, Червен, Волынь.

Приход к власти

Собрав собственное войско, Ярослав пошел в Киев. Святополк, которого исторические хроники отныне прозовут Окаянным, обратился за помощью к печенегам. Решающая битва состоялась летом 1019 г. на р. Альте под Переяславом. Победа была за Ярославом. Эта дата считается началом его правления, как князя всей Руси. Но в 1021 году Ярослав был вынужден признать независимость Брячеслава - владыки Полоцкого княжества. А через год против Ярослава выступил тмутараканский князь Мстислав, который победил князя киевского. Начались переговоры, которые завершились в 1026 г. По итогам земли было решено разделить. Мстиславу досталась левобережная Русь с Черниговом, Ярославу - правый берег Днепра с Киевом, Брячеслав подтвердил свои права на княжение в Переяславле. Позже Брячеслав признает верховенство Киева. Только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав получает полную власть над Киевской Русью.

Развитие Киева

Понимая значение Киева как духовного и политического центра всего государства, князь Ярослав Мудрый приступил к масштабному строительству и укреплению свой столицы. Правитель задумал претворить русский стольный град во второй Константинополь. Укрепить город должны были валы длиной 3,5 км. Насыпанные вручную, они составляли около 14 м высоты и 30 м ширины в основании. Эти укрепления предназначены были для защиты Киева от набегов кочевников. Украшением города стали Золотые Ворота - главный въезд стоящей поблизости церкви Благовещения Богородицы. Территория нового города расширилась, его площадь увеличилась до 70 га. Появились новые храмы - в 1037 г. был открыт Софийский собор - выдающийся памятник мировой архитектуры, в 1051 открывается мужской Киево-Печерский монастырь. В эти же годы были построены храм Св. Георгия и церковь Св. Ирины. Золотые Ворота и храм Св. Софии стали символами «державности» Киева, а архитектурно-художественный ансамбль раскрывал идею божественного происхождения княжеской династии.

Правда Ярослава

Развитие общества требовало придать законность изменениям отношений между различными слоями населения. Великий князь Ярослав Мудрый решил упорядочить существующие правовые нормы. В 1016 году свет увидела «правда Ярослава» - грамота, выданная Новгороду, в котором начиналось правление князя Ярослава Мудрого. Грамота входила в состав «Русской правды» - устава правовых норм и законов древнерусского общества.«Правда Ярослава» содержала 18 статей. В документе шла речь о наказаниях за убийство и причинение увечья, за порчу чужого имущества, езду на чужой лошади и прочее. Отдельно рассматривался вопрос кровной мести. Закон оставлял право мстить обидчикам, но вместе с тем предлагал заменить убийства денежным штрафом. Около 1025 г. издается указ «Покон Вирный», в котором определяются размеры дани, собираемой с населения на содержание дружины.

Церковная деятельность князя Ярослава Мудрого

Внутренняя политика князя Ярослава Мудрого уделяла большое внимание деятельности Русской православной церкви. Продолжительные переговоры с Византией не дали желаемых результатов - Восточная империя не предоставила Киеву автокефалию, т.е церковную независимость. Великий князь Ярослав Мудрый вынужден был согласиться на приезд в Киев византийского епископа. Тот, впрочем, вскоре уехал домой. В 1051 г., по распоряжению Ярослава, пост митрополита занимает русич Илларион, про жизнь и деятельность которого сохранилось очень мало данных. Но константинопольский патриарх отказался утвердить Иллариона, и князь Ярослав Мудрый через некоторое время согласился принять нового византийского митрополита.

Развитие образования и письменности

Русский князь Ярослав Мудрый был одним из самых образованных людей на Руси. Он любил и почитал книги, приближал к себе так называемых книжников - мудрецов того времени. Деятельность книжников велась в Софийском Соборе. По решению князя были собраны около 960 книг, которые стали основой первой государственной библиотеки. Открывались библиотеки и в других городах - известны собрания книг в Белгороде, Чернигове, Переславле.

Деятельность князя Ярослава Мудрого не обошла вниманием проблемы образования. До него дети получали домашнее образование. В правление Ярослава большое внимание уделяется школам. Открываются учебные заведения, частные и церковные, появляются первые церковные училища. Заметными были успехи и в литературе. Например, в 1039 г. завершилось работа над летописным Киевским сводом. Илларион написал известное произведение «Слово про закон и благодать», в котором обосновал идею равноправности Руси среди других христианских государств.

Внешняя политика

Великий князь Ярослав Мудрый в межгосударственных отношениях придерживался политики своего отца. Он отдавал предпочтение не военным действиям, а взаимовыгодным политическим союзам. В конце 40-х гг. основное направление деятельности князя Ярослава Мудрого - возвышение Руси среди европейских государств. Устанавливаются дружеские взаимоотношения с Венгрией, Францией, Германией, Норвегией, налаживаются отношения с Англией. Самым ярким примером международного признания Киевской Руси были стремления европейских монархов наладить династические брачные отношения с домом Ярослава. Таким образом, дочь Ярослава Анна стала французской королевой, Анастасия заняла венгерский престол, а Елизавета вышла замуж за норвежского короля. Трое сыновей Ярослава Мудрого сочетались браком с представительницами самых благородных семейств Европы. Не зря Ярослав Мудрый, киевский князь, получил у современников прозвище «тесть Европы».

Отношения с Византией складывались для Ярослава не очень хорошо. В 1043 г. началась война с империей, в которой Русь потерпела поражение. Князь Ярослав Мудрый согласился на подписание соглашения, согласно которому Византия была обязана возместить ущерб, нанесенный империей русским купцам в Константинополе и русскому монастырю в Афоне. Беспокоился князь и об обороне южных рубежей государства - на кордонах с печенегами и половцами строились города крепости и насыпались валы.

Русский князь Ярослав Мудрый проводил взвешенную и последовательную внешнюю политику, направленную на укрепление международного положения государства и поддержание авторитета своей страны.

Завещание, которое написал Ярослав Мудрый

Киевский князь прекрасно понимал неизбежность борьбы между своими сыновьями за главный, Киевский престол. Чтобы как-то предотвратить эту трагедию, Ярослав Мудрый, великий князь киевский, составил завещание, в котором обрисовывались главные положения о престолонаследии. Также в документе говорилось о разделении между сыновьями русской земли на отдельные владения - уделы. Завещал Ярослав сыновьям уважать, любить и поддерживать друг друга, иначе «землю отцов и дедов погубите». Внедренная система унаследования власти предусматривала, что верховная власть будет принадлежать группе князей - родственников, связанных между собой вассально-иерархическими отношениями. Согласно завещанию, киевский престол должен быть унаследован старшим сыном Ярослава.

Благодаря внешней и внутренней политике Ярослава Мудрого Киевская Русь пережила политический и культурный расцвет. Мудрое правление князя укрепило политические позиции древнерусского государства на долгие годы.