Внешняя политика ссср. отношения с сопредельными государствами, евросоюзом, сша, странами «третьего мира

В развитии взаимоотношений СССР - США в 80-е годы можно выделить три периода. Первый из них охватывает в основном 1981-1984 гг. Он характеризовался военно-политической конфронтацией двух государств из-за размещения ракет средней дальности на Европейском континенте; безрезультатно проходивших в 1981-1983 гг. советско-американских переговоров об ограничении ядерных вооружений в Европе и о сокращении стратегических наступательных вооружений; плохим политическим климатом и ростом недоверия и подозрительности сторон друг к другу; сведением к минимуму контактов и связей в сферах двусторонних советско-американских отношений.
Второй период (1985-1986) ознаменовался началом в марте 1985 года новых советско-американских переговоров об ограничении ядерных и космических вооружений, постепенным восстановлением механизма политического диалога между двумя странами, в т.ч. и на высшем уровне.
В ноябре 1985 года состоялась советско-американская встреча в верхах (М.С.Горбачев и Р.Рейган) в Женеве. Она вылилась в открытый широкий диалог, оказавший существенное воздействие на общуя обстановку в мире, а также положила начало сотрудничества в ряде сфер двусторонних отношений СССР - США. Обе стороны заявили, что "ядерная война не должна быть развязана и в ней не может быть победителей", и обязались не стремиться к достижению военного превосходства, подчеркнули важность предотвращения любой войны между ними - ядерной или обычной.
В октябре 1986 года М.С.Горбачев и Р.Рейган встретились в Рейкьявике. Значение этой встречи состоит прежде всего в том, что на ней были обсуждены конкретные формулы радикального сокращения ядерного оружия, предложенные советской стороной.
С марта 1987 года советско-американские отношения вступили в третий период. Заметно активизировались политические контакты на различных уровнях. В ходе весьма интенсивных дипломатических контактов весной и особенно осенью 1987 года удалось завершить выработку договора по ракетам средней и малой дальности, договориться о проведении в декабре того же года третьей советско-американской встречи в верхах - на этот раз в Вашингтоне.
Становилось очевидным то, что в виду экономических трудностей, США оказываются не в состоянии финансировать все проталкиваемые Пентагоном военные программы. В 1985 г. конгресс США заморозил военные расходы, а с 1987 г. началось даже их определенное сокращение. В стране усиливалась критика внешней политики администрации, и особенно ее курса в отношении Советского Союза.
Важным звеном в развитии советско-американских отношений стала встреча в верхах в Москве, которая состоялась с 29 мая по 2 июня 1988 года. Сам факт проведения встречи на высшем уровне, подготовка к ней не только закрепили значительные позитивные перемены в советско-американских отношениях, но и дали новые импульсы к их развитию. Ратификация Договора по ракетам средней и меньшей дальности, обмен в ходе встречи ратификационными грамотами о вступлении этого договора в силу, дальнейшее продвижение в завершении выработкм соглашения о 50-процентным сокращении стратегических наступательных вооружений, подписание до встречи соглашений по афганскому урегулированию, заключение ряда соглашений о дальнейшем совершенствовании механизма предотвращения ядерной войны, а также о развитии двустороннего сотрудничества - все это конкретные свидетельства продолжающейся нормализациии советско-американских отношений, привнесение в них дополнительных элементов устойчивости и последовательности.
В период холодной войны между СЭВ и европейскими сообществами не существовало договорно-правовых отношений. Следуя логике политического противостояния, ЕЭС отказывался признать СЭВ равноправным партнером и добивался заключения соглашений о торговле с отдельными социалистическими странами. Ситуация коренным образом изменилась после того как в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС и руководителем Советского государства стал М.С. Горбачев. Начатая им перестройка общественнополитической системы страны открыла путь к ее сближению с Западом. Во внешней политике ощутимо стало возрастать значение европейского направления, в том числе в контексте выдвинутой концепции «общего европейского дома».
Цитаты
Советское руководство в своей внешней политике всегда держало в поле зрения вопросы наших отношений со странами Западной Европы. Я бы даже сказал, в центре внимания. И это объяснимо. Мы с вами живем в этой Европе. Я думаю, что и западноевропейские страны не меньше заинтересованы в том, чтобы развивать отношения с Советским Союзом...

Мы живем в одном доме, хотя одни входят в этот дом с одного подъезда, другие - с другого подъезда. Нам нужно сотрудничать и налаживать коммуникации в этом доме.
Выступление Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева по французскому телевидению 30 сентября 1985 г.
...без учета Европы ни один вопрос решать нельзя. Даже в наших внутренних вопросах она нам нужна для перестройки. А уж во внешней политике Европу ничто не за
менит. Без такого партнера, как Западная Европа, нам не обойтись.
Выступление М.С. Горбачева на заседании Политбюро 26 марта 1987 г.
Что касается моей речи там, где я впервые выдвинул идею Общеевропейского дома, то на Западе заметили это, хотя пытаются и замалчивать.
Из сообщения М. С. Горбачева об
итогах визита в Чехословакию (9-
11 апреля 1987 г.) на заседании По
литбюро 16 апреля 1987 г.
В июне 1988 г. СССР и европейские сообщества установили официальные отношения, в декабре 1989 г. они подписали Соглашение о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве. Но его реализация так и не началась, поскольку в декабре 1991 г. СССР распался. На политической карте мира вновь появилась Россия, а Европейские сообщества трансформировались в Европейский Союз. Политико-правовая база отношений России и ЕС
В декабре 1991 г. президенты Беларуси, Российской Федерации и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, а Россия объявила себя правопреемницей СССР. Европейские сообщества сразу заявили о признании новых государств, возникших на территории СССР, и о готовности установить с ними дипломатические отношения. Тогда же встал вопрос об адекватной правовой базе отношений, заложить которую могло новое соглашение.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. В первой половине 1992 г. Брюссель и Москва обменялись проектами нового соглашения. Переговоры начались в ноябре 1992 г. и длились около полутора лет.
24 июня 1994 г. на греческом острове Корфу, где проходила очередная сессия Европейского совета, Президент РФ, главы государств и правительств 12 стран - членов Европейского Союза, Председатель Совета ЕС и Председатель Комиссии ЕС подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве сроком на 10 лет.
Соглашение создало правовую базу для долговременного сотрудничества между Россией и ЕС и его государствами- членами. Соглашения такого высокого уровня Россия не имеет ни с Соединенными Штатами, ни тем более с Японией. Ратификация СПС заняла более трех лет, оно начало действовать с 1 декабря 1997 г. Соглашение охватывает три важнейших сферы взаимоотношений - политическую, торгово-экономическую и культурную.
СПС установило отношения партнерства между Россией, с одной стороны, и ЕС и его государствами-членами, - с другой. Само понятие «партнерство» не расшифровано, но в Преамбуле и ст. 1 и 2 зафиксированы критерии партнерства:
а) «укрепление политических и экономических свобод, которые составляют саму основу партнерства»;
б) «уважение демократических принципов и прав человека, определенных, в частности, в Хельсинкском Заключительном акте и в Парижской хартии для новой Европы, составляет существенный элемент партнерства» (ст. 2);
в) содействие «международному миру и безопасности, а также мирному урегулированию споров», и сотрудничество в этих целях в рамках ООН, СБСЕ и других форумов.
Для реализации соглашения была создана система институтов сотрудничества. Она включает: встречи Президента РФ, Председателя Совета ЕС и Председателя Европейской комиссии (саммиты), проводимые дважды в год; встречи министров в рамках Совета сотрудничества (в 2003 г. преобразован в Постоянный совет партнерства); встречи должностных лиц высокого ранга. Политический диалог между европейскими и российскими парламентариями осуществляется в рамках Комитета парламентского сотрудничества (ст. 6-9). С течением времени к ним добавилось множество специализированных рабочих групп.
В области торговли стороны продлили предоставленный ранее друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в отношении тарифов. В течение пяти лет России давалось право иметь более льготный режим торговли с государствами, возникшими на территории бывшего СССР (ст. 5). Торговые отношения между РФ и ЕС регулируются некоторыми правилами ГАТТ/ВТО еще до того, как Россия вступит в эту организацию.
СПС провозгласило широчайшую программу экономического сотрудничества, охватывающую более 30 областей, включая предпринимательскую деятельность, инвестиции, науку и технологии, сельское хозяйство, энергетику и т.д. Документ предусматривает развитие культурного взаимодействия с целью укрепления связей между людьми посредством свободного обмена информацией, взаимного изучения языков и культур, доступа к культурным ценностям.
Долгосрочные стратегии. Отношения между Россией и ЕС с самого начала находились под воздействием двух разнонаправленных сил. С одной стороны, развитию сотрудничества способствовала объективная и долговременная заинтересованность сторон, а с другой - его тормозили объективные и субъективные факторы.
В августе 1998 г. в России разразился валютно-финансовый кризис. Правительство объявило о прекращении операций с государственными краткосрочными облигациями и ввело 90-дневный мораторий на погашение российскими компаниями и банками их обязательств перед иностранными партнерами. Рубль обесценился почти в 4 раза. ЕС принял заявление об ошибочности экономической политики российских властей, которая, по его мнению, подорвала доверие к России как к экономическому партнеру.
Тем не менее в декабре 1998 г. Евросоюз приступил к разработке «глобальной стратегии» по отношению к России. Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России была утверждена Европейским советом на сессии, состоявшейся 3-4 июня 1999 г. в Кельне. В документе ЕС предложил России установить отношения стратегического партнерства. Его долгосрочными целями назывались: формирование общей зоны свободной торговли с перспективой интеграции России в европейское экономическое пространство, а также тесное сотрудничество сторон в целях укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами.
Российская делегация на саммите Россия - ЕС (Хельсинки, 22 октября 1999 г.), представила ответный документ - «Стратегию развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000- гг.)». «Основными целями стратегии, - декларировалось в документе, - являются обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности...Стратегия.предполагает построение единой Европы без разделительных линий, проведение курса на взаимосвязанное и сбалансированное усиление позиций России и Европейского Союза в рамках мирового сообщества XXI века». В документе впервые сформулирован официальный взгляд на обсуждавшийся в российских политических и научных кругах вопрос, следует ли России стремиться к вступлению ЕС. «Как мировая держава, расположенная на двух континентах, Россия должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики, свой статус и преимущества евроазиатского государства и крупнейшей страны СНГ, независимость позиций и деятельности в международных организациях».
Обе стратегии признавали необходимость партнерства России и ЕС в интересах мира и безопасности, развития экономического и культурного сотрудничества в Европе, а также усиления конструктивной роли Европы в мире. Их принятие завершило первый этап становления партнерства между Россией и ЕС.
Пространства углубленного сотрудничества. Дальнейшее развитие отношений России и ЕС было приостановлено в конце 1999 г. вследствие военных действий в Чечне. Но в 2000 г. оно возобновилось с новой силой. К этому времени
Россия преодолела последствия финансового кризиса 1998 г. и демонстрировала положительную экономическую динамику. После избрания В.В. Путина Президентом России (март г.) ясно обозначилась тенденция к политической стабилизации и укреплению международных позиций страны.
В июне отношения с Россией обсуждались на сессии Европейского совета в Санта Мария да Фейра (Португалия). В ее заключительном документе подчеркивалась необходимость строительства «прочного и здорового партнерства». В июле 2000 г. В.В. Путин утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации. В разделе «Региональные приоритеты» Европе было отведено второе место, вслед за СНГ. В конце 2000 г. стороны приняли План совместных действий в целях борьбы с организованной преступностью и подписали соглашение о научно-техническом сотрудничестве.
Цитата
Ключевое значение имеют отношения с Европейским Союзом; Россия будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний.
Концепция внешней политики Российской Федерации, 2000 г.
В течение 2000-2005 гг. ЕС и Россия приняли на высшем политическом уровне несколько решений и программ долгосрочного характера, призванных наполнить концепцию стратегического партнерства конкретным содержанием. Хотя эти документы не имели юридической силы, они расширили политико-правовую базу отношений.
Осенью 2000 г. саммит Россия - ЕС инициировал диалог в сфере энергетики - важнейшем стратегическом секторе современной экономики. На майском саммите в 2001 г. Россия и ЕС договорились учредить группу высокого уровня для разработки концепции общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) Россия - ЕС. В мае 2003 г. на саммите в Санкт-Петербурге была принята концепция создания четырех общих пространств России и ЕС - экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры. В мае 2005 г. на саммите в Москве были одобрены «дорожные карты» (совместные планы действий) их формирования. Построение четырех пространств рассматривается обеими сторонами как магистральное направление партнерства и практического сотрудничества России и ЕС на длительный период, возможно, на ближайшие 20-25 лет.
Полезно запомнить. Правовая и политическая база отношений России с ЕС
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейским сообществом и его государствами-членами - с другой стороны, подписано 24 июня 1994 г. на острове Корфу. Оно вступило в силу 1 декабря 1997 г.
«Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России» утверждена Европейским советом в июне 1999 г. «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)» представлена на саммите Россия - ЕС в октябре 1999 г.
«Дорожные карты» построения четырех пространств углубленного сотрудничества между Россией и ЕС приняты в мае 2005 г. на саммите в Москве. Общие пространства: экономическое; 2) внешней безопасности; 3) свободы, безопасности и правосудия; 4) науки и образования, включая культурные аспекты.
Перспектива нового соглашения. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу 1 декабря 1997 г., было заключено сроком на 10 лет. При этом устанавливалось, что оно может ежегодно автоматически пролонгироваться, если ни одна из сторон не заявит заблаговременно о его денонсации. Таким образом, первоначальный десятилетний срок действия СПС завершился 30 ноября 2007 г., но соглашение продолжает действовать.
СПС сыграло важнейшую роль в становлении конструктивного взаимодействия Россия - ЕС. Оно проложило дорогу к качественно новому диалогу между недавними противниками в холодной войне - к партнерству и сотрудничеству. В рамках СПС была создана политико-правовая база отношений, определены их принципы и цели. За годы действия соглашения стороны накопили большой опыт совместной работы, заметно подняли планку взаимопонимания и взаимного доверия.
Соглашением была создана система совместных органов (институтов) сотрудничества между Россией и ЕС, на которые возложены основные задачи по реализации СПС. Эти совместные органы контролируют выполнение СПС, разрабатывают новые рекомендации, улаживают возникающие споры и конфликты, стимулируют диалог по широкому кругу вопросов.
Вместе с тем СПС не отражает ни тех изменений, которые произошли в России, в Евросоюзе и в мире, ни новых задач сотрудничества. За прошедшие годы в России были созданы основы рыночной экономики и институты политической демократии, в Евросоюзе начал действовать Экономический и валютный союз, возникли механизмы общей внешней политики и обороны, а его численный состав увеличился с 15 до 27 государств. Наконец, Россия и ЕС провозгласили качественно новый уровень взаимоотношений - стратегическое партнерство, основанное на концепции строительства четырех общих пространств.
Обсуждение будущей договорной базы наших отношений началось еще в 2004 г. На высшем уровне эту тему впервые поднял Президент РФ В.В. Путин во время встречи с председателем Европейской комиссии Ж.М. Баррозу в апреле г. После этого дискуссия по «проблеме 2007» приобрела широкий характер. Лондонский саммит ЕС - Россия, состоявшийся 4 октября 2005 г., вынес принципиальное решение приступить к переговорам о новом соглашении.
Официальный их старт планировался на конец 2006 г. государства - члена ЕС были готовы выдать Еврокомиссии мандат на ведение переговоров. Однако Польша наложила вето на открытие переговоров до тех пор, пока не будет урегулирован ее торговый конфликт с Россией. (В 2005 г. Россия ввела эмбарго на импорт мяса из Польши из-за его несоответствия российским стандартам качества.) Позже к ней присоединилась Литва, требовавшая, чтобы Россия восстановила поставки нефти на нефтеперерабатывающий завод в Мажейкяе по трубопроводу «Дружба». Спор между Польшей и Россией в итоге был урегулирован, а Литву уговорили снять свое вето. Официальное решение об открытии переговоров было принято на саммите Россия - ЕС, состоявшемся в июне 2008 г. в сибирском городе Ханты-Мансийске.
С июля 2008 г. по конец 2010 г. состоялись 11 раундов переговоров. Они проходят трудно. Делегациям России и ЕС предстоит найти взаимоприемлемые компромиссы по целому ряду вопросов, прежде всего таким как: формат нового соглашения - будет ли оно всеобъемлющим документом, наподобие СПС, или коротким базовым договором, который будет далее дополняться отраслевыми соглашениями; долгосрочная стратегия энергетического сотрудничества; отношения ЕС и России с приграничными странами СНГ, особенно с Украиной, Грузией и Беларусью; понимание и практическая реализация ценностей демократии и рыночной экономики.

После 1964 г. внешнеполитический курс, проводимый Со­ветским Союзом, становится более стабильным и сбалан­сированным, но в то же время, более консервативным. Так же, как и во внутриполитической сфере, в области внешней политики новое руководство страны столкнулось с комплексом нерешенных проблем, оставшихся от предшествующего десятилетия. Отношения с Западом балансировали на гране разрыва. В странах социализма нарастали серьезные внутренние противоречия, продолжал обостряться начавшийся после XX съезда партии кризис мирового коммунистического движения. Нестабильным было положение СССР в третьем мире. Все эти проблемы приходилось решать на фоне начавшегося замедления темпов развития экономики страны и стагнации в социально­политической и духовной сферах.

Положение СССР на международной арене во многом опре­делялось существованием двух социально-политических бло­ков, один из которых формировался вокруг Советского Союза, а второй - вокруг США. В этом ключе от взаимоотношений со странами Запада зависела не только прочность позиций СССР в мире, но и внутренняя стабильность. Постоянно обо­стрявшаяся гонка вооружений тяжелым бременем ложилась на советскую экономику, настоятельно требовала от руковод­ства СССР не только постоянно совершенствовать оборонную мощь страны, но и находить пути компромисса с лидерами западных государств. Ряд важных шагов в этом направлении советское руководство предприняло уже во второй половине 1960-х и в начале 1970-х годов, что позволило серьезно снизить угрозу возникновения мировой термоядерной войны. Новый уровень взаимоотношений между Западом и странами восточ­ного блока, компромисс, достигнутый между ними, вошел в историю как «разрядка международной напряженности».

Построение здания «разрядки» началось со значительного улучшения взаимоотношений Советского Союза с Францией. Сближению двух стран способствовала решительная, само­стоятельная политика, проводимая Президентом Франции генералом Шарлем де Голлем. В 1966 г. он заявил о выходе Франции из военной организации НАТО и стремлении фран­цузского руководства проводить независимую от Америки внешнюю политику. В1966 г. состоялся визит де Голля в СССР. По его итогам была принята декларация, в которой провозгла­шалось стремление двух дружественных держав крепить «атмосферу разрядки» между Востоком и Западом. Франция и СССР договорились о проведении регулярных консультаций, целью которых провозглашалось развитие франко-советских отношений «от согласия к сотрудничеству».

В эти же годы важные сдвиги происходят во взаимоотно­шениях с Федеративной Республикой Германии, где на выбо­рах в сентябре 1969 г. победили левые прогрессивные силы. Ставший канцлером социал-демократ В. Брандт официально признал, что воссоздание единой Германии не должно быть камнем преткновения на пути сближения позиций государств с различным общественным строем, что получило название «новой восточной политики». В ее рамках в 1970 г. был заклю­чен международный договор, по которому ФРГ отказывалась от притязаний к ГДР и другим странам Восточной Европы и признавала нерушимость послевоенных границ в Европе. В следующем, 1971 г. был сделан еще один шаг в решении германского вопроса. Правительствами СССР, США, Велико­британии и Франции было подписано четырехстороннее со­глашение по Западному Берлину. Соглашение декларировало, что Западный Берлин не является частью территории ФРГ, и не будет управляться ею впредь.



Определяющим направлением, по которому шло развитие раз­рядки, являлись советско-американские отношения. В 1967 г. СССР, США, а также Великобритания подписывают соглашение о мирном использовании космоса. В следующем, 1968 г., при­нимается один из важнейших международных документов, долгие годы, вплоть до конца XX в. являвшийся основой ме­ждународной безопасности и доверия между государствами: Договор о нераспространении ядерного оружия. По этому договору, ядерное оружие или его компоненты не должны были выходить за пределы пяти государств, к тому времени уже имевших его (США, СССР, Великобритания, Франция, Китай). К договору присоединилась также ФРГ, что резко повысило его значимость и сняло имевшуюся у советской стороны обес­покоенность по поводу возможности появления ядерного оружия у Западной Германии. Американское руководство во главе с президентом Р. Никсоном теперь заявляло о готовности в своих взаимоотношениях с СССР рассчитывать не только на силу, но и на переговорный процесс.

Причины такого разительного изменения политики США не были случайностью. Развязанная странами Запада и, пре­жде всего Соединенными Штатами гонка вооружений, по признанию самих западных политиков и экспертов, не имела военного смысла. Прежде всего она была рассчитана на подрыв экономики СССР. Но в полной мере эти расчеты не оправда­лись. Если еще в 1962 г. в момент Карибского кризиса СССР по всем компонентам ядерного вооружения проигрывал США, то менее чем за 10 лет ситуация коренным образом изменилась. Главным определяющим фактором мировой политики с это­го момента и вплоть до разрушения СССР становится дости­жение Советским Союзом военно-стратегического паритета. США все еще существенно опережали СССР по количеству ядерных зарядов, но по количеству единиц средств доставки отставание было преодолено: у СССР теперь имелось 2320 стра­тегических средств доставки ядерного оружия, у США - 2323. В американских штабах заговорили о том, что теперь ответный удар СССР сможет при любом стечении обстоятельств стать для США смертельным. В силу этого в американской элите возник раскол. Часть политиков, военных и бизнесменов не могла смириться с произошедшим и требовала реванша любой ценой. Однако временно возобладала другая группировка бо­лее трезвомыслящих и дальновидных политиков во главе с президентом Никсоном, выступавших за конструктивные взаимоотношения с Советским Союзом.

В начале 1970-х годов советское руководство выступало с важными инициативами в области улучшения климата во вза­имоотношениях между различными государствами. Комплекс внешнеполитических инициатив, которые западные авторы нередко связывают с личностью тогдашнего советского лидера, получил название «Программы мира». Эта программа была озвучена им в Отчетном докладе ЦК XXIV съезду КПСС. Как подчеркивалось советской стороной, Программа мира базиро­валась на «ленинском принципе мирного сосуществования государств с различным общественным строем». Основные ее положения сводились к следующему: запрет оружия массового поражения; полная ликвидация ядерного оружия всеми стра­нами, обладающими им; ограничение и полное прекращение гонки вооружений; сокращение численности вооруженных сил государств; ликвидация горячих точек; создание системы кол­лективной безопасности в Европе и во всем мире; роспуск воен­ных блоков; вывод иностранных войск с территории других государств; поддержка борьбы народов мира за независимость и свободное развитие; углубление и укрепление взаимовыгод­ного сотрудничества между народами; взаимный отказ от при­менения силы. В дальнейшем «Программа мира» дополнялась и развивалась в решениях XXV и XXVI съезда КПСС.

Советская «Программа мира» встретила мощную поддержку прогрессивных и демократических сил во всех государствах планеты. Уже в 1971 г. СССР добивается принятия соглашения о запрещении размещения ядерного оружия на морском дне. В 1972 г. прежние договоренности со странами Запада допол­няются конвенцией о запрещении биологического оружия. В том же году состоялся исторический визит в СССР амери­канского президента Р. Никсона. В ходе визита был подписан основополагающий документ «Основы взаимоотношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами Амери­ки». В нем содержалось признание, что «в ядерный век нет иной основы взаимоотношений, кроме мирного сосущество­вания». Одновременно с этим стороны подписали Временное соглашение по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). В нем для обеих сторон устанавливались ограничения по количеству межконтинентальных баллисти­ческих ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ). Принципиально важное значение также имел договор по ограничению систем противоракетной обороны (ПРО), ставший важным ограничителем на пути дальнейшей гонки вооружений. Значимым шагом, закрепившим достижения политики разрядки, стало подписание 1 августа 1975 г. в сто­лице Финляндии Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинское соглашение предусмат­ривало признание равенства стран-участниц, нерушимость послевоенных границ, мирное сотрудничество в Европе и во всем мире. Своеобразным символом эпохи разрядки стал сов­местный полет космических кораблей «Союз» и «Аполлон», успешно проведенный летом 1975 г.

Однако постепенно политика разрядки начала подвергать­ся ревизии. Опасный поворот в политике США наметился еще до подписания хельсинских договоренностей. Одним из клю­чевых эпизодов, показавших направление эволюции внешней политики США, становится отказ американского конгресса предоставить Советскому Союзу режим наибольшего благо­приятствования в торговле. Поводом для этого послужил со­вершенно не относящийся к сфере двусторонних отношений вопрос об эмиграции евреев из СССР. Подписание Заключи­тельного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе было использовано западными партнерами для еще большего уси­ления давления на СССР по вопросу о «правах человека», что вызывало со стороны советского руководства протест и насто­роженность.

Помимо усиления идеологического противостояния, США берут курс на техническое переоснащение стратегических и обычных вооружений. Еще в 1971 г. американским руководс­твом была выдвинута стратегия «реалистического устрашения», не предусматривавшая сохранения примерного равенства сто­рон. Ставка делалась на достижение технологического превос­ходства. Примерно с середины 1970-х годов в США начинается создание принципиально новых видов оружия, способных резко изменить баланс сил на международной арене в пользу стран- агрессоров: межконтинентальных баллистических ракет «МХ», подводных ракетно-ядерных систем «Трайдент», бомбардиров­щиков по технологии «Стеле» (бомбардировщиков-невидимок). Принимается решение разместить в 1978 г. в странах Европы нейтронное оружие, запрета которого давно добивался СССР. А в 1979 г. Совет НАТО одобрил решение разместить в странах Западной Европы 672 новейшие американские крылатые ракеты и ракеты класса «Першинг-2».

После прихода к власти президента Р. Рейгана стартовал очередной, особенно ожесточенный этап холодной войны. США приступают к работе над созданием оружия принципиально нового типа - космического оружия. Стратегическая оборон­ная инициатива (СОИ), подрывала паритет сил. Названная в мировой печати «программой звездных войн», СОИ выво­дила гонку вооружений на более высокий и опасный уровень. Вместе с тем, Соединенные Штаты стремились добиться реша­ющего превосходства в обычных вооружениях: к середине 1980-х годов 94 дивизиям НАТО в Европе противостояло все­го 78 дивизий стран-участниц Организации Варшавского Договора (при этом численность дивизии НАТО составляла 16-23 тыс. человек, а дивизии ОВД - лишь 11-12 тыс.). Не­готовность американской стороны к компромиссу, отказ от ратификации уже достигнутых договоров заводили переговор­ный процесс в тупик. Усилилось и пропагандистское давление на Советский Союз. Рейган провозгласил СССР «Империей зла» и объявил о начале крестового похода против него. До­стижения предшествующих лет политики разрядки оказались под угрозой. СССР вынужден был принимать меры по повы­шению своей обороноспособности и безопасности: с 1977 г. на европейской части СССР, а с 1983 г. на территории ГДР и ЧССР началось развертывание новых советских ракет средней даль­ности РСД-10 (по терминологии НАТО - СС-20).

Развитие сотрудничества с социалистическими странами

Более успешно, но подчас не менее противоречиво разворачивалось сотрудничество СССР со странами социализма. Магистральным направлением развития взаимоотношений СССР со своими союзниками становится процесс интеграции и международного разделения труда в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Начало нового важного этапа в развитии СЭВ приходится на 1971 г., когда была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалисти­ческой экономической интеграции стран - членов СЭВ, рассчитанная на 15-20 лет. В ее развитие были приняты долгосрочные программы в области:

1) энергетики, топлива, сырья;

2) сельского хозяйства;

3) машиностроения.

В 1985 г. принимается новая Комплексная программа на­учного прогресса стран - членов СЭВ до 2000 г., предусмат­ривавшая интеграцию в области электроники, ядерной энер­гетики, автоматизации, новых материалов, биотехнологий. Важнейшими экономическими проектами в рамках СЭВ в эти годы становятся строительство второй ветки нефтепровода «Дружба», газопровода «Союз», создание единой энергосис­темы «Мир». Одним из ключевых направлений сотрудничес­тва стран социалистического содружества становится програм­ма совместного освоения космоса в рамках программы «Интеркосмос». За 1970-е годы при содействии СССР в странах СЭВ было построено более 1600 и велось сооружение еще свы­ше тысячи предприятий и других объектов.

В то же время, переживаемые Советским Союзом трудности в экономическом и социальном развитии у некоторых его партнеров вызывали стремление переориентироваться на Запад. Ярким проявлением новых тенденций стала политика, проводимая в 1968 г. руководством Чехословакии. Перемены касались не только относительной демократизации режима, но и существенного расширения связей Чехословакии с За­падом при одновременном ограничении сотрудничества с СССР. Проводимая в ЧССР политика по аналогии с хрущевской «оттепелью» получила название «пражской весны». В Чехос­ловакии росла общественная нестабильность, усиливались социальные конфликты, конфронтация между сторонниками и противниками СССР, обострялись межнациональные отно­шения. Ситуацию «пражской весны», в которой аказалось советское руководство, некоторые современные аналитики называют «типичной исторической ловушкой». Военная ин­тервенция в центре Европы сулила Советскому Союзу обостре­ние отношений со странами Запада и общее снижение автори­тета на международной арене. Но бездействие и соблазн пустить развитие событий на самотек создавали угрозу выходу из со­циалистического содружества сначала Чехословакии, а затем и некоторых других государств. Любое решение могло оказать­ся губительным. После долгих колебаний и консультаций был избран силовой вариант выхода из кризиса. 21 августа 1968 г. в Чехословакию были введены войска пяти государств: СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши. В военном отношении опе­рация была хорошо подготовлена и прошла успешно, но поли­тические последствия стали для советского руководства неожи­данными. На улицах Праги, Братиславы и других городов состоялись массовые антисоветские выступления.

Постоянные угрозы советскому влиянию возникали в Поль­ше. Дважды, в 1970 г. и 1981 г. эта страна переживала острые политические кризисы. В качестве альтернативы местным коммунистам возник и быстро завоевал поддержку у населения независимый профсоюз «Солидарность», являвшейся зароды­шем политической оппозиции. Периодически брожения и

Подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и ЧССР. Прага. 1970 г.

антисоветские настроения возникали и в других странах Вос­точной Европы, где многие были недовольны разделением континента на два враждующих блока и подчиненности стран Восточной Европы своему «большому брату». В ответ на это в СССР начинают резко усиливаться охранительные тенден­ции. Новые настроения советского руководства были озвучены JI. Брежневым на V съезде Польской объединенной рабочей партии 12 ноября 1968 г. Им была сформулирована важная идеологическая установка, согласно которой СССР имел пол­ное право защищать завоевания социализма во всех союзных ему государствах, в том числе вооруженным путем, поскольку все попытки реформ в них якобы провоцировались западными спецслужбами и внутренней контрреволюцией, что было спра­ведливым лишь отчасти и не учитывало самостоятельной роли народов социалистических стран.

Советский лидер откровенно предупреждал, что, в случае появления «слабых звеньев» в единой цепи государств «соци­алистического фронта» и возникновения «угрозы делу соци­ализма» в той или иной стране, «это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, за­ботой всех социалистических стран». Завершая свое выступ­ление, Брежнев заявил: «Пусть знают те, кто склонен забывать уроки истории и кто хотел бы вновь заняться перекройкой карты Европы, что границы Польши, ГДР, Чехословакии, как и любой другой страны - участницы Варшавского Договора, незыблемы и неприкосновенны. Эти границы защищаются всей вооруженной мощью социалистического содружества». Слова советского лидера были встречены бурным одобрением. Новая концепция взаимоотношений СССР с союзниками за­падной прессой была названа «доктриной Брежнева» или иначе «доктриной ограниченного суверенитета социалисти­ческих стран». Позже она приобрела еще более радикальное наполнение: советское руководство заявило о своем праве за­щищать завоевания социализма не только там, где они уже утвердились, но и в странах, только поворачивающих на путь социализма.

Несмотря на ужесточение своего внешнеполитического курса в отношении с социалистическими странами, СССР не удалось преодолеть трений в своих отношениях с Албанией, КНДР, Румынией, Югославией. Все они претендовали на со­хранение своей самостоятельности и независимости от Совет­ского Союза. На грани войны и мира балансировали взаимо­отношения с Китаем. Смещение Н. Хрущева, казалось бы, открывало дорогу к сближению между двумя ведущими соци­алистическими державами. Однако с середины 1960-х годов в КНР начинает осуществляться «культурная революция» - перестройка общества по рецептам левацкой идеологии мао­изма. Китайское руководство преднамеренно шло на ухудше­ние отношений с Советским Союзом, между странами сворачиваются все культурные, гуманитарные, экономические и политические контакты. Частыми становятся мелкие при­граничные стычки между советскими пограничниками и китайскими военнослужащими. Только за 1967-1968 гг. было зафиксировано около 6 тыс. случаев прямых провокаций с китайской стороны. В1969 г. руководитель Китая Мао Цзэдун решил проверить на прочность рубежи своего северного сосе­да. Преследуя гегемонистские цели, Китай совершил крупно­масштабные вооруженные нападения на СССР в районе остро­ва Даманский на Дальнем Востоке и в районе Семипалатинска в Средней Азии. В ходе боев 2 марта 1969 г. на острове Даман­ский погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранения разной степени тяжести. Широко применялась артиллерия и крупнокалиберные пулеметы. Бои продолжались 14-15 мар­та. Лишь после применения советской стороной систем залпо­вого огня «Град», которые накрыли китайскую территорию на 20 км 2 в глубину и нанесли китайским войскам жестокий урон, антисоветская авантюра была прекращена. Получив отпор, Китай на долгие годы умерил тон своих территориаль­ных претензий к СССР, хотя мелкие вооруженные провокации продолжались и потом. Лишь несколько десятилетий спустя, после прихода к власти М. Горбачева и Б. Ельцина некоторые спорные территории (в том числе Даманский с расположенным там памятником советским пограничникам) были переданы китайской стороне.

СССР и развивающие государства

Все большее значение во внешней политике Советского Союза играли взаимоотношения с развивающимися государствами Азии, Африки и Латинской Америки. Еще в середине 1950­х годов складывается т.н. Движение неприсоединения. На его возникновение и дальнейшее становление оказывало влияние два важнейших общемировых процесса: крушение колониальных империй и продолжавшаяся холодная война. Неприсоединение означало поддержание самостоятель­ности молодых государств от центов биполярного мира - СССР и США, поэтому применительно к участником движения часто употребляется понятие «страна третьего мира». Идея неприсоединения не означала пассивности и отрешенности развивающихся государств от происходившего на меж­дународной арене или самоизоляции от стоявших перед всем человечеством глобальных проблем. Наоборот, объективно борьба народов за освобождение от колониального ига усиливала позиции СССР, добивавшегося переустройства международных отношений на принципах равноправия и взаимной безопасности. В силу этого Движение неприсо­единения потенциально являлось геополитическим союзни­ком СССР в деле укрепления политики мира и международного сотрудничества.

Совпадение целей в противостоянии неоколониалистской экспансии стран Запада способствовало укреплению позиций Советского Союза в странах «третьего мира». Одним из важ­нейших внешнеполитических партнеров в странах «третьего мира» становится Индия - вторая по численности населения страна мира, обладающая к тому же мощной экономикой и богатыми природными ресурсами. В 1971 г. между нашими странами был заключен договор о дружбе, обеспечивший прочную базу дальнейшего сближения двух народов. В ноябре 1982 г. состоялся официальный дружественный визит в СССР руководителя Индии Индиры Ганди, ставший значимым со­бытием всей международной жизни. Особую значимость креп­кие дружественные взаимоотношения с Индией для советской стороны придавали трудности, существовавшие между СССР и Китаем. В 1971 г. договор о дружбе был подписан с Египтом, а через год - Ираком, одной из крупнейших нефтедобываю­щих держав. Укреплялись связи с другим стратегическим импортером углеводородного сырья - Ираном, в котором в 1979 г. произошла антиамериканская исламская революция. География партнерских отношений СССР с развивающимися странами постоянно расширялась. Если к середине 1970-х годов Советский Союз имел договоренности о взаимодействии с 54, то в средине 1980-х - уже более чем с 70 государствами Азии, Африки и Латинской Америки.

Форпостом советского влияние в третьем мире служили развивающиеся государства, лидеры которых декларировали курс на социалистическое строительство. Так, в Западном полушарии, считавшимся в совсем недавнем прошлом «вот­чиной» США, Советский Союз успешно сотрудничал с Кубой. Кубинский лидер Ф. Кастро неоднократно бывал в СССР. СССР являлся важнейшим внешнеэкономическим партнером «Острова свободы» - в середине 1980-х годов оборот совет­ско-кубинской торговли составлял 5,84 млрд руб. Опыт кубинской революции оказал большое влияние на соседние народы. В 1979 г. рухнула военная диктатура в Никарагуа, где к власти пришли демократические и патриотические силы, возглавляемые Сандинистским фронтом национального осво­бождения. В том же году между СССР и Никарагуа были нормализованы дипломатические отношения и началось активное экономическое сотрудничество. В странах Африки развивалось экономическое и военно-политическое сотруд­ничество с такими странами социалистической ориентации, как Египет (до 1976 г.) и Сомали (до 1977 г.). После того, как в этих странах к власти пришли реакционные силы, важней­шим стратегическим партнером СССР в этом районе мира становится Эфиопия. Вскоре сюда из Сомали были перебро­шены советские военные базы, началась масштабная эконо­мическая помощь. На юге Африки о своем социалистическом выборе заявили Ангола и Мозамбик, получившие независи­мость в результате падения в 1974 г. фашистского режима в Португалии.

Надежным партнером СССР в Азии оставалась Сирия. В октябре 1980 г. между этими странами был заключен Дого­вор о дружбе и сотрудничестве, призванный служить укреп­лению их сотрудничества двух стран, делу достижения все­объемлющего справедливого мира на Ближнем Востоке. На Дальнем Востоке успешно развивались взаимоотношения с Вьетнамом. Позже в орбиту советского влияния вошли На­родно-Демократическая Республика Лаос, в которой в 1975 г. победила антимонархическая революция. В том же 1975 г. создались предпосылки установления дружеских отношений между Советским Союзом и Камбоджей, где был свергнут проамериканский марионеточный режим. Однако на волне народно-освободительного движения в Камбодже к власти пришел диктаторский режим «красных кхмеров». Угроза советскому влиянию в регионе отпала, когда под напором на­родного сопротивления маоистская диктатура Пол Пота и Иенг Сари рухнула, и было провозглашено создание дружественно­го СССР государства Народная Республика Кампучия. В фев­рале 1980 г. состоялся визит в Москву делегации НРК. В ходе него были подписаны советско-кампучийское заявление, со­глашения об экономическом, техническом, культурном и научном сотрудничестве, а также соглашение о торгово-эко­номических связях.

Уверенное проникновение Советского Союза в те регионы мира, которые совсем в не далеком прошлом являлись зоной безраздельного господства империалистических государств, вызвало озабоченность и реваншистские настроения на За­паде. В рамках стратегии «сдерживания и отбрасывания коммунизма» Соединенные Штаты предпринимали военные и дипломатические попытки свергнуть дружественные Совет­скому Союзу режимы в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Ника­рагуа и многих других странах. Советский Союз вынужден был принять геополитический вызов. Соперничество двух сверхдержав принимало форму то затухавших, то вновь обо­стрявшихся региональных конфликтов.

Символом американской политики, направленной против борьбы народов за независимость становится война во Вьетна­ме. При поддержке США в 1955 г. на территории Южного Вьетнама был создан марионеточный прозападный режим. Стремясь не допустить создания единого вьетнамского госу­дарства и распространения в регионе советского влияния, Америка вела постоянную борьбу против национально-освобо­дительных сил на юге Вьетнама, а в 1964-1968 и 1971-1972 гг. развязывает открытую агрессию против социалистического Вьетнама. СССР и другие страны социалистического содружест­ва оказали вьетнамцам действенную помощь. Американская агрессия закончилась полным провалом. В 1973 г. в Париже был подписан договор о прекращении войны во Вьетнаме, а в 1975 г. пал марионеточный режим в Сеуле. В 1978 г. Социа­листическая Республика Вьетнам становится членом СЭВ.

В 1967 г. Израиль, за спиной которого, как всегда, находи­лись США, нанес удар по Иордании, Сирии и Египту, оккупи­ровав свыше 68 тыс. кв. км. Под контролем захватчиков оказались Западный берег реки Иордан, Синайский полуост­ров вплоть до Суэцкого канала, некоторые другие территории. СССР решительно встал на сторону арабских государств. В «знак протеста против агрессии Израиля» в июне 1967 г. с ним были разорваны дипломатические отношения. В Сирию и Египет направились советские военные специалисты, рас­ширились поставки оружия. В октябре 1973 г. началась новая арабо-израильская война. В ходе военных действий Египет сумел ответить за унизительное для арабов поражение 1967 г. Египетская армия, используя советское вооружение и техни­ку, смогла форсировать Суэцкий канал и освободила его вос­точный берег. Миф о непобедимости вооруженных сил Израи­ля был серьезно поколеблен. Советский Союз и в дальнейшем последовательно отстаивал интересы подвергшихся агрессии государств и арабского народа Палестины, что способствовало росту его авторитета и влияния во всем арабском мире.

Крупнейшим очагом вооруженного противостояния двух сверхдержав становится Афганистан. Советское руководство в 1979 г. ввело в эту страну так называемый «ограниченный контингент» Советской армии. Существовавший в Афганис­тане режим X. Амина был свергнут. Сам Амин, который не без оснований подозревался в симпатиях к Китаю, был захва­чен в своем дворце спецподразделением КГБ «Альфа» и убит. К власти в Афганистане пришел поддержанный СССР Б. Кар- маль, начавший проводить экономические и политические реформы по образцу советских. Видя усиление позиций СССР в Афганистане, США стали активно снабжать оружием и де­ньгами афганскую вооруженную оппозицию, поддерживали ее информационно и политически. Помощь мятежникам ока­зывали также Китай, Пакистан, некоторые другие государства. В результате земля Афганистана стала ареной кровавой и продолжительной Гражданской войны. Участие СССР в аф­ганской Гражданской войне стоило советскому народу около 15 тыс. жизней, обернулось ростом внешнеполитической изо­ляции и колоссальными военными расходами.

Отдельные внешнеполитические просчеты и поражения не могли остановить поступательного развития взаимоотношений Советского Союза с государствами «третьего мира», многие из которых видели в сближении с нашей страной гарантию своей независимости и процветания. Благодаря содействию и без­возмездной помощи СССР возникли гидротехнические и вод­но-хозяйственные комплексы в Иране, Анголе, Тунисе; энер­гетические в Египте, горнодобывающие в Северном Йемене, Мали, Гвинеи-Бисау. Если к середине 1970-х годов в странах «третьего мира» советской стороной было построено или строи­лось 899 крупных промышленных и других народнохозяйс­твенных объектов, то к середине 1980-х годов число таких объектов приближалось уже к 4 тыс. Вопреки нередко звуча­щему со времени «горбачевской перестройки» ошибочному утверждению, что помощь развивающимся государствам ока­зывалась советской стороной в одностороннем порядке, в ущерб своим экономическим интересам, в действительности сотруд­ничество развивалось на взаимовыгодной основе. Проникно­вение СССР в стратегически важные регионы мира способст­вовало не только его военной безопасности, но и усилению веса в международной торговле, создавало новые рынки сбыта для советской промышленности. Укрепляясь в регионах с теплым климатом и богатыми природными ресурсами, СССР получал возможность обеспечить свою полную экономическую незави­симость, а в перспективе - экономить громадные средства на освоении собственных природных богатств, расположенных, как правило, в труднодоступных районах страны. В целом же, как подчеркивают некоторые современные авторы, советская политика в «третьем мире» вырабатывалась и осуществлялась исходя из реалий биполярного мира, расколотого на два вра­ждебных друг другу блока, и мало зависела от тех политико­идеологических штампов и оболочек, в которые она, по необ­ходимости, драпировалась.

Отношения с западноевропейскими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х гг. началась разрядка во взаимоотношениях между СССР и Францией. Президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л. И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ "Принципы сотрудничества между СССР и Францией".

Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Осенью 1969 г. на выборах в бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послужило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 г. В этом договоре были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы политические и экономические отношения двух стран развивались достаточно стабильно. Во второй половине 70-х гг. ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза.

Аналогично развивались отношения СССР с большинством других европейских и неевропейских стран. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений. Несмотря на то что экономические связи СССР и Японии были достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне. СССР так и не заключил с Японией мирного договора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в состоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония требовала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны. Советский Союз, в свою очередь, отказывался вести переговоры по этому вопросу.

В общем русле развития отношений между странами Западной Европы и СССР находились и отношения Москва - Вашингтон. Вторая половина 60-х гг. была омрачена войной США во Вьетнаме. В начале 1970 г., по мере уменьшения значения вьетнамского фактора и усиления советско-китайских противоречий, обе стороны пошли на серьезное улучшение отношений. Немаловажным фактором было и то, что американская администрация стремилась не отстать от Западной Европы, усиленно разыгрывающей "советскую карту".
1972 г. был годом важного поворота в советско-американских отношениях. Это было связано с визитом в мае президента США Р. Никсона в Москву. Начиная с этого времени и вплоть до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности и "согласия" между Соединенными Штатами и Советским Союзом. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках.

Пиком разрядки стало состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г. В июле - августе 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире.

За 1973-1976 гг. СССР и США обменялись визитами руководителей государств, в ходе которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз при росте товарооборота в целом между Востоком и Западом в 5 раз. Не имея возможности немедленно компенсировать импорт равным объ-. емом экспортных поставок, СССР прибег к долгосрочным кредитам и крупномасштабным соглашениям о сотрудничестве с западными фирмами. Советские руководители отдавали предпочтение ввозу последних образцов техники, поручая иностранным фирмам строительство целых заводов. Для американской администрации развитие такого обмена должно было иметь политически выгодные последствия: реальное включение Советского Союза в мировую экономику содействовало бы упрочению существующего мирового порядка; экономическая разрядка могла иметь своим продолжением и политическую либерализацию в СССР. Тем не менее Советскому Союзу не удалось получить статуса наиболее благоприятствуемой нации.

По инициативе сенатора Джексона американский конгресс связал предоставление этого статуса с обязательством советского правительства снять ограничения на эмиграцию советских граждан еврейской национальности. Советское руководство сочло требование неприемлемым. Однако этот инцидент"имел лишь символическое значение для экономики, поскольку таможенные препятствия не играли важной роли для страны, где цены на экспортную продукцию назначались независимо от ее себестоимости. В то же время ввоз современной техники в Советский Союз сильно тормозили запреты на поставку стратегического оружия в страны социалистического лагеря. Советско-американский торговый обмен развивался главным образом за счет массовых закупок Советским Союзом зерна. Несмотря на многочисленные плюсы от развития обмена между Востоком и Западом, в СССР зазвучали голоса против политики разрядки. Оппозиционное новому курсу течение заявило о себе уже в 1974 г.

В свою очередь, к концу 70-х гг. стало ухудшаться и отношение Запада к сотрудничеству с Востоком. Ярким проявлением этого процесса стал отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений (ОСВ-2) (подписанный в Вене в июне 1979 г.), а также "двойное решение" НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности, ввод советских войск в Афганистан. В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. США даже ввели в 1980 г. как санкции против советских действий в Афганистане эмбарго на поставки зерна в СССР. В средствах массовой пропаганды социалистических и капиталистических стран возобладали термины периода "холодной войны". Нагнетание международной обстановки происходило всю первую половину 80-х гг., вплоть до прихода к власти М. С. Горбачева.

1. Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг.

2. Перестройка в СССР и изменения в отношениях Востока и Запада.

3. Система международных отношений на рубеже веков.

На рубеже 70 - 80-х годов разрядка сменилась новым обострением международной напряжённости. Это было вызвано действиями СССР по укреплению своих позиций в мире. В 1975 - 1979 гг. СССР укрепил свои позиции в Африке за счёт Анголы, Мозамбика и Эфиопии, в Азии - за счет Камбожди, в Америке - за счет Никарагуа. Заметно выросли поставки советского оружия в Сирию и Ливию. В 1978 г. СССР разместил в Европе новый класс ракет СС-20, что изменило в пользу СССР баланс ядерных сил в Европе. В декабре 1979 г. СССР ввёл свои войска в Афганистан и установил там просоветский режим. Все эти действия СССР были расценены властями США как стремление советского руководства к мировому господству. На советские действия США ответили бойкотом Московской Олимпиады 1980 г. и установлением запрета на поставки в СССР продовольствия и новейшего оборудования. На более решительные действия президент Картер не решился.

Отношения между США и СССР ещё более обострились после прихода к власти в США Р. Рейгана , считавшего, что Картер ведёт себя слишком мягко. Рейган резко увеличил расходы на производство вооружения, рассчитывая экономически измотать СССР, чьё экономическое положение постоянно ухудшалось. В 1983 г. США начали разработку программы СОИ, которая предусматривала создание в космосе ракетно-ядерного щита для защиты США от советских ракет. Одновременно США развернули работу над созданием самолёта-невидимки «Стеллс». В 1981 - 1984 гг. США увеличили производство ядерных и обычных вооружений, усилили военную помощь оппозиции в Никарагуа, Афганистане, Анголе и Мозамбике.

На эти действия США СССР ответил размещением своих ракет в ГДР и Чехословакии, а в 1983 г. он прервал переговоры с США о сокращении стратегических вооружений и стал наращивать свой военный потенциал. Кроме того, между США и СССР развернулась настоящая идеологическая война. Обе стороны обвиняли друг друга в стремлении к мировому господству и заявляли о решимости предпринять всё, чтобы такого господства не допустить.

Одновременно с ухудшением отношений между сверхдержавами увеличилось число локальных конфликтов. В феврале - марте 1979 г. разразилась война между Китаем и Вьетнамом. В 1980 г. началась война между Ираном и Ираком из-за спорного участка приграничной территории. Она длилась до 1988 г. и завершилась безрезультатно, несмотря на крупные потери с обеих сторон. В 1982 г. произошла война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, спорной территории между двумя странами. В 1982 г. Израиль ввёл войска на территорию Ливана и захватил 30-километровую полосу вдоль израильско-ливанской границы, чтобы закрыть проникновение палестинских боевиков на свою территорию.


С середины 80-х годов в развитии международных отношений начался новый этап. Он был связан с приходом к власти в СССР нового руководства во главе с М. Горбачёвым , который сформулировал концепцию нового политического мышления, содержавшую новую философию внешней политики СССР. С 1985 г. Горбачёв выдвинул целую серию предложений по разоружению и по расширению сотрудничества между СССР и западными странами. Лидеры западных стран поначалу осторожно отнеслись к этим предложениям, считая их пропагандистским ходом. Однако советские инициативы получили широкую поддержку населения западных стран, что заставило политиков реагировать на предложения Горбачёва.

Одним из проявлений такой реакции стало возобновление советско-американского диалога на высшем уровне. С 1985 г. встречи руководителей СССР и США стали регулярными, на них лидеры сверхдержав обменивались своими взглядами по важнейшим международным проблемам и согласовывали позиции своих стран. Изменилось и содержание советско-американских отношений: от противоборства на международной арене СССР и США перешли к сотрудничеству и по целому ряду международных проблем занимали единую позицию. Это сотрудничество позволило в конце 80-х годов урегулировать локальные конфликты в Никарагуа и на юге Африки. Одновременно во второй половине 80-х годов активизировалось сотрудничество между СССР и США в экономической, научно-технической и культурной сферах. США начали оказывать СССР экономическую помощь, а также подтолкнули страны Западной Европы и Японию к увеличению такой помощи СССР.

Изменения в советско-американских отношениях позволили впервые в послевоенное время начать процесс разоружения. В декабре 1987 г. США и СССР подписали договор РСМД, по которому уничтожались ядерные ракеты средней и малой дальности, составлявшие более 4% всех ядерных вооружений . В июле 1991 г. США и СССР подписали договор СНВ-1, предусматривающий сокращение на 30 % стратегических наступающих вооружений. После распада СССР Россия продолжила курс на разоружение. В январе 1993 г. США и Россия подписали договор СНВ-2. 2003 г. США и Россия подписали договор СНВ-3, который не был ратифицирован. Но в 2009 г. был подписан новый договор о сокращении числа ядерных зарядов. Одновременно началось сокращение и других видов вооружений. В 1990 г. было подписано соглашение между НАТО и ОВД о сокращении обычных вооружений в Европе примерно на 2/3. В 1993 г. более 150 стран подписали соглашение по химическому оружию. Оно вступило в силу в 1997 г. и предусматривает ликвидацию химического оружия в течение 10 лет.

Перемены во внешней политике СССР позволили вывести на новый уровень общеевропейский процесс. В 1989 г. СССР отказался от подавления антикоммунистических революций в странах ЦЮВЕ и позволил им проводить самостоятельную внешнюю политику. СССР также не стал противиться объединению Германии, которое произошло 3 октября 1990 г. В ноябре 1990 г. в Париже была принята Хартия для новой Европы, в которой ОВД и НАТО обязались строить отношения на основе партнерства и дружбы. В июне-июле 1991 г. были распущены СЭВ и ОВД. Таким образом, завершился раскол Европы надвое, снизился уровень военного противостояния и появились возможности для создания единой Европы.

В 90-е годы произошли серьёзные изменения в расстановке сил на международной арене. После распада США стали безоговорочным мировым лидером. Многие страны мира в своей внешней политике стали ориентироваться на США, что позволяло США добиваться принятия в ООН выгодных для себя решений. Одновременно США всё чаще начали диктовать свои условия разным странам мира и даже вводили через ООН санкции против стран, чья политика не устраивает Вашингтон. США стали все чаще использовать силу для укрепления своих позиций в мире (операция «Лис в пустыне» против Ирака в 1998 г., военная операция НАТО против Югославии в 1999 г., разгром движения Талибан в Афганистане в 2001 г., свержение иракского режима в 2003 г.). Стремление США к мировой гегемонии вызвало недовольство среди других стран. В 90-е годы многие специалисты считали, что Россия, Китай или страны ЕС станут противовесом США на международной арене. Но на сегодняшний день ни одна из этих сил так и не смогла стать таким противовесом.