Развитие трудовых отношений в советский период. Начало становления советского трудового права В этом отношении советское трудовое право было мощным катализатором борьбы рабочего класса капиталистических стран за свои права, способствовало осуществлению та

В основу Кодекса были положены Основы законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г., проверенные временем нормы ранее действовавшего КЗоТ,вводилось много нововведений.Примечательно, что основные трудовые и социальныеправа и гарантии граждан были последовательно подтверждены принятой позже Конституцией 1977 г.Кодекс аккумулировал нормы, направленные на повышение производительности труда, защиту трудовых правработников, укрепление трудовой и производственнойдисциплины, содержал гарантии трудовых прав граждан.Кодекс расширяет понятие права на труд включением в него также права на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учитывая также общественные потребности.

В отношении трудового договора:разрешается устная и письменная форма его заключения;

заключением трудового договора признается фактическое допущение работника к работе;

расторжение трудового договора с обязательной выдачей трудовой книжки работнику было обязательнымдля администрации после истечения двухнедельногосрока со дня подачи заявления об увольнении, однакоуволить работника ранее истечения данного срока администрация также не имела права.Гарантии трудовых прав работников выражались в том, что КЗоТпредоставлял работнику право по договоренностис администрацией устанавливать неполный рабочий день

или неполную рабочую неделю, при этом за работникомсохранялись все трудовые и социальные права и гарантии;предусматривал предоставление дополнительных отпусков в качестве компенсации за выполнение государственных и общественных обязанностей;устанавливал право работников обжаловать в народный суд решение ряда незаконных действий администрации (невыдача трудовой книжки и отказ в расчете послеувольнения);устанавливал льготы для женщин, молодежи, для лиц,совмещающих работу с обучением.На защиту прав работников была направлена деятельность профсоюзов, которые осуществляли надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, отимени трудового коллектива заключали коллективные договоры на предприятиях, вместе с администрацией решали вопросы труда и заработной платы.Комиссии по трудовым спорам рассматривали конфликты работников с администрацией.

158. С октября 1980 года приняты Основы законодательства об административных правонарушениях. Они, «в отличии от ранее действовавшего законодательства содержат прежде всего общие разграничительные линии компетенции Союза ССР и союзных республик в области правотворчества об административных правонарушениях». В целях обеспечения единства отраслевого правового регулирования к ведению Союза относились вопросы определения принципов и установление общих положений административно-деликтного законодательства. Закрепленные союзным законодателем принципы и общие положения воспроизводились в кодексах союзных республик об административных правонарушениях, дополнительно конкретизировались и детализировались республиканским законодателем. Кроме того, Основами к исключительному ведению Союза ССР относилось установление административной ответственности за нарушение отдельных правил, условно которые можно подразделить на группы, связанные: 1) с обеспечением пограничного режима; 2) с паспортной системой и воинским учетом; 3) с приобретением, хранением и использованием объектов, гражданский оборот которых ограничен; 4) с безопасностью и пользованием средств транспорта; 5) с учетом, статистикой, стандартизацией и качеством продукции. Регламентация вопросов административной ответственности по части из них и ранее относилось к прерогативам союзного государства. Например, правила безопасности движения и пользования средствами железнодорожного, воздушного, морского транспорта, правила воинского учета, пограничного режима, таможенные правила и правила по борьбе с контрабандой. Некоторые из правил, установление административной ответственности за нарушения которых ранее производилось на республиканском уровне, с принятием Основ составили исключительную компетенцию Союза. В частности это правила паспортной системы, правила по охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инфекционных болезней, правила дорожного движения, правила приобретения, хранения и использования оружия, взрывчатых, радиоактивных веществ. Исключительное ведение союзного законодателя пополнилось вопросами установления правил, ответственность за нарушение которых прежде законодательством не предусматривалась. Среди них можно назвать правила по стандартизации и качеству продукции, выпуску в обращение и содержанию средств измерений, пользованию ими, правила по учету и статистике. Союзному законодателю Основами законодательства об административных правонарушениях предоставлялась также возможность определять порядок рассмотрения дел об отдельных видах правонарушениях, административная ответственность за которые устанавливалась общесоюзным законодательством. Перечисление в Основах предметов ведения Союза ССР исключало возможность принятия по данным вопросам правовых актов союзных республик. Указом Президиума Верховного Совета СССР о введении в действие Основ законодательства об административных правонарушениях предусматривался временный характер действия принятых ранее республиканских законодательных актов по вопросам, которые с изданием Основ составили исключительное ведение союзного законодателя. В тоже время, положения о разграничении нормотворческой компетенции не гарантировали самостоятельность республиканскому законодателю в вопросах административно-деликтного правотворчества. Перечень предметов ведения Союзного государства в Основах сформулирован неисчерпывающим образом, что позволяло органам государственной власти Союза принимать к своему рассмотрению практически любые вопросы, «имеющие общесоюзное значение». Указанные отраслевые нормы основывались на положениях статьи 73 действовавшей в то время Конституции СССР. В соответствии с ними к ведению союзного государства в лице его высших органов государственной власти и управления могло быть отнесены не только перечисленные в указанной статье вопросы, но и иные, имеющие общегосударственное значение. Свидетельством эфемерности установленных Основами законодательства об административных правонарушениях границ, разделяющих союзную и республиканскую нормотворческую компетенцию, также являются положения, устанавливающие вопросы ведения союзных республик. В соответствии с Основами предполагалось, что ведению республик в составе союзного государства подлежит административно-деликтное законодательство, за исключением вопросов, находящихся в ведении союзного законодателя. Это при том, как уже отмечалось, что пределы ведения последнего практически не ограничивались. Поскольку Основы неисчерпывающим образом определяли нормотворческую компетенцию союзного государства, то теоретически не исключалась возможность изъятия из республиканского ведения любых вопросов по установлению административной ответственности, если таковые союзным законодателем признавались имеющими «обще-союзное значение». Основы законодательства об административных правонарушениях производили разграничение нормотворческой компетенции между Союзом ССР и союзными республиками не только по определению ответственности за конкретные виды правонарушений (частной административной деликтации), но и по установлению отдельных видов административных взысканий (административной пенализации). В статье 12 Основ, содержащей перечень применяемых за совершение административных правонарушений взысканий, вводилось ограничение для республиканского законодателя на установление отдельных из них. Исключительно союзными законодательными актами могли предусматриваться такие виды административных взысканий, как административный арест, административное выдворение из пределов СССР иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений. Такие административные взыскания, как возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, исправительные работы могли устанавливаться как союзным, так и республиканским законодателем. Основами закреплялась структура законодательства об административных правонарушений, определялась форма правовых актов, принимаемых общесоюзными и республиканскими органами государственной власти и управления в соответствии с их компетенцией, устанавливалось соотношение правовых актов Союза ССР и союзных республик по юридической силе. Административно-деликтное законодательство составляли Союзные Основы и республиканские кодексы об административных правонарушениях, иные законодательные акты Союза ССР и союзных республик, а также постановления Совета Министров СССР и советов министров союзных республик. Основы законодательства об административных правонарушениях предоставили республиканским органам государственной власти и управления принимать свои правовые акты только в соответствии с законодательными актами Союза ССР, в число которых относились акты Верховного Совета СССР и его Президиума, Совета Министров СССР. Тем самым законодательство союзной республики об административных правонарушениях не могло противоречить ни союзным законам, ни указам Президиума Верховного Совета СССР, ни постановлениям Совета Министров СССР. Недопустимость противоречия республиканского отраслевого законодательства союзным законодательным актам основывалась на положениях статьи 74 Конституции СССР, согласно которой в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом, действовал закон СССР. В соответствии с Основами законодательства об административных правонарушениях в союзных республиках принимались собственные кодифицированные акты, в которых республиканский законодатель определял административно-деликтную нормотворческую компетенцию органов власти и управления входящих в союзную республику автономных образований - автономных республик, автономных округов и автономных областей, и административных образований - краев, областей, городов республиканского подчинения, а также районов, городов, районов в городе. Предоставленное Основами законодательства право союзных республик самостоятельно устанавливать круг вопросов, по которым местные органы власти наделялись возможностью устанавливать административную ответственность за нарушение их решений, на практике использовалось республиканским законодателем не активно. Кроме того, оно в значительной мере ограничивалось законодательными актами союзного государства. В качестве примера следует привести Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». В нем признавалось целесообразным (что республиканским законодателем, как правило, воспринималось равнозначным обязанности, требующей беспрекословного исполнения) ограничить законодательством союзных республик круг вопросов, по которым местные органы государственной власти могут предусматривать административную ответственность за нарушение их решений. Причем предполагалось, что названные органы могли предусматривать в своих правовых актах только один вид административного взыскания - штраф. Устанавливалось, что правом издания таких актов наделялись только Советы народных депутатов, за исключением принятия решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями, по которым допускалось также правовое регулирование исполнительных комитетов соответствующих Советов. Несмотря на то, что Основы законодательства об административных правонарушениях были изданы значительно позже указанного документа, республиканский законодатель осуществлял регулирование отраслевой нормотворческой компетенции местных органов власти и управления в соответствии с названными «рекомендациями». В кодифицированном законодательном акте об административных правонарушениях российский законодатель определил в разных статьях пределы отраслевой компетенции входящих в Россию автономных республик и местных органов государственной власти и управления административных образований. При этом вопросы ведения автономных республик и органов государственной власти краев, областей, городов республиканского подчинения, автономных областей и автономных округов практически не отличаются. Им предоставляется право принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы Кодексом РСФСР, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями. В их компетенцию включалось установление некоторых правил, за нарушение которых в соответствии с Кодексом РСФСР наступает административная ответственность. К ним относились правила охоты и рыболовства, правила осуществления других видов пользования животным миром, правила по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил, правила благоустройства городов и других населенных пунктов, правила торговли на колхозных рынках. За исключением Советов народных депутатов автономных округов было предоставлено также право устанавливать правила эксплуатации судов, правила пользования маломерными судами и некоторых других. Компетенция нижестоящих советов народных депутатов и их исполнительных комитетов ограничивалась принятием решений, предусматривающих за их нарушение административную ответственность, по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями, а также установлением ветеринарно-санитарных правил, административная ответственность за нарушение которых определялась республиканским законодательством. Положения Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, определяющие нормотворческую компетенцию, не подвергались пересмотру после принятия Съездом народных депутатов РСФСР Декларации о государственном суверенитете, подтверждения парламентариями отмены Договора об образовании СССР и утверждения Соглашения о создании СНГ, подписания Федеративного договора в 1992 году, инкорпорации положений договора в действующую в то время Конституцию России 1978 года, вступления в силу федеральной Конституции 1993 года и в большей своей части не действуют. Остались формально не отмененными нормы Кодекса, закрепляющие компетенцию СССР как союзного государства в области законодательства об административных правонарушениях. Фактически указанные нормотворческие полномочия перешли к Российской Федерации, приобретшей государственный суверенитет после прекращения союзного государства. Не претерпели изменений положения Кодекса об административных правонарушениях, распределяющие отраслевую нормотворческую компетенцию органов государственной власти входящих состав России образований после подписания Федеративного договора и его инкорпорации в федеральную Конституцию. Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года, как известно, представляет собой три отдельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации, с одной стороны, и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области, автономных округов, с другой. Концептуально все три договора имеют единую структуру регламентации нормотворческой компетенции. В них вычленяется исключительное ведение федеральных органов власти, определяются сферы совместного их ведения с органами власти входящих в Российскую Федерацию образований. Регламентация остальных вопросов отнесена к исключительному ведению последних. Тем самым практически воспроизводится концепция рамочного разграничения компетенции, которая и ранее содержалась в подавляющем большинстве Основ законодательства Союза ССР и союзных республик. На первый взгляд такой подход является достаточно логичным. Сложности возникают при рассмотрении вопроса о структуре законодательства, поскольку при этом особое значение приобретают положения Федеративных договоров, по-разному закрепляющих нормотворческую компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и ее составляющих образований (в зависимости от вида этих образований) применительно к отраслям законодательства. Иными словами, в договорах объем исключительной компетенции федеральных органов в некоторых отраслях законодательства определялся неединообразно, а отличался в зависимости от того, когда речь шла обо всех составляющих федерацию образованиях либо только о входящих в нее республиках, либо краях, областях, городах федерального значения и автономных образованиях. В последнем случае он намного шире. Если административное законодательство во всех трех Договорах указывается как предмет совместного ведения федеральных и региональных органов власти, то в отношении административно-процессуального законодательства при разграничении нормотворческой компетенции прослеживается двойственный подход. По договору с республиками оно относится к совместному ведению федеральных и республиканских органов государственной власти (подпункт 1 «и» статьи II Договора с республиками), а по договорам с краями, областями, городами федерального значения и автономными образованиями - составляет предмет исключительного ведения органов государственной власти Российской Федерации (подпункты 1 «о» статей I соответствующих договоров). Тем самым вводится различный правовой режим издания и действия административно-процессуаль-ных норм в российском общегосударственном пространстве. На территории республик, входящих в состав России, регламентация соответствующих отношений составляет сферу совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и этих республик, и производится федеральными и республиканскими законами. На территории краев, областей городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов и автономной области по указанным вопросам должны действовать исключительно федеральные законы. Аналогичным образом в Федеративных договорах распределяется нормотворческая компетенция в областях трудового, семейного законодательства и законодательства об интеллектуальной собственности. Это также усложняет разграничение отраслевой нормотворческой компетенции при установлении административной ответственности за правонарушения в указанных сферах общественных отношений. Вызванное политическими мотивами многослойное членение нормотворческой компетенции в Федеративном договоре вряд ли может быть оправдано с точки зрения формирования единой системы законодательства Российской Федерации. «Ситуация усугубляется тем фактом, - указывает С.В. Поленина, - что Федеративные договоры предопределили не только отнесение отраслей законодательства либо к сфере исключительной компетенции федерации, либо к области ее совместного ведения с входящими в нее субъектами. Они предусмотрели в последнем случае и форму (а тем самым косвенно и содержание) издаваемых федерацией нормативных актов». Таким образом, следуя положениям Федеративного договора, форма федеральных законодательных актов должна различаться в зависимости от того, на территории каких входящих в федерацию образований предполагается действие этих актов и каким образом разграничена нормотворческая компетенция федеральных и региональных органов государственной власти. По отраслям законодательства, входящим в исключительное ведение федеральных органов власти, российский законодатель вправе принимать правовые акты в любой форме - основы законодательства, кодексы, законы, поскольку Федеративный договор не регламентирует вопросы определения правовой формы, посредством которой реализуется ведение органов государственной власти Российской Федерации. В пределах совместного ведения федеральный законодатель вправе принимать только Основы законодательства, в соответствии с которыми республики, края, области, города федерального значения могли осуществлять собственное правовое регулирование, принимая свои правовые акты, а республики - в том числе и законы (пункт 2 статьи II Договора с республиками, Договора с краями, областями, городами федерального значения). По вопросам совместного ведения федеральный законодатель наделялся правом издавать, наряду с Основами, кодексы и иные законы, но их действие должно было ограничено исключительно территориями входящих в Россию автономных образований. В соответствии с этими федеральными актами органам власти автономной области и автономных округов также предоставлялось право принимать собственные правовые акты. При этом последние должны были руководствоваться, кроме того, также договорами с краями, областями, в состав которых они входят (пункт 2 статьи II Договора с автономными образованиями). Столь усложненное распределение нормотворческой компетенции предполагало создание не менее сложной структуры законодательства Российской Федерации. Таким образом, федеральный законодатель получил возможность издавать Основы законодательства об административных правонарушениях, действующие на всей территории государства, поскольку административное законодательство по всем трем договорам отнесено к совместному ведению.

159. Настоящий Указ вводится в действие с 1 января 1982 года. Жилищный кодекс РСФСР принят в 1983 г. Жилищ­ный кодекс включает почти все жилищно-правовые нормы, содержавшиеся ранее в ГК РСФСР (глава "Наем жилого по­мещения"), а также содержит много новых норм, соответ­ствующих периоду принятия Кодекса и введения его в дей­ствие. В разд. 1 "Общие положения" ЖК РСФСР содержатся нормы, закрепляющие право граждан на жилище, опреде­ляющие задачи жилищного законодательства, дано опреде­ление жилищного фонда. В ЖК РСФСР включены в определенной последователь­ности и системе нормы, регулирующие разнообразные жи­лищные отношения: обеспечение граждан жилыми помеще­ниями и пользование ими: управление жилищным фондом и обеспечение его сохранности, надлежащей эксплуатации; ответственность за нарушение жилищного законодательства и др. Жилищный кодекс является наиболее полным и коди­фицированным законодательным актом, регулирующим до­статочно полно и конкретно соответствующие жилищные отношения в России, в нем собраны воедино правовые нор­мы, систематизированные по отдельным институтам жилищ­ного законодательства. В то же время надо отметить, что в настоящее время мно­гие нормы ЖК РСФСР в значительной мере устарели и долж­ны применяться в части, не противоречащей Закону об осно­вах федеральной жилищной политики, а также другим, более поздним законодательным актам Российской Федерации. Прежде всего нормы ЖК РСФСР регулируют в основ­ном отношения, складывающиеся в связи с пользованием жилыми помещениями в государственном и общественном жилищных фондах. Вопросам регулирования жилищных от­ношений в частном и других жилищных фондах в Кодексе уделяется практически очень мало внимания, в нем не на­шли отражения появившиеся в последнее время разнооб- разные формы приобретения жилья в собственность, формы содействия гражданам со стороны государства в приобрете­нии жилья (компенсации, субсидии и т. п.). За время, про­шедшее после принятия Кодекса, был издан целый ряд но­вых жилищных законов, появились новые понятия, которые не включены в Кодекс (например, понятия "частный жилищ­ный фонд", "приватизация" и др.). Сохраняют в определенной мере свое действие Осно­вы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1981 г. В свое время Основы послу­жили правовой базой для разработки и принятия жилищных кодексов союзных республик, в том числе ЖК РСФСР. Осно­вы представляют собой кодифицированный жилищно-пра­вовой акт, включающий основные, наиболее важные жилищ­но-правовые нормы. Основы жилищного законодательства действуют в настоящее время только в той части, в какой они не противоречат Конституции РФ 1993 г., Закону об ос­новах федеральной жилищной политики, ГКРФ, иным зако­нодательным актам, действующим в установленном порядке на территории Российской Федерации. Например, продол­жают оставаться в силе нормы Основ, определяющие пред­мет регулирования жилищного законодательства ("жилищ­ного отношения"), основные правила организации учета граж­дан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предо­ставления жилых помещений в государственном и общест­венном жилищных фондах и др

Развитие этой отрасли права определялось, с одной стороны, социалистическим характером государства, с другой - необходимостью обеспечить народное хозяйство трудовыми ресурсами.

В условиях ликвидации безработицы и складывающегося дефицита рабочей силы огромное экономическое значение имело привлечение к производительному труду женщин. Так, в Азербайджане в 1931 г. были изданы постановления правительства, возложившие на ведомства обязанность немедленно выявить профессии и должности, на которых возможно применение женского труда, и принять меры к замещению их женщинами. Специальным постановлением 1932 г. руководителям сельскохозяйственных предприятий Азербайджана предписывалось достигнуть определенного уровня применения женского труда.

2 октября 1940 г. Был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», на основании которого разворачивалась сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном распоряжении правительства. Было признано «необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения.....установить, что все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР »

В 1938 г. началась реализация третьего пятилетнего плана. Ради его выполнения государство в максимальной степени расширило свою власть над обществом. Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. вводились единые трудовые книжки. В трудовые книжки вносились сведения о занимаемой должности, поощрения и взыскания. Но фактически их введение преследовало ту же цель, что и введение паспортов, - прикрепление работников к их рабочим местам. В январе 1939 г. изменилось понятия «прогул»: отныне им считалось любое опоздание на 20 минут.

10 июня 1940 г. последовал Указ Президиума Верховного совета «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». За эти правонарушения директора, главные инженеры, начальники отделов наказывались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. Через 16 дней Президиума Верховного совета СССР принял указ «О переходе на 8-часовой рабочий день, на семидневную неделю и запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». За самовольный переход с одной работы на другую устанавливалась уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. За опоздание на работу более чем на 20 минут следовало наказание исправительно-трудовыми работами до 6 месяцев. За первый месяц его действия было возбуждено 100 тыс. дел о нарушении трудовой дисциплины, за следующие полтора месяца - 900 тыс.

С октября 1940 г наркоматы и администрации предприятий, в соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных работников с одних предприятий и учреждений в другие» получили право переводить работников на другие виды работ и даже в другую местность без их согласия.

Жесткие трудовые условия устанавливались и для колхозников. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» обязательная норма увеличивалась со 100 до 120 трудодней. Не выполнивших норму людей отдавали под суд. Эти и ряд других решений СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС существенно ухудшили правовое положение советских людей. Кодекс о труде фактически был отменен. Работа оказалась сведена к трудовой повинности, осуществляемой под принуждением государства. Все это было обусловлено логикой тоталитарной системы, при которой интересы государства ставились выше социально-бытовых проблем простых людей.

В первые, же дни своего существования Советская власть устанавливала, как исходный момент формирования законодательства о труде, основные требования рабочего класса: 8-ми часовой рабочий день, полное социальное страхование за счет нанимателя, полную охрану труда и т.д. Подобное законодательство преследовало скорее политические, нежели практические цели и носило в целом декларативный характер.

Дальнейший этап развития законодательства о труде соответствует периоду военного коммунизма и основным нормативным актом данного периода является Кодекс законов о труде, опубликованный 10 декабря 1918 г. «Постановления Кодекса законов о труде распространяются на всех лиц, работающих за вознаграждение, и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (советских, общественных, частных и домашних), а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение». В основу метода правового регулирования первый КЗоТ 1918 г. закладывал принцип всеобщей трудовой повинности.

Регулирование условий труда иных категорий работников, не подпадавших под действие данного Кодекса, также осуществлялось преимущественно императивными методами в централизованном порядке: условия труда в создаваемых или поддерживаемых советскими учреждениями коммунальных хозяйствах (сельскохозяйственных или иных коммунах) - особыми постановлениями Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета Народных Комиссаров, инструкциями Народных Комиссариатов земледелия и труда; Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 47с. условия труда земледельцев на землях, предоставляемых им в пользование, - Кодексом законов о земле; условия труда самостоятельных ремесленников - особыми постановлениями Народного Комиссариата Труда.

Характерной чертой трудового законодательства того периода было то, что регулирование всех условий труда, в частности, размера вознаграждения за труд, совершалось жестко установленными нормами, издаваемыми в порядке декретов и предписаний государственными и отчасти профсоюзными органами. Вместе с тем наблюдалось полное отсутствие договорных соглашений об условиях труда как между отдельными трудящимися и администрацией, так и между администрацией и профсоюзами. Многие нормы трудового законодательства этого периода имели только декларативное значение. Так, например, далеко не всегда осуществлялись на практике нормы, ограничивающие применение сверхурочных работ, гарантирующие предоставление ежегодного обязательного отпуска и т.д.

Подобная сложная политическая и экономическая обстановка в стране, характер трудового законодательства и вытекающая отсюда практика трудовых отношений не позволили выработать какую-либо теоретическую концепцию предмета трудового права данного периода.

Последовавший далее переход к новой экономической политике, установившей свободу товарооборота, привел и к свободе распоряжения своим трудом. Стабилизация экономических и социальных отношений создали благоприятную почву для научных исследований в области трудового права. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 48с.

Кодекс законов о труде РСФСР, принятый четвертой сессией ВЦИК 9 созыва 30 октября 1922 г., в вопросе о сфере действия исходил из той же позиции, что и КЗоТ 1918 г. Постановления Кодекса распространяются «на всех лиц, работающих по найму, в том числе и на дому (квартирников), и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (государственных, не исключая и военных, общественных и частных, в том числе и раздающих работу на дом), а также для всех лиц, применяющих чужой наемный труд за вознаграждение».

Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложных проблем. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и флота особенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, на транспорте, в строительстве и на селе. Это обстоятельство не могло не вызвать к жизни правовых норм, по-новому регулирующих возникновение и прекращение трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государство было вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность.

Администрации предприятий и учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от одного до трех часов в день. Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 48-49с.

Были выпущены постановления, материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особо важных областях народного хозяйства. К ним следует отнести постановления о заработной плате поездных и маневровых бригад железнодорожного транспорта, работников угольных шахт, МТС и др.

С окончанием войны были ликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военного времени. Указом Президиум восстанавливались с 1 июля 1945 г. очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись ежедневные обязательные сверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации граждан на работу в различные отрасли народного хозяйства.

В четвертом пятилетнем плане предусматривалась система мероприятий по механизации производства, совершенствованию оплаты труда, улучшению жилищных и бытовых условий, охране труда.

В 1964 г. на базе Основ гражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзных республик.

Трудовое право развивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целях повышения уровня материального положения граждан, обеспечения их социальных прав.

В 1955 - 1958 гг. была повышена заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. в среднем на 21% была повышена заработная плата работникам просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и других отраслей, обслуживающих население. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 51-52с.

Проводились меры по переходу на сокращенный рабочий день. В первую очередь были переведены рабочие и служащие каменноугольной, горнорудной, металлургической промышленности, а также коксохимических предприятий.

Развитие отрасли трудового права определялось Конституцией, Основами законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г., кодексами о труде союзных республик, текущим законодательством.

Большие меры проведены по упорядочению заработной платы, с общей тенденцией к ее увеличению. В 1968 г. повышен минимальный уровень заработной платы (до 70 руб.). В 70-х гг. введены новые условия оплаты труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства для работников массовых профессий и специальностей, непосредственно обслуживающих население (медсестер, продавцов, библиотекарей и т.п.). Повышена оплата труда для многих работников производственных отраслей (в черной и цветной металлургии, угольной и текстильной промышленности, на железнодорожном транспорте).

Конец XX века ознаменовался бурным развитием трудового законодательства России, было принято несколько основополагающих законов: Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в РСФСР"9, Закон РСФСР от 11 марта 1992 года № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях"10, Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 52-53с. Федеральные законы от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"11, от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"12, от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Перестройка с ее экономическими и идеологическими преобразованиями потребовала кардинального пересмотра не только отдельных норм трудового законодательства, но и самой концепции отрасли. Появление нового типа работодателей - коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей обусловило необходимость отказа государства от вмешательства в хозяйственную деятельность работодателей, в том числе и в сфере регулирования отношений наемного труда. С другой стороны, следовало решить задачу сохранения достигнутого уровня социальной защищенности трудящихся.

Переходный период от социалистического КЗоТ к рыночному Трудовому кодексу ознаменовался поиском новых механизмов правового регулирования трудовых отношений, который не всегда приводил к удачным решениям. В этот период принимаются отдельные нормативные правовые акты, устанавливающие особенности регулирования труда в новых условиях хозяйствования. Развитию арендной формы организации труда сопутствовало появление новой модели правового регулирования трудовых отношений.

Четвертый в истории России Трудовой кодекс был принят 30 декабря 2001 года и вступил в действие с 1 февраля 2002 года. Работа над его проектом заняла около 10 лет. Первоначальный проект был опубликован для широкого обсуждения с целью учета интересов всех заинтересованных субъектов - работников, работодателей, профсоюзов. За этот период Россией было ратифицировано несколько важнейших конвенций Международной организации труда (в частности, Конвенция № 81 "Об инспекции труда", Конвенция № 150 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация", Конвенция № 156 "О равном обращении и равных возможностях трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", Конвенция № 155 "О безопасности и гигиене труда в производственной среде") и новый Кодекс изначально создавался с учетом принципов и положений международного трудового права.

По истечении года жизни России по новому Трудовому кодексу все стороны констатировали: документ реально работает, однако практика выявила необходимость усовершенствования отдельных его положений. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов/ В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 53-54с.

Курс на либерализацию законодательства о труде был взят начиная с середины 50х, когда был отменен указ, устанавилвавший уголовную ответственность за самовольный уход с предприятия и за прогул без уважительных причин. За это вновь вводилась дисциплинарная ответственность.

В 1956 был принят закон СССР "О государственных пенсиях" в соотвествии с которым для рабочих и служащих утсанвливались единые критерии для назначения пенсий по старости (60 для мужчин 55 для женщин) , трудовой стаж соответственно 25 и 20 лет.Также устанавливались пенсии в случае потери кормильца и т.д.

К 1960 все рабочие и служащие в СССР были переведены с 8 часвого на 6 и 7 часовой (в зависимости от отрасли экономики) .

Формально КЗоТ РСФСР 1922 оставался действующим актом, но одновременно с ним действовало множество других актов, нередко противоречивших актов. Множественность и бессистемность трудоправовых актов стали основными предпосылками для новой кодификации законоадетлсьтва о труде.

Результатом этой работы стал общесоюзныйакт - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принчтый 1970 г и вступивший в силу 1 января 1971. В части, не противоречившей ТК РФ, Основы действовал до 2006 г.

В основах законодательства о труде был заложен принцип разграничения компетенции союза и союзных республик в области правового регулирования труда рабочих и служащих.

На базе союзных Основ позднее были подготовлены республиканские кодексы о труде, в том числе и КЗоТ РСФСР, утвержденный 1 дек 1971. КЗоТ был предшественником современного ТК РФ и действовал до его вступления в силу, т.е. до 2002 года.

Как и другие акты, Основы 1970 и КЗоТ 1971 носили классовый характер, базировались на окммунистической идеологии. В начале этих законов была размещена преамбул, в ней акцентировалось внимание на том, что в социалистическом обществе, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых, осуществляется всеобщность труда для всех трудоспособных членов общества и всем гражданам обеспечивается возможность трудится. Также говорилось, что в ССР действует принцип социализма: от каждого по его способности - каждому по его труду, труд является обязанностью и моральнымд олгом каждого способного к труду гражданину по принципу: кто не работает, тот не ест

КЗоТ расширил юр гарантии работникам, установив ряд новых правил - гарантии при приеме на работу, гарантии от незаконных удержаний из заработной платы, последствия незаконного увольнения работников и прч.

После принятия КЗоТ 1971 в сфере труда были приняты важные нормативные акты, развивавшие положения Кодекса. :

  • Положение о правах просоюзного комитета предприятия, учреждения, организации
  • Положение о опорядке рассмотрения трудовых споов
  • Положение о мат ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.

Также Конституция 1977 года закрепляла следующие рпава граждан - право на отдых, на охрану здоровья, здоровые и безопасные условия труда и пр.

В советском трудовом законодательстве имели место и недостатки - согласно КЗоТ стороной трудовых отношений от лица работодателя в отличие от КЗоТ 1922 действующего ТК могли выступать лишь юр лица. Тем самым законодателем подчеркивалась невозможность в условиях социализма установления трудовых отношений с работодателем-физическим лицом(частным нанимателем)

В СССР в рассматриваемую эпоху проводилась политика полной занятости населения, поэтому право на труд сопровождалось обязанностью трудиться.

Лица, злостно уклонявшиеся от выполнения решения исполкома советов о трудоустройстве, привлекались к уголовной ответственности за "тунеядство", санкция которой предусматривало лишение свободы на срок до 1 года.

Работник в любое время мог растрогнуть трудовой договор с работодателем, если он был заключен не наопределнный срок. СРочный же трудовой договор работник мог расторгнуть толькопри наличии уважительных причин.

В советскую эпоху, труд членов колхозов регулировался не трудовым, а специальным законодательством. В 1969 был принят новый "Примерный устав колхоза" (он заменил Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935)

Этим актом были расширены права колхозников в распределнии доходов, в планировании деятельности колхоза, закреплялся новый принцип оплаты труда членов колхозов - ежемясечное авансирование колхозников в счет окончательного распределния доходов, производившегося в конце хозяйственного года.

С установлением советской власти в октябре 1917 г. в условиях третьего этапа Великой российской революции (октябрь 1917 - 1922 г.) начался новый этап развития отечественного трудового права. Отныне Россия провозглашалась Республикой труда. Профсоюзы должны были стать партнером власти и отвечать за политику в области стимулирования труда путем заключения коллективных договоров между администрацией и рабочими организациями.

Одним из первых актов нового правительства стал Декрет Совета Народных комиссаров РСФСР от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне», которым было установлено понятие рабочего времени (время, в течение которого согласно договору найма рабочий обязан был находиться на предприятии для исполнения работ). Нормальное рабочее время не должно было превышать восьми рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю. Декрет не разрешал привлекать женщин и несовершеннолетних к сверхурочным работам. Виновные в нарушении настоящего закона карались по суду лишением свободы на срок до одного года.

В принятой III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа была введена всеобщая трудовая повинность, что было подтверждено в первой Конституции РСФСР. Труд был объявлен обязанностью всех граждан республики, и был провозглашен лозунг: «Не трудящийся да не ест» (ст. 18). Трудовая повинность как мера принуждения к труду распространялась сначала на «эксплуататоров», а затем на другие слои населения, в том числе и на самих рабочих.

Первым советским кодифицированным актом в сфере труда стал Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ), принятый 10 декабря 1918 г. Действие Кодекса распространялось на всех лиц, работающих за вознаграждение. Все действующие и вновь издаваемые постановления по вопросам труда, а также отдельные договоры и соглашения могли применяться лишь постольку, поскольку они не противоречили Кодексу.

Первый и второй разделы КЗоТа РСФСР 1918 г. посвящены трудовой повинности и праву применения труда. Право на труд обеспечивалось отделами распределения рабочей силы, профессиональными союзами и всеми учреждениями Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Помимо права на труд, Кодекс устанавливал трудовую повинность для всех трудоспособных граждан советского государства. Исключение составляли малолетние, старики и нетрудоспособные (инвалиды, больные и т.д.). Для лиц, не занятых общественно полезным трудом, Кодекс устанавливал трудовую повинность в форме принудительного привлечения их местными советами депутатов к выполнению общественных работ.

Третий раздел КЗоТа РСФСР регулировал порядок предоставления работы. Для этой цели создавались Отделы распределения рабочей силы, наделенные обширными полномочиями.

Четвертый и пятый разделы КЗоТа РСФСР утверждали порядок предварительного испытания, перевода и увольнения трудящихся.

В шестом разделе Кодекса регламентировались размеры вознаграждений за труд, а в седьмом - продолжительность рабочего времени. По КЗоТу РСФСР рабочее время устанавливалось продолжительностью не более восьми дневных или семи ночных часов.

Разделы восьмой и девятый КЗоТа РСФСР были посвящены обеспечению надлежащей производительности труда и охране труда. Устанавливались нормы выработки для каждого работника, а также правила внутреннего распорядка на предприятиях.

Надзор за соблюдением трудового законодательства в соответствии со ст. 128 Кодекса осуществляла инспекция труда, состоявшая в ведении Народного комиссариата труда и его местных органов. Инспекторы труда избирались соответствующими советами профессиональных союзов. При этом они наделялись правом привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.

В качестве приложений к КЗоТу РСФСР 1918 г. выступал ряд нормативных правовых актов-правил: о порядке установления нетрудоспособности, о выдаче пособий трудящимся во время болезни, о безработных и о выдаче им пособий, о трудовых книжках, еженедельном отдыхе и праздничных днях.

В условиях Гражданской войны при осуществлении политики военного коммунизма мобилизация трудовых ресурсов приобрела особое значение. С начала 1920 г. стали формироваться трудовые армии из мобилизованных на трудовой фронт для работы в различных отраслях народного хозяйства. Руководство данными формированиями осуществлял специально созданный орган - Главкомтруд.

В процессе перехода к новой экономической политике происходит существенная перестройка советского трудового законодательства. Декретом от 3 ноября 1921 г. все рабочие и служащие государственных предприятий, учреждений и хозяйств были освобождены от всех видов периодического привлечения к массовым трудовым повинностям. Основной организационно-правовой формой привлечения к труду рабочих и служащих вновь стал трудовой договор. В 1921 году был ликвидирован Главкомтруд и его местные органы, расформированы трудовые армии.

По Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 13 апреля 1922 г издание нормативных актов, регулирующих труд и охрану труда, было возложено на Народный комиссариат труда. Повышение роли профсоюзов фиксировалось в постановлении СНК РСФСР от 23 августа 1922 г. «О коллективных договорах», в котором было дано определение коллективного договора как добровольного соглашения профессиональных союзов с работодателями. Документ также устанавливал порядок заключения коллективных договоров, нарушение которого могло повлечь уголовную ответственность нанимателя (ст. 133 УК РСФСР 1922 г.).

В 1922 году был принят и введен в действие новый Кодекс законов о труде РСФСР, который закреплял, углублял и расширял достижения в области трудового права первого КЗоТа 1918 г.

Кодекс сформулировал основные институты советского трудового права, нашедшие отражение в соответствующих его разделах: о найме, о коллективном договоре, о трудовом договоре, о правилах внутреннего распорядка, о нормах выработки, вознаграждении за труд, о компенсациях, рабочем времени, времени отдыха, об ученичестве, охране труда, о профессиональных союзах, об органах по разрешению конфликтов и рассмотрению дел по нарушению законов о труде, о социальном страховании.

Две главы КЗоТа РСФСР были посвящены договорному регулированию трудовых отношений, отсутствовавшему в КЗоТе 1918 г. Новация Кодекса заключается в признании договорного соглашения - индивидуального трудового договора. Статья 27 утверждала, что «трудовой договор есть соглашение двух и более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляла свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение». Условия трудового договора должны были определяться сторонами. При заключении трудового договора обязательно должна была выдаваться расчетная книжка (за исключением случаев, когда трудовой договор заключался на срок менее одной недели). Трудовые договоры могли заключаться на определенный срок - не свыше одного года, на срок неопределенный, а также на время выполнения какой-либо работы. В соответствии со ст. 44 трудовой договор прекращался соглашением сторон, истечением срока договора, окончанием установленной работы, по заявлению сторон.

Большое внимание в КЗоТе РСФСР 1922 г. уделено регулированию продолжительности рабочего времени и отдыха трудящихся. Закон подтверждал восьмичасовой рабочий день. Шестичасовой день был у подростков 16-18 лет, у лиц, занятых на подземных работах, а также «у лиц, занятых умственным и конторским трудом, за исключением тех, работа коих связана непосредственно с производством». Допускался сокращенный день в отраслях особо вредного и опасного для здоровья производства. Ночное время по новому трудовому законодательству определялось с десяти часов вечера до шести часов утра. Всем трудящимся предоставлялся еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов. Раз в году - очередной отпуск не менее двух недель; для рабочих особо вредных производств - дополнительные отпуска составляли не менее двух недель. Запрещалось заменять отпуск денежной компенсацией.

Однако уже во второй половине 1920-1930 гг. в условиях становления и утверждения тоталитарного государственного режима и административно-командной системы управления в регулировании трудовых отношений все большую роль играли нормы публичного права в ущерб частному. Регулирование укрепления «социалистической трудовой дисциплины» и воспитание «социалистического отношения к труду» осуществляется публично-правовыми методами административного права. За нарушение трудовой дисциплины администрации государственных предприятий разрешалось самостоятельно налагать на работников взыскания, предусмотренные табелью взысканий. Устанавливалась дисциплинарная ответственность за попустительство нарушителям трудовой дисциплины вплоть до смещения с должности. Этим вопросам были посвящены Обращение ЦК ВКП(б) (апрель 1926 г.), постановление Совета труда и обороны СССР (май 1926 г.), постановление СНК СССР (сентябрь 1926 г.), декрет (август 1926 г.), постановления СНК СССР (март и июль 1929 г.).

Происходит и вытеснение договорного способа регулирования трудовых отношений. 20 октября 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О мероприятиях по плановому обеспечению народного хозяйства рабочей силой и борьбе с текучестью». Постановление содержало целый ряд новаций. Так, например, предлагалось вместо регистрации «несуществующей» безработицы проводить регистрацию как бывших, так и новых работников для предоставления им работы. В целях сохранения кадров квалифицированных рабочих на производстве было предложено воздержаться в течение двух лет от выдвижения рабочих «от станка» во всякого рода управленческие аппараты. Осуществляя борьбу с «текучестью» рабочих и технического персонала, было рекомендовано поощрять постоянный рабочий состав и производить «чистку» промпредприятий от «чуждых элементов».

Действие энтузиазмического фактора тоталитарного государственного режима влекло к законодательному закреплению льгот за ударниками труда, активными участниками социалистического соревнования, заключавшихся в улучшении материально-бытовых условий (преимущественное снабжение ударников, первоочередное направление их в дома отдыха и санатории, предоставление им жилой площади из жилищного фонда предприятия и т.п.), получении ударниками различных видов страховой помощи на более.льготных условиях. Шире стали применяться поощрительные формы оплаты труда (различные системы премирования, прогрессивная сдельщина), стимулировавшие рост ударничества.

В 1930 году СНК СССР ставит задачу подготовки общесоюзного Кодекса законов о труде, объясняя это наступлением новых производственных условий. Однако на практике в регулировании трудовых отношений не используется трудовое право. Например, постановление СНК СССР от 15 ноября 1932 г. предусматривало в качестве мер наказания за прогул немедленное увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с занимаемой жилплощади, а с 1933 г. - исключение из жилищного кооператива.

Конституция СССР 1936 г. провозгласила право работника самостоятельно выбирать себе работу и увольняться по своему желанию. В конце 1930-х гг. государство поставило задачу за короткий срок наладить оборонную промышленность, выпуск новых видов вооружения, осуществить новый резкий подъем всего народного хозяйства. Решение этой задачи затруднялось в связи с хроническим дефицитом рабочей силы, поэтому в 1938-1940 гг. был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности общественного производства за счет интенсификации труда каждого работника и укрепления трудовой дисциплины. Так, например, в середине 1940 г. продолжительность рабочего дня повсеместно увеличилась на один час. Был уменьшен список предприятий с сокращенным рабочим днем. Лица в возрасте от 16 лет обязывались работать полный рабочий день. Также было сокращено число праздничных дней. Кроме того, с 1940 г. работникам запрещалось увольнение по собственному желанию, а инженеры, мастера, квалифицированные рабочие и востребованные специалисты могли переводиться с одного на другое предприятие (в том числе и в другой регион) без их согласия.

Борьба с прогулами и опозданиями на работу в этот период достигла особой остроты. Под прогулом стало подразумеваться не только отсутствие на работе в течение дня (КЗоТ РСФСР 1922 г.), а отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 20 минут. С июня 1940 г. за прогул устанавливается уголовная ответственность.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гт. происходят дальнейшие существенные изменения в регулировании трудовых отношений. Так, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» от 26 июня 1941 г. увеличиваются сверхурочные работы на предприятиях (учреждениях) на один-три часа ежедневно. Были отменены очередные и дополнительные отпуска, которые заменялись денежными компенсациями.

Осуществлялось возвращение к мобилизационному способу обеспечения предприятий трудовыми ресурсами. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. проводилась мобилизация для обеспечения бесперебойной работы предприятий военной промышленности. Также трудовые мобилизации использовались и в сельском хозяйстве (Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г.).

В послевоенные годы постепенно отменяются нормы, регулировавшие трудовые отношения в чрезвычайных условиях военного времени. Так, в июне 1945 г. были восстановлены очередные и дополнительные отпуска, отменены обязательные сверхурочные работы и трудовая мобилизация, вновь вводится восьмичасовой рабочий день и др. Однако до 1956 г. сохранялась уголовная ответственность за прогулы и самовольный уход с работы.

В период «оттепели» (1955-1965) начинается либерализация советского трудового права. Чрезвычайные законы военного времени были признаны утратившими силу, и осужденные по ним лица были освобождены от отбывания наказания, возбужденные уголовные дела прекращены, а судимости сняты. Действенные меры были предприняты по дальнейшему сокращению продолжительности рабочего дня, увеличению продолжительности отпусков по беременности и родам, повышению заработной платы низкооплачиваемым рабочим и служащим.

Советское государство предоставляло новые, демократические права работникам и устанавливало гарантии их реализации. К таковым относится право работников предприятий и учреждений вести трудовые споры с администрацией по вопросам применения трудового законодательства согласно положению Президиума Верховного Совета СССР (31 января 1957 г.). На всех предприятиях, в организациях, учреждениях должны были создаваться комиссии по трудовым спорам, решения которых могли быть обжалованы в фабрично-заводском, местном комитете профсоюза, а постановления последнего - в народном суде. Вновь были расширены полномочия профсоюзных организаций в защите и охране трудовых прав работников.

Следующим этапом развития советского трудового права стало принятие Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. Закона «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде». Это был первый в советской истории общесоюзный закон о труде кодификационного характера, объединивший все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и служащих. Основы законодательства о труде СССР, вступившие в силу с 1 января 1971 г., сформировали фундамент для всей системы советского трудового законодательства, обеспечивали его единство в масштабах СССР и в значительной мере определили дальнейшее развитие трудового права.

Основы законодательства о труде внесли в действовавшее законодательство немало новаций. Это относилось ко многим институтам трудового права, в том числе и к трудовому договору. Например, запрещался необоснованный отказ в приеме на работу (ст. 9); ограничивались права администрации при временном переводе работников на другую работу в случае производственной необходимости (ст. 14); увеличивалась материальная ответственность должностных лиц, виновных в незаконном увольнении работников или незаконном переводе их на другую работу (ст. 93) и др. Вместе с тем отдельные положения, введенные Основами, как показал последующий опыт, оказались неудачными. К ним, например, относится отмена предупреждения работников при увольнении по инициативе администрации.

Основы законодательства о труде СССР явились правовой базой для принятия в 1971-1973 гг. кодексов законов о труде в союзных республиках, которые не только воспроизвели Основы, но по многим вопросам дополнили, конкретизировали и детализировали их. Новый КЗоТ РСФСР был принят на сессии Верховного Совета РСФСР 9 декабря 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. Количество глав в Кодексе было увеличено с 15 до 18, а число статей - со 107 до 256. В числе дополнений - нормы, относящиеся к работающим в районах Крайнего Севера, что отражает специфику РСФСР, отличавшую ее от других союзных республик.

Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г., с многочисленными поправками и дополнениями, в течение трех десятилетий действовал как основной законодательный акт, регулирующий трудовые отношения в России. В соответствии с Кодексом были приняты Постановление Президиума ВЦСПС и Госкомтруда о порядке заключения коллективных договоров (1971), Типовые правила внутреннего трудового распорядка (1972), Положение о постоянно действующем производственном совещании (1973), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974), Положение о правовой инспекции труда (1976).

Существенным в развитии трудового права было принятие в июле 1983 г. Закона о трудовых коллективах, в котором закреплялось усиление роли трудовых коллективов при регулировании различных сфер трудовых отношений.

  • Слово табель (от лат. tabula - доска) пришло в русский язык при Петре I из голландского tabel - таблица; до середины XX в. употреб.лялось в женском роде (например:согласно «Табели о рангах»).