Где сходятся азовское и. Украинский флот потерял доступ к азовскому морю

Произведен исторический обзор и анализ действующих норм российского и украинского законодательства, определяющих статус Азово-Керченской акватории, а также результатов двусторонних переговоров по данной проблеме в целях установления того, как Россия и Украина воспользовались своими правами и выполнили обязанности по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS-82) и каковы правовые последствия заключенных договоров.

В.Я. Васильев , к.т.н., юрист, соискатель кафедры государственного и международного права СПбГМТУ»

Статус Азовского моря и Керченского пролива в целом, без разделения на российскую и украинскую части, с точки зрения международного права не вызывает сомнений – согласно части IX Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее UNCLOS-82) Азовское море является «замкнутым или полузамкнутым морем», а Керченский пролив – «узким проходом», с помощью которого это море сообщается с Черным морем 1 .

Смысл термина «замкнутое или полузамкнутое море» (далее замкнутое море), согласно UNCLOS-82, заключается в том, что море окружено двумя или более государствами и полностью или главным образом состоит из территориального моря и исключительной экономической зоны двух или более государств. Азовское море полностью окружено Россией и Украиной, и даже потенциально, в связи со своими небольшими размерами (наиболее отстоящая от береговой линии точка находится от нее на расстоянии, не превышающем 60 морских миль) не содержит участка, выходящего за пределы исключительной экономической зоны государств.

При этом часть IX UNCLOS-82, в отличие от ряда предшествующих, не дает подробного инструментария по установлению правового статуса входящих в закрытое море пространств и их режиму, а только предписывает государствам, омываемым замкнутыми или полузамкнутыми морями, сотрудничать друг с другом в осуществлении своих прав и в выполнении своих обязанностей по Конвенции.

Задача настоящего анализа – установить, как Россия и Украина воспользовались своими правами и выполнили обязанности по Конвенции и каковы правовые последствия заключенных договоров.

Суверенитет прибрежного государства

Азовское море расположено между параллелями 45°172 и 47°172 северной широты и меридианами 34°492 и 39°182 восточной долготы. Протяженность его от косы Арабатская Стрелка до устья реки Дон 195 морских миль, а между вершинами Темрюкского и Белосарайского заливов 97 миль 2 .

Керченский пролив на западе ограничен Керченским полуостровом, а на востоке – Таманским полуостровом. Южный вход в Керченский пролив расположен между мысами Такиль и Панагия (8 морских миль по навигационной карте), а северный – между мысами Хрони и Архиллеон (8 морских миль).

С точки зрения географии Азово-Керченская акватория ограничена водами Азовского моря и Керченского пролива. Так, по определению Международной гидрографической организации граница между Азовским и Черным морями проходит по южному входу в Керченский пролив 3 . Расстояние между линиями Такиль – Панагия и Кыз-Аул – Железный Рог на середине пролива примерно 2,4 морской мили.

Хотя целью проведения базовой линии от мыса Кыз-Аул до мыса Железный Рог 4 являлось определение линии для отсчета ширины территориального моря, прилежащей и исключительной экономической зоны в Черном море, именно с помощью этой прямой линии длиной около 16 миль было сделано включение Азовского моря во внутренние моря СССР.

Вопрос признания морских районов историческими водами представляет собой серьезную юридическую проблему, но целью данной работы не является подробное изложение доктринальных толкований различных норм международного права 5 . Для целей данной работы достаточно привести выводы, представленные в исследовании, выпущенном Секретариатом ООН в 1957 г. и получившим в дальнейшем самые высокие отзывы 6 . В этом труде Азовское море приведено в разделе 1.А – Заливы, воды которых принадлежат одному государству. (Bays the coasts of which belong to a single State): «Азовское море имеет ширину 10 миль на входе. Оно целиком расположено в пределах южной части территории СССР и вдается на значительное расстояние в сушу, имея размеры приблизительно 230 на 110 миль» 7 . Далее отмечается, что такие морские районы, каким является и Азовское море, не следует рассматривать как подпадающие под категорию исторических вод: «поскольку в соответствии с нормами обычного международного морского права эти районы в любом случае являются внутренними водами» 8 . В данном случае подразумевается, что государство, внутренними водами которого является море или залив, вне зависимости от классификации обладает на него полными суверенными правами.

Следовательно, исторически на Азовское море до завершения существования СССР со времен Российской империи полностью распространялся суверенитет прибрежного государства, как на внутренние воды. Азово-Керченская акватория была открытой для международного судоходства в случае захода иностранных судов в порты прибрежного государства. Режим Азово-Керченской акватории полностью соответствовал статусу и режиму внутренних вод как части государственной территории, согласно Конвенции ООН о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. 9 , так и UNCLOS-82.

После распада СССР и образования СНГ в 1991 г. Азовское море, как упоминалось ранее, с точки зрения международного права приобрело статус «замкнутого или полузамкнутого моря согласно ст. 122: «Для целей настоящей Конвенции «замкнутое или полузамкнутое море» означает залив, бассейн или море, окруженное двумя или более государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из территориальных морей и исключительных экономических зон двух или более прибрежных государств». Но Конвенция не дает четких указаний, как должны осуществляться права и каковы обязанности прибрежных государств для такого типа морей. В ст. 123 изложена только рекомендация сотрудничать в этих вопросах друг с другом 10 . По мнению известного морского юриста А.А. Ковалева, высказанному до заключения договора России с Украиной 2003 года, «идея сохранить за этими акваториями статус внутренних вод России и Украины… едва ли может быть признана правомерной».

Конвенция UNCLOS-82 вступила для РФ в силу с 1997 г. с некоторыми несущественными оговорками и полностью имплементирована в национальное законодательство – нормативно-правовые акты опубликованы и доступны.

Украина

Остановимся подробнее на законодательстве Украины. Для Украины Конвенция вступила в силу с 1999 г., но аналога российского закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» принято не было. Внесенный в Верховную раду в декабре 2002 года председателем правительства В.Ф. Януковичем проект закона «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Украины» уже более 10 лет находится в стадии рассмотрения.

Текст законопроекта ко второму чтению в основном содержит определения, аналогичные формулировкам UNCLOS-82. Что же касается рассматриваемого района, то в Азовском море предусмотрено образование территориального моря, а Керченский пролив рассматривается как поделенный между двумя странами («К территориальному морю Украины относятся прибрежные морские воды в Черном и Азовском морях шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Украине, или от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки, а также воды украинской части Керченского пролива…», ст. 2.2, пер. с укр.). Таким образом, для принятия закона необходимо было выполнить полностью процесс проведения исходных линий и отсчета ширины территориального моря в Азовском море 11 , согласование морских границ на смежных участках и делимитацию Керченского пролива. Невыполнение таких действий в течение дающихся правительству по закону трех месяцев, а также достигнутые на переговорах с Россией договоренности сделали невозможным принятие закона в таком виде. Вероятнее всего, закон не будет принят до завершения переговоров с Россией по Азово-Керченской акватории, соответственным образом оформленных двусторонним договором. Также следует отметить, что 12 морских миль – максимально допустимая по Конвенции ширина территориального моря, и установление такой ширины не везде возможно в силу конфигурации береговой черты и островов.

Следовательно, правовое регулирование морских вод Украины происходит по UNCLOS-82 и национальному законодательству, содержащемуся в актах, основными из которых являются: принятый сразу после провозглашения суверенитета в 1991 году закон «О государственной границе Украины», 1991 г. 12 , «Об исключительной (морской) экономической зоне», 1995 г. 13 , а также ряд других законов, в т.ч. Кодекс Украины о недрах 1994 г. 14 . Приведенное национальное законодательство содержит практически все нормы права по регулированию морских вод, кроме установления прилежащей зоны.

В отношении предотвращения загрязнения во внутренних водах и территориальном море Украины действуют Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения 1996 г., а надзор за соблюдением природоохранного ведомства осуществляет Межведомственная рабочая группа.

Немаловажным является положение закона об исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и приоритете норм UNCLOS-82 или международного договора Украины над нормами закона о границе (ст. 32).

Вопросы использования континентального шельфа регулируются Кодексом Украины о недрах 1994 г. и законом об ИЭЗ 1995 г. При этом, так же как и в ситуации с украинскими внутренними водами, территориальным морем и прилежащей зоной, уже длительное время планируется принятие специального закона, устанавливающего режим использования континентального шельфа.

Правовой режим континентального шельфа Украины определяется вместе с украинским законодательством, нормативными актами СССР. Такими актами являются: Указ Президиума Верховного Совета СССР «О континентальном шельфе Союза ССР» от 6 февраля 1968 г.; Положение об охране континентального шельфа СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 24 от 11 января 1974 г.; Постановление Совета Министров СССР «О порядке проведения работ на континентальном шельфе СССР и охране его природных богатств» № 554 от 18 июля 1969 г. 15 .

Применение положений вышеуказанных нормативных актов СССР в отношении континентального шельфа Украины осуществляется на основании постановления Верховной Рады Украины 1991 г. «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР», согласно которому до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства СССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины при условии, что акты СССР не противоречат Конституции и законам Украины.

Завершая обзор морского законодательства Украины, касающегося статуса морских пространств, следует отметить, что законом Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» правовой режим континентального шельфа не регулируется.

Россия – Украина

В 1994 г. между Россией и Украиной было заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по пограничным вопросам, подтвердившее положения Договора о сотрудничестве и взаимодействии между РСФСР и УССР 1990 г. и Соглашения между HA и Украиной о дальнейшем развитии межгосударственных отношений 1992 г. Согласно Протоколу о взаимодействии в акваториях Черного и Азовского морей и Керченского пролива 1994 г. стороны условились считать Азовское море внутренним морем России и Украины.

В дальнейшем статус Азовского моря и Керченского пролива как исторических внутренних вод России и Украины был официально закреплен в Договоре между HA и Украиной о государственной границе 2003 г. (далее Договор о границе 2003 г.), Договоре между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива 2003 г. (далее Договор о сотрудничестве 2003 г.) и подтвержден главами прибрежных государств в Совместном заявлении по Азовскому морю и Керченскому проливу сначала в 2003 г., затем в 2012 г.

Все виды деятельности и использования Азовского моря, такие как порядок плавания судов, их пребывания в море и захода в порты; правила рыболовства и иного промысла биоресурсов; разведка и разработка минеральных ресурсов дна; проведение научных исследований; меры защиты от загрязнения; правила радионавигационного обслуживания и др., регулируются двусторонними соглашениями и законодательствами России и Украины с учетом общих норм и принципов международного права: так, Договор о сотрудничестве 2003 г. закрепляет исключительное право торговых судов, военных кораблей и других судов под флагами РФ или Украины на свободу судоходства в Азовском море и Керченском проливе.

Торговые суда под флагами третьих государств пользуются свободой судоходства в Азово-Керченской акватории, если они направляются в порты прибрежных государств.

Положения Договора о сотрудничестве 2003 г. закрепляют также право военных кораблей и других государственных судов третьих государств, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на заход в Азовское море при условии, что они направляются с визитом или деловым заходом в порт одного из прибрежных государств по его приглашению или разрешению, согласованному с другим прибрежным государством.

Поскольку состояние переговорного процесса по разграничению исключительных прав между Россией и Украиной в Азово-Керченской акватории становится известным только в случае опубликования официальных заявлений должностных лиц, то текущая позиция стран на переговорах не всегда известна. То, что мы называем «мнением сторон», является либо выводом из таких высказываний, либо публиковалось участниками переговоров в разное время.

Переговорный процесс по вопросам Азово-Керченского урегулирования продолжался с 1996 по 2014 год. К настоящему времени проведено уже более сорока раундов переговоров, в ходе которых стороны не нашли компромисса по ключевому вопросу делимитации – признания/непризнания в качестве государственной границы линии бывшей административной границы между РСФСР и УССР.

По мнению украинской стороны, граница не могла не существовать и существовала как в административном плане, так и формально отображена на картах. При этом она практически полностью совпадает с так называемой срединной линией, т.е. линией, проведенной таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых обычно отмеряется ширина территориального моря противолежащих государств. Российская сторона, в свою очередь, в вопросе Азово-Керченского урегулирования отмечала отсутствие границы между бывшими республиками по водной поверхности, настаивая на том, что во времена Советского Союза внутренние морские воды не могли быть должным образом разграничены.

Таким образом, несмотря на то что как Азовское море, так и Керченский пролив являются историческими внутренними водами (или историческим заливом, по одной из упоминавшихся классификаций ООН) при проведении делимитации стороны посчитали приемлемым применение к Азовскому морю положений ст. 15 Конвенции 1982 г. о разграничении территориального моря: «в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничить территориальные моря двух государств иным образом, чем принцип срединной линии» 16 . Согласно материалам переговоров по разграничению Азово-Керченской акватории решение по делимитации Керченского пролива должно было быть достигнуто на высшем уровне и оформлено в виде Совместного заявления президентов обоих государств (уже делавшегося дважды, но содержащего лишь намерения, а не решения). До вхождения Крыма в состав РФ 17 сложность заключалась в том, что Керченский пролив, омывающий берега Крыма и Краснодарского края, мелководен и имеет два пути, пригодные для прохода судов из Черного в Азовское море:

1) Керчь-Еникальский канал (КЕК) – пригодный для прохода судов с осадкой до 8 м, через который идет основной поток судов. После распада СССР канал, как находившийся на балансе и закрепленный за Керченским морским торговым портом (КМТП), приказом министра морского флота СССР в 1978 г. оказался под юрисдикцией Украины (г. Керчь, Крымская обл., УССР). Движение судов по КЕК регулируется Администрацией Керченского порта;

2) фарватер № 50 с выходом на фарватер № 52, позволяющий проход судов с осадкой до 3 м и управляемый в настоящее время российской стороной.

При этом стороны выдвигали взаимные претензии относительно принадлежности и легитимности правооснований на осуществление управления движением судов как по КЕК, так и по фарватерам № 50 и № 52.

По мнению некоторых российских исследователей, созданный и закрепленный за КМТП Минморфлотом СССР Центр регулирования движения судов в Керченском проливе после распада СССР должен был перейти под совместное российско-украинское управление. Основанием для этого служил тот факт, что оборудование данного Центра располагалось на обоих берегах пролива, управлялось централизованно и поддерживалось в должном состоянии Минморфлотом СССР. То обстоятельство, что КЕК находился на балансе порта Керчь, не давало, по их мнению, никаких дополнительных прав украинской стороне. КЕК являлся всегда собственностью государства в лице Минморфлота СССР, а порт осуществлял лишь оперативное управление этой собственностью по поручению данного министерства. Центр регулирования движения судов КМТП был, по сути, совместным межреспубликанским предприятием, подчинявшимся Минморфлоту СССР. Более того, по прекращению существования союзного государства согласно ст. 11 Договора о СНГ 1991 г. на территории государств – участников Содружества прекращали действие все правовые акты СССР, сохраняя свою юридическую силу только в случае взаимного признания их сторонами. Такой же порядок, по их мнению, должен был быть соблюден и в отношении упомянутого выше Приказа Минморфлота СССР 1978 г. «О передаче функций управления движением судов по КЕК». Однако этого не произошло, и Администрация КТМП, на балансе которого, как отмечалось выше, находился КЕК, осуществляла управление движением в канале и собирала сборы за проход для финансирования работ по поддержанию канала в рабочем состоянии.

Российская сторона полагала, что Керчь-Еникальский канал как искусственное гидротехническое сооружение, созданное Россией в 1874 г., с учетом накопленного за этот срок опыта совместной эксплуатации канала, а также принимая во внимание, что около 70% судов, проходящих через КЕК, обслуживают порты России, должен находиться в совместном управлении по аналогии с международной практикой. Договоренность о создании такого межгосударственного предприятия с целью осуществления регулирования движения судов в проливе содержится в Совместном заявлении президентов России и Украины по Азовскому морю и Керченскому проливу 2003 г. 18 .

По мнению российской стороны, делимитация вод в Керченском проливе не могла быть осуществлена без справедливого разграничения тех участков вод, где проходит основной судоходный путь, каковым является КЕК. То есть при разграничении Керченского пролива, как и в ситуации с Азовским морем, сторонам следовало применять ст. 15 Конвенции 1982 г. – наличие исторических правооснований и иных особых обстоятельств, в соответствии с которыми делимитация осуществляется иным образом, чем принцип срединной линии.

Односторонне установленные границы

Наряду с этим неоднократно выдвигалась инициатива властей Украины относительно возможности одностороннего установления границы в Азово-Керченской акватории. Данные намерения были апробированы на практике. В 1999 г. МИД Украины официальной нотой 19 уведомил МИД РФ о проведении в одностороннем порядке «линии охраны государственной границы в Азовском и Черном морях и Керченском проливе». Российская сторона в ответной ноте 20 справедливо расценила односторонние действия Украины об установлении линий «охраны государственной границы в Азовском и Черном морях и Керченском проливе, а также охраны прав Украины в исключительной морской экономической зоне и континентальном шельфе в северо-восточной части Черного моря» как серьезное нарушение общепризнанного принципа международного права, в соответствии с которым делимитация как сухопутных, так и морских пространств между сопредельными государствами осуществляется путем соглашений. Тем не менее граница была нанесена на официальные украинские карты и наносилась до заключения договора 2003 г.

Более того, уже установленный приведенными выше соглашениями статус Азовского моря как исторических внутренних вод Украины и России не предполагает одностороннего изменения статуса. Как отмечается в преамбуле Договора о сотрудничестве 2003 г., «Стороны убеждены в том, что все вопросы, касающиеся Азовского моря и Керченского пролива, должны решаться только мирными средствами совместно или по согласию России и Украины». Наиболее важным представляется, что подобного рода односторонние действия, безусловно, противоречат духу и основным положениям Договора 1997 г., ключевого соглашения, определяющего основные положения в российско-украинском партнерстве и закладывающего фундамент для их развития в будущем.

Аналогичный обмен нотами и заявлениями произошел в 2008 году. Тогда министр иностранных дел РФ вынужден был заявить, что Россия не имеет намерений изменить границу в Керченском проливе по той простой причине, что эта граница не установлена.

Вопрос находился на постоянном рассмотрении Подкомитета по международному сотрудничеству российско-украинской межгосударственной комиссии, и положительное решение было возможно. Об этом говорят слова министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, сказанные в 2011 г.: «Довольны тем, как продвигаются переговоры по урегулированию в Азово-Керченской акватории и Черном море. Прогресс достигнут в отношении разграничения в Азовском море. Что касается черноморского сегмента, то сторонам предстоит еще поработать, но взаимодействие идет профессионально и с пониманием необходимости поиска компромисса. То же самое относится и к Керченскому проливу» 21 .

18 марта 2012 г. президент Украины В. Янукович в интервью программе «Вести-24» заявил: «Мы впритык приблизились к принятию решения по разграничению Керченского пролива, это очень важно, и в связи с этим практически по делимитации границ с Россией». Аналогичных заявлений со стороны российского руководства не последовало, но 12 июля 2012 года было опубликовано Совместное заявление президентов России и Украины.

Приведем его полностью, поскольку это наиболее значимый после договора 2003 года документ:

Совместное заявление президентов России и Украины по вопросам делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе

Россия и Украина считают важным осуществить делимитацию морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе в духе дружбы, добрососедства и стратегического партнерства, с учетом законных интересов обоих государств.

Они приветствуют существенный прогресс в переговорном процессе прежде всего в том, что касается Керченского пролива, рассматривая его в качестве основополагающего фактора для комплексного урегулирования в этом районе.

Обе стороны исходят из целесообразности по достижении согласия в отношении всех упомянутых пространств заключить российско-украинский договор, охватывающий Азовское море, Керченский пролив, сопредельные территориальные моря, континентальный шельф и исключительные экономические зоны двух стран в Черном море. Соответствующим ведомствам двух стран поручено подготовить такой договор для подписания.

Стороны подтверждают необходимость обеспечить сотрудничество в Азово-Керченской акватории, включая устойчивую работу и развитие Керчь-Еникальского канала, путем создания совместной российско-украинской корпорации по управлению этой наиболее надежной судоходной артерией в Керченском проливе.

Россия и Украина активизируют двустороннее сотрудничество в области судоходства, рыболовства, защиты морской среды и экологической безопасности, а также в других сферах с целью завершения работы над соответствующими соглашениями 22 .

За прошедший с момента заявления год никаких совместных актов, затрагивающих правовой статус рассматриваемой акватории, не опубликовано. Исходя из анализа текста заявления, где термин «территориальное море» относится только к «сопредельным морям» и не применяется по отношению к Азово-Керченской акватории, такое разграничение на момент подписания заявления не планировалось.

Кроме упомянутых двусторонних международных договоров глобального характера между двумя государствами также заключены межправительственные соглашения, затрагивающие рассматриваемую акваторию, но не меняющие ее правового статуса, о чем в тексте этих соглашений имеются соответствующие оговорки. Это Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о сотрудничестве в морском и авиационном поиске и спасании на Черном и Азовском морях 23 и Соглашение между Правительством РФ и Кабинетом министров Украины о мерах по обеспечению безопасности мореплавания в Азовском море и Керченском проливе 24 .

Вхождение Республики Крым в состав РФ с точки зрения международного права не повлияло на статус Азовского моря и Керченского пролива. С точки зрения делимитации Керченского пролива фактически никаких изменений не произошло, что соответствует российской трактовке статуса пролива.

Выводы

В настоящее время воды Азовского моря и Керченского пролива, ограниченные базовой линией, установленной в СССР между мысами Кыз-Аульский и Железный Рог, являются с точки зрения международного права «замкнутым или полузамкнутым морем», ст. 122 UNCLOS-82.

Воды Азовского моря и Керченского пролива, согласно двустороннему договору России и Украины, являются исторически внутренними водами России и Украины. (Ст. 1 Договора 2003 г.).

Линия государственной границы, которая должна разграничивать Азовское море по соглашению России и Украины, в настоящий момент не проведена.

Ряд заключенных между Россией и Украиной межправительственных соглашений не затрагивают вопроса о разграничении морских пространств между HA и Украиной, о чем в каждом из них имеется соответствующая оговорка.

Все вопросы, которые касаются статуса вод Азовского моря и Керченского пролива, такие как установление путей движения судов, изменение статуса участков акватории и установление в них каких-либо правил плавания, должны с точки зрения международного права и законодательства РФ решаться совместно компетентными органами России и Украины.

С точки зрения автора, в ближайшие несколько лет изменения текущего статуса рассматриваемой акватории маловероятна. Это связано не столько с современным состоянием российско-украинских отношений, сколько с тем, что установление в Азовском море территориального моря для России и для Украины повлечет за собой в соответствии с общепринятыми принципами международного морского права уменьшение тех прав, которыми государства обладают совместно (утратой полных суверенных прав на внутренние воды) в связи с образованием открытого моря, хотя и в статусе исключительной экономической зоны, и приобретением Керченским проливом статуса международного. Кроме того, достигнуть какой-либо другой договоренности по разделению морских пространств без полного консенсуса по всем вопросам, прежде всего экономического характера, не представляется возможным.

1. UNCLOS-82, ст. 122.

2. Лоция Азовского моря № 1243, УНиО МО РФ, 2007, откорректировано на 14.09.2013

3. The limit of the Black Sea: A line joining Cape Takil and Cape Panaghia (45°02’N). Limits of Oceans and Seas, 3rd edition. International Hydrographic Organization. Специальное издание, 1953, переиздание 1971, корректуры не поступало, С. 18.

4. Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР. Утвержден постановлением Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г., цит. по «Морское законодательство РФ», ГУНиО МО РФ, № 9055.1. С. 54, точки № 35 (45°03ґ32ґґСШ; 36°22ґ33ґґВД) и № 36 (45°06ґ36ґґСШ; 36°44ґ42ґґВД) раздела «Черное море», система координат Пулково-42.

5. Вопрос подробно рассмотрен в работе «Международно-правовая квалификация морских районов в качестве исторических вод (Теория и практика государств, т. 23). Ред. А.Н. Вылегжанин. – М., МГИМО, 2012.

6. «Международно-правовая квалификация морских районов в качестве исторических вод (Теория и практика государств, т. 23). Ред. А.Н. Вылегжанин. – М., МГИМО, 2012.

7. Historic Bays. Memorandum by the UN Secretariat (Prep. Doc. No.1); Doc. A/Conf.13/1, 30 September 1957, Р.3: «The Sea of Azov is ten miles across at its entrance. It is situated entirely within the southern part of the territory of the Union of Soviet Socialist Republics and extends a considerable distance inland, its dimensions being approximately 230 by 110 miles».

9. Ст. 5 «Воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства». Имеет важное значение в силу того, что ряд морских государств, в том числе и США, не подписали и не ратифицировали UNCLOS-82, будучи сторонами Конвенции 1958 г.

10. Подробно см. А.А. Ковалев. Современное международное морское право и практика его применения. – М., Научная книга, 2003. С. 183-187.

11. «List of geographical coordinates of points defining the baselines for measuring the breadth of the territorial sea, exclusive economic zone and the continental shelf in the Sea of Azov» – представлено в ООН вербальной нотой в 1992 г., без проведения переговоров с РФ.

13. Закон Украины «Об исключительной (морской) экономической зоне Украины» от 16 мая 1995 года.

15. Доступны в базах данных «Гарант» и «Консультант».

16. А.С. Суржин. Международно-правовой режим Черного моря (включая Азово-Керченскую акваторию и Черноморские проливы. – М., РУДН, 2011.

17. Договор о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов. Ратифицирован 21 марта 2014 года.

18. Правительству РФ и Кабинету министров Украины поручается создание совместной российско-украинской корпорации в целях сотрудничества в Азово-Керченской акватории, включая эксплуатацию Керчь-Еникальского судоходного канала. Упомянутое заявление, Керчь, 24 декабря 2003 г.

21. Вступительное слово министра иностранных дел России С.В. Лаврова на заседании Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии. Одесса, 4 июня 2011 года.

Иногда просто удивляешься тому, как природа смогла создать самостоятельно, без помощи человека и современных машин, уникальные природные объекты. Некоторые подумают, что ничего сверхъестественного в природных памятниках, зонах и достопримечательностях нет, к ним стоит относиться как к данности. Океаны, моря, заливы, горы, водопады, пустыни - все это, по их субъективному мнению, обыденно.

Однако стоит заметить, что для большинства людей на планете все то, что нас окружает и создано природой, видится неповторимым, божественным, прекрасным и восхитительным. Сегодня мы поговорим о Таманском заливе - месте, где чудесным образом соединились два моря воедино. Раскроем тайну, касающуюся воды в этом уникальном месте, поговорим о дне, которое сплошь покрыто травой, и расскажем о том, как туристы и жители Таманского полуострова отзываются о заливе.

Небольшая географическая справка

Таманский залив расположился совсем недалеко от Краснодарского края на одноименном полуострове. Таманский полуостров лежит между двух морей, любимых многими российскими туристами и не только, Азовского и Черного, в акватории Кстати, Азовское море совсем недавно превратилось в курортную зону, потому как многие туристы смогли рассмотреть в соленом оазисе прекрасное место для проведения летнего отпуска. Центром полуострова считается город Темрюк - административная единица Краснодарского края. Говоря про главный город Таманского полуострова, хотелось бы отметить, что он достаточно древний. Дата его основания - 1556 год, а ведь многие города России начинают отсчет своего образования с 17, а то и с 18 веков.

Размеры

Сам Таманский залив небольшой: его протяженность - около 16 км, а место входа растянулось на 8 км. Стоит сказать, что глубина здесь достигает 5 метров. На Таманском полуострове преобладают низменности. В некоторых местах образовались огромные лиманы (природные оазисы, где почва проседает ниже уровня моря). Однако эти водоемы, несмотря на свои габариты (протяженность от 7 км и более), совсем неглубокие.

Поселения, разбросанные по периметру залива

Таманский залив вмещает на своих берегах несколько значительных поселений: сама Тамань, поселок Волна Революции, Сенной, Юбилейный, Приморский и Гаркуша. Место это никогда не было и сейчас не является излюбленной зоной для туристов. По некоторым неофициальным данным, в каждый поселок полуострова за весь летний период приезжает порядка 50-100 тысяч человек. Это цифра кажется смешной наряду с количеством посещений черноморских курортов нашей страны.

В советское время такой наплыв туристов в Таманский залив лишал многих местных жителей продовольствия, потому как продукты в поселения привозились из расчета количества местных жителей. Однако никто от голода не пострадал, потому что в каждом доме имелись подсобные хозяйства. Сейчас многие местные жители с большим удовольствием обеспечат приезжающих жильем за минимальную плату.

Соленый или пресноводный?

Многих людей интересует вопрос о том, какая вода в Таманском заливе. Однозначный ответ - соленая, хотя совсем недавно с этим можно было поспорить, и вот по какой причине. Так как в заливе встречаются два моря: Азовское и Черное, причем акватория залива преимущественно расположена на Азовской половине, то вывод напрашивается сам собой. Азовское море считается более пресным, хотя совсем лишенным соли его назвать нельзя, а Черное, как известно, соленое.

В Азовском море обитают пресноводные рыбы, и оно по праву считается одним из богатейших на улов местом в стране. Это связано с тем, что море имеет огромное количество речных притоков. Когда-то давно Таманский залив, фото которого можно увидеть в статье, имел более пресную воду и славился среди рыбаков. Со временем вода из Черного моря все больше поступала в залив, перемешиваясь там и вымещая пресноводную рыбу. Сейчас ее там практически не осталось, зато прибавилось туристов. Возможно, они считают теперь залив полностью Черноморским из-за его солености.

Уникальное дно

Дно Таманского залива полностью покрыто травой. Это может показаться удивительным, но она каким-то чудесным образом приспособилась к воде и прекрасно там себя ощущает. Многих туристов поначалу пугает это щекочущее чувство, которое сопровождает их во время входа в воду. Место, где нет растущей на дне травы, - это вытоптанная широкая коса. Такие гладкие поверхности дна образовываются в местах массового скопления купающихся.

Еще одной уникальной особенностью дна Таманского залива можно выделить наличие среди травы, крупного песка и камушков осколков древних глиняных кувшинов и амфор. Для археологов такие мелкие кусочки утраченных реликвий никакой ценности не представляют. Однако сам факт того, что под ногами лежат коричневые остатки древности, делает место по-настоящему уникальным. Кстати, многие хотят знать, какое море - Таманский залив. Точнее, можно ли его считать частью какого-то моря? Так вот, несмотря на то что залив большей частью лежит в Азовском море, многие считают его местом слияния двух морей: вышеупомянутого и Черного.

Почему сейчас многие отдыхают в акватории Керченского пролива?

В связи с тем что в настоящее время многие люди предпочитают отдыхать от суеты городов и крупных мегаполисов именно у моря, но при этом каждый свой отпуск проводить в новом месте, наслаждаясь неизведанными впечатлениями, огромное количество туристов открыло для себя Таманский залив. Отзывы, которые встречаются на просторах Интернета, пестрят положительными высказываниями и заверениями отправиться туда в следующем году. Туристов привлекает немноголюдность залива и удивительные красоты обрывистого побережья.

На Украине наконец то озадачились вопросом - как делить будем Азовское море? Тут некоторые блокаду Крыма с суши собрались вводить. Значит у некоторых есть и другие интересы.
Так вот. Думаю, что ответ будет таким.
А ни как делить не будем!
Азовское море - внутреннее море России.
И прежде чем вводить блокаду, задумайтесь о том, как проходить будете Керченский пролив?
Можно конечно намекнуть и на другие варианты развития ситуации. Но это в другой раз.

28 ноября 1869 года принадлежность косы к Кубанской области была подтверждена указом российского Сената, и границей было предписано считать середину пролива между Крымом и крайней точкой Таманской косы.

После Октябрьской революции и Гражданской войны, Постановлением ВЦИК от 13 августа 1922 года, коса Тузла была включена в состав Крымской области.

Указом Верховного Совета РСФСР в январе 1941 года было принято решение «О перечислении острова Средняя коса (Тузлы) из Темрюкского района Краснодарского края в состав Крымской АССР».

После передачи Крыма Украине в 1954 году административная граница между Крымской областью и Краснодарским краем не пересматривалась.

В годы Великой Отечественной войны на занятую немецким гарнизоном косу был высажен советский морской десант. В жестоком бою с 6 по 9 октября 1943 года коса была освобождена от немецких войск.

Практическая передача косы и проведение административной границы между РСФСР и УССР были реализованы только в начале 1970-х годов. Причем, сделано это было в форме согласования графического начертания на карте административных границ на уровне заместителей председателя Крымского облисполкома и Краснодарского крайисполкома.

Территориальный спор

Согласно позиции России, из указа Президиума Верховного Совета СССР года о переходе Крымской области в состав Украины следует, что Украине передавалась в административно-территориальное распоряжение только континентальная сухопутная часть Крымской области. Юрисдикция на прибрежные воды морей, исходя из принципа, что акватории прибрежных морей принадлежат государству в целом, а не его отдельным субъектам, оставалась за СССР .

В 2003 году со стороны Краснодарского края России была предпринята попытка восстановить косу путём создания искусственной дамбы. Это положило начало конфликта между Украиной и Россией по поводу принадлежности острова, восстанавливаемой косы и возможного изменения режима судоходства в Керченском проливе. После встречи президентов Путина и Кучмы строительство дамбы было приостановлено.

интересно, а где сейчас этот клоун от шоу-СМИ? - 2003 год - Тренировка вторжения России в Крым и на о. Тузла

В 2005 году специальная комиссия украинского парламента признала, что остров Тузла в Керченском проливе может исчезнуть уже через год, если не защитить его от волн. Течения в Керченском проливе, которые ускорились из-за дамбы, построенной в 2003-м году, размывают не только Тузлу, но и Аршинцевскую косу возле Керчи. Было проведено укрепление берега острова блоками.

В 2014 году, в ходе кризиса на Украине и обострения ситуации в Крыму, произошло фактическое присоединение бо́льшей части Крымского полуострова к России, в связи с чем 21 марта 2014 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Керченский пролив «больше не может являться предметом переговоров с Украиной ».http://ru.enc.tfode.com/Коса_Тузла

Ке́рченский проли́в (Kerç boğazı;-), называемый древними греками Боспор Киммерийский (по народу — киммерийцы) — пролив, соединяющий Чёрное и Азовское моря. Западным берегом пролива является полуостров Крым, восточным — Таманский полуостров. Ширина пролива — от 4,5 до 15 км. Наибольшая глубина 18 метров. Важнейший порт — город Керчь.

Керченский пролив является зоной промысла многих видов рыб. Путина начинается в конце осени и длится несколько месяцев. По Керченскому проливу рекомендуется проводить условную границу Европы и Азии, оставляя Азовское море в пределах Европы. Традиция деления восходит к античности.

История

Миф, архаика
Еврипид описывает, как со стороны Тавриды (Крыма) пролив переплывает Ио — возлюбленная Зевса, превращенная Герой в корову и гонимая оводом.
Эсхил называет переправу через пролив — «Коровий брод» .
В своих «Жизнеописаниях» Плутарх, ссылаясь на Гелланика, сообщает, что амазонки переправлялись через Боспор Киммерийский по льду.

Вы синие, синие волны,
Где с морем сливается море,
Где жало аргосской осы
Когда-то по лютой пучине
К берегам азиатским Ио
Промчало от пастбищ Европы!
Кого переправили к нам вы?
Еврипид. Ифигения в Тавриде, ст. 393—399.

Античность

О том, что кочевники зимой переходили пролив по льду, известно из «Истории» Геродота. В 5 веке до н. э. представители старинного милетского аристократического рода Археанактидов основали на западном берегу пролива город Пантикапей — столицу Боспорского царства на месте нынешней Керчи .Геродотом дважды упомянуты Киммерийские переправы

2.Придешь ты после к Истму Киммерийскому,
К воротам тесным моря. Там, отважившись,
Должна ты Меотиды переплыть пролив.
И память в людях славная останется
Об этой переправе. Будет имя ей -
«Коровий брод» — Босфор.
Европы кинешь ты
Равнины, на Азийский материк придешь.
«Эсхил, Прометей прикованный», ст. 732—735. (Пер. А. И. Пиотровского)

Во II веке до н. э. на льду пролива со стороны Меотидского озера (Азовского моря) состоялось сражение между армией полководца Неоптолема и варварами : «Лед в этих местах столь крепок у устья Меотидского озера (то есть в керченском проливе), что в том месте, где зимою военначальник Митридата победил варваров в конной битве на льду, он же разбил в морском сражении тех же варваров летом, когда лед растаял» (Страбон, II, 1, 6) «Рассказывают, что полководец Митридата Неоптолем в одном и том же проливе летом разбил варваров в морском бою, а зимою в конном». (VII, 3, 18)

XX век

В апреле 1944 началось строительство железнодорожного моста через пролив. 115 однотипных пролётов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролётное строение двойного судоходного отверстия над фарватером для прохода крупных судов, эстакады у берега и дамба составили полную длину мостового перехода. Строительство завершилось осенью того же года. Так как мост не имел ледорезов, в феврале 1945 года льдом из Азовского моря было повреждено около 30 % опор. Мост восстанавливать не стали, а уцелевшие части были ликвидированы, так как являлись препятствием для судоходства.

Для замены разрушенного моста в 1953 году открыта Керченская паромная переправа, соединившая Крым и Краснодарский край (линия Порт Крым — Порт Кавказ) . В работе переправы участвовали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный». Первоначально эти паромы планировали использовать на строящейся железнодорожной переправе через Енисей в Игарке, но в 1953 году эта стройка была закрыта и паромы перевезли в Крым. Позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск».

В конце 1980-х годов, в связи со старением железнодорожных паромов прекращена перевозка пассажирских, а затем и товарных поездов через пролив. Из-за проблем с финансированием новые паромы для переправы построены не были, и в течение почти 15 лет переправа служила только для перевозки автомобилей. Неоднократно предлагались проекты строительства нового моста через Керченский пролив, но из-за дороговизны они не получили дальнейшего развития.

В 2004 году переправе был передан железнодорожный паром «Анненков», и в ноябре 2004 года в преддверии второго тура президентских выборов на Украине состоялось торжественное открытие паромной переправы. В акции приняли участие Виктор Янукович (на тот момент премьер-министр и кандидат в президенты Украины) и президент России Владимир Путин. Однако после торжественной церемонии открытия железнодорожное сообщение через пролив так и не было восстановлено

Территориальный спор

В 1996 году депутат Законодательного Собрания Краснодарского края Александр Травников впервые поставил вопрос о территориальной принадлежности Косы Тузла на сессии ЗСК. Обоснование законности территориальной претензии России на эту территорию были сформулированы в книгах А. Травникова "Коса Тузла перечисленная территория" и "Коса Тузла и стратегические интересы России".

В 2003 году Керченский пролив оказался в центре спора между Россией и Украиной после того, как власти Краснодарского края, стремясь предотвратить размыв морского берега, начали в спешном порядке возводить дамбу от Тамани в сторону украинского острова Тузла. Россию обвинили в посягательстве на украинскую территорию. Конфликт удалось решить после вмешательства президентов — строительство дамбы остановили, и Тузла осталась украинской. В качестве ответной уступки Украина согласилась подписать договор, по которому Керченский пролив был признан совместными внутренними водами России и Украины.

Прошло 10 лет со времен конфликта с РФ вокруг острова Тузла в Азовском море - Подробности - Интер - 29.09.2013. ПинзЭнык, Кучма.. а теперь Нищеброд дефолтный/патрашенко/, подписавший проект по реструктуризации госдолга Украины именно тогда, когда кредиторы заявили о несогласии с планом реструктуризации через своих представителей — юридическую фирму Ширман и Стерлинг.
Прос*ть такую территорию, в надежде обменять на стеклянные бусы - вот классика хохляцкой жадности, неуемного воровства и непрофессионализма.

Переговоры экспертных групп по разграничению Азово-Керченской акватории и Чёрного моря продолжались долго.МИД Украины считал позицию России по размежеванию Керченского пролива неправовой. Россия отказывается делить Керченский пролив по бывшей внутрисоветской административной границе, потому что в этом случае она теряет контроль над двумя третями Керченского пролива, что влечёт финансовые и политические издержки.

Украина обвиняла Россию в двойных стандартах, напоминая, что межгосударственной российско-эстонской границей в Нарвском и Финском заливах была признана по настоянию России именно бывшая внутрисоветская административная граница. Украина настойчиво требовала поделить Керченский пролив аналогичным образом «в соответствии с международным правом».

Коса Тузла и стратегические интересы России
Травников А.И.

Издатель Феникс
Год 2005

В политике маленькая коса Тузла в Керченском проливе - это не мелочь. Это принцип. Принцип отстаивания национальных интересов России. А принципы не могут быть предметом торга. Вопрос, впервые поднятый А.Травниковым в середине 90-х, разразился кризисом в отношениях между Россией и Украиной 2003 года. Сегодня тема вновь может статьактуальной. Тем более, что окончательного решения вопроса ни по Тузле, ни по Черноморским базам пока нет. В книге приводятся только факты. Читатель сам вправе делать выводы.
http://flikeinvest.org.kniga-diva.ru/kniga/2029

"мнение титульной украинской нации" и "аналитиков" по обслуживанию урковлады)))- Самый нереальный проект Кремля: Керченский мост-призрак

31 авг. 2015 г.
Уже осенью через Керченский пролив перебросят первый мост. Пока технологический, для подвоза материалов к строительным площадкам. Движение по пассажирскому мосту откроют в 2018 году. Сейчас строительство ведется ударными темпами

Тихонова С.Н., аспирант кафедры административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России.

Распад СССР и образование на его территории новых независимых государств породили ряд проблем, связанных с правовым статусом и режимом использования отдельных категорий морских пространств в Черноморско-Азовском бассейне, а также их делимитацией. В частности, к таковым следует отнести вопросы правового статуса и режима использования Азовского моря и Керченского пролива <1>.

<1> См.: Шемякин А.Н. Современное международное морское право и перспективы его развития. Одесса: ОНМА, 2003. С. 104 - 109.

В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере (утв. решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 г.) в ч. 1 гл. V указано, что "важным направлением формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере является решение проблем территориального разграничения Российской Федерации с сопредельными государствами и завершение международно-правового оформления Государственной границы на всем ее протяжении" <2>.

<2> Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 18.

Очевидно, что стержневое значение для всей пограничной деятельности имеет понятие "государственная граница", которое и должно предопределять смысл и содержание названной деятельности, а из числа федеральных законов, опосредствующих пограничную деятельность, первостепенное значение имеет Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о границе) <3>. На основании ст. 1 Закона о границе Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

Следует напомнить, что на основании ст. 4 (ч. 1) Конституции Российской Федерации суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

Между тем возникает вопрос о соответствии положений ст. 1 Закона о границе нормам международного права, Конституции РФ и реалиям сегодняшнего дня. Определение территории России содержится в ст. 67 (ч. 1) Конституции РФ, где сказано, что она включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, подписанного в городе Керчи 24 декабря 2003 г. <4>, Азовское море и Керченский пролив признаны внутренними водами России и Украины. Федеральным законом от 22 апреля 2004 г. N 23-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива" <5> названный международный договор ратифицирован и стал составной частью правовой системы России. Согласно п. 1 ст. 2 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. <6> государство обладает суверенитетом над своими внутренними водами. Таким образом, в Азовском море и Керченском проливе сложилась правовая ситуация, когда государственной границы нет, а суверенитет России имеется <7>.

<4> Бюллетень международных договоров. 2004. N 7. С. 46 - 47.
<5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 17. Ст. 1590.
<6>
<7> См.: Проничев В.Е. Правовые основы стратегического развития пограничной службы // Право и безопасность. 2005. N 4(17). С. 11 - 28.

Какова же предыстория этой проблемы?

Азовское море в силу своего географического положения и в соответствии с нормами международного морского права имело статус внутренних вод СССР. Необходимо учитывать, что географически Керченский пролив является составной частью Азовского моря. Наименьшая ширина Керченского пролива составляет около 2 миль, что и явилось определяющим фактором для объявления акватории Азовского моря в соответствии с нормами международного морского права внутренними водами СССР.

Образование двух суверенных государств - Российской Федерации и Украины - изменило правовой статус Азовского моря и Керченского пролива. Его определение в настоящее время является прерогативой России и Украины.

Керченский пролив, омывающий берега Краснодарского края и Крыма, протяженностью 22 морские мили (40,7 км) имеет два судоходных пути, пригодные для прохода судов из Черного в Азовское море:

б) фарватеры N 50 и 52 пригодны для прохода судов с осадкой до 3 м.

Канал сооружен Россией в 1874 г., его длина составляла в то время 18,9 мили. В настоящее время представляет собой основной судоходный путь Керченского пролива.

В связи с прекращением существования СССР и образованием независимых государств - России и Украины, последняя в одностороннем порядке перевела Керчь-Еникальский канал под свою юрисдикцию и осуществляет управление движением судов в проливе.

Таким образом, сложилась практика, когда управление движением флота по фарватерам N 50 и 52 осуществляет российская сторона, а управление движением флота по Керчь-Еникальскому каналу осуществляет украинская сторона <8>.

<8> См.: Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 242.

Необходимо также отметить, что статус вод Азовского моря имеет особенности, которые отражаются на специфике применения положений законодательства Российской Федерации в этой акватории.

Как было отмечено, исторически воды Азовского моря имели статус внутренних вод СССР и располагались в сторону берега от прямой исходной линии, проведенной в Черном море между мысами Железный Рог (Россия, Краснодарский край) и Кыз-Аул (Украина, Крым). Положение этой исходной линии объявлено Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г. и в последующем не изменялось. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <9> (далее - Закон о территориальном море) часть этой линии используется для отсчета ширины территориального моря Российской Федерации в Черном море.

<9> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833.

Закон СССР от 24 ноября 1982 г. "О Государственной границе СССР" <10>, регламентировавший правовой режим внутренних вод СССР, не категорировал внутренние воды как внутренние морские и внутренние континентальные. Такая практика не противоречила положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция).

<10> Ведомости ВС СССР. 1982. N 48. Ст. 891.

Следует отметить, что Конвенция является международным договором, участником которой с 1997 года является Российская Федерация. Конвенция констатирует, что "воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря, составляют часть внутренних вод государства" <11>, и на эти воды распространяется суверенитет прибрежного государства. Конвенция не устанавливает норм относительно разграничения этих вод между прибрежными государствами.

<11> Бюллетень международных договоров. 1998. N 1. С. 3 - 168.

С вступлением в силу Закона о территориальном море в российском законодательстве появилось четкое определение, какие именно воды относятся к "внутренним морским водам" как составной части внутренних вод государства, на которые распространяется суверенитет государства, а также положения международного морского права. Таким образом, термин "внутренние воды" является обобщающим и универсальным. Данное положение применимо и к акватории Азовского моря.

Вопрос о разграничении морских пространств между Россией и Украиной был инициирован в октябре 1995 г., когда Украина нотой в адрес МИД России предложила заключить договоры о правовом статусе Азовского моря и судоходстве в его акватории и о правовом статусе Керченского пролива <12>. Кроме того, 16 октября 1995 г. МИД Украины направил МИД России ноту, в которой было заявлено: "Украинская Сторона предлагает предпринять конкретные практические усилия по совместному договорно-правовому оформлению государственной границы между Украиной и Российской Федерацией. В случае дальнейшего промедления Украина столкнется с вынужденной необходимостью принять меры одностороннего характера по делимитации своей границы с Российской Федерацией..." <13>.

<12> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 75.
<13> Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 74.

В октябре 1995 г. - январе 1996 г. заинтересованными министерствами и ведомствами была согласована позиция России по международно-правовому оформлению границы с Украиной. Эта позиция предусматривала: закрепление за Азовским морем и Керченским проливом статуса исторического моря России и Украины; недопущение разграничения и установления каких-либо специальных зон; совместное использование и охрану; свободу плавания всех судов под флагом Российской Федерации и Украины; недопущение захода военных кораблей, научно-исследовательских и рыболовных судов третьих стран; введение ограничений для плавания невоенных судов третьих стран; совместное управление ресурсами и их сохранение; совместную защиту и сохранение морской среды.

Подготовленная позиция МИД России была доложена в Правительство и Президенту Российской Федерации.

Кроме того, Федеральной пограничной службой Российской Федерации (далее - ФПС России) 19 декабря 1995 г. направлены в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (Минприроды России), Федеральную службу безопасности Российской Федерации и Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) для рассмотрения и согласования проекты: позиции Российской Федерации по вопросам правового режима Азовского моря и Керченского пролива; договора между Российской Федерацией и Украиной о правовом статусе Азовского моря и Керченского пролива; соглашения между Российской Федерацией и Украиной о создании единой пограничной базы морских сил пограничных войск Российской Федерации и Украины в г. Керчи.

В январе 1996 г. в МИД России направлены предложения ФПС России по формированию российской межведомственной комиссии по подготовке материалов к международно-правовому оформлению государственной границы с Украиной, а также по созданию смешанной российско-украинской комиссии для рассмотрения всего комплекса пограничных вопросов <14>.

<14> См.: Международно-правовое оформление Государственной границы Российской Федерации: Информационно-справочный сборник. Выпуск N 1 (общие данные) / Под общ. ред. генерал-лейтенанта А.Л. Манилова. М.: Граница, 1997. С. 76.

Переговорный процесс между Россией и Украиной по определению правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и установлению линии государственной границы продолжается и в настоящее время. В ходе заседаний неоднократно определялись противоположные подходы сторон к решению проблемы разграничения и совместного использования морских пространств Азово-Керченского региона. Во-первых, украинская сторона в категорической форме ставила вопрос о разграничении акваторий, т.е. об установлении в Азовском море и в Керченском проливе государственной границы. Во-вторых, предлагала рассматривать вопросы о статусе Азовского моря и Керченского пролива в отдельных договорах. В-третьих, заявляла, что административная граница между РСФСР и УССР в Керченском проливе определена и нанесена на дежурные карты, следовательно, требуется только ее оформление.

Вместе с тем по промежуточным итогам переговорного процесса водам Азовского моря был придан статус внутренних вод Российской Федерации и Украины, что не противоречит нормам международного права. Этот статус и был подтвержден Договором между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. В нем также зафиксированы положения о необходимости сохранения Азово-Керченской акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины, о свободе судоходства для торговых судов и военных кораблей обоих государств и об ограничении прав третьих государств в том, что касается судоходства, прежде всего военного.

При этом Россия и Украина определили, что Азовское море разграничивается в соответствии с соглашением между ними. Два государства взяли на себя обязательство определить пространственный предел суверенитета каждого из них. До этого момента Россия и Украина в акватории Азовского моря осуществляют юрисдикцию над своими гражданами, а также над судами, находящимися под их флагами, в соответствии с национальными законодательствами. При этом суверенные права ни одного из двух государств в акватории Азовского моря не ограничены.

Подобная практика разграничения внутренних вод, а также их хозяйственного использования применялась и применяется рядом государств, например Россией и Польшей в Калининградском (Вислинском) заливе.

Следует принимать во внимание, что Украина в 1999 г. в одностороннем порядке объявила "линию охраны государственной границы Украины", что противоречит общепринятым нормам и принципам международного права о недопустимости односторонних мер до завершения процесса разграничения между государствами. По мнению российской стороны, после вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. исчезла и без того необоснованная юридическая база вышеуказанного заявления Украины.

В ходе переговоров в 2004 - 2006 гг. стороны продолжили обсуждение методик определения линий разграничения в Азовском и Черном морях, а также проектов соглашений о сотрудничестве в области судоходства, рыболовства и охраны окружающей среды, которые войдут в пакет договоренностей по вопросам разграничения и сотрудничества в акватории. Остаются разногласия в подходах к урегулированию вопросов в отношении Керченского пролива. Украина настаивает на необходимости подтвердить государственную границу между двумя странами на основе якобы существовавшей "линии административной границы между бывшими РСФСР и УССР". Российская сторона исходит из того, что в бывшем СССР в соответствии с действовавшим законодательством административная граница между РСФСР и УССР, равно как и между другими союзными республиками по акватории внутренних морских вод не устанавливалась. Не было и нет каких-либо легитимных документов союзного и республиканского уровня, фиксирующих линию границы в Керченском проливе.

5 - 6 июня 2006 г. в ходе 25-го раунда переговоров глава украинской делегации вышел с предложением о необходимости пересмотра Договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24 декабря 2003 г. с тем, чтобы рассматривать Азов как море, к которому в полном объеме применимы нормы международного морского права, установленные Конвенцией ООН.

Реализация предложений украинской делегации означала бы установление на практике свободного судоходства в Азове для судов и кораблей третьих стран, в том числе членов НАТО, ограничение возможностей России и Украины в использовании его ресурсов, а также автоматически повлекло бы возникновение повода рассматривать Керченский пролив как международный.

По мнению членов российской делегации, украинская сторона совершила шаг, который может иметь серьезные негативные последствия для российско-украинских отношений, обеспечения пограничной безопасности России в этом регионе, а также функционирования транспортных систем, морского промысла и добычи полезных ископаемых в акватории Азовского моря.

Однако до настоящего времени официального обращения украинской стороны по вопросу о пересмотре вышеуказанного Договора не поступало.

8 ноября 2006 г. на первом заседании Подкомитета по международному сотрудничеству Российско-Украинской межгосударственной комиссии были подведены итоги работы Подкомиссии по вопросам Азово-Керченского урегулирования. Министры иностранных дел двух стран с удовлетворением отметили активизацию переговорного процесса по разграничению Азовского и Черного морей, также констатировали, что тема урегулирования вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, включая ее разграничение, будет обсуждаться на уровне президентов на первом заседании Российско-Украинской межгосударственной комиссии.

До завершения разграничения акватории Азовского моря российская сторона осуществляет свои суверенные права в его акватории с учетом принципов, установленных ст. 2 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации". Следует отметить, что Россия и Украина многие вопросы, например связанные с промыслом морских биологических ресурсов, решают на основе сложившейся практики и конкретных договоренностей, заключаемых, как правило, раз в год. Ведется поиск взаимоприемлемых вариантов решения других вопросов, например разведки и добычи углеводородных ресурсов. В связи с исключительной важностью и для России, и для Украины Азовского моря, Керченского пролива и Черного моря выход из сложившейся ситуации может быть найден при изменении политической ситуации в Украине или по результатам договоренностей президентов двух государств.

По мнению автора, выражающего согласие с позициями российских ученых, реальных перспектив завершить в ближайшее время процесс, особенно в Керченском проливе, не имеется. Вместе с тем одним из приемлемых вариантов решения этой проблемы могло бы стать предложение о разграничении пролива по побережью, а акваторию при этом оставить в совместном пользовании России и Украины. К сожалению, Украина отклоняет предложения о совместном контроле без разделения пролива государственной границей, настаивая на своем праве регулировать проход судов через пролив, поскольку основной судоходный маршрут - Керчь-Еникальский канал - проходит через ее воды. Представляется также, что, учитывая международный опыт использования и регулирования деятельности в подобных проливах, вопросы режима Керченского пролива, включая Керчь-Еникальский канал, должны стать предметом специального соглашения между Российской Федерацией и Украиной. Следовательно, поиск взаимоприемлемого решения возможен, но лишь при наличии доброй воли и справедливых подходов сторон на основе международного права.

После присоединения Крыма к России произошли изменения морских границ в Чёрном море. В результате этого, скорее всего, газопровод "Южный поток" пойдёт по другому маршруту. Кроме этого Россия обретает новые возможности для экспорта своей продукции через порт в Керчи. Интересно познакомиться с картами новых границ. В Чёрном море 12 морских миль от побережья являются территориальными водами государства, 250 миль составляют особую экономическую зону. По договору 2003 года об Азовском море территориальные воды стран ограничены 5-километровой зоной, остальные воды находятся в совместном хозяйственном владении. В дополнение к этому можно посмотреть и на проект нового моста, связывающего Таманский полуостров с Крымом. Керческий пролив греки именовали Босфор Киммерийский, а вот пролив отделяющий Малую Азию от Балканского полуострова греки называли Босфором Фракийским.
P.S. Я думаю, мало кто знает, что легендарная Колхида аргонавтов располагалась вовсе не в болотистой Джорджии, как наивно полагают некоторые филологи, а... на берегах Босфора Фракийского ("Бычьего прохода"). Корабли древних ахейцев назывались бусы ("быки") или минотавры ("быки Миноса") - вот почему этот пролив был так назван, иногда морские корабли ахейцы называли гиппокампами ("морскими конями"), поэтому на носу их были изображения или головы быка, или головы морского конька. Чёрное море древние греки называли Понтом Эвксинским ("Морем гостеприимным", а финикийцы Северным морем ("Ашкенас"). Но к Колхиде мы обратимся после внимательного изучения пути аргонавтов, что собой представляло золотое руно - цель их путешествия...

1.Границы России и других стран в Чёрном море до присоединения Крыма
2. Границы России и других стран в Чёрном море после присоединения Крыма

3. Месторождения нефти и газа в бассейне Чёрного и Азовского морей и суши
4. Керченский пролив и переправы с материковой России в Крым
5. Граница в Чёрном море между Украиной и Румынией после решения Международного Суда ООН 3 февраля 2009 года, когда Румынии перешло 79, 4% спорных территорий нефтегазоносного шельфа