Антропометрические исследование ода. Антропометрия: Оценка физического развития

Соматоскопия, или внешний осмотр, позволяет изучить особенности осанки, телосложения и состояние опорно-двигательного аппарата.

Для проведения осмотра большое значение имеет правильное и равномерное освещение. Исследователь должен стоять между источником света и обследуемым, который находится в 2–3-х шагах от врача. Осмотр проводится спереди, сзади и в профиль.

Особенности осанки

Осанка – это привычная поза человека, привычка держаться стоя и сидя. Осанка обычно оценивается в положении стоя.

При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены или на одном уровне, лопатки прижаты, физиологические кривизны позвоночника выражены нормально, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах.

При исследовании осанки необходимо определить положение головы, плечевого пояса, выраженность физиологических кривизн позвоночника, форму грудной клетки, живота, ног.

Положение головы. Для того, чтобы правильно оценить положение головы, нужно встать лицом к обследуемого, осмотреть его, а затем повернуть в профиль.

Голова может быть на одной вертикали с туловищем или наклонена вправо, влево, отброшена назад или подана вперед. При резкой подаче головы вперед значительно нарушается осанка, что нередко можно наблюдать у спортсменов.

Плечевой пояс. При осмотре спереди определяется, на одном ли уровне находятся плечи.

Иногда сделать это нелегко, поскольку неравномерное развитие мышц плечевого пояса справа и слева скрывает истинное положение плеч. В этих случаях необходимо повернуть обследуемого спиной к себе, подойти к нему и поставить большие пальцы под углы лопаток, при этом руки исследователя должны быть выпрямлены в локтях. С помощью этого приема отчетливо определяют, какая лопатка и, соответственно, какое плечо выше или ниже другого.

При осмотре со стороны спины одновременно определяют наличие крыловидности лопаток, т.е. такого их положения, при котором угол лопатки настолько отстает от грудной клетки, под него можно подвести кончики пальцев или даже ладонь. Отставание угла лопатки обычно наблюдается у людей со слабо развитой мускулатурой спины. От истинной крыловидности лопаток нужно уметь отличать ложную, когда впечатление о крыловидности создается за счет сильного развития мускулатуры, например у гимнастов. В этом случае под углы лопаток нельзя завести пальцы.

При осмотре в профиль определяется, развернуты плечи или поданы вперед. Правое и левое плечо могут быть поданы вперед неодинаково. Чтобы это определить, нужно встать лицом к обследуемому на расстоянии вытянутых рук и положить большие пальцы под его ключицы в области ключично-акромиальных сочленений. По положению больших пальцев исследователь отчетливо видит, одинаково расположены плечи или одно из них несколько подано вперед. Такое отклонение нередко можно обнаружить, например, у метателей и боксеров.

Позвоночник. Осанка зависит от состояния позвоночника – выраженности его физиологических кривизн в переднезадней (сагиттальной) плоскости.

Позвоночник имеет четыре физиологические кривизны: две выпуклостью вперед – шейный и поясничный лордозы и две выпуклостью назад – грудной и крестцово-копчиковый кифоз.

При исследовании позвоночника, обследуемого нужно поставить боком вполоборота к себе так, чтобы была видна спина. При нормально выраженных физиологические кривизны позвоночника линия спины имеет красивую волнистую форму. Самые выступающие точки грудного и крестцово-копчикового кифоза обычно располагаются на одной вертикали. Глубина шейного и поясничного лордозов не должна превышать 4–6 см. Глубину лордозов измеряют с помощью кифосколиозометров. Для этой цели используют ростомер (линейкой измеряют глубину лордозов от вертикальной стойки) или свинцовую линейку, которая моделируется по остистым отросткам позвонков, а затем накладывается на специальную сантиметровую сетку.

При определении формы спины можно использовать пальпацию, проводя пальцами по остистым отросткам. Форма спины может быть нормальной при умеренно выраженных кривизнах позвоночника; кругло-вогнутой (седловидной), если грудной кифоз и поясничный лордоз резко выражены; круглой, если очень сильно выраженный грудной кифоз, захватывает часть поясничного отдела позвоночника, и плоской, когда физиологические кривизны сглажены или совсем отсутствуют.

Встречаются различные степени уплощение спины. Она может быть уплощенной, плоской или плоско-вогнутой, когда грудной кифоз отсутствует, но выражен поясничный лордоз.

При исследовании позвоночника надо также определить отсутствие боковых искривлений – сколиозов. Для этого исследователь становится сзади обследуемого и предлагает ему наклонить голову вперед и свести плечи. Остистые отростки позвонков при этом как бы поднимают кожу. Затем исследователь прикладывает концевые фаланги указательного и среднего пальцев с обеих сторон остистого отростка седьмого шейного позвонка и, сильно прижимая их телу обследуемого, проводит сверху вниз вдоль остистых отростков от шеи до крестца. От давления на остистые отростки на фоне двух розовых полос появляется белая полоса, которая дает представление о возможных искажениях. При сколиозе изменяется также величина так называемых «треугольников талии» – щелевидных просветов треугольной формы, расположенных между туловищем и внутренней поверхностью свободно свисающих рук, с вершиной треугольников на уровне талии. Для определения «треугольников талии» нужно повернуть обследуемого спиной и проверить, расслаблены ли у него руки. После этого определяют симметричность «треугольников талии». При сколиозе на выпуклой его стороне «треугольник» уменьшается вплоть до исчезновения, а на вогнутой – увеличивается.

Выделяют правосторонние и левосторонние сколиозы. Это значит, что сколиотическая дуга своей выпуклостью направлена вправо или влево. Кроме того, необходимо определить в каком отделе позвоночника имеет место сколиоз: в грудном или поясничном. Искривление позвоночника в грудной части влево или вправо часто вызывает компенсаторное его искривление в поясничном отделе соответственно вправо или влево, это так называемые S-образные сколиозы.

Грудная клетка. В норме она может иметь цилиндрическую, коническую или плоскую форму. Для определения формы грудной клетки исследователь садится на стул и располагает большие пальцы вдоль реберных дуг обследуемого так, чтобы кончики пальцев соприкасались в области вершины межреберного угла. Если при этом большие пальцы образуют угол, равный 90° – то грудная клетка имеет цилиндрическую форму, если угол больше 90° – коническую, менее 90° – плоскую.

Следует также помнить, что в результате различных заболеваний могут формироваться патологические формы грудной клетки. К ним относится рахитическая (асимметричная, куриная, воронкообразная), эмфизематозная (бочкообразная) и др.

Форма живота. Живот нормальной формы симметричен и слегка выступает. Однако он может быть втянут или резко выступать вперед, быть отвисшим или ассиметричным.

Физическое развитие - один из важнейших показателей состояния здоровья детей и подростков, который широко ис­пользуется для индивидуальной оценки здоровья и для ха­рактеристики санитарного состояния населения в целом.

Физическое развитие детей и подростков - это совокуп­ность морфологических и функциональных свойств организ­ма, характеризующих процесс его роста и созревания. Сис­тематическое наблюдение за физическим развитием од­них и тех же детей (индивидуализирующий ме­тод ) необходимо для индивидуальной оценки их развития. Также проводятся массо­вые исследования физического развития детей и под­ростков, проживающих в определенной местности, в от­носительно короткие сроки (генерализирующий метод ).

Антропометрические исследования проводят по единой унифицированной методике. При индивидуальной оценке фи­зического развития сопоставляют результаты антропометри­ческого обследования школьников со стандартами - норма­тивами физического развития. Стандарты могут быть состав­лены с применением разных способов статистического анали­за, а поэтому существует несколько методов оценки физиче­ского развития: метод сигмальных отклонений, регрессион­ный метод, метод центилей (перцентилей), метод распределения сочетания признаков, метод комплексной оценки физического развития.

При проведении антропометрических исследований необходимо со­блюдать следующие требования :

1. Антропометрические измерения проводятся на раздетом ребенке, в подавляющем большинстве случаев - в положении по "стойке смирно"(ребенок стоит выпрямившись, подобрав живот и расправив плечи, опус­тив руки вдоль тела, поставив пятки вместе, носки врозь, голова устана­вливается в положении "горизонтали" - нижний край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости). Во время проведения измерений исследователь, как правило, находится справа или
спереди от обследуемого.

2. Все измерения должны проводиться только между, так назы­ваемыми, "антропометрическими точками", под которыми понимаются определенные точки на теле, соответствующие ясно выраженным и легко прощупываемым образованиям скелета и лежащие, как правило, на сагит­тальной или боковых линиях тела.

3. Антропометрические исследования проводятся в первую половину дня, так как длина тела к концу дня уменьшается на 1-2 см в связи с уплощением сводов стопы, межпозвоночных хрящей, снижением тонуса мус­кулатуры, а масса тела увеличивается в среднем почти на 1 кг.

4. Помещение должно быть теплым и светлым.

5. Антропометрический инструментарий должен быть стандартизо­ванным, метрологически поверенным, легко подвергаться обработке дез­. средствами.

6. Данные антропометрических измерений заносятся в индивидуальную для каждого обследуемого антропометрическую карту, видоизменяющуюся в зависимости от целей и задач проводимого исследования. Необходимо строгое соблюдение правил заполнения антро­пометрических карт во избежание ошибок при обработке данных.

Все антропометрические данные обследуемого должны сопровож­даться следующими обязательными сведениями о нем:

1. Дата обследования.

2. Фамилия, имя.

4. Год, месяц и число рождения (с последующим расчетом возраста на день обследования).

5. Название учреждения, в котором проводится обследование.

Характеристика физического развития проводится на основании изучения соматометрических, физиометрических и соматоскопических признаков.

Соматометрия

Измерение длинников проводится с помощью антропометра это инструмент, который состоит из 4 металлических штанг, плотно вставляемых друг в друга в соответствии с цифровыми указателями, обозначенными на концах. Общая длина антропометра 2 м. На конце верхней штанги неподвижно укреплена муфта, в которую может вставляться линейка. Вторая муфта свободно перемещается по всей длине антропометра, она имеет вырез, через который видны деления. В эту муф­ту вставляется линейка справа налево острым концом вниз. По всей длине антропометра размещается шкала с ценой деления 1 мм, отсчет ведется снизу вверх. С другой стороны антропометра имеется шкала, идущая сверху вниз на протяжении 100 см.

Для измерения длины тела "стоя" и "сидя" можно использовать стан­ковый деревянный ростометр. Ростомер представляет собой стойку дли­ной 2 м с широкой напольной площадкой, на которой укреплена откидная скамья высотой 25 см (для детей) или 35-40 см (для взрослых). По стойке передвигается муфта с планшеткой. На боковых поверхностях стойки имеются сантиметровые деления; с одной стороны отсчет ведется от напольной площадки, с другой – от поверхности скамьи (точность измерения 0,5 см).

Рост детей до 2 лет измеряют ростомером иной кон­струкции. На деревянной доске длиной 100-120 см имеются две планшетки. Одна из них (неподвижная) служит для упора головки ребенка, другая (подвиж­ная) подводится к его но­гам. В момент исследования ребенка кладут спиной на доску ростомера, ноги вы­прямляют, стопы сгибают до прямого угла, голову фикси­руют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка находились на одной вертикальной линии. Сбоку доски нанесены деле­ния; отсчет ведется от го­ловного конца.

Помимо измерения длины тела "стоя" и "сидя", с помощью антропо­метра определяют другие длинники тела: длину туловища, верхних и ниж­них конечностей и отдельных их частей. Для получения этих значений необходимо измерить высоту стояния над полом верхней и нижней антро­пометрических точек, ограничивающих данный размер.

Для измерения диаметров применяют толстотные циркули большие и малые. Циркуль состоит из двух бранш, скрепленных ду­гой или линейкой с делениями, по которым определяется диаметр. При проведении измерения бранши инструмента располагаются на кистях рук сверху между указательным и большим пальцами, концы бранш держатся этими пальцами как писчее перо. Нахождение антропометрических точек при этом осуществляется третьими пальцами обеих рук.

Для измерения окружностей используется металлическая рулетка или сантиметровая лента. При проведении измерения конец рулетки или сантиметровой ленты с цифрой 1 берется в левую руку. Затем плотно накладывается на заднюю поверхность и проверив правой рукой правильность расположения ленты и ее натяжение, исследователь большим и указательным пальцами правой руки плотно фиксирует конец с цифрой 1 несколько приподнимая его вверх, в левой руке при этом остается другой конец ленты.

Взвешивание проводят на рычажных медицинских весах. Обследуемый становится на середину площадки весов и стоит спокойно. Взвешивание детей раннего возраста производят на специальных весах в положении «лежа» или «сидя».

Физиометрия

Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (ЖЕЛ) - спирометрия, мышечную силу рук и становую силу - динамомет­рия.

ЖЕЛ - является показателем вместимости легких и силы дыхатель­ных мышц и измеряется с помощью водяного или воздушного спиромет­ра. Обследуемый делает максимальный вдох, задерживает дыхание, затем плотно обхватывает мундштук губами и медленно выдыхает в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Исследование проводят 2-3 раза и фиксируют наибольший результат в мл.

Мышечная сила рук - характеризует степень развития мускулатуры, измеряется ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, с отведенной в сторону рукой, динамометр удобно обхватывается кистью и максимально сжимается.

Исследование проводится 2-3- раза и фиксируется наибольший результат в кг.

Становая сила – измеряется становым динамометром.

Обследуемый встает двумя ногами на платформу, наклоняется, берется за рукоятку динамометра, расположенную строго на уровне колен (регулируется металлической цепью), затем начинает медленно с усилием разгибаться, на высоте усилия делается рывок. Результат фиксируется в кг. Исследование становой силы проводится только с подросткового возраста..

Соматоскопия

Соматоскопическое исследование включает:

1. Оценку состояния опорно-двигательного аппарата - определение) нормы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры.

2. Определение степени жироотложения.

3. Оценку степени полового созревания.

4. Оценку состояния кожных покровов.

5. Оценку состояния слизистых оболочек глаз и полости рта.

6. Осмотр зубов и составление зубной формулы.

При осмотре черепа учитывается разница между переднезадним и поперечным диаметрами. По этому принципу форма черепа подразделяет­ся на мезоцефалическую (среднеголовые), долихоцефалическую (длинноголовые) и брахицефалическую (короткоголовые). При соматоскопии обращается внимание на форму мозгового черепа, строение теме­ни, утолщения швов, выступ в области большого родничка, форму затыл­ка, наличие асимметрии черепа. Так же отмечаются отклонения от нормы с общей характеристикой черепа: "башенный череп, квадратная голова, ладьеобразная и т.д.".

Форма грудной клетки определяется при осмотре в сагиттальной и фронтальной плоскости. Различают три варианта грудной клетки: цилиндрическую, плоскую и коническую.

Цилиндрическая грудная клетка - наиболее часто встречающаяся форма, обеспечивающая оптимальную функцию органов грудной полости. Такая форма грудной клетки характеризуется равномерным усечением к верхней и нижней апертуре, средним наклоном ребер, плотным прилежа­нием лопаток к грудной клетке (вследствие выраженного изгиба ребер сзади), наличием овальной линии, ограничивающей грудную клетку спе­реди и надчревным углом приближающимся к прямому.

Плоская грудная клетка , как вариант нормы, часто встречается у де­тей дошкольного возраста вследствие слабого развития мелких мышц, образующих мышечный корсет. В старших возрастных группах плоская грудная клетка свидетельствует, как правило, о наличии патологических отклонений в костно-суставной-мышечной системе или заболеваний сома­тического характера, вызывающих астенизацию организма в целом. Такая форма грудной клетки характеризуется отсутствием усечения к верхней и нижней апертурам, значительным наклоном ребер ("ребра безвольно опу­щены вниз"), лопатки отстоят от грудной клетки ("крыловидные лопатки", "крылышки ангелочка"), линия ограничивающая грудную клетку спереди почти прямая, надчревный угол острый.

Коническая грудная клетка , как вариант нормы, в детском и подрост­ковом возрасте не встречается. Как относительный вариант нормы она имеет место у профессиональных спортсменов-тяжелоатлетов (за счет высоко поднятой диафрагмы в результате деятельности, связанной с тяже­лой физической нагрузкой в статическом положении). В остальных случа­ях коническая форма грудной клетки обусловлена наличием тяжелых ста­дий легочной патологии или ожирения. Коническая грудная клетка характеризуется выраженным усечением к верхней апертуре и отсутствием усечения к нижней, минимальным на­клоном ребер или полным отсутствием такового, лопатки очень плотно прилежат к грудной клетке, линия ограничивающая грудную клетку спе­реди овальная с выпуклостью в нижней части, надчревный угол тупой.

Деформации грудной клетки - асимметричность, "куриная грудь", "грудь сапожника" и др. могут являться частным проявлением заболева­ния всей костной системы или органов грудной полости. При рахите утолщения грудных отделов ребер на границе хрящевой и костной части могут достигать значительных размеров - "рахитические четки".

При определении формы ног обследуемый стоит по "стойке смирно". При нормальной форме ног они соприкасаются в области коленных суставов и внутренних лодыжек. Х-образные ноги - коленные суставы заходят один за другой, а при соприкосновении коленных суставов внутренние лодыжки отстоят друг от друга. Как вариант нормы такая форма часто встречается у детей до­школьного возраста. В дальнейшем ноги, как правило, приобретают нор­мальную форму. У людей, страдающих ожирением, Х-образная форма ног обуславливается повышенным жироотложением в области бедер. О-образные ноги - коленные суставы не касаются друг друга. Такая форма ног может быть проявлением заболеваний костной системы раз­личной этиологии и, в частности, признаком рахита. Рахитические деформации конечностей определяются ощупыванием утолщений на эпифизах в виде браслетов, кроме того, могут наблюдаться искривления бедер и голеней (саблевидные ноги).

Для определения формы стопы осматривается ее опорная поверх­ность и обращается внимание на ширину перешейка, соединяющего об­ласть пятки с передней частью и расположение вертикальных осей ахил­лова сухожилия и пятки при нагрузке. Нормальная стопа - перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии перпендикулярно к поверхности опоры. Уплощенная стопа - перешеек широкий, линия его наружного края более выпуклая, вертикальные оси перпендикулярны поверхности опоры. Плоская стопа - перешеек занимает почти всю или всю ширину сто­пы, вертикальные оси пятки и ахиллова сухожилия образуют угол, откры­тый кнаружи.

Для объективной оценки формы стопы используется метод плантографии - получение отпечатка с последующим его расчетом. На отпечатке проводится касательная к наиболее выступающим точкам внутрен­него края стопы, из ее середины восстанавливается перпендикуляр до наружного края стопы. Далее рассчитывается, какой процент составляет отрезок, проходящий через окрашенную часть стопы от длины всего перпендикуляра. Если перешеек составляет до 50% длины перпендикуляра – стопа нормальная. 50-60% - уплощенная, более 60% - плоская.

Осмотр позвоночника проводится в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Определяется наличие физиологических изгибов позвоночни­ка в сагиттальной плоскости: шейного, грудного и поясничного, выпол­няющих функцию амортизации при ходьбе, беге и других движениях. Во фронтальной плоскости в норме позвоночник представляет собой прямую линию, плечи находятся на одном уровне, лопатки симметричны, тре­угольники талии, образованные линией талии и опущенной рукой, равны между собой.

При патологических состояниях возможны искривления позвоночни­ка .

В сагиттальной плоскости - лордозы (вперед) и кифозы (назад). При этом усиливаются физиологические изгибы позвоночника, а также воз­можно сглаживание шейного и поясничного изгибов и тотальный кифоз всех отделов позвоночника. Кифоз одних отделов позвоночника влечет за собой образование лордозов других отделов и наоборот. Глубина шейного и поясничного изгибов в норме колеблется в пределах 3-5 см в зависимос­ти от длины позвоночника.

Во фронтальной плоскости - сколиозы, которые могут охватывать все отделы позвоночника (полные) и часть его (частичные). В зависимости от направления дуги изгиба различают право- и левосторонние сколиозы. При сколиозах отмечается асимметрия уровня плеч, лопаток и треугольников талии, наличие мышечных компенсаторных ва­ликов. Так как для равновесия тела необходимо вертикальное его положе­ние, сколиоз одного отдела позвоночника вызывает развитие противопо­ложного сколиоза в другом его отделе.

Боковые искривления позвоночника определяются по отклонению линии остистых отростков позвонка от вертикальной линии вправо или влево.

I степень - функциональные нарушения, нефиксированные, исчезающие при активном напряжении мускулатуры.

II степень - стойкие искривления, не исчезающие при напряжении мускулатуры.

III степень - резко выраженные искривления, сопровождающиеся деформациями грудной клетки или асимметричным положением костей таза.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо без активного мышечного напряже­ния. Она зависит от формы позвоночника, равномерности развития и то­нуса мускулатуры, а также может быть связана с возрастными особенно­стями процессов роста и развития и приобретенными навыками поддер­жания правильной позы.

Условно все виды осанки можно подразделить на 2 подгруппы:

I - виды осанки, при которых шейный и поясничный сагиттальные изгибы позвоночника равны между собой или отличаются не более чем на 2 см:

Правильная - шейный и поясничный изгибы на превышают 3-5 см, в зависимости от длины позвоночника, голова поднята, плечи слегка отве­дены кзади, грудь несколько выдается вперед, живот подтянут.

Выпрямленная - все физиологические изгибы сглажены, спина рез­ко выпрямлена, грудь заметно выдается вперед. При резко выраженной выпрямленной осанке нарушаются амортиза­ционные функции позвоночника, изменяется походка, затрудняется дея­тельность, связанная с ходьбой, резкими движениями и физическими уси­лиями при вертикальном положении тела.

Кифотическая - шейный и поясничный изгибы резко увеличены, го лова и плечи опущены, живот выдается вперед. Кифотическая осанка, кш правило, сопровождается искривлением позвоночника в шейном и поясничном отделах (лордозы) или в грудном отделе (кифоз). Прогрессирование заболевания может привести к развитию тотального кифоза шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника.

II - виды осанки, при которых разница между шейным и поясничные сагиттальными изгибами позвоночника превышает 2 см:

Лордотическая - резко увеличен поясничный изгиб при одновре­менном сглаживании шейного, верхняя часть туловища несколько откину­та назад, а живот выдается вперед. Такой вид осанки, как относительный вариант нормы, наблюдается у детей дошкольного возраста в результате слабо развитой мускулатуры, особенно мелких мышц, образующих "мышечный корсет". Выявление лордотической осанки в более старших возрастах свиде­тельствует о возможном наличии соматической патологии, влияющей на физическое развитие организма в целом.

Сутуловатая - увеличен шейный изгиб при одновременном сглажи­вании поясничного, голова наклонена вперед, плечи опущены. Сутулова­тая осанка, часто встречается в подростковом возрасте и связана с резким увеличением длины тела в препубертатный период (подростку непривыч­ны его резко увеличившиеся тотальные размеры, сутулясь, он старается казаться ниже).

Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной тка­ни и ее упругостью, учитывается форма грудной клетки, положение лопа­ток, форма живота.

Описательные признаки дополняются данными измерений мышечной силы и разницы между окружностями плеча в свободном и напряженном состоянии.

I степень - слабое развитие мускулатуры - рельеф мышц не выражен, упругость понижена, грудная клетка плоская, лопатки не прилежат к грудной клетке, живот отвислый, мышечная сила ниже средней.

II степень - среднее развитие мускулатуры - рельеф мышц несколько обозначений, они имеют среднюю упругость, грудная клетка цилиндриче­ская, углы лопаток могут несколько выступать, живот подтянут или незначительно выдается вперед, показатели мышечной силы в пределах средних величин.

III степень - хорошее развитие мускулатуры - мышцы имеют выра­женный рельеф, достаточно упруги и большие по объему, грудная клетка цилиндрическая, лопатки плотно прилежат к ней, живот подтянут, мы­шечная сила выше средних величин.

Степень жироотложения оценивается визуально по выраженности рельефа костей и по толщине подкожного жирового слоя, путем измере­ния толщины кожно-жировых складок.

Для измерений используются скользящий циркуль или колиперы раз­личных видов. Скользящий циркуль состоит из металлической линейки с миллиметровыми делениями, на одном конце которой укреплена неподвижная прямая бранша, другая бранша укреплена на муфте, скользящей по линейке. Отличие колиперов состоит в том, что при аналогичной конструкции можно регулировать силу сжатия кожно-жировой складки. Складка плотно охватывается большим и согнутым в суставе указа­тельным пальцами левой руки. Скользящий циркуль или колипер, удержи­вается правой рукой, накладывается на складку сверху вниз за пальцами левой руки, после чего складка плотно зажимается браншами инструмен­та. Толщину жировой складки измеряют на боковой стенке брюшной области на уровне пупка, на 2-3 см справа от него, на груди – 2-3 см ниже молочной железы и в подлопаточной области.

Оценивается толщина кожно-жировой складки в мм.

I степень жироотложения - кости плечевого пояса и ребра резко кок турируются, толщина кожно-жировых складок - до 5 мм включительно.

II степень жироотложения - рельеф костей несколько сглажен, толщина складок - 6-9 мм.

III степень жироотложения - рельеф костей сглажен, контуры тела округлые, толщина складок у детей - 10-15 мм, у взрослых - до 20 мм.

I степень ожирения - толщина хотя бы одной складки у детей - более 15 мм, у взрослых - более 20 мм.

Физическое развитие человека сложно и многообразно. Оно включает такой обширный комплекс различных признаков, что исчерпывающая их характеристика едва ли возможна. Поэтому из всего разнообразия признаков физического развития приходится выбирать некоторый минимум важнейших признаков, по возможности поддающихся количественному объективному учету. Для их изучения используют три основных метода:

1) антропоскопия (описание тела в целом и отдельных его частей);

2) антропометрия (измерение размеров тела и отдельных его частей);

3) антропофизиометрия (определение физиологического состояния, функциональных возможностей организма).

Антропоскопия основывается на визуальном осмотре человека. Оценивают тип телосложения, состояние кожных покровов, степень развития мускулатуры, отложений жира, состояние опорно-двигательного аппарата, развитость вторичных половых признаков и др. Состояние опорно-двигательного аппарата визуально оценивают по ширине плеч, осанке, массивности. Степень полового созревания обычно определяют по шкале J.M. Tanner, позволяющей оценить степень развития вторичных половых признаков: оволосение лобка и подмышечных впадин, развитие молочных желез и состояние менструальной функции у девочек.

Антропометрию проводят с помощью специальных инструментов: антропометра, ростомера, сантиметровой ленты, различных циркулей и др. Антропометрия включает в себя соматометрию (измерение размеров тела и его частей), остеометрию (измерение размеров скелета и его частей) и краниометрию (измерение размеров черепа). Различают основные и дополнительные антропометрические показатели. К основным показателям относят рост, массу, площадь поверхности, объем тела, длину окружности грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе). К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, длину окружности шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный размеры грудной клетки, длину рук, массу подкожного жира и др.

Антропофизиометрию проводят с использованием специальных приборов (динамометры, угломеры, велоэргометры, спирографы и др.) и специальных методов (проведение функциональных проб и т.п.). Оценивают по целому ряду показателей, характеризующих силу кисти, становую силу, жизненную емкость легких, физическую работоспособность человека и др. К антропофизиометрии относится фетометрия - измерение размеров плода, которое проводится с помощью ультразвуковых исследований (УЗИ). К фетометрическим показателям, определяемым с помощью УЗИ, обычно относят бипариентальный, лобно-затылочный размеры головы, длину бедра (длину бедренной кости), плеча, диаметр грудной клетки и живота, окружность живота и головы, размеры сердца и мозжечка.

При измерении параметров физического развития для получения точных результатов необходимо соблюдать ряд стандартных условий. Измерения следует проводить в утреннее время, при оптимальном освещении, наличии исправного инструментария, использовании унифицированной методики и техники измерения.

В практическом здравоохранении обычно ограничиваются лишь антропоскопией и определением отдельных антропометрических показателей: массы, длины тела, окружности грудной клетки и головы. Это связано с рядом причин. Во-первых, эти исследования проще всего провести, что немаловажно в условиях ограниченного времени, выделяемого для осмотра, во-вторых, не исчерпывая всех характеристик физического развития, эти признаки отражают ряд его существенных сторон и в сочетании с другими данными о состоянии здоровья имеют важное практическое значение для интегральной оценки состояния здоровья индивидуума и группы людей.

Оценка физического развития в любом возрасте производится путем сравнения антропометрических данных со средними региональными величинами (стандартами) для соответствующего возраста и пола. Данные антропометрических измерений обрабатываются с использованием различных методов вариационной статистики. Приведем некоторые из них.

Метод сигмальных отклонений. Это весьма простой метод примерной оценки отдельных антропометрических показателей, в основе которого лежат антропометрические стандарты. Антропометрические стандарты - средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании репрезентативной выборки населения, однородной по возрастно-половому и социальному составу. При использовании данного метода для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М) и среднее квадратическое отклонение (а), которое определяет границы однородной группы (нормы). Для оценки определяется отличие показателей обследуемого от аналогичных стандартных. При этом оценка проводится следующим образом:

М ± 1а - средние данные;

М от +1а до +2а - данные выше средних;

М от +2а до +3а - высокие данные;

М от +3а и более - очень высокие данные;

М от -2а до -1а - данные ниже среднего;

М от -3а до -2а - низкие данные;

М менее -3а - очень низкие данные.

Процентильный метод. Более точным методом оценки физического развития является процентильный метод, который исключает необходимость математических расчетов. В основе этого метода лежит использование процентильных таблиц, которые составляются следующим образом: антропометрические данные 100 человек (100%) одного возраста выстраивают в порядке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97% обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или процентиль). Если полученные результаты соответствуют 25-75 процентилю, то рассматриваемый параметр соответствует среднему возрастному уровню развития. Если же показатель соответствует 10 процентилю, это говорит о развитии ниже среднего, а если 3 - о низком развитии. Если показатель входит в пределы 90 процентиля, развитие оценивают выше среднего, а если в 97 - как высокое. Процентильные таблицы широко применяются за рубежом с конца 70-х годов XX в. и позволяют сравнивать индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Процентильные таблицы обычно включают такие антропометрические показатели, как рост, масса, окружность головы и грудной клетки.

Основанием для включения ребенка в группу наблюдения участкового педиатра являются зоны 2-го и 6-го интервалов и, соответственно, отнесение ребенка ко II группе здоровья, зоны 1-го и 7-го интервалов свидетельствуют о необходимости углубленной диагностики для уточнения заболеваний. Наличие 3 внутренних процентильных зон, входящих в границы средних или нормальных показателей (зоны 3-5-го интервалов), позволяет контролировать более ранние и тонкие сдвиги в развитии и питании ребенка при динамических изменениях.

С помощью процентильных таблиц можно оценить соматический тип ребенка. Согласно схеме И.И. Бахраха и Р.И. Дорохова (1975), все дети без ожирения и гипотрофии могут быть отнесены к одному из трех соматических типов: микро-, мезоили макросоматическому, согласно сумме номеров интервалов процентильной шкалы, полученных для длины и массы тела. К микросоматическому типу относятся дети при сумме до 9 (физическое развитие ниже среднего), к мезосоматическому типу - при сумме от 10 до 16 (физическое развитие среднее), к макросоматическому типу - при сумме 17 и более (физическое развитие выше среднего).

Для каждого ребенка может быть определена гармоничность физического развития. Определение гармоничности проводится на основании тех же результатов процентильных оценок. К группе с гармоничным развитием относятся дети при разности номеров интервалов между двумя показателями, не превышающей 1, если разность составляет 2, то развитие считается дисгармоничным, если разность равняется 3 и более, развитие считается резко дисгармоничным.

Для оценки состояния питания определяется соотношение массы и длины тела: при попадании искомой величины массы тела в область 1-го интервала, ребенок относится к группе детей с очень низким питанием, в область 2-го коридора - к группе детей с низким питанием; в область 3-го коридора - к группе детей с питанием ниже среднего и т.д.

Антропометрическая оценка методом процентилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. Данный метод имеет преимущества перед другими: он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей в зависимости от возраста. Однако процентильный метод разработан лишь для детей и подростков в возрасте до 18 лет, в связи с чем для оценки физического развития взрослых должны применяться другие методы.

Для анализа антропометрических данных можно использовать оценочные коэффициенты, или индексы физического развития, рассчитанные путем сопоставления различных антропометрических признаков с помощью априорных математических формул. Метод индексов позволяет давать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индексы построены на связи антропометрических признаков (массы с ростом, жизненной емкостью легких, силой и т.п.). Разные индексы включают разное число признаков и разделяются на простые, включающие два признака, и сложные, включающие более двух признаков. К наиболее часто применяемым индексам относятся ростовой индекс Брока-Бругша, массо-ростовой индекс (Кетле), жизненный индекс, силовой индекс и т.д.

Для примера приведем методику расчета оптимальной (идеальной) массы методом, который был предложен более 100 лет назад французским антропологом П. Броком и который до сих пор не утратил своего значения.

При использовании метода Поля Брока идеальная масса рассчитывается по формуле:

Идеальная масса (кг) = Рост (см) - 100.

Однако формула Брока не учитывает того, что у женщин значительно больший слой подкожного жира, чем у мужчин, в связи с чем в настоящее время эта формула преобразована следующим образом:

Идеальная масса для мужчин (кг) = (Рост в см - 100) х 0,9.

Идеальная масса для женщин (кг) = (Рост в см - 100) х 0,85.

Кроме того, формула Брока не учитывает, что возраст человека вносит свои коррективы в расчеты. По мнению многих диетологов, расчеты массы по формуле Брока могут привести к тому, что некоторые люди высокого роста будут считать свою массу нормальной, хотя на самом деле она избыточная, и, наоборот, некоторые низкорослые, чья масса нормальная, будут считать ее избыточной.

Есть много и других более точных методов оценки оптимальной массы, однако важное практическое значение имеет не столько сама оценка идеальной массы, сколько степень ее отклонения от нормы, так как одна и та же масса тела у хрупкого и плотного человека при одинаковом росте характеризует их физическое развитие по-разному. Для этого, воспользовавшись одним из способов расчета, узнают, какой должна быть идеальная масса тела в зависимости от возраста, пола, роста или других антропометрических показателей, после чего для выяснения наличия недостатка или избытка массы тела достаточно провести следующий расчет по формуле:

Если полученное число положительное, это указывает на дефицит массы тела, если отрицательное - это говорит об избыточной массе тела. В данном случае бывает необходимо оценить отклонение реальной массы от идеальной. Делается это следующим образом:

Если реальная масса тела отличается от идеальной в пределах 10% в обе стороны, это допустимое отклонение. Превышение возрастной нормы массы тела на 10-29% соответствует ожирению I степени; на 30-49% - II степени, на 50-99% - III степени, на 100% и более - IV степени. Снижение массы ниже нормы называют гипотрофией. Если дефицит массы тела составляет от 10 до 20%, это гипотрофия I степени, от 20 до 30% - II степени; на 30% и более - III степени (данную степень гипотрофии еще называют дистрофией).

Важное значение для практического здравоохранения имеет оценка функционального состояния человека. Функциональное состояние - комплекс характеристик, определяющих уровень жизнедеятельности, а также системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается адекватность функций организма выполняемой работе. Обычно оценку функционального состояния проводят с помощью антропофизиометрических методов.

Основными и наиболее просто определяемыми показателями функционального состояния сердечно-сосудистой системы являются пульс и артериальное давление, дыхательной системы - жизненная емкость легких. Причем важное значение имеют не только эти показатели в покое, но и их изменения после физической нагрузки и длительность восстановления. Такие исследования проводят с помощью различных функциональных проб (восстановление пульса после нагрузки, ортостатическая проба, гарвардский степ-тест, тест PWC-170 и т.д.).

Специалистами Национального НИИ общественного здоровья РАМН и Новгородского научного центра Северо-Западного отделения РАМН разработана методика оценки физического здоровья населения, которая основывается на балльной системе оценки критериев физического здоровья отдельно детей и взрослых с последующим их суммированием. Таким образом, получаются комплексные показатели уровня физического здоровья детского, взрослого и всего населения 1 . Данная методика может рассматриваться как одно из направлений изучения физического развития населения.

1.1. АНАМНЕЗ

Цель: овладение методикой анамнеза в условиях спортивно-педагогической практики для оценки уровня здоровья, спортивной ориентации и отбора для различных категории населения, в том числе школьников.

Алгоритм выполнения задания: студенты разбиваются попарно и друг у друга проводят подробный опрос, используя нижеприведенную схему. В конце пишется заключение в соответствии с целью.

Теоретическое обоснование темы: анамнез состоит из 3-х частей: общие сведения, анамнез жизни, спортивный анамнез.

Общие сведения включают паспортные данные о человеке: Ф.И.О., дата и место рождения, национальность, как важная причина особенностей быта и питания, а также данные об образовании, социальном и профессиональном статусе, семейном положении. Отдельно уточняются сведения о возможных профессиональных вредностях, которые сказываются на образе жизни и физической активности человека (в спорте это - чрезмерные нагрузки при нерациональном восстановлении).

Анамнез жизни включает данные об особенностях роста и развития человека, начиная с рождения со слов родителей: болезни матери в период беременности, особенности течения родов, внутриутробные заболевания плода, вес и рост при рождении, особенности питания в период новорожденности (грудное, смешанное, искусственное), до какого возраста, заболевания ребенка в раннем периоде развития, с какого возраста начал сидеть, ходить, говорить; когда появились зубы, когда произошла их замена на постоянные; о половом созревании (сроки появления вторичных половых признаков, характеристика менструального цикла), что позволяет с определенной долей вероятности судить о биологическом возрасте человека.

Уточняются заболевания и травмы, перенесенные в течение жизни, их последствия. Акцент делается на болезни Боткина (инфекционная желтуха); очагах хронической инфекции (тонзиллит, кариес, ринит, отит и др.). детских инфекционных заболеваниях (скарлатина, ветряная оспа), туберкулезе, венерических болезнях. Уточняется, были ли операции (какие, исход).

Освобождался ли от физкультуры в школе, надолго ли, по какому поводу; часто ли пропускал занятия по физкультуре, освобождался ли от экзаменов по состоянию здоровья; служил ли в армии, проходил ли комиссию в военкомате; состоял ли на учете у какого-либо специалиста в поликлинике;

Образ жизни семьи (занятия физической культурой, культ еды, время, отведенное на просмотр телепередач, общение родителей с детьми, с другими людьми, режим труда и отдыха в семье).

Кроме того, необходимо выяснить, каковы условия быта, питания, учебы или труда в настоящее время, наличие вредных привычек, соблюдение правил личной гигиены. Наряду с этим. важно уточнить наследственную патологию в семье.

Все указанные сведения помогают опосредованно судить о здоровье индивидуума и важны при определении уровня двигательной нагрузки и ее ориентации.

Спортивный анамнез собирается наиболее подробно. В нем отражаются сведения о занятиях физкультурой и спортом с детских лет до настоящего времени. Избранные виды занятий, их длительность, достигнутый результат, участие в соревнованиях, систематичность занятий, быстрота роста спортивного мастерства.

Наличие травм и заболеваний, связанных со спортивной деятельностью, их последствия. Характер тренировочной и соревновательной нагрузки в настоящее время (количество тренировок в день, неделю, дни отдыха, период подготовки, самочувствие до и после тренировки), использование дополнительных средств восстановления (сауна, массаж, витамины), закаливание. Были ли состояния перетренированности и перенапряжения. К какой медицинской группе относился в школе.

Начало активных занятий физкультурой, спортом; соответствовали ли индивидуальным особенностям организма эти занятия или это было случайным; какой избран вид двигательной нагрузки в детстве; каков рост мастерства; участие в соревнованиях, как долго занимался этим видом; какой и почему избрал потом.

Травмы и заболевания, связанные со спортом, приступил ли после этого к тренировкам по допуску врача или самопроизвольно. Были ли перетренированность, переутомление, перенапряжение. Когда, сколько раз, полнота восстановления.

В настоящее время каков вид спортивных занятий, сколько тренировок в день, в неделю, когда и сколько в неделю дней отдыха; самочувствие после и перед тренировками, каковы результаты, доволен ли ими; занимается ли УГГ, закаливанием. Правильно ли избрано спортивное направление; какова квалификация в спорте. Какие средства восстановления применяются. Пробовали ли применять допинги.

Эти сведения позволяют оценить правильность спортивной ориентации и отбора, соответствие нагрузки индивидуальным и возрастным особенностям человека. Кроме того, можно установить ограничения в режиме двигательной активности в настоящее время, исключить или рекомендовать определенные виды мышечной нагрузки.

Заключение по анамнезу делается из анализа всех его составных частей и отражает общий уровень здоровья и тренированности человека.

Данная схема анамнеза применяется при всех видах спортивно-медицинского тестирования различных групп населения.

1.2. СОМАТОСКОПИЯ

Цель: овладение методикой соматоскопического исследования и анализа полученных данных для оценки особенностей физического развития.

Задание: провести это исследование друг на друге попарно, сделать вывод, дать рекомендации.

Техническое обеспечение: протокол соматоскопического исследования, схема осанок.
Теоретическое обоснование к проведению соматоскопии

Соматоскопия - оценка описательных признаков физического развития по: осанке, состоянию опорно-двигательного аппарата, типу телосложения.

Осанка - привычная поза человека. Правильная осанка создает условия для нормального функционирования внутренних органов. Формирование правильной осанки - центральная задача физической культуры и спорта.

Осанка оценивается на обнаженном до трусов теле, при хорошем освещении на расстоянии 2-3 шагов от обследуемого и определяется: состоянием позвоночника (выраженность естественных изгибов), углом наклона таза, положением головы, плечевого пояса, лопаток, формой грудной клетки, живота, рук, ног.

Положение головы может быть: на одной вертикали с туловищем, подана вперед, смещена в стороны. Определение проводят путем осмотра в профиль и анфас.

Плечевой пояс: может находиться на одной горизонтали, плечи развернуты, одинаковой длины, но они также могут быть поданы вперед, смещены (выше, ниже), не равной длины. Осмотр проводится анфас и в профиль.

Лопатки: либо прилегают к туловищу и находятся на одной горизонтали по высоте нижнего угла, либо отстают от туловища (крыловидые). Крыловидность истинная возникает из-за слабо развитых мышц спины, ложная - из-за чрезмерного развития мышц спины. Определяется возможностью подведения руки исследователя под лопатку.
Форма спины зависит от величины естественных изгибов позвоночника, которые можно измерить специальным прибором - кифосколиозометром. Они в норме составляют 3-4 см. Глубина изгибов позвоночника изменяется под влиянием негативных факторов среды (условия быта, учебы), длительно сохраняемой неправильной позой при слабых мышцах спины, может быть результатом перенесенных заболеваний (рахит и т. д.), асимметричной спортивной нагрузки и т. д. Указанные факторы способствуют изменению нормальной формы спины, что приводит к смещению внутренних органов и нарушению их функций.

Круглая спина (сутулая) характеризуется чрезмерно выраженным грудным кифозом при заметно сглаженных шейном и поясничном лордозах, уменьшением угла наклона таза. В профиль отмечается поданностъ вперед плеч. Указанная форма спины ограничивает движения грудной клетки, затрудняет дыхание и, значит, снижает функцию дыхательной и сердечно-сосудистой систем. При круглой спине зачастую определяется плоскостопие.

При плоской (или уплощенной) спине изгибы позвоночника сглажены, угол наклона таза уменьшен, лопатки крыловидные. Такой позвоночник неустойчив к различным деформирующим воздействиям и предрасположен к сколиозам, травмам ЦНС и элементов опорно-двигательного аппарата при выполнении двигательной нагрузки.

Сколиозы - боковые искривления позвоночника (могут быть сложные многоосевые деформации). Приводят к нарушению взаиморасположения внутренних органов и изменению их функций, т. е. к формированию сколиотической болезни.

Для определения сколиоза обследуемый стоит спиной, туловище наклонено вперед, руки опущены. Исследующий проводит с нажимом двумя пальцами по обе стороны позвоночника от шеи до крестца. Выделяющаяся розовая линия поможет установить наличие бокового искривления позвоночника. При этом будет отмечаться асимметрия треугольников талии - пространства между боковой линией туловища и опущенной вниз рукой.

Сколиозы могут различаться, по форме дуги: простой сколиоз - одна дуга искривления (С-образный), сложный - с противопоставлением (S-об-разный). Различают сколиозы по отделам позвоночника, где определяется искривление и куда оно направлено вершиной дуги; шейный, грудной, поясничный, комбинированный, право- или левосторонний.
Различают сколиозы 3-х степеней:
I степень - функциональный сколиоз (искривление исчезает в положенин пациента "руки на голове").
II степень - промежуточная форма (искривление исчезает при висе).
III степень - стойкая многоосевая деформация позвоночника, "реберный горб", мышечный валик в области искривления.

От сколиоза необходимо дифференцировать сколиотическую (или асимметричную) осанку. При этом отмечается уровень стояния плеч не на одной линии, асимметричные треугольники талии, имеется право- или левостороннее боковое искривление позвоночника, но грудная клетка при наклоне тела вперед с опущенными руками не деформирована (отсутствует выбухание ребер на одной стороне и уплощение - на другой). Для уточнения диагноза следует направить пациента к врачу.
Форма грудной клетки определяется расположением ребер (РР) (горизонтально, косо), величиной межреберного. угла (МУ=90°, <90°, >90°), взаимоотношением сагиттального и фронтального размеров груди.

Формы грудной клетки:
1. Цилиндрическая - в форме цилиндра, РР - горизонтальное, МУ=90°.
2. Коническая - в форме усеченного конуса, РР - горизонтальное, МУ>90°.
3. Плоская (уплощенная) - передне-задний диаметр уменьшен, РР - опущены вниз, МУ<90°.

При хорошем физическом развитии грудная клетка имеет обычно цилиндрическую форму, при слабом физическом развитии - плоскую. К патологическим формам грудной клетки относятся рахитическая (асимметричная, куриная), бочкообразная и др.
Живот может иметь прямую форму, выпуклую и впалую в зависимости от тонуса мышц живота и толщины жирового слоя, Прямая форма живота отличается легким выпячиванием брюшной стенки, хорошо выделяются мышцы, слабое жироотложение. При слабых мышцах и большом количестве подкожно-жирового слоя может быть отвислый асимметричный живот.

На основании всех исследований делается вывод об осанке испытуемого. Правильная осанка - это положение головы на одной вертикали с туловищем, плечи - на одной горизонтали, симметричны, развернуты, слегка опущены, лопатки прижаты к спине, формы спины и живота соответствуют нормальным описаниям, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка может быть сутуловатой (круглая спина, плечи опущены, голова подана вперед), сколиотической (см. выше), лордотической (увеличен поясничный лордоз, изменяется центр тяжести тела), кифотической (увеличен грудной кифоз, плечи опущены, живот втянут) и уплощенной (сглажены все изгибы позвоночника).

Состояние опорно-двигательного аппарата определяется формой ног, рук, стопы, подвижностью в суставах, степенью развития мышц, жира и состоянием кожи.

Форма рук может быть прямой и Х-образной. Руки вытягиваются вперед ладонями вверх, кисти соединяют со стороны мизинца. В этом положении руки не должны соприкасаться в локтях (прямые), при соприкосновении - Х-обраэные. У лиц, длительно занимающихся художественной гимнастикой возможна Х-образная форма рук.

Форма ног: прямые, Х- и О-образные. Ноги должны быть выпрямлены, пятки вместе, носки слегка разведены, мышцы не напряжены.
Ноги прямой формы имеют одну продольную ось бедра и голени, бедра соприкасаются в области внутренних мыщелков и голени - в области лодыжек. Х-образные - оси бедра и голени образуют угол, открытый кнаружи, касаются в бедрах, а О-обраные - оси бедра и голени образуют угол, открытый кнутри, касание в области лодыжек голени.

При исследовании сводов стопы принято различать стопу нормальную, сильносводчатую (полую), уплощенную и плоскую. Первая разновидность имеет на отпечатке перешеек, который соединяет пяточную область с плюсневой. У полой стопы перешеек отсутствует, стопа опирается лишь передним отделом и пяткой. Плоская стопа имеет очень широкий перешеек, область пятки при незначительном сужении переходит в передний отдел стопы.

При плоскостопии отмечается изменение длины, ширины и высоты сводов, изменение положения пальцев (отклонение большого кнаружи), валь-гирование стопы (наклон к внутреннему краю) и другие признаки. Основные симптомы плоскостопия - боли в разных отделах стопы, а затем и в мышцах голени, отеки ног. Существуют различные методы определения плоскостопия:
- визуальный;
- измерительный (педометрический) или плантографический;
- рентгенографический.

При визуальном методе пациент встает босыми ногами на твердую опору, стопы параллельно на расстоянии 10-15 см друг от друга.
Определяется положение пяточной кости по отношению к голени (вид сзади). При нормальной стопе оси голени и пятки образуют угол, открытый кнаружи (вальгусная установка пятки). Кроме того, внутренний продольный свод при нормальной стопе хорошо просматривается от пальцев до пятки. Если есть плоскостопие, то свод прижат к опоре. При поперечном плоскостопии пальцы веерообразно расходятся.
Осмотр подошвы позволяет увидеть опорную часть стопы. При нормальной стопе она составляет 1/3, при уплощенной 1/2 часть поперечника, если больше, то это плоскостопие. Наличие омозолелостей в области головок плюсневых костей говорит о неполноценности поперечного свода.

Можно для диагностики плоскостопия проводить функциональные пробы. Одна из них: пациент несколько раз поднимается на носки. При хорошем состоянии мышечно-свяэочного аппарата стопы (его ослабление - наиболее частая причина плоскостопия) отмечается супинация пятки и углубление наружного и внутреннего сводов. При слабом мьппечно-связочном аппарате своды не углубляются и пятка не супинирует.

Можно также произвести осмотр обуви, стоптанная обувь говорит о неправильном положении стопы.

Педометрический метод Фридланда: измеряется длина стопы от конца пятки до конца более длинного пальца. Измеряется высота свода: от пола до верхнего края ладьевидной кости. Рассчитывается индекс по отношению высоты свода к длине стопы и умножению на 100. Нормальное значение индекса равно 19,1...31,0.

Плантографический способ дает возможность оценить состояние стопы в динамике, суть которого - анализ отпечатков стопы.

Наиболее информативным является анализ отпечатков стопы по Чижину. Отпечаток получают путем взаимодействия 10 % раствора полуторахлористого железа (смочить ткань, наступить ногой) с 10 % раствором таннина в спирте (пропитка бумаги). На полученном отпечатке проводят линии:
1) касательную - к наиболее выступающим точкам внутренней линии стопы;
2) соединить середину второго пальца с серединой пятки, через ее средину проводят перпендикуляр до пересечения с касательной. Вычисляют отношение опорной. части (по перпендикуляру) к его остальному отрезку до касательной. Это отношение для нормальной стопы составляет от 0 до 1, от 1 до 2 - уплощенная стопа, свыше 2 - плоская стопа.

Подвижность в суставах определяется по максимально возможному сгибанию, разгибанию, вращению в тазобедренных, коленных, голеностопных, плечевых, локтевых, лучеэапястных суставах.

Возможно ограничение подвижности в связи с травмой сустава или чрезмерная подвижность (разболтанность).

Развитие мускулатуры оценивается путем осмотра и ощупывания по объему мышц, рельефности, равномерности развития, симметричности и по тонусу мышц, наличию уплотнений, боли в мышцах.

Развитие мышц может быть хорошим, средним, слабым, равномерным или нет.
Жироотложение различается как нормальное, пониженное, повышенное, оценивается по толщине кожно-жировой складки на спине под углом лопатки и на животе на уровне пупка. В складку берется кожа и подкожная клетчатка (3-5 см). Необходимо указать равномерность развития подкожно-жировой клетчатки. При пониженной упитанности пальцы исследователя легко прощупывают друг друга, костный и мышечный рельефы отчетливо просматриваются. Если упитанность нормальная, кожная складка берется свободно, концы пальцев прощупывают друг друга хуже, костный и мышечный рельефы сглажены. При повышенной упитанности кожная складка берется с трудом, костный и мышечный рельефы сглажены.

При осмотре кожи обращают внимание на сухость, влажность, цвет, упругость, наличие сыпи, мозолей, необычной пигментации, сосудистого рисунка.

На основании проведенного обследования делается заключение о типе телосложения: нормостенический, гиперстенический, астенический, промежуточный.

Нормостеник имеет пропорциональное соотношение продольных и поперечных размеров, астеник - продольные размеры преобладают над поперечными, гиперстеник - превалируют поперечные размеры.

В заключении отразить выявленные отклонения в осанке, телосложении, в опорно-двигательном аппарате (ОДА). Какие из них могут быть связаны со спортивной специализацией? Какие из них отвечают и не отвечают избранной специализации.
В заключении указать также наличие ограничений или противопоказаний для занятий спортом. Дать рекомендации по улучшению состояния средствами физической культуры.

ПРОТОКОЛ СОМАТОСКОПИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Возраст __________ Пол ________ Вид спорта ____________________
Спортивная квалификация ______________________________________

1. ОСОБЕННОСТИ ОСАНКИ

Положение головы: (на одной вертикали с туловищем, подана вперед, наклонена вправо иди влево) __________________________________________
Положение плечевого пояса (на одном уровне, одинаковость ширины правого и левого плеча, развернутость или поданность вперед) ______________
Позвоночник: выраженность изгибов _______________________________
Сколиоз (наличие, вид, форма, степень сколиоза) _____________________
Треугольники талии (симметричность) ______________________________
Форма спины (плоская, круглая, кругловогнутая, плосковогнутая) _______
Лопатки (нормальные, крыловидные) _______________________________
Форма грудной клетки (цилиндрическая, коническая, уплощенная, впалая, асимметричная, куриная, бочкообразная и др.) _________________________
Форма живота (прямая, впалая, отвислая, асимметричная) ______________
Общая характеристика осанки (правильная, сутуловатая, лордотическая, кифотическая, сколиотическая) ______________________________________

2. СОСТОЯНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ОДА)

Форма рук (прямые, Х-образные) __________________________________
Форма ног (прямые, Х-образные или О-образные) ____________________
Стопы (нормальные, уплощенные, плоские, полые) ___________________
Суставы (движение в физиологических пределах, ограничение в движениях, деформация (где) _______________________________________________
Развитие мускулатуры (хорошее, среднее, слабое, равномерное, неравномерное (где) ______________________________________________________
Жироотложение (нормальное, пониженное, повышенное, равномерное, неравномерное (где) _________________________________________________
Кожа (цвет, сухость, влажность, наличие пигментации, высыпаний) _____
Другие особенности ОДА _________________________________________
________________________________________________________________

3. ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Астеник, гиперстеник, нормостеник ________________________________

1.3. АНТРОПОМЕТРИЯ

Цель: освоение методики антропометрии на основании изучения размеров тела.

Необходимое оборудование: ростомер, медицинские весы, толстотный циркуль, динамометр кистевой и становой, сантиметровая лента, калипер, таблица для записи показателей.

Алгоритм выполнения задания. Студенты разбиваются попарно, выполняют все измерения в соответствии с методиками, друг на друге, данные заносят в протокол.
Для проведения измерений необходимо обнажиться до трусов. В комнате должно быть тепло и светло. Необходимо соблюдать ряд правил:

а) пользоваться стандартизованными инструментами;
б) строго придерживаться официальной унифицированной методики;
в) проводить измерения утром натощак или после легкого завтрака.

Методическое обеспечение темы.
Для измерения роста стоя исследуемый становится босиком на площадку ростомера, касаясь его вертикальной планки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в положении "немецкой" горизонтали (козелок уха и нижний край глазницы на одной горизонтали). Результат отмечают по светлой шкале с точностью до 0,5 см.

Рост сидя измеряют по темной шкале. Точки касания планки ростомера: крестец, межлопаточная область. Ноги вместе, голова - по "немецкой" горизонтали.

Вес определяется с помощью медицинских весов с точностью до 50 г. Стоять следует строго в середине площадки весов.

Диаметр (ширина) плеч измеряется толстотным циркулем, ножки которого ставятся на правую и левую плечевые точки. Циркуль устанавливают параллельно полу, фиксируют большим и указательным пальцами.

Для нахождения плечевой точки проводят пальцами по гребню лопатки до конца, где она располагается. Для проверки правильности нахождения плечевой точки следует подвигать плечом. Точка при этом остается неподвижной.

Диаметр грудной клетки измеряется в положении руки на уровне плеч в период дыхательной паузы.

Сначала измеряют передне-задний диаметр (сагиттальный).Для этого ножки прибора ставят на среднегрудинную точку (уровень 4-го ребра) и соответствующий позвонок при горизонтальном положении прибора.

Для измерения фронтального (поперечного) диаметра ножки прибора ставят на уровне среднегрудинной точки по среднеподмышечным линиям, при этом руки подняты в стороны.

Диаметр таза измеряется толстотным циркулем по наиболее удаленным друг от друга точкам гребней подвздошных костей.

Окружности тела измеряются сантиметровой лентой, которая должна прилегать к телу, а нулевое деление ленты должно быть впереди в поле зрения измеряющего.
Окружность шеи измеряют под щитовидным хрящом (кадык).

Окружность грудной клетки измеряют при наложении ленты под нижними углами лопаток, а впереди - по нижнему краю околососковых кружков (мужчины, дети), у женщин - над грудными железами на уровне четвертого ребра.

Измерения производятся трижды на: глубоком вдохе, глубоком выдохе и паузе. Лента не снимается..

Экскурсия грудной клетки - это разница измерений на вдохе и выдохе.

Окружность плеча измеряют в напряженном и в спокойном состоянии. Вначале - в состоянии напряжения. Рука поднята до горизонтального уровня, согнута в локте, максимально напряжены мышцы плеча. Измерение производят в наиболее широком месте. Не сдвигая ленты, руку опускают и вновь измеряют без напряжения.

Окружность предплечья измеряют в состоянии покоя в верхней трети по наиболее развитому уровню мышц.

Для измерения окружностей бедра и голени испытуемый стоит, ноги на ширине плеч, вес тела. равномерно распределен на обе ноги.

Измерение окружности бедра производится на уровне ягодичной складки, а голени - в месте наибольшего развития икроножной мышцы.

Сила мышц кисти определяется в положении стоя кистевым динамометром при отведении руки в сторону, без рывков. Измерения производят 2-3 раза и записывают лучший результат.

Становая сила измеряется становым динамометром. Ноги на площадке прибора, колени разогнуты, рукоятка прибора находится на уровне колен (у детей и подростков можно не измерять).

Определение ЖЕЛ (жизненная емкость легких) более правильно проводить в разделе "Определение функционального состояния аппарата внешнего дыхания". Необходим спирометр сухой или водяной. Измерение делается 2-3 раза через 0,5-1 мин. Фиксируется лучший результат. После максимального вдоха делается плавный выдох в прибор, зажав нос.

Измерение толщины кожно-жировой складки с целью оценки жироотложения и его равномерного распределения по телу проводят калипером либо в двух, либо в восьми точках.

Берется продольно кожно-жировая складка под нижним углом правой лопатки (наискось), на передней поверхности живота - на уровне пупка справа на 5 см горизонтально, на передней части плеча - на правой руке в верхней трети внутренней поверхности вертикально. На груди - по передней подмышечной линии наискось. На бедре - в положении сидя, на передне-наружной поверхности в верхней части параллельно паховой складке. На голени - в положении сидя, на задне-наружной поверхности в верхней части правой голени на уровне нижнего угла подколенной ямки. На тыле кисти - на уровне головки третьего пальца.

ПРОТОКОЛ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Ф.И.О. _______________________________________________________
Дата рождения ___________________
Спортивная специализация ______________________________________
Спортивный разряд _____________ Стаж спортивных занятий ________
Стаж занятий избранным видом спорта ____________________________

1.4. СОСТАВ И УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ТЕЛА

Цель: освоение методик определения фракционного состава тела (жировой и мышечной компоненты) и его удельного веса.
Знание этих показателей (см. табл. 1) уточняет представление о физическом развитии человека, уровне его физической активности, правильности питании.

Задание № 1.

Для работы необходим калипер.
Жировая ткань считается биологически малоактивной. На теле человека измеряются кожно-жировые складки в 8 точках: на плече (передняя и задняя поверхность), предплечье, спине, бедре, животе, груди. У женщин последнее измерение не производится.
Вычисляется средняя толщина кожно-жировой складки (d):

d = (d1+d2+d3+d4+d5+d6+d7+d8)/16.

Затем по формуле Матейки определяется абсолютное количество жира (D) в кг:

где К - константа, равна 0,13;
S - поверхность тела в м2, вычисляется по формуле:

S = 1+(P+H)/100,

где Р - вес в кг;
Н -отклонение в росте от 160 см с соответствующим знаком.
Затем рассчитывают относительное содержание жира в %:

ОСЖ = (D/P)·100,

где D и Р выражаются в кг.
Полученные данные сопоставить с существующими нормативами по спортивной специализации.
Жировую прослойку у спортсменов можно определить по W. Stern (1980) по формуле:

ЖП = (масса тела - тощая масса тела / масса тела)·100,

где тощая масса тела = 98,42 + (1,082·массу тела - 4,15·обхват талии).

Задание № 2. Определение мышечной массы.

Знание этого параметра представляется очень важным для оценки резерва здоровья, т. к. мышечная ткань относится к биологически активным.
Для выполнения работы необходимы: калипер, сантиметровая лента.
Измеряют сантиметровой лентой в покое окружности плеча, предплечья, бедра, голени, а также толщину кожно-жировых складок на предплечье (спереди и сзади) калипером. Применяя формулу Матейки, можно рассчитать абсолютную массу мышечной ткани:

где М - масса мышц в кг;
L - рост в см;
r - среднее значение окружности плеча, предплечья, бедра, голени;
К = 6,5 (константа);
S - сумма.
r = (S окружностей плеча, предплечья, бедра, голени / 25,12) -
- (S кожно-жировых складок плеча, предплечья, бедра, голени / 100).
Затем определяется процентное (относительное) количество мышечной ткани и сопоставляется с нормативами по виду спорта:

(М/P)·100, где Р - вес в кг.

Задание № 3 . Определение удельного веса (или плотности) тела (г/см3).

Чаще применяется расчетный метод определения удельного веса или плотности тела. Он выражается большей величиной у представителей скоростно-силовой деятельности.
Для расчета удельного веса необходимо знать процентное содержание жира в организме:

Уд. вес = 554,8 / (ОСЖЧ·504.4),

где ОСЖ - относительное содержание жира.
Полученные данные сопоставляют с нормативами по виду спорта (см. табл. 2).

Для расчета плотности тела можно использовать уравнение Pascall и др. (1956):

D = 1,088468 - 0,007123·Т - 0,004834·М - 0,005513·А,

где Т - толщина кожно-жировой складки по средней подмышечной линии на уровне мечевидного отростка грудины;
М - толщина складки посредине между соском и передней подмышечной линией;
А - толщина складки на задней поверхности плеча.

Задание № 4. Определение содержания воды в организме.

Цель: по количественному содержанию воды в организме определить состояние водного обмена.

Алгоритм работы: по приведенным ниже формулам определить общее содержание воды в литрах и в процентах, сопоставить с нормативным, сделать опосредованно заключение об оптимальности обмена жидкости в организме, учитывая важность этого параметра для занимающихся физической культурой и спортом.

Теоретическое обоснование. Вода составляет 60-70 % массы тела. Известно, что с увеличением содержания жира уменьшается количество воды в организме. У женщин жировой массы больше, чем у мужчин (28 % и 18 % соответственно), а воды на 10 % меньше.
Внутриклеточная жидкость составляет до 40 % массы тела, внеклеточная - до 20 % (лимфа, синовиальная, спинно- и черепномозговая), внутрисосудистая - 5 %.
Содержание жидкости в организме занимающегося ФК и спортом очень важно, так как оно регулирует тепловой баланс в покое и при мышечной деятельности. Общее содержание воды можно определить по формуле Е. Оsserman и др. (1950) в процентах:

Для оценки физического развития можно использовать методы стандартов, индексов и корреляции в комплексе.

Задание № 1. Метод антропометрических стандартов.

Цель: освоить указанную методику, анализируя собственные данные, представленные в виде антропометрического профиля для оценки индивидуального здоровья.
Алгоритм работы: показатели физического развития обследуемого сопоставляются со стандартными для аналогичной группы лиц (по полу, возрасту, профессии, месту проживания), находят разницу в показателях и выражают ее в сигмалъных отклонениях от стандарта и по этим данным строят антропометрический профиль.
Методическое обеспечение темы.
Стандарты создаются на основе измерений большой однородной группы людей и расчета средней величины признака. В нижеследующих таблицах (см. приложение 3, 4) приводятся средние значения показателей физического развития студентов и спортсменов. Если показатель обследуемого больше приводимого в таблице (М), получают разницу со знаком "+", если меньше -с минусом (графа "разница в абсолютных цифрах").
В таблицах приводится величина среднеквадратичного отклонения от средней (s). Найденную разницу делим на s, полученное число с тем же знаком, записываем в графе "разница в s". Если разница находится в пределах ±s, то это среднее значение показателя (стандартное); от ±s до ±2s - ниже или выше стандартного; при значении <2s - низкое, а >2s - высокое отклонение показателя от стандартного.
Откладываются полученные значения на профиле, строится график путем соединения точек (разница в s) всех измеренных показателей.
Затем делается анализ особенностей построенного профиля, выявляются возможные причины значительных отклонений каждого показателя от стандартной величины и на основании этого даются рекомендации обследуемому.

Задание № 2. Оценка физического развития методом индексов.

Цель: освоить методику оценки физического развития с помощью индексов, т. е. соотношения антропометрических показателей, полученных с помощью математических расчетов. Метод чаще используется при массовых обследованиях.

I. Весо-ростовые индексы оценивают вес в сопоставлении с ростом.

1. Индекс Брока-Брукша ;

Вес = L - 100 при L = 150...165 см, где L - рост в см;
Вес = L - 105 при L = 166...175 см;
Вес = L - 110 при L > 175 см.

2. Массу тела для взрослых можно рассчитывать по формуле Бернгарда:

Вес = (Рост ґ· Объем груди) / 240

В этом индексе учитываются особенности телосложения человека.

3. Идеальную массу тела (М) можно рассчитать по формуле Лоренца:

М = Р - ,

где Р - рост в см.
4. Индекс Габса

Р = 56 + 4/5 (L - 150),

где Р - вес в кг, L - рост в см.

5. Индекс Кетле :

Р / L (г/см);


для мужчин составляет 370...400 г/см,
для женщин - 325...375 г/см,
для мальчиков 15 лет - 325 г/см,
для девочек 15 лет - 318 г/см.

II. Жизненный индекс:

ЖЕЛ / Р (мл/кг);

где Р - вес в кг,
для мужчин равен 65...70 мл/кг,
для женщин 55...60 мл/кг.

III. Силовые индексы:

(Сила кисти, кг / Р, кг) ґ· 100

Аналогичная формула, для показателя становой силы.
Средние величины индекса:
для кисти у мужчин - 70...75 %, у женщин - 55...60 %;
для становой силы - 200...220 % и 135...150 % соответственно.

IV. Индексы пропорциональности развития

1. Индекс Эрисмана . Определяет пропорциональность развития грудной клетки:

ОКГ (см) в паузе - 1/2 L (см) стоя,

где L - рост,
для мужчин +5,8 см;
для женщин +3,3 см.
Если индекс меньше указанных цифр или с отрицательным знаком, то грудная клетка узкая; если больше указанных, напротив, широкая.

2. Индекс Мануврие - процентное отношение длины ног к длине туловища:

(L стоя / L сидя - 1) ґ 100

Пропорциональность длины ног и туловища соответствует величине индекса, равного 87...92 %, при меньших значениях определяется относительная коротконогость, при больших - относительная длинноногость.

3. Индекс Пинье определяет крепость телосложения по формуле:

L - (P + T),

где Р - вес в кг, L - рост в см,
Т - окружность грудной клетки на выдохе в см.
Индекс равный 10, говорит о крепком телосложении, 11...15 - хорошем, 16...20 - среднем, 21...25 - слабом, 26 и выше - об очень слабом телосложении.

4. Разностный индекс определяется путем вычитания из роста сидя длины ног. Среднее значение у мужчин - 9...10 см, у женщин - 4...12 см.
Чем меньше индекс, тем больше длина ног и наоборот.
На основании данных физического развития методом стандартов и индексов делают обобщенное заключение о физическом развитии испытуемого и дают соответствующие рекомендации по его совершенствованию. Для уточнения особенностей телосложения определяют состав тела и его удельный вес.

1.6. Вопросы к коллоквиуму по темам главы I

1. Определение понятия "физическое развитие".
2. Понятие о генотипе и фенотипе.
3. Цель изучения физического развития.
4. Понятие конституции и телосложения. Типы телосложения.
5. Анамнез: значение, методика, составные части.
6. Понятие о симуляции, диссимуляции, аггравации.
7. Понятие о соматоскопии.
8. Понятие о правильной осанке.
9. Дефекты осанки, причины, профилактика.
10. Сколиоз, причины, профилактика.
11. Плоскостопие, формы, степени, причины, профилактика, методика определения.
12. Антропометрия.
13. Определение удельного веса и состава тела. Значение в спорте.
14. Метод стандартов в оценке физического развития.
15. Метод индексов в оценке физического развития.
16. Метод корреляции в оценке физического развития.
17. Особенности телосложения в разных видах спорта.

1.7. Литература по разделу

1. Акинщикова Г.И. Антропология: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 45 с.
2. Антропология - медицине / Под ред. Т.И.Алексеева. М.: Изд-во МГУ, 1989. 235 с.
3. Барклай В.М. и др. Валеодиагностика: Методическое пособие по валеологии. Ростов-на-Дону,1999. 99 с.
4. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. С.181-187.
5. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. М.: Медицина, 1980. С.144-165.
6. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М.: Владос, 1998. С.38-66.
7. Карпман В.Л. и др. Тестирование в спортивной медицине. М.: ФиС, 1988.
8. Козлов В.И., Гладышева Л.А. Основы спортивной морфологии: Учебное пособие. М.: ФиС, 1977.
9. Спортивная медицина / Под ред. А.В.Чоговадзе. М.: Медицина, 1984. С.24-47, 148-149.
10. Спортивная медицина / Под ред. В.Л.Карпмана. М.: ФиС, 1987. С.41-61.
11. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. М.: ФиС, 1982. С.6-14.