Презентация к уроку по творчеству А.А. Ахматовой

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе.

Слайд 6

Описание слайда:

Книги Ахматовой Печаль, которой дышали стихи "Вечера", казалась печалью "мудрого и уже утомленного сердца" и была пронизана "смертельным ядом иронии" "Четки" (1914) книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет" "Вечера". Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то "лирический дневник", то "романлирику".

Слайд 7

Описание слайда:

Слава После "Четок" к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, - М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.

Слайд 8

Описание слайда:

Первая мировая война В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги.

Слайд 9

Описание слайда:

С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник "Из шести книг", а два следующих - в 1960-е годы

Слайд 10

Описание слайда:

Трагические годы В трагические 1930 - 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя".















1 из 14

Презентация на тему: Анна Ахматова

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Начало жизни... Родилась в Одессе 11 июня 1889 года в семье инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны. После рождения дочери семья переехала в Царское Село, где Анна Андреевна училась в Мариинской гимназии. Она прекрасно владела французским. В 1905 году Инна Эразмовна развелась с мужем и переехала с детьми сначала в Евпаторию, а затем в Киев. Здесь Анна Андреевна закончила Фундуклеевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов, отдавая все же предпочтение истории и литературе.

№ слайда 3

Описание слайда:

Н. Гумилев и А. Ахматова Со своим будущим мужем поэтом Николаем Гумилевым Анна Горенко познакомилась еще четырнадцатилетней девочкой. Позже между ними возникла переписка, а в 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой. 25 апреля 1910 года они обвенчались в Николаевской церкви села Никольская слобода под Киевом. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие, пробыв в Париже всю весну. В 1912 года у них родился сын, которому дали имя Лев.

№ слайда 4

Описание слайда:

Начало творческого пути... С 1910-х годов началась активная литературная деятельность Ахматовой. Свое первое стихотворение под псевдонимом Анна Ахматова она опубликовала в двадцатилетнем возрасте, а в 1912 году вышел первый сборник стихов "Вечер". Гораздо менее известно, что когда молодая поэтесса поняла свое предназначение, то не кто иной, как отец Андрей Антонович запретил ей подписывать свои стихотворения фамилией Горенко. Тогда Анна и взяла фамилию своей прабабушки - татарской княгини Ахматовой.

№ слайда 5

Описание слайда:

В марте 1914 года вышла вторая книга стихов "Четки", которая принесла Ахматовой уже всероссийскую известность. Следующий сборник "Белая стая" увидел свет в сентябре 1917 года и был встречен довольно сдержанно. Война, голод и разруха отодвинули поэзию на второй план. Но те, кто знали Ахматову близко, хорошо понимали и значимость ее творчества.

№ слайда 6

Описание слайда:

Во время революции Анна Андреевна рассталась с Н. Гумилевым. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого-ассиролога и переводчика клинописных текстов. Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она писала, "все расхищено, продано; все голодной тоскою изглодано". Но Россию не покинула, отвергнув "утешные" голоса, звавшие на чужбину, где оказались многие ее современники. Даже после того, как в 1921 году большевики расстреляли ее бывшего мужа Николая Гумилева.

№ слайда 7

Описание слайда:

Новый поворт в жизни Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем. Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой - выходом поэтических сборников "Anno Domini" и "Подорожник", закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. Новые стихи Ахматовой с середины 1920-х годов печатать перестали. Ее поэтический голос умолк вплоть до 1940 года. Для Анны Андреевны наступили тяжелые времена.

№ слайда 8

Описание слайда:

В начале 1930-х годов был репрессирован ее сын Лев Гумилев. Но впоследствии Лев Гумилев все же был реабилитирован, Позже судьбам тысяч и тысяч заключенных и их несчастным семьям Ахматова посвятила свою великую и горькую поэму "Реквием". В год смерти Сталина, когда начал отступать ужас перед репрессиями, поэтесса произнесла пророческую фразу: "Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха".

№ слайда 9

Описание слайда:

Во время Отечественной войны Отечественная война застала Анну Ахматову в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады она вылетела сначала в Москву, а затем эвакуировалась в Ташкент, где жила до 1944 года. И вдруг все оборвалось. 14 августа 1946 года было опубликовано печально-знаменитое постановление ЦК КПСС "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором творчество А. Ахматовой определялось как "чуждое идеологически". Союз писателей СССР постановил "исключить Анну Ахматову из Союза советских писателей", тем самым она практически лишались средств к существованию. Ахматова вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами. Опала была снята с Ахматовой лишь в 1962 году, когда из печати вышла ее "Поэма без героя"

№ слайда 10

Описание слайда:

Признание В 1960-е годы к Ахматовой наконец пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия "Этна-Таормина" - в связи с 50-летием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Впервые в истории Оксфордского университета англичане нарушили традицию: не Анна Ахматова всходила по мраморной лестнице, а ректор спускался к ней. Последнее публичное выступление Анны Андреевны состоялось в Большом театре на торжественном вечере, посвященном Данте.

№ слайда 11

Описание слайда:

Конец жизни Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом. До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: "Я не переставала писать стихи. Для меня в них - связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных".

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Цели:

  • образовательные: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэтом гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
  • развивающие: умение читать стихи и эмоционально на них откликаться; совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотносить содержание с критической и мемуарной литературой, фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;
  • воспитательные: развивать чувство прекрасного, воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать, патриотическое чувство, показать пример гражданского мужества.

Средства обучения – учебники, хрестоматии, тексты стихов А.Ахматовой, опорные конспекты, медиасредства.

Тип урока – урок– презентация. Презентация.

План.

  1. История псевдонима “Ахматова”.Жизнь и творчество.
  2. Анализ стихотворений: “Сжала руки под темной вуалью…”.
  3. Философские мотивы, патриотическая тема, мир женской души, поэт и родина в лирике Ахматовой: “Я научилась просто, мудро жить…”, “Ты письмо мое, милый, не комкай…”, “ Молитва”.
  4. Поэма “Реквием”.
  5. Анна Ахматова – “голос своего поколения”.

Ход урока

Предварительная работа.

Учащиеся имели предварительное задание познакомиться с биографией А.Ахматовой, составить хронологическую таблицу ее жизни и творчества, выучить наизусть стихотворения, вспомнить сведения о поэтах Серебряного века и особенностях этого периода в русской поэзии.

I. Организационный момент. Активизация знаний учащихся.

Выполняя предварительное задание, вы познакомились с творческой биографией Анны Андреевны Ахматовой, выучили ее стихи. Вы обратили внимание на то, что начало ее творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60-е годы.

Задание: – Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии.

(Серебряным веком принято называть период расцвета русской поэзии в начале XX века.)

И серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл. (А.Ахматова)

II. Запись в тетрадях темы урока и плана.

1. История появления псевдонима “Ахматова”.

Уже в гимназические годы Ахматова писала стихи. Ахматова – это фамилия бабушки (пробабушки по материнской линии), ставшая псевдонимом Анны Андреевны Горенко.

Из биографии А.Ахматовой : родилась 23 июня (н.с.) в 1889 году в селении Большой Фонтан близ Одессы (настоящая фамилия Горенко, в замужестве Гумелева).

Детские годы прошли в Царском селе под Петербургом. Здесь она училась в Царскосельской (Мариинской) женской гимназии.

Каникулы проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты (сейчас это один из районов Севастополя). “Самое сильное впечатление этих лет, – вспоминала Ахматова, – древний Херсонес, около которого мы жили”.

В этом районе на берегу моря разбит парк им. Анны Ахматовой. У входа в парк поставлена памятная доска, на которой изображение профиль поэта (она не разрешала себя называть поэтессой) и написаны слова, взятые из ее замечательной поэмы “Реквием”:

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо , чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

В 1903 году знакомится с Николаем Гумелевым. Написаны первые ранние стихотворения. Затем учеба в Киево-Фундуклеевской гимназии. А в 1907 году в парижском журнале “Сириус”, издававшемся Н.Гумелевым, появилось первое опубликованное стихотворение Ахматовой.

1908–1909 г.г. – учеба на юридическом факультете Киевских высших женских курсов. И вот в апреле 1910 года “… я вышла замуж за Н.С. Гумелева, и мы, – пишет Ахматова, – поехали на месяц в Париж”.

. История любви Н.Гумилева и А.Ахматовой нашла отражение в стихах.

Первые сборники стихов А.Ахматовой назывались “Вечер” (1912) (По свидетельству Л.Чуковской, сначала хотела сборник “Вечер” назвать “Лебеда”, но ее отговорили).

“Сжала руки под темной вуалью” (Приложение 1.)

Предварительные вопросы: Какова тема стихотворения “Сжала руки под темной вуалью…” ?

Кто является героем этого стихотворения?
Какие тропы заметили в стихотворении?
(Чтение стихотворения.)

Анализ стихотворения “Сжала руки под темной вуалью...” (1911).

Это характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором представлены непростые отношения между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь.

Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой ) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной емкой метафоре “…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна.”

Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, сама в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: “сбежала”, “я бежала”, “задыхаясь, я крикнула”. “Перил не касаясь”, то есть стремительно, без всякой осторожности, – это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь

В конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделенное от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез.

10 октября 1912 году у Анны Ахматовой родился сын Левушка (Лев Николаевич Гумелев – историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии).

В марте 1914 года выходит вторая книга стихов “Четки”, в которую вошло стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…”, написанное во Флоренции (1912), где они отдыхали вместе с Н.Гумелевым 10 дней.(есть мнение, что стихотворение было написано по возвращении из Италии в Киеве в имении Литки, принадлежащем родственникам Ахматовой).

(Чтение стихотворения “Я научилась просто, мудро жить”.) (Приложение 2)

914 год. В марте выходит вторая книга стихов “Четки”.

Казалось бы, в жизни А.Ахматовой все складывалось великолепно: брак с любимым человеком, признание, рождение сына. Но трагическая эпоха коснулась жизни каждого человека.

1914 год. Первая Мировая война. Н.Гумилев в армии. Переписка.

(Подготовленный ученик читает стихотворение “Ты письмо мое, милый, не комкай…”) (Приложение 3)

В 1915 году появляется стихотворение “Молитва” (1915г). (Приложение 4)

Предварительные вопросы:

  • К кому обращено стихотворение?
  • Какую жертву она готова принести?
  • Во имя чего приносится эта жертва?

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые трудные времена, начиная с первой мировой войны. М.Цветаева называла А.Ахматову “музой плача”.

Революция и Гражданская война. Отказ покинуть Россию.

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам…

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “Родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:

В сентябре 1917 года увидела свет книга стихов “Белая стая”.

Я улыбаться перестала,
Морозный ветер губы студит,
Одной надеждой меньше стало,
Одною песней больше будет.

Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой часто противопоставлялось именам поэтов революционной России.

В 1921 год… Напечатана книга стихов “Подорожник”.

Волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. На похоронах А.А.Блока Ахматова узнает, что арестован муж, Николай Гумелев, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. (Дело было сфабриковано органами ВЧК). Вскоре он был расстрелян.

1922. Напечатана книга стихов “Anno Domini”.

Середина 20-х…

1-й ученик: “С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые – перепечатывать”.

2-й ученик: “С 1925 г. ЦК вынес постановление (не опубликовано в печати) об изъятии меня (имеется ввиду стихи Ахматовой) из обращения”

1935 год. Арест единственного сына Анны Ахматовой Льва Николаевича Гумелева (его арестовывали трижды – в 1935. 1938 и 1940 годах). После ареста сына в 1938 г. Ахматова начала поэму “Реквием”.

Массовые репрессии в стране, личные трагедийные события вызвали к жизни это произведение.

“ В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):

– А это вы можете описать?

И я сказала:

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом”.

Пять лет с перерывами работала Ахматова над этим произведением. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.

Стихи жили в памяти друзей и близких, так как на бумаге оставлять их было опасно. Ахматова, как вспоминает Лидия Чуковская, говорила: “ “Реквием” наизусть знали 11 человек, и никто меня не выдал”.

Основные мотивы поэмы – память, горечь забвения, немыслимость, невозможность смерти, мотив распятия, евангельской жертвы.

Поэма сложилась из отдельных стихотворений, созданных в основном в предвоенный период. Окончательно эти стихи были скомпонованы в единое произведение лишь осенью 1962 года, когда оно было впервые написано на бумаге.

При знакомстве с поэмой ее структурными частями поражает чересполосица дат: “Вместо предисловия” датировано 1957 годом, эпиграф “Нет, и не под чуждым небосводом...” – 1961-м, “Посвящение” – 1940-м, “Вступление” – 1935-м

Известно также, что вариант “Эпилога” был продиктован автором подруге Л. Д. Большинцовой в 1964 году. Следовательно, даты эти – лишь разные знаки того, что к этому творению Ахматова обращалась на протяжении тридцати последних лет жизни. Важно уметь отвлечься от этих цифр и воспринимать “Реквием” как целостное произведение, продиктованное трагедийным временем.

Слово “Реквием” переводится как “заупокойная месса”, как богослужение по умершему. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

Уже в 1961 году поэме был предпослан эпиграф, строго, но точно отразивший гражданскую и творческую позицию автора:

“Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был”.(1961

)

Здесь дважды повторяется слово “чуждый”, дважды – слово “народ”. Выражена идея сплочения судеб народа и его поэта.

Название – “Реквием” – настраивает на торжественно-траурный лад, оно связано со смертью, скорбным молчанием, которое пропорционально непомерности страдания.

Работа с текстом. Чтение произведения

  1. “Посвящения"
  2. “Вступление”
  3. I. Уводили тебя на рассвете …(Приложение 5).
    II. Тихо льется тихий Дон…
  4. Учащиеся читают отрывок “Семнадцать месяцев кричу…” (V ч.) (Приложение 6).

Для спасения сына Ахматова написала стихи ко дню рождения И.Сталина, обратилась к нему с просьбой. Вскоре освобожденный, сын вновь был арестован, во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в третий раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе/

(Чтение поэмы VI–X гл. и эпилога.)

Последняя глава – самая длинная. В ней представлена история истерзанной души народа: одна половина его в тюрьмах – это мужья и сыновья, другая половина в тюремных очередях, это матери и жены – вся Россия. О палачах ни слова – они не заслужили слов, но заслужили забвение.

В последней главе мощный хор женского не крика, не плача – воя. Эта глава не дает надежды и не обещает перемен: “отняли список и негде узнать”.

И только Память и эта поэма – главные помощники, то, без чего невозможно сохранить верность прошлому ради будущего.

1941год. Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда.

В начале войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный Ленинград.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей страны.

Родина, в стихотворениях этого периода, отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо жертвенно отстаивать. И если Ахматова говорит “мы” – это голос всего народа, объединенного Словом.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля и всею жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика – важная деталь, подробность ее судьбы.

В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А. Жданова и последовавшем за этим Постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему.

Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов А.Ахматовой был уничтожен.

Ей пришлось жить буквально в сторожке, будке, в пригороде Комарово. Но и здесь у нее были друзья, ученики. Один из них – И.Бродский – стал лауреатом Нобелевской премии. В 1956 году был освобожден сын. А.Ахматова снова начинает печататься.

5 марта (в день рождения Сталина!) 1966 года Анны Ахматовой не стало. Но, видимо, даже мертвый, настоящий поэт опасен для недостойных правителей. В поэме “Реквием” устами поэта гласит народ, об этом говорится впрямую: “И если зажмут мой измученный рот, // Которым кричит стомильонный народ…”

В “Эпилоге” как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом. На могиле Ахматовой нет грандиозного памятника, только самодельный крест. Она не нуждается в монументах. Вечным и самым прочным памятником стала ее жизнь и ее стихи.

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны”. (Приложение 7)

И еще одна заслуга есть у Анны Ахматовой. “Я научила женщин говорить… Но, Боже, как их замолчать заставить!” Действительно, с приходом в литературу Анны Ахматовой, появились поэтессы: Марина Цветаева, Римма Казакова, Бэла Ахмадуллина и многие, многие другие.

IV. Домашнее задание. Письменно проанализировать понравившееся стихотворение Ахматовой.

Литература:

  1. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: В 2 Ч. /Под ред. Л.Г.Максидоновой . – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.– Ч.2.
  2. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы.– 3-изд. – М., Дрофа, 2001г.
  3. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
  4. Павловский А.И. Анна Ахматова // Литература в школе. – 2005. – № 1.

Приложение.

1. Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна?”
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел шатаясь,
Искривился мучительный рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру”.

2. Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетавшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

3. Ты письмо мое, милый, не комкай,
До конца его друг прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королева
И уже не монашенка я –
В этом сером, будничном платье,
На стоптанных каблуках…
Но, как прежде, жгуче объятья,
Тот же страх в огромных глазах.
Ты письмо мое, милый, не комкай,
Не плачь о заветной лжи,
Ты его в твоей бедной котомке
На самое дно положи.
1912 г. Царское Село

4. Молитва.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар –
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей

5. I
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
Ноябрь. 1935. Москва.

II.
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень.
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
1938

6. Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
1939

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны”.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) 1889 - 1966

От странной лирики,

Где каждый шаг – секрет,

Где пропасти налево и направо,

Где под ногой, как лист увядший, слава,

По-видимому, мне спасенья нет.



Портрет Анны Ахматовой. Художник Н.Альтман.

Ахматова – литературное имя поэтессы. Согласно семейной легенде, её бабушка вела своё происхождение от татарского хана Ахмата:

Татарское, дремучее,

Пришло из никуда.

К любой беде липучее,

Само оно беда…


  • А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении - Го́ренко) ;
  • Русский поэт, писатель, переводчик; одна из известнейших русских поэтесс ХХ века.

  • Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей (её муж Н.Гумилёв расстрелян в 1921 году, Николай Пунин - спутник её жизни в 1930 годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году.


  • Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» Постановление ЦК ВКП (б) не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции.

  • Родилась в Одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко, ставшего (после переезда в столицу)коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. ] Её мать, Инна Эразмовна Стогова, состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой.



  • 1910 - в апреле вышла замуж за Н. Гумилёва .
  • 1910-1912 - дважды побывала в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже несомненно оказали большое влияние на творчество поэтессы.
  • 1911 год - первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1907, за подписью «Анна Г.»


  • В апреле 1921 года в вышел сборник «Подорожник» тиражом 1000 экземпляров.
  • Летом этого года - рассталась с В. К. Шилейко.
  • В ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв.

  • В 1922 году - фактически стала женой искусствоведа Н. Н. Пунина.
  • 22 октября 1935 - арестованы, а через неделю освобождены
  • Н. Н. Пунин и Л. Н. Гумилёв.
  • 1938 - арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын - Л. Н. Гумилёв.

  • В 1943 - кончился срок отбытия наказания Льва Гумилёва в Норильсклаге . Началась его ссылка в Заполярье. В конце 1944 года он ушёл добровольцем на фронт, дошёл до Берлина, после войны вернулся в Ленинград и защитил диссертацию.



  • В 1958 - вышел сборник "Стихотворения"
  • В 1962 - Анна Андреевна номинирована на Нобелевскую премию по литературе.
  • В 1964 - в Италии получила премию «Этна-Таормина».
  • В 1965 - диплом почётного доктора Оксфордского университета.

  • 5 марта 1966 года - умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье).
  • 7 марта- в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой. Похоронена на кладбище в Комарове под Ленинградом.

  • Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. Такова Ахматова с её маленькой, узкой личной жизнью, ничтожными переживаниями и религиозно-мистической эротикой . Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это - поэзия десяти тысяч дворянской России, обречённых … (Из выступления Члена Политбюро Андрея Жданова)

  • «Бьётся сердце моё», стихотворение «Вижу, вижу лунный лук» (музыка - Владимир Евзеров исполнитель - Азиза)
  • «Виновник», стихотворение
  • «А в августе зацвёл жасмин» (музыка - Владимир Евзеров, исполнитель - Валерий Леонтьев)
  • «Путник милый», стихотворение «Путник милый, ты далече» (исполнитель - «Сурганова и Оркестр»)

  • «Сероглазый король» (музыка - Александр Вертинский, исполнитель - Александр Вертинский)
  • «Смятение» (музыка - Давид Тухманов, исполнитель - Ирина Аллегрова)
  • «Я сошла с ума, о мальчик странный» (музыка - Владимир Давыденко, исполнитель - Карина Габриэль, песня из телесериала «Капитанские дети»)
  • «В ту ночь» (муз. В.Евзерова
  • исп. Валерий Леонтьев)

  • Любовная тематика занимает одно из главных мест в творчестве Ахматовой, которую называли русская Сапфо. Обычно поэтесса предпочитала зашифровывать адресатов и героев своих стихов.

« Сжала руки под тёмной вуалью…»

  • С жала руки под тёмной вуалью..
  • «Отчего ты сегодня бледна?...»
  • - Оттого, что я терпкой печалью
  • Напоила его допьяна.
  • Я сбежала, перил не касаясь,
  • Я бежала за ним до ворот.
  • Как забуду? Он вышел, шатаясь,
  • Искривился мучительно рот,
  • Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
  • Всё, что было. Уйдёшь, я умру».
  • Улыбнулся спокойно и жутко
  • И сказал мне: «Не стой на ветру».


  • Начиная с 1922 года книги Анны Ахматовой подвергались жёсткой цензурной правке. Все сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 гг., нельзя назвать в полной мере авторскими. До 1964 года была "невыездной".

  • В этом стихотворении фигура героя также не обозначена, но литературоведы предположили, что оно связано со вторым мужем Ахматовой В.Шилейко

  • Перед нами воспоминания героини о её первой встрече со своим возлюбленным: «Вот когда подошёл ты, спокойный, к крыльцу моему».
  • Природа в стихотворении не просто фон, а участник событий. Весь мир подаёт героине знак, как воспринимать встречу.
  • А смысл стихотворения – в разгадывании этих знаков.

  • Всё стихотворение пронизано ощущением необычности: «небывалая осень», задержавшееся тепло, сияющее небо. Эти строки вроде бы предупреждают о чуде, о добрых переменах в судьбе.

  • Уже во второй строфе появляются тревожные нотки, меняется природа: «изумрудною стала вода», «крапива запахла, как розы» - меняет свою суть. Вода надела маску драгоценного камня (а должна быть мутной), сорняк прикинулся розой – что-то неладное в природе.
  • БЕСОВСКОЕ.

  • Всё это - обман. И об этом напоминает оксюморон «весенняя осень»:
  • Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
  • И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
  • Что казалось, сейчас забелеет прозрачный подснежник…
  • Глагол «ласкалась» даёт знак, что пришла вовсе не любовь, а страсть. И в последней строфе герой развенчивается.

  • Так беспомощно грудь холодела,
  • Но шаги мои были легки
  • Я на правую руку надела
  • Перчатку с левой руки.
  • Показалось, что много ступеней,
  • А я знала – их только три!
  • Между клёнов шёпот осенний
  • Попросил: «Со мною умри!
  • Я обманут своей унылой,
  • Переменчивой, злой судьбой».
  • Я ответила: «милый, милый!
  • И я тоже. Умру с тобой…»
  • Это песня последней встречи
  • Я взглянула на тёмный дом.
  • Только в спальне горели свечи
  • Равнодушно-жёлтым огнём.

  • Стихотворение названо песней, но больше напоминает новеллу. Место действия – город.
  • Время действия – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность.


« Память о солнце в сердце слабеет…»

  • Желтей трава.
  • Ветер снежинками ранними веет.
  • Едва-едва.
  • В узких каналах уже не струится -
  • Стынет вода.
  • Здесь никогда ничего не случится -
  • О, никогда!
  • Ива на небе пустом распластала
  • Веер сквозной.
  • Может быть, лучше, что я не стала
  • Вашей женой.
  • Память о солнце в сердце слабеет.
  • Что это? Тьма?
  • Может быть! За ночь пройти успеет
  • Зима.

  • Пожухлая трава, первые снежинки, застывшая вода в канале, голые ветви ивы…
  • Осень – конец любви, зима – конец жизни. Всё в прошлом. Природа передаёт состояние души человеческой.


О поэте и поэзии

«Творчество» (1936-1960)



  • Для неё процесс сочинения стихов не окутан романтическим ореолом – это болезнь («истома», пульсирующая в ушах кровь – «бой часов»):
  • Когда б вы знали, из какого сора
  • Растут стихи, не ведая стыда,
  • Как жёлтый одуванчик у забора,
  • Как лопухи и лебеда….

  • Часто стихосложение ассоциируется с трудом подбора рифм. Но для Ахматовой – это самое простое («лёгких рифм сигнальные звоночки»). Она считает, что главная задача поэта –
  • написать своё сочинение под диктовку Музы.