Физическое развитие детей. Понятие о физическом развитии Что подразумевается под понятием физическое развитие

Физическое здоровье детей в настоящее время является одной из самых актуальных проблем во всем мире, что обусловлено в первую очередь значительными ухудшениями экологической обстановки.

Здоровье матери и ребенка-2016: основные показатели

Неокрепший организм, находящийся в процессе развития наиболее подвержен влиянию негативных факторов, а потому быстро и остро реагирует на каждый из них. Конечно, нельзя говорить о том, что на физическое здоровье оказывает влияние исключительно окружающая среда, в которой находится человек. Однако экологическая обстановка в большой степени отражается на его качестве.

Стоит учесть, что физические показатели здоровья ребенка зависят от целого комплекса экологических, социальных и биологических факторов. Это и бытовые условия, и соблюдение гигиены, и сбалансированный рацион, и полноценный сон, и правильно составленный режим дня, и ежедневная достаточная двигательная активность. Соблюдение всех перечисленных факторов способствует становлению физически развитой, здоровой личности, тогда как пренебрежение хотя бы одним из них влечет за собой отклонение от нормальных показателей и ухудшение самочувствия ребенка.

Основные показатели здоровья матери и ребенка в 2016 году должны повышаться – эта задача стоит в приоритете среди основных задач государственной политики.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья

Что такое здоровье? С научной точки зрения это важнейший компонент, без которого немыслимо преуспевание человека, включающий в себя физическое, психологическое и социальное благополучие, отсутствие какого-то ни было дискомфорта, недомогания и болезней.

Нормальные показатели здоровья детей и подростков позволяют не только формирующейся личности успешно расти и развиваться, но и проявлять социальную активность, выполнять все возложенные функции и поручения. Из этого следует, что от состояния здоровья подрастающего поколения зависит успешность и процветание общества и государства, а также национальная безопасность страны.

Согласно статистике, основные показатели здоровья детей за последнее десятилетие снизились в несколько раз. Так, на сегодняшний день, около 30% учащихся начальных школ имеют те или иные отклонения в здоровье. Примерно 12% школьников имеют близорукость, у 17% выявлены нарушения осанки, у 40% нарушена острота зрения.

На данный момент врачи выделяют три основные составляющие здоровья: физическую, психологическую, поведенческую.

Физическая составляющая подразумевает развитие органов и систем организма, их состояние, функционирование, а также уровень роста.

Психологическая составляющая – психо-эмоциональное состояние, умственная деятельность, социальные потребности человека, адекватность поведения в социуме.

Поведенческая составляющая – проявление своего состояния, умение общаться, выражать эмоции, настроение, наличие жизненной позиции и желание приносить пользу обществу.

Адаптационные возможности детей как показатель уровня здоровья также рассматривается врачами-педиатрами на каждом этапе развития ребенка. Именно поэтому в различных детских учреждениях учитываются анатомо-физиологические особенности детей, их восприимчивость к тем или иным факторам, пониженная или повышенная сопротивляемость организма в определенные возрастные периоды.

Программа исследования зависит от возраста обследуемых. Так, при обследовании детей раннего и дошкольного возраста учитывается развитие моторики речи.

Что является основными показателями физического здоровья детей и подростков

Одним из важнейших показателей здоровья является физическое развитие детей и подростков. То, насколько развит ребенок, определяется на медицинских осмотрах, периодически проводимых в медицинских учреждениях или школах. Практически с рождения у каждого ребенка измеряется рост, масса тела, окружность грудной клетки. Полученные результаты предоставляют возможность увидеть общую картину развития детского организма. Кроме того, основными показателями физического здоровья детей являются состояния: зубов, слизистых оболочек глаз, полости рта, состояние кожных покровов, соответствие степени полового созревания с возрастом обследуемого, наличие/отсутствие жировых отложений.

При обследовании важны и функциональные показатели. Для этого измеряется жизненная емкость легких, мышечная сила рук, становая сила.

На показатели оценки здоровья детей и подростков влияют следующие факторы: наличие или отсутствие резко выраженных конституционных особенностей телосложения; результаты измерения и взвешивания; биологический возраст; нервно-психическое развитие.

В соответствии с полученными результатами определяется группа здоровья: 1, 2, 3, 4, 5.

1 группа – здоровые дети с нормальным развитием.

2 группа – здоровые дети, но с некоторыми функциональными отклонениями, а также со сниженной сопротивляемостью к острым и хроническим заболеваниям.

3 группа – дети с хроническими заболеваниями, но с сохраненными функциональными возможностями организма.

4 группа – дети с хроническими заболеваниями, со сниженными функциональными возможностями организма.

5 группа – дети с хроническими заболеваниями, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Те, кто относится к данной группе, не посещают детские учреждения и освобождены от массовых регулярных осмотров.

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков

Показатели комплексной оценки состояния здоровья детей зависят от таких критериев, как наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний; состояние основных органов и систем (кровеносной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и т.д.); степень гармоничности физического и нервно-психического развития.

Показатели физического здоровья детей и подростков фиксируются педиатрами, участковыми врачами, либо медработниками дошкольных и школьных учреждений на плановых осмотрах. Иными словами, сейчас на осмотре врачу недостаточно выявить наличие или отсутствие у ребенка каких-либо заболеваний. Важно максимально расширить круг показателей, отвечающих за развитие биологических и социальных функций растущего организма, своевременно обнаружить начальные стадии отклонений и хронических заболеваний.

Показатели психологического здоровья ребенка и его нарушения

Физическое состояние здоровья детей и его показатели немыслимы без знаний о том, как функционирует нервная система ребенка, каково состояние зрения, слуха, развитие памяти, внимания, речи и мышления. Физическое развитие как показатель здоровья детей должно дополняться сведениями о психологическом состоянии. Раннее выявление отклонений и направление ребенка к специалистам является важной задачей педиатра.

Психологическому здоровью детей всегда уделялось внимание, начиная с раннего возраста, поскольку это необходимое условие для развития полноценной личности. Психологическое здоровье неразрывно связано с физическим.

Что такое психологическое здоровье, и каковы его показатели? Об этом пойдет речь ниже.

Психологическим здоровьем человека принято считать внутреннюю гармонию тела, чувств, мыслей с внешней гармонией – связью между самим человеком и окружающим миром, социумом.

Основные показатели психологического здоровья у детей выражаются в следующих критериях: умении понимать себя и окружающих людей; реализации своего потенциала в различных видах деятельности; способности делать осознанный и правильный выбор; в состоянии душевного комфорта; нормальном социальном поведении.

Психологическое состояние делится на три уровня:

1. Креативный. К нему относятся дети с устойчивой психикой, нормальной адаптацией к окружающей среде, способностью справляться со стрессовыми ситуациями, находить выход в сложные жизненные моменты, умением и желанием творчески относиться к реальности.

2. Адаптивный. Дети, адаптированные к социальной среде, но отличающиеся повышенной тревожностью.

3. Дезадаптивный. Дети, старающиеся приспособиться к тем или иным условиям или обстоятельствам, жертвуя своими желаниями и возможностями.

На психологическое здоровье могут негативно влиять такие факторы, как неблагополучная семья или неблагоприятные условия в детском саду/школе, например, сложные отношения с учительницей, либо сверстниками.

На показатели нарушения психологического здоровья ребенка во многих случаях влияет окружающая обстановка, сложные взаимоотношения между членами семьи, не складывающиеся отношения со сверстниками, невосприятие его как личности в коллективе. Однако имеют место быть и неблагоприятные наследственные факторы, а также приобретенные психологические заболевания, появляющиеся на фоне сильных стрессов.

Только физически и психологически здоровая личность может стать полноценным, дееспособным членом общества.

Статья прочитана 22 650 раз(a).

ЛЕКЦИЯ № 2

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Значение показателей физического развития

Методы определения показателей физического развития

Методы изучения физического развития

Методика вариационно-статистической разработки антропометрических данных. Выведение стандартов физического развития

Методики индивидуальной оценки физического развития

Методика групповой оценки физического развития

Акселерация

Понятие о физическом развитии

Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, младенческая смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем людей. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Основыфизического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Различают три группы основных факторов , определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Таким образом , физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов.

В связи с этим основными задачами изучения физического развития населения являются:

1) наблюдение за уровнем и изменениями в физическом развитии различных групп населения;

2) углубленное изучение возрастно-половых закономерностей физического развития в связи с особенностями условий жизни, труда и быта, характера и формами медицинского обслуживания, занятиями спортом;

3) разработка возрастно-половых оценочных норм-стандартов физического развития населения для различных этнических групп в разных климатических зонах и экономических районах;

4) оценка эффективности оздоровительных мероприятий.

Наблюдение и контроль за физическим развитием человека начинаются с момента рождения ребенка: в родильном доме специально изучаются особенности физического развития новорожденных. Эта работа продолжается в детских поликлиниках и дошкольных учреждениях. Обязательному наблюдению и медицинскому контролю подлежит физическое развитие школьников и подростков. Школьные врачи, пользуясь разработанными возрастно-половыми стандартами, могут производить групповую и индивидную оценку уровня физического развития школьников и корректировать его по мере надобности методами физического воспитания. Наблюдение за физическим развитием взрослого населения проводится в допризывный период, при призыве на военную службу, во время прохождения военной службы, а также при единовременных периодических углубленных медицинских осмотрах различных групп рабочих, служащих, студентов, спортсменов и пр.

Данные о физическом развитии собирают всегда в процессе специально организованных исследований, на основе антропометрических измерений, проводимых по строго унифицированной программе.

Антропометрические измерения должны проводиться в отношении отдельных групп населения в следующем порядке:

1) новорожденные измеряются в родильных домах при рождении и выписке;

2) дети первого года жизни и в возрасте от 1 года до 3 лет – в детских яслях и детских поликлиниках ежемесячно;

3) дети от 3 до 7 лет – в детских садах и детских поликлиниках 2 раза в год;

4) дети и подростки (школьники) от 7 до 18 лет – в школах 1 – 2 раза в год;

5) учащиеся и студенты ПТУ, средних специальных и высших учебных заведений – по месту учебы при проведении медосмотров 1 раз в год;

6) допризывники – в военкоматах по местожительству;

7) рабочая молодежь – в МСЧ предприятий при проведении медосмотров;

8) военнослужащие – в медпунктах по месту службы при проведении углубленных медицинских обследований 1 – 2 раза в год;

9) спортсмены – в медико-санитарных учреждениях спортивных обществ и лечебно-физкультурных диспансерах в установленном порядке.

Так как физическое развитие зависит от возраста и пола, показатели вычисляются для однородных возрастно-половых групп в каждом районе наблюдения. В связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, группировка материала для различных возрастных периодов производится с разным временным «шагом»:

1) для детей первого года жизни – по месяцам;

2) для детей от 1 года до 3 лет – каждые 3 месяца;

3) для детей от 3 до 7 лет – по полугодиям;

4) для детей старше 7 лет – за каждый год.

Существуют основные признаки физического развития, обычно регистрируемые в процессе проведения массовых медицинских осмотров населения. К ним относятся следующие.

1. Антропометрические , основанные на измерении размеров тела и скелета человека, включающие:

1) соматометрические – размеры тела и его частей;

2) остеометрические – размеры скелета и его частей;

3) краниометрические – размеры черепа.

2. Антропоскопические , основанные на описании тела в целом и отдельных его частей. К ним относятся:

1) тип телосложения;

2) развитие жирового слоя, мускулатуры;

3) форма грудной клетки, спины, живота, ног;

4) пигментация;

5) волосяной покров;

6) вторичные половые признаки и пр.

3. Физиометрические, определяемые с помощью специальных физических приборов. К ним относятся:

1) жизненная емкость легких (измеряется спирометром);

2) мышечная сила кистей рук (измеряется динамометром) и др.

Таким образом , основными признаками физического развития являются длина и масса тела, выражающие упитанность, развитие костного скелета и мускулатуры. Кроме того, к ним относится окружность грудной клетки на вдохе и выдохе, которая характеризует ее вместимость и развитие дыхательных органов. Измеряется также рост сидя, характеризующий пропорциональность тела; у новорожденных измеряется окружность головы. При динамическом наблюдении оценивается прирост этих показателей за определенное время (например, за год).

Для всесторонней характеристики физического развития изучаются , кроме того, особенности морфологического созревания (смена молочных зубов на постоянные, степень выраженности вторичных половых признаков, возраст наступления менархе и т. д.).


Похожая информация.


Физическое развитие - биологический процесс, характеризующийся на каждом возрастном этапе определенными анатомическими и физиологическими особенностями.

Что же понимается под «физическим развитием»?

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфо-функциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей cреды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума (жилищно-бытовые условия, питание, двигательная активность и др.). Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие", последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).

Споры вокруг связи физического развития и состояния здоровья носят, главным образом, методологический характер и связаны с определением, что первично в этом сочетании: физическое развитие определяет уровень здоровья, или уровень здоровья - физическое развития. Однако, абсолютно однозначно отмечается прямая взаимосвязь этих двух показателей - чем выше уровень здоровья, тем выше и уровень физического развития.

На сегодняшней день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: "Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени". Такое определение охватывает оба значения понятия "физическое развитие": с одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой – морфо-функциональное состояние на каждый отрезок времени.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма:

· чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

· процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

· в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков - неотъемлемая часть работы, как врача, так и педагога, любого детского коллектива. Это имеет особое отношение к работе учителя физической культуры, непосредственно обеспечивающего физическое развитие ребенка, поэтому он должен хорошо владеть методикой антропометрических измерений и уметь правильно оценить уровень физического развития.

Как правило, комплексный уровень физического развития детей проверяется в ходе обязательных медицинских осмотров. Такому осмотру должно предшествовать антропометрическое обследование детей с оценкой степени их физическое развития.

Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

Для оценки физического развития детей и подростков определяют:

1. Соматометрические признаки - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки.

2. Соматоскопическиекие признаки - состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы; форма грудной клетки и позвоночника, степень полового развития.

3. Физиометрические признаки - жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление, пульс.

Физическое развитие это:

Физическое развитие I Физи́ческое разви́тие совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень Ф. р. Изучение последнего основывается на использовании антропометрических методов (см. Антропометрия) исследования таких показателей, как Рост, Вес тела, степень полового созревания (Половое созревание) и др., оценке их соответствия Полу и Возрасту обследуемого с помощью ростовесовых таблиц. Физическое развитие является одним из важнейших показателей состояния здоровья. Определенное влияние на Ф. р. оказывают наследственность, социально-экономические условия, питание, занятия физической культурой. Наиболее важное значение имеет оценка Ф. р. у детей и подростков при проведении диспансеризации, позволяющая выявить наиболее ранние признаки таких заболеваний, как ожирение, нанизм, гигантизм, гипогонадизм, преждевременное половое развитие, а также нарушения питания, чрезмерную физическую нагрузку, неблагоприятные социально-бытовые условия. II Физи́ческое разви́тие 1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность; оценивается методом антропометрии, обобщенные данные которой служат одним из показателей состояния здоровья населения.

1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг.

Исследование и оценка физического развития человека

Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.

Основными методами исследования физического развития человека являются внешний осмотр (соматоскопия) и измерения - антропометрия (соматометрия).

При исследовании физического развития человека наряду с данными, полученными инструментальными методами, учитывают и описательные показатели.

Начинают осмотр с оценки кожного покрова, затем формы грудной клетки, живота, ног, степени развития мускулатуры, жироотложений, состояния опорно-двигательного аппарата и других параметров (показателей).

Состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) оценивается по общему впечатлению: массивности, ширине плеч, осанке и пр. Позвоночник осматривают в сагиттальной и фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольника талии, образуемого линией талии и опущенной рукой.

Нормальный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагитальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в передне-заднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз).

При определении формы ног обследуемый соединяет пятки вместе и стоит, выпрямившись. В норме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при 0-образной форме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной - один ко-ленный сустав заходит за другой.

Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. При осмотре опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллесова сухожилия и пятки при нагрузке. Помимо осмотра, можно получить отпечатки стопы (плантография).

Осмотр грудной клетки нужен для определения ее формы, симметричности в дыхании обеих половин грудной клетки и типа дыхания.

Форма грудной клетки , соответственно конституциональным типам, бывает трех видов: нормостеническая, астеническая и гитерстеническая. Чаще грудная клетка бывает смешанной формы.

При исследовании грудной клетки необходимо также обратить внимание на тип дыхания, его частоту, глубину и ритм. Различают следующие типы дыхания: грудной, брюшной и смешанный. Если дыхательные движения выполняются в основном за счет сокращения межреберных мышц, то говорят о грудном, или реберном, типе дыхания. Он присущ в основном женщинам. Брюшной тип дыхания характерен для мужчин. Смешанный тип, при котором в дыхании участвуют нижние отделы грудной клетки и верхняя часть живота, характерен для спортсменов.

Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани, ее упругостью, рельефностью и др. О развитии мускулатуры дополнительно судят по положению лопаток, форме живота и т.д. Развитость мускулатуры в значительной мере определяет силу, выносливость человека и вид спорта, которым он занимается.

Степень полового созревания - важная часть характеристики физического развития школьников; она определяется по совокупности вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области. Кроме того, у девочек, - по развитию молочной железы и времени появления менструаций, у юношей -по развитию волосяного покрова на лице, кадыке и мутации голоса.

Телосложение определяется размерами, формами, пропорцией (соотношением одних размеров тела с другими) и особенностями взаимного расположения частей тела. Конституция - это особенности те-лосложения человека. Выделяют три типа конституции (рис. 7): гиперстенический, астенический и нормостенический..

При гиперстеническом типе телосложения преобладают поперечные размеры тела, голова округлой формы, лицо широкое, шея короткая и толстая, грудная клетка широкая и короткая, живот большой, конечности короткие и толстые, кожа плотная.

Астенический тип телосложения характеризуется преобладанием продоль-ных размеров тела. У астеников узкое лицо, длинная и тонкая шея, длинная и плоская грудная клетка, небольшой живот, тонкие конечности, слаборазвитая мускулатура, тонкая бледная кожа.

Нормостенический тип телосложения характеризуется пропорционально-стью.

Различают также основные и дополнительные антропометрические показатели. К первым относят рост, массу тела, окружность грудной клетки (при максимальном вдохе, паузе и максимальном выдохе), силу кистей и становую силу (силу мышц спины). Кроме того, к основным показателям физического развития относят определение со-отношения «активных» и «пассивных» тканей тела (тощая масса, общее количество жира) и другие показатели состава тела. К дополнительным антропометрическим показателям относят рост сидя, окружность шеи, живота, талии, бедра и голени, размер плеча, сагиттальный и фронтальный диаметры грудной клетки, длину рук и др. Таким образом, антропометрия включает в себя определение длины, диаметров, окружностей и др.

Рост стоя и сидя измеряется ростомером. Масса тела определяется взвешиванием на рычажных медицинских весах. Окружности головы, груди, плеча, бедра, голени измеряют сантиметровой лентой, Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры; измеряет-ся она ручным динамометром (в кг), Становая сила определяет силу разгибателей мышц спины; измеряется она становым динамометром.

К настоящему времени разработано большое количество схем, шкал, типов, классификаций для определения и характеристики общих размеров, пропорций тела, конституции и других соматических особенностей человека.

В последние годы появились оценочные индексы, выведенные путем сопоставления разных антропометрических признаков. Поскольку такие оценки не имеют анатомо-физиологического обоснования, они применяются только при массовых обследованиях населения, для отбора в секции и пр.

Это такие индексы как: жизненный индекс = ЖЕЛ (мл) / вес (кг), росто-весовой индекс Кетле = вес (гр) / рост (см) и другие.

Так показатель крепости телосложения (по Пинье) выражает разницу между ро-стом стоя и суммой массы тела с окружностью грудной клетки: Х = Р - (В + О), где Х-индекс, Р- рост (см), В - масса тела (кг), О-окружность груди в фазе выдоха (см). Чем меньше разность, тем лучше показатель (при отсутствии ожирения). Разность меньше 10 оценивается как крепкое телосложение, от 10 до 20 - хорошее, от 21 до 25 -среднее, от 26 до 35 -слабое, более 36 -очень слабое.

Физическое развитие, методы оценки

Как уже отмечалось, физическое развитие – это изменение форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни.

Определить уровень и особенности физического развития можно с помощью антропометрии.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела.

Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных, стандартных инструментов. Измеряются: рост стоя и сидя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени; ЖЕЛ; становая сила и сила мышц кисти; диаметры – плечевой, грудной клетки и тазогребневой; жироотложение.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов, корреляции и индексов.

Антропометрические стандарты – это средние значения признаков физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (по возрасту, полу, профессии и т. д.). Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (M – mediana) и среднее квадратическое отклонение (S – сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы). Так, например, если возьмем средний рост студентов 173 см (M ) ± 6,0 (S ), то большинство обследованных (68–75%) имеют рост от 167 см (173 – 6,0) до 179 см (173 + 6,0).

Для оценки по стандартам сначала определяется, на сколько показатели обследуемого больше или меньше аналогичных показателей по стандартам. Например, обследуемый студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам M = 173 см (при S = ±6,0), значит рост данного студента на 8,5 см выше среднего. Затем полученная разница делится на показатель S.

Оценка определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше –2,0 (очень низкое); от –1,0 до –2,0 (низкое); от –0,6 до –1,0 (ниже среднего); от –0,5 до +0,5 (среднее); от +0,6 до +1,0 (выше среднего); от +1,0 до +2,0 (высокое); больше +2,0 (очень высокое). В нашем примере получаем частное 8,5: 6,0 =1,4. Следовательно, рост обследуемого студента соответствует оценке «высокий».

Индексы физического развития – показатели физического развития, представляющие собой соотношение различных антропометрических признаков, выраженных в априорных математических формулах.

Метод индексов позволяет делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. Индекс – величина соотношения двух или нескольких антропометрических признаков. Индексы построены на связи антропометрических признаков (веса с ростом, с жизненной емкостью легких, с силой и т. п.). Разные индексы включают разное число признаков: простые – 2 признака, сложные – больше. Приведем наиболее часто встречающиеся индексы.

Ростовой индекс Брока-Бругша. Для получения должной величины веса вычитается 100 из данных роста до 165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при росте 175 см и выше – 110. Полученная разность и считается должным весом.

Весоростовой индекс (по Кетле) определяется делением данных веса (г) на данные роста (см). Средними показателями считаются 350–400 г (мужчины) и 325–375 г (женщины).

Для более точного определения веса тела необходимо учитывать тип телосложения и вычислить идеальный вес. Определение типа телосложения (см. выше), а идеальный вес вычисляется следующим образом:

Жизненный индекс определяется путем деления показателей жизненной емкости легких (мл) на вес тела (кг). Средняя величина составляет для мужчин 60 мл/кг, женщин – 50 мл/кг, спортсменов – 68 – 70 мл/кг, спортсменок – 57 – 60 мл/кг.

Силовой индекс получают от деления показателей силы на вес и выражают в процентах. Средними величинами считаются следующие: силы кисти – 70–75% веса (мужчины), 50–60% (женщины), 75–81% (спортсмены), 60–70% (спортсменки).

Коэффициент пропорциональности (КП) можно определить, зная длину тела в двух положениях:

В норме КП = 87 – 92%. КП имеет определенное значение при занятиях спортом. Лица с низким КП имеют при прочих равных условиях более низкое расположение центра тяжести, что дает им преимущество при выполнении упражнений, требующих высокой устойчивости тела в пространстве (горнолыжный спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.). Лица, имеющие высокий КП (более 92%), имеют преимущество в прыжках, беге. КП женщин несколько ниже мужчин.

Показатель крепости сложения выражает разницу между длиной тела и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе. Например, при росте 181 см, весе 80 кг, окружности грудной клетки 90 см этот показатель равен 181 – (80 + 90) = 11.

У взрослых разность меньше 10 можно оценить как крепкое телосложение, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое и более 36 – очень слабое телосложение.

Следует, однако, учитывать, что показатель крепости телосложения может ввести в заблуждение, если большие величины веса тела и окружности грудной клетки связаны не с развитием мускулатуры, а являются следствием ожирения.

Оценка физического развития

Физическое развитие оценивают на основании сопоставлении индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка, с их средними значениями для данной возрастно-половой группы детей. Средние данные (региональные стандарты) отражающие степень развития детей и подростков, проживающих в аналогичных условиях, получают при массовом исследовании выборочной группы детей (не менее 100-150 чел.) одного возра­ста и пола. Полученные данные обрабатывают с применением разных способов статического анализа (метода сигмальных отклоне­ний, регрессионного или центильного методов). Оценивать инди­видуальные показатели можно лишь после определения точного возраста ребенка и принадлежности его к определенной возрастной группе.

Методы оценки физического развития

Метод сигмальных отклонений (антропометрических стандартов) осно­ван на сравнении показателей физического развития обследуемого со сред­ними показателями соответствующей возрастно-половой группы стандарт­ных оценочных таблиц. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного ре­гиона через каждые 7-10 лет. Полученные данные обрабатываются вариаци­онно-статистическим методом, в результате получают среднюю величину каждого показателя (М) и величину среднего квадратичного отклонения сиг­му - (δ), характеризующую допустимую величину колебаний от средней ве­личины. Результаты антропометрических измерений обследуемого сравни­вают со средней арифметической (М) стандарта, вычисляют разность (со знаком + или -). Найденную разницу делят на величину 5, являющуюся для оценки разницы. По величине сигмальных отклонений можно су­дить о степени физического развития.

Физическое развитие считается средним, если показатели обследуемо­го совпадают с М или отличаются от нее на величину сигма. Таким образом, различают следующие уровни физического развития:

    высокий, превышающий М± 2 δ;

    выше среднего, в пределах от М± 1 δ до М + 2 δ;

    средний, в пределах М± 1 δ;

    ниже среднего, в пределах от М -1 δ до М-2 δ;

    низкий, менее М-2 δ.

Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями фи­зического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и т. д.

Метод оценки с помощью таблиц-шкал регресии.

Таблицы-шкалы регрессии составлены на основании вычисления ко­эффициента корреляции между антропометрическими признаками. Известно, что основные признаки физического развития (длина тела, масса тела, ок­ружность грудной клетки и др.) тесно взаимосвязаны, т.е. с изменением ве­личины одного показателя меняется и другой. Суть оценки физического раз­вития данным методом заключается в том, что оценка производится не толь­ко по величине отдельных показателей, но и с учетом признаков между со­бой. Поэтому данный метод еще называют методом корреляций.

В связи с тем, что показатели роста более стабильны, чем показатели массы и окружности груди, в качестве базового используется длина тела, и по отношению к ней определяются величина и степень соответствия окруж­ности груди и массы тела в пределах данного возраста при измерении роста на 1 см. Эти измерения выражаются в виде коэффициента регрессии (R). На основе стандартов антропометрических показателей и коэффициентов рег­рессии строятся таблицы-шкалы регрессии.

Центильный метод. Сущность центильного метода оценки физического развития детей и подростков заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака у большой группы детей одного пола и возраста располагают в восходящем порядке в виде упорядоченного ряда. Этот ряд делят на сто интервалов. Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фикси­рованных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Тре­тий центиль отсекает 3 % наблюдений данного ряда, 10-й центиль - 10 % наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центи­лей называют центильной вероятностью и обозначают в процен­тах. Между фиксированными центильными вероятностями обра­зуется восемь промежутков, которые получили названия центильных интервалов:

центальная вероятность, % …………….. 3 10 25 50 75 90 97

центильный интервал ………………… 1 2 3 4 5 6 7 8

Принадлежность изучаемых признаков к тому или иному центильному интервалу позволяет оценить их по следующей схеме:

очень низкая оценка 1

низкая оценка 2

пониженная оценка 3

средняя оценка 4, 5

повышенная оценка 6

высокая оценка 7

очень высокая оценка 8

В центильном методе величину наблюдаемого признака счи­тают средней (типичной), если она находится в пределах 25 - 75-го центилей. Следовательно, за среднее значение признака при­нимают его величины, ограниченные 4-м и 5-м центильными ин­тервалами. Первый-третий интервалы характеризуют снижение изучаемого показателя, 6 -8-й интервалы свидетельствуют об уве­личении изучаемого показателя по сравнению с его средним зна­чением.

Центильные шкалы составлены по 10 признакам, характеризующим морфофункциональное состояние организма: длине тела, массе тела, окружности грудной клетки, жировой складке живота, жизненной емкости легких, мышечной силе правой и левой кистей, артериальному давлению, частоте сердечных сокращений.

В шкалах указаны максимальные и минимальные значения каж­дого из 10 признаков и диапазон колебаний по центильным ин­тервалам. Шкалы позволяют детально охарактеризовать морфологический статус, определить гармоничность физического развития, оценить функциональное состояние организма, выявить детей, склонных к ожирению, и с изменением сосудистого то­нуса.

Скрининг-тест для оценки физического развития. Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков используют скрининг-тест с центильными номограм­мами, разработанными на основе центильного метода. Скрининг-тест может применяться, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим мор­фологическим показателям: длине и массе тела.

Центильные номограммы представляют собой центильные по­казатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка. Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития - его гармоничность - и выявить детей с отклонениями в физиче­ском развитии за счет избытка или дефицита массы тела.

С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно выделить три группы физического развития детей (рис. 3):

    дети с нормальным физическим развитием (длина тел пределах 3 -6-го центрального интервала, масса тела в пределах 4 -5-го центиля);

    дети, относящиеся к группе риска и имеющие дисгармоничное физическое развитие (массу тела, несоответствующе длине, дефицит или избыток массы тела), а также дети, имеющие низкие или высокие значения длины тела;

    дети, имеющие отклонения в физическом развитии. Их можно разделить на несколько групп:

Очень низкая масса тела при любом росте;

Очень высокая масса тела при любом росте;

Очень низкий рост независимо от массы тела;

Очень высокий рост в сочетании с дефицитом или избытком массы тела.

Таблица 1. Комплексная оценка физического развития

Биологиче­ский уровень

Схема

Морфофунк-циональное

состояние

Масса тела

и окружность груди

Функцио­нальный

показатель

Соответствует возрасту

Гармоничное

М ± δ R и более за

счет развития

мускулатуры

Опережает

Дисгармо­ничное

от М-1,1 δ R

до М-2 δ R

от М+1,1 δ R

до М+2 δ R за счет

повышенного

жироотложения

до М-2 δ

от возраста

дисгармонич­ное

От М - 2,1 δ R

от М+2,1 δ R

и выше за счет избыточного жироотложения

от М-2,1 δ и ниже

Комплексная оценка физического развития. В практике оценки физического развития детей с начала 1980-х гг. используется комплексный метод, учитывающий как морфофункциональное состояние организма, так и соответствие паспортного возраста ребенка уровню биологического развития. Метод позволяет выделить детей, имеющих соответствующее возрасту и гармоничное физическое развитие, а также детей с разными отклонениями в физическом развитии. Схема комплексной оценки физического развития представлена в таблице 1. Индекс «R» означает регрессию.

Можно приводить массу утверждений в защиту того, что должно восприниматься беспрекословно. Однако гораздо нагляднее будет представить на примерах нарушений в этом развитии. Возможно, именно осознание серьезности последствий заставит родителей более внимательно относиться к здоровью малыша, а взрослых – заняться собой вовремя.

Безусловно, на физическое развитие влияет множество факторов, но около половины этих факторов под силу изменить всем – это образ жизни, спортивная активность, правильный режим сна и питания, правильная еда.

  • Если в жизни ребенка отсутствуют систематические занятия физическими упражнениями, чаще всего он начинает отставать в развитии. Если наблюдается небольшой недостаток двигательной активности, то он может приводить к снижению дееспособности и роста организма. Если дефицит движений велик – постепенно могут атрофироваться мышцы, развиваться ожирение, появляются другие неприятные последствия, которые повлекут за собой более значительные заболевания. Физическое развитие как показатель здоровья особенно наглядно можно наблюдать на примере детей и подростков, сравнивая состояние их организма с более активными сверстниками.
  • Отсутствие физической активности может приводить к таким неприятным последствиям, как плоскостопие, нарушения осанки. Особенно часто они развиваются у школьников, поэтому задача родителей – обеспечить ребенку условия для полноценных спортивных тренировок.
  • Привычка неправильно сидеть, может приводить к трудностям в разгибании мышц шеи, голени, спины. Физическое развитие как показатель здоровья в этом случае очень наглядно: привычки принимать неправильные позы, задерживаясь в ней часами, непременно принесут с собой последствия в виде болей, нарушении гибкости, снижению двигательных возможностей.
  • При недостаточных и несистематических развивающих физических нагрузках человек не способен выдерживать продолжительные нагрузки, даже в бытовых условиях. Элементарное поднятие по лестнице без помощи лифта вызывает одышку, боли в ногах, спине. Таких примеров масса. Но если рассматривать физическое развитие как показатель здоровья , то становится ясно – регулярные и систематические занятия по правильно подобранной программе помогут исправить эти недостатки, вернув радость и легкость жизни.

Физическое развитие и спорт неразделимы, и в этой статье мы попробуем разобраться в этом вопросе максимально детально.

Обмен веществ

Занятия спортом стимулируют процесс обмена веществ в организме, а именно, обмен веществ — представляет собой источник энергии для нормальной деятельности всех без исключения функций и жизненных процессов организма. Занятия спортом поддерживают работоспособность механизмов, которые осуществляют в организме обмен энергии и веществ, а без этого невозможно физическое развитие, и спорт – лучший инструмент для поддержания здоровья всех систем жизнедеятельности организма.

Кровеносная система

Безусловно, именно сердце является главным центром кровеносной системы человека, от его работы напрямую зависит физическое развитие – и спорт помогает увеличить работоспособность и мощность сердечной мышцы. Механизм воздействия спорта на сердце прост: во время занятий масса и размеры сердца увеличиваются, так как утолщаются стенки сердечной мышцы, и сердце начинает работать активнее и выносливее.

Органы дыхания

Благодаря физическим тренировкам организм адаптируется к гипоксии (нехватке кислорода), клетки приобретают способность работать интенсивно даже при нехватке кислорода.

Опорно-двигательная система

Не только наследственность обуславливает физическую полноценность. На физическое развитие и спорт имеет большое влияние, даже когда речь идет об опорно-двигательной системе.

В процессе спортивных тренировок кровоснабжение мышц усиливается, нервная система лучше контролирует их деятельность, растут мышечные волокна.

Именно в результате тренировок мышечной системы формируются выносливость и способность к физической работе, с увеличением активности в детском и подростковом возрасте изменяется костная система, начинается более активный рост. Кости приобретают высокую прочность, становятся очень устойчивыми как к травмам, так и к продолжительным нагрузкам. Работоспособность организма в целом повышается, а затраты энергии на ее выполнения снижаются. Благодаря правильному дыханию во время тренировок нормализуется нормальная деятельность всех органов, находящихся в брюшной полости, правильная система занятий помогает избавиться от нарушений осанки.

С первой секунды жизни начинается физическое развитие человека (совокупность функциональных и морфологических свойств организма, которые определяют выносливость, дееспособность, запас сил), и примерно к 25 годам оно достигает своего максимума.

Человека в целом не разделимы: одним из наиболее важных показателей здоровья является именно физическое развитие.

На соответственно влияет множество факторов. Чтобы иметь возможность влиять на ход развития, необходимо знать об этих факторах максимум – эта информация поможет укрепить здоровье организма, сделать развитие более полноценным.

Физическое развитие и здоровье . От чего зависит?

Внешние факторы

  • Социальные условия. Региональные и национальные особенности стиля и уклада жизни, степень экономического развития, гигиенические навыки, культурно-образовательный уровень и т.д.
  • Неблагоприятное развитие плода внутри утробы матери (недоношенность, внутриутробные воздействия, врожденные пороки).
  • Экологически небезопасная обстановка.
  • Нерациональное питание, неправильный режим питания.
  • Неверный режим отдыха и труда (чрезмерная утомляемость, недостаточная активность).
  • Малоподвижный образ жизни, отсутствие физического воспитания.
  • Вредные привычки.

Внутренние факторы

  • Наличие заболеваний.
  • Наследственность (именно на генетическом уровне формируются особенности физического развития, эта программа передается от одного поколения к другому и может не изменяться либо совершенствоваться). Физическое развитие и здоровье в большей мере обуславливаются именно наследственностью.

Чтобы улучшить физическое развитие и здоровье человека, необходим комплексный подход. Трудно говорить о полноценном развитии, если в семье ребенка не приучили к элементарным правилам гигиены, игнорируют необходимость физического воспитания и практикуют употребление однообразной пищи. Поэтому, чтобы физическое развитие и здоровье было максимально полноценным, необходимо:

  • Наладить режим отдыха и активности, спать не менее 8 часов в день.
  • Пересмотреть свой рацион питания, употреблять больше полезных продуктов и исключить откровенно вредные.
  • Заняться спортом, проводить тренировки регулярно, несистематический подход будет неэффективен.
  • Регулярно проходить медицинское обследование, чтобы иметь возможность объективно оценить состояние организма.
  • Избавиться от вредных привычек, наладить психологический климат в окружении (стрессы и раздражительность не способствуют нормальному развитию).

Взаимосвязаны между собой: правильно организованные физические упражнения, оздоравливающие процедуры напрямую влияют как на уровень физподготовки человека, так и на состояние его здоровья.

Для объективной оценки физического развития используются такие параметры, как: масса тела, рост, развитие функциональных особенностей всего организма (мышечная сила рук, мышечный тонус, развитие мускулатуры, состояние осанки и т.д.). Соответственно, для полноценного физического развития необходим комплексный подход, в котором немаловажное значение имеет именно физическое воспитание.

Физическое развитие и состояние здоровья физического

Грамотное физическое воспитание способствует развитию двигательных возможностей, повышает защитные реакции организма, улучшает процессы жизнедеятельности в целом. При правильном выборе системы упражнений, ее регулярном применении, проведении закаливающих процедур, изменении режима и характера питания можно значительно улучшить состояние не только тех людей, которые не имеют серьезных проблем со здоровьем. Эффективны эти средства при наличии отклонений в работе сердца, при отклонениях в физическом развитии (плоскостопие, деформации позвоночника, дефекты осанки).

Физическое развитие и состояние здоровья умственного

Занятия физическими упражнениями предполагают постоянное умственное развитие: регулярно возникающие познавательные ситуации, совершенствование старых техник выполнения упражнений и овладение новыми, умение правильно распределять силы, как на время всего занятия, так и во время соревнований – все это не проходит бесследно. Также на тренировках постоянно происходят ситуации, в которых человеку следует принимать быстрые и рациональные решения, преодолевать трудности. Все эти навыки и умения могут успешно использоваться и в повседневной жизни, принося все новый жизненный опыт.

Физическое развитие и состояние здоровья нравственного

Если занятия физическим воспитанием правильно организованы, то они положительно влияют на формирование моральных качеств. Умение доводить начатое до конца, дисциплинированность, крепкая воля, настойчивость, умение расценивать начальные неудачи как опыт на пути к цели – все это воспитывает в человеке умение преодолевать трудности, ставить перед собой цель и идти к ней. Эти качества незаменимы в повседневной жизни, они способствуют развитию человека и личности.

Определение понятия. Под физическим развитием понимают раз­меры и форму тела, соответствие их возрастной норме. Количе­ственная оценка физического развития может быть выражена как в абсолютных (килограммы, сантиметры), так и в относительных (доля в процентах от возрастной нормы) величинах. С физиче­ским развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание. Выраженные отклонения от нормативов фи­зического развития, как правило, означают нарушения процес­сов роста и созревания организма. Часто они бывают связаны с теми или иными метаболическими нарушениями, а также с пато­логией эндокринной и центральной нервной систем. При этом существенное отставание в физическом развитии иногда даже менее опасно, чем значительное опережение, которое почти всегда сви­детельствует о наличии гормональных нарушений.

Размеры и общий план строения тела. В возрастной, сравни­тельной и экологической физиологии большое внимание уделя­ется закономерностям, связывающим размеры тела и те или иные функциональные свойства организма. Выдающийся современный исследователь К. Шмидт-Ниельсен выпустил даже специальную монографию под названием «Размеры животных: почему они так важны». Одна из центральных мыслей автора состоит в том, что изменение размеров неминуемо ведет к изменению конструкции, так как прингдпы, пригодные для объекта малого размера, не могут быть приложимы к аналогичному по функции объекту боль­шего размера. Это было им замечательно проиллюстрировано це­лым рядом примеров как из морфологии и физиологии живот­ных, так и из техники. Действительно, простое увеличение размеров без изменения пропорций выглядит обычно нелепо и очевидно нецелесообразно. Трудно представить себе взрослого человека, имеющего пропорции новорожденного. Такой человек был бы беспомощным инвалидом - с огромными туловищем и головой и коротенькими руками и ногами, совершенно неспособными по самой своей конструкции производить что-либо полезное.

Связь физиологических функций с размерами и формой тела. Фи­зическое развитие, характеризуя геометрические размеры тела и его пропорции, непосредственно влияет на функционирование всех без исключения органов и систем организма (рис. 7). Это свя­зано с тем, что масса и площадь поверхности тела во многом определяют интенсивность обменных процессов в организме. Масса тела при этом выступает как мера продукции энергии (тепла), а его поверхность - как мера теплоотдачи. Иными словами, размеры и пропорции тела во многом определяют соотношение механизмов теплопродукции и теплоотдачи. Маленький ребенок ближе по сво­им пропорциям к шарику, т. е. к идеальной форме, имеющей ми­нимальное соотношение поверхности и объема (массы). Такая форма наиболее экономична для поддержания энергетического и теплового баланса организма на минимальном уровне, т. е. тепло­отдача при такой форме будет наименьшая, что снижает нагрузку на механизмы теплопродукции. В то же время чем больше по разме­ру шаровидное тело, тем меньше (при неизменных пропорциях) его относительная поверхность и, следовательно, теплоотдача. Это обусловлено простой математической зависимостью, согласно ко­торой объем шарообразного тела пропорционален его радиусу в 3-й степени, а поверхность - радиусу во 2-й степени. Увеличение радиуса (т. е. размеров) тела приводит к существенно более быст­рому возрастанию объема, чем увеличение поверхности. То есть относительная поверхность (площадь поверхности, приходящая­ся на единицу объема) у маленького тела существенно выше, чем у большого. Поэтому для маленького организма проблемой явля­ется дополнительная продукция тепла при охлаждении, а для боль­шого - дополнительный отвод тепла при перегреве.

Размеры тела и физические факторы. Человек на протяжении всей своей постнатальной жизни постоянно взаимодействует с Двумя основными физическими факторами, к которым организ­му приходится непрерывно приспосабливаться, - температурой окружающей среды и силой тяжести (гравитацией). Реакция орга­низма на оба эти фактора самым непосредственным образом свя­зана с массой, геометрическими размерами и пропорциями тела, т.е. с физическим развитием. Другие физические факторы, также определяющие особенности экологии человека, воздействуют на организм независимо от его формы и размеров (например, уро­вень инсоляции, влажность, газовый состав окружающего возду­ха и т.п.).

Температура окружающей среды - постоянно действующий фактор переменного значения. В связи с тем, что клетки орга­низма нуждаются для своего нормального функционирования в постоянной температуре около 37 "С, изменения внешней тем­пературы обусловливают необходимость приспособления организма к этому переменному фактору. Размеры и пропорции тела в этом случае очень важны, так как интенсивность производства тепла в организме пропорциональна его массе, а скорость теплоотдачи пропорциональна площади поверхности тела. Любое изменение размеров и пропорций, в том числе происходящее в результате естественных процессов роста и развития, непосредственно ска- : зывается на балансе продукции и отвода тепла и неукоснительно ведет к перестройке деятельности всех вегетативных систем орга­низма, а следовательно - и систем управления (центральной нерв­ной системы и эндокринной системы). Повышенная температура среды требует - во избежание перегрева - активации функций, способствующих теплоотдаче (перераспределение кровотока в сто­рону усиления кожного кровообращения, активация легочной вентиляции и потоотделения). Пониженная температура, напро-, тив, требует сохранения тепла в организме (за счет обратного перераспределения кровотока, снижения активности внешнего дыхания и потоотделения) и усиления его продукции за счет^ повышения интенсивности метаболизма (особенно в таких орга- : нах, как печень, бурая жировая ткань и скелетные мышцы).

Гравитация (сила тяжести) - другой постоянно действующий фактор, влияние которого сказывается непрерывно и тесно связа­но с массой и формой тела. Изменение пропорций тела неминуемо ведет к изменению биомеханических свойств и, как следствие, экономичности разнообразных движений, т.е. влияет на энергети­ческий баланс организма.

Таким образом, геометрические размеры, масса и пропорции тела очень существенно влияют на протекание всех важнейших функций организма, воздействуя на их экономичность и ставя пределы адаптивным возможностям.

Влияние размеров тела на метаболизм и вегетативные функции. Размеры тела во многом определяют интенсивность обменных процессов (рис. 8), активность многих физиологических функций (например, частоту сердцебиений и дыхания), а также толерант­ность к внешней температуре и другим факторам среды. Зависи­мость показателей функциональной активности от размеров тела в ряду животных «от мыши до слона» широко исследована, и взрос­лый человек хорошо укладывается в эти общебиологические за­кономерности. Обычно измеряемые показатели интенсивности об­менных процессов (интенсивность потребления кислорода либо его калорический эквивалент) и связанных с ними вегетативных функций (частота пульса, относительная объемная скорость кровотока, частота дыхания и т.п.) снижаются с увеличением раз­меров тела пропорционально массе тела в степени 2/3. Сход­ные закономерности могут быть выявлены и в ходе онтогене­тического роста, однако здесь имеются факторы, существен­но искажающие плавный ход соответствующих кривых. Эти факторы связаны с различной организацией функций орга­низма на разных этапах онтоге­неза, о чем говорилось выше. Тем не менее внутри одной воз­растной группы размерные за­кономерности, хотя и не столь явно выраженные, имеют мес­то. Это еще одна из причин, по которой контроль за уровнем физического развития детей и подростков имеет важное зна­чение при оценке их общего морфофункционального состояния.

Масса тела, скорость обмен­ ных процессов и «физиологическое время». Снижение интенсивно­сти обменных процессов с возрастом и увеличением размеров тела означает, что в единицу времени происходит меньшее количе­ство биохимических реакций, составляющих основу метаболизма. В связи с этим возникло представление о «физиологическом вре­мени», т.е. о том, что время для более маленького организма те­чет быстрее. Было показано, что «физиологическое время» про­порционально массе тела в степени 0,25. Например, у годовалого ребенка массой 12 кг время течет в 1,5 раза быстрее, чем у взрос­лого массой 70 кг, а у первоклассника массой 30 кг - на 25 % быстрее. Совершенно аналогичные результаты могут быть получе­ны, если подсчитать соотношение частоты сердцебиений, кото­рая также может служить выражением интенсивности обменных процессов в организме. Так, у 7-летнего ребенка в покое пульс составляет примерно 90 уд/мин, а у взрослого - 70, что в 1,28 раза ниже. Таким образом, годовалые дети за сутки проживают как бы 1,5 суток, а 7-летние - 1,25 суток. В этих условиях стано­вится понятна необходимость дневного сна для восстановления сил, запас которых в детском организме также еще невелик.

Типы роста тканей организ­ ма. Разные ткани организма могут иметь различный тип ростовых процессов (рис. 9). Характер ростовых процессов обычно выражается кривой роста. В биологии развития различают четыре типа роста: А - лимфоидный (тимус, лим­фатические узлы, лимфоидная ткань кишечника и т.п.); Б - мозговой (мозг и его части, твердая мозговая оболочка, спинной мозг, глаз, размеры головы); В - общий (тело в целом внешние размеры, органы дыхания и пищеварения, почки, аорта и легочная артерия, мышечная система, объем крови); репродуктивный (яички, придаток, предстательная железа, семенные пузырьки, яичники, фаллопие­вы трубы).

Для типа А характерна очень высокая скорость роста в первые 10 лет жизни и достижение максимальных размеров органа в пре-пубертатный период, а затем - инволюция с наступлением поло­вого созревания. Тип Б характеризуется постепенным замедлением скорости роста от рождения до созревания, причем уже в возрасте 8-10 лет орган практически достигает дефинитивных размеров. Тип В характеризуется быстрым ростом в начале постнатальной жизни, затем происходит торможение ростовых процессов, и вновь они ускоряются с наступлением пубертата. И наконец, тип Г, описыва­ющий рост гонад, характеризуется медленным ростом в первые годы жизни и скачкообразным его ускорением с началом полового созревания.

Совершенно особый тип кривой роста характерен для подкож­ной жировой ткани. Очень высокая скорость роста жировой про­слойки в первые месяцы жизни приводит к тому, что к 1 году у ребенка формируется весьма выраженный подкожный слой жира, который затем начинает уменьшаться, и лишь с преодолением ребенком возрастного рубежа 6-8 лет подкожный жир вновь на­капливается. С учетом изменений общих размеров тела надо при­знать, что содержание подкожного жира в организме годовалого младенца относительно очень велико и в норме никогда в даль­нейшем подобное состояние не наблюдается. В динамике роста подкожного жира выявляются довольно четкие различия между мальчиками и девочками: у девочек как скорость роста, так и аб­солютные размеры подкожной жировой клетчатки обычно выше.

Показатели физического развития. К показателям физического развития, которые обычно рассматриваются врачами, антропо­логами и другими специалистами с целью контроля за динами­кой процессов роста и развития, относятся:

масса тела;

длина тела;

окружность грудной клетки;

окружность талии.

Наряду с этими могут рассматриваться также и другие показа­тели (например, размеры кожно-жировых складок, окружности отдельных звеньев тела - бедра, голени, плеча и т. п.). Однако для сопоставления с нормой и заключения о характере и уровне фи­зического развития перечисленных показателей достаточно.

Оценка показателей физического развития. Для оценки показа­телей физического развития используют нормативные таблицы и шкалы, основанные на сигмальных отклонениях. Обычно оцени­вают отдельно каждый из показателей физического развития по сигмальной шкале, а также анализируют их соотношение на ос­новании стандартных уравнений линейной регрессии для выявле­ния дисгармоничных вариантов. Сигмальные шкалы позволяют оценивать результаты каждого измерения по 5-балльной шкале, в которой:

<М- 1,33 5 - низкий уровень;

<М-0,67 5 - нижесредний уровень;

М + 0,67 5 - средний уровень;

> М + 0,67 8 - вышесредний уровень;

> М + 1,33 5 - высокий уровень.

При проведении оценки физического развития сначала оцени­вают длину тела, а затем соответствие массы тела и длин окруж­ностей измеренной длине тела. Это делается с помощью стандарт­ных уравнений линейной регрессии. Для количественной оценки используют специально разработанные стандарты физического раз­вития.

Стандарты (нормативы) физического развития представляют со­бой результаты антропометрического обследования больших групп населения данной местности - не менее 100-150 человек на возрастно-половую группу. Поскольку физическое развитие населе­ния подвержено колебаниям в зависимости от географических, этнических, климатических, социальных, биогенных, экологи­ческих и иных факторов, стандарты и нормативы физического развития требуют регулярного (не реже 1 раза в 5-10 лет) обнов­ления. Стандарты физического развития всегда имеют региональ­ный характер, причем внутри регионов, населенных разными эт­ническими группами, должны использоваться стандарты, разработанные на основании обмеров представителей соответствующих этнических групп. Это имеет большое значение в районах Крайне­го Севера, Дальнего Востока, а также в Поволжье, на Кавказе и в других регионах России, где вместе проживают представители разных этносов и рас, имеющие существенные генетически пред­определенные антропологические различия.

Темпы физического развития. Акселерация и ретардация. Темп физического развития - важная характеристика для оценки со­стояния здоровья каждого конкретного ребенка. Умеренное ус­корение или замедление этого темпа может зависеть от множе­ства факторов, но и то и другое всегда должно учитываться при сборе анамнеза и постановке любого клинического диагноза. Ин­дивидуальное разнообразие темпов физического развития доста­точно велико, но если оно укладывается в границы нормы - это свидетельствует об адекватности условий существования ребен­ка его морфофункциональным возможностям на данном этапе индивидуального развития.

Однако наряду с индивидуальными в отдельные периоды на­блюдаются популяционные сдвиги в темпах физического разви­тия. Так, в странах Европы, Северной Америки и некоторых стра­нах Азии и Африки в XX в. стало наблюдаться ускорение темпов физического развития детей на уровне целых популяций. Такое явление получило название «эпохальный сдвиг», или «акселера­ция» (от лат. accelero - ускорять) физического развития. Оно про­являлось в том, что дети значительно опережали своих родите­лей в соответствующем возрасте по длине и массе тела, а также раньше достигали уровня половой зрелости. В период с 1960-х по 1990-е годы было проведено огромное число исследований с це­лью выявить сам факт акселерации роста и развития, а также по­пытаться дать ему рациональное объяснение. Среди гипотез отно­сительно причин акселерации были такие, которые в разных видах связывали эти процессы с общим повышением уровня жизни и благосостояния населения Земли, которое нарастало более вы­сокими темпами в тех странах, где акселерация началась раньше и была ярче выражена. Другая распространенная точка зрения - информационная гипотеза, согласно которой огромный объем ин­формации, обрушившийся на детей с раннего возраста через пе­чать, радио, телевидение и другие средства коммуникации, сти­мулирует ростовые процессы и ускоряет созревание организма. И наконец, третья точка зрения сводилась к тому, что акселера­ция - явление временное, связанное с какими-то экзогенными (например, зависящими от солнечной активности) или эндоген­ными (причины которых неизвестны) популяционными цикла­ми, неоднократно на протяжении веков приводившими то к ус­корению, то к замедлению (ретардации, от лат. retardo - замедлять, тормозить) физического развития человечества.

До настоящего времени ни одна из этих точек зрения не получила всеобщего признания, более того, все большее число исследователей склоняется к признанию совокупного воздействия все этих факторов, которое и привело к резкому ускорению физического развития во второй половине XX в. Между тем измерения сделанные в последние 5-10 лет в России, в странах Европы Америки, показали, что процессы акселерации на популяционном уровне приостановились, отмечена даже некоторая тенденция к ретардации развития подрастающего поколения. Это обстоятельство свидетельствует более всего в пользу циклической теории акселерации-ретардации развития. Подтверждением этой концепции является и тот факт, что, судя по размерам воинских доспехов, средневековые рыцари отличались малыми размерам тела и грацильным телосложением, сходным с телосложением современных подростков. При этом, судя по данным археологических раскопок, жившие еще на 1000 лет раньше европейские жители древнего мира - Рима и Греции - были по своему физическому развитию ближе к современному типу представителя европейской расы.

Акселерация физического развития, проявившаяся в мире последние 50 лет, практически не затрагивала темпов ментального и духовного развития, и это создавало определенные трудности в сфере обучения и воспитания. В частности, раннее достижение половой зрелости привело к массовому раннему вступлению подростков в половые отношения, что до сих пор представляв собой немалую социокультурную, педагогическую и медицинскую проблему.

Возрастное изменение общего плана строения тела. Общее представление об изменении строения тела с возрастом можно получить, рассмотрев рис. 7. Из него хорошо видно, что относительные размеры головы с возрастом весьма существенно уменьшаются, тогда как относительная длина конечностей значительно возрастает. Новорожденный ребенок относительно очень широк, причем его туловище по всей длине имеет примерно одинаковую ширину. К возрасту достижения половой зрелости появляются половые различия в строении тела: широкие плечи и узкий таз юношей и четко выраженная талия с последующим расширение к тазу у девушек. Все эти изменения обусловлены различиями темпах роста отдельных частей тела на разных этапах онтогенеза. В свою очередь они приводят к появлению как морфологически так и физиологических особенностей, характерных для каждого из этапов индивидуального развития.

Морфологические критерии биологического возраста. Широк! разброс индивидуальных вариантов темпов развития приводит тому, что календарный (паспортный) возраст и уровень морфоункционального развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Между тем для проведения соци­альных, педагогических, да и лечебных мероприятий с ребенком гораздо важнее ориентироваться на его индивидуальный уровень морфофункциональной зрелости, чем на календарный возраст. В связи с этим возникает задача оценки биологического возраста. Комплексное антропологическое и физиологическое исследова­ние могло бы дать однозначный ответ на такой вопрос, но широ­кое проведение подобных исследований практически невозмож­но, а между тем знание степени биологической зрелости организма необходимо для многих практических целей. Поэтому выработаны простые морфологические критерии, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ре­бенка.

Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологиче­ского возраста - по пропорциям тела - соотношению длины ко­ нечностей и туловища. При этом следует подчеркнуть, что от­дельно длина или масса тела, а также размер любой части тела не могут быть использованы в качестве критериев биологическо­го возраста. Превышение уровня физического развития над среднепопуляционными значениями, также как и его отставание, само по себе еще не говорит о степени морфофункциональной зрелости организма. Так, например, высокий рост ребенка мо­жет означать не только то, что он быстрее других развивается (это как раз нам и предстоит выяснить), но также и то, что он станет высоким взрослым и уже сейчас обгоняет своих сверст­ников. Различить эти альтернативы по одному измерению невоз­можно. Другое дело - пропорции тела, учитывающие соотноше­ние степени развития отдельных его частей: головы, туловища, конечностей. Но такая оценка может давать только очень гру­бый, приближенный результат, так как здесь вмешивается фак­тор биологического разнообразия, т.е. конституциональной при­надлежности индивида. У потенциальных долихоморфов уже в дет­ском возрасте ноги могут быть относительно длиннее, чем у их сверстников-брахиморфов, хотя скорость морфофункционального развития брахиморфов по многим показателям часто оказыва­ется выше. Поэтому, судя по пропорциям тела, можно с уверен­ностью отнести ребенка только к той или иной возрастной груп­пе, причем достаточно широкой.

Костный возраст. Гораздо более точный результат дает иссле­дование костного (скелетного) возраста. Оссификация каждой кости начинается с первичного центра и проходит через ряд по­следовательных стадий увеличения и формирования области око­стенения. Кроме того, в ряде случаев появляется один или не­сколько дополнительных центров окостенения в эпифизах. Нако­нец, эпифизы срастаются с телом кости, и созревание на этом завершается. Все эти этапы легко можно увидеть на рентгенограмме. По числу имеющихся центров окостенения и степени их раз­вития можно достаточно точно судить о костном возрасте. На прак­тике наиболее часто для этих целей используют кисть и запястье (обычно левой руки). Это связано как с особенностями строения этого звена тела (множество костей и эпифизов), так и с техноло­гическим удобством, сравнительной дешевизной и безопасностью процедуры. Сравнение полученной рентгенограммы со стандарта­ми и балльная оценка степени развития многих костей позволяют количественно (в годах и месяцах) выразить полученный резуль­тат. Недостаток этого метода заключается в том, что он довольно трудоемок и требует проведения дорогостоящего и небезопасного для здоровья рентгенологического исследования.

Зубной возраст. Если подсчитать число прорезавшихся (или сме­нившихся) зубов и сопоставить эту величину со стандартами, можно оценить так называемый зубной возраст. Однако возраст­ные периоды, когда такое определение возможно, ограничены: молочные зубы появляются в интервале от 6 месяцев до 2 лет, а смена их на постоянные происходит с 6 до 13 лет. В период от 2 до 6 лет и после 13 лет определение зубного возраста теряет смысл. Правда, возможно производить оценку степени окостенения зу­бов на основании рентгенограмм, как и в случае костного возра­ста, однако такой метод по понятным причинам не получил прак­тического распространения.

Внешние половые признаки. В период полового созревания био­логический возраст можно оценивать по внешним половым при­знакам. Есть разные - количественные и качественные - методи­ки учета этих признаков, но все они оперируют одним и тем же набором показателей: у юношей это размер мошонки, яичек и полового члена, оволосение на лобке, в подмышечных впадинах, на груди и на животе, появление поллюций, набухание сосков; у девушек это форма и размер грудных желез и сосков, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, время первого появления и установления регулярных менструаций.

Последовательность появления и динамика степени выражен­ности перечисленных признаков хорошо известны, что дает ос­нования для достаточно точной датировки биологического возра­ста в период от 11 - 12 до 15-17 лет.

Компоненты массы тела. При описании физического разви­тия антропологи часто используют понятие «компоненты массы тела». При этом имеются в виду три важнейшие составляющие тела человека: кости, мышцы и жировая ткань. Ясно, что эти компоненты не исчерпывают всего разнообразия тканей орга­низма, но данная концепция исходит из того, что остальные ткани имеют меньше количественных межиндивидуальных раз­личий. Кроме того, каждый из этих компонентов является ре­зультатом развития одного из трех эмбриональных зародышевых

листков, давших начало всем тканям организма: костный ком­понент имеет эктодермальное происхождение, мышечный - мезодермальное, жировой - эндодермальное. Таким способом как бы устанавливается онтологическая связь между зиготой, из которой образуются три зародышевых листка, и компонентами тела зрелого организма.

Известно, что ткани организма обладают неодинаковой мета­болической активностью. Наиболее интенсивно и постоянно об­менные процессы протекают в органах, состоящих из паренхима­тозных тканей - таких, как печень, почки, эпителий желудочно-кишечного тракта и т.п. Метаболическая активность мышечной ткани очень сильно зависит от ее состояния: в условиях покоя мышца метаболически малоактивна, тогда как при нагрузке ин­тенсивность метаболизма, например, в скелетной мышце может возрастать в 50-100 раз. Еще менее метаболически активна кост­ная ткань, составляющая наряду с мышцами основу опорно-дви­гательного аппарата. И наконец, наиболее метаболически инерт­ная ткань - жировая, скорость обменных процессов в которой может снижаться практически до нуля. В связи с этим иногда жировую ткань рассматривают как некий балласт в составе тела, исключительно негативно влияющий на организм, создающий дополнительную нагрузку на мышцы и системы вегетативного обеспечения мышечной деятельности (прежде всего, сердца и | сосудов, а также, дыхания, выделения и др.) при любом двига­тельном акте. Поэтому во многих случаях в оздоровительных целях стараются контролировать количество жира в организме.

Наиболее точные способы измерения количества жира связа­ны с применением ультразвуковых диагностических приборов и компьютерной томографии. Сегодня на практике чаще всего ис­пользуют измерение кожно-жировых складок с помощью специ­ального прибора калипера, напоминающего по конструкции штан­генциркуль. Для практических целей обычно измеряют от 3 до 10 кожно-жировых складок и по формулам или номограммам, разработанным с учетом возрастных и половых особенностей, оп­ределяют количество жира в теле, или «жировую массу организ­ма». Разница между массой всего тела и жировой массой составля­ет «обезжиренную массу». Эта величина очень тесно коррелирует с интенсивностью обменных процессов в организме, причем не­зависимо от телосложения индивидуума. Это и понятно, так как «обезжиренная масса» представляет собой сумму масс всех мета­болически активных тканей тела.

Разумеется, контроль количества жировой ткани в организме необходим, причем с самого раннего детского возраста. Перееда­ние, несбалансированное (преимущественно углеводное) пита­ние и другие причины экзогенного характера могут приводить к ожирению, вредному для здоровья. Однако нельзя вовсе отрицать необходимость наличия жира в организме. Не говоря уже о том, что жировая ткань - депо наиболее калорийных питательных ве­ществ (окисление 1 г жира дает почти вдвое больше энергии, не­обходимой для жизнедеятельности любой клетки тела, чем окис­ление 1 г углеводов), она выполняет также функцию запасания многих биологически активных веществ, в частности стероидных гормонов. Эти вещества способны растворяться в жировых кап­лях, наполняющих жировые клетки, и при необходимости могут поступать в кровь и становиться доступными для других тканей организма. Чрезмерное снижение количества жира в организме приводит к нарушениям гормональной сферы. В частности, для нормального полового развития и поддержания половой функ­ции в организме должно быть определенное количество жира (око­ло 10-15%), причем в женском организме примерно в 2 раза больше, чем в мужском. Недостаток жира (истощение) неминуе­мо приводит к дисфункции половых желез, расстройству менст­руального цикла у женщин и импотенции у мужчин.

Имеются данные о том, что количество жировых клеток в орга­низме человека предопределено генетически, а избыточное или недостаточное жироотложение определяется не увеличением или уменьшением числа этих клеток, которое остается неизменным от рождения до старости, а степенью их наполненности запасен­ным жиром.

Соотношение количества костного, мышечного и жирового компонентов определяет телосложение человека.

Телосложение и конституция. Телосложение - одно из наи­более фундаментальных понятий антропологии, исследованию которого посвящены сотни работ начиная с середины XIX в. На особенности телосложения и связанные с ними особенности нерв­но-психических процессов и заболеваемости обращали внимание еще древние и средневековые врачи. Все это привело к появ­лению учения о конституции человека. Под конституцией чело­века обычно понимают комплекс анатомических, физиологи­ческих и психологических особенностей индивида, закреплен­ных генетически и определяющих формы и способы его адаптации к самым разным внешнесредовым воздействиям, а также заболе­ваемость и характер протекания болезней (что тоже, разумеется, отражает адаптивные свойства). Как древние, так и самые совре­менные авторы понимают конституцию комплексно, как некий синтез разных сторон индивидуальности человека. Биологическая сущность человека характеризуется тремя главными составляю­щими: строением тела, физиологией жизненных функций и ме­таболизма и психологическими особенностями личности. Они взаимосвязаны и в комплексе составляют конституцию челове­ка - наиболее фундаментальную характеристику целостного орга­низма (табл.1).

Таблица 1

Морфофункциональные свойства, характерные для людей