Арамейский язык как его читать. Арамейский язык

Где Лаван называет сложенный из камней памятник по-арам., в то время как Иаков дает ему евр. название. Трудно с точностью установить, насколько древним является А.Я. Олбрайт считает установленным, что этот язык произошел от одного из зап.-семит. диалектов, на котором говорили в сев.-зап. Месопотамии в начале II тысячел. до Р.Х. Очевидно, следы этого диалекта видны в посланиях из архива ⇒ Мари . По мнению Олбрайта, на этом диалекте говорили евр. патриархи до переселения в Палестину. Там они переняли местный ханаан. диалект. Но такое утверждение вызывает некоторые сомнения. Одна из древнейших надписей на А.Я., надпись Киламму, предположит. относится ко 2-й пол. IX в. до Р.Х. Она была найдена в Зинджирли вместе с более поздними надписями, вероятно, VIII в. до Р.Х. Наука располагает также надписью Закира, относящейся к нач. VIII в. до Р.Х. (⇒ Венадад , III). Др.-арам. язык этой надписи еще имеет много общего с ханаанским. Влияние ханаан., а также аккад. языков особенно велико в надписи Киламму, так что некоторые исследователи отказываются признавать, что этот текст написан на А.Я.

II. А.Я., ранее (на основании ) ошибочно считавшийся халдейским, получил широкое распространение () и в конечном итоге, вытеснив евр., стал разговорным, превратившись ко времени Иисуса в язык евр. народа. Письменный др.-евр. язык, на котором написана большая часть ВЗ, в качестве разговорного уже не употреблялся. Как у ассирийцев и вавилонян – аккад., а позднее в Римской империи – греч., так в Персидском царстве – арам. стал языком офиц. док-тов и межнац. общения (ср. также Книгу Ездры). Иудеи рассеяния, проживавшие в Египте, также говорили на А.Я. Это обнаруживается в иуд. док-тах на папирусе, относящихся к V и IV вв. до Р.Х., найденных в Элефантине (в Верхнем Египте). В период после вавил. плена евр. язык можно было слышать только в синагогах при чтении Писания. При этом переводчик излагал прочитанный текст в свободном переводе на А.Я. Поскольку такое изложение было слишком вольным, то впоследствии возникла необходимость письменного перевода. По-арам. его называли ⇒ таргум (­ «перевод»). Со временем А.Я. был вытеснен арабским.

III. А.Я., наряду с ханаан. и евр., принадлежит к сев.-зап. семит. языкам, и, в свою очередь, подразделяется на зап.– и вост.-арам. К памятникам письменности на зап.-арам. относятся:

1) др.-арам. надписи: надписи из Зинджирли вместе с надписями Киламму и Закира, набатейские надписи (I в. до – I в. по Р.Х.), надписи из Пальмиры (I в. до – III в. по Р.Х.), синайские надписи (I-IV вв. по Р.Х.);

2) библ. арам.: два слова в (см. I); ; – ; – ; ;

3) А.Я. иуд. папирусов и прочих док-тов из Египта (V и IV вв. до Р.Х.);

4) А.Я. иуд. таргумов (переводов), а также иерусалимского и палестинского Талмудов (II-V вв. по Р.Х.);

5) самарянский – язык перевода самарянского Пятикнижия (использовавшийся как сугубо лит. вплоть до средневековья, т.е. и после того как не стало носителей этого языка;

6) христ.-палест. А.Я. христиан-мелькитов, живших в Палестине (V-VIII вв. по Р.Х.);

7) новоарам., на котором говорят и поныне в небольшом округе в горах Антиливана.

IV. Вост.-арам. включает:

1) иуд.-арам. вавилонского Талмуда (IV-VI вв. по Р.Х.);

2) мандейский – язык язычников-гностиков из секты мандеев (с IV в. по Р.Х.);

3) сир. – письм. язык сир. церкви в сев. Сирии и в Месопотамии в III-XIV вв. Он произошел от диалекта Эдессы, самые древние надписи на котором относятся к I в. по Р.Х. Название «сирийский» объясняется тем, что христиане, говорившие на вост.-арам., называли себя сюрйайе . Это слово они заимствовали из греч., где сюрой – сокращение от ассюриой . Семит. название этого народа арамайе , аккад. ариме , они применяли только в значении «язычники»;

4) новоарам. диалекты в Месопотамии, на которых ныне говорят в Мосуле и Тур-Абдине, а также в Армении, где новосир. из Урмии также стал письм. языком.

Вконтакте

Арамеями в древности называли группу западносемитских племён, кочевавших примерно на территории современной Сирии.

Язык их (а точнее, группа родственных диалектов) был весьма близок , в частности, .

Арамеи никогда не образовывали единый народ и не имели единого государства. Язык их, тем не менее, вёл себя чрезвычайно экспансивно, непрерывно расширяя свою территорию.

Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии.

unknown , Public Domain

По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху Древнеперсидского царства (VI в. до н. э. - IV в. до н. э.), при которых он стал официальным языком империи.

В эллинистическую эпоху и вплоть до (VII в.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий.

Состав

Все арамейские языки можно разделить на две большие группы: западные (Палестина, Дамаск) и восточные (центральная Сирия и Месопотамия).

Наибольшее количество письменных памятников обеих групп сохранилось в еврейских источниках: таргумы, Иерусалимский Талмуд (западная группа), Вавилонский Талмуд (восточная группа).

Помимо этих больших текстов встречается огромное количество меньших документов самого различного жанра, а также глосс (арамейских слов, вкраплённых в тексты на других языках).

Лексические единицы арамейского происхождения заметны также в лексике современного языка (предполагается, что еврейско-арамейские языки были основным средством общения евреев начиная с первых веков н. э. и вплоть до широкого распространения языка идиш).

История

На рубеже II и I тысячелетий до н. э. арамейский язык был распространён на части территории современной Сирии и в прилегающих районах Ирака. Первые арамейские памятники известны с IX в. до н. э. Они найдены на территории современной Сирии.


Briangotts , Public Domain

В хронологическом плане арамейские языки делятся на староарамейский, среднеарамейский и новоарамейский периоды. Эта периодизация основана на внутрилингвистических критериях и в общих чертах следует классификации арамейских языков, предложенной немецким арамеистом Клаусом Байером.

  • Староарамейский период (XII век до н. э.- II век н. э.), в том числе:
    • имперский арамейский (VII-III века до н. э.)
    • библейский арамейский некоторых книг Библии.
    • арамейский Иисуса Христа.
  • Среднеарамейский период (II в. н. э.-1200 г.), в том числе:
    • сирийский.
    • иудейско-арамейские
  • Новоарамейский период (с 1200 г.)

Совокупность арамейских языков и диалектов, использовавшихся и используемых евреями, называется еврейско-арамейскими языками. Для среднеарамейского периода их часто называют иудейско-арамейскими.

Староарамейский период

Язык памятников IX–VII вв. до н. э. называется древний арамейский . В конце VII - начале VI вв. до н. э. он уже использовался в качестве лингва-франка в Новоассирийской и Нововавилонской державах. Официальный язык Персидской империи VI–IV вв. до н. э. именуется имперский арамейский . Его памятники известны по всему Ближнему Востоку: от Афганистана до Египта (в частности папирусный архив из Элефантины).

Для записи староарамейских текстов использовалось арамейское письмо, которое происходит из финикийского письма.

Среднеарамейский период

Во II в. н. э. появляются новые литературные среднеарамейские языки, основанные на современных им разговорных арамейских языках. Их расцвет приходится на 1-е тысячелетие, а упадок связан с арабским завоеванием и повсеместным вытеснением арамейских языков арабским в VII–IX вв. В этот период отчетливо прослеживается деление арамейских языков на западную и восточную группу, возникшее ещё видимо в староарамейский период.

Наиболее известные восточные арамейские языки, распространенные в северо-восточной Сирии и Месопотамии:

  • классический сирийский язык
  • вавилонский иудейско-арамейский язык - язык вавилонского Талмуда и вавилонских таргумов;
  • классический мандейский язык - разговорный и литургический язык мандейской общины.

В Леванте в это время использовались западно-арамейские языки:

  • иудейский арамейский язык - язык Талмуда, мидрашей и таргумов ранневизантийской эпохи;
  • христианский арамейский язык - переводы христианской литературы с греческого в ранневизантийский период;
  • самаритянский арамейский язык - язык религиозной литературы самаритянской общины.

Все среднеарамейские языки использовали алфавит из 22 знаков. Сирийский и мандейский имели особые виды графики, вавилонский иудейский арамейский использовал т. н. квадратный шрифт, возникший из староарамейского курсива. Христианский палестинский арамейский пользовался сирийским письмом, самаритянский палестинский арамейский записан палеоеврейским курсивом.

unknown , Public Domain

С вторжением арабов начинается закат арамейского. Тем не менее в течение всего средневековья арамейский был в употреблении во многих местах на территории Сирии, Ирака, Ливана.

Следует также отметить, что на протяжении всего Средневековья и вплоть до сегодняшнего дня на еврейском диалекте арамейского языка продолжала и продолжает создаваться обширная литература. В частности, значительная часть галахических трудов традиционно создаётся на этом языке. Поскольку такая литература предназначается для относительно неширокого круга людей, получивших соответствующее образование, социальный статус арамейского языка в ортодоксальных еврейских общинах достаточно высок.

Новоарамейские языки

В новоарамейский период сохраняется деление арамейских языков на западную и восточную группы.

Западная группа представлена всего одним языком.

  • Западный новоарамейский язык - распространён среди христиан и мусульман в трёх деревнях в Сирии, к северу от Дамаска, в каждой из которых существует своё наречие: Маалула, Баха и Джуббадин. Сохранилось около 1-2 тысяч носителей.

Восточная группа представлена большим количеством новоарамейских языков, распространённых к началу XX в. в пределах Османской империи и Ирана, в основном среди носителей курдских языков: на юго-востоке современной Турции, на севере Ирака, в северо-западной части Ирана и северо-востоке Сирии. Отдельные островки переселенцев были представлены далеко за пределами Курдистана, в частности в восточной Армении, Азербайджане, Грузии, Хузистане и южном Ираке.

Носители восточных новоарамейских языков в конфессиональном отношении отличаются от большинства окружающего населения тем, что относятся к религиозным меньшинствам Ближнего Востока: христиане, иудеи и мандеи.

В течение XX вв. бо́льшая часть носителей восточных новоарамейских языков была либо уничтожена, либо вынуждена эмигрировать, прежде всего, в Европу (Швеция, Германия), США и Россию (вкл. Закавказье). Количество носителей новоарамейских языков к концу XX в. составляло, по некоторым оценкам, около 400 тыс. человек. Общее число восточных новоарамейских языков неизвестно. Они делятся на три подгруппы:

  • язык туройо и близкий к нему диалект млахсо - на юго-востоке Турции (горный район Тур-Абдин в провинции Мардин), на котором говорят около 70 тыс.человек (бо́льшая часть носителей живет за пределами Тур-Абдина, как в странах Ближнего Востока, так и в странах Европы и Америки);
  • новомандейский язык - разговорный язык мандеев; осталось несколько десятков носителей в городе Ахваз (Иранский Хузистан), ранее также на юге Ирака;
  • северо-восточные новоарамейские языки - включают десятки языков, между носителями которых часто отсутствует взаимопонимание; число этих языков на протяжении XX в. сократилось из-за геноцида и массовых миграций их носителей за пределы региона. На одном из этих языков - урмийском новоарамейском - в XIX в. был создан так называемый (современный) ассирийский или «новосирийский» литературный язык, с использованием лексики классического сирийского языка. Он стал литературным языком для носителей многих восточноарамейских языков. Пользуется сирийской графикой.

Фотогалерея



Араме́йские языки

араб. لغة آرامية

Лингва франка

Ли́нгва фра́нка (итал. lingua franca - франкский язык) - язык, используемый как средство межэтнического общения в определённой сфере деятельности.

Происхождение термина

Исторически термин лингва франка впервые стал использоваться для обозначения смешанного языка, на котором некогда говорили в средиземноморском регионе.

Это название представляет собой итальянский перевод арабского lisan al-ifrang, арабское же название возникло из-за того, что ещё со времени крестовых походов арабы называли всех западноевропейцев франками; франкскими они называли и романские языки.

История

Одним из первых надрегиональных языков стал койне, который использовался в качестве общего диалекта в армиях Александра Македонского.

Примеры

На постсоветском пространстве в качестве лингва франка выступает русский язык. В Африке примерами лингва франка могут служить такие языки, как суахили, хауса и бамана.

Часто в роли лингва франка выступают пиджины, однако в его качестве может использоваться и полноценный язык, который не является родным ни для одной из использующих его этнических групп (примером может послужить английский язык, используемый как лингва франка во многих странах Британского Содружества).

Кроме того, английский язык сейчас является лингва франка и в европейском бизнесе, науке и авиации. Он также заменил французский как язык дипломатии после Второй мировой войны, как результат евро-атлантических интеграций и усиления роли США в регионе и мире.

Типологическая характеристика

Серьёзной проблемой арамеистики является то, что собственно арамейских текстов до нас дошло довольно много, но все они достаточно короткие.

Короткие тексты вполне позволяют идентифицировать язык, исследовать его фонетику и, в меньшей степени, морфологию, но вот в том, что касается синтаксиса и словарного запаса, они малопродуктивны.

Действительно обширная и богатая литература представлена либо иудео-арамейским (примерно половина книги Даниила и книги Ездры из Ветхого Завета, оба талмуда, причём они написаны на разных диалектах, книга Зогар, время написания которой, впрочем, часто относят к значительно более поздней эпохе, таргумы и масса галлахической раввинской литературы, которая продолжает пополняться), либо сирийским (переводы Ветхого и Нового Заветов Библии, большое количество христианской литературы, исторические хроники, поэзия) языками.

  • Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» поставлен на арамейском и латинском языках.

Наречием, которое стало ключом для межнационального общения в Вавилоне, Ассирии и Египте в X веке до н.э., выступил древний арамейский язык. Такую популярность можно объяснить, прежде всего, дальними военными походами арамеев, которые происходили минимум в течение 400 лет. Востребованность этого наречия тесно связана с легкостью его изучения.

Предшественник арамейского диалекта - это древнеханаанский язык. Подтверждением этого служат надписи, которые изображены на горе Синай.

Касательно арамейского, важно отметить тот факт, что долгое время он оказывал весомое влияние на языки и письменность многих народов, которые проживали практически на всей территории Европы и Азии. Древнее наречие повлияло даже на и на славянскую кириллицу. Арамейский язык послужил основой для классического который сформировался из элементов древнееврейских наречий.

Основными отличиями этого древнего языка, которые обеспечили ему такое распространение, являлись ясность, простота и точность. В то же время он являлся менее благозвучным и поэтичным в сравнении с еврейским, этот недостаток компенсировался точностью в способе передачи информации.

Также нельзя не отметить тот факт, что во время существования арамейский язык выступал как один из немногих официальных диалектов государства Ахеменидов, созданного царем Киром. Именно в этот период еврейский народ активно начинает разговаривать на арамейском наречии.

Много книг в написано именно на этом языке. Среди них стоит выделить труды Даниила и Ездры, которые сохранились в наиболее полном виде. Во время событий, связанных с жизнью Иисуса Христа, арамейский алфавит выступал в роли самого распространенного и используемого способа передачи информации во всей древней Палестине. Согласно легендам, все проповеди Иисуса Христа звучали на этом древнем диалекте.

Герои Евангелия говорили на смеси арамейского и еврейского наречий, что связано с более поздним написанием этого религиозного труда. Важно обратить внимание на то, что многие имена в - это точная копия арамейских имен. Примером могут быть популярные в те времена Варавва и Варфоломей.

Особенность арамейского языка состоит в использовании нескольких разновидностей активного алфавита. Самыми распространенными были: эстрангело, халдейский (восточно-арамейский), а также западно-арамейский.

Первые восемь столетий нашей эры - золотое время этого наречия: арамейский язык удерживал ведущее положение как диалект для межнационального общения всего Восточного региона. Началом его упадка стало появление и распространение арабского влияния с их традициями и письменностью. Хотя не стоит забывать, что и в настоящее время отдельные сирийские поселения используют этот язык в повседневной жизни.

На сегодняшний день арамейский язык - один из самых древних диалектов, который использовали в былые времена и продолжают применять вот уже более 3500 лет.

Большая Советская Энциклопедия

Вавилония - древнее государство в южной части Месопотамии (территория современного Ирака), возникшее в начале 2-го тыс. до н. э. и окончательно утратившее независимость в 539 до н. э. Получило название от главного города Вавилона. До возвышения этого центра (а часто по традиции последующие времена) территория В. носила наименование «Шумер и Аккад». До начала 19 в. до н. э. г. Вавилон не играл самостоятельной роли, он подчинялся царям Аккада (24-22 вв.), позднее - царям III династии Ура (конец 22-21 вв.).

В 1894 до н. э. в В. утвердилась местная династия аморитского происхождения, которой удалось при царе Хаммурапи объединить большую часть Двуречья и создать крупную централизованную рабовладельческую деспотию. Экономическое развитие В. достигло значительного уровня. Была расширена ирригационная система, применялись в большем количестве, чем прежде, бронзовые орудия. Возрос удельный вес денежного хозяйства (оплата серебром, постепенно вытеснявшая обмен и вознаграждение за труд натурой). Общество делилось на рабовладельцев и рабов, что доказывается дошедшими до нас государственными и частноправовыми документами. Встречались также батраки и ремесленники, работавшие на заказ, как это видно из свода законов Хаммурапи. Допускалась купля-продажа земли, действовали тамкары (торговые агенты, занимавшиеся торговлей и ростовщическими операциями). Сельская община находилась в процессе разложения.
Со 2-й половины 18 в. до н. э. начались вторжения в В. внешних врагов, главным образом касситов, овладевших в 16 в. всей страной. При касситской династии (1518-1204) после временного регресса наблюдался хозяйственный подъём (развитие коневодства, установление регулярных связей с Египтом, откуда ввозилось золото, и т.д.). При касситской и следующих за ней династиях неоднократно происходили вторжения в В. новых внешних врагов (главным образом ассирийцев и эламитов).

В 7 в. до н. э. (689 и 648) Вавилон дважды был разрушен ассирийскими войсками.

В 626 до н. э. ассирийский наместник Набопаласар (родом халдей) отделился от Ассирии и провозгласил себя царём В. Он оказал поддержку мидянам в борьбе с Ассирией и разделил с Киаксаромтерриторию Ассирийской державы. 626 принято считать началом Нововавилонского царства. При Навуходоносоре II велись успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 был разрушен Иерусалим и Иудея стала провинцией В. В 574 Тир признал власть В. При Набопаласаре и Навуходоносоре II экономика В. достигла относительно высокого уровня. Вавилон стал основным торговым центром Передней Азии. Большую роль стали играть торгово-ростовщические дома (Эгиби и др.). Увеличилась роль рабского труда во всех отраслях хозяйства. После смерти Навуходоносора II произошло несколько дворцовых переворотов. В 555 престол захватил Набонид.

О развитии в В. культуры см. в ст. Вавилоно-ассирийская культура , об изучении истории В. см. в ст. Ассириология .

Сокращаем поближе к нашим интересам (имперский арамейский 7-4 веков)

Вавилония - В 7 в. до н. э. (689 и 648) Вавилон дважды был разрушен ассирийскими войсками.

В 626 до н. э. ассирийский наместник Набопаласар (родом халдей) отделился от Ассирии и провозгласил себя царём В. Это начало Нововавилонского царства.

При Навуходоносоре II велись успешные войны с Египтом и его азиатскими союзниками. В 586 был разрушен Иерусалим и Иудея стала провинцией В. В 574 Тир признал власть В. При Набопаласаре и Навуходоносоре II экономика В. достигла относительно высокого уровня.

Вавилон стал основным торговым центром Передней Азии.

В середине 6 в. В. потерпела поражение в борьбе с персидской державой Ахеменидов (См. Ахемениды ). В 539 до н. э. персидский царь Кир II овладел Вавилоном. Хотя номинально персидские цари до 482 до н. э. именовали себя царями В., она фактически утратила свою политическую самостоятельность.

Промежуточный итог.

Ассирийская империя (новоассирийское царство) - 740-626 годы до н.э.

Ассур - Бог и духовная столица Ассирийской империи.

Нововавилонское царство - преемник Ассирии - 626-539 годы до н.э.

Персидские цари (империя) считали себя преемниками и правителями Вавилонии-Ассирии.

Подробнее:
728 год - Тиглатпаласар III коронован в древнем городе Хаммурапи.
722 год - Саргон II, основатель новой ассирийской династии, начало имперского века Ассирии. Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта.
671-660 - захват и владение Египтом. В это же время начинается нашествие скифов (племена северного Причерноморья).
БЭС-77: Скифы : "С 70-х гг. 7 в. до н. э. С. завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале 6 в. до н. э. были вытеснены оттуда мидийцами."
612 год - скифы в союзе с Мидией и Вавилоном захватывают Ниневию - столицу Ассирии.
Далее Мидия вытесняет скифов.

А вот ведь про скифов в статьях про Ассирийскую и Нововавилонскую империи "позабыли упомянуть". А ведь какая интересная картина получается:
а) Египет восстанавливает свою независимость
б) Ассирийская империя окончательно сходит со сцены
в) Ее сменяет Нововавилонская империя
и все это происходит как раз во времена, когда скифы "господствовали в Передней Азии".

Что нам надо знать про скифов в первую очередь?
это родственные племёна североиранской языковой группы индоевропейской семьи, т.е. это ираноязычные племена
греки называли их скифами (СKYΘAI) , сами они называли себя сколоты, персы называли их саками по имени одного из их племен, в Библии они именуются как Гог и Магог
в Переднюю Азию пришли и властвовали царские скифы (вооруженные кочевые орды), базировавшиеся в низовьях между Доном и Днепром
самым распространенным культом у царских скифов, по греческим сообщениям, был культ Арея-Ареса, также называется Папай как скифский Зевс
их оружие - луки, короткие мечи, дротики, копья
с -350 года по 350 год существовало Скифское царство
скифские курганы найдены в Ставрии, Кубани, Крыму, Харьковской, Киевской, Полтавской областях
к скифским племенам также причисляют ираноязычных савроматов (сарматов, север Прикаспия) и саков (север Средней Азии)

Смотрим добавления в Б& Е
Ассирия у греков и римлян, Ассур по-ассирийски, Ашур у евреев и Атура (Athura) у древ. персов.
Первый культурный народ, населявший А., был Турано-уральского происхождения. Этим народом, о котором сведения доставлены клинообразными надписями были - сумиры; к нему присоединились жившие в древности на Ю. от него аккады, и еще последние вавилонские цари назывались царями сумиров и аккадов. Язык, на котором говорили эти туранцы, назывался сумирским (ошибочно наз. аккадским). Ассирийцы называли язык сумиров "священным языком" и пользовались им и в позднейшие времена. Ими оставлено множество памятников с ассирийским переводом. Древнее название А. было Сумир...
Властители носили арийское имя Патис, но язык господствовал семитический... Первые города Ассирии - Ниневия, Калах и Рез-Ану - основаны семитом Ассуром.
В ассирийских надписях замечаются имена 7, а поздние 12 главных божеств, во главе которых стоял еще сверх того бог Ассур. Имена этих 13 богов следующие: Ассур, Ану, бог земли, Бэль-эль - демиург и отец богов, бог моря, Бин, Ян, Ану - бог дождей, Небо - начальник небесных войск, позднее называвшийся Меркурием, Нинип Самдон-Геркулес, Нергал - бог войны, Самас - солнце, Сип - луна, Таоат - мать богов, Истар - богиня войны и любви. Истар впоследствии расчленяется на несколько богинь. Планеты считались также божествами, равно как и многие силы природы. Колоссальные быки и крылатые львы изображали собою божества низшего порядка. В национальном боге Ассуре нельзя не узнать Зороастрова Ормузда.

Покорившие Вавилон персы заимствовали, вместе со многими другими элементами культуры, и клинопись, избрав из нее около 40 знаков и превратив их, по упрощении, в алфавитные.

Арамейский язык

I. Первый раз арамейский язык используется в Библии в Быт 31:47 , где Лаван называет сложенный из камней памятник по-арамейски, в то время как Иаков дает ему еврейское название. Трудно с точностью установить, насколько древним является арамейский язык. Олбрайт считает установленным, что этот язык произошел от одного из западно-семитских диалектов, на котором говорили в северо-западной Месопотамии в начале II тысячелетии до Р.Х. Очевидно, следы этого диалекта видны в посланиях из архива → . По мнению Олбрайта, на этом диалекте говорили еврейские патриархи до переселения в Палестину. Там они переняли местный ханаанский диалект. Но такое утверждение вызывает некоторые сомнения. Одна из древнейших надписей на арамейском языке, надпись Киламму, предположительно относится ко 2-й половине IX века до Р.Х. Она была найдена в Зинджирли вместе с более поздними надписями, вероятно, VIII веке до Р.Х. Наука располагает также надписью Закира, относящейся к началу VIII века до Р.Х. (→ , III). Древнеарамейский язык этой надписи еще имеет много общего с ханаанским. Влияние ханаанского а также аккадскоих языков особенно велико в надписи Киламму, так что некоторые исследователи отказываются признавать, что этот текст написан на арамейском языке.

II. Арамейский язык, ранее (на основании Дан 2:4 ) ошибочно считавшийся халдейским, получил широкое распространение (4Цар 18:26 ) и в конечном итоге, вытеснив еврейский, стал разговорным, превратившись ко времени Иисуса в язык еврейского народа. Письменный древнееврейский язык, на котором написана большая часть ВЗ, в качестве разговорного уже не употреблялся. Как у ассирийцев и вавилонян – аккадский, а позднее в Римской империи – греческий, так в Персидском царстве – арамейский стал языком официальных документов и межнационального общения (смотрите также Книгу Ездры). Иудеи рассеяния, проживавшие в Египте, также говорили на арамейском языке. Это обнаруживается в иудейских документах на папирусе, относящихся к V и IV векам до Р.Х., найденных в Элефантине (в Верхнем Египте). В период после вавилонского плена еврейский язык можно было слышать только в синагогах при чтении Писания. При этом переводчик излагал прочитанный текст в свободном переводе на арамейский язык. Поскольку такое изложение было слишком вольным, то впоследствии возникла необходимость письменного перевода. По-арамейски его называли → (= «перевод»). Со временем арамейский язык был вытеснен арабским.

III. Арамейский язык, наряду с ханаанским и еврейским, принадлежит к северо-западным семитским языкам, и, в свою очередь, подразделяется на западно- и восточно-арамейский. К памятникам письменности на западно-арамейском относятся:
1) Древнеарамейские надписи: надписи из Зинджирли вместе с надписями Киламму и Закира, набатейские надписи (I века до – I века по Р.Х.), надписи из Пальмиры (I века до – III века по Р.Х.), синайские надписи (I-IV веков по Р.Х.);
2) Библейские арамейские: два слова в Быт 31:47 (смотрите I); Иер 10:11 ; Дан 2:4 – Дан 7:28 ; Езд 4:8 – Езд 6:18 ; Езд 7:12-26 ;
3) Арамейский язык иудейских папирусов и прочих документов из Египта (V и IV веков до Р.Х.);
4) Арамейский язык иудейских таргумов (переводов), а также иерусалимского и палестинского Талмудов (II-V веков по Р.Х.);
5) Самарянский – язык перевода самарянского Пятикнижия (использовавшийся как сугубо лит. вплоть до средневековья, т.е. и после того как не стало носителей этого языка;
6) Христианско-палестинский арамейский язык христиан-мелькитов, живших в Палестине (V-VIII веках по Р.Х.);
7) Новоарамейский, на котором говорят и поныне в небольшом округе в горах Антиливана.

IV. Восточно-арамейский включает:
1) Иудейско-арамейского вавилонского Талмуда (IV-VI веках по Р.Х.);
2) Мандейский – язык язычников-гностиков из секты мандеев (с IV века по Р.Х.);
3) Сирийский – письменный язык сирийской церкви в северной Сирии и в Месопотамии в III-XIV веках. Он произошел от диалекта Эдессы, самые древние надписи на котором относятся к I веку по Р.Х. Название «сирийский» объясняется тем, что христиане, говорившие на восточно-арамейском, называли себя сюрйайе . Это слово они заимствовали из греческого, где сюрой – сокращение от ассюриой . Семитское название этого народа арамайе , аккадское ариме , они применяли только в значении «язычники»;
4) Новоарамейские диалекты в Месопотамии, на которых ныне говорят в Мосуле и Тур-Абдине, а также в Армении, где новосирийский из Урмии также стал письменным языком.