Что такое экспортная субсидия. Экспортные субсидии и компенсационные пошлины

§ 326. В целях поощрения развития собственной промышленности и сельского хозяйства, работающих на экспорт, и обеспечения для них конкурентных преимуществ на внешних рынках государства применяют специальное средство - субсидии. Они могут иметь различные формы: освобождение от экспортных пошлин и внутренних налогов, прямые финансовые вложения, льготные кредиты для экспортных отраслей экономики и т.п.

С точки зрения обеспечения условий свободной, добросовестной конкуренции правительственные субсидии рассматриваются как разновидность недобросовестной коммерческой практики.

§ 327. В рамках ВТО в 1994 г. в качестве одного из результатов Уругвайского раунда переговоров стран-участниц ГАТТ было заключено особое Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, подробно регламентировавшее для стран-членов ВТО правовые условия как применения субсидий, так и защиту от неблагоприятных последствий применения субсидий, в частности путем так называемых компенсационных пошлин, которыми могут облагаться субсидируемые товары. В структуре органов ВТО образован и действует особый Комитет по субсидиям и компенсационным мерам, с полномочиями наблюдения за практикой субсидирования экспорта. Соответственно страны ВТО обязались периодически представлять информацию о применяемых в странах субсидиях.

Соглашение трактует субсидию как финансовое действие правительства любую систему поддержки цен доходов, которые дают дополнительную, некоммерческую выгоду получателю субсидии. Вводится критерий специфического, целевого характера субсидии, понимаемого как доступность (фактически законодательно) субсидишь для определенного круга предприятий отрасли хозяйства.

§ 328. Субсидии не запрещаются тотально. Но допустимы лишь если не ущемляют интересы других стран. Соответственно Соглашение разделяет субсидии на несколько категорий:

Экспортные импортозамещающие запрещенные субсидии, т.е. ущемляющие серьезные интересы других стран; причиняющие ущерб их отраслям национального производства; практическшающие эффекта таможенные, тарифные уступки, сделанные ранее данной субсидирующей экспорт страной;

Разрешенные субсидии, по отношению к которым могут быть применены компенсационные пошлины. При этом Соглашение регламентирует процедуру использования таких пошлин по этапам: заявление компетентному органу страны от отрасли национального производства, терпящей ущерб в результате применения субсидий; расследование с целью определения размера материального ущерба, а также причинно-следственной связи между применением субсидий и ущербом; принятие рекомендации в адрес правительства об установлении компенсационной пошлины и, наконец, соответствующее решение правительства (аналогичная процедура действует и в отношении вообще защитных мер - см. выше). Компенсационные пошлины, как видно из этого названия, имеют назначением именно компенсацию причиненного ущерба и не могут превышать размера субсидии, т.е. не могут носить штрафного характера. Срок применения компенсационных пошлин не может превышать 5 лет. Страна, испытывающая неблагоприятный эффект от применения другой страной субсидий, может, кроме компенсационных мер, прибегнуть к процедуре урегулирования споров ВТО (см. § 773-777 );

Минэнерго предложило начать субсидировать цены на бензин досрочно

Ведомство предлагает предоставить субсидии нефтяникам на три месяца раньше - с октября 2018 года. Из-за дорогой нефти и слабого рубля компании все больше теряют на внутреннем рынке, эта мера позволит им вернуть 100 млрд руб.

Досрочная поддержка

Минэнерго предложило правительству начать субсидировать цены на бензин не с января 2019 года, а уже с октября 2018 года. Об этом РБК рассказали два источника, близких к правительству и одному из профильных министерств, и подтвердил федеральный чиновник.

Речь идет о введении так называемой демпфирующей надбавки, она позволит нефтяникам получить из бюджета половину дополнительной выручки, которую они могли бы заработать, экспортируя бензин, а не поставляя его российским потребителям по более низким ценам. Сейчас по договоренности с правительством они вынуждены удерживать цены на уровне конца мая 2018 года.

За три месяца суммарные потери нефтяников от поддержания заниженных цен при текущей конъюнктуре составят 165 млрд руб., подсчиталглавный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Но если правительство введет субсидию с 1 октября и компенсирует им 60% этой недополученной выручки (такой уровень компенсации предполагался с 2019 года, впоследствии - 50%), они смогут вернуть около 100 млрд руб., добавил он. При текущих ценах на нефть субсидия в 2019 году для нефтяников может составить 400 млрд руб., говорил в интервью Reuters 4 сентября руководитель налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Пересчет чиновников

Весной правительство планировало, что субсидия в виде демпфера появится только с 2019 года и позволит сдержать рост цен на бензин, который мог бы произойти из-за увеличения акцизов и НДС. Но с тех пор макроусловия серьезно изменились, чиновники все пересчитали и поняли, что принимать меры нужно раньше, объясняет один из собеседников РБК. Демпфер считался исходя из $60 за баррель нефти марки Brent и 58,5 руб. за доллар: думали, что цены на нефть к концу года упадут, рассказывает федеральный чиновник.

Однако цены на нефть не только не упали, но и продолжили расти: с августа, когда был подписан закон о налоговом маневре в нефтяной сфере (включает субсидии для нефтяников), Brent подорожала почти на 10%, до $80 за баррель, напоминает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Главный фактор давления - слабеющий рубль, добавляет Ежов. С августа рубль подешевел на 11%, до 69,97 руб. за доллар.

Несмотря на рост нетбэка (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и пошлины), нефтяники продолжают сдерживать рост цен на нефтепродукты в рознице, рассказал ​в интервью телеканалу РБК предправления «Газпром нефти» Александр Дюков. С 1 июня до 7 сентября розничные цены на АИ-92 в Центральном федеральном округе даже снизились на 56 коп., до 41,35 руб. за литр, а экспортная альтернатива для Московского региона, наоборот, выросла на 7%, до 61,86 тыс. руб. за тонну (45,5 руб. за литр. - РБК), подтверждает аналитик Reuters Максим Назаров. «Рентабельности на АЗС практически нет, экономика около нуля. Это нездоровая ситуация, в долгосрочной перспективе это может привести к возникновению определенного дефицита на нефтепродукты», - предупредил Дюков.

Правительство договорилось с нефтяниками о том, что как раз осенью позволит им потихоньку отпускать цены на бензин: вечно их держать невозможно, объясняет источник, близкий к правительству. Введение субсидий в октябре позволит избежать слишком резкого роста цен на заправках, объясняет он позицию Минэнерго.

С 1 октября применение демпфирующей компоненты невозможно, эти расходы не заложены в законе о бюджете, сказал РБК представитель Минфина. Ранее Алексей Сазанов говорил, что субсидия финансируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов, которые сейчас направляются на покупку валюты и зачисляются в ФНБ. Поэтому на расходные обязательства бюджета эта мера никак не влияет, указывал чиновник.

Пока решения о досрочном введении демпфирующей надбавки не принято, заявил РБК представитель вице-премьера Дмитрия Козака (курирует ТЭК) Илья Джус. Но правительство постоянно мониторит ситуацию и обладает арсеналом всех необходимых инструментов для стабилизации розничных цен, если ситуация начнет драматически меняться, подчеркивает он.

Представители Минэнерго, «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти» пока не ответили на запросы РБК.

Следующей популярной защитной мерой являются компенсационные (антисубсидионные) меры. Правительства используют субсидии для достижения различных торгово-политических целей, в частности, для продвижения продукции отечественных производителей на зарубежные рынки. Подобные субсидии позволяют нередко получить существенные конкурентные преимущества перед производителями страны-импортера, занять существенную долю рынка или полностью вытеснить национальных производителей.

Субсидии подразделяются на запрещенные и разрешенные. К категории запрещенных относятся такие субсидии, которые предоставляются государством лишь в том случае, если экспортер выполняет установленную государством экспортную квоту или использует только продукцию отечественного производства, а не импортированные товары. Такого рода субсидии запрещены, поскольку они откровенно направлены на искажение естественного механизма конкуренции в международной торговле и могут причинить ущерб торговым интересам других стран.

Все иные субсидии относятся к разрешенным. Данные субсидии, в свою очередь, подразделяются на две категории: наказуемые и ненаказуемые. Их различают по двум критериям:

1) специфический характер субсидии;

2) нанесение ущерба экономическим интересам другой страны.

В случае доказательства факта наличия материального ущерба специфическими субсидиями также могут вводиться компенсационные пошлины.

За несколькими исключениями, все разрешаемые субсидии, которые не являются специфическими, ненаказуемы. В частности, программы субсидий, основанные на объективных экономических критериях и применяемые горизонтально, т. е. «не дающие преимущества определенным предприятиям над другими», не являются специфическими, а следовательно, они - ненаказуемые.

Таким образом, субсидии, предоставляемые правительствами малым и средним предприятиям в соответствии с установленными параметрами размеров таких предприятий или количеством работающих обычно не являются наказуемыми.

Что касается процедур введения компенсационных мер, то они во многом аналогичны процедурам антидемпинговых расследований.

Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора - самих экспортеров и обслуживающих их банков. Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

По характеру выплат субсидии делятся на:

· прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

· косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

· Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

· Внутренняя субсидия - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

· Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может иметь форму:

· субсидированных кредитов национальным экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

· страхования экспортных рисков национальных экспортеров которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

· краткосрочными - на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

· среднесрочными - на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

· долгосрочными - на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.

Защитные меры

Среди прочих мер нетарифного регулирования можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей, а так же валютный контроль.

К ним относятся:

1) импортные налоги (НЕ импортными пошлины);

Пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

Сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

Другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.);

2) импортные депозиты – представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара;

3) валютные ограничения и валютный контроль – это регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями;

4) регулирование курса национальной валюты;

5) меры государственного регулирования внешней торговли :

Создание экспортно-кредитных агентств;

Функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей явля­ются экспортные субсидии , т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вы­воза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по бо­лее низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенными (путем льготного налогообло­жения, кредитования, страхования и т.п.).

Последствия предоставления экспортной субсидии показаны на рисунке 3. Производителям, получающим субсидию, стано­вится выгоднее экспортировать, чем продавать товар на внутрен­нем рынке. Но, чтобы расширить поставки на внешний рынок, они должны снизить экспортные цены. Субсидия покрывает убытки от снижения цен, и объемы экспорта растут. Вместе с тем, по­скольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внут­ренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается (с P w до P d). Рост цены обусловливает увеличение предложения с S 0 до S 1 и сокращение спроса с D 0 до D 1 . В результате потребители несут потери (область а + b), а производители получают дополнитель­ный выигрыш (область a + b + c + d + e). Но, чтобы оценить последствия субсидирования экспорта для страны в целом, надо учесть затраты на субсидию, которые будет нести государствен­ный бюджет (т.е. налогоплательщики). Для этого надо размер суб­сидии на единицу экспортируемого товара умножить на новый объем экспорта (S 1 – D 1). Даже если предположить, что внутрен­няя цена вырастет на всю величину субсидии (что возможно при бесконечно большой эластичности спроса на импорт на мировом рынке), затраты государства будут равны (b + с + d + e + f), а, значит, потери благосостояния страны в целом составят область (b + f). Однако в реальности эти потери будут еще больше. Эластичность спроса на импорт в странах-импортерах, очевидно, не бесконечно велика, поэтому внутренние цены в стране-экспортёре увеличатся на меньшую величину, чем предоставляемая субсидия, и, следовательно, бюджетные затраты будут больше, чем площадь прямоугольника (b + c + d + e + f).

Рис. 3

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путём взимания компенсационных импортных пошлин.

Демпинг

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг , когда экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене, ниже нормальной. Обычно речь идет о продаже по цене ниже цены аналогичного товара на внутрен­нем рынке страны-экспортера. Демпинг может являться, во-пер­вых, следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидию (этот случай рассмотрен выше). Во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополисти­ческой практики дискриминации в ценах, когда фирма-экспор­тер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повы­шая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации до­хода путем снижения цены и расширения объема продаж. Такого рода дискриминация в ценах возможна, если рынок сегментиро­ван, т.е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений тор­говли.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО в целях защиты от демпинга государство-импортер может вводить антидемпинговые пошлины, чему должно предшествовать специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Однако часто фирмы, производящие импорто-замещающую продукцию, инициируют антидемпинговые расследования, когда демпинга как такового нет, а низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов. В этом случае существует опасность злоупотребления антидемпинговым законодательством и превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цену импортных товаров и ограничить конкуренцию на внутреннем рынке.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, TO оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

@ Субсидия (subsidy) - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

Прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами BTO и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

Косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт.

Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

@ Внутренняя субсидия (domestic subsidy) - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Рис. 7.5. Экономический эффект внутренних субсидий

Допустим, что в малой стране внутреннее предложение товара составляет S d , а спрос - D d (рис. 7.5). Предложение того же товара из-за рубежа неограниченно и составляет S w по цене P w . B этой ситуации внутреннее производство товара составит Q 1 , потребление - Q 3 , импорт товара - Q 3 Q 1 - Чтобы поддержать местных производителей товаров, конкурирующих с импортом, правительство решает предоставить им внутреннюю субсидию. Цена на субсидируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая его предложения местными производителями передвигается на уровень S s . Внутреннее производство возрастает до Q 2 , а импорт сокращается до Q 3 Q 2 - При объеме внутреннего производства Q 2 производитель получает за свой товар цену P s , которая состоит из цены, которую платит потребитель P w , и субсидии, получаемой от правительства P w P s - Расходы правительства на выплату субсидии составляют произведение суммы субсидии на объем производства, достигаемый при получении субсидии, то есть P P X Q.

Ha рисунке 7.5 внутренняя цена до начала торговли и до предоставления субсидии составляет430долл. После начала торговли при мировой цене на товар в 400 долл, страна производит 2 единицы, потребляет 14 единиц, импортирует 12. После введения субсидии в 25 долл, на каждую единицу местные производители при той же мировой цене получают возможность производить 7 единиц товара, а импорт сокращается до 7 единиц.

Протекционистское воздействие субсидирования местного производства на импорт очевидно. Правительство платит из бюджета 175 долл. ($25 X 7=$175) в виде субсидий. При получении субсидии местный производитель получает за каждую единицутовара 400 долл, от покупателя и 25 долл, от правительства, всего 425 долл. Чтобы стимулировать сокращение издержек производства и рост конкурентоспособности национальных товаров, даже в случае субсидирования импортозамещающего производства, правительство вводит такие субсидии, которые обеспечивают производителю несколько меньший доход (425 долл.), чем он получал за каждую единицу на внутреннем рынке в отсутствие импорта (430 долл.).

B результате предоставления субсидии возникают два экономических эффекта. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных национальных производителей данного товара в форме излишка производителя - сегмент а. Эффект защиты b, представляющий собой прямые потери для экономики, возникает в силу того, что в результате получения субсидии неэффективные местные производители получают, тем не менее, возможность продавать свой товар. Субсидии произ-

Пример 7.6

B России субсидии на импорт были введены в 1992 г. в качестве замены специального заниженного обменного курса, применявшегося для расчетов с бюджетом при импорте зерна, машин и оборудования, запчастей, компонентов для химической промышленности, медикаментов, детского питания и некоторых других ключевых товаров. Причем часть импортных субсидий не показывалась в расходной части государственного бюджета. Государство продавало валюту импортерам, осуществляющим закупки товаров за счет централизованных валютных средств, по цене в среднем 20% от рыночного курса валюты, а по машинам и оборудованию - и вовсе 1,6 руб. за доллар. Существовало множество коэффициентов пересчета контрактных цен на импортные товары в рубли. Например, на сахар-песок он составлял 20% (т.е. столько платил импортер, остальное покрывалось государством), масло животное - 22, детское питание - 5%. Импортные субсидии составляли около 13% ВНП и ложились тяжелым бременем на бюджет. Ha протяжении последующих лет правительство России сокращало бюджетные субсидии как путем уменьшения списков товаров, экспорт которых субсидируется, так и путем увеличения коэффициентов. B начале 1994 г. практически весь централизованный импорт был ликвидирован, а импортные субсидии сократились до 4% ВНП.

Импортные субсидии, главным образом на разнице официального и рыночного валютных курсов, существовали в 1992-1993 гг. в Беларуси. Ha них тратилось около 3% ВНП. B Казахстане в 1992 г. они осуществлялись, кроме того, через централизованный валютный фонд. B Литве в 1992-1993 гг. субсидировался импорт энергоносителей. Ha Украине в те же годы субсидировался импорт горючего и угля для продажи населению.

водителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Помимо того что тариф и квоты искажают внутренние цены, в их результате возникает рассмотренный выше экономический эффект потребления, выражающийся в потере излишка потребления, которая целиком ложится на импортирующую страну. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Правда, эти потери возникают не только в результате негативного эффекта защиты, но и из-за того, что субсидии финансируются за счет бюджета, то есть за счет налогов.

Специфическим случаем внутренней субсидии является субсидирование импорта, которое было характерно для России и некоторых других стран с переходной экономикой в начале 90-х годов. Необходимость субсидирования импорта была вызвана прежде всего отменой директивно контролируемого обменного курса национальной валюты и переходом к плавающему валютному курсу. B результате завышенные валютные курсы резко упали, сделав импорт многих товаров, которые необходимы для поддержания экономического развития страны, невозможным, поскольку они стали слишком дорогими для местных покупателей. B результате правительства были вынуждены финансировать часть импорта за счет государственного бюджета, предоставляя импортные субсидии импортерам (пример 7.6).

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

@ Экспортная субсидия (export subsidy) - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Рис. 7.6. Экономический эффект экспорт- ньос субсидий

Допустим, что предложение товара из-за рубежа (экспорт товара зарубежной страной в данную страну) составляет S w , а спрос внутри данной страны - D d (рис. 7.6). B этой ситуации рыночное равновесие достигается в точке E - покупатели в импортирующей стране купят Q 1 товара по цене P w . Чтобы поддержать экспортеров, иностранное правительство решает предоставить им экспортную субсидию. B результате снижения экспортной цены предложение товара из-за рубежа увеличивается и кривая предложения смещается на уровень S s , а рыночное равновесие - в точку F. B результате субсидирования экспортная цена снижается до уровня P s , то есть условия торговли экспортирующего государства ухудшились. Ho из-за снижения экспортной цены увеличивается количество единиц товара, который удается экспортировать, до Q 2 . Поскольку из-за роста экспорта меньше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увеличивается до P d . Выигрыш или проигрыш экспортирующего государства напрямую зависит от того, удастся ли за счет увеличения объема продаж компенсировать потери, возникшие из-за ухудшения условий торговли, то есть снижения экспортной цены. Кроме того, возникают расходы на финансирование самой субсидии, которые должен нести бюджет, а значит, и налогоплательщики, в размере количества товара, экспортированного после введения субсидии, умноженного на размер субсидии (четырехугольник ABFD).

Ha рисунке 7.6 экспортирующая страна продает, а импортирующая покупает 1 млн. штук товара по цене 100 долл, за штуку. Правительство экспортирующей страны решает помочь экспортерам и дает им субсидию в размере 50 долл, за каждую экспортируемую единицу товара. Допустим, что в этом случае экспортная цена товара упадет до 75 долл., а экспорт увеличивается до 1,5 млн. штук. До введения субсидии экспортер получал $100х 1=100 млн. долл, дохода от экспорта. После введения субсидии - $75х 1,5=112,5 млн. долл., то есть, несмотря на падение цены, его доходы возросли за счет увеличения объема экспорта. Ho при этом бюджету и налогоплательщикам экспортная субсидия обошлась в $50х 1,5=75 млн. долл.

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального

Импортный тариф и экспортная субсидия

ТАБЛИЦА 7.2

Импортный тариф Экспортная субсидия
Относительная цена импортных товаров на мировом рынке сокращается увеличивается
Относительная цена экспортных товаров на мировом рынке увеличивается сокращается
Условия торговли улучшаются за счет других стран ухудшаются в пользу других стран
Внутренняя цена импортных товаров увеличивается (снижается в случае парадокса Метцлера) остается прежней
Внутренняя цена экспортных товаров остается прежней увеличивается (снижается в случае парадокса Метцле- pa)
Внутренний спрос на экспортные товары остается прежним снижается
Внутренний спрос на импортные товары I снижается остается прежним

мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей.

Однако, как и в случае разоряющего роста, чрезмерное использование импортных пошлин и экспортных субсидий может обернуться своей противоположностью. Ha этот парадокс, который скорее является теоретической возможностью, нежели экономической реальностью, впервые указал экономист из Чикагского университета Ллойд Метцлер .

@ Парадокс Метцлера (Metzler paradox) - импортный тариф может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на импортный товар в случае сильного падения его относительной цены на мировом рынке в результате введения тарифа. Применение экспортной субсидии может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на экспортный товар из-за чрезмерного падения его относительной цены на мировом рынке.

Различия импортного тарифа и экспортных субсидий суммированы в таблице 7.2.

Учитывая, что экспортная субсидия является дополнительным налоговым бременем для налогоплательщиков, ее применение обычно требует законодательного одобрения. Аргументы, KOTO- рые высказываются обычно для оправдания экспортных субсидий, СВОДЯТСЯ K тому, что они поддерживают занятость в экспортирующих отраслях, улучшают за счет роста экспорта платежный баланс. Экспортные субсидии в соответствии с правилами BTO считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Учитывая разнообразные формы, которые приобретают внутренние и экспортные субсидии, точно определить их размер непросто. B начале 1980 года семь крупнейших индустриальных стран выдавали только экспортных субсидий на 1,5-3 млрд. долл, в год. B 1984-1986 гг. внутренние субсидии в США на молоко составляли 66% его продажной цены, в Европейском союзе - 56, в Японии - 82%, на сахар, соответственно, 76, 75 и 72%; в среднем по восьми сельскохозяйственным продуктам (яйца, молоко, птица, говядина, пшеница, сахар, рис, соя- бобы) внутренние субсидии составляли от рыночной цены 35% в США, 49 - в Европейском союзе и 64% - в Японии. Очевидно, что с экономической точки зрения экспортные субсидии не имеют смысла. Их применение основано лишь на политических расчетах правительств. Более того, импортер, обнаружив факт субсидирования экспорта экспортером, вправе ввести компенсационные пошлины. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты иностранным государствам, связанным обязательством приобретать за их счет товары только у поставщиков из страны, которая их предоставила.

Механизмы защиты национальных производителей в системе ВТО

1. Антидемпинговые меры

2. Субсидии и компенсационные меры

3. Защитные меры

Использование защитных мер, в целом, запрещено статьями ГАТТ, так как это нарушает главные принципы ВТО – режим наибольшего благоприятствия и национальный режим. Их введение допускается только как ответная мера на недобросовестную конкуренцию, которая может проявляться в демпинге, субсидировании национальных производителей и др. формах. В этом случае соответствующими статьями ГАТТ предусмотрены меры по сдерживанию экспансии зарубежных товаров и минимизации ущерба от недобросовестной конкуренции.

Антидемпинговые меры

Антидемпинг является инструментом торговой политики, использование которого специально разрешено правилами (ВТО) и который применяется многими странами для защиты национальных производителей от недобросовестной иностранной конкуренции.

В Соглашении ВТО по применению Статьи VI ГАТТ 1994 термин «демпинг» определен как поступление товара на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости в стране экспорта.

Демпинг - метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.



В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

· Спорадический демпинг - эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

· Преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

· Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

· Обратный демпинг - завышение цен на экспорт посравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

· Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

Правовую базу применения мер торговой защиты составляют соответствующие положения ВТО:

· антидемпинг: ст. VI ГАТТ-47, Соглашение о применении антидемпинговых пошлин;

· компенсационные меры: ст. VI, XVI ГАТТ-47, Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам;

· специальные защитные меры: ст. XIX ГАТТ, Соглашение ВТО о специальных защитных мерах;

Вместе эти положения называются Антидемпинговым кодексом ВТО . Кроме того, нормы, содержащиеся в этих соглашениях, инкорпорированы в национальное законодательство стран-членов ВТО.

Основной формой антидемпинговой политики является антидемпинговая пошлина , которую можно определить как дополнительную пошлину, взимаемую с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на внутреннем рынке стране импортера по демпинговым ценам.

Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально. Ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой и тем самым нейтрализовать демпинговую операцию. Установление антидемпинговой пошлины не носит автоматического характера. Эта пошлина устанавливается только после того, как будет проведено расследование с целью установления факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт причинил материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей страны.

В большинстве случаев расследование предполагаемого демпинга в импортирующей стране начинается по просьбе, представленной в письменном виде от пострадавшей отечественной отрасли промышленности или ассоциации производителей, представляющих отрасль. Такое заявление должно содержать достаточные доказательства: факта демпинга, материального ущерба, им причиненного, причинно-следственной связи между демпинговым ценам товарами и материальным ущербом, указанном в заявлении.

Если компетентные органы государства приходят к заключению о необходимости начала антидемпингового расследования, сообщение об этом должно быть опубликовано в печати и должны быть уведомлены экспортеры и импортеры товаров, которые являются предметом расследования.

Международная практика проведения подобных расследований показывает, что многие обвинения в демпинге не подтверждаются в ходе расследования. Но, тем не менее, расследование и публичное обвинение в демпинге создают трудности в осуществлении экспортно-импортной операции, ставя в неопределенное положение ее конечные финансовые результаты, поскольку антидемпинговая пошлина окажет отрицательное влияние на прибыль как потенциального экспортера, так и импортера.

Предварительная стадия антидемпингового расследования обычно заключается в оценке обоснованности жалобы национальных производителей по формальным признакам. Жалоба отклоняется как только соответствующие компетентные органы придут к заключению об отсутствии достаточных доказательств как демпинга, так и ущерба. Жалоба отклоняется и в том случае, если разница в ценах (нормальной и демпинговой) или сумма поступающих по демпинговым ценам товаров ничтожно мала.

Центральный момент расследования - это определение ущерба, который нанесен демпингом производству национального товара. Термин «материальный ущерб» применительно к демпингу определяется как сокращение продаж, прибыли, выпуска продукции, доли на рынке, производительности, доходов по инвестициям, сокращение использования производственных мощностей, негативное воздействие на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста, заработную плату, возможности привлечения инвестиций и другие объективные экономические факторы.

В ходе расследования должно быть доказано, что ущерб является результатом демпинга. Поскольку обвинение в демпинге является адресным, органы расследования должны определить величину демпинга для каждого известного экспортера. Органы расследования решают рекомендовать компетентным органам правительства вводить или не вводить антидемпинговую пошлину в отношении поставщика или поставщиков товара. Если же невозможно назвать всех поставщиков товаров из какой-либо страны, антидемпинговая пошлина может быть введена в отношении определенной страны.

Антидемпинговые пошлины вводятся решением правительства. Согласно правилам ВТО антидемпинговая пошлина должна действовать лишь в течение такого времени и в таком размере, чтобы нейтрализовать ущерб от демпинга. В любом случае действие любой антидемпинговой пошлины должно быть прекращено через пять лет с момента ее введения, если только органы расследования не решат в ходе нового расследования, начатого до этой даты, о введении новой антидемпинговой меры, имея в виду, что прекращение действия антидемпинговой пошлины может привести к возобновлению демпинга и ущерба.

Субсидии и компенсационные меры

Следующей популярной защитной мерой являются компенсационные (антисубсидионные) меры. Правительства используют субсидии для достижения различных торгово-политических целей, в частности, для продвижения продукции отечественных производителей на зарубежные рынки. Подобные субсидии позволяют нередко получить существенные конкурентные преимущества перед производителями страны-импортера, занять существенную долю рынка или полностью вытеснить национальных производителей.

Субсидии подразделяются на запрещенные и разрешенные. К категории запрещенных относятся такие субсидии, которые предоставляются государством лишь в том случае, если экспортер выполняет установленную государством экспортную квоту или использует только продукцию отечественного производства, а не импортированные товары. Такого рода субсидии запрещены, поскольку они откровенно направлены на искажение естественного механизма конкуренции в международной торговле и могут причинить ущерб торговым интересам других стран.

Все иные субсидии относятся к разрешенным. Данные субсидии, в свою очередь, подразделяются на две категории: наказуемые и ненаказуемые. Их различают по двум критериям:

1) специфический характер субсидии;

2) нанесение ущерба экономическим интересам другой страны.

В случае доказательства факта наличия материального ущерба специфическими субсидиями также могут вводиться компенсационные пошлины.

За несколькими исключениями, все разрешаемые субсидии, которые не являются специфическими, ненаказуемы. В частности, программы субсидий, основанные на объективных экономических критериях и применяемые горизонтально, т. е. «не дающие преимущества определенным предприятиям над другими», не являются специфическими, а следовательно, они - ненаказуемые.

Таким образом, субсидии, предоставляемые правительствами малым и средним предприятиям в соответствии с установленными параметрами размеров таких предприятий или количеством работающих обычно не являются наказуемыми.

Что касается процедур введения компенсационных мер, то они во многом аналогичны процедурам антидемпинговых расследований.

Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора - самих экспортеров и обслуживающих их банков. Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

По характеру выплат субсидии делятся на:

· прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

· косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

· Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

· Внутренняя субсидия - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

· Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может иметь форму:

· субсидированных кредитов национальным экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

· страхования экспортных рисков национальных экспортеров , которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

· краткосрочными - на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

· среднесрочными - на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

· долгосрочными - на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.

Защитные меры

Среди прочих мер нетарифного регулирования можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей, а так же валютный контроль.

К ним относятся:

1) импортные налоги (НЕ импортными пошлины);

Пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

Сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

Другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.);

2) импортные депозиты – представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара;

3) валютные ограничения и валютный контроль – это регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями;

4) регулирование курса национальной валюты;

5) меры государственного регулирования внешней торговли :

Создание экспортно-кредитных агентств;

Функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;

Организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

Механизм установления мер во всех трех случаях построен по единому принципу:

1. подача петиции от имени национальных производителей товара, подвергающегося ущербу;

2. проведение соответствующего расследования, в ходе которого необ­ходимо:

o доказательство наличия факта дем­пинга/субсидии/резко возросшего импорта;

o доказательство ущерба;

o доказательство причинно-следственной связи между демпингом/субсидией/возросшим импортом и ущербом;

3. установление мер (в случае положительного ответа на все три вопроса).

В соглашениях ВТО предусмотрен общий механизм разрешения споров, с помощью которого страны-члены добиваются осуществления своих прав и улаживают разногласия, возникающие между ними в ходе практической деятельности. Кроме того, эти правила инкорпорированы в национальные законодательства многих стран. Сегодня в рамках ВТО функционирует специально созданный Комитет по антидемпинговой практике, состоящий из представителей всех стран-участниц.