Человек долга кто он. Долг


Когда ровесницы вздыхали по Алену Делону и прочим писаным закордонным красавцам, автор этих строк млела от глубокого взгляда серьёзных глаз и чуть насмешливых складочек около губ советского актёра Михаила Глузского. Верилось, вот он – настоящий мужчина…

Родом из детства

Восемнадцатый год. Лихие времена, попробуй выживи! Страну лихорадило после революций и первой мировой. Из столичного Петрограда, где строили на крови свой новый мир большевики, отец будущего мэтра отечественного кино Андрей Гмырёв перебрался в столицу Малороссии Киев, поближе к плодородной земле и солнцу. Но и здесь покоя не было – кайзер Вильгельм, поляки, Петлюра, бандитские шайки сменяли друг в друга в бешеном калейдоскопе. Как можно решиться заводить семью, ребёнка, когда твоя собственная жизнь висит на волоске?

Андрей Михайлович – по происхождению из крестьян, по призванию поэт – умудрился и дом, пусть маленький, построить, и яблоневый сад посадить, и дочь с сыном вырастить (пройдут годы, и он назовёт своего первенца в честь отца – Андреем). К сожалению, Андрея Михайловича не стало очень рано, Мишке едва исполнилось четыре. Осиротев, семейство не смогло жить там, где всё напоминало об отце, перебрались в Москву, в тесную комнатёнку в коммуналке.

Миша рос выдумщиком, частенько вляпывался в истории на грани хулиганства, за что даже в пионеры не приняли, по тем временам – почти изгой. Но он не унывал. Мама, Ефросинья Кондратьевна Глузская, устроилась работать продавщицей в отдел игрушек «Мюр и Мерелиз» (сегодня – ЦУМ). О, это было раздолье! Прямо под прилавком, где она прятала сынишку от начальства, он самозабвенно разыгрывал настоящие ристалища по собственным сценариям, время от времени выскакивая под ноги покупателей наперевес с игрушечным ружьём с криком «Ура!» или в обнимку с огромным , верным своим товарищем.

Когда пошёл работать, а пришлось уже в подростковом возрасте, с упоением участвовал в художественной самодеятельности. Ученик электромонтёра днём чинил проводку в том же ЦУМе, а вечерами репетировал драмы при местном клубе. 1935-36 годы прошли под лозунгом: «Возьмите меня!». Михаил пытался поступать во все московские актёрские школы, но раз за разом получал отказ. Наконец, как это обычно и бывает, он совершенно случайно узнал о дополнительном наборе в школу киноактёра при «Мосфильме». Киностудия решила растить собственные кадры, преподавали известнейшие педагоги по актёрскому мастерству из ВГИКа, актёры, режиссёры. Перед экзаменом у 18-летнего паренька коленки дрожали в модных широченных штанах, пошитых мамой на старенькой машинке. Что ни начнёт читать, авторитетная комиссия обрывает – не то, не так… «А прочтите Зощенко!» - предложил кто-то из мэтров. Писатель-сатирик был почти под запретом, знать его наизусть мог не каждый. Глузский знал и выдал так заразительно смешно, что его тут же зачислили на курс.

Как закалялась сталь

Правда, потом Глузского пару-тройку раз отчисляли. Но никогда за профнепригодность, а исключительно за «аморальное поведение», которое заключалось в ношении всё тех же брюк, чересчур едких шутках и самое страшное – отказе вступать в комсомол. Не потому, что против советской власти – такое было просто немыслимо, а просто – зачем? не мог пройти мимо столь яркой личности. Ещё студентом Михаил снялся в ставших популярными фильмах - пограничник в комедии «Девушка с характером», дворовой в исторической ленте «Минин и Пожарский», гимназист в «Семье Оппенгейма», Абдурахман в «Салавате Юлаеве». Не удивительно, что только что закончившего учёбу молодого актёра сразу же зачислили в штат «Мосфильма». И почти тут же призвали в армию, а 22 июня 1941 года грянула беда, которая перевернула судьбы миллионов людей всех возрастов и профессий. Глузского спасло то, что, как актёра, его не отправили на передовую, а оставили в команде при Центральном Театре Советской армии. В составе концертных бригад Михаил выступал перед бойцами, каждый раз испытывая стыд: «Мы тут играемся, а они на краю смерти ходят…». Выкладывался по полной, переиграл весь репертуар: от классики до фронтовых «агиток». Он чувствовал в себе внутреннее родство с каждым солдатом: Родина сказала «надо», значит, исполни во что бы то ни стало…

Могу - значит, должен!

С годами стало стержнем Глузского. Почти сорок лет он был верен одному театру – студии киноактёра при «Мосфильме». В кино снимался без перерыва. Главная роль или второстепенная, положительный герой или последний подлец – неважно. И не нужно обвинять в неразборчивости или стремлении к лёгким деньгам, вот уж что было чуждо Михаилу Андреевичу. Достаточно вспомнить любую из его ролей, чтобы понять – каждая сыграна на совесть. Весь Советский Союз полюбил Глузского, когда на экраны вышла комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Роль ему досталась маленькая – администратора гостиницы, который делился с Шуриком национальными тостами и в конечном итоге упоил его до полубессознательного состояния. Даже грузины поверили в то, что тостующего работника кавказской гостиницы играл грузин, настолько колоритным сделал своего героя актёр. К слову сказать, когда снимали «Миссию в Кабуле», Глузский так перевоплотился в афганца, извозчика Гади, что когда ехал на съёмочную площадку на арбе, местные жители здоровались с ним как со своим.

А посмотрите «Тайну двух океанов» - наверное, впервые в отечественном кинематографе иностранный шпион показан серьёзным, сильным противником, а не полусатирической фигурой. Разгадка, безусловно, – в магии лично Глузского, «звучат» его серьёзность и сила духа.

Или возьмём «Тихий Дон» Сергея Герасимова, ведь есаул Калмыков в исполнении Глузского произносит в адрес большевиков хотя и шолоховские, но крамольные слова: «Вы не партия. Вы банда гнусных подонков. Ваш Ленин – каторжник, который продал Россию за миллион немецких марок!». И произносит так, что «простреливает» сознание тогдашнего зрителя – неужели правда?! А уж сцена расстрела есаула с его последними предсмертными словами: «Именно так умирает русский офицер!» равнодушным не оставила никого.

Обязательно стоит посмотреть «Красное и чёрное», «В огне брода нет», «Пришёл солдат с фронта», «Десять негритят», «Монолог», «Мужчина для молодой женщины» и многие-многие другие фильмы. Для зрителей с абсолютно разными вкусами Глузский создал свой запоминающийся образ. А «Почти смешная история», тонкая, ироничная, почти комедия и совершенно точно любовная история – это фильм, который останется на века. Вдруг в почтенные уже годы Глузскому досталась роль героя-любовника. Другой бы сконфузился, отказался, тем более что по сюжету его персонаж - обычный командировочный с заурядной фамилией Мешков, которого буквально по пятам преследует чудаковатая дама в возрасте по имени Иллария, ни с того ни с сего влюбившаяся в него как кошка. Уже комично. Но какие глубины открываются между этими двумя вчера чужими людьми! Абсолютно ясно, без слов, что именно такого мужчину можно полюбить с первого взгляда и навсегда.

В жизни вышло не менее романтично. Глузский уже снискал славу закоренелого холостяка, когда встретил Екатерину Павловну Перегузову, Катю, Катеньку. Но вот незадача – избранница оказалась давно и прочно замужем. Сам актёр вспоминал, без углубления в детали личного свойства, так: «Словом, отбил я её у мужа». Прожили душа в душу почти пять десятков лет. Скучно не было ни секунды. Екатерина была близким к театральным кругам человеком, выпускницей ГИТИСа, трудилась старшим научным сотрудником в Институте искусствознания. Воспитали сына Андрея и дочь Марию, потом пошли внуки: Александр, Михаил, Мария, Ксения, Елизавета.

Разве мало было хлопот с ... Но Михаила Андреевича хватало и на помощь совершенно чужим людям. Именно стремление помочь, поддержать, обогреть привело его в правление Союза кинематографистов СССР, где он верой и правдой служил секретарём. А ещё руководил комиссией ветеранов кино в том же союзе, возглавлял Московскую городскую комиссию по культурному шефству над Вооружёнными Силами СССР, Комиссию ветеранов кино и Военно-шефскую комиссию Москвы. А ещё преподавал, руководил сразу двумя мастерскими на актёрском отделении ВГИКа, заслуженно получил профессорское звание. Откуда черпал силы - оставалось только удивляться. Ни о какой «звёздности» и речи быть не могло, сам себя он называл ломовой лошадью. Когда в 1999 году вручали премию «Ника» в номинации «Честь и достоинство», смутился, как юнец…

К концу 90-х годов Михаил Андреевич уже тяжело болел, но не отказал ни одному человеку, обратившемуся к нему за помощью, не отменил ни одного спектакля.

В начале мая 2001 года стало совсем худо. Поднялась температура под сорок, госпитализировали, а завтра спектакль... Однозначно надо отменять, но Глузский уговаривает режиссёра не подводить зрителя: «Это же Чехов! «Чайка»! Нельзя!» Несмотря на строжайший постельный режим, актёр буквально сбежал из больницы. В театр его внесли на руках, на сцену выкатили в . Сыграл блестяще. На поклоны вышел на своих двоих. На следующий день одну ногу пришлось ампутировать. Затем отказали лёгкие, Михаила Андреевича подключили к аппарату искусственного дыхания. К концу мая забрезжила надежда, что выкарабкается. Но 15 июня сердце, щедрое сердце настоящего человека не выдержало...

Классный час

Тема: "Долг. Человек долга"

Классный руководитель:

Уварово -2011

Классный час в 10-м классе. Тема: "Долг. Человек долга"

Классный руководитель:

Добиться осознания понятия «долг» Помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость этого понятия Способствовать формированию чувства долга, ответственности перед Родиной, семьей, обществом

Предварительные задания для учащихся при подготовке к классному часу:

    Дать определение лексического значения слова «долг» Ответить на вопросы интервью: Как ты понимаешь слово «долг»? Как ты думаешь, с этим чувством рождаются, или оно воспитывается? Какой долг на сегодня ты исполняешь? Как ты считаешь, чего у человека больше: прав или обязанностей? Представь, что было бы, если было бы наоборот? Назови известные тебе виды долга? Как можно охарактеризовать человека с высоким понятием долга? Считаешь ли ты себя таковым? Почему? Хочется ли тебе иметь друзей, у которых развито чувство долга? Какие чувства, на твой взгляд, может испытывать человек, у которого есть ответственный друг, товарищ? Нужно ли чувство долга в семье? В чем оно проявляется? Продолжи фразу: «Человек долга – это …»

Оформление доски:

Попробуй исполнить свой долг,
И ты узнаешь, что в тебе есть.
Гете

Человек долга – это …

Ход классного часа

Чтение стихотворения М. Львова «Высота»

Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам пристреляться.
Он может умереть на высоте,
Но раньше должен на нее подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты –
У каждого есть в жизни высота,
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрем,
Своею смертью разрывая доты,
То пусть нас похоронят на высотах,
Которые мы все-таки берем.

Объявляется тема классного часа.

Что можно сказать о героях этого лирического произведения, связав их поступки с темой нашего разговора?

Надо ли говорить, что долг перед Отечеством – святыня человека. Надо дорожить этой святыней, как дорожит честный человек добрым именем, честью и достоинством своей семьи. Ведь только там, где есть негасимая любовь к великому и светлому, только там живет ненависть к врагу, готовность отдать жизнь во имя убеждений.

II. Рассказ учащегося

В украинском селе Павлыш после войны жила женщина, у которой сын, муж и брат с первых дней сражались на фронтах. А второй сын, двадцатипятилетний мужчина, отец троих детей, остался в оккупированном селе и стал предателем. Однажды вечером к нему пришла мать. Выпроводив из дому внуков, она положила на стол перед сыном узелок и сказала: «Здесь заряженный пистолет. Дали верные люди. Я выйду из хаты, а ты застрелись… Или убей меня». У фашистского наймита не хватило духу ослушаться матери. Советская Армия освободила украинское село от оккупантов. Женщина получила три извещения о героической смерти: сына, мужа и брата…

III. Слова классного руководителя

Воспитание любви к Родине начинается с материнской школы воспитания чувств. Мать со своей строгостью и несгибаемостью, своей непримиримостью и нетерпимостью ко злу, своим чувством собственного достоинства является нравственным, духовным властелином и повелителем семьи. Нет ничего прекраснее радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на ее груди.

Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. «Если в сердце сыновнем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем», - гласит мудрое старинное изречение.

IV. Рассказ учащегося

…В жаркий весенний день вывела гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг… Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но все они не слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, - об этом известно каждой матери, - а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно… Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было и тепло и уютно, а снаружи холодно и опасно.
Гусята слышали как будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве и мать была счастлива…

V. Слова классного руководителя

Беречь мать – значит заботиться о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновения своей жизни: ты живешь человеком и смотришь в глаза других людей как человек лишь постольку, поскольку ты навсегда остаешься сыном своей матери.

VI. Чтение учащимся стихотворения Д. Кедрина «Сердце»

Дивчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.

В пути у него помутилось в глазах,
Входя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

VII. Слова классного руководителя

Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном своего отца и матери.

И сыну станет все постыло.
Поймет он, подавляя стон: Обид, что мать ему простила,
Себе простить не сможет он.

Отец и мать, выполнившие свой долг перед Родиной, создают себе живой и нетленный памятник.

От чувства любви и уважения к матери к чувству готовности отдать все свои силы служению Отечеству – это та тропинка, идя по которой человек поднимается на вершину долга.

VIII. Прослушивание в записи заранее взятых интервью у учащихся

Познакомьтесь с мнениями одноклассников по поднятой проблеме и постарайтесь узнать, кому принадлежит интервью. (В конце записи каждого интервью учащийся, дававший ответы на вопросы, продолжает неоконченное предложение, записанное на доске: «Человек долга – это…».)

IX. Вывод

Классный руководитель читает получившееся предложение, выражающее общее мнение учащихся.

В нашей повседневной жизни сплошь и рядом происходят события, которые нас огорчают и возмущают. Несмотря на то что в обществе приняты некоторые прописные и негласные законы, часто случается так, что определенные индивидуумы откровенно их игнорируют. Что же заставляет некоторых людей соблюдать эти законы, а других - пренебрегать ими?

Что такое общественный долг человека

Если исходить из определения данного понятия, то оно обозначает принятие человеком необходимости подчинения воле общества. Так как человек является существом социальным, он в любом случае при жизни вступает в различные взаимоотношения с окружающими людьми, формирующими общество.

Вступая во взаимосвязь с социумом, мы автоматически приобретаем определенные обязанности. Эти обязанности формируют общественный долг человека. Причем они по своей сути являются объективными, т.е. независимыми от нашего желания. Хотим мы того или нет, но мы должны выполнять эти обязанности, иначе общество не примет нас. Люди асоциальные выпадают из так называемой человеческой общины и становятся источником неприятности и бед как для самого общества, так и для себя.

Ответственность и долг как факторы отношений в обществе

Долг общественный очень тесно связан с таким понятием, как ответственность. Именно она диктует необходимость постоянно выполнять обязанности перед обществом. Долг является обязательством человека, которое выполняется им под влиянием не сугубо лишь внешних требований. Внутренние нравственные побуждения являются тем фактором, на котором основывается потребность выполнять долг общественный. Точное исполнение своих обязанностей - этого мало. Общество ждет от человека личностного отношения к ним. Осознание своего долга, добровольное его принятие, личная заинтересованность в выполнении своих обязанностей - все эти факторы ставят общественный и нравственный долг человека на ту ступень, которая ведет к высокоразвитым отношениям в обществе.

Свойства и особенности проявления долга

Первым свойством долга является осознание его необходимости. Для того чтобы человек выполнял свой долг перед обществом, он должен понимать, для чего это нужно. Разобравшись в причинах, человек приходит к выводу, что выполнять те или иные обязанности необходимо для поддержания общественного порядка и нормальных взаимоотношений в социуме.

Отсюда вытекает второе свойство долга - заинтересованность в исполнении. Осознавая необходимость выполнения тех или иных обязанностей, человек становится лично заинтересованным, и к осознанию общественного долга подключаются нравственные мотивы.

Исходя из первых двух свойств, долг общественный характеризуется также добровольностью его исполнения. Многие, особенно не зафиксированные на законодательном уровне выполняют без принуждения, а контролирующим фактором выступает только лишь совесть.

Контроль исполнение долга

Мы подошли к вопросу о том, кто же контролирует выполнение наших Выше речь зашла о таком понятии, как совесть человека. Именно она является внутренним контролером в данном деле.

Верующие люди считают, что она является голосом Бога внутри человека и тем важным чувством, что даётся каждому при рождении. Конечно, одни люди более совестливые, другие менее. Однако это чувство в той или иной степени присуще практически всем людям, за редким исключением. Тайну совести, наверное, ученые никогда не смогут раскрыть. Совесть диктует выполнять долг общественный, а также контролирует его выполнение.

Кроме внутреннего контроля, конечно же, существует и внешний. Само общество судит о том, насколько тот или иной гражданин ответственно выполняет свои обязанности. Общественное мнение является регулятором взаимоотношений между социумом и отдельно взятым индивидуумом.

Экология жизни. Психология: Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. В нас нет ничего лишнего. Мышцы сгибатели компенсируются мышцами разгибателями, отрежь один – и рука повиснет плетью. Эгоизм дополняется альтруизмом, самолюбие – скромностью, злость – добротой, панцирь – эмпатией, а гедонизм – долгом. Сегодня – про долг.

Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно. В нас нет ничего лишнего. Мышцы сгибатели компенсируются мышцами разгибателями, отрежь один – и рука повиснет плетью. Эгоизм дополняется альтруизмом, самолюбие – скромностью, злость – добротой, панцирь – эмпатией, а гедонизм – долгом. Сегодня – про долг.

Как любой маятник, отклонение в одну сторону приводит к отклонению в другую. Но если маятник повиснет – часы умрут. Поэтому он нужен, и он – и есть тот “баланс”. Меня когда-то поразила мысль, что баланс – это не статически замерший маятник в положении ноль, а движение. Отклонишься влево слишком сильно – упадешь, вправо – упадешь, и вот идешь, раскачиваясь, по тонкой проволоке – вправо-влево, вправо-влево. Замрешь – не сможешь идти. Пошел – отклонился, вынужден балансировать.

В нашей культуре большое отклонение в сторону долга. Мы были должны всем – родителям, школе, стране, коллективу. Это отклонение от баланса привело к естественному качку в обратную сторону: гедонизму.

Жить только здесь и сейчас, только для себя, только в удовольствие, и я никому ничего не должен. Гедонизм – это про немедленное удовлетворение : захотелось – сделал, почувствовал – выполнил, надоело – бросил.

В нем много прекрасного: внимание к себе, своему телу, потребностям, минутным увлечениям и секундным порывам. Гедонизм – это про быстро, приятно, хорошо и немедленно. А долг – это про “надо” , ради чего-то неосязаемого, дальнего, негарантированного, того, что не приколешь на лацкан и не смешаешь с тоником.

Я тут покупала продукты, проводя конференс-колл на телефоне. За то время, что я направляла на беседу, давала пояснения, раздавала задания и подводила итоги, я разгрузила тележку, упаковала продукты, ввела пин-код на кредитной карте, сложила их снова в тележку, убрала карту и кошелек, дошла до машины, нашла ключи, открыла багажник, сложила продукты, откатила тележку, села за руль и поехала домой, не отвлекаясь от разговора.

Пока я была занята, мой автопилот, лимбическая система мозга сделала за меня все остальное. Когда у нас нет ресурса, мы находим подпорку. Некую структуру, которая позволяет нам выжить, справиться, если прямая сила воли, внимание и мотивация отсутствует.

Долг – это внутренняя структура, которая позволяет нам поступить “как должно”, когда все стандартные мотивы: смысл, вознаграждение, выгода, воля, интерес – отказали.

Долг – это автопилот , сила, которая базируется на наших глубинных ценностях, внутреннем интуитивном знании о “хорошо” и “плохо”, “правильно” и “неправильно”.

Долг – это то , что заставляет нас сдержать гнев и подавить усталость, отказаться от сиюминутной выгоды ради чего-то большего. Долг – это про горизонт.

Долг – это про то , что не бросать обертку и не давать взятку, потому что мы хотим другое общество для наших детей. Долг – это про жертву быстрым удовлетворением ради далекой ценности. Это про то, что не наорать и не шлепнуть, когда очень хочется, поддержать и принять, когда изнутри вопит совсем иное, долг – это жертва ради дальней перспективы, это отказ в маленьких радостях ради чего-то иллюзорного, вроде правильных привычек. Жизнь в согласии с чувством долга приводит нас к балансу с глубинными ценностями, но уносит нас от баланса с немедленными желаниями.

И вот ребенок голоден, устал и орет. И если дать ему сейчас конфету, за полчаса до еды, то мы решим немедленную проблему ора, но усложним отношения с разочарованием и тщетностью в дальней перспективе.

Гедонизм – это про здесь и сейчас, и плевать на должное. Гедонизм – это про то, что если хочется пирожное и платье, то надо пирожное и платье, а до зарплаты дотянем и потом сбросим.

Гедонизм – это про маникюр, когда ты нужна дома, про поспать, когда папа тоже устал, про ну и хрен с ним с режимом, давайте лопать чипсы и смотреть кино до полуночи. Гедонизм прекрасен, он про быстрое, немедленное, чувственное, это жертва ценностями ради наслаждения, жертва целями ради хорошего настроения.

Долг – это очень человеческое, гедонизм – это очень животное. И в этом нет оценки, это скорее про истоки. Мы каждый день проживаем этот конфликт: поспать или доделать, сдержаться или позволить себе, быстро и легко или сложно, но правильно.

Серьезные, неблагодарные, важные вещи не совершить без долга, без отказа в немедленном удовлетворении. Радость, легкость, наслаждение невозможны без умения позволять себе и баловать себя. И то, и другое приносят счастье, разное счастье, и то, и другое приносят разочарование, разное разочарование. Жизнь в гедонизме приносит радость маленьких вещей и оставляет разочарование растраченной на мелочи жизни. Жизнь в долге приносит радость больших побед и разочарование в пропущенных ежедневных радостях.

Дети учатся балансировать жизнь ровно настолько, насколько балансируют их родители. Потакающий гедонистический родитель научит жить в хотении, и не научит справляться с лишениями и трудностями ради высшей цели. Принципиальный и упертый родитель научит жертвенности и упорству, и не научит позволять себе глотки воздуха на пути.

Я человек больших целей, и тащу себя к ним сквозь усталость, нежелание, недосып и отказ от мелких радостей. Во мноних вещах я скорее человек долга. И я компенсирую это плевком в сторону правильных привычек, режима, порядка в доме, сдержанности, диет и прочего. Я выбрала для себя те области, где у меня есть цели, и иду к ним вопреки, и выбрала те области, где я чистый гедонист и следую себе. Для меня дико расписывать себе питание по калориям, но не дико иметь цели в делах на пять лет вперед и следовать им. В этом – мой баланс, и я в нем счастлива.

Долг - это заем ресурса из глубинных ценностей, тех самых, которые закладываются очень-очень рано. Я счастлива, что чувство долга взывает меня к трудолюбию, преданности, упорству, честности.

Это Вам будет интересно:

Не знаю, как бы я жила, если бы в наборе ценностей у меня была необходимость быть милой или всегда надевать аккуратное платье. Долг – это то, что я буду делать, даже если очень не хочется, долг – это про мои ценности, те, что стоят нам родительского теплого взгляда.

Ценности – это те битвы, которые мы выбираем с детьми.

За что нам важнее биться: за невозможность совершить подлость, или за уборку игрушек? Когда наш подросший ребенок окажется без сил, желания и смысла – что он будет должен? За что мы бьемся не на жизнь, что мы защищаем не на жизнь? Что мы дожны на его глазах? Выжить? Отстоять себя? Помочь ближнему? Чистить зубы каждый день? Защитить слабого? Не сдаваться? Вести себя прилично? Не плакать? Вешать одежду в шкаф? опубликовано

Максим Власов

Чувство долга

Есть у человека такое чувство, называется – чувство долга, которое формируется в нем с самого рождения, в окружении определенных людей, которые его учат и воспитывают. Сформировавшись в нас, это чувство говорит нам о том, что мы – должны! Что и кому мы должны, не имеет значения, но должны. Правда, чаще всего мы видим то, что должны нам и поэтому предъявляем окружающим нас людям и обществу в целом, соответствующие требования, будучи полностью уверенными в собственной правоте. Но это уже детали, ведь из-за нашего чувства долга мы все так много друг другу должны, что при всем желании вряд ли когда-нибудь сумеем расплатиться по своим долгам.

Чувство долга в нашем обществе уважается, восхваляется и культивируется, ведь оно обязывает нас и других людей – творить великие дела. И неважно, хотите вы что-то делать или нет, если должны – делайте! Делайте то, что должны делать, а почему, зачем и для чего – не важно! Если чувство долга обязывает человека что-то делать, тогда никакие вопросы с его стороны неуместны. К тому же, далеко не каждый человек задается вопросом – почему он что-то кому-то должен, пусть даже самому себе? Потому, что так решили другие люди, или потому что он сам так решил? Давайте в этой статье разберемся с тем – что, кому и почему мы должны и должны ли на самом деле.

Самое интересное, а с моей точки зрения самое страшное, что есть в чувстве долга – это приписываемое ему многими людьми – величие, благородство, искренность, духовность, свободная воля и ответственность. Именно с этими высокими качествами человека, ассоциируется чувство долга у большинства людей. То есть, испытывающий чувство долга человек, которое, оказывается, имеет внутреннее начало – проявляет волю и совершает благодаря ей благородные, великие и искренние поступки, за которые добровольно несет ответственность. Как красиво и как сильно звучит, согласитесь. Воля человека, оказывается, проявляется в его чувстве долга, в котором также выражается чувство свободы. С виду все красиво и аккуратно, если не вдумываться во всю эту галиматью. Но, возникает вопрос, почему свободный человек, имеющий силу воли, должен быть кому-то что-то должен? Почему он не может – хотеть совершить благородный поступок? Почему человек не может хотеть творить великие дела, почему он обязательно – должен это делать? Разве само это понятие долг, не отрицает всякую свободу и волю, всякую искренность и духовность, а следовательно и благородство с величием? Разве долг не обращается к нашему страху и рабскому нутру? Вот, что значит – должен? А если вот я не сделаю то, что должен сделать, тогда что? Меня совесть должна будет заесть, или я понесу какое-то наказание? Думаю, здесь необходимо определиться с понятиями, чтобы разобраться со всеми этими вопросами.

Что же такое чувство долга? Ну, с чувством все понятно, чувство – это способность человека ощущать, воспринимать, переживать. Когда мы чувствуем, мы переживаем определенные эмоции. А вот что касается долга, то с ним не все так просто, долг – это обязательство, которое может быть добровольным, а может быть навязанным. Обратим свое внимание на добровольное обязательство. Что это вообще такое – добровольное обязательство? Разве слово добровольное, не противоречит слову обязательство? Обязательство – это обещание, требующее безусловного выполнения. Сразу возникает вопрос – а если человек откажется выполнять свое обещание, что тогда? Если человек, якобы добровольно, что-то пообещал другим людям, взяв тем самым на себя определенные обязательства, которые сформировали в нем чувство долга, ведь он стал кому-то что-то должен, добровольно должен, то может ли он это обещание не выполнять? Ну, можно сказать, что может, но к такому человеку не будет доверия в будущем, что в принципе, не является проблемой, потому что в нашем мире никому доверять нельзя. Но, если человек не давал никому никаких обещаний, а ему навязали чувство долга, может ли он в таком случае от этого долга отказаться, ведь никому ничего не обещал? Теоретически, может, но на деле, такие люди осуждаются обществом и в некоторых случаях наказываются им. Допустим, человек не хочет идти в армию и защищать свою Родину, хотя его чувство долга, должно, вроде как, призывать его к этому, а он вот, не хочет. Волнует ли в нашем обществе кого-нибудь, что он хочет, а чего не хочет? Пожалуй, что нет, и если закон говорит человеку призывного возраста, что он должен служить в армии, значит, он будет служить, или понесет наказание за уклонение от своих обязанностей. Может быть, тогда не стоит путать чувство долга с чувством страха?

Но это еще не все. Долг – это не просто обязательства, это еще и ответственность. Ведь если вы обязаны что-то сделать, то за свои действия вы должны нести ответственность, чтобы эти ваши действия были правильными. Ведь движимый чувством долга человек может безответственно выполнять свои обязательства, и что же тогда с ним делать? Ответственность – это обязанность отвечать за свои действия и за их последствия. А что значит – обязанность отвечать? Это значит, что если человек что-то сделает неправильно, если он ошибется, схалтурит, тогда он будет наказан. Не бывает ответственности без наказания, если человек за что-то отвечает, тогда он должен быть готов к наказанию, которое он понесет, если не справится с тем, за что он отвечает. Для этого на человека и возлагают ответственность, чтобы иметь возможность его наказать, если он с чем-то не справится, хотя и не только для этого. Но нас в данном случае интересует то, что все сводится к наказанию, то есть, к насилию, без которого, видимо, наше общество не может существовать. Так вот, если упростить все эти мои рассуждения, то получается, что за таким благородным и высоким чувством, как чувство долга, скрывается примитивное насилие, которое применяется по отношению к тому человеку, который не желает отдавать свои долги. Но, спросить-то можно не со всех, верно, а только с тех, кто слаб, потому что слабый человек не может дать сдачи. Другими словами, долги всегда взимались и будут взиматься преимущественно со слабых людей. То есть, с тех, кого можно безнаказанно наказать. Вот вам и благородное, высокое чувство долга, которое человек, якобы должен испытывать добровольно.

Сильный и свободный человек никому ничего не должен, ни себе, ни другим. Он не отдает долги, а собирает их с других. Сильный и свободный человек может только захотеть что-то сделать, для себя и для других людей, в том числе и что-то хорошее, благородное и великое. Желание, а не чувство долга руководит сильным человеком. Чувство долга было придумано для зомбирования рабов, чтобы они делали что-то, не думая о том, почему и зачем они это делают, а только потому, что должны делать. И наш мир, как видите, заполнен долгами под завязку, в нем все что-то кому-то должны, ну или почти все. На большинство из нас навешали столько долгов, что нам жизни не хватит, чтобы рассчитаться по ним. Не успеем мы появиться на свет, а уже кому-то что-то должны. Мы должны родителям, Родине, государству и вообще всем, кому от нас что-то надо. И большую часть наших долгов нам пытаются объяснить таким образом, что якобы это мы сами решили, что кому-то что-то должны. Нам говорят – что мы родились с чувством долга и что это чувство отличает нас от животных. Долги, оказывается, делают нас людьми, кто бы мог подумать. Ну что же, возможно для некоторых представителей нашего рода, быть кому-то что-то должным – это действительно единственный способ стать человеком. Ведь не все люди руководствуются здравым смыслом, когда что-то делают, большинство из них предпочитают что-то делать только из-под палки. А долг – это палка!

Я рекомендую вам друзья, забыть обо всех этих долгах, которые на вас висят. Не нужно руководствоваться никаким чувством долга, принимая те или иные решения в своей жизни – выкиньте эту заразу из своей головы. Какие могут быть долги, вы родились свободным человеком, никому, запомните это, никому ничего не должным. А если вы испытываете чувство долга, значит – вы заражены социальным вирусом, который подчинил ваш ум и вашу душу своей воле. Вернее, он подчинил вас воле других людей, кому, как вы считаете, вы что-то должны. А раз вы заражены этим вирусом, тогда вам необходимо его лечить, самим, или с помощью специалистов. Иначе, вами всю жизнь будут помыкать, вас сделают слугой вашего чувства долга и чужих интересов. От чувства долга необходимо избавляться! Но, это не означает, что нам не нужно ни к чему великому стремиться, не нужно ничего хорошего, благородного и полезного делать для других людей и жертвовать собой ради других. Просто нам надо понять, что мы не должны, а мы можем быть людьми, если захотим. То есть, мотивация у нас с вами должна быть другой. Никаких рабских долгов у нас с вами быть не должно, у нас может быть только желание, основанное на понимании нами жизни и нашей, действительно свободной воли. А долги и чувство долга, это не просто рабская модель мышления, это еще и зависимость. Люди зависимы от своих долгов, а если они зависимы, то значит они и больны. А раз люди больны, то их, как уже было сказано выше – нужно лечить. Ведь кто знает, к чему завтра побудят толпу с помощью чувства долга, которое людям, всегда будет кому навязать. Долг говорит вам – как вам жить! Но в действительности, это другие люди и их идеи, а значит и их интересы, говорят вам – как вам жить. А долг, друзья, платежом красен, если должны – тогда делайте, делайте то, что велит вам делать ваше чувство долга, за которым, уж будьте уверены, обязательно стоит какой-нибудь конкретный человек и внедренная им в общественное сознание идеология.

Так вот, чтобы никто нами не помыкал, чтобы никто нами не манипулировал и не указывал нам, что и как надо делать, нам необходимо заменить свое чувство долга своими разумными желаниями. Поступайте так, как вы хотите поступить, а не так, как должны. Вы ничего никому не должны. Есть здравый смысл, есть наши желания, основанные на этом здравом смысле, и есть возможности, которыми каждый из нас в настоящий момент располагает. Вот на основании всего этого нами и могут приниматься те или иные решения, после которых мы будем совершать определенные действия, для достижения нужных нам целей. Дайте этому миру именно то, что вы можете и что вы хотите ему дать, и не потому, что вы должны это сделать, а потому, что что-то отдав этому миру, вы непременно что-то получите от него взамен. Человек пришел в этот мир для того, чтобы что-то ему дать и чтобы что-то у него взять, именно такой подход к жизни делает ее полноценной. А что вы можете дать этому миру? Наверное, то, что вам позволяют ему дать ваши текущие возможности, верно? Нельзя требовать от человека того, что он не может дать, потому что это насилие над ним. Если, к примеру, родители не смогли должным образом воспитать своего ребенка, не смогли подготовить его к жизни, тогда не надо говорить ему о том, что он чего-то там им должен. Нормальный человек и сам прекрасно знает о том, что ему нужно помогать своим родителям, не потому что он им должен, а потому что он хочет это сделать, у него в крови это желание. Но человек не всегда может это сделать, даже если хочет, вот в чем дело. Он не всегда может помочь своим родителям, не всегда может помочь другим людям и даже самому себе. А ему при этом указывают на его чувство долга, давят на него, пробуждают в нем чувство вины, хотя он ни в чем не виноват. Зачем, спрашивается, загонять человека чувством долга в депрессию, зачем заставлять его под давлением делать то, что он может делать по желанию, если у него только будет возможность это что-то сделать? Люди сковывают друг друга несуществующими долгами из-за своего эгоизма. И когда вам кто-то заявляет, что вы кому-то что-то должны, можете смело расценивать это заявление, как агрессию против вас. А агрессии нужно уметь противостоять, и возможность такая есть у всех.

Развивайте в себе чувство собственного достоинства и чувство свободы друзья и тогда никакие долги к вам не прицепятся. Во всяком случае, добровольно вы точно не захотите быть кому-то что-то должными, жгучая страсть к свободе пересилит внутри вас всякое рабское мышление. Посылайте к черту все эти рабские чувства внутри вас, все эти сопли, которыми другие люди обмазывают свой низменный и циничный эгоизм, навязывая вам свою волю. Долги, в любой вообще форме, они не для вас, они не для людей. Долги нужны тем, кто сам себя не считает человеком, кому нужна не внутренняя, а внешняя сила, чтобы что-то полезное делать, в том числе и для самих себя. Вам же я предлагаю быть людьми, а не ведомым скотом, не имеющим ни собственного мнения, ни собственного Я. А чтобы быть людьми, вам надо чувствовать себя свободными, свободными от всего, от всех долгов и связанных с ними чувств. Творите великие дела – по желанию, опираясь на здравый смысл, а не на обязывающие вас к чему-то чувства. Помогайте другим людям, опираясь на свою внутреннюю силу, которая будет тем больше, чем большему числу людей вы поможете. Запомните, слабый человек не в состоянии даже о самом себе позаботиться, тогда как по-настоящему сильный человек, способен позаботиться о многих людях, он способен позаботиться обо всех людях в этом мире. В этом проявляется сила духа человека и его величие, в этом проявляется его Божественное начало, которым наделен каждый из нас. Настоящий, свободный, сильный человек никогда не скажет себе, что он что-то там кому-то должен, он скажет – Я Хочу!

Что, думаете, общество вас не примет с вашими желаниями, думаете, оно вас отвергнет? Все оно примет, если вы будете тверды в своих желаниях. Не надо бояться быть сильным и свободным, ведь общество состоит из таких же индивидов как вы, которые тоже хотят быть свободными и сильными, и никому ничего не должными. Подайте пример людям, проявите твердость в своем решении отказаться от всех навязанных вам долгов, и большинство вас обязательно поддержит. Мы и без всякого чувства долга можем быть нормальными, ответственными и порядочными людьми, полезными друг для друга. Вы же умные люди, вы ведь сами можете понять, что можно делать в этой жизни, а чего нельзя, и почему. А если вы этого не понимаете, тогда читайте мои статьи, в них я объясняю вам, каким и почему следует быть человеку, если он хочет быть человеком, а не обезьяной. Мы ведь с вами не бараны, чтобы вечно чему-то или кому-то подчиняться, мы что, сами не в состоянии понять, что такое хорошо, а что такое плохо? Все мы можем, если захотим. Можно протянуть упавшему человеку руку потому, что общество от вас это требует, а можно просто захотеть помочь человеку, который оказался в беде, и который состоит из той же плоти и крови, что и вы.

И не надо чувствовать себя виноватыми из-за чувства неисполненного перед кем-то долга, ежели таковое у вас появится. Чувство вины в себе нужно выжигать калёным железом, ибо это очень вредное чувство. Вы и только вы решаете, что правильно в вашей жизни, а что нет, а не кто-то там со своими правилами и порядками. Вы сами решаете, что, когда и как вы будете делать. Да, другие люди будут на вас давить, они будут вас осуждать, будут заставлять вас делать то, что нужно им, это естественно, такова жизнь. Но, если вы не сломаетесь внутри себя, если не признаете себя рабом и слабаком, тогда у вас всегда будет возможность противостоять любому давлению на вас. Сделайте должными вам тех, кто заявляет вам о том, что вы кому-то и в частности им, что-то должны. Учитесь держать психологический удар – атакуя агрессора, ибо лучшая защита – это нападение. Вам говорят, что вы должны, а вы отвечайте, что должны вам. Хотя, в некоторых случаях можете ничего не отвечать, зачем разговаривать с теми, кто на вас давит, ведь это ваши враги. Просто делайте так, как вам надо, как вы хотите и как вы можете делать и тогда вы победите всех своих врагов.

Чувство долга – это вирус, делающий человека рабом, и активизируется он только тогда, когда человек воспринимает его всерьез, когда человек верит в то, что он что-то кому-то должен. Перестаньте верить в эту чушь и вы станете свободным человеком, а став свободным, вы непременно станете – сильным человеком. А сильный человек, как я уже сказал, не знает слова – должен, он знает слово - хочу.