Альберт швейцер врач гуманист. Биографии, истории, факты, фотографии

Цитаты в Викицитатнике

Биография

Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас , принадлежавший в те годы Германии; ныне - территория Франции), в семье бедного лютеранского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. По отцовской линии он был двоюродным дядей Ж.-П. Сартра .

В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау - жена и соратница Альберта Швейцера.

Швейцер-философ

Согласно Швейцеру, нравственное содержание культуры - её стержень, её несущая конструкция. Поэтому «этический прогресс это существенное и несомненное, а материальный - менее существенное и менее несомненное в развитии культуры». Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, - реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил её прогресса. Но на характер развития культуры отрицательно влияет не только абсолютизация обществом материальной её стороны. Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени тормозило прогресс их материальной стороны. Швейцер ратовал за гармоничное развитие всех сторон, всех сфер культуры при непременном главенстве нравственной её стороны. Именно поэтому мыслитель сам называл свою концепцию культуры моралистической.

По Швейцеру, глубочайший кризис, в котором оказалась и продолжает пребывать современная западная культура в целом, не может быть успешно преодолен и человечество не будет в состоянии не просто остановить декаданс, но и добиться полного духовного «выздоровления» (возрождения) до тех пор, пока человеческое «Я» не осознает себя и не начнет повсюду и во всем действовать как "жизнь, желающая жить среди жизни" .

Швейцер-гуманист

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать - это его образ жизни.

Сочинения

  • «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
  • «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
  • (1906),
  • «И. С. Бах - музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание - J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание - Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),
  • «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание - Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание - Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),
  • «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),
  • (1919)
  • «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),
  • «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),
  • (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),
  • (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),
  • (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),
  • (1925-1927),
  • «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),
  • «Отношение белых к цветным расам» (1928),
  • (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),
  • (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),
  • (1934),
  • (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),
  • «О положении нашей культуры» (1947),
  • (1950),
  • «Философия и движение в защиту животных» (1950),
  • «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
  • (1954),
  • (1954-1955),
  • «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),
  • «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),
  • (1960),
  • (1961, опубликована в 1966)
  • Фрагменты из разных сочинений.

Швейцер о себе самом

  • (фрагмент)

Напишите отзыв о статье "Швейцер, Альберт"

Примечания

Литература

  • Альберт Швейцер - великий гуманист XX века / Сост. В. Я. Шапиро; Ред. В. А. Карпушин . - М .: Наука , 1970. - 240 с. - 12 000 экз. (обл.)
  • Балагушкин Е. Г. Швейцер А. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит . - М .: «Российская политическая энциклопедия » (РОССПЭН), 2007. - Т. 2. - С. 966-967. - 1184 с. - (Summa culturologiae). - ISBN 978-5-8243-0838-9 , ISBN 978-5-8243-0840-6 .
  • Геттинг Г. : Пер. с нем. - М .: Наука , 1967.
  • Гиленсон Б. А. .
  • Гусейнов А. А. // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М .: Прогресс , 1992.
  • Калягин А. Н., Блохина Н. Н. «Благоговение перед жизнью» доктора Швейцера (к 130-летию со дня рождения). // Сибирский медицинский журнал. - Иркутск, 2004. - Т. 49. № 8. - С. 92-95.
  • Левада Ю. А. // От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела (Проблемы буржуазного гуманизма и свободомыслия). - М .: Мысль , 1969. - С. 141-157. - 303 с.
  • Носик Б. М. Альберт Швейцер. Белый Доктор из джунглей. (2-е изд., 2003; 1-е издание вышло в серии ЖЗЛ в 1971 году).
  • Петрицкий В. А. Свет в джунглях. - Л. : «Детская литература», 1972. - 254 с.
  • Чернявский А. Л. // Швейцер А. Жизнь и мысли / Сост. пер. с нем., послесл., нримеч. и ук-ли А. А. Чернявского. - М .: Республика , 1996. - С. 490-505.
  • Харитонов М. С.
  • Фрейер П. Г. / Пауль Герберт Фрейер; Пер. с нем. С. А. Тархановой; Отв. ред. и автор послесл. В. А. Петрицкий . - М .: Наука (ГРВЛ), 1982. - 232 с. - 40 000 экз. (обл.)
  • Фрейер П. Г. Альберт Швейцер: Картина жизни / Пауль Герберт Фрейер; Пер. с нем. С. А. Тархановой; Отв. ред. и автор послесл. В. А. Петрицкий . - Изд. 2-е, испр. и доп. - М .: Наука (ГРВЛ), 1984. - 224 с. - 39 000 экз. (обл.)

Ссылки

  • - статья из Исторического словаря Швейцарии (нем.) (фр.) (итал.)
  • Отрывок из книги Владимира Леви «Одинокий друг одиноких».

Биография

Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас , принадлежавший в те годы Германии; ныне - территория Франции), в семье бедного протестантского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. В -1885 годах Альберт учился в реальном училище в Мюнстере , затем в гимназии в Мюльхаузене ( -).

Швейцер-философ

Швейцер-гуманист

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать - это его образ жизни.

Сочинения

  • «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
  • «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
  • «И. С. Бах - музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание - J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание - Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),
  • «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание - Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание - Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),
  • «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),
  • «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),
  • «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),
  • «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),
  • «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),
  • «Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),
  • «Письма из Ламбарене» (1925-1927),
  • «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),
  • «Отношение белых к цветным расам» (1928),
  • «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),
  • «Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),
  • «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),
  • «О положении нашей культуры» (1947),
  • «Философия и движение в защиту животных» (1950),
  • «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
  • «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954-1955),
  • «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),
  • «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),
  • «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)
  • Размышления о философии Лао-цзы. Фрагменты из разных сочинений.

Швейцер о себе самом

  • Из моего детства и юности (фрагмент)

Литература

  • Носик Б. Альберт Швейцер. Белый Доктор из джунглей . (2-е изд., 2003; 1-е было в серии ЖЗЛ, 1973)
  • Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером : Пер. с нем. - М .: Наука, 1967.
  • Фрайер П. Г. Альберт Швейцер. Картина жизни .
  • Гусейнов А. А. Благоговение перед жизнью. Евангелие от Швейцера .
  • Чернявский А. Л. Философия и теология Альберта Швейцера .
  • Гиленсон Б. Добрый человек из Ламбарене .
  • Левада Ю. А. Старомодность и современность Альбера Швейцера
  • Харитонов М. С. Этика Альберта Швейцера и индийская мысль
  • Альберт Швейцер - великий гуманист XX века / Сост. В. Я. Шапиро; Ред. В. А. Карпушин. - М .: Наука , 1970. - 240 с. - 12 000 экз. (обл.)
  • Петрицкий В. А. Свет в джунглях. - Л. : «Детская литература», 1972. - 254 с.
  • Калягин А. Н., Блохина Н. Н. «Благоговение перед жизнью» доктора Швейцера (к 130-летию со дня рождения). // Сибирский медицинский журнал. - Иркутск, 2004. - Т. 49. № 8. - С. 92-95.

Ссылки

  • Посвящение Альберту Швейцеру. Вечность плюс человечность Отрывок из книги Владимира Леви «Одинокий друг одиноких».

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 14 января
  • Родившиеся в 1875 году
  • Родившиеся в департаменте Верхний Рейн
  • Умершие 4 сентября
  • Умершие в 1965 году
  • Умершие в Габоне
  • Почётные кавалеры британского ордена Заслуг
  • Философы по алфавиту
  • Выпускники Страсбургского университета
  • Лауреаты Нобелевской премии мира
  • Философы Германии
  • Богословы Германии
  • Академические музыканты Германии
  • Органисты Германии
  • Философы Франции
  • Богословы Франции
  • Академические музыканты Франции
  • Органисты Франции
  • Исполнители старинной музыки
  • Пацифисты
  • Писатели-врачи
  • Члены-корреспонденты Британской академии
  • Почётные граждане Франкфурта-на-Майне
  • Кавалеры Военного и Госпитальерского Ордена Святого Лазаря Иерусалимского
  • Мемуаристы Франции
  • Мемуаристы Германии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Альберт Швейцер – немецкий богослов, мыслитель, врач, музыкант, лауреат Нобелевской премии мира - был уроженцем Верхнего Эльзаса (в то время он являлся частью Германии), г. Кайзерсберг, где появился на свет 14 января 1875 г. в семье пастора. Альберт был очень музыкальным ребенком, владел фортепиано с 5 лет, а в 9 играл на органе в сельской церкви. Отучившись в Мюнстерском реальном училище (1884-1885), Швейцер поступил в Мюльхаузенскую гимназию, после окончания которой в 1893 г. был зачислен в Страсбургский университет, где на философском факультете изучал, в частности, теологию и теорию музыки.

Осенью 1898 г. он перебрался в Париж, чтобы изучать философию в Сорбонне. В 1899 г. после защиты диссертации в Страсбурге становится доктором философии, а в следующем году - лиценциатом теологии. В 1901 г. увидели свет первые богословские труды Швейцера, а весной следующего года он уже был преподавателем богословского факультета в Страсбурге. В 1903 г. состоялось его знакомство с Еленой Бреслау, которая станет спутницей на всю оставшуюся жизнь. В 1906 г. выходит главное богословское сочинение – «Вопрос об историческом Иисусе». Параллельно А. Швейцер продолжает деятельность на поприще музыки, в 1911 г. становится доктором музыковедения.

Будучи 22-летним молодым человеком, он поклялся себе, что после 30 лет основным его занятием в жизни станет непосредственное служение человечеству. Чтобы приблизиться к цели, он с 1905 по 1911 гг. учился в медицинском колледже Страсбургского университета, в 1913 г. получил научную степень доктора медицины, а затем вместе с супругой (женитьба на Бреслау состоялась в 1912 г.) отправился в Африку, провинцию Габон, являвшуюся французской колонией, где в поселке Ламбарене за свои деньги открыл больницу.

На протяжении 1918-1924 гг., вернувшись в Европу, Швейцер давал органные концерты, несколько лет работал в Страсбургской больнице, читал лекции в ряде стран Европы. Все это дало возможность ему возвратить долги, накопившиеся во время Первой мировой войны, и получить в распоряжение некоторые средства на африканскую больницу. В 1923 г. увидела свет его главная философская работа – двухтомник «Философия культуры».

С 1924 г. биография Швейцера связана с практически постоянным пребыванием в Габоне. В Европе он был лишь наездами, периодически давал концерты, читал лекции, чтобы тратить их на отстроенную в 1927 г. новую больницу. На полученную в 1928 г. Франкфуртскую премию Гёте он построил дом для больничного персонала. С начала Второй мировой войны по 1948 г. Швейцер не был в Европе, а в 1949 г. нанес визит в США. В 1952 г. он стал обладателем Нобелевской премии мира, которую потратил на строительство при больнице лепрозория.

В конце жизненного пути А. Швейцер активно выступал против испытаний ядерного оружия, ратовал за разоружение, выступил со специальным «Обращением к человечеству». В 1965 г., 4 сентября, Альберт Швейцер скончался в Ламбарене. Останки покоятся рядом с могилой супруги под окнами его рабочего кабинета.

Биография из Википедии

Альбе́рт Шве́йцер (нем. Albert Schweitzer; 14 января 1875, Кайзерсберг, Верхний Эльзас - 4 сентября 1965, Ламбарене) - немецкий и французский протестантский теолог, философ культуры, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).

Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, принадлежавший в те годы Германии; ныне - территория Франции), в семье бедного лютеранского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. По отцовской линии он был двоюродным дядей Ж.-П. Сартра.

В 1884-1885 годах Альберт учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене (1885-1893).

В октябре 1893 года Швейцер поступил в Страсбургский университет, где изучал одновременно теологию, философию и теорию музыки.

В 1894-1895 годах - солдат в германской армии, при этом он продолжает посещать лекции по философии. Осенью 1898 - весной 1899 годов Альберт Швейцер живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте , берёт уроки органа и фортепьяно, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года, защитив в Страсбурге диссертацию, получает степень доктора философии, а в 1900 году - ещё и звание лиценциата теологии.

В 1901 году вышли первые книги Швейцера по богословию - «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса », весной 1902 года он начал преподавать на богословском факультете Страсбургского университета.

В 1903 году на одной из своих проповедей познакомился со своей будущей женой Еленой Бреслау.

В 1905 году Швейцер принял решение посвятить остаток жизни медицине и стал студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году вышла его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые поехал на гастроли в Испанию. В 1908 году вышел его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Он принял активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества.

В 1911 году сдал экзамены на медицинском факультете и выпустил в свет книгу о мистицизме апостола Павла .

В 1912 году женился на Елене Бреслау.

В 1913 году закончил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получил степень доктора медицины.

26 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправился в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее - Республика Габон) на собственные скромные средства он основал больницу.

В годы Первой мировой войны его вместе с женой, как немецких подданных, отправили во французские лагеря. В 1918 году был освобождён по обмену на французских военнопленных. 14 января 1919 года в день своего рождения 44-летний Швейцер стал отцом - Елена родила дочь Рену.

В 1919-1921 годы работал в городской больнице в Страсбурге, выступал с органными концертами в крупнейших городах Европы. В 1920-1924 годах он читал лекции в Швеции и других европейских странах, стал почётным доктором Цюрихского университета. Гастроли и лекции позволили доктору Швейцеру рассчитаться с военными долгами и собрать некоторые средства на восстановление больницы в Ламбарене. А в 1923 году вышло его главное философское сочинение - «Философия культуры» в 2 томах.

В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 году новая больница была построена, и в июле Швейцер вернулся в Европу, вновь занявшись концертной деятельностью и чтением лекций.

В 1928 году Альберту Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене.

В 1933-1939 годах он работал в Африке и периодически посещал Европу для чтения лекций, органных концертов, издания своих книг. В это время несколько европейских университетов присуждают ему почётные докторские степени. После начала Второй мировой войны Швейцер остался в Ламбарене и только в 1948 смог вернуться в Европу.

В 1949 году по приглашению Чикагского университета посетил США.

В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, а на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. Член-корреспондент Британской академии (1956).

В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау - жена и соратница Альберта Швейцера.

После того как Швейцер в 1959 году навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний.

Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены.

Больница, основанная доктором Швейцером, существует до сих пор, и по-прежнему принимает и исцеляет всех нуждающихся в помощи.

Швейцер-богослов

Швейцера очень интересовал поиск исторического Иисуса - евангельская критика. Через описание и критику этих поисков он и стал очень известен. Представитель либерального направления.Понимание христианства в его мысли представляется очень разнообразным. Христос для Швейцера - просто человек. Он считал, что все действия, которые Христос совершил, зависят от субъективного убеждения Христа в том, что скоро конец света. Эта эсхатологическая интерпретация Евангелия у Швейцера призвана очистить христианство от метафизики: от убеждений, что Христос - Бог.В работе "История исследования жизни Иисуса" он рассмотрел основные концепции евангельской истории. Он показывает, что тот образ, который выстраивают апостолы, является лишь вариантом интерпретации христианства. Тонкий психолог, Швейцер показал в своих работах, что апостолы каждый по-своему наслаивали свои представления об идеальной личности на личность Иисуса.Данная работа Швейцера на долгое время остановила движение поисков исторического Иисуса, т.к. им была подведена окончательная черта.

Швейцер-музыкант

На рубеже XIX-XX веков Швейцер был известен как органист и музыковед. Ещё в годы учения в Париже он удивлял своего учителя Шарля Мари Видора размышлениями о хоральных прелюдиях Баха с точки зрения особенностей отражения в них тех библейских сюжетов, к которым соответствующий хорал отсылает, - для музыковедения того времени этот подход был совершенно нехарактерен. Вообще Швейцер более всего интересовался баховским наследием и отражением в нём баховской религиозности. Выработанный Швейцером стиль исполнения баховских органных пьес, основанный на простоте и аскетизме, был обобщён им в книге «Иоганн Себастьян Бах» (1905, расширенное издание 1908); кроме того, вместе с Видором он подготовил новое издание полного собрания органных произведений Баха. В 1906 году Швейцер писал о современном состоянии органного исполнительства в Европе, предвосхищая последовавший поворот от романтической интерпретации инструмента к его барочным корням.

Швейцер-философ

Согласно Швейцеру, нравственное содержание культуры - её стержень, её несущая конструкция. Поэтому «этический прогресс это существенное и несомненное, а материальный - менее существенное и менее несомненное в развитии культуры». Несовпадение в темпах развития духовной и материальной сфер культуры, по мысли Швейцера, - реальное противоречие, выступающее одной из движущих сил её прогресса. Но на характер развития культуры отрицательно влияет не только абсолютизация обществом материальной её стороны. Превалирование духовной сферы в индийской и китайской культурах в течение длительного времени тормозило прогресс их материальной стороны. Швейцер ратовал за гармоничное развитие всех сторон, всех сфер культуры при непременном главенстве нравственной её стороны. Именно поэтому мыслитель сам называл свою концепцию культуры моралистической.

По Швейцеру, глубочайший кризис, в котором оказалась и продолжает пребывать современная западная культура в целом, не может быть успешно преодолен и человечество не будет в состоянии не просто остановить декаданс, но и добиться полного духовного «выздоровления» (возрождения) до тех пор, пока человеческое «Я» не осознает себя и не начнет повсюду и во всем действовать как "жизнь, желающая жить среди жизни".

Швейцер-гуманист

Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи - какой бы скромной ни была его деятельность». Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать - это его образ жизни.

Сочинения

  • «Философия религии Канта» (1899; диссертация),
  • «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901),
  • «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901),
  • «Вопрос об историчности Иисуса» (1906),
  • «И. С. Бах - музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание - J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание - Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908),
  • «От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание - Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание - Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913),
  • «Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация),
  • «Этика сострадания». Проповеди 15 и 16. (1919)
  • «Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921),
  • «Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924),
  • «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923),
  • «Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923),
  • «Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924),
  • «Письма из Ламбарене» (1925-1927),
  • «Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927),
  • «Отношение белых к цветным расам» (1928),
  • «Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930),
  • «Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931),
  • «Религия в современной культуре» (1934),
  • «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935),
  • «О положении нашей культуры» (1947),
  • «Гёте. Четыре речи» (1950),
  • «Философия и движение в защиту животных» (1950),
  • «Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953),
  • «Проблема мира в современном мире». Нобелевская речь. (1954),
  • «Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954-1955),
  • «Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955),
  • «Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958),
  • «Воспитатель человечества Толстой» (1960),
  • «Гуманность» (1961, опубликована в 1966)
  • Размышления о философии Лао-цзы . Фрагменты из разных сочинений.

Швейцер о себе самом

  • Я родился в период духовного упадка человечества.
  • Из моего детства и юности (фрагмент)

Альберт Швейцер (нем. Albert Schweitzer). Родился 14 января 1875 года в Кайзерсберге, Верхний Эльзас - умер 4 сентября 1965 года в Ламбарене. Немецкий и французский теолог, философ, гуманист, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).

Швейцер родился в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, принадлежавший в те годы Германии; ныне - территория Франции), в семье бедного лютеранского пастора Луи Швейцера и его жены Адели, урождённой Шиллингер, также дочери пастора. По отцовской линии он был двоюродным дядей Ж.-П. Сартра.

В 1884-1885 годах Альберт учился в реальном училище в Мюнстере, затем в гимназии в Мюльхаузене (1885-1893).

В октябре 1893 года Швейцер поступил в Страсбургский университет, где изучал одновременно теологию, философию и теорию музыки.

В 1894-1895 годах - солдат в германской армии, при этом он продолжает посещать лекции по философии.

Осенью 1898 - весной 1899 годов Альберт Швейцер живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о , берёт уроки органа и фортепьяно, летом 1899 года продолжает свои учёные занятия в Берлине и к концу года, защитив в Страсбурге диссертацию, получает степень доктора философии, а в 1900 году - ещё и звание лиценциата теологии.

В 1901 году вышли первые книги Швейцера по богословию - «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса», весной 1902 года он начал преподавать на богословском факультете Страсбургского университета.

В 1903 году на одной из своих проповедей познакомился со своей будущей женой Еленой Бреслау .

В 1905 году Швейцер принял решение посвятить остаток жизни медицине и стал студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды: в 1906 году вышла его теологическое исследование о поисках «исторического Иисуса» под названием «От Реймаруса до Вреде» и эссе о немецком и французском органостроении, он впервые поехал на гастроли в Испанию.

В 1908 году вышел его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Он принял активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества.

В 1911 году сдал экзамены на медицинском факультете и выпустил в свет книгу о мистицизме апостола Павла.

В 1912 году женился на Елене Бреслау.

В 1913 году закончил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса» и получил степень доктора медицины.

26 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправился в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее - Республика Габон) на собственные скромные средства он основал больницу.

В годы Первой мировой войны его вместе с женой, как немецких подданных, отправили во французские лагеря.

В 1918 году был освобождён по обмену на французских военнопленных.

14 января 1919 года в день своего рождения 44-летний Швейцер стал отцом - Елена родила ему дочь Рену.

В 1919-1921 годы работал в городской больнице в Страсбурге, выступал с органными концертами в крупнейших городах Европы.

В 1920-1924 годах он читал лекции в Швеции и других европейских странах, стал почётным доктором Цюрихского университета. Гастроли и лекции позволили доктору Швейцеру рассчитаться с военными долгами и собрать некоторые средства на восстановление больницы в Ламбарене. А в 1923 году вышло его главное философское сочинение - «Философия культуры» в 2-х томах.

В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 году новая больница была построена, и в июле Швейцер вернулся в Европу, вновь занявшись концертной деятельностью и чтением лекций.

В 1928 Альберту Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене.


В 1933-1939 годах он работал в Африке и периодически посещал Европу для чтения лекций, органных концертов, издания своих книг. В это время несколько европейских университетов присуждают ему почётные докторские степени. После начала Второй мировой войны Швейцер остался в Ламбарене и только в 1948 смог вернуться в Европу.

В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США.

В 1953 году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года , а на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. Член-корреспондент Британской академии (1956).

В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству» , призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. В мае 1957 года умирает Елена Бреслау - жена и соратница Альберта Швейцера.

После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний. Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены.

Больница, основанная доктором Швейцером, существует до сих пор, и по-прежнему принимает и исцеляет всех нуждающихся в помощи.

Библиография Альберта Швейцера:

«Философия религии Канта» (1899; диссертация)
«Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» (1901)
«Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса» (1901)
«Вопрос об историчности Иисуса» (1906)
«И. С. Бах - музыкант и поэт» и «Иоганн Себастьян Бах» (первое издание - J.S.Bach, musicien- poète, на французском языке в 1905; второе расширенное издание - Johann Sebastian Bach, на немецком языке в 1908)
«От Реймаруса до Вреде» и «История исследования жизни Иисуса» (первое издание - Von Reimarus zu Wrede в 1906; второе издание - Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung в 1913)
«Психиатрическая оценка личности Иисуса» (Die psychiatrische Beurteilung Jesu, 1913, диссертация)
«Этика сострадания». Проповеди 15 и 16. (1919)
«Между водой и девственным лесом» (Zwischen Wasser und Urwald, 1921)
«Из моего детства и юношества» (Aus meiner Kindheit und Jugendzeit, 1924)
«Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I.» (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kulturphilosophie. Erster Teil, 1923)
«Культура и этика. Философия культуры. Часть II.» (Kultur und Ethik. Kulturphilosophie. Zweiter Teil, 1923)
«Христианство и мировые религии» (Das Christentum und die Weltreligionen, 1924)
«Письма из Ламбарене» (1925-1927)
«Строительное искусство немецких и французских органов» (Deutsche und französische Orgelbaukunst und Orgelkunst, 1927)
«Отношение белых к цветным расам» (1928)
«Мистика апостола Павла» (Die Mystik des Apostels Paulus; 1930)
«Из моей жизни и моих мыслей» (Aus meinem Leben und Denken; автобиография; 1931)
«Религия в современной культуре» (1934)
«Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика» (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik; 1935)
«О положении нашей культуры» (1947)
«Гёте. Четыре речи» (1950)
«Философия и движение в защиту животных» (1950)
«Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую» (1953)
«Проблема мира в современном мире». Нобелевская речь. (1954)
«Проблема этики в ходе развития человеческой мысли». (1954-1955)
«Африканские истории» (Afrikanische Geschichten, 1955)
«Мир или атомная война» (Peace or atomic war, 1958)
«Воспитатель человечества Толстой» (1960)
«Гуманность» (1961, опубликована в 1966)
Размышления о философии Лао-цзы. Фрагменты из разных сочинений.

Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года в городе Кайзерсберге, Германия. Образование получил в Мюнстере и Мюльхаузене, где обучался с 1884 по 1893 год. В октябре 1893 года Швейцер поступает в Страсбургский университет, где изучает одновременно теологию, философию и теорию музыки.

С 1898 по 1899 годы он живёт в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте, берёт уроки органа и фортепьяно. К концу 1899 года Швейцер защитил в Страсбурге диссертацию и получил степень доктора философии, а в 1900 году ещё и звание лиценциата теологии. Ещё через год вышли его первые книги по богословию - «Проблема Тайной вечери, анализ, основанный на научных исследованиях девятнадцатого века и на исторических отчетах» и «Тайна мессианства и страстей. Очерк жизни Иисуса».

Вскоре Швейцер начал преподавать на богословском факультете Страсбургского университета, но уже в 1905 году он принимает решение посвятить остаток жизни медицине и становится студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды.

Помимо научной работы Швейцер занимался и общественной деятельностью. Он принял активное участие в работе органной секции венского конгресса Международного музыкального общества, а в 1908 году вышел его расширенный и переработанный немецкий вариант «Баха». Швейцер рассматривал Баха как религиозного мистика, чья музыка соединяла текст с «истинными поэмами природы».

К тому же он был крупнейшим экспертом по конструкции органов, и его книга на эту тему, вышедшая в 1906 году, спасла множество органов от неоправданной модернизации. В 1911 году Швейцер сдал экзамены на медицинском факультете, и через два года закончил диссертацию на тему «Психиатрическая оценка личности Иисуса», получив степень доктора медицины. 26 марта 1913 года Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестёр, отправляется в Африку.

В небольшом селении Ламбарене на собственные скромные средства он основывает больницу. В годы Первой мировой войны его вместе с женой, как немецких подданных, отправляют во французские лагеря. В 1918 году Швейцера освобождают по обмену на французских военнопленных. Последующие несколько лет он работал в городской больнице в Страсбурге, выступал с органными концертами по всей Европе, читал лекции во многих европейских университетах, стал почётным доктором Цюрихского университета.

В 1923 году вышло его главное философское сочинение - «Философия культуры» в 2-х томах. Вся эта активная деятельность помогла Швейцеру скопить необходимые средства на восстановление больницы в Ламбарене. И в феврале 1924 года он вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 году новая больница была построена, что позволило Швейцеру вернуться в Европу и вновь заняться концертной деятельностью и чтением лекций.

Следующие буквально три десятка лет он жил на два континента - то работал в Африке, то посещал Европу для чтения лекций, органных концертов и издания своих книг. В это время Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене и несколько европейских университетов присудили ему почётные докторские степени. А в 1953 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года и на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных.

Весной 1957 года Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия. Вскоре после этого две тысячи американских ученых подписали петицию о прекращении атомных испытаний, Бертран Рассел и Кэнон Коллинз в Англии развернули кампанию за ядерное разоружение. Сам же Швейцер в 1959 году окончательно и навсегда уехал в Ламбарене, после этого больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира.

До самых последних своих дней Швейцер продолжал принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний.

Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 года в Ламбарене, а больница, основанная им, существует и работает до сих пор.