Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Правописание "о", "е" после шипящих и "ц" в окончаниях существительных Окончания существительных после шипящих и ц

  1. о , в соответствии с произношением:

    а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом, монтажом, муляжом, пажом, стеллажом, мячом, параличом, кишмишом, шалашом, клещом, плющом, межой, свечой, левшой, пращой (ср. безударные окончания: вирáжем – в фотографии, пейзáжем, престúжем, типáжем, тоннáжем, хронометрáжем; плáчем; апáшем, плю́шем; óвощем; дáчей, нóшей, пúщей );

    б) в окончаниях имен прилагательных, например: чужóго, большóго (ср. безударные окончания: ры́жего, хорóшего );

    в) в суффиксах имен существительных: -ок (должок, крючок, пастушок, борщок ), -онок (медвежонок, волчонок, лягушонок ), -онк-а (книжонка, клячонка, душонка );

    г) в суффиксах имен прилагательных: -ов- (ежовый, чесучовый, грошовый, хвощовый ), -он (с беглым о : смешон );

    д) на конце (в суффиксах) наречий, например: свежо, ужо (в значении «потом», «после»), горячо, вечор (в значении «вчера вечером»), общо .

  2. После шипящих п о д у д а р е н и е м пишется е(ё) , хотя произносится о :

    а) в окончаниях глаголов, например: лжёт, течёт ;

    б) в глагольном суффиксе -ёвыва- , например: размежёвывать, выкорчёвывать, затушёвывать ;

    в) в суффиксе -ёвк- отглагольных существительных, например: размежёвка, корчёвка (но: ножовка – от прилагательного ножовый );

    г) в суффиксе -ёр- существительных, например: стажёр, ретушёр ;

    д) в суффиксе -ённ-(-ён-) страдательных причастий, например: сражённый, орошённый, прекращённый; сражён, орошён, прекращён; в суффиксе -ён- отглагольных прилагательных, например: жжёный, копчёный; в словах, производных от слов данного типа, например: жжёнка, копчёности, тушёнка, упрощённость ;

    е) в предложном падеже местоимения что : о чём, на чём; в словах причём , нипочём .

§ 36. Гласные после ц

  1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о , без ударения – е . Например: концóм – пáльцем, купцóв – торгóвцев, пальтецó – плáтьице, берцóвый – сúтцевый, окольцóвывать – окольцевáть .
  2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в отличие от написания в корнях, ), например: бойцы, улицы, краснолицый, сестрицын .

    Примечание. В фамилиях гласные после шипящих и ц пишутся независимо от приведенных в § 35 и 36 правил, в соответствии с написаниями в официальных документах. Ср.: Пугачёв – Ткачов, Шишов – Чернышев, Лисицын – Цицин .

Учитель: Кудрявцева Л.В.

Предмет: русский язык

Тема урока: ц в окончаниях имён существительных. Тип урока: Изучение нового материала. Цель урока: формирование у учащихся понятия о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Задачи урока: предметные: ознакомление с правиломправописаниягласных О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц, овладение умением правильно писать О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и графически обозначать условия выбора правильных написаний; метапредметные : овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения; личностные: понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, формирование умения общаться через работу в группе. Оборудование : мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, учебник русского языка для 5 класса/ Ладыженской Т.А. и др, рабочие листы с материалами к уроку.

I. Организационный момент. (слайд 2) Картина Репина Д.П. «Весна»

Здравствуйте, ребята.– С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Какие чувства вызвала у вас картина Д.П. Репина «Весна»? Какие краски использовал художник, чтобы передать радостное настроение? - А теперь улыбнитесь, подарите свою улыбку тому, кто рядом с вами. Приступим к работе. Вперёд за новыми знаниями!

II. Постановка проблемы. Определение целей и задач урока.

Цель этапа : - содействовать развитию умений формулировать тему, проблему, ставить цели, планировать свою деятельность на личностно-деятельностном уровне.

Ребята, прочитайте стихотворение. (слайд 3)

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малыше й
Улыбаться до уше й? Юнна Мориц Весна

О каком луче говорит Юнна Мориц в своём стихотворении?

Определите, каким настроением проникнуто следующее стихотворение?

Что с нею? Что с моей душо й?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней! Евгений Баратынский

Ребята, как вы полагаете, какое время года описывает поэт в этом стихотворении? По каким признакам вы догадались об этом?
- А теперь обратим внимание на слова с выделенными орфограммами. (Малышей, ушей, душой)
- Какой частью речи они являются?
- В какой части слова выделены буквы О и Е?
- После каких согласных стоят эти буквы?

Вывод: Все слова имена существительные, орфограмма в окончании перед Ш, но буквы пишутся разные.

Проблемный вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Хотелось бы получить вам ответ на этот вопрос? Какова тема нашего урока? - Откройте тетради, запишите число и тему урока, а я запишу её на доске (Правописание О и Е после шипящих и ц в окончаниях имён существительных).

Тема урока известна, есть проблема, а что же нужно сделать, чтобы к концу урока мы с вами вместе смогли ответить на этот вопрос? - Ребята, давайте сформулируем цель нашего урока. А для этого позовём на помощь слова помощники: познакомиться…научиться правильно …(дети говорят) - познакомиться с правилом о написании О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных - научиться писать слова с данной орфограммой - соотнести это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в других морфемах.

III. Актуализация знаний.

Цель этапа : Актуализировать знания путём создания «ситуации успеха», активизировать умственную деятельность

Итак, ребята, внимательно прочитайте еще раз формулировку темы нашего урока. (Тема на доске) - Как вы думаете, какие уже полученные ранее знания помогут вам в изучении данной орфограммы? Выделите ключевые слова в формулировке темы урока. (имя существительное, окончание, шипящие) - Дайте определение данным понятиям. (Надо вспомнить определение имени существительного как части речи; какую морфему мы называем окончанием, какие звуки речи являются шипящими и назвать их)

– Снова обратимся к стихам. Найдите в первых двух строчках (Это чей пушистый луч /Так щекочет из-за туч) существительные. Докажите свой выбор. - Какую морфему слова мы называем окончанием?
- Укажите окончание в словах. Докажите, что названная вами морфема является окончанием. (Ученик склоняет слова)
- И последнее, какие звуки мы называем шипящими? Назовите их. ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ). - Молодцы, ребята. Мы готовы к изучению новой темы?

III. Разъяснение нового материала.

Цель этапа: -вызвать интерес к изучению темы

Учить сравнивать слова с однотипными орфограммами

Повторить тему «О-Ё в корне имён существительных после шипящих»

Употребим слова луч и туч в творительном падеже в единственном числе (лучом, тучей) Можете ли вы объяснить, какие гласные надо написать в окончании? - Посмотрите внимательно на слова малышей, ушей, душой. (буквы пишутся разные). Что же является условием выбора орфограммы?

Организация наблюдения. Работа с карточками по группам

Цель этапа: - содействовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

У вас на столе лежит рабочий лист. Найдите 1 задание. Это карточка-информатор. Выполните задание. Работа в группах

1 задание Карточка-информатор

    Прочитай слово.

    Поставь знак ударения.

    Выдели окончание.

    Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

    Сделай вывод.

Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?!


- Значит, под ударением пишется о, без ударения е?
- Давайте познакомимся с правилом написания О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных. (Обращение к теоретическому материалу на с.76.)

Цель: - познакомиться с правилом написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Обратимся за разъяснением к учебнику (с.76). Проведём наблюдение над словами, записанными в столбиках. - Прочитайте правило. Это орфограмма.

Запишите правило кратко в карточке (задание 2)

2 задание Карточка – правило:

В окончаниях существительных после________________

под ударением пишем ___, без ударения _____.

Технология изучения нового материала «Оратор». (за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо, ответьте на вопрос: Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы?

Назовите условие выбора написания буквы О после шипящих и ц в окончаниях существительных (ударение).
- Назовите условие выбора написания буквы Е после шипящих и ц в окончаниях существительных (безударная позиция).
- Как графически на письме обозначается орфограмма?

Работа в парах. Составление схемы. Запись в тетради и на доске (слайд 4)

Для того чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при работе с данной орфограммой, мы составим памятку.

Задание 3 Карточка-памятка
- Впишем условия выбора орфограммы в приготовленную памятку. Итак, с чего начнем?

1) часть речи -____________________ (сущ.)
2) морфема -__________________ (окончание)
3) после шипящих и ц под ударением _____ (О) без ударения _____ (Е)

Проверим, как работает алгоритм, сможем ли мы им пользоваться. (объясняют написание слов, пользуясь памяткой.

Птицей, чёрный, грачом (пишут на доске и в тетради)

Итак, после шипящих и ц в окончаниях существительных действительно под ударением пишется О, без ударения – Е. В корне слова после шипящей под ударением пишется ё, а не о (исключение…..)

- Какая цель нашего урока сейчас выполнена?

(изучили правило о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; соотнесли это правило с орфограммой О-Ё после шипящих в корне слова).

Так теперь, ребята, вы можете объяснить, какие гласные надо написать в окончаниях слов лучом и тучей ?

Физкультминутка. (слайд 5) - Молодцы, ребята. Чтобы вы немного отдохнули, сил набрались, я приглашаю вас на весеннюю разминку. (солнышко лучистое)

IV. Усвоение нового материала.

Цель этапа: формировать умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой.

- Выполним упражнение №557на доске и в тетрадях(написать не все слова)

V. Выработка умений и навыков. (слайд 6)

Цель этапа:закрепить умение пользования памяткой.- научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой - научиться графически обозначать орфограмму

Работают по вариантам (6 вариантов, проверить на интерактивной доске)

VI. Закрепление полученных знаний на практике. (слайд 7)

Цель этапа: - закрепить полученную информацию

Вспомнить цели урока, осознать их достижение или недостижение.

Оценить собственную деятельность; Для учителя: зафиксировать неразрешённые затруднения, если они есть, как направление будущей работы

Задание 4 Задание личностно-ориентированного характера. - А теперь у нас с вами следующий вид работы. На рабочем листе напечатаны три задания. Каждый из вас выберет одно задание, с которым будет работать. Послушайте внимательно инструкцию.

Если вы считаете, что еще не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание №1. Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание №2. Если вы уверенно чувствуете себя, хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание №3.

- Давайте ознакомимся с заданиями.

Какой цели урока мы добьёмся, если выполним это задание? (Научимся правильно писать слова с изучаемой орфограммой; научимся графически обозначать орфограмму, объяснять правописание букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных).

Подумайте, как вы усвоили материал урока, определитесь в выборе задания и приступайте к его выполнению.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой.

(слайды 8,9,10) - Давайте проверим правильность выполнения заданий. Кто выполнил работу правильно, поднимите руки. Оцените свою работу.

VII. Инструкция домашнего задания.

- Итак, ребята, как вы думаете, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? (ответы детей)

Домашнее задание: п. 99, правило стр. 76, упр.555.Давайте посмотрим задание. Озвучим план ваших действий по его выполнению.

Задание творческого характера: сочинить сказку о правописании гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных или несколько предложений на тему Весна», используя слова с изученной орфограммой. (по выбору)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Подведем итоги сегодняшнего урока.Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?

Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

Обратимся ещё раз к вашему настроению. Изменилось ли оно?

(слайд 11)

Приложение

    задание Карточка-информатор

1.Прочитай слово. 2.Поставь знак ударения. 3.Выдели окончание. 4.Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. 5.Сделай вывод.

Ландышем, задачей, плащом, товарищем, лучом, карандашом.

Задание 3 Карточка-памятка

1) часть речи___________________
2) морфема __________________
3) после шипящих и Ц под ударением ____ без ударения ____

Задание 4 Самостоятельная работа

Вариант № 1. О или Е? Спишите, обозначьте орфограмму «О –Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц».

Вариант № 2. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е. Обозначьте орфограмму.

С врач…м, перед колодц…м, за рубеж..м, за туч...й, с мудрец…м. _________

Вариант № 3. О или Е? Запишите в два столбика слова, в первый – с буквой О в окончании, во второй – с буквой Е в окончании. Обозначьте орфограмму. Если есть «лишние» слова, запишите их в 3 столбик.

С врач…м, перед колодц…м, ж…лтый, за рубеж..м, с мудрец…м, за туч...й, с пч..лкой. _________

Мудрец…м, меж…й, морж..м, репортаж…м, свинц…м.

Колодц…м, свеч…й, лапш…й, сторож…м, борщ…м.

Туч…й, малыш…м, кож…й, глупц…м, старц…м.

Огурц…м, плащ…м, юнош…й, меч…м, марш…м.

Ландыш…м, певц…в, полотенц…м, учениц…й, луч…м.

Товарищ…м, задач…й, кольц…м, дворц…м, карандаш…м.

Тема урока: «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Цель:

обучающий аспект:

Уметь делать морфемный разбор, определять часть речи;

Понять правило правописания -о/-е в окончаниях существительных после шипящих и ц ;

- научить правильно писать О - и Е – в окончаниях существительных в зависимости от ударного / безударного положения гласной;

Уметь видеть орфограмму и её опознавательные признаки в тексте;

развивающий аспект:

Развивать мышление (уметь анализировать, выделять сходства и различия, обобщать);

Развивать монологическую речь (уметь аргументировать свою точку зрения);

Развивать коммуникативные способности (уметь работать в парах);

воспитывающий аспект:

Воспитывать положительное отношение к учению, уважительное отношение к самому себе и другому человеку;

Воспитывать любовь к Родине (путём включения в материал урока скороговорок, текстов на данную тематику)

Этапы урока:

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Усвоение новых знаний и новых способов деятельности.

Первичная проверка понимания.

Итог на рефлексивной основе.

Ход урока

  1. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

1 этап. «Скороговорка»

Посмотрите на доску. На ней записано предложение.

Чешуя у щучки, щетинки у чушки.

Что это? (скороговорка)

Где мы встречались со скороговорками? (на риторике, вна уроках литературы)Наш урок я хочу начать со скороговорки.

Зачем вообще нужны скороговорки?

Попробуйте её правильно произнести.

На какие согласные эта скороговорка?

Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

Скороговорка связана с темой нашего урока. Мы сегодня будем говорить о шипящих и правописании после них гласных О-Ё в окончаниях существительных.

Запишите тему урока «Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Посмотрите внимательно на тему, какие слова-подсказки помогут нам понять задачу нашего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться? Посмотрите на формулировку темы и определите задачи урока, используя начало предложений:

Задачи урока:

Узнать ………………..

Научиться …………….....

2 этап «Собери слово»

А теперь я предлагаю вам поиграть. Но для этого мы должны вспомнить, что такое морфема? (значимая часть слова)

Перечислите морфемы. (Окончание, корень, приставка, суффикс)

Не забудьте про основу. Что она включает?

Сейчас мы будем работать в парах. На ваших столах карточки с морфемами. Вы должны собрать из них слова. Выделить в них морфемы. Определить часть речи. Именно по этим критериям будет оцениваться правильность выполненной работы. Критерии оценивания прописаны в ваших оценочных листах. Учитывается:

1. Слова собраны правильно

2. Морфемы выделены верно.

Слова разрезаны на морфемы.

Рас-чёс-к-а под-чёрк-ива-ть про-ж о р-лив-ый при-ч ё с-к-а по-щёлк-а-ть шёлк-ов-ый,

Шёрст-к-а на-шёпт-ыва-ть жёрд-очк-а, пчёл-к-а шалаш-ом.

Вы работаете в парах. Давайте вспомним правила работы в парах.

  1. Давать высказаться товарищу;
  2. Прислушиваться к мнению друг друга;
  3. Работать вместе.
  4. Продумать, кто будет представлять материал.

Помните, что вашу работу будут оценивать другие ребята.

Каждая пара выходит к доске и защищает свою работу. Остальные внимательно слушают, и одна из групп будет оценивать по предложенным критериям. Время – 3 минуты.

На столах лежат оценочные карточки. Слушайте внимательно, как оценить.

Расчёска подчёркивать прож о рливый прич ё ска пощёлкать шёлковый,

Шёрстка нашёптывать жёрдочка, пчёлка шалашом.

Скажите, что объединяет все эти слова? Какая орфограмма встретилась во всех этих словах?

Что за орфограмма скрывается в этих словах? Где она находится? (о-ё после шипящих в корне)

Посмотрите внимательно, все ли слова подходят под это правило? Нет ли лишнего? (нет, лишнее слово – шалашом)

Почему оно лишнее?

Значит буквы О-Е после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.

Почему в этом слове мы не можем для выбора гласной применить то же правило?

(Гласная находится не в корне, ударение падает, но пишем О, а не Ё)

2. Усвоение новых знаний и новых способов деятельности. Объяснение нового материала.

Давайте попробуем разобраться в новом для нас материале.. Посмотрите на доску. В два столбика записаны слова.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях пишется О, в каких-Е?

На доске изображена таблица.

Какой частью речи являются данные слова? (Имена существительные)

В какой части слова выделены буквы О и Е? (В окончании)

После каких согласных стоят эти буквы? (После шипящих и Ц)

Определите ударение в словах?

Выводы из наблюдений.

Сделайте вывод: от чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

Попробуйте сформулировать правило.

Давайте теперь прочитаем правило в учебнике. Точно ли мы его сформулировали. Учебник с.76, п. 99.

Я предлагаю вам провести исследовательскую работу и самостоятельно составить алгоритм, т. е. порядок действий при определении того, какую гласную нужно писать. Эту работу вы также делаете в парах. Не забывайте про правила работы в парах. На эту работу вам даётся 4 минуты.

А теперь каждая группа повесит лист со своим алгоритмом на доску. И мы попытаемся определить, чей же алгоритм точнее.

Чтобы вам было легче, я тоже подготовила свой алгоритм. У меня он состоит из 5 пунктов

Карточка-информатор:

1. Определи часть речи

2. Поставь ударение.

3. Выдели окончание

4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа.

5. Сделай вывод о написании; если гласная под ударение – пиши О., если без ударения – Ё.

Сравните, алгоритм вам кажется более полным? Критерии оценивания написаны в ваших оценочных листах.

3.Первичная проверка понимания.

Теперь у нас есть алгоритм, и мы можем потренироваться в определении гласной в окончаниях существительных после шипящих.

Задание 1

Я читаю слова, вы слушаете и по цепочке (на слух) объясняете выбор гласной в окончании (о или е).

Храбрец..м, встреч..й, ключ..м, чертеж..м, каланч..й, гребц..в, удач..й, плащ..м, . сторож..м, свеч ой, мудрец..в, пейзаж..м,

Задание 2

А теперь мы запишем словосочетания на нашу орфограмму. Для того, чтобы мы могли проверить, один человек пишет на доске (но закрыт от вас), а остальные пишут в тетрадях. Обратите внимание на правильность оформления орфограммы. Запишем вместе со мной примеры.

Золотым ключом, говорить со сторожем….

Продолжайте. К доске пойдёт ……

Следить за синицей, играть с малышом, идти со свечой, летали над рощей, острым мечом, за большой лужей , угостить калачом, восхищаться пейзажем, укрыться плащом, открыть ключом .

Эту работу мы проверим способом взаимопроверки. Поменялись тетрадями. Давайте посмотрим на выполнение этого задания на доске. Пользуясь критериями, оцените работу вашего товарища. Исправили ошибки, если есть.

В каком слове у тебя ошибка? Кто может объяснить, почему здесь пишется другая гласная. Выставите количество баллов своему товарищу в его оценочный лист.

5 баллов - нет ошибок

4 балла -1-2 ошибка

3 балла - две или три ошибки

2 балла - четыре и больше

Задание 3

Продолжим нашу работу. Давайте прочитаем текст. О чем он? Какова его тема?

Задача - найти в этом тексте слова на изучаемую нами орфограмму. «Гласные о или е после шипящих в окончаниях существительных» и выпишите их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.

Я всей душ ой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзаж ем.

Я восхищаюсь и первым ландыш ем , и маленьким стриж ом , и носатым грач ом , который ходит вдоль дорог.

По пшеничному полю прохожу я узкою меж ой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнц е , пробежит луч ом по полям, раскрасит их.

Вот длинной верениц ей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свеч ой . У озера построен шалаш. Рядом с шалаш ом стоят клены. Любуешься каждым деревц ем . Наклоняешься над ключ ом и пьёшь ледяную воду.

Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубеж ом ты понимаешь истинный смысл пословицы « Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердц ем .

Эту работу мы проверим методом самопроверки. Посмотрите на доску. В оценочных листах у вас есть критерии оценки этого задания. Поставьте себе количество баллов в соответствии с этими критериями.

15 слов - 5 баллов,

12-14 слов – 4 балла,

8 - 11 – 3 балла.

Давайте подведём итог. Посчитайте свои баллы. А теперь пользуясь шкалой, переведите их в оценку.

4. Подведение итогов занятия на рефлексивной основе.

Рефлексия:

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока. Удалось ли нам их решить. Продолжите предложения.

Что было самым интересным?

5.Домашнее задание.

Д. З. п. 99, упр. 556

Фамилия_________________ Класс__________________

Лист оценивания

«Собери слово»

1. Слова собраны правильно

2. Морфемы выделены верно.

3. Верно определена часть речи

нет ошибок - 3 балла

одна ошибка -2 балла

две ошибки - 1 балл

«Создай свой алгоритм»

нет ошибок - 5 баллов:

одна ошибка -4 балла

две ошибки - 3 балла

три ошибка -2 балла

четыре ошибки - 1 балл

Словосочетания. «Напиши правильно букву».

5 баллов -нет ошибок

4 балла -1-2 ошибка

3 балла - две или три ошибки

2 балла - четыре и больше

Работа с текстом «Найди слова»

Посчитай количество правильно выписанных слов.

15 слов - 5 баллов,

12-14 слов – 4 балла,

8 - 11 – 3 балла.

Перевод баллов в оценку

«5»- 17- 18 баллов

«4» - 14- 16 баллов

«3» 10-13 баллов

«2» - 9 и менее

бор щ ом бор ц ов двор ц ом коль ц о ме ж ой лап ш ой клю ч ом товари щ ем гор ц ев полотен ц ем серд ц е репорта ж ем юно ш ей встре ч ей

бор щ оʹм бор ц оʹв двор ц оʹм коль ц оʹ ме ж оʹй лап ш оʹй клю ч оʹм товаʹри щ ем гоʹр ц ев полотеʹн ц ем сеʹрд ц е репортаʹ ж ем юʹно ш ей встрʹе ч ей

Алгоритм 1 . Определи часть речи. 2. Поставь ударение. 3. Выдели окончание. 4. Выдели основу, обрати внимание на букву, которой оканчивается основа. 5. Сделай вывод о написании гласной: под ударением - пиши О, без ударения – Ё.

о е Найти в тексте слова на изучаемую нами орфограмму «Гласные о или е после шипящих в окончаниях существительных» и выписать их в два столбика, выделяя изученную орфограмму.

Я всей душой привязан к родине. Мне всё дорого. Нельзя не восхищаться русским пейзажем. Я восхищаюсь и первым ландышем, и маленьким стрижом, и деловитым грачом, который ходит вдоль дорог. По пшеничному полю прохожу я узкою межой и любуюсь. Ранним утром выйдет из-за облаков солнце, пробежит лучом по полям, раскрасит их. Вот длинной вереницей тянутся гуси к ближнему озеру. Розовая чайка взлетит в небо бесшумной свечой. У озера построен шалаш. Рядом с шалашом стоят клены. Любуешься каждым деревцем. Наклоняешься над ключом и пьёшь ледяную воду. Ты видишь эту красоту и осознаёшь, как чудесна твоя земля. Любовь к Родине согревает тебя. Лишь за рубежом ты понимаешь истинный смысл пословицы «Каждому свой край сладок». И болеешь за Родину всем сердцем.

о е Ду ш ой, стри ж ом, гра ч ом, ме ж ой, лу ч ом, све ч ой, шала ш ом, клю ч ом, рубе ж ом Пейза ж ем, ланды ш ем, солн ц е, верени ц ей, дерев ц ем, серд ц ем

Сегодня на уроке я узнал… научился… могу похвалить себя и своих одноклассни-ков за …

Запишите задание на дом! П. 99, упр. 556 стр. 76 .