Постоянно нейтральные государства список стран. Какие страны сохраняли нейтралитет во Вторую мировую войну

10 Самых Безопасных Стран Мира в Случае Мирового Конфликта June 28th, 2013

В какой стране Вы хотели бы оказаться, если разразится третья мировая война или нечто похожее? Мы можем все дружно молиться, чтобы этого не случилось и искренне надеяться на лучшее, но войны во все времена становились самой острой и важной причиной для массовой иммиграции. Мы можем вспоминать как семья фон Трапов из мюзикла «Звуки Музыки» с песней об Эдельвайсе и улыбкой пешком уходила из Австрии в Швейцарию, но на деле, если придется идти пешком и с детьми на руках, большинство из нас будут вряд ли петь песни.

Безопасность и максимальная удаленность от мирового конфликта может стать мотивирующим фактором именно для Вас, если придется выбирать, куда бежать. Естественно, многие из читателей нашего блога имеют недвижимость за границей, а кто-то побежит к родственникам, живущим за рубежом. Я же расскажу о своем топ 10 стран, которые я на данный момент считаю безопасными в случае мирового конфликта.

10. Швейцария

У Швейцарии долгая история нейтралитета и эта страна спрятана в Альпах. Соседняя Австрия также считается нейтральной нацией и, кстати, очень многие наши читатели интересуются иммиграцией в Австрию.

В Швейцарии в каждом доме есть бомбоубежище.


9. Коста Рика

В Коста Рике стабильная демократия и страной проводится политика нейтралитета. Коста Рика занимает высокие позиции в различных независимых обозрениях и рейтингах, например, в рейтинге Глобального Мира (Global Peace Index), Рейтинге Счастливой Планеты (Happy Planet Index) и в рейтинге удовлетворения жизнью (Life Satisfaction Index). И хотя Коста Рика находится в достаточно неспокойном регионе, но сама по себе считается очень мирной и нейтральной. С целью поиска своей идеальной страны на случай конфликта Вы можете также сверится с последними новостями вышеупомянутых мировых рейтингов.
8. Папуа Новая Гвинея

Если цель - изолированное место в мире и стана в которой еще есть места, куда не ступала нога человека, то переезд в Папуа Новую Гвинею позволит максимально изолироваться от внешнего мира.
7. Канада

Канада - вторая по количеству населения страна в мире, но у нее лишь одна граница с другой страной - США и это мирная граница. У Канады в мире немного врагов и эта страна также высоко расположена во всемирном индексе мирных стран.
6. Сейшелы

Кроме того, что Сейшелы изолированы от всего мира и находятся посреди Индийского океана, эти острова еще и очень красивы. Здесь вы сможете не только изолироваться, но и насладится жизнью. Более подробно о возможностях райской жизни на Сейшельских островах можно узнать из статьи - Лучшая налоговая гавань мира - Сейшельские Острова .
5. Финляндия

У Финляндии есть долгая история успеха в способности выходить сухой из воды в международных конфликтах. Финляндия считается политически нейтральной страной и всегда входит в десятку самых мирных стран на планете в Глобальном Рейтинге Мира - Global Peace Index. Если вы не боитесь холода, то северная часть Финляндии отличное место для того, чтобы исчезнуть.
4. Тувалу

Эта страна располагается в центре Микронезии и находится среди самых безопасных и отдаленных мест в мире. Это третья по количеству населения страна с конца в списке всех стран мира и четвертая с конца по размерам. В мире есть совсем немного мест, которые так удалены и изолированы от активной глобальной жизни как Тувалу.
3. Исландия

У Исландии нет границ и врагов в мире. Эта страна всегда высоко в рейтинге самых мирных стран. Если случиться мировой конфликт, то очень маловероятно, что Исландия будет в нем участвовать.
2. Бутан

Находящийся среди Гималайских гор Бутан - одна из самых изолированных стран мира и отличный пример достижения баланса между модернизацией и сохранением древней культуры. Религиозное население Бутана верит в мирные способы разрешения всех конфликтов и, хотя Бутан находится в сравнительно неспокойном регионе - географически страна защищена.
1. Новая Зеландия

Новая Зеландия самая изолированная из крупных и развитых стран. У Новой Зеландии нет границ и страна находится в удалении от других стран мира. У Новой Зеландии нет национальных врагов, но есть безопасная демократия и разнообразный географический масштаб с множеством удаленных мест, где можно спрятаться. У нас на блоге есть очень много актуальной и свежей информацией о переезде в Новую Зеландию для инвесторов и бизнес иммигрантов. Новой Зеландии на блоге посвящен целый

В последние годы обстановка в мире сильно накалилась. То и дело в разных частях света вспыхивают новые локальные конфликты, к которым присоединяется всё больше стран. В этих непростых условиях с экранов телевизоров и на страницах печатных изданий время от времени звучит термин «политика вооружённого нейтралитета». Однако не все люди до конца понимают его значение, а также обязательства, которые берут на себя государства, заявившие о данном статусе.

Определение термина

Слово «нейтралитет» имеет латинские корни. В переводе оно обозначает «ни тот, ни другой». Этот термин получил распространение в международном праве. Он употребляется, когда говорят об отказе государства от участия в войне в смутное время и от присоединения к одному из военных блоков в мирное. Другими словами, нейтралитет - это когда государство занимает лояльную позицию по отношению к мнениям других стран, являющихся участницами конфликта.

Виды нейтралитета

Нейтралитет государств имеет несколько видов и может быть закреплён различными способами. Данный термин может употребляться в четырёх значениях:

1. Такие государства, как Швейцария и Австрия, соблюдают постоянный нейтралитет . закреплён во внутренних нормативных актах и признан во всём мире. Государства, заявившие о себе как о сторонниках постоянного нейтралитета, не могут участвовать в войнах, состоять в военных союзах и разрешать возведение на своей территории иностранных объектов военного назначения.

2. Некоторые страны Азии, Африки и Латинской Америки придерживаются позитивного нейтралитета . Они декларируют соблюдение международной безопасности, помощь в снятии международной напряжённости, отказ от Один раз в три года проводится Конференция, в ходе которой страны вновь заявляют о своём статусе.

3. Швеция является одной из стран, заявляющих о традиционном нейтралитете . Его главная особенность состоит в том, что государство нигде не закрепляет свой статус и придерживается политики нейтралитета на добровольных началах. В то же время оно может в любой момент прекратить соблюдение взятых на себя обязательств, поскольку нигде не декларировало свой статус.

4. Зачастую государства подписывают международные документы, в которых заявляют о своих обязательствах. Договорной нейтралитет - так называется данный вид. Примером может являться соглашение, достигнутое Российской Федерацией и Канадой в Оттаве в 1992 году. Речь идёт о Договоре о согласии и сотрудничестве между вдумя странами.

Многие международные авторитетные правоведы высшей формой называют постоянный нейтралитет, который действует на все вооружённые столкновения без исключения. Государство, вставшее на этот путь, берёт на себя значительные обязательства не только в военное, но и в мирное время. Помимо невозможности участвовать в конфликтах, входить в состав блоков и допускать возведение иностранных инфраструктурных объектов военного назначения, оно не может использовать вооружённое столкновение в качестве метода решения острых геополитических задач.

Ограничения в военное время

Согласно нормам международного права, если государство объявило о своём нейтралитете во время войны, оно обязано соблюдать три правила:

1. Ни при каких обстоятельствах не оказывать конфликтующим странам военную помощь.

2. Не допускать использования конфликтующими странами своей территории в военных целях.

3. Вводить в отношении конфликтующих сторон одинаковые ограничения на поставку оружия и товаров военного назначения. Это нужно, чтобы не выделять одну из вовлечённых сторон и тем самым не оказывать ей поддержку.

История становления понятия

Если рассматривать нейтралитет в исторической перспективе, то для жителей государств, существовавших в эпоху Древнего мира, он был чужд. В Средние века это явление начало приобретать своё современное значение. Средневековые страны заявляли об общности своих религиозных и культурных взглядов и старались придерживаться нейтралитета, однако в некоторых случаях его не соблюдали. Речь идёт, прежде всего, о войнах на морских просторах. Лишь с XVI века государства стали понимать, что нейтралитет - это статус, который следует соблюдать.

Приведём примеры

Первый в истории случай, когда страны объявляли вооружённый нейтралитет, датируется концом XVIII столетия. В мировой истории заметный след оставил союз крупных мировых держав, которые взяли на себя обязательства защищать принципы, изложенные в Декларации Екатерины II, принятой в феврале 1780 года. В него вошли Российская империя, Франция, Испания, Американские Штаты, Дания, Швеция, Пруссия, Австрия, Португалия, Сицилия. Данный союз функционировал, пока шла война за независимость американских колоний от Англии. После завершения войны в 1783 году, он фактически распался.

В 1800 году был заключён так называемый второй вооружённый нейтралитет между Российской империей, Данией, Швецией и Пруссией. В его основу были положены принципы екатерининской декларации с незначительными изменениями. Однако после смерти Павла I и восшествия на престол Александра I он прекратил своё существование.

Подведём итоги

Нейтралитет - это правовой статус, который прошёл долгий путь, пока, наконец, не обрёл своё современное значение. Большой вклад в его становление внесла русская императрица Екатерина II, которая изложила многие его принципы в Декларации 1780 года. Если государство объявляет о своём нейтралитете, оно берёт на себя значительные обязательства. Это в равной степени справедливо для мирного и военного времени. Поэтому это явление не столь распространено в мире, как хотелось бы.

Постоянный нейтралитет - это международно-правовой статус государства, взявшего обязательство не участвовать в каких-либо войнах, которые происходят или могут произойти в будущем, и воздерживаться от действий, способных вовлечь такое государство в войну. В связи с этим постоянно-нейтральные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории иностранных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообщества в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудничества между государствами. Таким образом, постоянный нейтралитет осуществляется не только во время войны, но и в мирное время. Статус постоянного нейтралитета не лишает государство права на самооборону в случае нападения на него.

Юридическим закреплением указанного статуса является заключение заинтересованными государствами соответствующего международного договора с участием в нем государства, наделяемого статусом постоянного нейтралитета. Действие такого договора не обусловлено каким-либо сроком - он заключается на все будущее время. Согласно взятым обязательствам посто-янно-нейтральное государство должно соблюдать правила нейтралитета в случае возникновения военного конфликта между любыми государствами, т. е. следовать нормам международного права, касающимся нейтралитета во время войны, в частности Гаагским конвенциям 1907 г. о нейтралитете в сухопутной войне (Пятая конвенция) и морской войне (Тринадцатая конвенция). В равной мере постоянно-нейтральное государство не может допускать использования своей территории, включая воздушное пространство, для вмешательства во внутренние дела других государств и враждебных действий против них. Недопустимы подобные действия и со стороны самого постоянно-нейтрального государства. Вместе с тем последнее имеет право участвовать в деятельности международных организаций, иметь

свою армию и военные укрепления, необходимые для самообо-роны.

Нередко статус постоянного нейтралитета закрепляется как международным договором, так и национальным правовым актом государства. Каждое государство имеет су-веренное право независимо определять свою внешнюю политику с учетом принципов и норм международного права. Отражением указанного права является выбор государством способов установления статуса своего постоянного нейтралитета. Это предполагает, что данный статус может быть определен государством и на основе принятия им только соответствующих внутренних актов. Важно лишь, чтобы в этом случае данный статус получил признание других государств.

В историческом прошлом статус постоянного нейтралитета принадлежал Бельгии (с 1831 по 1919 г.) и Люксембургу (с 1867 по 1944 г.).

В современный период этот статус имеют Швейцария, Австрия, Лаос, Камбоджа, Мальта, Туркменистан.

Соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии было подписано Австрией, Великобританией, Францией, Россией, Пруссией и Португалией 8 (20) ноября 1815 г. и было подтверждено Версальским мирным договором 1919 г. Державы, под-писавшие Соглашение, признали «всегдашний» нейтралитет Швейцарии. Они гарантировали как статус нейтралитета, так и неприкосновенность территории Швейцарии, что предполагает обязанность этих держав выступить в защиту статуса Швейцарии в случае его нарушения.

Согласно советско-австрийскому меморандуму, принятому в апреле 1955 г., Австрия обязалась огласить декларацию о том, что примет статус, подобный статусу нейтралитета Швейцарии.

15 мая 1955 г. был подписан Государственный договор о вос-становлении независимой и демократической Австрии, в котором союзные в ходе Второй мировой войны великие державы - СССР, США, Англия, Франция - заявили, что будут уважать независимость и территориальную целостность Австрии в том виде, как это установлено названным Договором. Австрийский парламент 26 декабря 1955 г. принял Федеральный конституционный закон о нейтралитете Австрии. В ст. 1 Закона было определено, что в целях длительного и постоянного утверждения своей внешней независимости и неприкосновенности своей территории Австрия добровольно заявляет о своем

постоянном нейтралитете. Для обеспечения этих целей в Законе закреплено положение, согласно которому Австрия не будет вступать ни в какие военные союзы и не будет допускать создания военных опорных пунктов чужих государств на своей территории. Статус Австрии был признан союзными державами и многими другими государствами, но в отличие от статуса Швейцарии он не был гарантирован.

На международном совещании в Женеве 14 стран по урегулированию лаосского вопроса 23 июля 1962 г. была подписана Декларация о нейтралитете Лаоса, в которой участники совещания приняли к сведению заявление правительства Лаоса о нейтралитете от 9 июля 1962 г. и заявили, что они признают, будут уважать и соблюдать суверенитет, независимость, единство и территориальную целостность Лаоса.

Статус Камбоджи был определен Заключительным актом Парижской конференции по Камбодже от 23 октября 1991 г. Составной частью этого документа является Соглашение, касающееся суверенитета, не-зависимости, территориальной целостности и неприкосновенности, нейтралитета и национального единства Камбоджи, в котором зафиксировано ее обязательство закрепить постоянный нейтралитет в своей Конституции. Другие участники Соглашения обязались признавать и уважать данный статус Камбоджи. Обязанность постоянного нейтралитета нашла отражение в Законе о нейтралитете Камбоджи, вступившем в силу еще 6 ноября 1957 г.

Правительство Республики Мальта утвердило 14 мая 1981 г. Декларацию относительно нейтралитета Мальты, в которой заявило, что Республика Мальта является нейтральным государством и отказывается от участия в каких-либо военных союзах. Ни один объект на Мальте не может использоваться таким образом, чтобы это привело к сосредоточению на Мальте иностранных вооруженных сил.

Постоянный нейтралитет Туркменистана был провозглашен Законом «О внесении изменения и дополнения в Конституцию Туркменистана» и Конституционным законом «О постоянном нейтралитете Туркменистана», принятыми в 1995 г. Он был также признан и поддержан резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Постоянный нейтралитет Туркменистана», принятой 12 декабря 1995 г.

В ст. 1 Конституции Туркменистана резюмируется содержание указанных документов и закрепляется положение, согласно

которому «признанный сообществом нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики».

Таким образом, только полноправный субъект международного права - государство - может обладать статусом постоянного нейтралитета. Обязательства, вытекающие из статуса постоянно-нейтрального государства, не могут служить ограничением его суверенитета. Ряд юристов в прошлом считали, что постоянно-нейтральное государство не может быть суверенным, так как в силу своего статуса (обязанности неучастия в военных конфликтах) лишено «права на войну» и стеснено в свободе действий.

Современное международное право, ликвидировавшее «право на войну» и закрепившее принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, создает тем самым для государств, имеющих статус постоянного нейтралитета, дополни-тельные гарантии его обеспечения.

Нейтральность была характерной чертой европейской политики на протяжении всего XX века. В 1945 г. было 11 нейтральных государств; четыре страны, не участвовавшие ни в первой мировой войне, ни во второй мировой войне, не дали себя втянуть и в послевоенные военные блоки; две страны получили статус нейтральных в первые послевоенные годы. Причем нейтральность была крепко связана с экономическим процветанием, и большинство нейтральных стран не торопились присоединяться к ЕЭС.

Процветала Швейцария, для которой нейтралитет был образом жизни. Она изо всех сил противилась немецкой интервенции во время войны, и после войны здесь значительно выросло население. Она также пользовалась преимуществами своей близости к северной Италии и южной Германии (оба региона отмечены энергичным экономическим ростом после войны) и в то же время продолжала играть особую роль в банковском деле и туризме. Швейцария с радостью приглашала к себе мультинациональные компании и международные агентства от химического концерна Байер до ЮНЕСКО. Ретороманский поднялся до уровня национального языка наряду с швейцарским, немецким, французским и итальянским, а франкоговорящая Юра стала особым кантоном. Впрочем, оборонный бюджет оставался высоким, и не была отменена воинская повинность для мужчин - обеспечивая тем самым поддержку национальной милиции. Швейцарские женщины получили

Благодаря Швейцарии несколько прилегающих территорий начали добиваться статуса свободных таможенных зон. Сюда входили немецкий анклав Бюзинген, итальянские районы Камнионе-д"Италия, Ливиньо и Вале-д"Аоста, а с 1815 г. французский департамент Верхняя Савойя.

Швеция очень выиграла от своего нейтралитета во время войны, она с успехом продолжала им пользоваться и в мирное время. Швеция была главным украшением регионального Балтийского совета, но оставалась в стороне и от НАТО, и от ЕЭС даже тогда, когда к этим союзам присоединились ее скандинавские партнеры. В Швеции долго оставались у власти социал-демократы: до выборов 1989 г. При Улафе Пальме, убитом в 1986 г., Швеция возглавила целый ряд инициатив по Третьему миру, беженцам и охране окружающей среды.

Франкистская Испания оставалась политической парией до смерти каудильо. Так что исключительно продолжительные правления Франко и Салазара удерживали иберийскую политику как бы во временном коконе до середины 1970-х гг. Этот фашистский анахронизм в Западной Европе выступал в качестве противовеса коммунизма на Западе, в особенности во Франции. Когда Португалия стала членом НАТО, Испания согласилась на американские базы, но отказалась от дальнейших шагов. Впрочем, от полной изоляции ее спасал массовый туризм. Восстановление же в 1975 г. конституционной монархии открыло Испании путь в ЕЭС, а также стало началом большого экономического подъема в 1980-е гг. Хотя окончательному возрождению Испании мешали еще баскский терроризм, каталонский сепаратизм и тяжелый спор с Великобританией за Гибралтар.

Республика Ирландия пережила угрозу британской оккупации во время войны и в конце войны вышла из Содружества.

Но экономическая зависимость от Соединенного Королевства все-таки оставалась реальностью: у Ирландии не оставалось иной возможности, кроме как нехотя следовать за Британией в переговорах с ЕЭС. В политической жизни Ирландии главными были

810 DIVISA ET INDIVISA

привилегированное положение католической церкви, бесконечные конфликты с Северной Ирландией и соперничество двух главных партий Фианна Файл «Солдаты судьбы» и Фине Гаэл «Нация гаэлов». По ирландской конституции графства британского Ольстера были интегральной частью республики. Но Ирландская республиканская армия (ИРА) считалась незаконной но обе стороны границы; и отношения между Лондоном и Дублином не были большим препятствием на пути урегулирования.

Финляндия, которая вместе с Германией напала на СССР, тем не менее, избежала советской оккупации, хотя по перемирию 1944 года ей пришлось сделать дальнейшие территориальные уступки, в частности, отдать Виипури (Выборг) и Петсамо (Печенгу). В 1947 г., однако, мирный договор подтвердил формальный суверенитет Финляндии в обмен на аренду Порккалы под военно-морскую базу. С этого времени Финляндия была обязана соблюдать нейтралитет, сократить свои вооруженные силы и проводить внешнюю политику, согласованную с интересами СССР. После войны в Финляндии начинается экономический подъем, а Хельсинки становится одной из самых элегантных и дорогих столиц Европы - последний западный форпост на подступах к Ленинграду. Многие оккупированные советскими войсками страны мечтали о статусе финляндизащи, но по такому пути удалось пойти только еще Австрии.

Австрии очень помог миф, что она была первой жертвой нацистов. Разделенная, как и Германия, на четыре оккупационные зоны, республика смогла полностью восстановить суверенитет на базе Staatsvertrag, то есть Государственного договора (1955), подписанного представителями всех четырех оккупационных властей. Условия этого договора включали строгий нейтралитет и обязательство вечно содержать в порядке обширный советский военный мемориал. За восстановлением независимости Австрии последовал период невиданного расцвета, как в соседней Швейцарии, и относительной политической разрядки. В политике в основном мирно соперничали Социалистическая партия, которая удерживала пост канцлера за Бруно Крайским (1970-1983), и консервативная Народная партия. В 1986 г. даже международная кампания по дискредитации австрийского

президента Курта Вальдхайма, бывшего генерального секретаря ООН, ему не повредила; но эта кампания напомнила о прошлом Австрии. В определении границ Австрии были некоторые несуразности. По договору 1868 г. два района - Юнгхольц и Миттельберг - входили в баварскую таможенную зону. Провинции же Форарльберг и Тироль пользовались преимуществами свободной торговли с Альто-Адидж и Трентино в Италии.

Семь европейских княжеств, последних из исторических мини-государств, были слишком малы, чтобы влиять на международные отношения; но каждое пользовалось преимуществом своего положения.

Сан-Марино (основанное в V в. н.э., с территорией 62 км и населением 23 000 человек) претендовало на звание старейшего в Европе государства. Его независимость была признана в 1631 г. Расположившись на склонах Монте-Титано возле Римини, оно было со всех сторон окружено территорией Италии. После войны Сан-Марино стало налоговым убежищем для богатых итальянцев; местное правительство здесь попеременно возглавляли коммунисты и христианские демократы.

Княжество Лихтенштейн (основано в 1719 г., территория 157 км, население 27 000 человек) передоверило свою внешнюю политику Швейцарии. В 1980 г. здесь был самый высокий в Европе валовой национальный продукт на душу населения: 16 440 долл. Это последний уцелевший член Священной Римской империи.

Княжество Монако (территория 150 га, население ок. 30 000 человек) было самоуправляемым протекторатом Франции, занимавшим крошечный анклав на Ривьере к востоку от Ниццы. Его современный статус сложился в 1861 г.; до того времени Монако было владением Испании (с 1542), Франции (с 1641) и Сардинии (с 1815). По конституции Монако управляет семья Гримальди. Доходы княжества находятся в большой зависимости от доходов казино в Монте-Карло.

Андорра (территория 495 км, население ок. 43 000 человек) - в Восточных Пиренеях сохраняет свою автономию с 1278 г., когда Андорра была передана в совместное владение епископа Урхельского и графа де Фуа. В настоящее время его Европа разделенная и нераздельная, 1945-1991 811

права осуществляются префектом Арьежа от имени президента Французской республики. Андорра живет туризмом, в особенности лыжными курортами, и беспошлинной торговлей.

Остров Мэн (территория 518 км, население 65 ООО человек в 1986 г.) и Нормандские острова (Джерси, Олдерни, Гернси и Сарк - территория 194 км2, население ок. 134 000 человек в 1981 г.) были иод юрисдикцией британской короны со времени нормандского завоевания. Формально они никогда не входили в Соединенное Королевство, но были процветающими убежищами налогоплательщиков. Дама с Сарка22 боролась за свои прерогативы с Вестминстером в 1960-е гг. В 1990-е гг. парламент острова Мэн вступил в открытую борьбу, отказавшись последовать примеру Англии и легализовать гомосексуализм.

Гибралтар - единственная подвластная Великобритании территория, присоединившаяся к ЕЭС. Он таким образом последовал примеру французских заморских департаментов: Гваделупы, Мартиники, Реюньона и Гвианы. Все другие британские и французские колонии, как и автономные датские регионы [фарерские острова] и Гренландия, не присоединились к ЕЭС.

Государство-город Ватикан (территория 44 га, население ок. 1000 человек в 1981 г.) был последней автократией в Европе, правитель Ватикана - папа, имеет неограниченную власть, как в современном папском государстве, так и в Римской католической церкви, центральные учреждения которой находятся в Ватикане. С Ватиканом можно сравнить только монашескую республику Афон [афон], который имеет автономию в составе Греции с 1926 г.

Нейтралитеет, в международном праве -- неучастие в войне, а в мирное время отказ от участия в военных блоках. Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами: не предоставлять собственные вооруженные силы воюющим сторонам;

не предоставлять свою территорию для использования воюющим сторонам (базирование, транзит, перелёт и т. д.); не дискриминировать ни одну из сторон в поставках оружия и товаров военного назначения (то есть ограничения либо одинаковые, либо вообще отсутствуют).

Основной принцип нейтралитета -- абсолютное неучастие в военных действиях, не исключающее возможной благожелательности той или иной воюющей стороне); отсюда:

1) нейтральное государство обязано не допускать на своей территории никаких враждебных действий или продолжения их со стороны воюющих и не препятствовать их операциям вне нейтральной территории; 2) нейтральное государство не должно разрешать своим подданным вмешиваться в войну; 3) нейтральное государство, насколько позволяют военные действия, в праве продолжать мирные сношения с воюющими сторонами и торговлю с ними, но не нарушая постановлений о военной контрабанде и законно объявленной блокаде.

Институт нейтралитета складывался в течение нескольких веков, но наибольшее развитие получил в XVIII, и, особенно, в конце XIX - начале XX вв. Во время войны провозглашение государством нейтралитета создавало для этого государства международно-правовой статус нейтральной стороны. Этому соответствовали особые права и обязанности нейтрального государства, а также права и обязанности воюющих сторон, признававших этот статус. Нормы международного права, определявшие правила нейтралитета государства во время войны, были регламентированы 5-й и 13-й Гаагскими конвенциями 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав во время сухопутной и морской войны. Главной обязанностью нейтрального государства являлось неучастие в войне своими вооруженными силами и неоказание военной помощи воюющим. Главным правом нейтрального государства была неприкосновенность его территории, а также его право продолжать свою торговлю с другими нейтральными странами и даже мирную торговлю с воюющими сторонами. Нейтральное государство было вправе защищать свой нейтралитет вооруженной силой. Военные корабли воюющих могли проходить по территориальным водам нейтрального государства и пользоваться на ограниченное время их портами, но не для военных целей. Нейтральное государство обязано было не допускать создания на своей территории военных баз воюющих сторон и препятствовать вооружению или снаряжению в его водах любого корабля, предназначенного для участия в военных действиях. Однако нейтральное государство могло не мешать своим гражданам-добровольцам служить в войсках воюющих стран, хотя при этом они утрачивали свой нейтральный статус. В подкрепление своего статуса нейтральное государство могло заключать с воюющими соглашения или пакты о нейтралитете.

По Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. нейтральная страна может выступать как покровительница, т. е. может, с согласия воюющих сторон, посылать санитарные формирования для оказания помощи лицам, взятым под защиту в соответствии с Женевскими конвенциями. После Второй мировой войны и принятия Устава ООН, как приоритетного международного закона, правила нейтралитета находятся полностью в зависимости от положений Устава (глава УП), предусматривающих обязанность государств действовать в борьбе с угрозой миру, нарушением мира или актами агрессии в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН. Нейтральный статус не лишает государство права на отражение иностранной агрессии, как самостоятельно, так и с помощью других государств на основе Устава ООН.