Сжатое изложение огэ "война была для детей жестокой и грубой школой". Конспект урока с презентацией по русскому языку на тему " обучение написанию сжатого изложения" Они еще не обладали жизненным опытом
Урок развития речи. Обучение написанию сжатого изложения.(7 класс)
Цель урока- обучение написанию сжатого изложения: выделение микротем, нахождение ключевых (опорных) слов, объяснение орфограмм, сжатое изложение текста, используя способы и приёмы компрессии.
Формирование и развитие компетенций: коммуникативной, языковой, ценностно-смысловой, познавательной.
Ход урока.
I . Вступительное слово учителя. (слайды №1,2)
Сегодня на уроке нам предстоит научиться писать сжатое изложение. Мы, используя известные нам способы и приёмы сжатия текста, попробуем вместе с вами изменить текст по Ю. Бондареву.
Повторим основные способы и приёмы сжатия текста (домашнее задание)
II . Чтение теста.(текст на партах) (слайд №3)
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время. (По Ю. Бондареву)
III . Работа с текстом. (слайд № 4)
Перед вами таблица, которую по ходу урока нам предстоит заполнить. Она поможет вам в написании изложения.
1.Работа с первым абзацем.
Прочитаем первый абзац и определим микротему. Запишем в таблицу. (слайд №5)
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Какие слова являются главными в нём? Ключевыми? (запись в таблице) (слайд № 6)
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами , а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей , которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Используя способ исключения подробностей, деталей, сократим первые два предложения. Что у нас получится? (слайд № 7)
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты .
(Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в окопах, и перед ними были не тетради, а снаряды.)
Посмотрим, что можно сделать с последним предложением. (слайд №8)
Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Замените фрагмент предложения синонимичным выражением.
Они ещё не обладали жизненным опытом (У них не было жизненного опыта.)
Можно ли заменить сложноподчинённое предложение простыми, исключая фрагмент предложения? (слайд № 9)
Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
( У них не было жизненного опыта. Они не понимали истинной ценности простых вещей мирной жизни.)
Объясните написание –Н- и –НН- в прилагательных «жизненного» и «истинного». (запись в таблице)
(Слайд № 10)
Посмотрим, что у нас получилось при сжатии первого абзаца. (слайд № 11)
2. Работа со вторым абзацем. (слайд № 12)
Определим микротему. (Война наполнила их душевный опыт до предела.)
Найдём ключевые слова. (слайд № 13)
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Обратим внимание на первые два предложения. Как их можно изменить? (слайд № 14)
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти , могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности.
(Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать от ненависти , по-детски радоваться тому, чему не радовались до войны, хранили в душе тепло юности.)
Какие приёмы мы использовали? (Исключение повторов; сокращение некоторых однородных членов предложения; исключение подробностей, деталей.)
Как можно сократить последнее предложение? (слайд № 15)
Те, кто остался в живых, вернулись с войны , сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду , став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
( Вернувшиеся с войны не истратили в себе всё самое лучшее , а стали добрее к добру.)
С помощью каких приёмов? (Замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена однородных членов обобщающим наименованием; исключение подробностей, деталей.)
Орфографическая работа со словами «предел» и «по-детски». (слайд № 16)
Прочитаем получившийся абзац. (слайд № 17)
3. Работа с третьим абзацем.
Определим микротему. (память о ней должна жить) (слайд № 18)
память о ней должна жить , ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
Найдём ключевые слова. (слайд № 19)
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить , ведь главные участники истории - это Люди и Время . Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
Обратим внимание на первое предложение. Как его можно изменить?
(Замена сложноподчинённого предложения двумя.) слайд №20
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. (Война стала историей, но память о ней должна жить. Участники истории - это Люди и Время.)
Как можно сократить последнее предложение?
Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
Замена предложения синонимичным выражением. (слайд № 21)
(Ни то, ни другое забывать нельзя. Этого забывать нельзя)
Орфографическая работа: (слайд № 22)
Учас т ники. (в таблицу).
Прочитаем, что получилось. (слайд №23)
Война стала историей, но память о ней должна жить. Участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это не забывать Людей, не забывать Людей - это не забывать Время.
IV .Опираясь на таблицу, составим текст. (слайд № 24,25)
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в окопах, и перед ними были не тетради, а снаряды. У них не было жизненного опыта. Они не понимали истинной ценности простых вещей мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать от ненависти, по-детски радоваться тому, чему не радовались до войны, хранили в душе тепло юности. Вернувшиеся с войны не истратили в себе всё самое лучшее, а стали добрее к добру.
Война стала историей, но память о ней должна жить. Участники истории - Люди и Время. Это забывать нельзя.
V . Домашнее задание. Работа по аналогии с текстом по Ю. Дмитриеву. (слайд № 26, 27)
Надо ли знать природу?
Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова».
Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения.
Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
(по Ю.Дмитриеву)
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
Микротемы:
- Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах. Дети не понимали истинной ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом.
- Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
- Память о войне должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время
Готовое сжатое изложение:
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах. Они не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в мирной жизни, потому что не обладали жизненным опытом.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Вернувшиеся с войны сумели сохранить в себе чистый мир, веру и надежду, стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Память о войне должна жить, ведь главные участники истории - Люди и Время. Не забывать Время - значит не забывать Людей, не забывать Людей - значит не забывать Время. (107 слов)
Вопрос: Написать сжатое изложение на этот текст Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
Написать сжатое изложение на этот текст Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
Ответы:
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время.
Похожие вопросы
- Сократите текст, примерно до 70 слов. ТЕКСТ №4 Читатель, друг! Ты подумай: если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать. Если писать только о серьёзно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом – слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души – само собой разумеющееся состояние. …Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие.
- Всего 20 участников. 3 из Украины и 2 из Болгарии. Какова вероятность что двенадцатым будет выступать участник из Украины
- Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г. 3 раза в день в течение 7 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,25 г.сколько упаков нужно
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
Война была для детей жестокой и грубой школой.
(слушать онлайн или скачать аудиозапись)
Текст изложения
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву)
Задание
Напишите сжатое изложение по заданному тексту. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Сжатое изложение пример
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Не обладая жизненным опытом, дети не придавали значения простым вещам мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт. Они могли плакать не от ненависти, по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Оставшиеся в живых сумели сберечь в себе чистый мир, веру и надежду, стать добрее к добру.
Война уже стала историей, но память о войне до сих пор жива. Главные участники истории - Люди и Время. Не забывать Время - значит не забывать Людей, не забывать Людей - значит не забывать Время.
Обратите внимание!!!
При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
Если в изложении менее 50 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.