Какие лица не допускаются к педагогической деятельности? Кто не имеет права заниматься педагогической деятельностью Особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются.

Вопрос об особой роли педагога в развитии человеческой личности и современного общества обсуждался ещё в 1966 году в Париже на специальной межправительственной конференции о статусе учителей. На этой конференции были приняты Рекомендации 1 , которые стали ориентиром для многих стран при формировании законодательства по вопросам туда педагогических работников и были направлены на решение таких вопросов, как:

Подготовка к профессии учителя;

Усовершенствование работы учителей и их профессиональная подготовка, условия работы и продвижения по службе;

Реализация прав и обязанностей учителей;

Создание условий, необходимых для обеспечения эффективного процесса обучения;

Проблемы социального страхования учителей 2 .

С учётом этого документа разрабатывался и Закон Российской Федерации «Об образовании» 3 , принятый в 1992 году (ныне утратил силу).

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 4 .

По сравнению с Законом «Об образовании» 1992 года содержание статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года отражает детальную проработку мер социальной поддержки всех участников образовательного процесса. Закон об образовании в Российской Федерации направлен на защиту интересов человека, семьи, общества и государства 1 .

Основные принципы и гарантии конституционных прав граждан в сфере образования в полной мере включены в данный Закон. Впервые на законодательном уровне государством признаётся особый статус педагогических работников. Существенно, что все права и меры социальной поддержки педагогов закрепляются за ними вне зависимости от места работы 2 .

Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом «Об образовании», организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Образовательные организации могут образовываться в форме учреждений, основные положения о которых содержатся в ст. ст. 123.21-123.23 Гражданского кодекса РФ 3 . Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение) (ст. 123.21 ГК РФ).

Для системы общего образования характерно многообразие правовых статусов педагогов. Их содержание существенно зависит от типа и вида образовательной организации, от категории детей, с которыми работает педагог, от статуса учредителя, отраслевой принадлежности образовательного учреждения, от внедрения инновационных технологий, квалификационной характеристики должности педагогического работника.

Объём основных прав и свобод педагогического работника, гарантированных Конституцией РФ, дополняется нормами гражданского, трудового, административного, пенсионного, санитарного и образовательного законодательства.

Трудовым кодексом РФ 1 предусмотрены ограничения на занятие педагогической деятельностью.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 ТК).

Ст. 351.1 Трудового кодекса РФ содержит ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. К трудовой деятельности в вышеуказанной сфере не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

В Государственную Думу РФ депутатом ГД РФ А.С. Старовойтовым был внесен проект Федерального закона N 618149-6 "О внесении изменений в статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации" 1 .

Целью законопроекта является недопущение лиц, совершивших действия, направленные на реабилитацию нацизма (если эти действия установлены в законном порядке), к воспитанию и обучению других людей, в том числе несовершеннолетних.

Также законопроектом предлагается не допускать указанных лиц к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

Мы считаем, что данный законопроект должен быть принят Государственной Думой, так как педагогический работник играет особую роль в формировании личности и моральных качеств человека. Педагогические работники, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления предусмотренные ст. 354.1 Уголовного кодекса РФ 2 (реабилитация нацизма), не должны допускаться к трудовой деятельности, связанной с преподавательской и воспитательной работой.

Нормы гражданского, административного права и актов в сфере образования определяют общие границы реализации правового статуса 3 .

Конкретное наименование должности педагога зависит от типа образовательного учреждения. Наиболее распространенные наименования должностей педагогов – воспитатель, учитель, преподаватель. Кроме того, к педагогам относятся классные воспитатели, инструкторы, тренеры, музыкальные руководители, вожатые, методисты, мастера производственного обучения, логопеды и др. Существуют должности, которые в своем наименовании содержат слово «педагог»: социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

Перечень должностей, относящихся к категории педагогических работников, утверждён Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» 1 .

Согласно названному Постановлению Правительства РФ к педагогическим работникам причислены: руководители, деятельность которых непосредственно связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом. Это директор школы, лицея, колледжа, ректор вуза, заведующий детским дошкольной образовательной организацией, их заместители по воспитательной или учебной работе и другие руководители (кроме тех, чей труд не связан непосредственно с воспитанием или обучением, например, главный бухгалтер, главный инженер, заместитель по хозяйственной части и пр.).

Педагогический работник должен иметь определённый образовательный ценз, который установлен квалификационными характеристиками.

Уровень образования педагогов ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им.И. А. Куратова» соответствует требованиям, предъявляемым к педагогическим кадрам п. 7.15 ФГОС СПО и включенным в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих 1 .

Квалификационные требования предусматривают не только наличие у педагогических работников определённого уровня профессионального образования, но и определённые требования к профилю полученной специальности по образованию 2 .

Педагог должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки «Образование и педагогика». Также он может иметь образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, - высшее или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на педагогическую работу, документа об образовании, квалификации или наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ).

Особенности правового регулирования труда педагогов обусловлены несколькими обстоятельствами – особой ролью педагога в жизни общества, спецификой трудовой деятельности, связанной с нервными нагрузками и повышенными трудозатратами, необходимостью повышения престижа преподавательской работы 1 .

Ведущей целью кадровой политики ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова» является выполнение задач, стоящих перед колледжем, путем создания оптимальной системы управления. Одной из основных функций отдела кадров является осуществление по подбору, расстановке специалистов.

Статус педагога должен гарантировать право педагогических работников на безопасные и здоровые условия труда, на медицинское обслуживание, достойное пенсионное обеспечение с сохранением права на досочное назначение трудовой пенсии, санаторно-курортное лечение и многое другое. То есть, необходим гарантированный социальный пакет 2 .

Таким образом, существует ряд особенностей регулирования труда педагогических работников, законодательно закрепленных дополнительных условий и требований, которым должны отвечать лица, допускаемые к педагогической деятельности. Педагог обладает определенными правами и обязанностями, а также несет ответственность, присущую только этой категории работников.

Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 331 ТК РФ

Статья 331 ТК РФ. Право на занятие педагогической деятельностью (действующая редакция)

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 331 ТК РФ

1. Педагогическая деятельность - это деятельность по обучению и воспитанию граждан, которая осуществляется педагогическими работниками в соответствующих образовательных организациях.

2. Порядок определения образовательного ценза, который является условием допуска к педагогической деятельности, установлен в ст. 46 Закона об образовании, согласно которой право на занятие указанной деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

3. Квалификационные требования установлены в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, который утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н.

4. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.

5. Для работы в образовательных организациях определенных типов и видов требуется не только образование соответствующего уровня, но и специальная подготовка. Так, образовательный процесс в специальной (коррекционной) образовательной организации для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности указанной организации, что предусмотрено в п. 29 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288.

6. Приговором суда педагогический работник может быть лишен права заниматься педагогической деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается УК на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет - в качестве дополнительного (ч. 2 ст. 47).

Статьи 150 и 151 УК РФ, посвященные вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступления или в совершение антиобщественного действия, а также ст. 156 УК РФ, устанавливающая наказание за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в качестве одной из санкций предусматривают лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Однако согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ это наказание может назначаться в качестве дополнительного вида и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

С педагогическими работниками, которым приговором суда запрещено заниматься педагогической деятельностью, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК.

7. Согласно комментируемой статье к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие в прошлом судимость за отдельные преступления, к числу которых относятся: преступления против жизни и здоровья (гл. 16 УК РФ), свободы, чести и достоинства личности (гл. 17 УК РФ) (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 18 УК РФ), против семьи и несовершеннолетних (гл. 20 УК РФ), здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ), основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 29 УК РФ), против общественной безопасности (гл. 24 УК РФ), а также лица, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за совершение указанных преступлений.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 N 19-П "По делу о проверке конституционности пункта 13 части первой статьи 83, абзаца третьего части второй статьи 331 и статьи 3511 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.К. Барабаш, А.Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы" признаны противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения п. 13 ч. 1 ст. 83, абз. 3 ч. 2 данной статьи и ст. 351.1 ТК:

Судебная практика по статье 331 ТК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 55-КГ16-5, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Вывод судебных инстанций о том, что преступление, по подозрению в совершении которого Чебокчинова Н.М. подвергалась уголовному преследованию, не указано в перечне преступлений, предусмотренном в абзацах третьем и четвертом части 2 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации, является ошибочным...

  • Решение Верховного суда: Определение N 82-КГ14-3, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с такими выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям. Согласно абзацу третьему части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности не допускаются лица имеющие или имевшие судимость...

  • Решение Верховного суда: Постановление N 12-АД16-3, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Согласно статье 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования...

+Еще...

Конституция РФ устанавливает право граждан на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на отдых, что подразумевает под собой право работающего по трудовому договору на установленную законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, а также ежегодный оплачиваемый отпуск.

Непосредственное регулирование трудовых отношений с участием педагогических работников устанавливается Трудовым кодексом РФ и Ф.З « об Образовании».

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В каждом образовательном учреждении согласно законодательству имеются свои профессиональные требования, например такие как:

к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации;

на педагогическую работу в учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;

к педагогической деятельности в образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;

к педагогической деятельности в учреждения начального профессионального и средне специального профессионального образования допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, которое подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;

к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, что подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации;

к педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования детей допускаются лица, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников;

на педагогическую работу в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же в общеобразовательной школе-интернате, принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.

Для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда, обязательным является высшее профессиональное образование в области дефектологии.

Квалификационные характеристики должностей работников образования не только предусматривают наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и содержат четкие требования к профилю полученной специальности по образованию.

Существуют требования, предъявляемые к педагогическим работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Так, согласно положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии имеются специальные образовательные учреждения. В данных учреждениях образовательный процесс осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также учителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения.

В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе, и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Имеется ряд запрещающих ограничений по осуществлению педагогической деятельности. Запрещается занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством.

Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель проходят обязательную аттестацию. Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя государственной или муниципальной образовательной организации устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации также согласовываются с уполномоченным Президентом Российской Федерации федеральным государственным органом.

В трудовом кодексе ч.2 ст. 331 более четко, чем в прежней, изложены юридически важные ограничительные обстоятельства и состав лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью.

Теперь в перечень лиц, которым педагогическая деятельность запрещена, отнесены:

лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям);

подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Согласно трудовому законодательству претендент на педагогическую деятельность по требованию работодателя обязан предоставить справку об отсутствии таких противопоказаний.

Получается, что работодатель обязан требовать от каждого устраивающегося на педагогическую работу лица соответствующей справки об отсутствии у него судимости за преступления такой степени тяжести?

Работодатель, на которого ложится ответственность за несоблюдение законодательства о труде, в том числе за прием на работу лиц, судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления, обязан обратиться в МВД России за получением соответствующей информации. Такая процедура при установлении ее законом увеличит срок приема на работу этих лиц как минимум на полтора -- два месяца. В случае же приема на работу без обращения в МВД России работника нужно, видимо, предупредить о том, что это будет сделано параллельно с оформлением его на работу, а при подтверждении такого факта может последовать его увольнение по п. 11 ст. 77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в абз. 6 ст. 84 ТК РФ, а также в ч. 2 ст. 331 ТК РФ.

При сокрытии работником при приеме на работу решения суда или непредставлении трудовой книжки, в которой содержится запись, лишающая его права занимать определенные должности или заниматься педагогической деятельностью, что неизбежно приведет к последующему увольнения по п. 11 ст. 77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в абз. 2 ст. 84 ТК РФ, в случае обнаружения этого факта. Все вышеизложенные ограничения касаются, как работника, так и работодателя, совмещающего организационно-распорядительную работу с педагогической деятельностью. Кроме того, на руководящих лиц учебного заведения, исполняющих функции работодателя, также распространяется запрещение исполнения ими этих функций вследствие их дисквалификации или иного административного наказания, исключающего возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Получается, что при предоставлении работодателю документов, не содержащих никаких компрометирующих записей (в частности, работник предъявил подложную трудовую книжку без указанных записей), работодатель все равно обязан убедиться как в органах медицины, так и МВД России, что у данного лица нет противопоказаний к занятию данной деятельностью.

Занятия педагогической деятельностью: допуск и законодательные ограничения

Дата публикации: 10.05.2011

Раздел: Надзор и контроль

Количество комментариев: 1

· Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

· Ограничения на занятие педагогической деятельностью

Федеральным законом от 01.01.2001 «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей " и Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон) внесены важные изменения в Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ), касающиеся особенностей труда педагогических работников , в т. ч.:

· в статью 65 "Документы, предъявляемые при заключении трудового договора";

· статью 83 "Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон";

· статью 84 "Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора";

· статью 331 "Право на занятие педагогической деятельностью".

Глава 55 ТК РФ "Особенности регулирования труда других категорий работников" дополнена ст. 351.1 "Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних".


Указанные изменения и дополнения в ТК РФ вступили в силу с 7 января 2011 г. И уже появились данные о том, что от руководителей образовательных учреждений (далее – ОУ) стали требовать представления определенной информации о работниках различных категорий и принимать меры по проверке состояния психического здоровья педагогических работников.

В связи с этим работников ОУ принуждают предоставлять справки о наличии (отсутствии) у них судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении их уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее – справка судебного характера).

Учитывая эти и другие возникающие проблемы, руководителям ОУ совместно с профсоюзными организациями необходимо обращать особое внимание на указанные факты и оперативно разрешать возникающие конфликтные ситуации, руководствуясь следующими основаниями.

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Частью первой ст. 65 ТК РФ (в ред. Закона) предусмотрен перечень документов, которые лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю :

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

· трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

· страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

· документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

· документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

· справка судебного характера (в порядке и по форме, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел) – при поступлении на работу, к которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

При этом в соответствии в ч. 2 ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях (для установления наличия (отсутствия) законодательных ограничений на занятие определенными видами деятельности , в т. ч. педагогической деятельностью) федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ при заключении трудового договора может предусматриваться представление дополнительных документов.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В этой связи важно также учитывать новации, внесенные в гл. 55 ТК РФ, которая дополнена ст. 351.1, устанавливающей ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования и других связанных с работой с несовершеннолетними сферах. Указанной статьей определено, что к такой трудовой деятельности не допускаются лица , которые имеют или имели судимость, подвергались или подвергаются уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против: жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности; семьи и несовершеннолетних; здоровья населения и общественной нравственности; общественной безопасности.


Таким образом, законодательно установлены ограничения на занятие любым трудом в определенных федеральным законом сферах деятельности, связанных с несовершеннолетними, при наличии конкретных оснований, т. е., по сути, предусмотрен общий запрет на любую трудовую деятельность в этих сферах в особых случаях.

Следовательно, учитывая, что на работу в ОУ принимаются лица для занятия должностей и выполнения работ по различным профессиям, необходимо исходить из того, что любое лицо ,поступающее на работу в ОУ, начиная с 7 января 2011 г.,должно предъявлять работодателю наряду с другими необходимыми документами и справку судебного (уголовного) характера .

Обратная сила закона в данной ситуации неприменима, поскольку прямо не предусмотрена федеральным законом. Поэтому неправомерными являются в настоящее время требования к работникам, состоящим в трудовых отношениях с ОУ, о предъявлении справки уголовного характера, за исключением необходимости подтверждения работником отсутствия у него оснований, запрещающих заниматься трудовой, в т. ч. педагогической, деятельностью в ОУ. Однако следует учитывать, что практическая реализация данного положения в настоящее время невозможна, поскольку форма такой справки не утверждена МВД России(действует только документ, утвердивший форму справки о наличии (отсутствии) у граждан судимости, которая выдается им по их заявлениям).

В правоприменительной практике нередко возникает ситуация, когда механизм реализации законодательных норм в форме подзаконных нормативных правовых актов появляется значительно позже. Учитывая, что невыполнение требований федерального закона не связано с виновным поведением работодателя, работника и лица, поступающего на работу, негативные правовые последствия для них не должны возникать до того момента, пока нормативно и реально не появится такая возможность. В то же время в соответствии с ч. 5 ст. 12 ТК РФ в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного правового акта, содержащего нормы трудового права , указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, т. е. действует принцип прямого применения вновь установленных правовых норм (в трудовых правоотношениях стороны должны реализовывать новые права и выполнять новые обязанности, которые не были предусмотрены ранее).

Поскольку законодательно с 7 января 2011 г. введены ограничения на ведение трудовой деятельности с несовершеннолетними, затрагивающие права и обязанности и работников, и работодателей, последние, по нашему мнению, вправе (при возникновении сомнений) проверить наличие таких ограничений у своих сотрудников, для чего, как возможный вариант, предложить им представить соответствующий документ – справку уголовного характера.

С учетом складывающейся неопределенности по этому вопросу, прежде всего касающейся механизмов реализации нововведений (порядка получения и обмена соответствующей информацией), представляется необходимым учитывать соответствующие положения Федерального закона от 01.01.2001 "О полиции" (далее – Закон о полиции), вступившего в силу с 1 марта 2011 г. Согласно ч. 1 ст. 12 этого Закона на полицию возлагаются обязанности, в т. ч.:

· передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях , о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 ч заявителя;

· информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и их должностных лиц о ставших известными полиции фактах, требующих оперативного реагирования;

· осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений.

Для выполнения возложенных на нее обязанностей полиция вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе (по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц) от государственных и муниципальных органов, общественных объединений , организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии) и иную необходимую информацию, в т. ч. персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации (ч. 1 ст. 13).

Таким образом, для обеспечения законности действий и решений всех заинтересованных лиц в этой сфере требуется согласованное, прежде всего непротиворечивое, правовое регулирование механизмов реализации законодательно установленных правовых норм, предусматривающих ограничение на занятие трудовой, в т. ч. педагогической, деятельностью.

Правовые последствия для работников изменений и дополнений, внесенных в ТК РФ

Статьей 77 ТК РФ предусмотрены такие общие основания прекращения трудового договора, как:

· "10) обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса);

· 11) нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 настоящего Кодекса)".

Теперь к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, для расторжения трудового договора с работником ОУ относится также (п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Такая ситуация может возникнуть, когда работодатель получит информацию о наличии (появлении) у работников ограничений для занятия трудовой деятельностью с несовершеннолетними.

Что касается изменений, внесенных в ч. 2 ст. 83 ТК РФ, то в силу общего ограничения на занятие любой трудовой деятельностью, связанной с несовершеннолетними, работодатель при наличии таких ограничений не вправе осуществлять перевод таких сотрудников на другую работу в том же ОУ.

Для расторжения трудового договора с работником ОУ по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ абзацем шестым, введенным в ч. 1 ст. 84 ТК РФ, предусмотрен случай заключения трудового договора в нарушение установленных ТК РФ, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Такая ситуация возможна, если работодателем 7 января 2011 г. и позднее был заключен трудовой договор с работником без предъявления справки уголовного характера (но с учетом реальной возможности ее получения), а также в нарушение требований об ограничении занятием трудовой деятельностью в сферах работы с несовершеннолетними. Например, при приеме на работу: принимаемое лицо скрыло наличие приговора суда о лишении его права занимать педагогические должности или заниматься педагогической деятельностью, постановление суда о дисквалификации, наличии неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления; работодатель проигнорировал необходимость проверки и предъявления обязательных документов и др.

Необходимо учитывать, что по данному конкретному основанию прекращения трудового договора норма гарантийного характера, установленная ч. 2 ст. 84 ТК РФ, неприменима, поскольку в силу общего ограничения на занятие любым трудом в сферах деятельности, связанных с несовершеннолетними, при наличии конкретных оснований работник не может быть переведен на другую имеющуюся у работодателя работу.

Применение положений ч. 3 ст. 84 ТК РФ к данному основанию возможно, если нарушение установленных правил заключения трудового договора по данному конкретному основанию допущено по вине работодателя. В этом случае работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Право на занятие педагогической деятельностью. Образовательный ценз педагогических работников

В гл. 52 ТК РФ определяются особенности регулирования труда педагогических работников, т. е. лиц, которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы .

В соответствии со ст. 32 Закона РФ -1 "Об образовании" ОУ самостоятельно в подборе и расстановке кадров в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом учреждения. В компетенцию ОУ входят вопросы подбора, приема на работу и расстановки кадров, а также ответственность за уровень их квалификации. Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (далее – типовые положения).

Под образовательным цензом следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом.

Типовые положения содержат, к примеру, следующие требования к образованию лиц, допускаемых к педагогической деятельности:

· к педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование . Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 42 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ);

· на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (п. 62 Типового положения об общеобразовательном учреж­дении, утвержденного постановлением Правительства РФ);

· на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную и педагогическую квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтверждена документами об образовании (п. 64 Типового положения оспециальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением , утвержденного постановлением Правительства РФ);

· к педагогической деятельности в образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства РФ);

· к педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ).

Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы. Квалификация работника устанавливается в виде разряда, категории и др.

Приказом Минздравсоцразвития России н утвержден Раздел ЕКС "Квалификационные характеристики должностей работников образования", которые предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию.

Так, лицо, занимающее должность учителя, должно иметь: либо высшее или среднее профессиональное образование соответствующего уровня по направлению подготовки "Образование и педагогика"; либо высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

Высшее профессиональное образование в области дефектологии является обязательным для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда.

Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинского осмотра (обследования). В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 01.01.2001 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" данные о прохождении медицинских осмотров (обследований) вносятся в личные медицинские книжки.

Подводя итоги, необходимо отметить, что рассмотренные в настоящем комментарии вопросы и проблемы в силу их важности и сложности нуждаются в пристальном и особом внимании со стороны руководителей образовательных организаций с целью предупреждения и своевременного устранения нарушений трудовых прав работников, а также для обеспечения установленных законодательством ограничений на занятие педагогической и иной трудовой деятельностью в организациях, занимающихся работой с несовершеннолетними.

Полный текст ст. 331 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 331 ТК РФ.

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Лица из числа указанных в абзаце третьем части второй настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности.

Комментарий к статье 331 ТК РФ

1. Педагогическая деятельность в большинстве своем связана с взаимодействием с лицами, не достигшими совершеннолетия, за исключением высшей школы. Указанное обстоятельство предполагает ряд ограничений в отношении работников, осуществляющих данный вид деятельности. Однако законодательное закрепление получили лишь некоторые из них.

Так, ч.1 комментируемой статьи устанавливает квалификационные требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью. В качестве основного требования в данном случае выступает наличие образовательного ценза, т.е. того уровня образования, который необходим для работы в соответствующей учебной организации. Применение того или иного ценза предполагает выявление у работника наличия знаний, умений и навыков, которые позволят довести необходимую информацию до обучающихся. В соответствии со ст. 46 ФЗ "Об образовании в РФ" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Следующей особенностью образовательного ценза педагогических работников является вид образования, которое признается необходимым и достаточным для осуществления рассматриваемой деятельности. Специфика данного вида деятельности указывает на необходимость получения работником педагогического образования, поскольку именно данный вид указывает на наличие знаний методики преподавания отдельных дисциплин, а также взаимодействия с обучающимися и иных особенностей образовательного процесса.

2. Наряду с требованиями, которым должен соответствовать педагогический работник, ТК РФ устанавливает ряд ограничений, не допускающих возможности осуществления педагогической деятельности. Такие ограничения в большинстве своем обусловлены спецификой педагогической деятельности, т.е. взаимодействием с детьми и подростками в рамках образовательного процесса. Указанные ограничения установлены комментируемой статьей и не могут трактоваться расширительно, поскольку в подобном случае они способны в значительной степени ущемлять права и законные интересы граждан, претендующих на должность в педагогической сфере.

Анализ установленных комментируемой статьей ограничений позволяет выделить две основные категории факторов, которые не позволяют отдельному субъекту осуществлять педагогическую деятельность: объективные и субъективные факторы. Субъективные ограничения являются следствием совершенных лицом противоправных действий, которые в большинстве своем являются составом преступления, предусмотренным УК РФ . К данной категории можно отнести лиц:
- лишенных права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. Данное обстоятельство следует рассматривать в качестве общего, которое по своему содержанию охватывает иные обстоятельства, обусловленные наличием судимости. в качестве одного из видов наказаний за совершение преступления устанавливает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которое состоит в запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Данный вид государственного реагирования может выступать как в качестве основного, так и дополнительного наказания. Независимо от вида данного наказания его назначение по приговору суда влечет за собой прекращение педагогической деятельности. Однако прекращение деятельности по данному основанию становится возможным только с момента вступления приговора в законную силу;
- имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Педагогическая деятельность направлена на формирование и становление полноценной личности, что не допускает возможности отклонения от установленного порядка ее осуществления. Факт наличия судимости за указанные преступления свидетельствует об игнорировании таким лицом требований действующего законодательства, что не позволяет привлекать его к воспитательной деятельности. Одновременно закон устанавливает ограничение трудовой деятельности лиц, подвергшихся или подвергавшихся уголовному преследованию. Исключение из общего правила составляют случаи, когда лицо реабилитировано по законным основаниям. Установление и выявление указанных обстоятельств осуществляется на основании сведений, представляемых правоохранительными органами - Информационного центра МВД соответствующего субъекта РФ. Еще одно исключение установлено ч.3 комментируемой статьи, которая была введена Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно этому нововведению возможен допуск к педагогической деятельности лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении вышеуказанных преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности;
- имеющих неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Данное основание отказа в приеме на работу или увольнения с педагогической должности, как правило, носит перспективный характер, поскольку факт совершения преступления уже зафиксирован в прошлом, но последствия его совершения реализуются в будущем времени - в течение всего срока действия судимости. предусматривает, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

Вторая группа ограничений обусловлена наличием объективных обстоятельств, которые в большинстве своем связаны с состоянием здоровья работника, осуществляющего педагогическую деятельность. К ним относятся:
- признание работника недееспособным в установленном федеральным законом порядке, т.е. такой работник лишен возможности осознавать значение своих действий и руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным определяется ГК РФ;
- наличие заболевания, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. Проект федерального закона, устанавливающего такой перечень, был разработан еще в 90-х годах. Однако до настоящего времени он так и не был принят, равно как и специальный нормативный акт Министерства здравоохранения РФ, определяющий виды заболеваний, не позволяющих лицу осуществлять педагогическую деятельность. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в качестве такого ограничения предусматривается только эпилепсия. Согласно Инструкции о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом, утвержденной Минздравом СССР от 27 декабря 1973 года N 1142 "а"-73, к числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, относятся также острые и хронические заразные заболевания, в том числе открытая форма туберкулеза. В последние годы активно лоббируется разработка и принятие консолидированного перечня заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности. Однако применительно к педагогической сфере полный перечень заболеваний, влекущих невозможность осуществления педагогической деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Предусмотренные комментируемой статьей ограничения в приеме на работу педагогических работников являются исчерпывающими, применение иных оснований для отказа в приеме работника на должность преподавательского состава расценивается как немотивированный отказ, который запрещен действующим законодательством, в первую очередь, ТК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 331 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 331 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.