Применение штрафных санкций по договору. Штрафные санкции: понятие, размер и порядок применения

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

При заключении договоров стороны, как правило, предусматривают ответственность партнера за невыполнение обязательств.

Понятие неустойки определено в ст. 330 ГК РФ, согласно которой неустойка (штраф, пени) - это определенная денежная сумма, которую должник обязан уплатить за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих договорных обязательств. Эта сумма определяется в порядке, предусмотренном договором, условия которого были нарушены. Стороны могут установить любой порядок расчета пеней, который их устраивает.

Цель работы заключается в изучение учета штрафных санкций.

Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:

Рассмотрим сущность штрафных санкций

Рассмотрим виды штрафных санкций

Изучим отражение штрафных санкций на бухгалтерских счетах

Рассмотрим налоговый учет штрафных санкций

1 Сущность и виды штрафных санкций

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ обязанность должника по уплате неустойки (штрафа, пени) кредитору наступает только при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по договору.

Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Законом или договором может предусматриваться применение как одного из видов неустойки, так и обоих одновременно.

Как показывает практика, область применения договорной неустойки значительно шире, чем законной.

Примером законной неустойки является неустойка, предусмотренная Уставом железных дорог и взыскиваемая с перевозчика за просрочку доставки груза, за неподачу транспортных средств и т. д.

Неустойку следует отличать от возмещения убытков (реального ущерба, упущенной выгоды).

Нужно обратить внимание, что на основании ст. 15 ГК РФ по претензии можно требовать возмещения не только реального ущерба, но и упущенной выгоды.

Реальный ущерб - это расходы пострадавшей стороны на восстановление поврежденного имущества.

Упущенная выгода - неполученные доходы, которые пострадавшая сторона получила бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено.

Между неустойкой и убытком существует определенная взаимосвязь.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, но только если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом следует иметь в виду, что право на возмещение ущерба может возникнуть как из договорных отношений, так и в результате неправомерных действий лица.

При взыскании с нарушителя штрафов или пеней он возмещает убытки только в части, не покрытой этой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только договором или законом.

Следует обратить внимание, что сам по себе факт подписания договора означает возникновение обязанности контрагента уплачивать штрафные санкции при наступлении соответствующих обязательств.

Вместе с тем подтверждение наступления таких обстоятельств, обусловленных неисполнением (ненадлежащим исполнением) контрагентом своих обязательств по договору, должен быть признан им добровольно или подтвержден решением суда, вступившим в законную силу.

Это означает, что право на получение штрафных санкций, предусмотренных в договоре, возникает после признания стороной, нарушившей свои обязательства, факта их неисполнения или ненадлежащего исполнения, что должно быть оформлено подписанием обеими сторонами соответствующего документа (в частности, соглашения).

Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы заключения основного обязательства. При этом несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ). Однако если основное обязательство, согласно требованию закона, должно быть нотариально заверено или подлежит государственной регистрации, то данное требование на соглашение о неустойке не распространяется.

Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то она может быть уменьшена, но только на основании решения суда.

Как правило, соглашение о неустойке формулируется отдельным пунктом в основном договоре.

В случае если стороны впоследствии придут к соглашению об уплате неустойки в размере меньшем, чем это было предусмотрено в договоре, то такое соглашение должно быть оформлено письменно в виде дополнения к договору. В противном случае налоговые органы могут поставить вопрос о включении организацией в целях налогообложения прибыли суммы, определенной в соответствии с условиями договора, независимо от размера фактически полученных средств.

На основании п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 12.11.01 № 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.01 № 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности" к действиям, свидетельствующим о признании долга и, следовательно, основания для его возникновения, может относиться, в частности, признание претензии.

В том случае, если контрагент не согласен с претензией, штрафные санкции могут быть взысканы через суд.

При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у организации-получателя возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Как правило, штрафные санкции за нарушение договорных обязательств предусматриваются самим договором.

Если сумма штрафных санкций предусмотрена условиями договора, то она должна быть признана в составе внереализационных доходов на дату наступления срока их уплаты.

Фактически это означает, что те организации, которые применяют метод начисления для учета доходов и расходов в налоговом учете, должны облагать налогом на прибыль штрафные санкции, предусмотренные условиями договора. Обратите внимание, что уплата налога на прибыль в данном случае не зависит ни от фактического получения штрафов, ни от их признания должником. Отметим также, что признание штрафных санкций должником не означает их реального получения.

Иными словами, если с момента, определенного договором, организации причитаются штрафные санкции, она должна включать их в состав внереализационных доходов, даже если их реальное получение и не предполагается. Когда же долг по договору взыскивается в судебном порядке, обязанность по начислению внереализационного дохода в виде штрафа, пеней и т. д. возникает у организации на основании решения суда. Опять же - даже если организация реально денег не получила.

Претензионный порядок - это форма досудебного урегулирования споров. При этом одна сторона сделки обращается к другой стороне с требованием об изменении, исполнении или расторжении договора, о возмещении убытков, уплате неустойки или применения иных мер гражданско-правовой ответственности.

Претензию оформляют в произвольной форме. Но при этом она должна содержать следующие сведения:

— указание на то, какое обязательство нарушено партнером,со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;

— определение требований, предъявляемых к нему в связи с этим;

— сумма претензии и ее расчет;

— определение срока рассмотрения претензии и ответа на нее.

Обычно срок рассмотрения претензии определен условиями договора. В противном случае согласно ст. 314 ГК РФ ответ на претензию должен быть дан в течение 7 дней после ее получения.

К претензии должны прилагаться подтверждающие документы: нотариально заверенные копии договора, счета-фактуры, платежные документы, акты, сертификаты и т. д.

Документом, подтверждающим направление претензии, может быть квитанция или иной почтовый документ об отсылке заказного письма с уведомлением о вручении либо второй экземпляр претензии с отметкой контрагента о ее получении (входящий номер, дата, печать и подпись должностного лица).

Если организация учитывает доходы и расходы в целях налогообложения прибыли кассовым методом, штрафные санкции за нарушение договорных обязательств признаются в налоговом учете только после их получения (погашения), как это установлено нормами ст. 273 НК РФ. Это означает, что датой получения штрафных санкций за нарушение договорных обязательств является в данном случае день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу.

Кассовый метод имеют право применять только те организации, у которых в среднем за предшествующие 4 квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

2 Бухгалтерский учет штрафных санкций

Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения (возмещение) причиненных организации (организацией) убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (организацией) (п. 10.2 ПБУ 9/99 и п. 14.2 ПБУ 10/99) в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п. 16 ПБУ 9/99).

Согласно п. 76 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты коммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

В бухгалтерском учете организации полученные и уплаченные штрафные санкции отражаются с использованием субсчета 2"Расчеты по претензиям" счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" следующими записями:

Д 91-2 "Прочие расходы" К 76-2 "Расчеты по претензиям" - отражена задолженность организации по уплате штрафов, пени и неустойки, признанных к уплате или по которым получены решения суда об их взыскании;

Д 76-2 "Расчеты по претензиям" К 91-1 "Прочие доходы" - отражены причитающиеся к получению суммы штрафов, пени и неустойки, признанные должниками или по которым получены решения суда об их взыскании.

В состав внереализационных доходов в бухгалтерском учете включаются только признанные должником или присужденные судом штрафные санкции (Инструкция к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Плана счетов). Как раз с тем, что считать моментом признания санкций должником, и возникают сложности. Нормативными документами по бухгалтерскому учету этот момент не определен. По гражданскому законодательству свидетельствовать о признании долга могут только конкретные действия должника (ст. 203 ГК РФ). Поэтому, определяя дату отражения дохода, бухгалтер будет ориентироваться на документы, в которых должник соглашается уплатить определенную сумму санкций, например письмо, график погашения задолженности, двусторонний акт, либо на решение суда.

Договором на поставку материалов предусмотрено, что за нарушение сроков поставки не более чем на месяц продавец должен уплатить покупателю штрафные санкции в размере 5 процентов от договорной стоимости непоставленных материалов.

Договорная стоимость материалов - 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. В установленный срок продавец отгрузил материалы на сумму 82 600 руб., в том числе НДС - 12 600 руб. Оставшиеся материалы он поставил с 15-дневной задержкой.

Покупатель выставил продавцу претензию на сумму штрафных санкций. На сумму претензии стороны заключили договор о зачете взаимных требований.

В учете покупателя сделаны проводки:

Дебет 10 Кредит 60

70 000 руб. - приобретены материалы;

Дебет 19 Кредит 60

12 600 руб. - учтен НДС;

Дебет 10 Кредит 60

30 000 руб. - поставлены оставшиеся материалы;

Дебет 19 Кредит 60

5400 руб. - учтен НДС;

Дебет 76-2 Кредит 91-1

1770 руб. ((118 000 руб. - - 82 600 руб.) 5 5%) - отражена сумма штрафа, признанная поставщиком, на дату получения письма о признании претензии;

Дебет 60 Кредит 76-2

1770 руб. - зачтены взаимные требования;

Дебет 60 Кредит 51

116 230 руб. (118 000 - 1770) - оплачена поставленная продукция.

3 Налоговый учет штрафных санкций

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, признанные должником или присужденные судом, признаются в составе внереализационных доходов.

Согласно нормам гл. 25 НК РФ, штрафы и пени за нарушение договорных обязательств облагаются налогом на прибыль, если соблюдается любое из следующих условий:

Штрафы или пени присуждены организации судом;

— организация имеет право на получение штрафов по условиям договора со своим контрагентом.

Нормами ст. 317 НК РФ предусмотрено, что при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Подчеркиваем, что при этом неважно, будет, ли ваша организация предъявлять претензии своему партнеру и заплатит ли последний сумму штрафа.

Исходя из этого увеличение налогооблагаемой прибыли на сумму полученных штрафов и пеней зависит от того, как составлен договор, а именно: определена ли конкретно сумма штрафных санкций за нарушение договорных обязательств или уплата штрафов условиями договора не предусмотрена.

Если договор не предусматривает начисление штрафных санкций, то у организации не возникает внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли.

Согласно подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.Система налогового учета формируется организациями самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

В качестве регистров налогового учета организации могут использовать как бухгалтерские регистры, так и аналитические регистры налогового учета, рекомендованные МНС России.

Сумма санкций, начисленная по каждому хозяйственному договору, отражается в Регистре учета расчетов по штрафным санкциям. Там же указываются реквизиты договора, дата начисления штрафных санкций, порядок начисления санкций и их сумма.

Сумма штрафов и пеней, которая уменьшает налогооблагаемый доход текущего периода, отражается в Расчете-регистре сумм начисленных штрафных санкций за отчетный период. Эта сумма переносится в Регистр учета внереализационных расходов текущего периода.

В случае если условиями договора не установлен размер штрафных санкций, у организации-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов в момент выставления претензии партнеру.

Такая обязанность возникнет на дату документального подтверждения партнером своего согласия уплатить штрафные санкции.

Рекомендуем в качестве такого документального подтверждения оформить соглашение, протокол или письмо соответствующего содержания. Оформленный таким образом документ будет служить основанием для отражения признанных штрафных санкций в качестве внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации необходимо добровольное признание контрагентом-должником своей обязанности уплатить штрафные санкции за нарушение договорных обязательств.

Что касается порядка исчисления и уплаты НДС по полученным штрафным санкциям за нарушение договорных обязательств, то необходимо отметить, что действующая редакция гл. 21 НК РФ не дает прямого указания на необходимость уплаты НДС с указанных сумм.

Тем не менее позиция налоговых органов о необходимости уплаты НДС со штрафных санкций основана на расширительном толковании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, согласно которому налоговая база по НДС "увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг)".

Разъяснения налоговых органов сводятся к тому, что именно последняя фраза приведенной выше нормы позволяет им исчислять НДС с суммы полученных штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, которые, по их мнению, непосредственно связаны с оплатой товаров (работ, услуг).

Самые распространенные ситуации, возникающие на практике, когда у одного контрагента возникает обязанность уплатить штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, а у другого контрагента - их получить.

Заключение

Неустойка — наиболее распространенный в хозяйственной деятельности способ обеспечения обязательств.

Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Неустойка бывает двух видов - штраф и пеня.

Штраф представляет собой однократно взыскиваемую денежную сумму, которая может определяться как в виде твердо установленного абсолютного значения, так и виде процента (доли) от определенной величины.

Пеня - вид неустойки, исчисляемой непрерывно в течение определенного времени, конечная величина которого зависит от продолжительности временного периода.

В бухгалтерском учете сумма полученных штрафов за нарушение условий договоров в соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, признается внереализационными расходами.

Соответственно сумма штрафов, уплаченных за нарушение договорных обязательств, учитывается в составе внереализационных расходов на основании -п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № ЗЗн.

Штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров, а также возмещения (возмещение) причиненных организации (организацией) убытков принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, присужденных судом или признанных должником (организацией) (п. 10.2 ПБУ 9/99 и п. 14.2 ПБУ 10/99) в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение об их взыскании или они признаны должником (п. 16 ПБУ 9/99).

В целях налогового учета расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств включаются в состав внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ (в ред. от 29.05.02 № 57-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, признанные должником или присужденные судом, признаются в составе внереализационных доходов.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что правила отражения штрафных санкций за нарушение договорных обязательств в бухгалтерском учете аналогичны правилам, принимаемым для целей налогообложения прибыли. В связи с этим бухгалтерские данные можно использовать для расчета налога на прибыль без соответствующих корректировок.

Список литературы

  1. Гражданские кодекс РФ ч 1-3 (с изменениями и дополнениями)
  2. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129 ФЗ от 21.11.96 г. // Российская газета. - 1996. - 24 ноября. - с последующими изменениями и дополнениями.
  3. Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ: Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34-Н. (с изменениями от 24.03.00 № 31 -Н) // Российская газета. - 1998. - 01 августа.
  4. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие. М., Экспертное бюро, М., «Экспертное бюро» Приор, 2003 г.-250 с
  5. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. М., «Экспертное бюро, 2003 г.-450 с
  6. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. -М.: ПРИОР. 2002. -672 с.
  7. Астахов В.П. и др. бухгалтерский учет денежных средств и расчетов / В.П. Астахов, Е.М. Макаренко, Е.М. Ткаченко; под ред. Астахова. -М.: ПРИОР, 2003.-256 с.
  8. Бакаев А.С. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2003.
  9. Баканов М.И., Сергеев Э.А. Анализ эффективности использования оборотных средств // Бухгалтерский учет. -2006. - №10.-с. 64-67.
  10. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ларионова А.Д. -М.: Проспект, 2004. -368 с.
  11. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Тишкова И.В., Прищепа А.И.- 3 издание; переработанное и дополненное. -Минск: Вышейшая школа,2003.-746 с.
  12. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности. М., 2003 г.-351 с.
  13. Камышанов П.И. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. / Камышанов П.И., Камышанов А.П. и Камышанонов Л.И. - 5 издание; переработанное идополненное. -М.: Элиста: АПП «Джангар», 2003. -600 с.
  14. Козлова Е.П. и др. Бухгалтерский учет в организациях / Е. П. Козлова, Г.Н. Бабченко., -М.: Финансы и статистика. 2004. -720 с.
  15. Кондраков Н. П., Кондраков ИЛ. Бухгалтерский учет в торговле. - М., «Проспект» - 2004 г.-267с.
  16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. -4 издание; дополненное и переработанное. -М.: ИНФРА. -М. 2002.

1Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлены штрафные санкции, то убытки возмещаются в части, не покрытой этими санкциями.
2.Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда: допускается взыскание только штрафных санкций;
убытки могут быть взысканы в полной сумме свыше штрафных санкций;
по выбору кредитора могут быть взысканы либо убытки, либо штрафные санкции.
3.Требование по уплате штрафных санкций за хозяйственное правонарушение может заявить участник хозяйственных отношений, права либо законные интересы которого нарушены, а в случаях, предусмотренных законом, - уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.
4.Проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом или договором не установлен для начисления процентов иной срок.
5.По денежному обязательству должник не должен платить проценты за время просрочки кредитора.
6.Начисление штрафных санкций за просрочку выполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно было быть выполнено.
7.В случаях, предусмотренных законом, штрафные санкции за нарушение хозяйственных обязательств взыскиваются судом в доход государства.
1. В части 1 комментируемой статьи устанавливается общее правило, по которому в правоотношениях между субъектами хозяйствования убытки, понесенные пострадавшей стороной, погашаются в части, не покрытой штрафными санкциями, если такие меры ответственности за невыполнение обязательства одновременно предусмотрены правоотношениями между сторонами или законом. Следовательно, штрафные санкции засчитываются в счет погашения убытков, и в правовой литературе называются зачетной неустойкой/штрафными санкциями.
2,3. В законе или договоре могут быть установлены другие соотношения штрафных санкций и убытков при их взыскании, а именно когда взимаются:
-только штрафные санкции, но не убытки (так называемая исключительная неустойка/штрафные санкции);
- на выбор кредитора либо убытки, либо штрафные санкции (так называемая альтернативная неустойка/штрафные санкции);
- убытки в полной сумме сверх штрафных санкций (штрафная неустойка).
4. Часть 4 комментируемой статьи является логическим продолжением темы уплаты процентов в виде штрафных санкций за нарушение денежных обязательств, то есть за неправомерное пользование чужими средствами - несвоевременной уплатой, безосновательным удержанием, уклонением от возврата ошибочно перечисленных средств и т. п. Начисление и уплата таких процентов-санкций не является обязанностью должника в соответствии с нормами ХК Украины, однако может быть предусмотрена договором или другим законом.
Комментируемая норма подчеркивает, что проценты за неправомерное пользование чужими средствами платятся по день уплаты этих средств кредитору, если иной срок не установлен законом или договором. Таким образом, при практическом применении указанных норм кредитор, в интересах которого хозяйственным судом уже было принято решение о взыскании с должника таких процентов и решение суда вступило в законную силу, имеет право вновь обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании процентов за период от даты вступления в силу решения суда до даты выполнения такого решения.
Субъекты хозяйственных отношений, как правило, являются субъектами и налоговых отношений, то есть являются налогоплательщиками в государственный или местные бюджеты. Поэтому в практической деятельности наряду с комментируемой нормой следует применять нормы законов о налогообложении, а также нормы специальных законов, которые регулируют финансовую деятельность и финансовые услуги, а именно законы Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28 декабря 1994 г. № 334/94-ВР (в новой редакции, с изменениями и дополнениями), «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12 июля 2001 г. № 2664-111 (с изменениями и дополнениями). Хотя проценты за неправомерное пользование чужими средствами не являются ни платой за финансовую помощь, ни финансовым кредитом, ни прибылью от финансовой услуги, некоторые признаки, а именно - цель сохранить реальную стоимость активов хозяйствующего субъекта таким процентам, безусловно, присущи. На практике это нередко является предметом споров хозяйствующих субъектов с контролирующими их финансово-хозяйственную деятельность органами.
5. Если кредитор по денежному обязательству допустил просрочку, должник, по правилу части 5 комментируемой статьи, не платит проценты за просрочку кредитора, то есть освобождается от их уплаты. При этом не суть важно, есть ли вина кредитора в несвоевременном выполнении обязательства. Причины, по которым должник не мог выполнить денежное обязательство, могут быть различными - от изменений банковских реквизитов кредитора, о которых должник не знал и не мог знать, до ликвидации кредитора как хозяйствующего субъекта. Отсутствие вины должника доказывается должником.
6. Часть 6 комментируемой статьи носит диспозитивный характер и устанавливает, что, если в договоре или законе нет специального указания на период, за который взимаются штрафные санкции, их можно взыскать только за полгода от момента, когда состоялось фактическое нарушение выполнения обязательства (то есть шесть месяцев начинают начисляться с дня, наступившего за днем, который является окончательным сроком для выполнения обязательства). При этом право на требование о взыскании штрафных санкций у кредитора действует в течение одного года (ст. 258 ГК Украины).
7. В виде исключения из правила, по которому штрафные санкции за нарушение хозяйственных обязательств взыскиваются судом в интересах пострадавшей стороны, часть 7 комментируемой статьи указывает на возможность их взыскания в интересах государства.

Еще по теме Статья 232. Порядок применения штрафных санкций:

  1. Глава ШТРАФНЫЕ И ОПЕРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ САНКЦИИ
  2. Можно ли устанавливать штрафные санкции в форме определенного процента от количества товара, не переданного покупателю, за каждый день просрочки?

Согласно ст. 230 штрафные санкции – это денежная сумма (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственных обязательств. Данные санкции взыскиваются сверх причиненных убытков, если иное не предусмотрено законом или договором.

Субъектами применения штрафных санкций являются участники отношений. Размер таких санкций относительно отдельных видов хозяйственных обязательств может быть определен законом, изменение которого по соглашению сторон не допускается, например нарушение связано с выполнением госзаказа.

В случаях, когда размер штрафных санкций не определен законом, такие санкции применяются в размере, предусмотренном в договоре. При этом в договоре размер этих санкций может быть установлен: - в процентном соотношении к сумме невыполненной части обязательства; - в определенной денежной сумме; - в процентном соотношении к сумме обязательства независимо от степени его выполнения; - в кратном размере к стоимости товаров, работ и услуг.

Все разногласия между сторонами относительно установления размера штрафных санкций за нарушение хозяйственных обязательств могут быть разрешены в судебном порядке.

Ответственность в форме ограничения правоспособности имеет свои отличительные особенности: 1) она может применяться самими субъектами хозяйствования без обращения в соответствующие юрисдикционные органы; 2) она наступает не в форме прямых имущественных потерь без какой-либо компенсации, а форме ограничения правоспособности субъекта хозяйствования; 3) в зависимости от того, кто возлагает данную ответственность, она подразделяется на: ответственность, возлагаемая другим субъектом хозяйствования за нарушение условий хозяйственного договора; ответственность, возлагаемая соответствующими государственными органами управления и контроля за нарушение правил (условий) осуществления хозяйственной деятельности; 4) она может быть применена только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом или договором. Ответственность в форме применения оценочных санкций может применяться к государственным предприятиям и их обособленным (структурным) подразделениям, а также во внутрихозяйственных отношениях предприятий негосударственных форм собственности. Особенности ответственности в форме применения оценочных санкций: это вторичная ответственность этих субъектов за общие неудовлетворительные итоги работы в отчетном периоде, наступающая после применения к ним основной ответственности различных имущественных санкций; она применяется только при отрицательной оценке этих результатов; размеры оценочных санкций устанавливаются либо вышестоящими хозяйственными органами (по отношению к подчиненным предприятиям), либо самим субъектом хозяйствования (по отношению к своим структурным подразделениям).



55. Оперативно-хозяйственные санкции: понятие, виды, основания и порядок применения.

Оперативно-хозяйственные санкции – это предусмотренные законодательством меры оперативного воздействия на правонарушителя, направленные на прекращение или предупреждение повторения нарушений обязательства, которые применяются самими сторонами обязательства в одностороннем порядке.

Виды оперативно-хозяйственных санкций:

1) односторонний отказ от выполнения своего обязательства управомоченной стороной, с освобождением ее от ответственности за это – при нарушении обязательств другой стороной;

2) отказ управомоченной стороны обязательства от принятия дальнейшего выполнения обязательства, нарушенного другою стороною, или возврат в одностороннем порядке выполненного кредитором по обязательству;

3) установление в одностороннем порядке на будущее дополнительных гарантий надлежащего выполнения обязательств стороною, нарушившей обязательство: изменение порядка оплати продукции (робот, услуг), перевод плательщика на предоплату и др.

Этот перечень оперативно-хозяйственных санкций не является исчерпывающим, а поэтому стороны могут сами предусматривать в договоре иные виды этих санкций.

Оперативно-хозяйственные санкции применяются потерпевшей стороной без обращения в хозяйственный суд и без предварительного предъявления претензии нарушителю обязательства при условии, что применяемые оперативно-хозяйственные санкции предусмотрены в договоре.

Порядок применения сторонами конкретных оперативно-хозяйственных санкций определяется в договоре. В случае возникновения разногласий по применению этих санкций заинтересованная сторона может обращаться в суд с заявлением об отмене такой оперативно-хозяйственной санкции и возмещении убытков, причиненных ее применением.

Оперативно-хозяйственных санкций могут применяться одновременно с возмещением убытков и взысканием штрафных санкций.

56. Административно-хозяйственные санкции: понятие, виды и поря­док применения

Административно-хозяйственные санкции – это меры организационно-правового или имущественного характера, применяемые уполномоченными органами государственной власти и ли органами местного самоуправления, направленные на прекращение правонарушения субъекта хозяйствования и ликвидацию его последствий.

Согласно ст. 239 ХКУ к административно-хозяйственным санкциям отнесены: - изъятие прибыли (дохода); - административно-хозяйственный штраф; - взыскание сборов (обязательных платежей;) - приостановление операций по счетам субъекта хозяйствования; - применение антидемпинговых мер; - прекращение экспортно-импортных операций; -аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности; - изъятие товаров с неправомерно использованным обозначением и копий изделий другого субъекта хозяйствования и другие административно-хозяйственные санкции установленные этим Кодексом и другими законами.

Административно-хозяйственные санкции могут быть установлены исключительно законами. Применение их к субъектам хозяйствования осуществляется специально уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

57. Понятие, содержание, основания и способы защиты прав и закон­ных интересов субъектов хозяйствования

Институт правовой защиты прав субъектов хозяйствования обеспечивается законодательством, представленным:

Общими нормами Гражданского кодекса Украины;

Специальными нормами Хозяйственного кодекса Украины;

Специальными нормами законов о субъектах хозяйствования;

Специальными нормами об отдельных видах хозяйственных отношений (налогообложение, лицензирование, сертификация, кредитование и др.);

Процессуальными нормами Хозяйственного процессуального кодекса Украины;

Нормами договоров между субъектами, в которых предусматривается раздел ответственности сторон за нарушение договорных обязательств;

Локальными нормативными актами относительно защиты прав обособленных (структурных) подразделений.

Согласно ст. 20 ХКУ права и законные интересы субъектов хозяйствования защищаются путем:

1) признания наличия или отсутствия прав;

2) признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или других актов, несоответствующих законодательству;

3) признания полностью или частично недействительными хозяйственных договоров на основаниях, предусмотренных законом;

4) восстановления положения, существующего до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования;

5) пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

6) присуждения к исполнению обязанности в натуре;

7) возмещения убытков;

8) применения штрафных санкций;

9) применения оперативно-хозяйственных санкций;

10) применения административно-хозяйственных санкций;

11) установления, изменения или прекращения хозяйственного правоотношения;

Различают: досудебную, судебную защиту, самозащиту, нотариальную и исполнительное производство.

58. Досудебная защита прав и законных интересов субъектов хозяйст­вования Досудебная защита- это совокупность мер, которые должен осуществить субъект хозяйствования, чьи права нарушены, для непосредственного разрешения спора, возникшего между субъектами хозяйствования до обращения с иском в суд.

Досудебное урегулирование спора, возникшего вследствие нарушения прав и законных интересов субъекта хозяйствования, осуществляется путем предъявления субъектом хозяйствования, чьи права нарушены (заявителем), письменной претензии к предприятию-правонарушителю, если этот порядок предусмотрен законом или условиями договора между субъектами хозяйствования.

В ст. 5 Хозяйственного процессуального кодекса Украины определен перечень споров, на которые распространяются требования досудебного урегулирования споров, возникающих из 1) договоров перевозки; 2) договоров оказания услуг связи; 3) договор на выполнение государственных заказов.

Предъявленная претензия подлежит обязательному рассмотрению в течение одного месяца – общий срок и течение 2 месяцев - специальный срок. Так, в случаях, когда для ответа на претензию необходимо проведения определенных работ, экспертиз стороны могут устанавливать специальный срок рассмотрения претензии - два месяца.

По результатам такого рассмотрения должен быть дан ответ на претензию заявителю, независимо от того удовлетворяются или нет его требования. В случае нарушения сроков рассмотрения претензии либо оставления ее без ответа, хозяйственный суд при разрешении хозяйственного спора вправе взыскать в доход государственного бюджета с предприятия-нарушителя штраф в соответствующем размере.

Досудебный порядок урегулирования хозяйственных споров не может применяться относительно споров: а) о признании договора недействительным; б) о признании недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления; в) о взыскании задолженности по опротестованным векселям; г) об обращении взыскания на заложенное имущество; д) дел о банкротстве.

Комментарий:

1. Важной особенностью правового регулирования хозяйственных отношений является порядок возмещения убытков и неустойки. По общему правилу, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлены штрафные санкции, то убытки возмещаются в части, не покрытой этими санкциями. Таким образом, Кодексом закреплено применение зачетной неустойки в случае, если иное не установлено законом или договором.

Зачетные штрафные санкции являются основным видом штрафных санкций в хозяйственном законодательстве. Этот вид штрафных санкций применяется во всех случаях, если законом или договором сторон не установлен иной порядок их взыскания. Таким образом, можно сделать вывод, что в случае, когда зачетные штрафные санкции будут меньше размер заранее установленных убытков, то эти санкции "растворятся" в сумме последних. Если предположить, что штрафные санкции окажутся чрезмерно большими (по сравнению с размером заранее установленных убытков), должник вправе требовать уменьшения штрафных санкций до размера убытков, ссылаясь на ч. 1 ст. 233 ГК Украины. Возникает логичный вопрос: к размеру какой ущерб снижаться размер штрафных санкций: к убыткам, обусловленных сторонами в сделке, к размеру действительно причиненного ущерба, возникшие в результате правонарушения? Если суд учитывать размер ущерба, установленный сторонами в договоре, то внесение в договор условия о штрафных санкциях полностью лишено смысла. Если судебная практика пойдет другим путем и для сравнения размера штрафных санкций и убытков будут использоваться реальные потери кредитора, то автоматически теряться основное преимущество заранее установленных убытков - отсутствие необходимости доведения их размера.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что законом или соглашением сторон может предусматриваться иной подход к этому вопросу, когда будет использоваться:

а) исключительная неустойка, при которой разрешается взыскание только штрафных санкций;

б) штрафная неустойка, когда убытки могут быть взысканы в полной сумме свыше штрафных санкций;

в) альтернативная неустойка, при которой на выбор кредитора могут быть взысканы или убытки, или штрафные санкции. Исключительные штрафные санкции характеризуются тем, что в предусмотренных законом или договором случаях допускается взыскание только штрафных санкций. Понятно, что предусмотреть в договоре за одно и то же нарушение исключительных штрафные санкции и заранее установленные убытки нет смысла. Если исключительные штрафные санкции установлены нормативным актом, а стороны дополнительно согласовали размер возможных убытков в договоре, то приоритет отдается штрафным санкциям, а не заранее установленным ущерб.

Что касается совокупных штрафных санкций, то они предоставляют кредитору право взыскать с должника убытки в полной сумме сверх штрафных санкций. Особенность этого вида штрафных санкций заключается в том, что санкция возлагается на должника дополнительную ответственность и более действенным способом воздействия на должника.

С научной точки зрения определения в законодательстве четырех видов неустойки исходя из ее соотношения с убытками является более данью традиции и не имеет юридического значения на современном этапе. Альтернативная и исключительная неустойка редко встречаются в договорной практике, поскольку цель применения этих видов неустойки можно достичь и с помощью зачетной неустойки.

3. Часть 3 устанавливает общее правило, согласно которому участник хозяйственных отношений, права и законные интересы которого нарушены, может заявить требование по уплате штрафных санкций. Использованный в этой части понятия "участник хозяйственных отношений" намного шире, чем "субъект хозяйствования" и охватывает также органы, указанные в ст. 2 ГК Украины.

Законом также может быть предусмотрено право уполномоченного органа, наделенного хозяйственной компетенцией, заявлять требования о взыскании штрафных санкций.

Понятие «уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией" ГК Украины не трактуется, однако в большинстве случаев слова "наделенный хозяйственной компетенцией" применяется в отношении органов государственной власти и местного самоуправления.

Под "хозяйственной компетенцией" в соответствии с ч. 1 ст. 55 ГК Украины понимается совокупность хозяйственных прав и обязанностей, которые реализуют участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность.

4. Часть 4 является логическим продолжением темы уплаты процентов в виде штрафных санкций за нарушение денежных обязательств, то есть за неправомерное пользование чужими средствами - за несвоевременную уплату, необоснованную задержку, уклонения от возврата ошибочно перечисленных средств. Начисление и уплата таких процентов-санкций не является обязанностью должника в соответствии с нормы ГК Украины, однако может быть предусмотрена договором или иным законом.

Комментируемая часть отмечает, что проценты за неправомерное пользование чужими средствами взимаются по день уплаты этих средств кредитору, если иное не установлено законом или договором. Таким образом, в случае практического применения указанных норм кредитор, в интересах которого хозяйственным судом уже было принято решение о взыскании с должника таких процентов, которое вступило в законную силу, вправе вновь обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании процентов за период с даты, когда решение суда вступило в законную силу, и до даты исполнения такого решения.

5. Часть 5 регулирует вопросы уменьшения размера ответственности должника в случае несвоевременного выполнения хозяйственного обязательства со стороны кредитора. По общему правилу, ответственность должника по денежным обязательствам наступает независимо от наличия вины в его действиях. В случае, когда кредитор несвоевременно принял денежное обязательство, должник не обязан платить проценты за время просрочки.

Согласно ст. 221 ГК Украины кредитор считается просрочившим исполнение денежного обязательства, если он отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником, или не выполнил действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или вытекают из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства перед кредитором. Просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных просрочкой убытков, если кредитор не докажет, что просрочки не вызван преднамеренно или из-за неосторожности его самого или тех лиц, на которых по закону или поручением кредитора было возложено принятие исполнения. После окончания просрочки кредитора должник отвечает за выполнение на общих основаниях. В случае если кредитор не выполнил действия, указанные в ч. 1 ст. 221 ГК Украины, по соглашению сторон допускается отсрочка выполнения обязательства на срок просрочки кредитора.

6. Частью 6 предусмотрено, что начисление штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев со дня, когда обязательство должно быть выполнено.

Ученые считают, что неустойка является оперативным способом борьбы с ненадлежащим исполнением обязательства, которым можно воспользоваться сразу, как только будет совершено правонарушение, не дожидаясь наступления негативных последствий, которые им вызваны. Именно из-за "оперативность" неустойки как способа борьбы с нарушением договора в ст. 258 ГК Украины было установлен сокращенный срок исковой давности в один год для требований о взыскании неустойки (штрафа, пени). По ст. 261 течение срока исковой давности по обязательствам с определенным сроком исполнения начинается с истечением срока исполнения; по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается со дня, когда у кредитора возникает право предъявить требование о выполнении обязательства (если при этом должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, течение исковой давности начинается с истечением этого срока).

7. Как исключение из общего правила, когда штрафные санкции за нарушение хозяйственного обязательства взыскиваются судом в интересах потерпевшей стороны, ч. 7 комментируемой статьи указывает на возможность взыскания их в доход государства. С комментируемых норм данной статьи можно сделать вывод, что заявителем о взыскании штрафных санкций в доход государства выступает уполномоченный орган, наделенный хозяйственной компетенцией.

Контракт включает в себя обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных данным соглашением. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В статье рассмотрен порядок начисления штрафных санкций за нарушение договорных обязательств, установленных контрактом, и их отражение в бухгалтерском учете.

Обязательства по договору поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если одна из сторон не выполняет условия договора, то к нарушителю применяются штрафные санкции.

Обратите внимание:

Штрафные санкции (штрафы и пени) за нарушение договорных обязательств, обусловленных контрактом, предусмотрены как для поставщика, так и для заказчика. Правила их расчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).

Штрафные санкции для поставщика.

В силу п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент от цены контракта или (в случае, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения) как процент от этапа исполнения контракта. Так, если цена не превышает 3 млн руб., размер штрафа составит 10% от цены (п. 3 Правил № 1042).

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, с которыми заключены контракты, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (п. 4 Правил № 1042):

    до 3 млн руб. – 3%;

    от 3 млн руб. до 10 млн руб. (включительно) – 2%;

    от 10 млн руб. до 20 млн руб. (включительно) – 1%.

В случае если обязательство, предусмотренное контрактом, не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы (до 3 млн руб. сумма составляет 1 000 руб., от 3 млн руб. до 5 млн руб. – 5 000 руб. и др.) (п. 6 Правил № 1042).

За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан провести самостоятельно без привлечения других лиц, штраф устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ (п. 7 Правил № 1042). В случае если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, данный штраф устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, предусмотренного контрактом (п. 8 Правил № 1042).

Рассмотрим пример расчета штрафных санкций.

Пример 1:

Учреждение здравоохранения заключило контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 1 150 000 руб. Определим размер штрафа, если поставщик нарушит положения контракта.

Цена контракта не превышает 3 млн руб. Ввиду этого штрафные санкции рассчитываются как 10% от цены контракта. Таким образом, сумма штрафа равна 115 000 руб. (1 150 000 руб. x 10%).

Кроме штрафа, могут применяться санкции в виде пеней. В силу п. 10 Правил № 1042 начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обратите внимание:

Ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пеней (п. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Пример 2:

Учреждение здравоохранения заключило государственный контракт на поставку лекарственных средств на сумму 500 000 руб. со сроком исполнения обязательства 60 дней. Исполнитель нарушил срок на 45 дней, при этом исполнил обязательства по контракту на 200 000 руб. Согласно контракту пени за нарушение исполнения обязательств по контракту взимаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму фактически исполненных обязательств, за каждый календарный день просрочки.

Сумма пеней составит – 38 250 руб. (1/300 x 0,85 x (500 000 - 200 000) руб. х 45 дн.).

Следует отметить, что общая сумма начисленной неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), а также к заказчику, не может превышать цену контракта (п. 11 Правил № 1042).

На практике часто возникает вопрос: подлежат штрафные санкции перечислению в бюджет или они являются собственными доходами учреждения? Ответ на поставленный вопрос зависит от статуса учреждения.

Учреждение здравоохранения является бюджетным.

В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ оно вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и могут использоваться по его усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, в случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения как за счет средств субсидий, так и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, санкций (неустойки, пеней, сумм возмещения ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 13.07.2012 № 02-04-10/2732).

Пример 3:

Воспользуемся условиями примера 2. Сумма пеней равна 38 250 руб. Медицинская организация является бюджетным учреждением. Оплата поставки лекарственных препаратов осуществлялась за счет средств ОМС. Отразим ее в бухгалтерском учете.

В соответствии с Указаниями № 65н доходы в виде неустойки (штрафа, пеней) относятся на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

В силу ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. В силу п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 для прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования необходимо, чтобы заявление о зачете было получено соответствующей стороной.

При этом бюджетное учреждение вправе перечислить денежные средства в оплату обязательств в сумме, уменьшенной на сумму неустойки (пеней, штрафа), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора. Необходимо отметить, что аналогичные нормы предусмотрены в отношении автономных учреждений здравоохранения.

Сумма, руб.

Произведена оплата поставленных лекарственных средств с учетом встречного требования

(300 000 - 38 250) руб.

Отражено прекращение встречных требований зачетом

Пример 4:

Изменим условия примера 3. Поставщик перечислил на счет учреждения денежные средства в размере 30% от суммы контракта (150 000 руб.) в качестве обеспечения исполнения договора. По условиям договора удерживается из суммы обеспечения, подлежащего возврату подрядчику.

В соответствии с Инструкцией № 174н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Поступили средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, на учреждения

Поставлена часть лекарственных средств по госконтракту

Оплачен поступивший в учреждение товар

Начислена сумма дохода в виде неустойки, подлежащая взысканию с поставщика

Поставлена оставшаяся часть лекарственных средств по контракту

Произведена оплата подрядчику согласно договору

Погашена задолженность подрядчика по уплате неустойки из средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения договора

Возвращены подрядчику средства, полученные в качестве обеспечения исполнения договора, за минусом суммы неустойки

(150 000 - 38 250) руб.

Восстановлены доходы на лицевом счете по коду вида деятельности 2 на сумму полученной неустойки

Учреждение здравоохранения является казенным.

В этом случае следует учитывать, что согласно положениям ст. 125 и 126 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, кредиторами в таких обязательствах являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В силу ст. 41 БК РФ средства от принятия мер гражданско-правовой ответственности относятся к неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ. При этом платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, согласно ст. 40 БК РФ зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с установленными нормативами между бюджетами бюджетной системы РФ.

Государственными (муниципальными) заказчиками являются государственные (муниципальные) органы и учреждения, осуществляющие закупки от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. В частности, в эту категорию заказчиков относятся казенные учреждения. Таким образом, сумма неустойки, предъявленная поставщику (подрядчику, исполнителю) казенным учреждением, должна быть зачислена в бюджет.

При этом условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено на основании ст. 313 ГК РФ, что оплата неустойки за поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком. То есть государственный (муниципальный) заказчик принимает к учету обязательства перед поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по оплате произведенной поставки (выполненных работ, оказанных услуг) и по уплате в доход бюджета неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту (письма Минфина РФ от 22.10.2015 № 02-08-10/60706, от 24.11.2015 № 02-04-10/68167).

Пример 5:

Изменим условия примера 3. Медицинская организация является казенным учреждением и наделена полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет. Оплата поставленного товара осуществляется за счет средств бюджета. Поставщик добровольно перечислил сумму пеней в доход бюджета.

В соответствии с Инструкцией № 162н в учете сделаны следующие записи:

Сумма, руб.

Начислена сумма дохода в виде штрафа, подлежащая взысканию с поставщика

Приняты к учету поступившие лекарственные средства

Произведена оплата по контракту поставщику

Начислено обязательство по перечислению в доход бюджета суммы штрафа

Поступила в доход бюджета сумма неустойки по государственному контракту

Штрафные санкции для заказчика.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Таким образом, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик обязан уплатить правомерно и должным образом начисленные ему поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы неустоек (штрафов, пеней) (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 07.03.2017 № Д28и-1522).

Согласно п. 9 Правил № 1042 размер штрафа для заказчика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

    1 000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

    5 000 руб., если цена контракта составляет от 3 млн руб. до 50 млн руб. (включительно);

    10 000 руб., если цена контракта составляет от 50 млн руб. до 100 млн руб. (включительно);

    100 000 руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

В соответствии с Указаниями № 65н применение штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств учреждению здравоохранения следует отразить по коду вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Дополнительно к вышесказанному отметим, что согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Исключение – случаи, установленные п. 3 указанной статьи.

Частью 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что план закупок формируется государственным заказчиком в соответствии с требованиями данной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ. Он утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 22.03.2017 № ОГ-Д28-3350).

Кратко сформируем основные выводы:

1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (заказчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, к нарушителю применяются штрафные санкции, порядок исчисления которых установлен Правилами № 1042.

2. Если учреждение здравоохранения имеет статус казенного учреждения, то сумма штрафных санкций, перечисленных поставщиком за неисполнение (не надлежащее исполнение), подлежит перечислению в бюджет. У автономных и бюджетных учреждений указанные суммы являются собственными доходами учреждения.

3. Если нарушителем является заказчик – учреждение здравоохранения, то уплата штрафных санкций осуществляется по коду вида расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.