Метод правового регулирования финансовой деятельности. Правовое регулирование финансов

Понятие финансового права рассматривается в разных аспектах:

    как отрасль российского права (основная роль финансового права);

2) отрасль правоведения, правовая наука;

3) учебная дисциплина.

Финансовое право как отрасль права - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Финансовое право опирается на принципы:

    законность - весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств регулируется нормами финансового права;

2) федерализм - компетенция РФ и субъектов РФ в области финансов четко разграничена;

3) разделение властей - в соответствии с российским законодательством в сфере финансовой деятельности органы представительной (законодательной) власти имеют более широкие полномочия, чем органы исполнительной власти.

К компетенции органов исполнительной власти, органов местного самоуправления относятся составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществление других полномочий (ст. 154 Бюджетного кодекса РФ). Законодательные органы утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджета;

4) плановость - вся финансовая деятельность государства построена на системе финансово-плановых актов (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, сметы бюджетных учреждений, балансы предприятий, балансы доходов и расходов населения и др.);

5) гласность - финансовая деятельность государства (проекты различных финансово-правовых актов и другие сведения) подлежит доведению до сведения физических и юридических лиц, в том числе и через средства массовой информации.

Предмет финансового права как науки - система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами.

По отношению к действующему финансовому законодательству наука финансового права выполняет функции:

1) аналитическая - состоит в анализе, классификации, комментарии финансово-правовых норм. Значение данной функции состоит в том, что она приводит финансово-правовые нормы в стройную и понятную систему;

2) критическая - выявляет дефекты и несоответствия в действующем финансовом законодательстве;

3) конструктивная - способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов. Ре-

зультаты действия данной функции используются государством в процессе нормотворческой деятельности.

Предмет финансового права как отрасли права - отношения, возникающие:

1) в процессе распределения государственного бюджета РФ между ее субъектами, которое осуществляется федеральными органами власти и управленческими органами субъектов;

2) между финансовыми органами РФ (которые являются представителями интересов государства в целом) и отдельными предприятиями (организациями, учреждениями) в связи с выполнением ими финансовых обязательств перед государством;

3) между финансово-кредитными органами (например, между Центральным банком России и коммерческими банками) в связи с образованием и распределением средств соответствующих фондов (бюджетных, кредитных, страховых);

4) между внебюджетными фондами (Пенсионным фондом, Фондом технологического развития, Фондом обязательного медицинского страхования и др.), предприятиями (организациями), гражданами в связи с распределением денежных средств на предусмотренные цели (например, выплату пенсий);

5) между государственными (муниципальными) предприятиями (организациями, учреждениями) в связи с образованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов, распределением и использованием ресурсов.

Такие отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений , являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной стороной в них всегда выступает государство или его орган.

Метод финансового права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Характерные особенности метода финансового права:

1) одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает орган государственной власти;

2) каждое юридическое и физическое лицо обязано выполнить предписание, поступившее от органа

государственной власти;

3) властные предписания не основаны на отношениях подчинения «по вертикали».

Основной метод финансово-правового регулирования - императивный метод, или метод властных

предписаний, предполагающий неравенство субъектов данных правоотношений. Суть данного метода состоит в том, что государство принимает решения в одностороннем порядке, давая обязательные для исполнения другой стороной финансового правоотношения предписания. Такие предписания исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих

в систему государственных органов, которые наделены соответствующими полномочиями.

Финансовое право состоит из двух частей: к общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, вопросы финансового регулирования, финансового контроля в государстве; особенная часть включает в себя расположенные в определенном порядке институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основные институты финансового права: бюджетное право, налоговое право, право, регулирующее кредитные, эмиссионные, валютные и другие финансовые отношения.

КОНСПЕКТ (ТЕЗИСЫ) ЛЕКЦИЙ ПО

ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

Лекция №1 «Финансовая деятельность государства»

План лекции

1. Формы и методы финансовой деятельности государства

2. Понятие финансовых актов, их виды

3. Методы регулирования финансовых правоотношений

Способ

Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований. К ним относятся: командно – волевой(императивный), рекомендательный, согласование.

Является основным, используемым в процессе всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Его суть состоит в том, что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учёта, операционно- техническую документацию и т. д.) действует по принципу «команда-исполнение». Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата дают ему обязательные для исполнения команды. Наиболее последовательно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода , или метода властных предписаний .

Рекомендательный способ стал все реже и реже использоваться в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Несколько лет назад в ежегоднопринимаемых законах о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год всегда имелось несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов РФ. Это было обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Способ согласования

Специальные способы

Метод обязательных платежей является основным методом привлечения денежных средств в государственные и муниципальные фонды. Суть его состоит в установлении налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды. Метод добровольных платежей используется при реализации государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства и т. д.

Штрафной метод как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в установлении и применении штрафов и пеней за финансовые правонарушения и объективно-противоправные деяния в сфере публичных финансов. Функция использования денежных средств осуществляется с помощью методов финансирования и публичного кредитования.

Метод финансирования как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований заключается в безвозвратном и безвозмездном выделении денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение государственных и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности. Метод финансирования традиционно используется при выделении средств из бюджетов, а в связи с образованием государственные внебюджетных фондов денежных средств ещё и при выделении финансовых ресурсов из этих фондов.

Правовые формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Итак, финансово – правовые акты – это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово- правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их и другим основаниям.



По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства; б) подзаконные.

Финансово-правовые акты – это акты, принимаемые ы процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определённый период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

К финансово- плановым актам относятся:

а) основной финансовый план государства – федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;

в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых организаций;

д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;

ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают своё юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения – министерством, которому это учреждение подчинено. Утверждённый в установленном порядке финансово-плановый акт регулируют финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово – правовой акт.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется с помощью не только определённых средств, но и определённых способов (методов).

Способ – это конкретный путь, метод достижения целей финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Все способы можно подразделить на общие и специальные.

Общие способы используются при осуществлении практически всех функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований. К ним относятся: командно – волевой(императивный), рекомендательный, согласование.

Командно – волевой (императивный) является основным, используемым в процессе всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Его суть состоит в том, что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учёта, операционно- техническую документацию и т. д.) действует по принципу «команда-исполнение». Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата дают ему обязательные для исполнения команды. Наиболее последовательно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода, или метода властных предписаний.

Рекомендательный способ стал все реже и реже использоваться в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Несколько лет назад в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год всегда имелось несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов РФ. Это было обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Способ согласования все чаще используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы 2 и более государственных органа. Примером использования этого способа является порядок разрешения разногласий по бюджетным вопросам через согласительные комиссии, предусмотренные в ст. 202, п. 3 ст. 203, ст. 205, 210 БК. Кроме того, включение в финансово-правовое регулирование договорных отношений (инвестиционный налоговый кредит и т. д.) также является примером использования данного метода.

Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований используется при реализации определённых функций этой деятельности. Так, функция образования денежных фондов осуществляется с помощью таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. В современных условиях появились также штрафной метод и метод финансовых изъятий.

Метод обязательных платежей является основным методом привлечения денежных средств в государственные и муниципальные фонды. Суть его состоит в установлении налогов, сборов, поступающих в государственные и муниципальные фонды. Метод добровольных платежей используется при реализации государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства и т. д.

Штрафной метод как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в установлении и применении штрафов и пеней за финансовые правонарушения и объективно-противоправные деяния в сфере публичных финансов. Функция использования денежных средств осуществляется с помощью методов финансирования и публичного кредитования.

Метод финансирования как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований заключается в безвозвратном и безвозмездном выделении денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение государственных и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности. Метод финансирования традиционно используется при выделении средств из бюджетов, а в связи с образованием государственные внебюджетных фондов денежных средств ещё и при выделении финансовых ресурсов из этих фондов.

Лекция №2.Система финансового права и ее содержание

План лекции

1. Система и источники финансового права.

2. Кодексы, законы и иные нормативные акты, регулирующие финансовые отношения.

3. Основные институты финансового права, их роль.

4. Понятие и виды финансово-правовых норм.

Финансовое право состоит из двух частей: общей и особенной.

К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.

Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованным порядке и логической последовательности подотрасли и институты финансового права, регулирующие отдельные виды финансовых отношений. Система финансового права РФ представлена на рис.

Рис. Система финансового контроля

Право имеет внешнюю форму своего выражения, которая проявляется в источниках.

Основными источниками российского права служит нормативный акт.

Источники права - нормативные правовые акты представляют собой пирамиду. Система источников финансового права представлена на рис.

Рис. Система источников финансового права

В этом смысле российская правовая система исторически сложилась в результате влияния континентальной, романо-германской правовой системы, где, как известно, основной и практически единственный источник права - нормативный акт.

В теории права нормативным актам относятся следующие: Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации, нормативные акты местных органов власти.

Источниками финансового права являются законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления. В совокупности все эти акты составляют финансовое законодательство в широком смысле слова.

При изучении источников финансового права следует учесть следующие особенности:

¾ отсутствие единого нормативного акта;

¾ множество подзаконных нормативных актов на уровне указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, инструкций Минфина России, ЦБ РФ, ФНС России и т.д.;

¾ постоянное изменение экономической ситуации в стране и изменение в связи с этим финансового законодательства. Кроме того, финансовое право - единственная отрасль права, один из основных законов которой - закон о федеральном бюджете - принимается ежегодно.

Основой всех источников финансового права выступает Конституция, конституционные акты субъектов Федерации. Все эти акты закрепляют правые основы финансовой деятельности государства и служат базой для развития финансового законодательства в разных областях.

Основным источником любой отрасли прав является Конституция, принятая 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием.

Конституция устанавливает для финансового права основополагающие нормы.

Федеральные законы.

Порядок их опубликования и вступления в силу предусмотрен Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

В соответствии со ст. 105 Конституции федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовали более половины от общего числа членов этой палаты, либо, если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Нужно также иметь в виду, что финансовые законы в обязательном порядке должны быть рассмотрены в Совете Федерации. Это вытекает из положений ст. 106 Конституции, предусматривающей, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

¾ федерального бюджета;

¾ федеральных налогов и сборов;

¾ финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

Особое место среди федеральных законов занимают кодексы.

В настоящее время приняты БК и НК. Это, несомненно, основополагающие нормативные акты в области финансовой деятельности государства.

В последнее время принималось большое количество федеральных законов, регулирующих финансовые отношения. Они посвящены различным финансово-правовым институтам и будут подробно рассмотрены в других темах настоящего пособия. Из федеральных законов, регулирующих общие положения финансовой системы, следует отметить Федеральный закон от 29.12.1998 № 192-Ф «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики». Данный закон служит примером регулирования бюджетных и Налоговых отношений, возникающих в процессе реализации законодательства о федеральном бюджете погашения государственного долга.

Каждый финансово-правовой институт регулируется специальными законами, но не только законы являются источниками финансового права. Большое значение в финансовой деятельности государства имеют указы Президента РФ, нормативные правовые акты глав субъектов Федерации и местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана большой мобильностью и изменчивостью финансово-правовых отношений в условиях рынка, когда необходимо быстро реагировать на перемены в общественной жизни, в частности в области налогов, кредита, государственного, внутреннего долга и т.д. В качестве примера могут быть приведены следующие Указы Президента РФ: от. 03.06.1993 № 842 «О некоторых мерах по сдерживанию инфляции»; от. 21.07.1995 № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации», от 14.05.1998 № 554 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации».

Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах органов исполнительной власти, которыми, в первую очередь, являются постановления Правительства РФ.

Немаловажную роль в регулировании финансовой деятельности государства занимают подзаконные акты: приказы и инструкции Минфина России, ФНС России, ГГК России, письма и телеграммы ЦБ РФ.

Нормативными актами и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на финансовом рынке, и в частности на рынке ценных бумаг. К источникам финансового права также относятся международные договоры и соглашения, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между Российской Федерации и зарубежными государствами (государством); например Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в Нью-Йорке 10 января 2000 г.), Конвенция о защите прав инвестора (заключена в Москве 28 марта 1997 г.), многочисленные соглашения между государствами об избежании двойного налогообложения.Всоответствий со ст. 4 БК и ст. 7 НК в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность, группируются внутри отрасли в определенные правовые институты и подотрасли. Институты - это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права - более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен системой общественных отношений и области финансовой деятельности государства.

Основной подотраслью финансового права принято считать бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются важнейшие: государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие данные отношения, образуют институт, входящий в даннуюподотрасль. Правовые институты управляющие общественными отношениями которые складываются в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

Бюджет - это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что самостоятельный раздел финансового права - государственные доходы, где основные нормы - это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве со стороны как юридических, так и физических лиц и, образующие вторую важнейшую подотрасль финансового права. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.

Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направить и израсходовать собранные деньги. Поэтому за институтом государственных доходов следует институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Особо нужно сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматриваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов в государстве.

Поскольку финансовая деятельность основывается на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входят институт «деньги и денежное обращение», а также валютное регулирование. Для финансовой деятельности государств большое значение имеет присутствие на финансовом рынке иностранной валюты, поэтому об институте валютного регулирования мы также расскажем.

Для банковской деятельности важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, также выделяются в отдельный финансово-правовой институт.

Таким, образом, в системе финансового права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы финансового права, где в общей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов, рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная характеристика основных финансово-правовых институтов других государств. В Особенной части финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты и подотрасли таким об1изом, что это становится базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве.

Финансово-правовая норма - это установленное государством правило поведения сторон в отношениях по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях реализации задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями.

Признаки финансово-правовых норм:

1) имеют особую сферу применения - область финансовой деятельности государства, т.е. регулируют поведение субъектов финансовой деятельности.

2) носят государственно-властный, императивный характер. Выражены в

4) имеют (должны иметь) материальное обеспечение. Государственные органы, принимая решения в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

5) с точки зрения происхождения не возникают как фактические, а всегда устанавливаются государством в финансово-правовых актах.

Структура финансово-правовой нормы:

1. Гипотеза определяет условия, при которых возникают финансовые правоотношения, и указывает субъектов - участников этих правоотношений. Например: чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей деятельности доход.

2. Диспозиция содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых правоотношений, т.е. определяет их права и обязанности. Особенность диспозиции финансово-правовой нормы состоит в том, что обычно она содержит обязанности соответствующих субъектов и чрезвычайно редко их права.

3. Санкция указывает на меры финансового воздействия, установленные за нарушение предписаний государства в области финансовых отношений. Например: пени, штрафы, принудительные взыскания не внесенных в срок платежей и тд.

Признаки финансово-правовых санкций:

1) имеют денежный характер;

2) носят правовосстановительный и карательный характер (правовосстановительная санкция - пени, карательная санкция - штраф; обычно применяются одновременно);

3) полученные в результате применения санкции денежные средства зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды.

Классификация финансово-правовых норм производится по различным

основаниям:

1. По выполняемым функциям финансово-правовые нормы подразделяются на:

a) регулятивные - те, которые направлены, на регулирование общественных

отношений путем предоставления субъектам соответствующих прав и возложения на них обязанностей. Например: ст. 51, 56 НК;

b) охранительные - те, которые предусматривают применение мер

государственного принуждения за финансовые правонарушения. Например: ст. 116-129 НК.

2. По характеру воздействия на участников отношений финансово-правовые нормы подразделяются на:

a) обязывающие - регулируют активное поведение субъектов и в категорической форме предписывают совершать определенные действия. Например: платить законно установленные налоги;

b) запрещающие - регулируют пассивное поведение субъектов и предсывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность;

c) уполномочивающие - предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований нормы по своему усмотрению. Например: налогоплательщик может воспользоваться, а может и не воспользоваться соответствующими льготами по уплате налогов. Сюда же относятся и нормы, закрепляющие компетенцию государственных органов через установление их прав.

a) материальные - закрепляют материальное (обычно денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений. Например: нормы о структуре бюджетной системы, бюджетном устройстве, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц, объемы и направления государственных расходов и т д.;

b) процессуальные - устанавливают порядок применения и действия материальных норм.

4. По территориальному признаку подразделяются на финансово-правовые нормы:

a) действующие на всей территории РФ;

b) действующие на территории соответствующих субъектов РФ;

c) действующие на территории соответствующих муниципальных образований.

5. По времени действия финансово-правовые нормы подразделяются на:

a) общие - устанавливаются на неопределенный срок и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением;

b) временные - устанавливаются на определенный срок.

6. По выполняемым в процессе правового регулирования операциям финансово-правовые нормы подразделяются на:

a) общезакрепительные - в обобщенной форме фиксируют определенные

признаки регулируемых отношений;

b) дефинитивные - закрепляют существенные признаки соответствующих

c) нормы-принципы - устанавливают основные начала финансового законодательства;

d) комплексные - определяют порядок применения и соподчиненность нормативно-правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае (при наличии альтернатив);

e) оперативные - определяют порядок вступления в силу новых финансово-правовых норм, отмены действующих норм, продления срока действия норм и т. д.

Функции финансово-правовых норм:

· распределительная;

· контрольная;

· стимулирование.

Лекция №3. Финансовые правоотношения

План лекции

1. Особенности и виды финансово – правовых отношений.

2. Субъекты финансовых правоотношений.

3. Санкции, применяемые за нарушение норм финансового права и их особенности.

В результате воздействия финансово – правовых норм на финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности по собиранию, распределения и использования фондов денежных средств, последние приобретают форму правоотношения.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

1) Возникают в процессе финансовой деятельности;

2) Одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитная организация) или высший, а также местный орган государственной власти;

3) Они почти всегда возникают по поводу денег – денежного платежа в доход государства, публичных расходов и т.п.

Эти три значительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не форматирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Предмет финансового права

2. Понятие финансового права

3. Система финансового права

4. Методы правового регулирования

5. Источники финансового права

Литература

Введение

Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередь совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы государственного бюджета на примере Республики Казахстан; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса "финансизации" рыночной экономики. Использованная информация

1 . Предмет финансового права

Предметом финансового права являются отношения, возникающие в государства возникает 2 группы финансовых отношений: материальные и организационные.

Материальные отношения впроцессе финансовой деятельности государства. В процессе такой деятельности финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов.

Отношения, возникающие в процессе организации денежной системы страны в целом и финансовой деятельности государства в частности, системы финансовых учреждений государства, обеспечения их деятельности относятся к разряду организационных финансовых отношений .

Общим признаком материальных и организационных финансовых отношений выступает то, что они обусловлены существованием государства и является продуктом его финансовой деятельности.

Признаки материальных финансовых отношений:

1) являются денежными, поскольку выражают процесс либо формирования государственного денежного фонда либо процесс расходования денежного фонда;

2) опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряжённое встречным движением стоимости в товарной форме;

3) носят распределительный характер;

4) являются разновидностью экономических отношений;

5) возникают в процессе фин. деятельности государства, существуют лишь в правовой форме.

2. Понятие финансового права

Финансовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государством денежной системы и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов.

Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.

Финансовое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

Следует отметить, что общество постоянно борется, за поднятие уровня органов, полномочных принимать акты, относящиеся к актам финансового законодательства. Речь в первую очередь идет об актах бюджетного и налогового законодательства.

Так, в сфере налогообложения эта борьба в прошлом велась по вопросу, кто вправе устанавливать и вводить налоги: органы исполнительной или представительной власти. Особенно острый характер она приобрела в период ранних буржуазных революций, когда монархи лишались этого права и оно переходило в руки парламента. Отсюда даже возник афоризм: "Парламент - дитя налога", а борьба североамериканских колоний за независимость, налоги для которых устанавливал английский парламент, где жители колонии не имели своих депутатов, происходила под лозунгом: "Никаких налогов без представительства в парламенте". В историческом аспекте этот вопрос был решен в пользу парламента и право установления налогов превратилось в его исключительную прерогативу. В некоторых странах даже сформировалось специальное понятие (причем закрепленное на конституционном уровне) - "финансовый закон".

В настоящее время этот вопрос концентрируется вокруг того, чтобы вообще лишить органы исполнительной власти каких-либо полномочий в деле нормативно-правового регулирования налоговых отношений. То есть принципиальная концепция, которая лежит в основе формирования налогового законодательства, заключается в том, чтобы это законодательство было представлено исключительно актами представительных органов власти. При этом данные акты должны быть актами прямого действия, что исключало бы необходимость принятия исполнительными органами подзаконных актов, посредством которых под видом конкретизации и развития законов фактически осуществлялось бы регулирование налоговых отношений и корректировка установивших налоги законов. Естественно, что органы исполнительной власти, не желая расстаться со своей властью и влиянием, всячески этому препятствуют и лоббируют принятие таких законов, которые закрепляли бы значимость ведомственных нормативных правовых актов.

Тем не менее нормы финансового права содержатся в самых разнообразных правовых актах.

3. Система финансового права

Финансовое право, подобно многим другим отраслям права, состоит из общей и особенной частей.

Принято считать, что общая часть финансового права (как отрасль права) включает в себя правовые нормы, которые закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию государственных органов, участвующих в финансовой деятельности государства. Эти нормы устанавливают положения, которые распространяются на все разделы и институты особенной части финансового права.

Такое определение этим определением к предмету общей части, нуждается в дополнении содержания общей части финансового права в принципе возражений не вызывает. Однако полагаем, что, во-первых, круг вопросов отнесенных, уточнении и конкретизации. Во-вторых, эта часть финансового права, подобно общей части других отраслей права, состоит из отдельных институтов, т.е. сама по себе является определенной правовой системой.

В частности, она содержит институт, который можно было именовать "Управление в области государственных финансов".

О существовании такого института свидетельствует наличие значительного правового массива, посвященного субъектам, осуществляющим организационную деятельность в сфере государственных финансов. Фактор организации государственных финансов практически реализуется через управление ими. Причем данное управление реализуется не только в руководстве процессами движения денежных средств в определенных направлениях путем издания государством либо его органом обязательных предписании, но и в организации деятельности самих органов государства, на которые возлагаются те или иные функции в области государственных финансов. Для этого государство посредством издания нормативных актов наделяет свои органы соответствующей компетенцией, формирует из них определенную систему, действующую в режиме иерархии и соподчиненности, устанавливает формы и методы реализации ими своих полномочии.

Словом создается то что в юридической литературе принято называть управление в какой-то области. Еще раз подчеркнем, что управление в области государственных финансов предопределено самим их характером и вытекает из того факта что вне организационных форм такие финансы не существуют. В рамках общей части существует также институт, который мы предложили бы назвать "Правовое регулирование финансового планирования". Финансово-правовая наука признает существование особой разновидности финансово-правовых актов - планово-финансовых актов и наличие в особенной части финансового права института, посвященного одному из видов Финансового планирования - бюджетному, именуемому "бюджетный процесс". Однако объектом финансового планирования выступает не только бюджет, но и все остальные денежные фонды, входящие в состав финансовой системы. Подтверждение тому - большое количество самых разнообразных финансовых планов разрабатываемых и утверждаемых самими различными государственными органами.

Институтом общей части финансового является институт, посвященный организации денежной системы страны. В финансово-правовой литературе его считают институтом особенной части и материал о нем располагается в конце учебников по финансовому праву. Оценка данного института в качестве института особенной части представляется ошибочно во-первых, если исходить из предпосылки, что система особенной части производна от финансовой системы (т.е. финансово-правовые институты отражают объективно существующие финансово-экономические институты), то рассматриваемому институту вообще не из чего взяться, так как государственная финансовая система денежного фонда, именуемая "Денежная система" вообще не знает.

Во-вторых, правовое регулирование денежной системы одинаково касается всех денежных фондов, входящих в состав финансовой системы и опосредованных соответствующими правовыми институтами особенной части финансового права. Иначе говоря "Институт правовые основы денежной системы" не находится в одном горизонтальном ряду с другими институтами особенной части а расположен над ними, что предопределяет его место в общей части финансового права. В-третьих, этот институт имеет выход на все денежные отношения в то время как финансовые отношения являются лишь частью их.

Следовательно, данный институт, как касающийся всех существующих обществе денежных отношений (финансовых, регулируемых нормами финансового права; товарно-денежных или просто денежных, регулируемых гражданским правом; отношений по оплате труда, регулируемых трудовым правом, и т.д.), носит применительно к ним общий характер. Институтом общей части финансового права является институт, именyемый "Финансовое устройство".

Государственные финансы любой страны носят организованный характер: они подразделены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами. Все это закрепляется соответствующими правовыми актами.

Нормы, определяющие общие начала формирования финансовой системы государства и решающие наиболее принципиальные вопросы структурирования государственных финансов, как раз и образуют собой указанный институт.

Общепризнанным институтом общей части финансового права является институт, обычно называемый "Финансовый контроль" (более правильное его название - "Правовые основы финансового контроля").

Наконец, институтом общей части финансового права выступает институт, именуемый "Финансово-правовая ответственность".

То, что за нарушение финансового законодательства применяется та или иная юридическая ответственность, факт в общем-то бесспорный. В ряде случаев правовая природа этой ответственности сомнения не вызывает - она является либо уголовной, либо административной.

В других случаях природа этой ответственности не столь очевидна и мнения исследователей при ее квалификации делятся между финансово-правовой, административно-правовой и даже гражданско-правовой ответственностью. Повергается сомнению само существование такого вида юридической ответственности, как финансово-правовая.

В итоге общая часть финансового права (как отрасли права) п редставлена следующими институтами :

Финансовое устройство;

Правовые основы денежной системы;

Управление в области финансов;

Финансовое планирование;

Финансовый контроль;

Финансово-правовая ответственность.

Каждый из этих институтов имеет свой выход на институты особенной части и реализуется через них. Так, финансовое планирование в своем конкретном осуществлении распадается на бюджетное планирование, планирование расходования специальных денежных фондов, планирование финансов государственных предприятий и т.п. Финансовый контроль принимает вид бюджетного контроля, налогового контроля, ведомственного контроля и т.д.

Финансово-правовая ответственность в своем конкретном применении принимает вид ответственности за нарушение бюджетного, налогового, валютного и других видов законодательства, входящих в семейство финансового законодательства.

Безусловно, что финансовые отношения можно делить на доходные и расходный. В равной мере в зависимости от вида денежного фонда их можно делить на бюджетные, отношения по формированию и распределению внебюджетных фондов, фондов предприятий и т.д. Но это деление производится на основании различных критериев и выраженные им явления существуют в различных классификационных плоскостях. Сводить данные явления в один классификационный ряд, присваивая каждому из них однотипный статус финансово-правового института, - значит нарушать элементарные законы построения систем.

На основании всего изложенного можно, на наш взгляд, сделать вполне определенный вывод, что таких институтов (разделов, подотраслей), как "правовое регулирование государственных доходов" и "Правовое регулирование государственных расходов", особенная часть не содержит. В лучшем случае они могут быть разделами науки или учебного курса финансового права, выделяемых, как писал С.Д. Цыпкин, в целях более детального анализа, усвоения и совершенствования соответствующих нормативных материалов.

4. Методы правового регулирования

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников фин. отношения посредством определения их прав и обязанностей.

Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Основным методом выступает императивный метод, который в юр. литературе называют односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным, а ранее именовали административным.

Преимущественное применение фин. правом императивного метода объясняется спецификой фин. деятельности государства. В процессе формирования своих денежных фондов оно чаще всего вынуждено добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т.е. путём принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев.

Налоги устанавливаются государством в односторонне-властном порядке посредством издания соответствующим органом нормативного акта. В Казахстане право установления налогов предоставлено Парламенту и делается им путём принятия закона. Этот акт обычно дополняется подзаконными актами органа, призванного государством осуществлять сбор налогов. Эти акты конкретизируют и разъясняют положения закона.

Императивный метод регулирования финансовых правоотношений характеризуются следующими признаками :

1) государство определяет поведение субъектов финансового отношения путём односторонне-властных предписаний, содержащихся в правовых актах, носящих как правило нормативный характер;

2) это предписание детально регламентирует поведение сторон;

3) взаимные права и обязанности сторон порождены государством и вытекают из того нормативного акта, который регулирует данное отношение;

4) стороны не вправе отступать от исполнения предписаний государства, которые носят для них обязательный характер;

5) исполнение предписаний государства обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым уполномоченным органом государства либо через суд, либо в одностороннем порядке;

6) возможность выбора поведения сторон, в т.ч. на основе их взаимного соглашения, либо вообще отсутствует, либо касается несущественных моментов;

7) неисполнение предписания влечёт за собой ответственность нарушителя;

8) субъект, представляющий в фин. правоотношении государство наделён более широкими правами, чем другой, и как правило, обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписаний государства.

Диспозитивный метод по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов фин. отношения. Правовой акт государства, регулирующий данное отношение не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. В итоге возникает договорная форма фин. отношения.

Диспозитивный метод правового регулирования финансовых отношений характеризуется следующими признаками :

1) права и обязанности сторон формируются по линии двух источников:

a) нормативного акта, регулирующее данное отношение;

б) договорами, заключенного между сторонами;

2) односторонне-властные предписания государства не носят всеобъемлющего характера, оставляя субъектам данного отношения право на собственное волеизъявление;

3) правовой акт, регулирующий данное правоотношение, порождает для субъекта, представляющего в нём государство, не только права, но и обязанности перед другой стороной, а также выступает предпосылкой возникновения финансовые обязательства государства перед этой стороной;

4) регулирующее воздействие государства на поведение своего контрагента выражается не только в форме побуждения с использованием для этого экономических стимулов и материальной заинтересованности;

5) права и обязанности сторон финансового правоотношения более уравновешены, т.е. выражены категорической формулой "власти и подчинения", свойственной императивному методу, и управомоченный субъект также выступает носителем определённых юр. обязанностей, в т.ч., вытекающих из договора, опосредующее данное отношение;

6) юридической формой финансового отношения, при регулировании его посредством диспозитивного метода, выступает финансово-правовой договор, сторонами которого являются государство и контрагент государства по финансовому отношению;

7) финансово-правовой договор порождает права и обязанности сторон, наделяя при этом большими правами 2-ю сторону этого отношения - государство или представляющий его орган;

8) финансово-правовой договор может быть заключён только в случае, когда это позволяет тот правовой акт, который регулирует данное финансовое отношение, и только по вопросам, которые этим правовым актом отосланы на разрешении сторон договора.

5. Источники финансового права

финансы государство фонд императивный

Как уже отмечалось, финансовые системы различных государств могут существенно различаться в силу особенностей строения этих систем. Соответственно могут различаться и построения особенной части финансового права. Так, если страховое дело в стране полностью осуществляется частными страховыми компаниями и отсутствует страхование имущественных интересов государства, то в финансовом праве будет отсутствовать институт "Финансово-страховое право". Наличие внебюджетных специальных фондов порождает институт "Правовое регулирование внебюджетных фондов".

Надо сказать, что такие фонды (а соответственно, и такой правовой институт) существовали и в Казахстане. Однако в настоящее время они консолидированы с бюджетом, что повлекло поглощение данного института бюджетным правовом.

Попутно отметим, что всякого рода внебюджетные фонды, существующие параллельно с бюджетом, приводят к размыванию финансовой системы, придают ей калейдоскопический характер, выводят значительные суммы государственных денежных средств из-под контроля общественности в лице представительных органов государства.

С точки зрения иерархии фондов и вертикального среза финансовой системы выделяются централизованные, местные и децентрализованные финансы. Соответственно этому в финансовом праве будет достаточно отчетливо проглядывать три блока норм:

1. правовое регулирование централизованных финансов;

2. правовое регулирование местных финансов;

3. правовое регулирование децентрализованных финансов.

Федеративное устройство государства естественно усложняет систему финансового права за счет институтов, посвященных финансам субъектов федерации.

Следует подчеркнуть, что система учебного курсафинансового права вовсе не обязательно должна совпадать с системой финансового права как отрасли права. Преподавание и изучение финансового права и относящегося к ней нормативного материала производится на основе собственных методических приемов и законов дидактики, а не законов построения правовых систем. К тому же по широкому счету объектом преподавания должна выступать не отрасль права как таковая, а финансово-правовая наука. Поэтому, учитывая важность учебного материала и сложность его усвоения, в учебном курсе "Финансовое право" целесообразно выделить такие темы, как "Налоговое право" и "Государственный кредит", хотя они и не представляют собой институтов ни финансовой системы, ни финансового права как отрасли права.

Таким образом, источниками финансового права являются нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержатся финансово-правовые нормы.

Главным источником финансового права является Конституция РК, которая устанавливает основы финансовой деятельности государства, компетенции высших органов государственной власти в области финансов, предусматривает обязанность граждан по уплате законно установленных налогов (ст.35 Конституции Республики Казахстан).

Как результат борьбы общества за демократию правового регулирования фин. отношений, важное место в системе источников фин. права занимают законы - акты высшего представительного органа государства.

Однако, в правовом регулировании финансовых отношений продолжают играть существенную роль и подзаконные акты, в первую очередь Постановления Правительства Республики Казахстан.

Наконец, не изжита до конца практика правового регулирования посредством ведомственных правовых актов - актов МФ, а по некоторым вопросам и Нацбанка РК. Одним из кодифицированных правовых актов является Налоговый Кодекс РК (в сфере налогообложения).

Литература

1. Худяков А.И. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы. 2005.

2. Найманбаев С.М. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы. 2006.

3. Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы. 1995.

4. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года, с последующими изменениями и дополнениями.

5. Найманбаев С.М. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы. 2006.

6. Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы. 1995.

7. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года, с последующими изменениями и дополнениями.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Система права - внутренняя организация права, связь между его основными компонентами. Компоненты системы права: нормы права, правовые институты, подотрасли, отрасли. Императивный и диспозитивный метод правового регулирования. Возникновение правоотношений.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Общий признак материальных и организационных финансовых отношений, их особенности. Понятие финансового права - совокупности правовых норм, возникающих в процессе формирования государством денежной системы для обеспечения ее нормального функционирования.

    презентация , добавлен 31.03.2015

    Исследование отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентирующихся нормами финансового права и в своей совокупности образующих бюджетное право России. Методы их регулирования.

    реферат , добавлен 12.01.2010

    Общественные отношения как предмет гражданского права, его основные функции и принципы. Характеристика методов гражданского права. Диспозитивный и императивный методы правового регулирования. Роль гражданского права в развитии общества и его культуры.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2013

    Понятие и классификация информации. Сущность, предмет, источники и принципы информационного права, направления его научного исследования. Описание императивных и диспозитивных методов правового регулирования. Характеристика информационных правоотношений.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Понятие и особенности финансовых правоотношений. Необходимые условия финансовой дееспособности. Республика Беларусь и субъекты Республики Беларусь как субъекты финансового права. Механизм государственного и правового регулирования финансовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2014

    Элементы системы права, представляющие собой совокупность норм права и регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Предмет и методы правового регулирования. Процессуальные нормы в различных отраслях системы права Украины.

    реферат , добавлен 17.10.2011

    Предмет административного права: управленческие и административно-принудительные отношения; отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты прав граждан. Методы административного права: императивный, диспозитивный, дозволения и запрета.

    презентация , добавлен 19.05.2015

    Понятие и основное содержание земельного права как отрасли знания. Главные аспекты исследования земли как объекта правового регулирования: экологический, социальный и экономический. Типы методов: императивный и диспозитивный, их содержание и применение.

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия государства на поведение участников фин. отношения посредством определения их прав и обязанностей.

Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Основным методом выступает императивный метод, который в юр. литературе называют односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным, а ранее именовали административным.

Преимущественное применение фин. правом императивного метода объясняется спецификой фин. деятельности государства. В процессе формирования своих денежных фондов оно чаще всего вынуждено добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т.е. путём принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев.

Налоги устанавливаются государством в односторонне-властном порядке посредством издания соответствующим органом нормативного акта. В Казахстане право установления налогов предоставлено Парламенту и делается им путём принятия закона. Этот акт обычно дополняется подзаконными актами органа, призванного государством осуществлять сбор налогов. Эти акты конкретизируют и разъясняют положения закона.

Императивный метод регулирования финансовых правоотношений характеризуются следующими признаками:

  • 1) государство определяет поведение субъектов финансового отношения путём односторонне-властных предписаний, содержащихся в правовых актах, носящих как правило нормативный характер;
  • 2) это предписание детально регламентирует поведение сторон;
  • 3) взаимные права и обязанности сторон порождены государством и вытекают из того нормативного акта, который регулирует данное отношение;
  • 4) стороны не вправе отступать от исполнения предписаний государства, которые носят для них обязательный характер;
  • 5) исполнение предписаний государства обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым уполномоченным органом государства либо через суд, либо в одностороннем порядке;
  • 6) возможность выбора поведения сторон, в т.ч. на основе их взаимного соглашения, либо вообще отсутствует, либо касается несущественных моментов;
  • 7) неисполнение предписания влечёт за собой ответственность нарушителя;
  • 8) субъект, представляющий в фин. правоотношении государство наделён более широкими правами, чем другой, и как правило, обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписаний государства.

Диспозитивный метод по сравнению с императивным методом более мягок в воздействии на поведение субъектов фин. отношения. Правовой акт государства, регулирующий данное отношение не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. В итоге возникает договорная форма фин. отношения.

Диспозитивный метод правового регулирования финансовых отношений характеризуется следующими признаками :

1) права и обязанности сторон формируются по линии двух источников:

a) нормативного акта, регулирующее данное отношение;

  • б) договорами, заключенного между сторонами;
  • 2) односторонне-властные предписания государства не носят всеобъемлющего характера, оставляя субъектам данного отношения право на собственное волеизъявление;
  • 3) правовой акт, регулирующий данное правоотношение, порождает для субъекта, представляющего в нём государство, не только права, но и обязанности перед другой стороной, а также выступает предпосылкой возникновения финансовые обязательства государства перед этой стороной;
  • 4) регулирующее воздействие государства на поведение своего контрагента выражается не только в форме побуждения с использованием для этого экономических стимулов и материальной заинтересованности;
  • 5) права и обязанности сторон финансового правоотношения более уравновешены, т.е. выражены категорической формулой "власти и подчинения", свойственной императивному методу, и управомоченный субъект также выступает носителем определённых юр. обязанностей, в т.ч., вытекающих из договора, опосредующее данное отношение;
  • 6) юридической формой финансового отношения, при регулировании его посредством диспозитивного метода, выступает финансово-правовой договор, сторонами которого являются государство и контрагент государства по финансовому отношению;
  • 7) финансово-правовой договор порождает права и обязанности сторон, наделяя при этом большими правами 2-ю сторону этого отношения - государство или представляющий его орган;
  • 8) финансово-правовой договор может быть заключён только в случае, когда это позволяет тот правовой акт, который регулирует данное финансовое отношение, и только по вопросам, которые этим правовым актом отосланы на разрешении сторон договора.

Понятие метода регулирования финансового права

Прежде чем понять, что представляет собой метод финансового права, следует определиться относительно понятия самой категории «метод». Так, согласно юридической науке, метод обозначает совокупность различных приемов и средств по управлению государством общественными отношениями в той или иной сфере общественной жизни. Метод присущ каждой из отраслей права, которая позиционируется как самостоятельная. Таким образом, свой метод регулирования имеет и финансовое право.

Определение 1

Метод правового регулирования финансового права – это используемый государством способ по оказанию воздействия на общественные отношения в финансово-правовой сфере.

Суть метода финансового права состоит в том, что, включая в себя некую систему специфичных средств и приемов, он призван регулировать общественные отношения, устанавливать соответствующие правила поведения для субъектов финансовых отношений и наделять их обязанностями и правами.

Существенное значение имеет содержание упомянутых ранее средств и приемов. В качестве таковых общая юридическая доктрина предлагает рассматривать: запрет, обязывание и дозволение. Финансовое право в полной мере располагает данным набором правовых регуляторов, имея при этом свои особенности. Преимущественным в финансовом праве является обязывающий способ, диктующий субъектам отношений властные предписания. Дозволение и запрет, в свою очередь, выступают в роли обеспечительных средств.

Виды методов правового регулирования финансовых отношений

Финансовое законодательство предусматривает несколько классификаций методов правового регулирования финансовых отношений в зависимости от того или иного разграничительного критерия.

В зависимости от сферы общественных отношений:

  • гражданско-правовой метод;
  • административно-правовой метод.

Гражданско-правовой метод опирается на равенство сторон и подлежит регулированию при помощи экономических способов (пеня, штраф, неустойка)

Административно-правовой метод характеризуется известной системой «власти и подчинения». При этом в финансовом праве «власть», а точнее «властные предписания» в подавляющем числе случаев исходят от налоговых, финансовых органов, с которыми субъекты финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

В зависимости от предмета правового регулирования:

  • императивный метод;
  • диспозитивный метод.

Императивный метод рассматривается в качестве «метода властных предписаний». Данный метод присущ многим отраслям российского права. Однако данный метод в финансовом праве обладает определенной спецификой, которая кроется в содержании предписаний. В данном случае речь идет об «обязывании», о котором было упомянуто ранее. Так, нормы содержат предписания о порядке и размерах платежей в государственную казну или в казну муниципальных образований и т.п. Данный метод направлен на обеспечение полного и своевременного поступления денежных средств к государству, а также на использование их в необходимых целях.

Диспозитивный метод предоставляет субъектам финансовых правоотношений возможность выбора варианта своего поведения. Данный метод в финансовом праве характеризуется некоторыми особенностями. Например, в гражданском праве заключение договора между двумя сторонами разженивается в качестве волевого акта обеих, так как они могут сами выбирать варианты своих отношений, тогда как в финансовом праве соглашение представляет собой нечто иное. Здесь условия соглашения устанавливаются по принципу императивности, а диспозитивность для сторон прослеживается лишь в момент его заключения. Примером этого может послужить организация государственных лотерей, когда государство устанавливает условия такой лотереи, а граждане имеют право принять в ней участие.

Замечание 1

Диспозитивность финансового законодательства по большей части прослеживается в Бюджетном кодексе РФ.