Все о контейнерных и мобильных азс. Контейнерная АЗС: особенности и преимущества Высота помещения на автозаправочной станции

 

Виды заправочных станций

Автозаправочные станции подразделяются на два типа : станции контейнерного типа (КАЗС), а так же на АЗС с подземным и наружным расположением резервуаров предназначенных для хранения топлива.

Отметим, что КАЗС применяются в основном для временного использования. Эксплуатация таких станций, в рамках розничной продажи ГСМ, по определенным объективным причинам считается нецелесообразной, так как к ним применяются очень жесткие требования безопасности со стороны контролирующих органов, в результате исполнения которых затраты по оформлению требуемой документации и монтажу оборудования значительно увеличиваются.

Как зарегистрировать заправку

Немаловажным фактором, для дальнейшего успешного продвижения выбранного направления является выбор системы налогообложения. В обозначенной отрасли практически все организации применяют общую систему, требующую работу с НДС (налог на добавленную стоимость). С предприятиями, которые работают без НДС, поставщики топлива договора заключают крайне неохотно.

Стоит учесть, что крупные поставщики и корпоративные клиенты предпочитают иметь дело с «ООО» (общество с ограниченной ответственностью). Такая форма ведения хозяйственной деятельности позволяет более углубленно подходить к решению определенных юридических и финансовых вопросов, возникающих в процессе взаимного сотрудничества предприятий.

Лицензирование деятельности АЗС отменено .

Выбор земельного участка

Особое внимание следует уделить выбору земельного участка под строительство АЗС, так как выбор места является основным критерием успешности будущей деятельности. Идеальным условием размещения заправочной станции является наличие:

  • автомобильной развязки,
  • дороги федерального значения с интенсивным движением,
  • автостоянки,
  • а так же, по возможности, максимальная приближенность объекта к населенным пунктам.

Хорошим показателем будет являться размещение заправки на территории, где отсутствуют «раскрученные» автозаправочные комплексы. Конечно, получить участок, который соответствует всем перечисленным требованиям, это большая редкость, но хотя бы одно из этих условий должно присутствовать обязательно.

Совет: Для определения пригодности в качестве использования под размещение ОДС (объект дорожного сервиса) требуется провести независимую экспертизу. От этого во многом зависит дальнейшая судьба вашего начинания

Размер участка определяется с учетом выбранного вами проекта АЗС. Но не забываем, что для бесперебойной работы автозаправочной станции необходимо наличие удобных подъездов. Разметка таких подъездов и организация движения по АЗС согласовывается с органами ГИБДД и дорожными службами.

Перед выбором проекта следует провести анализ места размещения АЗС, по результатам которого определяется требуемое количество и комплектация ТРК (топливораздаточная колонка), которыми будет оснащаться заправочная станция.

Регламентирующая документация

Не менее ответственным считается подготовка документации по оформлению земельного участка. Безоговорочно должны выполняться все требования, предъявляемые к условиям размещения АЗС, проектированию, строительству и организации территории автозаправочной станции. Учитывая, что на момент открытия своей первой АЗС вы столкнетесь с рядом неизвестных раннее вам проблем, решение этих вопросов стоит доверить специалистам.

На сегодняшний день существует множество организаций, которые комплексно выполнят все работы, начиная с оформления проектной документации земельного участка и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию с предоставлением всех необходимых сертификатов, одобрений, разрешений и согласований. Нет смысла перечислять все требования и положения с номерами и датами документов, так как принимаются они на региональном уровне и могут значительно отличаться друг от друга.

Общий перечень необходимых требований:

  1. Требование к размещению к АЗС.
  2. Требования к проектированию и строительству заправочной станции.
  3. Основные требования к зданиям, сооружениям и оборудованию автозаправки.
  4. Природоохранные и санитарно-гигиенические требования к проектированию АЗС.

Совет: Вы должны отчетливо понимать, что невыполнение даже самых незначительных, на ваш взгляд, пунктов, приведет впоследствии к проблемам, на решение которых будут потрачены значительная часть времени, финансов и собственных нервов. АЗС является объектом повышенной опасности.

Оборудование

На рынке представлено множество различных моделей как отечественных, так и зарубежных производителей. При выборе следует руководствоваться ценой и качеством предлагаемого товара.

В специализированных магазинах есть практически все комплектующие для обслуживания и ремонта топливораздаточной колонки. С этим проблем в процессе эксплуатации обычно не возникает. Перечислю минимальный набор необходимого оборудования для оснащения небольшой АЗС, с учетом того, что с каждой ТРК будет подаваться по два вида топлива.

  • Резервуар для хранения и отпуска ГСМ - 4шт. объемом по 15м 3 каждый.
  • Резервуар для аварийной перекачки топлива - 1шт. 15м 3
  • Резервуар для ливневой системы, можно любой Б/У - 10м 3
  • ТРК - 2шт. по 2 рукава каждый.

Пульты управления, кабеля и запорная арматура входит в комплект топливораздаточной колонки. Стоимость всего выше перечисленного зависит от выбранной вами модели и производителя.

На всех АЗС применяется надежное программное обеспечение, способное полностью автоматизировать весь цикл процесса отпуска топлива, начиная от слива бензовоза в резервуар и заканчивая сдачей суточного отчета с предварительной отправкой его в бухгалтерию. Тем самым сводя к нулю возможность возникновения непредвиденных ситуаций возникающих вследствие обстоятельств, которые принято называть «человеческий фактор». Такое оборудование и программное обеспечение к нему стоит не дорого и устанавливается за считанные часы.

Персонал

Следующим вопросом, который следует учесть при открытии автозаправки, является подбор персонала. Здесь все просто:

  • Начальник заправки - 1 чел., контроль над работой АЗС, работа с операторами, абсолютное знание программы обеспечивающей работу ТРК.
  • Ремонтник - 1 чел. в его обязанности входит ремонт оборудования и помещений, по возможности разбирающийся в программном обеспечении АЗС.
  • Оператор АЗС - 4 чел., отпуск топлива, контроль над выручкой и сдача ее инкассаторам.

Понадобиться еще и электрик, оформить которого можно по договору. Работников, занимающихся непосредственно заправкой автомашин на территории, я не рассматриваю, так как первое время можно обойтись и без них.

Заключение

В среднем на согласование всей документации требуемой для открытии автозаправки уходит от 3 до 6 месяцев, строительство заправочной станции занимает 6-12 месяцев. Стоимость открытия бюджетной АЗС составляет 12 - 15 мл. рублей. Срок окупаемости проекта 3-5 лет.

Бензиновый бизнес один самых перспективных, и один из самых опасных. Поэтому к требованиям контролирующих органов нужно отнестись внимательно, не только ради избавления от "головной боли" при общении с инспекторами, но и ради собственной безопасности.

Контролирующие органы

При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:

  1. Управлением по архитектуре и градостроительству.
  2. Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
  3. Управлением по энергонадзору.
  4. ГИБДД.
  5. Управлением противопожарной службы (ГПН).
  6. Роспотребнадзором (СЭС).

Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:

И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:

  • архитектуре АЗС;
  • выбору территории;
  • зданиям и сооружениям;
  • оборудованию;
  • системе безопасности.

Открывая АЗС будьте готовы к частым визитам инспекторов из нефтеинспекции, ГПС, налоговых органов и других.

Имейте в виду, что АЗС могут быть стационарными и передвижными, контейнерными, модульными, блочными, топливозаправочными и т.п. В зависимости от размеров и мобильности будут меняться и объем требований контролирующих органов.

Регламентирующие документы: наиболее часто используемые

  • Закон о ЗПП №2300-1 .
  • СанПиН 2.1.7.1322-03 , описывающий правила обезвреживания отходов производства.
  • СанПиН 2.1.6.1032-01 о качестве атмосферного воздуха.
  • ФЗ РФ № 52 о эпид. благополучии...
  • СП 2.1.7.1386-03 о санитарных правилах об определении класса токсичности отходов.
  • СП 1.1.2193-07 о производственном контроле.
  • СанПиН 2.2.4.1294-03 требования я аэроионному составу воздушной среды.
  • СП 3.5.1378-03 требования к дезинфекции.
  • СП 2.2.2.1327-03 требования к организации технологических процессов.
  • СП 156.13130.2014 требования ПБ.
  • НПБ 02-93 правила, определяющие степень участия ГПН в выборе территории для автозаправки.
  • НПБ 03-93 акт, определяющий моменты согласования проекта и сметной документации с ГПН.
  • НПБ 111-98 основные нормы противопожарной безопасности.
  • РД 153-39.2-080-01 правила эксплуатации АЗС.
  • СНиП 2.07.01-89* / СП 42.13330 (Градостроительство, определяет минимальное расстояние до автодорог и жилых улиц от АЗС).

Требования санитарных служб

Самыми распространенными нарушениями в работе автозаправок, по мнению Роспотребнадзора, являются нарушения:

  • потребительских прав;
  • требований к обращению с отходами;
  • норм ПДК по воздуху;
  • требований санитарно-эпидемиологического характера при эксплуатации построек на территории заправки.

Во избежание отказа СЭС в разрешительном заключении на этапе оформления документов и штрафов в процессе работы стоит познакомиться с основными требованиями данной структуры. Если руководство вашего региона не подготовило специальный СНиП, где были бы собраны все основные рекомендации по планированию, проектированию, возведению и обустройству заправок, вам придется познакомиться с несколькими довольно объемными трудами, чтобы выбрать требования, относящиеся именно вашей будущей деятельности.

Требования к месту расположения заправки

Размер участка земли под АЗС согласовывается с имеющими градостроительными нормами. Его положение должно быть подветренным по отношению к жилому массиву. Вся территория заправки планируется, участок под нее выравнивается и покрывается ровным покрытием.

Вы можете применить:

  • бетонирование;
  • асфальтирование.

Подъездные пути и съезды на автомагистраль не должны иметь дефектов. Территория не занятая сооружениями озеленяется и поддерживается ухоженном и чистом виде.

Накапливать на территории автозапровочной станции отходы нефтепродуктов запрещается. Если в процессе работы произошла утечка - разлив засыпается песком, который затем удаляется.

ТБО, скапливающиеся при работе организации, следует хранить в спецконтейнерах с плотно закрывающимися крышками. Контейнеры устанавливаются на водонепроницаемом основании/фундаменте. Чаще всего используют для этих целей бетонные плиты.

Производственные помещения и зоны для бытовых нужд: требования

Проектируют заправку согласно своду правил 56.13330.2011 /СНиП 31-03-2001. Рабочие помещения окрашивают тонами/цветами, снижающими утомление глаз сотрудников и улучающими освещенность рабочего места.

Помещение для персонала и рабочую зону выстилают твердым напольным покрытием, разрешенным санитарными правилами.

Место оператора АЗС для проведения рабочих манипуляций в положении сидя, оборудуется согласно ГН2.2.5.1314-03.

В части для сотрудников должна быть предусмотрена:

  • туалетная комната;
  • гардеробная;
  • душевая.

В данных помещениях полу делают стойкими к воде и моюще-дезинфицирующим средствам. Все стены и имеющие перегородки облицовывают керамо-плиткой или другим влагостойкими светлого материала на высоту не меньше, чем 1,8 м.

Гардеробную для рабочего персонала оборудуют двухсекционными шкафами:

  • для хранения верхней одежды и обуви;
  • для спецодежды.

Эти предметы гардероба не должны хранится вместе! На габаритных заправках, оборудованных торговым залом с бистро должна быть туалетная комната для клиентов. Желательно одно место для отправки естественных потребностей оборудовать для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Все туалетные комнаты снабжаются средствами для просушки кожи рук или одноразовыми полотенцами, мылом и туалетной бумагой.

Микроклимат сооружений АЗС: требования

Внутренняя среда рабочих и бытовых помещений автозаправки поддерживается согласно требованиям СП 60.13330.2012/СНиПа 41-01-2003

Обязательным требованием для АЗС является обустройство искусственной вентиляции для помещений, где хранится спецодежда работников. Рабочие и административные помещения должны иметь отопление:

  • центральное;
  • местное.

При организации местного отопления разрешен пар, подогретый воздух или вода в качестве носителя тепла.

Условия микроклимата на рабочем месте сотрудников АЗС нормируются согласно СанПиНу2.2.4.548-96. Допустимые колебания показателей влажности и температуры зависят от периода года и региона. В среднем для холодов это:

  • 20-22оС (максимум 24оС);
  • 15-75% влажность.

Для жаркого времени:

  • 21-23оС (максимум 28оС);
  • влажность остается такой же

ПДК вредных веществ в воздушной среде, которой дышат сотрудники АЗС описаны в ГН2.2.5.686-98. Основные показатели следующие, мг/м.куб:

  • мин.масла - 5;
  • углеводороды в общим - 300;
  • оксид углерода - 20;
  • бензин - 100.

Все эти показатели будет контролировать СЭС при проверке.

Требования к инженерным сетям: вода, канализация

СП 30.13330/СНиПом2.04.01-85*регламентируются требования к внутренним водопроводно-канализационным сетям. Если вы планируете построить новую заправку, недопустимо возводить сооружения без этих элементов.

Вода к АЗС подводиться питьевая. Ее параметры должны соответствовать СанПиНу2.1.4.559-96 . Снабжение водой организуется путем:

  • врезки в сети центрального водоснабжения;
  • обустройством поступления воды от колодца;
  • бурения АС (артезианской скважины).

Источник забора воды в обязательном порядке согласуется с санитарными службами. Если она забирается из собственных водоисточников, то руководитель АЗС обязан обеспечить контроль лабораторных показателей состояния воды по указанному выше СинПиНу.

Требования к канализационной сети предусматривают обустройство раздельных сетей канализации:

  • бытовых вод;
  • дождевых и производственных.

Соединять их в одну систему запрещено. Перед началом эксплуатации заправки, на ее территории должна быть обустроена система очистки стоков. Бытовые стоки очищаются согласно требованиям СНиП 2.04.03-85/СП 32.13330.2012.

Дождевая канализация/"ливневка" допускает обустройство системы лотков со съемными решетками. В эту же систему подсоединятся производственный слив стоков. По лоткам воды направляются к очистным конструкциям.

Очистные конструкции как минимум должны состоять из:

  • отстойника (колодца);
  • фильтрационной части;
  • сборника (колодца).

Производственные стоки, отфильтрованные нефтяные продукты и осадочный мусор вывозится в оговоренные с санитарными службами вашего региона/района места.

Требования к инженерным сетям: освещение

Требования к средствам освещения диктуются СП 52.13330.2011/ СНиПом 23-05-95* . Это значит, что все помещения производственного назначения должны иметь кроме искусственного и естественное освещение. Причем последнее рекомендуется использовать по максимуму. Уровень КЕО:

  • Если используется комбинированный вариант освещения - 0,48%.
  • При освещении исключительно светом солнца - 0,8%.

Освещать рабочую поверхность нужно с интенсивностью 200 лк/150 лк (для ламп накаливания). Все осветительные приборы должны быть иметь светорассеивающие плафоны и регулярно очищаться.

Нефтепродукты и правила их хранения

Все производные нефти на заправке хранят в металло-резеруарах, обустроенных под землей. Защитный слой грунта должен составлять не менее 100 см. Все дополнительно реализуемые продукты в индивидуальной упаковке/таре:

  • масла;
  • смазочные материалы;
  • охладители, очистители и т.п. средства.

Хранят в специально отведенных для этого местах. Причем оператор, принимая смену, должен удостоверится в целостности тары. Мелко-фасованный товар с высокой степенью воспламеняемости можно хранить в торговом зале с учетом 5 дневного оборота продукции. Исключение составляет лишь тормозная жидкость. Выставить ее можно в количестве до 20 бутылок.

Отработанные нефтепродукты можно хранить в любых емкостях при условии, что они:

  • целые;
  • способны обеспечить сохранность содержимого при его транспортировке и погрузке/разгрузке;
  • маркированы;
  • калиброваны.

Перед заливкой отработанных материалов в контейнеры для хранения, последние проверяют на целостность.

ООС

Представители природоохранных структур наряду с работниками СЭС строго следят за деятельностью АЗС. Так как этот вид предприятий имеет несколько источников загрязнения ОС (окружающей среды):

  • отработанные автомобильные газы;
  • испарения производных нефти;
  • разливы нефтепродуктов.

Поэтому руководство АЗС, во избежание штрафов, должно предпринимать меры по уменьшения загрязнения ОС:

  • топливораздаточные колонки необходимо защищать от осадков;
  • регулярно осуществлять ПК (производственный контроль) за содержанием вредных веществ в почве и воздухе (на границе СЗЗ показатели не должны превышать ПДК для населенных мест);
  • предпринимать меры по уменьшению испарений бензина (не допускать перелива топлива, следить за герметичностью сливных и замерных устройств и т.п.).

Кроме этого собственник или первый руководитель заправочной станции должен обеспечивать аттестационные мероприятия по условиям труда на рабочих местах.

Требования к продукции

Вся продукция заправочной станции должна иметь сертификат от завода-изготовителя, подтверждающего качественные характеристики товара:

  • марку;
  • ТУ и соответствие им.

Паспорт на реализуемую нефтепродукцию (НП) должен иметь подпись руководителя и печать завода-изготовителя. Поступающая продукция этого типа должна по партионно заноситься в специально предназначенный для этих целей журнал.

Кроме этого, на АЗС должны вестись журналы движения НП и запасных частей к автомобилям (если этот товар реализуется).

Требования к оборудованию

Все оборудование АЗС должно быть приобретено в официальном порядке, иметь паспорт. К резервуарам обязательны градуировочные таблицы. На АЗС заводят специальный журнал, куда заносят сведения о ремонте оборудования заправки.

Требования Госпожнадзора

Все новые АЗС необходимо проектировать и строить согласно СП 156.13130.2014 . Согласно этому нормативу выделяется порядка 13 видов заправочных станций. Требования для каждой из них имеют свои особенности. Мы остановимся лишь на основных. Уточнять требования к конкретным видам заправочных станций нужно в приложениях (П) к НПБ 111-98:

  • П№2 - для топливозаправочныех пунктов;
  • П№3 - для передвижных заправок, реализующих ЖМТ (жидкое топливо);
  • П№6 - для различных видов мультитопливных заправок: АЗС, АГЗС, а также АГНКС.

Кроме того, АЗС могут располагаться за пределами населенных пунктов и на их территории. Расположение тоже значимо для некоторых требований ГПС. Технологические системы, которыми можно оборудовать АЗС должны соответствовать НПБ 03-93.

Требования к размещению

Заправки размещают с подветренной стороны от других сооружений. В этом вопросе госпожинспекция (ГПС) солидарна с санстанцией. Выбор участка должен согласовываться с ГПС и соответствовать НПБ 02-93.

Расстояния до автодорог/магистралей, улиц при размещении нормируются градостроительными нормативами СП 42.13330/СНиП 2.07.01-89* и зависят от категории дороги и типа АЗС. Требования к минимальным расстояниям от объектов, не относящимся к автозаправке и относящимся к ней можно посмотреть .

Требования к сооружениям в зоне заправки

В отличие от многих предприятий заправка - это предприятие, на территории которого разрешается размещать далеко не любые типы сооружений. Разрешено возведение:

  • операторная;
  • сооружения административного назначения;
  • помещения для хранения формы работников, деталей и инструментария, необходимого для работы, оборудования;
  • котельная с теплоносителями, разогревающимися до 80оС и не выше;
  • туалетные комнаты;
  • помещения для охраны;
  • комната для приема пищи работающей смены.

Ряд автозаправок (исключая газового типа заправки с резервуарами в одну стенку) могут располагать на собственных землях центры сервисного обслуживания автомашин и зоны по обслуживанию их водителей.

На территории заправки не разрешено размещать:

  • сооружения А и Б классов (кроме относимых к технологической системе заправки) и Г-помещений, исключая котельные;
  • помещения для сервисного обслуживания автомобилей с техпроцессами, приводящими к циркуляции паров/газов с высокой степенью возгораемости (окраска).

Здания, возводимые на территории заправочной станции должны быть:

  • одноэтажными либо выстроенными в 2 этажа (последние должны быть не более 150 кв.м);
  • I-III степени огнестойкости.

Навесы на автозаправке делают из негорючих материалов. Все контейнеры с топливом защищают от возможного повреждения машинами и механизмами. К каждому элементу конструкции, вплоть до ограждения предъявляются строгие требования, описанные НПБ 111-98.

На всех заправках предусматривают молниезащиту не менее II-категории по РД 34.21.122-87. Электросистема монтируется до ввода заправки в эксплуатацию, заземление до пуско-наладки. Требования к ней описаны ПУЭ и правилами, разработанными для нефтехимических предприятий. Воздушные ЛЭП на заправочных станциях всех модификаций запрещены.

Некоторые требования к оборудованию АЗС

На заправках обязательно должны быть:

  • телефонная линия;
  • радиосвязь;
  • средства громкого вещания.

Высоки требования к герметичности оборудования:

  • колонки надлежит оборудовать устройствами, способные при ее повреждении остановить излитие содержимого;
  • резервуары должны поддерживать собственную герметичность 10 лет при соблюдении требований техтребований;
  • емкости для хранения топливных материалов оборудуют системами, позволяющими проверить степень герметичности (П№5 к НПБ 111-98);
  • опорная арматура выполняется по I кл. герметичности по ГОСТу 9544 .

Все электрооборудование на территории АЗС требуется заземлять, при его установке нужно исходить из нормативов ПУЭ и ПЭЭП (правил эксплуатации). Монтаж такого оборудования проводится с учетом зон повышенной взрывоопасности.

Для каждого из типов заправочных станций/пунктов к их технологическому оборудованию предъявляются специфические требования, описанные нормативами ПБ 111-98.

Требования к персоналу

Персонал должен строго соблюдать правила ТБ и ПБ при работе на АЗС. При приеме на работу обязательно проводится вводный инструктаж по ПБ, затем первичный и систематические инструктажи с занесением в журнал.

Работники заправки должны четко знать свои действия на момент возгорания. Ориентироваться в системе пожаротушения на АЗС, уметь пользоваться первичными средствами ликвидации пожара.

Средства тушения пожара: основные требования

Средства для тушения пожара на заправке не ограничены первичными вариантами (огнетушители), как во многих предприятиях. Должна быть дополнительно предусмотрена возможность использовать наружный водоем либо водопровод. А также необходимо предусмотреть системы пожаротушения стационарного типа (автоматы в том числе).

Огнетушители размещаются в местах и количестве, указанных в правилах пожбезопасности 01-93 (Глава17 п. 17.5.5. и 17.5.6). Тип огнетушителей описан тем же нормативом.

В ППБ01-03 АЗС посвящена целая глава №17. Этот документ описывает требования не только к огнетушителям, но и к:

  • документации, которую нужно иметь на заправке (журналы, планы эвакуации, локализации и тушения возгорания, схему описывающую ближайшие источники воды и их дебет и т.д.) ;
  • оборудованию по приему и подаче топлива;
  • использованию электрооборудования;
  • содержанию сооружений;
  • противопожарной защите станции;
  • плану локализации возгорания;
  • средствам быстрого удаления горящего транспорта с АЗС;
  • условиям хранения опасных веществ и многому другому.

Должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.

8. Размещение АЗС должно выполняться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

10. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

  • от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров , наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;
  • до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения – до окон (дверей);
  • до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).

Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01- 89 *, а именно:

  • до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
  • до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
  • до остальных дорог и улиц - не нормируются.

12. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1 .

13. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2 .

14. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3 .

15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.

16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.

17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд. Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.

18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.

19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Современные автозаправочные станции, или АЗС, принято классифицировать по нескольким основным принципам и направлениям, одним из которых являются нормативные параметры типовых проектов:

  • Количество топливораздаточных колонок (ТРК);
  • Общая вместимость имеющихся резервуаров;
  • Максимальное число заправок в течение определенного промежутка времени, например, в «часы пик»;
  • Количество машин, заправляемых в течение одних суток.

К числу наиболее используемых типовых проектов относятся:

1.1 Проект многотопливной автозаправочной станции , основной характеристикой которого служит возможность заправки транспортных средств двумя-тремя видами моторного топлива (светлые нефтепродукты, компилированный природный и сжиженный углеводородный газ).

1.2 Проект топливозаправочного пункта , размещаемого, как правило, на территории крупного производственного предприятия (автомобильного парка) и обеспечивающего моторным топливом транспортные средства данного предприятия.

1.3 Проект традиционной АЗС , предусматривающий подземное расположение топливных резервуаров-хранилищ, и реализующий технологическую схему, предполагающую разнесение ТРК и резервуаров.

Эффективность использование типовых проектов АЗС обусловлена следующими факторами:

  • упрощенный порядок согласований и прочих разрешительных мероприятий;
  • минимальные сроки проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию;
  • гарантированный экономический эффект, рассчитанные сроки окупаемости инвестиций и получения прибыли.

Генплан АЗС – это одна из составляющих проекта, назначение которой заключается в комплексном решении планировки, размещения зданий (сооружений), инженерных сетей и технологических коммуникаций, а также благоустройство территории автозаправочной станции. Расположение автозаправки в границах населенного пункта или промышленного (автотранспортного) узла тоже оговаривается в генеральном плане.

В данном документе в обязательном порядке учитываются:

  • места установки дорожных (по согласованию с ГИБДД) и информационных (о размещении пожарного гидранта, водозаборного колодца или пожарного водоема) знаков;
  • значения годовой «розы ветров»;
  • устройство пологих повышенных участков на въездах и выездах и дренажных лотков для отвода атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами, в очистные сооружения;
  • соблюдение минимальных расстояний.

Технологические требования, предъявляемые к схемам генеральных планов автозаправочных станций:

  • наличие возможности заправки моторным топливом транспортных средств с различными вариантами расположения топливных баков (правостороннее, левостороннее, двустороннее);
  • обеспечение независимого подъезда автомобилей к ТРК;
  • минимальная протяженность топливных коммуникаций;
  • оптимальность радиусов поворота транспортных средств;
  • вместимость зоны отстоя транспорта, ожидающего заправки;
  • наличие визуального контроля заправочной зоны (зон) оператором АЗС.

Проектирование и строительство автозаправочных станций

При проектировании автомобильных заправочных станций обязательным условием является соблюдение следующих требований:

3.1 Размещение АЗС выполняется на участках придорожной полосы, обладающих одним из следующих признаков:

  • возвышение;
  • уклон, превышающий 40%;
  • закругление, радиус которого превышает 1000 метров;
  • удаленность от железнодорожного переезда более 250 метров;
  • удаленность от мостовых переходов 1000 метров и более.

3.2 Включение в расчет поставки оборудования серийных технологических систем приема, хранения и раздачи топлива, сопровождающихся согласованной в установленном законодательством порядке технико-эксплуатационной документацией.

3.3 Соответствие технико-эксплуатационных данных разрабатываемых систем пожарной безопасности требованиям, предъявляемым нормами «НПБ 111» к автозаправочным станциям всех типов.

3.4 Учет требований комплекса требований, включающих правила безопасной эксплуатации в сфере взрывозащищенности, газовой и экологической безопасности, охраны труда и иных требований, регламентируемых утвержденными действующими нормативно-правовыми актами.

3.5 Определение минимальных расстояний в пределах территории АЗС.

Организация территорий

Процесс организации территорий АЗС сопровождается соблюдением нижеперечисленных условий:

4.1 Учет инженерно-геологических, климатических и социально-экономических особенностей данной территории. Размещение комплекса сооружений АЗС предполагает отсутствие негативного влияния деятельности автозаправки на состояние здоровья и санитарно-бытовые условия населения и обслуживающего персонала.

4.2 Выполнение функционального зонирования территории, учитывающее не только технологические связи, но и соблюдение противопожарных и санитарно-гигиенических мероприятий, пропускную способность АЗС, рациональность транспортных и инженерных связей, а также защиту территорий, прилегающих к заправочной станции от загрязнений отходами ее деятельности.

4.3 Выезды на дороги с I-ой по IV-ю категории оборудуются переходно-скоростными полосами, длина которых определяется СНиПом 2.05.02.

4.4 Установление движения автотранспорта в одном направлении.

4.5 Размещение на территории АЗС необходимых средств организации дорожного движения (знаки, ограждения, направляющие устройства, разметка, светофоры и т.п.). Не допускается установка рекламных щитов на выездах (въездах) со стороны дорог.

4.6 Наличие малых архитектурных форм и устройство озеленения.

4.7 Устройство жестких покрытий и оснований (цементно-бетонных, асфальтобетонных, монолитных) проездов и площадок, предотвращающих попадание моторного топлива в грунт.

4.8 Равная прочность конструкции покрытий переходно-скоростных полос и основной дороги.

4.9 Наличие отдельного проезда (не менее 3,5 метров шириной) для проезда автоцистерн к местам слива светлых нефтепродуктов.

4.10 Устройство «треугольника видимости» при въезде (выезде) на АЗС.

Применяемые для АЗС нормы проектирования

РАЗРАБОТАНЫ Федеральным государственным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ФГУ ВНИИПО МВД России) (А.Я.Корольченко, Ю.Н.Шебеко, В.Л.Малкин, И.М.Смолин, В.А.Колосов, Е.В.Смирнов, Д.М.Гордиенко), нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУГПС МВД России) (В.Е.Татаров, Ю.Д.Сергеев) и Академией ГПС МВД России (В.В.Рубцов, А.С.Андросов, В.П.Назаров).

ПОДГОТОВЛЕНЫ с учетом Изменения N 1, утвержденного и введенного в действие с 01.11.1999 г. приказом ГУГПС МВД России от 02.07.1999 г. N 53, согласованного с Госстроем России (письмо от 28.12.1998 г. N 09-689), Изменения N 2, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 08.11.2000 г. N 66, согласованного с Госстроем России (письмо от 11.09.2000 г. N 9-18/419) и с Госгортехнадзором России (письмо от 29.11.2000 г. N 03-35/406), Изменения N 3, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МВД России от 20.07.2001 г. N 47, Изменения N 4, утвержденного и введенного в действие приказом ГУГПС МЧС России от 23.05.2002 г. N 17.

1*. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности.

Многотопливная автозаправочная станция - АЗС, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и сжатый природный газ.

Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система* которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).

Блочная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и размещением ТРК над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.

Модульная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и разнесением ТРК и контейнера хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.

Контейнерная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива (ПАЗС) - АЗС, предназначенная для розничной продажи только жидкого моторного топлива, технологическая система которой установлена на автомобильном шасси, прицепе или полуприцепе и выполнена как единое заводское изделие.

Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжатым природным газом.

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом.

Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.

Передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское издение, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС.

3*. При проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном НПБ 03-93.

4. ТЭД должна содержать требования к зданиям и сооружениям АЗС, их пожаробезопасной эксплуатации (в том числе к проведению регламентных и ремонтных работ, действиям персонала в случае возникновения пожароопасных ситуаций и пожаров), а также сведения о конструкции технологической системы, технологических параметрах, сроке службы и гарантийных обязательствах завода-изготовителя. Требования должны быть сформулированы с учетом специфики используемого технологического оборудования.

5*. Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС жидкого моторного топлива - приложением 3, к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС - приложением 6.

При проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрывобезопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, регламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.