Растрелли бартоломео франческо постройки. Великие творения архитектора бартоломео растрелли

Франческо Бартоломео Растрелли родился в семье придворного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли (Растрелли Флорентский) в 1700 году, в Париже. С ранних лет он учился у отца мастерству, был его подмастерьем.

После смерти короля-солнца Людовика XIV Бартоломео подписывает контракт, согласно которого обязуется отправиться с сыном и учениками в Санкт-Петербург для работы на службе у его царского величества Петра в течение 3 лет. Так эта итальянская семья оказалась в 1716 году в России, в городе, который в те годы превосходил по размаху все величайшие города Европы.

Здесь юный Франческо помогает отцу проектировать Стрельнинский дворец, выполнять отделку интерьеров во дворцах Шафирова и Апраксина. В 1721 - 1727 гг. Франческо Растрелли выполняет свою первую самостоятельную работу - дворец Антиоха Кантемира в стиле североевропейской архитектуры.

Взошедшая на престол племянница Петра I Анна Иоанновна стремилась окружить себя всем самым изысканным. Растрелли - старший отправляется с сыном на аудиенцию к молодой императрице, после этой встречи ему было доверено строительство дворца императрицы в Кремле (Анненгоф), а затем в Лефортово. Растрелли-старший, будучи больше скульптором, чем архитектором, руководил этим строительством, а Растрелли-младший разрабатывал проекты.

В 1732 году фаворит императрицы Бирон поручает Франческо Растрелли построить манеж между Невским проспектом и улицей Большой Морской . Одновременно с этим молодой зодчий занимается проектированием Летнего и Зимнего дворцов. В тот же год Франческо женится, вскоре у молодой семьи рождаются дети - погодки Иосиф Яков (1733 г.), Елизавета Катерина (1734 г.), Элеонора (1735 г.) Двое из них, Иосиф и Элеонора умирают от холеры в 1737 - 1738 гг.

Растрелли много строит для Бирона в его резиденциях, перемены во власти не слишком влияют на его карьеру. В 1738 году он становится обер-архитектором, ему положено жалование в 1200 рублей в год, служебная квартира в бывшем Зимнем дворце.

В Петербурге по поручению нового фаворита Миниха зодчий приступил к проектированию дворца для Анны Леопольдовны. Завершить этот проект ему не пришлось, пришедшая к власти Елизавета питала неприязнь ко всему немецкому и ей не по душе была связь Растрелли с немцами Бироном и Минихом. В 1742 году Елизавета Петровна приказывает не признавать графское достоинство Растрелли, задержать выплату его жалования и поручений ему по строительству не давать.

Но Франческо Растрелли не отчаивался, он видел пристрастие новой императрицы и ее двора к изысканности и роскоши и понимал, что никто, кроме него, соответствовать запросам императорского двора не сможет. Так и вышло: вскоре императрица уже поручает архитектору закончить строительство Летнего дворца, начатого им для Анны Леопольдовны, затем, в 1744 году, - еще одно строительство нужно доводить до конца. На этот раз речь идет о начатом Земцовым Аничковом дворце, продолженном после него не угодившем вкусу императрицы Дмитриевым.

В том же году, после смерти Бартоломео Растрелли, Франческо считает своим долгом окончить создание начатой отцом конной статуи Петра I. В 1746 году Елизавета Петровна решает расширить Петергофский дворец и поручает работы в Петергофе Растрелли. Один за другим архитектор создает проекты перестройки, окончательный вариант которой утверждается 23 января 1749 года и на протяжении трех лет Франческо Бартоломео руководит этим строительством.

Архитектор выполняет огромнейший объём работ, но Елизавета не спешит возвращать ему звание обер-архитектора, да и жалование остается прежним. Растрелли решается на хитрость, - объявляет о своём отъезде из России, и только после этого он возвращает себе желанное звание и теперь уже 1500 рублей жалования в год.

В последующие годы им создаются такие шедевры, как дворец Воронцова (1749 - 1752 гг.), Строгановский дворец (1753 - 1754 гг.), Екатерининский дворец , перестройка (1752 - 1757 гг.), павильон «Эрмитаж » (1748 - 1752 гг.), грот (1755 - 1762 гг.) в Царском Селе (г. Пушкин), дворец в Ропше. Самые известные работы Растрелли тех лет, - это ансамбль Смольного монастыря (1748 - 1757 гг.) и Зимний дворец (1754 - 1762 гг.) с его знаменитой Иорданской лестницей.

Понемногу излюбленный им роскошный стиль русского или елизаветинского барокко начинает уходить в прошлое. В 1758 году по проекту Растрелли началось строительство Гостиного двора, но вскоре из-за недовольства купцов, посчитали его проект слишком дорогим, строительство было приостановлено. Мода на роскошь проходит и заказов у Растрелли все меньше.

10 августа 1762 года Екатерина II отправляет обер-архитектора на год в отпуск для лечения в Италию. Там Растрелли пытается найти новых заказчиков, одновременно с этим он узнаёт, что архитектору Валлен-Деламоту поручено переделать для новой императрицы внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года высочайшим указом архитектор уволен с назначением 1000 рублей в год пенсиона. В 1764 году Растрелли с семьей покидает Петербург и отправляется в Курляндию, где занимается строительством Руэнтальского и Митавского дворцов в Елгаве.

Увы, ни точная дата смерти, ни место упокоения великого зодчего не известны.

Франческо Растрелли был итальянцем по крови, но его называли русским гением. Он работал увлеченно и отдал Петербургу лучшие годы своей жизни. Ему мастерски удавалось сочетать традиции русского зодчества с элементами европейской архитектурой, и воплотить в жизнь то, что от него ожидали монархи..

Великий архитектор Петербурга впервые приехал в Россию в 16 лет


Франческо Растрелли было всего шестнадцать лет, когда он впервые приехал в Россию. Будущего архитектора привез с собой отец. Карло Расстрели — был одним из тех, кто по приглашению царя, прибыл в новую столицу Российской империи, чтобы построить западный город в России. Это была задумка Петра I, который понимал, что без помощи европейских архитекторов ничего не получится.

Юный Франческо оказался достойным учеником своего отца. И главное — он был по-настоящему талантлив. Позже, ему предстояло обучать русских мастеров секретам европейской градостроительной науки и самому расширять свой архитектурный кругозор русским зодчеством.


Слава к нему, которая не выпадала в России еще ни одному архитектору, пришла в 1730-е годы. Фаворит царицы Анны Иоанновны доверил Растрелли построить в Курляндии дворцы своей резиденции — Рундальский дворец и дворец в Митаве. Это первые, сохранившиеся до наших дней, творения мастера. Герцог Бирон был в восторге от выполненной работы. Именно по его рекомендации Франческо стал обер-архитектором императрицы. Другой некоронованной особой, для которой строил Растрелли, был любимец Екатерины Петровны — Михаил Воронцов. Дворец, о котором мечтал граф, строили девять лет. Это была роскошная усадьба, где каждая деталь — истинное произведение искусства. Однако, содержать этот великолепный дворец Воронцову оказалось не по силам и постройку пришлось продать в казну. Там разместили пажеский корпус, а позже — суворовское училище.


Можно отметить, что правление Елизаветы Петровны стало расцветом славы Франческо Растрелли. Они оба мечтали превратить Петербург в самый лучший город на земле. А понятия, как это сделать, у них удачно совпадали. После того, как Екатерина посетила построенный мастером Летний дворец, она убедилась — он гений. Во дворце было сто шестьдесят апартаментов. Все они были в зеркалах и богато украшены. С ранней весны до осени там, вместе с императрицей, жила семья наследника престола — Павла I. Между тем, став императором, он без промедления снес Летний дворец. На его месте, император построил Михайловский замок, где был убит заговорщиками.


Впрочем, все ожидания царицы Растрелли превзошел, когда воплотил в жизнь самую заветную ее мечту — Петергофский дворец. Знаменитая постройка была, действительно, сказочной и превзошла прославленную резиденцию французских королей. Территория верхних садов была обустроена на французский лад, а внутри дворца каждая деталь была невероятной красоты. Начиналось все с парадной лестницы, в которой одно только кружево перил не позволяло отвести глаза. Ни одна комната в этом огромном здании не повторяла другую. Все было изысканно и разнообразно.

Петергофский дворец превзошел резиденцию французских королей


Восхищенные работами Франческо Растрелли, многие влиятельные люди хотели иметь, именно им, построенный дворец. Одним из таких желающих оказался сподвижник императрицы — Сергей Григорьевич Строганов. Его воля была выполнена всего за полтора месяца. Любая деталь дворца, как всегда являлась шедевром и отражала неповторимый стиль зодчего. Строгановский дворец до сих пор остается одной из главных частей проспекта Петербурга, а его парадный зал — единственным помещением, не нуждающимся в восстановлении.


Самой большой многоярусной колокольней в России должен был стать Смольный собор. Растрелли строил храм на берегу Невы, но воплотить в жизнь грандиозный план полностью, к сожалению, не удалось. Началась война с Пруссией и Елизавете Петровне пришлось урезать бюджет. Тем не менее, собор и без того получился превосходным. А сочетание традиции русского зодчества с элементами европейской архитектуры, придало постройке праздничность и живописность.


Еще один безусловный шедевр Франческо Растрелли — Екатерининский дворец. Именно там российские монархи принимали своих знаменитых иностранных гостей. Ведь даже самых избалованных роскошью людей восхищал интерьер дворца. На постройке, протянувшейся более чем на триста метров, архитектор расположил все, что его завораживало в русской архитектуре.

В Царском Селе одним из павильонов значится — Эрмитаж. В переводе с французского — место уединения. Здесь российские государи устраивали приемы для избранных. Все углы этого затейливого маленького дворца выделены сдвоенными коринфскими колоннами. Такой прием, придающий всем постройкам воздушность, был любимым у Растрелли.

Впервые архитектор был награжден после 26 лет службы


По повелению Елизаветы Петровны, был создан еще один архитектурный памятник — Зимний дворец. В нем сочетались все излюбленные композиционные приемы мастера. Но Растрелли не удалось довести до конца отделку всех интерьеров дворца. Сейчас там популярный музей России.

До завершения Дворцовой церкви императрица не дожила. Первым, кто зашел внутрь новой постройки, был Петр III. Он настолько был поражен красотой увиденного, что наградил архитектора орденом святой Анны и званием генерал-майора. За двадцать шесть лет службы — это была первая царская награда.

Растрелли даже не представлял, что можно строить дворцы там, где как ему казалось после солнечного Парижа, невозможно жить. Однако, он сделал то, что другим не удавалось. К сожалению, многое из того, что построил архитектор не дошло до наших дней. Но то, что осталось, продолжает восхищать нас ничуть не меньше, чем его современников.

Реферат

«БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО РАСТРЕЛЛИ»

I. Введение 3 стр.

II. Бартоломео Франческо Растрелли 4 стр.

1. Прибытие Растрелли в Россию 5 стр.

2. Деятельность при российском царском дворе 6 стр.

III. 9 стр.

1. Юность Бартоломео 9 стр.

2. Начало самостоятельной работы 11 стр.

3. Эпоха Анны Иоанновны 12 стр

Портретные работы - не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Творчество Растрелли заметно сказалось и на развитии медальерного искусства России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. По мысли Петра "столп в память Северной войны" должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучей Российской империи. Но после смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны".

("3") Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была венчать статуя Петра I . Однако Триумфальный столп так и не поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была даже закончена модель статуи. Только в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже.

Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала эту работу Андрею Нартову - талантливому резчику и токарному мастеру. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли.

Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей "художествам и ремеслам". Он пытался организовать профессиональную школу скульпторов, но не оказалось условий для систематических занятий. Все же известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали его помощниками. Умер в 1744 году.

ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ

4")
Веселая императрица жаждала иметь новые роскошные дворцы. Размах и пышность строений должны были демонстрировать силу и могущество государства, а буйно украшенные фасады - укрыть расстроенные финансы. Построить такие здания мог только Растрелли с его неуемной фантазией. Волей-неволей пришлось обращаться к нему. Первым делом архитектору велено было закончить Летний дворец, эту уменьшенную копию знаменитого дворца Людовика XIV в Версале. Затем следовало довершить Аничков дворец на Невском проспекте, начатый талантливым Михаилом Земцовым . Потом сделать пристройку к Зимнему дворцу, изрядно расширить старый дворец царя Петра в Петергофе и приступить к изготовлению модели будущего первого женского монастыря в Петербурге. Так признали его талант.

Однако, подлинный расцвет творчества Ф. Растрелли, утверждение его, как автора нового стиля, «елизаветинского» или «русского» барокко - приходится на период царствования Елизаветы (1,

После переворота 1740 года, который осуществил Миних в пользу Анны Леополь-довны, матери Иоанна VI, Растрелли было приказано прекратить все работы в Курляндии и срочно явиться в Петербург. Миних, который теперь стал первым министром поручил ему построить для новой правительницы Анны Леопольдовны российский Версаль в Летнем саду. В конце февраля 1741 года Растрелли подготовил проект нового Летнего дворца, а в июне того же года в торжественной обстановке состоялась его закладка.

В ноябре 1741 года произошел очередной дворцовый переворот, который привел на царский трон дочь Петра I Елизавету Петровну. Новое царствование для Растрелли поначалу не предвещало ничего хорошего. В первые два месяца о нем никто не вспоми-нал. Затем от него потребовали объяснений, почему он числится обер-архитектором. В добавление ко всем неприятностям последовал устный указ: никаких заказов итальянцу не давать. Всеми архитектурными делами теперь стал заправлять Земцов, хорошо знавший Растрелли и пытавшийся всячески привлечь его к работе.

Дворцовый переворот 1741 года и воцарение Елизаветы Петровны способствовали расцвету русского искусствагодов XVIII века. И "впервые отечественное зодчество нового времени достигает эстетических высот, к которым оно стремилось в предшествующие полвека"*.

Это период расцвета стиля, получившего в России название развитого или высокого русского барокко, охватывающего разные виды художественного творчества и широко распространяющегося по всей стране. "На этой принципиально единой основе складывается синтетический характер искусства - практически нерасчленимый союз архитектуры, декоративной скульптуры и живописи".
Общественно - политическая ситуация той эпохи ставит на первое место необхо-димость создания дворцовых и церковных сооружений, являющихся ведущими пост-ройками и в западноевропейском барокко. Его главным представителем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли, получивший в России более привычное для русского уха имя Варфоломей Варфоломеевич. Важнейшие его проекты осуществлены в царствование Елизаветы Его роль в развитии нового стиля столь велика, что невозможно представить русское развитое барокко без творчества этого гениального художника, блистательно и могущественно ситезирующего русские национальные традиции с художественными веяниями Западной Европы.

Для Елизаветы, не любившей и, порой, опасавшейся Анны, Растрелли был типичным представителем «курляндского двора». Даже сменил подпись с «де Растрелли» на «фон Растрелли», объясняя позже сей поступок российской действительностью - чего не сделаешь ради хлеба насущного. И записал в своем Общем описании: «Архитектор на службе не имеет ничего, кроме своего жалованья, без какого - либо вознаграждения, всегда допустимого в других странах».
Семь лет ждал Растрелли подтверждения патента обер-архитектора, выданного Анной Иоанновной. В России надо уметь ждать.
Ключевский так писал о дочери Петра: «Вступив на престол, она хотела осуществить свои девичьи мечты в волшебную действительность».Бесконечные праздники и торжества при Елизавете требовали подобающих сцен и обрамления. Строительство дворцов стало делом государственной необходимости. Их внушительные размеры и пышность скрывали расстройство финансов и тайное желание казаться сильнее, чем ты есть.
К 1743 г. в России работали архитекторы И. Коробов, А. Евлашев, С. Чевакинский,

А. Квасов и Г. Дмитриев. Адмиралтейский архитектор Коробов был слишком строг и утилитарен в проектах и для сооружения дворцов непригоден. Чевакинский и Квасов еще числились «архитектурными газелями». А Евлашева и Дмитриева по малой мере их таланта и размаха архитектурной фантазии в расчет не принимали. Оставался один Растрелли, чьи «инвенции» были всегда великолепны.

Елизавета Петровна жаждала иметь собственные роскошные дворцы и вынуж-дена была обратиться к Растрелли. Весной 1744 года она поручает ему довести до конца сооружение и внутреннюю отделку деревянного Летнего дворца в Петербурге. В 1741 - 1744 гг. Растрелли построил в Санкт Петербурге, у слияния рек Мойки и Фонтанки, Летний дворец (над которым ему из-за капризов государыни пришлось трудиться 10 лет (не сохранился) .А через несколько месяцев - продолжить строительство Аничкова дворца, начатого еще Земцовым.

Вскоре она потребует завершить Аничков дворец и готовить при этом чертежи дворцов в Перове под Москвой и в Киеве, а заодно и расширить Большой дворец в Петергофе, любимой резиденции своего отца. Какой надо было обладать трудоспособностью, чтобы успевать выполнять все эти повеления?
И вот в 1747 г. правительница одобряет план будущего Петергофа. Но патент
обер-архитектора так и не подтвержден. Маэстро продолжает выжидать. В Петергофе уже готовят фундаменты для дворца, как вдруг Растрелли заявил, что собирается покинуть Россию. Двор в недоумении. «Канцелярия от строений» в растерянности. Императрица вынуждена уступить. В ноябре 1748 г. ее указом подтвержден патент обер - архитектора графа Франческо де Растрелли и увеличено его жалованье. Зодчий, все же, добился своего.

Царскосельский дворец.

Обойтись без фантазий и таланта Растрелли государыня никак не могла. Хотя поняла это не сразу. В 1742 г., когда зодчего причисляли к противникам нового правления, Елизавета решила перестроить и расширить Царскосельский дворец, поручив это Михаилу Земцову. После его смерти в 1743 г. работы продолжили Андрей Квасов, Джузеппе Трезини. В 1745 г. их сменил Савва Чевакинский. А в 1749 г. пришлось, все же, пригласить Растрелли. А он затеял полную переделку уже сделанного. Исследователь творчества архитектора тонко заметил, что работа велась так, «как будто он имел дело не с отстроенным зданием, а с моделью, исполненной в натуральную величину...».
Дворец, действительно, как бы целиком вырезан из огромной глыбы податливого камня. Он - великолепный образец русского барокко. От западного его отличает всефасадность (каждая сторона здания имеет свои облик), многоцветность, столь присущая древнерусской архитектуре, и особое изящество декора с элементами рококо. Все это отвечало торжествующей, пышной роскоши, характерной для елизаветинской эпохи. Не случайно, тогда в моде были дома и особняки, воздвигнутые в стиле «Растрелли».

Смольный монастырь.

В 1749 году Елизавета Петровна издает указ о строительстве Смольного монастыря в Петербурге и поручает его Растрелли.

https://pandia.ru/Images/38/4E63B71ADE38813DC325711C00809A38/%25d0%2593%25d0%25be%25d1%2582%25d0%25be%25d0%25b2%25d1%258b%25d0%25b9.doc/img5.gif" alt="Пфанцельт" width="300" height="226 src=">Для честолюбивого Растрелли, автора многих прекрасных творении, трагедия вдвойне. И, едва получив наказ из Москвы, он пишет, ведавшему всеми дворцо-выми постройками: «Проект, который я сделал вышепомянутой соборной церкви на по-добие римскому маниру, но по - гречески видно будет сделана». С одной стороны, вроде признает ошибку, а с другой - оправдывается: мол, посмотрим, когда изготовим модель... А сам, в итоге, перехитрил всех, создав огромный параболический купол, прижав к нему четыре изящных башенки с луковичными главками. Неведомо, как восприняла это решение заказчица. Но на прием в честь закладки монастыря виновник торжества - архитектор приглашен не был. То, что не разглядела царица, оценили потомки. Как гласит предание, ярый адепт классицизма Джакомо Кваренги, каждый раз, проходя мимо собора Смольного монастыря, восклицал: «Великая архитектура!».
Очень жаль, что у казны не хватило денег на сооружение колокольни монастыря. Шестиярусный столп мог вдвое превысить колокольню Ивана Великого в Москве и на треть - шпиль Петропавловского собора. Петербург, выросший на болотистой равнине, так и не обрел грандиозную, торжественную вертикаль.

Смольный собор называют самым "русским" из произведений Растрелли, именно это здание является ярчайшим примером развитого русского барокко и одним из самых грандиозных созданий этого великого зодчего.
Собор строился в течении ряда лет, соединив в себе черты зрелого и позднего стиля мастера, и, в конце концов так и не был им закончен.
Место, на котором ныне высится Смольный собор, было обжито издревле. Здесь, на самом мысу, новгородцы основали русский посад Спасовщина, уничтоженный шведами после захвата невских берегов, а позже, на его месте был возведен форт Сабина - укрепление из вала и рва, которое русские солдаты называли "Спасским шанцем".

И именно на этом месте, уже будучи императрицей, Елизавета решила построить монастырь, куда собиралась уйти на старости лет. Указано было строить монастырь небывалый по красоте и великолепию - памятник благополучному царствованию.
Название Смольный происходит от Смольного двора, который был сооружён на этом месте вскоре после начала строительства Петербурга. В Смольном дворе - одном из многих подсобных помещений Адмиралтейской верфи - хранилась смола, "приготовленная про весь корабельный флот". За Смольным двором был построен небольшой деревянный дом с садом для Петра - Смольный дом. Он быстро обветшал, и после смерти Петра Екатерина I распорядилась снести дом, и на его месте возвести загородный летний дворец, позже перешедший к ее дочери Елизавете Петровне.
Торжественная закладка монастыря произошла 30 октября 1748 года и можно только поражаться удивительной работосопсобности зодчего, который успевал одновременно проектировать для разных мест и лиц: в это время он перестраивал царские резиденции в Петергофе и Царском Селе, возводил дворец Строганова на Невском проспекте и дворец Воронцова на Садовой улице.
Растрелли, зная жизнелюбие заказчицы, задумал построить монастырь пышным, как дворец. Место было выбрано очень удачно - возведенный на живописном берегу Невы, собор задаёт масштаб и ритм всему левобережью. "Его изысканно скромная красота, дымчатые купола, сдержанная позолота, лазурные стены и белые колонны, простенки, лепка завораживают и восхищают".
Смольный монастырь, имевший ещё одно название - Воскресенский Новодевичий, архитектор спроектировал в традициях древнерусских монастырских ансамблей с главенствующим пятиглавным собором и многоярусной колокольней, оформляющей с западной стороны парадный въезд на монастырскую территорию. Стремление вернуться от западноевропейских к древнерусским национальным традициям было характерно для эпохи Елизаветы Петровны.
Но Растрелли были внесены существенные изменения. Прежде всего, "древнерусские монастыри строились как крепости - толстыми каменными стенами и неприступными оборонительными башнями, с прорезанными узкими бойницами . А Смольный монастырь богатством архитектурных форм, скульптурного декора и отделкой интерьера собора должен был мало чем отличаться от дворцовых сооружений и иметь светский вид. Асимметричная планировка древнерусского монастыря определялась характером отведённого для него участка, а внутренняя территория застраивалась, как правило, хаотично разновеликими и разномасштабными сооружениями, включающими храмы, трапезные, кельи и так далее". Растрелли же разработал строго симметричную композицию, подчиненную утвержденным еще в петровское время требованиям регулярной застройки и использовал наиболее гармонические пропорции (принцип "золотого сечения"). Благодаря этому все здание компонуется на основе многоголосого построения. Эта особенность отличает Смольный собор от других центрических церквей того времени, в том числе московских. Не менее важна и еще одна особенность собора Смольного монастыря: "боковые главы здесь тесно прижаты к центральному куполу, опираются на его подпружные арки и, не будучи открыты внутрь, используются для второстепенных надобностей. Это создает очень компактную, монолитную композицию. Создается впечатление, что верхняя часть как бы органично вырастает из нижнего основного объема собора. Небольшие двухярусные колокольни он развернул под углом 45 градусов так, чтобы со стороны любого фасада хорошо были видны две стороны каждой колокольни. Таким нехитрым архитектурным приемом Растрелли обогатил художественный образ собора в целом. В пятиглавых соборах, построенных другими зодчими, боковые главы далеко отстоят от центральной. По старой традиции они открыты внутрь здания и перекрывают угловые ячейки крестово - купольного храма. Конструктивный прием, введенный Растрелли, придает пятиглавию небывалую компактность, зрительно сливая гигантский средний купол в единый массив с боковыми

главами - башенками".

("5") В их ближайших к собору угловых частях встроены одноглавые церкви, вторящие четырем боковым главам собора. В свою очередь, корпуса келий охватывает глухая каменная ограда, повторяющая характер очертаний келий. Островерхие башенки монастырской стены напоминают о шатрах кремлевских башен, а сама стена, глухая и невысокая, - о мощных оборонительных укреплениях старинных кремлей и древнерусских монастырей. Впрочем, здесь это не больше, чем праздничная декорация, художественный прием".
Итак, общая композиция ансамбля пирамидальная: одноэтажная каменная ограда, двух - трехэтажные корпуса келий и взметнувшийся кверху собор. Общая пирамидальная композиция повторяется в композиции самого собора.
И еще одно существенное отличие зрелого русского барокко от западноевропейского, что хорошо видно на примере Смольного монастыря. Западноевропейский барочный храм рассчитан на обзор его со стороны главного фасада. Здесь сосредоточено богатство архитектурных форм и скульптурного декора. Нередко фасад закрывает основной объем собора, не рассчитанного на круговой обзор. Смольный же собор можно обходить со всех сторон и находить бессчетное количество перспективных видовых точек, то есть он значительно богаче работает в пространстве.
Внутреннее пространство монастыря было закрыто на проекте монастырской стеной, в центре которой предполагалось возвести столпообразную многоярусную колокольню наподобие колокольни Ивана Великого в Кремле, отмечающую въезд на территорию монастыря. Она должна была вознестись на высоту 140 метров, значительно превысив колокольню Петропавловского собора, оставшуюся на сегодняшний день самой значительной архитектурной доминантой города.
Однако этот грандиозный замысел не был осуществлен. Под колокольню лишь заложили гранитный фундамент. В связи со смертью Елизаветы Петровны колокольня не была построена, так же как не успели осуществить богатую отделку интерьера Смольного собора по проекту Растрелли. Ясное представление о первоначальном замысле архитек-тора дает уникальная проектная деревянная модель всего ансамбля. На модели коло-кольня - шестиярусная. Два нижних яруса нарядны и пышны, и к ним вплотную прижаты меньшие башни. Начиная с третьего яруса, каждый последующий - уже и легче предыдущего и в то же время слит с ним. Колонны и сужающиеся кверху арки задают ритм вознесению. Самая верхняя, столпообразная часть колокольни, как бы сдерживает это рвущееся снизу движение и уравновешивает бурный темперамент постройки. Модель не только раскрашена и вызолочена, ее собор полностью сохраняет и внутреннюю отдел-ку. Она была выполнена по чертежам Растрелли под его непосредственным руководством и постоянно находилась на территории будущего монастыря до окончания строительства. Сейчас эту модель можно видеть в музее Российской Академии Художеств.
Украшен собор пышно. Белые детали светятся на синем фоне стен. "Сверкает позолота на куполах и главках. Четкие выступы и пучки колонн, фронтоны различной формы и легко круглящиеся волюты - все это создает богатую игру света и тени, придает сооружению выразительность и пышность. Колонны и пилястры в разных ярусах так расположены друг над другом, что взгляд невольно устремляется вверх".

первый фас", выходивший на Неву, через два года подвели под кровлю . На площадке одновременно работали до 2000 человек - солдаты Московского, Невского, Астраханского и других пехотных полков и крестьяне - каменщики из - под Ярославля и Костромы. Стройка велась с исключительным размахом, однако собор рос медленно.
Семилетняя война, начавшаяся в 1756 году, сначала заморозила работу, а потом строительство замерло. Когда в 1761 году умерла Елизавета Петровна, собор даже снаружи не был оштукатурен. Вскоре из - за мелочной опеки и разногласий между Растрелли и новым начальником Канцелярии от строений, зодчего вынудили подать прошение об отставке, и, к его удивлению она была принята "в рассуждении старости и слабого здоровья". И хотя Растрелли был жив и имелись проектные материалы, но изменились вкусы: на барокко начал своё победное наступление классицизм.
Воскресенский Новодевичий монастырь так и не был освящён. Не был достроен собор, да и населить монастырь оказалось непросто. В южном корпусе в 1764 году по приказу Екатерины II разместилось Воспитательное общество благородных девиц, а в северном - год спустя открылось Мещанское училище для девушек недворянского происхождения. Одновременно императрица распорядилась учредить в Смольном общину монахинь, отобрав из московских и смоленских монастырей двадцать "стариц честного и доброго жития" - для обслуживания благородных воспитанниц. Набрали лишь четырнадцать, "которые грамоте умеют", но и они вскоре исчезли. Но и без монахинь для двух учебных заведений здесь было тесно.
В середине 1770 - х годов архитектор рядом с монастырем возвел специальное здание для Мещанского училища, которое было переименовано в Александровский институт.
Рядом со зданием "воспитательного общества" на территории "мастерового двора" решено было построить "Вдовий дом"(года) - общежитие для престарелых и обедневших вдов придворных и военных чиновников. Строительство этой богадельни поручили зодчему Джакомо Кваренги. Выдающийся мастер классицизма в архитектуре, сторонник ясных форм и четких пропорций, Кваренги вместе с тем восхищался гением Растрелли. Сохранилось предание о том, что он, проходя мимо выстроенного Растрелли собора, в знак уважения снимал шляпу.
"Вдовий дом" был расположен в глубине обширной площади (и сад и пропилеи появились уже в советское время). Возведенное по проекту Кваренги здание принадлежит к лучшим образцам русского классицизма в архитектуре. "Двухсотметровый фасад почти лишен декоративного убранства; центральная часть украшена аркадами главного подъезда. Несущими на себе восьмиколонный портик, увенчанный строгим фронтоном; сильно выступающие крылья корпуса и дугообразная в плане ограда образуют парадный двор.
Еще более строго внутреннее убранство. Особое внимание уделено архитектурному решению Актового зала: обширное помещение, занимающее второй и третий этажи южного крыла здания, украшено торжественной колоннадой и сдержанным по оформлению лепным фризом".
Здание "Вдовьего дома" резко контрастирует с архитектурой соседствующего Смольного монастыря, но, несмотря на классицизм своих форм, не "конфликтует" с собором, выстроенным в стиле барокко, а лишь подчеркивает красочность растреллиевских фантазий. Оба эти сооружения удачно добавляют друг друга, создавая в комплексе единый архитектурный ансамбль.
После завершения постройки Кваренги сюда был переведен Смольный институт благородных девиц, а "Вдовий дом" - в монастырь. Так завершилось создание колоссального городского ансамбля, который обозначают словом Смольный.
Но собор, давший ему название, ставший украшением невских берегов, все еще не был достроен. Лишь в 1828 году, в царствование Николая I, был объявлен конкурс на проект достройки собора, к участию в котором пригласили самых знаменитых архитекторов - , К. Росси, О. Монферрана, Л. Шарлеманя. Проект был поручен Василию Петровичу Стасову.
По иронии судьбы, ему шел шестьдесят третий год - возраст, в котором Растрелли вынужден уйти в отставку по старости.
Под руководством Стасова фасад лишь обновили: побелили и покрасили стены, голу-бые главы украсили золотыми звездами, а гирлянды и херувимов заново вызолотили. Главные работы велись внутри. Стасов сохранил основную идею автора - сияющая высота белоснежного интерьера огромного пространства, вмещающего до 6000 человек. Но, в отличие от Растрелли, эффектный, по - своему роскошный интерьер стал сдержаннее, строже, лаконичнее.
Главными украшениями храма являлись холодно - блестящая громадная белая колон-нада и перед алтарем - уникальная хрустальная балюстрада, в которой лучи света прело-млялись и переливались всеми цветами радуги, образуя как бы струящийся занавес. По проекту Стасова были созданы резные иконостасы, украшенные иконами в золоченых рамах и драгоценных окладах. В боковых башнях - звонницах разместили колокола, отлитые на Валдае.
В 1834 году Стасов приступил к благоустройству и озеленению предсоборной и монастырской площадей. Он снес длинный жилой корпус, поставленный в начале XIX века на фундаменте, предназначенном для колокольни, и открыл собор для обозрения со стороны Шпалерной улицы. Но не стал возводить колокольню.
В отличие от мастеров барокко архитекторы эпохи классицизма стремились создать не замкнутые на себя пространства, а городские ансамбли. Колокольня закрыла бы вид на собор снаружи. Вместо этого он открыл широкий подъезд к собору, а перед ним сформировал обширную городскую площадь, носящую с 1923 года имя Растрелли. Стасов убрал часть наружной монастырской стены и на ее месте по обеим сторонам проезда возвел два трехэтажных флигеля, как бы въездные пропилеи. Правда, выстроены они были в стиле классицизма, и в 1860 годах архитектор Таманский перестроил их, приблизив по внешнему облику к стилю Растрелли.
Своеобразным венком памяти Растрелли стала стасовская ограда у Смольного собора, замкнувшая пространство предсоборной площади. В ее оформлении Стасов впервые отказался от излюбленных военных атрибутов - копий, мечей, щитов, алебард , которые он часто применял в прежних сооружениях. Он заменил их виноградными листьями, спелыми колосьями, цветами, ветвями и гирляндами.
22 июля 1835 года собор, наконец, освятили и наименовали собором всех учебных заведений. До 20-х годов XX века здесь происходили богослужения ". Ныне же в соборе проводятся культурные мероприятия города.

7 апреля" href="/text/category/7_aprelya/" rel="bookmark">7 апреля 1747 года. Все основные работы по перестройке Большого Петергофского дворца архитектор завершил через три года. Растрелли выполнил также проекты декоративного убранства интерьеров. На это ушло еще пять лет.

Создание нового дворца в Петергофе началось в 1747 году и завершилось в 1752 году. Нарядное здание, протянувшееся на 300 метров, стоит на высоком берегу и фасадом обращено к бескрайним морским просторам. Известный историк искусства и художник XX столетия Александр Бенуа писал, восхищаясь творением Растрелли: "Петергоф как бы родился из пены морской. Петергоф - резиденция царя морей

15 июня 1752 года Елизавета Петровна впервые устроила в обновленном Петергофском дворце прием. Присутствовавшие на нем придворные и приглашенные гости были в восторге от внешнего великолепия и внутреннего убранства дворца.

Но Петергофский дворец служил как бы подготовкой к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Работы Растрелли в Царском Селе начались в 1748 году. Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. С 1752 года Растрелли приступил к новой перестройке всего здания. Екатерининский дворец Царского Села - одна из грандиознейших дворцовых композиции XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.

16 февраля" href="/text/category/16_fevralya/" rel="bookmark">16 февраля 1753 года Елизавета Петровна издает указ о строительстве нового Зимнего дворца. Однако прошло больше года, прежде чем был окончательно утвержден четвертый по счету проект Зимнего дворца. По замыслу Растрелли, Зимний строится на Дворцовом лугу. Площадь перед дворцом окружит галерея с широким разрывом напротив него.

Что не понравилось господину послу, чего здесь не хватает?" И в наступившей тишине услышала ответ: "Я не увидел самого главного... Достойного футляра для столь великой драгоценности".

елизаветинским", или "растреллиевским барокко".

Вельможа" href="/text/category/velmzmozha/" rel="bookmark">вельможи замучили обер-архитектора своими просьбами. До наших дней сохранились дворец графа М. Воронцова на Садовой улице (1749), дом придворного поставщика Г. Штегельмана на Мойке (1750), дворец графов Строгановых на Невском (1753).

Это великая архитектура!" Храм поднялся в центре крестообразного двора, образованного двухэтажными кельями, очень похожими на небольшие загородные дворцы. Устремленный ввысь, стройный и нарядный огромный собор кажется очень легким, способным в любое мгновение оторваться от земли. А обилие колонн и декоративных украшений рождает ощущение, что он не построен, а вылеплен из камня. К сожалению, Растрелли не довелось полностью воплотить свой замысел: не были отделаны интерьеры и осталась только в модели ажурная 140метровая колокольня. Деньги понадобились на войну с Пруссией (1756-1762) и для строительства нового Зимнего дворца.

Зимний дворец.

Вершиной творчества архитектора считается Зимний дворец в Петербурге. Но именно история его создания отразила наиболее серьезное и длительное противостояние зодчего и заказчицы. Долгое время та ограничивалась переделками и пристройками к старому дворцу Анны Иоановны. Эти хлопотные фрагментарные работы подталкивали Растрелли к идее создания совершенно нового дворца. Но предстояло убедить в этом государыню. Первого января 1753 г. последовал Указ об очередных перестройках в Зимнем дверце. Для их утверждения архитектора вызывают в Москву, где опять пребывает Елизавета. В первых числах февраля он отправляется в дорогу, а с ним следуют две повозки с чертежами и рисунками нового Зимнего дворца. Настойчивому итальянцу удалось, все же, убедить императрицу, что сооружение этого роскошного дворца - ее желание, а строительство его обойдется дешевле, чем бесконечные переделки прежнего.

("6") В июле того же года Растрелли предъявил новый проект: площадь перед дворцом опоясывает галерея с широким разрывом в. центре, а посередине площади - конный памятник Петру Великому, работы Растрелли - отца. Возведение нового дворца - для императрицы рядовой, привычный акт. Создание ансамбля - акт общественный, для Елизаветы еще непонятный. Поэтому площадь с галереей и памятником отвергнута, а сооружение дворца велено, наконец, начать ибо, как позже в Указе императрица сама отметит: «строение того каменного дворца строитца для одной славы всероссийской империи ». Эти громкие слова побуждают правительницу вносить в планы архитектора все новые и новые поправки. Как писал современник той эпохи, драматург Н В Кукольник: «Труды и огорчения от остановок были причиной довольно продолжительной болезни Растрелли». Убедительное подтверждение слов самого зодчего: «Служба архитектора в России изрядно тяжела». В особенности, если он хочет самостоятельности.
Последняя работа великого Растрелли была попыткой решить градостроительную проблему, которой особо займутся архитекторы ампира. Зимний дворец стал не только политическим центром города, но и градостроительным К его фасадам, каждый из которых имеет свой облик, стягивались в ту пору тонкие нити возможных проекций окрест лежащих строений. А последовавший вскоре запрет строить жилые дома выше Зимнего надолго определил архитектонику Петербурга.
Ни один европейский дворец той поры не сравним с Зимним по внушительности и грандиозности. Это - вершина русского барокко середины XVIII столетия, его завершение и начало конца.
История его создания примечательна и тем, что раскрывает одну из черт характера Растрелли. Интересный собеседник, общительный и доброжелательный, он был хорошо принят в обществе. Правда, на службе архитектор становился жестким и даже деспотичным. Сохранилось немало его резких донесений с угрозами бросить работу из-за отсутствия опытных мастеров, необходимых материалов и лживых отписок чиновников с обещаниями "тотчас" все исправить. Но ради претворения в жизнь своих замыслов он умел быть терпеливым, дипломатичным и даже льстивым. Елизавета замучила его бесконечными требованиями достроек и переделок в старом Зимнем дворце и никак не соглашалась на сооружение другого. Растрелли безропотно выполнял все ее капризы, но исподволь внушал императрице, что возведение нового, пышного Зимнего дворца

Ее давняя и заветная мечта. И в конце концов Елизавета ему поверила.
Дворец заложили в 1753 году на месте прежнего, времен Анны Иоанновны, и прилегающих зданий. В июле 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства, при этом императрица рассчитывает на срок в два года. Как писала в своем Указе императрица Елизавета: "...для одной славы всероссийской империи". 25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась, так и не переехав в Зимний дворец. Увы, не довелось ей увидеть дворец завершенным. В апреле 1762 года в нем поселился новый русский император Петр III.

Новый император Петр III приказал по-военному быстро отделать дворец к 6 апреля 1762 года. Удивительно, но за такой небольшой промежуток времени удалось отделать около ста комнат, театр, церковь и галерею.

Последнее и самое грандиозное творение Растрелли представляет четыре больших квадратных объема по углам, соединенным широкими галереями. Внутри - свыше тысячи нарядных помещений. Дворец стал главной доминантой в городе. И не случайно более ста лет запрещалось возводить здания выше Зимнего. Довольный император наградил обер-архитектора званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Первые и единственные награды за 46 лет верной службы.

Дворец - вершина русского барокко середины XVIII века, его завершение и начало конца. Именно в Зимнем Растрелли довел до совершенства те композиционные и архитектонические приемы, которыми пользовался все предыдущие годы. Как это ни парадоксально, но именно Петр III оказался единственным из всех государей и императриц, при которых творил Растрелли, кто удостоил наградой архитектора за его труды. Он пожаловал Растрелли званием генерал-майора и орденом Св. Анны. Это была последняя благосклонность фортуны к итальянцу.

https://pandia.ru/Images/38/4E63B71ADE38813DC325711C00809A38/%25d0%2593%25d0%25be%25d1%2582%25d0%25be%25d0%25b2%25d1%258b%25d0%25b9.doc/img15.gif" alt="Пфанцельт" width="251" height="160 src=">Франческо Бартоломео Растрелли. Зимний дворец. Интерьер. 1754-1 762 гг. Санкт Петербург.

Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые то теснятся, образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проёмами. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: нижний, более приземистый, и верхний, более лёгкий и парадный. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие верти кали колонн на фоне неба.

Закат «русского барокко».

Через два с половиной месяца жизнь архитектора переменилась. Скинув мужа, на трон села Екатерина II. И сразу же воцарились новые интересы и новая мода: увлечение фран-цузскими энциклопедистами и классицизмом.

28 июня 1762 года к власти пришла Екатерина II. С этого времени над головой Растрелли начали сгущаться тучи. Вступившая на трон в поклонница французских Просветителей, Екатерина II отвергла барокко, как стиль безвкусный. В России утвердился классицизм. Франческо Растрелли оказался не у дел.

Ему перестали давать заказы, считая, что его стиль барокко стал немодным. Обер-архитектор просит дать ему отпуск, и 10 августа 1762 года Екатерина II подписывает соответствую-щий указ. Растрелли с семьей отправляется к себе на родину, в Италию. Через год он возвращается с тайной надеждой, что опять вернется к работе. Но за время его отсутствия ситуация ухудшилась. Растрелли узнает, в частности, о том, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. 23 октября 1763 года Екатерина II принимает решение об отставке обер-архитектора Франческо Бартоломео де Растрелли с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.

Сорок семь лет он отдал России, воздвигнув немало зданий и ансамблей, ныне составляющих славу мировой архитектуры. Теперь ему предстояло покинуть столицу и составлять по вечерам свое «Общее описание » и список учеников.
Он подает прошение об отставке.

Год 1764-й интересен многими знаменательными событиями. В Шлиссельбургской крепости убит бывший император Иван VI Антонович. Екатерина II провела секуляризацию монастырских крестьян и купила у купца И. Гоцковского коллекцию живописи, положив начало музею Эрмитаж. Вольтер начал подготовку «Философского словаря» , а немец Винкельман опубликовал "Историю искусства древности". В Санкт-Петербурге по проектам -Деламота начали строить Малый Эрмитаж и здание Академии художеств.
Именно тогда, отправленный на пенсию; Франческо Бартоломео Растрелли составляет «Общее описание всех зданий, дворцов и садов, которые я, граф де Растрелли, обер-архитектор двора, построил в течение всего времени, когда я имел честь состоять на службе их величеств всероссийских, начиная с 1716 года до сего 1764 года» . Удивительный многостраничный документ. Первый в истории России подобный отчет архитектора, написанный с чувством собственного достоинства. Каждый пункт трактата начинается горделивым: «Я выполнил. .», «Я сделал...», «Я руководил...». Даже созданное вместе с отцом, Франческо приписывает себе.
Самые счастливые и самые трудные 20 лет жизни маэстро закончились полным забвением.

В 1764 году Растрелли отправляется в Митаву, столицу Курляндии, к своему старому покровителю и доброжелателю Эрнсту Иоганну Бирону. Почти год он проработал в Митаве и Руентале. Но вскоре сын Эрнста Иоганна Бирона Петр, который теперь управлял всеми делами, дал понять, что хочет взять молодого архитектора. Это означало не что иное, как вежливый отказ от услуг Растрелли.

Старый мастер пышного барокко - Франческо Растрелли стал не нужен двору. Тщетно предлагал он свои услуги герцогу курляндскому и королю Пруссии. Эпоха барокко завершилась. Ради хлеба насущного пришлось заняться продажей картин, которые он привозил из Италии.

В феврале 1769 года Растрелли вновь отправляется в Италию с коммерческой целью - купить там картины итальянских живописцев с тем, чтобы потом перепродать их в Петербурге. Нет никаких известий, насколько удачной была эта коммерческая акция, но известно другое - прошение Растрелли о принятии его в члены Императорской Академии художеств. В октябре 1770 года Растрелли обратился с просьбой принять его в члены Петербургской академии художеств. В январе 1771 года Академия 19ю голосами против трех приняла еще недавно прославленного обер-архитектора в «вольным общником».. А в апреле того же года он скончался. Время и катаклизмы российской истории стерли следы его могилы. В 1923 году площадь в Петербурге перед Смольным монастырем назвали площадью Растрелли.

Спорный проект Растрелли.

Строить дворец для мужа Елизавета Петровна будто бы поручила известному придворному архитектору Франческо Бартоломео Растрелли . Кому, как не ему, было выполнять волю государыни? Он с 1730 года состоял при дворе и много строил и в Петербурге, и в Москве. Здесь он возвел для императрицы деревянный дворец, великолепный театр, пышно украсил Большой зал Кремлевского дворца к церемониальному тронному обеду в день ее коронации. Все, что ни делал, нравилось Елизавете Петровне.

Но не только упоминание имени Растрелли в предании давало повод называть его творцом здания. На Исторической выставке архитектуры, организованной в 1911 году в Петербурге, был представлен проект дворца на Покровке, датированный 1752 годом, который в каталоге выставки значился как неосуществленный проект Растрелли. Дальнейшая судьба чертежа неизвестна. Сегодня мы можем лишь домыслить: возможно, проект действительно был выполнен великим архитектором для Елизаветы Петровны и графа, но по каким-то причинам дворец не построили. А может быть, имелся в виду дворец в царской усадьбе Покровское-Рубцово, находящийся в самом конце Покровской улицы (долгие годы носящей название Бакунинской)?

("7") Интересно, что сам Растрелли этот дворец не включил в составленный им перечень своих работ, выполненных с 1716 по 1764 год. В перечне об интересующем нас доме нет ни слова, хотя о задании, полученном от императрицы “по случаю свадьбы их императорских высочеств”, он пишет.

Похоже, что устроители выставки в 1911 году ошибочно приписали проект Растрелли. Тем не менее благодаря легенде, архитектурным особенностям здания, упоминанию о неосуществленном проекте 1752 года надолго утвердилось мнение, что дом построен в конце сороковых - начале пятидесятых годов XVIII века архитектором для графа Разумовского. Долгие годы эти сведения кочевали из одного издания в другое. Дом на Покровке даже называли Зимним дворцом в миниатюре. Однако справедливости ради надо отметить, что некоторые серьезные архитектурные путеводители рубежа веков указывают на “легендарность” такой информации и отрицают авторство Растрелли.

Со временем окончательно отпала версия об авторстве Растрелли. К тому же в 1764 году архитектор уже переехал в Курляндию, где достраивал дворцы Бирона, начатые им почти тридцать лет назад. Да и стилистическими особенностями все известные нам работы мастера отличаются от того, что мы видим на Покровке. Однако если не Растрелли, то кто же?

Растрелли? Но его произведения, несмотря на пышность барочного декора, обладают строгой логикой и четкой, последовательно развитой системой элементов, взаимосвязанных и соподчиненных деталей, которых не найти в доме-комоде. Зато здесь есть явные “передержки”, недопустимые для великого мастера. Например, в пьедесталы колонн в первом этаже помещены широкие полукруглые ниши с лепными раковинами. Не говоря уже о том, что эта деталь необычна для городского жилого дома и восходит к усадебной архитектуре, она разрушает тектоническую основу здания; далеко не изысканно смотрится и насыщенный декором дворовый фасад, в котором полностью отсутствуют цезуры. Да и оригинальные плановые решения совершенно чужды Растрелли, он всегда использовал ясные прямолинейные планы, простые объемы зданий. Так что усложненные осевые построения дома Апраксиных - Трубецких тоже никак не соотносятся с творчеством гения русского барокко.

Заключение.

Творчество Растрелли изучено достаточно полно. Большинство его работ сохранилось. Талантливейший мастер середины XVIII века, создатель яркого архитектурного стиля "елизаветинское барокко". Вместе с Кваренги и Росси по праву считается величайшим русским архитектором. Основные работы: в Санкт-Петербурге - Смольный монастырь (не закончен), дворец (частично перестроен), дворец (переделаны интерьеры), Путевой дворец на Средней Рогатке (разрушен в 40-е годы XX в.), Летний дворец Елизаветы Петровны (находится на месте Инженерного замка), Большой Петергофский дворец, Большой дворец и парковые павильоны в Царском Селе, Зимний дворец (интерьеры перестроены после пожара); в Москве - Зимний Аннергоф в Кремле (не существует), Летний Аннергоф в Лефортове (не существует); В Киеве - Андреевская церковь; В Курляндии - дворцы Бирона в Рундале и Митаве

Обладавший фантастической работоспособностью, проектировавший и одновременно руководящий строительством нескольких громадных сооружений, Растрелли за каких-нибудь пятнадцать лет преобразил облик столицы. К шестидесятым годам восемнадцатого века Петербург и его окрестности засверкали зеркальными окнами и позолотой возведённых им зданий. Воронцовский дворец на Садовой улице, Строгановский на Невском проспекте, Зимний на набережной Невы, временный Зимний на углу Мойки и Невского, Смольный монастырь, дворцы и павильоны в Стрельне, Петергофе, Царском Селе… Декорированные белыми колоннами и пилястрами, усыпанные рельефными масками и другими скульптурными украшениями, они своей народностью и праздничностью резко выделялись на фоне в большинстве своём деловой и скромной архитектуры первой четверти века. Город - порт, город - верфь Растрелли превратил в город-дворец.

В 1869 году, впервые посетив Киев, был восхищен построенной по проекту Растрелли Андреевской церковью и так воспел ее:

Воздушно-светозарный храм

Уходит ввыспрь - очам на диво,

Как бы парящий к небесам.

Но эти строки вполне можно отнести и к церкви Успения.

История не сохранила для нас подробности биографии архитектора, но, как и у вся-кого большого художника, его биография - это прежде всего его произведения. Русские люди называли его Варфоломеем Варфоломеевичем и уважали за труды и за неис-сякаемые идеи. Неизвестно, где и у кого он учился, да и были ли у него другие учителя, кроме отца. По одной из версий, съездив в Италию, Растрелли вернулся в Петербург, где и скончался весной или летом 1771 года. Но одно можно сказать точно: своё вдохновение Растрелли черпал из России, великой и могущественной, показавшей ему всю широту русской души, вырастившей и воспитавшей его. Россия навевала на него какие-то невыразимые мысли, которые беспрестанно томили и занимали его, воплощаясь потом в его постройки.

И всегда в сердце уроженца Франции были русские широты, душа его была открыта для русских людей, а память сохраняла и проносила сквозь время воспоминания о стране, заменившей ему дом.

Сын испанки и итальянца, уроженец Франции, ставший одним из крупнейших архитекторов России, Франческо Бартоломео Растрелли всей своей творческой судьбой доказал, что подлинная родина художника не та страна, на земле которой он родился, а та, что вырастила и помогла раскрыть его талант традициями своего национального искусства.

Список источников информации.

1. Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб.: Лениздат. 1998, С.574

2. «Архитектурный ансамбль Смольного».Н. Семенникова.

3. , Евангулова русского и советского искусства. М.: 1989.
4. Виппер Русского Барокко. М.: 1978.
5. Архитектура России, Украины и Белоруссии XIV - первой половины XIX веков.// Всеобщая история архитектуры в 12 томах. М.: 1968.
6. Глинка Н. "Красуйся, град Петров… ". Золотой век архитектуры. СПб.: 1996.
7. Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб.: 1994.
8. , Старцев Санкт - Петербурга XVIII - XIX веков. СПб.: 1999.
9. Достопримечательности Ленинграда. Л.: 1961.
10. , Левина город - Санкт - Петербург. СПб.: 1998.
11. , По этим улицам, по этим берегам. Петербургские прогулки. СПб.: 1997.
12. Овсянников Ю. Великие зодчие Санкт - Петербурга. СПб.: 1996.
13. Шуйский барокко и ранний классицизм. СПб.: 1997.

14. Глинка Н. «Строгий, стройный вид…» Детская литература. Москва.1992.

("8") 15.www. *****

16. www. hronos. *****

17. www. infolio. *****

18. www. torchmka. narod.

22. www. culture. *****

24. www. schools. *****

Бартоломео Франческо Растрелли, сын Великого итальянского скульптора не нуждается в особом представлении.

Достаточно представить себе как будет выглядеть Петербург лишившись Зимнего дворца (Эрмитаж), Смольного собора, дворцов Пушкина и Петергофа.

Краткая биографическая справка:

Дата рождения: 1700 г., город Париж (Франция)

Дата смерти: 1771 г., г. Елгава (Латвия)

Становление Растрелли как мастера

Франческо вместе с семьёй прибыл в Санкт-Петербург весной 1716 г., своё архитектурное образование он получил от своего отца. В середине 1720-х гг. в уже достаточно зрелом возрасте выезжал на стажировку и обучение в Италию и Францию. В качестве ученика работал на строительстве Меньшиковского и Большого Меньшиковсккого (г. Ломоносов) дворцов.

Первая самостоятельная работа — дворец Кантемира (ул. Миллионная 7) выполнен в стиле петровского барокко в 1720-1725 гг.. То что потом стали называть «Растерллиевским стилем впервые создано мастером в Курляндии (Латвия), Рундальский дворец и дворец в Митаве в 1730-х годах.

Растрелли Великий зодчий Петербурга

В 1738 г. Франческо становится обер-архитектором императрицы Анны I Иоанновны (1730-1740 гг. правл.) по протекции её фаворита, графа Эрнста Иоганна Бирона.

Подлинный период расцвета мастера приходится на период правления императрицы (1741 — 1762 гг.). Оставаясь в своей должности он создаёт свои основные архитектурные шедевры.

Cписок основных работ:

После прихода к власти Екатерины II (Великой) стиль барокко в котором работал мастер вышел из моды и при дворе появились другие архитекторы работавшие в стиле нового тогда стиля — классицизма. О последних годах жизни мастера известно немного, практически всю оставшуюся жизнь он провёл в Европе. О дате и месте его смерти точных данных нет. Предположительно это город Митава (Елгава) в современной Латвии.

Память Ф. Б. Растрелли в СПб, фото:

Площадь Растрелли, Памятник в Царском Селе, Бюст на Манежной площади, Одна из галерей 1-го этажа Зимнего дворца, Скульптурная группа «Зодчие» в Александровском парке.

Фотографии:

Скульптурная группа «Зодчие»

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич, русский архитектор

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (Rastrelli) (Бартоломео Франческо) (1700-1771), русский архитектор . Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. Главный представитель русского барокко середины XVIII в. В 1716 приехал с отцом в Петербург . Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725-30. В 1730-63 придворный архитектор. Ранние постройки близки к русской архитектуре первой четверти XVIII в. (дворцы Бирона в Рундале, 1736-40, и Митаве, ныне Елгава, 1738-40). В зрелый период традиции европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху ансамбля , применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре (Андреевская церковь в Киеве , проект - 1747, построена в 1748-67 архитектором И. Ф. Мичуриным). В 1747-52 Растрелли работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам дворцовую церковь и "корпус под гербом", отличающиеся изяществом пропорций, выразительностью облика, заново создал все интерьеры, для которых характерны яркая полихромия, обилие декора. В 50-60-х гг. постройки Растрелли приобрели ещё большую пластичность. Рельефность архитектурных форм, сложный ритм размещения колоннад, пространственный размах сочетаются в них с чёткостью объёмов, ясностью силуэта, строгостью планов, часто прямолинейных (Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе, ныне Пушкин; дворцы М. И. Воронцова, 1749-57, и С. Г. Строганова, 1752-54, в Петербурге).
Мощью и величием проникнуты Смольный монастырь и Зимний дворец в Петербурге, которые Растрелли задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.