Расшифровать значение букв hd в маркировке масла. Расшифровка моторных масел

По соответствующей маркировке моторных масел можно определить вязкостные характеристики жидкости, а также узнать для каких типов моторов ее лучше применять. Давайте изучим маркировку и попробуем выбрать подходящее для определенного типа двигателя автомобильное масло.

Этикетки автомобильных масел вмещают информацию, указанную на рисунке 1.

Рисунок 1. Обозначения на этикетке моторного масла.

Для изготовления автомасла фирмы-производители используют базовую основу, к которой добавляются соответствующие присадки. Основа бывает:

  1. Синтетическая - полученная в результате синтеза углеводородистых соединений. Отличается устойчивыми вязкостными характеристиками. Стоит достаточно дорого.
  2. Минеральная - является продуктом перегонки нефти. Имеет в своей структуре молекулы, отличающиеся по форме и строению, обладает ограниченным диапазоном рабочих температур.
  3. Полусинтетическая - состоит из двух предыдущих баз, смешанных в определенном соотношении. Практически не отличается от синтетической, обладает демократичной ценой.

Как маркируют масло зарубежные производители

По SAE моторные жидкости, в зависимости от вязкости (текучести), разделены на классы:

  1. Зимний, имеет в маркировке букву w (от слова winter) и стоящую перед ней цифру, например, 20w. Отняв от цифры 35, можно узнать низкотемпературный параметр, при котором масло не загустеет. Для 20w необходимо 20-35=15, 15 - это соответственно температура равная-15 0 С.
  2. Летний, состоит из аббревиатуры SAE и цифры стоящей возле нее, обозначающей максимальную плюсовую температуру, к примеру, SAE 50, высокотемпературный параметр равен +45 0 С.
  3. Всесезонный, вмещает свойства первых двух классов, маркировка состоит из зимнего и летнего обозначения, разделенных тире, например, 5w - 30, смесь применима при температурном режиме от -30 0 С до +25 0 С.

По ACEA разработана классификация моторных смесей с учетом конструкции и эксплуатационных характеристик европейских приводов. По стандартам ассоциации смеси делятся таким образом:

  • А - для бензиновых силовых агрегатов;
  • В - используются для легковых машин;
  • С - применимы для бензиновых и дизельных приводов, с нейтрализаторами отработавших газов;
  • Е - для тяжелонагруженных машин, работающих на ДТ.

В указанной маркировке возле буквенного обозначения присутствуют арабские цифры. С увеличением цифры возрастают требования, предъявляемые к моторной смеси (кроме топливосберегающих классов с малым индексом вязкости А1 и В1).

По API моторные смеси разделены в зависимости от года выпуска мотора и топлива, на котором ездит авто. Для приводов, работающих на бензине, принята следующая маркировка:

  • машины младше 1964 года - SC;
  • авто 1964-1968 годов - SD
  • транспортные средства 1969-1972 годов - SE;
  • транспортные средства 1973-1972 годов - SF;
  • рассчитанные на тяжелые условия использования, разработаны в 1989-1994 годах - SG;
  • для тяжелых условий использования моторы 1995-1996 годов - SH.
  • машин, обладающих энергосберегающими характеристиками 1997-2000 годов - SJ;
  • транспортные средства, с большим сроком замены смазочного материала, разработаны в 2001-2003 годах - SL;
  • авто с увеличенной стойкостью к окислительным реакциям старше 2004года - SM.

Для машин, работающих на ДТ, принято следующее обозначение:

  • моторы, работающие на топливе с большим количеством серы, младше 1961 года - СВ;
  • силовые агрегаты для тяжелых условий эксплуатации младше 1983 года - СС;
  • используются при тяжелых эксплуатационных условиях, работают на топливе с большим количеством серы, младше 1990 года - CD;
  • турбированные силовые агрегаты младше 1990 года - CE;
  • турбированные привода старше 1990 года - CF;
  • турбированные силовые агрегаты старше 1994 года - CG-4;
  • приводы, разработанные под высокие токсичные нормы в современных машинах старше 1998 года - CH-4.
  • турбированные современные моторы - CI-4.

Европейская и американская системы перекликаются, например, ACEA A3/B3 соответствует расшифровке API SL/CF, но по европейской системе предъявляются более строгие требования, чем по американской. На практике жидкость, соответствующая европейским стандартам может оказаться лучше.

Посмотрите видео о маркировке автомасел:

Для моторных смесей, разрабатываемых в США и Японии, используется спецификация ILSAC, большинство ее категорий совпадает с системой API. Масла, на канистре которых присутствует маркировка по этой системе, обладают маленьким расходом на угар, препятствуют пенообразованию, хорошо фильтруются, содержат минимальное количество серы и фосфора. В основном они подходят для авто японского производства.

На этикетках автомобильных масел могут присутствовать дополнительные рекомендации производителей - допуски. Их расшифровку можно найти на сайте дилера авто. Допуски указывают на соответствие свойств масла, техническим характеристикам привода авто. Это означает, что производитель машины провел ряд исследований и рекомендует определенное масло (на этикетке которого будет размещен допуск) для конкретного типа мотора. Например, маркировка на канистре PSA B71 2290 расшифровывается, как масло, рекомендованное для модели Опель, - используется в дизельных двигателях с сажевыми фильтрующими элементами, соответствует нормам ACEA C2/C3.

Маркировка масел российского производства

Отечественные масла маркируются по ГОСТ. Они разделены на классы:

  • летний - жидкости обозначаются цифрами 6,8 и так далее;
  • зимний - маркируется цифрами 3,4 и так далее;
  • всесезонный, состоит из маркировок летнего и зимнего класса, например, 3з/8 и так далее.

По эксплуатационным свойствам отечественные масла разделены таким образом:

  • А - применимы в нефорсированных моторах, работающих на бензине.
  • В - среднефорсированные приводы;
  • Г - для высокофорсированных силовых агрегатов, работающих в экстремальных эксплуатационных условиях;
  • Д - применимы в высокофорсированных моторах, которые работают в более сложных условиях, чем приводы класса Г
  • Е - двигатели, применяемые в более тяжелых эксплуатационных режимах, чем силовые агрегаты группы Д.

Воле указанной маркировки машинных жидкостей может стоять цифровое обозначение, которое расшифровывается таким образом:

  • 1 - бензиновых моторов;
  • 2 - дизельных приводов.

Подбор машинного масла - сложная задача. Выбирая автомасло, убедитесь, что маркировка соответствует нормам принятых классификаций, расшифровку обозначений найдите в интернете. Для удобства воспользуйтесь табличкой 1.

Таблица 1. Обозначение моторных жидкостей по принятым классификациям.

С целью привлечения клиентов, маркетологи фирм-производителей автомасел, наносят на этикетки дополнительные надписи, указывающие уникальные свойства или характеристики жидкости, учтите - это маркетинговый ход неподтвержденный исследованиями: вы не можете быть уверенны, что масло имеет присадки, отвечающие заявленным параметрам. Покупая моторную жидкость, убедитесь в наличии сертификата качества на продукцию и узнайте, рекомендует ли дилер авто это масло для мотора вашей машины. Убедитесь в отсутствии повреждений и царапин на канистре. Плюс не пытайтесь сэкономить: продукция хорошего качества стоит дорого.

Прежде чем говорить о классификации и характеристиках этой рабочей жидкости, стоит выяснить о предназначении масла. Оно выполняет важные функции, в число которых входит:

  • качественная смазка всех движущихся компонентов мотора, а также предотвращение ускоренного износа, приводящего к появлению металлической стружки;
  • отведение тепла от двигателя, что исключает его перегрев;
  • обеспечение чистоты в моторе благодаря моющим компонентам в составе;
  • обеспечение работоспособности мотора даже при низких температурах окружающей среды;
  • защита конструкции агрегата от коррозии, окисления и разнообразных продуктов сгорания топлива.

Исходя из этого, необходимо своевременно выполнять замену моторного масла, так как старый продукт не будет справляться со всеми возложенными на него задачами. Каждый автовладелец просто обязан ориентироваться в маркировке продукции. Это позволит приобрести правильный товар.

Существующие классификации

Производители для упрощения покупки конкретного продукта разработали несколько общепринятых классификаций, каждая из которых может предоставить водителю информацию о масле по конкретным характеристикам. В список наиболее распространенных классификаций входит:

  • ILSAC.
  • ГОСТ.
  • ACEA.

Помимо этого, существуют и другие классификации, например, по составу, сезону использования и для конкретных агрегатов. При покупке обязательно стоит ориентироваться на все это, так как использование некорректного масла может привести к серьезным повреждениям в двигателе.

Выбираем масло по составу

Маркировка моторных масел практически всегда содержит информацию о том, на какой основе производится данная жидкость. Здесь вся продукция делится на три больших группы:

  • минеральные (Mineral);
  • синтетические (Fully Synthetic);
  • полусинтетические (Semi Synthetic).

Минеральное масло получается непосредственно из нефти путем перегонки. Оно является полностью натуральным продуктом. К сожалению, в чистом виде оно очень быстро теряет свои свойства, поэтому зачастую производители добавляют различные присадки (моющие, антикоррозийные и тому подобное), которые позволяют увеличить срок службы продукции. Из-за высокой вязкости, такое масло используют в старых автомобилях с большой выработкой. К отличительным преимуществам относится доступная цена.

Самым качественным и долговечным является синтетическое масло. Оно устойчиво к перегревам, практически не окисляется, сохраняет свои характеристики при воздействии низких температур и обладает высокой текучестью. Продукция активно используется в современных иномарках. Однако за такие показатели приходится достаточно высоко платить, поэтому далеко не каждый водитель в денежном плане способен регулярно использовать синтетику.

Компромиссом между двумя вышеописанными вариантами является полусинтетическое моторное масло. Изделия имеют минеральную основу (как правило, до 30 процентов), которая смешивается с синтетическими составляющими. Благодаря такому решению, удается получить продукт, который по своим качествам близкий к синтетике, но при этом имеет более скромный ценник. Достоинством подобной продукции является совместимость практически с любым транспортным средствам.

Расшифровываем SAE

Как вы могли заметить, одной из ключевых характеристик масла является его текучесть и то, при каких температур продукт способен выполнять свое предназначение. Коэффициент вязкости регламентируется SAE. Аббревиатура расшифровывается с английского как « Society of Automotive Engineers», что в переводе означает «общество автомобильных инженеров». Согласно этой классификации, выделяют три типа масел:

  • Зимние. Они имеют максимальную текучесть, что обеспечивает бесперебойный старт мотора даже при минусовых температурах. В маркировке подобной продукции будет присутствовать число и латинская буква W (от слова Winter – «зима»). В магазинах вы можете найти изделия с маркировкой 0W, 10W и так далее.
  • Летние. Данный вид используются только при температурах окружающей среды выше 0 градусов Цельсия. Вязкость этого масла достаточно высокая. Это необходимо для того, чтобы в сильную жару текучесть не превышала предельного параметра, хотя именно из-за этого их использование при минусовых температурах становится невозможным. В маркировке имеется только число 20,30 и так далее. Чем выше показатель, тем выше вязкость изделия.
  • Всесезонные – самая популярная и востребованная продукция, так как может работать и в холодную и в жаркую погоду. Маркировка объединяет в себе два числа, разделенных буквой W, например, SAE 5W-40.

Если вы обладатель относительно свежей иномарки, то подходящее для нее масло вы можете узнать в техническом руководстве к своему автомобилю. Для старых машин следует пользоваться одним правилом – чем больше пробег транспортного средства (или конкретно мотора), тем с большей высокотемпературной вязкостью необходимо покупать изделие.

Как выполнять расшифровку

Расшифровка вязкости масла происходит по двум числам. Первое число говорит о минусовой температуре, при которой мотор без проблем заведется. Узнать эту информацию вы можете из соответствующих таблиц. Например, в изделии 5W40 цифра 5 говорит о том, что для этого масла предельно низкой температурой являются -35 градусов Цельсия. Для самых экстремальных условий используются масла 0WХХ, имеющие температурный минимум на отметке в -40 градусов.

Второе число обозначает максимальную температуру прокачиваемости. Водители могут найти продукцию от XW30 до ХW50. Наиболее популярными и безопасными для большинства моторов являются изделия 5W30 и 5W40. При использовании 0W40 и 0W50 рекомендуется быть острожными, так как они могут повредить конструкцию мотора.

Маркировка по API

При покупке также стоит обращать внимание на маркировку API. С ее помощью производители информируют покупателей о следующей информации:

  • для какого типа мотора предназначен продукт;
  • каковы эксплуатационные характеристики жидкости;
  • для какого года выпуска автомобиля используется это масло.

Расшифровка маркировки автомобильного масла производится согласно следующим данным:

  • Обозначение ЕС (может отсутствовать) идет сразу после аббревиатуры API. Указывает класс энергосберегающих масел.
  • Римские цифры после EC свидетельствуют об уровне экономии.
  • Далее следует информация о типе мотора, для которого используется это масло (S – бензиновый, C – дизельный).
  • Об уровне эксплуатационных свойств говорят латинские буквы от A до N (обозначают низкий уровень). Затем следует вторая буква, и чем выше она стоит, тем выше класс изделия.
  • Для дизельных масел также выделяют в маркировке цифры 2 и 4 в конце, которые делят продукцию на двухтактное и четырехтактное масло.

Посмотреть, за какой год отвечает каждая из буквенных комбинаций, вы можете в специальных таблицах. Как правило, на этикетке имеется круглый значок, который содержит информацию об классификациях SAE и API. В кружочке в центре располагается маркировка по вязкости, а на одном из внешних полукругов размещаются данные по API.

Европейская классификация ACEA

О назначении моторного масла и эксплуатационных свойствах вам также поможет узнать ACEA. Маркировка автомобильных масел по данному стандарту включает в себя следующие обозначения:

  • Латинские буквы «A» и «В» с цифирными показателями, разделенные косой чертой. Информируют о том, что это изделия для бензиновых и дизельных моторов для легковых авто, микроавтобусов и фургонов. Примеры – A1/B1-12, A3/B4-13.
  • Латинская буква «C» с цифрой. Продукт используется в бензиновых и дизельных агрегатах, в которых имеется катализатор отработавших газов. Примеры – C2-12, C4-12.
  • Латинская буква «Е» и цифра – масло для дизельных грузовых автомобилей. Примеры – E4-12, E9-12.

Последнее число указывает год введения, однако на некоторых продуктах в маркировке этого может и не быть.

Как разобраться в ГОСТ

Многие автолюбители предпочитают дополнительно при покупке ориентироваться на ГОСТ, что является хорошей привычкой. Здесь все изделия условно разделяются на группы по кинематической вязкости и эксплуатационным свойствам. Масла по вязкости делятся аналогично SAE на летние (числа от 6 до 24), зимние (от 3 до 6) и всесезонные (комбинируют два числа).

Область применения продукта регламентируют буквы от «А» до «Е». Также существует индекс, который указывает на тип мотора. Индекс «1» означает, что масло используется в транспортных средствах с бензиновым мотором, «2» - с дизельным. Если индекс отсутствует, значит, продукция считается универсальной.

Маркировка по ILSAC

Это менее популярная классификация, разработанная совместно американскими и японскими инженерами. Выделяют пять стандартов (от GF-1 до GF-5), которые по своей сути соответствуют классам по API. Отличительной особенностью является то, что по данной классификации продукция является и энергосберегающей, и всесезонной.

Устанавливают следующее соответствие:

  • GF1 считается устаревшим.
  • GF2 – аналог маслу с API SJ. По вязкостным характеристикам близок к 0W-20 и 5W-20.
  • GF3 – аналог API SL.
  • GF4 и GF5 являются аналогами по параметрам продукции с маркировкой SM и SN.

Для японских иномарок с турбинами существует отдельный класс, в маркировке которого вы встретите выражение DX-1.

Стоит отметить, что некоторые автопроизводители создали собственные допуски, которые фактически дополняют существующие системы классификации. В частности, свою маркировку имеет фирменная продукция от Mercedes, BMW, Renault, Ford и других брендов, объединенных концерном VAG. Подробную информацию вы всегда можете найти в сети Интернет или на тематических форумах по вашей иномарке.

Выводы

Умение расшифровать обозначение на этикетке моторного масла – это залог успешного выбора изделия. При покупке также обязательно проверяйте качество упаковки и всех рисунков. Это позволят выявить контрафактную продукцию, которая представляет опасность для вашего автомобиля, Покупка только высококачественных сертифицированных изделий гарантирует продолжительный срок службы двигателя и отсутствие непредвиденных поломок.

Синтетическое масло наиболее совершенное по совокупности качеств (пробег между заменами, низкотемпературные свойства и т. д.), но и самое дорогое.

Минералка (mineral, а при отсутствии обозначения - по умолчанию), как правило, требует частой смены (интервал 4–5 тыс. км) и плохо приспособлена для использования в холодное время.

Полусинтетический продукт (semi synthetic) - улучшенная минералка, другой базовой группы.

Классификация моторных масел ACEA (классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей - европейский аналог американской классификации API). А - моторные масла для бензиновых моторов; В - для дизельных. Классификация ACEA разбита на четыре класса: 1, 3, 4, 5 .

Допуски европейских производителей означают, что масло протестировано некоторыми изготовителями автомобилей и рекомендовано ими для своих моделей.

SAE 5W40

179–1

Классификация моторных масел SAE (Общество автомобильных инженеров США). Первая цифра обозначает класс вязкости при отрицательных температурах (W означает winter - зима). Чем она меньше, тем легче масло будет прокачиваться на морозе. Вторая цифра характеризует вязкость при положительных температурах - с ее увеличением растет защита двигателя от износа и, увы, расход топлива. Бывают масла как исключительно зимние (SAE 5W), так и летние (SAE 50).

Каждый автомобилист знает, что от правильно подобранных расходников зависят эксплуатационные характеристики автомобиля, а также срок службы транспортного средства. Особую роль в подобной ситуации играет моторное масло. Оно оказывает непосредственное влияние на параметры двигателя. В связи с этим автомобилистам должна быть известна расшифровка маркировки моторных масел, чтобы выбрать оптимальный по своим свойствам продукт.

Практически полная информация о составе моторной смазывающей жидкости располагается на этикетке. Однако, нередко она выписана в определенной форме, в виде условных обозначений, сокращений и аббревиатур. Быстрая расшифровка обозначений моторных масел помогает сориентироваться в предлагаемых товарах и купить жидкость с оптимальными характеристиками. Это даст возможность существенно продлить ресурс двигателя и обеспечит его нормальную работу.

Основная дифференциация масел осуществляется по критериям, относящимся к устоявшимся в мире и действующим в разных регионах планеты стандартах. Наиболее актуальными и постоянно совершенствующимися являются следующие их типы:

  • SAE – разработка американской классификации от Ассоциации местных автомобилистов;
  • API – система, введенная американским институтом нефти;
  • ILSAC – стандарты от Международного Комитета по стандартизации и апробации масел, который контролируют американские и японские специалисты;
  • ACEA – нормативы от европейских производителей автомобилей, используемые ведущими компаниями континента;
  • ГОСТ – государственные стандарты, обязательные для выполнения на территории России и некоторых стран бывшего Советского Союза.

Необходимо знать, что маркировка автомобильного масла используется как для дизельных силовых установок, так и для бензиновых движков.

Также встречаются универсальные жидкости, которые разработаны с учетом использования их в разных типах моторов. Финишный состав производители масел готовят на разной основе:

  1. Минеральная. Жидкость получается после обработки сырой нефти методом пиролиза, разделяя последнюю на фракции. В итоге получается относительно доступный по цене материал, который хорошо себя проявляет в теплый период года, но во время понижения температуры значительно увеличивается его степень вязкости. Также расход у материала выше, чем у аналогов.
  2. Синтетическая. Искусственно получаемый материал из различного углеводородного сырья. После изготовления к нему добавляют улучшающие присадки, повышающие характеристики начального продукта. Масла хорошо очищают конструкцию от нагара, способствуют лучшей адгезии и минимизируют коррозионные характеристики.
  3. Полусинтетическая. Обладает характеристиками обоих типов предыдущих жидкостей. Имеет преимущества при всесезонном использовании.

Во время выбора товара стоит учесть, что стоит брать в расчет значение маркировки моторных масел, относящихся к группам API, SAE и ГОСТ, так как именно они являются наиболее распространенными в нашей стране. Любителям японского либо европейского транспорта рекомендуется обратить внимание на ILSAC или ACEA.

Использование стандарта SAE

В данной системе расшифровка моторных масел для двигателей внутреннего сгорания опирается на степень вязкости исходного материала. В результате получается три группы продукта:

  • Зимние сорта. Основной задачей такого сорта является обеспечение высокой степени текучести при пониженной окружающей температуре. Это способствует более легкому старту «холодного» двигателя. В маркировке присутствует символ W и цифры, устанавливающие рабочий температурный режим. Определить допустимый минимум достаточно просто, так как из указанного значения стоит отнять 35. Соответственно жидкость с маркировкой W10 способна сохранять свои параметры, не ниже чем при -25 С, а W15 рассчитана на -20 С. Для жаркого периода заливать такие сорта не стоит, так как они не спасут от перегрева мотора.
  • Летние сорта. Рассчитаны на эксплуатацию при положительной окружающей температуре. Имеют бо́льшую вязкость, чем зимние аналоги, что позволяет им не растекаться во время жары, а удерживаться на нужных поверхностях. По SAE в маркировке такого продукта не ставится W или иная буква, а остается лишь цифровое обозначение, например, 40, 30 или 20.
  • Универсальные сорта. Они востребованы среди автолюбителей, проживающих в регионах с менее суровым зимним климатом. Такая маркировка дизельного масла или бензинового обязательно включает два цифровых значения, разделенных символом W. Примером служит 15W-40, 10W-40 или 15W-30. Жидкости достойно себя ведут как при сниженной температуре, так и во время теплого периода.

В относительно новых автомобилях до 3-4 лет с небольшим пробегом стоит использовать рекомендуемые автомобильными компаниями сорта смазочных материалов. Для легковушек с большим пробегом стоит отдавать предпочтения жидкостям с повышенной вязкостью. Это связано с увеличением технологических зазоров из-за выработки сопрягающихся элементов, рассыханием сальников и износом прокладок. Таким образом минимизируются утечки масла и снизится расход.

Обозначения моторных масел и расшифровка API

В действующей Системе классификаций масел API Engine Service Classification System предложено деление между группами жидкостей по типам двигателей, для которых они предназначены. Также в расчет берется период выпуска транспорта, эксплуатационные режимы и параметры самого масла.

Отличие в маркировки бензиновых и дизельных продуктов заключается в использовании букв соответственно S и C. При дифференциации по рабочим параметрам деление выполняется следующее:

  • для энергосберегающих материалов используется обозначение ES;
  • когда за буквенными значениями идут римские цифры, то по ним можно ориентироваться в экономии топлива при заливке этой жидкости;
  • за символами, определяющими тип мотора (дизель или бензин), идет классификатор эксплуатационных характеристик от А (минимальный уровень) до N (наивысший класс).

Универсальный продукт обладает этикеткой с указанием двух категорий, разделенных косой чертой, например, API SL/CF. В дизельных маслах производители обычно используют различия в виде 2 или 4, чтобы указать на двухтактные и четырехтактные силовые установки.

Если использовать смазку своей категории, то удастся добиться снижения износа, минимизации риска поломок движка, отсутствие возникновения нагара на цилиндре, поршнях и клапанах, экономии топлива, понижении шума, оптимизации ходовых параметров, продлении периода эксплуатации очистной системы и катализатора.

Маркировка по ACEA

Европейские производители организовали для своих автомобильных компаний собственный стандарт для смазочных жидкостей. Его расшифровка включает физико-химические свойства, предназначение и установленную категорию. Деление жидкостей предполагается согласно трех категорий и дюжине классов:

  • от A до B используются легковушки и микроавтобусы вне зависимости от типа силовой установки бензин/дизель;
  • C маркировка актуальна для авто с катализаторами;
  • E востребована для грузовиков, оснащенных дизельным мотором.

Кроме классов, параметры которых удастся узнать из соответствующей таблицы ACEA, в разъяснении описывается год вступления в действие, а также порядковый номер конкретного издания.

Государственный стандарт РФ

Важно знать, что отечественные производители ориентируются на норму ГОСТ 17479.1-85, определяя маркировку масел. При этом открытая информация для покупателей обязательно должна содержать следующие параметры:

  • Уровень кинематической вязкости. Исходя из данного критерия, масло относится к зимнему, летнему либо универсальному типу. Значения летние четные в интервале 6–16, а также 20, 24. Зимние параметры от 3 до 6. Универсальный тип описывается двумя значениями (лето/зима), поделенными косой чертой.
  • Сфера применения. Данный маркер делит масла на шесть групп, которые отмечаются кириллицей от А до Е. При этом указывается тип силовой установки в обозначении, где 1 - для бензиновых ДВС, а 2 - для дизелей. Когда данное значение отсутствует, то продукт допускается к применению в обоих типах моторов.

Отечественный продукт может иметь несколько маркировок, как по ГОСТ, так и по европейским или американским международным стандартам.

Маркировка согласно ILSAC

Данной сертификации придерживаются производители из Японии или Америки. В связи с этим продукт актуален в большей степени для популярных у нас автомобильных марок, выпущенных в Стране восходящего солнца, например, Honda, Suzuki, Mitsubishi и пр. Базовые параметры в представленных пяти стандартах идентичны критериям API. При этом ILSAC обладает энергосберегающими характеристиками и относится к всесезонным смазкам.

В самостоятельный класс выделена группа JASO DX-1, востребованная у турбированных дизельных ДВС. Специальная смазка оказывается полезной для автомобилистов еще и тем, что обладает высокими экологическими характеристиками.

Правила сертификации

Для систем ACEA и API предусмотрено несколько обязательных требований, которые получены при взаимных договорах между автопроизводителями и компаниями, занимающимися выпуском расходных ГСМ. Иногда автокомпании выдают предписания своим потребителям, рекомендуя определенные марки масел.

Такие рекомендации складываются во время эмпирических испытаний авто. Предварительно компании-изготовители отправляют заявки со своей продукцией для тестирования автопредприятиям. В процессе мониторинга определяются такие предпочтительные эксплуатационные критерии:

  • вязкость образовавшейся пленки;
  • вид основы (синтетика/минералка);
  • какое влияние оказывает смазка на ДВС;
  • реакция продукта на температурные перепады.

Допуск для конкретных марок авто определенных групп масел оформляется установленным типом сертификата.

Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла

Масло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.

«Минералка » (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.

«Полусинтетика » (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».

У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения(дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.

Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.

Расшифровка моторного масла — цифры SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Расшифровка моторного масла — цифры API

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.

Обозначения API для бензиновых моторов:

* SC — автомобили, разработки до 1964 годов
* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
* SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению

При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов:

* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
* CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
* CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.

Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Видео : все ли моторные масла одинаковые?

Посмотрите видео о выборе и замене машинного масла.

Видео: состав моторного масла.

Видео ролик о уникальной добавки в моторное масло.
http://www.youtube.com/watch?v=J6zt8_su3EQ

Теги: Расшифровка моторного масла, цифры SAE и API .