Священные буддийские места индии. Религиозный

С фрагментами текста Голога Дамчо Палсангаи и проложенными маршрутами на карте Индии и Непала

Дорогие моему сердцу друзья сочли, что будет полезно написать путеводитель по всем основным святым местам буддизма.

Существует три типа паломничества:

  1. обычное,
  2. высшее и
  3. наивысшее.

В наши дни многие совершают паломничество, однако большинство делают это торопливо и неорганизованно. Печально осознавать, что польза от таких посещений для этих людей крайне мала и совершенно несоизмерима с теми трудностями, которые им приходится преодолевать, чтобы добраться до этих мест.

Следуя их совету, я привожу их список:

  1. ― место рождения Будды .
  2. Намдрак-дронг (Лория )― место, где Будда оставил жизнь домохозяина и стал монахом.
  3. Ниранджна ― место, где Будда шесть лет упражнялся в аскезе.
  4. Бодх-гая ― место, где Будда достиг Просветления.
  5. ― место, где Будда примирил разобщённых членов Сангхи.
  6. Варанаси ― место первого поворота Колеса Дхармы.
  7. Гридхакути ― место второго поворота Колеса Дхармы.
  8. Вайшали ― место третьего поворота Колеса Дхармы.
  9. Наланда ― место, где Будда благословлял, даруя долголетие.
  10. ― место, где Будда на протяжении 25 лет проводил летнее затворничество, дабы победить последователей небуддийских учений.
  11. Санкансья ― место, куда Будда вернулся, проведя одно лето в Раю тридцати трех божеств и разъяснив своей матери три категории Учения.
  12. Каушамби ― место, куда Будда был приглашен министром, известным на тибетском как Дангчен, и где он провел один год.

  13. ― место, где Будда умер и вошел в Махапаринирвану.

Бодх-Гая

Я простираюсь пред тем,
Кто, желая обрести плоды непостижимых усилий,
Сел под деревом Бодхи в Магадхе.
Приняв позу лотоса, ты достиг Просветления,
Дабы стать высшим Буддой.


В Индии это место известно под именем Бодх-гая , а в Тибете ― под названием Дордже ден . Оно находится в штате Бихар в предместьях города Гая .


После шести лет аскезы на берегах реки Ниранджаны, Будда отправился в Бодхгаю и сел под деревом Бодхи, где и достиг Просветления.

1. Считается, что Ступа Гандола , находящаяся в Бодх-гае, была воздвигнута младшим сыном брахманки по имени Заса. Также говорят, что ее построил царь Ашока. Вершина ступы была построена Нагарджуной. В эту ступу были заложены некоторые из реликвий Будды. Кроме того, считается, что стена вокруг этой ступы была воздвигнута Нагарджуной. Говорят, что в верхнем ярусе есть трон, предназначенный для знаменитой статуи Будды Шакьямуни из Лхасы.

2. К югу от этой ступы находится широкий четырехугольный двор, где некогда была разбросана трава, которая служила Будде подстилкой.

3. К востоку от этой ступы расположена другая белая ступа, похожая на Ступу Гандола. На этом месте Будда лучами, исходящими изо рта, сжег дотла все деревья баньян, которые были ненастоящими. По этой причине это место называют «Гандолой, испускающей лучи света» .

4. Направо от ступы располагается храм богини Тары. Небольшую статую Тары в нише считают той самой статуей, с которой разговаривал учитель Атиша в Бодхгае.


5. Озеро к югу от главной ступы считается местом обитания царя нагов, по-тибетски называемого Тангзунг ом. Говорят, что Будда пребывал здесь семь дней.

Это место считается наиболее священным, так как небо над ним непривычно долго оставалось затянутым облаками. Напротив спуска к озеру, чьи берега закованы в камень, стоит колонна Ашоки.

6. Также напротив главной ступы можно увидеть мандалу, выполненную на круглом камне. Полагают, что она была сделана тибетским мастером Санге Еше . Здесь располагалось место сожжения трупов; по-тибетски его обычно называют «ха ха гопа» . Мало кто из паломников паломники посещает это место.

7. К северу от главной ступы находятся ступы меньшего размера, в которых хранятся такие святыни, как ногти и волосы архатов. Существует поверье, что, если оставить там свой волос и ноготь, то в следующей жизни можно переродиться в одном из высших миров.

8. Именно в Бодхгае Гуру Падмасамбхава проявился в образе и победил последователей небуддийских учений.

9. К северу от главной ступы находится большая статуя Будды, воздвигнутая японскими буддистами, а также храмы:

  • Бирмы,
  • Бутана,
  • Китая,
  • Таиланда,
  • Непала
  • и Японии.

Наланда



Тонми Самбота

3. Тибетский переводчик Тхонми Самбхота провел здесь шесть лет.

4. Неподалеку от этого места по направлению к большой дороге находится музей, в котором хранятся древние, сделанные из бронзы статуи Будды. Здесь представлены письмена периода династии Гупта, и просмотр их, несомненно, будет полезен для тех, кто желает узнать побольше.

Ближе всего к Наланде город Патна (80,5 -90,5 км, маршрут) и Бихар Шариф (11 км, маршрут). От Бодхгаи до Наланды 164 км (81,5; 115 км) , а от Раджгира ― 11 км (14,1 км) .

Известный в Тибете под именем Гьялпо Кхаб , был могущественной столицей госудраства Магадха . Он расположен в 11 км от Наланды.


1. В центре этого города бьет горячий источник, рядом с которым и в наши дни можно увидеть развалины древней стены. Холм, на котором находится этот горячий источник, ― это один их пяти великих холмов и называется он по-тибетски Нгоянг. Холм, располагающийся к северу от горячего источника, по-тибетски называют Кьясанг. На вершине этого холма стоит ступа, построенная японцами.

2. Неподалеку от горячего источника есть пещера, в которой под покровительством короля Аджаташатру из Мадагхи великие шраваки Ананда, Упали и Махакашьяпа составляли сутраянский канон, Винаю и Абхидхарму вместе с собранием из 500 архатов.

3. Когда король Бимбисара вместе со своей свитой направлялся оказать почтение Будде, то колесо колесницы, в которой он ехал, увязло в грязи. След от этого колеса можно по сей день видеть на пути из Гридхакуты в Бодхгаю.


Ниранджана

Я простираюсь пред тобой, кто в стремлении достичь Просветления
Шесть долгих лет жил в аскезе на берегах реки Ниранджаны,
Овладев парамитой усердия,
Ты достиг высшей ступени сосредоточенья.


За Бодхгаей, через Тенги, за песчаным пляжем реки Ниранджаны находится место, где Будда шесть лет упражнялся в аскезе.

1. В этом месте можно посетить дерево Бодхи и недавно воздвигнутую статую Будды, упражняющегося в аскезе.

2. К северо-западу есть место, где девушка-брахманка по имени Суджата поднесла Будде молоко от тысячи коров, с которого семь раз снимали сливки.

3. По другую сторону большого моста напротив Бодхгаи расположено место, где человек, известный в Тибете как Цацанг Таши Зедан (архат Свасти ), поднес Будде траву куша.

4. Говорят, что Будда прожил в этом месте семь лет.

Намдак-дронг (Лориянандагире)

Я простираюсь пред тобой,
Кто, видя бессмысленность мирских занятий,
Отрекся от жизни домохозяина.
Отправившись к ступам Намдак-дронга,
Ты хотел получить посвящение, дабы стать монахом.


Намдак-дронг (чистый город) в настоящее время располагается в Лориянандангире, в местечке Лория , в штате Бихар. Путь к нему лежит из Бодхагаи в Патну через деревни Модехари и Бедея. Оттуда до Лории 25 километров. К западу от этой деревни располагается ступа Намдак-дронг.

1. Именно в этом месте Будда остриг свои волосы и стал монахом. Говорят, что здесь охотник поднес ему отрез ткани шафранового цвета. Здесь находится очень большая ступа. В периметре она составляет семьсот тридцать шагов. Вершина ступы была разрушена. К югу от ступы есть небольшое озеро. Говорят, что в прошлом мало кто посещал это место.

2. К востоку от ступы, за пределами главной дороги, располагается колонна Ашоки со статуей льва на вершине и надписью на языке пали. Это место широко известно как «Колонна Ашоки» . Ближе всего до него из Кушинагара (75 км) и Лумбини (177 — 212 км).

Деревня с названием Намдак-дронг, в самом сердце Гаи, также считается Намдак-дронгом. В настоящее время в этом месте находится большой индуистский храм, и там не осталось никаких намеков на буддийские святыни. Чтобы добраться туда, можно проехать 205 километров на поезде от Бедии до Патны (151 км), а также можно преодолеть 412 километров от Бодхагаи по дороге на Лорию (319-321 км).

Дургашри (Ситавана)

Ситавана (тиб. Силва Цал ) находится в 7 км к востоку от Бодхгаи .


1. Рядом с вершиной холма расположена пещера, где медитировал достославный Шаварипа . У дверей стоит древо жизни шестирукого Махакалы, а на камне можно увидеть слоги «ОМ» и «А» , которые, как считается, появились самопроизвольно.

2. Вода с юга течет с обеих сторон внутреннего каньона холма Дургашри. Немного дальше от этого места находится другой холм, который называется по-тибетски Нагпо Цегпай Ри . Лес напротив этого холма именуется в сутрах Ситаваной. О нем говорится, что, когда Будда направлялся из Раджгира в Гаягори , то провел ночь в этом лесу. Считается, что император Бимбисара в этом лесу впервые встретился с Буддой.

Чагло написал в своей биографии, что:

«К северо-западу от Наланды есть пустынное место посреди густого леса, известного как Ситавана. Это и есть настоящая [Ситавана], но многие из нас считают [Ситаваной] то место, что находится в Бодхгае».

Это утверждение еще необходимо доказать. В разделе краткого текста Падма Катанг (Padma bKa thang) написано следующее:

«Здесь, на кладбищенских землях Ситаваны, Гуру Пармасамбхава медитировал о Дудртси (bDudrtsi); видел всех богов Дудртси».

«…к югу от кладбищенских земель предавался аскезе после отречения от царской жизни».

Кроме того, в сутре говорится, что Гуру Ринпоче обучал йогини, живущих на этих восьми кладбищенских землях. Также, возможно, на этом месте Гуру Ринпоче после подчинения богов и демонов связал их клятвой охранять учения Будды. Вероятно, после этого Гуру Ринпоче стали называть «Гуру Свет Солнца» .

Вайшали (Муджабпур)


Вайшали находится недалеко от места под названием Муджабпур . Считается, что Будда приходил сюда трижды.


1. Это место считается одним из восьми великих святых мест, так как именно здесь стайка обезьян поднесла Будде мёд. Будда предсказал, что это место станет известно как Санге Дрангци Янг , если перевести его название на тибетский. После смерти Будды, одна из его реликвий, взятых Ликчавой, была захоронена в ступе, построенной на этом месте. Эта ступа является одной из восьми великих погребальных ступ.

2. Здесь была изложена сутра Будды Медицины , и здесь же произошел третий поворот Колеса Учения . Спустя сто десять лет после смерти Будды на этом самом месте семьсот архатов под покровительством царя Ашоки провели второй буддийский собор, дабы записать Учение Будды . Здесь находится колонна, на вершине которой расположена статуя льва. Вероятно, она построена царем Ашокой. (Возможно, что именно эта колонна упоминалась китайским путешественником Хуэн ом Цанг ом).

3. К югу от ступы и колонны есть символическое изображение железных спиц, которое, по преданию, Будда сотворил чудесным способом.

4. Недалеко от этого места, к югу, находится пруд, называемый обезьяньим. Считается, что этот пруд обезьяны вырыли для Будды.

5. К западу от Гаи, на вершине холма есть место, которое тоже считается городом Вайшали. Верующие люди считают эти два места единым целым.


3. По дороге из Дореи в Кушинагар протяженностью в 22 км (38 км), находится место под названием Сатхия , где Будда в последний раз принимал пищу. Очень немногие люди посещают это место.

Я простираюсь пред тобой,
Кто движимый
Поворачивал Колесо Дхармы
В Варанаси и других святых местах,
Дабы указать всем последователям пути Трех Колесниц.


Небольшая деревушка рядом с Варанаси в штате Уттар-Прадеш, известная под названием , является одним из святых мест буддизма.

1. В этом месте Будда совершил первый поворот Колеса Учения, преподав Четыре Благородные Истины в Оленьем парке близ деревни Сарнатх. Здесь можно увидеть развалины большого храма, построенного много лет назад. На том месте, где Будда учил, сейчас стоит небольшая ступа. Рядом с этой ступой сохранилась колонна Ашоки с нанесенной надписью, которой две тысячи лет.


2. К востоку от колонны Ашоки располагается ступа Дхамек, которая была возведена в период династии Гупта. Это одна из самых больших ступ в этой местности.

3. К востоку от ступы Дхамек располагается вихара Мулагандхкути, построенная великим Дхармапалой, пришедшим из Шри-Ланки. Внешне она имеет форму ступы, а внутри нее расположен просторный зал с небольшой библиотекой и алтарем. Говорят, что там хранятся две реликвии Будды, останки его костей. Одну из реликвий перевезли из ступы, стоящей в деревне Таксила (тиб. До-джог), а вторую ― из Нагарджунаконды. Они находятся в амулетнице, сделанной из драгоценных камней, которая обрамлена каменной рамой.

На ней написано:

«Здесь хранятся кости Будды».

Этой надписи свыше 2000 лет. Именно на этом месте Дхармапала принял полное монашеское посвящение.

4. Каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца эти реликвии выставляются для созерцания. Многие посетители приезжают с разных концов света, чтобы увидеть их.

5. К юго-западу от основной ступы на расстоянии примерно в полкилометра находятся развалины той ступы, которая была построена на том месте, где по преданию первые пять учеников впервые встретились с Буддой. На пути к этому месту справа расположен музей древностей.

6. А к югу от этой ступы, на расстоянии примерно в два километра, находится Центральный университет высшей тибетологии. В нем есть большая библиотека, где хранится множество буддийских священных писаний.

Дорога от Бодхгаи до Варанаси составляет 221 км (225, 337, 340 км), и добраться туда можно как на поезде, так и на автобусе.

Число приверженцев этого учения растет с каждым годом во всем мире. И конечно, чтобы почувствовать дух буддизма, нужно посетить святые места буддистов, ощутить их энергетику, для чего многие буддисты и отправляются в паломничество по буддийским местам. Такие святые места есть в разных странах: прежде всего в Индии и Тибете, но также и в Китае, в Бурятии.

Святые места буддистов расположены в первую очередь в Индии, эту страну можно назвать главным местом их паломничества. В штате Бодхгайа растет знаменитое дерево Бодхи, под которым медитировал Будда, задаваясь вопросом о том, почему на долю человечества во все времена выпадает так много страданий. Именно в Бихаре(второе название Бодхгайи) Будда достиг Нирваны.

Второе по посещаемости буддийское место в Индии – город Капилаваст, где Будда провел свое детство. Здесь он впервые столкнулся с неприглядными сторонами человеческого существования – болезнями, горем, страданиями, смертью. Встретив в Горакхпуре садху, который выглядел счастливым и светлым, принц Гаутама принял решение об отречении от мира с целью постичь истину и найти путь спасения.

Большое значение для буддистов имеет Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), расположенный южнее Патны. На холме Гридхакута Будда проповедовал свое учение, здесь его ученики стали впервые записывать его проповеди. До ступы, построенной японцами, туристы и паломники могут добраться по канатной дороге. Раджхир буквально окружен разного рода достопримечательностями.

И, конечно же, важнейшее из святых мест для буддистов - это Сарнатх, расположенный недалеко от Варанаси, где Будда прочитал свою первую проповедь.

В Тибете буддизм появился примерно около 5 века нашей эры, ассимилировав местные религиозные культы и традиции, тибетский буддизм превратился в мощное религиозное течение. Возникло множество монастырей, которые одновременно являлись университетами, хранилищами знаний и мудрости. Буддийские места в Тибете, посещаемые паломниками в первую очередь, это Лхаса - тибетская столица, где они любуются дворцовым комплексом Потала, здесь же находятся известные монастыри и святые места буддистов. Лхаса в переводе с тибетского значит «Обитель богов». Две священные статуи Будды, с давних времен хранящиеся во дворце Потала, привлекают сюда множество паломников со всего мира. К святым местам буддистов в Тибете относится также храм Джокханг, здесь также хранится древняя священная статуя Будды.

Паломники отмечают, что учение Будды освобождает, а путешествие по святым местам буддизма помогает очистить душу, прикоснувшись к древним святыням, ощутить энергетику, особую духовную атмосферу этих мест.

В Непале находится еще одна известная буддийская реликвия – ступа, построенная в 6 веке, по соседству располагаются тибетские монастыри. Основание ступы символизирует землю, каждая из ступеней является символом определенной стихии.

Много святых буддийских мест находится в Бурятии. В Бурятии буддийские храмы называются дацаны. Главный из них – Иволгинский дацан, расположен недалеко от Улан-Удэ. Это храм радости, буддисты считают, что он дарует счастье всем, кто его посещает. Тем, кто просит об исцелении от болезней, монахи помогают, применяя древнее тибетское искусство лечения травами, секреты которого хранятся в тайне. На расстоянии четырех километров от курорта «Нилова пустыня», на горе Холма-Урла, находится Ниловский дацан. По легенде, в древние времена сюда спустился бог Хан Шаргай, здесь была сооружена первая деревянная постройка, где располагался первый дацан.















Ты подчинил силы зла, что другие не могли одолеть;
Твое величественное тело подобно горе золота.
Перед тобой я простираюсь, о царь Шакьев!
Вначале ты развил Бодхичитту, устремление к Просветлению.
Затем ты довел до совершенства два накопления – заслуг и мудрости,
Став единственным спасителем несметного числа существ этой кальпы.
Тебе я возношу сердечные молитвы.

Существует три типа паломничества: обычное, высшее и наивысшее. В наши дни многие совершают паломничество, однако большинство делают это торопливо и неорганизованно. Печально осознавать, что польза от таких посещений для этих людей крайне мала и совершенно несоизмерима с теми трудностями, которые им приходится преодолевать, чтобы добраться до этих мест. Некоторые совершают паломничество лишь для того, чтобы отдать дань традиции, совершенно не понимая их значения. Паломничество такого рода ― это лишь пустая трата средств без какой-либо пользы.
Дорогие моему сердцу друзья сочли, что будет полезно написать путеводитель по всем основным святым местам буддизма. Следуя их совету, я привожу их список:

Намдрак-дронг ― место, где Будда оставил жизнь домохозяина и стал монахом.

Варанаси ― место первого поворота Колеса Дхармы.
Гридхакути ― место второго поворота Колеса Дхармы.
Вайшали ― место третьего поворота Колеса Дхармы.

Шравасти ― место, где Будда на протяжении 25 лет проводил летнее затворничество, дабы победить последователей небуддийских учений.
Санкансья ― место, куда Будда вернулся, проведя одно лето в Раю тридцати трех божеств и разъяснив своей матери три категории Учения.
Каушамби ― место, куда Будда был приглашен министром, известным на тибетском как Дангчен, и где он провел один год.
Кушинагар ― место, где Будда скончался и вошел в Махапаринирвану.

В тексте «Агама-кшудрака» (тиб. lung phran tshegs) Будда говорил: «После того как я умру, праведные мужи и женщины должны посещать и помнить эти четыре великих места и соответствующе проводить свою жизнь. Эти четыре места: место, где родился Будда; место, где он достиг Просветления; место, где Будда повернул Колесо Учения, открыв двенадцать звеньев взаимозависимого происхождения; и место, где Будда ушел в Махапаринирвану.
О бхикшу! После того как я умру, найдутся те, кто станет обходить ступы по кругу, совершать простирания, петь молитвы, и у кого будет вера в меня, они и обретут рождение в высших мирах».
Подобные изречения Будды можно найти и в других сутрах.
Четыре других места, равных по значимости: Наланда, благословенное место, дарующее долголетие; Шравасти, место, где были побеждены последователи небуддийских учений; Санканшья, место, куда Будда сошел из Рая тридцати трех божеств, и, наконец, Раджгир, место примирения. Таковы восемь великих святых мест буддизма, непосредственно связанных с жизнью Будды Шакьямуни.

БОДХГАЯ

Я простираюсь пред тем,
Кто, желая обрести плоды непостижимых усилий,
Сел под деревом Бодхи в Магадхе.
Приняв позу лотоса, ты достиг Просветления,
Дабы стать высшим Буддой.

В Индии это место известно под именем «Бодхгая», а в Тибете ― под названием «Дордже ден». Оно находится в штате Бихар в предместьях города Гая.

После шести лет аскезы на берегах реки Ниранджаны, Будда отправился в Бодхгаю и сел под деревом Бодхи, где и достиг Просветления.
1. Считается, что Ступа Гандола, находящаяся в Бодхгае, была воздвигнута младшим сыном брахманки по имени Заса. Также говорят, что ее построил царь Ашока. Вершина ступы была построена Нагарджуной. В эту ступу были заложены некоторые из реликвий Будды. Кроме того, считается, что стена вокруг этой ступы была воздвигнута Нагарджуной. Говорят, что в верхнем ярусе есть трон, предназначенный для знаменитой статуи Будды Шакьямуни из Лхасы.
2. К югу от этой ступы находится широкий четырехугольный двор, где некогда была разбросана трава, которая служила Будде подстилкой.
3. К востоку от этой ступы расположена другая белая ступа, похожая на Ступу Гандола. На этом месте Будда лучами, исходящими изо рта, сжег дотла все деревья баньян, которые были ненастоящими. По этой причине это место называют «Гандолой, испускающей лучи света».
4. Направо от ступы располагается храм богини Тары. Небольшую статую Тары в нише считают той самой статуей, с которой разговаривал учитель Атиша в Бодхгае.
5. Озеро к югу от главной ступы считается местом обитания царя нагов, по-тибетски называемого Тангзунгом. Говорят, что Будда пребывал здесь семь дней. Это место считается наиболее священным, так как небо над ним непривычно долго оставалось затянутым облаками. Напротив спуска к озеру, чьи берега закованы в камень, стоит колонна Ашоки.

6. Также напротив главной ступы можно увидеть мандалу, выполненную на круглом камне. Полагают, что она была сделана тибетским мастером Санге Еше. Здесь располагалось место сожжения трупов; по-тибетски его обычно называют «ха ха гопа». Мало кто из паломников паломники посещает это место.
7. К северу от главной ступы находятся ступы меньшего размера, в которых хранятся такие святыни, как ногти и волосы архатов. Существует поверье, что, если оставить там свой волос и ноготь, то в следующей жизни можно переродиться в одном из высших миров.
8. Именно в Бодхгае Гуру Падмасамбхава проявился в образе Гуру Сенге Дадока и победил последователей небуддийских учений.
9. К северу от главной ступы находится большая статуя Будды, воздвигнутая японскими буддистами, а также храмы Бирмы, Бутана, Китая, Таиланда, Непала и Японии. От Бодхгаи до Гаи 9 км.

НАЛАНДА
Наланда является одним из основных центров буддизма. Во времена, когда китайский паломник, известный в Тибете под именем Цунпа Тангсен, посетил это место, здесь проживали тысячи монахов. Из некоторых источников известно, что Будда неоднократно бывал в этом месте.
1. Нагарджуна, Арьядева, Шантаракшита, Чандракирти и многие другие великие буддийские учителя учились и преподавали в монастырском университете Наланда.
2. Также считается, что именно отсюда буддизм распространился по Тибету и Китаю. На этом месте находятся многочисленные развалины университета Наланда и прилегающих храмов. У юго-западной границы развалин стоит квадратная ступа. На стенах ступы можно увидеть искусно высеченные изображения Будды, различных ступ и богов. В этом монастыре Арья Нагарджуна был посвящен в монахи, а также именно здесь родился Шарипутра.
3. Тибетский переводчик Тхуми Самбхота провел здесь шесть лет.
4. Неподалеку от этого места по направлению к большой дороге находится музей, в котором хранятся древние, сделанные из бронзы статуи Будды. Здесь представлены письмена периода династии Гупта, и просмотр их, несомненно, будет полезен для тех, кто желает узнать побольше. Ближе всего к Наланде город Патна. От Бодхгаи до Наланды 164 км, а от Раджгира ― 11км.
Раджгир, известный в Тибете под именем Гьялпо Кхаб, был могущественной столицей Магадхи. Он расположен в 11 км от Наланды.

РАДЖГИР
1. В центре этого города бьет горячий источник, рядом с которым и в наши дни можно увидеть развалины древней стены. Холм, на котором находится этот горячий источник, ― это один их пяти великих холмов и называется он по-тибетски Нгоянг. Холм, располагающийся к северу от горячего источника, по-тибетски называют Кьясанг. На вершине этого холма стоит ступа, построенная японцами.
2. Неподалеку от горячего источника есть пещера, в которой под покровительством короля Аджаташатру из Мадагхивеликие шраваки Ананда, Упали и Махакашьяпа составляли сутраянский канон, винаю и абхидхарму вместе с собранием из 500 архатов.
3. Когда король Бимбисара вместе со своей свитой направлялся оказать почтение Будде, то колесо колесницы, в которой он ехал, увязло в грязи. След от этого колеса можно по сей день видеть на пути из Гридхакуты в Бодхгаю.

НИРАНДЖАНА
Я простираюсь пред тобой, кто в стремлении достичь Просветления
Шесть долгих лет жил в аскезе на берегах реки Ниранджаны,
Овладев парамитой усердия,
Ты достиг высшей ступени сосредоточенья.

За Бодхгаей, через Тенги, за песчаным пляжем реки Ниранджаны находится место, где Будда шесть лет упражнялся в аскезе.
1. В этом месте можно посетить дерево Бодхи и недавно воздвигнутую статую Будды, упражняющегося в аскезе.
2. К северо-западу есть место, где девушка-брахманка по имени Суджата поднесла Будде молоко от тысячи коров, с которого семь раз снимали сливки.
3. По другую сторону большого моста напротив Бодгаи расположено место, где человек, известный в Тибете как Цацанг Таши Зедан, поднес Будде траву куша.
4. Говорят, что Будда прожил в этом месте семь лет.

ЛОРИЯНАНДАНГИРЕ
Я простираюсь пред тобой,
Кто, видя бессмысленность мирских занятий,
Отрекся от жизни домохозяина.
Отправившись к ступам Намдак-дронга,
Ты хотел получить посвящение, дабы стать монахом.

Намдак-дронг (чистый город) в настоящее время располагается в Лориянандангире, в местечке Лория, в штате Бихар. Путь к нему лежит из Бодхагаи в Патну через деревни Модехари и Бедея. Отттуда до Лории 25 километров. К западу от этой деревни располагается ступа Намдак-дронг.
1. Именно в этом месте Будда остриг свои волосы и стал монахом. Говорят, что здесь охотник поднес ему отрез ткани шафранового цвета. Здесь находится очень большая ступа. В периметре она составляет семьсот тридцать шагов. Вершина ступы была разрушена. К югу от ступы есть небольшое озеро. Говорят, что в прошлом мало кто посещал это место.
2. К востоку от ступы, за пределами главной дороги, располагается колонна Ашоки со статуей льва на вершине и надписью на языке пали. Это место широко известно как «Колонна Ашоки». Ближе всего до него из Кушинагара и Лумбини. Деревня с названием Намдак-дронг, в самом сердце Гаи, также считается Намдак-дронгом. В настоящее время в этом месте находится большой индуистский храм, и там не осталось никаких намеков на буддийские святыни. Чтобы добраться туда, можно проехать 205 километров на поезде от Бедии до Патны, а также можно преодолеть 412 километров от Бодхагаи по дороге на Лорию.

ДУРГАШРИ
Ситавана (тиб. Силва Цал) находится в 7 км к востоку от Бодхгаи.
1. Рядом с вершиной холма расположена пещера, где медитировал достославный Шавари. У дверей стоит древо жизни шестирукого Махакалы, а на камне можно увидеть слоги «ОМ» и «А», которые, как считается, появились самопроизвольно.
2. Вода с юга течет с обеих сторон внутреннего каньона холма Дургашри. Немного дальше от этого места находится другой холм, который называется по-тибетски Нагпо Цегпай Ри. Лес напротив этого холма именуется в сутрах Ситаваной. О нем говорится, что, когда Будда направлялся из Раджгира в Гаягори, то провел ночь в этом лесу. Считается, что император Бимбисара в этом лесу впервые встретился с Буддой. Чагло написал в своей биографии, что «к северо-западу от Наланды есть пустынное место посреди густого леса, известного как Ситавана. Это и есть настоящая [Ситавана], но многие из нас считают [Ситаваной] то место, что находится в Бодхгае». Это утверждение еще необходимо доказать. В разделе краткого текста «Padma bKa thang» написано следующее: «Здесь, на кладбищенских землях Ситаваны, Гуру Пармасамбхава медитировал о bDudrtsi; видел всех богов bDud rtsi». Далее в тексте говорится: «…к югу от кладбищенских земель предавался аскезе после отречения от царской жизни». Кроме того, в сутре говорится, что Гуру Ринпоче обучал йогини, живущих на этих восьми кладбищенских землях. Также, возможно, на этом месте Гуру Ринпоче после подчинения богов и демонов связал их клятвой охранять учения Будды. Вероятно, после этого Гуру Ринпоче стали называть «Гуру Свет Солнца».

ВАЙШАЛИ
Вайшали находится недалеко от места под названием Муджабпур. Считается, что Будда приходил сюда трижды.
1. Это место считается одним из восьми великих святых мест, так как именно здесь стайка обезьян поднесла Будде мёд. Будда предсказал, что это место станет известно как Санге Дрангци Янг, если перевести его название на тибетский. После смерти Будды, одна из его реликвий, взятых Ликчавой, была захоронена в ступе, построенной на этом месте. Эта ступа является одной из восьми великих погребальных ступ.
2. Здесь была изложена сутра Будды Медицины, и здесь же произошел третий поворот Колеса Учения. Спустя сто десять лет после смерти Будды на этом самом месте семьсот архатов под покровительством царя Ашоки провели второй буддийский собор, дабы записать Учение Будды. Здесь находится колонна, на вершине которой расположена статуя льва. Вероятно, она построена царем Ашокой. (Возможно, что именно эта колонна упоминалась китайским путешественником Хуэном Цангом).
3. К югу от ступы и колонны есть символическое изображение железных спиц, которое, по преданию, Будда сотворил чудесным способом.
4. Недалеко от этого места, к югу, находится пруд, называемый обезьяньим. Считается, что этот пруд обезьяны вырыли для Будды.
5. К западу от Гаи, на вершине холма есть место, которое тоже считается городом Вайшали. Верующие люди считают эти два места единым целым.
6. Отсюда 102 км до Патны (Патлипутра, тиб. Кьанар Буй Дронгкхер), места рождения и столицы царя Ашоки, который знаменит тем, что построил много известных ступ. Патна расположена в 125 км от Бодхгаи.

ШРАВАСТИ
Шравасти (тиб. Ньеньо). В наши дни это место известно под названием Сахетамахад. Оно располагается в небольшом городке Бареца в штате Уттар-Прадеш. Из Варанаси до Шравасти можно добраться за одну ночь.
1. Шравасти является одним из важнейших мест в житии Будды. На протяжении 20 лет Будда проводил летние затворничества во внутреннем дворе Сангхи Джетаваны и в садах дворца. Он провел пять лет в восточных садах оленьего парка. Таким образом, он прожил в этих местах 25 лет. Говорят, что Шарипутра, Маугальяяна, пять учеников, шестнадцать архатов, Кашьяпа, Удаин, Ашвапа и восемьдесят архатов, которые были учениками Будды, жили здесь долгое время. Также это место известно тем, что Будда показывал там великие чудеса и одержал верх в споре с шестью небуддийскими учителями.
2. К северу от дворцовых садов расположена кирпичная стена, которая считается местом, где Будда усмирил Мару. После того как Ангулимала и Девадатта уверовали в Будду, они на этом месте приняли учения. Но до настоящего времени этому нет письменных подтверждений.

КУШИНАГАР
Я простираюсь пред тобой,
Кто, желая привести к Дхарме ленивых,
Позволил распасться нерушимому, ваджроподобному телу
И ушел по ту сторону печали на чистейшей земле Кушинагара.
Кушинагар (тибетское название – Цачок Дронг) находится в индийском штате Уттар-Прадеш.

1. Именно здесь в возрасте восьмидесяти лет Будда вошел в Махапаринирвану между двух деревьев сала. На этом месте можно до сих пор увидеть развалины ступы Махапаринирваны, построенной царем Ашокой. Говорят, что это место реставрировали в период династии Гупта. Здесь можно посетить великолепную статую Будды в позе Махипаринирваны. Неподалеку от этой статуи есть храм Пхунцог Чопхелинг, один из филиалов монастыря Намгьял. Для удобства посетителей здесь построен гостевой дом, где они могут остановиться на ночлег совершенно бесплатно.
2. То место, где Будда произнес свою последнюю проповедь, располагается в 2 км к востоку от храма-усыпальницы. Там находится ступа Мулакута Бандана, сооруженная из насыпанной в холм земли. Считается, что именно эта ступа, украшенная орнаментом, упоминается в сутрах. Это место известно под названием Рамбар, или просто как «место прощальных ритуалов, исполненных для Будды». Кушинагар располагается в 359 км от Сарнатха.
3. По дороге из Дореи в Кушинагар протяженностью в 22 км, находится место под названием Сатхия, где Будда в последний раз принимал пищу. Очень немногие люди посещают это место.

САРНАТХ
Я простираюсь пред тобой,
Кто движимый [состраданием]
Поворачивал Колесо Дхармы
В Варанаси и других святых местах,
Дабы указать всем последователям пути Трех Колесниц.

Небольшая деревушка рядом с Варанаси в штате Уттар-Прадеш, известная под названием Сарнатх, является одним из святых мест буддизма.
1. В этом месте Будда совершил первый поворот Колеса Учения, преподав Четыре Благородные Истины в Оленьем парке близ деревни Сарнатх. Здесь можно увидеть развалины большого храма, построенного много лет назад. На том месте, где Будда учил, сейчас стоит небольшая ступа. Рядом с этой ступой сохранилась колонна Ашоки с нанесенной надписью, которой две тысячи лет.
2. К востоку от колонны Ашоки располагается ступа Дхамек, которая была возведена в период династии Гупта. Это одна из самых больших ступ в этой местности.
3. К востоку от ступы Дхамек располагается вихара Мулагандхкути, построенная великим Дхармапалой, пришедшим из Шри-Ланки. Внешне она имеет форму ступы, а внутри нее расположен просторный зал с небольшой библиотекой и алтарем. Говорят, что там хранятся две реликвии Будды, останки его костей. Одну из реликвий перевезли из ступы, стоящей в деревне Таксила (тиб. До-джог), а вторую ― из Нагарджунаконды. Они находятся в амулетнице, сделанной из драгоценных камней, которая обрамлена каменной рамой. На ней написано: «Здесь хранятся кости Будды». Этой надписи свыше 2000 лет. Именно на этом месте Дхармапала принял полное монашеское посвящение.
4. Каждый год в полнолуние одиннадцатого месяца эти реликвии выставляются для созерцания. Многие посетители приезжают с разных концов света, чтобы увидеть их.
5. К юго-западу от основной ступы на расстоянии примерно в полкилометра находятся развалины той ступы, которая была построена на том месте, где по преданию первые пять учеников впервые встретились с Буддой. На пути к этому месту справа расположен музей древностей.
6. А к югу от этой ступы, на расстоянии примерно в два километра, находится Центральный университет высшей тибетологии. В нем есть большая библиотека, где хранится множество буддийских священных писаний. Дорога от Бодхгаи до Варанаси составляет 221 км, и добраться туда можно как на поезде, так и на автобусе.

Фото Романа Анощенко

Буддизм – наиболее древняя из мировых религий. Множество последователей этого учения находят в буддизме ответ на такие жизненно важные вопросы, как: «В чем смысл жизни ?», «Какова ее цель?». Буддизм многим указывает правильный путь, следуя по которому, мирские соблазны уже не имеют над человеком своей власти.

Число приверженцев этого учения растет с каждым годом во всем мире. И конечно, чтобы почувствовать дух буддизма, нужно посетить святые места буддистов, ощутить их энергетику, для чего многие буддисты и отправляются в паломничество по буддийским местам. Такие святые места есть в разных странах: прежде всего в Индии и Тибете, но также и в Китае, в Бурятии.

Святые места буддистов расположены в первую очередь в Индии, эту страну можно назвать главным местом их паломничества. В штате Бодхгайа растет знаменитое дерево Бодхи, под которым медитировал Будда, задаваясь вопросом о том, почему на долю человечества во все времена выпадает так много страданий. Именно в Бихаре(второе название Бодхгайи) Будда достиг Нирваны.

Второе по посещаемости буддийское место в Индии – город Капилаваст, где Будда провел свое детство. Здесь он впервые столкнулся с неприглядными сторонами человеческого существования – болезнями, горем, страданиями, смертью. Встретив в Горакхпуре садху, который выглядел счастливым и светлым, принц Гаутама принял решение об отречении от мира с целью постичь истину и найти путь спасения.

Большое значение для буддистов имеет Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), расположенный южнее Патны. На холме Гридхакута Будда проповедовал свое учение, здесь его ученики стали впервые записывать его проповеди. До ступы, построенной японцами, туристы и паломники могут добраться по канатной дороге. Раджхир буквально окружен разного рода достопримечательностями.

И, конечно же, важнейшее из святых мест для буддистов - это Сарнатх, расположенный недалеко от Варанаси, где Будда прочитал свою первую проповедь.

В Тибете буддизм появился примерно около 5 века нашей эры, ассимилировав местные религиозные культы и традиции, тибетский буддизм превратился в мощное религиозное течение. Возникло множество монастырей, которые одновременно являлись университетами, хранилищами знаний и мудрости. Буддийские места в Тибете, посещаемые паломниками в первую очередь, это Лхаса - тибетская столица, где они любуются дворцовым комплексом Потала, здесь же находятся известные монастыри и святые места буддистов. Лхаса в переводе с тибетского значит «Обитель богов». Две священные статуи Будды, с давних времен хранящиеся во дворце Потала, привлекают сюда множество паломников со всего мира. К святым местам буддистов в Тибете относится также храм Джокханг, здесь также хранится древняя священная статуя Будды.

Паломники отмечают, что учение Будды освобождает, а путешествие по святым местам буддизма помогает очистить душу, прикоснувшись к древним святыням, ощутить энергетику, особую духовную атмосферу этих мест.

В Непале находится еще одна известная буддийская реликвия – ступа, построенная в 6 веке, по соседству располагаются тибетские монастыри. Основание ступы символизирует землю, каждая из ступеней является символом определенной стихии.

Много святых буддийских мест находится в Бурятии. В Бурятии буддийские храмы называются дацаны. Главный из них – Иволгинский дацан, расположен недалеко от Улан-Удэ. Это храм радости, буддисты считают, что он дарует счастье всем, кто его посещает. Тем, кто просит об исцелении от болезней, монахи помогают, применяя древнее тибетское искусство лечения травами, секреты которого хранятся в тайне. На расстоянии четырех километров от курорта «Нилова пустыня», на горе Холма-Урла, находится Ниловский дацан. По легенде, в древние времена сюда спустился бог Хан Шаргай, здесь была сооружена первая деревянная постройка, где располагался первый дацан.

Буддизм зародился в Индии, но очень быстро распространился за ее пределами. Поэтому буддийские святыни сохранились не только на родине йоги, но и в соседних государствах. Какие реликвии древнего буддизма стоит увидеть путешественнику в Южной Азии?

Святыни древнего буддизма в Непале, Лумбини

Поселение Лумбини находится на границе с Индией и знаменито тем, что именно здесь родился основатель древнего буддизма - Будда Шакьямуни.

Пожалуй, главная его достопримечательность - колонна Ашоки, воздвигнутая на месте рождения Будды. Обнаружил ее в конце 19 века немецкий археолог.


К тому моменту Лумбини (в прошлом - большое поселение с храмами древнего буддизма) пришло в упадок и затерялось среди джунглей. А с момента обнаружения легендарной колонны начались активные раскопки, в результате которых были также найдены руины храма Майя-Деви, воздвигнутого в честь матери Будды, и водоем Пушкарини, в котором она совершала омовение перед рождением сына. Эти реликвии буддизма - самые древние, а потому о паломничестве сюда мечтают почти все, кому близка буддийская философия.

Святыни древнего буддизма: Камбоджа, Пном Кулен.


Национальный парк Пном Кулен - не только прекрасный заповедник дикой природы, но еще и паломнический центр. И это неудивительно. Пном Кулен считается местом основания Кхмерской империи, на священной горе находится храм лежащего Будды с восьмиметровой статуей Гаутамы внутри. Он символизирует господство древнего буддизма над индуизмом.


В этом же парке находятся святыни индуистской религии - река Тысячи лингамов и водопады. По легенде, купание здесь дарит удачу, здоровье и долголетие, а представителям сильного пола еще и помогает обрести невиданную мужскую силу. У путешественников есть возможность совершить омовение в священной реке и помедитировать на горе рядом со статуей Будды.

Святыни древнего буддизма: Мьянма, штат Мон



В Мьянме находится еще одна реликвия древнего буддизма - Золотой камень над пропастью. Святыня сделана из гранита, покрытого сусальным золотом, и увенчана шестиметровой пагодой.


Главную тайну реликвии древнего буддизма - откуда камень взялся на краю скалы и почему ничто не может его обрушить - за сотни лет так и не удалось разгадать. Камень никак не закреплен на скале, его можно даже раскачать (в чем у мужчины есть шанс убедиться самому), однако столкнуть его в пропасть невозможно.

По легенде, святыню удерживает прядь волос Будды, которую странствующий отшельник захотел сберечь под камнем, имевшим форму головы Гаутамы.

Другое любопытное предание гласит, что сдвинуть этот камень не сможет никто, кроме женщины: вот почему дам ближе чем на 10 метров к камню не подпускают.

Святыни древнего буддизма: Шри-Ланка, Канди



В городе Канди, древней столице Шри-Ланки, находится реликвия буддизма под названием Зуб Будды. По преданию, после кремации Будды было найдено четыре его зуба. Один из них долгое время хранился в Индии. Но в неспокойные времена один из правителей династии Калингов завещал дочери отдать его на сохранение королю острова Цейлон. Что принцесса и сделала, спрятав артефакт древнего буддизма в пышной прическе.

Сначала Зуб Будды хранился в тогдашней столице страны, Анурадхапуре, а после был перевезен в город Канди, где для его защиты выстроили храм. Со временем вокруг него построили второй, внешний. Оба здания сохранились, поэтому сегодня посетители могут увидеть храм в храме.

Зуб Будды тщательно охраняют и демонстрируют публике только раз в несколько лет. Но, несмотря на все ограничения, поток туристов в это древнее место силы никогда не ослабевает.

Возможность прикоснуться к энергетике этого места действительно уникальна для всех, кто интересуется древним буддизмом и йогой.