Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца. Объясните, пожалуйста, что значит «Не мой ученик, если не возненавидит отца, мать…»

Радикальное послушание Иисусу делает относительными наши естественные взаимоотношения.

  • Под словами естественные взаимоотношения я подразумеваю взаимоотношения, устанавливаемые посредством обычных, не являющихся чудесными, процессов. Таковы взаимоотношения между родителями и детьми, братьями и сёстрами, мужьями и жёнами, и так далее.
  • Под словами радикальное послушание я подразумеваю, что высочайшая ценность Иисуса захватила нас от самых корней (латинское слово радикс ), и мы стремимся жить таким образом, который являет эту высочайшую ценность, а учения Иисуса и апостолов являются в этом руководством для нас.
  • Под словами делает относительными наши естественные взаимоотношения я подразумеваю, что притязания естественных взаимоотношений никогда не являются абсолютными в сравнении с притязаниями Христа, и что полное посвящение Иисусу может иногда препятствовать даже установленным Библией формам проявления уважения и привязанности.

Это значит, что следование за Иисусом часто привносит неопределённость, скорбь и боль в семейные взаимоотношения. Если вы ищете религию, которая сделает все ваши взаимоотношения более ясными, гладкими и счастливыми, в Христианстве вы столкнётесь с огромным препятствием.

Давайте в качестве примера возьмём взаимоотношения с нашими отцами. Иисус говорит, что нам, возможно, придётся «оставить» их, быть «против» них, воспринимать их как наших «врагов», любить их «меньше», чем мы любим Иисуса, даже «ненавидеть» их, и, может быть, не присутствовать на их похоронах или даже не попрощаться с ними. Из учений Иисуса очевидно, что Он не был сентиментален. Он прилагает все усилия, чтобы подвергнуть риску наши естественные взаимоотношения с нашими отцами в то время, когда Его притязания на нас оказываются в приоритете.

С другой стороны, также очевидно, что Иисус принимал пятую заповедь как обязательную для Его последователей. Он строго выговаривал фарисеям и книжникам за непочитание отца и матери, когда те говорили людям жертвовать на храм то, что они должны были отдавать своим родителям (от Матфея, 15:3–9). Он сказал богатому юноше: «Почитай отца и мать» (от Матфея, 19:19).

Но когда мы сели у ног Иисуса и пробыли там все четыре Евангелия, и когда Он завоевал наше доверие, нашу преданность и наше полное посвящение, мы испытываем ошеломляющее чувство: всё изменилось . Никакие взаимоотношения никогда больше не будут прежними. Некоторые из них станут восхитительно более глубокими и счастливыми, по мере того, как мы узнаём, кто является нашей настоящей семьёй («Ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь», от Марка, 3:35). Некоторые из них будут разрушены («И враги человеку - домашние его», от Матфея, 10:36).

Давайте перейдём к конкретному случаю и послушаем, как Иисус делает относительными наши взаимоотношения с нашими отцами.

1. Иисус может призвать нас «оставить» наших отцов.

«И начал Пётр говорить Ему: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою». Иисус сказал в ответ: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов (в оригинале, согласно подстрочнику, а также во всех переводах Библии на английский и на русский, кроме Синодального перевода, слово «отцов» отсутствует — прим. пер. ), и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». (от Марка, 10:28–30).

Богатый юноша просто отказался оставить своё богатство, чтобы следовать за Христом (от Марка, 10:22). Пётр указал на то, что он и другие апостолы были готовы совершить такую жертву. По сути, Иисус ответил вопросом: «Какая это жертва? Всё, что вы оставите из-за того, что цените Меня больше, воздастся во сто крат. Это не жертва». Но ощущается это как жертва. Потеря очевидна. И даже хотя есть более значительная прибыль, потеря остаётся потерей, по крайней мере, временно.

Среди вещей, к которым мы можем быть призваны, есть «оставить» вашего «отца». Это - часть настоящей потери: это нечто большее, чем просто: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей» (от Марка, 10:7). Это оставление намного значительнее.

Много матерей, не много отцов

Стоит отметить тот факт, что когда Иисус описывает «воздаяние» за потери, Он не говорит, что мы получим «отцов». Мы получим «во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и матерей [отцы не упоминаются], и детей, и земель». Почему не упоминаются отцы?

Возможно это из-за желания Иисуса, чтобы отцовство Бога очень сильно доминировало в нашем ученичестве. Поэтому Он не хотел вдохновлять в нас мысли о том, чтобы иметь много отцов в церкви. Фактически, Он сказал: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах», (от Иоанна, 23:9).

Так что в обращённом к нам призыве «оставить» наших отцов «ради Него и Евангелия» ударение делается на том факте, что у нас есть Отец на Небесах, который позаботится о нас. Естественные взаимоотношения откладываются на задний план, а наша преданность Иисусу и наши взаимоотношения с нашим Отцом на Небесах выходят на передний план.

2. Иисус может призвать нас быть «против» наших отцов и воспринимать их как наших «врагов», так как Он призывает нас любить Его больше, чем их.

«Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более , нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (от Матфея, 10:34-39).

«Не мир пришёл Я принести, но меч». Конечно, это не единственное, что Иисус сказал о Своей миссии. Несомненно, Он был послан для мира! Ангелы сказали в начале: «Слава в вышних Богу, и на земле мир среди тех, в ком Его благоволение!» (от Луки, 2:14, дословный перевод с английского перевода English Standard Version). Сам Иисус сказал Своим ученикам: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир », (от Иоанна, 16:33). «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», (от Иоанна, 14:27). А когда Иерусалим обратился против Него, Он сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!» (от Луки, 19:42).

Фактически, когда Пётр и Павел проповедовали Евангелие, Они могли подытожить его как достижение Иисусом мира: «[Бог благовествовал] мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех», (Деяния Апостолов, 10:36). «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким», (Послание к Ефесянам, 2:17).

Так что Он действительно был Тем, Кто приносил мир: мир с Богом и мир с теми, кто обрёл мир с Богом. Но как отметил старец Симеон, когда Иисус был младенцем, болезненная реальность заключалась в том, что «этот младенец предназначен на падение и на восстание многих в Израиле, и как знак, которому будут противиться… чтобы мысли многих сердец были открыты», (от Луки, 2:34–35, дословный перевод с ESV).

Знак против их неверия

Когда это произошло, некоторые семьи были разрушены. Иисус пришёл не для того, чтобы приукрасить эту реальность. Там, где члены семьи не станут любить Иисуса больше, чем они любят свою семью, они будут отделены от тех, кто больше любит Иисуса. «Кто любит отца или мать более , нежели Меня, не достоин Меня», (от Матфея, 10:37). Когда наивысшая любовь к Иисусу не является общей для всей семьи, Иисус становится разделителем. Это не потому, что Иисусу не удаётся предложить Себя в качестве мира, но потому, что некоторым членам семьи не удаётся любить Его превыше всего, любить как их мир.

В таком смысле Иисус приходит для того, «чтобы настроить человека против его отца» (от Матфея, 10:35, дословный перевод с ESV). И в таком смысле «врагами человеку будут члены его собственной семьи», (от Матфея, 10:36, дословный перевод с ESV).

Эта болезненная потеря мирных взаимоотношений с отцом или с сыном описывается как часть того, что мы берём свой крест (от Матфея, 10:38) и теряем свою жизнь (от Матфея, 10:39). Это не преувеличение, потому что какой последователь Иисуса не отдаст добровольно свою жизнь, чтобы спасти своего сына или своего отца? Взять свой крест и потерять свою жизнь означает умереть для всех естественных взаимоотношений ради Христа и Его Царства. Мы умираем для них в том смысле, что мы принимаем боль разрушенных взаимоотношений ради Христа вместо того, чтобы сохранять взаимоотношения за счёт отказа от превосходства Христа.

3. Иисус может призвать нас «возненавидеть» наших отцов и «отречься» от них.

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником… Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (от Луки, 14:26–27, 33).

Здесь есть два момента. Один из них в том, что Иисус имеет в виду, говоря, что мы должны «возненавидеть» наших отцов. Другой - почему Он говорит таким образом. Все мы знаем, что Иисус призывает нас почитать наших отцов (от Матфея, 19:19). И все мы знаем, что Он заповедует нам любить нашего ближнего так, как мы любим самих себя (от Матфея, 22:39), любить наших врагов (от Матфея, 5:44), и любить друг друга (от Иоанна, 13:35). Так что есть глубокий смысл, в котором мы должны любить наших отцов, хотя мы и должны «ненавидеть» их.

Один ключ к значению, вкладываемому Иисусом в это, мы видим в Его словах о том, чтобы «возненавидеть» наши собственные жизни в 12-й главе от Иоанна:

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную», (от Иоанна, 12:24–25).

Мы должны ненавидеть наши жизни, чтобы сохранить их для вечной жизни. И сохранить их для вечной жизни - это хорошо. Несомненно, желание сохранить их для вечной жизни - это способ любить наши жизни. Так что мы должны ненавидеть их, чтобы любить их. Это не двусмысленные слова, так как Иисус добавляет фразу «в этом мире»: «Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит её в жизнь вечную».

Выглядит как ненависть

Значение этого следующее: Мы будем призваны делать выбор в этом мире, выбор, который выглядит так, словно мы ненавидим наши жизни , в том смысле, что мы очень мало заботимся благополучии наших жизней. Например, нам, возможно, придётся умереть за Христа. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», (Откровение, 2:10). Для мира это будет выглядеть как абсолютная ненависть к себе - так, словно вы выбрасываете вашу жизнь ради мифа! Иисус говорит, что это своего рода «ненависть», но это также способ сохранить наши жизни для вечной жизни, и это очень радикальная форма любви к нашим жизням.

Подобным образом, когда Иисус говорит, что мы не можем быть Его учениками, если мы не «возненавидим» наших отцов, Он, вероятно, имеет в виду нечто похожее. Это значит, что мы можем быть призваны делать вещи, выглядящие так, словно мы ненавидим наших отцов, хотя фактически мы жаждем того, чтобы они присоединились к нам в вечной жизни.

Какое поведение может выглядеть так, словно мы ненавидим наших отцов?

4. Иисус может призвать нас отказаться от чего-то настолько личного, полного любви и почтения, как посещение похорон отца.

«Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: «Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл». Иисус сказал ему: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». А другому сказал: «Следуй за Мною». Тот сказал: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Но Иисус сказал ему: «Предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Ещё другой сказал: «Я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими». Но Иисус сказал ему: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». (от Луки, 9:57-62).

Вы можете представить себе человека, который пишет вам электронное письмо: «Что ты делаешь? Ты ненавидишь своего отца? Почему бы тебе не приехать на его похороны? Почему бы тебе, по крайней мере, не попрощаться с ним? Ты ведёшь себя так, словно ты ненавидишь своего отца».

Почему Иисус говорит так? «Если вы не возненавидите вашего отца, вы не можете быть Моим учеником… Предоставьте мёртвым погребать своих мертвецов… Если вы думаете обернуться, чтобы попрощаться, вы не годитесь для Царства».

Зачем так говорить?

Я думаю, Он говорит так потому, что это обнажает наш защитный рефлекс отвергать такие Его слова. Он знал, какую реакцию вызовет слово «ненавидеть». Он знал, насколько бессердечным покажется не прийти на похороны отца. Для того, чтобы испытать нас, Он доводит всё до крайности.

Подчинимся ли мы Его радикальным притязаниям на наши жизни? Позволим ли мы подвергнуть риску все наши естественные взаимоотношения ради Царства? Сожмём ли мы зубы и примем ли мы то, что Его притязания на нас в тысячу раз сильнее любых других притязаний? Будем ли мы готовы к тому, что наши сердца будут непоняты и оклеветаны ради Него (2-е Послание к Коринфянам, 6:8; 1-е Послание Петра, 3:16)? Примем ли мы в самых крайних и сложных ситуациях мучительный, заставляющий выглядеть нас бесчувственными выбор в пользу Христа?

Возможно, вам никогда не придётся делать такой болезненный выбор. Я надеюсь, что вам не придётся. Но по всему миру сегодня христианам приходится принимать такие решения. Для них уповать на Христа и следовать за Ним не может быть добавлением к их прежней жизни. Если они последуют за Ним, почти всё, что знакомо им, будет разрушено. Их будут называть ненавистниками и разрушителями. Это может стоить им их жизней.

Подписывайтесь:

Что бы вы ни делали, не смягчайте радикальные учения Иисуса. Если они заставляют вас чувствовать себя некомфортно, позвольте им выполнить свою работу. Они предназначены для того, чтобы создавать настоящих учеников, готовых потерять всё ради того, чтобы приобрести Христа. Мир может называть это ненавистью. Они могут называть это глупостью. Это не так. Это - любовь. И это - мудрость Божья.

Автор — Джон Пайпер / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для

Джон Пайпер (@JohnPiper) основатель и учитель на сайте desiringGod.org и ректор колледжа и семинарии «Вифлеем» (Bethlehem College & Seminary). В течение 33 лет он служил в качестве пастора в Баптистской Церкви «Вифлеем» (Bethlehem Baptist Church) в городе Миннеаполис, штат Миннесота. Он является автором более 50 книг, включая книгу «Особенная Слава».

Мировоззрение церковного и нецерковного человека очень отличается в вопросах, что есть грех, а что добродетель. Но в одном они точно едины: любовь — прекрасное, Богом данное человеку чувство, замечательная способность его души. А может ли любовь быть проявлением страсти или пристрастия, своеобразной болезнью духа? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

— Владыка, как понимать слова: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). Как может Бог, имя которого Любовь, так открыто призывать к ненависти?

— На мой взгляд — это один из основных нравственных ориентиров в христианстве. Именно в этой фразе Христос расставляет приоритеты в жизни человека: как он должен относиться к себе, к ближнему и к Богу. Здесь речь идет не о ненависти в прямом смысле слова, а об отречении от земных привязанностей ради Христа, о неком жизненном выборе. Человек на первое место в своих мыслях, поступках, повседневных заботах и великих устремлениях должен ставить Бога. А все остальное распределяется вокруг Господа. Когда же в центре жизни помещается кто-то или что-то, а Бог остается на периферии, духовного совершенства достигнуть невозможно.

Поэтому человек должен возненавидеть или отвергнуть человеческую привязанность и последовать за Христом. Потому что, возлюбив всем сердцем Господа, он начинает любить и тех людей, которые являются образами Бога, Его творением. Совершенно другую картину мы видим, когда человек вроде бы и верит в Бога, любит Его, но на первое место ставит ближних, а на самом деле зачастую даже и не ближних, а самого себя.

Также в этом отрывке говорится о том, что человеку приходится каждодневно, выбирая между Христом и ближним, на самом деле выбирать между грехом и добродетелью. Об этом же фраза: Враги человеку — домашние его (Мф. 10, 36). Часто наша любовь к ближним не является в самом высоком смысле любовью, это проявление страстей самолюбия, тщеславия, гордости. Или же эти страсти проявляются в жизни наших ближних, когда они чего-то требуют от нас. Когда наши ближние просят о помощи, конечно же, нужно послушать их и помочь. А вот когда выполнение их просьбы — грех, нужно бескомпромиссно поступить по заповеди, следуя за Христом.

— В светской литературе нередко можно встретить рассуждения о святой материнской любви, которая способна на великие чудеса. Скажите, любовь матери свята априори или в ней может быть нечто несовершенное?

— В каком-то смысле материнская любовь действительно свята. Она, наверное, самая преданная, бескорыстная, жертвенная. Женщина ради детей, как правило, готова на любой подвиг, на саму смерть, забывая о себе.

Но, с другой стороны, и в любви матери к своим детям может прослеживаться эгоизм, гордость, тщеславие. Как любое чувство, если оно не основано на любви к Богу, материнская любовь может быстро обратиться в страсть. Порой мы видим, что именно из-за беззаветной любви матери сын или дочь вырастают настоящим чудовищем. Потому что любовь матери все и вся покрывала, даже грех.

Есть прекрасные примеры по-настоящему жертвенной любви, например жизнь мучеников Иулиты и Кирика. Женщина, имея единственного сына, выбрала смерть и себе, и своему ребенку, но не отреклась от Христа. А для матери это самое страшное. Ведь когда страдаешь ты — это одно, но когда видишь страдания любимых людей, это намного тяжелее. И ее выбор — это не бесчувствие, не холодность, а поступок настоящего верующего человека. Ведь все мы умрем. Вопрос — как: сохраним ли достоинство, с чем будем уходить? Это очень важно.

— Заповедь о любви к родителям мы также находим на страницах Священного Писания. Но в то же время наступает в жизни человека момент, когда он должен, образно говоря, улететь из родного гнезда. Это всегда болезненно и для детей, и для родителей. Как христианин должен относиться к этому?

— В Священном Писании сказано: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12). Это общечеловеческий принцип жизни. Но также мы встречаем и другую фразу: Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Мф. 19, 5). Достигнув определенного возраста, человек оставляет дом своих родителей, их семью и начинает создавать свою. Это болезненно. Но тот родитель, который правильно все понимает и имеет любовь к своему ребенку, а не страсть, немного потерпев, отпускает его и со временем получает плоды. Видя внуков, заботы своих детей о себе. Очень важно дать детям сделать тот выбор, который когда-то сделал и ты. А если у тебя этот выбор был ошибочен, помоги не ошибиться своим любимым.

— Как любовь отличается от страсти?

— Критерий один — если наши поступки, наши добродетели соответствуют учению Христа, Священному Писанию. Порой приходит к священнику молодая пара и говорит, что у них любовь. А оказывается, что это просто влюбленность, а то и страсть.

Почитайте описание любви в 13 главе первого послания апостола Павла к Коринфянам, у святых отцов. Везде мы видим, что любовь — это самопожертвование, способное не искать своего, терпеть, верить.

А в жизни зачастую бывает так, что мы думаем, будто это любовь, но когда не встречаем ответного чувства, наша любовь очень быстро превращается в ненависть. Часто мы считаем, что любовь — это когда нас должны любить. А в Евангелии нигде не сказано, что нас будут любить. Любовь — это та добродетель, которую мы должны рождать в своем сердце и применять ее к окружающим нас людям.

— Получается, христианин должен создавать семью с холодным сердцем и благочестивыми намерениями?

— Конечно, нет. Если создается семья, между людьми должны быть и влюбленность, и взаимное тяготение, и сфера общих интересов. Люди должны быть похожи, заинтересованы друг в друге.

Другое дело, что нужно прекрасно понимать, и об этом свидетельствует опыт всех семей: до конца ты никогда не знаешь, что будет. Хорошо ты можешь узнать человека, съев с ним, как говорится, пуд соли.

Влюбленность — это не плохо. Плохо, когда на ней останавливаются и делают из нее идола. Нужно понимать, что любовь не сама появляется. Это добродетель, которую нужно стяжать через труд в терпении, в работе над собой, во взаимном уважении и взаимном смирении друг перед другом.

— Один из самых близких людей в жизни христианина — это духовник. Ему доверяют такие сокровенные тайны, о которых не рассказывают порой самым близким родственникам. Естественно, что такое доверие рождает сердечное расположение. Где грань, отделяющая уважение, любовь к духовнику от болезненного пристрастия?

— Сложно сказать. Когда мы говорим о людях, то до конца не сможем отделить Божественную любовь от любви человеческой. Но критерий все тот же — мы что-то делаем Христа ради или себя ради? Надо человеку подумать и ответить себе на вопрос: что он ищет от духовника? У него настоящая любовь к этому человеку или это любовь к себе: дайте мне, выслушайте меня, утешьте меня. Когда человек пытается поставить на служение собственного эгоизма труд и подвиг священника.

Настоящая любовь чада к своему духовнику проявляется в послушании, в исполнении Христовых заповедей, в попытке подражать священнику в его добродетелях, в умении прощать батюшку, не заметить его человеческие немощи.

Женщине сложнее, она существо сердечное, и потому ей естественно сердцем прилепляться к мужу, к духовнику, к детям. Но нужно прекрасно понимать это и голову не терять. Важно испытывать свою совесть, трезвиться. Ведь в большинстве случаев, когда мы совершаем тот или иной поступок, понимаем, совершаем грех или нет. Нам подсказывает это совесть.

Духовник тоже должен видеть, что движет его духовными чадами: страсть, человеческая привязанность или же действительно любовь ко Христу. Многоопытный духовник видит это и где-то приголубит, пожалеет, а где-то и жезлом, как говорится, вразумит. Это естественно, а разве не так же воспитывают детей?

— А ведь есть люди, которые по природе своей очень холодны. Им в принципе легко кого угодно отвергнуть и забыть…

— Знаете, я очень разных людей в жизни встречал: и горячих, любвеобильных, и холодных, и эгоистов. Тут, я думаю, очень важно смотреть, как человек относится к себе. Посмотреть, что движет человеком: добродетель, желание Христа ради что-то сделать или самолюбие? Если он требователен по отношению к людям, но при этом очень суров к себе, живет в подвиге, тогда это можно понять и понести. Но в большинстве случаев оказывается, что по отношению к другим людям человек требователен, а по отношению к себе не очень.

Важно читать святых отцов, ведь перед нами открывается удивительный мир, в котором можно найти массу примеров, как святые отцы поступали в той или иной ситуации. Например, спрашивают у Пимена Великого: «Надо ли будить уснувшего на службе брата?» Он отвечает: «Я бы положил голову брата на колени и упокоил его». А ведь по аналогии можно решить массу ситуаций. Например, надо ли нападать на девочку, пришедшую в храм в брюках, или лучше упокоить ее, поделившись своими знаниями, своей любовью? Можно, увидев хулигана, накричать на него. А вот старец Паисий говорит: «Если ты видишь сироту, прежде чем наказать или научить его, сначала обогрей. Потому что он, как ежик, должен сначала спрятать иголочки».

— А любовь к Богу всегда совершенна или также может носить какой-то искаженный характер?

— Когда человек сознательно приходит в храм, начинает пытаться жить церковной жизнью, то он должен постоянно задавать себе вопрос: «Кого я ищу?» В Православии, несмотря на обилие самых разнообразных форм церковной жизни, главное, кого должен искать человек, это Христос. Потому нужно спрашивать себя: «Куда я иду? Что в этой ситуации для меня важно: красивое кадило, возвышенная богословская мысль, уставная особенность или Христос?» По уставной особенности нужно поднять спящего брата, а вот Пимен Великий готов его упокоить…

— Владыка, а есть ли «лекарство» от пристрастного отношения к кому-либо?

— Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Лучше ошибиться в любви, чем в ненависти». Когда ты веришь Богу, когда ты Христа ради пытаешься что-то делать, конечно, бывает, и ошибаешься, и падаешь, но жив Господь, и Он ведет, направляет. Часто мы даже сами этого не замечаем, но однажды посвятив себя этому деланию, мы бываем исправляемы Господом. Он нас останавливает, посылает болезнь, смиряющие обстоятельства, которые не дают нам, слава Богу, быть побежденными той или иной страстью, в том числе и пристрастием.

Беседовала Марина Шмелева

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником

Поскольку из ходящих за Иисусом многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли о сем, как бы изображает и живописует его, утверждая, что он должен ненавидеть не только близких ему совне, но и душу свою. Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания. И как учит? Самым лучшим учением, то есть собственными делами. Ибо Он повиновался Иосифу (Лк. 2:51) , несмотря на то, что сей не был отцом Его в собственном смысле, но мнимым. И о Матери Своей Он всегда имел большое попечение, так что и вися на кресте, Он не забыл Ее, но поручил возлюбленному ученику Своему (Ин. 19:26–27) . Как же Он, одному уча на деле иное будет внушать на словах? Нет, как я сказал. Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле. Утверждаемое нами видно и из того, что заповедуется ненавидеть душу свою. Ибо этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение. А что Господь сему научает, а не самоубийству, это Сам же Он показывает, во-первых, тем, что, когда диавол, искушая Его, предлагал Ему броситься вниз с кровли церковной, Он отверг искушение (Мф. 4:5–7) , и, во-вторых, тем, что Он не предавал Себя иудеям (каждый раз), но удалялся и, проходя посреди их, укрывался от убийц (Лк. 4:30) . Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он, однако ж, с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, - тот не может быть учеником Христовым.

Лопухин А.П.

Ст. 25–27 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником

За Господом шло много народа, и все эти люди представлялись как будто бы Его учениками для постороннего наблюдателя. Теперь Господь хочет, так сказать, сделать отбор тех лиц, которые действительно стоят в отношении к Нему на положении учеников. Он указывает далее в самых резких чертах обязанности, которые лежат на истинных Его последователях (подобное изречение есть и у евангелиста Матфея, но в более смягченной форме, - Мф. 10:37–39).

«Если кто приходит ко Мне» . Многие шли ко Христу, но привлекаемы были к этому только Его чудесами и притом не делали ничего для того, чтобы стать истинными учениками Христа, они только сопровождали Его.

«И не возненавидит…» Ненавидеть - значит не «менее любить» (ср. Мф. 6:24), а питать действительно чувство ненависти, противоположное чувству любви. Отец, мать и прочие представляются здесь препятствиями к общению со Христом (ср. Лк. 12:53), так что, любя одного, необходимо ненавидеть других (ср. Лк. 16:13).

«Жизнь» (стих 26) берется здесь в собственном смысле этого слова как «существование» - понятно, поскольку оно является препятствием для любви ко Христу («Томлю томящего меня!» - говорил прп. Серафим Саровский о своих аскетических подвигах, которыми он хотел ослабить свое тело).

«Моим учеником» . Сила мысли здесь на слове «Моим», которое потому и поставлено ранее существительного, которое им определяется.

В книге собраны ответы пастора М.В.Вовка на 100 вопросов читателей «Международной христианской газеты», опубликованные в 2002-2008 гг. Обстоятельные и аргументированные ответы не преследуют интересов какой-либо отдельной конфессии или деноминации, но основаны на Слове Божием. Можно ли обращаться к гадалкам, астрологам и чародеям-целителям? Любое ли самоубийство является грехом? Будут ли в раю люди узнавать друг друга? Почему нельзя играть в карты? Можно ли христианину обращаться в суд за защитой своих прав? Какое служение можно доверить женщине? Как относиться к отдыху на пляже и загару? Почему нельзя «жить вместе» до брака? На эти и десятки других вопросов вы найдёте ответы в этой интересной книге!

Как понимать выражение: «…Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери…»?


Я являюсь подписчиком вашей газеты вот уже третий год. Благодарю Господа за то, что Он даёт Своим детям мудрость. «Международная христианская газета» очень назидательна и поучительна. Чувствуется Божие присутствие, когда её читаешь. Само собой разумеется, газета не заменит Библию, но через неё Бог также открывает нам многое непонятное. Так вот, у меня возник вопрос. В Евангелии от Луки написано «…Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником…» (14:26). Как понимать это – «не возненавидит»? Я верю, что Библия правдива и в ней нет никаких разногласий. Ведь Сам Иисус Христос является Любовью, а тут Он говорит – «не возненавидит». Как же это понимать? Объясните, пожалуйста.

Петр Риде

Благодарим вас за письмо и теплые слова в адрес нашей газеты. Вы правильно понимаете то, что Иисус Христос – это Любовь. Об этом свидетельствует все Священное Писание. Сам Христос говорит о принципе жизни человека в Своей Нагорной проповеди: «А Я говорю вам: любите врагов ваших…» (Матф. 5:44). Христос всегда учил с уважением относиться к своим родным и друзьям. Вот Его слова: «…Почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 19:19). Можно привести немало подобных высказываний Иисуса и Его последователей – апостолов.

Но как же понимать выражение «возненавидеть отца и мать»? Как мы, живущие в начале XXI века, понимаем эти слова? Возненавидеть – значит питать чувство вражды к человеку. Такое наше понимание. Однако восточные языки чрезвычайно образны и, вместе с тем, понятны и доступны простому человеку. Говоря, что мы должны возненавидеть наших ближних, Иисус имеет в виду, что любовь, которую мы должны питать к Нему, несравнима ни с какой другой земной любовью. Поэтому слово «возненавидеть» означает питать меньшую любовь ко всему, чем к Иисусу.

Еще один интересный момент. Кому и почему Иисус Христос сказал эти слова? В предыдущем стихе читаем: «С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им…» (Луки 14:25). Итак, Христос обратился к толпе, которая следовала за Ним. Эти люди вроде бы были последователями Иисуса. Но разные люди шли за Ним и по разным причинам: одних привлекали чудеса, других – возможность поесть вдоволь рыбы и хлеба, иные же просто были зеваками. Но многие, шедшие за Ним, ничего не делали со своей стороны для того, чтобы стать Его истинными последователями. И вот Спаситель хочет побудить людей к действию, которое выражается в том, чтобы устранить преграды, разделявшие их с Богом. Эти преграды уменьшали человеческую любовь к Богу и не позволяли людям полностью довериться Ему. Этими преградами для нас могут быть и наши родственники, и друзья, и любимые занятия… И тому, кто будет прилагать усилия со своей стороны, чтобы устранить эти преграды, Господь обещает Свою помощь.

Вот одно из обетований для всех: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф. 6:33).

От Луки святое благовествование. Глава 14, стихи 25-35.

25 С Ним шло множество народа; и Он обратившись сказал им:

«Обратившись» здесь означает повернувшись лицом к людям, «открыв лице». Это то же самое, как в Ветхом Завете Бог в наказание за грехи людей сначала «скрыл» от них Свое лице, а потом, в самом конце времен вновь его «открыл» людям. Это образные выражения. Выражение «Бог скрыл лице» - значит люди по своей греховности стали понимать закон Божий прямо по тексту, буквально. В результате убивали людей камнями, приносили кровавые жертвы и творили прочие беззакония. Это «грех Египта» в Ветхом Завете, и «грех по неведению» в послании Апостола Павла к Евреям. А выражение «Бог открыл лице» - это значит, что люди вновь стали образно толковать закон Божий, так как и учил Христос. То есть в 25 стихе речь о том, что Христос открывает свое лице людям и посредством образного толкования люди начинают понимать, что же им говорит Святой Дух.

26 Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

Речь здесь не о родственниках, а об учениях и церквях. «Отец» и «мать» - это учение и церковь, которые воспитали каждое конкретное учение, которое хочет идти за Христом к Богу. Это может быть не только христианское учение, но и мусульманское или иудейское. «Братья» - это в первую очередь христианские конфессии, которые существуют на тот момент времени. «Сестры» - церкви этих конфессий. Ну и т.д.

Суть в том, что если настал момент второго пришествия Христа и людям как бы «неожиданно» открылось образное толкование Библии, то необходимо забыть все, чему учили людей ранее. Все это «негодные к употреблению смоквы» из письма Иеремии к пленникам Вавилона. В том числе «негодными» являются учения различных «святых отцов» и лжепророков, которые не основаны на словах Святого Духа, которые понятны только при образном толковании закона Божиего. Именно это и называл Христос в Новом Завете «старое вино», «старые мехи», «предания старцев». Все это должно быть похоронено навсегда, но не живыми (толкующими закон образно), а такими же «мертвецами», которые слушают «святых отцов» и т.п.

Тот, кто хочет быть учеником Христа – тот должен отречься от устаревших учений.

27 И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником;

«Нести крест» - это здесь означает то, что человек отрекается от устаревших учений и начинает следовать указаниям Святого Духа из Нового Завета и Ветхого Завета (посредством образного толкования). Но тем самым этот человек сам себя обвиняет, что вся его прежняя жизнь была греховной, в «грехе по неведению». Это и есть крест. Человек сам себя распинает на позорном кресте и тем образно уподобляется своему Учителю.

28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

29 Дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

30 Говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

Прежде всего это обращение ко всем религиям, вышедшим из Ветхого Завета. Христос говорит всем нам, вот вы считаете себя верующими. Если вы сейчас не отрекаетесь от устаревших учений и не следуете за Святым Духом, то какие вы верующие? Все же это было прописано в Ветхом Завете с самого начала. Вы не могли это прочитать, но раз вам теперь все сказали, то выполняйте волю Бога.

31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

Почему у одного царя в два раза больше войско? Потому что первый царь – это царь людей, понимающих закон Божий прямо по тексту. Но закон Божий гораздо глубже. Его надо образно толковать. Тогда и войска становится в два раза больше - прямой текст и истолкованный.

32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство – просить о мире.

33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

То есть кто не отринет старых учений действующих церквей, тот не может быть учеником Христа.

34 Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

Соль – это христианская закалка, доставшаяся от действующих церквей. Но если она уже потеряла силу, то ее надо выбрасывать. Сам Христос призывает нас к этому.

35 Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

«Кто имеет уши слышать» - это означает: кто умеет образно толковать закон Божий, тот толкуй его, понимай слова Святого Духа и исполняй их.