Формы убежища в международном праве. Право убежища в международном гуманитарном праве

В международном праве закреплено право убежища.

В соответствии со ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООП. Следовательно, право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам, является одним из важных суверенных прав государства.

Различают территориальное и дипломатическое убежище.

Территориальное убежище - это предоставление убежища преследуемому лицу на территории иностранного государства.

В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. В соответствии с этой Декларацией убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, п отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.

Дипломатическое убежище - это убежище на территории посольства, консульства, на борту военных кораблей и воздушных судов, па территории военных баз и лагерей.

Законодательства некоторых стран, а также ряд двусторонних договоров не признают дипломатического убежища. Отношение всех стран мира к дипломатическому убежищу условно можно разделить на три группы:

  • а) государства, которые не признают и не практикуют его (большинство стран мира);
  • б) государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют (Франция, США, Англия);
  • в) государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают его предоставление на своей территории (многие латиноамериканские страны на основании Гаванской конвенции о дипломатическом убежище 1928 г.).

При этом следует иметь в виду, что помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства (п. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях).

Современное международное право не содержит общепризнанной нормы о предоставлении убежища на военных кораблях и самолетах. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации, командиру военного корабля запрещается предоставлять на корабле убежище иностранным гражданам без разрешения на то командования и посла Российской Федерации. В случае поступления такой просьбы от иностранного гражданина командир военного корабля должен доложить об этом командованию и послу Российской Федерации и действовать по их указанию.

Предоставление политического убежища на территории военных баз и военных лагерей является противоправным.

В международном праве растет число договорных, обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся, в частности, липа, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы). Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период времени, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо.

Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получившее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище.

Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего убежище.

Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.

В соответствии со ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяется Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746.

В соответствии с данным Положением политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласия детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу России.

Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

  • - лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • - лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
  • - лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
  • - лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
  • - лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации "О беженцах";
  • - лицо представило заведомо ложные сведения;
  • - лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в следующих случаях:

  • - возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;
  • - выезда на жительство в третью страну;
  • - добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;
  • - приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией но вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы России на основании заключений Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении пего имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда. Лишение политического убежища производится Указом Президента РФ.

Предметным доказательством заявленной приверженности России добросовестному выполнению своих международных обязательств (и, в частности, в области прав человека) является вступление в силу в 2007 г. Федеральных законов от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и от 30 декабря 2012 г. № 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон ""О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"". По факту принятых законов была осуществлена рационализация внутригосударственного законодательства в части снятия искусственных препятствий на пути легализации иностранных граждан на территории России. В режиме общепризнанных мировых стандартов регистрационный учет стал осуществляться в уведомительном, а не разрешительном порядке, причем как по месту временного проживания, так и по месту работы.

В МГП нет обязательного для государств, специаль­ного международно-правового акта, закрепляющего пра­вила предоставления убежища и пользования им. В Международном пакте о гражданских и политичес­ких правах (1966 г.) также нет упоминания об ука­занном институте. В науке международного права су­ществует два подхода в определении понятия «убежи­ща». Одни ученые понимают этот институт как право государства предоставить убежище, другие - как пра­во лица получить убежище. Существует и другое, весьма обоснованное определение понятия института убежи­ща, объединяющее обе точки зрения. Так, A.M. Бойцехович и Г.И. Тункин определяют институт убежища как неразрывное единство права государства предоста­вить политическое убежище в осуществление своих су­веренных прав и права человека искать убежище в дру­гих странах. Однако Всеобщая декларация прав челове­ка (1948 г.), являющаяся рекомендательным актом, содержит общее указание, что «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других стра­нах и пользоваться этим убежищем» (ст. 14). Подобный подход проявляется и в Декларации о территориаль­ном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации. В названной Декларации о тер­риториальном убежище (1967 г.) основанием для об­ращения лица и предоставлении ему убежища счита­ется преследование за деятельность политического или подобного характера. Однако в соответствии с Декла­рацией государствам предоставляется право устанав­ливать основания для предоставления убежища само­стоятельно. Убежище, которое предоставляется государ­ствами в соответствии с нормами Декларации 1967 г., называется «политическим убежищем», или «террито­риальным убежищем». Оно предоставляется государ­ством в силу своего суверенитета. Лицу, ищущему убе­жище, не может быть отказано в разрешении перехода границы оно не может быть выслано в страну, где воз­можна угроза преследования. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения. Декларация 1967 г. перечисляет и случаи недопустимости предоставления убежища. К таковым относится преследование лица за совершение неполитического преступления или при совершении де­яния, противоречащего целям и принципам ООН. Это значит, что убежище не предоставляется лицу, совершив­шему действия, направленные на подрыв международно­го мира и безопасности, или совершившему деяния, нарушающие 10 основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации прин­ципов (1970 г.) и Заключительном акте СБСЕ (1975 г.). Данный вид убежища (территориальный) признается мно­гими государствами мира и находит развитие в нацио­нальном законодательстве.

Понятие территориального (политического) убежи­ща строится на основе использования лицом террито­рии государства в соответствии с его законодательством. В противовес территориальному убежищу на региональ­ном уровне существует институт дипломатического убе­жища в соответствии с Конвенцией об убежище 1928 г., принятой на конференции американских государств. Под ним понимается предоставление лицу, преследуе­мому по политическим основаниям, укрытия в поме­щениях дипломатических представительств, консульс­ких учреждений, на борту военного корабля или воен­но-воздушного судна, на территории военных баз и лагерей. Практика ведущих западных стран развива­ется в направлении все более широкого применения этого института. В настоящее время универсальных согла­шений о дипломатическом убежище не существует. Мно­гие государства мира исходят из необходимости предо­ставления не дипломатического убежища, а диплома­тического укрытия, мотивируя это тем, что необходимо сохранить жизнь и здоровье лица, нуждающегося в за­щите. При этом они мотивируют свое решение внут­ригосударственным актом (США). Некоторые государ­ства, не признавая дипломатическое убежище, однако, считают необходимым его применение в тех странах Латинской Америки, где указанный вид убежища предоставляется (Бельгия, Франция). Институт дип­ломатического убежища имеет место лишь в государ­ствах Латинской Америки и неизвестен общему меж­дународному праву. Следует отметить, что он

противоречит ч. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатичес­ких сношениях от 18 апреля 1961 г. и ч. 2 ст. 55 Вен­ской конвенции о консульских сношениях (1963 г.), согласно которым помещения представительств не дол­жны использоваться в целях, не совместимых с их фун­кциями.

Понятие вооруженных конфликтов и его виды. Начало вооруженного конфликта. Театр войны и театр военных действий

МГП признает три категории вооруженных конфлик­тов: межгосударственные вооруженные конфликты, уча­стниками которых являются два суверенных государ­ства имеждународные вооруженные конфликты, учас­тниками которых являются более двух суверенных государств или в котором принимают участие государ­ства, объединенные в различные военно-политические союзы. Критерием деления данных видов вооруженных конфликтов является количество участвующих в нем суверенных государств. Третий вид вооруженных конф­ликтов -немеждународные вооруженные конфликты (внутренние вооруженные конфликты, гражданские и национально-освободительные войны), происходящие в пределах одного государства. Основой выделения данно­го вида вооруженных конфликтов является государствен­ная граница.

Начатые государством военные действия означают начало состояния войны для участвующих в конфликте государств и обусловливаются необходимостью соблю­дения норм международного права. Гаагская конвен­ция об открытии военных действий 1907 г. предусмат­ривает, что начало войны предполагает:

а) предварительное и недвусмысленное предупрежде­ние о начале войны;

б) объявление ультиматума, не выполнение которого приведет к началу войны.

Под театром войны понимается пространственная сфе­ра, в пределах которой происходит вооруженный конф­ликт, т.е. сухопутная, воздушная и морская территории воюющих государств. Не могут быть театром войны тер­ритории нейтральных государств, демилитаризованные территории (Антарктика, космическое пространство, не­бесные тела, международные каналы). Под театром во­енных действий понимается территория, на которой фак­тически происходят боевые действия между воюющими сторонами.

Под правом политического убежища понимается право каждого человека, преследуемого в своем государстве по политическим мотивам, искать защиты от таких преследований на территории иностранного государства .

Данное право, характеризующее правовое положение личности, является объектом регулирования как национального, так и международного законодательства. Это связано с тем, что реализация права на убежище всегда затрагивает интересы, как минимум, двух государств: государства гражданства преследуемого лица и государства, на территории которого оно пытается укрыться. Международно-правовые аспекты права политического убежища регулируются источниками "мягкого" права: Всеобщей декларацией прав человека 1948 года и Декларацией о территориальном убежище от 14 декабря 1967 года (принята Генеральной Ассамблеей ООН). Это означает, что в международном праве нет сколько-нибудь строгих императивных норм, обязывающих государства действовать при предоставлении убежища тем или иным образом

В соответствии со статьей 14 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Однако это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.

Характеризуя практику предоставления политического убежища различными государствами, можно выделить ряд общепризнанных принципов , в соответствии с которыми реализуется данный институт:

1)предоставление убежища является суверенным правом, а не обязанностью каждого государства;

2)предоставление убежища возможно только по ходатайству самого преследуемого лица и только в тех случаях, когда оно в своем государстве;

3)убежище предоставляется исключительно лицам, преследуемым в своих государствах по политическим мотивам;

4)противоправным является предоставление убежища лицам, совершившим международные или общеуголовные преступления;

5)государство, предоставившее убежище, принимает тем самым на себя определенные юридические обязательства перед преследуемым лицом.

Говоря о праве политического убежища, нельзя рассматривать его в качестве субъективного права того или иного индивида. Последний может лишь искать защиты, но не требовать ее обязательного предоставления. В противном случае этому праву должна была бы корреспондировать соответствующая обязанность каждого иностранного государства. Однако такой нормы (об обязанности предоставить убежище) нет в законодательстве ни одной страны. Предоставление убежища - это суверенное право государства , которым оно пользуется исключительно по своему усмотрению. В каждом конкретном случае вопрос решается согласно внутригосударственной процедуре, а окончательное решение всегда носит не столько юридический, сколько политический характер. Таким образом - право политического убежища - это не столько субъективное право индивида, сколько суверенное право государства.


Из данного принципа вытекает еще одно важное практическое следствие. Предоставление убежища не может рассматриваться государством гражданства данного лица как вмешательство в его внутренние дела, незаконное воспрепятствование осуществлению его юрисдикции или как иное нарушение международного права. Даже если государство считает, что у него есть все законные основания преследовать данное лицо (например, оно обвиняется в совершении общеуголовного преступления), такое государство обязано уважать право другой страны, предоставившей лицу возможность укрыться на своей территории.

Политическое убежище во всех случаях предоставляется по просьбе самого преследуемого лица. Если лицо фактически укрылось на территории иностранного государства, но при этом не обращалось с соответствующим заявлением в его компетентные органы, государство пребывания не вправе оказывать такому лицу какое-либо покровительство. Вместе с тем, в отдельных случаях намерение получить убежище может следовать из определенных действий преследуемого лица.

Как правило, государства отказывают в предоставлении политического убежища лицам, которые преследуются по политическим мотивам в государствах, иных, чем государства их гражданства или постоянного места жительства. В подобных случаях международная практика исходит из того, что преследуемое лицо должно сначала просить дипломатической помощи или искать защиты на территории своего государства. Само право убежища возникает лишь тогда, когда преследование лица осуществляется в его родной стране, и у него просто нет другого выхода, кроме обращения к другим субъектам мирового сообщества.

Другим обязательным условием предоставления политического убежища является преследование лица по политическим, а не каким-то иным мотивам. Современная международно-правовая доктрина исходит из максимально широкой трактовки политических мотивов. Так, считается, что лицо подвергается преследованию по политическим мотивам, если его права нарушаются в связи с политической деятельностью, убеждениями, взглядами, цветом кожи, национальной, этнической, партийной или религиозной принадлежностью, языком, социальным происхождением и т.д . На практике это дает основание просить политического убежища достаточно широкому кругу лиц.

С другой стороны, одних политических мотивов преследования недостаточно для предоставления преследуемому лицу убежища. Само преследование должно иметь характер серьезных нарушений или ограничений жизненно важных прав и свобод: права на жизнь, на личную неприкосновенность, свободы совести и др. Отдельные незначительные нарушения правового статуса личности не могут считаться достаточным основанием для предоставления убежища. Исходя из уже рассмотренного принципа, основанного на суверенном праве государства, каждая страна самостоятельно решает вопрос о том, преследуется ли обратившееся за защитой лицо по политическим мотивам и насколько серьезны масштабы соответствующих нарушений его прав.

С данным принципом тесно связан запрет на предоставление политического убежища лицам, совершившим международные или общеуголовные преступления. В большинстве случаев государства заключают международные соглашения, в которых предусматривают обязанность государства пребывания либо выдать преступника, либо осуществить в отношении него уголовное преследование. Соответствующие положения включаются как в двусторонние договоры о правовой помощи, так и в универсальные конвенции о борьбе с отдельными видами преступлений. Например, не могут считаться носящими политический характер преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, пиратство, угон воздушного судна и т.д.

На практике вопрос о квалификации противоправного деяния в качестве политического может представлять определенные трудности. Как правило, ни одно государство не соглашается с тем, что преследует своего гражданина по политическим мотивам и считает, что совершенное им деяние имеет общеуголовный характер. Особенно это касается так называемых "относительно политических " преступлений, которые представляют собой общеуголовные действия (убийства, уничтожение имущества, посягательства на нормальную деятельность государственной власти), совершаемые по политическим мотивам (см. п. 5 главы 18). В самом общем виде данная проблема решается следующим образом. Во-первых, каждое государство, решая вопрос о предоставлении лицу политического убежища, вправе самостоятельно квалифицировать его действия, в том числе в качестве политического правонарушения. Это означает, что предоставляющее убежище государство не связано оценкой соответствующего деяния, данной государством гражданства лица. Точно так же государство вправе не принимать во внимание национальное право другой страны, в рамках которого совершенное лицом деяние может расцениваться как общеуголовное. Например, в 2003 году Великобритания предоставила политическое убежище гражданину Российской Федерации А. Закаеву, который обвинялся Россией в организации и совершении террористических актов. Во-вторых, целый ряд международных соглашений возлагают на государства обязанность не считать политическими определенные виды правонарушений. К их числу, в частности, относятся все международные преступления и преступления международного характера.

Наконец, одним из принципов предоставления политического убежища является принятие соответствующим государством определенных обязательств перед преследуемым лицом . Основным из них является обязательство не выдавать его государству гражданства. Предоставляя убежище, каждая страна устанавливает свою юрисдикцию в отношении данного лица, вступает с ним в определенную политико-правовую связь. Оно не должно позволять другим государствам, включая государство гражданства, осуществлять в отношении такого лица свою юрисдикцию. Предоставление убежища автоматически означает, что лицо вправе рассчитывать на покровительство приютившего его государства. Указанная связь сходна с институтом гражданства, который характеризуется наличием взаимных прав и обязанностей как у государства, так и у индивида. Последний, в свою очередь, должен воздерживаться от любых действий, противоречащих международному праву, например - от разжигания межгосударственной неприязни, пропаганды войны, клеветы в адрес государства своего гражданства и т.д. Считается, что предоставившее убежище государство вправе оказывать преследуемому лицу так называемую "псевдодипломатическую помощь", то есть защищать его интересы за рубежом.

Предоставление политического убежища, по сути, представляет собой "изъятие" лица из-под юрисдикции государства его гражданства, ограничение его суверенитета. Ясно, что подобная практика не способствует улучшению межгосударственных отношений. В истории были случаи, когда институт политического убежища использовался как инструмент "холодной" войны, идеологического противостояния. С другой стороны, необходимость в соответствующем международно-правовом институте диктуется принципом всеобщего уважения прав и свобод человека. Особенно это касается случаев геноцида, апартеида, расовой или религиозной дискриминации. Когда такие действия являются частью масштабной государственной политики, право политического убежища - это единственная возможность защитить интересы личности.

Международная практика в области предоставления убежища достаточно противоречива. Так, в одних государствах убежище предоставляется любому лицу, получившему статус беженца. При этом причины, вынудившие его покинуть страну гражданства, могут быть различными: политические репрессии, притеснения, гражданская война, голод и др. В некоторых случаях основанием для предоставления политического убежища является сам факт гражданской принадлежности лица государству с тоталитарным режимом. Известно, например, что США предоставляли убежищу всем оказавшимся на их территории гражданам Кубы, априори считая их жертвами нарушения прав человека. Похожей практики придерживается Южная Корея в отношении граждан КНДР. Однако в большинстве государств все-таки принято различать статус таких категорий лиц, как беженцы, вынужденные переселенцы, перемещенные лица и лица, получившие убежище.

На практике право политического убежища реализуется в двух формах: в форме территориального убежища и в форме дипломатического убежища. Территориальное убежище предполагает возможность укрыться от преследования по политическим мотивам на территории иностранного государства, а дипломатическое - в помещении его посольства, консульства, в их транспортных средствах или на военных судах. Предоставление дипломатического убежища признается правомерным в некоторых государствах Латинской Америки. Однако в большинстве государств эта форма убежища не практикуется, так как противоречит положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Конвенция, в частности, запрещает использовать дипломатические привилегии и иммунитеты в целях, несовместимых с функциями дипломатического представительства.

Как уже отмечалось, в каждом государстве предоставление политического убежища регулируется его внутренним правом. В Республике Казахстан действует Указ Президента "О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан" от 15 июля 1996 года. Этим указом утверждено одноименное Положение, регулирующее данный институт в республике.

Согласно Положению, политическое убежище в Республике Казахстан предоставляется иностранным гражданам, лицам без гражданства и членам их семей, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране гражданства или проживания за общественно-политическую деятельность, расовую или национальную принадлежность, за религиозные убеждения, а также в случаях нарушения прав человека, предусмотренных нормами международного права. Решение о предоставлении политического убежища или об отказе в предоставлении политического убежища принимается Президентом Республики Казахстан.

Политическое убежище в Республике Казахстан не предоставляется, если лицо:

1)преследуется за действия (или бездействие), признаваемые законодательством Республики Казахстан преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

2)привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда на территории Республики Казахстан;

3)проживало в третьей стране, где ему не грозило преследование;

4)предоставило заведомо ложные сведения;

5)имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, находящееся на территории Республики Казахстан и желающее получить политическое убежище, должно лично обратиться в компетентный орган (Агентство по миграции и демографии) или его территориальное подразделение с письменным ходатайством на имя Президента Республики Казахстан. Лицо, находящееся за пределами Республики Казахстан, подает такое ходатайство через дипломатическое представительство или консульское учреждение Республики Казахстан. При этом не требуется письменного согласия детей, не достигших 14-летнего возраста, на предоставленное им политического убежища. Ходатайствующий до решения вопроса о предоставлении политического убежища не реже двух раз в месяц отмечается в Агентстве по миграции и демографии или его территориальном подразделении, либо в дипломатическом представительстве (консульском учреждении) Республики Казахстан, по месту своего проживания.

В ходатайстве на имя Президента о предоставлении политического убежища в Республике Казахстан должны быть изложены основания предоставления убежища. К ходатайству прилагаются автобиография, фотографии, справка о состоянии здоровья, в том числе об исследовании на вирус иммунодефицита, а также другие документы, имеющие отношение к данному вопросу. Компетентный государственный орган запрашивает заключение Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан о целесообразности предоставления обратившемуся лицу политического убежища в Республике Казахстан. Оформленные материалы вместе с мотивированным заключением о возможности трудового, жилищного и иного обустройства направляются в Отдел гражданства Администрации Президента.

Срок рассмотрения материалов по ходатайству о предоставлении политического убежища не должен превышать трех месяцев со дня регистрации заявления.

Предоставление политического убежища производится Указом Президента Республики Казахстан. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Республике Казахстан, и членам его семьи, достигшим 16-летнего возраста, выдается свидетельство установленного образца. Кроме того, таким лицам немедленно оформляется вид на жительство. По общему правилу, лицо и члены его семьи, которым предоставлено политическое убежище, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, предусмотренные Конституцией Республики Казахстан и законодательством о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Казахстан.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище в Республике Казахстан, утрачивает право на политическое убежище в случае:

1)добровольного отказа от политического убежища в Республике Казахстан;

2)приобретения гражданства Республики Казахстан или гражданства другой страны;

3)добровольного возврата в страну своей гражданской принадлежности или выезда на постоянное жительство в третью страну;

4)утраты оснований, установленных Положением.

Кроме того, лицо может быть лишено политического убежища Президентом Республики Казахстан в случаях занятия деятельностью, противоречащей интересам национальной безопасности республики, целям и принципам ООН, либо если лицо совершило умышленное преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор.

Контрольные вопросы.

1.Что понимается под населением в международном праве?

3.Назовите основные способы приобретения гражданства.

4.Охарактеризуйте правовое положение бипатридов и апатридов.

5.Какие Вы знаете режимы иностранцев?

6.Какими актами регулируется статус беженцев?

7.Расскажите о статусе вынужденных переселенцев и трудящихся-мигрантов.

8.Что представляет собой институт политического убежища?

9.Расскажите о порядке предоставления политического убежища в Республике Казахстан.

Литература.

Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. - М., 2003.

Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. – М., 1986.

Гаврилов В. В. ООН и права человека. Механизмы создания и осуществления нормативных актов. - Владивосток, 1998.

Галенская Л. Н. Право убежища. Международно-правовые вопросы. – М., 1968.

Ежова О. Е. Национально-правовая имплементация международных норм о статусе иностранцев. – Киев, 1989.

Ибрагимов А. М. Международно-правовое положение беженцев. - Махачкала, 2000.

Кучин М. В. Вопросы гражданства: соотношение договорного и законодательного регулирования в рамках СНГ // Правоведение. 1992. № 5.

Лазарев П. В. Иностранные граждане (правовое положение). – М., 1992.

Лукьянцев Г. Е. Европейские стандарты в области прав человека; теория и практика функционирования Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. - М., 2000.

Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. - М., 2000.

Потапов В. И. Беженцы и международное право. – М., 1986.

Тиунов О. И. Международное гуманитарное право: Учебник. - М., 2000.

Черниченко С. В. Личность и международное право. – М., 1974.

Энтин М. Л. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы. - М., 1997.

Ястребова А. Ю. Институт убежища и статус беженцев в международном праве // Советское государство и право. 1990. № 10.

Актуальные проблемы гражданства. – М., 1995.

Международное право: Учебник // Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. - М., 2000.

Сборник документов по международному праву / Под общ. ред. К. К. Токаева. – Алматы, 1998. Т. 1.

Сборник законодательных актов государств СНГ и Балтии по вопросам миграции, гражданства и связанным с ним аспектам. – М., 1996.

Право убежища - это предоставленная государством каждому лицу юридическая возможность въезда и проживания на его территории в силу преследования данного лица по политическим и иным мотивам в государстве, гражданином которого оно является. В ст. 1 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г . подтверждается, что убежище предоставляется государством в осуществление его суверенитета. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право лица искать убежище от преследования в других странах и пользоваться им (ст. 14).

Предоставление убежища имеет строго индивидуальный характер, оно рассматривается как гуманный акт и является правомерным по отношению к другим государствам. Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должны уважать все остальные государства. Предоставление убежища какому-либо лицу предполагает невыдачу его другому государству. Однако такие лица теряют право на дипломатическую защиту со стороны своего государства.

Право убежища преимущественно регулируется национальным законодательством государств. Данное право впервые в законодательном порядке было закреплено в Конституции Франции 1793 г ., которая обеспечивала «убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы».

В настоящее время право убежища закреплено в конституциях многих стран. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

В отсутствие всеобъемлющего международного договора право убежища регулируется преимущественно обычными нормами международного права.

Указанные нормы исходят из того, что:

1) каждый человек имеет право искать убежище в других государствах в случае преследования по политическим и другим причинам;

2) каждое государство исходя из суверенитета на уровне своего законодательства определяет порядок предоставления убежища;

3) предоставление убежища не следует рассматривать в качестве недружественного акта по отношению к другому государству;

4) лицо, которому предоставлено убежище, не может подвергаться высылке в страну, в которой оно преследуется;

5) убежище не предоставляется лицам, совершившим международные преступления либо обвиняемым в общеуголовных преступлениях.

В международной практике получил признание такой вид убежища, как территориальное убежище, нашедший свое закрепление в Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. В Декларации о территориальном убежище, принятой Комитетом министров Совета Европы в 1977 г. , подтверждается право каждого государства предоставлять убежище любому лицу, которое имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенным политическим убеждениям.

Другой вид - дипломатическое убежище сложился в практике латиноамериканских государств и получил свое закрепление в Гаванской конвенции об убежище 1928 г. и в Конвенции о дипломатическом убежище 1954 г. На основании этих актов убежище предоставляется на территории дипломатического представительства и консульского учреждения в государстве пребывания, на борту военных кораблей и воздушных судов и на территории военных баз иностранных государств.

К слову сказать, страны Латинской Америки могут практиковать дипломатическое убежище только в отношениях между собой. Но международной практике известны случаи, когда они пытались расширить пространственные пределы предоставления этого вида убежища. Так, в частности, правительство Чили предоставило в помещении своего посольства в Берлине убежище Э. Хоннекеру, преследуемому по подозрению в совершении преступлений в его бытность руководителем Германской Демократической Республики. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г ., которая должна применяться в отношениях стран Америки с государствами других континентов вообще, в данном случае, в частности, не признает право убежища на территории дипломатического представительства в государстве пребывания.

Получившее убежище лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего такое убежище.

В соответствии с международно-правовыми нормами на право искать убежище и пользоваться убежищем не может претендовать лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества. Однако это не мешает ряду государств предоставлять политическое убежище лицам, которые преследуются в своем государстве за указанные преступления. Так, в 2003 г. Великобритания предоставила политическое убежище А. Закаеву, который обвиняется правоохранительными органами России в совершении тяжких преступлений, в том числе террористических актов.



Оценка оснований для предоставления убежища отнесена к усмотрению предоставляющего это убежище государства. Государства, предоставляющие убежище, не должны позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН.

В Российской Федерации предоставление политического убежища производится указом Президента РФ по представлению Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Порядок предоставления политического убежища определен Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 1 декабря 2003 г.).

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" (с изменениями и дополнениями)

В России политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые ищут убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным сообществом, нормам международного права. Условием предоставления политического убежища является и то, что преследование должно быть направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении данного убежища. Лицо может быть лишено предоставленного ему политического убежища указом Президента РФ по соображениям национальной безопасности, а также в случае, если оно занимается деятельностью, противоречащей цели и принципам ООН, либо если лицо совершило преступление и в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда.

Понятие политического убежища и условия его предоставления. Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.

Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище - предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В современном международном праве сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища, хотя в Латинской Америке оно признается.

Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором - внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.

Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено.

Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХII).

Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища - это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

Основания и процедура (судебная, административная) предоставления политического убежища, а также статус лиц, получивших убежище, зависят от внутреннего законодательства государства . В отечественной практике для определения лиц, получивших политическое убежище, употребляется термин "политические эмигранты". В России, как, впрочем, и в других государствах, их статус по существу равнозначен статусу лиц без гражданства. Отличие состоит в том, что в некоторых случаях допускается предоставление политическим эмигрантам ряда льгот (в отношении жилища, трудоустройства и т. п.).

Если перечень оснований, по которым политическое убежище может предоставляться, зависит от внутреннего законодательства, то обязательство государств не предоставлять такого убежища определенным категориям лиц предусматривается уже нормами международного права (принципами, договорными и обычными нормами) . Это положение отражено в п. 2 ст. 1 Декларации о территориальном убежище, где говорится, что право искать и пользоваться убежищем не признается за лицом, в отношении которого имеются серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, как они определяются в международных документах. Понятия "военные преступники" и "лица, виновные в преступлении против человечества" нашли отражение в ряде международных документов, в частности в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года и в Уставе Нюрнбергского трибунала, который является частью Лондонского соглашения от 8 августа 1945 г. Принципы Устава были единодушно подтверждены в резолюции Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1946 г. как общепризнанные принципы международного права.

Международно-правовые последствия предоставления политического убежища. Основным международно-правовым последствием предоставления политического убежища является обязанность государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Государство несет эту обязанность в отношении международного сообщества, как подчеркнуто в Декларации о территориальном убежище.

Не следует смешивать предоставление политического убежища с разрешением какому-либо лицу постоянно проживать на территории определенного государства. В последнем случае государство не берет на себя никаких международно-правовых обязательств.

Нередко на политическое убежище претендует лицо, которое в государстве, им оставленном, считается политическим преступником. В связи с этим возникает вопрос о том, кому принадлежит право оценки, является ли данное лицо политическим преступником или не является, может ли оно вообще претендовать на получение политического убежища. Здесь часто возникают конфликтные ситуации. Принцип, который закреплен в Декларации о территориальном убежище, сводится к тому, что в конечном счете данный вопрос решает государство, предоставляющее убежище.

Общепризнанным является положение, согласно которому убежище не должно предоставляться лицу, совершившему общеуголовное преступление.

Получило довольно широкое распространение правило, закрепленное во многих международных договорах, согласно которому убийца главы государства или лицо, покушавшееся на его жизнь, не считается политическим преступником, то есть может подлежать выдаче. Правда, эта норма носит только договорный характер. Иногда она закрепляется во внутреннем законодательстве государств. В 1957 году западноевропейские государства заключили Европейскую конвенцию о выдаче преступников. Эта норма нашла в ней отражение. Ранее она была сформулирована в Конвенции о борьбе с терроризмом 1937 года, которая так и не вступила в силу.

Второе международно-правовое последствие предоставления политического убежища заключается в том, что государство, предоставившее его какому-либо лицу, приобретает право на оказание квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом. Этот вопрос может возникнуть, например, в тех случаях, когда лицо, получившее убежище по тем или иным причинам, временно выезжает в третью страну. Приобретает ли само это лицо в подобных ситуациях право на квазидипломатическую защиту или не приобретает такого права, зависит от внутреннего законодательства соответствующего государства, но государство, предоставившее убежище, приобретает право на оказание защиты в международно-правовом смысле, то есть в отношении иностранного государства, в котором права данного лица были нарушены. Указанная защита может именоваться квазидипломатической потому, что, будучи внешне сходной с дипломатической защитой (оказываемой государством собственным гражданам), отличается от нее именно тем, что оказывается не собственным гражданам. Она обусловлена не гражданством, а специальным статусом заинтересованных лиц.

Практике известны случаи, когда возникал вопрос об оказании лицу, получившему убежище, квазидипломатической защиты даже в отношении вынужденно покинутого им государства, например при похищении его агентами этого государства.

Третье последствие предоставления политического убежища сводится к тому, что государство, которое предоставило политическое убежище какому-либо лицу, несет ответственность за его деятельность. Иными словами, оно обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны таких лиц в отношении государств, из которых они бежали, пока эти лица пользуются статусом получивших политическое убежище. Это не означает, что они не должны выступать с критикой режима последнего. Такая критика вполне допустима с точки зрения принципов международного права и может осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством государства, предоставившего убежище.

В Декларации о территориальном убежище (ст. 4) тезис о недопустимости определенных действий со стороны лиц, получивших политическое убежище, сформулирован более широко. В ней говорится: "Государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, которые его получили, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций".

Право убежища не предоставляется индивидам непосредственно нормами международного права. Как право индивидов, оно существует в рамках внутригосударственного права. Нормы международного права закрепляют лишь право государства предоставлять определенным категориям лиц политическое убежище и обязанность других государств уважать это право.

Политическое убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, предоставившем ему убежище. В последнем случае это государство может сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище.