Доступ к информации возможность получения информации. Право граждан на доступ к информации

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Доступность информации - состояние информации (ресурсов автоматизированной информационной системы), при котором субъекты, имеющие права доступа, могут реализовывать их беспрепятственно. К правам доступа относятся: право на чтение, изменение, копирование, уничтожение информации, а также права на изменение, использование, уничтожение ресурсов .

Область использования

Понятие «доступность объекта» (англ. availability ) используется в контексте терминологии информационной безопасности (объектом может быть информация, документы, ресурсы автоматизированной системы). В частности, свойство доступность информации (ресурсов автоматизированной системы) - является одним из трех основных критериев информационной безопасности объекта.

Обычно свойство доступности требуется наряду с конфиденциальностью (confidentiality ) и целостностью (integrity ). Иногда к списку необходимых свойств информационной безопасности объекта добавляют неотказуемость (non-repudiation ), подотчётность (accountability ), аутентичность или подлинность (authenticity ), достоверность (reliability ).

Определения понятия

Доступность (документа) - свойство документа, состоящее в том, что форма представления документа обеспечивает физическую возможность измерения заданных параметров этого представления документа (содержания, атрибутов, технологии) заданными средствами в заданных точках за конечное время.

Доступ (в автоматизированной информационной системе) (англ. access ) - получение возможности ознакомления с информацией, её обработки и (или) воздействия на информацию и (или) ресурсы автоматизированной информационной системы с использованием программных и (или) технических средств.
Примечание. Доступ осуществляется субъектами доступа, к которым относятся лица, а также логические и физические объекты.

Использование термина

Термин используется в следующих областях знаний: информационная безопасность , компьютерная безопасность , защита информации , защита компьютерных сетей и информационных систем , информационные технологии , корпоративные информационные системы .

Реализация содержания

Методы и способы реализации требований, изложенных в определении термина, подробно описываются в рамках единой схемы обеспечения информационной безопасности объекта (защиты информации).

Основными методами обеспечения доступности информации (данных) при хранении в автоматизированных системах являются:

См. также

Напишите отзыв о статье "Доступность информации"

Примечания

Отрывок, характеризующий Доступность информации

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.
Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.
– Ишь ты, и курские прошли, – говорили в рядах.
– Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, – одно слово!
Хотя никто из колонных начальников не подъезжал к рядам и не говорил с солдатами (колонные начальники, как мы видели на военном совете, были не в духе и недовольны предпринимаемым делом и потому только исполняли приказания и не заботились о том, чтобы повеселить солдат), несмотря на то, солдаты шли весело, как и всегда, идя в дело, в особенности в наступательное. Но, пройдя около часу всё в густом тумане, большая часть войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом передается это сознание, – весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разливается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине. Ежели бы русское войско было одно, без союзников, то, может быть, еще прошло бы много времени, пока это сознание беспорядка сделалось бы общею уверенностью; но теперь, с особенным удовольствием и естественностью относя причину беспорядков к бестолковым немцам, все убедились в том, что происходит вредная путаница, которую наделали колбасники.

Доступ к информации

Доступ к информации

Доступ к информации - в широком смысле - операционный тип взаимодействия между субъектом и объектом, в результате которого создается поток информации от одного к другому.
Доступ к информации - в узком смысле - операция записи, модификации, передачи или чтения данных.

По-английски: Access to information

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Доступ к информации" в других словарях:

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    доступ к информации - Получение субъектом возможности ознакомления с информацией, в том числе с помощью технических средств . [ГОСТ Р 50922 96] [ОСТ 45.127 99] доступ к информации Возможность получения информации и ее использования. [ОАО РАО "ЕЭС России"… …

    Доступ к информации - (information access) возможность получения информации и ее использования. Работа сотрудника организации с определенным составом информационных ресурсов (базы данных, сведения,файлы и др.) должна быть санкционирована полномочным должностным лицом … Экономико-математический словарь

    Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования. Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере занимает важное место среди национальных интересов России. Право на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к… … Большой юридический словарь

    Доступ к информации - 6) доступ к информации возможность получения информации и ее использования;... Источник: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149 ФЗ (ред. от 28.07.2012) Об информации, информационных технологиях и о защите информации … Официальная терминология

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - 1) согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.06.2006 № 149 ФЗ, – возможность получения информации и ее использования; 2) согласно ГОСТ Р 50922– 96 «Защита информации. Основные термины и… … Делопроизводство и архивное дело в терминах и определениях

    ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ - ознакомление с информацией, копирование, модификация, создание и уничтожение информации … Большой экономический словарь

    Доступ к информации - 1. Возможность получения информации и ее использования Употребляется в документе: № 149 ФЗ от 27 июля 2006 года … Телекоммуникационный словарь

    доступ к информации (ресурсам информационной системы) - Получение возможности ознакомления с информацией, обработки информации и (или) воздействия на информацию и (или) ресурсы информационной системы с использованием программных и (или) технических средств . Примечание Доступ осуществляется… … Справочник технического переводчика

    доступ к информации, составляющей коммерческую тайну - Ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО… … Справочник технического переводчика

Книги

  • Философия информации: профессионально-мировоззренческое учебное пособие , А. В. Соколов. "Информация" - один из самых распространенных и самых многозначных терминов современного русского языка. В каких только контекстах он не встречается! Информации посвящаются декларации…

На поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ:

  • п. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
  • Статья 29 п. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  • п. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на доступ к информации означает:

  1. право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за получением необходимой информации;
  2. право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации;
  3. право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.

Ст. 8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает, что (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Не может быть ограничен доступ к:

  • , затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения .

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация :

  1. о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
  2. затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
  3. иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничения доступа к информации

Ситуация с доступом к информации для журналистов во многом обусловлена непониманием или отрицанием законодателями и чиновниками той роли, которую призваны играть в обществе средства массовой информации. Как следствие, белорусское законодательство о СМИ и правоприменительная практика далеки от признания особой роли свободных СМИ в качестве «стража общества». Государственные органы в Беларуси не учитывают «общественный интерес» как категорию, определяющую правомерность предоставления той или иной информации. Так, в Законе «О средствах массовой информации» отсутствует какое-либо упоминание об общественных функциях журналистов и СМИ, гарантиях реализации их права на доступ к информации в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Белорусское законодательство содержит целый ряд предпосылок для практически бесконтрольного ограничения права на получение информации журналистами. При этом в стране отсутствует независимый орган, к которому было бы можно апеллировать в таких случаях.

Закон «О средствах массовой информации» содержит понятие «информация ограниченного доступа» (статья 37). К такой информации, в частности, относятся:

Сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну;

Сведения о системе организации, об источниках, о способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;

Материалы дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства до окончания производства по уголовному делу;

Иная информация, предусмотренная законодательными актами.

В соответствии со статьей 16 Закона «О государственных секретах» такие сведения подразделяются на две категории в зависимости от тяжести возможных последствий от их разглашения: государственную тайну и служебную тайну.

Государственная тайна - это сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь.

Служебная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых может быть причинен существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь. Отнесение сведений к государственным секретам осуществляется государственными органами и организациями, наделенными этим полномочием.

В соответствии с «Перечнем государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. № 68 «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов» , их насчитывается около шестидесяти.

Среди них, например, Уполномоченный по делам религий и национальностей, Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром», Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира, Национальная государственная телерадиокомпания. Таким образом, отдельные государственные органы и организации по собственной инициативе имеют возможность вводить ограничения на распространение целых сегментов информации.

Важно отметить, что приведенный в Законе о СМИ перечень случаев допустимого ограничения доступа к информации не закрыт и содержит отсылку к другим «законодательным актам», что дает возможность для его расширительного толкования.

Так, в 2013 году были внесены дополнения в Закон «Об информации, информатизации и защите информации», который хотя прямо и не касается средств массовой информации, но вводит новую категорию информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено – «служебная информация ограниченного распространения» .

К ней относятся сведения, касающиеся деятельности государственного органа, юридического лица, распространение и (или) предоставление которых может причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физических лиц, в том числе их чести и достоинству, личной и семейной жизни, а также правам и законным интересам юридических лиц, и которые не отнесены к государственным секретам (статья 18-1).

Информация может быть отнесена к служебной информации ограниченного распространения в соответствии с перечнем сведений, определяемым Советом Министров Республики Беларусь, а также в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь. С учетом того, что президент имеет право принимать акты нормативного характера, которые не подлежат опубликованию в общедоступных источниках, у государственных органов существует возможность отказывать в доступе к информации, под предлогом ее отнесения к служебной информации ограниченного распространения.

Закрытость государственных органов

Особой проблемой для белорусских журналистов является жесткая регламентация контактов госчиновников с прессой, которая фактически не допускает их непосредственного взаимодействия. В соответствии со статьей 22-1 Закона «О государственной службе», «целесообразность публикаций и выступлений государственных служащих, связанных с исполнением служебных обязанностей, определяется руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом».

Публикации и выступления государственных служащих, связанные с исполнением служебных обязанностей, допустимы только по поручению или с согласия руководства и подлежат обязательному согласованию с ним. Указом Президента Республики Беларусь № 65 от 6 февраля 2009 г. «О совершенствовании работы государственных органов, иных государственных организаций со средствами массовой информации» во всех государственных органах и организациях функции общения с прессой возлагаются на пресс-секретаря или другое лицо, которое подчиняется непосредственно руководителю государственного органа.

Практически при всех государственных органах созданы пресс-службы (иногда их функции выполняют идеологические отделы), которые монополизировали предоставление информации для СМИ, любые заявления для прессы государственных служащих должны быть согласованы с ними. Согласно Указу Президента № 65, общая координация деятельности лиц, ответственных за работу со СМИ, по вопросам, касающимся освещения проводимой Президентом Республики Беларусь государственной внутренней и внешней политики, осуществляется Администрацией Президента Республики Беларусь. Администрации Президента совместно с Национальным пресс-центром Республики Беларусь и Академией управления при Президенте Республики Беларусь уполномочены на постоянной основе осуществлять мониторинг деятельности лиц, ответственных за работу со СМИ.

Аккредитация как разрешение на профессию

Дополнительным ограничением права на получение информации журналистами в Беларуси является порядок аккредитации журналистов. Право на которую им дает статья 35 Закона «О средствах массовой информации». Хотя отсутствие аккредитации не должно являться препятствием для свободного осуществления журналистской деятельности, на практике институт аккредитации в Беларуси зачастую используется для ограничения доступа журналистов к информации. Возможность для этого заложена в самом определении «аккредитации журналиста средства массовой информации», данном в статье 1 Закона о СМИ, характеризующем ее как «подтверждение права журналиста средства массовой информации освещать мероприятия, организуемые государственными органами, политическими партиями, другими общественными объединениями, иными юридическими лицами, а также другие события, происходящие на территории Республики Беларусь и за ее пределами». Аккредитация трактуется как реализация права государственного органа или другого учреждения разрешить тому или иному журналисту освещать его деятельность.

Кроме того, Закон предусматривает (статья 35) обязательную аккредитацию журналистов иностранных медиа Министерством иностранных дел, которую могут получить только штатные сотрудники зарубежных СМИ. Различия в порядке аккредитации журналистов белорусских и иностранных СМИ носят дискриминационный характер и препятствуют журналистам, сотрудничающим с зарубежными медиа, реализовывать свое право на получение информации. Оспорить отказ в аккредитации невозможно, поскольку суды отказываются принимать такие жалобы на действие (бездействие) государственных органов и их должностных лиц к рассмотрению. Так, суды первой и второй инстанций отказались рассматривать жалобу журналиста Беларускага Радыё Рацыя» (Польша) Виктора Парфёненко, который семь раз получал от МИД отказ в аккредитации.

Наиболее уязвимой категорией в вопросах доступа к информации являются те, кто осуществляют журналистские функции и не имеют возможности получить аккредитацию с учетом того, что определение журналиста, данное в Законе о СМИ, фактически не предусматривает возможности самостоятельной журналистской работы вне договорных отношений с редакциями СМИ. К ним относятся журналисты-фрилансеры и блогеры. В большинстве случаев они вынуждены работать, не имея легального статуса журналиста. В результате фрилансеры, сотрудничающие с иностранными медиа, рассматриваются как правонарушителями и подвергаются административному преследованию. Ссылка на будущий текст по 22.9

Помимо формальных барьеров, белорусские независимые журналисты постоянно сталкиваются в ходе своей профессиональной деятельности с противодействием со стороны сотрудников правоохранительных органов, недопуском на открытые судебные заседания и официальные мероприятия, необоснованными отказами в предоставлении информации при обращении в государственные органы и другими препятствиями.

Материалы по теме сюжета


Новости

Журналист-фрилансер Александр Зенков подал жалобу в прокуратуру Совестского района Минска на свое незаконное задержание 10 декабря 2019 года незаконным. Он требует от сотрудников милиции официальных извинений и компенсации.


Новости

Журналист-фрилансер Александр Зенков подал жалобу в прокуратуру Совестского района Минска, свое задержание 10 декабря 2019 года он считает незаконным. Журналист требует от сотрудников милиции официальных извинений и компенсации.


Новости

«Ограниченный круг». Журналистов БелаПАН опять не пускают на официальное мероприятие

Журналистов крупнейшего независимого информационного агентства БелаПАН не аккредитовали на пресс-подход по результатам встречи с премьер-министром Латвии Кришьянисом Кариньшем.


Новости

На просьбу предоставить информацию начальник отделения Госавтоинспекции Барановичского ГОВД Александр Силицкий сообщил корреспонденту негосударственной газеты Intex-press, что с журналистами этого издания сотрудники Барановичского ГАИ общаться не могут.


Рейтинг закрытости

Самые закрытые ведомства: ОАЦ, МВД, КГБ и ГУВД Мингорисполкома. Результаты опроса журналистов

Белорусская ассоциация журналистов провела очередной опрос коллег относительно открытости основных государственных ведомств и организаций.


Новости

По версии милиции, журналист телеканала «Белсат» Андрей Козел незаконно снимал процедуру подсчета голосов на местных выборах, а потом отказался покинуть помещение после требований сотрудников милиции.


Новости

Письменные запросы в работе журналистов становятся все более бессмысленной формой получения ответов. Несмотря на законодательное регулирование, чиновники и руководители игнорируют письменные запросы, причем разными способами и под разными предлогами.


Новости

Редакция «Intex-press» обратилась в райисполком с просьбой аккредитовать корреспондента Юлию Ивашко. Однако райисполком в письме за подписью заместителя председателя Александра Грицкевича от 16 мая ответил отказом.


Новости

Право на доступ к информации – это поиск и получение гражданами и организациями любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных ФЗ.

Закон о доступе к информации устанавливает, что «плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов МСУ взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством РФ объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством РФ».

Организация также имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся своих прав и обязанностей, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. По Закону об информации доступ не может быть ограничен к:

Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

Информации о состоянии окружающей среды;

Информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;

Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления в свою очередь обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ.

Охрана.

В российском законодательстве свобода информации, свобода слова, свобода выражения мнения закреплены в ст.29 Конституции РФ.

Закон РФ “О СМИ” регулирует профессиональную деятельность журналистов и деятельность редакций СМИ. В ст.38-40 регулирует право на запрос информации и право на ее получение.

Есть также Закон “Об информации, информатизации и защите информации”.

Есть еще нормативные акты, которые так или иначе регулируют сферу свободы доступа к информации. Из них в первую очередь стоит обратить внимание на Указ Президента “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию”. Он является первым нормативным актом, который включил в правовое регулирование такое понятие, как прозрачность деятельности государственных органов.

Закон “О международном информационном обмене”, который устанавливает ответственность за нарушение указанных прав.

  1. Информация без права ограничения доступа.

Свобода информации - понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая свободу выражения убеждений (свобода слова), свободное функционирование СМИ (свобода печати), право общества на получение от государственных служб информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом.

Свобода искать, получать и распространять информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и включена в Всеобщую декларация прав человека (Ст.19). Свобода слова, расширением которой является свобода информации, - это фундаментальное право человека, признанное в международном праве.

Право общества на получение от государственных служб информации, право на доступ граждан к правительственным документам входит в конституции многих стран и в целом рассматривается как признак открытости управления. Реализация права общества на получение информации может быть затруднена без специальных механизмов, обеспечивающих это право; такие законы приняты в более чем 90 странах мира. Тем не менее, существуют различные понимания целей свободы информации, в зависимости от разных концепций либеральной демократии. Одним из базовых принципов в обеспечении права общества на получение информации является установление бремени доказательства на стороне, обязанной предоставлять информацию. Т.е. запрашивающий информацию не должен предоставлять причин для запроса, но для непредставления информации должна быть представлена причина.

Свобода информации в России.